Антонио Канова: последний из классицистов
Великого итальянского скульптора Антонио Канову можно с полным правом считать общеевропейским художником: государи и сильные мира сего из разных стран, на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков вели долгие и закрытые для посторонних ушей переговоры с целью получить привилегию заказывать и покупать его скульптуры. Его знаменитая римская студия, в которой работали десятки помощников, вскоре стала обязательным местом паломничества для знатоков предметов искусства. И именно благодаря Канове не только Вечный город, но и вся Италия пережила свой последний настоящий сезон в качестве главного арт-рынка Европы.
Недавно туринское издательство «Utet» выпустило иллюстрированный альбом, посвященный этому величайшему представителю неоклассицизма в скульптуре. Основная цель издания состоит в том, чтобы воздать, наконец, справедливость Канове, искореняя стереотип, согласно которому его искусство, хотя и ценное, было на самом деле «холодным», пропитанным академическим духом, из-за которого присущая ему экспрессивность лишается жизненного содержания. Эта критика, в действительности, относилась ко всему неоклассическому движению, которое обвинялось в копировании шедевров греческого и римского искусства. Лишь в последнее время скульптор был «заново открыт» как свободный художник, техническое и композиционное мастерство которого сопровождаются изобретательской способностью гения. Это новое открытие проистекает из высказывания Стендаля, который, восхваляя Канову, превозносил его за то, что он «не копировал греков, а изобретал красоту, как это делали греки». Произведения Кановы излучают мягкую и изысканную чувственность. Это искусство, в котором ясно видна способность этого художника не только усваивать и персонализировать традиции прошлого, но и формировать интуиции и движения, которые стали предвестниками скульптуры современной эпохи.
Но заслуги Кановы не исчерпываются созданием произведений искусства: красноречив его вклад — как министра культуры — в возвращение в Рим художественного наследия, похищенного Наполеоном. Должность министра была доверена ему Папой Римским Пием VII в контексте культурной политики, которая привела к обнародованию законов в защиту произведения искусства. Летом 1815 года Канова был отправлен в Париж, чтобы провести там инвентаризацию многочисленных украденных произведений, а затем вернуть их на родину. Художник прекрасно справился с этой задачей: он был тогда самым известным и любимым скульптором в мире, хотя раздосадованный потерями Талейран называл его с холодной иронией и плохо скрытым презрением «месье упаковщик».
Высочайшие технические и изобретательные способности Кановы и его тщательное изучение тел, поз и драпировок видны в многочисленных изобразительных и, прежде всего, графических произведениях художника, которым в издании отведено большое пространство. В книге также представлены оригинальные модели мраморных скульптур и терракотовых рабочих эскизов Кановы, которые делают коллекцию, хранящуюся в Глиптотеке Посаньо, его родного города, уникальной во всемирном масштабе.
Одним из достоинств этого издания является то, что автор акцентировал внимание на значительных и интригующих аспектах, которые были фоном для некоторых шедевров Кановы. Заказ надгробных памятников Римских Пап Климента XIV и Климента XIII художнику из Венеции, а не из Рима вызвала горячие протесты римских скульпторов. В выпуске «Журналов» от 19-го мая 1783 года, выходивших под руководством скульптора и реставратора Винченцо Пачетти, эти два заказа, отданные «венецианцу», названы «нелепостью». В той же статье ставится вопрос, с плохо скрытой иронией, как «этот венецианец» выберется «из этой западни для львов скульптуры — Ватиканской базилики. Однако Канова преуспел, и настолько хорошо, что заслужил одобрение Франческо Милиции, строгого и очень влиятельного критика того времени, который безоговорочно превознес погребальный памятник Клименту XIV, отметив, в частности, его элегантность и композицию. По его словам, работа была проникнута духом простоты, являющейся высшей целью искусства.
Среди самых известных шедевров Кановы выделяется скульптурная группа «Амур и Психея», созданная между 1787 и 1793 годами и теперь хранящаяся в Лувре. Это бессмертное произведение, изображающее момент, предшествующий поцелую, было встречено со скептицизмом в некоторых художественных кругах, которые сочли его слишком стремящимся к барокко. Однако были не только хулители, но и поклонники, среди которых — выдающиеся личности: Джон Китс, вдохновленный этой скульптурной группой, написал знаменитую «Оду Психее». Русский князь Николай Юсупов прибыл в Рим по приказу Екатерины II в 1794 году (то есть, через год после завершения «Амура и Психеи»). Российская императрица во что бы то ни стало хотела заполучить Канову в качестве придворного художника. Канова отказался, но согласился создать, по заказу князя Юсупова, второй вариант «Амура и Психеи».
Шедевром, который не подвергался критике, была скульптура «Три Грации», изображавшая богинь греческой мифологии (Аглаю, Талию и Евфросину, дочерей Зевса), созданная между 1812 и 1817 годами. Существуют две версии этой скульптурной группы: первая хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, а её копия экспонируется в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Подготовительный период в создании этого произведения был сложным, с целым рядом вариантов в рисунках и эскизах, которые демонстрируют упорство Кановы в поисках наилучшего решения.
Первый из длинной серии эскизов представляет три фигуры как подруг, которые доверительно шепчутся друг с другом. Задумывая эту скульптурную группу, художник не отрывал взгляда от любимого Корреджо, мастерски передававшего грацию своих персонажей. Однако гений Кановы следует своим, абсолютно личным путём в этой скульптуре, которая представляет собой вершину совершенства: в ней сливаются воедино наследие античности и рассвет нового искусства. Идею скульптурной группы Канове подсказала первая жена Наполеона, Жозефина де Богарне, о чем свидетельствует письмо от 1812 года. Но Жозефина не смогла увидеть «Три грации», потому что художник завершил скульптуру в 1817 году, то есть, через три года после её смерти.
Канова, Антонио
Анто́нио Кано́ва (итал. Antonio Canova ; 1 ноября 1757, Поссаньо — 13 октября 1822, Венеция) — итальянский скульптор, наиболее значительный представитель классицизма в европейской скульптуре, образец для подражания академистов XIX века (вроде Торвальдсена). Самые крупные собрания его работ находятся в парижском Лувре и в петербургском Эрмитаже.
Содержание
Биография [ править ]
Сын бедняка-каменотёса, Канова рано осиротел и поступил в услужение к венецианскому сенатору Фалиеро, который предоставил ему возможность учиться ваянию. Будучи всего 16 лет от роду, Канова сделал для своего покровителя статуи Эвридики и Орфея, а в 1779 году, для венецианского патриция Пизано, группу «Дедал и Икар».
В следующем году он отправился в Рим, где знакомство с классическими памятниками скульптуры быстро развило его врождённые способности. Вскоре молодой художник занял выдающееся место среди ваятелей того времени, и известность его росла с появлением каждого нового произведения, распространяясь и далеко за пределы Италии.
Со всех сторон от царственных особ и вельмож сыпались к нему заказы. Папа Пий VII в 1802 г. сделал его главным смотрителем всех художественных памятников в своих владениях. Наполеон I пригласил его в 1802 г. в Париж для изготовления колоссальной статуи (Наполеона) и для других важных работ. Шедевр этого времени — Полина Бонапарте в обличии победоносной Венеры.
После падения Наполеона, в 1815 году, Канова энергично способствовал тому, чтобы художественные сокровища, увезённые из Рима низложенным императором во Францию, были возвращены в Вечный город; в благодарность за это, равно как и за его необычайный художественный талант, Пий VII приказал вписать его имя в Золотую книгу Капитолия и пожаловал ему титул маркиза д’Искиа.
Несмотря на эти почести и на благорасположение со стороны Папы, знаменитый скульптор вследствие размолвки с кардиналами покинул Рим и последние годы своей жизни провёл на родине, в Поссаньо, близ Бассано. Он умер в Венеции 13 октября 1822 г. и был похоронен в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари в мавзолее, который сам же спроектировал по образцу древнеримских храмов.
Творчество [ править ]
При жизни Канова имел репутацию самого значительного из скульпторов новейшего времени. В развитии классицистической скульптуры он сыграл столь же ключевую роль, что и Давид — в развитии классицистической живописи. Современники не жалели сильных эпитетов для описания своего преклонения перед даром Кановы, который, как тогда казалось, выдерживал сравнение с лучшими ваятелями античности. Его надгробия эффектны, портреты — идеализированы. Тем не менее ни «торжественное спокойствие композиции», ни «ясность и изящество пропорций» не уберегли Канову от обвинений в «холодной отвлечённости образов, сентиментальной слащавости и салонной красивости, безжизненности гладкой, отполированной поверхности мрамора», которые выдвигали против него многие позднейшие историки искусства и, в частности, авторы Большой советской энциклопедии.
Антонио Канова. Жизнь и творчество.
Антонио Канова — признанный авторитет в мире искусства, определивший идеи классической элегантной скульптуры.
Амур и Психея
Антонио Канова
Итальянский мастер Антонио Канова — знаковый представитель неоклассической скульптуры, который приобрел мировую известность благодаря мраморным скульптурам, изображающим обнаженные натуры. После спада популярности стиля барокко Канова занял нишу неоклассицизма. Мастер был высоко оценен при жизни, современники называли его «верховным министром красоты» и «уникальным божественным человеком». Несмотря на то, что критики упрекали мастера в отсутствии артистичности и жизненности в композициях, обычные зрители отмечали невероятно удачную стилизацию под греческие статуи. Среди произведений Канова следует выделить скульптуры «Тесей и Минотавр», «Купидон и Психея», «Полина Боргезе» и ряд других.
Тесей и Минотавр
Ранняя карьера и обучение
Канова появился на свет в небольшой коммуне Поссаньо, в Венеции. Происходивший из семьи камнерезов, Антонио с ранних лет начал изучать принципы рисования, перенимал у своего деда знания в области черчения, дизайна и архитектуры. Уже в подростковом возрасте Канова обнаружил талант в создании скульптуры. Первые работы способствовали привлечению внимания сенатора Фальеру, который стал покровителем мастера.
Несмотря на то, что Канова знаком нам как неоклассический скульптур, ранние его произведения демонстрируют идеи и элементы барокко и рококо. Примером ранних статуй является «Орфей» (1776 год) и «Эвридика» (1775 год) в стиле рококо, а также барочная скульптура «Дедал и Икар» (1777–1779).
Рим и неоклассицизм
Поворотный момент в формировании стиля мастера связан с посещением Рима в 1779 и 1781 годах. Там Антонио изучает классические произведения старых мастеров, знакомится с творчеством современных художников. В 1781 году Антонио создает статуэтку «Аполлон, венчающий себя», являющуюся одной из самых известных скульптур обнаженной мужской натуры. Работа определила неоклассический стиль мастера, а ее успех позволил молодому скульптору приступить к масштабной работе «Тесей и Минотавр», которая закрепила авторитет Канова. Бескомпромиссная серьезность и, во многом, революционный подход к созданию статуи ознаменовали конец эпохи барокко в скульптуре. С тех пор неоклассицизм выступает в качестве «официального» стиля для всех памятников и скульптур.
Персей и голова медузы
Позже Канова создает памятник Папе Клименту XIV и Клименту XIII (в период с 1782 по 1792). Другая мраморная статуя того периода — «Купидон и Психея» (1786–1793, Лувр), сочетающая классический стиль и эротические мотивы. Герои композиции обращены друг к другу и преисполнены чувством любви.
Важной скульптурой является и «Кающаяся Магдалина» (1796, Палаццо Бьянко, Генуя), впервые представленная зрителям в Парижском салоне 1808 года. Эта скульптура, изображающая Магдалину на коленях возле черепа, считается одним из самых значимых произведений современности. Благодаря международному успеху Канова имел возможность, отказавшись от рядовых работ, выбирать заказы в пользу значительных классических фигур.
Скульптуры для Наполеона
После французской революции Антонио Канова по приглашению Наполеона, переехал в Париж, где создал ряд статуй императора. Тем не менее, наиболее известной работой того периода является портрет сестры Бонапарта, Полины, в образе Венеры (1808).
Полина в образе Венеры
Возвращение в Рим
В 1816 году Канова вернулся в Рим и был удостоен звания президента Академии Святого Луки, главного художественного института в Риме. После этого мастер вырезал статую Венеры и Марса (1816–1822) и некоторые другие работы. В 1822 году Антонио умирает.
КАНОВА АНТОНИО
Учился у своего деда, резчика по камню Пазино Кановы (1711-1794 годы), затем у Дж. Торретти (помогал ему в украшении церквей, парков и вилл провинции Венеция); с 1768 года работал в его мастерской в Венеции, позднее — под руководством скульптора Дж. Феррари. В 1775 году открыл свою мастерскую в монастыре Сан-Стефано. В Венеции Канова познакомился со скульптурными ансамблями города, изучал античное искусство в частных собраниях. В этот период исполнил статуи «Орфей» и «Эвридика» для парка виллы сенатора Дж. Фальера (1773-1776 годы, Музей Коррер, Венеция); впервые обратился к портрету: терракотовые бюсты дожей Дж. М. Амадеи (1770-е годы) и П. Реньера (1779 год), в которых экспрессивно передана мимика лиц, виртуозно проработана фактура тканей. Самое крупное произведение венецианского периода Канова — группа «Дедал и Икар» (1777-1779 годы, Музей Коррер), трактующая мифологическую сцену в жанровом ключе.
В 1779-1802 годах Канова жил преимущественно в Риме; в 1780 году посетил Неаполь, где зарисовывал античную скульптуру. Весной 1780 года ненадолго вернулся в Венецию, чтобы завершить статую маркиза Дж. Полени для комплекса Прато-делла-Валле в Падуе. Она положила начало «римской манере» Канова, поискам героического идеала. В 1780-е годы он создаёт в Риме свои крупнейшие работы в области мемориальной пластики — классицистического надгробия римских пап Климента XIII (собор Святого Петра) и Климента XIV (церковь Санти-Апостоли). Позднее скульптор обращался к разнообразным формам надгробия (стела, урна, пирамида, иногда в сочетании с круглой скульптурой — как в надгробии эрцгерцогини Марии Кристины Австрийской, 1798-1805 годы, церковь Августинцев, Вена).
В надгробии писателя В. Альфьери (1806-1810 годы, церковь Санта-Кроче, Флоренция) саркофаг уподоблен античному храму, рядом с ним — аллегорическая фигура, символизирующая Италию. К зрелому периоду творчества относятся статуи на героические и идиллические сюжеты — «Кревг» (1795-1801 годы) и «Дамоксен» (1795-1806 годы) («Бойцы»; Ватиканские музеи), «Амур и Психея» (1793-1797 годы, Лувр, Париж; Эрмитаж, Санкт-Петербург, и др.), «Геракл и Ликас» (1795-1815 годы, Национальная галерея современного искусства, Рим), «Персей» (1799-1801 годы, Ватиканские музеи), «Парис» (1807-1812 годы), «Три Грации» (1813-1816 годы, обе — в Эрмитаже) и др. Известная статуя Канова «Венера Италийская» (1804-1812 годы, галерея Питти, Флоренция) вдохновлена античными изображениями богини. Особое место в творчестве Канова конца 1790-х годов занимал рельеф («Смерть Адониса», 1797-1799 годы, Гипсотека, Поссаньо, и др.), в котором мастер пытался соединить традиции венецианского живописного рельефа и новый пластический опыт, приобретённый в Риме.
С сентября 1798 года по ноябрь 1799 года Канова провёл в Поссаньо, переживая вторжение в Рим французских войск. Здесь он создавал темперы и акварели с изображением танцовщиц, муз и играющих эротов, используя мотивы помпеянских росписей и греческой вазописи; тему танцовщиц он продолжил и в статуях 1800-х годов (Эрмитаж, Санкт-Петербург; Национальная галерея, Рим, и др.). В 1802 году Канова стал членом академии Святого Луки в Риме (в 1804 и 1810 годах президент; с 1814 года почетный президент). Для Наполеона I Канова исполнил (в антикизирующем стиле) его бюст (1802 год, галерея Питти), статуи Паолины Боргезе (сестры Наполеона I) в образе Венеры-победительницы (1804-1808 годы, Галерея и музей Боргезе, Рим) и Наполеона I в виде Марса-Миротворца (1803-1806 годы, собрание герцога Веллингтона, Эпсли-хаус, Лондон; около 1811 года, галерея Брера, Милан), матери императора Марии Летиции Бонапарт (1804-1807 годы, собрание герцога Девонширского, Четсуорт), портрет второй супруги императора Марии Луизы Габсбургской (1810 год, Гипсотека, Поссаньо), её статую в образе Конкордии (1809-1814 годы, Национальная галерея, Парма).
В 1802 году был назначен папой Пием VII главным инспектором по охране памятников искусства, ведал всеми вопросами, связанными с реставрацией, музейной работой, проведением археологических раскопок и т. д. Под руководством Канова в 1809 году было начато создание серии бюстов деятелей культуры и науки Италии для Пантеона. В 1814-1815 годах Канова по поручению Святого Престола вёл переговоры в Лондоне о возвращении вывезенных Наполеоном I Бонапартом во Францию шедевров итальянского искусства на родину; здесь же впервые увидел произведения Фидия, восхитившие его соединением «правды натуры и красоты форм».
В 1810-1820-е годы Канова создал серию портретных бюстов (в т. ч. Автопортрет, 1812 год, Музей Кановы, Поссаньо), аллегорических («Мир», 1812-1814 годах, Музей искусств имени Б. и В. Ханенко, Киев) и религиозных («Младенец Иоанн Креститель», 1817 год, Гипсотека, Поссаньо, и др.) произведений. Автор конного памятника Карлу III Бурбону на площади Сан-Франческо-ди-Паола в Неаполе (1808-1820 годы). После смерти скульптора в Поссаньо создан мемориальный комплекс Канова (Museo Canoviano), включающий Гипсотеку (архитектор Ф. Лаццари, 1832-1836 годы), Дом-музей Кановы и др.
Иллюстрация:
А. Канова. «Три Грации». Мрамор. 1813-1816. Эрмитаж (С.-Петербург). Архив БРЭ.
Антонио канова произведения
Портреты Антонио Кановы
Канова Антонио (Antonio Canova) (1757–1822), итальянский скульптор, крупный мастер европейского неоклассицизма.
Антонио Канова родился 1 ноября 1757 в Поссаньо (близ Тревизо) в бедной семье. В возрасте одиннадцати лет он был послан в Венецию, где изучал скульптуру. Одно из наиболее удачных произведений раннего периода творчества мастера — мраморная скульптурная группа «Дедал и Икар», выполненная в модном тогда стиле рококо.
Затем скульптор отправился изучать античное искусство в Рим и Неаполь, а с 1781 навсегда поселился в Риме. Здесь он присоединился к группе художников и знатоков античной культуры, чьи работы и исследования способствовали зарождению нового художественного направления, ориентированного на подражание классическому искусству древности. Первая работа Кановы, исполненная в этом стиле, позднее получившем название классицизма, — «Тезей и Минотавр». За ней последовало надгробие папы Климента XIV, которое принесло автору известность и способствовало утверждению стиля классицизма в скульптуре. Заказчиками Кановы стали папы, короли и богатые коллекционеры.
Мастер работал преимущественно в Риме и Венеции. Он быстро завоевал известность и в 1802 году был вызван в Париж Наполеоном, который хотел назначить его своим скульптором. Европейская известность мастера позволила ему после падения Наполеона вести переговоры и добиться возвращения в Италию произведений искусства, вывезенных французами. С 1810 года Канова стал директором Академии Святого Луки в Риме.
В последние годы жизни мастер выстроил собственный музей в Поссаньо, где хранились гипсовые модели его скульптур. Умер Канова в Венеции 13 октября 1822 года.
Канова переосмыслил искусство античности и стал одним из самых ярких мастеров классицизма и основоположником европейского академизма XIX века. В зрелых работах мастера, к числу которых относится композиция «Венера и Марс», ориентация на античность сочеталась с любованием красотой природы и идеальных форм, что акцентировалось тщательной полировкой мрамора.
Скульптуры Антонио Кановы
на мифологические и античные сюжеты:
Тезей и кентавр, 1810
Тезей и поверженный
Минотавр, 1782
Парис
Персей, 1804
Скульптурная группа «Три грации» относится к позднему периоду творчества Антонио Кановы, когда слава мастера была столь велика, что каждое новое его произведение встречали с воодушевлением.
При создании этой скульптурной группы Канова кардинально изменил композиции античных прототипов. Он расположил фигуры полукругом, сблизив их благодаря жесту рук центральной грации, обхватившей подруг. Другие грации нежно сплели руки на ее шее и плече. Фигуры переданы в три четверти.
В греческой мифологии грации олицетворяли красоту и женственную прелесть юности. Автор стремился индивидуализировать черты каждой из них. Томной неги полно выражение лица левой грации, прижавшейся щекой к центральной. Восторженность читается во взгляде правой грации. Центральная полна нежной грусти.
Эти разные оттенки чувств скульптор пытается передать не только в выражении лиц, но и в характере движений, позах. Чуть снизу смотрит на центральную фигуру правая грация. Левая пытается развеять ее печаль нежным прикосновением к щеке, легким касанием пальцев. Переплетение их рук, композиционно скрепляющее скульптурную группу, пронизано чувственным импульсом. В наклонах очаровательных головок ощущается невинная грация. Особая декоративная изощренность чувствуется в разнообразной трактовке бесчисленных завитков причесок, образующих сложные гирлянды и венки. Тончайшая моделировка мрамора, нежные переходы света и тени рождают чувство прозрачности кожи.
Один из современников справедливо писал: «Вся группа олицетворяет любовь, трудно найти другое, более тонкое ее выражение в других произведениях западноевропейского искусства».
Геба, 1816
Геба, бюст
Венера Итальянская
Венера Итальянская,
фрагмент
Эта скульптура должна была заменить в галерее Уффици Венеру Медичи, увезенную во Францию в 1799 году.
Канове было заказано почти точное повторение знаменитой скульптуры. Античная богиня слегка придерживает спадающую вниз одежду. Позади ее ног скульптор поместил маленький ларец, на который скользит ткань одежды.
В передаче лика Венеры Италийской воссоздано живое выражение чувств. Канова стремился создать возвышенный образ классического идеала красоты. Современники посчитали ее столь совершенной, что стали просить скульптора многократных повторений этого образа.
Венеры, фрагмент
в образе Венеры
Терпсихора
Гекуба и троянки подносят
пеплос Афине Палладе, 1790
Смерть Приама, 1790
Другие скульптуры Антонио Кановы:
Картины Антонио Кановы:
разные мысли о танце и шутливые сцены
с нимфами и амурами, музами и философами .
Три грации
Амур и Психея
Неизвестная сторона творчества Антонио Кановы
17 октября 2001 года в Эрмитаже открылась выставка «Незнакомый Канова». Цель выставки представить неизвестную сторону творчества скульптора Антонио Кановы и дать возможность проследить как из вариаций одной темы во множестве рисунков, в картинах, темперах, гризайлях* постепенно выявляется идеально совершенный пластический образ.
*гризайль (от франц. gris — серый) — роспись, выполняемая градациями
одного и того же цвета, чаще серая или коричневая.
Выставка уникальна. Эрмитаж, обладающий крупнейшим в мире собранием мраморных статуй Антонио Кановы, не располагает его графическими и живописными произведениями. На выставке демонстрируются 102 экспоната: из Городского музея Бассано дель Граппа (Бассано, Италия) и Гипсотеки города Поссаньо (родина скульптора) — рисунки и живописные произведения, исполненные на холсте маслом и темперой.
Среди многих представленных на выставке графических листов особенно интересны эскизы к мраморным статуям, принадлежащим Эрмитажу — «Амур и Психея», «Парис» и «Геба», «Три грации». Именно эти эскизы показывают, из каких зыбких и смутных образов рождались самые возвышенные композиции Кановы. Значение графического наследия, подобного которому не оставил ни один великий скульптор, в полной мере было осознано лишь в недавнее время. Сам художник придавал своим рисункам первостепенное значение, приравнивая карандаш к резцу и называя их «инструментами, ведущими к бессмертию». Все, что мастер почерпнул в своих живописных опытах, нашло отражение в скульптуре. Деятельность Кановы-живописца, начавшись в Риме, стала наиболее интенсивной в период пребывания на родине, в Поссаньо. Сам художник был озабочен тем, чтобы его живописные занятия не бросали тень на скульптурное творчество. Он берет в руки кисть лишь для «собственного удовольствия». В этом ключ к пониманию живописных опытов Кановы: на холсте художник экспериментирует; в них он пробует себя в новых темах и в них же обретает окончательную форму его идеал женской красоты.
Гризайли для Кановы являлись не более чем подготовительными картонами: в них он стремился добиться максимального разъединения вспышек света и провалов тени, осязаемого материального эффекта, чтобы наглядно представить себе, как это будет выглядеть в барельефе.
detector