Ансамбль капеллы медичи во флоренции

Ансамбль капеллы медичи во флоренции

Капелла Медичи – шедевр Микеланджело

Капелла Медичи (Cappelle Medicee) вплотную прилегает к Базилике Сан-Лоренцо, фамильной церкви семьи Медичи, которая является “сердцем” Флоренции.

Капелла Медичи - шедевр Микеланджело

История создания

В 1520 году Микеланджело получил заказ на постройку и украшение статуями капеллы – усыпальницы рода Медичи при церкви Сан Лоренцо от кардинала Джулио Медичи (впоследствии папа Климент VII).

Pабота велась с перерывами до 1526 года, затем после бурных событий осады и падения республики во Флоренции, в которых принимал участие сам Микеланджело – с 1530 по 1534 годы.

Капелла медичи вид

Когда Микеланджело в 1534 уехал в Рим, скульптуры еще не были установлены и находились на разных стадиях завершенности. Сохранившиеся наброски свидетельствуют о напряженной работе, предшествовавшей их созданию: были проекты единой гробницы, двойной и даже свободно стоящей гробницы.

Архитектура и ее символизм

Два пристенных надгробия включают статуи герцога Джулиано и герцога Лоренцо, помещенные в неглубоких нишах второго яруса на южной и северной стенах капеллы Медичи, декор которых имитирует фасад дворца.

Капелла медичи внутри

Фигуры герцогов воплощают две основные аллегории бытия человека – «вита аттива» и «вита контемплатива» – «жизнь действенную» и «жизнь созерцательную».

Герцог Урбинский

Герцог Урбинский

При всей противоположности этих аллегорий, сами образы объединяет ощущение мрачной отрешенности, усталости и одиночества. Внизу перед нишей – саркофаг, на овальной крышке которого – фигуры «Дня» и «Ночи».

Герцога Немурский

Герцога Немурский

Вместе с фигурами «Утра» и «Вечера» на саркофаге Лоренцо они символизируют времена суток и соответствуют девизу рода Медичи «Semper» (всегда); в капелле должна была идти круглосуточная служба.

Смена времен указывает и на быстротечность, бренность человеческой жизни. В пластике могучих обнаженных тел, их сложных позах, в их усилиях преодолеть тяжелую инертную силу, выражены тревога и борьба.

Образ дня и ночи

Самый совершенный и самый трагический образ капеллы – «Ночь». Изображенная в позе мучительного сна, «Ночь» не может в нем найти успокоения.

Трагическая маска под рукой Ночи, заведенной за спину, сова у ее ног, камень в руке, который согласно одному из толкований должен выпасть, если она уснет, и разбудить ее – все это символы тревожной, обреченной на вечное бодрствование «Ночи».

Ей не дано ни покоя, ни даже смерти. Ее могучее тело прекрасных пропорций уже тронуто увяданием, ее удивительно благородное лицо полно скорби.

Саркофаг Лоренцо и Джулиано

Джулиано был братом Лоренцо. Он погиб во время заговора в Пацци. Над саркофагами братьев установлена фигура Богородицы с младенцем.

Саркофаг Лоренцо и Джулиана

На лице скульптуры угадываются такие чувства, как глубокое волнение и переживание за судьбу своего ребенка. Сам младенец отвернут от зрителей лицом к матери – этим Микеланджело хотел показать близость между родителями и детьми.

Саркофаг герцога Урбинского

Капелла медичи Саркофаг Герцога Урбинского

Возвышается над его могилой идеализированная скульптура самого герцога. Он изображен в образе молодого древнеримского полководца.

Надгробие венчают фигуры «Утро» и «Вечер». «Утро» представлено в виде красивейшей женщины, очень сильной. Однако в ее образе прослеживается ощущение сонливости или даже болезни. «Вечер» представлен в виде взрослого мужчины. Его лицо выражает усталость.[

Саркофаг герцога Немурского

Этот человек был младшим сыном Лоренцо Великолепного. Над его местом захоронения располагаются скульптуры, символизирующие «День» и «Ночь».

Капелла медичи Саркофаг Герцога Немурского

«Ночь» представляет собой пожилую женщину, в образе которой просматривается увядающая красота. Ее фигура, являясь самой выразительной и трагической, вдохновляла на создание стихотворений, как самого Микеланджело, так и поэта Джованни Стронци. «День» – это фигура молодого юноши, спортсмена.

Присутствует ощущение незавершенности образа. Это скульптор сделал намеренно, дабы показать, что никогда не известно «Что день грядущий нам готовит».

Видео

Небольшая видео экскурсия по Капелле погрузит вас в атмосферу таинственной истории.

Как добраться

Доехать можно автобусом NoС1 до остановки «Церковь Сан-Лоренцо».

Остановки автобуса С1

Также можно пройти пешком. Ориентироваться следует на собор Санта-Мария Новелла, находящийся на противоположной стороне привокзальной площади. Затем по короткой улочке от Пьяцца Санта-Мария Новелла пройти к церкви Сан-Лоренцо.

Флоренция. Гробницы Медичи. Осада Флоренции (1516-1534)

В 1523 г. папский престол вновь вернулся к роду Медичи. На этот раз папой оказался Джулио Медичи под именем Климента VII, который будучи еще кардиналом поручил Микеланджело создание усыпальницы рода Медичи. Этот архитектурно-скульптурный ансамбль, капелла Медичи, стал одним из высочайших достижений не только в творчестве Микеланджело, но и во всем искусстве Возрождения.

Под руководством Микеланджело достраивалось само здание капеллы, увенчанной куполом, были созданы им аллегорические статуи «День» и «Ночь», надгробная статуя Лоренцо Урбинского, «Мадонна с младенцем», а затем с конца 1526 по осень 1531 г. в работе последовал длительный перерыв, вызванный бурными политическими событиями, произошедшими во Флоренции.

3а пятнадцатилетие работы Микеланджело над гробницей Медичи, Флоренция пережила много событий, из которых главным было изгнание Медичи в 1527 году, восстановление республиканского строя и последовавшая затем осада города соединенными армиями папы и императора. Во время осады Микеланджело был назначен руководителем всех фортификационных работ, вследствие чего роль его в обороне Флоренции была очень велика.

Драматизм, а затем и трагизм образов Микеланджело усиливаются в последующие годы, особенно после поражения республики во Флоренции в 1530 г. и восстановления власти Медичи. Тяжелые переживания Микеланджело отразились и в работе над архитектурно-скульптурным ансамблем для капеллы Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520—1534). И статуя герцогов Джулиано и Лоренцо Медичи, и помещенные на саркофагах аллегорические фигуры «Утро», «День», «Вечер», «Ночь» имеют одно общее: при всей физической мощи они лишены активного действия. Весь ансамбль проникнут ощущением неуверенности и беспокойства.

Фасад церкви Сан Лоренцо (1516-1520)

«Недаром последующие обсуждения всего этого были разнообразными и бесчисленными, тем более что работу над фасадом пожелали поделить между несколькими лицами; много архитекторов съехались в Рим к папе, и проекты составили Баччо д’Аньоло, Антонио да Сангалло, Андреа и Якопо Сансовино, а также прелестный Рафаэль Урбинский, который с этой целью был отправлен во Флоренцию позднее, когда туда прибыл папа. Посему решил и Микеланджело сделать модель, высказав желание, чтобы только он, и никто другой, был главным руководителем архитектурных работ. Однако этот отказ от помощи и стал причиной того, что к работе не приступали ни он, ни другие, и, махнув на все рукой, названные мастера возвратились к своим обычным занятиям, а Микеланджело, собравшись в Каррару, получил предписание, чтобы Якопо Сальвиати выплатил ему тысячу скудо; однако, так как Якопо сидел запершись в своей комнате, обсуждая дела с какими-то горожанами, Микеланджело не пожелал дожидаться приема, но, ни слова не говоря, повернулся и тотчас же уехал в Каррару.

Много лет потратил Микеланджело на добычу мрамора; правда, добывая его, он лепил восковые модели и делал и кое-что другое для выполнения заказа, но дело это затруднялось так, что деньги, предназначенные папой на эту работу, были потрачены на войну в Ломбардии, и вся работа так и осталась незаконченной по случаю смерти Льва; ведь ничего другого сделано не было, кроме передней части фундамента, под фасад, а из Каррары на площадь Сан Лоренцо привезли большую мраморную колонну» Вазари.

Существенной помехой для завершения гробницы папы Юлия II Микеланджело был новый заказ папы Льва X. Если Юлий II отрывал Микеланджело от скульптуры и приказывал заниматься живописью, то новый папа повелевал ему стать архитектором и закончить фасад церкви Сан Лоренцо во Флоренции, где были погребены его отец, дед, прадед и многие другие представители дома Медичи. Напрасно Микеланджело отказывался, ссылаясь на свои обязательства перед наследниками папы Юлия, на то, что архитектура — «не его специальность», — ему пришлось подчиниться.

Достроить фасад церкви Сан Лоренцо — церкви Медичи во Флоренции — новый папа Лев Х решил во время своего пребывания во Флоренции в 1515 г. Первоначально к разработке проекта были привлечены многие архитекторы и скульпторы (Антонио Сангалло, Андреа и Якопо Сансовино, Рафаэль, Баччо д’Аньоло), 19 января 1518 г. заказ вторично получил один Микеланджело. Рисунки его проектов сохранились в Уффици и в Доме Буонарроти, где хранится также деревянная модель фасада.

Церковь Сан Лоренцо была построена в ХV веке Филиппо Брунеллески и находилась под особым покровительством семейства Медичи. Фасад церкви планировался как величественная архитектурная композиция, насыщенная скульптурными изображениями, статуями и рельефами. Микеланджело получил возможность проявить свой архитектурны талант. Он мечтал явить в монументальном фасаде «зеркало всей Италии».

В 1517 г. Микеланджело писал одному из приближенных папы, Домонико Буонинсеньи: «Я чувствую в себе достаточно сил сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы он стал зеркалом всей Италии».

Как к живому организму подошел Микеланджело к решению проекта фасада церкви Сан Лоренцо. Используя свой дар скульптора, свое знание античной культуры, он предполагал соединить в этом фасаде архитектуру и скульптуру. По сохранившихся набросках и модели фасада можно увидеть близость к классическим традициям Высокого Возрождения и творениям великого Браманте. Разделенный на два этажа раскрепованным карнизом и мощным аттиком, фасад завершался небольшим фронтоном. По вертикали первый этаж должен был члениться колоннами, а второй — пилястрами коринфского ордера. Между колоннами и пилястрами и в первом, и во втором этаже, в нишах должны были размещаться статуи и рельефы. Совершенствуя свой проект, Микеланджело усиливал значение рельефов и всей скульптурной части. Он исполнил глиняную и деревянную модели фасада, однако этому его проекту, как и ряду других, не суждено было осуществиться. Прискорбно, но Микеланджело не удалось завершить фасад церкви Сан-Лоренцо, но так и стоит по наши дни без всякой отделки.

Много сил и времени потратил он на заготовку мрамора в Карре. Но Медичи настаивали на том, чтобы добыча мрамора велась в новоприобертенных Флорецией карьерах Пьертрасанте. Микеланджело оказался в затруднительном положении, ему пришлось подчиниться приказу папы, чем восстановил против себя каррцев. Ему пришлось с большими трудностями строить новую дорогу от каменоломен к морю, частью на сваях, через горы и болта. Из шести монолитных колонн по дороге во Флоренцию пять были серьезно повреждены. Папа и кардинал Медичи потеряли терпение и растрогли договор на постройку фасада церкви Сан Лоренцо в 1520 г.

Капелла Медичи

visu0002

Одним из лучших ренессансных ансамблей по праву считается домовая капелла Медичи в Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции. Палаццо Медичи на виа Ларга было построено по заказу Козимо Медичи Старшего его другом архитектором Микелоццо ди Бартоломео в 1444-1459 гг. По окончании строительства Козимо пригласил Беноццо Гоццоли украсить фресками капеллу, построенную и декорированную Микелоццо. Небольшая квадратная в плане капелла и примыкающая к ней прямоугольная алтарная ниша перекрыты резным деревянным потолком.

Его кессонная структура богато орнаментирована красными и зелеными розетками, все перспективные профили прямоугольных, трапециевидных и ромбовидных членений декорированы орнаментом и позолочены. Над алтарной нишей расположен круг, вписанный в квадрат, с солнцем и инициалами Христа; Обилие золота, красного, синего и зеленого цветов, орнаментальный полихромный фриз, позолоченные коринфские капители с листьями аканта и волютами уподобляют верхнюю зону капеллы сиянию небес.

Мозаика пола ясностью, соразмерностью и гармонией геометрической структуры, тонкостью подобранных цветов мрамора вызывает в памяти античные мозаики. Живописной имитацией мраморной мозаики красного, зеленого, синего и голубого цветов, согласующихся с колоритом и рисунком потолка, украшены и нижние части стен алтарной ниши.

Убранство капеллы дополняют резные деревянные сиденья хора, деревянное основание престола и интарсии дверей. Живопись Беноццо Гоццоли на стенах, подобная роскошным тканым гобеленам, забрана в лепные перспективные рамы с орнаментом из листьев аканта. Яркую красочность и декоративность фрескам с изображением процессии волхвов, похожей на праздничную рыцарскую кавалькаду с множеством узнаваемых лиц, придают краски, которые так любили в то время: ультрамарин, ляпис-лазурь, листовое золото.

Сияние золота — в деталях, орнаменте, нимбах ангелов, в изысканных драпировках делает роспись похожей на драгоценное изделие «золотых дел» мастеров. Нарядную красочность колорита дополняют точность и ясность рисунка — прорисовка деталей, линии узоров в тканях нарядных костюмов, портретные лица, среди которых можно узнать семейство Медичи, византийского патриарха и императора, его придворных и именитых граждан Флоренции. Ансамбль капеллы основан на синтезе искусств, на взаимодействии всех элементов — полихромии пола и потолка, теплоты дерева мебели и дверей, согласованности архитектурного декора с живописью на стенах.

В отличие от капеллы волхвов, в создании которой участвовали архитектор и живописец, резчики по дереву и мастера интарсии, в маленькой капелле Сан-Джироламо в монастырской церкви Сан-Франческо в Монтефалько, используя только живопись, Беноццо Гоццоли создал ансамбль, в котором сюжетные композиции на стенах и своде сочетались с прорисованными архитектурными деталями — дугами арок, пилястрами, мраморной облицовкой. В центре алтарной стены Гоццоли написал золоченый готический полиптих, создав «картину в картине». Стремясь привести в соответствие масштаб и пропорции росписи стен и иллюзорного готического полиптиха, он заключил его в прямоугольную ренессансную раму с античным фризом, на котором гордо написал: «Смотри, читатель, каков упомянутый живописец».

Чтобы придать полиптиху еще большую достоверность, Гоццоли добавил отодвинутый за край рамы зеленый полог. В этой «случайной» детали художник воспользовался способностью живописи к имитации, к которой не раз будут прибегать художники Возрождения.

К юбилейному 1500 г., который широко отмечался в христианском мире, проводились большие работы по украшению и обновлению церквей, созданию новых ансамблей. Именно к концу XV в. относятся лучшие из сохранившихся ренессансных ансамблей. В это время была построена и украшена Сикстинская капелла, проведены большие работы в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане, созданы «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи и многое другое.

Флоренция. Разговор со Временем

Красная стрела летит из Венеции во Флоренцию со скоростью 300 километров в час, или даже больше! Ожидаю встречу с удивительным городом и мечтаю разгадать хотя бы некоторые тайны. О! Этот город хранит множество неразгаданного. И когда неотвеченные вопросы уходят в небытие вместе с великими творцами, художниками, поэтами, музыкантами, что оставили нам свои неробкие, но смелые попытки ответов — важные вопросы превращаются в заветы, которые мы мучимые сопричастностью, пытаемся исполнить. Но тщетно.

Я «лечу на стреле» во Флоренцию и совсем не представляю этот дивный город.

Ведь сколько ни изучай карты, сколько ни смотри на яркие иллюстрации, приобретенных путеводителей и книг, сколько ни поглощай впечатления других людей — уже побывавших, — все это окажется бесполезным в тот самый момент, когда начнется твое собственное живое познание неизведанного «гения места». Это проверено и многократно.

Лечу на Красной стреле.

Я знаю, что во Флоренции непременно должна побывать в Капелле Медичи. Там загадка Микеланджело, которую он не оставил, но скорее «с сожалением покинул», когда второпях покидал этот любимый город ради Рима. Однако во Флоренции осталась его мучительная дума, воплощенная в камне, впрочем, скорее философия…

Философия не наука, как думают многие, это мировоззренческое мышление, а значит процесс, протекающий во времени.

Загадка «времени» и «Времени» — была для Микеланджело мучительна и, наверное, сладостна, потому что ее принесла прекрасная Муза, что терпеливо присела у входа в обитель художника и долго ждала объяснений Мастера. Он ваял, пытаясь объяснить ей то, что невозможно выразить словами, но вместо точки, оставил многоточие (мой любимый знак препинания), как веру в бесконечность.

Почему я желала увидеть капеллу Медичи? Да просто очень хорошо знала историю жизней и Джулиано, с его романтичной любовью к Симонетте. И Лоренцо Великолепного — вдохновителя и мецената многих великих художников и музыкантов того времени. Я уже рассказывала здесь о коварном «заговоре Патти» и вероломном убийстве Джулиано… Как бы там ни было, я была настроена романтически и хотела побывать на месте захоронения героев многих рассказов, которые, за давностью лет, перестали быть мрачными повествованиями, но принакрылись легким ароматным покрывалом светлой печали.

Должна признаться — только на месте я окончательно поняла, что базилика Сан Лоренцо

и капелла Медичи не одно и то же — даже входные билеты разные! Хотя капелла и находится под «единой кровлей» с базиликой, но это более поздний «присторой», который в свое время был заказан великому Микеланджело.

Вначале римский папа Лев X — тоже из рода Медичи, решил прославить свой род, превратив старинную фамильную церковь Сан Лоренцо в шедевр зодчества.

Именно он и пригласил великого Маэстро к этой работе. Однако денег, на задуманное не хватило и после смерти папы Льва X, другие представители рода сошлись во мнении, что терять такого художника, как Микеланджело, для начавшейся уже работы, нельзя, поэтому было решено изменить проект и на территории базилики достроить новую капеллу. Ее фундамент уже имелся. До высоты карниза она была построена еще XV веке.

Здесь я должна продемонстрировать свою осведомленность и кратко напомнить, что в целом капелла состоит из «трех частей».

Это склеп с захоронением 49 наиболее знаменитых отпрысков семейства Медичи, это капелла Принцев — менее известные представители рода, и собственно Новая Сакристия (Sagrestia Nuova) — незаконченное творение Микеланджело, о которой я и хотела бы рассказать.

Да, я, конечно же «пробежалась» по всем лестницам

Я сфотографировала все, «что попадалось на пути».

В Сан Лоренцо стояли леса — шел ремонт, но и сквозь них просматривалась красота.

А когда, наконец-то достигла Новой Сакристии, была несколько обескуражена простотой. Помню, что «умудренная» знакомством с интерпретациями некоторых прославленных искусствоведов, разбавленных безответственными глупостями из интернета, я восторженно что-то рассказала незнакомой русской группе, которая тут же собралась вокруг меня.

Теперь настало время более вдумчивого взгляда на творение Микеланджело.

Первая путаница, которая возникает у неискушенного наблюдателя капеллы — это подмена Джулиано и Лоренцо Медичи — жертв заговора Патти (чтобы было понятнее) и их родственников, которые носили те же имена — Джулиано (герцог Джулиано Немурский) и Лоренцо (герцог Лоренцо Урбинский). Именно этим герцогам и посвящены два известных надгробия, которые так подробно описаны в искусствоведческой литературе.

Сами же родные братья Джулиано и Лоренцо, чьи имена и остались в истории, а возможно даже в Истории (с заглавной буквы — замечу), покоятся под скромным надгробием с Мадонной.

Возникает вопрос — почему Микеланджело посвятил два склепа — великолепных своих творения незначительным (в наших глазах) историческим персонажам (герцоги), а склеп настоящих героев Истории оформил так скромно! Ответ прост. Время было такое! Лоренцо Урбинский и Джулиано Немурский были первыми из рода Медичи, кто получил герцогские титулы. Именно это обстоятельство в то время и было событием, о котором должны были помнить потомки. Им и предназначались главные усыпальницы — в первоначальном замысле. Микеланджело с этим не спорил, будучи человеком своего времени, так и понимал значимость этих, ушедших в иной мир людей.

Вначале он даже планировал установить склепы герцогов в центре часовни! Сегодня трудно представить такую доминанту!

Но потом замысел изменился и, на мой взгляд — изменился кардинально. То, что некоторые искусствоведы считают уступкой традиционному «боковому пристенному» расположению, было не отступлением к привычному, но рывком в неизведанное будущее.

Это «неизведанное», Микеланджело, видимо предчувствовал, когда уже при первоначальном «сговоре» о будущей работе, наотрез отказался от портретного сходства с натурой. Для него два героя изначально были не столько людьми, жившими когда-то на земле, но символами чего-то, о чем он, видимо, вначале только догадывался. В этом Микеланджело уже был над земным временем и как гений, прозревал вечность.

Когда его современники спрашивали — почему он не хочет портретного сходства, он отвечал просто: «а кто, в будущем будет знать — как они на самом деле выглядели!»

Пространство и Время — две тайны, которые Микеланджело даже и не мечтал открывать — он был философ, который, подобно Сократу мог бы мудро заметить: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Но его тревожили эти тайны, как тревожат и всех нас (думающих).

Поэтому не сомневаюсь, что его сердце замирало в предчувствии иного бытия, иного измерения, а это состояние и есть вдохновение.

Капелла представляет собой единое целое, где при минимализме средств, каждая деталь приобретает такую глубину и силу, что завораживает все новые поколения, жаждущие «раскрыть, ничего не упустить», наконец, запечатлеть на новой (своей) очередной странице ценного фолианта «неповторимое наблюдение».

Итак — капелла Медичи — это не памятник конкретным людям знатнейшего рода Флоренции, хотя задумывалась изначально именно как усыпальница Медичи. В гениальном воплощении Микеланджело этот традиционный замысел приобрел космические черты. Данная работа — первая встреча архитектуры и скульптуры в творчестве Мастера. И тот и другой жанры в искусстве — это «решения в пространстве». Обратите внимание! Никто из великих философов так и не дал определение понятию «пространство». В то же время, пространство всегда находится в диалоге с другой тайной — временем. Микеланджело, работая над капеллой, попытался прикоснуться к этому диалогу.

Читайте также  Погода в греции в конце марта

Первое впечатление, когда мы входим в «куб» капеллы — удивление перед отсутствием великолепия. С одной стороны, строгость, граничащая с оцепенением, что вызывает предчувствие тревоги (предстояние перед тайной всегда тревожно). В то же время — как ни странно, если мы начинаем пристально вглядываться в скульптурное оформление — возникает ощущение незаконченности, даже некоторой небрежности, «второпях оставленности».

Каждый человек по природе своей философ, причем каждый рождается в этом качестве ровно в то время, когда вдруг задается вопросом — кто я есть!

Именно это размышление рождает целую цепь других вопросов.

Разве каждый из нас не пытался зафиксировать в памяти Мгновение! Разве каждый из нас не благоговел перед предчувствием Вечности! Сама жизнь, как встреча этих, казалось бы, несовместимых понятий и есть проблема, которую пытается решить великий мастер в создании капеллы.

В искусствоведческой литературе уже многократно отмечалось, что скульптурные фигуры Лоренцо (правитель-воин)

Флоренция

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Микеланджело и Капелла Медичи. Часть 1

Материал понравился:

Психиатры давно знают болезнь под названием «эффект Стендаля» и в первую очередь ею страдают туристы. Стендаль — бывший наполеоновский офицер, прошедший русскую кампанию, будучи молодым, в расцвете сил приехал во Флоренцию и решил быстренько обойти все достопримечательности. Однако на пороге собора Санта Кроче он рухнул в обморок из-за огромной нагрузки на свою психику. Ведь он прибыл во Флоренцию «не просто для того, чтобы смотреть, но для того, чтобы стать более значительным, чем был раньше».

Около двадцати процентов мировых шедевров искусства находятся на территории Флоренции и среди них великое творение Микеланджело, единственный архитектурно-скульптурный памятник, созданный им от начала до конца — Капелла Медичи.

Капелла Медичи должна была стать усыпальницей членов знаменитого флорентийского семейства Медичи : младших – герцогов Джулиано Немурского и Лоренцо Урбинского, и старших — Лоренцо Великолепного, одного из самых значительных покровителей Микеланджело, и брата Лоренцо, Джулиано, того самого, что был зверски убит во время заговора Пацци в 1478 году.

Среди представителей семьи Медичи было четыре римских папы и первый из них — Лев X, не имел священного сана на момент избрания папой. Переняв фамильные дипломатические способности, Джованни Медичи перенял и непомерную любовь к роскоши и развлечениям. Папских имений, рудников и церковной казны не хватало, чтобы оплачивать охоты, пиры, празднества. От посещения Рима именно в эти годы пришли в ужас и Эразм Роттердамский, и молодой монах Мартин Лютер. Денег не хватало, и Лев Х осуществил несколько финансовых проектов, два из которых: официальная продажа церковных должностей (симония) и продажа отпущений (индульгенций), окончательно истощили терпение большей части западных христиан. Лютер выпустил «Тезисы», папа в ответ – буллу, приказывающую сжечь труды Лютера: в Германии началась Реформация.

Портрет папы Льва X, получившего (а скорее всего, купившего за деньги фамильного банкирского дома) титул кардинала в 13 лет, кисти Рафаэля висит в галерее Уффици.

В 1520 году по заказу папы римского Льва Х Микеланджело начинает работу над фасадом собора Сан-Лоренцо, семейной церкви рода Медичи, «дабы этот храм стал зерцалом всей Италии». Выдающийся русский скульптор Коненков писал: «Жизнь Микеланджело складывалась так, что он был вынужден прославлять ватиканских правителей и тираническое семейство Медичи». Но в следующем году Лев X внезапно умирает, даже не успев собороваться, и фасад Сан-Лоренцо остается недостроенным до сих пор.

Новым папой под именем Адриана VI избирается голландский прелат Адриан Дедал. На него возлагали надежды все те реакционные силы, которые видели главную свою задачу в борьбе с разгоравшейся в Европе Реформацией. Адриан VI во всем Риме попытался установить монастырские порядки, закрыл Бельведер, где была собрана коллекция античных статуй, запретил танцы и песни. Однако не прошло и двух лет, как голландский папа скончался, и его место под именем Климента VII занял кардинал Джулио Медичи. Флоренция торжествовала.

Микеланджело, получив это известие, в ожидании новых заказов написал одному каррарскому каменотесу: «…вы, поди, уже слыхали, что Медичи стал папой: от этого, как мне думается, возликовал весь мир. Для искусства это большой прибыток». Папа Климент VII предложил Микеланджело другой вариант работы в церкви Сан Лоренцо: создать в строящейся рядом с церковью новой ризнице ансамбль надгробий для недавно умерших членов семьи Медичи.

За время строительства Капеллы Медичи с 1520 по 1534 годы с двумя большими перерывами над Италией вообще и над Флоренцией пронеслись такие грозы, что кажется удивительным, что Микеланджело сумел достроить Капеллу Медичи и создать внутри нее непревзойденные скульптурные шедевры. Понтификат Климента VII ознаменовался таким разграблением Рима армией Карла V Габсбурга, которого Вечный город не знал со времен нашествия варваров, а завершился, помимо разгоравшейся Реформации, еще и расколом между римской и английской церковью, чьей главою провозгласил себя Генрих VIII, английский монарх из династии Тюдоров. Церковные историки считают Климента VII последним папой эпохи Возрождения, а Капелла Медичи видится как непревзойденное по совершенству надгробие блистательного флорентийского Ренессанса.

И трудно написать о Капелле Медичи лучше Иосифа Бродского: «Солнечный луч, разбившийся о купол, о дворец, в котором лежат Медичи, проникает сквозь штору и согревает вены».

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей — платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид — горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. — точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета — Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector