Бог правды в греции

Бог правды в греции

Веритас

Богиня Веритас заставляла людей говорить правду, что побуждало их убивать себя или друг друга. Таким образом люди невольно отдавали себя ей в качестве дани. Веритас забирала тела жертв и питалась ими, чтобы сохранить свою власть. Считала деликатесом человеческий язык, так как именно с него слетает ложь.

В предании сказано, что Веритас глаголет истину с горы, то есть в таких условиях, чтобы её слышало как можно больше людей. Её можно призвать, соединив череп кошки, райские зёрна и дьявольский шнурок.

Питает слабость к кошкам, в то время как собаки инстинктивно ненавидят её. В истинном облике также имеет кошачьи черты, в частности, глаза и пасть.

История [ ]

Истинный облик Веритас

Веритас была вызвана молодой женщиной по имени Кори из Калумет Сити, штат Иллинойс, которая хотела выяснить, изменяет ли ей бойфренд. Кори собрала ингредиенты и призвала богиню. После этого Веритас появилась в облике Эшли Франк, репортёра канала расследований. После её призвания, каждый человек в Калумете Сити, который вслух изъявлял желание знать правду во время её эфира, становился жертвой её проклятия.

Силы и способности [ ]

  • Правда — как богиня Истины, она способна была заставлять людей говорить только правду. Никто не может лгать ей, кроме тех, у кого нет души, как, например, Сэм. При этом, она всё равно видит, что ей лгут, но не понимает, как это происходит.
  • Телекинез — может перемещать объекты силой мысли.
  • Бессмертие — как языческий бог, она потенциально бессмертна.
  • Неуязвимость — ей нельзя навредить обычным оружием, а также на неё не действуют болезни. 
  • Сверхскорость — может двигаться намного быстрее человека, а реакции её намного лучше, чем у любого человека в мире.
  • Сверхсила — может сбить врага с одного удара.
  • Перевоплощение — как богиня, она может принимать любой облик и внешний вид.

Слабости [ ]

  • Собаки — Веритас имеет ряд слабостей, связанных с этими животными. Собаки всегда лают на неё, так как чувствуют её природу. Будучи достаточно разозлённой лаем, Веритас продемонстрировала реакцию сетчатки своих глаз, что и выдало её Винчестерам. А удар ножа, смоченного в собачьей крови, смертелен для неё.

Появления [ ]

6.06 «Ты не вынесешь правды» [ ]

Дин попадает под действие проклятия, и все, кого он встречает, начинают рассказывать ему всю правду. Братья пытаются выяснить, кто именно может быть богиней правды. Сидя в баре, Дин видит на экране телевизора репортёршу, которая сообщает подробности скандальных новостей. Он говорит: «Мне нужна правда», и все начинают говорить ему всю правду.

Дин и Сэм догадываются, что репортёрша и есть Веритас. Они идут к ней домой, где попадают в её ловушку. Пред едой она решает сыграть в игру «Правда или правда». Она заставляет Дина признаться в том, что он хотел убить Сэма, когда тот спал. Когда Веритас переходит к Сэму, она начинает волноваться, так как на него её силы не действуют. Она делает предположение, что он не человек. Винчестеры пользуются её замешательством и убивают её ножом.

Мифология [ ]

В римской мифологии Веритас была богиней правды, дочерью свергнутого Юпитером бога Сатурна и матерью Добродетели. Считалось, что она прячется на дне священного колодца, и поэтому была так неуловима. Изображалась в виде молодой девушки в белых одеждах. В греческой мифологии ей соответствовала богиня Алетейя.

5 класс – Контроль знаний темы : « РЕЛИГИЯ. Вариант I I. Разгадайте путаницу

Download 5 класс – Контроль знаний темы : « РЕЛИГИЯ. Вариант I I. Разгадайте путаницу.

Description

класс – Контроль знаний темы : « РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

Вариант I I. Разгадайте путаницу Переставьте буквы в словах , и у вас получится: Вера в существование сверхъестественных сил, богов или Бога « ГИЛИЯРЕ» _____________ Имя богини луны, владычицы зверей , покровительницы охоты «ДИМАТАРЕ» ___________ Имя бога солнечного света , воздуха, правды, покровителя искусства «ЛНОЛАПО» ________ Имя богини плодородия, покровительницы земледелия «ТЕРЕДАМ» _____________________ Имя богини любви и красоты « ТИДАРАФО» ________________________________________

II. Найдите соответствие букв и цифр. А

Богиня домашнего очага

Верховный владыка ,бог – громовержец

Богиня любви и красоты

Вестник богов , покровитель купцов , путешественников, ремесленников Бог морей

Богиня мудрости, войны, покровительница ремесел

Владыка загробного мира и царства мертвых

III. Подчеркните лишнее понятие. Объясните почему. А) Зевс, Аполлон, Арес, Осирис, Гефест, Гермес ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ IV. Заполните пропуски в предложениях. Заполните пропуски в предложениях , используя слова в скобках. Далеко за облаками , на вершине ______________(А) _____________ , в золотых дворцах обитали бесстрашные боги. Главные из богов поделили мир между собой . На земле царствовал _____________(Б)_______ царь богов и людей , повелитель грома и молнии , его брат ________________(В)___________ властвовал над морями ,брат ______(Г)_______ — был владыкой поземного царства мертвых. Боги олицетворяли разные силы______(Д)_____ , были покровителями различных _____________( Е) ______людей. ( 1-Посейдон,, 2- Олимпа, 3- природы, 4- Зевс 5- Аид, 6- занятий)

класс – Контроль знаний темы : « РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ» Вариант II I. Разгадайте путаницу Переставьте буквы в словах , и у вас получится:

Вера в существование сверхъестественных сил, богов или Бога « ГИЛИЯРЕ» _____________ Имя богини луны, владычицы зверей , покровительницы охоты «ДИМАТАРЕ» ___________ Имя бога солнечного света , воздуха, правды, покровителя искусства «ЛНОЛАПО» ________ Имя богини плодородия, покровительницы земледелия «ТЕРЕДАМ» _____________________ Имя богини любви и красоты « ТИДАРАФО» ________________________________________

II. Найдите соответствие букв и цифр. А

Богиня солнечного света, воздуха, правды, покровитель искусств

Бог виноградарства и виноделия

Богиня плодородия , покровительница земледелия

Бог огня и кузнечного ремесла

Богиня луны, владычица зверей, покровительница охоты

Богиня – покровительница женщин и брака

III. Подчеркните лишнее понятие. Объясните почему. А) Афина, Афродита, Арес, Тесей, Гефест. ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ IV. Заполните пропуски в предложениях. Заполните пропуски в предложениях , используя слова в скобках. ___(А)___ — это сказания о богах и героях, об устройстве и истории мира. Главным богом , царем богов и людей , повелителем грозы и молнии греки считали ____(Б)_______ . Кроме того, существовали титаны. Один из них ______(В)______ — дал людям огонь, научил их ремеслу и письменности. Детей богов и смертных считали _______(Г)______ . Самые известные из них _______( Д)________, совершивший двенадцать подвигов , и __________(Е)______, победивший чудовище Минотавра. ( 1-Геракл, 2- мифы, 3- Прометей, 4- героями, 5- Зевса, 6- Тесей)

ОТВЕТЫ: 5 класс – Контроль знаний темы : « РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ» Вариант I I. Разгадайте путаницу 1. Религия ; 2- Артемида; 3- Аполлон; 4- Деметра; 5- Афродита. II. Найдите соответствие букв и цифр. А 2

III. Подчеркните лишнее понятие. Объясните почему ОСИРИС IV. Заполните пропуски в предложениях. А 2

__________________________________________________________________________________ ОТВЕТЫ: 5 класс – Контроль знаний темы : « РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ» Вариант II I. Разгадайте путаницу 1. Религия ; 2- Артемида; 3- Аполлон; 4- Деметра; 5- Афродита. II. Найдите соответствие букв и цифр. А 7

III. Подчеркните лишнее понятие. Объясните почему ТЕСЕЙ IV. Заполните пропуски в предложениях. А 2

Боги Греции (Шиллер; Фет)

Как ещё вы правили вселенной
И, забав на лёгких помочах,
Свой народ водили вожделенный,
Чада сказок в творческих ночах, —
Ах, пока служили вам открыто,
Был и смысл иной у бытия,
Как венчали храм твой, Афродита,
8 Лик твой, Аматузия!
  
Как ещё покров свой вдохновенье
Налагало правде на чело,
Жизнь полней текла чрез все творенье;
Что и жить не может, все жило.
Целый мир возвышен был убором,
Чтоб прилгать к груди любой предмет,
Открывало посвященным взорам
16 Все богов заветный след.
  
Где теперь, как нам твердят сторицей,
Пышет шар, вращаясь без души,
Правил там златою колесницей
Гелиос в торжественной тиши.
Здесь на высях жили ореады.
Без дриад ни рощи, ни лесов,
И из урны радостной наяды
24 Пена прядала ручьев.
  
Этот лавр стыдливость девы прячет,
Дочь Тантала в камне там молчит,
В тростнике вот здесь Сиринкса плачет,
Филомела в роще той грустит.
В тот поток как много слез, Церера,
Ты о Персефоне пролила,
А с того холма вотще Цитера
32 Друга нежного звала.
  
К порожденным от Девкалиоиа
Нисходил весь сонм небесный сам:
Посох взяв, пришел твой сын, Латона,
К Пирриным прекрасным дочерям.
Между смертным, богом и героем
Сам Эрот союзы закреплял,
Смертный рядом с богом и героем
40 В Аматунте умолял.
  
Строгий чин с печальным воздержаньем
Были чужды жертвенному дню,
Счастье было общим достояньем,
И счастливец к вам вступал в родню.
Было лишь прекрасное священно,
Наслажденья не стыдился бог,
Коль улыбку скромную камены
48 Иль хариты вызвать мог.
  
Светлый храм не ведал стен несносных,
В славу вам герой искал меты
На Истмийских играх венценосных,
И гремели колесниц четы.
Хороводы в пляске безупречной
Вкруг вились уборных алтарей,
На висках у вас венок цветочный,
56 Под венцами шелк кудрей.
  
Тирсоносцев радостных «эвое»
Там, где тигров пышно запрягли,
Возвещало о младом герое,
И сатир, и фавн, шатаясь, шли.
Пред царем неистово менады
Прославлять летят его вино,
И зовут его живые взгляды,
64 Осушать у кружки дно.
  
Не костяк ужасный, в час томлений
Подступал к одру, а уносил
Поцелуй, последний вздох, и гений,
Наклоняя, факел свой гасил.
Даже в Орке судией правдивым
Восседал с весами смертной внук;
Внес Фракиец песнью сиротливой
72 До Иринний грустный звук.
  
В Елисей, к ликующему кругу
Тень слетала землю помянуть,
Обретала верность вновь подругу,
И возница находил свой путь.
Для Линоса лира вновь отрада,
Пред Алцестой дорогой Адмет,
Узнает Орест опять Пилада,
80 Стрелы друга Филоктет.
  
Ждал борец высокого удела
На тяжелом доблестном пути;
Совершитель дел великих смело
До богов высоких мог дойти.
Сами Боги, преклонясь, смолкают
Пред зовущим к жизни мертвецов,
И над кормчим светочи мерцают
88 Олимпийских близнецов.
  
Светлый мир, о где ты? Как чудесен
Был природы радостный расцвет.
Ах, в стране одной волшебных песен
Не утрачен сказочный твой след.
Загрустя, повымерли долины,
Взор нигде не встретит божества.
Ах! от той живительной картины
96 Только тень видна едва.
  
Всех цветов душистых строй великой
Злым дыханьем севера снесен;
Чтоб один возвысился владыкой,
Мир богов на гибель осужден.
Я ищу по небу, грусти полный,
Но тебя, Селена, нет как нет.
Оглашаю рощи, кличу в волны,
104 Безответен мой привет.
  
Без сознанья радость расточая,
Не провидя блеска своего,
Над собой вождя не сознавая,
Не деля восторга моего,
Без любви к виновнику творенья,
Как часы, не оживлен и сир,
Рабски лишь закону тяготенья
112 Обезбожен — служит мир.
  
Чтоб плодом назавтра разрешиться,
Рыть могилу нынче суждено,
Сам собой в ущерб и в ширь крутится
Месяц все на то ж веретено.
Праздно в мир искусства скрылись боги,
Бесполезны для вселенной той,
Что, у них не требуя подмоги.
120 Связь нашла в себе самой.
  
Да, они укрылись в область сказки,
Унося, туда же за собой,
Всё величье, всю красу, все краски,
А у нас остался звук пустой.
И взамен веков и поколений
Им вершины Пинда лишь на часть;
Чтоб бессмертным жить средь песнопений,
128 Надо в жизни этой пасть.

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.

Бог правды в греции

ПРОМЕТ Е Й ( Προμηθεύς ), в греческой мифологии сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Мать Прометея — океанида Климена (Hes. Theog. 507 след.; по другим вариантам: богиня правосудия Фемида, Aeschyl. Prom. 18, или океанида Асия, Apollod. I 2, 3). Братья Прометея (Hes. Theog. 509—518) — Менетий (сброшен Зевсом в тартар после титаномахии), Атлант (в наказание поддерживает небесный свод), Эпиметей (супруг Пандоры). Среди детей Прометея Девкалион (сын Прометея и Пандоры, Schol. Apoll. Rhod. III 1086), супруг Пирры (дочери Эпиметея и Пандоры) (Apollod. I 7, 2).

Имя Прометей означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность Эпиметею, «мыслящему после», «крепкому задним умом») и связано с производным от индоевропейского корня mē-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать». В образе Прометея несомненны черты древнего доолимпийского божества, коренящегося в балканском субстрате, покровителя местного автохтонного населения. Прометей олимпийского периода греческой мифологии объединяет черты архаического божественного покровителя племени (согласно Schol. Apoll. Rhod. III 1086, Эллин — сын Девкалиона и Пирры) с перекрывшими древний субстрат образами богов. Он сохраняет свои первоначальные благодетельные функции и включается в систему родственных отношений новых богов. Прометей не участвует в титаномахии, противится насильственным действиям титанов против олимпийцев и даже добровольно вступает с олимпийцами в союз (Aeschyl. Prom. 202—208), тем самым противопоставляя себя бывшим сородичам. От своего прошлого Прометей сохраняет независимое положение в отношении новых владык, сознание своего хтонического происхождения (по его собственным словам, он — сын Геи — Земли, отождествляемой с Фемидой, Aeschyl. Prom. 209—210). Мудрость (18), полученную им от своих прародителей (известно, что он пользуется советом Геи вступить в союз с Зевсом и осилить его хитростью, 211—218), дерзость (30), граничащую с ловким обманом (62), он использует, покровительствуя жалкому роду людей (11), создателем которых он является по целому ряду свидетельств. Прометей действует на заре олимпийского периода греческой мифологии в процессе её трудного становления и борьбы с «чудовищами прежних времён» (Aeschyl. Prom. 151). Недаром Прометей, несмотря на своё небывалое превосходство над хтоническими сородичами, жалеет и Атланта, и Тифона, жестоко наказанных Зевсом (347—355). Древнее хитроумие Прометея в олимпийской системе приобретает черты мудрости, в которой нуждается сам Зевс. С другой стороны, классическая олимпийская мифология не может терпеть двух создателей человечества и носителей справедливости — Прометея и Зевса. Поэтому Прометей обязательно должен противопоставить себя Зевсу, но не грубо и чисто физически, как это было с титанами, а занять позицию, при которой он превосходил бы самого Зевса, т.е. занять позицию мученика, пожертвовавшего собой ради людей. Зевс же действует против соперника, пользуясь грубыми приёмами насилия, памятуя свои победы над титанами, когда он одержал верх благодаря именно физическому превосходству, мощи своих перунов и неукротимости своих союзников — сторуких (219—221).

Мифы о Прометее связаны с подступами к героическому веку. Это время битвы Зевса с титанами, установления новой власти Зевса (Aeschyl. Prom. 148—150), создания рода человеческого. Согласно ряду источников, Прометей как древнейшее божество сам вылепил первых людей из земли и воды (Apollod. I 7, 1), да ещё создал их смотрящими в небо, по подобию богов (Ovid. Met. I 81—88), но сделал это Прометей по воле Зевса (Fabulae Aesopicae 228 Hausrath.). Более того, есть указания на то, что люди и животные были созданы богами в глубине земли из смеси огня и земли, а Прометею и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Именно Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому Прометей должен был позаботиться о людях. Увидев, что все животные заботливо всем снабжены, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», Прометей крадёт «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнём, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться» (так в виде огня, украденного им из мастерской Гефеста и Афины, Прометей дарует человечеству технический прогресс; Plat. Prot. 320d—321e). Согласно Эсхилу (From. 506), «все искусства у людей от Прометея», причём, оказывается, что Прометей наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремёслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать (442—504). Однако в других источниках о роли Прометея в культурном развитии человечества даже не упоминается (Soph. Antig. 332—375). Начала государственности и порядка, а также нравственные качества человека связаны не с дарами Прометея, а с деятельностью Зевса (Hes. Theog. 96, Opp. 256—264). Научить людей жить обществом Прометей не сумел, так как не мог войти во владения Зевса, обладавшего этим умением (321d). Не сумел он им вложить стыд и правду, которые ввёл среди людей Зевс через Гермеса (322b-d). Однако совершенствовать род людей, им созданный, Зевс не пожелал, а решил уничтожить его и насадить новый.

Известен миф о том, как Зевс, рассердившись, уничтожил род человеческий, послав потоп. Но оставленная Зевсом единственная пара — супруги Девкалион и Пирра (т.е. сын Прометея и дочь Эпиметея) создали новый род человеческий, бросая камни себе за спину (Ovid. Met. I 390—413). Так Прометей, теперь уже через сына, снова принял участие в создании рода человеческого. Это Прометей осмелился пожалеть людей и добыл для них огонь, передав его в полом тростнике (Hes. Theog. 535—566). В мифах Прометей — благодетель человечества, созданного при его участии, и снисходительный покровитель своих созданий в ещё догероическую пору, Зевс же — неумолим и суров; он не раз уничтожает поколения людей, не снисходя к их ничтожеству. Зевс — родоначальник поколения героев развитого патриархата, в котором Прометей займёт очень скромное место рядом с крупнейшими фигурами Гефеста и Афины. С Гефестом Прометея роднила их общая связь с огнём, причём Гефесту тоже приписывались просветительские функции среди людей (Hymn. Hom. XX). Афина играла большую роль в создании людей, вдохнув в них душу. Именно Прометею (а не Афине и Гефесту) приписывается создание первой женщины (Plotin IV 3, 14; Fulg. II 9). Афина даже помогает Прометею похитить огонь (Serv. Verg. Buc. VI 42). Есть сведения о том, что и наказан-то Прометей был не за свои благодеяния людям, а потому, что влюбился в Афину (Schol. Apoll. Rhod. II 1249) или потому, что был внебрачным сыном Геры и одного из титанов Эвримедонта. Зевс сбросил Эвримедонта в тартар, а Прометея приковал к скале на Кавказе (Eustath. Schol. II. p. 987, 4 след.). Прометей вселил в людей «слепые надежды», но не дал им способности предвидеть свою судьбу и тем самым развил в них стремление к постоянной деятельности и забвение горестей (Aeschyl. Prom. 248—250). Прометей — это древний культурный герой, идущий ради своих подопечных на обман Зевса, на открытую дерзость и страдание. Даже введение обычая приносить богам в качестве пожертвования не лучшие куски мяса, а кости, покрытые жиром, — заслуга Прометея, обманувшего Зевса в Меконе, когда устанавливался жертвенный ритуал, а значит, и взаимоотношения богов и людей (Hes. Theog. 535—560). Характерно, что Зевс, разгадавший обман Прометея, допустил его, чтобы иметь повод наказать людей и Прометея. В результате Зевс лишает людей огня. Прометей в свою очередь опять-таки обманом добывает его, но теперь Прометея подстерегает главное наказание: он прикован к горам Кавказа в пределах Скифии, где орёл выклёвывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь (Apollod. I 7, 1). В отместку людям и Прометею боги посылают на землю первую женщину, носительницу бед, Пандору. Прометей внутренне торжествует над Зевсом, будучи хранителем древней тайны: он знает, что женитьба Зевса на богине Фетиде приведёт к рождению мощного сына, который свергнет Зевса. Прометей сознаёт, что власть Зевса невечна, как и власть его предшественников, ибо это воля «трёхликих» мойр и «памятливых» эриний (Aeschyl. Prom. 515—519). Именно незнание будущего страшит Зевса, и он освобождает Прометея в обмен на раскрытие тайны. Зевс отправляет на подвиг своего великого сына Геракла, чтобы, освободив Прометея, тот ещё больше прославил себя (Hes. Theog. 527—531). Освобождение Прометея Гераклом происходит на пути Геракла к своему одиннадцатому подвигу — добыче золотых яблок в саду Гесперид. Помощь приходит к Прометею и от кентавра Хирона, сына Кроноса. Бессмертный Хирон ранен отравленной стрелой Гераклом, он испытывает страшные муки и жаждет смерти. За возможность сойти в аид Хирон предлагает Зевсу отдать Прометею своё бессмертие (Apollod. II 5, 4). Пока совершаются деяния знаменитых героев, Прометей, которому нет места в мире классического героизма, прикован, и аргонавты слышат его стоны, проплывая вблизи Кавказских гор (Apoll. Rhod. II 1248—1258). Освобождение Прометей получает за поколение до Троянской войны, а его собственные благодеяния людям совершаются ещё до рождения великих героев. В эпоху же Троянской войны Прометей — уже давнее прошлое, поэтому Гомер не вспоминает о нём (к этому времени Зевс прочно занял место владыки людей и богов, дарователя всех благ и покровителя героев). У Гесиода Прометей — хитрый, но добрый к людям обманщик Зевса, не без оснований им наказанный. Образ того Прометея (как символа человеческой цивилизации), который является героем эсхиловской трилогии (дошедшей до нас лишь в виде одной части «Прикованный Прометей» и в разрозненных фрагментах), — попытка в конечном итоге привести к примирению дополисное прошлое и полисное настоящее, архаического благодетеля людей Прометея и олимпийского владыку над людьми и богами Зевса, представить в гармоничном единстве два исторических периода. Прометей так и не стал олимпийским божеством, обладая, однако, чрезвычайно важными для формирования олимпийской ступени мифологии функциями. Более того, в античности существовала традиция осудительного изображения Прометея, причём она принадлежит римским авторам. Для Горация дерзкий Прометей совершил «злой обман», принеся огонь, что послужило развитию губительных последствий (Carm. I 3, 27—33). Создавая человека, он вложил в него «злобу» и «безумие» льва (I 16, 13—16); Прометей заботился только о его теле, и отсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей (Propert. III 5, 7—12).

Читайте также  Греческое блюдо из баклажанов с фаршем

Следы культа Прометея должны были бы прежде всего сохраниться среди ремесленников, но это сословие посвящено не Прометею, а Гефесту и Афине (Plat. Legg. XI 920d). У Павсания сохранилось сообщение о том, что в Афинской академии был жертвенник Прометея; от него начинался бег до города через Керамик с зажжёнными факелами, которые бегуны должны были сохранить горящими (I 30, 2). В Афинах проходили празднества в честь Прометея, справляемые ежегодно горшечниками, чьим покровителем был Прометей. Они устраивали бег с факелами, зажжёнными от жертвенника Прометея в академии. Однако бег с факелами был и в честь Афины на панафинеях и Гефеста на гефестиях (Schol. Aristoph. Ran. 131). На прометеях и гефестиях выступали хоры мужчин и мальчиков.

Лит.: Лосев А.Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки МГПИ им. Ленина», 1953, т. 72; его же, Эсхил, в сб.: Греческая трагедия, М., 1958, с. 43—102; его же, Проблема символа и реалистическое искусство, М., 1976 (лит. и подробный анализ образа Прометея в мировой литературе); Kerényi K., Prometheus. Das griechischen Mythologem von der menschlichen Existenz, Z., 1946; Séchan L., Le mythe de Prométhée, P., 1951.

Сюжеты мифа о Прометее («наказание и освобождение Прометея» — древнейший из прометеевских сюжетов в античном искусстве, «Прометей, приковываемый к скале», «орёл, клюющий печень Прометея», «Прометей, несущий огонь») получили отражение в греческой вазописи, на этрусских зеркалах 5—4 вв. до н.э., на помпейских фресках, на римских светильниках. Сюжет «сотворение человека» изображается на рельефах саркофагов, геммах 3—1 вв. до н.э. В европейском изобразительном искусстве сюжеты мифа о Прометее разрабатывались Пьеро ди Козимо, Л. Карраччи, Аннибале Карраччи, П.П. Рубенсом, Я. Йордансом, Тицианом и др. В европейской литературе к образу Прометея обращались Боккаччо, П. Кальдерон, Вольтер, И.В. Гёте, И.Г. Гердер, А. Шлегель, Дж. Байрон, П. Шелли, Вяч. Иванов, А. Жид, Ф. Кафка и др.

«Битва титанов»: легенды и мифы Древней Греции in american style

6.jpg

Так вот, Персей, главный герой «Битвы титанов» — это полубог, сын бога и смертной женщины. Волей современных авторов Персей, в исполнении знакомого нам по «Аватару» Сэма Уортингтона, делает драматический выбор — между поклонением богам и служением людям. Боги зарвались в тирании, требуют от людей любви, а люди «устали быть благодарными» (цитата). Люди, в общем-то, тоже не сахар — возгордились, увязли в потакании своим прихотям. Как говорится, хрен редьки не слаще. Самое забавное в том, что Персей, в отличие от Джейка Салли в «Аватаре», присягает на верность людям, грешному, но такому родному человечеству. Поклонники Уортингтона должны быть в серьёзном замешательстве. C кем же ты, Сэм? Но Сэм только ухмыляется.

Как бы двоечникам и троечникам ни хотелось, но примем всё-таки мифы Древней Греции за эталон, образец, достойный уважения и бережного отношения. Посмотрим, что происходило в мифологической реальности и что предлагается в реальности кинематографической.

Итак, жили-были в огромном древнегреческом городе Аргосе (самом что ни на есть реальном) царь Акрисий, его жена Эвридика и дочка Даная. Так бы они и жили не тужили, если бы Акрисий не узнал от предсказателя, что погибнет от руки сына Данаи. Испугавшись, Акрисий заключает Данаю дочку, что твою Марью-царевну, в подземный бункер, как бы мы сейчас сказали. И вот надо же такому случиться: родила царица в ночь. сына Персея. Кто посмел? Предположительно Зевс, бог грома, молнии и много ещё чего — его несколько раз замечали по блудливому делу. Cлучайно узнав, что Даная родила сына, он заключает дочку и несчастного внука в деревянный ящик и бросает ящик в море.

1.jpg

«Битва титанов» права только насчёт моря и ящика, а вот с родственными связями распорядилась по-простому: Данаю из дочери превратили в жену. Зевс птицей влетает в просторную дворцовую спальню (явно не подземную), овладевает Данаей, и в этот момент входит Акрисий, которому ничего не остаётся, как крикнуть: «Зевс?». Акрисий проклинает Зевса и за это низвергается в подземное царство Аида — ад не ад, но что-то близкое к этому. Далее фантазия авторов превращает Акрисия в Калибоса — существо, по инфернальной мощи схожее с Чарли Мэнсоном из серии «Пятница, 13-е» и призванное Аидом убить Персея. В реальности же результат был прямо противоположный: узнав, что Персей возвращается в Аргос, Акрисий. бежит из города. Но от судьбы всё равно не убежишь — Акрисий погибает от руки Персея, точнее от спортивного орудия, метательного диска, брошенного на соревнованиях по пятиборью. «Битва титанов» не последовала реалистически-мифологическому ходу событий и обставила смерть Калибоса-Акрисия сражениями с гигантскими скорпионами в песках Эфиопии (cнимали именно в Эфиопии; остальную часть фильма — на Канарских островах).

2.jpg

Чтобы справиться с Медузой Горгоной, согласно мифу, не понадобился отряд бравых «спецназовцев». Персей шёл на опасное дело один, но с особым «инвентарём» — крылатыми сандалиями, волшебным мешком и шапкой-невидимкой, острым кривым ножом и шлемом (в числе помощников был бог торговли Гермес, бог кузнечного дела Гефест. Персей был — как бы это помягче сказать — любовником Гермеса; в фильме эта рискованная тема не раскрывается вообще). Из Медузы-Горгоны, красивой девушки со змеиными волосами, сделали что-то вроде анаконды c женским лицом, а это уже явный перебор.

4.jpg

Линия с эфиопской царицей Андромедой, отданной в жертвоприношение морскому чудовищу, выдержана более или менее «мифологично». Древние источники это чудо-юдо не называют никак, авторы снабдили его симпатичным именем — Дракен (ударение на первый слог). Ассоциации с «драконом» слишком прозрачны, чтобы не заподозрить кинематографистов в намеренном осовременивании древнегреческих мифов. Кроме того, Дракен — это детище морского бога Посейдона, а не Аида, и потому фраза Зевса «Выпускай Дракена!», обращенная к Аиду, явно не по адресу.

5.jpg

Перечислять «голливудские вольности», хоть в 2D, хоть в 3D, можно сколь угодно долго. Скажем одно: мифологический сюжет, разложенный на знакомые-перезнакомые жанровые «кубики», опреснился и как-то сник, лишился поэтической красоты. Посмотрите для сравнения нашего, советского анимационного «Персея». Без компьютерной графики и стереоскопии, а какая сила, какая красота! Да и «Троя» с Бредом Питтом, хоть и лишённая начисто божественного присутствия, очень даже впечатляет.

Интересно, сколько заработает «Битва титанов» в российском прокате?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector