Бог покровитель искусства в древней греции

Бог покровитель искусства в древней греции

Древнегреческая мифология: Аполлон – Бог наук и искусств

Продолжая начатую тему древнегреческой мифологии, наш сегодняшний персонаж – златокудрый бог Аполлон. Огромное количество мифов, существовавших об Аполлоне, и короткий формат блога вряд ли позволят нам глубоко покопаться в его многообразной личности, поэтому мы постараемся дать как можно более общее представление.

Обязанности

В Древнегреческой мифологии круг обязанностей Аполлона весьма широк. Он — бог света, охранитель стад, покровитель наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз.

Также к сфере его обязанностей относились предсказания будущего, очищение людей, совершавших убийство, покровительство над дорогами, путниками и мореходами

Внешность

Молодой мужчина с вьющимися золотыми волосами

Символы и Атрибуты

Солнце – само по себе, лира, лук с золотыми стрелами и колесница, на которой он путешествует по небу

Сила: Изобретательный и привлекательный, владеющий многими искусствами

Слабости: Как и его отец Зевс, Аполлон падок на женскую красоту, как смертных женщин, так и богинь. Однако в отличие от своего более удачливого отца, на любовном поприще он знавал и многочисленные поражения.

Родители

Верховный бог Зевс и богиня Латона. Внук титанов Кея и Фебы. У Аполлона также была сестра-близнец Артемида

Место рождения

Наиболее распространенной является версия, что местом рождения Аполлона и Артемиды был остров Делос, однако встречаются источники, называющие и другое место – островок, в настоящее время называемый Паксимадья – неподалеку от побережья Крита.

Несмотря на достаточно длинный шлейф взаимоотношений и детей, Аполлон так и не был женат.

Из наиболее известных его возлюбленных стоит отметить Кассандру, которую он одарил даром прорицаний, Дафну – в конечном счете превращенную в Лавровое дерево и Каллиопу, которая родила ему сына – Орфея.

Аполлон имел весьма многочисленное потомство, однако наиболее известные из его детей – певец и музыкант Орфей, а также бог медицины и врачевания Асклепий

Главные храмы

Наиболее известное святилище Аполлона, а по совместительству и главный оракул древней Греции, был расположен в Дельфах.

Храм Аполлона в Дельфах

Наиболее известное святилище Аполлона находилось в Дельфах

Помимо этого значительным культовым местом, посвященным Богу, считалось святилище на Делосе. В Храме Аполлона на острове долгое время хранилась казна Делосского Союза, направленного против Персов.

В настоящее время достаточно хорошо сохранились святилище в Дельфах, Храмы в Бассах (на Пелопоннесе) и Коринфе.

Основные мифы

Жена Зевса Гера, разгневанная на Лету за связь с Зевсом, запретила ей ступать на твердую землю. Однако Лета нашла убежище на острове Делос, где родились Аполлон и Артемида – богиня охоты и дикой природы.

Растить юного Аполлона помогала Фемида, кормившая бога нектаром и амброзией. Свои стрелы Аполлон получил в подарок от Гефеста.

Также Бог принимал живое участие в битве Богов с Титанами. В Троянской войне он помогал противникам ахейцев. По преданию неприступные стены Трои были построены им и Посейдоном.

Кроссворд на тему искусство древней Греции

Мифология Древней Греции. Древнегреческие боги искусства, войны, победы, целители и прорицатели, покровители пастухов и путников, торговли и прибыли, царства мертвых. Мифические герои, оставившие свой яркий след в истории.

РубрикаКультура и искусство
Видтворческая работа
Языкрусский
Дата добавления20.10.2008
Размер файла1,1 M

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Верховный бог в греческой мифологии, низвергнув Тартар своего отца титана.

2. Титан, сын Урана и Геи, оскопив отца по наущению матери, стал верховным богом. Боясь, что сын низвергнет его, глотал всех детей, которых рожала ему жена и сестра Рея.

3. Сторукие и пятидесятиголовые великаны, с помощью которых олимпийские боги одержали победу над титанами.

4. В греческой мифологии мудрая океанида, первая жена Зевса.

5. Богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремёсел.

6. Бог-целитель и прорицатель, покровитель искусств.

7. Вестник олимпийских богов, покровитель пастухов и путников, бог торговли и прибыли. Родился в Аркадии в пещере горы Киллены.

8. В греческой мифологии бог подземного мира и царства мертвых.

9. Богиня любви и красоты, возникшая из морской пены.

10. Герой, наделенный необычной силой, совершивший много подвигов, освободил Прометея, победил Антея, сражался с кентаврами.

Подобные документы

Роль театра в культуре Древней Греции. Эпическая поэзия Гомера как важнейшая часть культуры Древней Греции. Место литературы в культуре Древней Греции. Трактовка трагедии как триумфа-катастрофы, как внутренней победы героя и внешнего торжества судьбы.

реферат [43,7 K], добавлен 10.12.2012

Характеристика эпохи архаики в истории Древней Греции. Обзор эллинского зодчества в этот древнейший период. Архитектура культовых сооружений Метрополии. Специфика устройства зданий в Восточной Греции. Скульптура архаического периода древней Греции.

курсовая работа [2,7 M], добавлен 02.01.2014

Периоды истории Древней Греции, ее культурное наследие (произведения изобразительного искусства, скульптуры, памятники зодчества). Особенности художественной культуры и искусства Древнего Рима. Сходство и различие архитектурных стилей античных государств.

реферат [24,7 K], добавлен 03.05.2013

Основные черты и моменты развития древнегреческой культуры, её элементов. Развитие древнегреческой цивилизации как земледельческой. Появление своеобразных форм демократического управления в развитых центрах Древней Греции. Мифология и история Греции.

реферат [27,1 K], добавлен 06.12.2008

Характеристика и отличительные черты культуры Древней Греции, ее этапы формирования. Боги древних греков. Источники возникновения мифов и легенд, яркие представители литературы и искусства. Памятники архитектуры и скульптуры, история их создания.

реферат [42,6 K], добавлен 20.12.2009

Периоды истории Древней Греции, их характеристика. Идеология, система ценностей римских граждан. Основное сходство древнеримской и древнегреческой цивилизаций. Этапы формирования древней культуры, ее значение. Своеобразие советской культуры 20-х годов.

контрольная работа [31,3 K], добавлен 22.02.2009

Боги Древней Греции: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Апполон, Аид, Арес. Герои: Ахилл, Геракл, Ясон. Изображение богов и героев Древней Греции в литературе и скульптуре. Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами. Главные произведения пергамской школы.

Бог покровитель искусства в древней греции

9.2.Своеобразие и ведущие виды греческой культуры
(мифология, религия, философия, искусство, наука)

Мифологическое мышление определяется единством духовного и природного, отсюда его основа — закон тождества. Мифическое сознание в своем развитии проходит по крайней мере две стадии: для первой характерно полное тождество духовного и природного, для второй — разрушение этого тождества, связанное с выделением человеческого из природного окружения.

Единство природного мира выражается на начальной ступени мифического мышления в отсутствии четкой дифференциации между живым и неживым. Именно эта ассоциация названных представлений и определяет собой основополагающий для мифического сознания принцип анимизма. Полное тождество живого и мертвого на ранней стадии мифического сознания приводит к представлению о вечности мира. Ничто не исчезает бесследно. Смерть — лишь возврат к исходному положению. Смерть — та же жизнь, но в ином обличий. Поэтому многие мифы отразили представления о перевоплощениях, основной Причиной которых является стремление заменить по функции неживой предмет.

Миф рождается стихией самой первобытной жизни, обоснованной через самое себя. Мифология всегда играла в культуре античности огромную роль. Ее понимание менялось, она по-разному трактовалась, но все же оставалась проявлением античного мировоззрения.

Греческая мифология существовала в далеких тысячелетиях до новой эры и закончила свое развитие с концом общинно-родового строя. Она существенно отличается от ранних форм устного народного творчества, где всегда ощущается стремление к фантазии и поучению. В мифе живут особой жизнью и природа, и сами общественные формы, переработанные художественным образом, наделенные эстетической направленностью, отражающие мифологическую картину всего космоса, богов, героев, которая принимает законченно-систематический вид. В греческих мифах действуют боги, герои (потомки богов и смертных), гиганты (мифологические чудовища), обычные земные люди, персонифицированные образы судьбы (Мойра), мудрости (Мать-Земля), времени (Кронос), добра, радости (Грации) и т. д., определяются стихии (огонь, вода, воздух) и духи стихии (Океаниды, Гарпии, Нимфы, Нереиды, Дриады, Сирены), подземное и надземное царства (Олимп и Тартар). Греческая мифология — это красота героических подвигов, поэтическое определение мирового порядка, Космоса, его внутренняя жизнь, описание мироустройства, сложных взаимоотношений, освоение духовного опыта.

Религия античной Греции имеет две главные характеристики:

Политеизм(многобожие). При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных. Пантеон общегреческих богов сложился в эпоху классики.

Каждое божество в греческом пантеоне выполняло строго определенные функции:
Зевс — главный бог, властитель неба, громовержец, олицетворял силу и власть.
Гера — жена Зевса, богиня брака, покровительница семьи.
Посейдон — бог моря, брат Зевса.
Афина — богиня мудрости, справедливой войны.
Афродита — богиня любви и красоты, рожденная из морской пены.
Арес — бог войны.
Артемида — богиня охоты.
Аполлон — бог солнечного света, светлого начала, покровитель искусств.
Гермес — бог красноречия, торговли и воровства, вестник богов, проводник душ умерших в царство Аида — бога подземного царства.
Гефест — бог огня, покровитель ремесленников и особенно кузнецов.
Деметра — богиня плодородия, покровительница земледелия.
Гестия — богиня домашнего очага.

Древнегреческие боги жили на заснеженной горе Олимп.

Кроме богов существовал культ героев — полубожеств, родившихся от брака богов и смертных. Гермес, Тезей, Ясон, Орфей являются героями многих древнегреческих поэм и мифов.

Второй особенностью древнегреческой религии является антропоморфизм — человекоподобие богов.

Что древние греки понимали под божеством? Абсолют. Космос — абсолютное божество, а античные боги — это те идеи, которые воплощаются в космосе, это законы природы, которые им управляют. Поэтому все достоинства и все недостатки природы и человеческой жизни отражаются в богах. Древнегреческие боги имеют облик человека, похожи на него не только внешне, но в поведении: они имеют жен и мужей, вступают во взаимоотношения, подобные человеческим, имеют детей, влюбляются, ревнуют, мстят, т. е. обладают теми же достоинствами и недостатками, что и смертные Можно сказать, что боги — это абсолютизированные люди. Эта черта очень повлияла на весь характер древнегреческой цивилизации, определила главную ее черту — гуманизм.

Античная культура вырастает на основе пантеизма древнегреческой религии, который возникает как результат чувственного понимания космоса: идеальные боги являются только обобщением соответствующих областей природы, как разумной, так и неразумной. Это судьба, осознанная как необходимость, и выйти за ее пределы нельзя. Из этого можно сделать вывод, что античная культура развивается под знаком фатализма, который античный человек преодолевает с легкостью, борясь с судьбой, как герой. В этом — смысл жизни. Поэтому культ героя особенно характерен для древнегреческой культуры. В античности присутствует удивительный синтез фатализма и героизма, вытекающий из особого понимания свободы. Свобода поступка порождает героизм. Пантеизм и культ героев наиболее ярко выражены в древнегреческой мифологии.

О сновные характеристики искусства Древней Греции: гармония, уравновешенность, упорядоченность, успокоенность, красота форм, пропорциональность. Оно глубоко гуманистично, ибо рассматривает человека как «центр Вселенной и меру всех вещей». Искусство носит идеалистический характер, так как представляет человека в его физическом и моральном совершенстве. Главная цель древнегреческого искусства — эстетическое наслаждение.

Трехмерность, пластика, скульптурность греческого искусства была отражением целостной и гармоничной модели мира и соответствующего ей целостного бытия греков. В греческом мире индивид идеально вписывался в полис, а полисная структура в космос. Соответственно, в греческой модели мира космос, несмотря на свою величественность, был понятен и доступен. Боги в такой модели мира были хоть и высшими существами, но вполне доступными для общения. Более того, боги даже обладали понятными для человека слабостями. Человек был уверен, что похож на богов, и с этим связывалась идея свободного владения пространством и временем, воплотившаяся в греческом искусстве.

В античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись.

Знания имели практический смысл, они создали почву для искусства-мастерства — «техне», но они приобретали и значимость теории, знания ради знания, знания ради истины

Греческая философия не может быть понята без эстетики — теории красоты и гармонии.

Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного знания. Зачатки многих наук еще не отпочковались в самостоятельные отрасли от единого древа человеческого познания.

Идея красоты мира проходит через всю античную эстетику. В мировоззрении древнегреческих натурфилософов нет ни тени сомнения в объективном существовании мира и реальности его красоты. Для первых натурфилософов прекрасное — это всеобщая гармония и красота Вселенной. В их учении эстетическое и космологическое выступают в единстве. Вселенная для древнегреческих натурфилософов — космос (Вселенная, мир, гармония, украшение, красота, .наряд, порядок). Во всеобщую картину мира включается представление о его гармонии, красоте. Поэтому сначала все науки в Древней Греции были объединены в одну — космологию.

В отличие от древних египтян, развивающих науки в практическом аспекте, древние греки отдавали предпочтение теории.

Философия и философские подходы к решению любой научной проблемы лежат в основе древнегреческой науки. Поэтому выделить ученых, занимавшихся «чистыми» научными проблемами, нельзя. В Древней Греции все ученые были философами, мыслителями и обладали знанием основных философских категорий.

Величайшими философами Древней Греции являются: Сократ, Платон и Аристотель. Сократ — один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип — «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание — путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы иузнали о Сократе. Так, из сочинений Платона «Диалоги с Сократом» мир узнал о существовании легендарной Атлантиды.

Учение Платона — первая классическая форма объективного идеализма. Идеи (среди них высшая — идея блага) — вечные и неизменные прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи — подобие и отражение идей. Эти положения изложены в сочинениях Платона «Пир», «Федр», «Государство» и др. В диалогах Платона мы находим многогранную характеристику прекрасного. При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична. Рациональна в его учении мысль о специфичности эстетического переживания.

Ученик Платона — Аристотель, был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, лотки, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели). Основные области его интересов — человек, этика, политика, искусство. Аристотель — автор книг «Метафизика», «Физика», «О душе», «Поэтика». В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия — свойства прекрасного. Красота, по Аристотелю, заключена в математических пропорциях вещей « поэтому для ее постижения следует заниматься математикой. Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета. Красота у Аристотеля выступает как мера, а мерой всего является сам человек. В сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть «чрезмерным». В этих рассуждениях Аристотеля о подлинно прекрасном содержится тот же гуманистически и принцип, который выражен и в самом античном искусстве.

Философия отвечала потребности человеческой ориентации человека, порвавшего с традиционными ценностями и обратившегося к разуму как к способу уяснения проблем, нахождения нового, неожиданного решения.

В математике выделяется фигура Пифагора, создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер». Для них мир — это стройный космос. Они связывают понятие прекрасного не только еобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии с понятием блага. Разрабатывая вопросы музыкальной акустики, пифагорейцы поставили проблему соотношения тонов и попытались дать его математическое выражение: отношение октавы к основному тону равно 1:2, квинты — 2:3, кварты — 3:4 и т.д. Отсюда следует вывод, что красота гармонична. Там, где противоположности находятся в «соразмерной смеси», там благо, здоровье человека. Равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается. Гармония выступает там, где есть неравенство, единство многообразного. Музыкальная гармония — частный случай гармонии мировой, ее звуковое выражение. «Все небо — гармония и число», планеты окружены воздухом и прикреплены к прозрачным сферам. Интервалы между сферами строго гармонически соотносятся между Собой как интервалы тонов октавы. Планеты движутся, издавая звуки, и высота звука зависит от скорости их движения. Однако наше ухо не способно уловить мировую гармонию сфер. Эти представления пифагорейцев важны как свидетельство их уверенности в том, что Вселенная гармонична.

В области физики можно назвать труды Архимеда, который явился не только автором всемирно известного закона, но » автором многочисленных изобретений.

Демокрит, открывший существование атомов, тоже уделял внимание поискам ответа на вопрос: «Что есть красота?» У него эстетика прекрасного сочеталась е его этическими взглядами и с принципом утилитаризма. Он считал, что человек должен стремиться к блаженству и благодушию. По его мнению, «не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным». В определения красоты Демокрит подчеркивает такое свойство, как мера, соразмерность. Тому, кто их преступает, «самое приятное может стать неприятным».

У Гераклита понимание красоты пронизано диалектикой. Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние. Противоречие — созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все происходит в силу раздора. В этом единстве борющихся противоположностей Гераклит видит образец гармонии и сущность прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем созерцания.

Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он — основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту. С медициной Гиппократа завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению.. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. Врачи школы Гиппократа также были философами.

Геродот и Ксенофонт являются авторами трудов по истории. Геродот положил начало собственно греческой историографии, так как он обращался к центральным, политически значительным событиям современной ему истории, пережитых им самим. «Отец истории» стремился к достоверному изложению исторических событий, исследовал их в совокупности, однако его труды характеризуют вера в действие религиозно-этических сил в истории.

Геродот — великий путешественник. Благодаря ему мы имеем многочисленные сведения о народах — современниках Геродота, их обычаях, образе жизни и о странах, а которых они проживали. Описывая географическое положение той или иной страны, Геродот осуществлял повествование как настоящий географ.

Но больше в области географии все же известен Птолемей — автор знаменитой «Географии», ставшей сводом античных знаний о мире, и долгое время (вплоть до средних веков) пользовавшейся огромной популярностью.

Небесные и поднебесные покровители строителей

Строители с начала времен стремятся к небу, ибо всегда строительное искусство и архитектурная наука считались теми областями знаний, которые находятся под особым небесным покровительством. Во глубине души, строители полагают себя не просто творцами зданий и сооружений, но той силой, которая постигает, перенимает и воплощает в зримые формы невидимые непосвященному взгляду неземные проекты.

f3c4610ef75e19887898edb1b4bcac42.jpg

Кому поклонялись строители в древности

В древности человек верил не только в богов неба, солнца и луны, грома и молнии, но и во многих других – каждый предмет и каждое явление природы или культуры могли иметь своих особенных божеств. Божественные покровители были, естественно, и у строительного искусства – синтетического проявления человеческой культуры, материальной и духовной.

Разговор о богах строительства полагается начинать с шумерского бога Энки имя которого дословно означает «господин земли». В глубокой древности Энки почитался организатором всей цивилизованной жизни на территории Месопотамии то есть в междуречье Тигра и Евфрата.

По шумерским преданиям Энки взял да поднял со дна океана первый шумерский город Эреду – дословно «добрый город» и стал его покровителем. Что удивительно, археологи установили существование города уже в шестом тысячелетии до новой эры, то есть восемь тысяч лет назад.

Читайте также  Как выглядит греческий йогурт

Более всего Энки прославился как создатель первого рукотворного строительного материала. Там где жили шумеры дерево было редкостью, а Энки создал форму для кирпича.

В Египте величайшим архитектором, равным богу, считался Имхотеп, около пяти тысяч лет назад спроектировавший первую египетскую пирамиду.

3d608082c82ab1a034d055bea8f347c2.jpg

По сообщению египетского жреца Манефона, Имхотеп был основателем каменного строительства, как такового. Ему же приписывалось создание одного из древнейших «поучений», и поэтому он считался покровителем письменности и образования. Позже зодчего стали считать также пророком и целителем, даже богом медицинского искусства, и отождествлять с греческим Асклепием (Эскулапом).

Имя архитектора Имхотепа зафиксировано в одной из надписей на постаменте статуи фараона Джосера. Этот зодчий спроектировал и пирамиду фараона Сехемхета, открытую только в середине ХХ века.

В китайской мифологии покровитель строительства – Лу Бань. Его имя часто упоминается в древнекитайских текстах. Мастерство Лу Баня было так велико, что боги даже поручили ему ремонтировать столбы, подпирающие само небо.

6076d815b01a6e9d97ca33eefba361e8.jpg

Он изобрел различные инструменты, научил людей навешивать двери, организовал постройку многих знаменитых сооружений, в том числе угловых башен императорского «Запретного города» в Пекине.

Одна из легенд рассказывает о том, как Лу Бань «одолжил» у морского дракона дворец и прикрепил его к земле – отсюда в Китае традиция строить дворцы с изображениями драконов.

И поныне, при постройке зданий в Китае совершаются обряды и молитвы в честь этого божественного мастера.

У древних греков основателем и строителем городов почитался бог Аполлон. Покровительницей строителей и других мастеров была и Афина, которая по преданиям сама основала город своего имени. Точнее, она совершила обряд основания Афин. Строителем города Коринфа считался знаменитый Сизиф, имя которого означает «премудрый».

Героем критских мифов очень часто является легендарный Дедал. Это образ не менее популярный и не менее загадочный, чем знаменитый Минотавр. Дедал (имя которого, по одной из версий, означает «искусный») является именно тем мастером, в котором, согласно легендам, совмещались «гений и злодейство». Будучи внуком афинского царя, он был вынужден бежать на остров Крит после того, как убил своего племянника, который, к огорчению мастера Дедала, был более талантливым.

8c9fdbfadd99ce01767797258fb30928.jpg

На Крите мастер был принят царем Миносом и по его заказу построил дворец со множеством запутанных ходов (лабиринт), соорудил много деревянных статуй, в том числе движущихся. Но на гостеприимство критского царя он ответил неблагодарностью – помог прибывшему из Афин Тесею убить главное священное животное острова Крит (Минотавра). Может быть, этим он старался искупить вину за убийство племянника перед родным городом – Афинами, попавшими под власть Крита.

Мастеру Дедалу пришлось снова бежать – на сей раз на Сицилию, потеряв по дороге сына Икара. В погоне за мастером погиб на Сицилии сам царь Минос.

Дедала считают не только строителем, но и проводником человеческих душ в потустороннее царство, которое символизирует лабиринт.

В период позднего средневековья возникла легенда о связи со строительством и такого древнегреческого бога, как Дионис. Согласно этой легенде, в древности существовало своеобразное братство строителей – «дионисийских архитекторов», хранивших в тайне секреты своего ремесла.

В это братство принимались мастера, посвятившие себя культу бога Диониса (Вакха). Одним из таких мастеров будто бы был выдающийся римский архитектор Витрувий.

Утверждается, что сооруженные «дионисийскими архитекторами» здания были «проповедями в камне» и строились по законам астрономического, космического совершенства.

Ладный дом славян

Если обратиться к миропониманию наших предков славян, то мы увидим, что всё мироздание для них строилось по принципу подобия, где малое — Яр, отражает великое — Ярг. Так и дом был подобием Вселенной, своеобразным мирозданием, творимым хозяином и связующим его с внешним миром. Но, чтобы дом стал подобием живой Вселенной надо наполнить его Жизненной Силой — Жилом.

У наших предков славян было своё искусство обустройства дома, складывавшееся на протяжении тысячелетий и созвучное нашему родовому Духу. В древнем славянском волховском искусстве «ВойЯрг» был целый раздел, посвящённый устройству и обустройству дома, который именовался «Ладный дом» или «Дом-оберег».

91d2d231c938ffb4a09594b219dfbe56.jpg

В южной стороне дома располагали так же гостиную и кухню, поскольку южная сторона — сторона плодородия, блага и здоровья. Причём гостиная смыкалась с восточной стороной, ибо восточная сторона несёт потоки бродяжные, кочевые — как раз гостей привечать.

Покровительствовали гостиной Белобог — устроитель явной жизни и Стривер — хозяин пространства, Отец ветров. Потому и решались в гостиной все важные семейные дела, велись семейные советы и здесь же привечались пришедшие в дом гости.

Кухня смыкалась со стороной западной, поскольку запад несёт потоки материального достатка и стабильности. Находится кухня под управлением Числобога — хранителя времени, чисел и божества счёта и расчётов и Макоши — небесной пряхи, покровительницы женщин.

Пространство кухни от печи до южной стены именовалось женским кутом — тут женщина была полноправной хозяйкой. В кухне же находится и одно из самых значимых мест силы дома — печь. По древним славянским преданиям первое, что сварганил небесный коваль Сварог — была печь. И первыми словами его были: «Да будет огонь в этом очаге!». А свет, уже от огня, сам по себе появился.

Первым печником был бог Сварог, оттого все Мастера печные – Свароговы братья. Печь – это ворота в Навь – древний мир человечества. За каждой печью живет бог начала, наш первопредок. Он и сейчас там живет, только люди забыли про это, кто с печью дружит, тот Его увидеть может. Обычно Он появляется в пламени в виде Огневика.

Женское лоно устроено по образу той печи, внутри которой Сварог поместил огонь Животворящий. Вкладываешь в неё сырое, а получаешь готовое, с Духом и Душою. Печь из смерти в жизнь переводит, из минувшего в будущее. Очаг в доме — жизнь в доме. Дом без очага вовсе не дом, даже во временном доме есть очаг. В современных квартирах на кухнях стоят газовые, электрические, но печи. У огня всякая может быть природа. Любая печь – дитя той Божественной Первопечи. Любой огонь, у которого греешься и на котором еду готовишь, дом в храм превращает.

С очагом обращаться нужно с пониманием, по всем правилам: содержать в чистоте, как содержишь в чистоте свое тело, каждый день протирать. Если печь хорошо попросить, она и дом сохранит от всякой нечисти, и болезнь прогонит, и печаль всякую. В печи можно печаль свою сжечь, любую беду прогнать. А еще огню печному можно дурные сны рассказывать, предчувствия нехорошие. Печь – почти как бог – всемогуща! Прабог живет в мире, называемом Навь, там живут Навьи — Души Предков, и туда после смерти уйдем и мы. Оттуда же в мир приходят новые Души. Печь это образ Матери-Земли. У печи молят о будущих детях и перепекают недоношенных и больных. В печи дикий огонь превращается в ручной и служит человеку.

Первобытные, наивные, языческие представления о потусторонних силах – помощниках человеческих строителей сегодня активно достраиваются и домысливаются современными мистиками, и уже перестают нести этнографическую ценность – не стоит к ним относится серьезно.

Небесные покровители – кому нужно молиться православным строителям

Покровителя профессий выбирают по деяниям святого. Эта традиция существует с незапамятных христианских времен. В Православии покровителями всякого строительства и строителей называют преподобных Зодчих Печерских. Святая Церковь почитает совместный день памяти преподобных Антония и Феодосия Печерских – 2/15 сентября.

c31634f52ba70d04ab56e95315d3c988.jpg

Основатель Киево-Печерской лавры святой Антоний родился в начале XI века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афон. В одной из Афонских обителей он принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ этого монастыря, которую до сих пор показывают. Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране.

Когда преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Это было в 1051 году. Здесь святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам.

Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий.

Преподобный Феодосий провел свою молодость в Курске, где жили его родители. С ранних лет он обнаружил благочестивое настроение духа: каждый день он бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением и другими добрыми качествами. Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви.

Московскими строителями особо почитаем святитель Алексий, митрополит Московский и Всея Руси.

a6924eec93aa58fa6a4a33977602b6e5.jpg

Также небесным покровителем зодчих почитается Преподобный Сергий Радонежский. Этот святой по праву считается покровителем строительной профессии — с его именем связано восстановление православной русской церкви после монголо-татарского ига.

В католической традиции покровителями архитекторов, строителей, плотников, каменщиков, геометров и других строительных рабочих почитаются Апостол Петр и Апостол Фома.

О боги! В Международный день бухгалтера — выбираем себе небесного покровителя

В Древнем Египте бухгалтерским учетом, равно как и землемерством, финансами и налогами, занимались писцы — люди, умеющие писать и считать. Им покровительствовал Тот — бог мудрости, письма и счета. Божество с человеческим торсом и головой ибиса или павиана держало в руках дощечку для записей и стило для письма. Тот отмерял каждому строго определенное время пребывания на этой грешной земле, поэтому пользовался непререкаемым авторитетом, был своего рода квинтэссенцией истины.

Египтяне считали бога беспристрастным и кристально честным аудитором. Его безмерно уважали и повсеместно боялись. Поэтому перед тем, как взять в руки стило, счетоводы обращались к нему: «Владыка правды, глава книг, да даст искусство в писании, способность в иероглифах. Приди и руководи мною. Сделай меня искусным в твоей должности». И только после этого, уповая на божественную помощь, начинали заполнять на дощечке графы «Дебет» и «Кредит».

Древняя Греция и Древний Рим: Гермес и Меркурий

Боги Древней Греции имели более привычный и привлекательный облик. По сути, они мало чем отличались от простых смертных. Каждый обитатель Олимпа покровительствовал какой-либо профессии. Богом счетоводов был Гермес. Это божество в широкополой шляпе, сандалиях с крылышками и обвитым двумя змеями жезлом в руках изначально покровительствовало скотоводам, потом торговцам и путешественникам, и лишь впоследствии стало отвечать за богатство и прибыль. Вот этому богу и молились бухгалтеры Древней Эллады. Составлять квартальный отчет они начинали только после принесения в жертву Гермесу свиней, овец или козлов.

Витавшие в эмпиреях искусства или философии аристократы Древней Греции презирали низкий, по их мнению, мир наживы и чистогана, оставив работу, связанную с получением прибыли, плебеям. По-иному обстояли дела в Древнем Риме: здесь профессию купца уважали. А значит, счетоводам нужен был свой небесный покровитель.

Практичные и рациональные до мозга костей римляне, подобно современным китайцам, не стали изобретать велосипед, попросту «содрав» образ Гермеса для своих коммерческих нужд. Новоиспеченное божество получило внешние признаки и внутренние качества своего греческого коллеги. Римляне лишь сменили имя на Меркурий. Он и стал богом торговли и барыша. Ежегодно, 15 мая, купцы и бухгалтеры отмечали День рождения своего босса, щедро потчуя его жертвоприношениями. Кстати, также списав эту церемонию у греков.

Древняя Индия: Ганеша

Древние индусы оставили своим потомкам фундаментальный труд о государственно-политическом мироустройстве. Он называется «Артхашастра» и включает в себя сведения обо всех аспектах экономической деятельности. Из книги можно узнать, что древнеиндийские учетчики поклонялись Ганеше — богу мудрости и интеллекта, покровителю букв и наук. Заполняя колонки цифрами, бухгалтер твердил мантру к Ганеше. Это помогало избежать ошибок и обойти препятствия, устранителем которых являлось божество.

Считается, что Ганеша может помочь и в наши дни. Поэтому его фигурка нередко украшает рабочие столы в офисах различных фирм. Менеджеры, склонные к эзотерике, ежедневно почесывают Ганеше животик, кладут рядом с ним монетки, надеясь на то, что бог поможет им получить премию или поспособствует продвижению по карьерной лестнице. А особо продвинутые клерки при этом еще и произносят мантры. Удачу в бизнесе приносит мантра «ОМ ГАМ ГАНАПАТАЙЯ НАМАХ». А успеху в любых коммерческих делах способствует мантра «ОМ ШРИ ГАНЕШАЙЯ НАМАХ». Попробуйте и вы говорить это почаще. Вдруг сработает?

Средние века: евангелист Левий Матфей

В христианскую эпоху языческие божества и все, что связано с ними, попадают под строгий запрет. Средневековые финансисты остаются без небесного патрона. Но ненадолго. В качестве покровителя они выбирают себе святого апостола и евангелиста Левия Матфея. Что стало вполне обоснованным и логичным решением: как известно, перед тем, как стать адептом и проводником христианской веры, он в поте лица трудился сборщиком налогов. Опекуном средневековых бухгалтеров стал налоговый инспектор (впрочем, эта закономерность прослеживается и до сих пор).

Бытует мнение, что молитва этому святому приносит удачу в делах: «Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся». Говорят, что многие бухгалтеры до сих пор повторяют эти слова перед тем, как отправиться с отчетными документами в налоговую инспекцию.

Кого же выбрать?

Тут редакция ППТ советов бухгалтерам давать не будет: в наши планы входило только показать, так сказать, опции — выбор остается за вами. Мы же хотим пожелать в Международный день бухгалтера всем вам успехов, спокойной работы, хорошего настроения — улыбайтесь чаще и будьте счастливы!

PS. Сделали свой выбор? Расскажите о своем покровителе, сделав репост статьи на свою страничку в соцсети.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector