Амброджо лоренцетти млекопитательница

Амброджо лоренцетти млекопитательница

Паоло ди Джованни Феи

Паоло ди Джованни Феи (итал.  Paolo di Giovanni Fei ; ок. 1345, Сиена — 1411) — итальянский художник, принадлежавший к cиенской школе живописи.

Содержание

Биография и творчество

Паоло ди Джованни Феи был выдающимся мастером сиенской готики второй половины XIV века. Он был заново открыт в XX веке, а честь его открытия принадлежит известному знатоку итальянской живописи Бернарду Беренсону. Беренсон составил и первый каталог работ художника; впоследствии он был отредактирован Майклом Мэллори в его монографии о художнике, вышедшей в 1976 году.

Точная дата его рождения неизвестна; в Сиену он прибыл из Сан Квирико. Судя по документам, Паоло сделал карьеру не только как известный художник, получавший престижные заказы, но и как государственный деятель, поскольку согласно архивным данным в 1369 году он числился членом Совета республики, и в дальнейшем занимал несколько административных должностей в сиенском правительстве. Такая практика в Сиене второй половины XIV века была весьма распространённой; художники часто становились либо республиканскими чиновниками, как например, Андреа и Липпо Ванни, либо работали в качестве дипломатов, поскольку нередко выезжали в другие города для выполнения заказов, заодно представляя в них сиенское правительство.

1381 годом датируется самая ранняя его работа — большая алтарная картина «Рождество Марии» (Сиена, Пинакотека). В 1389 году его имя значится в реестре сиенских художников. С 1395 по 1410 год имя Паоло ди Джованни Феи неоднократно появляется в архивных документах, связанных с работами в Сиенском соборе; например, в 1395, 1397 и 1400 годах он упоминается как ответственный за роспись полихромной статуи одного из покровителей Сиены Св. Савиния (она была создана скульптором Фра Гвидо ди Джованни и располагалась в помещении для церковного хора). По всей вероятности художник скончался вскоре после 1410 года.

Исследователи отмечают, что творчество Паоло отчасти находилось в зависимости от манеры Бартоло ди Фреди, однако самое глубокое влияние на него оказала сиенская традиция первой половины XIV века — искусство Симоне Мартини и братьев Лоренцетти. Среди дошедшего до наших дней художественного наследия Паоло ди Джованни Феи особенно выделяются два больших алтарных образа — «Рождество Марии» (Сиена, Пинакотека) и «Введение Марии во храм» (Вашингтон, Национальная художественная галерея). Именно эти работы считаются характерными, если не образцовыми, для стиля Паоло.

«Рождество Марии».

Алтарь был расписан для сиенской церкви Сан Маурицио в 1381 году (хотя, как отмечают исследователи, дату можно интерпретировать и как 1391 год). На центральной панели алтаря художник изобразил сцену рождения Марии, практически скопировав работу Пьетро Лоренцетти на эту же тему, созданную в 1342 году и хранящуюся ныне в Музее Сиенского собора. Паоло как бы развернул всю сцену справа налево и добавил два окна, через которые можно видеть цветущий сад — любимая тема готических художников. В отличие от более материальных и приземистых фигур, которые создал Лоренцетти, Паоло пишет более вытянутые и изящные фигуры, характерные для готической живописи, а также применяет изысканную, нарядную цветовую гамму. Эти тона, а также красиво струящиеся складки одежд напоминают произведения Симоне Мартини. Известный исследователь старой итальянской живописи Лучано Беллози считает этот алтарь наиболее значительным и важным среди всего созданного в Сиене в конце XIV века.

«Введение Марии во храм». Исследователи полагают, что триптих «Введение Марии во храм» (147х140 см. Вашингтон, Национальная художественная галерея) является центральной частью большого полиптиха, остальные створки которого не сохранились. Полиптих был заказан в 1398 году для капеллы Св. Петра в сиенском соборе. Подобно сцене «Рождество Марии», описанной выше, пространство картины разделено на три части колоннами, создающими иллюзию глубины. Юная Мария предстаёт перед первосвященником, скрестив руки на груди и обратив свой взор к стоящим слева родителям — Иоахиму и Анне. Интересно, что Паоло одновременно изобразил и экстерьер храма, и его интерьер; этот приём восходит к Амброджо Лоренцетти, а именно к его «Принесению во храм» из галереи Уффици (1342г). Английская исследовательница Дайана Норманн считает, что прообразом картины могла быть не сохранившаяся фреска «Введение Марии во храм», написанная ранее Амброджо Лоренцетти на фасаде госпиталя Санта Мария делла Скала.

Среди других произведений Паоло следует упомянуть сохранившийся не полностью полиптих, созданный для храма Св. Агаты «Мадонна с младенцем, ангелами и святыми» (Ашано, Музей Палаццо Корболи), полиптих «Троица со святыми» из домского собора Неаполя, полное изящества «Вознесение Марии» (1385 г.) из Национальной галереи, Вашингтон; «Мадонну на троне с ангелами и святыми» (1390г) из музея Метрополитен, Нью-Йорк; «Распятие со святыми» (ок.1400 г.) из музея Вальрафа-Рихартса, Кёльн; трогательное «Благовещение» из городского музея Амадео Лиа (Ла Специя), «Проповедь Иоанна Крестителя» из музея Фогга, Гарвард. Художнику приписывается довольно большой корпус произведений, среди которых есть небольшие портативные триптихи («Распятие со святыми» Музей Крисдж, Мичиганский Университет), диптихи («Мадонна с младенцем на троне» и «Распятие» — Пинакотека, Сиена), и целая серия «Мадонн с младенцем» со святыми, ангелами, или без таковых (Эрмитаж, Санкт Петербург; Музей Метрополитен, Нью-Йорк; Хай мюзеум оф арт, Атланта; Пинакотека Брера, Милан; Музей Чи Мэй, Тайвань; Музей Линденау, Альтенбург; Музей собора, Сиена).

Творчество Паоло ди Джованни Феи оказало влияние на ведущих сиенских художников следующего поколения — Сассетту и Джованни ди Паоло.

Мадонна с младенцем и ангелами.кон. 14в. Эрмитаж, Санкт Петербург.

Мадонна с младенцем. 1370-е гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами. 1385-90гг. Музей Линденау, Альтенбург.

«Мадонна дель латте» («млекопитательница») ок. 1400. Сиена, Музей собора.

Напишите отзыв о статье «Паоло ди Джованни Феи»

Литература

  • Mallory, M. , The Sienese Painter Paolo di Giovanni Fei. 1976.
  • Various authors. Il Gotico a Siena, exhibition catalogue. Florence. 1982.
  • Ada Labriola, Simone Martini e la pittura gotica a Siena, collana «I grandi maestri dell’arte. L’artista e il suo tempo», Firenze, E — ducation.it, 2008.
  • Pope-Hennessy, John & Kanter, Laurence B. [libmma.contentdm.oclc.org/cdm/compoundobject/collection/p15324coll10/id/190122/rec/1 The Robert Lehman Collection I, Italian Paintings]. — New York, Princeton: The Metropolitan Museum of Art in association with Princeton University Press. — Vol. 1987. — P. 38-39. — ISBN 0870994794.

Ссылки

  • Elisabetta Campolongo. [www.treccani.it/enciclopedia/paolo-di-giovanni-fei_%28Dizionario-Biografico%29/ FEI, Paolo di Giovanni]  (итал.) . Dizionario Biografico degli Italiani (1996). Проверено 2 февраля 2016.

Работы художника

  • [www.artcyclopedia.com/artists/paolo_di_giovanni_fei.html artcyclopedia.com]
  • [www.metmuseum.org/toah/hd/iptg/ho_41.190.13.htm# metmuseum.org]
  • [www.nga.gov/collection/gallery/gg3/gg3-45820.0.html nga.gov]

Отрывок, характеризующий Паоло ди Джованни Феи

– Это будет не скоро, когда нибудь. Ты подумай, какое счастие, когда я буду его женой, а ты выйдешь за Nicolas.
– Наташа, я тебя просила не говорить об этом. Будем говорить о тебе.
Они помолчали.
– Только для чего же в Петербург! – вдруг сказала Наташа, и сама же поспешно ответила себе: – Нет, нет, это так надо… Да, Мари? Так надо…

Прошло семь лет после 12 го года. Взволнованное историческое море Европы улеглось в свои берега. Оно казалось затихшим; но таинственные силы, двигающие человечество (таинственные потому, что законы, определяющие их движение, неизвестны нам), продолжали свое действие.
Несмотря на то, что поверхность исторического моря казалась неподвижною, так же непрерывно, как движение времени, двигалось человечество. Слагались, разлагались различные группы людских сцеплений; подготовлялись причины образования и разложения государств, перемещений народов.
Историческое море, не как прежде, направлялось порывами от одного берега к другому: оно бурлило в глубине. Исторические лица, не как прежде, носились волнами от одного берега к другому; теперь они, казалось, кружились на одном месте. Исторические лица, прежде во главе войск отражавшие приказаниями войн, походов, сражений движение масс, теперь отражали бурлившее движение политическими и дипломатическими соображениями, законами, трактатами…
Эту деятельность исторических лиц историки называют реакцией.
Описывая деятельность этих исторических лиц, бывших, по их мнению, причиною того, что они называют реакцией, историки строго осуждают их. Все известные люди того времени, от Александра и Наполеона до m me Stael, Фотия, Шеллинга, Фихте, Шатобриана и проч., проходят перед их строгим судом и оправдываются или осуждаются, смотря по тому, содействовали ли они прогрессу или реакции.
В России, по их описанию, в этот период времени тоже происходила реакция, и главным виновником этой реакции был Александр I – тот самый Александр I, который, по их же описаниям, был главным виновником либеральных начинаний своего царствования и спасения России.
В настоящей русской литературе, от гимназиста до ученого историка, нет человека, который не бросил бы своего камушка в Александра I за неправильные поступки его в этот период царствования.
«Он должен был поступить так то и так то. В таком случае он поступил хорошо, в таком дурно. Он прекрасно вел себя в начале царствования и во время 12 го года; но он поступил дурно, дав конституцию Польше, сделав Священный Союз, дав власть Аракчееву, поощряя Голицына и мистицизм, потом поощряя Шишкова и Фотия. Он сделал дурно, занимаясь фронтовой частью армии; он поступил дурно, раскассировав Семеновский полк, и т. д.».
Надо бы исписать десять листов для того, чтобы перечислить все те упреки, которые делают ему историки на основании того знания блага человечества, которым они обладают.
Что значат эти упреки?
Те самые поступки, за которые историки одобряют Александра I, – как то: либеральные начинания царствования, борьба с Наполеоном, твердость, выказанная им в 12 м году, и поход 13 го года, не вытекают ли из одних и тех же источников – условий крови, воспитания, жизни, сделавших личность Александра тем, чем она была, – из которых вытекают и те поступки, за которые историки порицают его, как то: Священный Союз, восстановление Польши, реакция 20 х годов?
В чем же состоит сущность этих упреков?
В том, что такое историческое лицо, как Александр I, лицо, стоявшее на высшей возможной ступени человеческой власти, как бы в фокусе ослепляющего света всех сосредоточивающихся на нем исторических лучей; лицо, подлежавшее тем сильнейшим в мире влияниям интриг, обманов, лести, самообольщения, которые неразлучны с властью; лицо, чувствовавшее на себе, всякую минуту своей жизни, ответственность за все совершавшееся в Европе, и лицо не выдуманное, а живое, как и каждый человек, с своими личными привычками, страстями, стремлениями к добру, красоте, истине, – что это лицо, пятьдесят лет тому назад, не то что не было добродетельно (за это историки не упрекают), а не имело тех воззрений на благо человечества, которые имеет теперь профессор, смолоду занимающийся наукой, то есть читанном книжек, лекций и списыванием этих книжек и лекций в одну тетрадку.
Но если даже предположить, что Александр I пятьдесят лет тому назад ошибался в своем воззрении на то, что есть благо народов, невольно должно предположить, что и историк, судящий Александра, точно так же по прошествии некоторого времени окажется несправедливым, в своем воззрении на то, что есть благо человечества. Предположение это тем более естественно и необходимо, что, следя за развитием истории, мы видим, что с каждым годом, с каждым новым писателем изменяется воззрение на то, что есть благо человечества; так что то, что казалось благом, через десять лет представляется злом; и наоборот. Мало того, одновременно мы находим в истории совершенно противоположные взгляды на то, что было зло и что было благо: одни данную Польше конституцию и Священный Союз ставят в заслугу, другие в укор Александру.
Про деятельность Александра и Наполеона нельзя сказать, чтобы она была полезна или вредна, ибо мы не можем сказать, для чего она полезна и для чего вредна. Если деятельность эта кому нибудь не нравится, то она не нравится ему только вследствие несовпадения ее с ограниченным пониманием его о том, что есть благо. Представляется ли мне благом сохранение в 12 м году дома моего отца в Москве, или слава русских войск, или процветание Петербургского и других университетов, или свобода Польши, или могущество России, или равновесие Европы, или известного рода европейское просвещение – прогресс, я должен признать, что деятельность всякого исторического лица имела, кроме этих целей, ещь другие, более общие и недоступные мне цели.
Но положим, что так называемая наука имеет возможность примирить все противоречия и имеет для исторических лиц и событий неизменное мерило хорошего и дурного.
Положим, что Александр мог сделать все иначе. Положим, что он мог, по предписанию тех, которые обвиняют его, тех, которые профессируют знание конечной цели движения человечества, распорядиться по той программе народности, свободы, равенства и прогресса (другой, кажется, нет), которую бы ему дали теперешние обвинители. Положим, что эта программа была бы возможна и составлена и что Александр действовал бы по ней. Что же сталось бы тогда с деятельностью всех тех людей, которые противодействовали тогдашнему направлению правительства, – с деятельностью, которая, по мнению историков, хороша и полезна? Деятельности бы этой не было; жизни бы не было; ничего бы не было.
Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, – то уничтожится возможность жизни.

Если допустить, как то делают историки, что великие люди ведут человечество к достижению известных целей, состоящих или в величии России или Франции, или в равновесии Европы, или в разнесении идей революции, или в общем прогрессе, или в чем бы то ни было, то невозможно объяснить явлений истории без понятий о случае и о гении.
Если цель европейских войн начала нынешнего столетия состояла в величии России, то эта цель могла быть достигнута без всех предшествовавших войн и без нашествия. Если цель – величие Франции, то эта цель могла быть достигнута и без революции, и без империи. Если цель – распространение идей, то книгопечатание исполнило бы это гораздо лучше, чем солдаты. Если цель – прогресс цивилизации, то весьма легко предположить, что, кроме истребления людей и их богатств, есть другие более целесообразные пути для распространения цивилизации.
Почему же это случилось так, а не иначе?

«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи. Необычные детали шедевра

Леонардо да Винчи Мадонна Литта

Мадонна Литта (1491). Любящая мать держит своё дитя. Который сосет грудь. Дева Мария красива. Младенец поразительно похож на мать. Серьёзным взглядом он смотрит на нас.

Картина небольшая, всего 42 x 33 см. Но она поражает своей монументальностью. Маленькое пространство картины вмещает в себя что-то очень важное. Чувство, что присутствуешь при событии, которое не подвластно времени.

Эта картина отличается не только величественностью. Но и своими деталями.

Обратили ли вы внимание, что младенец держит птичку в руке? Что вырезы для кормления на платье Мадонны были зашиты. И в спешке один из них был распорот? Заметили ли вы, как необычно освещаются герои? И почему Леонардо не проработал всех деталей картины?

У Леонардо да Винчи нет ничего лишнего. Каждая деталь имеет свой смысл. Его картины важно “читать”. Этим мы сейчас и займёмся.

1. Освещение на картине, как на фреске “Тайная вечеря”

Мадонна стоит на фоне двух арочных окон. Через которые виднеется пейзаж. Голубые горные хребты и небо. Но функции освещения эти окна не несут. На Мадонну падает свет от неяркого источника откуда-то спереди слева.

Подобное освещение Леонардо уже однажды использовал в другом своём шедевре. В “Тайной вечери” .

Леонардо да Винчи тайная вечеря

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

Здесь мы тоже видим голубой горный пейзаж. Свет падает на фигуры Христа и апостолов также откуда-то слева. Как будто из окон трапезной монастыря, в которой находится роспись. Леонардо создал такую иллюзию, чтобы фреска гармонично вписывалась в пространство.

Возможно, того же эффекта он добивался и в “Мадонне Литта”. С учётом помещения, в котором она должна была висеть.

2. Леонардо НЕ проработал все детали картины

Обратите внимание, как тщательно проработаны лица героев на картине. При этом плащ Мадонны написан грубее. Вспомните, как прорисовывали каждую складку художники Эпохи Возрождения . Не удивительно, что возникли домыслы.

Якобы Леонардо в очередной раз не хватило терпения завершить работу. Еще до сих пор популярна версия, что ему помогал кто-то из учеников. Лица написал Леонардо. А вот все остальное, худшего качества, написал другой человек.

Я уверена, что работа принадлежит полностью кисти Леонардо. Просто он в очередной раз “забежал вперёд”.

Сделав разную степень проработки, он раставил акценты. Чтобы зрение зрителя “выхватывало” из пространства картины самое главное. Лица Мадонны и младенца.

После Леонардо к этому эффекту придёт Рембрандт . Иногда он оставлял часть работы незавершённой. “Картина закончена, как только художник осуществил в ней своё намерение”, говорил мастер.

Рембрандт Ян Сикс

Рембрандт. Портрет Яна Сикса. 1654 г. Коллекция Сикса, Амстердам. Wikimedia.commons.org

Посмотрите на неожиданный для 17 века импрессионизм Рембрандта. Одежда заказчика написана толстыми, быстрыми мазками. Для Голландии, которая славилась тщательностью в деталях, это было слишком революционно. Рембрандта не понимали.

А представьте, насколько был непонятым Леонардо. Который прибегал к таким эффектам на полтора столетия раньше. Может быть зря многие его работы считаются незавершёнными? Может они были задуманы такими?

3. Прототип Мадонны Литта был создан за 13 столетий до Леонардо

Был ли Леонардо первым в изображении Мадонны, кормящей грудью? На самом деле подобный образ встречается ещё на раннехристианских фресках. В Римских катакомбах.

До официального признания христианства верующие вынуждены были скрывать свою религию. Были вырыты подземные помещения. В них хоронили христианских мучеников и первых Римских Пап. Там же проходили богослужения. А стены подземелья покрывались фресками на библейские сюжеты.

У меня нет сомнений, что Леонардо был в этих катакомбах. Их вновь открыли при его жизни.

Фреска из Римских катакомб

Неизвестный мастер. Мадонна с младенцем. Катакомбы святой Присцилы, Рим

Дева Мария на одной из стен катакомб очень похожа на Мадонну Литту. Много совпадений. То, как мать держит ребёнка. Как ребёнок сосет грудь и смотрит в сторону зрителей. Даже наклон головы Мадонны такой же.

А рядом стоит святой Иоанн Креститель и указывает пальцем на звезду. Его жест похож на жест со знаменитой картины Леонардо “Иоанн Креститель”. Если обе картины поставить рядом, то как раз получается роспись из Римских катакомб.

Слева: Леонардо да Винчи. Святой Иоанн Креститель. Справа: Леонардо да Винчи. Мадонна Литта.

Слева: Леонардо да Винчи. Святой Иоанн Креститель. Справа: Леонардо да Винчи. Мадонна Литта.

4. Разорванные стежки на груди Мадонны, как символ милосердия

Самая необычная деталь картины. На которую редко кто обращает внимание. На платье Мадонны – два выреза для кормления грудью. Они были аккуратно зашиты. Что видно по разрезу на левой груди.

Однако стежки на правой груди разорваны. Что бы это значило? Не может же мать каждый раз после кормления зашивать вырезы. А перед кормлением их разрывать. Напрашивается только один вывод.

Мадонна планировала отлучить ребёнка от груди. Поэтому вырезы за ненадобностью были зашиты. Однако она не устояла перед плачем ребёнка. Который просил маминого молока. В спешке стежки были разорваны. И дитя припало к груди.

Зачем же Леонардо добавляет такую деталь? Почему бы не изобразить обычный процесс кормления. Без предшествующей маленькой драмы?

Примерно с 1300 года знатные дамы прекратили кормить детей грудью. Нанимая кормилиц. А кто победнее обходился коровьим молоком. Так как в моду вошли “неиспользованные”, упругие груди.

Поэтому не случайно в 14 веке старшие современники Леонардо начали изображать образ Мадонны Млекопитательницы. Сами вскормленные в лучшем случае молоком кормилицы, они идеализировали образ кормящей родной матери.

Лоренцетти Мадонна млекопитательница

Амброджио Лоренцетти. Мадонна Млекопитательница. 14 век. Национальная Пинакотека в Сиене, Италия

Леонардо скорее всего мать кормила грудью. Ведь она была девушкой из низшего сословия, крестьянкой.

Но он пережил другую травму. В 3 года он был разлучен с матерью. Знатный отец пожелал видеть своего незаконнорождённого сына рядом с собой.

Несомненно, эта детская травма повлияла на Леонардо. Поэтому он с таким трепетом изображает образ матери. Матери милосердной и любящей.

Ссылка на бесплатный курс

5. Щеглёнок. Иллюзия улыбки. Отсутствие нимбов.

Немало и других необычных деталей в “Мадонне Литта”. Щеглёнок в руке младенца. Эта птичка символизирует христианскую душу.

Вам кажется, что Мадонна улыбается? На самом деле нет. Это иллюзия за счёт тени в уголке губ.

Мадонна Литта фрагмент

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта (фрагмент). 1490-1491 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

А ещё обратите внимание, что над Мадонной и младенцем нет нимбов. Если заказчики не настаивали на их изображении, то Леонардо предпочитал писать святых без них.

Он был гуманистом. Возвеличивающим человека. И в святых ему также была интересна больше их человеческая, нежели божественная сторона.

Читайте также  Парма достопримечательности фото и описание

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Паоло ди Джованни Феи

Паоло ди Джованни Феи (итал. Paolo di Giovanni Fei ; ок. 1345, Сиена — 1411) — итальянский художник, принадлежавший к Сиенской школе живописи.

Паоло ди Джованни Феи был заново открыт в XX веке, а честь его открытия принадлежит известному знатоку итальянской живописи Бернарду Бернсону. Бернсон составил и первый каталог работ художника; впоследствии он был отредактирован М. Мэллори в его монографии о художнике, вышедшей в 1976 году. Паоло ди Джованни Феи был выдающимся мастером сиенской готики второй половины XIV века.

Точная дата его рождения неизвестна; в Сиену он прибыл из Сан Квирико. Судя по документам, Паоло сделал карьеру не только как известный художник, получавший престижные заказы, но и как государственный деятель, поскольку согласно архивным данным в 1369 году он числился членом Совета республики, и в дальнейшем занимал несколько административных должностей в сиенском правительстве. Такая практика в Сиене второй половины XIV века была весьма распространённой; художники часто становились либо республиканскими чиновниками, как например, Андреа и Липпо Ванни, либо работали в качестве дипломатов, поскольку нередко выезжали в другие города для выполнения заказов, заодно представляя в них сиенское правительство.

1381 годом датируется самая ранняя его работа – большая алтарная картина «Рождество Марии» (Сиена, Пинакотека). В 1389 году его имя значится в реестре сиенских художников. С 1395 по 1410 год имя Паоло ди Джованни Феи неоднократно появляется в архивных документах, связанных с работами в сиенском соборе; например, в 1395, 1397 и 1400 годах он упоминается как ответственный за роспись полихромной статуи одного из покровителей Сиены Св. Савиния (она была создана скульптором Фра Гвидо ди Джованни, и располагалась в помещении для церковного хора). По всей вероятности художник скончался вскоре после 1410 года.

Исследователи отмечают, что творчество Паоло отчасти находилось в зависимости от манеры Бартоло ди Фреди, однако самое глубокое влияние на него оказала сиенская традиция первой половины XIV века – искусство Симоне Мартини и братьев Лоренцетти. Среди дошедшего до наших дней художественного наследия Паоло ди Джованни Феи особенно выделяются два больших алтарных образа – «Рождество Марии» (Сиена, Пинакотека) и «Введение Марии во храм» (Вашингтон, Национальная художественная галерея). Именно эти работы считаются характерными, если не образцовыми, для стиля Паоло.

«Рождество Марии».

Алтарь был расписан для сиенской церкви Сан Маурицио в 1381 году (хотя, как отмечают исследователи, дату можно интерпретировать и как 1391 год). На центральной панели алтаря художник изобразил сцену рождения Марии практически скопировав работу Пьетро Лоренцетти на эту же тему, созданную 1342 году и хранящуюся ныне в Музее сиенского собора. Паоло как бы развернул всю сцену справа налево, и добавил два окна, через которые можно видеть цветущий сад – любимая тема готических художников. В отличие от более материальных и приземистых фигур, которые создал Лоренцетти, Паоло пишет более вытянутые и изящные фигуры, характерные для готической живописи, а так же применяет изысканную, нарядную цветовую гамму. Эти тона, а также красиво струящиеся складки одежд напоминают произведения Симоне Мартини. Известный исследователь старой итальянской живописи Лучано Беллози считает это произведение наиболее значительным и важным среди всего созданного в Сиене в конце XIV века.

«Введение Марии во храм».

Исследователи полагают, что триптих «Введение Марии во храм» (147х140см. Вашингтон, Национальная художественная галерея) является центральной частью большого полиптиха, остальные створки которого не сохранились. Полиптих был заказан в 1398 году для капеллы Св. Петра в сиенском соборе. Подобно сцене «Рождество Марии», описанной выше, пространство картины разделено на три части колоннами, создающими иллюзию глубины. Юная Мария предстаёт перед первосвященником, скрестив руки на груди, и обратив свой взор к стоящим слева родителям – Иоахиму и Анне. Интересно, что Паоло одновременно изобразил и экстерьер храма, и его интерьер; этот приём восходит к Амброджо Лоренцетти, а именно к его «Принесению во храм» из галереи Уффици (1342г). Английская исследовательница Дайана Норманн считает, что прообразом картины могла быть не сохранившаяся фреска «Введение Марии во храм», написанная ранее Амброджо Лоренцетти на фасаде госпиталя Санта Мария делла Скала.

Среди других произведений Паоло следует упомянуть сохранившийся не полностью полиптих, созданный для храма Св. Агаты «Мадонна с младенцем, ангелами и святыми» (Асчиано, Музей Палаццо Корболи), полиптих «Троица со святыми» из домского собора Неаполя, полное изящества «Вознесение Марии» (1385г.) из Национальной галереи, Вашингтон; «Мадонну на троне с ангелами и святыми» (1390г) из музея Метрополитен, Нью-Йорк; «Распятие со святыми» (ок.1400г.) из музея Вальрафа-Рихартса, Кёльн; трогательное «Благовещение» из городского музея Амадео Лиа (Ла Специя), «Проповедь Иоанна Крестителя» из музея Фогга, Гарвард. Художнику приписывается довольно большой корпус произведений, среди которых есть небольшие портативные триптихи («Распятие со святыми» Музей Крисдж, Мичиганский Университет), диптихи («Мадонна с младенцем на троне» и «Распятие» — Пинакотека, Сиена), и целая серия «Мадонн с младенцем» со святыми, ангелами, или без таковых (Эрмитаж, Санкт Петербург; Музей Метрополитен, Нью-Йорк; Хай мюзеум оф арт, Атланта; Пинакотека Брера, Милан; Музей Чи Мэй, Тайвань; Музей Линденау, Альтенбург; Музей собора, Сиена).

Творчество Паоло ди Джованни Феи оказало влияние на ведущих сиенских художников следующего поколения – Сассетту и Джованни ди Паоло.

Кормящая Богоматерь — икона Млекопитательница

Образ Богоматери на Руси с древних времен вызывает особое почитание . Она – отражение русской души, которой свойственны и смирение, и жертвенность, и заступничество.

Млекопитательница

Древнейший образ Божией Матери

«Млекопитательница» – один из древнейших образов и в мировой христианской культуре. Первые ее изображения – фрески – найдены во II веке в одном из катакомбных захоронений Рима.

Полезные материалы

Исследователи также считают, что именно коптские изображения стали прототипом для копирования сюжета западными иконописцами.

Картина Амброджио Лоренцетти

На первых картинах западного средневековья формы кормящей Девы Марии заметно уплощены. Столь нереалистичная манера письма – попытка соединить в её образе черты божественного и земного.

Млекопитательница

Иной подход в изображении сюжета продемонстрировал итальянский живописец Амброджо Лоренцетти. Перспектива, объемность и психологизм творений художника, в том числе религиозной тематики намного опередили его время.

Не стала исключением и «Мадонна Млекопитательница», написанная им между 1325 и 1348 годами. Светская манера письма делает Богородицу и младенца похожими на обычных людей, словно вышедших из людского потока итальянских средневековых улиц.

Однако в последующие века культ Девы Марии на западе постепенно угас. Это было вызвано запретом католической церкви на изображение обнаженного тела.

В чём помогает лик Богородицы

С древних времен почитают на Руси Млекопитательницу, обращаясь к ней за помощью и покровительством. С особым благоговением и надеждой к ней обращаются те, для кого рождение ребенка – долгожданное чудо.

Млекопитательница

  • С призывом к Заступнице Небесной обращается любая беременная, желающая вскормить материнским молоком свое дитя.
  • К образу Богоматери прибегают для исцеления болезней деток.
  • В самый ответственный момент молитва к «Млекопитательнице» может помочь роженицам с лёгкостью разрешиться от бремени.
  • При заболеваниях молочных желез, при гинекологии.
  • При семейных проблемах и трудностях многие люди обращаются с призывом к Богородице с просьбой о спокойствии и понимании.

История Галактотрофусы

В Восточной христианской культуре первые изображения «Млекопитательницы» как списки западных сюжетов появляются в XIV веке в Греции и на Балканах.

Существует и православная версия происхождения иконы, основанная на преданиях.

Млекопитательница Афонская

По легенде, местом прославления чтимой иконы стала мужская монашеская обитель Саввы Освященного, что находилась в 18 километрах от Иерусалима.

Преподобный Савва обладал особым даром предвидения. Он и предсказал, что спустя несколько веков в монастырь должен прибыть странник, обладающий высоким чином и носящий такое же имя.

Ему и надлежало принести в дар икону «Млекопитательница». Спустя 6 веков пророчество сбывается. Обитель посещает паломник – Савва Архиепископ Сербский.

В легенде говорится, что во время молитвы у гроба своего небесного покровителя Саввы Освященного был подан знак свыше. Монахи, вспомнив о пророчестве основателя, передали ему в дар «Млекопитательницу».

Он перевез подаренную ему икону в один из афонских соборов – Хилендарский монастырь. Чтимая икона хранится там и по сей день.

Значение иконы

В иконографии Богородицы существует три закрепленных канона Её изображения , пришедших из Византии – «Знамение», «Одигитрия» и «Умиление».

В каждом из них содержится собственная смысловая доминанта, ключевое свойство образа, один из аспектов Её служения, которые передаются через множество деталей: композицию, жесты Богоматери с младенцем, цвет одеяния.

В иконографии «Умиление» образы Богородицы и младенца вызывают особые чувства. Все они словно пронизаны светом любви, нежной привязанности. Но, являясь частью этого иконографического стиля, «Млекопитательница» имеет и свойственные только ей особенности.

Отличительная черта иконы Богородицы-Млекопитательницы состоит в том, что здесь Она изображена как мать, кормящая своего Младенца.

Сын Иисус, вкушающий живительное молоко Богоматери – довольно редкий сюжет в иконописных работах русских мастеров. За внешней его натуралистичностью – глубокое философское повествование.

Согласно канонам, на иконах Богородица изображается в традиционных одеждах, цветовая палитра которой глубоко символична. Голубой цвет туники с различной степенью градации – девственная чистота.

Мафорий и плат – верхняя одежда – традиционно изображается в темно-малиновом цвете, который, как известно, содержит оттенки синего и красного. Сочетание этих цветов на одеждах Богородицы символизирует соединение Её девственной чистоты с плотью и кровью Сына Божиего.

Млекопитательница

Такая игра красок, подчёркивающая многослойность одеяния – это своеобразная цветовая метафора, раскрывающая глубину Её образа, при прочтении которого так же последовательно разворачивается и богословский подтекст.

Соединение в сюжете сакрального и бытового – способ выразить мысль о единении земного и небесного, о стремлении вместить в человеческую душу Божественное начало, соединив их в единую ипостась.

Не случайно их лики обращены друг к другу, а нимбы очень часто соприкасаются. Образ Богородицы многогранен, он выражает различные состояния души: от высших духовных до не сакральных, земных.

Почитание в России

На Руси эта икона и списки с нее почитаются издревле. Но встретить его в храмах – большая редкость.

Первый образ иконы, являющийся каноном, хранится в церкви Хиландарского монастыря на Афоне.

Икона Богородицы

Обретение же её славянами недалеко от Минска, по церковному преданию относят к 1650 году.

Церковные летописи повествуют и о других чудесах в городах и весях. Везде, где появлялись иконы Млекопитательницы, люди обращались к ней со своими молитвами и чтимый образ не оставлял страждущих.

Знаменитый список был привезен в 19 веке в Россию схимонахом Игнатием из Ильинского скита. Уже в наши дни нерукотворный образ Пречистой Девы — Млекопитательницы был обретен в Свято-Троицком соборе Армавира , где хранится и по сей день рядом с тем, что создан в иконописной мастерской.

Млекопитательница

Где находится в Москве

Святой образ Млекопитательницы, прославившийся своими чудотворными свойствами, есть в московском Елоховском Богоявленском соборе . Он находится по адресу: г. Москва, ул. Спартаковская, 15. Списки чтимой афонской Млекопитательницы передал в дар преподобный Гавриил Афонский.

Молитвы иконе Богородице- Млекопитательнице имеют целительную силу. Ведь так же, как она вскармливала Сына, Богоматерь питает и наши души «чистым словесным молоком» Слова Божьего (1 Петр.2.2).

День памяти

День чествования иконы Божьей Матери «Галактотрофуса» установлен Православной Церковью в день памяти прп. Саввы Сербского — 12 января.

Молитва

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Млекопитательнице Спаса нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже благодать исцеления нам присно подаеши.

Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на свя​тей иконе, на руках носящую и мле​ком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемило​стивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающия их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Тво​им из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! Умилосердися на Матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыхании рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших. Вознеси мольбы наша к престолу Сына Твоего и Бога нашего, да ми​лостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ве​дущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую За​ступницу и верную надежду рода на​шего, во веки веков. Аминь.

Тропарь

Глас 3
Без семене от Божественного Духа волею же Отчею, зачала еси Сына Божия. От Отца без матере прежде век суща, нас же ради из Тебе без отца бывша плотию познала еси Младенца и млеком питала еси. Темже не престай молити избавитися от скорбей душам нашим.

Фоторепортаж

lenarudenko: , ambrogio lorenzetti effects of good government, good government in the city, la fiesta del chivo pintura, lorenzetti allegory of good and bad government, амброджо лоренцетти аллегория доброго правления, амброджо лоренцетти живопись, амброджо лоренцетти млекопитательница, амброджо лоренцетти фото, амброджо лоренцетти фрески в палаццо публико в сиене, гвенда лоренцетти, дурное правление амброджо лоренцетти, лоренцетти амброджо город реальная архитектура и быт, лоренцетти амброджо картины, лоренцетти амброджо фреска, лоренцетти палаццо аллегории, пьетро и амброджо лоренцетти, сцены из жизни св николая лоренцетти, фреска амброджио лоренцетти
nickfw: cooking, dish, garlic, gravy, kuymak, mercimek çorbası tarifi, tarhananin çorbasi yapiliş aşamasi, блюдо, зирвак, как приготовить бульон, лук, озимый чеснок, плов с говядиной, полесский сувенир чеснок, рассольник по ленинградски, суп, уха из осетра, холодец в мультиварке, часник козак фото, чеснок крупный, чеснок любаша, эксибишен
photo-discovery: commercial building, intersection, JPEG, spruce, здание, качканар улица, переезд михайловка в дождь, снос ветхого жилья мурманск, трамвай татра, транспортное средство
colorizator: draw, drawing, nude drawing, pencil sketch, sketch, закончить наброски рисунков, зарисовка я один, зарисовки, наброски катрин, наброски рисунков, наброски рисунков аниме, нарисовать себя, рисунки лиза, рисунок, рисунок себя
angeleno-life: little girl mud, play, sitting, toddler, дети, дети на даче, чем занять ребенка на даче
kun27guru: apartment, barracks, birch, grove, г ивантеевка, детский оздоровительный лагерь, домик в сосновом лесу, заречье рабочий посёлок одинцовский район, коттедж, курортный район, лагерь буревестник ступино, лагерь восток, лагерь сосновый бор, межадор сысольский район, резиденция бабы яги, турбаза алоль
dmashkou: , alley, ljubljana slovenia, modern art, old town, plaza, pop art, royal castle, varşova, warsaw, warsaw poland, warszawa, zamek, варшава достопримечательности, варшава старый город, варшава центр города, город варшава польша фото, город мельник чехия, замковая площадь варшава, искусство, королевские музеи изящных искусств, королевский музей изящных искусств в брюсселе, любляна фото, национальная галерея современного искусства, обзорная экскурсия по берлину, польша литва, районы варшавы, словения столица любляна
vipernn: equitation, grass, horse, leisure, playground, выездка, кобыла, конкур, конный, кск, лошадь, ристалище, рыцарский конный турнир лазаревское, соревнования по конному спорту, уличные стенды, фестиваль
sumy-grad (Nokia X2-02): aav7, air force, akinci zma, boeing ch-47 chinook, boeing ch-47c, ch 47, ch-47f chinook, churchill tank, eurofighter, f 16, helicopter rotor, leather, leopard 1 a 5, leopard 2, leopard 2a6, lockheed f-104 starfighter, mig 21, savunma, вертолет ми 26, вертолеты ми, истребитель, ми-171а2, ми-2, ми-24д, ми-26, миг 29, музей военной техники в верхней пышме, танки, транспортное средство, тягач мтлб

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector