Архитектура античного мира

Архитектура античного мира

Архитектура и театр античного мира: организация, структура и оформление Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Портнова Татьяна Васильевна

История развития античной театральной архитектуры послужила основанием для формулирования общей концепции статьи, разработки методов его описания. Материал осмысливается по таким базовым понятиям, как «история», «типология», «специфика», претерпевшие в театральной практике существенную трансформацию. В статье сделана попытка проследить эволюцию театральных зданий, начиная с древнегреческих к древнеримским театрам, которые, несмотря на руины поражают нас своей масштабной и грандиозной архитектурой. Основной акцент сделан на специфике балетных театров, хотя в истории театральных зданий балет был всегда соединен с оперой, за исключением специально создаваемых танцевальных площадок иногда на открытом воздухе. Первоначально автор обращается к рассмотрению истории и типологии универсальных сценических сооружений, предназначенных для различных театральных жанров, в том числе танцев, положивших начало сложению балетного театра в XVII в., отделившиеся от драмы и оперы в самостоятельную область. С самого начала архитектура театра была объединена с искусством актера. На протяжении эпох оно менялось, иногда в пределах одного спектакля, на одной сценической площадке. В театре всех времен было существенным декоративное оформление спектакля, пространственное его построение, символика и характерность костюма, дополняемое значительной фигурой актера, организующего спектакль как единое гармоничное целое.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Портнова Татьяна Васильевна

Текст научной работы на тему «Архитектура и театр античного мира: организация, структура и оформление»

Архитектура и театр античного мира: организация, структура и оформление

Портнова Татьяна Васильевна /Portnova Tatiana Vasilevna — доктор искусствоведения, профессор,

кафедра искусствоведения, институт искусств, Московский государственный университет дизайна и технологии, г. Москва

Аннотация: история развития античной театральной архитектуры послужила основанием для формулирования общей концепции статьи, разработки методов его описания. Материал осмысливается по таким базовым понятиям, как «история», «типология», «специфика», претерпевшие в театральной практике существенную трансформацию. В статье сделана попытка проследить эволюцию театральных зданий, начиная с древнегреческих к древнеримским театрам, которые, несмотря на руины поражают нас своей масштабной и грандиозной архитектурой. Основной акцент сделан на специфике балетных театров, хотя в истории театральных зданий балет был всегда соединен с оперой, за исключением специально создаваемых танцевальных площадок иногда на открытом воздухе. Первоначально автор обращается к рассмотрению истории и типологии универсальных сценических сооружений, предназначенных для различных театральных жанров, в том числе танцев, положивших начало сложению балетного театра в XVII в., отделившиеся от драмы и оперы в самостоятельную область. С самого начала архитектура театра была объединена с искусством актера. На протяжении эпох оно менялось, иногда в пределах одного спектакля, на одной сценической площадке. В театре всех времен было существенным декоративное оформление спектакля, пространственное его построение, символика и характерность костюма, дополняемое значительной фигурой актера, организующего спектакль как единое гармоничное целое.

Ключевые слова: театральная архитектура, античная эпоха, театр Др. Греции, театр Др. Рима, сценическая концепция, структурная организация.

Театр один из древнейших видов искусств. Появление культуры театрального представления имело глубокий резонанс в театральной теории и практике театрального строительства. Истоки театральной архитектуры идут параллельно с рождением театра. Именно театр как искусство, синтетическое по своей природе, вбирает в себя множество элементов, среди которых важным оказывается сама структура, каркас и оболочка театра со своим сложно организованным пространством.

Само слово «театр» имеет греческое происхождение и означает «зрелище». Эпоху, когда возник древнегреческий театр, называют классической (У-ГУ в. до н. э.), отличительной чертой которой является сбалансированность, гармония элементов, пропорциональность — будь то архитектура, пластика или искусство театра. «История не оставила нам сколько-нибудь достоверных данных о точном строении древнегреческого театра. Однако, несмотря на отсутствие иконографических материалов (чертежей, рисунков), дошедшие до нас руины античных театров, несмотря на перестройки в более поздние времена, дают основание говорить о театральной архитектуре античной эпохи. Древний греческий театр и драма родились из празднеств в честь бога Диониса, в основе которых лежала символическая игра и культовые обряды, связанные с зимним умиранием и весенним возрождением природы» [4:53]. С конца VII в. до н. э. в Афинах ежегодно ставились трагедии, комедии и сатирические драмы. Впоследствии они были распространены и в других областях Греции. Эти театрализованные представления стали обязательной частью государственных праздников. Они разыгрывались на открытой площадке, которую окружали места для зрителей. По дошедшим данным, вначале эта площадка имела прямоугольную форму. Каменные постройки с ареной круглой формы и большими амфитеатрами появились в классическую эпоху (IV в. до н. э.). Амфитеатральная структура размещения публики наилучшим образом отвечала решению задачи, обеспечивающей одинаковые аудиовизуальные условия для тысяч зрителей. На сравнительно небольшом пространстве располагалось большое количество зрительских мест, при этом угол зрения на сценическую площадку с первых и последних рядов амфитеатра отличался лишь на несколько градусов. Размышляя о конструктивных особенностях Греческого театра, В. Базанов отмечает: «Предельная условность изобразительной стороны спектакля давала полную свободу драматургам в выборе места действия, не стесняла их творчество узкими возможностями сцены, поэтому они с легкостью переносили своих героев в самые разные ситуации, которые им были необходимы для выражения общей идеи произведения» [1; 239].

Самым древним театром Афин считается Театр Диониса — театр под открытым небом располагался на юго-восточном склоне Акрополя. Строительство этого сооружения относилось к IV в. до н. э. Говоря об обшдх приемах устройства театров в античную классическую эпоху, исследователь архитектуры О. Шуази замечает: «Театр Диониса дошел до нас в искаженном переделками виде. Самые древние его части относятся, как кажется, ко времени реставрации театра оратором Ликургом в IV в.; остатки сцены относятся уже ко времени Антонинов; вкус к археологии, господствовавший в эту эпоху, обусловил здесь воспроизведение примитивных форм, так что, если мы не имеем оригинала, то зато обладаем, по-видимому, очень верной копией» [6], Как видим, в более поздние времена театр неоднократно перестраивался, однако основная пространственная идея греческого театра сохранилась без принципиальных искажений.

Известно, что структура греческого театра состояла из трех основных частей: орхестры — круглой площадки для актеров, театрона — мест для зрителей, и скены — служебного помещения для переодевания актеров и хранения реквизита. Последние раскопки 1895 г. позволили установить, что диаметр орхестры театра Диониса составлял 27 метров. Вначале зрители свободно размещались вокруг орхестры, позднее появились особые места для публики, расположенные на склонах прилегающих холмов и гор. Орхестра располагалась в центре театра, в центре же орхестры устанавливался алтарь Диониса. Две трети орхестры были окружены зрительным залом. Ряды для зрителей располагались один над другим, уходя вверх, и делились двумя проходами на три яруса, а также делились вертикально многими проходами на клинья. В Афинском театре Диониса размещалось 17 тыс. зрителей. Старая орхестра в новом театре была отодвинута к северу, таким образом было освобождено большее пространство для представления актеров и для сценических приспособлений. Сцена располагалась на противоположной к зрительному залу стороне — это были комнаты для переодевания актеров и хранения реквизита, сцена также использовалась в качестве декораций. Актеры выступали на площадке, которая находилась на уровне земли, и только позднее она поднялась над землей и получила название «проскений». Проскений и орхестра соединялись между собой ступенями. Занавеса в греческом театре не было.

Другим совершенным по архитектуре, пластике и пропорциям театральным сооружениям эллинистической эпохи является Театр в Эпидавре, построенный Поликлетом-младшим так же в IV в. до н. э. Этот театр уже в древности считается самым знаменитым среди всех греческих и римских театров по изяществу своей архитектурной формы. Он достаточно хорошо сохранился до сих пор, так что археологи смогли восстановить его первоначальный облик. Круглая площадка орхестры по всем данным не имела твердого покрытия из каменных плит, её основу составлял упругий естественный грунт. Общий диаметр театра равен 118 м. Театр вмещал в себя до 40 тыс. зрителей. Знаменит был ещё и тем, что имел так называемую подвижную скену — особое техническое приспособление. Сохранившиеся части скены позволяют довольно точно определить её размеры. Проскений имел 26,5 м в длину и 3,01 м в ширину. Высота проскения над уровнем орхестры равнялась 3,5 м. Такие грандиозные размеры говорят о колоссальной вместимости этого театра. В эллинистическом театре впервые начинают выступать актеры-профессионалы. По записям Витрувия, греческие театры тоже замыкались портиками, служащими для прогулок зрителей и убежищем в случае плохой погоды [2:211]. По подобной схеме строились другие театральные сооружения античности, в том числе и во времена Древнего Рима. Архитектура римского театра имела ряд особенностей, отличавших его от греческого театра. Постоянных театральных зданий в Риме вплоть до середины 1 в. до н. э. не было. Драмы разыгрывались на подмостках временных театральных сооружений. Комедии разыгрывались прямо на городских улицах. Первые постоянные театральные здания были воздвигнуты в греческих колониях — на юге Италии и в Сицилии. Они воспроизводили форму греческих театров. Старейшим римским постоянным театром, от которого сохранились руины, являлся малый театр в Помпеях, построенный около 79 г. до н. э. Здание имело четырехугольную форму. Над сценической площадкой и местами для зрителей имелась крыша.

В Риме постоянный каменный театр был сооружен в 55-52 гг. до н. э.

В 11 г. до н. э. была завершена постройка театра Марцелла, начатая ещё при Цезаре. От этого театра сохранились остатки наружной стены, разделенной на три этажа, что соответствует трем внутренним ярусам.

Римская театральная архитектура имела свои отличия от греческой. Согласно указаниям К. Смолиной: «Постоянных театральных зданий в Риме вплоть до середины I века до н. э. не было. Драмы разыгрывались на подмостках временных театральных сооружений. Комедии разыгрывались прямо на городских улицах. Первые постоянные театральные здания были воздвигнуты в греческих колониях — на юге Италии и в Сицилии [5]. Они воспроизводили форму греческих театров». Римляне строили театры на ровной площадке, и поэтому их сооружения приобретали более монументальные формы. Большое влияние на форму сценической площадки оказало исчезновение хора. Площадка

орхестры сохранилась, но в сильно сокращенном виде и использовалась как место размещения части зрителей. А поскольку основным местом для игры стал проскений, то он из довольно узкого помоста в греческом театре превратился в обширную зону. Места для зрителей были расположены в один или несколько ярусов в виде полукруга. Определенные данные позволяют говорить о верхнем перекрытии проскения амфитеатра специальными солнцезащитными тентами. Об этом говорят ряды пазов, сделанных в верхней части стены скене. Эта же конструкция описана Лукрециом в книге «О природе вещей» [3]. Перекрытие зрительского и сценического пространств позволяет говорить о возникновении театра под крышей. Однако тенты скене и амфитеатра не были едиными, а навешивались в виде двух отдельных частей. Поэтому в полном смысле слова театром под крышей римский театр назвать нельзя. Если греки украшали переднюю часть проскения и лицевую стену скене различными архитектурными деталями — колоннами, карнизами и др., то римский театр, отличался пышным декором как сценической, так и зрительской части. Единство двух пространств подчеркивалось архитектурным ансамблем в виде колоннады, замыкающей последний ряд амфитеатра. Особо богато был декорирован фасад скены. Ряд свидетельств позволяет также предполагать наличие в римском театре занавеса. В отличие от современного, античный занавес, перекрывая игровую площадку, поднимался снизу, из-под орхестры.

Новый этап в развитии римского театра связан с императорской эпохой. Император Август стремился превратить театр в отвлекающее политическое средство — театр должен, прежде всего, развлекать, увлекать зрелищностью. Роль трагедии отходит на второй план. Большим успехом пользуется мим, постепенно вытесняющий все другие виды представлений, кроме балетных.

Значительно большей популярностью пользовались цирковые представления и гладиаторские бои, устраиваемые в Колизее и других амфитеатрах. Колизей — самый большой амфитеатр Рима — всего античного мира. Амфитеатр был построен при Флавиях, в 80 г. н. э. освящен императором Титом. В плане Колизей представляет собой эллипс с окружностью 524 м, с длиной большей оси — 788 м, малой оси — 150 м. Он вмещал в себя 50 000 сооружений. Для быстрого входа и выхода существовала продуманная система лестниц. При высоте 48,5 м Колизей был разделен на четыре огромных яруса, а наружная часть — на три аркады, каждая из них имела по 80 арок. В верхнем ярусе, украшенном колоннадой, было укреплено 240 мачт для натягивания тента. Под ареной находились коридоры, выложенные камнем, помещения для хранения реквизита.

Итак, античный театр как греческий, так и римский — это театр на открытом воздухе, основанный на интерпретации сценического и зрительского пространств. Это был публичный театр сценического представления. Римский театр, переняв традиции и мастерство греков, вносит свои изменения в конструкцию театральной сцены, и эти изменения отражают новые условия существования театра и новый характер драматургии. Однако открытая сцена того времени отвечала потребностям развития культуры на протяжении нескольких столетий. Современная архитектура и театральная режиссура многих стран неоднократно обращалась к античному опыту, основанному на классической концепции строительства и организации театрального представления, начиная от тектонической структуры здания и кончая его устройством и художественным оформлением.

1. Базанов В. Сцена, техника, спектакль. Л-М., 1963 118 с.

2. Витрувий Десять книг об архитектуре. М., 1936. 320 с.

3. Лукреций Т. О природе вещей. Хрестоматия по античной литературе. В 2 томах. М., 1965. Т. 2. 718 с.

4. Портнова Т. Архитектура театров мира: становление и эволюция развития (античность,

средневековье, возрождение) — Международный журнал экспериментального образования, 2012.

Шедевры античной архитектуры Афин

Афины – столица Греции, один из древнейших городов мира, одна из древних столиц мира, город-музей античной архитектуры. На афинском акрополе сохранились шедевры античной архитектуры: Парфенон, храм Ники, храм Эрехтейон.

Происхождение названия «Афины». Название города «Афины» древние греки связывали с именем его покровительницы – богини Афины Паллады.

Шедевры античной архитектуры Афин. Архитектура афинского акрополя.

Основание города Афины. Формирование планировки и исторического ядра города. По преданию, город был основан в 16 – 13 вв. до н. э. Со временем древний город стал крупным экономическим, политическим и культурный центром Древней Греции. Стихийная планировка античного города сложилась к 7 в. до н. э. Историческое ядро Афин – скала акрополя, площадь (агора) у её подножия, холмы Ареопаг и Пникс.

Расцвет Афин в 5 в. до н.э. Облик города в «золотой век» Перикла: статуи и граждане в период расцвета древних Афин. На вторую половину 5 в. до н.э. приходится период расцвета древних Афин (золотой век Перикла (444/443 – 429 гг. до н.э.)). В это время в Афинах жили и работали историк Геродот, философ Анаксагор, поэты Эсхил, Софокл, Еврипид, комедиограф Аристофан, скульптор Фидий. Афины были украшены многочисленными скульптурными памятниками. Еще Плутарх (ок. 46 – ок. 127) говорил, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей. Главным героем скульптуры стал идеализированный свободный гражданин – прообраз многочисленных божеств греческого пантеона. «Не рабы они у смертных, не подвластны никому», – так говорится об афинянах в трагедии Эсхила «Персы». Статуи обожествленного человека и очеловеченных богов украшали улицы и площади древнего города, восхваляли и воспевали увековеченные в мраморе гражданские качества и этические нормы, призывали следовать этим образцам воинской доблести и человеческой добродетели («слишком в беде не горюй и не радуйся слишком при счастье, то и другое умей доблестно в сердце хранить»).

Скульптура древних Афин. Мосхофор (Тельценосец). Около 570 до н.э. Археологический музей, Афины.

Создатели архитектуры античных Афин увековечили «мужскую красоту», «утонченность женщин», «девичью стройность». В архитектурных памятниках древних Афин представлены все три греческих ордера – дорический, ионический и коринфский. В их пропорциях зодчие воплощали разнообразные чувства и настроения. Витрувий (вторая половина I в. до н. э.), отмечая особенности греческих ордеров, писал, что древние зодчие в дорических колоннах подражали «неукрашенной и голой мужской красоте», в ионических – «утончённости женщин, их украшениям и соразмерности», в коринфских – «девичьей стройности».

Архитектура Афинского акрополя – мраморного Олимпа. В период расцвета Афин, в золотой век Перикла, складывается архитектурный ансамбль афинского акрополя. Он был возведен при Перикле в 445 – 427 гг. до н.э. под общим руководством Фидия в честь победы над персами. Акрополь был святилищем, укреплением, общественным центром афинян; здесь хранилась государственная казна, размещались библиотека и картинная галерея (Пинакотека). Он походил на мраморный Олимп – так было много на нем скульптурных памятников.

Пропилеи, храм Ники, храм Эрехтейон афинского акрополя на празднествах в честь богини Афины. На празднествах в честь Афины после конных и гимнастических состязаний, соревнований певцов и музыкантов наступал самый торжественный момент – всенародное шествие на акрополь. Процессия поднималась к Пропилеям (437 – 432 гг. до н.э., арх. Мнесикл) – главному входу на акрополь. Картинная галерея Пропилей составляла их северную пристройку. Свет проникал туда через двери и два окна. Картины были нарисованы на стенах, хотя есть мнение, что рисунки делались и на досках, как посвятительные дыры.

Шедевры античной архитектуры Афин. Архитектура афинского акрополя. Храм Эрехтейон (421 – 406 гг. до н. э.) с уникальным ордером в виде статуй девушек.

На выступе крепостной стены находится изящный храм Ники (449 – 420 гг. до н. э., арх. Калликрат). Нику – Победу – афиняне пожелали изобразить бескрылой, чтобы она никогда не покинула город. Храм Эрехтейон (421 – 406 гг. до н. э.) на акрополе посвящен Афине и Посейдону. Согласно преданию, Эрехтейон стоял на месте, где произошел спор Афины и Посейдона. Служители показывали след на скале, якобы оставленный трезубцем взбешенного Посейдона.

Шедевр античной архитектуры храм Парфенон в период расцвета Афин, при жизни великого Фидия. Главным храмом Афин был Парфенон (447 – 438 гг. до н. э., арх. Иктин, Калликрат; скульптурное убранство – 432 г. до н. э., мастера круга Фидия). Парфенон был весь из светлого мрамора, в «оперении» сорока шести дорических колонн. Из слоновой кости и золота гениальный Фидий создал 12-метровую статую Афины Девы для Парфенона. Очевидец описывал ее так: «Статуя Афины изображает её во весь рост в хитоне до самых ног; у неё на груди – голова Медузы из слоновой кости; в руках она держит изображение Ники…, а в другой руке копьё; в ногах у неё лежит щит, а около копья – змея… На постаменте статуи изображено рождение Пандоры». Шлем Афины был украшен изображениями Сфинкса, крылатых коней и грифонов.

Шедевры античной архитектуры Афин. Храм Парфенон. 447 – 438 гг. до н. э. Арх. Иктин, Калликрат, скульптурное убранство – 432 г. до н. э., мастера круга Фидия.

Шедевры архитектуры древних Афин в период Римского господства. Попав под власть Рима в 146 г. до н.э., Афины окончательно потеряли независимость в 27 г. до н. э., когда вошли в состав римской провинции Ахайя. Несмотря на разрушения 86 г. до н.э., когда легионеры Корнелия Суллы взяли штурмом и разграбили город, в Афинах, кроме шедевров акрополя, сохранился ряд выдающихся построек древнегреческого и римского зодчества. Так, «длинные стены» (ок. 455 – 445 гг. до н.э.) соединяли Афины с портом Пиреем и Фалерской гаванью. С юга к акрополю примыкают театр Диониса (6 в. – 326 г. до н. э.), Одеон Перикла (5 в. до н. э.) и др. Вблизи Дипилона – главных ворот античных Афин – Дипилонский некрополь с надгробиями 5 – 4 вв. до н. э.

Среди других шедевров архитектуры древних Афин – Гефестейон (вторая половина 5 в. до н. э.), хорегический (от хорег – патрон, спонсор) памятник Лисикрату (ок. 335 г. до н. э.). Также сохранился стадион (330 г. до н. э. – ок. 138 г. н. э.; на его фундаментах в 1896 г. построили новый стадион), храм Зевса Олимпийского (175 – 132 гг. до н. э.), арка Адриана (120 – 130-е гг. н. э.), «Башня ветров» (середина 1 в. до н. э.).

Архитектура Афин в византийское время. С 3 в. н.э., когда Балканская Греция начала подвергаться вторжениям варваров, Афины пришли в упадок. В 4 – начале 13 вв. Афины находились в составе Византии. Это время отмечено появлением в городе многочисленных церквей, среди которых Малая Митрополия, св. Фёдора (обе – 11 в.) и др.

Читайте также  Погода в греции сентябрь октябрь

Шедевры античной архитектуры Афин. Одеон Перикла (5 в. до н. э.).

Архитектура Афин в 19 – 20 веках: архитектурные памятники в стиле неоклассицизма. В 1458 – 1821 гг. Афины находились под властью Османской Турции, с 1834 г. стали столицей независимой Греции. Регулярная планировка города 19 в., застройка его главных площадей (Синтагма и Омония) и улиц (Панепистимиу, Стадиу и др.), осуществлена по плану 1832 г. Здания этого времени – в стиле неоклассицизма (Старый королевский дворец (ныне парламент, 1834 – 1838), Национальная библиотека (1832), университет (1837), Академия наук (1859), Национальный музей (1860 – 1874) и др. В жилой застройке до начала 20 в. преобладали 1 – 3-этажные дома (арх. С. Клеантис, Л. Кавтадзоглу и др.). В 20 ст. велась реконструкция улиц и площадей, был построен театр «Олимпия» (1951, арх. Р. П. Цолакис) и др. сооружения.

Своеобразие современным Афинам, важнейшему туристическому центру Греции, придает сочетание великих памятников античности с памятниками византийского зодчества, вкрапленными в застройку нового времени.

Архитектура античности

Сдобнова Светлана Васильевна

В своей работе Крайнова Вероника знакомит нас с архитектурой эпохи античности.

Скачать:

ВложениеРазмер
arkhitektura_epokhi_antichnosti.pptx2.66 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Архитектура античности Выполнила ученица 8 «А» класса МБОУ СОШ № 20 г. Королева Московской области Крайнова Вероника Преподаватель: учитель музыки, МХК, предмета «Искусство» Сдобнова Светлана Васильевна

Античность: культура и античное искусство Древние народы и цивилизации оставили нам богатое наследство. Античное искусство , родившееся в Древней Греции и Древнем Риме, послужило родоначальником всего последующего западного искусства. Слово » античный » происходит от латинского » антиквус «, что в переводе на русский означает » древний «. Впервые термин «античность» был использован примерно в XV веке в Италии, во время формирования новых настроений эпохи Возрождения.

Античность: культура и античное искусство На протяжении всей эпохи античности укреплялось представление об античном искусстве, античной культуре в самом широком проявлении как об идеальном, недостижимом образце для подражания. Античные греческие и римские произведения привлекали мастеров эпохи Возрождения не только как образчики высочайшего мастерства, но и своей идеологической подоплекой, возващающей образ человека и утверждающей высочайшую ценность свободы. Таково было великое мировоззрение античности.

Архитектура Древнего Рима Памятники античной архитектуры — едва ли не главная причина притяжения интернациональных групп туристов, ежегодно буквально штурмом берущих римские достопримечательности .

Римский форум Римский форум ( лат. Forum Romanum ) — форум (площадь) в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на нём размещался рынок , позже он включил в себя комиций (место народных собраний), курию (место заседаний Сената ) и приобрел также политические функции. Эта площадь служила центром общественной жизни, и повседневного общения людей .

АРКА СЕПТИМИЯ СЕВЕРА Между Рострами и Курией находится величественная арка Септимия Севера. Эта трехпролетная конструкция имеет высоту 20,88 м, ширину 23,77 м и глубину 11,20 м. Дата сооружения — 203 г. — запечатлена на арке. На два боковых форникса вели небольшие лестницы, а под центральной аркой на более высоком уровне, чем теперешняя, которая относится к эпохе Августа, проходила не сохранившаяся до наших дней дорога.

АРКА СЕПТИМИЯ СЕВЕРА

Колизей Колизей или амфитеатр Флавиев — амфитеатр , памятник архитектуры Древнего Рима , наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира велось на протяжении восьми лет.

Архитектура Древней Греции Главной задачей архитектуры у греков было строительство храмов. Оно породило и выработало художественные формы, которые перешли потом к сооружениям различного рода. В течение всей исторической жизни Древней Греции её храмы сохраняли один и тот же основной тип, впоследствии усвоенный и Древними римлянами.

Афинский Акрополь К наиболее значительным архитектурным комплексам относится центральный афинский архитектурный ансамбль Акрополь , представляющий собой мастерское произведение строительного искусства, возведенный виднейшими мастерами в середине и первой половине V в. до н. э.

Афинский акрополь Ансамбль Акрополя включал в себя следующие сооружения: — главный храм Парфенон (447—438 гг. до н. э .); — парадный вход на западном склоне Акрополя — Пропилеи (437—432 гг. до н. э .); — грандиозную статую Афины-воительницы — Промахос , созданную скульптором Фидием; — построенные позже небольшой храм Афины-Победительницы, или Нике Аптерос («Бескрылая») (449—421 гг. до н. э .) Эрехтейон — храм посвященный Афине и Посейдону (421—407 гг. до н. э. Архилох и Филокл ).

Храм Ники Аптерос Данный храм был посвящен Афине-Нике (Афине-Победительнице), которая почиталась среди населения Афин, как главная покровительница города. Храм Ники Аптерос (бескрылой победы) стал первым звеном архитектурного ансамбля Афинского акрополя. Его строительство началось примерно в 427 году до нашей эры в период, когда Афины вели кровопролитную войну со своим южным соседом – Спартой.

Парфенон Храм Парфенон создавался известными греческими архитекторами Иктипом и Калликратом , которые смогли воплотить в своем творении не только античное величие, но и простоту архитектурного минимализма. Стены гармоничного сооружения представлены в виде мраморных блоков, из них же изготовлены колонны, фронтон и карнизы. Кровля же, которая впоследствии, к сожалению, не сохранилась, была деревянной. Торцы увенчаны скульптурами древнегреческих Богов (Зевса, Посейдона, Ники), выполненные из позолоченной бронзы ..

Пропилеи Главный вход на Акрополь находится на западе и пролегает через монументальные мраморные ворота Пропилеи. Существующее строение, возведенное поверх остатков первоначальных ворот, проектировал архитектор Мнесикл .

Статуя Афины Промахос Статуя Афины Промахос ( Афины-Воительницы ) — огромная бронзовая статуя работы Фидия на афинском Акрополе Она стояла на высоком постаменте между Эрехтейоном и Парфеноном . Афина была изображена в шлеме, со щитом и копьём, причём шлем и остриё копья были золотыми. Именно поэтому моряки, подплывая к Афинам, издали видели золото, блестевшее на солнце. То есть Афина служила «маяком».

Храм Зевса Олимпийского Храм Зевса Олимпийского , также известный как Олимпион , представляет собой древний храм (теперь это руины) , в центре Афин. Его строительство началось в шестом веке до нашей эры , но не было завершено до царствования императора Адриана (2 век нашей эры). В эллинистический и римский периоды он был самым большим храмом в Греции. Изящные развалины этого храма прекрасно видны с высоты Акрополя, а так же в ночное время, благодаря его подсветке.

Храм Зевса Олимпийского

Театра Диониса Театр Диониса — античное театральное здание в городе Афины . Театр Диониса входит в число самых древних театров в мире. Театр был построен в V в. до н. э. и был деревянным. Выступления в театре проходили дважды в год — во время Малых Дионисий и Великих Дионисий.

3. Архитектурные стили античного мира

Античное (от латинский — древность) — стиль архитектуры который непосредственно связано с цивилизацией древней Греции и Рима. От начала I тысячелетия до н. э. по V век н.э. период, который называется античной. Основался и развивался культура древнего Греции, древнего Рима и в соседних странах.

Доказательство в этом является шедевры античного мира, архитектура живопись, скульптура, ювелирное искусство и декоративно-прикладное искусство. Все эти художественные наследия всегда поражал своими разнообразиями и богатством. В них ярко выражается характеры цивилизация дневной Греции и Рима.

Поскольку обе цивилизация развивался в одном промежуток времени, строительная технология в оба цивилизациях в общих чертах похожи друг другу. В архитектуре основные строительные материалы били мягкий камен, который легко обрабатывались.

А также известняк и мрамор тоже широко использовались. Эти материалы в основном для строительство общественных помещений применялся. Для столби, перекрытия и кровли использовали дерево. В качестве строительного материала кирпич тоже очень актуально пользовался в кладке стен и их облицовке.

По вкуса по строительству, между греками и римлянами били значительные разница. Это очень четко показалось в общих решениях здании и конструкции. А также в архитектурном творчестве и в гражданских зданиях проявлялись отличия.

Когда идет речь о храмах сперва вспоминается о древне греческих богов. Таких как Зевс, Афина, Аполлон и т.д. А построенные храмы для богов показывает их могущественность. С точки зрения строительство особенности храмов в их столбы. По периметру храма очень близко стоявшие колонны для начало били сделаны из дерева, постепенно заменялись каменными. Эти колонны назывались дорические и микенский.

Со временем с перемещением греческих племена на территории Греции появится много городов и государств. Этот период равняется примерно 2 тысячелетия до н.э. Именно в это время создаются всем известные государств, таких как Афина, Спарта и др.

При совершенствовании этих государств в мире впервые появляются художественная литература, искусство театра, складывается фундаменты для совершенной архитектуры и изобразительного искусство.

Римские города тоже не чуть не отстали от греков по плану совершенство и цивилизации. Надо заметит, что по градостроительство, древнегреческое мастерство господствовал над римлянами. Но на формы искусство в Римское градостроительство больше влияли местные традиции.

Кроме того строительство города в провинциях тоже отличали римскую архитектуру от греков.

Уникальность римлян заключалось в том, что строительство города проходили строго организованно. Поскольку и эти планировки должны били отвечать на условии жизни: суровые дисциплина, военной дух, огромное торговля и т.д. Парадные улицы с колоннадами, монументами и арками выражали бесподобности города. Еще один создания Римских мастеров бил «типовой» город. Особенности таких городов в их перпендикулярных улиц. Пересечения дорог били центром города.

Градостроительство античного мира

alt

Экономической основой существования населения древнегре­ческих городов являлась морская торговля. В V-III вв. до н. э. города имели в среднем 5-7 тыс. жителей, но в крупнейших горо­дах (Афины, Александрия и др.) насчитывалось до 100 тыс. жителей и более. Потребности судоходства заставляли выбирать для городов удоб­ное побережье с естественными, хорошо защищенными гаванями: так, например, Гераклея и Смирна были расположены в глубине заливов, Александрия и Книд — под защитой островов, Пирей и Милет — на полу­островах, изрезанных бухтами.

Нередко города строились у подножия горы, защищавшей их от не­благоприятных ветров (Приена, Ассос и др.).

В древнегреческом градостроительстве особенный интерес предста­вляют: классический период (середина и конец V в. до н. э.), IV в. и элли­нистический период (III-I вв.).

Тотчас же после греко-персидских войн заново планируются (воз­можно Гипподамом) Пирей и Милет (479 г. до н. э.), где применена пря­моугольная сетка улиц с прямоугольными площадями. В Пирее впервые главная улица явилась композиционной осью город­ского плана. В дальнейшем система двух или трех взаимно перпендику­лярных осей получила применение в Селинунте, Книде и Александрии, причем направление главных осей всегда параллельно или перпендику­лярно рельефу местности и линии побережья.

alt

В период до V в. акрополь являлся цитаделью, внутри которой по­мещались дворцы царей со службами (Тиринф). В классическую эпоху акрополь превратился в священное место и заполнился храмами, алта­рями, сокровищницами и скульптурными произведениями. Изменилось и расположение храмов: от примитивной параллельности периптеров (в архаическую эпоху) строители перешли к живописному расположению храмов (например, афинский Акрополь).

alt

В III-II вв. площадки акрополей выравнивались более решительно, и снова появилась координатность в расположении храмов (Пергам).

Первые агоры (т. е. площади) древнегреческих городов не имели пра­вильного плана и являлись свободным пространством у храмов и свя­щенных рощ. С развитием торговли агоры превращаются в торговые площади, обносятся портиками и приобретают правильный, по большей части прямоугольный план. Середина агоры остается свободной; у краев размещаются трибуны, скамьи и статуи. Агора приобретает значение композиционного центра города. Примером этого является агора в Приене.

Древнеримское градостроительство в эпоху ца­рей и республики находилось под сильным влиянием греков, но в раз­личных провинциях и колониях это влияние скрещивалось с местными (этрусскими, галльскими и др.) строительными традициями.

Впоследствии древнеримские города стали резко различаться между собой в зависимости от своего назначения: столицы и административ­ные центры провинции (Рим, Константинополь и др.), торговые и порто­вые города (Остия и др.), города-сады и виллы (Помпея и др.) и военные лагери (Ламбезис, Тимгад, Сильчестер и др.). Столицы и, в первую оче­редь Рим, не были производящими центрами и жили за счет военных до­ходов и налогов с громадной империи. Численность населения городов в среднем колебалась от 20 до 40 тыс. жителей, в Риме же она, вероятно, достигала 1,5 млн. жителей.

Военный характер Римского государства обусловил проведение сети благоустроенных стратегических дорог, из которых особенно выделяется Аппиева дорога. Древнеримские города отличались благоустрой­ством (водопровод с очисткой питьевой воды, канализация, мощение улиц, устройство терм с центральным отоплением и т. д.). Идеалом градо­строительной упорядоченности являлся военный лагерь прямоугольного или неправильного очертания с прямыми главными улицами (кардо и декуманус), подводившими к общественной площади — преторию, у входа в который нередко сооружалась триум­фальная арка. План римского лагеря — скорее этрусского, чем греческого происхождения и восходит к древним италийским «урбсам».

Греческое и римское градостроительства во многом различаются между собой. Греки умели индивидуально решать городской план, применяясь к ландшафту, римляне же мало считались с ландшафтом и приспособляли городской участок к стандартной планировочной схеме. Греческая агора была в основном прямоугольной площадью, равнозначуще оформленной со всех сторон колоннадами, римский же форум постепенно превратился и систему площадей, и равномерность оформления площади нарушалась путем выделения главного фасада ее (форум Траяна в Риме, форум в Офесе и др.).

В I-III вв. н. э. главные улицы многих древнеримских городов и даже лагерей обстраивались колоннадами (Тнмгад, Пальмира). Центром древне­римского города в большинстве был форум, а в крупных городах — с п- стема форумов, окруженных храмами, базиликами, театрами и другими общественными зданиями. Жилые дома в крупных городах (Рим, Остия и др.) достигали четырех и даже пяти этажей, а в небольших — это были одно-, двухэтажные здания с атриями и пери­стилями (сохранившиеся дома Геркуланума и Помпеи).

На базе интенсивного строительства населенных мест в I в. н. э. со­зрела стройная теория архитектуры, виднейшим предста­вителем которой был Витрувий

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector