Бог погоды в греческой мифологии

Бог погоды в греческой мифологии

Мифология Древней Греции

Особенности греческой мифологии. Архаические мифологические представления греков. Формирование олимпийского пантеона. Статус героя в греческой мифологии. Основные категории мифологических образов. Исторические особенности мифологических комплексов.

РубрикаРелигия и мифология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления27.05.2015
Размер файла16,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Мифология Древней Греции

1. Особенности греческой мифологии. Периодизация

греческий мифология образ олимпийский

На протяжении своего развития греческая мифология не отличалась статичностью и однородностью, и на отдельных стадиях возможно проследить существенные различия. Греческая мифология, сформировавшаяся на сказаниях крито-микенской эпохи, имеет несколько периодов в своем развитии:

— древнейший, хтонический, доолимпийский (начинается в глубине веков и заканчивается ко II тыс. до н.э.);

— классический, олимпийский, героический (со II тыс. до н.э. до появления предпосылок классового государства).

В качестве особенностей греческой мифологии необходимо отметить: наличие двух основных категорий мифологических образов — бессмертных богах и смертных людях; как и в др. системах у греков определенную роль в мифологии играют животные; греческая мифология не перенасыщена метафизическим рассуждениями;

в пределах развития сюжета отдельных мифов прослеживаются фрагменты древних представлений; между элементами, составляющими основу мифа, устанавливаются хронологические, смысловые связи, образующие мифологические комплексы; в греческой мифологии существенное значение имеют географические и исторические особенности.

2. Архаические мифологические представления греков

В период архаики в греческой традиции формируется несколько основных космогонических концепций. Одной из наиболее древних являлась пеласгическая (миф о богине всего сущего Эвриноме, восставшей из Хаоса, и великом змее Офионе). В ней отсутствуют еще боги, а только универсальные богини. Причем женщины считались главенствующими. Отцовство еще не признавалось, поэтому причиной зачатия мог признаваться ветер, случайно проглоченное насекомое и т.д.

Следующей является орфическая концепция (Ночь снесла яйцо от Ветра, из которого появляется Эрос и приводит в движение всю Вселенную), которая складывается на основании мистического учения о любви (Эросе).

На основании учений Фалеса, Анаксимандра, Гераклита в «Теогонии» Гесиода представлена философская концепция (из Темноты возникает Хаос, а от их союза Ночь, День, Эреб и Воздух. Ночь с Эребом порождают Рок, Старость, Смерть, Убийства, Сладострастия, Сон, Радось, мойры и геспериды. Воздух и День порождают Гею-Землю, Небо и Море. От союза Воздуха и Геи-Земли возникают Страх, Труд, Гордость и т.д., а также Океан, Метида, титаны, Тартар и эринии. От Земли и Тартара возникают гиганты).

Эта концепция строится как на абстракциях, так и на конкретных персонажах — геспериды (дочери Атланта, охранявшие золотые яблоки), мойры (б. судьбы), эринии (б. мести), титаны (змееногие чудовища, порожденные Геей из капель крови, пролившейся при оскоплении б. неба Урана) и т.д.).

Наибольшее распространение получает олимпийская концепция (из Хаоса возникает мать-Земля, во сне порождает сына Урана, а далее возникают сторукие — Бриарей, Котт и Гиес, киклопы — Бронт, Стероп, Арг). В данной концепции, сформированной на основании олимпийской религиозной системы, отразился процесс завоевания Греции.

3. Формирование олимпийского пантеона

Классическая мифология — это мифология патриархата. В тот период происходила консолидация под эгидой мужчины не только родового коллектива, но также объединение богов под властью одного бога — Зевса. После победы над титанами, Тифоном и гигантами Зевс разделяет власть со своими старшими братьями.

Ему самому достается земля и небо, Посейдону — море, Аиду — подземное царство. Все члены олимпийской семьи наделяются соответствующими функциями, которые направлялись на сохранение установленного Зевсом порядка.

Представляли Зевса в виде величественного мужчины с широкой кучерявой бородой и волнистыми волосами до плеч. Именовали его «громовержец», «отец богов и людей», «гонящий тучи». В античности этимология слова Зевс связывалась с корнями греческих слов жизнь, кипение, орошение. Сначала Зевса считала богам неба, богом погоды — грома и молнии, туч, из которых проливались скорее губительные нежели животворные дожди.

Властителем моря являлся Посейдон, это один из трех (наряду с Зевсом и Аидом) могущественных богов Эллады. Посейдон — это древнее хтоническое божество. Сначала его связывали с землей и изображали в зооморфной ипостаси — в образе быка и коня . Только некоторые из действий Посейдона были полезными для людей: он подарил земли влагу, спас фесалийцев от потопа. Местом поклонения, где находились его храмы и святилища являлась Атлантида.

Аид владел царством мертвых и подземным миром. Он же Плутон (богатый) владел человеческими душами и спрятанными в земле сокровищами. Аид не имел наследником, а жену Персефону ему пришлось выкрасть.

Гера, сестра и жена Зевса, являлась покровительницей брака, семьи, утешительницей вдов. Как верховная олимпийская богиня она имела свой храм или алтарь в каждом городе. В мифах она выступает как сварливая, упрямая и очень ревнивая . В образе Геры выступает также самостоятельность и независимость. Наличие в Гере этих черт подчеркивает ее доолимпийское происхождение.

Деметра, вторая сестра Зевса, являлась богиней земледелия и урожая. Первоначально земля выступала только в образе Геи. С развитием же общества и религии появляется специальная богиня, которая содействовала земной урожайности, а с течением времени стала покровительницей земледелия. Когда власть в древней Греции принадлежала родовой аристократии, Деметра вспоминается редко . Возрастает ее роль в VI-V вв. до н.э., когда подобно культу Диониса почитание Деметры распространяется по всей Элладе. Связывается это с возрастанием в обществе роли земледелия.

Гестия — покровительница домашнего очага, старшая дочь Кроноса и Реи. Гестию почитали также как покровительницу общины и государства. Ее символом был огонь.

Входили в олимпийский пантеон также и дети Зевса — Афина, Аполлон, Артемида, Афродита, Гермес, Арес, Гефест.

4. Статус героя в греческой мифологии

В восприятии эллинов герои — это не просто смертный, который совершает мужественные, героические поступки. Конечно, герой отождествлял и мужество, отвагу, воинскую доблесть, но этого было недостаточно, чтобы иметь славу «равного богам». Герой — это сын или потомок бога и смертного человека, который занимает промежуточное положение между богами и людьми и является посредником между ними. Гесиод в своей поэме «Труды и дни» впервые назвал героев «полубогами». Такими полубогами были сыновья Зевса и смертных женщин

— Персей, Геракл, Полидевк, Минос. В поздней мифологии некоторые герои рожда-лись от браков смертных мужчин с богинями. Так, самый мужественный герой Троянской войны Ахиллес был сыном морской богини Фетиды и фесалийского царя Пелея, а Эней — сыном Афродиты и смертного Анхиса. Царь Аттики Одиссей — сын смертных родителей Лаэрта и Антиклеи, но его прадедом был олимпийский бог Гермес. Высокородное происхождение героя являлось как бы гарантией, что он будет действовать правильно, безошибочно.

Главная функция героя — охранительная. Архаическая мифология наполнена тератологическими персонажами, угрожающими человеческому существованию. И герои брали над ними вверх благодаря либо физической силе (Персей, Белерафонт), интеллекту (Тесей, Эдип, Одиссей), творческому гению (Дедал, Орфей).

В тоже время Геракл, Персей, Тесей являются также культурными героями, так как они боролись за упорядочение миропорядка и тем самым участвовали в процессе творения света.

Греки считали героев эпонимами (греч. eрi — после; onoma — имя) племён и городов. Родоначальником нового человечества являлся Эллин, сын Девкалиона и Пиры, которые единственные остались в живых после потопа. От них происходят все греческие племена и их общее название — эллины. Сыновья Эллина Эол и Дор стали праотцами эалийцев (населявших остров Лесбос и побережье Малой Азии) и дорийцев (остров Крит, Родос, северо-восточную часть полуострова Пелопоннес). Внуки Эллина Ахей и Ион стали праотцами ахейского и ионийского племен, которые после длительных путешествий разместились на Пелопоннесе и Аттике.

Начиная с VII в. до н.э. культ умерших героев переходит на реальных людей. В качестве героев греки начинают обоготворять не только мифологических персонажей, но и своих современников, заслуживших эту великую честь.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

Мифология как форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности. Периоды греческой мифологии: доолимпийский, олимпийский и поздний героизм. Боги и герои в мифологии Древней Греции: Персей, Геракл, Тесей и Орфей.

реферат [57,6 K], добавлен 19.12.2011

Появление и развитие мифологических представлений в Древней Греции. Этапы формирования мифологической системы. Боги и божества: классификация сверхъестественных существ греческой мифологии: космические силы мироздания, пантеон Олимпийских богов.

презентация [1,7 M], добавлен 13.09.2010

Обзор этапов зарождения и развития мифологии Древнего Востока. Отличительные черты египетской, китайской, индийской мифологии. Характеристика мифических героев античного мира: древней Греции, древнего Рима. Древнейшая система мифологических представлений.

реферат [49,5 K], добавлен 02.12.2010

Общая характеристика греческой мифологии, ее источники, сущность и связь с философией. Роль мифов об олимпийских богах. Особенности доолимпийского и олимпийского периодов и ранней классики. Место и значение богов Олимпа. Специфика мифов о героях.

реферат [157,5 K], добавлен 19.05.2011

Возникновение греческой мифологии, стремящейся разгадать грозные и часто непонятные природные явления, познать те таинственные неизвестные силы, которые управляют человеческой жизнью. Рождение мира из хаоса. Боги древней Греции, их характеристика.

презентация [3,7 M], добавлен 02.12.2013

Мировоззрение и историческое развитие русского и английского народов. Своеобразие славянской мифологии на фоне индоевропейской мифологической традиции. Борьба христианства и язычества. Кельтская и скандинавская мифология. Анализ мифологических образов.

дипломная работа [96,3 K], добавлен 22.10.2012

Аид как бог царства мертвых. Царство мертвых в греческой мифологии. Анализ мифа «Похищение Персефоны». Посейдон как бог подводного царства в древнегреческой мифологии, владыка морей и океанов. Фемида как богиня правосудия, дочь бога неба Урана и Геи.

Сочинение на тему Боги и богини индуизма

Индуизм – третья по величине религия в мире с более чем 900 миллионами индуистов во всем мире, индуизм не имеет первоначального основателя и берет свое начало более 4000 лет назад, будучи самой старой религией в мире. Индуизм известен своими богами / богинями, которым поклоняются, есть один Бог, а также миллионы богов, которым следуют индусы, и это сложная концепция для понимания.

Индуизм известен как политеистическая религия, поскольку многобожие – это «вера во многих богов» (Smart, 2017), а монотеизм – это «вера в существование единого Бога или в единство Бога» (Baaren, 2016) Во многих аспектах индуизм может быть монотеистической религией, поскольку Веды говорят только об одном Боге, но со многими разными именами, а разные имена божеств имеют свои собственные личные качества, которые отличают их как единое божество, но все они просто один Бог. Тем не менее, индуизм в основном известен как многобожие религии, потому что есть много ссылок на миллионы богов / богинь в религии.

Существует много разных богов, поскольку существуют аспекты творения »(Даниэлу, 1964). Индусы поклоняются разным типам божеств, что делает их всех отделенными друг от друга, поскольку божества можно классифицировать как разные существа. Сложность индуистского многобожия связана с количеством попыток объяснить универсальные законы и законы природы, из которых, возможно, возникла вселенная (Danielou, 1964). Из-за попыток индусов попытаться объяснить закон вселенной, многие божества были восстановлены и созданы, просто чтобы попытаться получить ответы на вопрос, почему мир существует.

Множество богов / богинь индуизма были созданы и взяты из древних текстов, которые имеют важное значение для индуизма; существуют три основных священных текста, в которых можно описать божества; Веды, Эпосы и Пураны. Именно из этих текстов были созданы различные божества.

Ведические божества были созданы и принадлежали к древнему периоду арайцев, которые были выдающимися в 1700-700 гг. до н.э., и многие божества этого региона были также обнаружены в греческой мифологии, и между двумя Греческие и индуистские божества этого периода. Известно, что можно сказать, что, возможно, оба типа божеств были одними и теми же, только под разными именами, сходства между двумя божествами включают Индру и Зевса; Индра, как известно, является царем небес, и одним из самых известных символов является удар молнии. Индра также связан с погодой, такой как дождь, ветер и штормы.

Зевс известен греческой мифологией также как бог погоды, который может контролировать погодные аспекты, он является видом богов / богинь Олимпа в греческой истории, и аналогично, он имеет молнию в качестве своего символа, включая обоих богов, символизирующих власть и власть. Ведические боги были созданы из-за сочетания идей, которые были принесены в Индию араянами. Известно, что 33 Ведических бога все вместе содержат описания, предназначенные для того, чтобы принести пользу материальному миру для индусов, поэтому они могли поклоняться им и посвятить свою жизнь им, божества были визуализированы как имеющие как животные, так и человеческие формы, в которые они способны трансформироваться.

После того, как арийцы вторглись в Индию, старая ведическая религия претерпела некоторые изменения, которые повлияли бы на божества религии, поскольку произошли перемены, и было известно, что божества обеспокоены тем фактом, что им не поклоняются, и из-за этого, божества изменили свои функции и потеряли свой престиж. (Митчелл, 1982)

Бог погоды в греческой мифологии

Калевала - кузнец Илмаринен кует Сампо

«Он кузнец и первый в мире,

Первый мастер он в искусстве,

Ведь он выковал уж небо,

Крышу воздуха сковал он,

Так что нет следов оковки

И следов клещей не видно»

Сеппо Илмаринен (фин. Seppo Ilmarinen, Ilmerainen) — одно из трёх высших божеств финской мифологии, бог воздуха и погоды, а также герой карело-финского эпоса Калевала. Образ Ильмаринена восходит, вероятно, к финно-угорскому божеству ветра и воздуха (фин. ilma — «воздух»).

Вместе со своим братом Вяйнемёйненом создал огонь на небе, при этом искра упала на землю и послужила на пользу людям. В преданиях он называется кузнецом (Seppä) и воспевается как первый, выковавший из железа орудия. Он же по требованию старухи Лоухи, хозяйки Похъёлы, выковал мельницу сампо, являвшуюся источником счастья и благополучия. Народные песни, посвящённые его подвигам, — Tulen Synty (рождение огня), Rauwan Synty (появление железа).

Ильмаринен упоминается также в эстонском эпосе «Калевипоэг», согласно которому, он вместе с сыновьями выковал меч для главного героя: «Финский старец именитый, опалённый дымом горна, ладно он с тремя сынами правил тайное искусство»

Образ кузнеца Илмаринена (на основе южнокарельских эпических песен и эпоса «Калевала»)

В карельской эпической традиции основными персонажами рун являются преимущественно герои-мужчины: Вяйнямейнен, кузнец Илмаринен (в южнокарельских и приладожских вариантах Илмойллине), молодой Йоукахайни (в южнокарельских и приладожских вариантах Йоугамойни), Куллерво, Иван Лаппалайни, Каукомойни идругие. Среди них особое место занимают Вяйнямейнен и Илмаринен, образы и функции которых в различных этнолокальных традициях несходны друг с другом.

Старый мудрый Вяйнямейнен, шаман и охотник, – основной персонаж большинства севернокарельских рун, среди которых можно назвать такие сюжеты, как «Рождение Вяйнямейнена», «Сотворение мира», «Состязание в пении», «Путешествие в Туонелу», «Состязание в сватовстве», «Игра на кантеле» и другие.

В эпической традиции карелов-ливвиков центральное место принадлежит среднему брату – кузнецу Илмойллинену (Илмаринену), который в песнях строит кузницу, мастерит лодку, создает кантеле, сватает деву Хийтолы. Все действия герой совершает один, лишь в некоторых вариантах может обращаться за помощью к братьям, Вяйнямейнену и Йоугамойнену.

Переход многих функций в южнокарельской эпической традиции от Вяйнямейнена к кузнецу Илмаринену может иметь под собой историческую основу: на севере Карелии, как известно, было сильнее развито рыболовство и охота, тогда как на юге и в Приладожье добывали железную руду, и кузнечное дело было более распространенным ремеслом. Железоделательное производство в течение многих столетий оставалось традиционным занятием южнокарельского населения. В XIV в. Олонецкий погост занимал одно из первых мест в Карелии по количеству продаваемого железа. Из исторических источников известно, что в XVI в. изделия карельских кузнецов, знаменитые «олонецкие» сохи и топоры, получили широкую известность на российском рынке. Таким образом, предположим, что развитие кузнечного ремесла в регионе могло послужить формированию образа кузнеца в эпической традиции карелов-ливвиков как одного из центральных.

С другой стороны, необходимо учитывать и тот факт, что в народном сознании кузнец всегда был необычным человеком и занимал особое место в обществе. Профессия кузнеца была одной из древних и чрезвычайно важных в деревне. Несмотря на утилитарный характер, кузнечное ремесло в народном сознании было овеяно тайнами и наделялось совершенно необычными свойствами. Издавна считали, что ведовство у кузнеца является составной частью его ремесла. Так, например, в русской сказке он перековывает старого на молодого, кует брачные узы или судьбу людям в заговорах и песнях, изображается в роли «знающего» человека в мифологических рассказах. Подобное отношение к кузнечному мастерству сложилось в древние времена и объясняется тем, что оно воспринималось как высшее умение, искусство, связанное с преобразованием такого материала, как железо.

В мифологических представлениях обработка железа и создание оформленных предметов из него наряду с некоторыми технологическими процессами в других областях человеческой деятельности – типа выпекания хлеба, тканья полотна, изготовления горшков – соотносится с актом творения мира и преобразования его из хаотического состояния в космическое, т. е. упорядоченное.

Прослеживая карельскую эпическую традицию, замечаем, что кузнечным ремеслом Илмаринен стал заниматься сравнительно поздно. Первоначально, как показывают исследования, он был языческим божеством, этот образ восходит к древнему общему финно-угорскому божеству неба, ветра, воздуха. Этимология слова Илмойллине (Илмаринен) берет начало от слова «илма», что в переводе означает воздух, небо, погода. По поверьям лапландцев, Илмар – это бог воздуха и огня, который мог нагнать бурю и плохую погоду.

Во времена язычества Илмойллине (Илмаринен) был богом неба и являлся одним из древних богов наших предков. Но позже он уже не бог неба и вообще не бог, а полубог, как Вяйнямейнен. Протестантский епископ Микаэл Агрикола, собравший в 1551г. сохранившиеся сведения о языческом пантеоне финнов, относит Илмойллина (Илмаринена) к языческим богам народности Хяме. Упоминание этого имени можно найти и в заговорах, и в молитвах моряков, считалось, что от этого богазависела погода, в том числе удачное путешествие.

Илмойллине (Илмаринен) в карельских эпических песнях изображен как кузнец, «кователь небесного железа» (Ilmoin raudojen tagoju), что сближает его с небесными кузнецами других мифологий.

В мифах коми встречается бог Ен, который сотворил мир, небо. Имя Ена в переводе и означает «бог», «небо», оно близко к именам других небесных богов, в том числе удмуртского Инмара. Инмар, по удмуртской мифологии, – верховный бог, небесный бог, творец всего хорошего в мире.

В греческой мифологии есть также образ кузнеца – это Гефест, который выковал себе золотых дев, подобных живым. В германской мифологии – это Волунд, в балтийской – Калевиас, в славянской – Сварог, у кельтов – Гобан.

Появление мифологических героев-кузнецов в международной традиции не может быть случайным. По всей видимости, добыча и переработка железной руды были действительно большим техническим рывком, который послужил возникновению новых мифологических верований. Раньше орудия труда и оружие изготовляли в основном из камней и костей, утомительно затачивая и выдалбливая. Кузнец же мог изготовить различные предметы неким таинственным способом, под воздействием большой температуры, отливая и выковывая. Таким образом, обработка металла осмыслялась как мифологическое действие, а новым мифологическим героем железного века стал кузнец, который владел этим мастерством. Благодаря этому кузнец в крестьянском сознании наделялся необычайной силой. Предполагалось, что он владеет магическими знаниями, недоступными простому человеку.

Следует обратить внимание также и на то, что кузнец обрабатывал железо – один из металлов, который в традиционной культуре издревле обладал не только положительными свойствами, но и высоким сакральным статусом. Этот материал являлся одним из универсальных оберегов, что объясняется его прочностью, твердостью, долговечностью, связью с огнем. Железные предметы часто применяли в качестве оберега людей, находящихся в переходных лиминальных состояниях: беременных, рожениц, новорожденных, молодых на свадьбе.

В карельской традиции металлическим предметам также приписывали необычайную силу. Археологами обнаружены многочисленные женские украшения: фибулы, бусы различных форм с бубенчиками и лапками водоплавающих птиц, при движении человека они издавали звуки, которые, по поверьям, отгоняли нечистую силу. Железные предметы использовали в качестве оберега невесты на свадьбе: к подолу платья, к примеру, прикалывали булавки.

Колдуны во время Святок при гадании молодежи очерчивали железным предметом круг, тем самым отгоняя нечистую силу. В лечебной магии колдун-тиедойниекку (tiedoiniekku) также использовал изделия из железа, например, нож являлся основным атрибутом борьбы с болезнью.

Читайте также  Сколько аэропортов в афинах

В дальнейшем, когда обработка железа получила распространение, мастера-кузнецы могли изготовлять из него практически все: от оружия до украшений, а в некоторых карельских, а также ингерманландских рунах кузнец, не сумев завоевать жену, выковывает себе ее сам. В данном случае мифическое начало уже уступает техническому мастерству героя-кузнеца.

Элиас Леннрот, создавая «Калевалу», изображает Илмаринена в качестве одного из основных персонажей повествования. Это помощник Вяйнямейнена, искусный мастер, выковавший небосвод и мельницу Сампо, сватающий деву Похьелы. Анализ текстов эпических песен и «Калевалы» показывает, что образ и функции кузнеца в беломорской эпической традиции и своде в большинстве своем совпадают.

Если говорить о «Калевале», то в ней образ кузнеца Илмаринена становится более значимым по сравнению с тем, как он представлен в эпической традиции Беломорской Карелии. Э. Леннрот связал основную сюжетную коллизию с именем и деяниями Илмаринена, который является непременным участником таких мотивов, как «Выковывание золотой девы», «Рождение железа», «Состязание в сватовстве», «Поход за Сампо», «Изготовление кантеле».

По мнению финского исследователя А. Турунена, Илмаринен, становясь основным действующим лицом рун о сватовстве в «Калевале», приобретает некие человеческие качества и отдаляется тем самым от образа бога, выковывающего небосвод. В этой связи южнокарельский образ кузнеца, на наш взгляд, наиболее близок к «калевальскому», где Илмойллине (Илмаринен) представлен как творец первопредметов, искусный мастер-кузнец, обладающий некой магической силой, основной персонаж рун о сватовстве.

В южнокарельской традиции во многих сюжетах кузнец Илмойллине (Илмаринен), как мы уже отмечали выше, выходит на первый план, вытесняя или заменяя Вяйнямейнена и во многих случаях выполняя его функции.

В олонецких вариантах нет описания выковывания небосвода, но используемая в песнях постоянная характеристика кузнеца как мастера, «кующего небесное железо, раздувающего небесные угли» (ilmoin raudoin tagoju, ilmoin hiilen hiiluttaju), дает возможность предположить, что такой мотив некогда был.

Кузнец становится центральным персонажем самого распространенного в Олонецкой Карелии сюжета о сватовстве: Илмойллине едет в далекую мифическую Хийтолу за красивой Катериной: Lahtiseppo Ilmoilline // Kaunistu koziččemah, // Katerinua sulhaistamah – Отправился кузнец Ильмойллине // За красавицу свататься // В женихи к Катерине.

Во многих вариантах кузнец наряду с Вяйнямейненом является творцом первопредметов: в песнях Илмойллине (Илмаринен) строит кузницу: Loadibo seppo vaččah pajan, // Polven pani alužimekse, // Kulakan vazarakse, // Sormišuarat piihtysekse – Сделал кузнец в утробе кузницу, // Коленку – наковальней,// Кулак – молотом, // Пальцы – клещами.

В отдельных вариантах он также мастерит лодку: Oli moa_seppa, // Vesti laijat kalliolla – Был земной кузнец, // Смастерил он борта на скале.

Илмойллине (Илмаринен) наравне с Вяйнямейненом может изготовить и кантеле. Vallan seppo venosessa // Tegi luista kandeletta, // Viizin rormin soittamah – Всемогущий кузнец в лодке // Сделал из костей кантеле, // Чтобы пятью пальцами играть.

В эпических песнях, принадлежащих к южнокарельской этнолокальной традиции, Илмойллине (Илмаринен) представлен как искусный мастер кузнец, способный изготовить из железа различные предметы. Так, к примеру, Илмойллине (Илмаринен) может выковать нож: Luadii veiččuon on vaččassa – Сделал нож в утробе.

В других вариантах кузнец чинит девушке ушат (kohendelen korvajoizen) или выковывает ей украшение: крест на шею (ristan rinnal tavon).

Казалось бы, южнокарельский кузнец выполняет те же действия, что севернокарельский Вяйнямейнен или Вяйнямейнен из «Калевалы», но следует обратить внимание на используемые в рассматриваемых мотивах глаголы: в южнокарельской традиции кузнец смастерил, сделал – luadi, tegi в отличие от севернокарельских вариантов, где Вяйнямейнен делает предметы с помощью магии слова, т. е. герой «наговорил» – tiijol teki.

Наряду с кузнечным мастерством Илмойллине (Илмаринен) в южнокарельской эпической традиции обладает и некоторыми магическими способностями. Так, в сюжете о сватовстве в Хийтоле герой при выполнении трудных брачных испытаний вызывает при помощи заговора небесный град:

Ukko, yline jumala, О ты, Укко, бог всевышний,

Pienien pilvien piettelii, Тучи останавливающий,

Hatakkoizien halliččii! Облака раскалывающий!

Laskes rauduragehii Напусти железный град

Harmaan havvin hard’ejil, – Серой щуке на спину

Hevon paidy pienembii, Градинами поменьше лошадиной головы,

Kanan d’aiččie kargembii! А куриных яиц крупнее!

В указанном сюжете при помощи магии слова кузнец может напеть в море остров, с растущими на нем огромными дубами: Lauloi seppo sinisen suaren // Sinisel suarel sitkiet tammet – Напел кузнец синий остров, // На синем острове огромные дубы.

Магические способности проявляются у кузнеца в мотиве посещения «огненной бани»: прежде чем париться в ней Илмойллине заговорами остужает ее: Menoy seppo kylyo kylbemah, // Puhuu kylyn vilukse – Идет кузнец в баню париться, // Наговорами тушит банный жар.

Таким образом, в южнокарельской этнолокальной традиции кузнец выходит на первый план, становясь основным героем песен на различные сюжеты, вокруг него разворачиваются все события, и на его образе сказитель сосредотачивает внимание слушателей.

Герой эпоса «Калевала» — кузнец Илмаринен в изображении художников

Славянские двойники олимпийских богов

Чрезвычайно почитаемым древнеславянским божеством был Велес. Летопись говорит, что его идол стоял в Ростове Великом. Велес считался «скотьим богом», оберегателем домашнего стада (и, по-видимому, шире – богатства как такового, т.к. слово «скот» означало в том числе и «богатство», «деньги»). Кроме того, он покровительствовал поэзии. В «Слове о полку Игореве» древнерусский певец Боян назван «Велесовым внуком».

В древней Греции функции Велеса выполнял Аполлон, который, как известно, был богом искусства и в то же время пас стада у царя Адмета. Поразительное сходство занятий!

Другой пример. В греческих мифах рассказывается о том, как Зевс однажды сошел на красавицу Данаю в виде золотого дождя, после чего та зачала и родила героя Персея – «человека дождя» в полном смысле слова. У Рембрандта есть замечательная картина на эту тему (висит в Эрмитаже).

Теперь обратимся к преданиям древних славян. Здесь мы встречаем небесное божество по имени Род. Об этом персонаже утверждается, что он посылает на землю дождь и от этого дождя рождаются дети:

«…Род, седя на воздусе мечет на землю груды (т.е. капли дождя) и в том ражаются дети. » («О вдуновении духа в человека»).

Так что, милые девушки, осторожнее в дождливую погоду!

Геродот в одном месте своей «Истории» упоминает о неких жертвенных дарах, завернутых в пшеничную солому, которые «гипербореи», жители севера, посылали на Делос – остров, где, согласно мифам, родились Аполлон и Артемида. Эти дары делосцам доставляли адриатические венеты, принимавшие их, в свою очередь, от «скифов», обитателей задунайских земель. Археологически они идентифицируются с населением так называемой лужицкой культуры, в рамках которой во времена античности сформировался славянский этнос.

Известия Геродота дают основание считать, что к V в. до н. э. наметилось некоторое соответствие славянского (лужицкого) и греческого пантеонов. В «Эклогах» Гимерия (310 — ? гг.) есть рассказ о том, как Аполлон летал к «гипербореям» на запряженной лебедями колеснице и вернулся, «когда было лето, даже самая середина лета». Абсолютно точным пластическим воспроизведением этого мифа выглядят статуэтки или скорее скульптурные группы, во множестве встречающиеся на территории лужицкой культуры: мужская фигура с солнечной короной над головой стоит на повозке, запряженной какими-то водоплавающими птицами.

От античных авторов хорошо известен также древний афинский обычай человеческих жертвоприношений – сожжение мужчины и женщины в честь Аполлона, которое совершалось как раз в середине лета, в день летнего солнцестояния, когда по древнегреческому календарю (шестой день месяца таргелиона) начинался год. Эти верования и обычаи древних греков имеют параллели на лужицком археологическом материале: останки сожженных людей, обнаруженные в местах летних солнечных празднеств, возможно, соответствующих афинскому празднеству шестого дня месяца таргелиона.

Что касается Артемиды, то благоговейные чувства, питаемые к богине-охотнице со стороны лужицких «гипербореев», могли произрастать на почве древнейшего охотничьего культа медведя, широко распространенного на территории лужицкой культуры. В греческой мифологии медведица была одним из священных животных Артемиды: жрецы этой богини исполняли ритуальные пляски в медвежьих шкурах.

Синоптики спрогнозировали первые звоночки осени

Синоптики рассказали о погоде наступившей недели. Она будет переменчивой. На смену теплу во Владимирскую область придет похолодание. Это первые звоночки осени.

Лето не сдается

В начале и конце недели, судя по данным погодных пабликов, во Владимирской области еще будет довольно тепло. Днем воздух прогреется до +21…+24 градусов. Лето не сдает позиции и борется с грядущей осенью. При этом в середине недели в регионе похолодает – в среднем на 4-6 градусов. Особенно это почувствуется в ночные часы. Столбик термометров будет опускаться до +8 градусов. После таких ночей утром будет ощущаться скорее осенняя погода.

Наступившая неделя ознаменуется первым звоночком от грядущей осени. В атмосфере сформируется северной поток и скажется дыхание борея (в древнегреческой мифологии Борей – бог северного ветра), холодного северного ветра, — сообщает центр погоды «Фобос».

В течение недели обойдется без существенных осадков. Самым дождливым днем, судя по прогнозам, станет четверг.

Дождливая погода возвращается

Дожди прогнозируются в четверг

Климатическая норма

При этом научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд отмечает, что температура воздуха на этой неделе в регионах ЦФО будет близка к климатической норме. Просто мы уже слишком избалованы аномальным теплом, поэтому такое завершение августа напоминает нам о наступающей осени.

Сейчас более прохладная погода, но температура близка к норме. Она кажется холодной, кажется, что наступила осень, но ничего подобного. Пока идет совершенно нормальное лето, осень не наступила. Более того, к выходным существует вероятность повышения температуры до 25 градусов в Москве. Такая ситуация актуальна для всего Центрального федерального округа, — сообщил ТАСС Роман Вильфанд.

Действительно, нынешнее лето подарило нам много тепла и солнца. Все без исключения месяцы оказались теплее положенного.

На пляже на Семязино многолюдно

Вода в водоемах существенно остыла

А вот купаться в водоемах в этом году уже не рекомендуется. Вода существенно остыла. По словам научного руководителя Гидрометцентра России Романа Вильфанда, возможный всплеск тепла в конце рабочей недели не сможет реанимировать купальный сезон, так как вода будет теперь активнее охлаждаться из-за низких температур ночью.

Что такое купальный сезон, четкого определения нет. Но я его ассоциирую с рекомендацией врачей, которые говорят, что дети чувствуют себя комфортно в воде, когда температура 22 градуса и выше, поэтому можно говорить, что купальный сезон закончился, — рассказал ТАСС синоптик.

По предварительным прогнозам синоптиков, предстоящий сентябрь не обещает никаких погодных аномалий и в целом окажется достаточно спокойным почти во всех регионах страны. Первый месяц осени будет соответствовать температурной норме.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector