Бог музыки в древней греции

Бог музыки в древней греции

Как звучит древнегреческая музыка

Само слово «музыка», так же как мелодия, гармония, симфония, полифония, ритм, тон и многие другие музыкальные термины, пришло из древнегрече­ского языка. Культура Древней Греции пронизана музыкой — об этом мы, в частности, знаем благодаря древнегреческой литературе и античному искусству.

Мальчик и лира. Рисунок Жана Кокто. 1958 год Bridgeman Images / Fotodom

Профессиональная нотная запись сформировалась в Древней Греции к III веку до н. э. Существо­вали две параллельные системы нотных символов: для голоса и для му­зыкальных инструментов. Каждая из них охватывала чуть больше трех октав. Ноты представляли собой буквы греческого алфавита и разные символы. В слу­чае вокальной музыки они помещались над соответствующими слогами в тек­сте. Над нотами также писались ритмические обозначения.

Еще в Средние века о греческой музыкальной системе было известно из антич­ных трактатов о теории музыки, но материала для полноценной реконструкции не хватало. В конце XIX века археологи обнаружили несколько мраморных стел с текстом и музыкой: надгробную эпитафию недалеко от Эфеса в Турции и два гимна Аполлону в Дельфах. Один из них впервые прозвучал вновь в 1894 году на конгрессе в Сорбонне, где было принято решение восстановить Олимпий­ские игры.

В ХХ веке благодаря найденным папирусам число нотных записей древнегрече­ской музыки выросло до шестидесяти одной. Это позволило ученым соотнести их с современной музыкальной нотацией и воссоздать звучание мелодий с большей точностью.

1. Песня про фиалки, нарцисс и стрельбу из лука

Текст этой песни был обнаружен на папирусе II века н. э. В нем упоминаются фиалки и нарцисс (цветы указывают на любовную тематику), а также стрельба из лука, пророчество, дева и дикие звери. Над строчками добавлены нотные обозначения. На том же папирусе удалось разобрать фрагменты второй песни: слова «музыка», «оплакивает», «пти­цы», «женщина».

2. Соло на греческой дудке

Памятников, где записаны специальные нотные символы для инструменталь­ной музыки, сохранилось совсем немного. Этот фрагмент должен был испол­няться на авле — греческой дудке, по­хожей на современный гобой. Папирус, скорее всего, принадлежал профессиональ­но­му музыканту — этот отрывок достаточно сложен для исполнения.

3. Ария из трагедии Еврипида

Ария из трагедии Еврипида «Орест» была записана в III веке до н. э. в еги­петском городе Гермополе. На папирусе, сейчас хранящемся в Вене, можно разобрать семь строк с нотами для голоса и духового инструмента — авла. В этом отрывке хор оплакивает судьбу Ореста, сравнивая его с кораблем, гибнущим в бурном море. Движение мелодии при этом как будто повторяет удары волн, обрушивающихся на героя. Такое подражание было вообще характерно для древнегреческой музыки.

Милосердие! Милосердие!
Между смертными
Нет великого счастья прочного:
Демон тот, что рвет паруса ладьи,
В бездне горестей топит счастье,
Как в волнах ненасытно злых…  Пер. Иннокентия Анненского.

Всего известно около десяти нотных записей музыки из греческих трагедий, в частности — из еще одного произведения Еврипида, «Ифигения в Авлиде». На папирусе с этой трагедией, хранящемся в голландском Лейдене, записаны сразу две арии: первую должен был исполнять хор женщин, а вторую — главная героиня, которую уводят, чтобы принести в жертву Артемиде.

4. Христианский гимн

Папирус с отчетом о поставках зерна и христианским гимном на обороте был найден в египетском городе Оксиринх в 1918 году. Текст III–IV веков н. э. воспевает Святую Троицу: это один из самых ранних христианских гимнов, который не основан на библейских строчках. Главный мотив фрагмента — весь тварный мир умолкает, в то время как хор людей и ангелов воспевает Бога:

«Вместе… все … почтенные Божии…
Да молчит… Пусть светоносные звезды не…
… бушующих рек все [источники] … когда мы воспеваем
Отца, Сына, Святого Духа. Все Силы да воскликнут: Аминь, аминь!
Держава, хваление [и слава Богу], единому подателю всех благ.
Аминь, аминь!»  Пер. Алены Чепель.

5. Два пеана

Два пеана  Пеан — торжественный благодарственный гимн, исполнявшийся хором. Аполлону высечены на камне в Дельфах, где находился комплекс сооружений, посвященных этому богу. Известны их авторы, афинские поэты Афиней и Лимений, и время создания — II век до н. э. Оба гимна были испол­нены во время торжественных посольств-паломничеств афинской делегации на религиозных торжествах в Дельфах. Плиты с текстами пеанов и нотацией были размещены на стенах сокровищницы, где хранились приношения богу Аполлону от афинских граждан.

§ 3. Музыкальная культура Античности

Ранняя Греция – 3 тыс. до н.э. – 11 в. до н.э.

Гомеровский период – 11 — 9 вв. до н.э.

Архаический период – 8 — 6 вв. до н.э.

Классический период – 5 – 4 вв. до н.э.

Эллинистический период – кон 4 в. – 1 вв. до н.э.

О музыке Древней Греции можно судить преимущественно по памятникам литературы (художественной и научной) и изобразительного искусства. Уцелели лишь некоторые фрагменты собственно музыкальных памятников – лирических и погребальных песен, 12 строк гимна радости в честь бога Аполлона и др.

Слово «музыка» в переводе с греческого буквально означает «искусство муз». В древнегреческой мифологии музы – богини, покровительницы искусства и науки. Их девять:

Урания – покровительница астрономии

Клио – истории

Каллиопа – эпической поэзии

Эрато – любовной поэзии

Эвтерпа – лирической поэзии (музыки)

Полигимния – священных гимнов

Мельпомена – трагедии

Талия – комедии

Терпсихора – танца.

Возглавлял группу муз Аполлон – древнегреческий бог, покровитель знаний, науки и искусства. Все музы – сёстры, и в их родстве заключается глубокий смысл: миф в образной форме отражает суть реальных явлений. В Древней Греции музыка возникает не как самостоятельное искусство, а в триединстве: поэзия – музыка — танец. Во главе – поэзия, музыка сопровождала её всего несколькими звуками на лире или кифаре. Вот почему Эвтерпа, Эрато, Каллиопа и Полигимния олицетворяли собой не отдельные искусства, а разные жанры внутри музыкально-поэтического искусства. Песни и гимны вначале сопровождались танцем. Музы театра – Талия и Мельпомена – также олицетворяют союз разных искусств. В греческом театре музыка была обязательным элементом, актёры произносили свои роли нараспев. Важное значение имел хор, раскрывавший слушателям смысл происходящего действия.

Древнегреческая трагедия, соединившая в себе драму, танец и музыку, возникла на основе дифирамба – гимна в честь бога вина и веселья Диониса (у римлян – Вакх). Его сопровождала свита – менады (вакханки) с бубнами, плющом или змеями в волосах, сатиры – полулюди с козьим хвостом и лошадиными ушами, нимфы, музыканты и танцоры. Во время Дионисий (праздник в честь бога Диониса) участники надевали козлиные шкуры, рога, бороду, изображая спутников Диониса. Поэтому термин «трагедия» («трагос» — козёл, «одэ» — песня) в переводе с греческого означает «песнь козлов». Во время Дионисий хор исполнял дифирамбы. Из хора впоследствии выделился запевала (корифей). Между хором и корифеем возник диалог, затем появился первый, второй и третий актёры. Так постепенно хоровая песня превратилась в драму, известную в Греции в трёх видах – трагедия, комедия, сатировская драма. Термин «комедия» от греческого «комос» — праздничная процессия и «одэ» — песня. В комедии текст часто сопровождался игрой на кифаре, в спектакль вводились народные песенные мелодии, пляски, хороводы ряженых шутников. Наиболее выдающиеся авторы древнегреческой трагедии — Эсхил, Софокл, Еврипид, комедии – Аристофан.

Древнегреческая музыка была преимущественно вокальной и одноголосной, так как была тесно связана с поэзией. Метр стиха определял ритм музыки. Господствовало хоровое мужское пение. Понятие «необразованный» означало «не умеющий петь в хоре». Платон определял музыку как «искусство управлять хоровыми коллективами».

Большое место в древнегреческой музыке отводилось гимнам — песнопениям в честь богов: Аполлона (номы), Артемиды (парфении), Диониса (дифирамбы, фаллики) и т.д. Древнейший ритуал жертвоприношений представлял собой синкретическое музыкально-танцевальное действо. Аэды и рапсоды были одновременно поэтами, композиторами и певцами, аккомпанировавшими себе на каком-либо струнном инструменте.

Сохранившиеся сведения о различных жанрах народных песен (георгики — крестьянские, эпиталамы и гименеи — свадебные, трены – плачи и др.) свидетельствуют о развитом музыкальном фольклоре. Из народного музыкально-поэтического искусства берёт свои истоки профессиональное искусство древнегреческой хоровой и сольной лирики (первоначально лирика – песня под лиру).

Наиболее распространёнными жанрами хоровой лирики были элегии и оды. Элегией первоначально называлась жалобная песня под флейту, игрой на которой сопровождались причитания по умершим. Впоследствии элегией стали именовать стихотворение либо музыкальное произведение (вокальное или инструментальное) задумчивого, печального характера.

Высшего расцвета хоровая лирика достигла в одах — песнопениях, создававшихся в честь победителей на Пифийских, Олимпийских и других играх. Отсюда торжественность, приподнятость настроения, особое строение оды: в центре – легендарное повествование, обрамлённое воспеванием победителя (трёхчастная форма: строфаантистрофаэпод). Классическим образцом древнегреческой оды могут служить творения Пиндара (VI-V вв. до н. э.).

В конце VIII – начале VII вв. до н.э. на острове Лесбос образуется музыкально-поэтическая школа, имевшая особое значение в развитии сольной лирики (Сафо, Алкей, Анакреон). Там возникает школа кифаристов во главе с Терпандром.

Роль инструментальной музыки в Древней Греции была менее значительной, нежели вокальной. Вначале инструменты использовались для аккомпанирования пению. Распространение получили:

Кифародия – сопровождение пения игрой на кифаре (струнный щипковый инструмент, родственный лире. Количество струн – от 4 до 18);

Лиродия – на лире;

Авлодия – на авлосе (род свирели) – обычно сопровождала военные действия, гимнастические упражнения, трагедийные хоры.

В области сольного инструментального исполнительстваавлетика и кифаристика (игра на авлосе и кифаре соло, без пения).

Появляются следующие жанры: авлодический и кифародический номы (песнопения в сопровождении авлоса или кифары), авлетический и кифаристический номы (виртуозные пьесы для солирующих авлоса или кифары).

Популярным духовым инструментом Античности была «флейта Пана» — набор трубок разного размера, из которых каждая давала лишь один тон.

Хоровая и сольная лирика, трагедия и комедия, инструментальная музыка – все эти виды искусства включались в Пифийские игры (названы в честь Аполлона, победившего дракона Пифона), на которых, наряду с атлетами, выступали поэты, певцы, музыканты. Победителей награждали лавровыми венками.

В Древней Греции применялась буквенная нотация. Древнегреческая музыка была, в принципе, одноголосна, но при инструментальном сопровождении напевов и дифференциации вокальных партий возникало гармоническое звучание отдельных интервалов. Основой ладового мышления древних греков были разные виды тетрахорда. Греки определяли ритм как мужское начало, а мелодию – как женское.

В Древней Греции развивались также музыкальная теория и музыкальная эстетика, находившиеся в глубокой связи с античной наукой и философией. Пифагор и пифагорейцы научно сформулировали ряд акустических законов музыки. Аристоксен стал главой школы гармоников, которые исходили в анализе музыкальных явлений из чувственно-слухового восприятия музыки, в отличие от каноников – сторонников абстрактно-математических построений. Они являлись последователями Пифагора, который полагал, что в основе музыки, как и всего мироздания, лежат числовые соотношения. Аристоксен осознал необходимость темперированного строя (почти на два тысячелетия предвосхитив его появление), в то время как пифагорейцы настаивали на «чистом» пифагорейском строе, осуществляемом в точном соответствии с математическими соотношениями интервалов, но резко расходившемся со слуховым восприятием.

Пифагору принадлежит учение о «гармонии небесных сфер». Он считал, что акустические соотношения музыкальных звуков аналогичны соотношениям расстояний небесных светил, и движение светил должно рождать музыкальные звуки – «гармонию небесных сфер», «гармонию мира». Вот почему древние греки поместили Уранию среди муз, покровительниц искусства.

Этическую концепцию музыки (учение о музыкальном этосе – от греч. «нрав», «характер») разрабатывали многие античные учёные, в т. ч. Платон и Аристотель. Исходное положение этого учения сводилось к установлению причинной связи между характером, складом музыки и душевными переживаниями, которые музыка способна вызывать.

«Музыка Древней Греции». 6-й класс

Цель: выявить значимость музыки в Древней Греции.

Оборудование: магнитофон, игрушка-свеча, затемнение, диапроектор, слайды.

Учитель: В первой четверти мы познакомились с теми музыкальными произведениями, которые очень наглядно повлияли на настроение, чувство, судьбы людей. Назовите эти произведения.

Ученики: “Зеленая рощица” в опере С.С. Прокофьева “Повесть о настоящем человеке”, Симфония №6 П.И. Чайковского и хирург Юдин, Симфония №5 Л. ван Бетховена, музыка Микиса Теодоракиса и др.

Учитель: Основные понятия, которыми мы пользуемся, говоря о музыке, возникли в Древней Греции: гармония и мелодия, ритм и хор, оркестр, рапсодия, симфония.… Даже само слово “музыка” — греческого происхождения.

Музыка по-гречески — “искусство муз”. У греков была муза лирики и муза танцев, муза комедии и трагедии, муза истории и даже астрономии. Но не было музы, которая отвечала бы за музыку. Все они во главе со своим предводителем Аполлоном, занимались музыкой. Музыка в классической Греции проникала всюду, объединяя все искусства и все науки, риторику и политику, богов и людей, небо и землю, травы и воды в одно гармоническое целое – космос.

Музыка никогда не рассматривалась в античной культуре “Сама по себе”, вне связи с другими искусствами, с другими сферами жизни. Изъятая из этих связей она может показаться и однообразной и примитивной. “Но музыка вместе с театром, ритмом и пением приближает нас к богам”, — говорили греки. А через танец музыка соединялась с пластикой и живописью, через слово – с поэзией и красноречием, Удивительно ли, что в музыкальном искусстве греки видели самое значительное воспитательное средство? Ритм и гармония, по их убеждению, глубже всего проникают в глубину души и сильнее всего захватывают ее.

В основе античного представления о музыке лежит уверенность в том, что сам мир ритмичен и гармоничен, т. е. музыкален. Музыка воспроизводит эти свойства мира. И наполняет ими душу человека. Так устанавливается единство между миром и человеком – созвучие (симфония). Древние греки верили, что раз по этим законам живет весь мир, то не только люди, но и камни и звери должны быть им послушны. Орфей своим искусством покоряет даже силы ада, заставляя отступить к нему Эвридику.

Звучит мелодия Глюка из оперы “Орфей” при выключенном свете со свечами. Может использоваться игрушка – чучело, как проводник в царство Аида.

Учитель: Какой характер у этой музыки?

Ученики: Эта музыка очень выразительная, в начале она звучит аккуратно, будто боясь нарушить тишину. В дальнейшем развитии аккуратность сохраняется, заставляя слушателя оставаться внимательным. Здесь нет резких звуков, мелодия плавная.

Учитель: Что вы почувствовали, слушая эту музыку?

Ученики: Она заставляет задуматься, быть внимательным, мне стало немного страшно, захотелось плакать.

Учитель: Нагляднее всего это гармоническое сцепление всех природных и социальных, божественных и человеческих, физических и духовных сил воплощалось в грандиозных хороводах, без которых невозможно представить античную культуру. Хороводы, по убеждению греков, ведут звезды и планеты, исторические эпохи и человеческое поколение, хороводами музы веселят и радуют богов и людей.

(Показ слайда “Гомер на знаменитом щите Ахиллеса”.)

Даже похороны у греков могли сопровождаться печальными танцевальными песнями, исполняющимися хороводом.

“Тот, кто не упражнялся в хороводах, — учил Платон – человек невоспитанный, а кто достаточно в них упражнялся, тот воспитан. Слова эти, сказанные со всей философской серьезностью, можно понять, лишь осознав, что хороводы охватывают всего человека, приобщая его к бесконечному круговороту Вселенной.

Детям предлагается поводить хоровод под любую русскую народную песню (“Во поле береза стояла”).

Учитель: Что почувствовали? Передалось ли каждому настроение песни и атмосферы урока? Может быть, кто-то почувствовал себя древним культурным греком?

Ученики: Почувствовали, как тепло рук передается от одного к другому, как одно настроение охватывает весь класс, что песня зазвучала как-то особенно.

Учитель: Хоровое пение было для греков основой общественной жизни и культуры. Не подключаясь к сюжетному развертыванию событий, хор поет о каких-то глубочайших, всегда и везде важных вещах, выводит конкретное действие трагедии на просторы Вселенной, придавая ему космически обобщенный характер. Давайте, сейчас исполним песню Микиса Теодоракиса “Я – фронт”, вспомним беседу предыдущих уроков о композиторе, о переживаниях в песне. Как преобразится ваше настроение и характер при исполнении?

Ученики: несмотря на то, что эта песня звучала у нас на уроке несколько раз, сегодня она для меня звучит более осознанно.

Учитель: Греки отнюдь не сводили всю музыку к той, которую творили их музыканты. Музыка начиналась для них с той великой музыки природы, отражением, фрагментом которой были музыкальные изделия человека.

Если не считать небесных сфер, гармония которых открылась через мудрецов, то основным звуковым фоном античной культуры был шум моря.

Привязанность к морю заставляла внимательно всматриваться и вслушиваться в него. Вслушаемся и мы – вслед за греческими поэтами – в непрерывную, вечную и вечно меняющуюся музыку моря.

Дети слушают шум моря с просмотром слайдов моря.

Ученики: шум моря завораживает и тянет за собой, заставляет думать о чем-то великом, таинственном…

Учитель: С Паном, богом дикой природы, связывалась музыка лесов и полей (слайд “Пан”).

Природа, отзывавшаяся на музыку моря, была в Греции – родине винограда, действительно богата. Роскошные леса, полные певчих птиц. На пастбищах – изобилие овец и коз. Свои голоса присоединяют к ним коровы и свиньи, ослы. Над прекрасными цветами “прекрасно гудят неутомимые пчелы”. Под ветром, подобно морским волнам, шумят леса и нивы. “Шелестом листьев и плеском воды”, по мнению древних, пророчествует людям сам Зевс.

Когда же все шумы природы сливались в прекрасную музыку, греки говорили, что это хозяин природы Пан играет на своей свирели.

Но особенно трогают греков песни птиц. Многие мыслители видели в птичьем пении источник музыки.

Аполлон

Аполлон — бог солнца и музыки и несет золотую лиру и золотой лук и стрелу.

Аполлон

Аполлон и Артемида были детьми-близнецами Зевса и нимфа Лето. Аполлон был таким же красивым и сияющим, как солнце. Он также был богом музыки и медицины. Он был ревнивым и стремительным в юности и сделал много врагов.

Греки молились Аполлону за хорошее здоровье, и боялись его, когда попала чума или другая болезнь. Он также считался богом домашнего скота вместе с Гелием, богом, который каждый день проезжал на солнце в колеснице по небу. Гелиос — это гнев людей бога Одиссея, когда они едят свой скот в эпической поэме Гомера « Одиссея» . Эта ошибка еще больше задерживает путешествие в Одиссее и ведет к гибели всех его людей.

Аполлон наиболее известен тем, что убил Питона, которого Гера послала после своей матери, когда она была беременна в отместку за сон с мужем Зевсом. Аполлон также известен тем, что помогает Парижу убить Ахилла, направляя стрелу в его пятку. Он регулярно возмущается греками в «Илиаде» Гомера и часто берет сторону троянцев битвы. У Аполлона было много любовников, но некоторые из его самых известных детей: Асклепий, Троил и Орфей. Аполлон был удивительным игроком лиры, используя лиру, которую сделал Гермес, когда он украл один из крупного рогатого скота Аполлона и сделал его изнутри коровы и черепахи.

Краткая справочная информация Apollo

Родители
Известные мифы
  • Рождение на Делосе
  • Убийство Python
  • Изобретение лиры
Символы
  • солнце
  • Золотая лира
  • Золотой лук и стрела
Домен
  • солнце
  • Музыка
  • поэзия

Как это использовать?

Иллюстрированные направляющие раскадровки имеют легко усваиваемую информацию с визуальным эффектом, чтобы стимулировать понимание и удержание. Storyboard That страстно относится к студенческому агентству, и мы хотим, чтобы все были сказочниками. Раскадровки представляют собой отличную среду для демонстрации того, чему учащиеся научились, и учить других.

Студент, Представляя Раскадровку

Используйте эти иллюстрированные путеводители в качестве плацдарма для индивидуальных и классных проектов!

  • Назначить для каждого ученика термин / человек / событие для завершения собственной раскадровки
  • Создайте собственное иллюстрированное руководство по теме, которую вы изучаете
  • Создайте иллюстрированное руководство для людей вашего класса или школы
  • Опубликовать раскадровки для школьных социальных сетей
  • Скопируйте и отредактируйте эти раскадровки и используйте в качестве ссылок или изображений

Конфиденциальность и Безопасность

Каждая версия Storyboard That имеет другую модель конфиденциальности и безопасности, предназначенную для ожидаемого использования.

Бесплатная версия

Все раскадровки являются общедоступными и могут быть просмотрены и скопированы кем угодно. Они также появятся в результатах поиска Google.

Персональная версия

Автор может оставить публикацию раскадровки общедоступной или пометить ее как «Не внесенные в список». Частные раскадровки можно разделить по ссылке, но в остальном они будут скрыты.

Читайте также  Бреазола в домашних условиях

Образовательное издание

Все раскадровки и изображения являются частными и безопасными. Учителя могут просматривать все раскадровки своих учеников, но студенты могут только просматривать свои собственные. Никто больше не может ничего видеть. Учителя могут отказаться от безопасности, если они хотят разрешить совместное использование.

Бизнес-издание

Все раскадровки являются приватными и безопасными для портала, используя корпоративную безопасность файлов, размещенную Microsoft Azure. Внутри портала все пользователи могут просматривать и копировать все раскадровки. Кроме того, любой раскадровки можно сделать «разделяемым», где частная ссылка на раскадровку может быть разделена снаружи.

Бог музыки в древней греции

Как появилась музыка

Существует ряд гипотез о происхождении музыки – мифического, философского и научного характера.

Процесс формирования музыки отразила античная мифология. Мифы повествуют о греческих богах, которые и сотворили мусикийские искусства, девять Муз, помощниц бога красоты и покровителя музыки Аполлона, равных которому в игре на лире не было.

В Древней Греции возникла легенда о Пане и прекрасной нимфе Сиринге. Бог Пан, имевший козлиный облик, погнавшись за прекрасной нимфой, потерял ее у берега реки и вырезал сладкозвучную свирель из прибрежного тростника, который зазвучал удивительным образом. В этот самый тростник была превращена богами испугавшаяся его прекрасная Сиринга. Другой древнегреческий миф рассказывает об Орфее, прекрасном певце, покорившем злых фурий, которые пропустили его в царство теней Аид. Известно, что своим пением и игрой на лире (кифаре) Орфей мог оживлять камни и деревья. Музыкой и танцем отличались также праздничные свиты бога Диониса.

Выдвинуто несколько научных гипотез происхождения музыки на основе изучения музыки различных народов мира. Одна из них утверждает, что музыка как вид искусства родилась в связи с танцем на основе ритма. Подтверждением этой теории служит музыкальные культуры Африки, Азии и Латинской Америки, в которых доминирующая роль принадлежит телодвижениям, ритму, ударности, и преобладают ударные музыкальные инструменты.

Теория Ч.Дарвина давала возможность предполагать, что музыка появилась как особая форма живой природы, как звуко-интонационное соперничество в любви самцов (кто из них голосистее, кто красивее).

Широкое признание получила “лингвистическая” теория происхождения музыки, связь ее с речью: необходимость выразить торжество или скорбь приводила речь в состояние возбуждения, аффекта и речь начинала звучать.

2. Начало развития музыкальной культуры

Первый исторический этап в развитии европейской музыкальной культуры — музыкальная культура Древней Греции (V век до н.э. – III век н.э.). К сожалению, сейчас судить о развитии и высоком расцвете этой культуры мы можем только по косвенным признакам: ее музыкальные памятники дошли до нашего времени лишь в единичных образцах. Найдено всего одиннадцать музыкальных записей, датируемых указанным периодом. В основном это оды и гимны в нотации того времени.

Музыкальные инструменты и исполнители на них являются героями многих древнегреческих мифов, которые прославляли чудодейственную, магическую силу этого искусства (мифы об Орфее, гомеровский эпос). Изображения музыкальных инструментов обнаружены при археологических раскопках на территории Древней Греции и Рима; упоминания о певцах и музыкантах-виртуозах, играющих на различных инструментах (кифара, тибия, лира, вавилонская волынка, орган, труба, систр и др.) содержатся в литературных документах. Музыка относится к числу постоянных предметов обсуждения в философских и эстетических трактатах того времени: ей уделяется важнейшая роль в системе наук и воспитания; разрабатывается учение о музыкальных ладах, интервалах и т.д. (Пифагор, Платон, Аристотель, Плотин).

Важнейшим свойством культуры Древней Греции является существование музыки в нераздельном единстве с другими видами искусства. Поэты с острова Лесбос сопровождали свое пение игрой на лире (отсюда, кстати, ведет свое происхождение слово “лирика”). Огромное значение имела музыка в античной трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид). Диалоги переходили в напевную речитацию и пение; каждый эпизод завершался хоровым номером – хор, как важнейший участник драмы, комментировал действие. Сам драматург выступал и как поэт, и как музыкант, и как режиссер, и как актер.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector