Бог еды в древней греции

Бог еды в древней греции

Что ели и пили наши предки (часть 2)

02.06.2004 Мы продолжаем знакомить вас с книгой Герта фон Пащенски и Анне Дюннебир «История еды и питья».

default

Это вовсе не сборник рецептов и не экскурс по кухням народов мира. Это подробное и увлекательное повествование о том, как и что ели и пили наши предки (в том числе и весьма далёкие). В конце предыдущей передачи, неделю назад, мы начали разговор о вегетарианцах.

Вегетарианцам в книге «История еды и питья» отведена особая глава. Она начинается с цитаты Джорджа Бернарда Шоу. Знаменитый драматург писал:

«Я лучше умру, чем буду есть мясо. В моём завещании указано, как меня следует хоронить. Похоронную процессию должны составить идущие за катафалком стада коров, овец и свиней, стая домашних птиц и небольшой аквариум на колёсиках с живыми рыбами. Пусть они отдадут последний долг человеку, который предпочёл умереть, чем есть себе подобных».

Между прочим, умер автор «Пигмалиона» и других великолепных пьес не от недостатка мясной пищи, а от старости. Убеждённый вегетарианец скончался в возрасте 94 лет. Он, кстати, как и многие вегетарианцы, мотивировал свой отказ от мяса также и тем, что исконно, в первобытные времена, человек и его предки питались исключительно растительной пищей, а уж потом цивилизация, мол, испортила людей, сделав их «мясоедами». Подтверждение этому находят даже в Библии. Судя по Священному писанию, мясо и рыбу в раю не ели. Сотворив Адама и Еву, Бог сказал: «Я дал вам всякую траву, (. ) и всякое дерево, (. ) вам сие будет в пищу». И только позже, после совершения первородного и многих других грехов Господь махнул на людей рукой и позволил им есть также животную пищу.

Однако открытия археологов и исследования историков показывают, что в действительности всё было как раз наоборот: на заре своего существования человек питался почти исключительно мясом мамонтов, антилоп, носорогов и прочих водившихся тогда в невероятном изобилии животных (ну, конечно, и рыбой). И лишь когда ледниковый период привёл к вымиранию крупных видов животных, люди начали искать альтернативу животной пище. В общем, сегодня вегетарианцы чаще всего обращаются к другому аргументу: в отличие от всех остальных людей, они неповинны в убийстве «братьев наших меньших». Но и тут, как говорится, есть варианты. Так, например, буддистам их религия запрещает забивать скот и резать птицу, а также есть мясо животных, которое приготовлено специально для них. А вот принимать мясо в качестве угощения они могут. Кроме того, буддисты, живущие в Таиланде, совершенно спокойно ловят и едят рыбу. И оправдывают это тем, что рыбу они не убивают, а всего лишь вытаскивают из воды.

В любом случае вегетарианцы – это более или менее маргинальное явление. Обратимся лучше к абсолютному большинству. «За накрытым столом», – так называется одна из глав книги «История еды и питья». Но что значит – «накрытый стол»? Когда именно на нём появились скатерть и столовые приборы? В каком веке люди стали рассаживаться за столом, а не укладываться у него? Вопросы не случайные. Значительная часть человечества на протяжении веков во время обеда или ужина либо полулежала, либо стояла на коленях, а блюда с едой ставились прямо на пол, в лучшем случае – на ковры или подстилки. Так ели галлы и кельты, древние японцы и ацтеки. В лучшем случае полулежали за низенькими маленькими столиками (как скифы, например). «Настоящий» обеденный стол, к какому привыкли мы, со стульями или скамьями, скатерти и салфетки, – всё это прочно вошло в материальную культуру лишь в средние века. Но у скатертей, кстати, было совсем другое предназначение: о них вытирали руки. Ведь ели люди даже вплоть до 16–17 веков, в основном, руками (ну, ещё помогая себе ножом). Таким столовым прибором, как вилка, в Европе начали пользоваться не более четырёхсот лет назад. Жители Юго–Восточной Азии – Китая, Японии, Кореи и Вьетнама – были в этом смысле (как и во многих других) цивилизованнее европейцев: здесь ели не руками, а палочками уже четыре тысячи лет назад. И у каждого за столом была своя мисочка или своя плошка – как правило, деревянная, покрытая лаковой росписью (фарфоровые были слишком дорогими). Европейцы же хлебали суп ложками из общей миски, брали куски мяса с общего блюда и пили по очереди вино из общего кубка.

О палочках, которыми сегодня умеют пользоваться уже многие жители Западной Европы и Америки, регулярно посещающие китайские рестораны и японские суши–бары, Герт фон Пащенски и Анне Дюннебир слагают настоящую поэту. Есть палочками – чище, элегантнее и удобнее, чем вилкой или, тем более, руками, – считают авторы. Но это ещё не всё. Еда вкуснее, если пользуешься палочками. Во–первых, берешь маленькие кусочки, медленнее прожёвываешь их и, значит, растягиваешь удовольствие. А, во–вторых, в отличие от вилок, деревянные палочки не придают еде неприятный металлический привкус. Правда, в наши времена всё больше жителей азиатских стран переходят на вилки и ножи. Министерство просвещения Японии в начале восьмидесятых годов с ужасом установило в результате широкомасштабного исследования, что почти половина всех японских школьников не умеет как следует пользоваться палочками. Теперь этому специально учат в школе, в рамках уроков домоводства в младших классах.

А в Китайской Народной Республике в начале восьмидесятых годов компартия попыталась убедить народ отказаться от традиционных палочек и перейти на вилки и ножи: это якобы гигиеничнее. Но из этого ничего не вышло. Пропагандистская кампания под лозунгом «Новое поколение выбирает вилки!» провалилась.

Но вернёмся в Европу. Несмотря на то, что европейцы в древние (и не очень древние) времена были в области еды и питья большими варварами, чем жители Юго–Восточной Азии, в Старом Свете значительное внимание уделяли не только тому, что и чем есть, но и тому, как есть. Первые книги о том, как следует вести себя за столом, появились уже в средние века. В одной содержалось такое похвальное наставление: «Пальцы, которыми берёте пищу, не следует вытирать о хлеб (это неуважительно по отношению к хлебу). Их надлежит облизывать, что гораздо приличнее». В тринадцатом веке правила этикета стали более привычными для нас: «Рыцарю не пристало громко чавкать, пить, не прожевав кусок, ковыряться ножом в зубах и сморкаться в скатерть». Заметим в скобках: речь идёт о рыцарях, представителях, так сказать, благородного сословия. Простому же народу всё вышеперечисленное, очевидно, делать не возбранялось.

Но даже при королевских дворах Европы и в средние века, и позже, вплоть до начала девятнадцатого века, не знали такого понятия, как перемена блюд. На стол ставилось всё сразу и всё вместе: холодные закуски, салаты, маринады, суп, жаркое из дичи, мясо и рыба, печенье, сладости, фрукты. Называлось это почему–то «французский сервис», хотя так накрывали исстари и накрывают сегодня столы в арабских странах, Японии, Индии, отчасти – в Грузии. Как бы то ни было, но у «французского сервиса» есть два существенных недостатка. Первый: горячие блюда, стоящие на столе с самого начала, остывают. Второй: если речь идёт о банкете, то вам удаётся попробовать только то, что находится в непосредственной близости от вас на плотно заставленном блюдами, салатницами и тарелочками столе.

В общем, можно понять, почему такая привычная сейчас «система» перемены блюд (сначала подают закуски и салаты, потом – горячее, в самом конце – сладкое, фрукты, мороженое) столь быстро стала популярной в Западной Европе. Этот способ «последовательного» накрывания на стол называют «русским сервисом». Наверное, потому, что его сделали модным русские офицеры, задававшие тон в Европе после разгрома наполеоновских армий. Впрочем, придумали всё это не в России. Ещё в Древней Греции и в Древнем Риме знали, что такое перемена блюд.

Любопытно, однако, что порядок перемены блюд был в течение многих столетий совсем не таким, к которому мы привыкли сегодня. Обед начинался. со сладостей. А заканчивался очень часто солёными орешками и прочей хрустящей мелочью – но тоже обязательно солёной. Ничего удивительного в этом, однако, нет. Ведь сахар европейцы узнали лишь в двенадцатом веке. До этого обходились мёдом, фруктовыми желе и вареньями из ягод. После этого, впрочем, тоже: сахар, который доставляли в Европу из–за океана, был так дорог, что даже очень богатые люди использовали его лишь как приправу. Первым солонкам и первым перечницам с дырочками наверху предшествовали точно такие же первые сахарницы. Лишь относительно недавно, в середине девятнадцатого века, подешевевший к тому времени сахар стал продуктом массового потребления. Падение цен на сахарный тростник связано с тем, что рафинад научились делать из сахарной свёклы. Впервые соответствующую технологию разработал немецкий химик Андреас Маркграф, а затем в Силезии был построен первый в Старом Свете сахарный заводик. Поначалу, правда, дела шли ни шатко ни валко, но помог. император Наполеон. После того, как он запретил английским кораблям заходить в европейские порты, британцы в ответ объявили морскую блокаду Франции и завоёванным ею странам. В результате те остались без сахарного тростника, который ввозили тогда, в основном, с французских Антильских островов. Но Наполеон капитулировать не привык – и стал выделять государственные дотации на выращивание сахарной свёклы и на строительство заводов по производству рафинада из неё. В результате Европа сумела не только компенсировать временный дефицит тростника, но полностью перешла на значительно более дешёвый сахар собственного производства.

Интересно, что нечто подобное повторилось в начале шестидесятых годов двадцатого века в другой части планеты. Революционный лидер Кубы Фидель Кастро, обиженный американской морской блокадой, решил объявить сахарный бойкот империалистам. Он ожидал, что это очень болезненно ударит по зажравшимся буржуям: ведь практически сто процентов сахара, потребляемого Соединёнными Штатами, импортировалось тогда с Кубы. Кастро просчитался. Всего через какой–нибудь год американцы уже полностью обеспечивали себя сами, перейдя на отечественную сахарную свёклу и отечественный рафинад. Сегодня США вместе с Германией и республиками бывшего СССР (главным образом, это Россия и Украина) являются крупнейшими производителями сахарной свёклы в мире. В результате пострадал лишь сам «остров свободы». Так как потребителем кубинского сахара, как мы уже знаем, были, в первую очередь, Соединённые Штаты, то Кастро в результате бойкотировал собственную страну. Продавать сахар оказалось некуда. Разве что по дешёвке на мировом рынке. И в Советский Союз, который в шестидесятые годы подкармливал Кубу как только мог. Люди среднего и старшего поколения, несомненно, помнят красноватый кубинский сахар. Был он невкусным и даже не очень сладким.

Сладости, солёности, всякие там хлебцы, соломка, крекеры и прочая мелочь, – всё это, разумеется, тоже играет и играет определённую роль в кулинарии. Но всё же куда важнее были для истории еды и питья, о которой рассказывает книга Герта фон Пащенски и Анны Дюннебир, блюда горячие. Именно ими, в первую очередь, славились и славятся их создатели («авторы», как предпочитают выражаться гурманы). Этими «авторами» были вовсе не только знаменитые повара. В одной из давнишних передач «Читального зала» мы рассказывали, например, о Джоаккино Россини – знаменитом композиторе и большом любителе поесть. Автор «Севильского цирюльника» и многих других великолепных опер, родившийся в конце 18 века в Италии и в течение многих лет живший во Франции, прославился не только своими музыкальными произведениями, но и своим вкладом во французскую кухню. Несколько лет назад в Париже даже вышла специальная поваренная книга, состоящая только из рецептов Россини. Самое знаменитое его «авторское» блюдо – говяжья вырезка под соусом из мадеры – так и называется: «турнедо Россини».

И всё же кухню формировали, главным образом, повара. И в подавляющем большинстве – французские повара. Родоначальником современной кухни считается Пьер Ля Варенн, использовавший говяжий бульон как основу для многих супов. Ля Варенн рекомендовал также делать соусы более густыми – с помощью болтанки из муки. По тем временам это был большой прогресс. Ещё одним легендарным поваром был Марк–Антуан (чаще его называли Антонин) Карем. Карем готовил для Талейрана, русского императора Александра Первого, принца Уэльского и барона Ротшильда. Он прославился, среди прочего, организацией грандиозных банкетов в Париже (например, прямо на Елисейских полях, где были накрыты столы на 10 тысяч персон).

Ну, а из современных поваров самый знаменитый – Пьер Бокюз, который всегда умел не только прекрасно готовить, но и блестяще рекламировать своё искусство по телевидению.

Бог еды в древней греции

Сентябрь 22nd, 2018 admin

xenios-zeus

Греческое слово Филоксения — φιλοξενια (лат. Philoxenia), буквально переводится, как «друг незнакомца», широко воспринимается, как синоним слова гостеприимства….

Для греков понятие Филоксения — φιλοξενια намного глубже, чем просто гостеприимство. Это неписанный закон культуры общества, призванный показывать вежливость и щедрость по отношению к незнакомцам.

Греки чрезвычайно щедры, когда приглашают гостей в свой дом или когда сами приходят в гости. В греческих деревнях нет ничего необычного в том, чтобы жители деревни вдруг появлялись у двери иностранца, или даже временного жильца, арендующего комнату, с полным пакетом свежих помидоров, или даже с бутылкой местного оливкового масла.

Филоксения, или гостеприимство в современном греческом обществе может быть такой же простой и обыденной традицией, как доброе слово, улыбка, помощь застрявшему автомобилисту, покупка еды для бездомного или открытие дверей своего дома друзьям, соседям и путешественникам.

Ваджра-vadzhra-6

Зевс Гостеприимный — Zeus Xenios (греч. Ο Δίας ξένιος)

Гостеприимство, как правило древнегреческой культурное берёт своё начало в Древней Элладе. Один из эпитетов древнереческого бога Зевса — Ксенос (греч. Ξένιος — гостеприимный) — поскольку Zeus Xenios (греч. Ο Δίας ξένιος) был защитником всех путешественников. Таким образом, Зевс воплотил в жизнь простых греков религиозное обязательство быть гостеприимным ко всем путникам, нуждающимся в еде и ночлеге.

Римский поэт Овидий в 8 веке н.э. написал прекрасную историю, описывающую священные отношения гостеприимства между хозяином и гостем, воплощённые в древнегреческую традицию.

Однажды древнегреческие боги Зевс и Гермес, одетые, как бедные путешественники, пришли в деревню в поисках убежища на ночь. Бедная пожилая пара — Бауцис (греч.Μπάουκς) и Филимона (греч. Φιλήμονα) впустили их в свой дом и приветствовали, как гостей, они щедро подавали им еду и вино.

После многократного наполнения чаш вином для своих гостей хозяин Бауцис вдруг заметил, что винный кувшин по-прежнему полон. Филимона тоже поняла, что гости, пришедшие в их дом, на самом деле были богами, спустившимися с небес. Она предложила мужу убить их единственного гуся, чтобы накормить гостей. Тронутый этим жестом гостеприимства, Зевс вознаградил их щедрость, превратив скромный деревенский дом в красивый каменный храм. Супруги, принявшие Зевса в своём доме, стали хранителями храма Зевса, а после смерти они превратились деревья, охраняя двери храма с каждой стороны.

За шесть тысяч лет в легендарной истории Чёрного моря известно несколько его названий. Наше море называли Понт Аксинский — Негостеприимное море, Понт Эвксинский — море Гостеприимное, Скифское море, Киммерийское море, Понт Эвксинским, море Русское, Синее, Святое море, а теперь оно известно, как Чёрное море.

терпандер - муз. Греции

Троянская война

Согласно легенде, даже событие, столь же важное, как Троянская война, началось из-за нарушения гостя правил гостеприимства (Xenios — ксении). Троянский принц Парис был гостем царя Спарты Менелая, но он похитил жену Менелая, Елену Прекрасную.

И Одиссея, и Илиада заполнены эпизодами, в которых правила гостеприимства либо почитаются, либо игнорируются, и за нарушение этих правил следует неизбежное наказание. Например, когда Одиссей попадает на остров циклопов, обращение циклопа с Одиссеем и его командой является нарушением обычаев гостеприимства. Циклоп наказан за свою агрессию. Хитроумный Одиссей ослепил жестокого «хозяина» пещеры и спасся бегством.

Одиссей под брюхом барана бежит из пещеры Циклопа - 500 г. до н.э.Пелика

Одиссей под брюхом барана бежит из пещеры Циклопа — 500 г. до н.э.Пелика

В другой истории жена Одиссея Пенелопа вынуждена была, согласно правилам и древним обычаям гостеприимства кормить, поить и развлекать целую компанию гостей, претендующих на её руку женихов. Гости не только ведут себя неподобающим образом, но их поведение и требования становятся грубыми, назойливыми и обременительными для хозяйки дома. Гости-женихи вели себя, как неблагодарные и невежливые гости, в полной уверенности, что сам хозяин дома Одиссей погиб в дальних краях, и не может защитить свою жену Пенелопу. Заключительная сцена описывает, как тайно вернувшийся в свой дом Одиссей, жестоко расправляется с обнаглевшими женихами и изгоняет их из своего дома. Эту сцену возмездия над непрошеными гостям за их неподобающее поведение, можно рассматривать как наказание за вопиющее злоупотребление традициями гостеприимством, и его важнейших правил и предписаний.

Афина и Геракл-athena_herakles_этрус. гор. Вульчи-

Основные причины возникновения традиции гостеприимства.

Есть много причин, почему гостеприимство было более распространенным обычаем в те давние времена.

Путешествия во времена Гомера были гораздо более длительными и лишёнными всякого комфорта, чем в наше время. Из-за того что путешественник проводил многие дни и ночи вдали от дом, в незнакомых местах, где не было ночлега, не было отелей и гостиниц, в которых путешественник мог заплатить и остаться на ночь.

Путешественникам приходилось полагаться на гостеприимство добрых людей, которые дадут им кров для защиты от непогоды и воров, поделятся с гостями едой и питьём. Однако была и плата за это гостеприимство в виде преподнесения подарков хозяевам дома.

Другой возможной причиной античного гостеприимства был тот факт, что не было стран достаточно безопасных для путешествия, поэтому без такой доброй традиции гостеприимства со стороны местных жителей, было бы просто невозможно путешествовать по чужеземным территориям. На дорогах путешественников и купцов поджидало много опасностей, в безлюдных местах очень часто они могли быть захвачены и даже убиты разбойниками.

Ещё одно возможное объяснение обычая гостеприимства состоит в том, что греки считали, что сами боги хотели, чтобы простые люди проявляли гостеприимство по отношению к незнакомцам, стучащим в дверь, и просящим крова и еды. Считалось также, что отказ путнику в еде и ночлеге, то есть не предоставление услуг гостеприимства, приведёт к наказанию хозяев дома от богов.

Наконец, гостеприимство в античные времена могло быть проводником известия о доброте и гостеприимстве жителей деревни или города, послужит доказательством состоятельности горожан и принесёт им славу и почёт.

Гомер

Точными данными о дате рождения сказителя историки не располагают. Остается загадкой и место рождения поэта. Историки считают, что наиболее вероятный период жизни Гомера – X-VIII века до нашей эры. Местом возможной родины поэта считают один из шести городов: Афины, Родос, Хиос, Саламин, Смирна, Аргос.

Еще более дюжины других населенных пунктов Древней Греции упоминались разными авторами в разное время, в связи с появлением на свет Гомера. Чаще всего сказителя считают уроженцем Смирны. Произведения Гомера обращены к древней истории мира, в них нет упоминаний о современниках, что усложняет датирование периода жизни автора. Существует легенда, что Гомер сам не знал места своего рождения. От Оракула сказитель узнал, что остров Иос был родиной его матери.

Гомер

Статуя Гомера

Биографические данные о жизни сказителя, представленные в средневековых трудах, вызывают у историков сомнения. В работах о жизни поэта упоминается, что Гомер – имя, которое поэт получил из-за своей приобретенной слепоты. В переводе оно может означать «незрячий» или «ведомый». При рождении мать нарекла его Мелезигеном, что означает «рожденный у реки Мелеса». По одной из легенд, Гомер ослеп, когда увидел меч Ахиллеса. В утешение богиня Фетида наделила его даром песнопения.

Есть версия о том, что поэт был не «ведомым», а «ведущим». Гомером нарекли его не после того как сказитель ослеп, а наоборот – прозрел и стал говорить мудро. По мнению большинства античных биографов, Мелезиген был рожден женщиной по имени Крифеида.

Гомер

Гомер

Сказитель выступал на пиршествах знатных людей, на городских собраниях, на рынках. Согласно мнению историков, Древняя Греция во времена жизни Гомера переживала свой расцвет. Поэт декламировал отдельные части из своих произведений, путешествуя от города к городу. Он пользовался почтением, имел ночлег, еду и не был грязным странником, которым иногда его изображают биографы.

Существует версия, что «Одиссея», «Илиада» и «Гомеровские гимны» — это творчество разных авторов, а Гомер был только исполнителем. Историками рассматривается версия, что поэт принадлежал к семейству певцов. В Древней Греции ремесленные и другие профессии часто передавались из поколения в поколение. В таком случае любой член семьи мог выступать под именем Гомера. Из поколения в поколение истории и манера исполнения передавались от родственника к родственнику. Данный факт объяснил бы и разный период создания поэм, и прояснил бы вопрос с датами жизни сказителя.

Читайте также  Где отдохнуть в греции в июне

Становление поэта

Одна из наиболее подробных историй о становлении Гомера в качестве поэта принадлежит перу Геродота Галикарнасского, которого Цицерон назвал «отцом истории». По версии античного историка, поэт был при рождении назван Мелезигеном. Он жил вместе с матерью в Смирне, где стал учеником владельца школы Фемия. Мелезиген был очень умен и хорошо постигал науки.

Учитель умер, оставив своему лучшему воспитаннику школу. Поработав некоторое время наставником, Мелезиген решил углубить свои знания о мире. Помочь ему вызвался человек по имени Ментес, который был родом с острова Лефкада. Мелезиген закрыл школу и отправился на корабле знакомого в морское путешествие, чтобы увидеть новые города и страны.

Гомер

Поэт Гомер

Во время странствия бывший учитель собирал истории, легенды, расспрашивал об обычаях местных народов. Прибыв в Итаку, Мелезиген почувствовал недомогание. Ментес оставил спутника под присмотром надежного человека и поплыл на родину. В дальнейшее странствие Мелезиген отправился пешком. По дороге он декламировал истории, собранные им за время странствия.

По версии Геродота Галикарнасского, окончательно ослеп сказитель в городе Колофон. Там он и взял себе новое имя. Современные исследователи склонны подвергать сомнению историю, рассказанную Геродотом, как и сочинения других античных авторов о жизни Гомера.

Гомеровский вопрос

В 1795 году Фридрих Август Вольф в предисловии к изданию текста поэм древнегреческого сказителя выдвинул теорию, которая получила название «Гомеровский вопрос». Основной смысл мнения ученого заключался в том, что поэзия во времена Гомера была устным искусством. Слепой странствующий сказитель не мог быть автором сложного художественного произведения.

Гомер

Бюсты Гомера

Гомер сочинял песни, гимны, музыкальные эпосы, которые легли в основу «Илиады» и «Одиссеи». По мнению Вольфа, законченный вид поэмы получили, благодаря другим авторам. С тех пор ученые, занимающиеся творчеством Гомера, разделились на два лагеря: «аналитики» поддерживают теорию Вольфа, а «унитарии» придерживаются мнения о строгом единстве эпоса.

Слепота

Некоторые исследователи творчества Гомера говорят о том, что поэт был зрячим. В пользу отсутствия у сказителя недуга говорит тот факт, что философы и мыслители считались в Древней Греции людьми, лишенными обычного зрения, но имеющими дар смотреть в суть вещей. Слепота могла быть синонимом мудрости. Гомер считался одним из создателей всеобъемлющей картины мира, автором родословной богов. Мудрость его была для всех очевидной.

Гомер был слепым

Слепой Гомер с проводником. Художник Вильям Бугро

Античные биографы вывели в своих произведениях точный портрет Гомера-слепца, но сочиняли они свои труды уже через много столетий после смерти поэта. Так как достоверных данных о жизни поэта не сохранилось, то трактовка античных биографов могла быть не совсем правильной. В пользу этой версии говорит факт наличия во всех биографиях вымышленных событий с участием мифических персонажей.

Произведения

Сохранившиеся древние свидетельства дают представление о том, что в эпоху античности сочинения Гомера считались источником мудрости. Поэмы давали знания относительно всех сфер жизни – от общечеловеческой морали до основ военного искусства.

Плутарх писал, что великий полководец Александр Македонский всегда хранил при себе копию «Илиады». Греческих детей учили читать по «Одиссее», а некоторые отрывки из произведений Гомера философы-пифагорейцы прописывали, как средство для исправления души.

Иллюстрация к

Иллюстрация к «Илиаде»

Гомера считают автором не только «Илиады» и «Одиссеи». Сказитель мог быть создателем комической поэмы «Маргит» и «Гомеровских гимнов». Среди других произведений, приписываемых древнегреческому сказителю, есть цикл текстов о возвращении героев Троянской войны в Грецию: «Киприи», «Взятие Илиона», «Эфиопида», «Малая Илиада», «Возвращения». Поэмы Гомера отличает особый язык, который не имел аналога в разговорной речи. Манера повествования делала сказания запоминающимися и интересными.

Смерть

Существует легенда, которая описывает смерть Гомера. В старости отправился слепой сказитель на остров Иос. Путешествуя, Гомер встретил двух юных рыбаков, которые загадали ему загадку: «У нас есть то, что мы не ловили, а что мы поймали, мы выкинули». Поэт размышлял над решением головоломки долго, но так и не смог найти нужного ответа. Мальчишки ловили вшей, а не рыбу. Гомер был так раздосадован тем, что не смог разгадать загадку, что поскользнулся и ударился головой.

По другой версии, сказитель покончил с собой, так как смерть была для него не так страшна, как потеря остроты ума.

Легенды Сочи

Легенды Сочи

В далекие времена люди не знали огня, ютились в пещерах, охотились с помощью камней и дубинок, ели мясо и коренья растений сырыми. А на Олимпе протекала жизнь богов, полная страстей и интриг. Однажды Прометей похитил искру священного огня с Олимпа и подарил ее смертным. Пламя зажгло в сердцах стремление к труду и творчеству. Люди овладели ремеслами и приобщились к искусству. Зевс не простил Прометею предательства. Он обрек его на страшные мучения, приковав к Орлиным скалам — как раз на месте нынешнего Сочи.

Растрескавшаяся каменная громада выглядит внушительно. Утес, ныне именуемый Прометеевым, до сих пор хранит остатки цепей, а также тепло могучего тела и пламенного сердца. Да и немудрено, ведь столько времени один из самых свирепых и кровожадных орлов местного языческого бога Окхына разрывал грудь Прометею острыми когтями и выклевывал печень. Красавица Агура тайно приносила герою еду и воду, за что была превращена в реку.

Через тысячи лет миф о герое, подарившем людям огонь, приобрел для Сочи новое значение. Ведь вскоре в городе загорится настоящее, а не мифическое пламя Олимпа.

О карликах и гигантах

Жившие на Западном Кавказе адыги считали дольмены священными, почитали и охраняли. Горцы называли их домами карликов. Кто построил эти сооружения? Вот что говорят легенды.

Давным-давно в этом богатом крае, тогда покрытом непроходимыми лесами, жило только два племени: большие, как дуб, страшные на вид великаны и карлики. Гиганты населяли долины рек и промышляли охотой, а их низкорослые соседи обитали высоко в снежных горах, в темных, холодных пещерах, занимаясь колдовством. Разъезжали карлики на запряженных зайцах. Великаны, хотя и обладали страшной силой, были глупы, зато карлики, мощи совсем не имея, отличались особой хитростью. Долго жили два племени, не видя и не зная друг друга.

Но однажды карлики спустились в долину и увидели великанов, когда те занимались играми, бросая друг в друга скалы и для потехи вырывая деревья с корнями. Крошечный народец хитростью и колдовством скоро сумел покорить глупых исполинов и заставил служить себе. Приказали карлики великанам построить им удобные жилища.

Великаны живо взялись за дело и везде по горам и долинам возвели каменные хаты с маленькими круглыми отверстиями, через которые только карлики могли пробраться внутрь. Много лет прошло с того времени, а дома эти стоят и сейчас.

Водопады Джегоша

У притока реки Шахе жил великан Джегош. Он был известен тем, что поедал красивых женщин. Со временем у местного племени появилась проблема продолжения рода. Адыги не знали, как извести ненавистного великана. Время шло, и вот в селении не осталось ни одной молодой женщины. И тогда один из старейшин рода предложил напоить Джегоша «пьяным медом».

Адыги выкатили на поляну, где отдыхал великан, огромную бочку напитка. Когда Джегош с радостью стал лакомиться «пьяным медом», жители выпустили диких пчел, которые с яростью набросились на великана. Спасаясь, Джегош побежал прочь, и там, где его ступни касались земли, ее поверхность трескалась и из расщелины начинала выступать вода. Великан успел сделать 33 прыжка, но, сраженный укусами пчел, упал замертво. Вот так и возникли эти 33 водопада.

Ирина Кургаева

Legends of Sochi

The epoch of Antiquity has left a deep mark in the history of Sochi.

Since that time, many curious legends have appeared.

The Myth of Prometheus

In ancient times people did not know the fire, they used to huddle in caves, hunt with stones and cudgels, eat meat and raw plant roots. At the same time there was a life on Mount Olympus, full of passion and intrigues.

Once Prometheus stole a spark from sacred fire from Olympus and gave it to the people. Sacred fire lit a desire for work and creativity in the hearts. Zeus did not forgive the Prometheus’ betrayal. He condemned him to terrible sufferings by chaining to Orlinye (Eagle) Rocks — on the territory of the present Sochi. Cracked bulk of a stone looks impressive. Cliff, now known as Prometheus’s, still keeps remnants of chains, as well as the heat of powerful body and fiery heart.

Adyghe, living in the West Caucasus, considered dolmens to be sacred structures, revered and protected them. Mountaineers called them dwarfs’ houses. Who built them? There are legends about it.

Once upon a time only two tribes lived in that rich region, covered with impenetrable forests at that time, — a tribe of scary-looking giants and a small tribe of dwarfs. The giants lived in the river valleys and were hunting, while the dwarfs lived high in the snowy mountains in the dark, cold caves, and were engaged in witchcraft. The giants, although having a great physical force, were silly, but the dwarfs, having no physical strength, were very tricky.

Once the dwarfs descended into the valley and saw the giants, who were playing, throwing rocks at each other, and rooting out trees for fun. The cunning dwarfs managed to conquer the silly giants, so they were forced to serve the dwarfs. The giants were ordered to build a comfortable little houses. Giants built stone huts with small round holes through which only the dwarfs could get inside. Many years have passed since that time, but the houses are still there.

Сновидения как часть психологической жизни человека: потенциал для самопознания

Сновидения как часть психологической жизни человека: потенциал для самопознания

Первая часть нашего мини-курса по сновидениям была нагружена научным фактами. Теперь же давайте позволим себе немного отвлечься от строгих цифр и хотя бы на несколько минут отстранимся от привычной задачи «вместить в 24 часа все 48».

Итак, дадим свободу воображению. Представим, что мы очутились в Древней Греции: сейчас ночь, мы лежим на своем ложе, устеленном яркими покрывалами и мягкими подушками. Нам предстоит заснуть, но почему-то самостоятельно сделать это никак не выходит. Любой современный врач-невролог тут же бы сказал: да у Вас бессонница, нужно срочно принять соответствующее лекарство. Но местные врачи лишь перешептываются между собой и говорят: «Вы разгневали Морфея, бога сновидений! Пока не принесёте ему жертву, так и будете страдать!»

Какими бы нелогичными, чудаковатыми нам не представлялись верования древних греков, для них возможность сна, а тем более сна со сновидениями, всегда воспринималась как особый дар свыше. Любое содержание сновидения, даже самое малое, детально записывалось, соотносилось с актуальной жизнью, толковалось в пророческом ключе. С учётом сновидений принимали самые значимые решения в жизни: военный поход, свадьба, рождение детей.

А слышали ли Вы про ритуал врача Асклепия? Тяжело больных привозили в каменное святилище, чем-то напоминавшее гробницу. В этом месте они должны были провести ночь, а на утро рассказать детально о том, что видели во сне врачам. Далее целебные сны толковались символически, и согласно им разрабатывались индивидуальные рецепты. В общем, без сновидений – никуда!

С развитием науки, провозгласившей объективность главным критерием реалистичности («что недоказуемо сложно признать истинно существующим»), сновидения какое-то время, ввиду их алогичности и непредсказуемости, либо открыто обесценивались, либо причислялись к разряду мистических, оккультных вещей. Однако уже в 1900 году, на заре XX века появляется фигура, которая до сих пор остаётся одной из самых великих, хотя и неоднозначных, в истории мировой психологии.

Зигмунд Фрейд, австрийский психиатр, издает книгу «Толкование сновидений», где стремится восстановить значимость сновидческого опыта для психического здоровья человека. Для него сновидения – это «королевская дорога к бессознательному». Личность на ней может встретиться со своими самыми болезненными, острыми, запретными переживаниями, желаниями и смысловыми содержаниями, которые в повседневной жизни ввиду загруженности и многозадачности остаются незамеченными.

Более того, именно Фрейд впервые начинает активно использовать сны в психотерапевтической работе, создает целую методику по расшифровке скрытых смыслов сонных фантазий, показывая, что любой, даже самый абсурдный сюжет, прямым образом связан с актуальной жизненной ситуацией человека, а значит может служить ключом к разрешению его проблем.

Фрейд утверждает: психика любого из нас не выдерживает напряжения (особенно, негативного), стремится к его разрядке. Сновидения – идеальный для этого вариант: человек сам вроде как ничего не делает, а волнующая его проблема решена.

К примеру, возьмем женщину, которая села на жёсткую диету: она всем рассказывает, как для неё это полезно, как килограммы просто на лету покидают её, а прежде любимое сладкое вызывает лишь отвращение. Во сне же ей постоянно снится вкусненькое, которое она с большим удовольствием в гомерических количествах съедает и переживает свои действия как правильные, приносящие чувство удовлетворения. Таким образом, одновременно реализованы две конфликтующие потребности: в здоровом образе жизни и в переживании радости от еды.

Разумеется, этот конфликт можно было бы разрешить и в реальности, а именно посредством поиска более оптимального, вкусного и сбалансированного питания. Однако такой подход требует больших затрат, поэтому психика без сознательного участия человека включает автоматические реакции.

Сновидения, передающие, пусть и в фантазийной форме, содержание травмирующих событий, обладают невероятным целительным эффектом

Концепцию Фрейда мы подробнее рассмотрим в следующем разделе курса. Сейчас же нам важно понять, что сновидения – не продукт воображения, не отдельно существующие фантазии, но, напротив, ответная реакция психического на актуальные проблемы и переживания. Каждый образ из сновидения как морская ракушка содержит в себе жемчужину – личный опыт и чувство, связанное с ним.

Р. Картрайт, профессор чикагского Университета Раша в своих исследованиях показала, что сновидения, передающие, пусть и в фантазийной форме, содержание травмирующих событий, обладают невероятным целительным эффектом. Если же человек лишен возможности проживать терзающие его чувства во сне, то прошлое продолжает преследовать его в настоящем, не позволяя полноценно распрямить плечи и реализовывать поставленные цели.

Вспомните себя, ведь бывали такие сны, которыми хотелось поделиться с друзьями (из серии «посмеяться над абсурдным»), а были и совсем другие. После таких сновидений ещё долго не можешь прийти в себя, поскольку они затрагивают самые глубинные струны души. Порой случается и так, что, опираясь на пережитое в подобном сне, мы, как когда-то древние греки, начинаем смотреть на жизнь по-иному, вновь ранжируем по значимости задачи, поставленные перед собой ранее, уделяем больше времени тому, что до этого представлялось неважным и было отложено на потом.

Итак, сновидения, если относиться к ним с долей внимания и серьёзности, могут раскрыть человеку много нового о самом себе, обратить его взор на то, что в суете повседневных требований и забот остаётся незамеченным (как правило, это наши чувства, желания, потребности). Далее мы подробно разберем несколько из наиболее действенных методов продуктивной обработки содержаний сновидений, которые позволят Вам встретиться с совершенно новым опытом о самом себе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector