Античная архитектура кратко

Античная архитектура кратко

Наследие античной культуры и его ценность для современного общества

Наследие античной культуры и его ценность для современного общества

Под наследием античной культуры стоит понимать все, что оставили нам предки, жившие в период античности, а также все, что можно считать культурными достижениями той эпохи. Это очень важно определить сразу, поскольку речь здесь будет идти именно об этих достижениях в разных культурных сферах: в архитектуре, литературе, скульптуре, а также в науке. Какое же наследие античности имеет сегодня человечество и какова его роль для современных людей?

Архитектурное наследие

В настоящее время известны несколько античных цивилизаций, и все они оставили свои следы, их можно увидеть и по сей день. В первую очередь речь идет о множестве архитектурных объектов. Они сохранились преимущественно на территории южной Европы и Азии, там, где были Древняя Греция, Древний Рим, Македония, Персия, Вавилон и другие государства. Даже сейчас можно посмотреть на эти объекты, разнообразие в их формах, планировки помещений и, конечно же, обратить внимание на формы и декорации.

Но важно даже не столько то, что это памятники античности, сколько то, как эти идеи трансформировались в современной архитектуре. Если здание украшено колоннами, например, то смело можно сказать, что этот элемент заимствован из античной архитектуры. То же самое и со стилизованными фасадами, стадионами-колизеями и другими постройками – множество элементов трансформировались из античных в современные, а другие были переняты дважды, первый раз в эпоху Возрождения, второй – сейчас.

Античных памятников скульптуры также крайне много. Это как сохранившиеся целиком образцы, так и неполные скульптурные композиции. Все античные скульптуры для той эпохи были огромным культурным прорывом, а сейчас они ценятся как достояние. Чем же привлекателен именно этот вид искусства? В первую очередь совершенством форм. Это удивительно, но вспомнив древнегреческие скульптуры, например, бюсты, можно отметить сходство черт лица и пропорций. Античные скульптуры очень точны в исполнении, это довольно тонкая работа, причем даже современные профессионалы могут выполнить с помощью дополнительных приспособлений и долгого моделирования. Античные же мастера выполняли их только с опорой на свои умения.

Скульптура сегодня многое переняла из античного прошлого. Это и сами формы, и материалы, и методы выполнения. Именно античная скульптура считается одной из самых прогрессивных, она же является классической, потому как все ее известные образцы не имеют аналогов и выполнены крайне точно.

Литературное наследие невероятно богато. Это в основном труды философов и поэтов. В основном литература мифологична, что позволяет многое узнать о верованиях в античном обществе.

Литературных произведений в большем количестве дошло из Древней Греции и Древнего Рима. Здесь можно оценить поэтический слог того времени – гегсаметр. Такие поэтические произведения на оригинальном языке можно спеть, а при долгом пении возникает чувство погружения в транс. Не до конца понятно, как именно это делали предки, потому что в истории ничего подобного даже на античных языках написано не было.

Что касается письменности, то самой интересной можно назвать не латынь, хотя она по сей день употребляется, а клинопись. Это письменность в Древнем Вавилоне и у шумер, открытие ее поразило мир.

Античность – время и научных открытий. Наследием можно считать знания геометрии, математики, некоторых физических и химических законов. Также в науку были привнесены многие изобретения, такие как система водоснабжения и орошения. Впечатляют географические и астрономические открытия античности.

Античная наука была толчком к развитию всех цивилизаций. До сих пор многие научные сведения, полученные в то время, можно назвать бесценными. Также множество механизмов и изобретений, открытых в то время, используются и по сей день, и лишь немного они были усовершенствованы.

Культура античности оказала значительное влияние на развитие Европы и всего современного мира. В ней находятся истоки европейской цивилизации.

Примеры наследия античной культуры

Древнегреческие ученые Архимед, Евклид, Аристотель стали основоположниками современной науки. Одним из крупнейших ученых является Пифагор, ставивший число в основу мироздания и сделавший много открытий в математике и геометрии. Древнегреческому ученому Эратосфену принадлежит изобретение системы меридианов и параллелей.

В архитектуре и строительной технике европейцев используется кирпич, строительный элемент римлян. На основе архитектуры базилик возводились церкви и общественные здания в романском стиле. В начале XI века с использованием античной техники создавались церковные витражи, мозайки, стены украшались росписью.

Изобразительное искусство античности основано на утверждении гармонии и красоты человека и природы. К периоду античности принадлежат скульптуры «Венера Милосская», «Ника Самофракийская», а также «Колосс Родосский» — одно из чудес света.

Главными литературными произведениями являются бессмертные поэмы Гомера «Илиада», о падении Трои, и «Одиссея», о приключениях героя Троянской войны. Жанры современной литературы зарождались в период античности. В VI веке до н.э. появились басни, называвшиеся «Эзоповыми песнями». Прозу и поэзию представляли исторические, географические, философские труды. Крупнейшим древнеримским философом и поэтом является Лукреций, изложивший в поэтической форме философские идеи о возникновении мира в своей работе «О природе вещей». В историографическом жанре «отцом истории» является Геродот, описавший Греко-персидские войны, Египет, страны Малой Азии, Скифию. Яркими представителями ораторского искусства считаются Демосфен и Цицерон.

Ценность античной культуры для современного общества

Государства Западной Европы осваивали наследие античности благодаря древнеримским авторам и латинским переводам древнегреческих авторов. На страны Восточной Европы античная культура оказывала влияние благодаря связям с Византией. С VIII века, когда труды Аристотеля были переведены на сирийский язык, а в IX веке работы греческих ученых и философов – на арабский, традиции античности получили распространение и в восточных государствах. После принятия христианства рукописи древнегреческих авторов были переведены на славянские языки. При Ярославе Мудром собирались и переводились труды античных авторов по истории и философии, о сотворении мира, о животных, растениях и камнях. К XVI веку на Руси уже были известны: Гомер, Цицерон, греческая мифология.

Достижения античности ценились и в средние века, и в эпоху Возрождения. Основой европейского образования было изучение латинского и греческого языков. Любой образованный европеец хорошо знал постулаты авторов античности.

Немецкие философы XVIII-XIX веков преклонялись перед эстетическим совершенством и величием Древней Греции, признавали вечную драгоценность греческого классического искусства. Представители российской интеллигенции также признавали всемирно-историческую ценность культуры античности.

Ф. Энгельс говорил, что Греция и Рим заложили фундамент, без которого не существовало бы современной европейской цивилизации. Чтобы понять основные закономерности дальнейшего развития европейских государств необходимо изучать античность.

Фраза Достоевского «красота спасет мир» отражает роль наследия античности для современного общества. В мире, где идет борьба за нравственность и духовность, античная культура, являясь объектом эстетического наслаждения, продолжает волновать людей. Искусство Древней Греции и Древнего Рима живо, оно формирует духовный мир человека, его ценности. Без наследия античности дальнейшее развитие человечества представить невозможно.

Античная архитектура Древней Греции

Парфенон

Ни одно место или период не был столь влиятельным в истории античной архитектуры, как Древняя Греция в 7-5 вв. до н.э. Здесь появляются различные элементы классического стиля, которые будут повторяться во многие периоды более поздней истории. Тонко рифленые колонны с фасонными вершинами или «капителями», поддерживающие горизонтальные перемычки (обычно состоящие из двух слоев, наличника внизу и фриза сверху), и в передней части здания треугольный фронтон, часто украшенный скульптурой, чтобы скрыть заостренную крышу позади.

типы колонн

Еще в середине 7-го века колонны в греческих храмах по-прежнему делаются неизменно из дерева. Но их капители уже делятся на четкие паттерны, которые станут известны как дорические и ионические, центральная пара в классических орденах архитектуры. Стиль материковой Греции, следует за дизайном, изображенным на Львиных Воротах в Микенах. Ионическая культура, развивающаяся в греческих колониях Малой Азии, больше подвержена влиянию восточных традиций.

Постепенная замена деревянных колонн на каменные начинается примерно в 620 году до нашей эры. Это относится как к недавно построенным храмам, так и к замене разрушенных деревянных колонн в существующих зданиях. Храм Геры в Олимпии прославился долгим процессом перемен, одна из оригинальных дубовых колонн видна все еще на своем месте.

Архитекторы самых ранних каменных зданий страхуются от разрушения, используя массивные толстые колонны, установленные довольно близко друг к другу. Лишь в конце шестого века начинает проявляться определяющая элегантность греческого храма.

Греческая архитектура в колониях 6-5 вв. до н.э.

храмы пестума

Многие из самых впечатляющих зданий этого раннего периода находятся за пределами материковой Греции. Приблизительно между 530 и 460 годами жители Пестума, греческой колонии на юге Италии, строят три великих храма. Они сохранились до наших дней.

Знаменитые оптические приемы зодчества уже используются: постепенное набухание колонны сверху и снизу до ее центральной точки.

Последний из храмов Пестума, датируемый около 460 г. до н.э., совпадает с величайшим периодом греческой архитектуры. В середине 5-го века греки на Сицилии строят великолепные святилища в Сегесте, Селинусе (теперь Селинунте), Агридженте и Сиракузах. В Сиракузах храм Афины теперь является городским собором.

Но вершина греческого архитектурного достижения приходит в это время с восстановлением Афин.

Парфенон 447-438 гг. до н.э.

Разрушение Афин персами в 480 году до нашей эры превратило акрополь в груду мусора. Афиняне быстро строят новые подпорные стены и заполняют щели щебнем (позже он предоставил археологам богатый запас разбитого орнамента и скульптур). Но реконструкция зданий на высшем уровне, и, в частности, большой храм Афине Палладе (известный как Парфенон — богиня парфенос — дева), задерживается до короткого промежутка мира в середине века.

Парфенон, здание большого размера и достоинства (в нем поместили огромную новую статую Афины скульптора Фидия). Архитектор, выбранный для этой важной задачи, — Иктин. Строительство заняло всего девять лет (447-438).

Иктин объединяет различные направления, чтобы создать выдающееся достижение греческого стиля. Основной дизайн Парфенона — это дорический стиль Афин и остальной части греческого материка. Но дорические храмы суровые, с небольшим орнаментом. Иктин заимствует из ионической традиции два элемента, которые соответствуют его цели.

Внутри здания он использует ионические колонны. Тоньше, чем дорический вариант, позже они становятся нормой для интерьеров дорических святилищ. Более драматично, он принимает ионическую тему внешнего оформления. Иктин оживляет свой фриз и фронтон скульптурами, которые сами по себе являются еще одной вершиной греческого достижения.

Греческий театр 4 век до н.э.

театр Диониса

Исключительно греческий вклад в историю архитектуры — это аудитория для просмотра театральных представлений (поскольку греки также являются изобретателями театра как литературной формы).

Шедевры драмы датируются 5 веком до нашей эры. В то время в Афинах зрители сидят на голом склоне холма и смотрят выступления на временной деревянной сцене. В 4-м веке на месте построена каменная аудитория, и там до сих пор есть театр — театр Диониса. Однако это римская реконструкция со времен Нерона. К тому времени форма сцены представляет собой полукруг.

В первых греческих театрах сцена представляет собой полный круг, в соответствии с круговым танцем – хора, из которого развилось театральное представление. Эта сцена называется оркестром (оркестр, танцор), потому что это место, где хор поет и танцует.

Эпидавр, построенный примерно в 340 г. до н.э., является лучшим примером классического греческого театра. В центре оркестра находилось каменное основание, на котором стоял алтарь, отражающий религиозный аспект театра. Восходящие ярусы сидений, разделенные проходами, служат образцом для ближайшей части зрительного зала на сцене почти во всех последующих театрах — где эти места до сих пор иногда называют оркестровыми киосками.

Классическое античное искусство: определение, история 10 612 Раздел в процессе наполнения и корректировки

Возможно, вы видели фотографии храма Парфенона на Акрополе в Афинах или видели некоторые из греческих скульптур в Лувре. Возможно, вы слышали о выносливости римских мостов или знаете примеры знаменитых римских зданий, таких как Колизей в Риме. В любом случае, все греческое искусство и римское искусство были созданы в период, известный как классическая античность, который длился около 1450 лет – примерно от 1000 до н.э. до 450 н.э. Примечание: для более поздних художников и стилей, вдохновленных античностью, см.: Классицизм в искусстве (800 г. и далее).

Определение

В изобразительном искусстве термин «античность» относится к далекому прошлому, означающему период между 4500 г. до н.э. (началом западной цивилизации) и около 450 г. н.э. (началом средневековья). Две основные цивилизации ранней античности – это Месопотамия и Египет. Другие культуры – это, например, культуры Древней Персии (с 3500 г. до н.э.)

Однако более конкретный термин «классическая древность» встречается чаще. Это относится к более короткому периоду классической цивилизации (ок. 1000 г. до н.э. – 450 г. н.э.) (другие эксперты предпочитают период 800 г. до н.э. – 450 г. н.э.), сосредоточенному на культурах Древней Греции и Древнего Рима, а также их прототипах – Эгейское море, этрусские культуры и их производные, например, влияние греческой культуры на Турцию, Персию, Центральную Азию, Индию и Египет, процесс, известный как эллинизм; кельтская культура, раннехристианская культура.

Примечание: отдельный термин «древности» (почти всегда используется во множественном числе) относится к объектам, зданиям или артефактам, сделанным в древности.

Подробнее о влиянии античной классики на художников XX века см. «Классическое возрождение в современном искусстве» (1900–30). См. Также: Неоклассическая живопись, рисунки Пикассо (1906-30).

Виды искусства

Ранняя Античность характеризуется рядом различных видов искусства, которые включают в себя:
(A) Более сложные формы древней керамики и изобретение гончарного круга.
(B) Формы религиозного искусства, примером которых является египетская архитектура пирамиды.
(C) Повествовательная рельефная скульптура, такая как вертикальные каменные или деревянные плиты, известные как стеллы.
(D) Более сложные виды декоративного искусства, включая металлические изделия, такие как ювелирное искусство и декоративное оружие, плюс архитектурные элементы, такие как мозаика и дисциплины, такие как резьба по слоновой кости и гончарная роспись.

История ранней античности (около 4500-800 гг. до н.э.)

Античность начинается в пятом тысячелетии около 4500 г. до н.э. Это связано с постепенным началом цивилизации на Западе, о чем свидетельствуют:

  1. первые «объединенные народы» или культуры (шумерские, персидские, аккадские, вавилонские, хеттские и ассирийские), а также первые города-государства, такие как Урук в Месопотамии.
  2. Первые иероглифические системы письма (на шумерском языке).
  3. Повышение социальной организации и сплоченности, что обычно иллюстрируется очень трудоемкими проектами, включающими монументальную архитектуру, такими как зиккураты, пирамиды и другие виды сложных гробниц.
  4. Развитие металлургии, например, использование меди.

Месопотамия (современный Ирак) – «земля между двумя реками» (Тигр и Евфрат) – была первой колыбелью цивилизации, за которой следовали Египет и его земли по обе стороны Нила. Художественные традиции, порожденные этими двумя культурами (особенно египетская каменная кладка), оказали огромное влияние на последующие культуры, особенно на культуру древней Греции. См. Месопотамское искусство (4500 г. до н.э.).

Месопотамская цивилизация (охватывающая шумерскую, аккадскую, вавилонскую, хеттскую и ассирийскую культуры) распространилась на Малую Азию, Левант и Восточное Средиземноморье, а также от Эгейского моря до Крита, на Киклады и Микены, где она процветала примерно до 1100 г. до н.э. Эгейское искусство в целом характеризуется инновационным керамическим искусством, в то время как критское или минойское искусство иллюстрируется дворцовой архитектурой в Кноссе, Акротири и других местах, начиная с протопространственного периода (ок. 1700 г. до н.э.) и неопространственного периода (ок. 1700-1425 гг. до н.э.), Микенское искусство славится своим ювелирным делом и ювелирными украшениями, примером которого являются кубки Вафайо и гравировка на камнях (печати).

Тем временем египетское искусство продолжало развиваться дальше на юг. Египтяне были плодовитыми строителями и их культура характеризуется, в частности, их монументальной архитектурой египетской пирамиды (2650-1800 гг. до н.э.). Кроме того, археологи обнаруживали богатые тайники с драгоценными предметами в их царских гробницах, свидетельствующие о развитых технологиях ювелирного дела (начиная с 3000 г. до н.э.), а также коллекции картин и статуэток.

Еще статьи о месопотамской культуре

Еще статьи о египетской культуре

История античной культуры

Архаический период Древней Греции (около 800-500 г. до н.э.)

Примерно с 800 г. до н.э., после периода потрясений в Восточном Средиземноморье, вызванных миграциями из южной Европы и Черноморского региона, Древняя Греция начала испытывать постепенный рост благосостояния и мощи. Так, например, в 776 году в Олимпии были проведены первые Олимпийские игры, а около 750 мы видим свидетельства появления первого греческого алфавита. В эпоху архаики Древняя Греция находилась на окраине неоассирийской империи и, хотя и искала свой собственный стиль, в искусстве, а также в религии и мифологии продолжала заимствовать элементы из других ближневосточных стран. Традиционно считается, что архаический период заканчивается свержением последнего тирана в Афинах и началом афинской демократии (508 г. до н.э.). Определяющей художественной формой периода древнегреческого архаики является греческая керамика, особенно в стилях геометрических, восточных и черных фигур. Скульптура в этот период представлена статуями в жестких иератических позах, примером чего является стоящая обнаженная молодежь ( курос ) и стоящая драпированная девушка ( коре ).

Еще статьи о архаической культуре

Классический период Древней Греции (около 500-323 гг. до н.э.)

В этот античный период, известный как «классическая греческая культура», мы видим апогей греческой цивилизации, основание всей западной цивилизации. Классическая греческая культура оказала огромное влияние на римлян, которые экспортировали ее версии во все части своей империи. В результате древнегреческие идеи и ценности оказали большое влияние на искусство и архитектуру современного мира, особенно в эпоху искусства Возрождения в Европе, а затем в эпоху неоклассического искусства и неоклассической архитектуры в 18-м веке в Европе и 19-м в Америке. Фактически, гуманистическая эстетика и высокие технические стандарты греческого искусства продолжали доминировать в ценностях академического искусства на Западе до конца 19-го века.

В классический период, который начался с военного поражения Персии и вплоть до 400 года до н.э., доминировали Афины и Делийская лига. После этого Спарта доминировала в течение некоторого периода, пока гегемония не перешла в Фивы и Беотийскую лигу. На заключительном этапе доминировала Коринфская лига во главе с Македонским.

Классическое греческое искусство иллюстрируется колоссальной скульптурой хризелефатина Афины Парфеносской (447-5), созданной Фидием (488-431 гг. до н.э.), а также широким спектром других бронзовых и мраморных статуй, в том числе: Колесница Дельфи (475); Дискобол (450) от Мирона (работал в 480-444 гг.); Дорифор (440) от Поликлета (работал в 450-430); Афродита (Венера Генетрикс) (5 век), Каллимах (активная работа в 432-408); Афродита Книдская (350-40) от Праксителя (работал в 375-335); Геркулес Фарнезский (350-300) Лисиппа (395-305); и Аполлон Бельведер (330) от Леохара (работал в 340-320).

Классический период также был свидетелем многочисленных примеров греческой архитектуры, включая не только Парфенон, но и Храм Зевса в Олимпии (468-456), Храм Гефеста (449), Храм Афины Ники (427) и Театр в Дельфах (400).

Примечание: одним из самых известных предметов классической греческой скульптуры была статуя Зевса в Олимпии (466-435 гг. до н.э.) – одно из знаменитых Семи чудес Древнего мира, по версии греческого поэта Антипатра Сидонского.

Еще статьи о классической культуре

Эллинистический период Древней Греции (323–27 до н.э.)

Эллинистический период классической античности начинается со смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э., до окончательной победы римлян в битве при Акциуме в 31 г. до н.э. и последующего завоевания Птолемеевского Египта. Он был свидетелем распространения греческой культуры по всему Средиземноморскому бассейну, а также в Европу, Африку и Азию. Например, на Западе римское искусство в основном основывалось на греческих моделях, а на Востоке завоевания Александра Македонского привели к многовековому влиянию Греции на левантийскую, среднеазиатскую и индийскую культуры, что привело к появлению форм греко-буддийского искусства. В то время как этот период (как часто полагают) уступает блеску греческой классической эры, эллинизм ввел новый, часто острый экспрессионизм: см., Например, Пергамская школа эллинистической скульптуры (241-133 до н.э.). Греческое эллинистическое искусство иллюстрируется такими статуями, как Венера Милосская (ок. 130-100 до н.э., Лувр) и Лаокоон и его сыновья (42-20 гг. до н.э., Музей Пио Клементино, Ватикан), а также мраморная скульптура Пергамского алтаря (166-156 до н.э.).

Еще статьи об эллинистической культуре

Римский период (27 г. до н.э. – 330 г. н.э.)

Этот период простирается от римского поражения египтян до создания Византии (Константинополя) Константином в качестве новой восточной столицы Римской империи в 330 г. н.э. Покрывая всю эпоху имперского Рима, он стал свидетелем Пакс Романа (Августов мир) и прославление Рима путем изготовления десятков тысяч портретных бюстов римских императоров и других сановников. В культурном отношении этот период характеризуется прежде всего выдающейся римской архитектурой, такой как акведук Пон-дю-Гар, Ним, Франция (19 г. до н.э.); Колизей, Рим (72-80 н.э.); Арка Тита, Рим (81 г. н.э.); Акведук, Сеговия, Испания (100 г. н.э.); Ванны Траяна (104-109); Мост Траяна, Алькантара, Испания (105 г. н.э.); Пантеон, Рим (128 г. н.э.); Ванны Диоклетиана, Рим (306 г. н.э.); Арка Константина, Рим (312 г. н.э.). Кроме того, он хорошо представлен повествовательной римской рельефной скульптурой, на которой изображены резные фигурки: Ара Пацис Августа («Алтарь Августовского мира»), Рим (c.13-9 до н.э.); Колонна Траяна, Рим (106-113 гг. Н.э.); Колонна Антонина Пия (161 г. н.э., Кампус Мартиус, Рим) и колонна Марка Аврелия (193 г. н.э., Рим).

Читайте также  Бог поэзии в древней греции

Еще статьи о римской культуре

Христианский период (330-472)

Последний период древней античности охватывает период христианизации вплоть до смерти Антемия (420-472), последнего римского императора на Западе (правил с 467 по 472). После падения Рима, Равенна стала новой западной столицей Римской империи, хотя сама Империя находилась в окончательном упадке, поскольку ее границы постепенно захватывали варвары. Фактически, европейский континент вскоре испытал четыре столетия культурного застоя в период, известный как темные века. Культурные достопримечательности христианского периода античности включают славные мозаики Равенны (около 400), а также архитектурные шедевры, такие как базилика Сан-Витале, Равенна (около 527-546) и церковь Хора, Константинополь (около 405). Для получения дополнительной информации см.: Раннехристианское искусство (от 150) и Византийское христианское искусство (около 400-1200).

Античная культура

В эллинистический период возникло новое философское уче­ние — эпикуреизм, основателем которого стал Эпикур. Эпикур учил, что человек не должен стремиться к богатству, власти, славе, госу­дарственной и общественной деятельности. Целью человеческой жизни он считал счастье, понимаемое как удовольствие. Принятие удовольствия за критерий блага вовсе не означает, будто человек должен предаваться любому виду удовольствия. Для получения ис­тинных наслаждений требуется благоразумие. Высшим наслаждени­ем Эпикур считал невозмутимость духа, душевный покой и безмя­тежность, а такое состояние может быть достигнуто только при ус­ловии, если человек научится умерять свои страсти, подчинять их разуму.

Античная архитектура

Градостроительство

В античном мире высокого уровня раз­вития достигли градостроительство и куль­тура городской жизни. Античный мир представлял собой множество городов с красивыми зданиями и скульптурами, они были удобно спланированы, основа­тельно построены. В античных городах, даже в небольших по размерам и числу жителей, имелись театры, стадионы, спортивные комплексы — гимнасии, рыночные площади, величественные храмы, крепостные стены и во­рота. Большое внимание уделялось системе водоснабжения, кана­лизации; улицы были вымощены каменными плитами, булыжником или черепками посуды.

Строительство

Античность стала временем выдающихся достижений в области архитектуры и строительства. Греки и римляне умели возводить сложные и крупномасштабные сооружения, дополняли здания хит­роумными архитектурными решениями. Например, у римлян полу­чили распространение арки, купольные своды, применялся новый очень прочный материал — бетон.

Античная наука

Естественные науки

История

В Древней Греции возникла и получила значительное развитие историческая наука. Её основателем был Геродот, который, расска­зывая о Греко-персидских войнах, описал предшествовавшую им историю Греции и многих восточных стран. Фукидид — младший со­временник Геродота — умножил историю Пелопоннесской войны. Историк эллинистического времени Полибий оставил труд, посвя­щённый многовековой истории войн Рима за власть над Средизем­номорьем.

В трудах древнегреческих историков предпринимались попытки исследовать причины исторических событий, роль вы­дающихся личностей в истории, установить взаимосвязь различных событий и процессов. В трудах рим­ского историка Тита Ливия дан подроб­ный очерк истории Рима от основания го­рода до эпохи империи. В сочинениях Публия Корнелия Тацита, Гая Светония Транквилла раскрыты многие события времён империи, даны характеристики императорам. Большую известность в ми­ре приобрели сочинения философа Лу­ция Аннея Сенеки, императора Марка Ав­релия. Они были представителями стои­цизма — учения, отводившего важное место нравственному самосовершенствованию человека.

География

В античности совершаются первые дальние морские путешествия, открываются и заселяются ранее неведомые земли. В античное время лучше всего была изучена среди­земноморская область Земли: юг Европы, запад Азии, север Африки.

Античное искусство

Театр

Древняя Греция

Значительный вклад Древняя Греция внесла в развитие мирового теат­рального искусства: греки создали театр как один из важнейших видов массовых зрелищ. В Греции театр являлся также важным средством формирования общественного гражданского сознания. Древнегреческие трагики Эсхил, Софокл и Еврипид и коме­диографы Аристофан и Менандр вошли в число выдающихся дра­матургов мира.

Древний Рим

Первые римские пьесы были подражанием греческим и носили драматический характер. В императорскую эпоху Древнего Рима население предпочитало смотреть комедии. Представления становились все более и более зрелищными: много музыки, танцев и спецэффектов. Некоторые актеры приобретали такую известность, что их поклонники не давали им проходу.

Ораторское искусство

Практическими потребностями античного общества была рож­дена теория красноречия, которая была необходима в политиче­ской борьбе, а также в судебных спорах. Греция и Рим оставили бо­гатое наследие в области ораторского искусства. Наиболее знаме­нитыми ораторами явились Демосфен в Афинах и Цицерон в Риме.

Литература

Художественная литература также является одним из достижений античной культуры. В Греции и Риме сложились различные литера­турные жанры — эпическая и лирическая поэзия, трагедия и комедия, роман, эпистолярный жанр и др. Многие произведе­ния писателей и поэтов античного времени представ­ляют собой выдающиеся образцы мировой литерату­ры — поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида, комедии Аристофана и Плавта, роман Апулея «Золотой осёл», письма Мар­ка Туллия Цицерона и Луция Аннея Сенеки.

Среди наивысших достижений римской поэзии — творчество писателей и поэтов Вергилия, Горация, Ка­тулла, Овидия. Вергилий в поэме «Энеида» воспевал героическое прошлое Рима. Катулл и Овидий основ­ное внимание уделяли описанию человеческих чувств.

Архитектура Древнего Рима

В древнем Риме архитектура была ведущим искусством. В отличие от Греции, где главным был храм, в римской архитектуре основное место занимали сооружения, воплощавшие идеи могущества римского государства, а впоследствии и императора: форумы, триумфальные арки, амфитеатры. Римский театр, в отличие от греческого, это отдельное здание, впервые в нем строится сцена. Одной из вершин римской архитектуры является амфитеатр Колизей, вмещавший 50000 зрителей, предназначался он для гладиаторских боев.

Все же римляне строили храмы из уважения к богам. В целле римского храма, как в греческом храме, находилась статуя бога. Строгому дорическому стилю римляне предпочитали более изящный ионический и коринфский ордер, а также композитный ордер, в котором сочетаются элементы ионического и коринфского ордеров. Вдоль фасадов, кроме главного, не было отдельно стоящих колонн — стены были гладкими или украшены полуколоннами и пилястрами (пилястра — плоский вертикальный прямоугольный в плане выступ на стене или столбе, повторяющий все части и пропорции ордерной колонны, но, в отличие от нее обычно лишённый энтазиса).

Некоторые небольшие римские храмы, например, Мэзон Карре в Ниме, превосходно сохранились благодаря своей прочной конструкции с цилиндрическим сводом. Интерьер таких небольших храмов был чрезвычайно простым: комната с гладкими стенами и кессонированным потолком, в центре возвышалась статуя бога, которому был посвящен храм.

Интерьеры больших храмов, ныне лежащих в руинах, значительно сложнее. Так, к примеру, в храме Венеры и Ромы в Риме (135 г. н.э.) было два зала; вдоль боковых стен шли ряды колонн, в промежутках между которыми располагались декоративные ниши; в каждом зале была перекрытая полукуполом апсида, по всей вероятности, в ней помещались статуи богов.

Самый известный римский храм — грандиозный и, к счастью, прекрасно сохранившийся храм всех богов Пантеон (ок. 118-128 гг. н.э.) Это ротонда диаметром 43,5 м, увенчанная куполом. Портик с фронтоном поддер­живают восемь колонн коринфского ордера. Два дополнительных ряда ко­лонн по четыре колонны в каждом фланкируют великолепный бронзовой портал (сохранились не только подлин­ные двери, но даже дверные петли). Стены толщиной 6,3 м расчленены глу­бокими нишами с коринфскими колон­нами, где когда-то стояли статуи богов. Общая высота храма равна его диамет­ру, при этом высота нижней части ци­линдра соответствует высоте купола. Внутри храма стены разделены на два яруса — нижний с коринфскими колоннами и пилястрами, и верхний с лож­ными окнами. На куполе пять рядов кессонов, уменьшающихся по направ­лению к центру купола. Единственным источником света является круглое ок­но в центре купола (окулюс). Купол сделан из бетона, его толщина у окулюса — 1,5 м, по направлению к основа­нию она увеличивается. Это необходи­мо для правильного распределения сил тяжести и распора. Стены из кирпича и бетона внутри и снаружи облицованы камнем. Грандиозное подкупольное пространство, богатство внутренней отделки, завораживающая игра солнеч­ных лучей, — проникая через круглое окно, они отражаются от блестящей поверхности мраморного пола — и не­обычный акустический эффект делают Пантеон одним из интереснейших па­мятников античной архитектуры.

По мере того как Римская империя расширялась, римские постройки ста­новились все более сложными и замы­словатыми. Римские культовые соору­жения такие, как храмы в Баальбеке, Ливан, и Пергаме, Турция, отличались сложными и богато украшенными ин­терьерами. Так, внутри храма Венеры в Баальбеке находится еще один храм меньшего размера.

Светские постройки

Римская базилика — основной тип в гражданской архитектуре Рима, оказавший огромное влияние на архи­тектуру последующих эпох. В базилике проходили судебные заседания, участ­ники которых собирались в централь­ном нефе (неф — вытянутое помеще­ние, часть интерьера, ограниченная с одной или обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, называется так из-за сходства с корпусом корабля); судья восседал на возвышении в апсиде в торце здания. Боковые нефы, отде­ленные аркадой, сообщались с цент­ральным нефом. Боковые нефы имели высоту меньшую, чем высота централь­ного нефа, что позволяло делать ог­ромные окна. Каменные стены базили­ки поддерживали деревянную крышу.

Как известно, римляне унаследовали от греков многое. Однако любовь к роскоши стала в их интерьерах определяющей доминантой. Именно у римлян сложилась та система типов жилых зданий, которой мы пользуемся и теперь. Это городской дворец, или просто дом (domus), затем — многоквартирный и многоэтажный городской жилой дом, имевший название «инсула», и, наконец, загородная вилла. Все те подлинные интерьеры, что мы можем видеть сегодня благодаря раскопкам в Помпеях, демонстрируют один вид римского жилища — «domus». Их роскошь представляется невероятной даже по сегодняшним меркам. Упомянутые выше Помпеи стали кладезем знаний о быте древней культуры.

Вулканический пепел, образовавшийся во время извержения Везувия в 79 г. н. э., сохранял город в неприкосновенности на протяжении долгих веков. Здесь было гораздо больше великолепных, ухоженных домов, чем, к примеру, в городах средневековья и даже эпохи Возрождения. Улицы украшены фонтанами и другими искусно оформленными водоемами с источниками: вода лилась то из разинутой пасти животного, то, например, из опрокинутого сосуда с сидящим на нем петухом.

Дома в основном одноэтажные, реже двухэтажные и напоминают маленькие крепости, так как выходят на улицу глухими, без окон, стенами. Через, входной портик посетитель попадал в короткий коридор, ведший прямо к атриуму — главному помещению в доме. При входе в него располагались домашние алтари с изображениями богов и маски предков. Освещался атриум через отверстие в крыше, в которое стекала дождевая вода, наполняя неглубокий имплювий (бассейн) в центре помещения. По углам бассейна стояли четыре колонны, поддерживавшие крышу. В атриуме собиралась семья, здесь принимали гостей. Сюда же выходили небольшие кубикулы (спальни). Прямо за атриумом располагалась комната, называвшаяся таблинум. С течением времени из ниши, предназначенной для супружеского ложа, она эволюционировала в парадный кабинет хозяина. В таблинуме находилась библиотека с папирусами и манускриптами, а также архивом семьи. По бокам таблинума находились триклинумы (столовые).

В богатых домах имелся ещё перистиль — дворик с внутренней колоннадой, где устраивали сады с водоемами и статуями. Причем различались триклинумы летние, выходящие в перистиль, и зимние, сообщающиеся с кабинетом хозяина (таблинумом). Перистиль, как и в греческих домах, был гордостью хозяев, местом уюта и тишины. Его украшали скульптура (бюсты, статуи, гермы с портретами философов), фонтаны, цветники, мозаика на стенах или полах.

Как и у греков, у римлян были популярны настенные росписи которые создавали иллюзию расширения внутреннего пространства для тесных комнат. Технология римской настенной живописи была довольно сложной и многодельной. Предполагается, что после нанесения многослойной грунтовки, заключавшей в себе истолченный в порошок мрамор, роспись делали с помощью комбинирования пигментов, приготовленных на воске и яйце. Затем шла полировка шерстью, после чего шелковой кистью наносился расплавленный с растительным маслом пунический воск. Вслед за этим к стенам подносили раскаленные угли из чернильного ореха и снова разглаживали и полировали поверхность чистым полотном.

В римском атриуме находился очаг, посвященный богине Весте, хранительнице дома. В нишах часто помещали бюсты предков — для демонстрации гостям, которых принимали здесь же, в атриуме. Богатые дома могли иметь несколько атриумов и несколько перистилей. В доме существовали еще термы (бани) с бассейнами горячей (кальдарий) и холодной (фригидарий) воды. Имелась система центрального отопления, которое осуществлялось за плату в городскую казну, и, конечно, знаменитый римский водопровод.

В то время как средиземноморский климат едва ли требовал дополнительного обогрева, кроме угольных жаровен, жители районов к северу от Рима нуждались в защите от зимних холодов. Еще дальше на север, там, где проходила стена Адриана, считавшаяся границей Римской империи, в Британии, римляне строили дома (виллы), которые дают нам возможность изучать существовавшую тогда систему отопления. Каменный пол был приподнят над землей на небольшую высоту с помощью подпорок из кирпича или камней. Под полом находился дымоход, соединенный с очагом. Когда в очаге зажигали огонь, дым выходил через подпол, одновременно отапливая дом; та же система применялась для обогрева римских терм. Пол нагревался до средней температуры. Однако римляне покрывали стены своих домов не только росписью. Их облицовывали мрамором, иногда гранитом. В I в. н. э. особенно популярным стал такой вид декора, как мозаика. Она могла украшать и пол, и потолок, и даже колонны.

Убранство парадных помещений дополняли изделия из стекла и бронзы. Бронзовые треножники и курильни; канделябры в форме раскидистого дерева, фигуры человека или фантастических существ; дверные ручки-кольца с рельефным изображением Ме­дузы-Горгоны, отвращающей зло; сосуды для кипячения воды (самовары) на трех ножках в виде птиц, сфинксов и звериных лап составляли неотъемлемую часть быта. К главной части дома патриция примыкали хозяйственные постройки, располагавшиеся по незамкнутому прямоуголь­нику или полукругом. Римляне усовершенствовали архитектуру жилых домов. Италийский тип дома имел внутренний дворик, окруженный колоннадой, украшенный фонтаном, статуями, цветниками с фонтанами, беседками, гротами и большим водоемом. Виллы отличались роскошным убранством, применением мрамора и ценных пород дерева. Стены украшались сложной живопи­сью, имитирующей колонны — так называемый архитектур­ный стиль. В то время уже были известны законы перспективы, поэтому в стенных росписях много «обманок» (картины в рамах, иллюзорная архитектура, предметы, которые кажутся настоящими).

Культура завоеванных народов влияет и на римс­кую орнаментику. Кроме традиционных симметричных ком­бинаций цветов и листьев, используются символические фи­гуры орлов, львов, сфинксов.

Мебель

Мебель создавалась по греческим образцам, но с более пышным орнаментом. Она изготавливалась из лучших пород дерева со вставками из слоновой кости или металла. Стулья и кресла символизировали общественное положение, а не были просто утилитарными предметами.

Древние римляне, кроме мебели из дерева, бронзы и мрамора, делали еще и мебель, сплетенную из ивовых прутьев. Общие формы древнеримской мебели изящны и изысканны, но страдают излишеством украшений. Кресла, например, делались с подлокотниками в виде грифонов, сфинксов, львов. Ножкам придавали форму львиных лап с крыльями, оканчивающихся вверху головою зверя. Деревянная мебель украшалась резьбой, позолотой, инкрустацией из золота и серебра. Существовала также мебель декоративная, неподвижная, делавшаяся из белого или цветного мрамора мозаичными досками на столах.

Вокруг обеденно­го стола обычно ставили три ложа. Мужчины возлежали на них («грековали»), а женщины сиде­ли на стульях. Тяжелые прямоугольные столы для трапез были деревянными: либо на одной опоре — в виде колонны, либо на трех — в форме звериных лап. В атриуме находились мрамор­ные столики, украшенные резьбой, на которых хранилась по­суда для гостей (столовые серебряные сервизы, чаши, кубки). За четырехугольным столом с трех сторон ставились ложа, четвертая оставалась свободной для подачи кушаний. На каждом таком ложе помещалось по три человека. Стол с тремя ложами вокруг назывался триклиниумом; так же стала называться и комната, в которой обедали. Когда в конце рес­публики в моду стали входить круглые столы, ложа стали де­лать полукруглой формы, и они, получили название «сигма». Круглые столы укреплялись на трех ножках, сделанных в виде звериных лап, иногда изящно изогнутых и богато украшенных. У прямоугольных столов вместо отдельных ножек делались сплошные боковины с сильной рельефной резьбой, ко­торая изображала двойные фигуры грифонов, львов, орлов и пр. Столовая доска иногда делалась гладкой, иногда украша­лась мозаикой или каменной инкрустацией. Стулья со спинкой назы­вались катедрой, а кресло домохозяина, так же как и импера­торский трон, называлось солиумом. Делалось оно с подло­котниками, имело высокие ножки, богато украшенная спин­ка его доходила до плеч сидящего, но иногда делалась и значительно более высокой. Кресло это обыкновенно стояло на невысоком постаменте. Прямые ножки у столов, кресел и скамей древние римляне нередко заменяли богато и изыскан­но отделанной доской. Зачастую ножкам придавали форму львиных лап с крыльями, оканчивающихся вверху головою зверя. Подлокотники кресел изображали грифонов, сфинк­сов, львов и т. п. Вещи же хранились в сундуках.

Кровати в древнем Риме были очень похожи на греческие. Остов кровати по большей части делался из дерева с инкрус­тацией из черепахи, слоновой кости, цветного стекла, а также бронзовыми деталями (головами львов, лошадей). Между стенками остова помешалась решетка из бронзовых прутьев, на которую клался матрац. Ложе имело точеные ножки пря­моугольной или гнутой формы, или в виде лап животных. У ложа простирался «ковер» из кубиков мозаики. В спальнях стояли малень­кие деревянные или бронзовые столики на трех ножках — для светильников.

Вся древнеримская мебель может быть разбита на две большие группы:

  • а) мебель деревянная, украшенная резьбой, позолотой, инкрустацией из дерева других цветов, эмали, кусочков фаянса, золота и серебра;
  • б) мебель декоративная, неподвижная, делавшаяся из белого или цветного мрамора с мозаичными досками на столах.

Кроме этих двух типов, существовала бронзовая мебель. Среди других бронзовых предметов обстановки в этих раскопках найдены многочисленные канделябры, светильники, треножники и другие предметы обстановки. Прикладное искусство достигло в Древнем Риме высокого развития: резные и чеканные золотые и серебряные чаши, сосуды из стекла, оправленного в золото, прекрасные ткани украшали интерьеры домов в Риме. Ярким декоративным акцентом в доме были произведения из мозаичного стекла (римляне применяли технику инкрустации формы разными цветными кусочками).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector