Арианский баптистерий в равенне

Арианский баптистерий в равенне

Арианский баптистерий в равенне

Равенна Арианский Баптистерий

Арианский Баптистерий — Battistero Degli Ariani. Арианский баптистерий (Базилика Святого Духа) с «откровенной» мозаикой, изображающей крещение Христа. Здесь проводили обряды крещения последователи арианства. Баптистерий Ариана был выстроен в V — VI веках в период правления епископа Неона и короля остготов Теодориха (арианского). С 1996 года баптистерий Ариана входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Из-за мозаик на куполе.

Battistero Degli Ariani

Этот баптистерий построили всего на 50 — 100 лет позже баптистерия Неона, и чтобы отличать их, новому дали имя Арианский. Оба они маленькие, восьмиугольные, сложены из одинакового кирпича и одинаково скучноватые снаружи.

Но вот внутри — бесценные мозаики! В обоих баптистериях на куполе выложена сцена крещения Христа, но в разной манере. Их делали разные мастера, как минимум — пять. Возможно — православные (типа — среди последователей арианства таких умельцев не было). Мозаика этого баптистерия была выложена, очевидно, сразу после постройки. Центральный медальон купола содержит сцену крещения Христа Иоанном Крестителем. Особенностью композиции является полностью обнажённая фигура Христа — со всеми анатомическими подробностями, а также языческая персонификация реки Иордан в образе старца в диадеме из клешней краба и тростниковым жезлом в руке. Вода, окропляющая Христа, льётся на него из клюва голубя (Святого Духа). Вокруг центрального медальона — двенадцать апостолов, фигуры апостолов разделены пальмами.

Кроме мозаики купола баптистерия Ариана там не сохранилось никаких элементов декора: стены совершенно голые, всё давно обвалилось. Да и само это здание восьмиугольной формы с четырьмя маленькими внешними апсидаим (выступами), погрузилось уже на 2,3 метра в землю.

Арианство — одно из учений в христианстве в IV—VI веках, утверждавшее сотворённую (мирскую) природу Иисуса. Изображали они Иисуса тоже весьма типично — обычно среди мирских вещей, на богато украшенном троне и т.д. Получило название по имени основоположника — александрийского священника Ария. После того, как во второй половине VI века арианство было запрещено, в 561 году баптистерий превратили в ораторий Санта-Мария-ин-Космедин (Oratorio di S. Maria in Cosmedin), а с XVIII века и до 1914 года им владело частное лицо. К середине XX века было обстроено со всех сторон позднейшими пристройками, которые были разрушены и снесены в ходе второй мировой войны.

Вход — свободный. Часы работы — до 2 ноября каждый день с 8:30 утра до 7 вечера, с 3 ноября каждый день с 8:30 утра до 4:30 вечера. Раз в году открыт до полуночи, в так называемую Золотую Ночь (Notte d’Oro) (10 октября в 2015 году), когда все магазины в центре открыты до поздней ночи, а вдоль улиц устраивают маленькие представления.

Арианский баптистерий, Равенна

Арианский баптистерий, Равенна

Арианский баптистерий (Battistero degli Ariani) – небольшое старинное строение, затерявшееся среди улочек центра Равенны. Тем не менее, это здание имеет огромнейшую культурную, художественную и религиозную ценность прежде всего из-за своих изумительных мозаик, а также из-за своего почтенного возраста. Кроме того, баптистерий является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История Арианского баптистерия

Во время правления Теодориха Великого в Равенне при дворе главенствующей религией было арианство, одно из направлений раннего христианства. И в начале 6 века государь приказал построить здание для крещения народа, принадлежавшее ведомству собора Равенны. Внешне неказистое строение быстро было завершено, после строительства внутри создали прекрасные мозаики. В 561 году арианство было осуждено церковью как еретическое учение. Тогда баптистерий превратили в ораторий Девы Марии.

В 16 веке находящийся рядом собор был полностью перестроен, а в 18 веке ораторий перешел в частную собственность. Древнее здание находилось в руках дворянской семьи до 1914 года.

К середине 20 века баптистерий окружили плотной стеной жилые дома. Но бомбардировки Второй мировой войны уничтожили домики, старинное же здание осталось стоять. Несколько десятилетий оно пребывало в забвении, но в 1996 году ЮНЕСКО включило баптистерий в список объектов Всемирного наследия. После этого постройка была отреставрирована.

Архитектура и мозаики

Баптистерий внешне очень прост и похож на Неонианский баптистерий. Его основание восьмиугольное, стены выложены из обожженного кирпича, а на уровне верхнего этажа есть несколько арочных окон. Старая черепичная кровля дополняет картину древнего христианского объекта. Учитывая солидный возраст в 1500 лет, здание просело в сравнении с первоначальным уровнем на 2,25 метра.

Интерьер

Интерьер баптистерия такой же простой, как и внешний вид – голые стены с кирпичной кладкой и мраморноый крестильный шрифт в центре. Простота и никакой помпезности, и это подчеркивает назначение здания.

Купол

Но вот купол постройки является настоящим произведением искусства. Он полностью заполнен знаменитой прекрасной мозаикой. Она выполнена более упрощенно и монументально, нежели мозаики 5 века в баптистерии Неона. Такой стиль был очень характерен для остготов, правивших в Равенне. Историки приписывают создание мозаики 5 разным авторам, работавшим над ней одновременно. Естественно, она иллюстрирует крещение, как основной обряд, ради которого и был создан баптистерий. В центре купола изображена сцена крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан, и голубь, сходящий с небес. Кстати, водная артерия аллегорически изображена как седой старик, а Христос обнажен.

Размещенная по кругу подкупольная мозаика показывает 12 апостолов, идущих к престолу. Над их головами размещены нимбы, в руках они держат венцы, Петр – ключи от рая, а Павел – свиток. Все фигуры учеников Иисуса разделены пальмами. Таким образом иллюстрировано различие арианства от основного течения христианства. Изумительная древняя мозаика сильно контрастирует на фоне простоты фасада и интерьера баптистерия.

Как доехать

Баптистерий расположен в центре Равенны, на площади Piazzetta degli Ariani. Немного пройдясь пешком узенькими улочками, можно попасть к крепости Бранкалеоне, а также к Монументу мученикам. На площади возле последнего есть автобусная остановка Viale Farini Liceo (маршруты 1, 2, 3, 4, 5, 8, 18, 70, 80, 90, 140, 141, 151, 154, 155, 161, 195).

Время работы: в зимнее время с 08:30 до 16:30, а в летнее – с 08:30 до 19:30. Касса закрывается на 15 минут раньше. Телефоны: (+39) 0544 543724, (+39) 0544 543710.

Стоимость: цена полного билета 1 евро, льготного 0,5 евро. Льгота действует для студентов возрастом 18–25 лет. Для молодых людей младше 18 лет вход бесплатный.

Арианский баптистерий в равенне

Перевод А. Васильевой (специально для ПОРТАЛ-СЛОВО.RU)

Эпоха Теодориха: Арианский баптистерий

После падения западной римской империи в конце V века Теодорих Остгот [1] , пользуясь поддержкой византийского императора, завоевал Италию, одержав победу над Одоакром, и установил там варварское царство. Равенна, ставшая столицей нового суверена, под управлением этого умного и амбициозного владыки вошла в период своей блистательной славы.

Среди вереницы имен варварских королей V-VII вв., предпринимавших попытки создавать новые государства на осколках римской империи, нет ни одного правителя, кто мог бы поспорить своим значением с Теодорихом Великим. Приехавший еще совсем молодым в Константинополь, куда его отправил отец в качестве заложника [2] , будущий император с юности испытал глубокое влияние античной культуры. Когда он сам стал хозяином Италии, его искреннее преклонение перед классической культурой как нельзя лучше способствовало его политическому утверждению в роли наследника римской традиции.

Желая добиться расположения со стороны своих новых подданных, Теодорих сохранил в административном и политическом управлении страны ту систему, которой испокон веков следовали римские императоры. Он окружил себя приближенными из римлян, призвал к своему двору многих знатных византийцев с целью заявить о себе как о представителе и уполномоченном императора [3] . Теодорих был глубоко убежден, что вне римской империи никакое государство не сможет долго просуществовать, почему и направил все силы своего готского войска на защиту монархии. Исполненный гордостью за ту миссию, которую ему предстояло осуществить, а также вдохновленный самой идеей причастности к романской культуре, Теодорих всегда по отношению к другим германским владыкам выступал в роли воспитателя и просветителя, считавшего своей обязанностью передать им начатки высшей культуры.

Император любил окружать себя высоко образованными людьми, заботился о восстановлении школ и о воспитании своих детей, которых ему хотелось видеть ни в чем не уступающими детям патрициев [4] . Теодорих глубоко чувствовал особую «романскую красоту» памятников Рима, которая, по слову одного из его министров, делала Вечный город одним из прекраснейших в мире. Он принялся реставрировать античные здания, желая в их бессмертном окружении возродить былое великолепие города. Этот варварский король, наподобие Цезаря, устраивал в Риме торжественные триумфальные входы, проводил празднества в цирке и раздавал деньги народу, провозглашая себя, как гласит выгравированная в его честь надпись, «популяризатором римского имени» («le propagateur du nom romain»).

Кирпич с эмблемой Теодориха, найденный в храме Весты в Риме. Надпись гласит: «С нашим владыкой Теодорихом хорошее правление в Риме».

Новые здания эпохи Теодориха имитировали постройки, которые были уже возведены его предшественниками. Император стремился, чтобы не только его двор своим блеском затмил византийский, но и чтобы новая столица обилием зданий не уступала Константинополю. Он буквально покрыл Италию постройками. В Павии, Вероне, Террачине, Сполето возвысились своими ордерами многочисленные дворцы, термы и амфитеатры. Равенна, стараниями Теодориха, наводнилась светскими и культовыми памятниками. Среди них были такие здания, как базилика d`Hercule, служившая своего рода Биржей, несколько колонн которой, увенчанные необычными капителями, предположительно, были найдены на одном из фасадов, окружающих площадь Виктора Эммануила в Равенне. К постройкам времен Теодориха относятся также ц. Сан-Андре, разрушенная в XV в., ц. Сан-Теодор, носящая в настоящее время имя Святого Духа, ц. Девы Марии (Santa-Maria in Cosmedin), называемая арианским баптистерием [5] , а также великолепная базилика Св. Мартина с золотым сводом, носящая имя Сант Аполлинарио Нуово.

Одним из наиболее великолепных сооружений этого времени являлся дворец, располагавшийся на территории за церковью Сант Аполлинарио, которая простиралась к востоку до самых городских стен. В настоящее время он известен нам только по изображению его элегантного фасада на мозаике из ц. Сан Апполинарио Нуово. От роскошного убранства дворца, когда-то украшенного различными видами мрамора и мозаик, от его замечательных панно, на которых Теодорих был представлен в самых различных видах — верхом на боевом коне, стоящим между двумя женскими символическими фигурами, олицетворяющими Рим и Равенну, осталось только воспоминание. С тех пор, как Шарлемань [6] , желавший украсить свой храм Э-ля-Шапель [7] , воспользовался материалом из старой резиденции остготского короля, памятник стал медленно превращаться в руины. От декорации дворца осталось лишь несколько осколков мозаичных панелей, найденных в садах, соседствующих с церковью св. Апполинария. Что касается здания, немного удаленного от базилики, которое обычно называют дворцом Теодориха, то археологические раскопки 1899 года доказали, что оно датируется более поздним временем. Тем не менее ряд архитектурных элементов этой постройки представляет большой интерес. Это, например, лоджия ее первого этажа, украшения из аркад, поставленных на мраморные колонны, две башни, ныне утраченные, когда-то фланкировавшие здание, а также высокая массивная дверь, напоминающая Золотую дверь дворца Диоклетиана в Спалато. Предположительно, постройка является зданием начала VIII века, которое воздвигли византийские экзархи, обитавшие тогда во дворце Теодориха с целью защиты основного корпуса дворца.

Здание, называемое дворцом Теодориха

В искусстве, так же как и в политике, Теодорих был не творцом, а прежде всего государственным человеком, поддерживавшим римскую традицию. В зданиях, возведенных им, он не оставил своей собственной «марки». Культовые постройки этого времени мало отличаются от других сооружений Равенны. Даже знаменитая ротонда, возведенная для погребения германского короля по его собственному приказу, является копией с античных образцов. Если говорить об иноземном влиянии в искусстве Равенны начала VI в., то следует прежде всего отметить влияния восточные, издавна доминировавшие в христианском искусстве, но к этому времени ставшие более мощными. Можно даже сказать, что как раз благодаря их присутствию в архитектурном и декоративном оформлении зданий эпохи Теодориха сооружения этого времени, в частностиАрианский баптистерий и базилика Сант Апполинарио Нуово, вызывают такой неувядающий интерес.

Центральный медальон купола баптистерия ариан (фрагмент)

Рядом с церковью Святого Духа [8] , от интерьера которой осталось только несколько колонн с античными капителями, возвышается Арианский баптистерий, по плану и декоративному убранству практически повторяющий баптистерий Православных. Как и в оформлении последнего, центральный мозаичный медальон в куполе баптистерия ариан, представляющий Крещение Господне, окружают изображения апостолов. Составитель иконографической программы времени Теодориха, имея перед глазами великолепные образцы предшествующей эпохи, не стал утруждать себя созданием чего-то нового для здания, имеющего подобное же назначение, а ограничился воспроизведением, впрочем, довольно посредственным, того, что уже было создано ранее. Сообразовываясь с художественными потребностями своей эпохи, он довольствовался простой заменой на единообразный золотой фон желтых и голубых фонов баптистерия эпохи Галлы Плацидии, а также перестановкой в сцене Крещения порядка персонажей: Иоанн Предтеча изображен слева, а по правую руку от Христа представлена персонификация Иордана в виде старца с украшением из клешней раков на голове. Движение апостолов, которые в православном баптистерии идут друг другу навстречу, здесь направлено к трону, венчаемому крестом. При всей схожести композиций центральных медальонов обоих храмов апостолы из арианского баптистерия, изображенные в анфас, имеют более неуклюжие позы, драпировки их одежд однообразны, а контуры тяжелы и угловаты. Кроме того, художественная трактовка персонажей из композиции Крещения — безбородого Христа, довольно слабого рисунка, и Предтечи, фигура которого словно теряет равновесие в пространстве, говорит о явном упадке мастерства живописцев. Однако если не заострять внимание на отсутствии выдумки и бедном колорите этой композиции, можно отметить довольно оригинальное исполнение голов персонажей, заметно отличающихся от образов баптистерия Православных. Их художественное исполнение свидетельствует о глубоких изменениях, произошедших в изобразительном искусстве между эпохой Галлы Плацидии и временем Теодориха.

[1] Теодорих Великий (451-526 гг.) — король остготов с 493 г., основатель остготского государства в Италии. В 488 г. вторгся в Италию и после свержения и убийства правившего там Одоакра захватил власть. Выражая интересы остготской знати, все более сближавшейся с римской аристократией, Теодорих в государственном управлении и законодательстве сохранил римские институты. Изданный около 512 г. Эдикт Теодориха, основой которого является римское право, сохранял крупное землевладение, узаконил рабство. Укрепление центральной власти при Теодорихе способствовало подъему земледелия и торговли, а также науки и искусства.

[2] В 459 году в обеспечение одного из мирных договоров, прерывавших борьбу остготов с римлянами, Теодорих восьмилетним ребенком был отправлен своим отцом, королем остготов Теодемиром, в Константинополь, где пробыл десять лет — с 459 по 469 год.

[3] Имеется в виду византийский император Зенон, который послал Теодориха в 488 году разгромить войско варварского короля Одоакра.

[4] Дочь Теодориха Амаласунта, унаследовавшая престол отца после его смерти, была известна своей высокой образованностью.

[5] Баптистерий был построен в Равенне на рубеже V и VI веков по приказу Теодориха Великого. В 561 году, после осуждения арианства, он был превращен в ораторию Девы Марии (Oratorio di S. Maria in Cosmedin).

[6] Карл Великий (742-814) — король франков с 768 года, император Священной Римской империи с 800 года.

[7] Капелла была построена около 796 г. по приказу Карла Великого в византийском стиле. Позднее стала ядром кафедрального собора города Ахена.

[8] Собор Святого Духа — кафедральный собор г. Равенны. Был построен в начале V века равеннским епископом Урсом (т.н. Урсианова базилика) и был посвящен Воскресению Христову. К 1733 году постройка стала ветхой и ее полностью разобрали, сохранив лишь цилиндрическую кампанилу X века. В 1749 году состоялось торжественное освящение нового собора на том же месте во имя Святого Духа. От первоначальной постройки сохранились лишь незначительные фрагменты, хранящиеся в экспозиции Архиепископского музея Равенны.

Арианский баптистерий

Уточняющая датировка: Конец 5 в. — начало 6 в.

Описание

Арианский баптистерий вместе с городским кафедральным собором был построен вскоре после захвата Равенны Теодорихом в 493 г., скорее всего, по образцу Баптистерия Православных. по приказу остготского короля Теодориха Великого, который был арианином.

Арианский баптистерий вместе с городским кафедральным собором был построен вскоре после захвата Равенны Теодорихом в 493 г., скорее всего, по образцу Баптистерия Православных. по приказу остготского короля Теодориха Великого, который был арианином.
При том же восьмигранном плане повторена и тематика, и иконография композиции, однако отступления от образца многозначительны.
Свое название баптистерий получил в связи с необходимостью отличать его от построенного ранее баптистерия православных.
В 561 году, после осуждения арианства баптистерий был превращён в ораторию Девы Марии (Oratorio di S. Maria in Cosmedin). С XVIII века до 1914 года здание находилось в частной собственности. К середине XX века было обстроено со всех сторон позднейшими пристройками, которые были разрушены и снесены в ходе Второй мировой войны. Пол лежит выше первоначального уровня на 230 см.
В 1996 году в составе ранних памятников равенны баптистерий Ариан был включен в состав объектов Всемирного наследия.

Иконография

В своей книге, «История византийской живописи» Лазарев В. Н. пишет, что мозаики баптистерия Ариан «навеяны мозаиками Православного баптистерия, что уже само по себе говорит об известном творческом оскудении.

В своей книге, «История византийской живописи» Лазарев В. Н. пишет, что мозаики баптистерия Ариан «навеяны мозаиками Православного баптистерия, что уже само по себе говорит об известном творческом оскудении. В центральном медальоне представлено «Крещение» с олицетворением Иордана, кругом идет пояс, где к увенчанному крестом Престолу уготованному (Этимасии) с обеих сторон подходят возглавляемые Петром и Павлом апостолы с венцами в руках. Хотя в исполнении мозаик принимало участие пять мозаичистов, их стиль в целом отличается большой монолитностью. По сравнению с мозаиками V века краски сделались более тяжелыми и пестрыми, ухудшился рисунок (особенно конечностей), укрупнились черты лица, в жестких складках появилась подчеркнутая прямолинейность, формы приобрели упрощенно геометрический характер. Все это привело к усилению монументального начала, но эта монументальность отмечена чертами примитивности, в чем нельзя не усматривать воздействия варварских вкусов.»

В поясе апостолов появляется центр движения — Престол Уготованный, вертикальная ось которого совпадает с осью центрального медальона, а именно с фигурой Христа и голубем над Ним в сцене Крещения. По сторонам симметрично расположены фигуры Иоанна Предтечи и персонификация Иордана. В прямолинейном отражении их силуэтами абриса медальона, цветовой и пластической симметрии, в зеркальном разделении сцены по центральной оси появляется условность и эмблематичность: сюжет перестает быть событием и становится знаком. Та же тенденция прослеживается и во фризе с фигурами апостолов, разделенных условными изображениями пальмовых деревьев. Устойчивость, простота построения, четкие интервалы и иератичность постановки фигур представляют уже не движение, но предстояние. Крупные формы оконтурены жесткими линиями, одеяния переданы плоскими белыми пятнами, лики абстрактны, впервые применен золотой фон: начало символизма в церковном искусстве.

Стиль: В арианском баптистерии просматривается более сдержанная трактовка форм: в драпировках одеяний апостолов складки укрупняют ритм, приобретая более простую форму,

цвет одеяний становится однообразным, что заставляет обратить внимание на выражение лиц апостолов, не увлекаясь игрой цветовых сочетаний в одеждах.

Само пространство получает самостоятельную роль в повествовании, когда золотой фон играет роль главного изобразительного средства, представляя пространство как погруженность мира в действующую силу Божественных энергий.

В арианском баптистерии выражение лиц учеников Христа становится более строгим, крупные лица с преувеличенными чертами и сосредоточенным взглядом являют иной тип лица – восточный, наблюдается стремление к подчеркиванию сопричастности их одному божественному началу.

Процесс становления оригинального стиля равеннских мозаичистов протекал под влиянием римской, варварской и восточной культур: появлением вестоготов положило начало варваризации монументальной живописи, что послужило одной из причин ее сближения с художественной культурой Востока (Сирии, Палестины). Монументальность образов в мозаике арианского баптистерия, уход от эллинистических воспоминаний, замена чувственной живописности более схематичными приемами позволяет говорить о сложении основных форм византийского стиля, отвечавшего прежде всего духовным задачам.

Равенна: баптистерии и прогулка по вечернему городу

DSC04489.JPG

Мы купили общий билет за 9,50 евро (cumulative ticket), который действует в течение 7 дней и дает право однократного входа в следующие памятники, входящие в список ЮНЕСКО: базилику Сант-Аоллинаре Нуово, баптистерий православных, базилику Сан Витале, мавзолей Галлы Плацидии (но с 1 марта по 15 июня за посещение мавзолея придется доплатить еще 2 евро), архиепископский музей и капеллу апостола Андрея. Рекомендованный маршрут знакомства с достопримечательностями по этому билету выглядит следующим образом:

Читайте также  Архитектура древней греции храмы

Мы приехали в город достаточно поздно, еще нужно было оставить вещи в отеле, поэтому в первый день смогли посетить до закрытия в пять вечера только баптистерий православных (другое название «баптистерий Неона») (Battistero Neoniano). Крестильня православных (латинское baptisterium переводится «крестить») — одна из самых старинных по времени построек. Восьмиугольное здание было построено вместе с кафедральным собором на рубеже IV-V веков

DSC04469.JPG

Снаружи вроде ничего интересного, но этим-то и примечательны постройки Равенны. В отличие от многих итальянских соборов, внешний декор которых завораживает, как, например, собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, а внутри выглядит очень просто, в Равенне все наоборот. Заходишь внутрь такого простенького здания (хотя это сейчас так, раньше снаружи здания тоже были декорированы), практически ничем не украшенного, и открываешь рот от изумления. Во второй половине пятого века при епископе Неоне баптистерий был украшен мозаиками, поэтому у него есть второе название

DSC04456.JPG

В баптистерии со мной случился казус: я открыла путеводитель по Равенне и читаю следующее «по сравнению с мозаиками V века краски сделались более тяжёлыми и пёстрыми, ухудшился рисунок (особенно конечностей), укрупнились черты лица, в жёстких складках появилась подчёркнутая прямолинейность, формы приобрели упрощённо геометрический характер». Общий характер мозаики отличается монументальностью с чертами примитивизма». Я впадаю в ступор — то, что я вижу перед собой, никак не совпадает с прочитанной мною оценкой. Разве можно такую тонкую работу охарактеризовать прямолинейной и упрощенной?

DSC04458.JPG

Оказалось, что я перепутала и начала читать про второй баптистерий, который находится в Равенне — баптистерий ариан, построенный позже, но не дотягивающий до художественной высоты предшественника.

В куполе в самом центре, над крестильной купелью, мозаика со сценой Крещения Христа Иоанном Богословом (Богоявление, Епифания). Река Иордан предстает двояко: из прозрачной речной воды, омывающей Христа, выступает фигура, держащая полотенце. Фигуры двенадцати апостолов в движении, на них пышные хитоны двух цветов — белого, олицетворяющего свет, и золотого, олицетворяющего свет небесный. Апостолы предстают как реальные личности: лица с крупными носами, резко очерченными носогубными складками, рельефными морщинами. В то время иконографические образы еще не застыли в каких-то определенных рамках

DSC04451.JPG

В апостольском круге нет ни начала, ни конца, что символизирует идею неиссякаемости, бесконечности благодатной энергии, которая от принимающего крещение Христа по радиальным лучам переходит к апостолам, а через них передается церкви, которую символизируют алтари и епископские седалища третьего уровня декорации.

На уровне человека крестильня украшена по кругу арками с замечательным мозаичным узором

DSC04464.JPG

Здесь можно поближе рассмотреть мелкие детали, из которых собраны мозаики

DSC04453.JPG

А еще есть украшения из похожей на флорентийскую мозаику

DSC04454.JPG

Все познается в сравнении, поэтому предлагаю сразу посмотреть на баптистерий ариан, в котором мы побывали на следующий день, чтобы достойно оценить высоту художественного гения мастеров из баптистерия православных. Баптистерий ариан (Battistero degli Ariani) был построен в конце пятого века готом (один из германских народов, захвативших Римскую империю) Теодорихом, воспитанным в Константинополе. Арианство — одна из древних христианских ересей, учившая о тварности Христа, и отвергнутая церковью, но процветавшее среди германских народов.

Здание баптистерия ариан такой же восьмиугольной формы, как и баптистерий православных, но оно было частично засыпано

DSC04548.JPG

На стенах мозаики не сохранились, только центральный медальон купола. Внешне тематика и иконография мозаики из баптистерия православных здесь повторена, но есть отступления, которые характеризуют другое воззрение ариан на христианское вероучение. Например, вода во время крещения льется из клюва голубя, так как согласно арианству Христос получил свою божественную сущность именно в этот момент

DSC04549.JPG

Если бы я не видела до этого тончайших мозаик в предыдущих памятниках Равенны, то была бы восхищена и этой работой, а так мне была уже очевидна разница, и более поздние мозаики стали символом общей деградации после распада Римской империи. Ну и еще один важный момент, о котором я давно прочитала в книге про искусство — шедевры искусства живут вне времени, не важно, создал его доисторический человек или художник эпохи Возрождения, понятие технического прогресса сложно применимо к сфере искусства

Кстати, когда после Равенны я поехала во Флоренцию и увидела второй раз мозаику в баптистерии во Флоренции, то мне бросились сразу в глаза странные пропорции фигуры Христа, особенно ног, чего не замечала до этого.

И раз уже для нас закрылись двери в сокровищницы с мозаиками, предлагаю немного прогуляться по вечернему городу. Ведь это не абы что, а бывшая столица Западной Римской империи. В 402 году император Гонорий, брат Галлы Плацидии, обеспокоенный набегами варваров, повелел перенести столицу из Милана в Равенну, на берег Адриатического моря, полагая его более защищенным. Красивое здание с терракотовой лепниной как в понравившемся мне Бассано-дель-Граппа

DSC04474.JPG

Симпатичный цветочный магазин. Обратите внимание на название улицы на углу дома — в Равенне указатели на домах украшены мозаиками, здорово!

DSC04471.JPG

Конечно же площадь Гарибальди, в Италии без него никуда

DSC04476.JPG

Самая главная площадь города — Piazza del Popolo (Народная площадь), на которой находится городская ратуша (Palazzo del Comune) — обязательное строение для европейских городов, особняк венецианцев XV века, так как Равенна долго была в зоне влияния Венецианской республики, Часовая башня. В витрине какого-то банка на площади выставлена интересная коллекция копилок, часов и еще всякой всячины

DSC04479.JPG

Вот, скорее всего, копилка с автоматическим счетчиком брошенных в нее монет

DSC04482.JPG

А это уже артефакты из Нового света — мальчик, у которого в башке одна кока-кола и арахис

DSC04483.JPG

И крутейшая вещь — в целости и сохранности настенный календарь времен фашистов в Италии. Посмотрите в правый верхний угол и вы увидите фасцию, атрибут власти древнеримских царей и высших магистратов в эпоху Римской республики. Бенито Муссолини, ведомый идеей восстановления Римской империи, избрал после Первой мировой войны фасции символом своей партии

DSC04485.JPG

Фасции (ликторские пучки) — это пучки вязовых или берёзовых прутьев, перетянутые красным шнуром или связанные ремнями. Первоначально символизировали право магистрата добиваться исполнения своих решений силой. Вне пределов города в фасции закреплялся топор или секира, символизировавшие право магистрата казнить и миловать подданных (внутри городов высшей инстанцией для смертных приговоров был народ). Впоследствии, в геральдике, ликторские фасции стали символизировать государственное и национальное единство. Также воспринимаются как символ защиты государственности. И в такой трактовке используются и сейчас: на гербе Франции, по сторонам трибуны палаты представителей в США, на эмблеме Федеральной службы исполнения наказаний у нас.

Забавная кофемашина в форме традиционной итальянской мокки — гейзерной кофеварки

DSC04490.JPG

За Народной площадью есть еще одна уютная небольшая площадь с каруселью, которой завершим вечернюю прогулку

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector