Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Базилика сант аполлинаре нуово в равенне

Равенна Базилика Сант Аполлинаре Нуово

Базилика Сант Аполлинаре Нуово — Sant’Apollinare Nuovo. Построена в конце V — начале VI веков правителем Равенны королём Теодорихом Великим как его придворная церковь. В IX веке освящена в честь покровителя Равенны святого Аполлинария. Базилика знаменита уникальными мозаиками, одна часть которых относится ко времени Теодориха, а другая уже Юстиниана. В 1996 году базилика включёна в число объектов Всемирного наследия.

San Apollinare Nuovo

Интерьер базилики украшен мозаиками в три яруса: верхний ярус — евангельские сюжеты. Северная стена — 13 сцен евангельских чудес и притчей (брак в Кане Галилейской, чудесное умножение хлебов, чудесный улов рыбы, исцеление слепого, исцеление кровоточивой жены, Христос и самарянка, воскрешение Лазаря, притча о мытаре и фарисее, лепта вдовы, Христос разделяет овец и козлищ, исцеление расслабленного, изгнание бесов, еще одно исцеление расслабленного). Южная — 13 сцен Страстей Христовых и прочего (Тайная вечеря, проповедь в Гефсиманском саду, поцелуй Иуды, Христос перед синедрионом, предсказание Христа об отречении Петра, отречение Петра, Иуда возвращает 30 сребренников первосвященникам, Пилат умывает руки, путь на Голгофу, жены-мироносицы и Ангел у Гроба Господня, Христос и двое апостолов на пути в Еммаус, уверование Фомы). Средний ярус — изображения шествия 36 пророков и святых, нижний ярус — процессии 22 дев, которую возглавляют волхвы Валтасар, Мельхиор и Каспар (северная сторона) и 26 святых мучеников церкви различной степени популярности в белых одеждах (южная сторона). Мозаики делали различные мастера. Особенно интересны самые верхние мозаики нефа. К сожалению, рассмотреть их невооружённым глазом практически невозможно.

Изначально посвящённая Христу Спасителю, была построена королём Теодорихом в 493 — 526 годах. Базилика была арианской и придворной — находилась рядом с королевским дворцом, развалины которого были раскопаны в 1910 — 920 годах. Наиболее ранние мозаики (евангельский цикл, цикл Страстей, изображение дворца Теодориха и порта Классе) сохранились с арианских времён.

Арианство — одно из учений в христианстве в IV—VI веках, утверждавшее сотворённую (мирскую) природу Иисуса. Изображали они Иисуса тоже весьма типично — обычно среди мирских вещей, на богато уркрашеном троне и т.д. Получило название по имени основоположника — александрийского священника Ария. Во второй половине VI века арианство было запрещено.

После завоевания Равенны император Юстиниан I передал все культовые здания ариан православным, и базилика в 561 году была освящена в честь святого Мартина Турского. В 60-х годах VI века мозаики на арианские темы были частью переложены, частью зачернены. В этот же период были выполнены мозаики вдоль северной и южной стен главного нефа, изображающие процессии мучеников и дев.

Из-за пиратов, терзавших порт Классис в 856 году из тамошней «портовой» базилики из Сант Аполлинаре ин Классе сюда были перенесены мощи покровителя Равенны святого Аполлинария. Вот тогда храм был переосвящён в честь этого святого и получил название Сант Аполлинаре Нуово (то есть»новый», так как «старый» уже был — это Сант Аполлинаре ин Классе). В 1748 году мощи святого Аполлинария вернули на место, но «новая» базилика так и осталась Базиликой Аполлинария.

В X — XI веках к храму была пристроена 38-метровая цилиндрическая колокольня, в XVI веке — мраморный портик и из-за повышения уровня грунтовых вод пол базилики был поднят на 1,2 метра — но как следствие большая часть мозаичного пола VI века была утеряна. В это же время была построена нынешняя апсида, подвергавшаяся в XVIII веке, в 1950 и 1986 годах переделкам. В XVII веке был устроен ныне существующий кессонный потолок.

Базилика имеет три нефа, разделяемых колоннадой доставленных из Константинополя мраморных колонн (по 12 с каждой стороны) с коринфскими капителями и греческими буквами. Центральный неф завершается барочной апсидой, предваряемой широким пресбитерием, отреставрированным в 1986 году. В XVIII веке (к северному нефу было пристроено 8 боковых капелл). Первая от алтаря посвящена святому Антонию Падуанскому и содержит его статую. Вторая от основного входа посвящена памяти итальянских солдат, погибших в первую мировую войну, и, помимо мемориальных досок с именами погибших, украшена относительно современными фресками, типичными для муссолиниевской пропаганды, вроде «Радость престарелых родителей», «Радость любящей жены», «Радость верной невесты», на которых перечисленные персонажи встречают вернувшихся с фронта солдат, а венчает этот уголок монументальное полотно «Боже, благослови Италию», где все изображённые на прочих фресках герои объединены с папой римским в общей молитве о победе.

Время работы: с 1 апреля по 30 сентября с 9:00 до 19:00, в октябре и марте с 9:30 до 17:30, с 1 ноября по 28 февраля — с 10:00 до 17:00. Вход: полная стоимость единого билета «Мозаики Равенны» — 9,5 Евро, льготная стоимость — 8,50 Евро. Бесплатный вход для детей до 10 лет. По единому билету можно осмотреть Архиепископский музей (часовню Сан Андреа и трон слоновой кости), Неонианский баптистерий, базилику Сант Аполлинаре Нуово, базилику Сан Витале и мавзолей Галлы Плацидии. С 1 марта по 15 июня за осмотр последнего нужно доплачивать к единому билету 2 Евро. Базилика закрыта 25 декабря и 1 января. При храме работает достаточно толковый сувенирный магазин — большой выбор различных фресок, которые из предлагающихся вам материалов вы сможете изготовить дома по прилагающимся инструкциям. Впрочем, такого рода магазинов в Равенне достаточно.

Сант-Аполлинаре Нуово

Фасад базилики

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant’Apollinare Nuovo ) — ранехристианская базилика в Равенне (Италия). Построена в конце V — начале VI веков остготским королём Теодорихом Великим. В базилике сохранились многочисленные мозаики, часть из которых датируется временем ее основания. В 1996 году базилика в составе раннехристианских памятников Равенны была включёна в число объектов Всемирного наследия.

Содержание

История базилики

Базилика, изначально посвящённая Христу Спасителю, была построена королём Теодорихом на рубеже V — VI веков. После завоевания Равенны императором Юстинианом I все культовые здания ариан перешли к православным и базилику в 561 году переосвятили в честь святого Мартина Турского, прославившегося обличением арианского вероучения. После этого, мозаики на арианские темы были частью переложены, частью зачернены (как гласит предание, это было сделано по требованию папы Григория Великого).

В 856 году в базилику из Сант-Аполлинаре-ин-Классе были перенесены мощи покровителя Равенны святого Аполинария и храм был переосвящён в честь этого святого и получил своё настоящее название Сант-Аполлинаре-Нуово. В X — XI веках к храму была пристроена колокольня, в XVI веке — мраморный фронтон. В 1748 году мощи святого Аполлинария были возвращены на своё изначальное место в Классе, но базилика сохранила своё посвящение и название.

Архитектурные особенности

Внешний вид храма является типичным для ломбардской постройки: кирпичные стены расчленены пилястрами и сдвоенными окнами. Фасад, имевший ранее квадрипортик (замкнутую со всех сторон паперть) в настоящее время украшен мраморным портиком. Пристроенная к храму цилиндрическая колокольня является типичной для равеннских кампанил: оконные проёмы имеют прогрессию створок — от одной до трёх.

Базилика имеет три нефа, разделяемых колонадой из 24-х мраморных колонн с коринфскими капителями и греческими буквами. Размеры базилики 42 на 21 метр. Из-за небольших размеров храма пространство боковых нефов сливается с центральным, чему способствует широкий шаг колонн. Центральный неф завершается барочной апсидой, предваряемой широким пресбитерием, отреставрированным в 1986 году.

Внутренее убранство

Интерьер базилики пышно украшен ранневизантийскими мозаиками, расположенными в три яруса. Создание мозаичного комплекса относится к эпохе Теодориха, в нём участвовали различные мастера. В 60-х годах VI века мозаики были частично переложены, чтобы изжить память об остготских правителях Равенны. Академик В.Н. Лазарев отмечает, что мозаики базилики «обнаруживают дальнейший отход от эллинистическо-римского наследия, что во многом сближает их с памятниками восточного, главным образом сиро-палестинского круга». Переложенные мозаики менее интересны, чем теодориховские; среди них выделяется портрет императора Юстиниана, который ряд исследователей считает портретом короля Теодориха.

От храма Теодориха кроме мозаик сохранился и ряд предметов скульптурного убранства: резной престол и сень из порфира, преграда перед престолом с изображениями виноградной лозы, павлина и креста, а оборот преграды украшен барельефом с Даниилом в львином рву. В центре главного нефа сохранился амвон византийского типа, созданный в VI веке.

Евангельские сюжеты

Верхний ряд стен центрального нефа украшают мозаики, созданные на основе сюжетов Нового Завета. На северной (левой) стене помещены 13 сцен чудес Христовых, а на южной (правой) 13 изображений Страстей Христовых (без сцены распятия). Впервые в византийском искусстве евангельские сцены размещаются не в хронологическом порядке, а в той последовательности как они вспоминаются в богослужебном чине. Во всех сценах число действующих лиц сведено к минимуму, а архитектура и пейзажи лишь слегка обозначены либо отсутствуют совсем.

Создание этих мозаик относится к эпохе Теодориха, что подтверждается их примитивностью, ориентированностью на переднюю плоскость т.е. иконография библейских сцен находится на стадии становления. В ценах чудес искусствоведы отмечают благостное и умиротворённое выражение лица Иисуса, контрастирующее со страдальческим ликом в сценах Страстей на противоположенной стене.

Пророки и святые

Под евангельскими сюжетами находятся изображения пророков и святых, разделяемых оконными проёмами. Их фигуры помещены выше горизонтального фриза, отделяющего средний ярус стен от нижнего, что вместе фигурами птиц и травой под ногами должно формировать мотив райского бытия святых. Фигуры одеты в белоснежные одежды, лица отличаются индивидуальными чертами, но отсутствие надписей не позволяет однозначно идентифицировать персонажей.

Процессия мучеников

На южной стене центрального нефа помещено монументальное изображение процессии мучеников. Шествие начинается от здания, подписанного как Palatium, которое отождествляется с дворцом короля Теодориха. Возглавляет процессию святой Мартин Турский, которому в прошлом была посвящена базилика. В процессии участвует 26 святых, среди которых по подписям можно определить архидиакона Лаврентия, диакона Викентия, римских пап Климента, Корнилия и Сикста II. Фигуры святых разделяются пальмами, по цветочному полю, держа в руках свои мученические венцы, процессия подходит к сидящему на троне Иисусу Христу, окружённому четырьмя ангелами. В руке Христа находится скипетр, до 560-х годов на его месте была книга, раскрытая на словах: «Ego sum Rex gloriae» (Аз есмь Царь славы).

Как показали исследования, эта мозаика была переделана в 60-х годах VI века. Изначально в процессии участвовали фигуры самого Теодориха и его придворных, которых несколько святых представляли Иисусу. [1] Также изменению подверглась мозаика с изображением палат Теодориха. Исследователи считают, что на фоне центральной арки дворца ранее находилась фигура Теодориха, а во фронтоне — группа из трех фигур: Теодорих на коне посреди богинь городов Рима и Равенны. [2]

Процессия мучениц

Расположена на северной стене центрального нефа и представляет собой процессию из 22-х мучениц выходящих из равеннского порта Классе (Civitas Classis) по направлению к престолу Богородицы, держащей на коленях младенца Христа. Из мучениц по подписям можно определить фигуры Кикилии, Анастасии Узорешительницы, Агнии, Агафии, Виктории, Евфимии и Иустины. Все святые держат в руках мученические венцы, композиция аналогична шествию мучеников (фигуры разделены пальмами, под ногами цветочное поле). Во главе процессии изображены волхвы, приносящие свои дары Христу. Их фигуры заменили изображение жены короля Теодориха.

Особый интерес представляет мозаика с изображением порта в Классе, созданная в тот период когда порт еще существовал. Исследователи полагают, что на стенах порта изначально помещались фигуры представителей остготской знати, уничтоженные при переделке мозаик.

Мозаика с изображением порта в Классе (VI век).

Портрет Юстиниана (Теодориха ?)

Примечания

  1. Grabar. La peinture byzantine, 61–62.
  2. Лазарев В.Н. История византийской живописи (Равенна: Арианский баптистерий, Архиепископская капелла, Сант Аполлинаре Нуово)

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Сант-Аполлинаре-Нуово

Литература

  • Равенна. Город искусства. Равенна, 2006.
  • Редин Е.К. Мозаики равеннских церквей. С.-Петербург 1896.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Сант-Аполлинаре Нуово» в других словарях:

Сант-Аполлинаре-Нуово — Базилика Сант Аполлинаре Нуово Sant Apollinare Nuovo … Википедия

Сант-Аполлинаре-Нуово — Базилика Сант Аполлинаре Нуово (итал. Basilica di Sant Apollinare Nuovo) ранехристианская базилика в Равенне (Италия). Построена в конце V начале VI веков остготским королём Теодорихом Великим. В базилике сохранились многочисленные мозаики, часть … Католическая энциклопедия

Сант-Аполлинаре-ин-Классе — Базилика Сант Аполлинаре ин Классе Sant’Apollinare in Classe … Википедия

Сант-Аполлинаре ин Классе — Базилика Сант Аполлинаре ин Классе Sant’Apollinare in Classe Сант Аполлинаре ин … Википедия

Сант-Аполлинаре-ин-Классе — Базилика Сант Аполлинаре ин Классе (итал. Sant’Apollinare in Classe) памятник ранневизантийского искусства в портовой части Равенны (Италия) районе Классе. Базилика построена во второй четверти VI века над могилой первого равеннского епископа… … Католическая энциклопедия

АПОЛЛИНАРИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА БАЗИЛИКИ В РАВЕННЕ — Сант Аполлинаре ин Классе Базилика Сант Аполлинаре ин Классе. 532–536 или 535–538 гг. Базилика Сант Аполлинаре ин Классе. 532–536 или 535–538 гг. [итал. Sant Apollinare in Classe] (далее А. К.), возведена (532 536 или 535 538) в бывш. портовом… … Православная энциклопедия

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV — Изобразительное искусство является важнейшей по значению в христ. культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия В. и. Хронология развития визант. искусства не вполне совпадает с хронологией… … Православная энциклопедия

ИИСУС ХРИСТОС — [греч. ᾿Ιησοῦς Χριστός], Сын Божий, Бог, явившийся во плоти (1 Тим 3. 16), взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение. В НЗ Он именуется Христом, или Мессией (Χριστός, Μεσσίας), Сыном (υἱός), Сыном… … Православная энциклопедия

ВОЛХВЫ — Поклонение волхвов. Мозаика ц. Сант Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. Поклонение волхвов. Мозаика ц. Сант Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в.[греч. μάγοι; лат. magi], в НЗ персонажи повествования о Рождестве Христовом, пришедшие «с востока»… … Православная энциклопедия

ГОТЫ — [готоны, гутоны; лат. Gothi, Gotones; греч. Γότθοi], восточногерм. племена, по языку родственные сев. германцам; в V в. создали неск. гос в на бывш. территории Зап. Римской империи, в к рых офиц. вероисповеданием было христианство арианского… … Православная энциклопедия

Равенна — часть 2. Сант-Аполлинаре-Нуово (начало)

В Равенне мне посчастливилось побывать четырежды, и у меня сложился традиционный маршрут, по которому я обхожу местные памятники. После Баптистерия ариан (очень легко дойти без карты — до него от станции ведет прямая улица, с которой нужно свернуть один раз у указателя https://goo.gl/maps/dFnQDTUuumk) я возвращаюсь на виа Рома и следую по ней до базилики Сант-Аполиинаре-Нуово (https://goo.gl/maps/vjUfTBL49WG2), где беру билет, а далее уже иду, углубившись в карту (без нее у меня как-то с трудом выходит до Сан-Витале добраться). Карту выдают при покупке билета, и коли уж вы дошли до Сант-Аполлинаре, далее точно не заблудитесь))) О всех равеннских мозаиках есть неплохие статьи в русской Вики (еще бы! я там соавторствовал, скромность — наше всё), так что за историческими и архитектурными подробностями я отсылаю читателей к тем статьям. Мы же с вами будем наслаждаться мозаиками.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово была построена при остготском короле-арианине Теодорихе Великом (правил в 493-526 годах), о чем до варварской барочной реконструкции можно было прочесть в пресвитерии. Изначально церковь была посвящена Христу Спасителю и примыкала к королевскому дворцу. После долгих Готских воин император Юстиниан сумел вернуть Италию в лоно империи, готы-ариане покинули полуостров, и арианские храмы были переданы православным. Бывшая базилика Христа Спасителя в 561 году была переосвящена в честь Мартина Турского. В 856 году сюда из церкви Сант-Аполлинаре-ин-Классе были перенесены мощи святого Аполлинария, первого епископа Равенны, и храм получил свое нынешнее имя («нуово», т.е. «новая», объясняется тем, что в стенах Равенны была еще одна церковь в честь Аполлинария).

Портик, понятное дело, позднего происхождения. Достойна внимания лишь кампанила, круглая в плане, что свойственно для таких сооружений в Романье.

Я привел вас в Сант-Аполлинаре-Нуово, чтобы показать процессии мучеников и девственниц (на мозаиках, разумеется; в жизни церковные девы — это сплошной ПГМ, и таковых следует избегать любыми способами). На самом деле мозаик в базилике больше. Они расположены по южной и северной стенам в три ряда: на самом верху — евангельские сцены (для них требуется бинокль, в Сети есть только сканы из умных книжек, см.здесь: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Stories_of_Christ_mosaics_in_Sant'Apollinare_Nuovo_%28Ravenna%29), в среднем ряду череда неподписанных святых (они помещены между окнами, и фотографировать их — мука смертная, но есть в жизни герои: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Upper_zone_of_the_Byzantine_mosaics_in_the_nave_of_Sant'Apollinare_Nuovo_%28Ravenna%29). Мы же с вами ограничимся нижним рядом, который можно рассмотреть в деталях без применения оптических приборов и не рискуя ослепнуть от бьющего в глаза света из окон. Впрочем, фотографии я все равно буду брать из Вики; там, напомню, некий энтузиаст выложил их в супер-разрешении.

На южной стене из дворца Теодориха к сидящему на троне Христу Спасителю следует процессия из 26 святых мужей. Чаще всего их называют мучениками, но возглавляет их Мартин Турский, так что такое обобщение неверно. Время создания мозаик — предмет дискуссий, какая-то часть создана при готах, какая-то в эпоху византийского господства.

Ну а теперь мы с вами следуем вдоль южной стены с востока на запад.

Все святые наделены индивидуальными чертами, хотя, по-видимому, сложившегося иконографического канона тогда еще не было в помине. Все святые изображены еще в римских тогах и туниках, но уже с нимбами; они предлагают их венцы славы Христу — такое мы уже видели на более ранних мозаиках Баптистерия ариан.

Открывает шествие Мартин Турский — титульный святой базилики (на момент создания мозаик), он один облачен в темный плащ поверх белой тоги.

За ним следуют два папы-мученика — Климент I (Мы с вами были в его многослойной базилике в Риме http://sibeaster.livejournal.com/44203.html, для российского читателя Климент памятен тем, что по легенде был убит в нашем наисакральнейшем Крыму) и Сикст II (Помните его первоначальную гробницу в римских катакомбах Сан-Каллисто? А эпитафию Дамасия в его честь: В то время, когда меч пронзал утробу Матери (Церкви), я, погребённый здесь, был пастырем и учителем Слова Божия. Когда внезапно воины ворвались сюда и стащили меня с кафедры, все верные склонили свои головы под меч. Но пастырь, увидев, что другие готовы отнять у него пальму (мученичества), сам первым предложил свою голову, не желая, чтобы ярость (язычников) погубила паству»? http://sibeaster.livejournal.com/27265.html)

Следующим шествует святой Лаврентий — архидиакон папы Сикста II, погибший жуткой смертью в то же Валерианово гонение. Он — единственный изображен не в белой, а в золотой тунике.

Далее опять следуют два папы, почитавшиеся мучениками, а именно Ипполит и Корнелий. Оба, правда, умерли не от руки палача, а в ссылке, а Ипполит был еще и первым в истории антипапой, но за давностью веков их имена прочно заняли место в числе мучеников.

Переходим к следующей картинке.

За Ипполитом и Корнелием Римскими (первые два слева) следует священномученик Киприан Карфагенский. В нашей традиции он печально известен сгоряча ляпнутой фразой «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец», но в общем и целом он — настоящий герой веры. Сохранились его подлинные Мученические акты, то есть протоколы судебных заседаний, на которых Киприан свидетельствовал о вере. Казнен в Валерианово гонение в 258 году.

Четвёртого слева, мученика Кассиана, я знаю только по имени, а вот следующие двое — Иоанн и Павел — наши старинные знакомые, титульные святые римской базилики Санти-Джованни-э-Паоло (http://sibeaster.livejournal.com/19152.html) и венецианской Сан-Дзаниполо (был долгий рассказ, начало здесь: http://sibeaster.livejournal.com/91285.html). Согласно житию, два брата были римскими офицерами и христианами (такое бывало), а казнены были Юлианом Отступником за отказ от принесения языческих жертв. Легенда очень героическая, но, в отличие от истории Киприана, скорее всего является поздней выдумкой, о чем с прискорбием сообщает даже наша ПЭ: http://www.pravenc.ru/text/471229.html.
Пользуясь случаем, рекомендую рассказ http://mrs-mcwinkie.livejournal.com/255816.html из френдленты; там очень много интересного рассказано о римской Санти-Джованни-э-Паоло.

Затем мы видим мученика Виталия (второй справа), за которым следуют его сыновья — миланские мученики Гервасий и Протасий. Чтобы увидеть Протасия, нужно сомтреть следующее фото:

На этом снимке Виталий, Гервасий и Протасий — третий, четвертый и пятый слева. О Виталии придется почитать в старой КЭ: http://www.newadvent.org/cathen/15486a.htm. Как видите, его житие тоже сомнительно, но он нам ценен, во-первых, как патрон равеннской церкви Сан-Витале (на мой взгляд, лучшее, что есть в Равенне), а, во-вторых, как удобный предлог ничего не рассказывать о следующем за Протасием мученике Урсицине (шестой слева или второй справа). Ну а Гервасия и Протасия все, уверен, помнят по «Исповеди» блаженного Августина; к тому же, мы с вами видели их мощи в миланской Сант-Амброджо (http://sibeaster.livejournal.com/101857.html). Появление образов миланских мучеников Гервасия и Протасия в равеннских церквах (они есть не только в Сант-Аполлинаре-Нуово, но и в Сан-Витале) демонстрирует, как считается, зависимость равеннской церкви от миланской (по мне, так это весьма сомнительно, но с источниками спорить бесполезно)

Читайте также  Триптих сан джовенале

Последний справа святой написан с ошибкой; его имя Набор, а не Намор, а почитается он вместе со своим товарищем по мученичеству Феликсом (Набор и Феликс столь же неразрывны в церковном сознании, как и Гервасий с Протасием). Феликса нужно смотреть на следующем снимке (первый слева, а Набора фотограф «срезал»)

О Наборе и Феликсе можно кратко прочесть в КЭ: http://www.newadvent.org/cathen/10666b.htm. Еще их в полный рост можно увидать в каплле Сан-Витторе-ин-Чело-д'Оро все в той же миланской Сант-Амброджо: http://sibeaster.livejournal.com/102042.html. Ну и как в случае с Виталием, Урсицином, Иоанном, Павлом и проч. их житие вызывает серьезное сомнение в достоверности; в ходе литургической реформы их память (я опять о Наборе и Феликсе) исключена из Римского календаря.

Второй слева — святой Аполлинарий, первый епископ Равенны (http://www.pravenc.ru/text/75622.html) и мученик. На момент исполнения мозаики Аполлинарий никакого отношения к даннму храму не имел, мощи его были перенесены сюда лишь в 856 году. Поэтому-то процессию святых возглавляет первоначальный титульный святой Мартин Турский, а Аполлинарий плетется в конце помещен в хвост процессии.

Следующие двое (третий и четвертый слева) — два прославленных воина-мученика, Себастьян и Дмитрий Солунский. Как видите, в те далекие века из Себастьяна еще не сделали красавца-качка, чьи живописные и скульптурные изображения наводнили западные храмы. Даже профессию этих двух мучеников не угадать: белые одежды и венцы славы нивелировали все прежние знаки отличия.

За мучениками — воинами идет мученик-епископ Поликарп Смирнский (+156), принадлежавший к поколению Мужей апостольских, ученик Иоанна Богослова. Сохранилось его «Послание к Филиппийцам» (например, здесь: http://azbyka.ru/otechnik/Polikarp_Smirnskij/poslanie_k_filipiicam), а о мученичестве самого Поликарпа рассказывается в Окружном послании Смирнской церкви (http://azbyka.ru/otechnik/Polikarp_Smirnskij/o_muchenichestve/).

За Поликарпом следует (крайний справа) очень известный западный святой — Викентий Сарагосский (http://www.pravenc.ru/text/158452.html).

Последняя фотография — «хвост» процессии

Поскольку великое терпение читателей и мои собственные скромные познания небезграничны, то просто перечислю мучеников, замыкающих процессию: Панкратий (Римский или Тавроменийский, т.е. Таорминский; они оба были широко известныи почитаемы), Хрисогон (ему посвящена римская базилика в Трастевере), Прот, Иовиний и Сабин. По замыслу мозаичистов процессия стартовала из некоего дворца (palatium):

Как вы помните, базилика при Теодорихе находилась рядом с королевским дворцом, и есть ненулевые основания полагать, что изначально ко Христу шли не мученики, а Теодорих со своими приближенными. Византийцы, заняв Равенну, изображения еретиков изничтожили, но сохранили саму концепцию процессии, только теперь в этом крестном ходе шли не ариане, а безупречно православные святые.

Мы с вами, напомню, посмотрели пока что только южную (ткск, «мужскую») стену базилики Сант-Аполлинаре-Нуово. Будет еще северная — «женская» сторона. Не отключайтесь.

История архитектуры

C вашего позволения продолжу свои архитектурно-исторические фотозаметки рассказом о базилике Сан Аполлинаре Нуово, расположенной в непосредственной близости от арианского баптистерия и в пяти минутах ходьбы от Сан-Витале.

По замыслу же эта базилика была изначально расположена подле королевского дворца Теодориха Великого (451-526), о чем свидетельствовала ныне не сохранившаяся надпись в апсиде храма «Theodoricus rex hanc ecclesiam a fundamentis in nomine Domini nostri Jesu Christi fecit» (как нам сообщил архиепископ Андрео Агнелло, автор хроники «Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis»).

Как и все построенные Теодорихом равеннские церкви, базилика принадлежала готам-арианам.
Внешний вид и интерьер церкви, а также наиболее ранние её мозаики (евангельский цикл, цикл Страстей, изображение дворца Теодориха и порта Классе) в значительной степени сохранились с арианских времён.

Однако, учитывая то, что она располоагалась в непосредственной близости от королевсого дворца, и была, возможно, «домашней базиликой» Теодориха, можно не сомневаться, что она была значительно богаче украшена мозаиками, мрамором и ценными металлами, нежели чем сейчас.

После завоевания Равенны император Юстиниан I своим эдиктом «Sancta Mater Ecclesia ravennas, vera Mater orthodoxa» передал все культовые здания ариан православным, и базилика в 561 году была освящена последними в честь святого Мартина Турского, прославившегося обличением арианского вероучения. После этого, мозаики на арианские темы были частью переложены, частью зачернены (как гласит предание, это было сделано по требованию папы Григория Великого). В этот же период были выполнены мозаики вдоль северной и южной стен главного нефа, изображающие процессии мучеников и дев.

Размеры базилики 42 на 21 метр. Внешний вид храма, сообщает нам Википедия , является типичным для остготских и лангобардских церквей: кирпичные стены расчленены пилястрами и сдвоенными окнами.

В связи с участившимися пиратскими набегами на Классе, находившееся за равеннским стенами, в 856 году в базилику из Сант-Аполлинаре-ин-Классе были перенесены мощи покровителя Равенны святого Аполлинария Равеннского (ум. 75 г.) .

Тогда храм был освящён третий раз — на этот раз в честь этого святого и получил своё настоящее название Сант-Аполлинаре-Нуово (то есть «новая» — для отличия от уже существовавшей в городе церкви Сант-Аполлинаре-Векло). Несмотря на то, что в 1748 году мощи святого Аполлинария были возвращены на своё изначальное место в Классе, базилика сохранила своё посвящение и название.

Базилика имеет три нефа, разделяемых колоннадой мраморных колонн (по 12 с каждой стороны) с псевдокоринфскими капителями. Из-за небольших размеров храма пространство боковых нефов сливается с центральным, чему способствует широкий шаг колонн. Центральный неф завершается барочной апсидой, предваряемой широким пресбитерием, отреставрированным в 1986 г.

В начале XI в. (а, по сообщению Википедии, в IX-X вв.) к храму была пристроена весьма интересная колокольня.
Возвышаясь на 38,5 м., она имеет типичную для большинства равеннских кампанил цилиндрическую форму. В частности, точно такие же колокольни «сопровождают» равеннские базилики Сан-Витале, Святого Франциска, Santa Maria Maggiore. Интересна она тем, что при ее проектировании, романские архитекторы использовали эффект оптической иллюзии. По мере возрастания этажности колокольни её оконные проёмы имеют прогрессию створок — от одной до трёх, что придаёт строению кажущуюся лёгкость.

Сама базилика была неоднократно перестроена. В VIII в. землетрясение повредило мозаики апсиды, созданные при архиепископе Агнелло, которые так и не были восстановлены. В XVI в. был построен взамен существовавшего новый портик-пронаос.

В 1514-1520 гг. из-за повышения уровня грунтовых вод пол базилики был поднят на 1,2 м по сравнению с первоначальным, в результате этой перестройки большая часть мозаичного пола VI века была утеряна. Базы колонн были полнятые над полом на новый уровень, колонны укорочены, что испортило гармонию пропорций.
В это же время была построена нынешняя апсида, подвергавшаяся впоследствии (в XVIII веке, в 1950 и 1986 гг.) значительным переделкам. В XVII веке был устроен ныне существующий кессонный потолок, заменивший ранее существовавший и известный только по названию (Святой Мартин в золотых небесах). От интерьера первоначальной церкви сохранились колонны нефов (с капителями), мозаики, а также кое-что еще)).

Наиболее интересны именно мозаики базилики. Создание мозаичного комплекса относится к эпохе Теодориха. В 560-х гг. мозаики были частично переложены, чтобы изжить память об остготских правителях Равенны. Сохранившиеся мозаики распололжены в три яруса на хорах нефа. В алтарной части, перестроенной сначала в VI, поврежденной землетрясением в VIII в., а затем снова перестроенной в XVI в. не сохранилось ни одного фрагмента древних мозаик.

• верхний ярус — евангельские сюжеты (северная стена содержит 13 сцен евангельских чудес и притчей, южная — 13 сцен Страстей Христовых),
• средний ярус — изображения пророков и святых,
• нижний ярус — процессии дев (северная сторона) и мучеников (южная сторона).

Если стоять лицом к алтарю, то по правую руку, на южной стене расположена стена «мужских» мозаик,

по левую, на северной — «женских»:

Верхние ярусы (евангельские иллюстрации: притчи и чудеса) недоступны для фотографа, стоящего на полу, и я не хочу дублировать википедию, рассказывая о них.

На обоих стенах под мозаиками на евангельские сюжеты находятся изображения 36 пророков и святых, разделённых оконными проёмами, по 18 на каждой. Их фигуры помещены выше горизонтального фриза, отделяющего средний ярус стен от нижнего, что вместе с фигурами птиц и травой под ногами должно формировать мотив райского бытия святых. Святые обращены в фас к молящимся, они облачены в белоснежные одежды, их головы увенчаны нимбом, в руках у них книга или свиток, лица отличаются индивидуальными чертами (при этом среди персонажей встречаются как молодые, так и очень старые лица). Отсутствие среди указанных лиц каких-либо узнаваемых черт, характерных для иконографии определённых святых, позволяет отнести этот мозаичный ряд к эпохе Теодориха. Так же, как и в равеннском Баптистерии ариан, отсутствие надписей на мозаиках не позволяет однозначно идентифицировать изображённых святых.

В нижнем ряду южной стены помещено монументальное изображение процессии мучеников. Шествие начинается от здания, подписанного как Palatium, которое отождествляется с дворцом короля Теодориха.

В процессии участвует 26 святых (в порядке от алтаря к входу, то есть с востока на запад): Мартин Турский (ему в прошлом была посвящена базилика), священномученики Климент Римский, Сикст II Римский, архидиакон последнего велкомученик Лаврентий, исповедник Ипполит Римский, исповедник Корнелий Римский,

священномученик Киприан Карфагенский, мученик Кассиан, римские мученики Иоанн и Павел, мученик Виталий, сыновья последнего миланские мученики Гервасий и Протасий, равеннский мученик Урсицин, миланские мученики Набор и Феликс, равеннский епископ Аполлинарий, великомученики Себастьян, Димитрий Солунский, Поликарп Смирнский,

мученики Викентий, Панкратий, Хрисогон, Прот, Иовиний, Сабин. Фигуры святых разделяются пальмами (пальмы и цветы указывают на райские обители, в которых почивают святые), по цветочному полю, держа в руках свои мученические венцы, процессия подходит к сидящему на троне Иисусу Христу, окружённому четырьмя ангелами.

В руке Христа находится скипетр (. ), заменивший в результате реставрации Романа Кибеля (Roman Kibel) 1852-1860 гг. книгу, раскрытую на словах: «Ego sum Rex gloriae» (Аз есмь Царь славы).

Реставрация единодушно признается безобразной и испортившей прежний облик мозаик.

Храм сам по себе всегда — imago mundi и должен отображать по своей идее паноптикум представлений, убеждений и знаний его создателей. Глядя на эти мозаики 560-х гг., времени раннего средневековья, поражаешься, сколь много к тому моменту христианская церковь успела обрести своих святых. Мозаики Сант Аполлинаре свидетельствуют о гонениях Деция, Валериана и Диоклетиана, о мучениках, обезглавленных (погибших «легкой смертью»), убитых камнями и поджаренных заживо на бронзовой решетке.

Все изображённые святые (за исключением Мартина Турского и Лаврентия) облачены в одинаковые белые одежды — знак святости; на Мартине, в VI веке титульном святом базилики, поверх белого одеяния наброшен аметистовый паллий, а у Лаврентия под белой туникой видна ещё и золотая риза. В отличие от среднего мозаичного ряда все изображённые святые в нижнем ряду подписаны.

Как показали исследования, этот длинный мозаичный ряд совмещает в себе как мозаики эпохи Теодориха (Христос с ангелами, королевский дворец), хоть и изменённые в 560-х гг., так и мозаики собственно времени Юстиниана (процессия святых). Изначально в процессии участвовали фигуры самого Теодориха и его придворных, которых несколько святых представляли Иисусу. Также изменению подверглась мозаика с изображением палат Теодориха. Исследователи считают, что на фоне центральной арки дворца ранее находилась фигура Теодориха, а во фронтоне — группа из трех фигур: Теодорих на коне посреди богинь городов Рима и Равенны. От этих фигур сохранились хорошо различимые следы нескольких рук на высоте колонн, а также полукруглые очертания голов над горизонтальной опорой, несущей завесы. Сами завесы и призваны были скрыть арианское прошлое базилики.

Перейдем к северной, «женской» процессии.

Расположена на северной стене центрального нефа и представляет собой процессию из 22-х мучениц выходящих из равеннского порта Классе (Civitas Classis) по направлению к престолу Богородицы, держащей на коленях младенца Христа, и окружённую четырьмя ангелами.

Имена первых (от алтаря) 12 мучениц: Евфимия, Пелагия, Агата, Агнесса, Евиалия, Цецилия, Луция, Криспина, Валерия, Викентия, Перпетуя, Фелицитата,

в числе последующих 10 можно определить фигуры Анастасии Узорешительницы, Виктории и Иустины.

Все святые держат в руках мученические венцы, композиция аналогична шествию мучеников (фигуры разделены пальмами, под ногами цветочное поле). Во главе процессии изображены волхвы, приносящие свои дары Христу. Они одеты во фригийские колпаки и типичные для варваров штанишки (в Греции и Риме штаны, как известно, не носили, это считалось признаком варварской моды).

Их фигуры заменили изображение жены короля Теодориха. Все мученицы изображены в одних и тех же одеяниях, но их вышитые золотом туники и белые вуали по богатству и блеску превосходят простые белые мантии мучеников, изображённых на противоположной стене.

Особый интерес представляет мозаика с изображением города (он подписан Civitas Classis) и порта в Классе, созданная в тот период, когда город и порт ещё существовали.

Исследователи полагают, что на стенах порта изначально помещались фигуры представителей остготской знати, уничтоженные при переделке мозаик.

Два слова о капителях колоннады, разделяющей нефы.
Поверх псевдокоринфских капителей расположены распалубки сводов с нанесенными на них люнетами с изображением святых (по 1 святому и по 1 святой на каждый месяц). На небольших абаках, лежащих поверх капителей, размещены (если смотреть из центрального нефа) изображения крестов.

Со стороны же боковых нефов вместо крестов на абаках размещены буквы греческого алфавита.
При написании статьи активно использовался материал Википедии.

Италия. Равенна. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово

Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Sant’Apollinare Nuovo) — раннехристианская базилика, построенная в конце V — начале VI веков правителем Равенны королём Теодорихом Великим как его придворная церковь. Позже (в IX веке) освящена в честь небесного покровителя Равенны св. Аполлинария (отсюда название). Базилика знаменита уникальными мозаиками, одна часть которых относится ко времени Теодориха, а другая — Юстиниана, когда Равенна стала византийским экзархатом. В 1996 году базилика в составе раннехристианских памятников Равенны была включёна в число объектов Всемирного наследия.

Процессия мучениц. Расположена на северной (справа от алтаря) стене центрального нефа и представляет собой процессию из 22-х мучениц, выходящих из Классе по направлению к престолу Богородицы, держащей на коленях младенца Христа, и окружённую четырьмя ангелами.

Мозаика с изображением города Классе

Внешний вид храма является типичным для остготских и лангобардских церквей: кирпичные стены расчленены пилястрами и сдвоенными окнами. Фасад с XVI века украшен мраморным портиком. Пристроенная к храму в IX-X веках 38-метровая колокольня имеет типичную для большинства равеннских кампанил цилиндрическую форму. По мере возрастания этажности колокольни её оконные проёмы имеют прогрессию створок — от одной до трёх, что придаёт строению кажущуюся лёгкость.

Мозаика с изображением порта в Классе (пригород,Равенны, теперь часть города), созданная в тот период, когда город и порт ещё существовали.

Средний ярус мозаик — изображения святых и пророков. По краям — по три фигуры. Во всех остальных медальонах — по одной фигуре.

Интерьер базилики пышно украшен византийскими мозаиками, расположенными в три яруса: верхний ярус — евангельские сюжеты (северная стена содержит 13 сцен евангельских чудес и притчей, южная — 13 сцен Страстей Христовых), средний ярус — изображения пророков и святых, нижний ярус — процессии дев (северная сторона) и мучеников (южная сторона).

Процессия мучениц на левой стене базилики.

Все святые держат в руках мученические венцы, фигуры разделены пальмами, под ногами цветочное поле, над головами идентицифирующие мучениц сокращённые надписи.

Базилика имеет три нефа, разделяемых колоннадой доставленных из Константинополя мраморных колонн (по 12 с каждой стороны) с коринфскими капителями и греческими буквами. Размеры базилики 42 на 21 метр. Из-за небольших размеров храма пространство боковых нефов сливается с центральным, чему способствует широкий шаг колонн. Центральный неф завершается барочной апсидой, предваряемой широким пресбитерием, отреставрированным в 1986 году.

Левая стена, алтарная апсида и пресбитерий

Здесь хорошо видно, что процессия мучениц двигается по направлению к престолу Богородицы.

Престол Богородицы, держащей на коленях младенца Христа, и окружённую четырьмя ангелами

Во главе процессии мучениц — волхвы Валтасар, Мельхиор и Каспар, приносящие свои дары Христу. Их фигурами византийцы заменили изображение жены короля Теодориха в первоначальной мозаике.

От храма Теодориха кроме мозаик сохранился и ряд предметов скульптурного убранства: резной престол и сень из порфира, четырёхчастная преграда перед престолом с изображениями виноградной лозы, павлина и креста.

В центре главного нефа сохранился амвон византийского типа, созданный в VI веке.

На южной )правой от входа) стене помещено монументальное изображение процессии мучеников.Шествие начинается от здания, подписанного как Palatium, которое отождествляется с дворцом короля Теодориха. Святая процессия, проходящая по цветочному полю, направляется к сидящему на троне Иисусу Христу.

Вид от алтаря. Справа — северная стена, слева — южная

Иисус Христос, сидящий на троне, окружённый четырьмя ангелами. В руке Христа находится скипетр.

Шествие начинается от здания, подписанного как Palatium, которое отождествляется с дворцом короля Теодориха.

Святой Мартин, в VI веке титульный святой базилики, одет в коричневые одежды, остальные святые мученики — в белом.

Исследователи считают, что на фоне центральной арки дворца ранее находилась фигура Теодориха, а во фронтоне — группа из трех фигур: Теодорих на коне посреди богинь городов Рима и Равенны. От этих фигур сохранились хорошо различимые следы нескольких рук на высоте колонн, а также полукруглые очертания голов над горизонтальной опорой, несущей завесы.

Пояс святых и пророков на южной стене

Евангельские сюжеты. Исцеление расслабленного в Капернауме (северная стена)

Евангельские сюжеты. Притча о страшном суде (северная стена)

Евангельские сюжеты. Христос изгоняет легион бесов из бесноватого в свиней (северная стена)

Евангельские сюжеты. Христос перед Пилатом, Пилат умывает руки

Евангельские сюжеты. Поцелую Иуды (южная стена)

Евангельские сюжеты. Брак в Кане Галилейской (в ходе неудачной реставрации 1854 года кувшины с вином были заменены корзинами с хлебами, что сделало сцену неузнаваемой), северная стена.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector