Бог лени в греческой мифологии

Бог лени в греческой мифологии

10 олицетворений смерти из мировой мифологии

Мы все знакомы с такими владыками подземного мира, как дьявол или Аид, но в мировой мифологии существует ещё множество хозяев преисподней. И мы решили составить список десяти самых интересных олицетворений смерти из разных культур, возможно, о которых вы раньше не слышали.

Миктлантекутли

бог Миктлантекутли

Миктлантекутли — в ацтекской мифологии самый почитаемый из нескольких богов подземного мира — Миктлан. Он правил самой нижней девятой его секцией, которая как считалось, находилась далеко на севере. Как и большинство ацтекских божеств, его отождествляли с животными, а именно пауками, совами и летучими мышами. Изображался в виде окровавленного скелета либо человека с зубастым черепом вместо головы. Считалось, что в его царство попадали люди, которые умерли естественной (природной) смертью.

Супай

бог Супай

Супай — в мифологии инков и аймаров бог смерти, правитель загробного мира Уку Пача, а также предводитель демонов. Инки очень боялись Супая, поэтому в его честь проводились различные ритуалы. Даже сейчас в Перу, в городе Пуно, на берегу озера Титикака, проводится фестиваль, «Мамача Кандича» на котором люди в его честь носят яркие костюмы и маски, а также исполняется танец Супая. В северном регионе Аргентины, подземный мир, где правил Супай, называется «Саламанка». А в некоторых странах Южной Америки Супай в буквальном смысле слова означает дьявол.

Танатос

бог Танатос

Танатос в греческой мифологии являлся олицетворением смерти. Считается братом близнецом бога сна — Гипноса, сыном Эреба (олицетворение вечного мрака) и Нюкты (олицетворение ночной темноты). Изображается как юноша с крыльями, подобный христианскому ангелу, часто с мечом или потушенным факелом в руке. В греческой мифологии считался единственным богом, не любящим подношений. Ненавидит смертных и богов Олимпа.

Донн

Донн — ирландский лорд изоляции и смерти, как считается живущий на острове недалеко от юго-западного побережья Ирландии. Интересно, что Донн не был богом — он был смертным человеком. Но после того как его убили, он поселился на месте своей кончины и стал коллекционировать души умерших.

Meng Po

богиня Meng Po

Meng Po — в китайской мифологии богиня забвения. Считалось, что она служит в «Диюй» — китайском царстве мёртвых и помогает душам готовым к перерождению забыть свою прежнюю жизнь. Перед тем как душа покинет «Диюй» она обязательно должна была выпить специальный «ароматизированный чай Забвения» ингредиенты, для которого собирала Meng Po из различных земных водоёмов. После очистки от всех предыдущих грехов и знаний, душа отправлялась на землю, чтобы переродиться в новом облике.

Седна

Седна

Седна — в эскимосской мифологии богиня моря и морских животных, а также хозяйка подземного (загробного) мира — Адливуна. Существует две легенды и в обеих рассказывается о том, что Седна погибает от рук её отца и спускается в морские глубины. Считается мстительной богиней, которой должны молиться охотники, если они хотят добыть пищи.

Анку

Анку — в бретонской мифологии и французском фольклоре считался образом смерти. Изображается в виде высокого человека с длинными белыми волосами, иногда в виде скелета. Считается что он ездит на похоронной телеге, запряжённой скелетами лошадей в сопровождении двух призрачных фигур, и останавливается около дома того, кто собирается умереть, чтобы забрать его душу. Некоторый считают, что Анку был самым первым сыном Адама и Евы, другие полагают что тот, кто в том или ином поселении умер последним в году становиться Анку. Также существует версия, что в Анку превращается тот, кого первого похоронили на кладбище.

Гильтине

Гильтине

Гильтине — в литовской мифологии богиня смерти, бродящая по свету, которая душит либо сворачивает шею людям, страдающим от различных смертельных болезней. Изображается как скелет с косой.

MASAW

MASAW

MASAW — в мифологии индейской народности Хопи является божеством смерти и хозяином подземного мира. Как правило, считается большим другом человечества, которому можно доверять. По легенде именно MASAW обучил народность Хопи искусству сельского хозяйства, а также неоднократно предупреждал их об разных опасностях.

/wp-admin/post-new.php

Айта — этрусский бог, правитель подземного (загробного) мира. Известен в основном из изображений на гробницах, таких, как Гробница Оркуса II из Тарквинии и Гробница Голини из Орвието, и из рисунков на погребальных урнах. На одной из них он изображён как бородатый мужчина одетый в кожаный плащ и в меховую шапку, сделанную из волчьей, возможно, из собачьей шкуры. Он ведёт дух умершего (чей прах находился в урне) в подземный мир. Айта имеет множество сходств с Аидом из греческой мифологии.

Значение имени Елена

Краткая форма имени Елена. Лена, Леночка, Ленуся, Алёнка, Леся, Еленя, Еля, Ела, Елюша, Елюся, Люся, Еленка, Лёна, Лёся, Лёля, Ленуша, Алин, Элин, Эли, Элла, Хеля, Эленита, Лалла.
Синонимы имени Елена. Алёна, Олёна, Хелен, Эллен, Ление, Илейн, Илена, Илэна, Элен, Элена, Элина, Элин, Элиана, Эльяна, Илина, Гелена, Хелена, Хельна, Айлин, Илона, Элона, Эллона.
Происхождение имени Елена. Имя Елена русское, православное, католическое, греческое.

Имя Елена греческого происхождения. Его перевод неоднозначен, скорее всего, означает «избранная», «светлая». Также имя Елена можно интерпретировать как «факел», «огонь», «свет»; «светлая», «сверкающая», «сияющая», «блестящая», «солнечная», «лунная», «огненная», «избранная». Есть мнение, что имя Елена соотносится с понятиями «солнечный луч» или «солнечный свет», а само имя Елена – это производное имя от имени Гелиос, бога Солнца в древнегреческой мифологии.

По второй версии, имя Елена имеет отношение к тому, как сами себя называли греки – эллины. Отсюда и вариации произношения имени Елена в различных странах. Имя Елена в переводе означает «гречанка».

Имя Елена, чаще всего, ассоциируется с древнегреческой героиней Еленой Троянской (Спартанской), из-за которой разгорелась Троянская война, описанная в эпосе Гомера. В христианской традиции особо почитается святая равноапостольная Елена Константинопольская, мать римского императора Константина Великого. Великая правительница Киевской Руси княгиня Ольга приняла крещение под именем Елена (в 955 году).

С тех пор имя Елена стало повсеместно употребляться на Руси, как в исходной форме, так и в народных вариантах – Олена, Олёна, Алёна, Ялена, Илена, Еления. Имя употреблялось, как среди знати, так и у простого люда. Например, Еленой (Оленой) звали первую жену Ивана Калиты, а Елена Глинская была правительницей Великого княжества Московского при малолетнем сыне Иване IV. А героинь русских сказок Елену Прекрасную и Елену Премудрую знают уж все.

В прежние времена имя Алёна считалось одной из народных форм имени Елена, но в современности имена Алёна и Елена – это два разных имени. А, благодаря их похожести, эти имена считают взаимозаменяемыми друг для друга.

Картинка с именем Елена

Краткая форма имени Елена – Лена – также является самостоятельным, полным именем и может употребляться независимо от имени Елена. Также полное имя Лена может быть связано с названием сибирской реки Лена, с советским лидером В.И.Лениным и с заимствованным мужским именем Ленард (Леонард), как парное женское имя. Помимо этого, имя Лена – это краткая форма ко многим женским именам (Вилена, Владлена, Елена, Ленина, Леонилла, Леонида, Леонтина, Леония, Леона, Леонтия, Марлена, Элеонора и другим).

В русском языке также употребляются заимствованные из других языков варианты имени Елена – Гелена, Элен, Элина, Илона, Элона (Эллона), Илина. А некоторые из этих вариантов используются как самостоятельные имена, например, Илона, Элина, Элона, Илина.

Уменьшительно-ласкательные обращения Леся, Элин (Элина), Элла также являются самостоятельными именами. Обращение Эли также является обращением ко многим другим женским именам: например, к имени Элеонора, Элиана, Элизабет (Елизавета) и другим.

Малыш Лена любит слушать сказки. Держится несколько обособленно, особенно среди сверстников, живет своим внутренним миром. Весьма доверчива, но когда кто-то воспользуется этим ее качеством и обманет ее, Елена обязательно накажет обманщика, проявив при этом незаурядную находчивость. Добросердечие Елены не носит активного характера. Она может положить глаз на бездомного щенка на улице, принести его к себе, но в случае если ее отец с матерью потребуют отделаться от этого «грязного комочка», не проявит твердости и послушается.

Елена с легкостью увлекается каким-либо делом. Пытается вязать, строчить, расшивать. Ей нравится изящество в вещах. Уроки учит от случая к случаю, но, имея хорошую память, неплохо успевает в школе. Характером в большей степени похожа на папу. Подвижность и любовь к спорту — отличительные черты такой непростой натуры Елены.

Елена общительна, восприимчива и легковерна. Ее отличает хорошо заметная одухотворенность и повышенная возбудимость. Хотя девушка не обладает особым чувством юмора, она спокойно и не критично воспринимает мнение других.

Как женщина Елена обвораживает и притягивает. Девушке свойственно врожденное чувство прекрасного. Подобно нежному цветку необходим солнечный свет, она нуждается в тепле и ласке. Однако, как иногда говорится, лень родилась раньше, чем Лена. Частенько она откладывает дела в долгий ящик. Мышление девушки скорее синтетическое – она не внимательна к частностям. Елена любопытна, болтлива и хорошо запоминает все, что оказывается в ее поле зрения.

Елена держится несколько в стороне от других людей. Она живет, погруженная в свой внутренний мир, в котором и заключается ее счастье. Несмотря на такую скрытность, Лена заботлива и внимательна к близким. По жизни она жизнерадостна и оптимистична. Окружающие видят ее умной, быстрой и сердечной. Однако на самом деле девушка – интроверт. В собственном мире, где живут драгоценности, дворцы и пышные приемы, Елене комфортнее всего. С одной стороны, постоянное существование в собственном мире заставляет девушку врать и выдумывать, а, с другой стороны, делает совершенно равнодушной к внешнему миру.

Елена достойна звания «Мисс искренность». Она доверяет всем, но для злоупотребивших ее доверием она не простит никогда. Всю жизнь девушка борется со своей ленью, и это становится главным двигателем всех ее достижений. Елена добра, но не активна в совершении добрых поступков.

В детстве Елена застенчива. Она жизнерадостна, эмоциональна, обладает бурной фантазией. С годами девушка начинает несколько теснить своих родителей, расширяя свое жизненное пространство. Единственный выход тогда – это выдать Елену замуж. Причем сделать этот так, чтобы она не вернулась назад.

Мало людей более влюбчивых, чем Елена. Она находит своего единственного и кладет всю свою жизнь к его ногам. Для него она станет сказочным, приносящим радость существом. Добиваться, правда, она ничего не будет, ей привычнее плыть по течению. Лена имеет покладистый характер, а она умеет ладить с людьми и избегает лишних конфликтов. Кроме того, девушка не лишена интуиции, которая верно служит ее жизненным планам.

Для мужчин Елена необычайно привлекательна. Многие покорены ее обаянием и готовы для нее на все. Она с огромной силой волнует, захватывает целиком своих поклонников. Однако спутником ее жизни сможет стать только мужчина-отец, спокойно переносящий ее выходки. Любовь в душе Лены чаще появляется вместе со страданием к тому, кто нуждается в помощи, а вот на жаркую любовь она, скорее всего, ответит не с такой же страстью.

Между богатым и тем, кто нуждается в помощи, Елена в мужья себе выберет второго и, принеся себя ему в жертву, потребует от него того же. Лена не позволяет работе и увлечениям становиться важнее мужа, но и в семью не погружается целиком. Хотя Елена домоседка и заботливая мать, пеленки и быт никогда не будут для нее на первом плане. В стенах своего дома она рассчитывает видеть уют и спокойствие. Лена с любовью придает ему красивый вид. Будучи домоседкой, она часто увлекается спокойными, домашними занятиями, вроде вязания или вышивки.

Елена очень хорошо умеет общаться с людьми, поэтому ее профессия должна быть связана именно с этим. Так она добьется максимальных успехов. Правда, она не любитель мчаться на работу ни свет, не заря, ей лучше подольше поспать. Кроме того, ее всегда интересует все, что связано с прекрасным. Поэтому часто ее выбор падает на карьеру художницы или манекенщицы.

Именины Елены

Елена празднует именины 28 января, 19 марта, 3 июня, 8 июня, 24 июля, 10 августа, 12 ноября.

Известные люди с именем Елена

  • Елена Прекрасная (персонаж древнегреческой мифологии)
  • Елена Премудрая (героиня русских сказок)
  • Елена Глинская (великая княгиня Московская, мать Ивана Грозного)
  • Елена Вяльбе (лыжница)
  • Алёна Апина (имя при рождении – Елена Лёвочкина; российская эстрадная певица)
  • Алёна Хмельницкая, Елена Хмельницкая (российская киноактриса)
  • Олена Пчилка ((1849 — 1930) настоящее имя — Ольга Косач, украинская писательница, драматург, этнограф)
  • Елена Благинина (детская поэтесса)
  • Елена Исинбаева (спортсменка, прыгунья с шестом)
  • Елена Образцова (певица (меццо-сопрано), народная артистка СССР)
  • Елена Проклова (актриса)
  • Елена Боннэр (общественный и политический деятель, правозащитница, жена академика А.Д.Сахарова)
  • Елена Рерих (религиозный философ)
  • Елена Гнесина (музыкант-педагог)
  • Елена Водорезова (фигуристка-одиночница, тренер по фигурному катанию)
  • Елена Петушкова (заслуженный мастер спорта, чемпионка Олимпийских игр по конному спорту)
  • Елена Камбурова (певица, художественный руководитель, народная артистка России)
  • Елена Андреянова ((1819 – 1857) артистка балета, представительница романтического направления)
  • Элена Рохо ((род.1944) мексиканская актриса театра и кино)
  • Гелена Моджеевская ((1840 — 1909) польская драматическая актриса)
  • Хелене Раск (норвежская модель)
  • Элин Маргрете Бродин (норвежская писательница)
  • Хелен Кларк (премьер-министр Новой Зеландии в 1999 — 2008 годах)
  • Хелен Миррен ((род.1945) настоящее имя — Елена Миронова; английская киноактриса русского происхождения)
  • Хелена Бонэм Картер (английская киноактриса)
  • Эллен Пэйдж (канадская киноактриса)
  • Илэйн Пэйдж (английская певица и актриса)
  • Эйлин Коллинз (американская женщина-астронавт)
  • Эйлин Паттерсон ((род.1934) шотландская художница-иллюстратор)
  • Хелене Дойч, Хелена Дойч ((1884 — 1982) австрийский и американский психоаналитик)
  • Эльна Киммештад ((1918 — 1997) норвежская актриса)
  • Элина Хирвонен (финская писательница, журналистка и режиссёр-документалист)
  • Хелена Кристенсен (датская супермодель)
  • Лена Хеди ((род.1973) английская актриса, снялась в таких фильмах как «Игра престолов», «Братья Гримм», «Книга джунглей», «300 спартанцев», «Онегин», «Терминатор: Битва за будущее», «Красный Барон», «Судья Дредд 3D», «Обличитель», «Великий Мерлин» и многих других)

Совпало ли описание имени? Оставьте комментарий!

Обсуждение описания имени Елена

Добавлено 03.10.2021 в 19:22

Данный анализ описывает всю мою жизнь до последней капельки!

Добавлено 24.09.2021 в 22:40

На удивление многое совпало, начиная с детства.

Добавлено 22.09.2021 в 13:39

Почти всё совпало, кроме лени. Трудоголик — иначе не скажешь.

Добавлено 28.08.2021 в 07:27

Вот прямо всё про меня, кроме юмора и лени. Обладаю хорошим чувством юмора. И трудоголик.

Бог лени в греческой мифологии

Особые знания ведут к особой власти. Мистерии — театрализованные отправления культа, религиозные драмы — практиковались еще в Древней Греции, Римской империи и часто носили тайный характер; римлянки отправляли культ Бахуса (Диониса), запрещенного в Римской империи бога, под страхом смерти. Мистерии во славу Бахуса давали им, порабощенным мужчинами, ощущение свободы.

Премьеру «Мистерии о конце времени» Карла Орфа на закрытии фестиваля современного искусства «Территория» в Концертном зале Чайковского посвятили Мейерхольду — он много занимался мистериями, его театр находился в этом здании. Посвящение стало формальностью: задачи спектакля обратились в сегодняшний день. В постановке, помимо десятков известных актеров и певцов, задействовали около сотни студентов российских театральных вузов, которых «Территория» второй раз привозит в Москву за свой счет. «Искус-ство сейчас» — написали организаторы лесенкой на рекламных щитах феста, настаивая на версии происхождения слова «искусство» от «искус». Искус организаторов в том, чтобы внушить студентам: единственно правильное современное искусство возможно только на территории фестиваля «Территория» (как будто не было номинации «Новация» на «Маске», того же NET?а — все они отменены, их «не было»). Если студент не имеет возможности ездить в Москву или за рубеж без помощи «Территории», чтобы сравнивать и сомневаться, он может поддаться искусу и поверить в предлагаемую скородельную мифологию. Вместо готовых лекал (безнадежно устаревших) понимания жизни и театра, предлагаемых в театральном вузе дома, создателями новой эры в российском театре предлагаются новые — для лучшего их усвоения выбран проверенный веками жанр коллективного ритуала, мистерии. И она явилась — во всей новоязыческой грозности.

Сквозной темой постановки Кирилла Серебренникова стало ожидание Страшного суда и грядущей расплаты за грехи. «Я сторонник депрессий», — говорит Серебренников в интервью газете «Арт-кино» (октябрь-2007). Одетая в черное сцена, использование креста в сценографии, холодный свет люминесцентных ламп, делающих любого похожим на мертвеца, картонные коробки для сивилл — сценография из общеевропейского подбора последнего десятилетия и самоцитаты (из «Пластилина», «Голой пионерки», Figaro, «Человека-подушки») подтверждают, что человекотема Кирилла Серебренникова в последнее время — ощущение себя духовным пастырем для не ведающих истины в искусстве грешников.

Средневековая мистерия делалась по заказу местных властей. Поскольку «Территория» проводится при поддержке администрации президента и ФАККа (в буклете зрителей приветствуют Сурков и Швыдкой), можно говорить о заказе государства на «Мистерию» Серебренникова. Опираясь на мистериальную структуру музыки Карла Орфа, организаторы рассадили на ступеньки зала студентов с галогеновыми фонариками, и в час назначенный одетые в черное студенты с огнями в ладонях поднялись разом и отскандировали столько раз, сколько полагалось, глядя на экран с субтитрами: «Пришел конец, конец всему! Падаем, падаем, выпадаем из времени в конце времен! Все проходит, кроме Сейчас». И не было других богов в зале, кроме Евгения Миронова на сцене, Теодора Курентзиса за пультом (не набравшего в тот вечер должной мощи в энергетике звучания, словно стушевавшегося) и Кирилла Серебренникова за сценой. Студенты орали, белели зубы, подсвеченные галогеном, по потолку крутились кадры из «Олимпии» Лени Рифеншталь. Происходящее было похоже на рождение театрального подразделения «Наших», не охваченных Якеменко. Ритуал пополнения театрального братства «Территории» был отправлен.

Ленни Кравиц стал лицом аромата YSL Beauty

Аромат YSL Beauty c названием Y, созвучным английскому «почему?», будет представлять музыкант Ленни Кравиц, который не признает никаких границ в творчестве и будто бы постоянно ставит перед собой вопрос «почему бы и нет?». Это идеальное попадание с выбором лица парфюма еще и потому, что многогранность, присущая Иву Сен-Лорану, по первой букве имени которого и назван аромат, также присуща Ленни.

9 Сентября 2020 фото: Архив пресс-службы

Инга Берман на обеде в честь запуска британского парфюмерного бренда

Наши люди любят нетривиальные мероприятия с продуманной до мелочей концепцией. Утолить бьюти-голод, а заодно отведать бородинский мильфей с осетровой икрой и краб с миндальным молочком и шафраном (приготовленные на кухне одного из лучших ресторанов города, недавно получившего одну звезду Мишлен) дорогие гости смогли в ходе парфюмерно-гастрономического спектакля британского бренда Graham & Pott. Инга Берман, Ирина Зарькова, Ольга Панченко, Дарья Лисиченко, Ксения Дукалис и другие первыми узнали про самые дорогие ноты новой парфюмерной коллекции и смогли распробовать пирамиды пяти ароматов марки. Наш фаворит — уютный Majestic Alpaca, вдохновленный шерстью альпаки, редкой породы лам, обитающих исключительно в высокогорьях Анд на юге Перу.

21 Октября 2021 фото: Архив пресс-служб

Дарья Лисиченко и Катерина Мечетина на презентации в галереях «Времена года»

Бренд Truffle Bee дал отмашку — начинать подготовку к Новому году можно уже сейчас. Например, с выбора столового текстиля. В галереях «Времена года» до 14 января как раз представлены изящные предметы из праздничной коллекции марки. Первыми присматривались героини Tatler — и заодно совершенствовали навыки сервировки на специальном мастер-классе.

21 Октября 2021 фото: архив пресс-службы

Евгений Шишкин, Елена Карисалова и Дмитрий Булин на подведении итогов грантовой программы Still Art

Основательница фонда Still Art Елена Карисалова давно и активно поддерживает современное искусство. А год назад еще и учредила грантовую программу по развитию современной fashion-фотографии в России. На днях в кругу арт-экспертов Елена подвела первые итоги проекта и назвала его победителей. Да, сразу двух: главный приз, возможность показать свои работы на персональной выставке в Москве и выпустить авторский альбом достались Дмитрию Булину. А Евгений Шишкин удостоился специального приза на печать и оформление работ в профессиональной фотолаборатории. Запомните их лица: с таким светским стартом художники должны прочно укрепиться на слуху у татлеровских людей.

20 Октября 2021 фото: АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Мистер и миссис Картер вновь снялись в мини-фильме Tiffany & Co. с романтичным названием Date Night. В видео в духе культового «Завтрака у Тиффани» парочка (разумеется, в украшениях ювелирного бренда) целуется, ест пиццу и пьет шампанское на заднем сиденье Rolls-Royce — все в лучших татлеровских традициях. Приглашенный гость ролика – дочь Бейонсе и Джей-Зи Блю Айви. Обязательно посмотрите – пожалуй, это самое трогательное, что вы сегодня увидите.

19 Октября 2021

Balmain и Rossignol представили совместную капсулу

Время до горнолыжного сезона еще есть, но татлеровские люди к выходу на лыжню готовятся заранее. Тем более что известная французская марка спортивной одежды и экипировки Rossignol и модный дом Balmain объединились, чтобы создать капсулу, в которую вошли вещи для занятий спортом и отдыха на склонах, а также оборудование: лыжи, сноуборды и шлемы. Покоряем горные, а заодно и модные вершины. Так что скорее в ЦУМ и бутик бренда в «Барвиха Luxury Village»!

Читайте также  Сицилия достопримечательности фото и описание

18 Октября 2021 фото: Архив пресс-службы

Яна Рудковская и Саша Плющенко на открытии детского универмага

Семейные мероприятия татлеровские люди любят особенно. Все-таки это драгоценное время, когда можно и с друзьями встретиться, и повеселиться с ребенком. Один из самых светских детей Москвы — Саша Плющенко с мамой появляется на мероприятиях часто. Вот и на открытие детского универмага Dream House Kids они пришли вместе. На 626 квадратных метрах нового пространства модные родители и их крошки теперь могут быстро собрать луки из новых коллекций любимых брендов, подготовиться к любому празднику и найти подарки своим друзьям.

«Чернила меланхолии»: как лечили депрессию при Гомере, Свифте и Бинсвангере

В древнегреческой мифологии меланхолию считали проклятием богов. Так, скажем, в «Илиаде» герой Беллерофонт после победы на людьми и монстрами испытал острый депрессивный психоз:

«Став напоследок и сам небожителям всем ненавистен,
Он по Алейскому полю скитался кругом, одинокий,
Сердце глодая себе, убегая следов человека».

Гомер указывает и на фармакологический способ лечения этого заболевания: царица Елена предлагает Беллерофонту отвар из целебных трав, возвращающий ему бодрость.

О каких травах идет речь? В античности депрессию воспринимали как один из телесных недугов в рамках теории гуморов. Слюна, сперма, кровь, моча, желудочный сок — все эти жидкости и их комбинации оказывают влияние на здоровье человека, при этом доминирование одной или другой приводит к болезни. Депрессию связывали с черным гумором, черной желчью — собственно, именно так переводится с древнегреческого слово «меланхолия». Его же использует Софокл, рассказывая о мучениях Геракла: того сжигает «черная кровь» кентавра Несса.

Черный гумор выделяется селезенкой и представлен в теле такими «темными» субстанциями, как венозная кровь, экскременты темного цвета, смешанная с кровью рвота. Его избыток выводится с помощью сильных слабительных и рвотных: тут-то и наступает черед трав, а именно любимого средства древних греков — отвара из ядовитого Helleborus niger (морозника черного).

Симптомы болезни и методы ее лечения описаны и в Гиппократовском корпусе: «Забота, тяжкая болезнь: больному кажется, что у него во внутренностях колет какой-то шип; его мучит тоска; он избегает света и людей; он любит мрак; на него нападает страх; диафрагма выступает наружу; когда к больному прикасаются, ему это причиняет боль; он пугается и видит страшные призраки, ужасные сны и иногда мертвецов…Такому больному нужно дать чемерицу, очистить голову и после очищения головы дать лекарство, очищающее низом, потом прописать пить ослиное молоко. Больной должен употреблять очень мало пищи, если он не слаб; пища должна быть холодная, послабляющая: ничего едкого, ничего соленого, ничего маслянистого, ничего сладкого. Больной не должен мыться горячей водой; он не будет пить вина, а ограничится водой; если же нет, то вино должно быть разбавлено водой; совсем не нужно гимнастики, прогулок. Этими средствами болезнь со временем излечивается, но, если ее не лечат, она оканчивается с жизнью больного».

Отметим роль диеты: ослиное молоко полезно, потому что увеличивает в теле количество светлых гуморов; особенно же противопоказаны «темные» виды мяса — козла, быка, буйвола, осла. Пиявок использовали для той же цели: они должны были отсасывать черный гумор от висков. Практика кровопускания при душевных болезнях продержится почти до двадцатого столетия — хотя на место гуморальной теории придут другие.

У древних авторов нет единства относительно роли секса: одни постулируют его пользу при меланхолии, другие придерживаются мнения, что светлый гумор необходимо беречь. Кроме того, в приведенном фрагменте говорится об изменении в поведении. Важно помнить, что для греков медицина — это всегда еще и пайдейя, то есть правильное воспитание и поведение. Дальновидные эллины, как всегда, опережают свое время, заходя на территорию психологии. Аристотель, к примеру, пишет, что у меланхолии есть и позитивные стороны: она придает особую остроту уму, способствует поэтическому и философскому призванию. Эта мысль, как и идея о пользе пиявок, надолго задержится в западной культуре.

Средние века

Отцы церкви относятся к меланхолии негативно. В их сочинениях она соотносится с одним из опаснейших грехов аскета — ацедией, бесчувственностью. «А теплых изблюю», — говорится в Писании. Ацедия ведет к утрате душевного огня, неспособности молиться всем сердцем. Монаха она атакует после приема пищи, ближе к полудню. «Полуденный демон» — это наименование из Псалтыри использует епископ Кассиан, говоря о меланхолии. Святая Хильдегарда Бингенская позже свяжет само грехопадение с депрессией: «Так случилось и с Адамом, ибо когда огонь в нем погас, меланхолия свернулась в крови его, и от того поднялись в нем печаль и отчаяние; и когда пал Адам, дьявол вдохнул в него меланхолию, каковая делает человека теплохладным и безбожным».

«Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение», — пишет Иоанн Златоуст: от рутины монашеской жизни чувства могут притупиться, и инока перестанут посещать моменты божественного единения, благодатной молитвы. Он будет исполнять свои обеты автоматически, рационально — а меланхолия и есть искушение разумом. Христианская традиция инкриминирует ее языческим авторам — людям, поглощенным праздными раздумьями. Соответственно, лекарство против тоски — разнообразные трудовые практики, которые не давали бы мысли блуждать. Это могут быть сельскохозяйственные работы, плетение корзин — да что угодно, Кассиан, в частности, приводит пример монаха, который каждый вечер сжигал все плоды своего труда.

«Скорбь о мире, не связанная с надеждой на Бога» — в такой трактовке ацедия фигурирует в текстах Фомы Аквинского, хотя позже католическая теология заменила ее в списке смертных грехов более простонародной «ленью». Данте в «Божественной комедии», впрочем, вернется к оригинальной трактовке:

«Еще ты должен знать, что под волнами
Есть также люди; вздохи их, взлетев,
Пузырят воду на пространстве зримом,
Как подтверждает око, посмотрев.
Увязнув, шепчут: «В воздухе родимом,
Который блещет, солнцу веселясь,
Мы были скучны, полны вялым дымом;
И вот скучаем, втиснутые в грязь».

Ренессанс

Неудивительно, что в эпоху Возрождения, с ее стремлением к рациональности и преклонением перед античностью, меланхолия тоже обрела вторую жизнь. Привилегированный недуг людей умственного труда и аристократии, ее связывали с воздействием Сатурна, планеты философов. Марсилио Фичино в своем труде «Три книги о жизни» выводит целую религиозно-гигиеническую систему для людей такого типа. По его мнению, меланхолия происходит от чрезмерной траты «тонкого духа», сопровождающей интеллектуальную деятельность. Соответственно, его необходимо постоянно восполнять: из простых средств подойдут ароматные вина, духи и солнечные ванны; более комплексные методы включают специальную музыку, молитвы и театральные представления. Большое внимание уделяется цветам: так же как и греки, Фичино и его современники верили, что различные оттенки благодаря «симпатической связи» влияют на соответствующие гуморы тела.

Ренессанс немыслим без алхимии: Парацельс приводит в качестве лекарств такие субстанции, как «питьевое золото» и «жидкая амбра». Состоятельные больные могут позволить себе устлать полы лепестками роз и питание на основе женского молока. В целом можно сказать, что, как ни странно выглядели бы сейчас все эти методы, они, безусловно, оказывали психотерапевтический эффект — и, в отличие от других болезней, депрессия зачастую только в таком лечении и нуждается.

Новое время

Новое время сделало из меланхолии культ. Подобно эпилепсии — болезни пророков и подагре — болезни помещиков, меланхолия становится чуть ли не обязательным атрибутом поэтов, мыслителей, художников. Процитируем Гете: «Хрупкое стихотворение, как радуга, расцветает лишь на темном фоне; вот почему поэтический гений обретает в меланхолии свою стихию».

Альбрехт Дюрер, Доменико Фетти, Джованни Кастильоне изображают меланхолию в окружении традиционных символов — черепа, астролябии, нот, песочные часов и, конечно же, морозника черного: из средства для вызывания диареи он превратился в покровителя наук и искусств.

Дух отстраненной созерцательности пронизывает все творчество поколения энциклопедистов — наиболее сильно это ощущается в «Опытах» Монтеня. Однако французов превзошел англичанин Роберт Бертон, целиком посвятивший свою энциклопедию именно меланхолии. Его «Анатомия меланхолии», гигантский труд почти на тысячу страниц, имела такое влияние на культурную жизнь Европы, что депрессивное состояние долгое время приписывали исключительно Туманному Альбиону и его жителям. Splenic travellers наводнили континентальные страны: бесцельное путешествие считалось одновременно проклятием и прерогативой рожденных под знаком Сатурна — забавно, что уже позже молодой Руссо будет представляться именно англичанином во время поездок на юг.

Фактически отцы современного туризма, меланхолики открыли укрепляющее действие вод Спа и Виши, положив начало санаторному бизнесу. Польза от них трактовалась в гуморальном ключе — железо, растворенное в рассоле, укрепляет слабый дух путешественников. Однако не меньшую роль врачи того времени отводили и индустрии развлечений: музыка, танцы и курортные романы способны развеять даже самый мрачный лондонский сплин.

Такое лечение, да и само раздувание проблемы меланхолии, зачастую вызывало издевательскую оценку. Ирландец Свифт иронически описывает болезнь в «Путешествиях Гулливера» в главе, посвященной обществу гуигнгнмов, людей-лошадей: «Иногда еху приходит фантазия забиться в угол, лечь на землю, выть, стонать и гнать от себя каждого, кто подойдет, несмотря на то что такие еху молоды, упитанны и не нуждаются ни в пище, ни в питье; слуги никак не могут взять в толк, что с ними такое. Единственным лекарством против этого недуга является тяжелая работа, которая неизменно приводит пораженного им еху в нормальное состояние».

В серьезной науке гуморы, наконец, уступили место более прогрессивной теории. Теперь все болезни объясняли дисфункцией нервных фибров, «животного электричества» — того, что демонстрируют лягушачьи лапки из опытов Гальвани. Лечение было основано на создании специфического баланса раздражителей, которые направили бы «электричество» в нужное русло. Людей раскручивали в центрифугах, обливали кубометрами ледяной воды, щекотали, шлепали крапивой, кидали в реку. Практиковались и такие экзотические приемы раздражения, как прививка чесотки и вшей. Лечение звуком и музыкой, которое еще Фичино считал очень важным (для него музыкальная гармония была связана прежде всего с астрологией — Сатурну и меланхолии в его концепции соответствовали определенные ноты и мелодии), развилось теперь в отдельную науку. Швейцарских солдат лечили от тоски по дому звуками горного рожка, буйным больным прописывали скрип или шокировали их криками осла.

Вот описание психотерапевтического шедевра эпохи барокко — кошачьего органа: «Кошки подобраны были в соответствии с гаммой и рассажены в ряд, хвостами назад. Молоточки с заостренным гвоздем ударяли по хвостам, и кошка, получившая удар, издавала свою ноту. Если на таком инструменте играли фугу, и особенно если больного сажали так, что он видел во всех подробностях морды и гримасы животных, то и сама жена Лота стряхнула бы с себя оцепенение и вернулась в разум».

Интересно, что в числе методик, позитивно воздействующих на ток «животного электричества», продолжает фигурировать «очищение низом» и — разумеется — экстракт морозника черного. Поистине в истории человечества это самый долгоиграющий способ борьбы с плохим настроением. Впрочем, если и он не сработает, всегда можно прибегнуть к опиуму: врачи той эпохи все чаще обращались к этому средству при самых разных недугах, включая taedium vitae (усталость от жизни).

Короли-меланхолики

Мировой фольклорный фонд полон упоминаний о царственных особах, погруженных в болезненную печаль. Да что там фольклор — юный Давид врачует тоску Саула музыкой и гимнами, а Шехерезада спасает свою жизнь, облегчая маниакально-депрессивный психоз Шахизамона рассказами. Однако именно авторы Нового времени с их преклонением перед всем народным наводнили культуру образами бесконечных принцев, принцесс и королей, погруженных в магическую грусть, — ведь их меланхолия была так созвучна эпохе. Джамбаттиста Базиле в «Пентамероне» приводит архетипическую историю: принцессу Дзодзу не могут рассмешить ни акробаты, ни шуты, и это запускает целую историю, которая разрешается в романтическом ключе. У Шарля Перро кататония Спящей красавицы прерывается с появлением принца. Карло Гоцци в «Любви к трем апельсинам» заставляет фею Моргану кувыркаться вверх тормашками, чтобы рассмешить принца Тарталью.

Самый известный принц-меланхолик мировой литературы — Гамлет, чей образ сильно перекликается с некоторыми замечаниями из бертоновской «Анатомии»: депрессия предоставляет огромное пространство для авторефлексии, разочарование позволяет как притворяться, так и говорить самую горькую правду. Другой герой-сумасшедший, подверженный приступам тоски, — Дон Кихот. Наконец, Сатурн — планета-покровитель доктора Фауста, а уж меланхоличных персонажей немецкой классической литературы, начиная с юного Вертера, и вовсе не перечислить.

Эпоха романтизма, психоанализ и экзистенциальная философия

Вместе с тем романтики воспринимают меланхолию в трагическом ключе. Для Шиллера она результат разъединения личности с природой, с лучшей частью самого себя. В похожем духе впоследствии выскажется Фрейд, для которого, впрочем, меланхолия будет уже скорее философским концептом, чем медицинским, — «идентификация «я» с утраченным объектом», разделение личности. Это состояние метко опишет и Бодлер, великий певец скуки и разочарования:

«Разве я не фальшивое созвучье
В божественной симфонии,
Благодаря ненасытной Иронии,
Которая меня сотрясает и кусает?
Она, крикунья, в моем голосе,
И этот черный яд — вся моя кровь.
Я — зловещее зеркало,
В которое глядится мегера».

Тот же эффект отмечает и другой автор-меланхолик, Кьеркегор: «Многолетняя меланхолия привела к тому, что я не мог обращаться к себе на «ты» в глубинном смысле слова. Между меланхолией и этим «ты» простирался целый воображаемый мир…»

Уже в ХХ веке Людвиг Бинсвангер, один из основателей экзистенциальной психологии, выводит из подобных размышлений современное определение меланхолии как «изолированной способности страдать». Единственный способ борьбы с ней — если лечение вообще необходимо — заключается в том, чтобы объективизировать свое страдание, вернуть его в область реального бытия.

Что и говорить, на протяжении веков поэты, художники, философы и писатели очень преуспели в этом деле. Заканчивая работу над «По ту сторону добра и зла», Ницше писал своему другу: «Ужасная книга, проистекающая на сей раз из моей души, — очень черная, почти каракатица», отсылая к старинному символу меланхолии — ведь именно каракатица производит в своем нутре самые черные чернила.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector