Архитекторы древней греции

Архитекторы древней греции

Древнегреческие архитекторы

древнегреческие архитекторы Образцы античной архитектуры до сих пор восхищают и поражают воображение наших современников. Но за каждым архитектурным шедевром стоят его создатели — архитекторы. Именно их творческие идеи находят воплощение в грандиозных постройках, которые остаются на многие века свидетельством их гениальности.

Так кем же были зодчие Древней Греции, оставившие после себя богатейшее наследие — здания и сооружения, ставшие классическим эталоном для многих поколений? Давайте рассмотрим историю жизни и творческой профессиональной деятельности самых известных архитекторов эпохи Высокой классики, чьи имена дошли до наших дней.

Архитекторы Древней Греции

  • Гермоген — ( конец III — начало II века до н. э.) — основоположник традиций ионического ордера. » Гермоген из Алабанду» считается автором храмов Артемиды Левкофрины, Зевса Сосиполиса и храма Диониса в Теосе.

Храм Зевса Сосиполиса

Храм Зевса Сосиполиса

  • Гипподам Милетский — ( годы жизни 498 — 408 до н. э.) — известный древнегреческий архитектор и градостроитель. Основоположник принципа планировки городов с прямоугольным пересечением улиц, выделенными кварталами и площадями. Созданная им античная градостроительная система используется и в наши дни.

Гипподам Милетский

Гипподам Милетский

  • Дейнократ — ( IV век до нашей эры) — придворный архитектор Александра Македонского. Большинство его работ представляли собой фантастически масштабные проекты. Такими были план нового города Александрии Египетской и проект гигантской статуи Александра Великого, сделанной из целой горы Афон.

Гравюра эпохи Нового времени, иллюстрирующая замысле Дейнократа относительно устройства гигантской статуи на основе горы Афон.

Гравюра эпохи Нового времени, иллюстрирующая замысле Дейнократа относительно устройства гигантской статуи на основе горы Афон.

  • Иктин — ( V век до нашей эры) — древнегреческий архитектор эпохи Перикла. Наиболее известными его работами являются Парфенон в Афинах, храм Деметры в Элевсине и храм Аполлона в Бассах.

Архитектор Иктин

Архитектор Иктин

  • Калликрат — ( годы жизни 470 — 420 до н. э.) — афинский архитектор середины V века до нашей эры, автор храма Ники Аптерос в составе Афинского Акрополя . Продолжатель лучших традиций античной архитектуры, которые воплотились в строительстве величественного Парфенона по проекту Иктина.

Парфенон

Парфенон

  • Мнесикл — ( V век до нашей эры) — древнегреческий зодчий II половины V столетия до н. э., работавший в Афинах. Его архитектурные творения выполнены в стиле высокой классики. Наиболее значительной работой Мнесикла являются монументальные входные ворота Афинского Акрополя — Пропилеи. Зодчий также принимал участие в строительстве Эрехтейона .

Пропилеи

Пропилеи

  • Пифей — ( годы жизни около 320 г. до н. э. — последняя четверть IV века до н. э.) — древнегреческий архитектор и скульптор, автор Мавзолея в Галикарнасе и храма Афины в Приене.

Галикарнасский Мавзолей

Галикарнасский Мавзолей

  • Поликлет Младший — ( IV век до нашей эры) — древнегреческий архитектор и скульптор, работавший в Эпидавросе. Наиболее известной его работой является театр в Эпидавре, который характеризуется невероятным композиционным совершенством и идеальным ансамблем отдельных архитектурных элементов.

Театр в Эпидавре

Театр в Эпидавре

  • Скопас — ( годы жизни 395 — 350 до н. э.) -древнегреческий скульптор и архитектор позднеклассической эпохи, яркий представитель новоаттической школы. Известен своими многочисленными скульптурными творениями. Скопас считается одним из первых мастеров античности, отдающих предпочтение мрамору в качестве основного материала для изготовления скульптур. Принимал участие в качестве и зодчего, и ваятеля во время постройки храма Афины Алеи в Тегее и Мавзолея в Галикарнасе.

Скопас

Скопас » Битва греков с амазонками» ( фрагмент фриза Галикарнасского мавзолея, украшенного скульптурным рельефом).

  • Фидий ( Phidias) — древнегреческий архитектор и скульптор, один из наиболее значительных художников эпохи античности.

Фидий - скульптор и архитектор периода античности

Фидий — скульптор и архитектор периода античности

Каждый из этих великих зодчих античной эпохи внес свой вклад в развитие и становление архитектуры как отдельного вида искусства. До сих пор мы вспоминаем их имена и с восхищением рассматриваем величественные здания, возведенные талантливыми мастерами.

Вариант 9

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

(1)Архитекторы Древней Греции пошли на хитрость: они делали колонны своих построек разной толщины. (2)Примером тому служит знаменитый Парфенон — главный храм афинского Акрополя, построенный в 447—438 годах до н.э.: его создатели, архитекторы Иктин и Калликрат, учли, что для угловых колонн фоном будет яркое небо Эллады, а для остальных — тёмный фон, создаваемый святилищем храма, ______ они сделали угловые колонны более широкими и уменьшили расстояние между ними и соседними колоннами. (3)Благодаря этим «поправкам» издали все колонны выглядели совершенно одинаково, а разница между ними обнаруживалась только при непосредственном измерении.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Архитекторы Древней Греции делали колонны своих построек разной толщины, благодаря чему при непосредственном измерении между ними обнаруживалась разница.

2. Чтобы по-разному освещённые колонны построек выглядели одинаковыми, архитекторы Древней Греции делали их разной толщины.

3. При строительстве Парфенона архитекторы сделали угловые колонны более широкими и уменьшили расстояние между ними и соседними колоннами.

4. Архитекторы Древней Греции учитывали степень освещённости колонн храмов и, чтобы они выглядели одинаковыми, делали их разной толщины.

5. Колонны храмов в Древней Греции издали выглядели одинаковыми.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

2. иными словами

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОН. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1. Основной цвет, тон, по которому сделан рисунок, узор. Купили ситец — на красном фоне мелкие цветочки.

2. Задний план картины, рисунка, способствующий выделению главных элементов композиции. Золотой фон иконы.

3. Задний план чего-либо, то, на чём вырисовывается, выделяется кто- или что-либо. Кружево чугунной решётки чётко вырисовывается на фоне жёлтой листвы.

4. Обстановка, среда, окружение, в которых кто-либо находится или что-либо происходит. Этот ученик выделяется на общем фоне.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. БЫВАЛЫЙ моряк избороздил все моря и океаны, заходил в порты Индонезии, Малайзии, Африки и Европы, дважды пересекал экватор.

2. Что касается банковского вклада с регулярной ВЫПЛАТОЙ начисленных по нему процентов, то это самый доступный вариант ренты.

3. В пруду парка жили лебеди, ослепительно белые, с ГОРДЕЛИВОЙ осанкой, они плавали вдоль берега, неизменно вызывая восторг посетителей.

4. Мой знакомый самый ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ человек в мире: он никогда не говорит того, что может кого-нибудь огорчить.

5. Наш родной язык, имеющий статус мирового, нуждается в уважительном и БЕРЕЖНОМ отношении.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Все области человеческой природы не только работают в согласии с логикой и последовательностью, но и с подлинной правдой и верой.1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Благодаря ежегодного обильного плодоношения, морозостойкости, способности легко размножаться, слива получила широкое распространение на территории России.2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Знаменитая Нижегородская ярмарка открывалась ежегодно, принимавшая людей со всей России.3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Совершенно понятно, почему каждый владелец жилья запрещают арендаторам держать домашних животных.4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Используя возможность показать свой взгляд на мир природы, художниками создаются произведения пейзажной живописи.5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

о.. белил, по..ставить

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Портал государственных услуг обеспечивает ту самую обратную связь между гражданами и муниципальными и городскими службами, которой часто так (не)хватает.

2. Достичь (не)ограниченной никакими рамками вычислительной мощности можно при использовании технологии облачных вычислений.

3. Под вычислительным облаком понимается структура из (не)исчислимого множества компьютеров и серверов, соединённых между собой.

4. Учитель, (не)смотря в журнал, перечислил фамилии всех учеников, хорошо и отлично выполнивших письменную работу.

5. Где только (не)побывали туристы в течение последних лет!

Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1)Интернет, а ТАК(ЖЕ) разнообразные мобильные устройства обеспечивают доступ к сети в любое время и почти в — любом месте и в ТО(ЖЕ) время рождают новые требования к формату и дизайну сайтов. 2)На (ПОЛУ)ОСТРОВ Юкатан, населённый индейцами майя, испанцы высадились в 1517 году, но, (В)ОТЛИЧИЕ от инков и ацтеков, майя упорно сопротивлялись завоевателям. 3)В развалинах шумерского города в Месопотамии нашли самое древнее в мире письмо — глиняную табличку с клинописью: КТО(ТО) четыре тысячи лет (НА)ЗАД острой палочкой выдавил в мягкой глине всего несколько слов. 4)Следует иметь (В)ВИДУ, что бумага долгое время оставалась дорогой, ПОТОМУ(ЧТО) способ её производства был примитивным и очень трудоёмким. 5)(С)НАЧАЛА на бумаге писали гусиными перьями, (ЗА)ТЕМ стали отпечатывать текст с помощью резных досок, которые окунали в чернила.

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Книга Марка Твена «Приключения Тома Сойера» переведе(1)а на все языки мира, много раз экранизирова(2)а и поставле(3)а на сцене, известна практически всем, кто умеет читать, и, как правило, прекрасно иллюстрирова(4)а.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Дома с дивными наличниками на окнах и ажурными дымниками на крышах и расписными или резными воротами и узорчатыми решётками над крыльцом словно обступают нас.

2) Преданность своей малой родине и интерес к исследованию её истории и быта культуры и искусства сохранились и в современном поколении горожан.

3) Много было в Шуе кожевенных и овчинно-шубных и мыловаренных мастерских.

4) Перед домом в Плёсе расстилалась широкая гладь Волги с её неповторимыми закатами рассветами с бесконечным простором заречных далей.

5) Солнце пряталось за холодные вершины и мягкий туман начинал расходиться в долинах.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

М.В.Ломоносов (1) в возрасте тридцати трёх лет избранный академиком (2) явился живым символом оригинальности русской Академии и её особых положительных черт (3) характерных и для прошлого, и для настоящего: он умел быть одновременно поэтом, художником, физиком, химиком, геологом, историком, географом и лингвистом (4) во всех областях создавая большое и оригинальное.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Светлый предмет на тёмном фоне (1) кажется (2) большим, чем есть на самом деле, а тёмный на светлом (3) наоборот (4) выглядит меньшим по размеру.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая.

На почве Академии взрастала коренная русская наука (1) росту и развитию (2) которой (3) в известной степени способствовали и многие академики-иностранцы.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мышцы выполняют множество наиважнейших функций (1) и (2) если некоторые из них не справляются с функциями (3) которые на них возложены (4) страдает весь организм.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза, турне, каждый стремится привезти на память подарок или памятный сувенир.

(1)Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным методом чтения. (2)Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я. (З)Есть у меня ещё одна знакомая, которая привыкла читать, что называется, по диагонали и ведь успевает схватить основное содержание, информацию, содержащуюся На таким методом прочитанных страницах. (4)Переспрашиваю, экзаменую — схватила. (5)И вот даю для эксперимента Аксакова.

(6) Наблюдаю: вот сейчас должна перелистнуться страница, потом другая.

(7) Скоростной метод чтения. (8)Нет, страница не перелистывается. (9)Страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждого слова. (10)Только время от времени слышатся восклицания:

— Какая прелесть, какое очарование! (11)Слушай, да он волшебник, кудесник!

(12)В первые пятнадцать довоенных лет моей жизни, живя в деревне, учась в средней школе, и я как-то не удосужился прочитать Аксакова. (13)Возможно, и не было его в скудной школьной библиотеке, да и очерёдность. (14)Надо прочитать Пушкина с Лермонтовым, Гоголя с Тургеневым, Некрасова с Гончаровым, хотя бы «Сон Обломова» в пределах школьной программы. (15)Да ещё (уже без школьной рекомендации) — «Три мушкетёра», «Отверженные», «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеётся», «Таинственный остров», «Всадник без головы», «Последний из могикан». (16)Да ещё весь Джек Лондон, да ещё «Борьба миров» и «Человек-невидимка». (17)Не дошёл черёд до Аксакова. (18)В институтской программе Аксакова тоже не было. (19)Но он существовал, пока ещё не читанный. (20)Во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, в бывшее именьице Аксакова, связанное мемориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как-то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров.

(21)Но однажды, когда освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошёл на детский утренний спектакль (пятнадцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а давали в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. (22)Там, в сказке, девице- красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо было надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. (23)Дело не в театральном представлении. (24)Не первый же раз пришёл я в театр! (25)Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время бог знает куда. (26)Дело всё было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробудила в душе добрые и светлые чувства. (27)Так резок был контраст, так велико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, заворожённый, ошеломлённый, ошарашенный, чувствуя, как чем-то тёплым и светлым омывается душа.

(28)Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоровье, которое невольно переливается в читающего эти книги. (29)Отступают на второй план суета, нервозность, всякая мелочность, торопливость, мельтешение — всё, что мешает нам взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами. (З0)Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собственному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нём не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцанием природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культурой.

(31)Любовь к родной земле воспитывали в нас Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Тургенев, А. К. Толстой, Некрасов, Лев Толстой, Блок, Есенин, Левитан, Поленов, Саврасов, Нестеров, Куинджи, Шишкин. (32)Так что же, разве на последнее место мы поставим в этих рядах (а они многочисленны) имя Сергея Тимофеевича Аксакова?

(По В. Солоухину)

Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997 гг.) — русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Конспект урока искусства по теме «Архитектура Древней Греции».

Архитектуре Древней Греции не была свойственна масштабность египтян и монументальность Древней Передней Азии. Во всем, что человек видел вокруг себя, он усматривал соразмерность и гармонию. Так, Вселенная представлялась ему огромным макрокосмом, пребывающим в строгом порядке и красоте. Он убежденно верил в разумную организацию мира и возможность воплощения идеала в действительности. Ставя себя в центр мироздания, человек стремился и на земле воплощать идеалы, которые соответствовали его представлениям об устройстве природы. Особенно высоко он ценил чувство меры, пренебрежение которым было немыслимо для него. На долгие годы его девизом стали слова греческих философов, подчеркивавших важнейшую истину: «Меру во всем соблюдай». Такое мироощущение не могло не отразиться на архитектурном облике Древней Эллады. Упорядоченность, пропорциональность, строгая ритмичность, соразмерность всех частей архитектурных сооружений были главными отличительными чертами древнегреческого зодчества.

Архитектура архаики: греческая ордерная система

Развитие демократических городов-государств во многом способствовало развитию архитектуры, достигшей особых высот в храмовом зодчестве. В нем нашли выражение главные принципы, впоследствии сформулированные на основе трудов греческих архитекторов римским зодчим Витрувием (вторая половина I в. до н. э.): «прочность, польза и красота». Заслугой древнегреческой архитектуры является создание ордерной системы (лат. «ордер» — «порядок»), под которой следует понимать такой тип архитектурной конструкции, когда учитываются сочетание и взаимодействие несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. Эту роль в строительстве осуществляют опоры-колонны и лежащее на них балочное перекрытие. Наибольшее распространение получили дорический и ионический (конец VII в. до н. э.) ордеры и в меньшей степени позднее (конец V — начало IV в. до н. э.) — коринфский ордер, которые широко используются в архитектуре вплоть до нашего времени.

Дорический ордер, как наиболее лаконичный и простой, воплощал идею мужественности и стойкости характера греческих племен дорян. Для него характерны строгая красота линий, форм и пропорций. Ионический ордер сложнее дорического, в нем использовано большее количество деталей. Несколько позднее, в период классики, возник коринфский ордер. Он еще легче и изящнее ионического, его колонны выше и стройнее.

Греческая ордерная система воплотилась в каменных храмах, которые, как свидетельствуют мифы, служили жилищем для богов и обычно входили в комплекс культовых зданий — святилищ. Наиболее распространенным видом греческого храма стал

так называемый периптер (от греч. «птерос», то есть «оперенный», окруженный по периметру колоннами). На длинной его стороне было 16 или 18 колонн, на меньшей — 6 или 8. Храм представлял собой помещение, имеющее в плане форму вытянутого прямоугольника. Мир земной символизировало святилище храма — наос, или цела, где находилась статуя божества, в честь которого он возводился. Вход в эти священные помещения осуществлялся только с заднего фасада, а не с главного входа, который всегда располагался в его восточной части. На узких сторонах храма возводились портики (колоннада с несущим перекрытием в виде треугольника — фронтоном), служащие символом небесного мира богов.

В эпоху архаики стали возводить большие святилища-храмы: Аполлона в Дельфах и Коринфе, Геры в Олимпии, Геры (Посейдона) в Пестуме (в 80 км от Неаполя).

Архитектура классики: афинский Акрополь

V век до н. э. — время расцвета древнегреческих полисов. Афины превращаются в крупнейший политический и культурный центр Эллады. В истории Древней Греции это время принято называть « золотым веком Афин ». Именно тогда здесь велось строительство многих архитектурных сооружений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Это действительно было замечательное время в истории Древней Греции! Его еще называли «в§ком Перикла», правившего в Афинах с 449 г. до н. э. Этому высокообразованному и дальновидному политику удалось объединить вокруг себя лучшие умы Древней Эллады. Его ближайшими друзьями были философ Анаксагор, скульпторы Поликлет и Фидий. На долю Фидия выпала честь строительства афинского Акрополя.

Асимметричный в плане ансамбль Акрополя — общественного и культурного центра Афинского государства — это высшее достижение древнегреческой архитектуры классической эпохи. Многократно разрушенный, ограбленный и превращенный в руины, этот памятник «золотого века» античной культуры и сегодня сохраняет величавость и органическую стройность. Центральный вход в Акрополь осуществлялся через Пропилеи.

Мне будет вечно дорог день,

Когда вступил я, Пропилеи,

Под вашу мраморную сень,

Что пены волн морских белее,

Когда священный Парфенон,

Я увидал в лазури чистой

Впервые мрамор золотистый

Твоих божественных колонн,

Твой камень, солнцем весь облитый,

Прозрачный, теплый и живой,

Как тело юной Афродиты,

Рожденной пеною морской.

Д. С. Мережковский

Пропилеи представляли собой сооружение, состоящее из трех частей. В центре находились крытые ворота в виде глубокого сквозного портика с пятью проходами вдоль колонн. Здесь во время праздников и торжественных шествий проходили горожане, ехали всадники и колесницы, вели жертвенных животных. С севера к ним примыкала пинакотека (хранилище картин), в которой помещались картины, мемориальные мраморные плиты и посвящения богам. С юга Пропилеи уравновешивал легкий и изящный храм Афины Ники Аптерос (Бескрылой) — богини Победы. Внутри храма находилась ее бескрылая статуя. Согласно легенде, эта богиня принесла грекам победу над персами, а потому жителям города не хотелось с ней расставаться. Изобразив Нику бескрылой, они посчитали, что богиня уже никогда не сможет покинуть их город. Величественное здание Пропил ей описано еще древнегреческим писателем Павсанием: «Пропилеи имеют крышу из белого мрамора, и по красоте и величине камня до сих пор нет ничего лучшего».

Читайте также  Самый красивый бог древней греции

Пройдя Пропилеи, посетитель оказывался на большой площади, в центре которой возвышалась огромная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), покровительствующей Афинам и греческому народу. Останавливаясь перед статуей богини, греки поднимали свои взоры, чтобы взглянуть в ее лицо. Торжественно восседая на троне, она спокойно смотрела на город, раскинувшийся у подножия Акрополя. Сверкающие острие копья и шлем Афины уже издалека были видны возвращающимся на родину сыновьям Аттики, а иностранцы трепетали перед этим символом величия Афин. Статуя богини, по всей вероятности, была творением гениального скульптора Фидия (начало V в. до н. э. — ок. 432/431 гг. до н. э.), руководившего работами на Акрополе. В основе композиции Акрополя лежала асимметрия, которая в целом не нарушала ощущения равновесия и упорядоченности архитектурного ансамбля.

Правее от Пропилей находится главный храм Акрополя — Парфенон, посвященный богине Афине, покровительнице города. Он был сооружен в период с 447 по 438 г. до н. э. архитекторами Иктином и Калликратом. Храм занимает самую высокую часть холма, поэтому виден отовсюду, из любой точки Акрополя и города. В плане Парфенон представляет собой периптер (В х 17 колонн высотой в 10,5 м). Дорические колонны придают храму особую монументальность и суровую красоту. Существует предположение, что перекрытия западного помещения покоились на 4 высоких ионических колоннах. Этот величественный храм, построенный из мрамора, поражает мастерством обработки материала. По преданию, в святилище Парфенона находилась 12-метровая статуя Афины Парфенос, выполненная из слоновой кости и покрытая тонкими золотыми пластинками.

До сих пор храм поражает благородством пропорций, изяществом форм и красотой отделки. Особенно замечателен фриз (средняя часть антаблемента, горизонтального перекрытия колонн) Парфенона, выполненный Фидием и скульпторами его круга. Фидию принадлежит идея расположения фриза, его композиционное построение — распределение групп и создание общего ритма, напоминающего торжественное шествие. Рельефы прославляют греческий народ и его историю, а также отражают мифологические сюжеты. На фризах Парфенона, кажется, собрались все боги Греции: громовержец Зевс, могучий властелин морей Посейдон, мудрая воительница Афина, крылатая богиня Победы Ника. Здесь же, на мраморных плитах фриза, совершали свои подвиги и герои греческих мифов. Афиняне так гордились своими победами и процветанием, что осмелились изобразить себя рядом с богами. Вот почему среди многочисленных богов здесь запечатлены и простые граждане: всадники на конях, сопровождающие торжественное шествие, девушки, несущие канделябры, юноши, ведущие жертвенных коров и овец, музыканты — флейтисты и кифареды, благородные афинские старцы с цветущими ветвями в руках.

Все они представляют собой некий обобщенный образ свободных граждан идеальной и возвышенной красоты.

На северном склоне холма находится главное святилище Акрополя — храм Эрехтейон, созданный позднее Парфенона, в последней четверти V в. до н. э. Храм был посвящен легендарному царю Афин Эрехтею, имевшему божественное происхождение. По преданию, на этом месте состоялся спор Афины и Посейдона за право обладания Аттикой. Особенностью Эрехтейона является его совершенно необычная для греческого храма сложная асимметричная планировка. Храм украшают скульптуры кариатид — девушек, торжественно поддерживающих карниз. Кариатиды выполняли конструктивную роль, заменяя колонны. В то же время они производят на зрителя особое эстетическое впечатление. Их фигуры величавы и спокойны, изящные складки одежд драпируют стройные тела. Может быть, именно так шествовали жрицы, неся на голове корзины со священными атрибутами?

На южном склоне Акрополя располагается театр Диониса, вмещавший 17 тыс. человек. В нем разыгрывались трагические и комедийные сцены из жизни богов и людей. Перед началом спектакля в алтаре перед статуей бога Диониса совершали жертвоприношение и обряд очищения всех присутствующих в театре. Афинская публика живо и темпераментно реагировала на все, что происходило у нее на глазах. Богов и героев легко можно было распознать по их атрибутам: в руках у Диониса был тирс — палка, обвитая плющом и виноградными листьями, Аполлон держал в руке лук и стрелы, Геракл, одетый в львиную шкуру, защищался палицей.

Архитектура эллинизма. Пергамский алтарь

К концу IV в. до н. э. классический мир Греции практически изживает себя. Многочисленные войны, завоевательные походы Александра Македонского (356—323 гг. до н. э.), а затем распад некогда могущественной империи превратили Грецию в опустевшую провинцию. Тем не менее Греция по-прежнему оставалась главным средоточием новой идеи величия мира, объединенного на огромном пространстве так называемой эллинистической культурой. В период эллинизма повсеместно строились новые города с регулярной планировкой (Александрия, Пергам, Милет), создавались величественные архитектурные ансамбли и грандиозные памятники. К возводимым храмам, дворцам, театрам добавились и новые типы общественных зданий — мусейоны, библиотеки, гимнасии. К этому времени относится и строительство чудес света — Мавзолея в Галикарнасе (IV в. до н. э.), Колосса Родосского и Фаросского маяка (III в. до н. э.), поражающих своими масштабами. Грандиозность в сочетании со стремлением к декоративности, эмоциональному напряжению, патетике, слияние восточных и античных традиций становятся главными отличительными признаками архитектуры эпохи эллинизма. Происходит отход от ордерных систем и их смешение. Излюбленным элементом архитектуры стал пышный коринфский ордер с его растительной капителью.

Крупнейшим культурным и художественным центром того времени был Пергам (ныне Бергама в Турции) — столица Пергамского царства в Малой Азии, где во II в. до н. э. был возведен Большой алтарь Зевса (высота более 9 м). Это монументальное мраморное сооружение наиболее ярко воплотило своеобразие архитектуры эллинистического периода. Величественная лестница в 20 ступеней (шириной 26 м) вела на второй ярус алтаря, украшенный стройной колоннадой. В центре внутренней колоннады находился алтарный дворик с жертвенником, к которому с двух сторон вели лестницы. Крыша всего здания была увенчана статуями. В целом алтарь представлял сооружение, гармонически сочетавшее в себе архитектурные и скульптурные элементы.

Внешнюю гладкую стену цоколя (нижняя, несколько выступающая часть здания) с четырехступенчатым основанием украшал горельефный фриз (высотой 2,3 м и длиною в 120 м). Сюжетом для изображений послужила тема сражения олимпийских богов с гигантами. Их фигуры, представленные во всю высоту фриза, в полтора раза превышали человеческий рост.

Общая композиция фриза разделена на многочисленные группы, скомпонованные из двух-трех фигур. Их движения направлены в разные стороны, в определенном ритме, с соблюдением равновесия составных частей на каждой стороне здания. Внутри каждой группы — бурный накал страстей, полная драматизма жаркая схватка не на жизнь, а на смерть. Фигуры богов и гигантов разнообразны, в их изображениях нет ни одной повторяющейся детали; все полно напряженной динамики и высочайшего драматизма.

Рядом с Зевсом изображена его любимая дочь Афина. Богиня, вооруженная большим круглым щитом, одета в широкий развевающийся пеплос (женская верхняя одежда без рукавов, надеваемая поверх туники). Она вступила в борьбу с крылатым гигантом Алкионеем (фигура слева от нее), схватила его за волосы и пытается оторвать от земли, в соприкосновении с которой он черпает силы. Змея Афины сильно сдавила его правую ногу и впивается в тело гиганта. Лицо юного Алкионея, терзаемого змеей, прекрасно, нестерпимая боль и страдание не искажают его благородных черт, в которых передана мучительная тоска расставания с жизнью. Юноша пытается бежать, протягивает левую руку и ногу навстречу матери Гее, которая, поднимаясь из земли, тщетно умоляет Афину пощадить сына. Справа изображена летящая крылатая богиня победы Ника, которая уже спешит увенчать голову Афины лавровым венком.

Архитектура древней Греции

Величайшим достижением греческого строительного искусства были храмы. Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики, когда вместо дерева в качестве строительного материала стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Полагают, что прообразом для храма послужило древнее жилище греков – прямоугольное в плане строение с двумя колоннами перед входом. Из этой простой постройки выросли со временем различные более сложные по своей планировке типы храмов. Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали в один или два ряда колонны. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутёмном внутреннем помещении у статуи бога могли бывать лишь жрецы, народ же видел храм только снаружи. Очевидно поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии внешнего облика храма.
Случилось так, что время пощадило старейшие дорические храмы главным образом за пределами Греции. Несколько таких храмов сохранилось на острове Сицилия и в Южной Италии. Самый известный из них – храм бога моря Посейдона в Пестуме, неподалёку от Неаполя, который выглядит несколько тяжеловесным и поземистым. Из ранних дорических храмов в самой Греции наиболее интересен стоящий ныне в развалинах храм верховного бога Зевса в Олимпии – священном городе Греков, откуда ведут своё начало Олимпийские игры.
Главное сооружение Акрополя – посвящённый Афине храм Парфенон. Этот храм – наиболее совершенное сооружение в дорическом стиле – был завершён почти две с половиной тысячи лет назад, но нам известны имена его создателей: их звали Иктин и Калликрат. В храме стояла статуя Афины, изваянная великим скульптором Фидием; один из двух мраморных фризов, 160 – метровой лентой опоясывавший храм, представлял праздничное шествие афинян. В создании этого великолепного рельефа на котором были изображены около трёхсот человеческих фигур и двухсот лошадей, также принимал участие Фидий. Парфенон уже около 300 лет стоит в развалинах – с тех самых пор как в 17 веке, во время осады Афин венецианцами, правившие там турки устроили в храме пороховой склад. Большую часть рельефов уцелевших после взрыва, в начале 19 века увёз в Лондон, в Британский музей, англичанин лорд Эльджин.
Греческие скульпторы дали миру произведения, которые вызвали восхищение многих поколений. Древнейшие известные нам скульптуры возникли ещё в эпоху архаики. Они несколько примитивны: их неподвижная поза, плотно прижатые к телу руки, устремлённый вперёд взгляд продиктованы узким длинным каменным блоком, из которого статуя была высечена. Одна нога у неё обычно выдвинута вперёд – для сохранения равновесия. Археологи нашли много таких статуй, изображающих обнажённых юношей и одетых в ниспадающие свободными складками наряды девушек. Их лица нередко оживляет таинственная «архаическая» улыбка.

Архитектурный ордер в Древней Греции

Последовательное развитие этой системы ведет свое начало от греческого зодчества эпохи архаики (если не упоминать эпизодов в эгейской и древнеегипетской архитектуре, связь которых с последующим развитием неясна). Обозначающий ее термин – ордер – происходит от латинского «ordo» (порядок, строй), использованного в трактате Витрувия.

Изначально система ордера складывалась в тройственном единстве основания сооружения (стилобат), колонн и лежащего на колоннах антаблемента. Соединение стоек и балки, которую они несут, — первичный, самый общий элемент ордерной системы. Его эмоциональная окрашенность определяется прежде всего конкретными взаимоотношениями масс (вертикальных опор и антаблемента, лежащего на них) и перекрытого пространства, а смысловое значение зависит от целостности контекста произведения зодчества и сюжетов, которые обусловлены общекультурной ситуацией.

Эти взаимоотношения в классической форме ордера, созданной греческой античностью, связаны и с конструктивными возможностями естественного камня и функциональными требованиями (просвет между колоннами не должен быть меньше величины, удобной для прохода). Поэтому с изменением абсолютных размеров каменного ордера менялись и соотношения его элементов, — например, интервал между колоннами уменьшался по отношению к их диаметру, а балка архитрава становилась более высокой по отношению к пролету и менее высокой в сравнении с высотой колонн.

В зависимость от абсолютной величины и конкретных условий, в которых создавалось здание, ставились не только общие очертания главных элементов ордера, но и детали их пластической разработки, в том числе профили горизонтальных членений, каннелюры на стволах колонн и прочие. Эти детали регулировались уже не геометрическими построениями, а точным ощущением художественной задачи в зависимости от расположения постройки, ее абсолютных оттенков, которыми стремились наделить образ. Первичные элементы художественной системы тем самым ставились в прямую связь с произведениями архитектуры в целом. Подвижность отношений имело под собой рациональное основание, отражая представление о целесообразном строении каменной конструкции. Отклонениями от подразумевавшейся (хотя иногда прямо не воплощавшейся) идеальной нормы определялись эмоциональные оттенки выражения.

В период высшего развития греческой архитектуры ордер стал исключительно гибкой системой средств выразительности. Простая, казалось бы, схема храма-периптера, со всех сторон равномерно охваченного колоннадой, в каждом конкретном случае получала особые модуляции ритмического строя и пластики, которые, очевидны уже в выборе очертания курватур (выгибов) стилобата, на котором поднимались колонны. Каждая часть ордера имела свои особенности, зависевшие от места в системе (так, стволы колонн различались отклонением оси от вертикали, диаметром, начертанием энтазиса). Именно на тонко организованном взаимодействии целого и частей основывалась индивидуализация образа каждого здания в пределах типа. Антропоморфные ассоциации, которыми пронизан греческий ордер, усложнялись и усиливались в этом взаимодействии. И при все том ордер был не только пространственно-пластической метафорой, но и реально работающей (и весьма целесообразной) конструкцией: соблюдение его норм давало уверенность в прочности и устойчивости сооружения.

Изобразительные элементы скульптурной пластики выводились за пределы тектонической метафоры ордера, тех его частей, которые воспринимались активно работающими и напряженными (что не всегда соответствовало реальностям конструкции – в дорическом ордере, например, метопы воспринимались как ненагруженные заполнения интервалов между «конструктивными» триглифами на поверхности того же монолитного блока, в котором высечены барельефы метоп).

В целом, однако, периптер сохранял черты изначальной нерасчлененности архитектуры и скульптуры. Возвышавшийся на стилобате, как изваяние на пьедестале, он был также предназначен для обозрения извне и был столь же индивидуален в своем объемно-пластическом решении. Храм считался жилищем божества и даром членов общины своем божественного покровителю. Но в период расцвета эллинской культуры «это прежде всего, — как отмечает В. Маркузон, — сооружение общественное, большого государственного и идейно-художественного значения, выражающее в формах, соответствующих мифологическому характеру миропонимания древних греков, значительность, политическое и культурное превосходство, а подчас и могущество полиса – строителя храма». Нерасчлененность эстетико-конструктивной структуры, равно как и целостность образа, была естественна для здания-символа.

Греческий ордер, по сути дела, оставался приемом артикуляции целостного пластического произведения. Его элементы не были взаимозаменяемыми, обезличенными единицами, которые можно использовать в различных произведениях; они не были взаимозаменяемыми даже в пределах сооружения – каждый фрагмент индивидуализировался в соответствие с местом в системе. Универсальны были не отдельные «знаки», а система канона, которому подчинялась композиция в целом. Здесь действовали общие закономерности канонического, ритуализованного искусства «акт художественного творчества заключался в выполнении, а не в нарушении правил». Любые индивидуальные отклонения от канонизированной нормы рождали острую эмоциональную реакцию, не пропорциональную тонкости таких отклонений. Именно это усиливает восприятие «особого» в конкретном образе сооружения и определяет неповторимость каждого здания при его очевидной принадлежности типу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector