Бог искусства у древних греков

Бог искусства у древних греков

Мифология Древней Греции

Задачи урока: ознакомление учащихся с мифологией Древней Греции, изучение причин ее возникновения и роли образов мифологии в различных видах искусства, анализ нескольких мифов.

Цель урока в курсе МХК: Раскрыть сущность художественной культуры Древней Греции через ее мифологию, осмыслить место и роль культуры Древней Греции в мировой культуре, изучить уникальный исторический опыт диалога культур и способы его миропонимания, представить современность как результат культурно-исторического развития человечества.

Структура урока: ознакомление учащихся с новым материалом, анализ отдельного мифа, устный опрос, выступления учащихся, показ рисунков на тему урока, подведение итогов.

Мифология Древней Греции

Все было осязаемо и близко
— Дух мыслил плоть и чувствовал объем,
Мял глину перст и разум мерил землю.
Мир отвечал размерам человека,
И человек был мерой всех вещей.
М. Волошин.

Введение:
Слайд 1.
Учитель: Античная культура — культура Древней Греции и Древнего Рима — фундамент всей европейской цивилизации.
Истоки античной культуры восходят к рубежу II-I тыс. до н.э. Именно тогда формируется греческая мифология. Древнегреческая мифология определила развитие всей западноевропейской культуры. Нет ни одной исторической эпохи, ни одного направления искусства, так или иначе не связанных с греческими мифами.

  • Что такое мифология?
  • Что такое миф?
  • Основная часть:

Условно древнегреческие мифы можно разделить на три раздела: (слайд 2) олимпийские (о богах, живущих на Олимпе); (слайд 3) о героях (Геракл, Тезей, Ясон и т.д.) (слайд 4) или о мастерах (Орфей, Пигмалион, Дедал и т.д.) (слайд 5) и о мелких божествах (нимфы, сирены, кентавры, сатиры и т.д.).

  • Особенность древнегреческих мифов заключалась в том, что они очеловечивали богов: они любят, ненавидят, страдают от боли, завидуют, трусят, лгут, хвастаются. Их величия не умоляют человеческие слабости и пороки, ибо греки считали, что красота жизни равным образом заключена и в смехе и в слезах, в горе, и в радостях.

Лишенные эмоций боги оказались бы несчастными. Греки не боялись правды жизни. Они не создавали идеальных героев. Они поняли, что человек может быть одновременно прекрасным и ужасным, могучим и жестоким, слабым и добрым.
На Олимпе жило более двадцати богов, но мы с вами поговорим только о самых главных, почитаемых богах. Но сначала мы узнали, как древние греки объясняли происхождение мира и богов.
Ученик-докладчик: » Происхождение мира и богов. »
Учитель: Считается, что именно после своей победы над Кроносом Зевс учредил Олимпийские игры.

  • Вы можете назвать чудеса света, принадлежащие Древней Греции. (Слайд 6. Статуя Зевса Олимпийского, храм Артемиды Эфесской).
  • Чем они знамениты?

Слайд 7
Ни одно божество Эллады не пользовалось такой популярностью как Афина Паллада — богиня Мудрости, доблести, разума. Она покровительствовала главному городу Аттики — Афинам. Благодарные жители воздвигли в ее честь храм-Парфенон, где находилась ее гигантская статуя работы Фидия покрытая золотом и слоновой костью.

  • Что вам известно необычного про эту богиню? (она родилась из головы Зевса).

Слайд 8

  • Аполлон — один из сыновей Зевса, он занимает почётное место не только на Олимпе. Древние Греки видели его в нём бога света, гармонии, красоты, искусств покровителя наук.

Слайд 9

  • Как зовут сестру Аполлона? (Артемида).
  • Чем она занимается? (богиня охоты, лесов и животных).
  • Одна из самых красивых и любимых богинь Древней Греции богиня красоты и любви.
  • Как её зовут? (Афродита).

Слайд 10

  • Чем она знаменита? (родилась из морской пены).

Мы говорили о самых главных богах, но ещё остались многие другие, как Гера — жена Зевса, царица богов и людей, Гефест — бог огня, покровитель кузнечного ремесла, бог войны — Арес и др. С каждым богом связана своя история, свой миф.
Слайд 11
Учитель: Боги наказывают гордецов и хвастунов. Не терпят они людей, которые считают себя самыми лучшими.

  • Назовите мне мифы, в которых боги наказывали таких людей? («Арахна», «Нарцисс»).

Слайд 12
Ученик-докладчик: «Нарцисс».
Учитель: Древние греки считали, что по небу на золотой колеснице, запряженной шестикрылыми конями, ездит бог Солнца — Гелиос. У него был сын, который чуть не погубил всю землю.
Слайд 13
Ученик-докладчик: «Фаэтон»
Учитель: Мечты древних о полёте по воздуху отразились в мифе о знаменитом изобретателе, о зодчем Дедале.
— Кто такой Дедал? Чем он знаменит?
Слайд 14
Какая главная мысль этого мифа?
Учитель: С самых древних времён греки высоко ценили искусство и особенно музыку!
— В каком мифе речь идёт о силе музыке?
Правильно, это поэтическое сказание о пивце Орфее.
Слайд 15
— Этот миф был так популярен, что первая опера была поставлена по сюжету
Слайд 16

— Всесильны боги Олимпа, но и над ними имеют власть богини судьбы Мойры. Три сестры плетут нить судьбы богов и людей. Одна сестра плетёт нить, другая — мерит её, третья — ножницами её обрезает.
От союза богов с людьми произошли герои. Это богатыри, прославившие не только свои имена, но и весь род человеческий.
— Каких героев вы знаете? (Геракл, Персей, Ясон, Тезей).

  • Кто самый знаменитый из них? (Геракл)

Слайд 17

  • Сколько подвигов он совершил? (12). Перечислите их.
  • Какими нравственными качествами обладал этот герой?

Заключение:
Учитель: Возникшие в глубокой древности мифы послужили почвой, на которой выросла литература и искусство древней Греции. Великолепные храмы, мраморные скульптуры богов и героев — творения замечательных художников Древности украшали греческие города.
Какие греческие храмы вы знаете? (Храм Зевса Олимпийского, храм Артемиды, храм Парфенон, храм Афины.) Слайд 18

  • Перечислите главных богов Древней Греции.
  • Какого мастера Древней Греции вы знаете? (Фидий). Перечислите его творения. (Зевс Олимпийский, Афина Паллада).

Учитель: сюжеты мифов запечатлелись в настенных росписях, в рисунках на вазах. В последствии мифология Древней Греции была заимствована Древним Римом, и боги Древней Греции получили латинские имена: Зевс — Юпитер, Афродита — Венера, Артемида — Диана и т. д.

  • В чём заключается особенность мифов?

Учитель: Какие произведения поздних времён, например эпохи Возрождения, вы знаете? (Рубенс «Персей и Артемида», Рембрандт «Даная» и т. д.) Слайд 19
Таким образом, через одну сторону культуры Древней Греции, через её мифологию мы познакомились с мировоззрением древних греков с нравственными ценностями художественной культуры Древней Греции. Слайд 20
Неудивительно, что Древнюю Грецию называли колыбелью всей Европейской культуры. Без мифологии, без этого фундамента, который был заложен Древней Грецией, не было бы и современной Европы.
Домашнее задание. В мировой и отечественной художественной литературе и искусстве часто использовались сюжеты, связанные с греческой мифологией. Знаете ли вы такие произведения? Назовите их. Почему, на ваш взгляд, писатели и художники так часто обращаются к этим темам?

Эпиграф:
Влилась в века Эллада, как вино
В дворцовой фреске, в мраморном кумире,
В живом стихе, обточенном сапфире,
Явя, что было, есть и суждено.

§ 22. Верования древних греков

Древние греки, как и другие народы древности, считали, что миром управляют боги. О том, как появились боги и окружающий мир, какие между ними установились взаимоотношения, рассказывают греческие мифы.

Самым главным богом у греков был Зевс. Его называли Громовержцем, царем людей и богов. Зевс взял себе небо, его брат Посейдон — море, а другой брат, Аид, — подземное царство.

Морские волны повинуются трезубцу Посейдона. Глубоко в морской пучине стоит его прекрасный дворец. Множество обитателей морских глубин подвластны великому Посейдону.

В глубине земли, в царстве мрака и ужасов, правит брат Зевса, Аид. Здесь не услышать радостных песен, только бесплотные тени умерших носятся по сумрачным полям подземного царства. Души людей в царство мертвых переправляет через воды подземной реки Стикс перевозчик Харон.

У трех братьев-олимпийцев было множество сыновей и дочерей, которые тоже были богами.

Аполлон — покровитель искусства, бог света. Когда Аполлон в сопровождении муз появляется на Олимпе, все боги замолкают и слушают их пение.

Афина — дочь Зевса, рожденная из его головы. Богиня мудрости и знания, непобедимая воительница, защитница городов.

Афродита — богиня любви и красоты, дарующая любовь и смертным, и богам.

Арес — жестокий бог войны, нелюбимый сын Зевса, противостоять ему в битве может лишь мудрая Афина.

Гефест — бог-кузнец. Некрасивый, хромой, с могучим торсом и сильными руками. Он может делать и несокрушимое оружие, и изящные украшения.

Дионис — бог веселья и виноделия. Греки посвящали ему театральные представления.

Зевс

Дионис

Аполлон

Афина

Посейдон

Афродита

Артемида

Гефест

Арес

Жизнь богов на Олимпе греки представляли как бесконечный пир. На нем, наслаждаясь волшебными напитками, любуясь танцами, восторгаясь пением муз, решают боги судьбу мира и людей. Зевс черпает из двух больших сосудов добро и зло и посылает на Землю людям. Как сложится жизнь человека, определяют богини судьбы, которые плетут или обрывают нить жизни. Никто, даже сам Зевс, не может уйти от своей судьбы.

2. Религиозные церемонии

Греческий храм. Реконструкция

Древние греки думали, что боги живут на холмах, в рощах, скалах, гротах, пещерах. Эти места считались священными и особо оберегались. Позже греки стали строить храмы. Внутри их находилось изображение бога, которому они были посвящены. Сначала это были фигурки звероподобных или человекоподобных существ. Позже богов стали изображать в виде людей.

Внутрь храма верующие не заходили. При каждом храме находились жрецы, которые молились, совершали обряды и приносили жертвы. Обряды могли исполнять и обычные люди, однако к жрецам все относились с большим уважением и почитанием. Жрецы освобождались от военной службы, могли занимать лучшие места в театре и на торжествах.

Существовали правила, которые необходимо было соблюдать во время обрядов. При храмах стояли специальные сосуды с водой для символического очищения. Для этого надо было обязательно омыть все тело или только руки. Греки молились стоя, с непокрытой головой, подняв кверху руки.

Чтобы боги быстрее откликнулись на просьбу, греки приносили им жертвы — ценные вещи, еду.

В каждом доме у входа было место, посвященное Аполлону, Зевсу и домашним богам.

Греки думали, что боги могут проявлять гнев, радость, зависть, сочувствие и другие эмоции, свойственные людям. Боги ссорились, спорили между собой, помогали или мешали друг другу и людям в их делах.

Бог мог полюбить земную женщину, а богиня — земного мужчину. От таких браков на свет появлялись герои — люди, обладавшие необыкновенной силой, мужеством и ловкостью. Самым известным героем стал Геракл.

Геракл совершил двенадцать подвигов. Еще в колыбели он задушил двух огромных змей, которые были посланы, чтобы убить его. Став взрослым, он победил огромного льва, страшную гидру, вернулся из подземного царства Аида, откуда человеку нет выхода. Он даже некоторое время держал на своих могучих плечах небесный свод.

Подвиги Геракла запечатлены во многих произведениях искусства.

В религиозных верованиях древних греков отражались явления природы и занятия самих эллинов. Греки почитали сильных и мужественных героев, сочетавших в себе людей и богов. Герои совершали многочисленные подвиги на благо людей.

Подвиги Геракла. Роспись на вазах

Вопросы и задания

1. Почему греки называли богов «олимпийцами»? 2. Расскажите об одном из греческих богов, пользуясь текстом учебника и иллюстрациями. 3. Чем греческие боги отличались от богов Египта? 4. Придумайте рассказ о том, как грек (мореплаватель или земледелец) обращался к богам за помощью. (При подготовке задания используйте памятку № 3.) 5*. Подготовые сообщение об одном из подвигов Геракла, используя дополнительную литературу. б*. Чем верования древних греков отличались от верований древних египтян?

Миф об Apax н e

Афина — богиня мудрости, покровительница ремесел, дева-воительница, узнала о том, что простая девушка Арахна хвалится, что в искусстве ткачества превосходит саму богиню. Афина явилась перед Арахной в образе старухи и стала убеждать девушку, что простой смертной не следует состязаться с богиней. Но возгордившаяся Арахна ответила, что даже если сама Афина явится перед ней, то она сумеет доказать свое превосходство. Богиня очень рассердилась и превратила Арахну в паука, который обречен вечно ткать свою паутину.

Какова главная идея этого мифа? Как должен был вести себя грек, чтобы не вызвать гнева богов?

Религия древних греков

Данная презентация расскажет о религии древних греком и познакомит их с пнтеоном богов греции.

Просмотр содержимого документа
«Религия древних греков»

Тема: Религия древних греков

Тема: Религия древних греков

Главный вопрос Что общего в верованиях древних греков с религиями других народов, что отличного ?

Главный вопрос

  • Что общего в верованиях древних греков с религиями других народов, что отличного ?

Задание на урок

Какие они БОГИ древних греков? Почему?

Чему покровительствовал

Как греки представляли богов? Древние греки верили, что рядом с ними находятся разные сверхъестественные существа. Их было очень много. В каждой реке живет своя нимфа. У каждого леса, горы и родника также есть свой покровитель.

Как греки представляли богов?

Древние греки верили, что рядом с ними находятся разные сверхъестественные существа. Их было очень много. В каждой реке живет своя нимфа. У каждого леса, горы и родника также есть свой покровитель.

Главные боги, как считали греки, жили на Олимпе, поэтому их называли Олимпийскими богами. В своих дворцах на Олимпе бессмертные боги проводили время в пирах и прочих удовольствиях. Отсюда они спускались на землю и вмешивались в жизнь людей, повелевая ими.

Главные боги, как считали греки, жили на Олимпе, поэтому их называли Олимпийскими богами. В своих дворцах на Олимпе бессмертные боги проводили время в пирах и прочих удовольствиях. Отсюда они спускались на землю и вмешивались в жизнь людей, повелевая ими.

Олимп

Как греки представляли богов? Греки верили, что олимпийцы не самые древние боги. Сначала миром правили Гея (Земля) и Уран (Небо).

Как греки представляли богов?

  • Греки верили, что олимпийцы не самые древние боги. Сначала миром правили Гея (Земля) и Уран (Небо).

Им на смену пришли их дети, которых называли титанами.

Главным среди них был Крон .

Дети Крона во главе с Зевсом свергли титанов и поделили его власть между собой. Зевс стал царствовать на земле, его брату Посейдону досталось море, другой брат - Аид - стал владыкой подземного царства мертвых.

Дети Крона во главе с Зевсом свергли титанов и поделили его власть между собой. Зевс стал царствовать на земле, его брату Посейдону досталось море, другой брат — Аид — стал владыкой подземного царства мертвых.

Зевс Четвёртое чудо света. Статуя Зевса Олимпийского, 17 м (Фидий)

Четвёртое чудо света. Статуя Зевса Олимпийского, 17 м (Фидий)

Зевс Греки почитали Зевса как царя богов и людей. Зевс повелевал молнией и громом, дождями и бурями. Те законы, по которым живут люди, дал им Зевс . Тех, кто осмеливался ослушаться его , Зевс поражал молнией. Греки изображали Зевса в виде всемогущего властителя. Он восседал на троне со скипетром в одной руке и богиней победы Никой - в другой. Рядом с троном сидел орел, которого считали царем птиц.

Греки почитали Зевса как царя богов и людей. Зевс повелевал молнией и громом, дождями и бурями. Те законы, по которым живут люди, дал им Зевс . Тех, кто осмеливался ослушаться его , Зевс поражал молнией. Греки изображали Зевса в виде всемогущего властителя. Он восседал на троне со скипетром в одной руке и богиней победы Никой — в другой. Рядом с троном сидел орел, которого считали царем птиц.

Гера Особое место среди богов занимала жена Зевса Гера, царица богов. Гера - защитница семьи и любви между мужем и женой.

  • Особое место среди богов занимала жена Зевса Гера, царица богов. Гера — защитница семьи и любви между мужем и женой.

Посейдон

  • Глубоко в море стоит чудесный дворец бога морей Посейдона . Когда Посейдон стремительно мчится на золотой колеснице, запряженной белыми конями, волны послушно расступаются перед ним . Греки верили, что Посейдон вызывает землетрясения, и называли его «колебатель земли».
  • Его изображали с трезубцем в руке, ударом которого он поднимал бури на море.

Деметра

Сестра Зевса богиня Деметра покровительствовала земледелию, особенно хлебопашеству. Она научила людей выращивать хлеб, дала им зерна пшеницы.

Познакомимся с мифом о Персефоне и Аиде

Познакомимся с мифом о Персефоне и Аиде

 Сыну Зевса Дионису греки поклонялись как богу виноградарства и виноделия. Бога Диониса сопровождала веселая свита. Скачут охмелевшие от вина молодые сатиры с небольшими рожками, козьими ушами, ногами и хвостами. За шествием едет на осле добродушный толстый и лысый старик Силен - воспитатель Диониса . Спутниками Диониса были также кентавры и Пан. Кентавры - это лесные существа, полулюди, полулошади. Пан - бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов. У него тело человека, а ноги козлиные. Пан может наслать на людей и безумный страх (отсюда выражение

Сыну Зевса Дионису греки поклонялись как богу виноградарства и виноделия.

Бога Диониса сопровождала веселая свита. Скачут охмелевшие от вина молодые сатиры с небольшими рожками, козьими ушами, ногами и хвостами. За шествием едет на осле добродушный толстый и лысый старик Силен — воспитатель Диониса .

Спутниками Диониса были также кентавры и Пан. Кентавры — это лесные существа, полулюди, полулошади. Пан — бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов. У него тело человека, а ноги козлиные. Пан может наслать на людей и безумный страх (отсюда выражение «панический страх» и слово «паника»).

Дионис

Спутники Диониса Кентавры Сатиры

Спутники Диониса

Нимфы

Афина Одним из главных божеств Греции была дочь Зевса Афина. Мифы рассказывают о ее чудесном рождении прямо из головы Зевса в полном вооружении. Ей поклонялись как богине мудрости. Она покровительствовала наукам, а также ремеслам, особенно ткачеству. Афину изображали в образе величественной девы, чаще всего в доспехах и с оружием, а также с совой - символом мудрости.

Афина

Одним из главных божеств Греции была дочь Зевса Афина. Мифы рассказывают о ее чудесном рождении прямо из головы Зевса в полном вооружении.

Ей поклонялись как богине мудрости. Она покровительствовала наукам, а также ремеслам, особенно ткачеству. Афину изображали в образе величественной девы, чаще всего в доспехах и с оружием, а также с совой — символом мудрости.

Гефест Сын Зевса и Геры Гефест - бог-труженик, бог огня, покровитель кузнецов. Он помогал ремесленникам, особенно тем, чья работа связана с огнем, - металлургам и кузнецам. Гефест - замечательный мастер в кузнечном ремесле.

Гефест

Сын Зевса и Геры Гефест — бог-труженик, бог огня, покровитель кузнецов. Он помогал ремесленникам, особенно тем, чья работа связана с огнем, — металлургам и кузнецам. Гефест — замечательный мастер в кузнечном ремесле.

Аполлон Бельведерский. Леохар (ок. 330—320 до н. э.)

Аполлон Бельведерский. Леохар (ок. 330—320 до н. э.)

Аполлон Глубоко почитали греки сына Зевса Аполлона . У него были разнообразные обязанности. Он предотвращал беды, лечил больных. Его сыном был бог-врач Асклепий. Аполлон - бог-воин. Его золотые стрелы отождествлялись с солнечными лучами. Аполлон посылает на землю страшные болезни. Аполлон был предводителем девяти муз - богинь искусств и наук. Их храмы назывались мусейонами (отсюда слово

Аполлон

Глубоко почитали греки сына Зевса Аполлона . У него были разнообразные обязанности. Он предотвращал беды, лечил больных. Его сыном был бог-врач Асклепий. Аполлон — бог-воин. Его золотые стрелы отождествлялись с солнечными лучами. Аполлон посылает на землю страшные болезни.

Аполлон был предводителем девяти муз — богинь искусств и наук. Их храмы назывались мусейонами (отсюда слово «музей»). Аполлона считали покровителем искусства, вдохновителем поэтов.

Артемида Богиня растительности и плодородия. Она владычица зверей и богиня охоты. Артемида охотилась на диких животных, стреляя в них из лука серебряными стрелами. Ее изображали юной охотницей с колчаном со стрелами за спиной.

Артемида

Богиня растительности и плодородия. Она владычица зверей и богиня охоты. Артемида охотилась на диких животных, стреляя в них из лука серебряными стрелами. Ее изображали юной охотницей с колчаном со стрелами за спиной.

Афродита Дочь Зевса, богиня любви и красоты. Она родилась из морской пены. Афродиту часто изображали вместе с ее сыном Эротом - шаловливым мальчиком с золотыми крылышками. Своими стрелами он ранит сердца людей, внушая им любовь.

Афродита

  • Дочь Зевса, богиня любви и красоты. Она родилась из морской пены. Афродиту часто изображали вместе с ее сыном Эротом — шаловливым мальчиком с золотыми крылышками. Своими стрелами он ранит сердца людей, внушая им любовь.

Гермес

  • Он тоже был сыном Зевса. Гермес считался защитником путников, поэтому его статуи ставили на перекрестках дорог. Гермес помогал торговцам, был вестником богов, сообщая людям их волю.

Мифы о Геракле

Геракл – кто он? Предлагаю вам дома познакомиться с величайшим героем мифов древней Греции. Спросите у ваших родных, знают ли они, кто он такой и почему так знаменит?

Геракл – кто он?

Предлагаю вам дома познакомиться с величайшим героем мифов древней Греции.

Спросите у ваших родных, знают ли они, кто он такой и почему так знаменит?

Конкуренция в Древней Греции

Древние греки были верующими людьми. Они свято верили в рок и в силу богов, молились своим богам, приносили им жертвы. Были суеверны – верили в предзнаменования, в магию, в души и в воздействие предков на живых. Однако у них была некоторая непочтительность в отношении к богам. И связана она была с многобожием. Вся жизнь древних греков была пронизана идеей состязательности, конкурентности, агона. Это проявлялось в атлетических соревнованиях (олимпиады), в конкурсах красоты на Лесбосе, в общегреческих состязаниях поэтов на Делосе, в соревнованиях ораторов в красноречии на демократических собраниях. Некоторые историки именно этим объясняют «греческое чудо» – то обстоятельство, что этот небольшой народ создал в короткое время цивилизацию – философию, науку, искусство, поэзию, плодами которых пользуется весь мир и по сей день (Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции 7-5 вв. до н.э. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985).

Но в силу многобожия состязаться между собой приходилось и богам. У каждого бога были в разных местах свои храмы. В каждом греческом государстве стояли друг близ друга несколько храмов разным богам. У каждого бога и храма был свой клир, свое жречество, заинтересованное в распространении своего влияния. Поэтому, хотя каждый бог имел свою основную сферу воздействия, функции между богами были распределны очень нечетко. Сферы их во многих местах налезали одна на другую.

Аполлон охранял стада, дороги, ворота, путников и мореходов, заботился о соблюдении норм юношеского возраста, насылал чуму и неожиданную смерть, покровительствовал врачеванию, был богом искусства и предводителем муз, предсказывал будущее, в его ведении было также очищение людей, совершивших убийство. В охране стад он забирался в сверу бога Пана, в исцелении выполнял функции Асклепия, в покровительстве мореходам оказывался в сфере Посейдона, а с ними конкурировал Ахилл, в предсказании будущего с Аполлоном состязались многие боги – хотя бы та же Фетида, а есть и специальный бог-покровитель моряков и рыбаков – Главк.

Посейдон — бог моря, он же покровитель коней и устроитель землетрясений. Но есть ряд морских богов — Нерей, Протей, Океан. Конями также ведает Деметра.

Афродита известна как богиня красоты и любви, олицетворение вечной юности, покровительница проституции, но она же богиня плодородия, браков и мореплавания, также богиня гор. В олицетворении вечной юности она спорит с Аполлоном, у красоты есть собственно божество — Каллисто, у любви — бог Эрот, с мореплаванием она вторгается в сферу Посейдона и Главка.

Гера — повелительница грома и молнии, туч и грозы, покровительница брака, супружеских уз, родильниц и беременных, богиня урожая. Но в управлении грозой она соперничает с Зевсом, у брака и родов есть свои богини, у плодородия свои. И т.д.

На земле кланы жрецов не только делили между собой сферы влияния (это продолжается до сих пор между родственными церквями), но иной раз и захватывали храмы друг у друга. Так, святилище в Дельфах сначала принадлежало Гее, затем Фемиде и Фебе, и только потом жрецы Аполлона основали там храм своего бога с пифийским оракулом. По этой причине в мифах боги часто воюют и дерутся друг с другом, вытесняют друг друга из каких-то функций и сфер воздействия (Клейн Л. Расшифрованная «Иллиада». СПб.: Амфора, 2014).

Читайте также  Aldemar resorts греция

И вот мне интересно: конкуренция между богами в мифологии привела к конкуренции между людьми, а вследствие этого к развитию общества? Или наоборот: конкуренция в обществе привела к изобретению пантеона, проникнутого отношениями соперничества?

МИФЫ И ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Античные мифы и исторические легенды, начиная с эпохи Ренессанса и на протяжении XVII-XIX веков, оказали существенное воздействие на формирование западноевропейского искусства.

Античная эпоха имела блестящую культуру — философию, литературу, театр, архитектуру, скульптуру и др. Благодаря художественной обработке античных поэтов и драматургов: Гомера, Гесиода, Эсхила, Софокла, Еврипида и других, мы знаем хорошо античную мифологию.

Проблемы эстетики отражены у Платона, Аристотеля и др. Последним античным философом, известным и трактатом о музыке, был Боэций, живший на закате античного мира. Ставшее гос. религией христианство утверждало новые эстетические ценности.

С крушением Западной Римской империи (Византия как государство устояло) и распространением с 1-го в. н. э. христианства, принятия его гос. религией при Константине Великом (315 г. н.э.) прежние культурные ценности стали восприниматься массами как чуждые и потому изображения античных богов и посвященные им храмы уничтожались.

Но античное искусство и мифология пережили «темные века» средневекового забвения. Уже с конца XIII века в Италии начинает формироваться мировоззрение, характерное для новой эпохи — Ренессанса (Возрождения). С этого времени искусство постепенно начинает утрачивать свою неразрывную связь с церковью. Даже картины на библейские темы стали носить более светский и свободный характер. Эпоха Ренессанса (14-16 века) наиболее ярко раскрылась в Италии. Это была эпоха возрождения античности с ее любовью к человеку, его красоте, мудрости и совершенству.

В 1506 г. в Риме была найдена скульптурная группа «Лаокоон» (в наст. время находиться в Ватикане). Существуют многочисленные повторения этой работы, созданные итальянскими мастерами. В Эрмитаже мы видим не только произведения античных мастеров, но и картины на античные темы, созданные в эпоху Возрождения: «Даная» Тициана, «Рождение Афины» и «Спор Афины с Посейдоном» А. Ломбардо и др.

К героическим образам и темам из античной истории обращались и художники эпохи классицизма. Слово «классицизм» образовано от лат. classicus — «образцовый». Родина классицизма — Франция XVII в. Среди произведений, экспонируемых в Эрмитаже, немало таких, темы которых заимствованы из древней истории (см. напр., картину П. Миньяра «Великодушие Александра Македонского»). Прежде в гимназиях всеобщую (мировую) историю в значительной степени изучали по искусству и произведениям греческих и латинских авторов. Тогда посетителям музеев было понятно, к каким эпизодам истории обращается художник, изображая героев античных мифов и легенд.

Наиболее известным исследователем античной эстетики является наш великий ученый А.Ф. Лосев, создавший большое количество трудов, изданных в основном в конце его длинной и многотрудной жизни (1990-е гг.).

Термин «antiques» (античность) по латыни означает «древний», возник в Италии в эпоху Ренессанса и относится к культуре Древней Греции и Рима (II тыс. до н.э.-I тыс. до н. э.- V век н.э.).

Религия древних греков, как и римлян — политеизм (многобожие), как воплощение силы богов в природе, существовала в форме мифов. Oт самых древних мифов («хтонических»), отражавших страх людей перед природными стихиями, у др. греков происходил переход к мифам о богах Олимпа, в которых отражена гармония между человеком и окружающей его природой.

Связью с древними культами объясняется, что у древних греков каждый бог имел посвященное ему животное, которое было спутником бога (орел часто изображался сидящим у ног Зевса, сова была птицей Афины, волк был спутником Аполлона и др.). У олимпийских богов символическая связь с животными сохранялась в их атрибутах или неожиданных литературных эпитетах: «совоокая Афина», «волоокая Гера», «Аполлон волчий». В мифах были и низшие божества, имевшие животный или полуживотный облик: козлоногий Пан, сатиры с козлиными ногами, сирены (полуженщины-полурыбы, очаровывавшие неземным пением мореплавателей), кентавры (люди с туловищами коней), грифоны с львиными туловищами, головами и крыльями птиц, тритоны с рыбьими хвостами.

Воспоминания о культах почитания животных сохранились и в «метаморфозах» (от греч. — «превращения»), где боги и смертные люди принимали образы различных животных и растений. Зевс, обратившись в белого быка, похитил прекрасную девушку Европу, в образе орла унес Ганимеда. Дафна становится лавром, сестры Фаэтона проливают слезы-янтарь; на «метаморфозах» основаны мифы о Кипарисе, Нарциссе, Гиацинте. Римский поэт Овидий (I в. до н. э. — I в. н. э.) описал эти и многие другие превращения в поэме «Метаморфозы».

В эпоху расцвета греческой демократии появилась почва для возникновения образа человека, совершенного и физически, и духовно, а представления о богах стало ассоциироваться с представлениями о гармоническом, идеально прекрасном человеке.

Древние греки говорили: «Наши боги прекрасны, как наипрекраснейшие из людей». Тогда и родился тот идеал, который оказал большое влияние на развитие западноевропейского искусства.

В отличие от Греции, римская мифология поначалу была развита слабее, не развита была и скульптура. Существовали самобытные мифы римлян, известные по произведениям римских поэтов: Вергилия, Овидия, Горация и др. Со времени покорения Греции, Рим впал в обаяние греческой культуры. Боги у римлян имели свои собственные имена, но под культурным влиянием греков, они совместили их «божественные» функции и заимствовали их скульптурные изображения.

В Рим перешла и греческая мифология. Многие римские боги приняли образы древнегреческих богов: римского Юпитера стали представлять в виде Зевса, Минерву – Афиной, Венеру – Афродитой, Ареса – Марсом, Юнону — в виде Геры и т. д.

Мифология определяет основные измерения духовной культуры, пронизывает искусство, литературу, обычаи и т. д. Они верили в существование множества богов, которые живут на горе Олимп (отсюда – «олимпийская религия»).

Им посвящались Олимпийские игры. Греки были уверены, что побеждает тот, кому помогают боги, и дают клятву сражаться честно. В настоящее время Олимпия (место обитания богов) — национальная святыня Греции. На Пелопоннесе до наших дней сохранились руины храма Зевса (V в. до н. э), стадион, мастерские Фидия и храм Геры (VII в. до н. э.). В 1000 г. до н. э. здесь было главное святилище Зевса, а с 776 г до н.э., каждые 4 года, проводился общеэллинский спортивно-религиозный праздник, с которого началось у др. греков историческое летоисчисление. Он стал прообразом современных Олимпийских игр. Последние Олимпийские игры прошли в 392 г. н. э. (ведь они посвящались олимпийским богам, а в Византии государственной религией уже стало христианство).

О древнегреческих богах мы, прежде всего, узнаем из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» (созданных в 9 в. до н.э.) и Гесиода (8 в. до н.э.) «Труды и дни», а в поэме «Теогония» мы видим упорядоченный Гесиодом круг богов Олимпа, мифов о них и генеалогию их родства.

Мифы о Богах и Герояхбыли основной «почвой» античного искусства.Древние греки, писал Дж. Фрэзер («Золотая ветвь») с их «привычкой персонифицировать силы природы, расцвечивать холодные абстракции теплыми цветами воображения и покрывать голую прозу жизни роскошным покрывалом мифической фантазии». Так, причину Троянской войны, происходившую 3.200 лет назад, древние греки объясняли спором богинь Афродиты, Геры и Афины о том, кому достанется яблоко с надписью «наикрасивейшей». А смертный человек, троянский царевич Парис был судьей в этом споре.

Боги выступали олицетворением различных человеческих качеств: красоты (Афродита, у римлян – Венера), знания и культуры (Афина, у римлян — Минерва) и др. Боги, как простые смертные, могли совершать ошибки; жениться и ссориться, главное же, что отличало их от людей, была вечная жизнь, так как они на своих пирах пили амброзию (напиток бессмертия). Помогая своим избранникам, боги «усиливают» в них те или иные человеческие качества, доводя до степени совершенства.

Боги Аполлон и Дионис наиболее тесно были связаны с искусством. Бога виноделия Диониса сопровождают пьяные сатиры и вакханки, исполняющие безудержные «вакхические» танцы.

Эпитеты Аполлона — Кифаред (мастер «мелики» — пения, сопровождаемого игрой на кифаре) и Мусагет (предводитель муз).

Разработка математических основ искусства.Пифагор (ок. 570 — 500 гг. до н. э.) открыл математические закономерности в музыке; он — основоположник музыкальной акустики. Пифагор придавал мистический характер учению о числах: «все в мире есть число», писал о мировой гармонии (музыке небесных сфер). Пифагор и его ученики выделили 10 пар бинарных оппозиций (противоположных категорий), соединение которых определяет возникновение и поддержание гармонии и порядка в мире:

«предел — бесконечное», «одно — множество», «мужское — женское», «прямое — кривое», «доброе — злое», «нечетное — четное», «правое — левое», «покоящееся — движущееся», «свет — тьма», «квадратное – продоговатое – четырёхугольное.

Для измерения музыкальных интервалов (в связи с изучением «золотого сечения») Пифагор изобрел монохорд, по единственной струне которого ударяли молоточком. Монохорд явился далеким предвестником фортепиано.

Отметим, что без математических расчетов, в 1-2 вв. до н.э. грек Ктесбий из Александрии (Египет эпохи эллинизма) вряд ли смог создать первый в мире многоголосный орган (гидравлос).

В сер. 2 в. до н. э. ГРЕЦИЯ и МАКЕДОНИЯ были завоеваны РИМОМ. Открывая для себя греческую культуру и чувствуя огромную силу ее воздействия, римляне начали изучать греческое искусство и подражать ему. Они стали не только вывозить творения греческих мастеров, но также и создавать копии с греческих оригиналов в таком количестве, что, по рассказам древних, был момент, когда население Рима было меньше, чем число находившихся там скульптур. Оригиналы многих произведений греческих мастеров со временем были утрачены, но сегодня мы знаем их по римским копиям.

Меценат — друг императора Августа, покровитель литературного кружка, помогал материально поэтам. Имя его стало нарицательным, как покровителя искусств. Вергилий— римский поэт, живших в «золотой век» правления Августа Октавиана (1 в. н.э.), написавший «Энеиду» о странствованиях троянца Энея и восхвалявший императора, якобы его потомка. Отметим Горация (в подражание ему А.С. Пушкин написал стих. «Памятник»), Овидия — «Искусство любви», Апулея(2 в. н. э.) со знаменитым приключенческим романом «Золотой осел».

Дата добавления: 2016-09-26 ; просмотров: 2414 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector