Административно территориальное устройство греции

Административно территориальное устройство греции

Ставропольский край

Губернатор Владимир Владимиров провёл в режиме видеоконференцсвязи совещание, посвящённое подготовке к реализации мероприятий государственной программы по капитальному ремонту школ.

Губернатор заслушал отчёты о выполнении поручений, данных после «прямой линии» с жителями края

Губернатор Владимир Владимиров провёл совещание по вопросам исполнения поручений, данных по итогам «прямой линий» с жителями Ставропольского края 28 июля 2021 года. В нём приняли участие члены Правительства края, руководители краевых министерств и ведомств, главы муниципальных образований.

Информация

Флаг и герб региона

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Дата образования – 13 февраля 1924 года

Административный центр – г. Ставрополь

Ставропольский край находится в пределах Северо-Кавказского федерального округа

Площадь территории (тыс. кв. км.) – 66,2

Население (тыс. чел.) – 2794,6 (2021 г.)

Национальный состав населения

(по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., %):

другие национальности – 8,03

Административно-территориальное устройство (2021 г.):

муниципальные районы – 16

городские округа – 17

городские поселения – 2

сельские поселения – 166

Географическое положение и природно-климатические условия

Ставропольский край расположен в центральной части Северного Кавказа, его территория простирается от Прикаспийской низменности на востоке до предгорий Главного Кавказского хребта на юго-западе.

Край граничит с субъектами Российской Федерации – Республикой Дагестан, Кабардино-Балкарской Республикой, Республикой Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республикой, Республикой Северная Осетия – Алания, Чеченской Республикой, Краснодарским краем, Ростовской областью.

По рельефу территория края разделена на районы: полоса предгорий, Пятигорский вулканический район, Ставропольская возвышенность, Манычская впадина и Терско-Кумская низменность. Край расположен в основном в степной и полупустынной зонах.

В крае проложена сеть магистральных каналов: Большой, Терско-Кумский, Нефтекумский, имеется более 30 озер (самое крупное – Маныч-Гудило) и более 50 водохранилищ, наиболее крупными из которых являются: Сенгелеевское, Новотроицкое, Отказненское, Курское, Советское, Роставановское, Чограйское.

Климат умеренно континентальный. Средняя температура января – минус 2,3°C, июля – плюс 22,5°C.

Край располагает рекреационными ресурсами общероссийского значения. Санаторно-курортный и туристический комплекс Ставропольского края образован на территории особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказские Минеральные Воды (наиболее благоприятным природно-климатическим и бальнеологическим потенциалом располагают города-курорты: Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск). В регионе Кавказских Минеральных Вод эксплуатируется более 100 скважин минеральных лечебных вод тридцати типов.

К особо охраняемым природным территориям Ставропольского края относятся: эколого-курортный регион Кавказских Минеральных Вод и 41 государственный природный заказник регионального значения.

Система органов государственной власти

Законодательная власть в Ставропольском крае осуществляется Думой Ставропольского края, которая является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти края.

Дума Ставропольского края состоит из 50 депутатов, избираемых сроком на пять лет: 25 депутатов избираются по одномандатным округам, 25 – по единому краевому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

Действующий состав Думы Ставропольского края избран в сентябре 2016 года. Срок окончания полномочий – сентябрь 2021 года.

Исполнительную власть в Ставропольском крае осуществляет Правительство Ставропольского края и иные исполнительные органы государственной власти края.

Губернатор Ставропольского края является высшим должностным лицом Ставропольского края и возглавляет правительство края. Срок полномочий – пять лет. Срок окончания полномочий действующего губернатора края – сентябрь 2024 года.

Правительство Ставропольского края является постоянно действующим органом исполнительной власти Ставропольского края.

Экономика и природные ресурсы

Ставропольский край – промышленный, деловой, логистический и инвестиционный центр Северного Кавказа. Для региона характерно благоприятное сочетание трудовых ресурсов и значительных производственных мощностей. В крае сложился многоотраслевой индустриально-аграрно-рекреационный комплекс.

Основную роль в формировании валового регионального продукта (ВРП) и в общем объеме налоговых доходов региона играют 4 основных вида экономической деятельности: промышленное производство, оптовая и розничная торговля, агропромышленный комплекс, транспорт и связь.

Промышленность является ведущей отраслью экономики Ставропольского края. Доля промышленности в структуре ВРП края – около 20 %. Основная роль в промышленном производстве принадлежит обрабатывающим производствам, которые в структуре объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг составляют около 80%. Главными отраслями промышленного производства в регионе являются химическая (ОАО «Невинномысский Азот», ОАО «Арнест»), нефтехимическая (ООО «Ставролен»), пищевая (ОАО «Консервный завод „Ставропольский“, ОАО „Ставропольсахар“, ОАО „Мясокомбинат „Пятигорский“, ОАО „Сыродел“, Новоалександровский мясокомбинат), легкая, стекольная, фарфоро-фаянсовая (Кисловодский фарфоровый завод), деревообрабатывающая промышленность и машиностроение (ОАО „Концерн „Энергомера“, ОАО „Сигнал“, ОАО „Автоприцеп-КамАЗ“).

Ставропольский край – один из крупнейших в Европе производителей минеральных удобрений и искусственных сапфиров. По объемам производства полимерной продукции, изделий стекольной промышленности, розливу минеральных вод и напитков (ОАО «Кавминводы», ОАО «Нарзан», ЗАО «Минеральные воды Железноводска», Ставропольский ликеро-водочный завод «Стрижамент») регион занимает лидирующие позиции в России.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды осуществляется на базе энергетического комплекса, представленного тепловыми электростанциями (Ставропольская ГРЭС, Невинномысская ГРЭС, Буденновская ПГУ-ТЭС, Егорлыкская ГЭС, каскад Кубанских ГЭС) и теплоэлектроцентралями (Кисловодская ТЭЦ). Уровень газификации в крае составляет более 90%.

Транспортная сеть края представлена железнодорожным (крупные железнодорожные узлы «Минеральные Воды», «Старомарьевская», «Невинномысск»), автомобильным (автомобильные дороги федерального значения «Кавказ», «Астрахань – Элиста – Ставрополь»), авиационным видами транспорта (два международных аэропорта в городах Ставрополь и Минеральные Воды).

Важнейшей отраслью специализации экономики Ставрополья является сельское хозяйство. Природно-климатические условия края благоприятствуют выращиванию практически всех видов основных сельскохозяйственных культур. Ставропольский край – один из крупнейших поставщиков сельскохозяйственной продукции и продовольствия в стране. Лидирующие позиции в России край занимает по производству зерна.

Основными направлениями развития агропромышленного комплекса являются производство зерна, зернобобовых, технических и бахчевых культур, овощей, фруктов, винограда, а также животноводство, представленное разведением крупного рогатого скота мясо-молочного направления, свиноводством, птицеводством (ЗАО «Ставропольский бройлер») и тонкорунным овцеводством.

В растениеводстве ведущее место принадлежит зерновому хозяйству (озимая и яровая пшеница). Главные технические культуры – подсолнечник, соя, сахарная свёкла, горчица, конопля. Из кормовых культур выращивают люцерну, сорго, нут, кукурузу на силос. Широко развито садоводство, виноградарство, пчеловодство, в последнее время получило развитие прудовое рыбоводство.

Важной составной частью экономического потенциала края является рекреационный комплекс, созданный на базе лечебных минеральных источников и уникальных природных условий. Наиболее значимым по туристско-рекреационным ресурсам и инфраструктуре выступает регион Кавказских Минеральных Вод. В целях привлечения инвестиций в развитие курортной отрасли и туристско-рекреационного комплекса в Ставропольском крае создаются региональные рекреационные парки.

Культура и туризм

Этническая культура Ставропольского края многонациональна, с доминирующим славянским и казачьим началами. Территория края была колыбелью многих народов и племен, населяющих ныне Северный Кавказ. Об этом свидетельствуют курганы, городища, могильники, древние храмы, встречающиеся повсеместно в горах, предгорьях и в долинах рек Кубани, Подкумка, Кумы, Калауса и их притоков.

Самый мощный курортно-туристический комплекс Ставропольского края – это Кавказские Минеральные Воды, являющиеся жемчужиной России.

Ставропольский край имеет богатейший историко-культурный потенциал. В крае более 2000 памятников истории и культуры, из них 71 имеют статус федеральных, 6 городам придан статус исторических: Ставрополь, Будённовск, Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск.

Оборонительные сооружения Азово-Моздокской оборонительной линии времен Кавказских войн сохранились в виде остатков крепостей, редутов, мощеных дорог (г. Ставрополь, г. Георгиевск, ст. Константиногорская).

На Ставрополье есть два музея-заповедника федерального значения – Лермонтовский в Пятигорске и «Татарское городище» в Ставрополе. Со Ставропольским краем неразрывно связаны имена А.В. Суворова, А.П. Ермолова, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого. В экспозициях и фондах Ставропольского краеведческого музея собрано более двухсот тысяч экспонатов, знакомящих посетителей с природой, историей, экономикой и культурой многонационального края с древнейших времен до наших дней. Многие экспонаты имеют мировое значение.

В крае расположена старейшая на Кавказе Ставропольская государственная краевая универсальная научная библиотека им. М.Ю. Лермонтова, основанная в 1852 году.

В XIX в. в Ставрополе был открыт первый русский театр на Кавказе (ныне – Ставропольский академический театр драмы им. М.Ю. Лермонтова). В XX веке начал свою плодотворную деятельность Пятигорский театр оперетты.

ВУЗРУ

«Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»

Административно-территориальное деление Греции

Действующая Конституция Греческой Республики была принята в 1975 году. В 1 статье Конституции закреплено, что Греция является парламентской республикой и основой государства считается народный суверенитет. 3 статья Конституции регулирует отношения между государством и Восточно-Православной Церковью. 4-25 статьи касаются индивидуальных и социальных прав граждан, 26-105 статьи описывают организацию и функции государства, а 106-120 статьи включают различные специальные и переходные положения.

В Греции существует разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную.

Законодательным органом в Греции является Парламент, который представляет собой однопалатный представительный орган и состоит из 300 депутатов. Парламент избирается путем прямых общих выборов сроком на 4 года. Депутаты Греческого Парламента избирают, в свою очередь, спикера, которым на данный момент является Вангелис Меймаракис. Помимо законодательной инициативы, Парламент также утверждает собственный Регламент, принимает государственный бюджет и дает отчет о его использовании, утверждает программу экономического и социального развития, принимает решение о проведении референдума по определенному вопросу, принимает закон о введении военного положения, дает согласие на приостановление своей работы на срок более 30 дней или возобновление работы на той же сессии, избирает Президента Республики и руководство парламента.

Исполнительную власть осуществляют Правительство и Президент Республики, который является лишь церемониальной фигурой. Правительство Греции назначается Президентом страны по представлению Премьер-министра Греческой Республики, который возглавляет правительство. На досрочных парламентских выборах 26 января 2015 года победила «левая» партия СИРИЗА, а ее лидер, Алексис Ципрас, сформировал новое правительство. Сегодняшнее греческое правительство включает в себя представителей трех партий – Коалиция радикальных левых, Независимые греки и Экологические зеленые. Правительство Греческой Республики представлено руководителями отдельных министерств. Структура греческих министерств включает в себя 4 министерства: объединенное министерство внутренних дел и административной реформы; объединенное министерство экономики, инфраструктуры, морских дел и туризма; объединенное министерство промышленной реконструкции, охраны окружающей среды и энергетики; объединенное министерство культуры, образования и религии. Эти 4 министерства состоят в общей сложности из 10 «подминистерств»: министерства финансов, министерства внутренних дел и административной реформы, министерства иностранных дел, министерства национальной обороны, министерства экономики, инфраструктуры, морских дел и туризма, министерства промышленной реконструкции, охраны окружающей среды и энергетики, министерства культуры, образования и религии, министерства труда и социальной солидарности, министерства здравоохранения и министерства юстиции. Президент Греческой Республики избирается Парламентом сроком на 5 лет. Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил.

Судебная власть в Греции осуществляется тремя категориями судов с гражданской, уголовной и административной юрисдикцией. Гражданские и уголовные суды включают суды первой инстанции, апелляционные суды и, как последняя форма обращения к юрисдикции, — Ареопаг (Верховный Суд). Аналогичным образом, на случаи споров между государством и гражданами из-за незаконного или неверного исполнения государственных полномочий, существуют суды первой инстанции, а также апелляционные суды с Советом Государства, имеющие самую высокую юрисдикцию. Также существует суд государственных ревизоров, который имеет юрисдикцию в финансовых вопросах.

В настоящее время административно-территориальное деление Греческой Республики сформировано по Программе Калликратиса. Согласно ей, территория государства делится на 7 децентрализованных администраций, 13 регионов и 325 муниципалитетов.

Низшей формой организации местного самоуправления является муниципалитет. Во главе каждого муниципалитета стоит мэр и городской совет. Они избираются на 5 лет всеобщим прямым голосованием. Муниципалитеты делятся на отделы, а отделы – на общины, которые имеют собственные совещательные собрания.

Организацией местного самоуправления второго уровня является периферия. Перифериарх и совет при нем избираются также на 5 лет всеобщим прямым голосованием. Периферии делятся на отделы, возглавляемые вице-перифериархами, которые избираются вместе с перифериархом.

Каждая из 7 децентрализованных администраций состоит из нескольких префектур, их количество колеблется от одной до трех, и имеет собственный административный центр (см. таблицу 1)

Курс лекций
«Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах»

Тема 8. Административно-территориальное деление и уровни местного управления

Местное управление осуществляется на определенной территории. Формирование внутригосударственной территориальной организации — административно-территориальное деление — таким образом, является основой местного управления. В большинстве современных государств административно-территориальное деление может быть изменено законом: законодатель вправе как изменять границы существующих административно-территориальных единиц, так и создавать новые. Однако в демократических государствах изменение границ административно-территориальных единиц требует, как правило, учета мнения органов самоуправления, действующих на этой территории, или мнения населения (консультативный референдум). Кроме того, существование многих административно-территориальных единиц предусматривается в текстах Конституций; следовательно, они не могут быть ликвидированы в законодательном порядке.

Наиболее традиционной является двухуровневая схема административно-территориального деления: графства и муниципалитеты в США, амты и общины в Дании, лены и общины в Швеции, префектуры и муниципалитеты в Японии, провинции и общины в Нидерландах и т.д. Поскольку речь идет о внутригосударственной территориальной организации, в федеративных государствах двухуровневая схема существует внутри субъектов федерации, имеющих статус государств или государственных образований.

Исторически формирование двухуровневой организации местной власти связано с разным происхождением территориальных единиц низового (муниципального) и вышестоящего уровней. Территории низового уровня формировались естественно, по поселенческому принципу: каждый город, поселок, иной населенный пункт становился отдельной административно-территориальной единицей. Именно так возникли многие из существующих и сегодня коммун, общин, муниципиев и пр. Территории вышестоящего уровня (префектуры, округа, департаменты, провинции) целенаправленно создавались органами государственной власти для решения собственных задач, т.е. возникли искусственно. В результате они были более однородны по площади и по численности населения, чем муниципальные образования. Первоначально и основные задачи органов власти естественных и искусственных территорий существенно различались: на низовом уровне решались хозяйственные задачи, некоторые виды административного регулирования, тогда как вышестоящий уровень территориальной организации предназначался для выполнения полицейских функций и, в целом, для обеспечения государственного контроля над территорией. Несмотря на то, что сегодня эти различия во многом стерлись, отголоски прежней территориальной специализации присутствуют и в современном праве.

В большинстве случаев, существующие схемы двухуровневого административно-территориального деления формировались еще в XVIII-XIX вв. Социально-экономические и демографические изменения ХХ в. привели к тому, что старое административно-территориальное деление перестало соответствовать задачам органов власти и распределению населения. В первую очередь это относится к территориальным единицам, образованным по поселенческому принципу: слишком маленькие сельские общины неспособны эффективно организовать управление ввиду недостатка в кадрах, узости фискальной базы и других сложностей, связанных с малочисленностью населения. Для решения этой проблемы многие государства провели во второй половине ХХ века административно-территориальные реформы, направленные на сокращение количества низовых территориальных образований путем их объединения; так, в ФРГ в начале 1970-х гг. количество общин было сокращено втрое, в Нидерландах количество общин сократилось вдвое на протяжении века, в Дании закон от 1 апреля 1970 г . сократил количество общин в пять раз и т.д. В некоторых случаях аналогичные изменения происходили и с вышестоящими административно-территориальными единицами — графствами, округами и т.д.

Второе направление административно-территориальных реформ связано с необходимостью создания единых органов управления для крупных городов. В результате процесса урбанизации XVIII-XX вв. многие небольшие поселения, городки, поселки влились в крупные города, формируя единую агломерацию. Традиционное административное деление препятствовало эффективному управлению, поскольку единый с экономической и географической точки зрения город мог состоять из нескольких независимых муниципалитетов. Отчасти эта проблема решается путем межмуниципального сотрудничества (об этом подробнее далее), но в некоторых государствах крупные города стали самостоятельными территориальными единицами с особым статусом и едиными органами власти. Как правило, эти органы власти наделяются дополнительными полномочиями. В результате реформ, наиболее частых во второй половине ХХ в., сформировались такие территориальные образования как города-районы или города вне районов в ФРГ и в Австрии, димы и новые общины в Греции, независимые города в некоторых штатах США, новые унитарные образования в Великобритании и в Новой Зеландии и т.д.

Еще одно существенное изменение, произошедшее во второй половине ХХ в. — формирование третьего уровня территориальной организации. В некоторых странах трехуровневое административно-территориальное деление является традиционным, но в большинстве случаев создание новых крупных территориальных единиц связано с новыми факторами. Во-первых, старые административно-территориальные единицы оказались слишком маленькими для эффективного экономического планирования, которое становится важным аспектом деятельности государства с 1950-х гг. почти во всех странах. Во-вторых, в результате децентрализации власти, созданные ранее искусственные территориальные единицы (департаменты, районы, провинции) получили право на самоуправление. В этих условиях государство часто стремится создать более крупные территориальные образования для контроля над самоуправляющимися территориями и координации их деятельности. Наконец, в странах Западной Европы создание регионального уровня территориальной организации стимулировано вмешательством органов Европейского Союза (и, ранее, Европейского Сообщества). Многие европейские программы в обязательном порядке предполагают наличие регионов, отвечающих определенным географическим характеристикам. В итоге появляются новые или воскрешаются старые — территориальные единицы: регионы во Франции, в Италии, в Португалии, в Ирландии и в Великобритании (только на территории Англии), периферии в Греции, управленческие округа в землях ФРГ. В зависимости от особенностей государственного строя, эти территории могут управляться централизованно (ФРГ, Греция, Великобритания), самоуправляться (Франция, отчасти Ирландия) или иметь большую автономию, сравнимую со статусом субъектов федераций (формально унитарные Италия и Испания).

Территориальная основа местного управления развивается не только вверх (в сторону создания более крупных территориальных единиц), но и вниз, в сторону формирования более мелких. Во-первых, это связано с решением проблемы отдельных поселений: реформы по укрупнению муниципальных образований привели к тому, что в большинстве западных стран несколько небольших поселений могут входить в состав одного муниципального образования. В этом случае возникает проблема с представленностью интересов жителей отдельных деревень и поселков; кроме того, многие вопросы целесообразнее решать именно на уровне отдельных деревень, хуторов и поселков. Во-вторых, за последние тридцать лет усилилась тенденция к демократизации и децентрализации местного управления. Дело в том, что классические местные органы давно уже не являются органами самоуправления населения в буквальном смысле: зачастую городская или окружная администрация ничуть не ближе к населению, чем государственная. Отсюда необходимость развивать реальное самоуправление на уровне отдельных поселков, городских кварталов и т.д. Поэтому во многих странах формируются органы общественного самоуправления, без собственных полномочий и бюджетов, на микроуровне, внутри муниципальных образований (например, приходы в Великобритании и в Новой Зеландии, сельсоветы во многих немецких землях).

Эти микротерритории не всегда входят в общую схему территориальной организации государства. Наряду с основным административно-территориальным делением, во многих странах существуют дополнительные уровни территориальной организации. Как правило, эти территории характеризуются одной или несколькими из следующих черт:

o статус определяется не конституцией или законом, а административными или локальными актами;

o на территории отсутствуют органы власти общей компетенции;

o территории монофункциональны, т.е. образованы лишь для решения какой-то одной задачи;

o государство не считает эти территории административно-территориальными единицами;

o в рамках территории нет самостоятельного бюджета.

К числу подобных неосновных территориальных единиц могут быть отнесены окрýги в Ирландии, округа и кантоны во Франции, специальные округа в США, приходы в Великобритании, региональные территории в канадских провинциях, городские кварталы или внутригородские районы в большинстве стран, территории, определенные для осуществления конкретной политики (зоны экономического развития) и т.д.

Важной чертой многих современные государств является существование территорий с особым статусом, что предполагает специфику организации местного управления на этих территориях. Чаще всего речь идет о классических автономиях — административно-территориальных единицах, получивших особый статус в связи с этническим составом населения (национальные меньшинства) или с географической изолированностью. Такого рода автономии существуют в Великобритании (Шотландия, Сев. Ирландия, Уэльс, о.Мэн), Дании (Гренландия, Фарерские острова), Франции (о.Корсика, Новая Каледония, т.н. заморские департаменты и территории) и во многих других странах. Италия и Испания состоят только из автономий, что дает основания говорить о формировании там нового типа государственного устройства — т.н. регионализованного государства, или государства автономий, которое не является ни унитарным, ни федеративным.

Как правило, автономные образования формируются в административно-территориальных единицах второго или третьего уровней; однако, в исключительных случаях встречаются и муниципальные образования, обладающие статусом автономии. Автономией могут обладать некоторые островные территории. Органы власти автономий получают дополнительные, в сравнении с другими территориями, полномочия, возможность формировать особые структуры управления, соответствующие местным традициям. Очень часто автономиям передаются дополнительные ресурсы в виде налогов, дополнительных дотаций, собственности и т.д.

Однако возможно создание территорий с особым статусом, которые не являются автономиями в классическом смысле слова. Это территориальные образования, которые напрямую управляются органами государственной власти ввиду специфики их экономического или географического положения, военной роли (территории военных баз) и пр. Территории с особым статусом могут существовать и в федеративных государствах, как вне территории субъектов (федеральные территории, например — столичные округа в США, Бразилии, Австралии), так и на территории субъектов федерации (например, Западные земли и остров Лорда Хоува в австралийском штате Новый Южный Уэльс). Для таких особых территориальных единиц могут создаваться и специальные выборные органы власти (горные зоны в Италии).

Читайте также  Сколько морей омывает грецию

Таблица 5. Административно-территориальное деление и органы местного и регионального самоуправления в разных странах

ОБЛАСТЬ

Административно-территориальная еди­ни­ца в Рос­сии и ря­де за­ру­беж­ных стран.

К 1796 О. су­ще­ст­во­ва­ли в на­ме­ст­ни­че­ст­вах: Во­ло­год­ском [Во­ло­год­ская и Ус­тюж­ская (Ве­ли­ко­ус­тюж­ская)], Ир­кут­ском (Ир­кут­ская, Нер­чин­ская, Охот­ская, Якут­ская), Кав­каз­ском (Ас­т­ра­хан­ская и Кав­каз­ская), Ко­ст­ром­ском (Ко­ст­ром­ская и Ун­жен­ская), Перм­ском (Ека­те­рин­бург­ская и Перм­ская) и То­боль­ском (То­боль­ская и Том­ская). Осо­бы­ми бы­ли три О. на ок­раи­нах стра­ны, при­рав­нен­ные по ста­ту­су к на­ме­ст­ни­чест­вам и гу­бер­ни­ям: Тав­ри­че­ская об­ласть (1784–96) на тер­ри­то­рии быв. Крым­ско­го хан­ст­ва; Ко­лы­ван­ская об­ласть (1779–83, соз­да­на как врем. еди­ни­ца) в Юж. Си­би­ри; Ка­ме­нец­кая об­ласть (1793–95) на час­ти зе­мель, при­со­еди­нён­ных к Рос. им­пе­рии по 2-му раз­де­лу Ре­чи По­спо­ли­той. Все О. ли­к­ви­ди­ро­ва­ны ука­зом имп. Пав­ла I от 12(23).12.1796.

Вновь О. ста­ли соз­да­вать­ся с 1803 гл. обр. на ок­ра­ин­ных тер­ри­то­ри­ях стра­ны, а позд­нее так­же на зем­лях ка­зачь­их войск. Боль­шин­ст­во из них управ­ля­лись по осо­бым по­ло­же­ни­ям, в осн. во­ен. вла­стя­ми. Как пра­ви­ло, О. не име­ли ор­га­нов са­мо­управ­ле­ния (гор. дум, земств). Де­ли­лись на ок­ру­га и/или уез­ды, а ино­гда на рав­но­знач­ные им от­де­лы или уча­ст­ки. На про­тя­же­нии 19 – 1-й четв. 20 вв. су­ще­ст­во­ва­ли сле­дую­щие О.: на Даль­нем Вос­то­ке и в Вост. Си­би­ри – Кам­чат­ская об­ласть (1803–12, 1849–56, 1909–1922), Якут­ская об­ласть (1805–1920), За­бай­каль­ская об­ласть (1851–1922), При­мор­ская об­ласть (1856–1922), Амур­ская об­ласть (1858–1922), Кван­тун­ская об­ласть (1898–1905), Са­ха­лин­ская об­ласть (1909–20); в Ев­роп. час­ти стра­ны – Бе­ло­сто­к­ская об­ласть (1808–42), Тар­но­поль­ская об­ласть (1810–15), Бес­са­раб­ская об­ласть (1818–73), Дон­ско­го вой­ска об­ласть (1870–1920); на Сев. Кав­ка­зе и в За­кав­ка­зье – Име­ре­тин­ская об­ласть (1810–40), Кав­каз­ская об­ласть (1822–47), Ар­мян­ская об­ласть (1828–40), Джа­ро-Бе­ло­кан­ская об­ласть (1830–40), Да­ге­стан­ская об­ласть (1860–1921), Ку­бан­ская об­ласть (1860–1920), Тер­ская об­ласть (1860–1921), Карс­ская об­ласть (1877–1921), Ба­тум­ская об­ласть (1878–1883, 1903–21); на Юж. Ура­ле и в Зап. Си­би­ри – Ом­ская об­ласть (1822–38), Си­бир­ских кир­ги­зов об­ласть (1854–68), Орен­бург­ских кир­ги­зов об­ласть (1859–1868), Ак­мо­лин­ская об­ласть (1868–1920), Тур­гай­ская об­ласть (1868–1920), Ураль­ская об­ласть (1868–1920); в Ср. Азии – Се­ми­па­ла­тин­ская об­ласть (1854–1920), Тур­ке­стан­ская об­ласть (1865–67), Се­ми­ре­чен­ская об­ласть (1867–1922), Сыр­дарь­ин­ская об­ласть (1867–1924), Фер­ган­ская об­ласть (1876–1924), За­кас­пий­ская об­ласть (1881–1921), Са­мар­канд- ская об­ласть (1887–1924).

Пос­ле Февр. ре­во­лю­ции 1917 О. на­зы­ва­лись так­же врем. объе­ди­не­ния ря­да гу­бер­ний вок­руг круп­ных пром. цент­ров [Мос­ков­ская, Ураль­ская, Се­вер­ная, Се­ве­ро-За­пад­ная (или За­пад­ная), За­пад­но- Си­бир­ская, Си­бир­ская (во гла­ве с Цент­ро­си­би­рью) и др.], соз­дан­ные по ини­циа­ти­ве Все­рос. со­ве­ща­ния Со­ве­тов (март – апр. 1917) для ук­реп­ле­ния влия­ния центр. вла­сти на ме­стах и уси­ле­ния ру­ко­вод­ства мест­ны­ми Со­ве­та­ми (к 1919, с раз­ви­ти­ем ап­па­ра­та сов. вла­сти, эти О. бы­ли уп­разд­не­ны). Пос­ле Окт. ре­во­лю­ции 1917 не­ко­то­рые из О., су­щест­во­вав­ших в Рос. им­пе­рии, бы­ли пе­ре­име­но­ва­ны в гу­бер­нии.

В РСФСР в ре­зуль­та­те адм.-терр. ре­фор­мы 1923–29 О. на­ря­ду с края­ми и АССР ста­ли верх­ним зве­ном адм.-терр. уст­рой­ст­ва (в др. рес­пуб­ли­ках об­ласт­ное де­ле­ние от­сут­ст­во­ва­ло). О. де­ли­лись на ок­ру­га и райо­ны (до 1930), за­тем толь­ко на райо­ны.

К 1930 су­ще­ст­во­ва­ли За­пад­ная об­ласть, Ива­нов­ская про­мыш­лен­ная об­ласть, Ле­нин­град­ская об­ласть, Мо­с­ков­ская об­ласть, Ураль­ская об­ласть, Цен­траль­но­чер­но­зём­ная об­ласть. В хо­де адм.-терр. ре­фор­мы 1930-х гг. в СССР чис­ло О. в РСФСР рез­ко уве­ли­чи­лось. О. ста­ли верх­ним зве­ном адм.-терр. де­ле­ния боль­шин­ст­ва со­юз­ных рес­пуб­лик: УССР (1932, 7 О.), Ка­зах. ССР (до 1936 Ка­зак­ская АССР в со­ста­ве РСФСР; 1932, 6 О.), БССР (1938, 5 О.), Узб. ССР (1938, 5 О.), Кирг. ССР (1939, 5 О.), Тадж. ССР (1939, 5 О.), Туркм. ССР (1939, 5 О.). В даль­ней­шем чис­ло О. в со­ста­ве рес­пуб­лик не­од­но­крат­но ме­ня­лось. В нач. 1950-х гг. не­про­дол­жи­тель­ное вре­мя су­щест­во­ва­ло де­ле­ние на О. в ря­де рес­пуб­лик, до это­го его не имев­ших: в Ли­тов. ССР (1950–53, 4 О.), Груз. ССР (1951–53, 2 О.), Азерб. ССР (2 О.), Латв. ССР (3 О.) и Эст. ССР (3 О.) (все три – 1952–53). В 1983 об­ла­ст­ное де­ле­ние име­ли рес­пуб­ли­ки: РСФСР (49 О.), УССР (25 О.), Ка­зах. ССР (19 О.), Узб. ССР (12 О.), БССР (6 О.), Туркм. ССР (5 О.), Кирг. ССР (4 О.), Тадж. ССР (3 О.).

Пос­ле рас­па­да СССР (1991) во мно­гих его быв. рес­пуб­ли­ках про­шли ре­фор­мы адм.-терр. де­ле­ния, в ре­зуль­та­те в ря­де из них из­ме­ни­лось чис­ло О., а где-то они во­об­ще бы­ли ли­кви­ди­ро­ва­ны и за­ме­не­ны на нац. адм.-терр. еди­ни­цы. Де­ле­ние на О. со­хра­ня­ет­ся (2013) в Бе­ло­рус­сии (6 О.), Ка­зах­ста­не (14), Кир­ги­зии (7), Тад­жи­ки­ста­не (2 О., так­же име­ют назв. ви­ло­ят), Уз­бе­ки­ста­не (12 О., так­же име­ют назв. ви­ло­ят), на Ук­раи­не (24). В 1992 в Турк­ме­нии де­ле­ние на О. за­ме­не­но де­ле­ни­ем на ве­лая­ты, а в 1995 в Ар­ме­нии вве­де­но де­ле­ние на мар­зы (по­до­бие О.).

В Рос. Фе­де­ра­ции Фе­де­ра­тив­ный до­го­вор 1992 и Кон­сти­ту­ция 1993 за­кре­пи­ли за О. ста­тус субъ­ек­та РФ, га­ран­ти­ро­ва­ли им пред­ста­ви­тель­ст­во в фе­де­раль­ных ор­га­нах вла­сти. В РФ 46 О. (на 1.3.2013). Ста­тус О. оп­ре­де­ля­ет­ся Кон­сти­ту­ци­ей РФ и ус­та­вом, при­ни­мае­мым ме­ст­ным за­ко­но­дат. (пред­ста­вит.) ор­га­ном. О. са­мо­стоя­тель­но ус­та­нав­ли­ва­ет свою сис­тему ор­га­нов гос. вла­сти. В не­ко­то­рые О. в со­став РФ тер­ри­то­ри­аль­но вхо­дят ав­то­ном­ные ок­ру­га: Не­нец­кий ав­то­ном­ный окр. (в Ар­хан­гель­скую обл.), Хан­ты-Ман­сий­ский ав­то­ном­ный окр. – Юг­ра, а так­же Яма­ло-Не­нец­кий ав­то­ном­ный окр. (в Тю­мен­скую обл.) (на 1.3.2013).

Ав­то­ном­ные об­ла­сти. В 1920–50-е гг. на тер­ри­то­рии РСФСР и в не­ко­то­рых др. рес­пуб­ли­ках СССР бы­ли сфор­ми­ро­ва­ны нац. ав­то­ном­ные об­ла­сти, ос­но­вой ко­то­рых бы­ли ис­то­рич. О. (т. е. тер­ри­то­рии, как пра­ви­ло, со­став­ляв­шие в про­ш­лом по­ли­тич. един­ст­во и в си­лу это­го ха­рак­те­ри­зо­вав­шие­ся оп­ре­де­лён­ны­ми об­щи­ми чер­та­ми) или ис­то­ри­ко-куль­тур­ные (ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фич.) О. (тер­ри­то­рии, у на­се­ле­ния ко­то­рых в си­лу общ­но­сти ис­то­рич. су­деб, со­ци­аль­но-эко­но­мич. раз­ви­тия и вза­им­но­го влия­ния сло­жи­лись сход­ные куль­тур­но-бы­то­вые осо­бен­но­сти). Наи­боль­шее чис­ло АО су­щест­во­ва­ло в РСФСР: Вот­ская (с 1932 Уд­мурт­ская) АО (1920–34), Калм. АО (1920–35; 1957–58), Мар. АО (1920–36), Чу­ваш. АО (1920–25), Бу­рят-Монг. АО (1921–23), Ка­бард. АО (1921–22), АО Ко­ми (Зы­рян) (1921–36), Ка­бар­ди­но- Балк. АО (1922–36), Ка­ра­чае­во-Чер­кес. АО (1922–26, 1957–90), Ой­рат­ская (с 1932 Ой­рот­ская, с 1948 Гор­но-Ал­тай­ская) АО (1922–90), Мон­го­ло-Бу­рят. АО (1922–23), Ады­гей­ская [в 1922 Чер­кес­ская (Ады­гей­ская), в 1922–28 Ады­гей­ская (Чер­кес­ская)] АО (1922–90), Чеч. АО (1922–34), Ин­гуш. АО (1924–34), Ка­ра-Кирг. (с 1925 Кир­гиз­ская) АО (1924–26), Ка­ра­калп. АО (1925–32), Сев.- Осет. АО (1924–36), Ка­ра­ча­ев­ская АО (1926–43), Чер­кес. АО (1928–57), Морд. АО (1930–34), Ха­кас. АО (1930–90), Че­че­но-Ин­гуш. АО (1934–36), Тув. АО (1944–61). Ино­гда к ав­то­ном­ным О. в со­ста­ве РСФСР от­но­сят так­же Нем­цев По­вол­жья тру­до­вую ком­му­ну (1918–23) и Ка­рель­скую тру­до­вую ком­му­ну (1920–1923). Осо­бое ме­сто сре­ди АО в РСФСР за­ни­ма­ла Евр. АО (с 1934), соз­дан­ная ис­кус­ст­вен­но, а не на ба­зе ис­то­рич. или ис­то­ри­ко-куль­тур­ной О. В рес­пуб­ли­ках СССР су­щест­во­ва­ли: в Груз. ССР – Юго- Осет. АО (1922–89); в Азерб. ССР – На­гор­но-Ка­ра­бах­ская АО (1923–91); в Тадж. ССР (до 1929 Тадж. АССР Узб. ССР) – Гор­но-Ба­дах­шан­ская АО (с 1925). В кон­сти­ту­ци­ях со­юз­ных рес­пуб­лик бы­ло за­кре­п­ле­но осо­бое по­ло­же­ние ав­то­ном­ных О. Ста­тус мно­гих из ав­то­ном­ных О. в РСФСР в 1920–50-е гг. был по­вы­шен до уров­ня АССР. В пе­ри­од пе­ре­строй­ки в РСФСР часть АО на вре­мя пре­об­ра­зо­ва­ны в ССР; в Груз. ССР и Азерб. ССР они бы­ли ли­кви­ди­ро­ва­ны. В нач. 21 в. в РФ су­щест­ву­ет од­на ав­то­ном­ная О. – Ев­рей­ская. В со­ста­ве Тад­жи­ки­ста­на про­дол­жа­ет су­щест­во­вать Гор­но-Ба­дах­шан­ская АО.

О. – верх­нее зве­но адм.-терр. де­ле­ния в Бол­га­рии (28), Венг­рии (19), Бан­гла­деш (7) и др. Ис­то­рич. О. яв­ля­ют­ся ос­но­вой совр. адм.-терр. де­ле­ния Ав­стрии, Гер­ма­нии, Гре­ции, Гру­зии, Ис­па­нии, Ита­лии, Фран­ции и др. стран.

Дополнительная литература:

Ар­сень­ев К. И. Ста­ти­сти­че­ские очер­ки Рос­сии. СПб., 1848;

Гри­горь­ев В. А. Ре­фор­ма ме­ст­но­го управ­ле­ния при Ека­те­ри­не II. СПб., 1910;

Ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ное де­ле­ние Сою­за ССР и спи­сок важ­ней­ших на­се­лен­ных пунк­тов. С хро­но­ло­ги­че­ским пе­реч­нем по­ста­нов­ле­ний об из­ме­не­нии гра­ниц гу­бер­ний, об­лас­тей, рес­пуб­лик с 1917 до 1929 г. 8-е изд. М., 1929;

История Темрюкского района

70 миллионов лет назад таманская земля еще лежала на глубине необъятного океана Тетис. Этот океан господствовал на огромной территории от Центральной Америки, через Атлантический океан, южную часть Европы, Средиземное, Черное, Азовское, Каспийское, Аральское моря и далее на Восток через Индию до Тихого океана. Потом началось постепенное поднятие суши.

Далеко не сразу Таманский полуостров приобрел законченный природно-географический облик. Когда-то здесь высились высокие леса из граба, сосны, липы, ели и березы, обитали верблюды и овцы. 2000 лет назад полуостров представлял из себя архипелаг островов, которые огибались рукавами реки Кубани.

Шли века. Постепенно острова перестали быть островами. Речные наносы заполнили проторенные водные ходы, огибающие островки суши, сомкнули разъединенные когда-то водою берега, появились заболоченные места в виде камышовых плавней, наносные острова, соленые озера, бывшие раньше частями моря. Тамань стала полуостровом.

В 480 г. до н.э. на таманских берегах образовалось государство, которое этнически объединило в себе греческие и местные коренные племена, а территориально — Таманский и Крымский полуострова. Оно именовалось Боспорским царством и просуществовало 9 столетий, переживая периоды расцвета и упадка, смену династий и политических покровителей.

Через Боспор перекочевывался экспорт и импорт из стран Средиземноморья в Прикубанье и обратно. Морскими путями через Черное море шел вывоз рабов, рыбы, хлеба, кожи, меда, шерсти и ввоз вина, оливкового масла, дорогой столовой посуды, ювелирных украшений, оружия и других изделий.

Тогда, на рубеже нашей и прошлой эры, на таманских просторах кипела жизнь во всех ее проявлениях: торгово-хозяйственная, духовная, общественно-политическая.

Так продолжалось до III в. н.э., когда в государстве наступил период экономического и социально-политического упадка, и началось постепенное умирание самобытной цивилизации, измученной вмешательствами воинствующих варварских племен.

Тмутараканское княжество — еще одна страница прошлого Тамани. Оно возникло в Х веке как отдаленная провинция Киевской Руси, и началась тогда летописно-былинная история Таманского полуострова. Внутригосударственная связь Тмутараканского княжества со столицей древней Руси Киевом продолжалась до ХП в., пока не разлучила их пролегшая между ними половецкая степь.

Много позже на Таманском полуострове был обнаружен уникальный археологический предмет — Тмутараканский камень, на котором имелась мраморная плита с надписью 1068 года: «В лето 6576 (то есть 1068) индикта 6 Глебъ князь мерилъ море по леду от Тмутараканя до Крчева (Керчи) 10400 сажен». Именно после открытия этой находки местоположение Тмутаракани стали определять в пределах нынешней Тамани.

Флотилия черноморских казаков начала формироваться в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 г.г. по распоряжению Г.А.Потемкина. Она принимала активное участие в морских сражениях под Очаковым и Измаилом. В среднем в годы войны действовало 40-50 военных лодок.

2 июля 1792 года Екатерина П приказала вице-адмиралу немедленно отправить казачью флотилию на Тамань. Командовать походом был назначен капитан-бригадир П.Пустошкин.

Осмотрев все суда, П.Пустошкин и командир флотилии С.Белый, готовясь к переходу на Кубань, смогли выбрать из 54 старых лодок только 26 «способных дойти до Тамана».

Составленная ими флотилия (26 старых лодок, 24 новых и одна яхта) начала подготовку к походу. Были приобретены большие зрительные трубы, мореходные компасы, сигнальные фонари.

Ремонт и оснастка судов были завершены к 12 августа, а 16 августа флотилия вышла из Очаковского лимана и, сопровождаемая транспортными и крейсерскими судами, двинулась вдоль крымских берегов. 25 августа 1792 года суда благополучно достигли Тамани.

Всего в этот день с полковником Белым прибыло и высадилось у Тамани полковников — 4, полковых старшин — 4, есаула — 4, хорунжих — 4, квартирмейстеров — 4, сотников — 51, атаманов и пушкарей — 21, канониров — 124 и казаков — 3031, а всего 3247 человек.

На Кубани для флотилии в устье Кизилташского лимана была построена гавань, названная именем войскового судьи. При гавани находились пороховой погреб, кузница, жилые и складские помещения.

В 1802 г. казачья флотилия из 10 лодок с экипажем в 300 человек крейсировала вдоль берегов Черного моря с целью «предупреждения всяких черкесских движений». Мореходные качества лодок были невысокими, они могли курсировать лишь от Бугаза до Темрюка и обратно. Официально служба в черноморской гребной флотилии была прекращена в 1810 году.

Из истории Темрюкского района

Темрюкский район, именуемый в народе Таманью, — край, история которого глубокими корнями уходит к III тысячелетию до нашей эры. Тамань стояла у истоков нарождения Руси, отсюда пошло православие задолго до официального крещения Киевской Руси. На территории района в Х – ХI вв. находилось древнерусское Тмутараканское княжество.

На месте нынешнего города Темрюка – районного центра Темрюкского района – предположительно в VI в. до н.э. был античный город. Более поздним предшественником Темрюка в XIII в. была татарская крепость Тумнев или генуэзская Темнезея. Ее населяли греки, татары, генуэзцы и другие народы Малой Азии, Кавказа и юго-восточной Европы. Борьба русского государства с Турцией за свое влияние на Кавказе привела к уничтожению крепости. Но уже в 1556 году кабардинский князь Темрюк Айдарович построил новую крепость, назвав ее Новый Темрюк. Вскоре и она была разрушена.

Со времени заселения Кубани черноморскими казаками начинается современная история города Темрюка. 30 июня 1792 г. Екатерина II подписывает Жалованную грамоту войску Черноморскому на «вечное владение» кубанской землей с целью охраны новых южных границ России. Первая партия строевых казаков во главе с Саввой Белым прибыла сюда морем и 25 августа 1792 года высадилась в Тамани. С этого времени начинается освоение черноморскими казаками кубанских земель. Первое гражданское поселение, основанное в 1792 году, было Тамань. В 1793 г. в Тамани была построена самой простой архитектуры каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Это — первая церковь на Кубани. В 1794 г. при церкви была открыта школа. В этом же году основываются первые на Тамани куренные поселения Титаровское, Вышестеблиевское, Сенное.

Первый камень будущего города Темрюка заложил казак черноморского войска прапорщик Демьян Поночевный. Темрюк с 1794 по 1842 гг. назывался местечком, затем куренем; с 1842 по 1860 гг. – станицей Темрюкской. Указом российского императора Александра II станица Темрюкская 31 марта 1860 года была переименована в город- порт. Началось активное заселение Темрюка. Темрюк управлялся начальником города, который одновременно был и начальником порта. В 1867 году в Темрюке было введено гражданское управление и 12 мая состоялись первые выборы в Городскую Думу. Постепенно, к началу ХХ века, город все больше приобретал черты цивилизованного портового города. По состоянию на 1916 год в городе Темрюке Таманского отдела Кубанской области было более 3350 дворов, в которых проживало 20108 человек. Городу принадлежало 9949 десятин земли. В городе были: государственное уездное казначейство, городской общественный банк (открыт 17.10.1869 г.), Темрюкское общество взаимного кредита, филиал Петроградского торгового банка, почтово-телеграфная контора, тюрьма, таможенная застава, податная инспекция, действовали три страховых общества. Промышленное производство и торговля были представлены двумя маслобойными заводами, пивоваренным заводом, мыловаренным заводом, типографией, двумя частными аптеками, двумя книжными магазинами. Были в городе начальные школы, мужская и женская гимназии.

Советская власть на Тамани установилась в 1920 году.

Постановлением Президиума ВЦИК 2 июня 1924 года образован Темрюкский район с центром в г.Темрюке. В 1963 году в результате реформирования административно-территориального деления края Темрюкский район был передан в состав Анапского района. В 1965 году административно-территориальное деление края возвращено к прежним формам. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1965 года в числе других районов Краснодарского края был образован Темрюкский район с центром в городе Темрюке. Темрюк является городом краевого подчинения.

Муниципальное образование Темрюкский район наделено статусом муниципального района Законом Краснодарского края от 01 апреля 2004 года №685-КЗ «Об установлении границ муниципального образования Темрюкский район, наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований – городского поселения, сельских поселений – и установлении их границ». Решением Темрюкского районного Совета депутатов 10 августа 2004 года утвержден Устав муниципального образования Темрюкский район.

Район имеет собственную символику – герб и флаг, которые утверждены решением Совета муниципального образования Темрюкский район от 30 января 2006 года №№ 302,303.

Сегодня Темрюкский район – край виноградарства и виноделия, рисосеяния, рыболовства, развивающихся международных портов, будущих курортов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector