Античная скульптура греции

Античная скульптура греции

Античная скульптура греции

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Погладь искусство![entries|archive|friends|userinfo]

Поскольку мне тут придется в скором времени прочесть курс лекций по всеобщей истории искусств, я готовлюсь и повторяю материал. Решил выложить кое-что из него и свои размышления об этом предмете. Это еще не сама лекция, а мысли на узкую конкретную тему.

Трудно переоценить место скульптуры в искусстве Античности. Однако два ее важнейших национальных проявления — скульптура Древней Греции и скульптура Древнего Рима — представляют собой два совершенно разных, во многом противоположных явления. В чем же они состоят?

Скульптура Греции поистине знаменита и на самом деле должна быть поставлена на первое место по сравнению с греческой архитектурой. Дело в том, что саму архитектуру греки воспринимали как скульптуру. Любое здание для грека — это прежде всего пластический объем, монумент, совершенный в своих формах, но предназначенный прежде всего для созерцания со вне. Но об архитектуре я напишу отдельно.

Имена греческих скульпторов хорошо известны и на слуху у каждого, учившегося в школе. Столь же знамениты и прославлены были греческие станковые живописцы, однако, как это иногда бывает в истории искусства, от их работ не сохранилось ровным счетом ничего, ну может быть, предположительные копии на стенах домов богатых римлян (какие можно увидеть в Помпеях). Впрочем, как мы увидим, не так хорошо обстоит дело и с оригиналами греческих статуй, так как большинство их известны опять-таки по римским, лишенным греческого совершенства репликам.

Однако, при столь внимательном отношении к именам творцов искусства греки оставались совершенно индифферентны к индивидуальности, к тому, что сейчас назвали бы личностью человека. Сделав человека центром своего искусства, греки видели в нем возвышенный идеал, проявление совершенства, гармоническое сочетание души и тела, но отнюдь не интересовались частными особенностями изображаемого лица. Греки не знали портрета в нашем понимании этого слова (за исключением может быть позднейшего, эллинистического периода). Воздвигая статуи человекообразных богов, героев, прославившихся граждан своего полиса, они создавали обобщенный, типичный образ, воплощающий в себе положительные качества души, героизм, добродетель и красоту.

Мировоззрение греков начало меняться лишь с окончанием эпохи классики в 4 веке до н.э. Конец прежнему миру положил Александр Македонский, своей беспрецедентной деятельностью родивший тот культурный феномен смешения греческого и ближневосточного, который был назван эллинизмом. Но только через 2 с лишним столетия на арену истории искусств вышел уже могущественный к тому времени Рим.

Как это ни странно, но добрую половину (если не большую часть) своей истории Рим почти никак не проявлял себя с художественной точки зрения. Так прошел почти весь республиканский период, оставшийся в памяти народа как время римской доблести и чистоты нравов. Но вот, наконец, в 1 веке до н.э. возник римский скульптурный портрет. Трудно сказать, насколько велика была в этом роль греков, трудившихся теперь для покоривших их римлян. Надо полагать, без них Рим вряд ли бы создал столь блистательное искусство. Однако, кем бы ни создавались римские произведения искусства, они были именно римскими.

Парадоксальным образом, хотя именно Рим создал может быть самое индивидуализированное искусство портрета в мире, не сохранилось никаких сведений о скульпторах, создававших это искусство. Таким образом, скульптура Рима и прежде всего скульптурный портрет — явление обратное классической скульптуре Греции.

Надо сразу заметить, что в его формировании важную роль сыграла еще одна, на этот раз местная, италийская традиция, а именно искусство этрусков. Что же, посмотрим на памятники и по ним охарактеризуем основные явления в античной скульптуре.

Уже в этой мраморной голове с Кикладских островов 3 тыс. до н. э. заложено то пластическое чувство, которое станет главным достоянием греческого искусства. Этому никак не вредит минимализм деталей, который конечно восполнялся росписью, так как вплоть до высокого ренессанса скульптура никогда не была бесцветной.

Известная (ну так можно сказать почти про любую статую греческого скульптора) группа, изображающая тироноубийц Гармодия и Аристогитона, изваянных Критием и Несиотом. Не отвлекаясь на формирование греческого искусства в эпоху архаики, мы обратились уже к произведению классики 5 в. до н.э. Представляя двух героев, борцов за демократические идеалы Афин, скульпторы изображают две условные фигуры, лишь в общих чертах подобные самим прототипам. Главная их задача соединить в единое целое два прекрасных, идеальных тела, захваченных одним героическим порывом. Телесное совершенство здесь подразумевает внутреннюю правоту и достоинство изображенных.

В одних своих работах греки стремились передать гармонию, заключенную в покое, в статике. Поликлет достигал ее как благодаря пропорционированию фигуры, так и за счет динамики, заключенной в постановке фигуры. Т. н. хиазм или иначе контрапост — противоположно направленное движение разных частей фигуры — одно из завоеваний этого времени, навсегда вошедшее в плоть европейского искусства. Оригиналы Поликлета утрачены. Вопреки сложившейся у современного зрителя привычке, греки часто работали, отливая статуи в бронзе, что позволяло избежать мешающих восприятию подставок, возникших в мраморных повторениях римского времени. (Справа бронзовая копия-реконструкция из ГМИИ им. Пушкина, насколько она лучше!)

Мирон прославился передачей очень сложных состояний, в которых покой вот вот должен смениться активным движением.Опять привожу два варианта его дискобола (оба поздние): мраморный и бронзовый.

«Рублев» Древней Греции, великий создатель скульптуры Афинского Акрополя Фидий напротив достигал красоты и уравновешенности даже в самых напряженных и подвижных композициях. Здесь мы имеем возможность видеть подлинники 5 в. до н.э., выполненные на этот раз из мрамора как связанные с плотью архитектуры Парфенона. Даже в разбитом виде, без рук, ног и голов, в виде жалких руин греческая классика поразительно совершенна. Такого не могло больше никакое искусство.

А что же портрет? Вот известное изображение великого Перикла. Но что мы можем узнать из него о этом человеке? Только то, что он был великим гражданином своего полиса, выдающимся деятелем и доблестным полководцем. И более ничего.

Иначе решен «портрет» Платона, представленного уже не молодым мудрецом с пышной бородой и интеллектуальным, умственно напряженным лицом. Утрата росписи глаз, конечно, в значительной степени лишает образ выражения.

Уже иначе воспринимался образ в конце 4 столетия. Сохранившиеся реплики портретов Александра Македонского, созданных Лисиппом, показывают нам уже не столь цельную, уверенную и однозначную в себе личность, как мы видели только что в классический период Греции.

Теперь, наконец, настало время перейти к Риму, точнее пока что к этрускам, создававшим погребальные изображения усопших. Канопы — урны для праха — этруски делали с изображениями голов и рук, уподобляя, пока что условно, усопшему человеку. Терракотовая канопа 6 века до н. э.

Более сложными произведениями были вот такие надгробия с фигурами возлежащих как бы на пиру людей, часто семейных пар.

Очаровательные улыбки, похожие на улыбки архаических греческих статуй. Но здесь важно другое — это конкретные, погребенные здесь люди.

Этрусские традиции заложили своего рода фундамент для собственно римского портрета. Возникнув только в 1 веке до н.э., римский портрет резко отличался от всякого другого. Первостепенным в нем стала достоверность в передаче жизненной правды, не приукрашенного облика человека, изображение его таким, какой он есть. И в этом римляне несомненно видели собственное достоинство. К римскому портрету конца республиканской эпохи как нельзя лучше приложим термин веризм. Он даже пугает своей отталкивающей откровенностью, не останавливающейся ни перед какими чертами уродства и старости.

Для иллюстрации следующего тезиса приведу энциклопедический пример — изображения римлянина в тоге с портретами предков. В этом обязательном римском обычае было не только человеческое желание сохранить память о ушедших поколениях, но и религиозная составляющая, столь типичная для такой домашней по своему характеру религии, как римская.

Вслед за этрусками римляне изображали на надгробиях супружеские пары. Вообще, пластика, скульптура была для жителя Рима столь же естественна, как для нас фотография.

Но вот настало новое время. На рубеже тысячелетий (и эр)) Рим сделался империей. Начиная с этого времени наша галерея будет представлена прежде всего портретами императоров. Однако, это официальное искусство не только сохранило, но и приумножило тот необыкновенный реализм, который изначально возник в римском портрете. Впрочем, сначала в эпоху Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) римское искусство пережило первое серьезное взаимодействие с идеальной красотой, присущей всему греческому. Но и здесь, став совершенным по форму, оно сохранило верность портретным чертам императора. Допуская условность в совершенном, идеально правильном и здоровом теле, облаченном в доспехи и пребывающем в церемониальной позе, римское искусство помещает на это тело настоящую голову Августа, такого, каким он был.

От Греции к римлянам перешло потрясающее владение обработкой камня, но здесь это искусство не могло заслонить собой того, что было внутренне присуще римскому.

Еще один вариант официального изображения Августа как Великого Понтифика в наброшенном на голову покрывале.

И вот, уже в портрете Веспасиана (69 — 79 гг. н. э.) мы видим опять неприкрытый веризм. Этот образ с детства запал в мою память, завораживая личными чертами изображенного императора. Умное, благородное и одновременно хитрое и расчетливое лицо! (Как ему идет отбитый нос))

Вместе с тем, осваиваются и новые техники обработки мрамора. Применение бурава позволяет создавать более сложную игру объемов, света и тени, вводить контраст различных фактур: шершавых волос, отполированной кожи. Для примера женский образ, а то до сих пор у нас были представлены одни лишь мужчины.

Троян (98 — 117 гг.)

Антонин Пий был вторым после Адриана императором, отпустившим бороду на греческий манер. И это не только некая игра. Вместе с «греческим» обликом в образе человека появляется и нечто философское. Взгляд уходит в сторону, вверх, лишая человека состояния уравновешенности и довольства телесным. (Теперь зрачки глаз намечаются уже самим скульптором, что сохраняет взгляд даже при утрате былой тонировки.)

Со всей очевидностью это проступает в портретах философа на трона — Марка Аврелия (161 — 180 гг.).

Этот интересный осколок привлекает меня вот чем. Попробуйте сделать прорись черт лица, и получится икона! Вглядитесь в формы глаза, века, зрачка и сравните их с византийскими иконами.

Но не одним лишь доблестным и праведным быть темой римского портрета! Гелиогабал (правильно — Элагабал), приверженец восточного культа солнца, удивлял римлян вполне противными им обычаями и сам не блистал чистотой жизни. Но и это со всей очевидностью являет нам его портрет.

Наконец, золотой век Рима остается далеко позади. На престол один за другим возводятся так называемые солдатские императоры. Выходцы из каких угодно сословий, стран и народов могут в одночасье стать владыками Рима, будучи провозглашены своими солдатами. Портрет не самого плохого из них Филиппа Аравитянина (244 — 249 гг.). И снова какая-то тоска или тревога во взгляде.

Ну это смешно: Требониан Галл (251 — 253 гг.).

Здесь пора уже отметить то, что время от времени проступало в римском портрете и раньше. Теперь форма начинает неумолимо схематизироваться, пластическая лепка уступает место условной графичности. Сама плоть постепенно уходит, уступая место чисто духовному, исключительно внутреннему образу. Император Проб (276 — 282 гг.).

И вот, мы приблизились к концу 3 — началу 4 столетий. Диоклетиан создает новую систему управления Империей — тетрархию. Два августа и два цезаря правят четырьмя ее частями. Старый город Рим, давно уже потерявший роль столицы, теперь не важен. В Венеции сохранилась забавная, вывезенная из Константинополя группа из четырех почти одинаковых фигур, отождествляемых с тетрархами. Ее часто показывают как конец римского портрета. Но это не так! На самом деле это, скажем так, особый эксперимент, авангард того времени. К тому же, если верить некоторым моим учителям, это египетское произведение, что в частности видно по применению твердого порфира. Столичная же римская школа оставалась конечно иной и не умирала еще по крайней мере столетие.

В подтверждение сказанному еще один образ из Египта — император Максимин Даза (305 — 313 гг.). Полная стилизация, схематизация и абстракция, если угодно.

А вот, что продолжало твориться в Риме. Полновластным правителем Империи становится Константин Великий (306 — 337 гг.). В его колоссальном по масштабу портрете (это, собственно, и есть голова Колосса — гигантской статуи, установленной в римской базилике Константина-Максенция) полноценно присутствует и идеальная, совершенная проработка формы и окончательно сформировавшийся новый, отрешенный от всего временного образ. В огромных, прекрасных, смотрящих куда-то мимо нас глазах, волевых бровях, твердом носе, сомкнутых губах теперь является не только образ земного правителя, но и что-то уже перешедшее за границы той рефлексии, снедавшей Марка Аврелия и других его современников, тяготившихся этой телеcной оболочкой, в которой оказалась заключена душа.

Если знаменитый Миланский эдикт 313 года лишь прекращал гонения на христианство, позволяя христианам легально существовать в Империи (сам Константин крестился лишь при смерти), то к концу 4 столетия после Р. Х. христианство стало уже господствующим. И в это время христианской Античности еще продолжали создаваться скульптурные портреты. Портрет императора Аркадия (383-408 гг.) поражает своей красотой, но и неземной отвлеченностью.

Вот куда пришел в конце концов римский портрет, вот какой образ он родил, сам по себе став уже христианским искусством. Скульптура теперь уступает место живописи. Но великое наследие прежней культуры не отвергается, продолжая жить, служа новым целям и задачам. Христианский образ (икона) с одной стороны, родился из слов: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1: 18). С другой же стороны, он впитал в себя весь опыт предшествующего ему искусства, как мы увидели, давно уже мучительно искавшего истину, и наконец Ее нашедшего.

Скульптура Древней Греции.

бронзу, дерево или применяли смешанную (элефантинную) технику: изготавливали фигуру из дерева, а покрывали тонкими золотыми пластинами, лицо и руки выполняли на слоновой кости. Виды скульптуры разнообразны: рельеф (плоская скульптура), мелкая пластика, круглая скульптура.

Образцы ранней круглой скульптуры еще далеки от совершенства, они грубоваты, статичны. В основном это куросы — мужские фигуры и коры — женские фигуры.

Постепенно древнегреческая скульптура приобретает динамику и реализм, В классическую эпоху творят такие маcтера, как Пифагор Регийский (480—450 гг. до н. э.): «Мальчик, вынимающий занозу», «Возничий» Мирон (середина V в. до н. э.): «Дискобол», Поликлет (середина V в. до н. э.), «Дорифор» («Копьеносец»), Фидий (середина V в. до н.э.), скульптура Парфенона, скульптура богини Афины — «Афина Дева», Афина с острова Лемнос. Не сохранилось копий ни скульптуры Афины Промахос («Победительницы»), стоявшей на пропилеях акрополя, ее высота достигала 17 м, ни статуи Зевса Олимпийского. К концу периода классики скульптурные образы становятся более эмоциональными,

одухотворенными, как в работах Праксителя, Скопаса, Лисиппа. Эллинистическая скульптура более реалистична и сложна композиционно. Художников привлекают новые темы:

старость, страдание, борьба («Лаокоон с сыновьями», «Ника Самофракийская» ).

Памятники древнегреческого искусства доставляют нам огромное эстетическое наслаждение и дают яркое представление о жизни и мировоззрении эпохи, ушедшей в далекое прошлое. Однако произведения греческого искусства, сохранившиеся до наших дней, — это лишь ничтожная часть былого богатства. Произведения ряда крупнейших мастеров Греции не дошли до нас в подлинниках. Поэтому восстановление истинной картины развития греческого искусства вызывает необходимость в сложной работе как по исследованию сохранившихся памятников искусства, так и по изучению всех косвенных сведений, дающих нам представление о художественной жизни Древней Греции. Основным источником наших знаний об искусстве Древней Греции являются сохранившиеся памятники. Архитектурные и скульптурные памятники Афин, Пестума или Олимпии дают нам высочайшие образцы художественного творчества греческого народа. Но многие античные статуи, до нас дошедшие, не являются греческими подлинниками. О значительной части памятников мы можем иметь представление лишь по мраморным копиям, выполненным древнеримскими мастерами. В эпоху расцвета Римской империи (1 — 2 вв. н.э.) римляне стремились украшать свои дворцы и храмы копиями с прославленных греческих статуй и фресок. Так как почти все крупные греческие бронзовые статуи были переплавлены в годы гибели античного общества, а мраморные — в большей своей части разрушены, то часто только по римским копиям, обычно при этом неточным, мы можем судить о ряде шедевров греческой скульптуры.

В целом, носила идеализированный характер. Никакого портретного сходства. Основной принцип — калокагатия — сочетание красоты и силы.

История древнегреческого искусства начинается после падения Микен и дорийского переселения и охватывает 11-1 вв. до н. э. В этом историко-художественном процессе обычно выделяют 4 этапа, которые соответствуют основным периодам общественного развития Древней Греции:

1. Гомеровский период — 11-8 вв. до н. э. –;

2. Архаика — 7-6 вв. до н. э. —;

3. Классика — 5 в – первые 3 четверти 4 в до н. э. –;

4. Эллинизм — 4 четверть 4 в – 1 в до н. э. –.

Принцип греческого классического искусства — это воспроизведение природы, творчески исправленное и дополненное художником, выявляющим в ней несколько более того, что видит глаз. Бронза становится излюбленным материалом ваятеля, ибо металл покорнее камня и в нем легче придавать фигуре любое положение, даже самое смелое, мгновенное, подчас даже «выдуманное». Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в. в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. «Дискобол» «Дорифор» — юноша-копьеносец (Мраморная римская копия с бронзового оригинала. Неаполь, Национальный музей). В этом образе — гармоническое сочетание идеальной физической красоты и одухотворенности: юный атлет, тоже, конечно, олицетворяющий прекрасного и доблестного гражданина, кажется нам углубленным в свои мысли — и вся фигура его исполнена чисто эллинского классического благородства. Это не только статуя, а канон в точном смысле слова. Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласные с его представлением об идеальной красоте. Пифагор Регийский (480—450 гг. до н. э.) был знаменитейшим скульптором. Раскрепощенностью своих фигур, включающих как бы два движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через мгновение) Калокагати́я ( «прекрасный и хороший», в древнегреческой культуре — гармоническое сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека.

Искусство античности — скульптура, живопись, мозаика

В Древней Греции люди чрезвычайно ценили красоту. Особенно греки предпочитали скульптуру. Однако очень многие шедевры великих скульпторов погибли и не дошли до нашего времени. Например, Дискобол скульптора Мирона, Дорифор Поликлета, «Афродита Книдская» Праксителя, Лаокоон скульптора Агесандра. Все эти скульптуры погибли, и тем не менее. мы их прекрасно знаем. Как же могли сохраниться исчезнувшие скульптуры? Только благодаря многочисленным копиям, которые находились в домах богатых древних коллекционеров и украшали внутренние дворики, галереи и залы греков и римлян.

Дорифор
Дорифор

Афродита Книдская
Афродита Книдская

Дорифор — «Копьеносец» на многие столетия стал образцом мужской красоты. А «Афродита Книдская» — одна из самых известных обнаженных женских скульптур Древней Греции — стала образцом красоты женской. Чтобы полюбоваться Афродитой, древние греки приезжали из других городов и, увидев, как она прекрасна, заказывали безвестным скульпторам сделать точно такую же копию, чтобы поставить Афродиту на городской площади или же во внутреннем дворике своего богатого жилища.

Дискобол
Дискобол

Дискобол — утраченная бронзовая статуя атлета, который собирается бросить диск, создан был Мироном около V века до н. э. — это первая в искусстве Греции попытка изваять человека в движении, и попытка более чем удачная. Молодой атлет застыл на долю секунды, а в следующее мгновение он начнет раскручиваться, чтобы изо всех сил швырнуть диск.

Лаокоон — скульптурная группа страдающих людей, которая показана в мучительной борьбе. Лаокоон — это был жрец, который предупреждал жителей города Трои — троянцев — о том, что город может быть сражен благодаря деревянному коню. За это бог морей Посейдон послал из моря двух змей, и они задушили Лаокоона и его сыновей. Статуя была найдена относительно недавно, в XVII веке. А великий скульптор эпохи Возрождения Микеланджело говорил, что Лаокоон — это лучшая статуя в мире. Если бы в древности не было любителей и собирателей образцов прекрасной скульптуры, современное человечество не знало бы и этого шедевра.

Герма Перикла
Герма Перикла

До нас дошли также многочисленные римские и греческие гермы — головы и бюсты людей на подставках. Искусство создания герм берёт своё начало в создании ритуальных столбов поклонения Гермесу, на верхней подставке которых располагалась лепная голова божества торговли, науки и путешествий. По имени Гермеса и столбы стали называться гермами. Такие столбы располагались на перекрёстках дорог, у въезда в город или посёлок или у входа в дом. Считалось, что такое изображение отпугивает злые силы и недобрых духов.

Примерно с IV века до нашей эры гермами стали называть все портретные изображения людей, они стали частью внутренней обстановки дома, а богатые и знатные греки и римляне обзаводились целыми портретными галереями, создавая своего рода выставки семейных герм. Благодаря этой моде и традиции мы знаем, как выглядели многие древние философы, полководцы, императоры, жившие тысячелетия назад.

Помпеи. Настенная роспись. Фреска.
Помпеи. Настенная роспись. Фреска.

Помпеи. Настенная роспись. Фреска.
Помпеи. Настенная роспись. Фреска.

Помпеи. Настенная роспись. Фреска.
Помпеи. Настенная роспись. Фреска.

Древнегреческая живопись до нас практически не дошла, однако сохранившиеся образцы доказывают, что эллинское искуство достигло высот как реалистической, так и символической живописи. Трагедия засыпанного пеплом Везувия города Помпеи сохранила до нынешнего времени блестящие картины, которыми были покрыты все стены общественных и жилых помещений, в том числе и дома в бедных кварталах. Настенные фрески посвящались самым разным сюжетам, в живописном мастерстве художники античности достигли совершенства, и лишь спустя века этот путь повторили мастера Ренессанса.

Историки свидетельствуют, что в Древней Греции при Афинском храме была пристройка, которую называли Пинакотека, и там хранились древнегреческие картины. Древнее предание гласит, как появилась первая картина. Одна греческая девушка очень не хотела расставаться со своим возлюбленным, который должен был идти на войну. Во время их ночного свидания была полная луна. На белой стене появилась тень юноши. Девушка взяла кусочек угля и обвела его тень. Это свидание оказалось последним. Юноша погиб. Но осталась на стене его тень, и эта теневая картина ещё долго хранилась в одном из храмов города Коринфа.

Многие картины древних греков создавались по принципу заполнения силуэта — сначала на картине рисовался контур фигуры, почти так же, как сказано в легенде, и лишь потом контур начинали раскрашивать. Красок поначалу у древних греков было всего четыре — белая, черная, красная и желтая. Они основывались на цветных минералах и замешивались на яичном желтке или на растопленном воске, разводились водой. Дальние фигуры на картине могли быть больше передних, древние греки использовали как прямую, так и обратную перспективу. Картины писались на досках или на сырой штукатурке.

Древнегреческая ваза
Древнегреческая ваза.

Древнегреческая ваза
Древнегреческая ваза.

Древнегреческая ваза
Древнегреческая ваза.

Изобразительное искусство проникло и в прикладные области. Разрисованные греческие сосуды, амфоры и вазы хранятся во многих музеях мира и доносят до нас красоту повседневности, свойственную античным цивилизациям.

Мозаика

Особым античным искусством, донесшим до нас всю красоту древней живописи, является мозаика — колоссальные картины, выложенные из кусочков цветных камней и, в поздние периоды, стекла, создавались по живописным эскизам и оказались своего рода вечным искусством. Мозаиками украшали полы, стены, фасады домов, они играли и эстетическую, и практическую роль в создании гармоничной и красивой среды обитания.

Эпоха античности стала расцветом искусства создания красоты и гармонии в любых проявлениях. Упадок и забытие античной культуры привели к возврату человечества к философиям негативизма и торжества нелепых предрассудков. Утрата эстетики любования прекрасным, отрицание природной красоты человеческого тела, разрушение античных храмов и произведений искусства стали наиболее заметным следствием крушения античного мира. Понадобились века, чтобы идеалы античности вернулись и начали творчески переосмысливаться художниками Ренессанса, а затем и мастерами Нового времени.

Осанка богов — искусство античной Греции

искусство древней Греции

Человеческая фигура занимает ведущее место в греческом искусстве, в частности в скульптуре. Сначала здесь преобладали различные звери и чудовища, однако вскоре скульпторы начали ограничиваться несколькими домашними животными, как, например, собака или лошадь. Такой подход объясняется антропоцентризмом, свойственным философии, истории и характеру греков. Греки искренне верили в ценность человека. Такое убеждение вдохновило Аристотеля провозгласить, что город-государство является идеальной политической институцией. Платон, в свою очередь, утверждал, что «человек участвует в божественном» и является «родственником богов». Великий поэт-лирик Пиндар писал, что «боги и люди имеют общую мать, и только силы не одинаковы в них». На рассвете греческой цивилизации еще сам Гомер воспевал мир, где боги не только общались с людьми, но и были очень похожи своими чувствами и поведением. Разница заключалась лишь в том, что боги были бессмертными и всемогущими.

Именно поэтому их почти всегда изображали в человеческом обличье. Греческое искусство постоянно обращается к человеческому телу как к образцу совершенства: высокие стройные колонны храмов напоминают фигуры греческих юношей, а название их карнизов киопокгапоп означает «голова». В живописи и скульптуре красота человеческого тела — расслабленного или напряженного — подается на нейтральном фоне, от чего она еще больше выигрывает. Чуть позже, уже после эллинизма, делались попытки изобразить человека в его естественном окружении, и они оказались не очень удачными.

скульптура древней Греции

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ И БОЖЕСТВЕННОЕ

Именно антропоморфизмом можно объяснить главное место скульптуры, поскольку она лучше других видов искусства способна передать красоту человеческого тела. В произведении Платона «Республика» философ Глаукон, обращаясь к Сократу по поводу слишком хорошего описания магистратов идеального города, говорит: «Дорогой Сократ, ты создал такие прекрасные магистраты, можешь считаться скульптором».

Чтобы найти общий язык и сравниться с уважаемыми людьми, с всемогущими богами и с легендарными героями, античным грекам надо было воспроизвести их в чисто человеческих формах.

скульптура древней Греции

Когда в середине VII века до нашей эры скульпторы осмелились творить каменные скульптуры больших размеров (натуральной или большей величины), то они сначала ограничились незначительным числом человеческих типов, всегда повернутых к зрителю лицом. Это были: курос — обнаженный юноша, который стоит с опущенными руками, левая нога выставлена вперед; коре — одетая девица, ноги ровно; мужская или женская фигура в молитвенной позе.

Курос

Все три типа, особенно первый из них, напоминают статуи египетских богов и фараонов, хотя есть и существенные различия. Курос, в отличие от своих египетских прототипов, не имеет одежды на бедрах, он просто голый — как греческий атлет, пребывающий в качестве модели. К тому же он не опирается на колонну, нет и опоры для ног, как это было в египетских статуях. Так и кажется, что он вот-вот сдвинется с места, тогда как египетские скульптуры окаменели в вечности.

Коре

Несмотря на характерную для них сдержанность и целомудрие, коре имеют открытые, оживленные лица с улыбкой на устах, их одежды вырезаны и окрашены с большим вкусом. Коре излучают радость жизни и девичьи чары. Даже установленные в местах поклонений и захоронений скульптурные изображения несут в себе заряд жизнерадостности.

В ПОИСКАХ КАНОНОВ

Как же греческие скульпторы смогли вложить в статуи это буйство молодой красоты и силы? Прежде всего, благодаря знанию пропорций, которые еще до начала Средневековья считали ключом к красоте. Подробное описание этих принципов подал в V веке до нашей эры скульптор Поликлет в произведении «Канон» («Правило»). Хотя иногда и не совсем четко, Поликлет сформулировал систему постоянных пропорций между различными частями человеческого тела, которая была образцом много веков. В качестве иллюстрации он создал статую Дорифора, которую с тех пор называют каноном.

Однако использование математических пропорций в греческой скульптуре имеет, похоже, куда более глубокие истоки и достигает времен еще до появления Пифагора (вторая половина VI в. до н. э.), чье учение ощутимо повлияло как на архитектуру и скульптуру, так и на философию и политические взгляды. Потому могла ли возникнуть монументальная скульптура без применения уже развитой системы измерений?

Венера Милосская

Для создания гигантских каменных статуй греки пользовались параметрами египтян, но впоследствии благодаря творческим поискам нового предпочли собственные, более реалистичные правила и виды скульптур. Означает ли это, что греческой скульптуре был присущ натурализм? Позже большинство теоретиков, и среди них Аристотель, упорно твердили, что «искусство имитирует природу». Но употребляли ли греки слово «имитация» так же, как мы теперь, то есть в значении «копирования природы»? И если это именно так, то — когда возник натурализм, и какой он имел вес?

ЖИЗНЬ В СКУЛЬПТУРЕ

Целью греческих скульпторов, от древней до классической эпохи, было не воспроизведение внешних черт природы, а выявление глубокой сущности модели — в основном для того, чтобы передать весь ее динамизм, чтобы она появилась, как живая. Поэтому можно сказать, что греческий скульптор в определенной степени работал, идя «изнутри наружу»: добывая из камня гармонию форм, он подносил массу тела к свету так, словно сам был творцом жизни. Его произведение, даже в эпоху наибольшего натурализма, никогда не было ни «фотографической» репродукцией, как это свойственно академизму, ни холодным отражением абстрактных форм. В греческой скульптуре изобилует жизнь, сдерживаемая лишь глубоким чувством меры и равновесия.

Стремление к истине побуждало каждый раз обновлять выразительные средства. В начале V века до нашей эры произошли два события большого значения: во-первых, появилась новая поза — «контраппосто»; во-вторых, благодаря изменению выразительного средства скульптуры полулюдей-полубогов с тех пор получили чисто человеческую душу.

контрапосто

С появлением контраппосто вес человеческой фигуры переносится на одну из ног, вторая свободна, согнутая в колене. Скульптура стоит непринужденно, демонстрируя гибкость и свободу. Поворот головы, смещение оси, изменение ритмики — все это ломает прежнюю замкнутость статуи, отныне она принадлежит пространству, которое сама же и создала вокруг себя.

Одновременно с изменением выраженности происходили и изменения в восприятии. Улыбка вечной молодости, отличительная для древней эпохи, уступила место задумчивости. Статуя будто всматривается в саму себя, разговаривает с собой и своим создателем. Несколько теряя из божественного совершенства, она выигрывает в духовности и человечности. Не случайно этот новый подход, которым обозначено начало классического стиля, совпал с взлетом искусства греческой трагедии. В IV веке до нашей эры такая эволюция привела к индивидуализации скульптуры — к портретному сходству.

ОТ АПОЛЛОНА И ДИОНИСИЯ

Некоторые из художников и философов не одобряли все более глубокого внимания к внешности, которая является лишь частью правды. Хотя Платон, несомненно, относился к пластическим искусствам не так враждебно, как утверждают некоторые исследователи, однако он достаточно строго критиковал современную ему эстетику. По его мнению, красота не в том, что радует глаз, потому что это только неверная и непрочная внешность, а в высшей реальности, которую он называл идеей. Платон ценил только геометрические формы, совершенные объемы, математические пропорции. Похоже, что он мог смириться разве что с древнейшими образцами греческого и египетского искусства, оценивая в них чистоту и незыблемость форм.

Апполон

Стоя ближе к действительности и греческим традициям, Аристотель в IV веке до нашей эры видел красоту в идеальных пропорциях, симметрии и гармонии. По его мнению, искусство — это имитация природы, ибо действие имитации составляет сущность человека. Соблюдая натуралистические идеи своего времени, Аристотель отмечал, что художественное произведение дает наслаждение, когда мы узнаем в нем знакомый нам объект, даже если тот на самом деле и не так прекрасен. И здесь он опередил современную концепцию того, что художественная красота и красота физическая могут и не совпадать.

В чем же, по мнению греков, заключалась художественная красота? В математических правилах и числах, что на протяжении веков набросали художникам простые и понятные формы симметрий и гармоничных пропорций, как того требовали самый рациональный из скульпторов Поликлет или блестящий среди философов Платон? В том, что Ницше позже назовет «аполлоновское»? Или, наоборот, в могуществе жизни, в силе Дионисия, которая так согревает мельчайшие детали и поверхности греческой скульптуры, которая радует наши глаза и руки?

Бесспорно, понятие красоты в Греции родилось именно в борьбе и неразрывном единстве этих двух начал. Со временем первый из них — Аполлоновский — терял силу, тогда как второй — Дионисовский — медленно креп, пока не привел к чрезмерному реализму. И даже в конце своего долгого пути искусство Древней Греции, несмотря на силу проникновения в глубины человеческой души и пластическое мастерство, так и не смогло создать портретную галерею исторических лиц, как это сделали позже римляне. До самого конца жизни греческое искусство освещалось порой слабым, но всегда нежным и прекрасным лучом греческой идеи о совершенном Человеке.

Античная скульптура Греции и Рима

Античная скульптура Греции и Рима

Античная скульптура Греции в классический период вносит новшества, которые лежат в основе господствующей западной традиции в искусстве. Это справедливо как для живописи, так и для скульптуры.

Существенной характеристикой классического греческого искусства является героический реализм. Художники и скульпторы пытаются изобразить человеческое тело в движении или покое именно таким, каким оно представляется глазу. Акцент сделан на людях необыкновенной красоты или моментах высокой и благородной драмы. Но техническая способность улавливать привычный облик вещей — это новшество, которое впоследствии может быть адаптировано к любому предмету.

Статуя Дельфийского ВозничегоМасштаб и амбициозность классической греческой скульптуры можно увидеть во фрагменте раннего шедевра. Знаменитый дельфийский возничий, бронзовый в натуральную величину, единственная сохранившаяся фигура из большой группы, состоящей из колесницы и ее лошадей, царственного пассажира на борту с возничим и сопровождающим его мальчиком-рабом.

Эта большая работа была подарена храму Аполлона в Дельфах правителем греческой колонии на Сицилии в ознаменование победы в гонке колесниц на Пифийских играх в 477 году до нашей эры.

Возничий изображен в своей колеснице во время Парада Победы. Легкий поворот тела, от босых ног до головы, предполагает совершенно естественную позу — точно так же, как рука, кажется, подразумевает легкое давление на поводья. Столь же тонким образом на его лице отражается тихое ликование человека, только что завоевавшего большую честь в торжественном состязании. Спортивные состязания в Греции имеют почти религиозный статус.

Всадник с мыса АртемисионМальчик-наездник, живший три столетия спустя, говорит о том, как хорошо новый натурализм греческих скульпторов справится с движением. Эта бронзовая дистилляция человеческой жизненной силы, является одним из самых очаровательных образов, сохранившихся от древнего мира.

Обнаженная натура и античная скульптура Греции с 5 века до нашей эры

В легкой атлетике, в отличие от гонок на колесницах, участники обнажены. Мужское тело — признанный объект красоты в Древней Греции, а мужская нагота, возможно, является величайшим достижением греческой скульптуры.

Самый ранний сохранившийся шедевр такого рода датируется примерно 480 годом до нашей эры. Приписываемая скульптору Критию, она изображает молодого человека в совершенно естественной позе. Его вес лежит на одной ноге и бедре, а другое колено согнуто. Воздействие на мышцы под кожей, через колени и ягодицы до мягкого изгиба спины, чудесным образом показано в мраморе. (Эту же позу позднее приняли греческие скульпторы для женской обнаженной натуры, в полноразмерных фигурах Афродиты, богини любви — см. Афродита в скульптуре).

греческая скульптура Мирона ДискоболСамая известная греческая скульптура атлета в действии датируется примерно сорока годами после первой сохранившейся натуралистической мужской обнаженной натуры. Это метатель диска (Дискобол) Мирона, в котором напряженное тело обнаженного атлета, кажется, всегда готово запустить диск вдаль.

Скульптура известна только в римских копиях. Высеченные из мрамора, они нуждаются в неуклюжих опорах — таких, как ствол дерева, на который, кажется, опирается атлет. Утраченный оригинал, отлитый из бронзы, не нуждается в подобных приспособлениях. Подобно Дельфийскому возничему, этот образ предъявляет большие требования к греческим мастерам литья из бронзы.

Античная скульптура Греции как публичное высказывание с 5 в. до н. э.

Середина 5-го века до н. э. представляет собой пик греческой скульптуры, как в количественном, так и в качественном отношении. Именно в тот период, когда Мирон создает метателя диска, афиняне строят Парфенон. Скульптуры и рельефы, украшающие храм, были завершены в течение примерно десяти лет, начиная с 447 года до нашей эры. Внутренний фриз, изображающий великую Афинскую процессию, простирается более чем на 150 метров, в то время как скульптуры на внешней стене занимают почти столько же места и гораздо более искусно вырезаны.

Армия скульпторов теперь явно доступна для общественных работ. Использование скульптуры для украшения центрального здания общины станет мощной европейской традицией, особенно заметной в церковной скульптуре Средневековья.

Римляне очень искусно развивают эту греческую тему повествовательного фриза, используя ее особенно, поскольку это милитаристское общество, для важного дела пропаганды побед Рима. Выдающимся примером является непрерывная полоса длиной почти 200 метров, которая окружает свой путь вверх по мраморной колонне Траяна в Риме. Датируемая 113 годом нашей эры, она в мельчайших и реалистичных деталях описывает успешную кампанию императора в Дакии (регион современной Румынии).

Но тип скульптуры, который римляне делают особенно свой собственный, — это портретный бюст. И здесь Траян тоже может служить примером.

Соперничающие стили

По одному из странных совпадений истории, в 5 веке до нашей эры появляются первые шедевры в двух несовместимых стилях скульптуры. Почти 2500 лет спустя эти стили становятся непримиримыми соперниками в студиях нашего времени.

Один из них — классический реализм, который будет преобладать с эпохи Возрождения до конца 19-го века. Другая — скульптура Африки, искажающая человеческие черты и конечности в драматически выразительной манере. Африканские фигуры в этой долгой и яркой традиции вдохновляют эксперименты Пикассо с кубизмом, которые запускают мейнстрим современного искусства.

Римские портреты и христианские панно из слоновой кости 1-6 в. н. э.

Греческие скульпторы античности иногда вырезают головы, которые кажутся портретами. Но это неизменно красивые люди, чьи привлекательные лица сияют светом разума. Они кажутся идеализированными.

Бюст Траяна создает мощный контраст. Вот опасный и явно неприятный человек, изображенный скульптором без малейшего намека на нормальную лесть, хотя вполне возможно, что именно таким хочет видеть себя успешный завоеватель. На портретных бюстах римские императоры кажутся кучкой беспринципных головорезов (как и в исторических записях). Нигде в древнем мире мы не чувствуем себя так близко к реальным людям. Редко искусство скульптуры использовалось с таким сокрушительно честным эффектом.

Один римский триумфальный портрет достигает, напротив, героического качества, которое сделает его чрезвычайно влиятельным в более поздние времена. Это конная статуя Марка Аврелия, первоначально стоявшая на Капитолии в Риме. Сделанный из позолоченной бронзы (превосходное достижение бронзового литья), он, вероятно, создан, чтобы праздновать победы на Востоке в 162-64 годах нашей эры.

Его настроение очень понравится европейским князьям и военачальникам, начиная с эпохи Возрождения. Но в последующие века скульптура в основном использовалась христианскими художниками для более мучительных тем, будь, то боль распятия или воображаемые муки ада.

Заметным исключением, в годы, предшествовавшие окончательному краху Римской империи на Западе, является ранняя традиция христианской слоновой кости. Лучшие из них вырезаны в Риме в V веке и в Константинополе чуть позже. Эти прекрасные маленькие панно с евангельскими сценами, в миниатюре повторяющие натурализм Греции и Рима, часто достигают глубокой безмятежности. Они как бы нежно прощаются с классической традицией Средиземноморья, перед появлением нового и энергичного стиля скульптуры в Северной Европе.

Между тем Азия предоставляет большие возможности скульпторам в развитии индуистского и буддийского искусства.

Читайте также  Город катания сицилия
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector