Бог красоты в древней греции мужчина

Бог красоты в древней греции мужчина

Влияние античной мифологии на современную гендерную культуру

Вдовина, Е. В. Влияние античной мифологии на современную гендерную культуру / Е. В. Вдовина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 605-607. — URL: https://moluch.ru/archive/85/15956/ (дата обращения: 22.10.2021).

Мировая история культуры характеризуется разной степенью внимания к женщине в обществе. Существовали эпохи матриархата, активного подъема женской самостоятельности, которые сменялись патриархатом, подчиненным и угнетенным положением женщины. ХХ век прошел под знаком женской эмансипации, результаты которой плачевным образом сказались на развитии культуры, на состоянии семьи, на духовном облике современницы, которая, к сожалению, забыла о своем назначении — дарить жизнь [4, с. 252–259].

Основной задачей данной статьи не является доскональное изучение отдельных персонажей мифологии различных стран, мы рассмотрим особенности строения мифологии на примере Греции, общие гендерные стереотипы и изменяющиеся гендерные роли, закрепленные за женскими и мужскими образами в мифологических, этнических и социальных системах различных культур, а также выявим причины перехода отдельных ролей от персонажа к персонажу по половому признаку в зависимости от уровня развития общества во временном континууме [1, с. 195–197].

В первую очередь, нужно рассмотреть культ Великих Матерей, поскольку данное явление наиболее четко отображает изменение гендерных позиций в различных структурах — от полного почитания женского начала в мифологиях различных стран до перехода женской власти на вторые и третьи позиции по отношению к мужскому началу, а часто и вовсе сведение женского главенства к нулю и передача всех функций мужским божествам. Важно отметить, что под матриархатом мы понимаем не женское всевластие, а влияние женского начала на социум в родоплеменном и других обществах. Примером может служить наследование по материнской линии, при этом большое влияние имеют женские жреческие сообщества.

Рассмотрим мифологию Древней Греции в качестве примера распределение ролей между мужскими и женскими персонажами. (Ученые много спорили по временных рамках происхождения религиозной основы Греции. В итоге, на данный момент считается, что религия Древней Греции формировалась до 2000 года до нашей эры, так как позднее уже начинали строиться города в честь некоторых богинь и богов). Как во многих мифологических сказаниях, в древнегреческой мифологии ЖИЗНЬ начинает свое существование из хаоса, но хаос порожден мглой (женский персонаж).

Что появляется первым после хаоса? — Нюкта (ночь), Эреб (мрак) и Эрос (любовь) — это так называемое первое поколение богов. Дальше идет второе поколение богов: Эфир (воздух), Гемера (день), близнецы Гипнос (тяжелый сон) и Танатос (смерть), Керы (несчастья), Мойры (женские образы, определяющие судьбу всех существ, включая богов) и другие персонажи- дети Эреба и Нюкты. Далее появляется земля- Гея (олицетворение женского начала, дочь Эфира и Гемеры), которая символизирует Богиню-Мать и является прародительницей всего живого, началом всех начал. У Геи нет равного ей мужского персонажа, так сказать прародителя, что свидетельствует об особом почитании женщин.

Небо — Уран (порождённый Геей, по некоторым источникам он является братом Геи) -становиться супругом своей «матери», они рождают на свет титанов, но это не дает Урану (мужскому персонажу) равной власти, так как его же ребенок (Крон) свергает его. А так же в сюжете первого сказания о происхождения мира можно увидеть, что не только створяющая функция отдана женскому образу, но и уничтожающая. Вспомним Богиню ночь, именно, она порождает богиню Танату — смерть, Эриду — раздор, Апату — обман, бога уничтожение Кера, Гипнос — мрачный и ужасающий сон, Немесиду — отмщение за преступления — и множество других.

Далее идет отчетливая дискриминация по половому признаку: страх Крона, что и его может свергнуть кто-то из детей, поэтому он поглощает их, дабы оставаться властителем. Однако это продолжается недолго. История повторяется и тогда, когда к власти приходит Зевс — один из самых могущественных богов в мифологии Древней Греции, являющийся верховным богом Олимпа (боги Олимпа отличаются особым могуществом и бессмертием). Здесь можно подумать, что вот он переход власти от женщины к мужчине, но нет. Зевс имеет равных себе по значению богов — своих освобождённых братьев и сестер. Нужно ли говорить о том, что хотя Зевс и считался царем богов, он не в праве был управлять своей судьбой. Судьбой Зевса управляют три Мойры (женский образ). Первая — Лахесис — определяет судьбу до рождения. Вторая — Клото — прядет нить человеческой жизни. Третья мойра — Атропос -предписывает смерть. Издавна определение судьбы является исключительно женской ролью, эту особенность можно назвать гендерным стереотипом. Но такая функция не приносила счастья женщинам, так как считалось, что женщины, предсказывающие судьбы, — ведьмы (они могли знать больше, чем обычный человек-это пугало людей, существует небезызвестный список примерного описания ведьмы «Молот ведьм». Были и такие времена, когда женщины сжигались, изгонялись и пр. только из-за злых языков).

Итак, Олимп считался «домом» главных божеств, их было двенадцать:

1. Зевс- громовержец, бог молнии и грозы (покровитель воинов, главный из богов, так как могущество и смелость — самые ценные качества для мужчин древности, это объясняется постоянной опасностью нападения, непрерывные завоевания, в которых побеждает сильнейший).

2. Аполлон (или Феб) — бог света и солнца, олицетворение гармонии (мирное время очень ценилось греками, поэтому данное божество входило в список наиболее почитаемых).

3. Артемида — изначально богиня охоты, с развитием общества ее функции менялись, она стала богиней луны и покровительницей рожениц, Артемида являлась сестрой- близнецом Аполлона, что говорит об одинаково важном значении этих божеств (функции Артемиды менялись не случайно. Богиня охоты — это огромное значение при родоплеменном строе, так как охота являлась одним из главных источников пищи, а так же умение охотиться сопоставлялось с умением защитить себя и свое племя, что тоже немало важно в неспокойные времена. Затем функции ее меняются: покровительство роженицам — главной функцией женщин всегда считалось рождение на свет детей. А что бы роды прошли хорошо, ребенок родился здоровым, необходимо божество, которому приносились бы жертвы. К тому же роды часто сопровождались кровотечениям, а потеря крови считалась утратой энергии божества, которую нужно пополнить, принеся жертву, которая дала бы новую кровь богине, что бы та и впредь помогала при родах).

4. Арес — бог войны (военные действия часто приносили выгоду, новые земли, ценные вещи, но забирали жизни людей, Арес же должен был помочь сохранить воину жизнь и одержать победу).

5. Афина — богиня военной мудрости, покровитель знаний и ремесел (интересно появление Афины на свет, она выходит из головы Зевса в полном военном облачении. Э эта богиня является одной из наиболее почитаемых, считается любимой дочерью Зевса, обладательницей мудрости, которой так часто не хватало людям).

6. Афродита — богиня любви и красоты, ее атрибутом считается пояс (любовь- наиболее сильное и важное чувства в жизни людей, считалось, что любовь приходит и уходит по воле Афродиты, так же девушки обращались к данной богине для сохранения красоты и молодости, эта богиня так же входила в список наиболее почитаемых).

7. Гера — жена и сестра Зевса, главная из богинь Олимпа, считалась хранительницей Олимпа (отвечала за домашний уют, покровительница брака и семьи).

8. Гермес — изначально бог скотоводства и покровитель пастухов, но с течением времени, когда скотоводство перестает играть одну из важнейших ролей, Гермес становиться вестником олимпийских богов, покровителем путешественников. Так же он считается проводником умерших душ до царства Аида, а с развитием торговли приобретает функцию покровительства купцам (в данном случаи явно прослеживается изменение функции божества с развитием общества).

9. Гестия — богиня домашнего очага, покровительница вечного огня (огонь, очаг, тепло и дом- это сфера Гестии, которая была сестрой Зевса и покровительствовала женщинам-домохозяйкам).

10. Гефест — бог-кузнец, муж вечно молодой и прекрасной Афродиты (бог огня и кузнечного дела, которое считалось наиболее важным ремеслом для мужчин, сразу после военного дела так, как только благодаря хорошей работе кузнецов, воин мог пользоваться качественным оружием).

11. Деметра — богиня земледелия и плодородия (с развитием общества земледелие не уходит из жизни людей, оно всегда остается источником пищи, это говорит о важности функции Деметры).

12. На 12-е место среди Олимпийских богов претендовали: Посейдон — бог морей, источников и различных вод, брат Зевса; Аид — бог царства мёртвых, брат Зевса; Дионис (или Вакх) — бог растительности, виноградарства, виноделия, плодородия земли, самый веселый из богов, который покровительствовал виноделам (любимец народа, в честь этого божества устраивались особые праздники после сбора урожая- дионисии, когда все пили винные напитки и веселились) [2].

К наиболее почитаемым богам так же относят: Эрос (или Эрот) — бог любви. Сын Афродиты и Гермеса (Артемиды и Гермеса), крылатый, хитроумный, надменный и жестокий малыш. Геба — богиня юности, дочь Зевса. Персефона — богиня растительного мира, дочь Деметры.

Мифология античной Греции показывает, что в понимание женственности, кроме красоты и внешнего обаяния, человечество включило материнство и воспитание детей, творчество домашнего очага, помощь мужчине. Богоподобной женщину делает любовь. Когда женщина берет на себя функции мужчины, то есть стремиться быть «мужественно», это чревато драматическими последствиями для нее самой и для окружающих [3, с. 464–467].

Антагонизм женского и мужского начала в современной культуре — это показатель его неблагополучия. Культурологическое воспитание, посвященное вопросам пола, должно быть связано с возрождением проверенных временем нравственных аспектов [5., с.100–102].

1. Валеева Е. В. Взаимодействие духовного и чувственного в сознании современного человека // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 4–2. С. 195–197.

2. Наговицын А. Е. Трансформация гендерных ролей в мифологических системах. — М.: МПСИ: Флинта, 2005–440 с.

3. Фортунатов А. Н. Коммуникация и одиночество: опыт диалектического анализа // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 1–2. С. 464–467.

4. Фортунатова В. А. Философия современной культуры: между ростом и истощением // Приволжский научный журнал. 2009. № 3. С. 252–259.

5. Фортунатова В. А., Валеева Е. В. Гуманитарная синергетика в системе образовательных технологий // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 7–5 (14). С. 100–102.

Бог красоты в древней греции мужчина

Вопрос о смерти – один из вечных вопросов, который задает себе человек со времени своего появления на земле. Вопрос о смерти, собственной смерти или своих близких, рано или поздно задает себе каждый из нас. Смерть это та проблема, с которой человек сталкивается неизбежно, будучи существом временным. Каждая эпоха вырабатывает своё отношение к смерти, свое понимание смерти, находит механизмы примирения человека с пониманием конечности собственного существования.

В Древней Греции одним из способов облегчить человеку утрату своих близких или осознание близости собственной смерти была мифология. Она объясняла, что будет происходить с душой умершего после его смерти. Человек не знает о времени смерти, время и место смерти назначает мойра – богиня Судьбы. После смерти человек отправляется в подземное царство, где правил Бог Гадес (более известен под именем Аид), сын всесильного Кроноса и Геи). Он судил души умерших людей, т.е. распоряжался их жизнью после смерти. Другой, бог Смерти – Танатос, осуществлял смертный приговор Судьбы и встречал душу покойного.

После смерти душа покойного могла попасть либо в мрачное подземелье Гадеса, либо в прекрасные поля Элизиума, на Острове Блаженных, в зависимости от характера земной жизни умершего и благосклонности к нему богов. Так или иначе, смерть человека вовсе не означала полного прекращения жизни. Человек просто менял место своего существования. Души умерших людей нигде в подземных мирах не обременены страшными страданиями, их мучения душевны: они скучают по солнцу, тоскуют по родственникам, по родному месту.

Античная мифология одна из первых сформулировала идею суда над душой после смерти человека. Душу мертвого в подземном мире ждут трое судей, о которых упоминает и Сократ, – Минос, Эак и Радамант. Они взвешивают на весах плохие и хорошие поступки стоящего перед ними умершего, после чего назначают ему место постоянного пребывания.

Взгляды древнегреческих философов на проблему бессмертия души различны. Платон полагал, что душа бессмертна только благодаря тому, что она разумна и связана с миром идей. Душа по природе своей отлична от изменчивых и преходящих материальных вещей, находясь вне тела, она познает в неземном мире идеи «блага», «красоты», «справедливости» и т.д. Иначе она была бы не в состоянии узнать их черты в земных вещах. Душа есть жизнь тела, его побудительная причина, но она несовместима с телесной смертью и является бессмертной. Согласно представлениям Платона, Бог, создав «мировую душу» и «мировое тело» (космос), создает также и все отдельные души и соотносит их с неподвижными звездами. Каждой душе соответствует своя звезда. Бессмертные души заключены в смертных телах, и после смерти тела душа может вернуться в «обитель соименной звезды» и вести там блаженную жизнь. Правда, такое блаженство получают не все души, а лишь те, которые достойно вели себя в жизни. Прочие же вынуждены переселяться в новое тело, например – в женское (которое достоинством пониже мужского, как считалось в эпоху Платона) или в птиц, наземных или водных животных.

Другой великий философ — Аристотель, бывший учеником Патона, полагал, что душа умирает вместе с телом и никакого бессмертия души не существует. Согласно Аристотелю, душа (энтелехия) – это форма, организующая и оживляющая материю, из которой состоит человек, то есть то, что придаёт организму целостность. Душа также есть у растений и животных. Душа растений связана с питанием и размножением, душа животных, помимо двух эти функций, обладает способностью ощущения и способностью перемещения в пространстве. Душа человека кроме этих способностей облает ещё и способностью к мышлению. Разум это то, что отличает человека от растений и животных. Разум – та часть души, которая не погибает вместе с телом, а возвращается к своему первоначалу, высшему принципу, согласно которому сотворен космос.

Еще один известный философ Древней Греции — Демокрит не признавал бессмертия души. Он считал, что не существует ничего кроме материального мира, который мы воспринимаем через наши органы чувств. А в этом мире, по его мнению, нет ничего, кроме атомов и пустоты. Как и все прочее, душа состоит из атомов, и, подобно всем прочим вещам, она со смертью тела распадается на атомы и перестаёт существовать. Правда, смерть, в представлении Демокрита, все-таки не абсолютный конец жизни, ведь теплота и чувствительность, присущи самим мельчайшим неделимым частичкам, значит, эти свойства неуничтожимы, как и атомы. Прекращается существование конкретной индивидуальной души, но ее «бессмертные» атомы могут войти в состав новой души.

Итак, несмотря на всю глубину философской мысли, которая возникла в Древней Греции, гармоничность, эстетичность античного миросозерцания, греческая культура не нашла качественного способа примирения человека с неизбежностью собственной смерти. Для древнего грека смерть по-прежнему оставалась пугающей, смерть связывалась с темнотой и ужасом перехода за черту, которая отделяла живых от мертвых. Смерть отнимает у человека античного мира свет, который радует его в течение краткой жизни, она наступает, говорит Катулл, nox perpetua – как вечная ночь, царство сна, от которого ты уже никогда не очнешься. О смерти лучше просто не думать. По этой причине в античной литературе тема умирающего практически отсутствует. Смерть всегда описывается как бы со стороны, откуда-то издалека. В широко известном греческом произведении — «Илиаде», достаточно подробно изображается смерть одного из персонажей троянской войны Офрионея: Идоменей направляет на него копье с такой силой, что не спасает медная броня. «С шумом он грянулся в прах», – вот, в сущности, то единственное, что в этом рассказе касается смерти героя. Еще меньше говорится у Гомера о том, как умирают главные герои «Илиады» – Патрокл и Гектор. Подробнейшим образом описывается все, что происходит потом с телами умерших, но сама смерть остается за кадром.

Амурные дела бога любви

Чем же все-таки завершилась история отношений бога любви Эрота и прекрасной царевны Психеи? В Кельне представлены версии итальянских и голландских художников эпохи Возрождения.

Один из экспонатов

Гнев и обида, страх и отчаяние, злоба и зависть, предательство и месть… От одной драматической ситуации к другой развивается история роковой любви героев древнегреческой мифологии Психеи и Эрота — широко распространенный сюжет в изобразительном искусстве.

Музей Вальрафа-Рихарца (Wallraf-Richartz-Museum) в Кельне решил посвятить истории отношений бога любви и прекрасной царевны отдельную выставку. Экспозиция, в которой представлены произведения графики, созданные итальянскими и голландскими мастерами XVI и XVII веков, открыта до 25 октября 2015 года.

Месть Венеры

В образе прелестного, похожего на херувима юноши, который с лукавой улыбкой на устах достает из колчана ранящую сердце и вызывающую любовь стрелу, художники эпохи Возрождения зачастую изображали Эрота — бога любви и олицетворение сексуальности (древние греки называли его также Эросом, а древние римляне — Амуром и Купидоном).

Один из экспонатов

Особенно привлекал живописцев сюжет его отношений с Психеей, которая в древнегреческой мифологии была символом души и нежности. И изображали они ее преимущественно в виде трогательной девушки с крыльями бабочки.

Наибольшую известность история любви Психеи и Эрота получила после того, как ее в своих «Метаморфозах» описал древнеримский писатель и поэт Апулей. А фабула ее такова. Богиня красоты Афродита (Венера) посылает своего сына Эрота на Землю, с тем чтобы он наказал царскую дочку Психею. А все из-за того, что все мужчины почитают эту девушку, словно Афродиту, за ее неземную красоту.

Обойденная стороной Афродита страшно возмущена и хочет расправиться с соперницей. Она приказывает сыну поразить Психею волшебной стрелой, в результате чего та должна влюбиться в самого ничтожного из людей и всю жизнь быть с ним несчастной.

Вопреки интригам

Эрот отправился выполнять приказание матери. Однако все вышло совсем не так, как того хотела Венера. Едва увидев Психею, бог любви сам потерял голову от ее красоты и решил, что она должна стать ему супругой. Эрот сделал так, чтобы небесные облака унесли красавицу в его роскошный дворец. К поселившейся там возлюбленной Эрот прилетал лишь по ночам, когда она не могла видеть его лица.

Один из экспонатов

Психея мучилась от одиночества. И однажды, когда две ее старшие сестры оплакивали ее судьбу, явилась к ним живая и невредимая, а потом повела их во дворец, где стала хозяйкой, и показала заполнявшие комнаты всевозможные богатства. Сестры стали страшно завидовать ее счастью и стали уверять девушку, что она проводит ночи с чудовищем, которое ждет не дождется рождения младенца, дабы съесть его.

Психея поверила им и решила убить своего таинственного мужа. Наконец, наступила ночь, и Эрот явился к ней. Девушка уже занесла над ним заранее приготовленный нож, но вдруг лезвие сверкнуло и осветило лицо прекрасного юноши. Увидев его, Психея сразу влюбилась…

Контекст

Легендарная «терракотовая армия» китайского императора снова станет цветной

Немецким реставраторам удалось выяснить состав красок, использовавшихся при расписывании фигур воинов «терракотовой армии».

Франкфуртский музей Städel: два века на страже искусства

Уже внешний облик этого расположенного на берегу Майна импозантного здания с необычным двориком привлекает посетителей. Но самое захватывающее ожидает их внутри. (16.03.2015)

Сибирский урок любви для европейцев

Режиссер из Берлина Ольга Делан решила отправиться в Сибирь, к своим истокам — снимать документальное кино и искать любовь. Своими наблюдениями она поделилась с DW. (22.12.2014)

В Дрездене показывают упоение и экстаз Диониса

Античный бог виноделия и плодородия — один из самых популярных персонажей изобразительного искусства. (07.02.2014)

От Рафаэля до Перино дель Ваги

Конец этой истории мастера Возрождения преподносили по-разному. Великий итальянский живописец, график и архитектор Рафаэль захотел завершить ее хэппи-эндом.

По его версии, все заканчивается громкой свадьбой Психеи и Эрота на горе Олимп — в священном месте пребывания богов, которые даруют влюбленным бессмертие.

Итальянский художник-маньерист Перино дель Вага закончил рассказ по-своему. Он изобразил пребывающую в безутешном горе Психею, навсегда брошенную мужем за то, что она осмелилась взглянуть на его лицо.

В общей сложности 30 работ старых мастеров можно увидеть на выставке в Музее Вальрафа-Рихарца. Все они отражают разные варианты развития драматической истории любви античных героев. Какая из них покажется созерцателю наиболее достоверной, будет зависеть от его интуиции и настроения.

Читайте также  Государственное устройство древней греции кратко
Ссылки в интернете

Сайт музея Вальрафа-Рихарца

  • Дата 20.07.2015
  • Автор Наталия Королева
  • ТемыВыставки Германии, Музеи в Германии, Photokina, Ганноверская ярмарка
  • Ключевые словаМузей Вальрафа-Рихарц Эрот, Психея, Амур, Эрос, Купидон, амурные дела, эпоха Возрождения, Рафаэль, старые мастера, выставка, изобразительное искусство
  • Обратная связь: Ваше мнение
  • НапечататьНапечатать эту страницу
  • Постоянная ссылка https://p.dw.com/p/1FwcC
Также по теме

Смерти и несчастные случаи на съемочных площадках (фотогалерея) 22.10.2021

Алек Болдуин во время съемок вестерна «Ржавчина» из реквизитного пистолета случайно застрелил оператора и ранил режиссера. Трагедии случались и на съемках других фильмов. О некоторых из них — в фотогалерее DW.

Трагические происшествия на съемках фильмов 22.10.2021

Актер Алек Болдуин во время съемок вестерна «Ржавчина» из реквизитного пистолета случайно застрелил оператора и ранил режиссера. Трагические случаи происходили и на съемках других фильмов. DW — о некоторых из них.

EAST HAMPTON, NEW YORK - OCTOBER 07: Hamptons International Film Festival Chairman, Alec Baldwin attends the World Premiere of National Geographic Documentary Films

Патроны не были холостыми? Эксперт о выстрелах Болдуина на съемках фильма 22.10.2021

Как могла произойти трагедия на съемочной площадке с участием актера Алека Болдуина? DW обратилась с этим вопросом к немецкому эксперту по оружию Оливеру Юргену Рашу.

«Непристойные» боги секса и любви, которым поклонялись в древности (18+)

В мифологии и религии человечества всех уголков планеты с незапамятных времён существовало множество высших существ, надзирающих за плотскими страстями людей. Воплощённые в рисунках и скульптурах, созданных задолго до эпохи политкорректности, они словно повествуют об истории человеческой сексуальности лучше всякого урока половой грамотности. Мы решили рассказать вам о самых интересных и красочных из них.

Тласолтеотль

В мифологии ацтеков эта богиня, чьё имя переводится как «пожирательница грязи (экскрементов)», одновременно насылает плотскую страсть и связанные с ней грехи и освобождает от них. Причём речь идёт не только об абстрактных «грехах», но и о вполне реальных венерических заболеваниях. Один из эпитетов, которым её величают, переводится как «смерть, вызванная похотью».

Благодаря специфике своей «сферы деятельности», эта богиня считается покровительницей проституток и людей, совершающих супружеские измены.

Имя богини означает возможность для человека «обнулить» свои грехи, обратившись к ней: она буквально пожирает их, и поэтому на её лице, в районе рта, часто изображены красные экскременты, эти грехи символизирующие.

Любопытно, что ритуал «пожирания грехов» встречался и в Европе (по большей части, в Англии), а в Голливуде на эту тему даже сняли занятный фильм с Хитом Леджером. И в фильме, и в европейской традиции обряд проводился перед смертью, что перекликается с культом ацтекской богини – обратиться к ней за очищением можно было только раз в жизни, так что логично это было сделать в самом конце.

Иногда Тласолтеотль считается «тёмной стороной» богини любви и цветов Шочикецаль. Как ни этом изображении, где «хорошая» Шочикецаль (слева) соблазняет человека и превращается в «плохую» Тласолтеотль (справа):

Кроме того, иногда Тласолтеотль изображается в виде рожающей женщины. Выглядит это вот так:

Мин

Один из самых старых богов Древнего Египта, происходящий из додинастических времён, в первую очередь считался богом плодородия. Однако плодородие почвы у древних египтян увязывалось с репродуктивной функцией человека, что и нашло своё воплощение в образе Мина.

Классическое изображение этого божества включает в себя эрегированный член в левой руке и воздетую вверх правую, в которой бог держит цеп для обмолота зерна.

Главный праздник Мина приходился на начало сезона земледелия. В этот день его изображение выносили из храма и несли прямо в поля, где обнажённые люди участвовали в торжественных игрищах. Помимо прочего, мужчины занимались публичной мастурбацией, чтобы отдать дань уважения любящему это дело богу.

На рельефных изображениях левую руку, правда, почему-то скрывали

Как известно, земледелие в Древнем Египте зависело от разливов Нила, и это тоже связывалось с божественным семяизвержением. Именно поэтому при коронации нового фараона тот должен был «посеять своё семя» – под чем некоторые исследователи понимают не высаживание растений, а всё ту же публичную эякуляцию с целью продемонстрировать народу свои, так сказать, «возможности».

Кроме того, символом Мина считалась египетская разновидность салата-латука, выделяющая белую жидкость и имевшая, по представлениям египтян, свойства афродизиака.

Мин изображён и на известной стеле рядом с ещё одним «половым» божеством: богиней Кетеш, отвечавшей в Древнем Египте, помимо прочего, за сексуальное удовольствие. Обнажённая Кетеш стоит на тигре, протягивая Мину цветы лотоса, а стоящему по другую руку богу войны Решефу – змею. Если интерпретировать это как выбор ухажёра, то решение понятное: предложение одного из кандидатов явно больше. В общем, как сказали через три с лишним тысячи лет, «Make love, not war».

Напоследок заметим, что именно с Мином древние греки отождествляли своего бога Пана. Правда, последний был куда менее возвышенным существом, этаким «плебейским вариантом», и поэтому дело не ограничилось мастурбацией (которой, по словам известного философа из бочки Диогена – кстати, тоже любителя заниматься этим делом на людях – Пана научил его отец Гермес, а тот уже передал навык своим любимым подопечным – пастухам).

Статуя, найденная на древнеримской Вилле Папирусов, засвидетельствовала бога дикой природы за актом зоофилии. Впрочем, учитывая, что он и сам не совсем человек, термин спорный.

Афродита, Гермафродит

Древнегреческий пантеон вообще отличался большой сексоцентричностью, если можно так выразиться. Большинство относящихся к нему высших существ так или иначе олицетворяли что-то, связанное с любовной тематикой, или, по крайней мере, были замешаны в самых запутанных и пикантных историях полового характера.

Главной богиней любви в Древней Греции была, как известно, Афродита, и ей ассистировало множество разнообразных подручных, управляющих теми или иными аспектами любви (большинство из этой свиты она и родила – от разных «партнёров»).

Однако и с самой Афродитой всё не так просто. В мире древних греков, с его открытой и даже занимающей привилегированное положение гомосексуальностью, сам пол богини любви являлся величиной непостоянной.

Конечно, обычно Афродита изображалась в виде прекрасной женщины, любящей демонстрировать свои прелести, как на известной скульптуре «Венера Каллипига» — то есть «Венера с прекрасными ягодицами»:

Но ещё с минимум VII века до н.э. в Греции была традиция изображения такой же игривой Афродиты, но только с другим набором первичных половых органов:

Иногда её (или его?) изображали с бородой, а имя переиначивалось на мужской манер, превращаясь в «Афродитоса». Культ этого божества существовал в разных местах Греции, и на посвящённых ему фестивалях мужчины и женщины менялись одеждой и старались изобразить друг друга.

Впоследствии Афродитос превратился в Гермафродита. Появилась красивая легенда о том, что это безумно красивый сын Афродиты и Гермеса (откуда и имя), которого возжелала одна распущенная нимфа по имени Салмакида. Юноша отказал ей, после чего она накинулась на него со спины и попыталась изнасиловать, одновременно взывая к богам, чтобы те соединили их навечно.

Боги вняли молитве, но, как это часто бывает, в чересчур буквальном смысле, и Салмакида с Гермафродитом превратились в одно существо. Которое с тех пор неоднократно изображалось в искусстве, а его имя стало обозначать организм с признаками обоих полов.

«Спящий Гермафродит» — известнейшая античная скульптура, копии которой хранятся во многих крупнейших музеях мира

Несмотря на то, что в восприятии большинства современных людей Гермафродит символизирует что-то противоестественное, в Древней Греции ему отводилась и весьма благородная роль. Воплощая в себе и мужское, и женское, он считался покровителем брака – как союза, в котором два человека разных полов тоже как бы сливаются воедино, только на более высоком, духовном уровне.

Рати

Главная богиня чувственной любви в индуизме, чьё имя переводится с санскрита как «наслаждение», является женой и верной спутницей бога любви Камы — «желание», отсюда и известное название «Камасутра».

Рати на лошади, составленной из женщин

Сама история появления этой парочки на свет довольно красочна. Каму сотворил один из верховных богов индуизма Брахма, дабы тот нёс любовь в мир посредством поражения потенциальных влюблённых цветочными стрелами.

Ничтоже сумняшеся, новоявленный бог первым делом расстрелял самого Брахму и десятерых его сыновей, которые разом влюбились в дочь Брахмы/свою родную сестру Сандхью (что даже у них считалось зазорным). Проходивший мимо Шива, ещё один верховный бог, увидел это комичное зрелище и рассмеялся. От стыда горе-влюблённые начали сильно потеть, и из этого-то пота и народилась Рати, которую тут же презентовали опасному Каме в качестве жены.

Как и её муж, Рати обычно изображается верхом на попугае

Смешливого Шиву, кстати, стрела любви впоследствии тоже не миновала. Правда, над собой он смеяться почему-то не стал, а обиделся и испепелил Каму взглядом своего третьего глаза.

Литография 1890 года, изображающая испепеление Камы

Однако Рати к тому времени настолько спелась со своим шаловливым мужем, что уговорила богов вернуть его к жизни в новом обличии. Он появился на свет в виде ребёнка, и Рати терпеливо взрастила его как мать, а потом объяснила, что они вообще-то супруги. Кама сначала не верил, но потом всё-таки согласился, и брак был торжественно восстановлен.

Кама и Рати на стене храма Кандарья-Махадева

В отличие от большинства своих аналогов в остальном мире, богиня страсти и сексуального удовольствия Рати не является в то же время покровительницей семейных уз и деторождения, а отвечает за наслаждение в чистом виде. Вроде бы упущение, но именно с такими богами индусы по своей численности давно перевалили за миллиард. Так что, возможно, это у других народов не всё в порядке с ценностными приоритетами.

Одна из множества скульптур со стены того же храма

Слово «Рати», являясь именем богини, одновременно содержится в названии множества сексуальных техник и позиций. Например, «петлёй Рати» называется поза, в которой женщина скрещивает ноги за спиной у партнёра, а «Секреты Рати» – название второго по популярности после «Камасутры» индийского сексуального трактата.

В одной из таких поз Рати и её муж Кама предстают на одном очень известном сакральном индийском изображении, где также присутствует богиня Чиннамаста, отрезающая собственную голову. Считается, что это символизирует то ли контроль над сексуальным желанием, то ли, напротив, его наивысшее воплощение.

Рагараджа

В такой принципиально асексуальной религии как буддизм тоже есть своё божество, связанное с плотскими желаниями. Но, в соответствии с общей буддистской концепцией отказа от страстей, Рагараджа занимается тем, что трансформирует человеческую похоть и любовь в духовное просветление (или, как сказал бы Фрейд, «сублимирует»).

От сложности такой задачи это божество выглядит довольно напряжённо. Так что, взглянув на него, многие люди наверняка подумают, что лучше уж свою плотскую страсть удовлетворять, а образ Рагараджи – использовать в качестве наглядной иллюстрации для брошюры «О вреде чрезмерного воздержания».

Ошун

Этот дух женского пола является божеством любви и сексуальности в традиционной религии йоруба – группы народов Западной Африки, чьи верования посредством работорговли проникли в Карибский бассейн и Южную Америку, где благополучно существуют по сей день.

В частности, именно они лежат в истоке жутко популярной в массовой культуре практики вуду, а в Бразилии и на Кубе, к примеру, образ Ошун смешался с христианской Девой Марией.

Африканская культура не слишком сильна своей изобразительной частью, поэтому рисуют эту богиню, как правило, вот в таком «народном» ключе:

Однако в священной для йоруба роще Осун-Осогбо, расположенной в Нигерии и являющейся настоящим кладезем ритуальных сооружений данной религии, находится храм этой богини, при одном взгляде на который понятна вся плотская мощь её культа.

От способа выжить до личного выбора: как менялся институт брака и отношение к нему

Ранним прообразом брака в первобытном обществе были слабо организованные группы примерно из 30 человек — нескольких лидеров-мужчин, женщин и множества детей. Но постепенно на первый план вышел союз одного мужчины и одной женщины. В каменном веке наши предки объединялись в пары, чтобы контролировать сексуальное поведение, воспитывать детей и эффективнее выполнять повседневные задачи.

В первых цивилизациях заключение брака было основой стабильности, а также средством сохранения власти. Согласно обычаям Древней Месопотамии, для законного союза был необходим договор между женихом и отцом девушки и выкуп за невесту . После помолвки, выкупа и передачи приданого устраивалось застолье. Затем невеста переезжала в дом свекра и вскоре должна была забеременеть. Если хотя бы одно из условий не выполнялось, брак признавали недействительным: девушка уезжала домой вместе с приданым, а жениху возвращали выкуп.

Новые традиции и ранние отношения

В следующие несколько столетий брак стал широко распространенным явлением, принятым древними евреями, греками и римлянами. В библейский период союзы заключались только между представителями одного клана: считалось, что женщина из чужой семьи может привнести нежелательные традиции.

Как правило, пары формировали отцы жениха и невесты. Отец жениха платил отцу невесты выкуп — мохар, которым могли быть как деньги, так и драгоценности. В дополнение к этому жених преподносил будущей жене дары, а его семья выплачивала родственникам девушки «компенсацию» за то, что они лишились помощницы по хозяйству.

А в Древней Греции брак рассматривался как инструмент для создания непрерывной родословной. Девушки выходили замуж в 13–15 лет , больше всего ценилось их тихое поведение. После свадьбы древние греки жили раздельно и практически не общались.

Римляне разграничивали браки плебеев (низшего сословия) и патрициев (аристократов). Для заключения обычного брака нужно было выкупить невесту, а церемония аристократов сопровождалась более утонченными традициями: женились сразу после восхода, что символизировало вступление в новую жизнь, в окружении десяти свидетелей. Девушка произносила клятву, после чего вместе с женихом съедала пшеничный пирог. Традиция обмена кольцами появилась еще в Древнем Египте, однако именно римляне связали ее с бракосочетанием. На таких украшениях часто был узор с двумя сплетенными руками из золота или драгоценных камней.

Многоженство и вмешательство церкви

В начале зарождения и последующего развития христианство (30–200 годы) не влияло на заключение договоров и проведение свадеб. Это оставалось частным, семейным вопросом, не требующим вмешательства религии. Однако в 398 году на Карфагенском соборе священники призвали родителей будущих женихов и невест, а также представителей духовенства благословлять пары. Это был первый случай обрядового церковного влияния.

Впрочем, в течение первого тысячелетия брак все еще был отстранен от церкви. Эпоха Средневековья, ознаменовавшаяся христианизацией Западной Европы и Византии, изменила ситуацию: влияние религии распространилось и на институт семьи. Сакраментальная доктрина брака стала формироваться еще в начале XII века, и в последующие столетия церемония вступления в брак воспринималась священным событием, связанным с переживанием присутствия Бога. Выбор спутника жизни стал инициативой, принадлежащей молодым людям, а не их родителям. Изменилась и форма проведения свадебных церемоний: теперь они переместились в церковь.

В позднем Средневековье и раннем Новом времени брак был чем‑то вроде соглашения, которое легко можно было нарушить и расторгнуть. Были распространены многоженство и беспорядочные связи, чего не одобряло духовенство. В XVI веке католическая церковь постановила, что свадебные союзы должны заключаться в присутствии священника и хотя бы двух свидетелей. Так брак взял на себя функцию спасения мужчин и женщин от греховных поступков .

Союзы для спасения династии

К заключению брака по политическим мотивам (позже такие союзы назовут династическими) прибегали еще в первых цивилизациях. Так, в 1245 году до нашей эры египетский фараон Рамсес II женился на принцессе Маатнефруре из Хеттского царства, чтобы укрепить политический союз между враждующими государствами. В Древнем Риме подобные браки инициировались для рождения наследника, что нередко приводило к ситуациям, когда свадьба объединяла девочку-подростка и взрослого мужчину .

В эпохи Средневековья и Нового времени династические браки были важным инструментом в борьбе за власть. Они позволяли создавать военные коалиции, заключать мирные договоры и расширять сферы влияния. Так, брак наследника английского престола Артура и испанской принцессы Екатерины Арагонской (1499) был нужен королю для подтверждения законности династии Тюдоров. А женитьба императора Священной Римской империи Карла VI на немецкой принцессе Елизавете Кристине (1708) — для обретения политического союзника и продолжения династии.

Подобные браки не были чужды и представителям российской короны. К примеру, во второй половине XIX века Романовы стремились укрепить отношения с Грецией, а также помешать германскому и австрийскому влиянию в Балканском регионе. В итоге они заключили сразу три династических брака: дочь великого князя Константина Николаевича вышла за короля Греции Георга I, а дети сына Николая I женились на княжнах Черногорских.

Иногда на основе династических союзов возникали могущественные государственные образования — например, империя Габсбургов. Она сформировалась в середине XV века после женитьбы сына императора Священной Римской империи на бургундской принцессе. Впоследствии их династические связи с множеством европейских государств привели к крупным конфликтам, например, к Войне за испанское наследство (1701–1714) и к Войне за австрийское наследство (1740–1748).

Любовь и новые взгляды на отношения

Многие предпосылки революции взглядов на супружество были заложены в Викторианскую эпоху (Великобритания, 1837–1901). В это время начал ослабевать политический и экономический ореол, окружающий институт брака, — идея романтической основы отношений приобретала все больший вес. Это привело к тому, что некоторые женщины предпочитали не выходить замуж вовсе, чем вступать в брак без чувств . Идея о любви как о лучшей основе союза распространялась одновременно с осознанием преимуществ от контроля рождаемости.

Промышленная революция и рост среднего класса позволили людям выбирать партнеров и оплачивать свадьбу независимо от одобрения родителей, а разводы стали более частыми. Закон о семейных отношениях, принятый парламентом Великобритании в 1857 году, расширил список причин, по которым можно подавать прошение о разводе, и упростил процедуру, благодаря чему она стала доступна людям с низким достатком. Однако при расторжении брака все еще были трудности, особенно для женщин.

Идеалы Викторианской эпохи повлияли и на традицию выходить замуж в белом: платье такого цвета было на королеве Виктории в день ее свадьбы с принцем Альбертом в 1840 году.

Смена гендерных ролей

Начало Первой мировой войны положило конец династическим союзам как важнейшему элементу политического и социального благополучия, а церковь утрачивала позицию основного места для заключения браков. XX столетие в корне изменило взгляды на большинство социальных норм и повлияло на институт брака.

Фактически муж и жена признавались одним финансовым субъектом, причем у супруга было право единолично распоряжаться всеми активами. С каждым новым десятилетием XX века эти устои потеряли актуальность: женщины получали право голоса, новые рабочие места и право на развод. Однако вступление в брак все еще предписывало соблюдение четких гендерных ролей: мужчина — кормилец, женщина — хранительница очага.

Радикальная смена взглядов на семью связана с сексуальной революцией, захлестнувшей Запад в 1960–1970-е. Распространение противозачаточных средств позволило парам решать, хотят ли они детей и сколько. Деторождение стало добровольным, а роль взаимного сексуального влечения и удовлетворения возросла.

Произошли социальные и культурные изменения, женщин перестала устраивать роль домохозяйки. В последующее десятилетие в странах западной демократии приняли новые законы, которые помогли изменить роли в отношениях.

В СССР укреплению института брака уделяли особое внимание. Семейное положение человека определяло многое — от возможности продвинуться по карьерной лестнице до предоставления очереди на жилье и права выезда за границу. Хорошая репутация часто зависела от того, состоит ли человек в законном браке и имеет ли детей. С распадом СССР эта общественная установка начала терять актуальность.

Однополые браки и отношение к ним

Ученые, изучающие историю первых цивилизаций, установили, что общества Древнего Египта и Месопотамии не запрещали и не осуждали союзы между людьми одного пола. На артефактах египетской эпохи нашли рисунки с однополыми парами в тех же местах, что и с традиционными, а на одной из гробниц придворных из Пятой династии (около 2600 года до н. э.) обнаружили барельефы с изображениями мужчин, обнимающихся, держащихся за руки и соприкасающихся носами.

Распространенные в Древней Греции союзы между мужчинами и мальчиками-подростками были эквивалентами узаконенных браков. Исследовательница бисексуальности в Древнем мире Ева Кантарелла считает, что лесбийские отношения, произраставшие из греческих религиозных женских организаций, были «вступительными браками», институционально подобными мужским союзам.

До установления европейского господства африканская, азиатская и коренная американская культуры официально признавали однополые союзы. В Индии были распространены браки между женщинами, поровну распределяющими обязанности (включая охоту и защиту жилья). В африканских странах заключались союзы между политическими лидерами и мужчинами, носящими женскую одежду и прически. В азиатской культуре было много однополых браков, в которых один из партнеров выполнял функции жены: одевался в платья, ухаживал за детьми и занимался рукоделием.

Читайте также  Династия скрипичных мастеров 5 букв

В Средневековье церковь критиковала такие отношения, так как они не могли привести к деторождению и выходили за пределы идеала «товарищеского» брака. Раннее Новое время ознаменовалось массовыми преследованиями однополых пар, из‑за чего они ушли в подполье, а в XVIII веке гомосексуальность признали болезнью (позже ВОЗ исключила гомосексуальность, бисексуальность и трансгендерность из списка психических расстройств). В это и следующее столетия однополые союзы подавлялись, но не исчезли: один из самых известных примеров их популярности — «бостонский брак» (долгосрочные отношения между двумя незамужними женщинами. — Прим. ред.).

XX век стал поворотным в истории моногамных отношений. В 1920-е возникли ЛГБТ-субкультуры, в 1970-е внимание западной общественности привлекли первые иски с требованием признания однополых браков. А в 1989 году Дания стала первой страной, которая предоставила однополым парам почти те же права, что и у гетеросексуальных. Эту тенденцию подхватили и другие государства, однако такие браки признали официальными только в 2001-м в Нидерландах. Сейчас они легализованы в 29 странах с совокупным населением более миллиарда человек.

Что ждет нас в будущем?

Последние опросы и исследования показывают, что средний возраст вступления в брак увеличивается (как среди мужчин, так и среди женщин), в числе мотивов узаконивания отношений лидирует любовь и все больше представителей молодежи предпочитают не заключать брак вовсе. Мы поговорили с социологом о том, что представляет из себя современная модель оформления отношений и как она трансформируется в ближайшем будущем.

Специалист в области гендерных и семейных отношений, руководитель департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Для начала стоит разграничить институт брака и институт семьи. Семья была, есть и будет — вопрос только в том, какая она, как формируется, надолго ли создается. А брак, юридическое закрепление союза, трансформируется параллельно. Ведь это история еще и про определенные юридические обязательства, в том числе по отношению к детям партнеров (если они есть). Поэтому институт брака, как и институт семьи, еще долго будет актуален. Отношение к институту брака будет меняться на фоне развития правовой грамотности и того, что разные контракты между физическими лицами станут нормой. Пока же юридическая сторона личной жизни регулируется семейным кодексом.

В целом партнеры, которые вступают в брак, становятся более автономными . Женщины уже давно стали значимыми и независимыми единицами на рынке труда. Они зарабатывают и способны себя содержать, поэтому брак для них становится менее критичным с точки зрения обеспечения. Однако семьи, личные и экономические отношения, союзы бывают разными. Для кого‑то брак очень актуален, для кого‑то — нет.

Помимо объективных причин, влияющих на брачные отношения, есть субъективные, связанные с восприятием нетрадиционных брачных отношений. Общество модернизируется, и взгляды на брак становятся более толерантными, хотя установка на его оформление все еще доминирует.

Можно сказать, что в будущем будет заключаться меньше браков. Сегодня союзы оформляются позже, партнеры зачастую уже имеют экономический багаж и хотят сохранить свою финансовую независимость, поэтому брак может усложнять ситуацию, но вряд ли его отсутствие станет нормой. В любом случае какие‑то нормы, связанные с документированием, с закреплением союзов, останутся.

Во всем мире будет развиваться разнообразие типов отношений в семье и задач, которые люди решают в партнерствах и браках. Почему они вместе? О чем договорились — и в экономическом, и в эмоциональном плане? Какие у них отношения между собой и какова роль детей? Партнеры будут искать ответы на эти вопросы.

Партнеры будущего — те, кто сам решает, как строить отношения. Рожать ли детей, следовать ли традициям моногамного брака, жить вместе или порознь, каким образом тратить деньги. Нормализуется и легализуется множество вещей, которые раньше не принимались в обществе. Например, брачный договор и раздельное проживание были чем‑то крайне непривычным, а сейчас это нормально.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector