Античный стиль в архитектуре примеры

Античный стиль в архитектуре примеры

Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!

В Петербурге немало зданий и памятников с элементами античной архитектуры. Мы выбрали самые красивые элементы искусства древних Греции и Рима.

Античный Петербург

Колоннада Биржи

Колоннада Биржи

Пример позднего, александровского, «строгого» классицизма работы Тома де Томона. Примерно такими представляли греческие дворцы и храмы в Европе. Просторная колоннада с греческими скульптурами до сих пор является одним из важнейших символов петербургского классицизма.

Горный Институт

Горный Институт

Наряду с Казанским собором, лучшее произведение великого мастера архитектуры Воронихина. Прекрасная аллюзия на храмы Пестума со строгими дорическими колоннами. Рядом — статуи Геракла, Антея и Прозерпины работы другого великого мастера Демут-Малиновского.

Висячий сад и Малый Эрмитаж

Висячий сад и Малый Эрмитаж

По внутреннему двору главного здания главного музея города, Зимнего дворца, мы постоянно ходим в кассы. А ведь есть еще два внутренних двора в Большом Эрмитаже. Первый — обычный, ничем не примечательный колодезного типа. Используется он исключительно для хозяйственных нужд. А второй — это так называемые «Висячие сады». Сперва там находился «Зимний сад», но потом, когда из домашней резиденции здание превратилось в музей, концепцию пришлось сменить. Смотреть на этот сад можно только из окна.

Амур и Психея

Амур и Психея

Старейшая скульптура Летнего сада. Ее привезли из Италии еще в первой четверти XVIII века, выполнил ее неизвестный итальянский мастер примерно за полвека до этого. Композиция воспроизводит грустный конец истории двух римских божеств: Психее запретили смотреть на своего возлюбленного, когда он прилетал к ней по ночам, но та решилась нарушить табу и взяла лампу. Масло со светильника упало на тело Амура, он испугался и улетел.

Колесница на Арке Главного штаба

Колесница на Арке Главного штаба

Богиню победы Нику часто изображали на петербургских арках, поставленных в честь побед русского оружия. Самая знаменитая — на крыше Главного штаба. Арку соорудил России, а скульптуру богини создал все тот же Демут-Малиновский, гений античной скульптуры. В нулевые эту скульптуру ремонтировали и чуть не сожгли во время празднования Нового года

Кухонный корпус Елагина дворца

Кухонный корпус Елагина дворца

Самое полное собрание античных богов в Петербурге. В нишах стены, полукругом стоящей лицом ко дворцу стоит почти весь пантеон греческих богов: Аполлон, Артемида, Гермес, Латона, Адонис, Весталка, Деметра, Психея, Афина, Мелеагр, Флора, Дионис, Гера, Веста.

Прометей

Прометей

Одна из самых новых античных скульптур на территории Петербурга «Летящий Прометей» была установлена в 1981 году возле одноименного кинотеатра. Скульптура изображает сцену, когда Прометей летит к людям с огнем, а навстречу ему — Орел, которого Зевс послал в наказание богу.

Сейчас скульптуру убрали с изначального места установки, решается вопрос о том, чтобы поставить ее в парке по соседству.

Новый корпус Российской Национальной Библиотеки

Новый корпус Российской Национальной Библиотеки

Новый корпус РНБ строил архитектор Щербин (тот самый, что простроил станцию метро «Черная Речка»). Процесс — из-за Перестройки и нехватки денег — шел очень долго. В итоге на постройку только первого (второй еще не завершен) корпуса ушло 12 лет, и закончили его только в 1998 году. Тогда же появились первые четыре скульптуры в греческом стиле, а через пять лет — и все остальные. Всего их десять: «Театр», «Архитектура», «Механика», «Медицина», «Правосудие», «Религия», «Воздухоплавание», «Виноделие», «Философия», «Музыка». Создал их скульптор Мурзин по моделям Свинина в технике медной гальванопластики.

  • 26 апреля 2014
  • 2 551

Думаете, знаете ? Мы докажем обратное — подписывайтесь на самый полезный канал о в Telegram!

Античный стиль в интерьере

История античного стиля (лат. antiquitas – древность, старина) берет свое начало со времен Древнего Рима (VI век до н.э. – V век н.э.) и Древней Греции (эллинизм). Античный стиль в интерьере – это гармония, комфорт и красота.

Античный стиль в интерьере. Фото 01

Греки первыми выработали концепцию интерьера с большим количеством разных по назначению комнат. Римляне продолжили эту идею и сделали свои жилища еще более просторными и роскошными. Вот почему, одно из основных требований при создании античного стиля в интерьере — внушительная жилая площадь, просторность помещений, высокие потолки. Создать античный интерьер на 40 квадратных метрах вряд ли получится.

Античный стиль в интерьере. Фото 02

Второй важный момент стиля — многовариантность помещений. Все помещения здесь могут и должны быть многофункциональными. Проходные комнаты могут играть роль холла и библиотеки, уютной гостевой комнаты. Продумать это стоит уже на стадии выбора первоначальных планировочных решений.

Античный стиль в интерьере. Фото 03

Классический элемент античной планировки – атриум, внутренний зал-двор, со всех сторон окруженный галереями с колоннами, колонадами и балочными перекрытиями. Все остальные помещения располагались вокруг атриума.

Античный стиль в интерьере. Фото 04

Создайте интерьер своей мечты с дизайнерами нашей студии

Каждый наш проект отражает потребности, вкус и образ жизни нашего клиента

У римлян в атриуме размещались очаг и домашний алтарь, позднее — неглубокий бассейн для сбора дождевой воды. В доме появился кабинет хозяина (таблинум), где проходили деловые встречи. Из него можно было выйти в открытый сад со скульптурой и фонтанами, который по периметру окружали колонны. От римлян пошло и выделение входной зоны – вестибюля.

Античный стиль в интерьере. Фото 05

Как правило, античность ассоциируется с классикой, респектабельностью, добротностью, выразительностью. Античность – это в первую очередь величественность, монументальность, парадность, отсыл к культуре прошлого и готовность этой культуре соответствовать.

Античный стиль в интерьере. Фото 06

Античный стиль в интерьере аскетичен. Древние греки ничем не украшали стены, которые складывали из кирпича-сырца, ценя подлинную грубую фактуру материала. Сегодня для отделки стен подойдет однотонная декоративная штукатурка спокойных теплых тонов. Можно украсить стены фреской (рисунок темперой по сырой штукатурке) или настенной живописью на темы древнегреческих и древнеримских мифов, природную, историческую тематику. В спальне декорирование стен и потолка осуществлялось при помощи сложных драпировок.

Античный стиль в интерьере. Фото 07

Изначально античные мастера выкладывали полы мозаикой или отшлифованной речной галькой. Сегодня напольным покрытием может выступать природный камень (мрамор, гранит), плитка теплых тонов с декоративными вставками либо наборный паркет, поверх которого настилают ковры.

Античный стиль в интерьере. Фото 08

Потолки кессонные (в форме купола, квадратные или многоугольные углубления) либо подвесные, расписные. По контуру потолка — рельефные карнизы, украшенные орнаментом.

Для античного стиля характерно использование большого количества лепнины. Это могут быть панно из молдингов с расположенными в них плафонами. Декоративные лепные элементы и колонны окрашивают в однотонные цвета (белый, бежевый, светло-серый, цвет слоновой кости), допускается дополнительное декорирование сусальным золотом с эффектом состаривания.

Античный стиль в интерьере. Фото 09

Мебель деревянная, подчеркнуто простых форм, украшенная резьбой, с позолотой подлокотников и всего контура, редко — с тканевой обивкой. Обивка, покрывала, скатерти обычно были гладкокрашеными, по краю ткани шел характерный орнамент. Для декора мебели использовалась наборная мозаика, когда деревянные изделия инкрустировались различными мозаичными вставками: слоновой костью, золотом, драгоценными камнями или древесиной другого цвета.

Античный стиль в интерьере. Фото 010

Основные мотивы орнаментов: растительные: акант, пальметта, лотос, ряды листьев; геометрические: меандр и спираль; архитектурные элементы: ионики, бусы, зубчики; символические и аллегорические сюжеты, изображения зверей – орлы, львы, крылатые хищники и сфинксы.

Популярностью пользовалась мебель для сидения: различные скамеечки, стулья, церемониальные троны, ложа (клине). В интерьере отсутствовали шкафы, для хранения вещей использовали деревянные сундуки. Характерны простые рабочие столы и низкие столы трапециевидной формы с тремя ножками в форме лап животных или фигур грифонов, в качестве дополнительных аксессуаров – маленькие сундучки, корзины, тумбы.

Античный стиль в интерьере. Фото 011

Колоны в современном интерьере играют не только конструктивную роль – прежде всего это эффектный декоративный элемент. Небольшие колонны могут обрамлять зеркало или размещаться на высоких деревянных пьедесталах с двух сторон кровати. Аксессуары — терракотовые статуэтки, бюсты, напольные высокие греческие вазы разнообразных форм, картины или гобеленов на мифологические сюжеты. Небольшие зеркала из шлифованного металла, на столах или скамьях (не на стенах).

Цветовая палитра стиля – яркие цвета (синий, зеленый, красный, золотой, желтый, черный, цвет слоновой кости).

Для освещения используют светильники в форме факелов, встроенные светильники и скрытую подсветку, дающую рассеянный свет.

Роль античных эталонов в архитектуре классицизма и ампира XVII-XIX столетий Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

В статье исследуется влияние античных традиций на постройки классицизма и ампира XVII XIX столетий. Рассматриваются примеры заимствований, приводятся примеры таких сооружений. Анализируется значение созданных архитектурных ансамблей для российской истории.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Шинтяпина Е.С.

Текст научной работы на тему «Роль античных эталонов в архитектуре классицизма и ампира XVII-XIX столетий»

преподаватель, Экономико-гуманитарный колледж КФУ им. В.И. Вернадского г. Ялта,

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна

РОЛЬ АНТИЧНЫХ ЭТАЛОНОВ В АРХИТЕКТУРЕ КЛАССИЦИЗМА И АМПИРА

В статье исследуется влияние античных традиций на постройки классицизма и ампира ХУП^К столетий. Рассматриваются примеры заимствований, приводятся примеры таких сооружений. Анализируется значение созданных архитектурных ансамблей для российской истории.

Ключевые слова: стиль, архитектура, традиции, античность, ампир, классицизм.

Введение. Архитектура стиля ампир начинает заполонять площади и улицы стран Европы в XVII в. Большие пространства, массивные центральные городские сооружения, венчающиеся символами славы и фигурами героев, подчеркивают величие городов и республик. Повторяя античные традиции, и вводя новые пластические решения, ампир завоевал историческое пространство всех европейских государств.

Целью настоящей статьи является выявление влияния античных традиций на постройки классицизма и ампира ХУИ-ХЕХ столетий в странах Европы и России.

Изложение основного материала исследования. Первые черты соединения архитектуры классицизма и античности, в котором прослеживаются мотивы ампира, намечаются в архитектурных сооружениях английского мастера Дж. Стоуна. Его авторству принадлежат проекты дворцовых усадебных комплексов, в творчестве зодчего видно влияние образцов архитектуры Андреа Палладио.

Важное и неотъемлемое значение для последующего развития архитектуры мирового значения имеют принципы архитектурно-планировочных решений Греции, наиболее полно выраженные в ансамблевых комплексах. Так, в архитектуре Афинского акрополя асимметрия сочетается с гармоническим равновесием, четко прочитывается взаимодействие всех сооружений между собой, учтена последовательность в восприятии зданий снаружи и внутри комплекса. В данном комплексе зодчими продумана связь архитектурного сооружения с окружающим ландшафтом. Греческие архитекторы уделяли внимание природным условиям и стремились вводить сооружения в окружающий пейзаж с наибольшим художественным результатом. Их объединило стремление к созданию гармонизации архитектурного облика зданий [1].

Созданные зодчими строго симметричные формы, подчиняли рациональности и правильности конструкций не только пространство, но и природу. Архитектура, являясь синтезом художественно-творческой деятельности человека, получила самовыражение в постижении гармонической связи с природой. Велико и наиболее ценно влияние природных и ландшафтно-пространственных факторов на архитектуру различных народов. По мнению В.В. Лебедева: «Природное естественное пространство служит основой для пространства искусственного. Вступление на путь борьбы и преодоления сущности природного пространства таит в себе опасность трагической неопределенности в создании пространственной архитектурной композиции» [3, с. 56].

Стиль ампир, перенявший из античной архитектуры эталоны форм и деталей, оказал существенное влияние на все архитектурное пространство стран Европы и России.

Ампир явился завершающим этапом эволюции классицизма. Основываясь на образцах искусства античного мира, данный стиль опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, заимствуя мотивы для воплощения величества, мощи: монументальные массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). Ампир впитал в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п.)

С одной стороны, малые архитектурные формы приобретают мощь и монументальность, с другой стороны в этих же формах подчеркивается глубокое, интимное чувство переживания, заложенное в изящных очертаниях декора. Развивается и принцип ансамблевого единства. Строгая симметрия уступает место свободным конструкторским экспериментам. Отличительная особенность возникновения ампира — подчеркнутая парадность и торжественность постройки, репрезентативный и монументальный образ, сочетаемый с природным окружением. Популяризацию получают также полукруглые арки и ниши. Они становятся частью ансамблевого комплекса, часто соседствуют и сочетаются с античными статуями или колоннадами. Немаловажную роль начинает играть и пластичный декор.

В России ампир делят на две, отличные друг от друга ветви — «столичный» петербургский ампир и «провинциальный» московский. К. Росси, основоположник петербургского ампира, используя свой итальянский опыт, привнес во французский имперский стиль изящность и мягкость форм и линий.

В архитектуре Петербурга 1820-1830 годов, ампир нужно различать от раннего периода стиля классицизм, более направленного на французский неоклассицизм и греческую архаику. Провинциальное направление ампира, было своеобразно, как бы упрощено, данный стиль в России получил название Московский классицизм. Величественный стиль петербургской архитектуры, с ее масштабами, величием и гармонией линий, видоизменяется в Москве, приобретая интимную трактовку — теплоту, изящество линий, форм и украшений. Выдающимся произведением московского ампира являются Провиантские склады в Москве. Огромной силой веет от этих с виду простых поставленных рядом объемов. Холодное великолепие и строгость архитектурных форм этого комплекса как бы предвещают официальный стиль классицизма 30-х годов XVIII века. Создавали ампирное архитектурное искусство в Москве зодчие О. И. Бове, Д. Джилярди, А. С. Григорьев [2].

Античное наследие, повсеместное заимствование и тиражирование форм античных памятников, ярко проявилось в творчестве О. Монферрана. Архитектор в своем творчестве провозглашает переход к «чистым формам античности», объединяя античное богатство образов с барочной роскошью и строгостью классицизма. Зритель может увидеть это влияние в архитектуре Исаакиевского собора и Александровской колонны, демонстрирующей формы античных памятников Рима (портик Пантеона, триумфальные колонны). Усиливающийся аналитический аспект проектного творчества требовал соотнесения достигнутого проектного результата с аналогичными постройками, вследствие этого, проектируя главный столичный собор России, архитектор графически сравнивал его с лучшими купольными сооружениями такого рода, построенными в Европе. На одном из сравнительных чертежей О. Монферрана наложены друг на друга силуэты пирамиды Хеопса, собора св. Петра в Риме, св. Павла в Лондоне, церкви св. Женевьевы в Париже и Исаакиевского собора. Широкую известность приобрел также чертеж выдающихся триумфальных колонн мира, среди которых самой высокой была Александровская колонна на Дворцовой площади. Создавая проект фонтана для Москвы, архитектор вновь сопоставляет свой проект с фонтанами Ватикана и Трастевере в Риме, указывая, таким образом, на его ближайшие аналогии. «Подтверждением того, что сравнительный анализ

современных архитектурных сооружений становится частью творческого метода зодчих этого времени, является наличие среди учебных пособий Академии художеств специальных увражей, посвященных сравнению античных сооружений с современными постройками» [4, с. 185].

Московский классицизм проявил себя в зданиях Большого Кремлевского дворца, построенного для Екатерины II архитектором В.И. Баженовым. Зодчий М. Казаков воплотил в московской архитектуре классицизма здания Сената, Университета (1770-1790-е гг.). Французский архитектор Н/ Легран увековечил свое имя в возведении здание Кригскомиссариата (1770-1780-е гг.). Парковые ансамбли дворянских усадеб в пригородах Москвы (например, усадьба Архангельское, архитектор А. Герн) также были ярким примером соединения античных образцов со строгими каноническими приемами классицизма. Один из самых ярких примеров проектов классицистической архитектуры в Москве — Дом Пашкова (сегодня здание Российской Государственной библиотеки) архитектора В. Баженова [2].

Композиция и конструкция Дома Пашкова — прием устоявшихся традиций классицизма. Монументальная колоннада и ордерная система объединяет два этажа, и являет собой строгий, симметричный и рациональный прием классицизма в архитектуре. Композитный коринфский ордер и сложный ионический ордер с диагональными капителями, подчеркивают художественную самостоятельность композиции фасада.

Поздний классицизм, называемый неоклассицизмом или ампиром, первым продолжил развитие и видоизменение классицистических теорий в странах Европы. Классицизм XVIII века, изменяясь лишь в трактовке, пышности образа, богатстве конструкций и форм, стал называться стилем ампир в начале XIX века.

Историки и искусствоведы считают, что ампир можно разделить на два направления, формирующихся благодаря национальным особенностям — французский и русский. Однако в других странах ампир также получил свое распространение, и развивался самостоятельно.

Во Франции первыми авторами, работавшими в стиле неоклассицизма и ампира, были Ш. Персье и П. Фонтен, придворные архитекторы императора Наполеона Бонапарта. Персье и Фонтен были декораторами, и их основными достижениями архитектуры были перестройка и переоформление замка Мальмезон — резиденции Бонапарта, расширение и декоративное убранство Лувра, широко использовали зодчие в своей работе римские, помпейские декоративные мотивы. Среди монументальных и популярных французских построек в новом стиле «ампир»: триумфальная арка Звезды на проспекте Елисейских полей (архитектор Ж.-Ф. Шальгрен) и мемориальная Вандомская колонна на площади того же названия, подражавшая колонне Траяна в Риме, созданная по проекту архитекторов Ж. Лепера и Ж. Гондуэна [5, с. 112-115].

Характер позднего классицизма, переходящего в ампир в архитектуре, меняет представление о стиле в целом. Строгие каноны начинают постепенно терять свою значимость, однако и мощь, и монументальность становятся ядром и основой для новых поисков. Появляется больше парадности, декоративности, пышности образов, строгость линий уступает место вычурности, изогнутости, плавности. М. В. Нащокина [4, с. 187], анализируя стилевые особенности данного архитектурного периода отмечает: «Объемно-планировочная разработка зданий классицизма конца XVIII начала XIX века не мыслится в отрыве от городского ансамбля. Ведущим мотивом остается крупный ордер, хорошо соотносящийся с прилегающими городскими пространствами. Ордеру возвращается конструктивная функция; он чаще используется в виде портиков и галерей, масштаб его укрупняется, охватывая высоту всего основного объема здания».

Античный ордер начинает занимать все больше места в канве архитектурных сооружений. Простые объемы зданий зодчие окружают целыми колоннадами. Характерно для этого периода и большое использование так называемых «образцовых фасадов» в архитектуре. Под этим выражением подразумевается внедрение в архитектурные ансамбли

композиционных правил классицизма и элементов ордерной системы, использование триглифов, кронштейнов, балясин, пилястр, медальонов, пальметт, венков.

Экзотические сюжетные композиционные связки, сочетающие в себе романтические образы римских завоевателей с национальными мотивами европейских стран, делали декорированные панно на фасадах зданий более вычурными и изящными. Растительные и животные элементы, переплетаясь и встречаясь в одной канве — яркий пример ампирного декора. Гирлянды, венки, перевитые лентами, медальоны с изображением героев — все это когда-то пришло из Рима и Греции, укоренившись в искусстве других стран.

Архитектурный декор все больше расширял свои права. Орнаментальные сюжеты представляли собой античные фигуры и рельефы, сфинксы, различного рода гирлянды, пальметты, звезды, розетки и др. Характерно для этого периода и то, что стремление к строгости и «представительному» характеру порой побуждало пренебрегать требованиями удобства в угоду декоративности.

Античные комбинированные формы, созданные греческими и римскими мастерами во времена до нашей эры, стали настолько универсальными и канонизированными, что последующие эпохи и стили, возлагая силы на свои идеи и поиски, в качестве эталона выдвигали античные образы. Единство животного, геометрического и растительного миров легло в основу множеству культовых построек, дошедших до наших дней.

Выводы. Изучая проблему формирования эталонов в архитектурной форме, можно с уверенностью сказать, что ни один стиль в искусстве не был столь повторяемым, популярным, используемым, как античный. Создав основные доминанты архитектурных форм, античный образ получил широкое распространение в эпоху Ренессанса и Классицизма. Перерождаясь в новую декоративную композиционную форму, античный символизм возродился в искусстве ампира XVП-XIX веков, создавая прекраснейшие художественные образы нового времени.

1. Воличенко, О. В. Концепции нелинейной архитектуры / О. В. Воличенко // Архитектон: известия вузов. 2013. — № 44. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aгchvuz.гu/2013_4/3/ (в тексте №6)

2. Кудрявцев, М. П. Москва — третий Рим / М. П. Кудрявцев. — М., 1994. — 288 с.

3. Лебедев, В. В. Заметки о пространственной и эстетической сущности архитектуры / В. В. Лебедев. — М., 1994. — 264 с.

4. Нащокина, М. В. Античное наследие в архитектуре позднего русского классицизма — Русский классицизм второй половины XVIII — начала XIX века / М. В. Нащокина. — М. : Из-во «Изобразительное искусство», 1994. — 224 с.

5. Саваренская, Т. Ф. Западноевропейское градостроительство XVП-XIX веков. Эстетические и теоретические предпосылки. / Т. Ф.Саваренская. — М. : Стройиздат, 1987. — 191 с.

Архитектура Рима

В мире есть города, знаменитые особой атмосферой, в них можно просто приехать и наслаждаться отдыхом. Но есть места, похожие на философскую книгу, которую мало прочитать, но еще нужно понять. Рим — именно такой город, где каждый дом или улица имеют свой смысл. Тысячелетняя история оставила здесь огромное количество следов разных эпох и стилей, поэтому, отправляясь в столицу Италии, желательно немного разбираться в архитектурных особенностях различных направлений градоустройства. Мы не будем повторять информацию Википедии, а сделаем краткий обзор достижений культуры строительства, интерьера и ландшафтного дизайна, которая в Риме представлена как ни в каком другом городе мира.

У истоков

Рим возник на основе двух цивилизаций: древнегреческой и этрусской. Последний народ считается самым загадочным на земле, язык и культура которого до сих пор не изучены. Но этруски оставили потомкам большинство технологий в строительстве и планировке городов. От греков Рим взял прочные материалы и элементы художественного оформления. Так родилась уникальная архитектура, которая поражает туристов и дает почву для научных трудов ученых.

Во II веке сформировался особый стиль Рима, где Античность переплетается со Средневековьем, а роскошная отделка совмещается с прогрессивными для своего времени инженерными решениями. Многие строения того времени и сегодня не утратили своей масштабности. Так, знаменитый Колизей может поспорить с любым современным стадионом по размерам и организации входов и выходов.

Читайте также  Достопримечательности корфу на карте

Особенности архитектуры Древнего Рима

Изучая достижения римских строителей и дизайнеров, мы с удивлением признаем их авторство над многими знакомыми нам технологиями:

  • Изобретение бетона (в те времена смесь воды, извести и щебня) позволило многим зданиям Раннего Рима выстоять под натиском времени и природных катаклизмов. Именно технология заливки бетона позволила строить многоэтажные здания.
  • Изобретение акведуков не только решило проблему водоснабжения, но и стало прототипом мостов и дорог.
  • Арки и опоры стали характерной чертой римских зданий, что не только украсило их внешний вид, но и значительно укрепило конструкции.
  • Свод потолка — еще одно понятие, которое было «изобретено» в Древнем Риме. Без него невозможно представить ни один храм или дворец, и все это благодаря идее неизвестного римского архитектора соединить несколько арок в виде замкнутой окружности. Красивейшим примером этого новшества является знаменитый Пантеон.
  • От греков римская архитектура приобрела понятия симметрии и регулярности форм. Большинство зданий украшались типичными ордерами (дорическим, тосканским, ионным и коринфским). Это особая форма колонн, которые встречаются повсеместно в известных римских постройках. Сами колонны стали больше декоративным элементом, тогда как несущими стали массивные стены и пилястры.

Проводя реконструкцию зданий Старого Рима, современные мастера поражаются прочности и продуманности кладки: использование кирпичей различной формы, заливка пустот бетоном, использование блоков из травертина.

Примеры архитектурных шедевров

По различным архитектурным шедеврам в Риме легко проследить смену исторических эпох, каждая из которых имеет свой символ и стиль. Проследим и мы ход времени на типичных примерах культовых памятников.

Республиканское правление (II век до н. э. — 31 год со дня Р. Х.)

Для этого периода характерно появление первых мраморных храмов. Они были очень похожи на греческие, но имели более простую прямоугольную форму с одним лицевым входом. Большинство из них находится в Римском Форуме и сохранились только частично.

Правление Августа

После захвата Республики в строительстве стали преобладать грандиозные сооружения, призванные возвысить статус императора. Большинство из них сохранились и сегодня:

  • Пантеон.
  • Палатинский холм.
  • Мавзолей августа.
  • Колизей.
  • Театр Марцелла.

Последний менее известен, а благодаря сходству с Колизеем часто запутывает гуляющих по Риму туристов. Это один из первых театров Римской империи.

При императоре Домициане в Риме появилась первая триумфальная арка, после которой идею такого увековечивания военных побед перенял весь свет. Арка Тита напоминает о победе над иудеями и окончательном присоединении Иерусалима к Римской империи.

Расцвет империи

Каждый император в Риме оставил свой архитектурный след. Гуляя по Вечному городу, вы обязательно проследите этапы расцвета и падения величайшего государства:

  • При Антонине Благочестивом возводится храм Антонина и Фаустины.
  • Марк Аврелий увековечил свое имя знаменитой колонной.
  • Император Септимий Север построил массивные триумфальные ворота.
  • Благодаря Каракалле Рим узнал прелести общественных бань. Сегодня они, к сожалению, почти полностью разрушены.
  • Император Аврелиан возвел величественный храм Солнца.
  • Термы Диоклетиана позволяют лучше представить быт и обычаи древнего города.

Все виды общественных и культурных построек того времени подчиняются языческому представлению о мире и восхвалению могущества римских правителей.

Период Средневековья

В противовес античной роскоши и богатству католическое средневековье привнесло в архитектурный стиль нотки аскетизма и простоты. Замок Сант-Анджело погружает нас в мрачные годы инквизиции и всеобщей подозрительности.

Посещение этого места навевает тревогу, а толстые стены крепости показывают, сколь неспокойное было то время. На экскурсии по замку вы узнаете, как Папская область боролась за независимость, а неприступные стены надежно охраняли главных узников государства: Бенвенуто Челлини, Галилея, Джордано Бруно и Джузеппе Бальзамо (более известного как граф Калиостро).

Чтобы окончательно убедиться в аскетизме средневековой архитектуры, загляните в церковь Санта-Мария-сопра-Минерва, что сразу за Пантеоном.

За неприметным фасадом скрываются готические своды храма, которые слышали самые громкие отречения от своих убеждений за всю историю человечества. Именно здесь Галилео Галилей признал учение Коперника ошибочным, а Джордано Бруно стойко выслушал смертный приговор.

Среди множества скульптур базилики вы найдете статую «Воскресший Христос» руки самого Микеланджело.

Эпоха Ренессанса

После мрачных столетий религиозных войн в Риме воцарился Ренессанс, возрождение классической гармонии линий и рисунков. Главным шедевром этого времени по праву считается Собор Святого Петра, который сегодня расположен на территории Ватикана.

Советуем подняться на смотровую площадку собора, откуда открывается вид еще на многие общественные и исторические здания в стиле Ренессанса.

Барокко

Это вершина эпохи Возрождения, пышный стиль вычурных барельефов и мраморных Купидонов. Он представлен на площади Навона во всей красе. Три знаменитых фонтана (Четырех Рек, Нептуна и Мавра), храм Сант-Аньезе-ин-Агоне, дворец Браски входят во все учебники, описывающие барочный тип архитектуры.

Современная история так же отразилась на внешнем облике Рима. В эпоху Муссолини на западном берегу Тибра был возведен Дворец Правосудия, который соединил масштабы построек Римской империи и изящество отделки Ренессанса.

Монументальные строения начала XX века по замыслу диктатора были призваны возродить былое величие Империи. Но современный стиль выглядит и более органично в здании главного вокзала Термини.

Это типичный модерн, который полностью отвечает своему предназначению и прекрасно вписывается в панораму Вечного города. Современный Рим именно такой — легкий, динамичный и изящный.

Античный стиль в интерьере

«Античность – колыбель цивилизации. Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы современной Европы» (МХК, ч.1. «Древний мир»).

Античный стиль (происходит от лат. antiquitas — древность) зародился на островах Эгейского моря в VIII в. до н. э. и стал образцом наследования и восхищения, прежде всего, ренессанса, классицизма, неоклассицизма. Античная классика породила важные термины, такие как «гармония», «соразмерность», «золотое сечение». Самые яркие примеры из истории античного стиля имеют законченный образ и неподражаемые черты, это: триумфальные арки, колонны, цилиндрические своды, прекрасные скульптуры знатных людей, богов, богинь, удивительная художественная роспись.

интерьер в античном стиле

Античный стиль по правилам. Законы от дизайнеров:

Закон 1.

Строгость архитектурных ордеров и элементов декора. Основная черта стиля культуры Древней Греции – это рациональная конструктивность, Древнего Рима — большое количество украшений;

Закон 2.

«Золотая середина» — важный признак совершенства, «ни убавить, ни прибавить»;

Закон 3.

Соразмерность, т. е. правильное соотношение частей композиции интерьера друг с другом и со всей композицией в целом. «Ощущение есть отношение; отправной точкой отношений является соразмерность человеку: человек мера всему» (Аристотель);

интерьер в античном стиле

Закон 4.

Правило «Золотого сечения» (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении) как средство создания гармонии и пропорций подразумевает поиск идеальных решений;

Закон 5.

Чувство гармонии, которое создается через контраст: «Противоречивость сближает, разнообразие порождает прекраснейшую гармонию, и все через распрю создается» — сказал философ Гераклит. Колизей, триумфальные арки, колонны, цилиндрические своды, прекрасные скульптуры знатных людей, богов, богинь, удивительная художественная роспись (см. в примере ниже) привлекают своей гармоничностью и являются эталоном для подражания.

интерьер в античном стиле

В современном античном стиле часто присутствуют живописные картины, красивые гобелены с мифологическими сюжетами. В качестве декора в интерьере располагают ряд колонн, стоящих отдельно, а также в виде настенных барельефов.

АНТИЧНЫЙ СТИЛЬ У ВАС В ДОМЕ

интерьер в античном стиле

1. Решительным шагом на пути к созданию античного интерьера станет создание в доме подобия древнеримского атриума — внутреннего светового дворика, из которого можно попасть во все помещения дома. Подвесной потолок с псевдоокном в небо заключительный шаг этого стилистического решения.

интерьер в античном стиле

2. С помощью лепнины из гипса реально превратить свой дом в настоящий дворец! Габаритные карнизы со свисающими листьями аканта, декоративные панно из молдингов, изысканные колонны, подпирающие высокие своды, ажурная розетка, подчеркивающая красоту гигантской люстры. Однотонные белые, бежевые, светло-серые или цвета слоновой кости, декорированные сусальным золотом с эффектом старины. Изобретательные художники, современные лепщики и мастера тщательно работают над каждой деталью.

интерьер в античном стиле

3. Для точного соответствия предметов интерьера античному стилю используйте в качестве материалов дорогие породы дерева, мрамор, бронзу, слоновую кость, глину. Для парадного помещения (гостиной, холла) стоит заказать кессонный потолок с раскраской, позолотой и другим декором. Пол облицовывается природным камнем или мозаикой, на стены поверх того же натурального камня наносят узоры в виде греческих орнаментов или античных рисунков. Стены также можно оформить цокольным поясом, его выделяют другим цветом. Потолок оформляют рельефные украшения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector