Амфитеатр в помпеях помпеи

Амфитеатр в помпеях помпеи

Амфитеатр в помпеях помпеи

Помпеи. Город, который 1925 лет назад погиб и благодаря этому стал знаменит. Что знали бы мы о Помпеях, если бы Плиний Младший, будучи 18-летним юношей, не описал во всех красках гибель римского города. Эти строки помогли нашему соотечественнику Карлу Брюллову написать знаменитую картину «Последний день Помпеи». Брюллов посетил Помпеи в июле 1827 года. А в октябре 1971 года на овальный амфитеатр вышли люди, установили оборудование, и четыре человека начали играть музыку, ставшую легендой. Из зрителей было только несколько человек персонала и съемочная группа. Хотя иногда создается ощущение, что двести тысяч римлян безмолвно сидят на трибунах амфитеатра.

Город Помпеи был одним из самых процветающих городов империи. Разрастание Помпей начинается в IV веке до н.э. Город развивается по плану прямоугольного градостроительства, дома сооружаются из известняка. Господство Рима на Средиземном море способствовало более свободному обмену товарами и во II веке до н.э. Помпеи вступили в период бурного экономического расцвета, в основном благодаря производству и продаже вина и масла. Следствием этого процветания стал заметный рост строительства как общественных, так и частных зданий. Экономика Помпеи продолжала процветать. К I в. до н. э. Помпеи превращаются в благоустроенный культурный центр. Сооружаются Одеон, многочисленные частные здания, мостятся улицы. Город активно украшается скульптурами, мозаиками, фресками, созданными на высоком художественном уровне и ставшие непременным атрибутом практически каждого дома. Сохранившиеся фрески и фрагменты построек — самые первые кадры фильма Live At Pompeii.

Приблизительно в 70 г. до н.э. руководителями города (duumvirs) Валгусом и Порциусом (Q. Valgus и M. Porcius) строится амфитеатр на 20 тысяч зрителей, один из старейших и наиболее хорошо сохранившихся. Аудитория поделена на 3 сектора: ima cavea (передние ряды) для важнейших граждан, media и summa для всех остальных. Над трибунами часто растягивали навес (velarium), чтобы защитить зрителей от солнца. Сооружение использовалось для боев гладиаторов. Двое ворот открывались на главной оси арены: участники игр строем проходили через одни ворота, в то время как через другие уносили раненых и убитых. В 59 году н.э. вспыхнули жестокие беспорядки между «фанатами» Помпеи и Носеры (Nocera): прорыв затаенной обиды Помпеи на Носера, с тех пор, когда последняя стала сначала колонией, а потом и отдельной частью территории. Из-за этих событий арена была дисквалифицирована на 10 лет (наказание было отменено после землетрясения 62 г.).

ВеттиусВ начале эпохи империи в Помпеях возвышаются новые фамилии, близкие к императору Августу, и устанавливается новая политическая идеология. Она стимулирует строительство общественных зданий, имеющих целью возвеличение и прославление императорской власти. Удивляет очень высокий уровень изобразительного искусства в Помпеях (фрески, мозаики, статуи), соотносимый с высоким уровнем научных достижений Эпохи Возрождения. Например, были найдены солнечные часы, разделенные на «равномерные часы». То есть прибор, создание которого было трудной задачей даже в позднее средневековье. Знаменитые мозаики «античной» Помпеи поразительно похожи по композиции, колориту, стилю на фрески Рафаэля, Джулио-Романо, то есть на фрески Эпохи Возрождения. Все это свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне развития города и его жителей.

В феврале 62 года от Рождества Христова, за 17 лет до мощного извержения Везувия, город Помпеи постигло другое стихийное бедствие — землетрясение. Большая часть города лежала в развалинах, много людей погибло, а оставшиеся в живых в дикой панике разбежались по окрестным холмам. После землетрясения город отстроили на том же месте, но уже по-другому. Не только улицы, дворцы и общественные здания — вся жизнь в Помпеях сильно изменилась. Общественный порядок был нарушен, патриции обеднели и не могли вести прежний образ жизни, а рабы, которые выкупились от господ, использовали смутное время для своего возвышения. Сплошь и рядом гордые патриции попадали в долговую зависимость к своим бывшим рабам, занимавшимся ростовщичеством. Римский автор Петроний писал, что недавние рабы стали богаче, чем их прежние хозяева-аристократы.

ФорумХаос и разброд царили в городе, пораженном гневом богов. В первые годы после землетрясения люди собирались на центральной площади возле недостроенных новых храмов и устраивали там временные алтари для религиозных ритуалов. Чтобы умилостивить жестоких богов, жрецы на глазах у собравшейся толпы ежедневно совершали жертвоприношения. Строительство публичных зданий шло медленно, ведь никто не платил налоги — в разоренном городе не было денег. Хотя Помпеи входили в состав Римской империи, император Нерон не оказал пострадавшему от стихии городу никакой помощи. Жителям Помпеи не оставалось ничего другого, как собственными силами бороться с неумолимой судьбой.

После землетрясения 62 года н.э. частное предпринимательство в Помпеях процветало как никогда. Фрески, сохранившиеся в развалинах города (которые можно увидеть в фильме), показывают разнообразные виды профессиональной деятельности. Одних пекарен в Помпеях было четыре десятка. В 38 мануфактурах шили одежду. Мастерские нередко располагались в бывших виллах, перестроенных после землетрясения. Благодаря работе строителей на месте развалин очень быстро выросли новые улицы с красивыми домами, огромный амфитеатр, подобный римскому Колизею.

Поначалу мало кто из жителей Помпеи обратил внимание на облако из пепла и пара, которое поднялось над вулканом Везувий 24 августа 79 года н.э., ведь Везувий давно уже считался уснувшим вулканом. Вскоре черное облако закрыло все небо над городом, хлопья пепла оседали на крышах домов, тротуаре, деревьях. Пепел приходилось постоянно стряхивать с одежды. Под его слоем яркие краски города тускнели, сливаясь в единый серый фон. Непрерывные подземные толчки постоянно сотрясали землю. Начавшееся землетрясение было настолько сильным, что повозки на улицах стали опрокидываться, а с домов падали статуи и осыпалась черепица. На улицу можно было выйти, только накрыв голову подушкой, так как вслед за пеплом с неба стали падать и камни. Тревога людей нарастала.

Поднявшийся из жерла вулкана столб достиг высоты 20 км. Многие жители пытались укрыться от пепла в домах, но там воздух быстро наполняли ядовитые сернистые пары и люди погибали от удушья. Под тяжестью пепла крыши домов обваливались на укрывшихся в них обитателей. Многие гибли, не в силах покинуть ценные вещи. Во время раскопок были найдены много людей с мешками, набитыми золотом и другими драгоценностями. Во время тихого соло Ричарда Райта в композиции Set The Controls For The Heart Of The Sun силуэт музыканта виден на фоне изображений погибших людей. Во время самого извержения многие помпеянцы сидели в театре, где проходили представления или бои гладиаторов.

Взрыв был растянутым во времени, поэтому большинство жителей Помпеи успели покинуть город. В городе остались рабы, которых оставили специально беречь домашнее имущество, и граждане, упорно отказавшиеся покидать свои жилища. Утро следующего дня встретило оставшихся в окрестностях людей кромешной тьмой, воздух стал горячим. Извержение Везувия полностью уничтожило Помпеи. Город скрылся под слоем пепла, толщина которого достигала 3 метров. Вместе с Помпеями погибли еще несколько окрестных городов: Геркуланум, Стабия и Октавианум.

Расположенный на другой стороне вулкана город Геркуланум не был засыпан падающим пеплом, но он тоже исчез с лица земли. После извержения на склонах вулкана скопилось много пепла, который, подобно снежной лавине, мог обрушиться в любой момент. Начавшийся дождь смыл со склона весь пепел и на Геркуланум понеслись мощные горячие грязевые потоки, глубина которых временами достигала 15 м. Они и затопили Геркуланум. Однако большая часть населения покинула город еще во время извержения.

К. Брюллов Последний день ПомпеиВоссоздавая на полотне картину страшного стихийного бедствия, Брюллов следовал точному описанию катастрофы, сохранившемуся у Плиния Младшего. За строками его писем Брюллов, будто воочию увидел картину бедствия: «Был уже первый час дня: день стоял сумрачный, словно обессилевший. Здания вокруг тряслись. . В черной страшной грозовой туче вспыхивали и перебегали черные зигзаги, и она раскалывалась длинными полосами пламени, похожими на молнии. Тогда моя мать стала умолять, убеждать, наконец, приказывать, чтобы я как-нибудь бежал: юноше это удастся; она, отягченная годами и болезнями, спокойно умрет, зная, что не оказалась для меня причиной смерти». И еще один отрывок, послуживший Брюллову основой композиции. «Мужчины, женщины и дети оглашали воздух воплями безнадежности и жалобами, причем кто звал отца, кто сына, кто отыскивал потерявшуюся жену; тот оплакивал собственное несчастье, другой трепетал за друзей и родных; нашлись люди призывающие на помощь смерть из опасения умереть!»

На многие века на месте, где раньше росли маслины и зеленели виноградники, простерлись унылые серые равнины застывшей лавы. Погребенные под пеплом города почти на 1700 лет исчезли из памяти людей, пока случайно, в конце XVI века, архитектор Фонтана, копая колодец около Сарно, не нашел остатки стены и обломки фресок. Первые раскопки города начались в XVIII веке.

В будущем многие верующие утверждали, что город был разрушен в наказание, за царивший в нем разврат: многие фрески на стенах изображают бои гладиаторов, пиршества, оргии и различные сексуальные извращения. В Set The Controls For The Heart Of The Sun можно видеть эти фрески.

Яркие цвета росписи сохранились под слоем пепла и лавыВиновник трагедии, Везувий, возник из морского дна еще в доисторическую эпоху. До своего разрушительного извержения Везувий был живописной горой, величественно возвышавшейся над Неаполитанским заливом, поднявшись на 1300 м над уровнем моря. Высота вулкана в IX веке до н.э. достигала почти 3 км, но сильнейшее извержение в следующем столетии уничтожило его большую часть. Исследования показали, что извержение Везувия случались еще XII и VIII веках до н.э. С тех далеких пор извержение Везувия повторялись более чем 80 раз. Среди них были и очень сильные, например, 16 декабря 1631 года, когда погибло около 7000 человек, и 15 городов были разрушены грязевыми потоками. В 1944 году во время высадки американцев в Италии, вулкан вновь ожил и в течение недели засыпал американские войска пеплом и туфом.

Одними из самых запоминающихся кадров фильма сняты на склонах Везувия, где участники группы ходят в облаках пара среди кипящих луж. Сегодня вулкан ведет себя тихо и спокойно. На его вершину очень легко попасть, преодолев большую часть пути из Геркуланума на автобусе. Незабываемая красота Неаполитанского залива, острова Капри, Неаполя и окрестностей Везувия, открывающаяся с вершины вулкана, — награда за проделанный путь. Повсюду прослеживаются лавовые потоки разных извержений. Перекрывая друг друга, они образуют подобие панциря, бронирующего склоны.

Необычайной особенностью фильма Live At Pompeii стало то, что музыка XX века звучит в руинах римского города удивительно органично. Такое чувство, что амфитеатр был построен специально для концерта. Сами же члены группы (и особенно Уотерс, неистово колотящий в гонг) похожи на античных богов, устраивающих звуковую феерию исключительно для собственного увеселения. И уже с трудом верится, что Мэйсон, теряющий барабанную палочку в неистовом ритме One Of These Days, и Мэйсон, который так беспокоится по поводу корки на пироге – один и тот же человек. В кафе сидят обычные люди, но стоит им взять в руки инструменты, они начинают колдовать, и эту магию мы испытываем на себе до сих пор.

Источники:
Исторический уголок
Контора Кука
Brief Guide to Pompeii. Archeological Authority of Pompeii, 2001

Амфитеатр в Помпеях – старейший объект древнеримской культуры

Амфитеатр в Помпеях – самый древний среди подобных сооружений. Построенный еще до нашей эры (80-70 годы), он на долгие столетия исчез с лица земли. Извержение вулкана в I веке поглотило город вместе с ареной гладиаторских боев. Сложно предположить, сохранился бы помпейский амфитеатр до наших дней, не случись в Италии трагического природного явления 2 тысячи лет тому назад.

Амфитеатр в Помпеях

В настоящее время это мощное сооружение является одной из главных достопримечательностей Археологического парка Помпеи. Его обнаружили в 1748 году, полностью раскопали в 1810-ые. В отличие от других археологических находок, амфитеатр Помпеев сохранился в целостности, с плотным кольцом трибун и внутренних помещений.

Особенности архитектуры

Этот амфитеатр отличается от других древнеримских стадионов своей конструкцией. В то время как более поздние арены для гладиаторских сражений окружали высокими трибунами, в Помпеях применили иной подход. Трибуны и здесь высокие, но за счет того, что арену спустили ниже, выкопав в земле овальную чашу.

Арена гладиаторских боев

В итоге получился приземистый снаружи, но рассчитанный на многочисленную публику сейсмически устойчивый объект. Размеры его основания — 135 м длины и 105 м ширины. Кольцо трибун вмещало почти 20 тыс. зрителей. Оцените мощь этого каменного оплота:

Вход на арену

Каскад арок образует выход на арену. Овал амфитеатра располагает двумя выходами, расположенными друг против друга. Они предназначались для гладиаторов и вывода животных.

История рассказывает, как на подобных аренах проводились битвы гладиаторов и бестиарии. Последнее означает травлю диких зверей. Вероятно, звери жили в клетках во внутренних помещениях, расположенных непосредственно под нижними трибунами. Посмотрите на фото: с обеих сторон за решетками начинаются внутренние пещерообразные ходы.

Здесь выходили гладиаторы.

Под верхними трибунами также была создана кольцевая галерея с многочисленными нишами. Эти помещения отводились гладиаторам.

Галерея под трибунами

Интересно, что многие арки в раскопках Помпеев ниже среднего уровня роста современного мужчины. Но по галерее гладиаторов можно идти, не сгибаясь. Значит, воины были крупнее, чем большинство населения античного периода.

Места на трибунах строго распределялись по категориям, и это заметно в архитектуре амфитеатра.

Трибуны

Первые пять рядов предназначались знатным горожанам и почетным гостям. Чтобы зрители были в безопасности, первые скамьи отделялись от арены плотной стеной высотою в 2 метра.

Второй ярус представлен двенадцатью рядами, места на которых были платными. За ними шли 18 бесплатных рядов. Император Октавиан Август позаботился также о впечатлениях женщин от кровавых зрелищ, издав специальный указ. Женщины могли наблюдать схватки только из маленьких лож, оборудованных на верхних рядах.

Где находится амфитеатр в структуре раскопок Помпеев

Амфитеатр — Колизей в Помпеях — располагается в юго-восточной части античного города. Это с противоположной стороны от главного входа на раскопки. Рядом находится Большая Палестра – квадратный двор, окруженный портиками с колоннами. Палестра предназначалась для тренировок гладиаторов, которые оставили на стенах ограждения многочисленные свидетельства о себе. Здесь можно увидеть выцарапанные фразы, подобие граффити. Сейчас в Большой Палестре открыт музей археологических находок.

Можно начать осмотр всей территории именно с амфитеатра. Для этого следует пройти вдоль всей южной стороны археологических раскопок к воротам Porta Nocera.

Древний город Помпеи

Италия, Помпеи

Поселение Помпеи (Pompei) было основано осками в VII в. до н.э. Позднее его завоевали этруски, а затем греки. В эпоху Самнитских войн (343-290 г.г. до н.э.) и Второй Пунической войны (218-202 г.г. до н.э.) Помпеи поддерживали Рим, но в Союзнической войне (91-88 г.г. до н.э.) стали его противником. Войска Луция Корнелия Суллы взяли город штурмом, и в 80 г. до н.э. здесь поселились римские ветераны. С тех пор Помпеи являлись имперской колонией.

В конце I в. до н.э. через этот город-порт доставлялись товары в Рим и Южную Италию. Здесь производились вино и масло. В последние 100 лет в Помпеях, достигших наивысшего расцвета, было построено множество религиозных и административных сооружений, в том числе храм Юпитера, два театра, крытый рынок, амфитеатр на 20 тысяч зрителей, термы.

5 февраля 63 г. Помпеи и другие города, находившиеся поблизости от вулкана Везувий, пострадали от землетрясения. Но настоящая трагедия произошла 16 лет спустя. Извержение Везувия 24 августа 79 г. привело к гибели четырех городов: Помпей, Геркуланума, Стабии и Оплонтия.

В своих письмах к Публию Корнелию Тациту Плиний Младший рассказал о гибели своего дяди Плиния Старшего, известного полководца и ученого-энциклопедиста. При появлении облака пепла со стороны вулкана Плиний Старший попытался организовать эвакуацию жителей Помпей на кораблях, но обвал преградил доступ к берегу. Тогда Плиний, взявший на себя управление в трудной ситуации, предпринял вывод людей из города по суше в сторону Стабии, посоветовав привязать подушки к головам при помощи полотенец. Благодаря этому выдающемуся человеку большинству жителей удалось спастись.

Но в ночь с 24 на 25 августа 79 г. от Везувия потекли потоки лавы, начались пожары. 25 августа землетрясение вызвало цунами, и море отступило от берега. Помпеи и окрестности накрыла грозовая туча, пепел падал с неба и затруднял дыхание. Около двух тысяч человек погибло в городе от сернистых газов. В их числе оказался и Плиний Старший.

Раскопки Помпей

В 1592 г. архитектор Доменико Фонтана, прокладывавший канал от реки Сарно, обнаружил участок древней городской стены. В 1689 г. были найдены руины здания с надписью «Помпеи». Но лишь в 1748 г. начались систематические раскопки под руководством испанского военного инженера Рокке Хоакина де Алькубьерре. Первоначально сохранялись и отправлялись в музей находки, имевшие художественную ценность, а все прочие уничтожались. Но сменивший Алькубьерре француз Пьер Барде де Вильнёв стал прокладывать тоннели по направлению улиц и раскопал несколько отдельных зданий.

Исследовательские и реставрационные работы в Помпеях продолжаются до сих пор. Было обнаружено, что город, находившийся в 9,5 км от кратера и в 4,5 км от подошвы Везувия, был засыпан мелкой пемзой и вулканическим пеплом, которые превратились в грязь под потоками дождя. Впоследствии эта масса затвердела и образовала слой толщиной 1,5-6 м. В соседнем Геркулануме, находившемся ближе к вулкану, горячий пепел обуглил все предметы из дерева. Под дождем он превратился в грязь, ставшей очень прочной при затвердевании, и сверху был залит лавой. Толщина вулканического слоя в Геркулануме достигала 12-23 м.

Помпеи: обнаруженные городские сооружения

При раскопках Помпей были обнаружены религиозные, административные, жилые, хозяйственные сооружения. Перечислим наиболее известные из них.

Древний город Помпей

Центром жизни городской жизни являлся форум. Он представлял собой площадь 157х38 м, окруженную портиком с дорическими колоннами и способную вместить все население Помпей, которое составляло около 20 тысяч. К югу от форума в 120-78 г.г. до н.э. была построена базилика размером 55х25 м, которая первоначально использовалась как крытый рынок, а позднее – как здание суда. В южной части форума находились три здания Муниципалитета.

Главный храм города, посвященный Юпитеру, был построен в северной части форума в 150 г. до н.э. На трехметровом подиуме возвышалось украшенное колоннадой здание размером 37х17 м. По сторонам от него находились триумфальные арки.

Древнейшим религиозным сооружением в Помпеях являлся построенный в 575-550 г.г. до н.э. храм Аполлона, по всему периметру окруженный 28 коринфскими колоннами. Его главный вход был обращен к базилике, а портик расписан сценами из «Илиады». Также в районе форума сохранились руины храмов Фортуны Августа, Ларов, Веспасиана.

95 колонн ионического ордера окружали треугольный форум, на котором располагался Дорический храм, построенный в VI в. до н.э. и посвященный Гераклу. Позднее недалеко от него появились храмы Исиды и Юпитера Мейлихия.

Культурным центром Помпей являлся Большой театр, построенный в III-II в.в. до н.э. и расширенный при Октавиане Августе, в результате чего способен был вместить до 5000 человек. В 80 г. до н.э. в городе появился Одеон, то есть Малый театр, рассчитанный на 1500 зрителей. В это же время был построен Амфитеатр размером 135х104 м, вмещавший 20 тысяч человек. Входы для зрителей располагались в верхней части зала, а гладиаторы через коридор попадали на арену прямо с улицы. В настоящее время Амфитеатр Помпей является старейшим из сохранившихся в мире.

В городе было построено несколько терм. Самыми древними и большими из них являлись Стабиевы термы, созданные в III в. до н.э.

В Помпеях сохранились фрагменты жилых зданий, многие из которых украшены фресками, а также ремесленных цехов и пекарен. Археологические раскопки в городе не закончены. Не исследованной остается около четверти городской территории. В настоящее время в Помпеях проводятся преимущественно реставрационные работы.

Будем рады ответить на Ваши дополнительные вопросы — воспользуйтесь формой запроса или звоните:
(495) 730-13-30.

Мы работаем с 09:00 до 20:30 в будние дни и с 11:30 до 15:30 по субботам.

Амфитеатр в помпеях помпеи

Глава IX
АМФИТЕАТР И ГЛАДИАТОРСКИЕ ИГРЫ

Среди многочисленных надписей, пестревших на стенах помпейских домов, появлялись иногда такие: «30 пар гладиаторов Гнея Аллия Нигидия Майя с заместителями будут биться в Помпеях с 8-го по 6-й день до декабрьских календ; звериная травля». И тут же приписка: «Да живет квинкеьнал Маий! Парис, будь здоров!» Или же: «Гладиаторы А. Суеттия Церта, эдила, будут биться в Помпеях накануне июньских календ; звериная травля; тент». Следующее объявление дает возможность почти точной датировки: «20 пар гладиаторов Д. Лукреция Сатрия Валента, непременного фламина Нерона, сына императора, и 10 пар гладиаторов его сына, Д. Лукреция Валента, будут биться в Помпеях с 6-го по 3-й день до апрельских ид; большая звериная травля; тент. Писал Эмилий Целер, один, при лунном свете» (писец не упустил случая рекламировать свое искусство).
Эти и подобные им надписи красиво выводились красной краской в таких местах, где собиралось или проходило много народа: в дворике бань у форума, на стенах театра, басилики, У городских ворот, на могильных памятниках, расположенных по сторонам оживленной дороги, ведшей в город, на домах по такой людной улице, какой была Ноланская. Имя устроителя игр, выведенное очень крупными буквами и поставленное на

Читайте также  Лепешка для гироса

первом месте, сразу бросалось в глаза; все это были видные представители муниципальной знати, известные каждому человеку в Помпеях в качестве щедрых благотворителей, заботившихся о народных увеселениях и нуждах. Эти имена сразу останавливали внимание, и радостная новость живо облетала город; гладиаторские игры, если судить но количеству надписей и рисунков, относящихся к гладиаторам, были излюбленным зрелищем помпейцев. Они тоже, вероятно, как те поклонники арены, о которых говорит Сенека, мечтали «перескочить через дни, остающиеся до указанного срока».
Перед играми выпускали подробные афиши, продававшиеся с рук; об их виде и содержании можно судить по надписи, нацарапанной каким-то любителем игр. Переживая виденное еще раз в воспоминании, он написал на стене всю афишу, снабдив ее еще примечаниями относительно исхода каждого поединка. Афиша составлена с расчетом на знатоков дела и сообщает, кроме имени устроителя игр и числа, когда они состоятся, имена сражавшихся в каждой паре и сведения, позволяющие взвесить шансы противников, — обстоятельство, необходимое для любителей пари. Приводим лучше всего сохранившуюся часть этой афиши:

Т. М. v. Pugnax Ner III
p. Murranus Ner III
O. T.
v. Cycnus Iul VII II
m. Atticus Iul XIV
Ess.
m. P. Ostorius LI
v. Scylax Iul XXVI

Пугнакс («Драчун»), Мурран, Кикн («Лебедь»), Аттик, Осторий и Скилакс («Щенок») — это имена гладиаторов. Ner и Iul означают, что одни из них вышли из школы Нерона, другие — из школы Юлия Цезаря; цифры указывают

избежание расходов на слишком высокую стену, была выкопана яма в форме очень большой и глубокой миски: дно ее служило ареной (слово «арена» означает «песок»: площадку для гладиаторских боев и звериной травли усыпали песком), а бока — местом, где были устроены сиденья. Круглая каменная стена, поддерживаемая снаружи рядом аркад (рис. 93),

Рис. 92. Амфитеатр. Арена и сиденья.

Рис. 92. Амфитеатр. Арена и сиденья.

служила опорой только для третьего и отчасти для второго яруса.
Арену от зрителей отделяла стена высотой в 2 м, расписанная сценами из гладиаторской жизни и звериной травли; в се верхние травертиновые плиты вставлена была железная решетка для защиты от зверей, если бы звери вздумали кинуться с арены на публику. Места для зрителей распределялись между тремя ярусами: нижний (пять рядов) предназначался для членов городского совета, магистратов, особо уважаемых граждан и почетных гостей; здесь же находилось место устроителя,

игр; средний (12 рядов) — платный; верхний (18 рядов) — даровой. Над верхним ярусом шла широкая терраса с галереей, в которую проделаны были многочисленные проходы для зрителей верхнего яруса. Над галереей находились отдельные маленькие ложи для женщин, так как по указу Августа они могли присутствовать в амфитеатре только на самом верху. Один ярус отделялся от другого невысокой стенкой, за кото-

Рис. 93. Амфитеатр. Наружный вид.

Рис. 93. Амфитеатр. Наружный вид.

рой шел узкий проход. Сиденья сделаны были не сразу при постройке амфитеатра: первоначально зрители усаживались просто по земляным склонам и деревянным скамьям, сколачиваемым от случая к случаю. Из надписей, выбитых по верху стены, отделяющей арену от зрителей, мы узнаем, что некоторые магистраты, по распоряжению городского совета, употребляли деньги, выданные на устройство игр, не на игры, а на устройство постоянных каменных сидений. Ко времени гибели города амфитеатр был совершенно закончен.

Мы говорили уже, что амфитеатр предназначался для 20 тысяч человек; в нем могло поместиться население целого небольшого города. Надо было думать о том, как избежать толкотни и давки при входе и выходе, и строители хорошо справились с этой задачей, остроумно комбинируя внутренние коридоры и наружные лестницы. Входов было шесть (рис. 94): два из них (каждый шириной в 5 м) находились на линии большой

Рис. 94. Амфитеатр (разрез).

Рис. 94. Амфитеатр (разрез).

оси и вели прямо на арену (1 и 2). Через них входили, кроме зрителей, гладиаторы, через них же впускали на арену зверей. Так как амфитеатр с юго-восточной стороны находился слишком близко от городской стены, то здесь вход (2) сделали не так, как на противоположной стороне, а повернули его под прямым углом на запад. Параллельно этому колену, с той же западной стороны, устроены были два более узких прохода (3 и 4); они вели не на арену, а в коридор (рис. 94), идущий кругом всего здания и проделанный под нижними рядами второго яруса; два

«о здравии императора и его семьи», на поминках по уважаемом гражданине. Из объявлений мы узнаем, что они бывали в марте, апреле, мае, июле и в ноябре; длились 3—4 дня. В добавление к играм устраивали иногда звериную травлю, обрызгивали

Рис. 95. Коридор под амфитеатром.

Рис. 95. Коридор под амфитеатром.

публику благовонными эссенциями и осыпали ее подарками. Клавдий Вер объявляет, что все эти удовольствия ждут помпейцев, «когда позволит погода»; «Нигидий Маий назначает игры «безотлагательно»: «будет тент», следовательно ни ливень, ни зной не страшны.

Амфитеатр (Amphitheater of Pompeii)

Амфитеатр в Помпеях – самый древний среди подобных сооружений. Построенный еще до нашей эры (80-70 годы), он на долгие столетия исчез с лица земли. Извержение вулкана в I веке поглотило город вместе с ареной гладиаторских боев. Сложно предположить, сохранился бы помпейский амфитеатр до наших дней, не случись в Италии трагического природного явления 2 тысячи лет тому назад.

Амфитеатр в Помпеях

В настоящее время это мощное сооружение является одной из главных достопримечательностей Археологического парка Помпеи. Его обнаружили в 1748 году, полностью раскопали в 1810-ые. В отличие от других археологических находок, амфитеатр Помпеев сохранился в целостности, с плотным кольцом трибун и внутренних помещений.

Design and construction

Built around 70 BC, the current amphitheatre is the earliest Roman amphitheatre known to have been built of stone; previously, they had been built out of wood. The next Roman amphitheatre known to be built from stone is the Colosseum in Rome, which postdates it by over a century. Contemporarily, it was known as a spectacula rather than an amphitheatrum, since the latter term was not yet in use at the time. It was built with the private funds of Gaius Quinctius Valgus and Marcus Porcius (a relative of Julius Caesar’s rival).

The amphitheatre’s design is seen by some modern crowd control specialists as near optimal. Its washroom, located in the neighboring palaestra has also been cited as an inspiration for better bathroom design in modern stadiums.

Описание Амфитеатра в Помпеи

Амфитеатр Помпеи и Большая Палестра по- соседству

Амфитеатр Помпеи расположен к югу от улицы Аббонданза Виа Делл (Abbondanza Via Dell) в восточной части Помпеи недалеко от входа в город, Ворот Сарно. Этот античный стадион имел размеры 104 метров в ширину на 135 метров в длину. Амфитеатр Помпеи был завершен около 80 г. до н. и является самым древним постоянным каменным амфитеатром в Италии. Строительство этого важного городского здания было поручено двум городским магистрам М. Порцию и С. Квинту Валгусу. Место под новое грандиозное строительство было выбрано с умом. Эта часть города была пустырем, а значит не надо было сносить жилые кварталы и очищать площадку под амфитеатр. Арена располагалась на 6 метров (20 футов) ниже уровня земли и места для зрителей могли вместить в себя 20,000 зрителей. После землетрясения в 62 г. Помпейский амфитеатр пришлось ремонтировать, используя деньги Гая Куспия Пансе и его сына. Их статуи некогда стояли здесь.

Амфитеатр Помпеи имел огромные лестницы для входа граждан таким образом, что люди входили через двери в верхней части зрительного зала. Два входа в амфитеатр с уровня земли вели прямо с улицы города Помпеи. Через них гладиаторы выходили на арену прямо с улицы. Также существовала одна узкая дверь в середине овальной арены. По ней видимо вывозили трупы погибших гладиаторов или казненных преступников. У арены в отличие от других поздних амфитеатров Рима не было подземных помещений.

Внешние стены Амфитеатра Помпеи были покрыты плакатами, восхваляющими гладиаторов и записывающими исход боев. Так Фракийский гладиатор Селадус описывался как «герой» и «любимец девочек». Район вокруг амфитеатра превратился в область таверн и закусочных для зрителей. Знаки, нарисованные на стенах арены, обозначающие арендованные места, указывают, что временные кабинки были установлены за пределами стен арены. В них продавались сувениры, еда и напитки.

Места для зрителей (cavea) делились на три уровня. Первый уровень (ima cavea) находился ближе всего к арене. Эти первые 5 рядов предназначался для самых знатных зрителей. Сюда попадали по тоннелю с нижнего этажа. Второй уровень рядов (media cavea) состоял из 12 рядов. Они тоже шли по коридорам с низкого уровня, но после лестницы они делились и шли на нужные уровни амфитеатра. А последние ряды (summa cavea) занимали последние 18 рядов. Эта часть амфитеатра имела собственную отдельную лестницу и со времени правления императора Августа эти ряды предназначались для женщин. Хотя конечно звучит это довольно нечестно по меркам нашего времени. Но народ в Помпеях был горячий и вряд ли женщины протестовали отделение от особо буйных уровней амфитеатра. А драки и даже восстания на почве кровавого спорта были не редкостью. Хотя самое известное восстание произошло в 59 году нашей эры. Тогда жители Помпеи конечно отличились.

Примерно в это время (59 год н.э.) произошла серьезная драка между жителями двух римских поселений, Нукерии и Помпей. Он возник в связи с инцидентом в пустяковых гладиаторских боях …. В ходе обмена насмешек между этих беспорядочных городов привело к бросанию камней, а затем мечи пошли в ход. Жители Помпеи, где бои были проведены, победили в драке. Много раненых и изуродованных нукерийцев были доставлены в столицу. Много утрат также понесли родители и дети. Император поручил Сенату расследовать дело. Сенат совершил расследование. В конце концов Сенат отстранил Помпеи от проведения любого подобного сбора в течение десяти лет (до 69 года). Незаконные шоу в городе были прекращены, а спонсоры боев, а зачинщики беспорядков были высланы из города.
Тацит, Анналы (XIV.17)

Однако мораторий был прекращен всего лишь через 3 года. Все таки амфитеатр и гладиаторские бои было делом прибыльным.

Интересный факт: кстати существует мнение, что палец вверх означало помилование, а палец вниз означало смерть для гладиатора. На самом деле все было наоборот. Палец вниз означает меч в песок, а палец вверх означало меч в горло проигравшего.

Ссылки

Gladiatorial contests

Fresco — «The Amphitheatre at Pompeii, depicting the riot between the Nucerians and the Pompeians», Casa della Rissa nell’Anfiteatro, Pompeii, Italy

The famed preservation of Pompeii and its amphitheatre have given insights into the gladiatorial culture of Rome. Around 59 AD, a deadly brawl occurred between Pompeiians and residents of Nuceria during games in the amphitheatre, resulting in a 10-year ban on such events.

Современное использование

Помимо исторического ориентира и объекта археологического изучения, амфитеатр в Помпеи был использован для концертов и других общественных мероприятий в наше время. В октябре 1971 года в течение 4-дневного периода Пинк Флойд снял концертный фильм в амфитеатре под названием Пинк Флойд: вживую в Помпеи (Pink Floyd: Live at Pompeii). Дэвид Гилмор, гитарист Пинк Флойд, исполнил два концерта в амфитеатре в июле 2016 года в рамках своего тура Rattle That Lock. Это было его первое выступление в амфитеатре с момента записи «Вживую в Помпеи» в 1971 году. Концерты Гилмор (Gilmour) в 2016 году стали первым публичным выступлением в амфитеатре с 79 года до н.э ..

Типы гладиаторов

На арене древних амфитеатров боролось несколько типов гладиаторов. Внизу мы приводим примеры некоторых типов гладиаторов.

БестиарииПервоначально эти бойцы были преступниками, а не профессиональными гладиаторами. Они были вооружены копьем или ножом для борьбы со зверями. Большинство погибали и тем самом искупали свою вину. По сути это было театрализованная публичная казнь. В более поздние периоды бестиарии стали хорошо обученными бойцами, специализирующихся на борьбе против различных видов экзотических, импортируемых животных со всех концов Римской Империи и за ее пределами.
ДимахерДимахер (Dimachaeri) были вооружены двумя короткими мечами, по одному в каждой руке.
ЭквитыЭквиты были всадниками с копьем и мечом (гладиус) и были одеты в полную тунику, с маникой (доспех защищавший руки) для защиты. Как правило, они бились с другими всадниками.
ЕсседарииЕсседарии (Essedarii) были гладиаторами на кельтских колесницах, которых, вероятно, впервые привезли в Рим из Британии войска Цезаря.
ГопломахиГопломахи (Hoplomachi) основывали свое оружие и доспехи на базе греческих гоплитов. Они носили шлем со стилизованным грифона на гребне шлема. Они несли копье в стиле греческого гоплита с небольшим круглым щитом и часто бились в паре с Мирмилонами (Murmillone) или фракийцами.
ЛакерииЛакерии (Laquerii) были вооружены веревкой и петлей.
МирмилонМирмилоны (Murmillone) использовал короткий римский меч (гладиус- gladius) и продолговатый галльский щит. Они носили шлем со стилизованной рыбой на гребне шлема (mormylos на Латыне означает морская рыба), а также щиток на руки (Маника). Они часто бились в паре с Гопломахами, фракийцами или Ретиариями.
РетиарииРетиарии (Retiarii)- гладиаторы были вооружены трезубцем, кинжалом и сетью. На одной руке их защищал Маника- доспех на локте гладиатора и части груди. Иногда маника защищала и часть лица и шею. Они боролись с Секуторами и Мирмилонами.
СамнитыСамниты- ранний тип хорошо вооруженного воина. Однако к началу имперского периода они исчезли из состязаний. Они носили прямоугольный щит, шлем и короткий меч. Их доспехи были похожи на доспехи и оружие самнитов, древнего итальянского народа с которыми римляне вели кровопролитные войны.
СекуторийСекуторий (Secutores) имел аналогичное оружие и доспехи как у мирмиллона — щит, шлем и гладиуса. Они были противниками Ретиариев.
ФракийцыФракийцы были снаряжены широкой каймой шлема, который покрывал всю голову. Также в руках они носили маленький круглый или квадратный щит и два наколенники на бедра. Их оружием был кривой фракийский меч, или Сика. Они обычно сражались мирмилионами или гопломахами.

blog comments powered by

Modern uses

Aside from being a historical landmark and an object of archaeological study, the amphitheatre has been used for concerts and other public events in modern times. In October 1971, over a 4-day period Pink Floyd made a concert film at the amphitheatre, titled Pink Floyd: Live at Pompeii. David Gilmour, the Pink Floyd guitarist, performed two concerts at the amphitheatre in July 2016 as part of his Rattle That Lock Tour. It was his first performance in the amphitheatre since recording Live at Pompeii in 1971.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector