Архитектура древних афин

Архитектура древних афин

План древних Афин

Цветовая среда города

Главная композиционная ось Акрополя, совпадающая с геометрической осью Парфенона, выступает как идеальный мысленный путь движения зрителя к храму (рис. 27). К этой оси постоянно приближается действительный путь движения, который обеспечивает восприятие сооружения под небольшими меняющимися углами. В представлении зрителя прочно складывается образ симметрии ведущего объема Акрополя, к которому он причастен, поскольку вся композиция согласуется с его идеальными целЯ1.ми. И этот гармонический образ является наиболее устойчивым и не меняется в восприятии при отклонении от идеального пути движения. Когда конец дороги на Акрополь уходит к северу, к участку, откуда он более .всего доступен, Парфенон теряется из виду, и композиция ансамбля в этом изменившемся положении зрителя дополняется новыми элементами. Видимый центр смещается и< пиргосу с храмом Афины-Ник и, поста в ленным таким образом, что его продольная ось направлена «к центру главного портика Парфенона (этот факт никак не отмечен в гипотезе О. Шуази). Связь -маленького храмика Афины-Ники и устойчивого массива Парфенона прослежена зрителем еще с предыдущих точек восприятия и в данный момент, когда он подходит ж пиргосу и обходит его, она помогает установить пространственное соотношение между Пропилеями и потерявшимся на время из виду Парфеноном, продольные геометрические оси которых расположены параллельно. «Островное» положение храма .Ники па площадке пир.госа еще раз характеризует общий принцип. Композиция, открывающаяся зрителю 33 Пропилеями, не является неожиданной. Огромная статуя Афины, с ее щитом в левой руке и острием копья, сдвинутым вправо, возвращает движение посетителя к Парфенону и согласуется с тем образом устойчивой симметрии «храм — зритель», который сложился у него одновременно с возникновением определенного эмоционального настроя.

Анализу, композиции, воспринимаемой с тонки зрения у выхода из Пропилей на площадку Акрополя, отведено особое внимание в исследованиях. Обычно они развивают концепцию О. Шу- ази о зеркальной симметрии ансамбля, центром которой является статуя Афины. К. Доксиадисом дан точный геометрический анализ симметрии восприятия от точки входа на Акрополь и показано, что открывающаяся уравновешенная картина подчинена определенным углам зрения. Указывая на результаты этих исследований, А. «В. Иконников отмечает, что идея порядка, заложенная в Композиции Акрополя, раскрывалась только с Одной точки, считавшейся, очевидно, главной, раскрывалась «ах только человек входил в пределы ансамбля и бросал на него первый взгляд, причем это впечатление оставалось в принципе незыблемым при дальнейшем движении и восприятии несимметричных панорам. Здесь правильно оценена роль устойчивых зрительных образов в восприятии ансамбля. Но это не доказывает правильности выбора исходной и главной точки восприятия. iC тем же основанием можно сделать предположение о тем большем значении устойчивого образа, отражающего типичную знаковую ситуацию «космической гармонии», образа, складывающегося на дальних подходах и при восприятии из города.

Нельзя, однако, отрицать и возможные тенденции к зарождению зеркальной симметрии в могущественных Афинах во времена Перикла, по развитые только в Риме. Формальные предпосылки к этому (были и в том, что Пропилеи были входом прежде всего на саму площадку Акрополя, где происходили массовые религиозные церемонии. IB признании этого факта было бы неверно усматривать непоследовательность концепции, если видеть в Афинском акрополе не просто «блестящее выражение конечной цели развития классической греческой архитектуры», но воплощение эпохи со всеми ее столкновениями и тенденциями. Понятие последовательного образа имеет, вероятно, более широкое значение, включающее историческую преемственность в формировании принципов композиционной организации.

Попытаемся теперь восстановить целостное впечатление о композиции Афинского акрополя. Для этого проследуем по пути Панафинейской процессии, собиравшейся когда-то на афинской агоре и шествовавшей на Акрополь к восточному входу Парфенона.

Афинский акрополь

Я, как, думаю, и многие из вас, люблю солнце. Ну согласитесь, что может быть лучше ласкового моря, солнечного пляжа и чудесных видов, куда бы ты не посмотрел? Казалось бы, мест с похожим описанием в мире предостаточно, но все же есть среди них одна страна, в которой, на мой взгляд, помимо моря и солнца есть еще и уголки с уникальной историей, равных которым нет больше нигде – это Греция.

Честно говоря, я поначалу не знал, чего ожидать: о современной Греции кроме общеизвестных фактов мне было известно не так уж и много. Но, может, это даже и к лучшему, ведь мне будет чему приятно удивиться. И, надо сказать, удивлять эта страна начинает уже с первых шагов с трапа самолета: от непонятных, но смутно знакомых букв греческого алфавита до теплого ветра с нежным ароматом цитруса повсюду. Все здесь невероятно гармонично, естественно и напоминает единый организм, рожденный под жарким южным солнцем. И у этого организма есть сердце – Афинский акрополь.

Немного истории

Акрополь – так греки называли поселение, как правило, расположенное на вершине какого-нибудь холма (или, как в случае с Афинским акрополем, скалы), вокруг которого со временем начинал разрастаться город. В основном там жила знать и правители города, ремесленники и беднота же селились у подножия. Акрополей в Греции много, да и не только в ней – даже в Турции сохранились несколько. Но меня и вас интересует именно акрополь в Афинах – и сейчас вы поймете, почему.

Если верить историкам, то первые поселения появились здесь еще в XV—XIII вв. до н. э. Вы только вдумайтесь в эти цифры! Конечно, время шло, и величественные храмы, которые мы видим сейчас – это примерно V век до н. э., что, согласитесь, тоже немало. Именно здесь находилось то самое город-государство Афины, о котором мы помним еще из учебника истории. Именно оно и стало родиной Европейской культуры, а это, как мне кажется, немало.

Что посмотреть в Афинском акрополе

Итак, оказавшись в Афинах, на любом сувенире для туристов мы увидим акрополь – ну или хотя бы один из храмов, расположенных на нем.

Удивляться нечему – почти все знаменитые постройки, созданные в стиле греческого классицизма, находятся здесь. Но к акрополю относятся не только здания, построенные на холме. Современный музей представляет из себя обширную территорию под открытым небом, а именно:

  • Парфенон, которому я посвятил отдельный текст. Знаменитый храм, посвященный богине Афине, покровительнице города, не оставит равнодушным никого. Это, наверное, самый известный греческий храм, знакомый даже далеким от древней истории людям.
  • Эрехтейон. Еще один известный храм, знаменитый главным образом своим портиком кариатид – это такие статуи женщин, заменяющие собой колонны.
  • Храм Ники Аптерос. Мраморный храм на небольшом выступе скалы.
  • Пропилеи. Это парадные ворота, въезд в город, призванный показать иноземцам богатство и могущество местных жителей.
  • Театр Диониса. Один из древнейших в мире театров, выполнял он те же функции, что и современный театр, за исключением одной особенности: этот вмещал до 17 тысяч зрителей.
  • Одеон Герода Аттика. Прекрасно сохранившаяся до наших дней древнегреческая концертная площадка вместимостью до 5 тысяч человек.
  • Музей Акрополя. Огромный современный музей, посвящённый древнегреческой культуре. Построен он на месте раскопок, сквозь стеклянный пол первого этажа видны следы древних поселений, исчезнувших тысячи лет назад.

Как добратьсядо Афинского акрополя

Точный адрес: Dionysiou Areopagitou, 10558. Но видно Афинский Акрополь практически отовсюду – огромный холм в центре города сложно перепутать с чем-либо еще.

Территория огорожена и имеет несколько входов, у которых в любое время много туристов, так что советую приходить пораньше. А сейчас я расскажу о том, как удобнее всего попасть в Афинский акрополь:

  • Пешком. Как я уже отмечал выше, акрополь виден отовсюду, и если вы находитесь в центре города, то найти его проблемы не составит. Этот вариант еще так же позволит вам наладиться красотой старых афинских кварталов, оно того стоит, рекомендую.
  • На метро. Ближайшая станция метро – Akropoli (Акрополи), также пешком можно дойти от станций Тиссио и Монастрираки. Билеты продаются в терминалах около станций, цена – 1,2 € ( 0,6 € для детей и пенсионеров). Этот билет также будет действовать в течение 70 минут и на трамвай, так что я считаю этот способ добраться до акрополя лучшим из всех.
  • На такси. Цена от 1 € и далее по 0,34 € за километр. Вариант для любителей постоять в пробках на узких улочках под палящим южным солнцем. Не рекомендую, так как в историческом центре Афин много пешеходных улиц, а пробки возникают спонтанно, да и устоять перед искушением завысить цену сможет устоять не всякий таксист.

Условия посещения Афинского акрополя

Часы, когда акрополь принимает туристов, такие:

  • каждый день с 8.00 до 18.30 (апрель – октябрь),
  • ежедневно с 8.00 до 17.00 (ноябрь – март).

Цена входного билета – 12 € с человека. За 20 € предлагают так же комплексный билет для посещения кладбища Керамик (я рекомендую!), храма Зевса Олимпийского, Римской и Афинской Агоры. Это даст возможность неплохо сэкономить, ведь перечисленные места обязательно стоит осмотреть. Билет спрашивайте в киосках, информация о нем почему-то вывешивается не везде.

Античный стиль в архитектуре Афин Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Горчакова Ольга Сергеевна

Текст научной работы на тему «Античный стиль в архитектуре Афин»

АНТИЧНЫЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ АФИН Горчакова О.С.

Горчакова Ольга Сергеевна — магистрант, кафедра городского строительства и архитектуры, Тульский государственный университет, г. Тула

Афины видели взлеты и падения многих больших цивилизаций. Государство испытало реальное человеческое счастье и кровавые трагедии бедных жителей. Столетние здания города по-прежнему тихо и по-королевски охраняют тайны далекой мудрости.

Туристы, прибывшие в Афины в первый раз, сразу проходят обучение в Акрополе. Немногие иностранцы знают это древнейшее чудо Греции, которое доминирует над городом. Богиня мудрости и классики греческого народа родились в этом месте. Есть много удивительных храмов, посвященных древнегреческой владычице мудрости Афины. Большое количество зданий Акрополя было построено около Перикла после того, как персидские войска вторглись в Грецию.

Ключевым символом самого важного греческого города и самым главным памятником дорической архитектуры является Афинский Парфенон, храмовый мост из камня между древним миром и современностью. Данным необычайным шедевром античных зодчих, с которыми сталкиваются люди в мраморе, гордятся все жители древней страны.

Очень мала вероятность того, что многих посещает мысль начать свою прогулку с афинского кладбища, но Керамейкос — самый известный погост в городе и хорошее место. Здесь расположено множество великолепных памятников, которые берут начало еще с 4 века до нашей эры, расположенных вдоль улицы с характерным названием — Грэйв-стрит. Здесь не так много туристов, потому что многие совсем не знают об этой истории.

В стародавние годы Керамейкос находился на пересечении основных дорог, сегодня площадь Омония имеет статус, в котором сливаются все главные улицы пригородов Афин. В этом месте сохранились фрагменты огромных Дипилонских ворот, которые соединяют Порт-Санте и большую часть улиц. По словам историков, участники фестиваля Рапайп отправились в старый Парфенон и Агору. Вот только нельзя полюбоваться Академией Платона, расположенной в регионе.

Когда человек приближается к монастырскому зданию, он хочет насладиться изысканной кладкой этого здания, если это возможно. До недавнего времени был храм Аполлона. В настоящее время осталась только единственная колонна перед входными дверьми в монастырь.

До шестого века в данном месте был построен небольшой скит, который значительно вырос до 11 столетия. Его помещения почти все разрушены, но церковь Святой Марии Дафны несколько тысяч лет страдала от вражеских набегов и землетрясений. Ее несколько раз перестраивали.

Национальный музей археологии

Ни одно государство не должно остаться без личного музея предметов, которые были найдены в раскопках. Греция не считается в этом другой. Самый значительный Государственный музей располагается в Афинах. Тут содержатся коллекции самых ярких произведений искусства. Они относятся к разным этапам греческой цивилизации, от неолита до Святого Рима. Самые известные музейные экспонаты

были найдены в микенскую эпоху. К ним принадлежат огромнейшие богатства предметов из золота, которые нашли во время работы экспедиции Шлимана в 1876 году: маска могилы короля с длинной бородой, изначально ее считали изображением Агамемнона. А когда более детально провели исследование, то ее возраст стал намного старше — примерно 15 век. Еще можно акцентировать внимание ценителей искусства на красивом серебряном брелоке в форме головы буйвола или желтым Кубке Вафио с денежной единицей этого же века.

Другие известные коллекции включают в себя архаичные и геометрические шедевры, классические и эллинистические ваяния, датируемые с 10 по 1 века до нашей эры.

Наследия истории Афин бесконечны, все они погружены в древнюю историю важных достижений машиностроения и достижений в области архитектуры. Люди должны это просто увидеть.

1. Вильчик Н.П. Архитектура зданий / Н.П. Вильчик. Москва: Гостехиздат, 2016.

Словарь

Именно в Древней Греции была предпринята первая попытка органического сочетания природного ландшафта с антропогенными элементами. Акрополи и театры греческих полисов, составляющие центры городских композиций, а также сами города, как бы вырастают из ландшафта. Таков ансамбль Афинского акрополя, выглядящей как культурное завершение той скалы, на которой он воздвигнут.

Интересной представляется внутренняя структура городских комплексов, представляющая живописное и хорошо продуманное сочетание крупных улиц, монументальных сооружений и общественных площадей – агор. Классический пример греческой городской планировки – центр города Эфеса, мастерские вписанные в пространство между двумя холмами и морем.

Греки умело использовали вертикальную планировку площадей – агор, расчленяя их пространство с помощью протяженных лестниц и невысоких подпорных стенок. В формировании открытых пространств греческого города активно участвовала скульптура. Так, вдоль главной улицы Эфеса ставят статуи выдающихся людей города. К числу произведений ландшафтной архитектуры относится статуя Афины Промахос Афинского акрополя и Колос Радости.

В античной Греции была разработана система пропорций – принципы золотого сечения и модуля, соотношение частей целого, а также принципы равновесия, ритма и симметрии. Эти положения отражены не только в самих сооружениях, но и в их размещении – планировочном решении ансамбля. Различные размеры храмов и других архитектурных форм (например на Афинском акрополе), их свободное размещение определили живописное начало в пространственной композиции. В таком расположении кроется определенная последовательность восприятия архитектурных объемов, их ракурсов и пластики, ориентированная на линию движения к главному объекту комплекса. В ансамбле преобладают точки восприятия с угла, а весь комплекс воспринимается постепенно, по мере раскрытия картины, каждая из которых включает только одно господствующее сооружение. Весь ансамбль согласуется с ландшафтом путем подчинения осей основных сооружений рельефу или линии морского побережья.

Использование всех этих принципов не утратило своей важности и в совмещенном ландшафтном искусстве. Зачатки садово-паркового искусства Греции относятся к X–VIII в.в. до н.э. – это священные рощи нимфей и героон. Затем появились ФИЛОСОВСКИЕ САДЫ – настоящие парки с аллеями, обсаженными тополями, платанами и маслинами. Они явились предками ПЕЙЗАЖНЫХ ПАРКОВ. Зеленое оформление агор складывалось из рядовых посадок деревьев вдоль дорог и сооружений. Начиная с III-го в. до н.э. храмы стали с 3-х сторон обсаживаться регулярной посадкой деревьев в 2 ряда. В первом ряду – небольшие деревья (гранатовые или айва) – во втором ряду – лавр или самшит (тоже невысокие). Примечательны рядовые посадки платана вдоль главных улиц и крытых галерей. Начиная с III-I-го веков до н.э. внутренние дворики – перистили стали украшаться цветами, фонтанами и скульптурой.

[Павлов С.Я., «Словарь терминов ландшафтной архитектуры», Санкт-Петербург, 2002.]

Архитектура Парфенона

Парфенон – памятник архитектуры Древней Греции, который располагается на афинском акрополе. Являлся главным храмом в древних Афинах, посвященным покровительнице этого города богине Афине.

Данное сооружение было построено в 438 году до нашей эры архитектором Калликратом по проекту другого зодчего Иктина. Храм украшался в период с 438 по 431 годы до нашей эры под руководством архитектора Фидия при правлении Перикла. В настоящее время памятник находится в полуразрушенном состоянии, ведутся реставрационные работы.

На Афинском Акрополе сохранилось множество архитектурных элементов древних построек и фрагментов их фундаментов. Как правило, вопросы их принадлежности тому или иному сооружению являются весьма спорными.

Первый известный новому времени храм, посвященный Афине находился на Акрополе. Он назывался Гекатомпедон и был предшественником Парфенона, дошедшего до наших дней. Гекатомпедон был построен в рамках программы Писистрата по обустройству и расширению Афин.

После Марафонского столкновения было начато строительство нового храма Афины, называемого Опистодомом. Данный храм располагался рядом с современным Парфеноном, но считается, что его строительство не было завершено из-за возобновившейся войны с персами и последующего разграбления Афин.

После окончания греко-персидский столкновений, во времена правления Перикла было решено построить новое, более величественное и роскошное религиозное сооружение. Принято считать, что зодчими Парфенона являются Иктин и Калликрат, причем первому из них принадлежит проект сооружения, а второй занимался возведением Парфенона. Известно, что величайший скульптор Фидий выполнял отделку храма и вместе с Периклом наблюдал за его строительством.

Рисунок 1. Парфенон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Точную дату возведения Парфенона специалистам удалось установиться благодаря сохранившимся фрагментам мраморных дощечек, на который правительство Афин представляло жителям полиса финансовые отчеты и официальные постановления. Данные надписи прежде всего служили для контроля за использованием средств и борьбы с казнокрадами. Известно, что в первый год строительства Парфенона средства были выделены на добычу и транспортировку пентелийского мрамора в Афины. Начиная с 444 г. до н.э. в течение года возводились строительные леса. К 438-437 году строительство храма было завершено, о чем свидетельствует продажа золотых монет, проданных после завершения статуи Афины Фидием.

Храм был освящен на празднике Панафиней в 438 году до нашей эры, однако ряд скульптур подвергались доработке вплоть до 432 года до нашей эры.

Архитектура античного Парфенона

Парфенон построен по принципу дорического периптера с некоторыми включениями ионического ордера. Каркас сооружения имеет опору из трёх мраморных ступеней, общая высота которых составляет 1,5 метра. Западный фасад сооружения имеет более частую разбивку на ступени, которые были предназначены для людей.

Верхняя часть ступеней, называемая стилобатом, имеет 70 метров в длину и 31 метр в ширину. По контуру храм окружен колоннадой (перистиль). Фасадные стороны имели по 8 колонн, а боковые сторон – по 17, учитывая угловые. Высота колонн составляет 10,4 метра, они состоят из 10-12 барабанов. Диаметр основания рядовых колонн – 1,9 м, угловых колонн – 1,95. Диаметр колонн сужается кверху, на каждой из них было выточено по двадцать каннелюр (продольных желобов). В качестве кровельного покрытия Парфенона использовалась черепица.

Рисунок 2. Фасад Парфенона. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Планировка Парфенона была тщательно продумана. Большое количество мельчайших деталей изготавливались с учетом облегчения зрительной нагрузки. Примечательно, что специалисты выделяют специальный термин курватура Парфенона. Он описывает специальную кривизну конструкций, которая вносила оптические коррективы. Храм кажется идеально прямолинейным, однако, на самом деле в контурах его конструкций нет почти ни одной прямой линии:

  • стилобат храма имеет незначительную выпуклость, так как иначе издалека казалось бы, что пол имеет некоторый прогиб;
  • угловые колонны имеют наклон к середине, а две средние колонны с каждой стороны – к углам, данный прием использовался для визуального их выпрямления;
  • угловые колонны в диаметре имеют больший размер, чем остальные, так как иначе они казались бы тоньше.

Некоторые из вышеизложенных приемов были придуманы архитектором Парфенона – Иктином. Они впервые были использованы при строительстве данного храма.

Считается, что гармония Парфенона достигнута при помощи аналогий в конструктивных элементах, а также одинаковых пропорций в плане (расположение внутренних и наружных колонн в плане). Интересно, что большое значение имеет расположение здания относительно акропольского холма: его расположение смещено к юго-восточной части скалы. В этой связи посетители храма видят его отдаленным.

Основные конструкционные материалы

Парфенон был целиком построен из пентелийского мрамора, который добывался неподалеку от места строительства. Под действием солнечных лучей данный материал желтеет. Северная сторона здания меньше подвергается солнечному воздействию, поэтому её конструкции приобрели серовато-пепельный оттенок. Южные фрагменты сооружения имеют желтовато-золотистый окрас.

Черепица и стилобат Парфенона были также выполнены из этого мрамора. Кладка стен осуществлялась без раствора. Её конструкционные блоки были правильной формы, тщательно обтачивались и подгонялись по размеру. Примечательно, что древние строители оставляли внутреннюю часть блоков необработанной, это экономило время и уменьшало трудозатраты.

Читайте также  Шоппинг в афинах

Нижняя часть кладки состояла из ортостатов (больших блоков, воспринимающих нагрузку от вышележащих, более мелких блоков). Горизонтальные связи в кладке предусматривались из металла, они вставлялись в пазы и заливались свинцом. Вертикальные выполнялись в виде металлических штырей. Перекрытия здания были деревянными.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector