Атрибут терпсихоры 4 буквы

Атрибут терпсихоры 4 буквы

Атрибут терпсихоры 4 буквы

• ж. музыкальное орудие древних; ныне переиначено в рыли, на которых играют, припевая, слепцы в Малороссии и заморские нищие в Питере. Новоголландская птица, у которой хвост лирою. Одно из северных созвездий. Лирный, к лире относящ. Лиран м. тюльпановое дерево, тюльпанник, Lireodendron tulipiferа. Лирик м. или лирический поэт; лирическая поэзия противополагается эпической и заключает в себе: оды, гимны, песни, где господствует не действие, а чувство. Лиризм м. лирический дух, направление; возвышенное, вдохновенное песнопение

• инструмент в хвосте птицы

• инструмент поэтической музы

• историческая валюта Италии

• итальянский денежный «вклад» в музыку

• между Геркулесом и Лебедем

• музыкальный символ вдохновения поэта

• название какого созвездия связано с тем что Зевс в благодарность за искусную игру Орфея поместил его золотую кифару на небо

• созвездие со звездой Вега

• сотня турецких пиастров

• то, что Некрасов «посвятил народу своему»

• что в руках муза поэзии Евтерпа

• экс валюта Италии

• эксвалюта «маде ин» Италия

• будильник добрых чувств (поэтическое)

• денежная единица, = 100 пиастрам (курушам), Ватикан, Италия, Турция

• древнегреческий струнный музыкальный инструмент, символ поэтического творчества и вдохновения

• древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент в форме овальной незамкнутой сверху рамы с плавно отогнутыми округлыми концами

• испанский автоматический пистолет

• крайние рулевые перья, сильно (лирообразно) изогнутые наружу у тетерева-косача

• символ искусства (в переносном смысле)

• созвездие с главной звездой Вегой

• созвездие Северного полушария

• этот инструмент Гермес изготовил из черепашьего панциря

• символ поэтического творчества, вдохновения

• под аккомпанемент какого инструмент, если верить древним грекам, рождались стихи Сапфо, Анакреона, Пиндара, Есенина

• в каком созвездии находится звезда Вега

• струнный смычковый музыкальный инструмент

• какой музыкальный инструмент изобрел Гермес, натянув на черепаший панцирь бычьи жилы

• музыкальный инструмент Орфея

• музыкальный инструмент Терпсихоры

• музыкальный символ вдохновения

• денежная единица Италии

• денежная единица Ватикана

• денежная единица Мальты

• денежная единица Турции

• 20 сольдо до 1947 г

• в Италии до евро

• в руке у Евтерпы

• 20 сольдо до 1947 года

• эмблема военных оркестров

• «…над могилой» из пушкинского стихотворения «Гроб Анакреона»

• старинный струнный музыкальный инструмент

• эмблема и атрибут поэта

• под аккомпанемент какого инструмент, если верить древним грекам, рождались стихи Сапфо, Анакреона, Пиндара, Есенина?

• какой музыкальный инструмент изобрел Гермес, натянув на черепаший панцирь бычьи жилы?

• название какого созвездия связано с тем что Зевс в благодарность за искусную игру Орфея поместил его золотую кифару на небо?

• в каком созвездии находится звезда Вега?

• то, что Некрасов «посвятил народу своему»

• «музыкальные» валюта и созвездие

• итальянский денежный «вклад» в музыку

• что в руках муза поэзии Евтерпа?

• «арфа» в руках поэтической музы

• «…над могилой» из пушкинского стихотворения «Гроб Анакреона»

• эксвалюта «маде ин» Италия

• северное созвезд. и «гусли» поэта

• северное созвезд. и «гусли» поэта

• валюта Италии до евро

• национальная валюта Италии

• гусли в далёком, далёком прошлом

• анаграмма к слову «риал»

• анаграмма к слову «риал»

• струнный щипковый инструмент

• мешанина из слова «лари»

• мешанина из слова «риал»

БОГИНЯ ТАНЦА — ТЕРПСИХОРА

По преданиям древних греков, муза танца звалась Терпсихора. Она имела восемь сестер. Летними вечерами они, взявшись за руки, водили хороводы. На греческих фресках и вазах сестры – музы держатся за руки. Танец был тесно связан с музыкой, пением, словом, игрой.

Атрибут терпсихоры 4 буквы

Терпсихора (Teryicora) — муза танца и хорового пения. В греческой мифологии дочь Зевса и Мнемосины, одна из девяти муз, покровительница танца (иногда — хорового пения). Изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она — «наслаждающаяся хороводами». Муза, открывает людям гармонию между внешним и внутренним, душой и телом.
Античный танец основывался на строгом соблюдении ритма, на сочетании ритмического шага и подобающих движений рук. Пляски были обязательным учебным предметом в гимназиях. Считалось, что Терпсихора, спутница бога гармонии Аполлона, учит душу правильно сочетаться с телом. Позы и движения должны быть красивы и гармоничны, пляска должна отражать настроение мысли и чувства.
Об отношении к танцу в Древней Греции говорит тот факт, что Терпсихора была включена в пантеон божеств. Греки понимали танец очень широко, рассматривая его и как гимнастику, средство оздоровления тела, и как мимическое искусство.
Существует миф, согласно которому Терпсихора — мать певца Лина (по другой версии, его мать — Урания).
По одному из вариантов мифа, Терпсихора родила от бога реки Ахелоя сирен (Apoll. Rhod. IV 892-896; вариант: сирены — дети Мельпомены).
Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ (о чем гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).
Сохранились свидетельства, что храм, посвященный музам, существовал в Пифагорейской школе. В этом храме Пифагор давал наставления своим ученикам. Терпсихора, Эрато и Талия заведовали земной физикой, наукой элементов, камней, растений и животных.

Атрибут терпсихоры 4 буквы

Терпсихора и танец не были выдуманы древними греками ради развлечения и времяпрепровождения. Муза и танец — это результат вдумчивого созерцания Природы, где все движется в ритме согласно неписаным законам.

Чтобы понять дух танца, достаточно погрузиться в шелест густой листвы. Не отрываясь от ветвей, листья танцуют и поют, рождая симфонию зеленых оттенков, чарующую глаз и слух. Достаточно минуту посидеть на берегу моря, обратив к нему лицо, и отдаться на волю неутомимого ритма, с которым волны набегают на берег. Достаточно проследить полет птицы или падающего листа осенней порой. Достаточно взглянуть, как танцуют на небе облака, принимающие поочередно тысячи фантастических форм. В конце концов, достаточно просто уметь читать ту открытую книгу, страницы которой жизнь ежедневно листает перед нами, но в которой мы ценим — да и то не всегда — лишь обложку.

Атрибут терпсихоры 4 буквы

Нет, Терпсихора не умерла, ведь прекрасное никогда не умирает. Да, возможно ее присутствия никто не заметит, но все Подлинное непреложно….
Муза Танца всегда была, есть и будет среди нас. Правда, мало кто уже знает ее имя и искусство, которому она покровительствует, Но возможно в чьем-то теле пробудилась неясная тоска, оно давно лишилось крыльев и не умеет больше ни летать, ни ступать. И только взор свой может оно поднять к мимолетному видению, а душа умоляет его вновь сделаться таким же, как прежде.
Ведь душа умеет танцевать. Она живет в каждом из нас, и все зависит от того, насколько мы сами сковываем ее. Если душа охвачена трепетом, греки называли это именем грации и гармонии, то — есть Терпсихорой.

Атрибут терпсихоры 4 буквы

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

В 5 КЛАССЕ.

Разработана учителем истории Михнович М.В.

Тема «Путешествие по древнему миру»

Цель игры:

Активизация познавательного интереса обучающихся к истории Древнего Мира посредством использования нестандартных форм работы.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, таблички со словами «ДА», «НЕТ».

Ход игры:

Вступительное слово учителя.

Объяснение условий игры.

Представление команд и жюри.

1 конкурс – «Мифы и легенды древнего мира».

1. В одной древней легенде рассказывается об Ариадне. На острове, где она жила, было очень сложное сооружение с множеством комнат, коридоров, перегородок. Что это за сооружение? (Лабиринт)

3. Именно этому богу были посвящены ежегодные Капитолийские игры. (Юпитеру)

2 конкурс — «Афины или Рим»

Условия проведения: после того как ведущий прочитает вопрос, команда поднимает нужную табличку.

  1. Названия города Рима стало предметом спора богини и бога. (Нет)
  2. Афины стоят на 7 холмах. (Нет)
  3. В Риме стоит памятник волчице. (Да)
  4. В Риме жил Платон, знаменитый философ. (Нет)
  5. В Риме при строительстве зданий широко применялись арки. (Да)
  6. Афины называют «вечным городом». (Нет)
  7. Рим основан позже Афин. (Да)
  8. Недалеко от Рима находился порт Пирей. (Нет)
  9. В Риме детей пугали Ганнибалом. (Да)

3 конкурс – «Крылатые выражения».

1. «Нить Ариадны» (путеводная нить, которую дочь царя Миноса Ариадна дала Тезею, чтобы он вышел из Лабиринта, убив Минотавра).

2. «Ахиллесова пята» («уязвимое место»; в детстве героя Ахиллеса мать, морская богиня Фетида, окунула в воды подземной реки в «царстве мёртвых», чтобы он стал неуязвимым, но при этом держала его за пятку, которая в воду не была опущена; это единственное место, попав в которое можно было убить героя, что и произошло в Троянской войне).

3. «Гордиев узел» (в городе Гордии на дышле колесницы был завязан хитроумный узел; тот, кто его развяжет, станет владыкой мира; узнав об этом, Александр Македонский разрубил его и создал огромную империю).

4. «Иерихонская труба» (в Библии речь идёт об осаде города Иерихона воинами израильскими, которые взяли крепость только тогда, когда все дружно закричали и затрубили в трубы, от этих звуков рухнули стены Иерихона).

5. «Дары данайцев» (жрец Трои Лаокоон предупреждал сограждан не принимать от греков, то есть данайцев, в дар троянского коня; но троянцы не послушались его, приняли подарок и поплатились за это жизнями).

6. «Яблоко раздора» (богиня ссор и раздоров Эрида подбросила на пир богов, куда её не пригласили, яблоко с надписью «Прекраснейшей», из-за которого три богини – Гера, Афина и Афродита поссорились; сын троянского царя Парис отдал яблоко Афродите, пообещавшей ему любовь прекраснейшей из женщин, Елены, жены царя Менелая; из-за этого началась Троянская война).

7. «Со щитом или на щите» (напутствие спартанских женщин своим мужчинам, уходившим на войну; вернуться с честью живым, со щитом в руках, или погибнуть, сражаясь до конца и быть принесённым к месту погребения на щите с почестями).

8. «Пиррова победа» (победа, практически равная поражению, затраты на победу превысили все мыслимые пределы).

9. «Драконовские законы» (в Аттике архонт Дракон ввёл очень суровые законы, почти всегда это была смертная казнь, даже за самые незначительные преступления).

4 конкурс – «Исторический зоосад».

Картинки на проекторе: показываются изображения животных, которые как-то прославились в истории древнего мира.

  1. Змеи (по приказу Геры им было поручено убить Геракла; убили жреца Лаокоона и его сыновей в Троянскую войну).
  2. Бык (критский бык, Минотавр, похищение Европы).
  3. Лев (немейский лев был побеждён Гераклом, оглушившим зверя дубинкой, а затем задушившим его руками; священное животное в Индии, олицетворяющее власть).
  4. Волчица (вскормила Ромула и Рема).
  5. Кошка (священное животное египтян, кошачья богиня Баст).
  6. Корова (священное животное в Индии и в Египте).
  7. Слон (слоны Ганнибала и индийские боевые слоны).
  8. Лошадь (троянский конь; очистка Гераклом Авгиевых конюшен; Пегас, если крылатый конь).

5 конкурс – «Жили ли они?».

Из предложенного списка обучающиеся должны написать в две колонки, кто был историческим лицом, а кто вымышленным персонажем мифов, легенд, сказаний: Нефертити, Будда, Хеопс, Леонид, Дарий, Ганнибал, Хаммурапи, Аполлон, Одиссей, Солон, Афина, Конфуций, Аристофан, Исида, Гомер, Антигона, Мирон, Тутанхамон, Дионис, Фемистокл, Геракл, Ашшурбанипал, Мильтиад, Голиаф, Давид, Терпсихора, Осирис, Сет, Гектор, Ахиллес, Фидий, Перикл, Урания, Клио, Тутмос, Евклид, Прометей, Геродот.

Реальные персонажи: Нефертити, Будда, Дарий, Аристофан, Евклид, Хеопс, Ганнибал, Мирон, Ашшурбанипал, Фидий, Леонид, Хаммурапи, Гомер, Солон, Фемистокл, Конфуций, Давид, Геродот, Мильтиад, Тутанхамон, Перикл, Тутмос.

Остальные: вымышленные (легендарные).

6 конкурс – «Семь чудес света».

Обучающиеся должны вспомнить, какое «чудо света» им демонстрируется и рассказать коротко о нём:

7 конкурс – «Шарады».

1.Первый слог – крупное морское животное, второй – междометие. В целом – родина бумаги и фарфора (страна). Ответ: Кит-ай.

2. Первый слог – деталь автомобиля, особенно необходимая в темноте, второй – местоимение третьего лица. В целом – правитель Египта. Ответ: фара-он.

3.Первая часть слова – название священной горы греков, вторая – соединительный союз, третья – самая хвастливая буква алфавита, а целое – область в Древней Греции: Олимп-и-я.

4.Первое – начальная буква алфавита, второе – человек, потерявший свободу и имя, а целое – коренной житель Аравии: А-раб.

Атрибут терпсихоры 4 буквы

арфа, ′арфа, -ы, ж. Щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми внутри неё струнами. Играть на арфе.
прил. арфовый, -ая, -ое.

Смотреть что такое АРФА в других словарях:

музыкальный инструмент, струны которого приводятся в движение пальцами. Он имеет форму треугольника, который состоит: во-первых, из резонансного корпус. смотреть

(нем. Harfe) щипковый инструмент древнего происхождения. Современная А. имеет 46 струн (настроены диатонически в до-бемоль мажоре), натянутых ве. смотреть

АРФА, -ы, ж. Щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольнойрамы с натянутыми внутри нее струнами. Играть на арфе. II прил. арфовый,-ая, -ое. смотреть

арфа ж. Музыкальный щипковый инструмент, представляющий собою вертикально поставленную треугольную раму с натянутыми на ней струнами, с резонатором и педалями.

. смотреть

арфа хордофон, дуадастанон, чанг(и), решето, сито Словарь русских синонимов. арфа сущ., кол-во синонимов: 8 • арпанетта (1) • дуадастанон (2) • инструмент (541) • решето (6) • сито (12) • хордофон (12) • чанг (4) • чанги (2) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: арпанетта, дуадастанон, инструмент, решето, сито, хордофон, чанг, чанги. смотреть

АРФА (нем. Harfe), щипковый инструмент древнего происхождения. Совр. А. имеет 46 струн (настроены диатонически в до-бемоль мажоре), натянутых вертика. смотреть

Арфа — музыкальный инструмент, струны которого приводятся в движение пальцами. Он имеет форму треугольника, который состоит: во-первых, из резонансного корпуса-ящика длиною приблизительно в 1 метр, расширяющегося книзу; прежняя его форма была четырехугольная, нынешняя же — закругленная с одной стороны; он снабжен плоскою декою, выделываемою обыкновенно из кленового дерева, в середину которой по длине корпуса прикрепляется узкая и тонкая рейка из твердого дерева, в которой пробиваются отверстия для прозвания кишечных струн; во-вторых, из верхней части (в виде больших размеров грифа), змееобразно изогнутой, прикрепленной к вершине корпуса, образующей с ним острый угол; к этой части приделаны колки для укрепления струн и их настраивания; в-третьих, из переднего бруса, имеющего форму колонны, назначение которого — оказывать сопротивление силе, производимой струнами, натянутыми между грифом и резонансным корпусом. Так как А. уже и в прежнее время имела значительный звуковой объем (пять октав), а помещение для струн полной хроматической гаммы недостаточно, то в А. натянуты струны только для добывания звуков диатонической гаммы. На А. без педали можно сыграть только одну гамму. Для хроматических повышений в прежние времена струны должны были быть укорачиваемы прижиманием пальцев у грифа; позже это прижимание стали производить с помощью крючочков, приводимых в движение рукою. Такие А. оказывались крайне неудобными для исполнителей; недостатки эти были в значительной степени устранены механизмом в педалях, изобретенным Гохбрукером из Донаувёрта (в 1720). Этот мастер приделал к А. семь педалей, действовавших на проводники, которые через пустое пространство бруса проходили к грифу и там приводили крючочки в такое положение, что они, крепко прилегая к струнам, производили во всем объеме инструмента хроматические повышения. Изобретение Гохбрукера, чрезвычайно облегчившее игру на А., сделало ее вполне пригодной к модулированиям как при исполнении отдельных пьес (соло), так и при игре в оркестре. Себастьен Эрард (см. это сл.) сделал в А. дальнейшие усовершенствования посредством устройства двойных педалей (double mouvement), из которых каждая производит два хроматических повышения струны. Эрардовская А., построенная в гамме До-бемоль, имеет объем в шесть с половиною октав, тогда как гохбрукеровская А., построенная в гамме Фа, имеет объем только в пять октав с секстою. Кроме обыкновенной А., существуют еще различные ей подобные инструменты, менее совершенные по своему устройству, как, напр., острая, или крыльчатая, A. (Arpanetta), двойная А. (Arpa doppia), тройная А. (Луки-Антонио Евстахия) и т. д. Кроме этих инструментов, большою известностью пользуется т. н. Эолова А. (см. это сл.). Арфа принадлежит к самым древним музыкальным инструментам, о которых мы имеем исторические известия. Уже древние египтяне имели А., которые относительно своего объема указывали на значительную степень их развития. Позднее евреи употребляли А. и им подобные инструменты при религиозных обрядах и других празднествах. Не меньшим значением пользовалась А. у греков; А. Аполлона стала даже олицетворением всего поэтического и прекрасного. Их встречают, наконец, также у галльских, шотландских и немецких певцов и у скандинавских скальдов. Из новейших композиторов, писавших для А., можно назвать: Крумпгольца, Надерманна, Лабарре, Демара, Цабеля, Парис-Альварса, Годфруа, Обертюра и друг. В настоящее время А. сделалась необходимою принадлежностью каждого хорошо организованного оркестра.

. смотреть

(итал. аrра, франц. harpe, нем. Harfe, англ. harp) — щипковый многострун. инструмент. Ранние изображения А. относятся к 3-му тысячелетию до н. . смотреть

Поиск слов по маске и определению

Верховный бог этрусков, у которого атрибутами были пучок из трёх молний.

Атрибут бога Марса, служивший зеркалом его прекрасной супруге Венере.

Роскошный атрибут театра кабуки, на изготовление которого идёт прочная семислойная бумага.

Атрибут образа Сантанико Пандемониум.

Атрибут для вершения торговой казни.

Назовите главный атрибут литовской богини смерти и чумы — Гильтене, часто упоминаемой при описании погребальных обрядов.

Атрибут богини Венеры и трёх её служанок — трёх граций.

Атрибут полноправного римского гражданина.

Этот атрибут брачного застолья на свадьбе королевы Виктории весил почти 136 килограммов.

Грубые словечки как непременный атрибут скандала.

Армейский атрибут для поцелуев.

Название этого атрибута ковбоя произошло от испанского слова «lazo», что означает «петля».

Самый длинный атрибут рыбака.

Благовоние, которое было обязательным атрибутом праздника Адониса в Александрии.

Бог, чьими атрибутами на Руси считались гром, молния и дубовое полено.

Пастушеский атрибут, который лучше всего делать из можжевельника.

Атрибут Крампуса, которыми он наказывает непослушных детей.

Модель дождевого плаща с неизменными атрибутами: двубортный, с погонами и отложным воротником, манжетами, кокеткой, поясом и разрезом сзади.

Атрибут таракана в детской песенке.

В системном анализе, искусственном интеллекте, инженерии знаний: структура, содержащая описание объекта в виде атрибутов и их значений.

Тот, для кого мотоцикл не только средство передвижения, но и предмет культа, и образ жизни, включающий свой стиль в поведении и одежде, атрибуты.

Одним из ранних христианских символов было сердце, пронзенное этим атрибутом крестных мук Христа.

Непременный атрибут этого бога — волшебные крылатые золотые сандалии.

Атрибут водолея из зодиака.

Треснутый атрибут булгаковского Коровьева.

Если в названии этого цитруса поменять ударение, получится атрибут нечистой силы.

Незаменимый атрибут Шерлока Холмса.

Этот неизменный атрибут аристократа, занесённый в Книгу рекордов Гиннесса, содержал в себе зонтик, портсигар, подзорную трубу, фонарь, расческу, краски, кисти, стакан, аптечку, набор слесарных инструментов и пилу.

Атрибут власти древнеримских царей, в эпоху Республики — высших магистратов.

Аока — бог грома у индейцев сиу, а какой предмет является непременным атрибутом Аоки?

В Китае этот цветок — непременный атрибут Нового года, символ радости, удачи и счастливого брака.

Зонтик является постоянным атрибутом этого противника Бэтмена.

Смех без причины как атрибут дурачины.

Королевская привилегия, атрибут власти монарха.

Обрядовое перевоплощение с помощью масок, одежды и других атрибутов внешнего облика.

Звуковой атрибут экипировки полицейского.

Этот атрибут власти держит в руке Екатерина Великая на портрете работы Ивана Саблукова.

Богиня возмездия Немезида изображалась с этим атрибутом — символом контроля над непокорными.

В кельтской мифологии бог, атрибутом которого являлись оленьи рога, возможно, божество умирающей и воскресающей природы.

Головной убор, ставший неотъемлемым атрибутом капиталиста на советских карикатурах.

В западносемитской мифологии бог-врачеватель, его атрибутами являлись змеи и скорпионы.

С каким дамским атрибутом сравнивают клюв бекаса?

Атрибутом какого бога врачевания был посох, обвитый змеёй?

Цветок, ставший неизменным атрибутом Оскара Уайльда.

Атрибутом этого придворного чина был церемониальный ключ — символ доступа в личные покои монарха.

Этот необходимый атрибут всякого музыканта, сделанный из хрусталя, вручается лучшим молодым композиторам России.

Новогодний атрибут от дырокола.

Испанцы называют этот атрибут лотереи словом «бомбо».

Непременным атрибутом этой женской верхней одежды является чачван — прямоугольная густая сетка из конского волоса.

Неизменный атрибут образа Михаила Жванецкого.

Древний вид декоративного искусства Кералы и непременный атрибут керальского праздника Онам.

Мушкетёрская атрибутика в арсенале фотостудии.

Именно это животное, считавшееся атрибутом богини Афродиты и Урании, в древней Греции стало символом женщины — хозяйки дома.

Непременным атрибутом этого праздника на Руси были кулачные бои, а в некоторых губерниях устраивали и штурм снежного городка.

Какой альпинистский атрибут нашёл доктор Ватсон на месте схватки Холмса с профессором Мориарти?

Атрибут физической или абстрактной системы, который может изменять своё значение.

Один из атрибутов этой музы — плющ, что связывает её с культом Диониса.

Форма зависимости одного государства от другого, при которой зависимое государство формально сохраняет атрибуты внешней и отчасти внутренней самостоятельности.

В переводе с французского это слово означает «прозрачный», а в советские времена он был атрибутом некоторых праздников.

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. ПРЯХИ

Если есть в истории искусства безусловные гении, то одним из них, несомненно, является Диего Веласкес, скромный придворный испанского короля, который вообще никогда не позиционировал себя как художника, а говорил, что он слуга Его Величества и лишь исполняет приказы господина. Но, тем не менее, художественную значимость его творчества никто никогда не оспаривал, а в двадцатом веке Веласкеса вообще произвели в предтечи всего современного искусства в целом.
У каждого гения, вероятно, есть и самое известное произведение искусства, и самое значительное. И очень любопытно, что они не всегда совпадают. Самой известной картиной Веласкеса, вероятно можно считать «Менины» (во всяком случае так показал мой спонтанный социологический опрос), а вот самой значительной специалисты чаще всего называют картину «Пряхи». А еще ее, безусловно, считают самой загадочной среди всех известных до настоящего времени 120 работ художника.
Точно неизвестно, когда именно Веласкес закончил «Прях». Обычно эта картина датируется приблизительно 1657 годом, и это была последняя из написанных им сложных многофигурных композиций, завершенная за три года до смерти художника. Впрочем, некоторые исследователи относят ее к более раннему периоду творчества Веласкеса, датируя 1644-50 гг. Такая датировка обосновывается сходством «Прях» с его бодегонами ( жанровые сцены раннего Веласкеса, в которых изображены обедающие или занятые приготовлением пищи простолюдины ) и картиной «Христос в доме Марфы и Марии» 1618 года.
Сюжет «Прях» до настоящего времени не истолкован до конца, к тому же существуют различные варианты трактовки. Неизвестно также для кого предназначались «Пряхи». Картина отсутствует в списке картин, находившихся в королевском дворце в 1650-х-60-х гг. Поэтому можно предположить, что заказчиком был не король. Существует даже вероятность того, что художник создал эту картину по собственной инициативе и «для себя». Есть также вероятность того, что полотно создавалось для дона Педро де Арче, егермейстера Филиппа IV.
Итак, при первом взгляде на полотно, мы видим четкое разделение композиции на три плана. На первом плане, прямо перед зрителем предстают реальные пряхи, пятеро молодых и старых женщин, работающих в реальной гобеленовой мастерской Королевского монастыря Санта-Исабель в Мадриде , обслуживающей королевский двор. Перемещая взгляд за спины прях, мы видим трех благородных дам в дорогих изысканных нарядах, одна из которых, обернувшись, смотрит на прях, а другая – на готовый гобелен, весьма изысканный, занимающий весь проем на заднем плане картины. Третья, находящаяся по другую сторону проема рядом с золоченой подставкой, к которой прислонена виола да гамбо, также вполоборота смотрит на гобелен.
Сюжет сцены, изображенной на гобелене иногда трактуют как один из эпизодов «Метаморфоз» Овидия. Это известный миф о том, как Минерва, рассердившись на Арахну за то, что та считала себя самой искусной ткачихой на свете, превратила ее в паука. Отсюда видимо происходит и второе название картины, «Миф от Арахне» (или «Минерва и Арахна»), которое встречается в инвентарных списках королевского дворца 17 века. Впрочем, размеры картины «Минерва и Арахна» не совпадают с размерами «Прях». Первая была меньше по размеру, и чтобы как-то объяснить разницу высказывалось предположение, что впоследствии к полотну были добавлены три полосы материи – две по бокам и одна сверху, на которых были дописаны боковые фрагменты картины. Предположительно это произошло во время реставрации полотна в середине 18 века, поскольку оно сильно пострадало во время пожара в 1734 году. После этого к полотну возможно и были добавлены новые секции: 37 см в целом по боковым сторонам и 50 см сверху. Хотя, все-таки маловероятно, чтобы художник смог разместить на первоначальном небольшом пространстве картины столько фигур, причем довольно масштабных. К тому же весьма логичным представляется круглое окно в центре заднего плана как источник света. Так что велика вероятность, что «Пряхи» и «Минерва и Арахна» все-таки не одна и та же картина.
Предполагается, что Веласкес прочитал эту историю в книге «Тайная философия» Хуана Переса де Мойя, которая была в его личной библиотеке. И сияющий фон картины, где совершенство Веласкеса как мастера света достигает своей вершины, действительно соответствует овидиевской версии мифа.
Самым загадочной деталью полотна можно считать виолу да гамбо, которая находится с левой стороны на среднем плане полотна четко на границе света и тени. В принципе, в символике западноевропейской живописи 15-18 век, виола да гамбо, которая очень похожа на современную виолончель, была атрибутом Терпсихоры, а также персонифицированной Музыки как одного из Семи свободных искусств. В более широком смысле виола как один из музыкальных инструментов, обозначала любовь или мир по контрасту с орудиями войны. Однако в «Пряхах», возможно, виола имеет более глубокое значение.
Если смысл полотна Веласкеса заключается в изображении различных аспектов мифа об Арахне, то в таком случае можно увидеть главных героинь мифа не только на гобелене на заднем плане, но и в двух персонажах, расположенных слева на переднем плане картины. Старуха в таком варианте олицетворяет Минерву, а одна из более молодых работниц, та, что находится справа и повернулась к зрителю спиной – Арахну.
На заднем плане дамы рассматривают один из завершённых гобеленов Арахны «Похищение Европы». Этот сюжет она исполнила среди прочих во время состязания с Минервой, согласно пересказу мифа Овидием. Гобелен возможно идентифицировать благодаря сходству с одноимённой картиной Тициана, хранившейся в те годы в Королевской коллекции живописи. Иногда сюжет «Прях» более широко интерпретируют, как аллегорию искусства, требующего как божественного вдохновения (Минерва), так и усердного труда (Арахна).
Но проблема заключается в том, что женщины на картине не ткут, как Арахна из мифа, а прядут, и не случайно картина называется именно «Пряхи», а не «Ткачихи» На переднем плане – прялка, а справа – женщина, сматывающая шерсть в моток с использованием специальных распорок. И к тому же общее настроение картины, достаточно жизнеутверждающее, не соответствует драматической ситуации мифа об Арахне.
Поэтому появилась версия, что на самом деле Веласкес обратился к поэме Катулла «Свадьба Фетиды и Пелея», которую иногда именуют «бравурной арией гуманистов». В поэме, весьма длинной и вычурной, есть эпизод в котором фессалийские девушки любуются коврами. А рядом с ними Парки поют свои пророчества о будущем блестящего брачного союза и прядут:
«…Левая рука держит прялку с намотанной мягкой шерстью, , между тем, как правая легко тянет шерсть, свивая нить согнутыми пальцами, а опущенный вниз большой палец вращает веретено… У их ног стоят тростниковые корзины со спутанной белой шерстью».
А общая праздничная и музыкальная атмосфера картины представляется весьма созвучной поэзии Катулла. К тому же и виола да гамбо в данном случае представляется достаточно уместным атрибутом, символизирующим любовь, связывающую мир земной, обозначенной присутствием реальных прях, и мир божественный, который представлен гобеленом, залитым солнечным светом на заднем плане. Кошка, наблюдающая за клубком на переднем плане картины, также может символизировать чувственную любовь.
Можно также усмотреть образы парк в пряхах на переднем плане полотна: Клото с веретеном – пожилая пряха в белой накидке на голове (она же Минерва), Лахерис, тянущая нить жизни, – та, что изображена спиной к зрителю с клубком ниток в руках (она же Арахна), и самая страшная их них – Антропос, перерезающая нить – в центре в красной юбке. Эта девушка выписана без деталей, но ее правая рука сложена так, что очень похоже, будто она держит опущенные вниз ножницы. Известно, что на свадьбе Пелея и Фетиды присутствовали боги Олимпа, так что их мы как раз и видим на гобелене.
«Пряхи» были написаны приблизительно за три года до кончины Веласкеса и могут считаться подлинной вершиной его творчества. Здесь достигла совершенства техника разложения объекта на чисто световые эффекты, кроме того художник до некоторой степени смягчил свой «свирепый» натурализм. Веласкес здесь сознательно избежал портретирования персонажей. Ни одна из героинь картины не индивидуализирована, все пряхи наделены достаточно условными чертами, либо развернуты так, что зритель не видит их лиц.
Несомненно, все это было сделано специально, для того, чтобы зритель не пытался разглядывать какие-то детали, а постарался воспринять композицию во всей ее целостности, то есть это именно то, чего двести лет спустя будут добиваться (и добьются в итоге) импрессионисты. Именно поэтому картина смотрится на удивление современно. Некоторые исследователи даже утверждают, что протагонистом данного полотна является солнечный свет, проникающий в глубь холста слева. Впрочем. композицию картины, когда она выстраивается в виде буквы “V”, подобно раскинутым рукам на переднем плане, между которыми располагается ярко освещенный задний план, Веласкес использовал и в своих более ранних многофигурных произведениях, таких как «Сдача Бреды» и «Менины».

В советском искусствоведении было распространено мнение, что главной задачей Веласкеса было опоэтизировать людей труда, дать высокую человеческую оценку работницам королевской мастерской гобеленов как создательницами высокохудожественных творений. Тема труда в таком случае может быть трактована как более общая идея творческого созидания. Иногда утверждается, что это вообще первая картина в истории искусства (по крайней мере, испанского), где была изображена реальная мастерская и ее работницы.
Художник сопоставляет понятия ремесла и искусства, реальный мир и художественный образ, действительность и иллюзию. Исключительно сложна и многоаспектна структура картины, построенная на сопоставлении двух пространственных и смысловых планов, двух социальных сфер (работницы на переднем плане и придворные дамы на заднем), атрибутов ремесла (все для прядения) и искусства (пресловутая виола да гамбо), полумрака и яркого солнечного света.
Весь этот круг контрастов и ассоциаций обогащен приемом «картины в картине», типичным для творчества Веласкеса, если вспомнить не только знаменитых «Менин», но и более раннюю картину «Христос у Марфы и Марии». Причем Веласкес доводит этот прием почти до уровня сюрреализма, поскольку зритель не может прийти к однозначному выводу, какая из сцен на полотне реальна, а какая является лишь художественным образом. И, номинально оставаясь в рамках бытового жанра, художник радикально раздвигает его границы, формируя зрительный образ необычайной художественной значимости.

Читайте также  Лутраки греция отели с термальными источниками
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector