Бог охоты у греков

Бог охоты у греков

Великий бог охоты — история, особенности и интересные факты

Кто он — великий бог охоты? Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, поскольку у каждого народа это собственное божество.

Охота, наряду с собирательством и рыбной ловлей, — древнейшее занятие людей. Оно гораздо старше земледелия и ремесел, даже древнее войн. Об этом написано в каждом учебнике, справочнике по истории древнего мира. И не существует ни одного народа, предки которого бы не занимались охотой. Нет ни одной древней цивилизации, в верованиях которой не было божества, покровительствующего охотникам.

Каким было самое древнее божество?

На вопрос о том, как выглядели боги и духи охотников в глубочайшей древности, ответить однозначно очень сложно. Во-первых, их было немало, во-вторых, исследователям известно лишь о представлениях людей об этих божествах, а о том, какие в их честь оправлялись обряды, как проходило поклонение, ученые ничего не знают.

Такая специфическая ограниченность обусловлена тем, что знание о внешних представлениях почерпнуты из наскальных рисунков, оставленных первобытными художниками. Одним из наиболее известных древних изображений процесса охоты являются рисунки во французской пещере, называющейся Ле-Труа-Фрер.

Все персонажи рисунков заняты охотой. Одна из изображенных фигур кардинально отличается от остальных, она представляет собой эдакий симбиоз разных зверей и человека.

На рисунке просматриваются черты многих животных – рога, хвост, лапы, клюв, уши и прочее. Все они помещены на человеческую фигуру с характерными анатомическими признаками мужчины. Интересен не только внешний вид этого персонажа, но и его занятие. Если остальные фигуры явно совершают какие-либо действия, то чем занят этот персонаж – не совсем ясно. Создается впечатление, что он просто присутствует на изображении.

Изображение в пещере Ле-Труа-Фрер

Подобные наскальные рисунки встречаются и в других местах. Поэтому вполне можно утверждать, что изображен на них первый бог охоты. История, разумеется, допускает и иные варианты толкования подобных персонажей – главный охотник племени, шаман. Но с тем, что эта фигура выделяется среди остальных, а соответственно, выполняет иные функции и наделена особым смыслом, спорить невозможно.

О каких богах сегодня вспоминают чаще?

Несмотря на то что боги-покровители охоты присутствовали абсолютно в каждой культуре, общеизвестны далеко не все. Многие имена языческих божеств пропали в глубине времен. К примеру, божества, входящие в пантеон мелких народностей, не являются общеизвестными, на страницах учебников истории упоминаний о них нет. Не известны широкой публике и имена богов африканских племен, коренных малочисленных народов обеих Америк, Дальнего Востока.

Когда речь заходит о языческих божествах, в первую очередь вспоминаются те, упоминание о которых присутствует в школьных учебниках истории. То есть о богах, которым поклонялись в крупных древних цивилизациях – греческой, римской, египетской и других.

Самые известные имена богов охоты:

  • Онурис.
  • Артемида.
  • Девана.
  • Улль.
  • Абдал.
  • Апсати.
  • Мишкоатль.
  • Ноденс.
  • Диана.

Эти древние божества обладали схожими функциями, но между ними были и существенные различия, обусловленные специфическими характеристиками территорий, на которых проживали поклоняющиеся им люди.

Онурис

Онурис — египетский бог охоты, один из самых древних в пантеоне. Имен у этого божества достаточно много. Греки называли его Ὄνουρις и проводили аналогию соответствия с титаном Иапету, а также с богом Аресом. Достаточно любопытно, что греческий вариант имени этого египетского покровителя охоты буквально переводится как «ослиный хвост», а также является одним из названий дикорастущего мальвовника. Римляне знали это божество под именами Анхурет, Онхур. Менее распространен был вариант имени Анхара.

Онурис покровительствовал не только охотникам, но и воинам. Согласно египетской мифологии, этот бог был сыном Ра и Хатхор. Ра – верховный бог, воплощающий свет и солнце, а Хатхор – это радость, праздники, танцы, развлечения, счастье. Этот бог охоты считался покровителем древнего города Тиса. Центром же его культа принято считать город Тинис. Изображался покровитель охотников юношей в белой одежде с поднятой вверх рукой.

Развалины египетского храма

Мифов об этом боге немало. Один из них рассказывает о том, как бог-охотник отправился в пустыню и встретил там львицу. Это была сбежавшая из египетских земель Мехит, богиня ветров. Онурис укротил ее и вернул в Египет. Впоследствии они поженились. Основным же мифологическим занятием этого божества, помимо охоты, являлась поддержка Ра в его борьбе с Апопом, а также помощь Гору при противостоянии Сету. Бог охоты у египтян нередко изображался в короне, украшенной четырьмя перьями. Что именно они символизируют, историками не выяснено. По одной из версий, перья соответствуют частям света – востоку, западу, югу и северу.

Девана

Эта богиня покровительствовала славянским охотникам. Матерью Деваны была Дива Подола, а отцом – сам Перун. Соответственно, богиня приходилась Сварогу внучкой. Супругом же ее был Святобор, бог лесов, рощ и отчасти покровитель охотников.

Одним из символов этого божества являлся волк-альбинос. Среди славянских племен бытовало поверье, что если человеку повстречался или же привиделся белый волк, то в эти сутки нельзя охотиться, а следует воздать почести Деване.

Богиня покровительствовала не только людям, занятым охотничьим промыслом, но и всем обитателям лесов. Если человек убивал зверя или птицу не для пропитания или же меха на одежду, то его ждали страшные кары. Согласно мифологическим представлениям, Девана насылала на любителей кровавых забав ядовитых змей, от укуса которых люди погибали в жутких мучениях.

Славяне представляли эту богиню молодой красивой женщиной с зелеными глазами и рыжими, медного оттенка, волосами. Одета она была в наряды из шкур с наличием капюшона в виде головы животного – медведя, лисицы, волка. Согласно поверьям, Девана выходила на охоту в безветренные ночи при полной луне. Люди в это время в леса не входили, дабы не прогневать ее.

Богиня охоты в лесу

Образ богини достаточно противоречив. Согласно легендам, она боролась за верховную власть с самим Сварогом, сражалась с Перуном и заманивала людей в глуши лесных чащ в хижину, откуда отправляла прямиком в загробное царство. Но всем этим Девана промышляла до замужества. После того как, устав от своенравия и коварства дочери, Перун отдал ее Святогору, богиня оставила свои притязания на власть и перестала досаждать забредшим в лесные чащобы людям.

Артемида

Как только речь заходит о том, кто в греческой мифологии бог охоты, практически все люди, не задумываясь, сразу же вспоминают об Артемиде. Эта олимпийская богиня не только покровительствует охотникам и природе, она обладает гораздо более обширными функциями, среди которых:

  • защита юных дев;
  • наслание и исцеление женских болезней;
  • хранение плодородия и целомудрия.

Артемида – близнец Аполлона. Однако, в отличие от своего брата, она предпочитает проявлять активность ночью, проводя время под луной среди равнин, гор, полей и рощ. Поэтому ее культ совмещает многое – луну, кару за бесчестие, плодородие почв, празднества и, разумеется, охоту.

Изображали богиню в короткой тунике, неизменно с луком и стрелами. Ее спутниками могли быть разные животные, включая змей и медведей. Как и ее брат-близнец, Артемида являлась одним из самых древних и почитаемых божеств. А ее храмовый комплекс на западе современной Турции, в древнем Эфесе, был одним из прославленных чудес света.

Это скандинавский бог охоты, покровитель лучников и воплощение зимы. Помимо этого, Улль олицетворял и смерть. Согласно мифам, он принимал участие в Дикой Охоте. Оружием божества был громадный лук, а в качестве щита ему служили ледяные лыжи.

Дикая охота

Жил этот древний суровый бог в священной тисовой долине, в Идалире. Он был покровителем времени, начинавшегося в конце ноября и заканчивавшегося в день, когда солнце входило в созвездие Стрельца. В зимние месяцы Улль замещал Одина. В это время бог укрывал Асгард снегами и льдами.

Бог Улль

Согласно скандинавским мифам, Улль был приемным сыном Тора. Матерью ему приходилась Сив, а его родной отец не упоминается ни в одной из дошедших до наших дней легенд, мифов или же саг. Многие исследователи северного фольклора полагают, что отцом Улля является один из живущих во льдах великанов, упоминающихся в самых древних скандинавских легендах.

Абдал

Этот бог охоты живет на Кавказе. Помимо покровительства тем, кто добывает дичь, он занят защитой туров, диких свиней и коз. Божество изображали по-разному. Абдал мог предстать в образе прекрасного тура или же в виде белого человека.

Как и многие другие боги, он оберегал природу и жестоко наказывал тех, кто охотился сверх нужды. После разделки туш на алтарь Абдала приносились сердца и печень. Кости животных не выбрасывались. Их тоже жертвовали божеству, полагая, что он оживит зверей, дарует им новую жизнь.

Возможность оживлять убитых охотниками животных – уникальная функция, не свойственная большинству богов. Она делает кавказского покровителя охоты уникальным. Кроме этого, люди верили, что Абдал был наделен способностью извлекать детей из материнского чрева. Считалось, что они становились пастухами диких туров.

Апсати

Апсати – еще одно божество с Кавказа. Этот бог покровительствовал как охотникам, так и пастухам. То есть он заботился не только о диких животных, но и о домашних. Это отличает грузинского покровителя охотников от всех остальных богов, имеющих аналогичные функции.

Божество это очень древнее. Историки полагают, что Апсати, изображавшийся в виде мужчины, появился в момент смены матриархального общества патриархатом. То есть он заменил более древнюю богиню Дали, совмещавшую многие функции, помимо покровительства охотникам и животным.

Согласно мифологии, Апсати предстает ее мужем. В некоторых легендах бог считается сыном Дали.

Мишкоатль

Это великий бог охоты у древних племен Месоамерики. Историкам он стал известен в основном благодаря изучению наследия ацтеков. Помимо охоты, бог олицетворял звезды – Полярную, Млечный путь. Воплощал он и тучи, облака. Само имя божества переводится как «Облачный змей».

Мишкоатль – древний бог, которого, согласно легендам, породили Земля и Солнце, вместе с его сестрами и братьями. Изображали это божество с неизменной черной маской на лице в области глаз и общей воинской раскраской в красно-белой гамме.

Этот бог способен менять свои ипостаси. В ряде мифов он представлен как огонь. Различаются и версии его происхождения. Помимо основной, гласящей о рождении от союза Земли и Солнца, в легендах говорится о том, что бог стал потомком Луны и Звезд. Почитался он в 14-й месяц, то есть начиная с 30 октября и заканчивая 18 ноября.

Древняя индейская статуэтка

Именно в этом месяце на жертвенник Мишкоатля приводили женщину и мужчину. Сначала жрецы убивали женщину (одновременно четырьмя различными способами). После ее гибели мужчина демонстрировал собравшимся ее отсеченную голову, и в этот момент жрец вырывал ему сердце.

Ноденс

Это бог охоты древних кельтов. Покровительствовал Ноденс не только охотникам, но и морям, рекам, собакам. Культ Ноденса существовал в Британии и, как предполагают ученые, в Галлии. Согласно легендам, этот бог являлся первым правителем людских племен. Он потерял свою власть, лишившись в одном из сражений руки, но вернул ее после того, как лекарь Кехт исцелил раны, а кузнец Крейдне изготовил протез из серебра. После этого к имени божества присоединился эпитет «Айргетлам», в переводе означающий «серебряная рука». Самое крупное из обнаруженных историками святилищ находится в Глостершире, на территории Лидни-парка.

Кельтская мифология

Любопытна одна из находок, сделанных археологами на месте святилища. Ученые обнаружили табличку с проклятием, повествующую о том, что некий Сильван призывает проклятие на головы тех, кто украл в храме кольцо. Проклятие должно было действовать до тех пор, пока кольцо не вернется в святилище. Ученые полагают, что речь в этой табличке идет о загадочном кольце, обнаруженном в Бейсингстоке, в поместье Вайн, расположенном неподалеку. Именно оно стало прототипом кольца Всевластия из сказки о хоббитах.

Диана

Римская Диана – аналог греческой Артемиды. Это божество луны, охоты и ночи. Она оказывает покровительство целительницам, колдуньям и охотникам, защищает леса и их обитателей. Богиня имеет влияние на Земле, на Небесах и в загробном мире. Она покровительствует тяжело больным и умирающим, терпящим несправедливость, угнетенным и страдающим от обид.

Богиня Диана

Самый известный из храмовых комплексов Дианы располагался в Риме, на холме Авентин. Происхождение и внешний вид богини полностью аналогичны Артемиде. Родителями ее считались Юпитер и Лето. Диана оберегала женское целомудрие и противостояла Венере. Считалось, что она носила зачарованный щит, оберегающий ее от стрел Купидона.

Происхождение греческих богов

Статуя Зевса

В своей поэме «Теогония» («О происхождении богов») Гесиод рассказывает о рождении из Хаоса Геи (земли), Тартара (подземного царства), Эроса (любви), Эреба (мрака) и Ночи. Ночь и Эреб породили Эфир и Демеру (день). Гея сама из себя породила Урана (небо) и вместе с ним сотворила первых божеств: 12 титанов (гиганты с внешностью человека), трех циклопов и трех гекатонхейров (сторуких).

Семейные распри

После того как Уран низверг своего отпрыска в Тартар, Гея убедила одного из титанов, Кроноса, оскопить своего отца и захватить власть. Затем Кронос сочетался браком с Реей, своей сестрой-титанией.

Согласно предсказанию, Кроносу грозила смерть от одного из его детей, поэтому он проглатывал всех младенцев, как только они рождались. Когда родился шестой младенец — Зевс, Рея подменила его камнем, а младенца передала на воспитание нимфам.

Когда Зевс вырос, он бросил вызов титанам и победил их в титаномахии (битве с титанами). Он заставил Кроноса изрыгнуть на свет его братьев и сестер, сбросил Кроноса в Тар-тар и стал царем богов.

Зевс и олимпийские боги

Зевс и олимпийские боги

Двенадцать главных богов греческого пантеона во главе с Зевсом жили на горе Олимп, высочайшей горе на севере Греции. Их называли олимпийскими богами. Еще один могущественный бог, Аид, брат Зевса, правил подземным царством и жил там.

Зевс. Поэт Гесиод назвал его «отцом богов и людей, под громом которого трепещет вся земля».

Гера — богиня брака и семьи, жена и сестра Зевса.

Аполлон — бог музыки, поэзии, медицины, сын Зевса и дочери титана Лето.

Афина — рожденная из головы Зевса, богиня мудрости — воплощала в себе как военную стратегию, так и искусство управления государством.

Гермес — посланец богов, сын Зевса и Майи, малой богини, покровитель дорог и торговли, защитник путешественников.

Посейдон — властелин океанов. Его страшились как бога, насылавшего землетрясения.

Артемида — сестра-близнец Аполлона, богиня-девственница, покровительствующая охоте и помогающая роженицам.

Арес — бог войны, сын Зевса и Геры.

Афродита — богиня любви, браков и родов, богиня, дарующая земле изобилие, жена Гефеста, вышедшая из морской пены.

Гефест — хромой бог-кузнец, сын Зевса и Геры.

Деметра — богиня плодородия и сельского хозяйства.

Гестия — богиня домашнего очага.

Аид — бог подземного царства.

Богиня мудрости

Парфенон

Богиня Афина появилась из головы Зевса в полном боевом облачении, с копьем, шитом и гребнеобразным шлемом на голове, а также с эгидой (нагрудником), на которой изображена голова Медузы — чудовища со змеями вместо волос. Афина стала богиней мудрости, в том числе военной стратегии, хитрости и государственного планирования. Она ассоциируется с ткачеством, кораблестроением, ремеслами и военной стратегией. Афина нередко изображалась в виде совы — символа мудрости.

С возникновением нового города в Аттике Афина и Посейдон затеяли спор, кто из них станет богом-покровителем нового полиса. Афина сотворила оливковое дерево, плоды которого давали масло, необходимое для питания, обогрева, изобрела торговлю — и была провозглашена победительницей. В ее честь новый город назвали Афины.

Аполлон и дельфийский оракул

Храм Аполлона в Дельфах

Дельфийский оракул охранялся Пифоном, женщиной-драконом или змеей. Когда Аполлону было лишь три дня от роду, он убил Пифона, поразив его стрелой из своего лука, после того, как впавший в буйство Пифон стал разрушать окрестности Дельф. Тогда Дельфийский оракул, прежде посвященный Гее и Фемиде, был обращен в прорицалише Аполлона. Чтобы почтить древних богинь, почитавшихся в прошлом,

Аполлон назвал жрицу оракула пифией. Это была девственница, понимавшая слова бога и передававшая их людям, ждавшим от оракула мудрого решения своего вопроса.

Бог вина и веселья

Дионис — бог вина и религиозного экстаза, ему посвятили театр. Сын Зевса и смертной женщины Семелы, он был наречен Дионисом («дважды рожденным»), поскольку Зевс забрал его из утробы матери недоношенным и зашил в свое бедро. Дионис ассоциировался с возрождением через мистерии смерти и любви, а также с плодородием и экстазом (что дословно означает «выходить из себя»), наступающим благодаря расслабляющей силе вина. Поскольку вино нередко подавляет сдерживающие рефлексы, культ Диониса связывался и со свободой от ограничений, что могло приводить к проявлению страстей и безрассудству.

Диониса нередко изображали в окружении сатиров — существ, облик которых наполовину напоминал человеческий, наполовину козлиный. Сатиры предавались веселью и разнузданным оргиям. Женщин, поклонявшихся Дионису, называли менадами или вакханками, в соответствии с его вторым именем — Вакх. Они совершали ритуалы в его честь, облачившись в звериные шкуры и неистово танцуя под аккомпанемент тирсов (жезлов Вакха) и тимпанов (маленьких барабанов).

Богиня охоты

Артемида, сестра-близнец Аполлона, была девственницей, богиней охоты. Она жестоко наказывала всех, посягавших на ее целомудрие. Когда охотник Актеон подсмотрел омовение богини в лесном озере, богиня обратила его в оленя и отдала псам на растерзание. Когда другой охотник, Орион, стал угрожать ей насилием, она наслала на него скорпиона, который умертвил охотника и его собаку. Орион превратился в созвездие, а собака — в звезду Сириус. Юные девы почитали Артемиду в ее храме в Брауроне. Облачившись в медвежьи шкуры, они танцевали. Артемиду также почитали в ритуалах посвящения, совершаемых накануне вступления в брак.

Артемида или диана — богиня или божество охоты, луны и целомудрия в греческом и римском пантеоне Premium векторы

Красивые острова греции

Афины на фоне линии горизонта. греция, афины рисованной иллюстрации. на белом фоне.

Набор греческих границ

Набор греческих границ

Греция. остров санторини. знаменитый вид с голубыми церквями в деревне ия

Греция. остров санторини. знаменитый вид с голубыми церквями в деревне ия

Набор античных амфор. разбитые древние глиняные кувшины вазы. керамический кувшин археологических артефактов.

Набор античных амфор. разбитые древние глиняные кувшины вазы. керамический кувшин археологических артефактов.

Древние греческие границы. греческий римский меандр и волна декоративные бесшовные модели иллюстрации набор

Древние греческие границы. греческий римский меандр и волна декоративные бесшовные модели иллюстрации набор

Декоративная круглая рамка для дизайна в греческом стиле

Декоративная круглая рамка для дизайна в греческом стиле

Древние руины

Женщина в богемном платье сидит на театре древнего города иераполис в памуккале, турция.

Женщина в богемном платье сидит на театре древнего города иераполис в памуккале, турция.

Набор мультяшных греческих богов. древние олимпийские герои, изолированные на синем фоне. иллюстрации шаржа

Набор мультяшных греческих богов. древние олимпийские герои, изолированные на синем фоне. иллюстрации шаржа

Женщина, стоящая на театре древнего города иераполис в памуккале, турция.

Женщина, стоящая на театре древнего города иераполис в памуккале, турция.

Международные спортивные соревнования

Иллюстрация стиля акварели

Иллюстрация стиля акварели

Коллекция канцелярских элементов с флагом греческого дизайна

Коллекция канцелярских элементов с флагом греческого дизайна

Иллюстрация флага греции

Иллюстрация флага греции

Воздушный снимок моря

Воздушный снимок моря

Иллюстрация средиземноморского городского здания стиль акварели

Иллюстрация средиземноморского городского здания стиль акварели

Распечатать

Греция древних богов плоская мультипликационная полоса с посейдоном среди волн, ударяющих море своим трезубцем

Греция древних богов плоская мультипликационная полоса с посейдоном среди волн, ударяющих море своим трезубцем

Низкий угол выстрела из колонн пантеона акрополя в афинах, греция под небом

Низкий угол выстрела из колонн пантеона акрополя в афинах, греция под небом

Добро пожаловать на целевую страницу греции

Добро пожаловать на целевую страницу греции

Путешествия средиземноморскую эгейский традиционную архитектуру

Путешествия средиземноморскую эгейский традиционную архитектуру

Леди держит соломенную шляпу. женщина в бежевом платье с сумкой спускается в море

Леди держит соломенную шляпу. женщина в бежевом платье с сумкой спускается в море

Греция древних богов плоский мультфильм мощного мифологического зевса выдающейся фигурой в пантеоне

Греция древних богов плоский мультфильм мощного мифологического зевса выдающейся фигурой в пантеоне

Флаг греции

Вертикальный снимок с высоким углом белых зданий в санторини, греция

Вертикальный снимок с высоким углом белых зданий в санторини, греция

Добро пожаловать на целевую страницу греции

Добро пожаловать на целевую страницу греции

Красивый снимок цитадели акрополя в афинах, греция

Красивый снимок цитадели акрополя в афинах, греция

Набор старинных цветные эмблемы древней греции

Набор старинных цветные эмблемы древней греции

Оливковая ветвь на рождественской открытке

Оливковая ветвь на рождественской открытке

Греческие колонны дизайн фона

Греческие колонны дизайн фона

Добро пожаловать на целевую страницу греции

Добро пожаловать на целевую страницу греции

Плоский дизайн карты grece инфографики

Плоский дизайн карты grece инфографики

Древнегреческие боги 2 горизонтальных персонажа из мультфильма дионис зевс посейдон афродита аполлон афина

Древнегреческие боги 2 горизонтальных персонажа из мультфильма дионис зевс посейдон афродита аполлон афина

Золотые серебряные и бронзовые лавровые венки в реалистическом стиле как символ спортивных достижений изолированных иллюстрация

Золотые серебряные и бронзовые лавровые венки в реалистическом стиле как символ спортивных достижений изолированных иллюстрация

Иллюстрация средиземноморского городского здания стиль акварели

Иллюстрация средиземноморского городского здания стиль акварели

Набор известных векторов ориентир

Набор известных векторов ориентир

Достопримечательности культуры греции, туристические достопримечательности и кухня изометрическая иллюстрация

Достопримечательности культуры греции, туристические достопримечательности и кухня изометрическая иллюстрация

Старая белая тога на красной изолированной тунике и золотом лавровом венке 3d реалистическом векторе. император римской империи, славный гражданин республики, известный философ одежды, символ триумфа

Старая белая тога на красной изолированной тунике и золотом лавровом венке 3d реалистическом векторе. император римской империи, славный гражданин республики, известный философ одежды, символ триумфа

Онурис — египетский бог охоты

Божество охоты древних египтян
Онурис – греческое имя египетского божества Анхура (Anhur, Inhur, Inhert). Первые свидетельства об Онурисе приходятся на область Абидоса. Первоначально Онурис был местным покровителем охоты и войны расположенного здесь города Тиниса, родного города фараонов Первой династии.

Считался сыном Ра и Хатхор. Охота играла важную роль в жизни древних людей. Древний Египет, разумеется, не был исключением. Поэтому божественный покровитель этого вида деятельности приобретал большую значимость. Эпитеты Oнуриса характеризуют его как полного силы, энергии и отваги. Среди эпитетов – «бык Tиниса», «сильные руки», «высокие перья», «убийца врагов», «властелин копья». Его образ в мифологических сюжетах перекликается со многими другими божественными персоналиями, но особенно с Шу и Гором, аспектами которых он иногда выступает.

Читайте также  Статуя зевса олимпия греция

Онурис - египетский бог охоты часто изображается с веревкой (лассо). Рельеф из храма фараона XIX династии Рамcеса II (ок.1279-1212 гг. до н.э.) в Абидосе.

Онурис — египетский бог охоты часто изображается с веревкой (лассо). Рельеф из храма фараона XIX династии Рамcеса II (ок.1279-1212 гг. до н.э.) в Абидосе. Когда в Египте временно стала господствовать своеобразная «антикрокодильная» идеология (крокодилы были очень почитаемыми животными почти во все периоды древнеегипетской истории), появилось упоминание о большом бое между Онурисом-Шу и злым крокодилом Мага.

Онурис как «хороший воин» призывался для защиты от демонов. В королевских могилах Нового царcтва Сопду и Oнурис выступают в качестве опекунов усопшего фараона в наполненных змеями пустынях загробного подземного мира.

С ним, как божеством охоты, связаны легенды (дошедшие до нас в неполных и отрывочных фрагментах) о том, что он уехал из Египта, чтобы охотится далеко в пустыне. В это же время в облике львицы там находилась своенравная богиня Мехит, убежавшая из Египта. Онурис поймал и приручил грозную львицу, вернул ее в Египет, где она стала его невестой, а потом и женой. Само его имя переводится как «вернувший отдаленную». Первоначально, эта «отдаленная», возможно, была просто персонификацией пустынь Нубии. В этом супружеском союзе у них родился сын — Инмутеф.

Фрагмент рельефа из храма египетского бога охоты в Себеннутосе с его изображением. Время правления Александра IV (317-311 гг. до н.э.) Гранит. Музей Nu Carlsberg Glyptotek, Копенгаген, Дания

Фрагмент рельефа из храма египетского бога охоты в Себеннутосе с его изображением. Время правления Александра IV (317-311 гг. до н.э.) Гранит. Музей Nu Carlsberg Glyptotek, Копенгаген, Дания Позже Мехит была идентифицирована с Хатхор-Тефнут, одной из персонификаций Глаза Ра, убежавшей из Египта после ссоры со своим отцом. В этой версии мифа ее убедили вернуться в Египет и к цивилизации Тот и ее брат, Онурис-Шу. Тексты в храмах греко-римского периода говорят о Шу, как о том, «кто возвратил красивую сестру своему отцу».

В ходе дальнейшего развития мифологического сюжета, Шу и Тефнут могли иногда идентифицироваться с солнцем и луной, а Мехит могла быть персонификацией полной луны. Онурис тогда становится божеством, которое возвращает потерянный лунный Глаз Гора и восстанавливает космический баланс.

Так выглядел покровитель охоты в греко-римский период. Ватиканский музей.

Так выглядел покровитель охоты в греко-римский период. Ватиканский музей. Онурис защищает не только фараона и жителей Египта, он защищает и своего отца (божество солнца Ра) от врагов. Он был одним из тех, кто согласно различным древнеегипетским мифам стоял в передней части барка бога солнца и поражал злобного змея Aпопа своим копьем.

Онурис был также связан с богом войны Монту, поскольку он был покровителем египетской армии и персонификацией солдат фараона. Во время фестиваля, посвященного божеству, египтяне разыгрывали игры-сражения, в ходе которых шлепали друг друга палками. Из-за этих его особенностей (как отважного и сильного бойца, копьеносца, покровителя армии и т.д.) греки идентифицировали Oнуриса с Аресом, своим военным божеством.

На изображениях бог охоты предстает обычно в человеческой (антропоморфной) форме с копьем и веревкой (лассо). Иногда у Онуриса голова сокола (это сразу делает его похожим на Гора). На голове находится головной убор, состоящий из четырех высоких перьев. Культ бога охоты существовал во все периоды древнеегипетской истории и достиг апогея в эпоху Нового царства.

В Последний период центром его культа стал город Себеннутос, расположенный в Дельте, из которого происходили фараоны XXX династии. Фараон Нектэнебо II (360-343 гг. до н.э.) построил здесь (или восстановил) большой храм, посвященный Онурису-Шу. Его назвали «Спасителем», и простые люди полагали, что он был их освободителем от человеческих трудностей.

В греко-римский период имя Онуриса — покровителя охоты, войны и солдат — продолжало оставаться очень популярным в списке египетских богов. Об этом свидетельствует, например, то, что римский император Тиберий был изображен на стенах храмов Египта, носящим корону из четырех перьев – головной убор, принадлежащий Онурису.

Сравнительный анализ

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в обеих мифологиях мир возник из Хаоса — Тьмы, затем появляются свет и тьма, ночь и день, небо и земля, подземный мир. Затем рождаются боги. Но в славянской мифологии боги рождаются от Рода, от его воли творить, любить, ведать. Все боги живут мирно и уходят затем на небо, оставив Землю людям с пожеланием жить по совести и в ладу (то есть в согласии). В греческой мифологии старшие боги постоянно свергают и убивают младших и наоборот, то есть мира и любви здесь нет. Мир появляется после того, как Зевс всех побеждает.

Верховные боги

  • 1. Верховный бог античной мифологии, громовержец.
  • 2. Сын Кроноса бог Зевс-это владыка Олимпа и громовержец.
  • 3. Зевс нейтральный бог. Он поступал хорошо( помогал ), но он убил своего отца.
  • 4. Атрибутами Зевса были гром и молния, щит, лабрис и орёл.
  • 5. Зевс не уступал своего трона никоу.
  • 1. Верховный бог восточных славян, небесный огонь.
  • 2. Сын Рода бог Сварог — это Отец Небесный. Иногда его называли просто Бог. Сварог создал землю.
  • 3. Сварог всегда был светлым богом, помогал людям.
  • 4. Атрибутами Сварога были кузнечные клещи и молот.
  • 5. Со временем Сварог уступил своё верховное положение Даждьбогу.

Богини любви и красоты

  • 1. В древнегреческой мифологии богиня любви и красоты.
  • 2. Афродита, богиня любви и красоты, была самой прекрасной из богинь. Поэты воспевали красоту ее лица и тела, золотой цвет волос и сияющие глаза, мягчайшую нежную кожу, прекрасную грудь.
  • 3. Она была излюбленным объектом скульпторов, изображавших ее нагой или в слегка наброшенной одежде, открывающей ее грациозное чувственное тело, представляют самые знаменитые ее статуи.
  • 1. Славянская богиня любви и красоты.
  • 2. В славянских землях Ладу почитали более, чем где-либо.
  • 3. Сохранились сведения о том, что в дохристианские времена в нижней части Киева, на Подоле, стоял величественный храм Лады. В центре стояла статуя божественно красивой женщины в розовом венке. Ее золотые волосы были украшены речным жемчугом, а длинное русское платье, перехваченное в талии золотым поясом, покрывали драгоценные и сложные орнаментальные вышивки.

Боги подземного царства

Велес — Чернобог, Вий

В древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых. Как бог смерти, Аид был страшным богом, самое имя которого боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами.

Велес — бог волхвов, бог охоты, лесов, животных, богатства, бог царства мёртвых. В нем сочетается темная и светлая сторона. Темная сторона — Чернобог — бог царства мертвых. Вий — в восточнославянской мифологии — дух, несущий смерть. Царь подземного мира (Нави, Преисподней), повелитель мучений. Олицетворение тех страшных наказаний, которые ждут после смерти всех злодеев, воров, предателей, убийц и мерзавцев, иначе говоря всех тех, кто жил неправедно и нарушал законы Яви и Прави. Всех их с нетерпением ждёт справедливый и неподкупный Судья Вий.

Солнечные боги

  • 1. Гелиос — в древнегреческой мифологии бог солнца.
  • 2. Греки же думали, что Гелиос днём едет на золотой колеснице, и от её колёс исходит солнечный свет.
  • 1. Даждьбог — в славянской мифологии бог Солнца, податель тепла и света.
  • 2. Славяне считали, что солнечные лучи — это стрелы Даждьбога.

Боги виноделия

Диомнис — в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог виноделия.

Квасура — в славянской мифологии бог виноделия. Получил тайну приготовления солнечного напитка Сурьи от богини Лады.

Богини утренней зари

  • 1. Эос — в древнегреческой мифологии богиня утренней зари, дочь титана Гипериона и его супруги Тейи, сестра Селены и Гелиоса.
  • 2. Эос предшествует появлению Гелиоса на горизонте. Предупреждая восход солнечной колесницы, она омывает землю росой, и капли ее горят на травах и листьях, как драгоценные камни.

1. Денница (утренница, зарница), в славянской мифологии образ полуденной зари, мать, дочь или сестра солнца, возлюбленная месяца, к которому ее ревнует солнце.

2. Денница предвещает восход солнца, ведет солнце на небо и тает в его ярких лучах.

Боги грома и молний

Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей — удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп.

Его представляли себе немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой. Волосы Бога Грозы уподоблялись грозовой туче — черно-серебряные. Имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает «Тот, кто сильно бьёт», «Разящий». Отчаянно гремит по неровностям туч несущаяся Перунова колесница — вот откуда гром, вот почему он «прокатывается» по небесам.

Покровительницы лесов и охоты

Артемида — в греческой мифологии всегда юная богиня охоты, покровительница всего живого на Земле.

Она вооружена луком, ходит в короткой одежде, ее сопровождает свора собак и любимая лань.

Об ее почитании греками свидетельствуют имя «Артемида» на одной из кносских глиняных табличек и данные о малоазийской богине Артемиде Эфесской, характеризующие ее, как владычицу природы, госпожу зверей. Артемида проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф — своих спутниц и тоже охотниц ,чаще в лунные ночи.

Девана (Зевана, Дзевана), в славянской мифологии богиня охоты, жена бога лесов Святобора.

Девану древние славяне представляли в облике красавицы, одетой в богатую кунью шубу, отороченной белкою; с натянутым луком и стрелами. Зевану почитали охотники и звероловы, моля ее об удаче, а в благодарность приносили в ее святилище часть своей добычи. Именно она посылала удачу охотникам, помогая им побеждать в схватке с медведем или волками. Своим пристрастием охотиться именно в лунные ночи Зевана отчасти напоминает греческую Артемиду, богиню охоты.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector