Бог скорости в древней греции

Бог скорости в древней греции

Талос

Талос — бронзовый мифический великан, первый робот в истории, который защищал минойский Крит от вторжений. Он также является одним из самых популярных сказочных персонажей древнего мира и одним из наиболее важных греческих мифов.

Как и почему был создан Талос

Талос не был рожден, как люди и боги, но создан по одной из версий самим Зевсом, по другой — по приказу Зевса либо Дедалом либо Гефестом (богом огня и железа).

Талос, а также золотая собака, от которой не мог сбежать никто и колчан со стрелами, которые всегда попадали в цель — были тремя дарами Зевса своей любимой Европе, которая подарила ему трех сыновей — Миноса (легендарного царя Кносса) Радамантиса и Сарпедона.

Талос Крылатый Талос вооруженный камнем. Серебряная дидрахма (Крит 280-270 до н.э.) Талос

На монетах, найденных в минойском дворце Феста, Талос изображен молодым и крылатым. Вероятно, крыльями можно объяснить его высокую скорость, поскольку он мог за день трижды облететь Крит.

Внешне Талос похож на огромного человека, с телом из меди. У него была всего одна вена, поддерживающая его жизнь. Она начиналась в плече и заканчивалась на лодыжке, а вместо крови в ней текла расплавленная сталь. На лодыжке были вкручены медные гвозди, которые не позволяли стали вылиться.

Талос бессонный охранник Крита

Работа Талоса заключалась в защите острова от любого нападавшего, обегая Крит три раза в день. В минойском Крите не обнаружены следы стен, защищавших город, поэтому Эванс — археолог Кносса, говорил о знаменитом и удивительном «минойском мире», которым мог быть следствием защиты великана.

Похоже, что Минос был в полной безопасности с таким охранником. Талос не позволил ни одному вражескому кораблю приблизится к берегу, бросал огромные валуны, топившие деревянные корабли. Если же какому-то кораблю все же удавалось избежать потопления и он причаливал к берегу, то его ожидал неприятный сюрприз: Талос входил в воду, его бронзовый корпус нагревался и корабли сгорали до тла.

Существует легенда, по которой жители Сардинии (Италия) были сожжены и поэтому их тела были найдены с открытыми ртами от боли и ужаса.

Как гласит легенда, Талос после расправы над врагами Крита разражался смехом. Возможно, от этого произошло выражение «сардонический смех», т. е. саркастический смех победителя, который издевается над побежденными.

Талос — защитник закона на Крите

Защита Крита была не единственной обязанностью Талоса, он также должен был защищать критян от несправедливости. Трижды в год он облетал все деревни, неся на спине бронзовые плиты с выгравированными божественными справедливыми законами. Целью было обеспечение соблюдения этих законов в государстве.

В городах ответственным за соблюдение законов был Радамантис, и его брат Минос, ставшие после смерти судьями душ в Адисе и символами абсолютной справедливости.

Аргонавты и Талос (цифровая иллюстрация). Хосе Даниэль Кабрера Пенья Талос (иллюстрация). Walter Plitt Quintin Медея и Талос (иллюстрация). Sybil Tawse

Смерть Талоса

Талос на протяжении многих лет побеждал врагов, приходивших на Крит, пока не пришло и его время. Конечно, бронзовый гигант не мог умереть от стрел или оружия, ни от старости. Талос умер от заговора.

«Арго» — мифический корабль с командой Ясона и аргонавтов, путешествовавших через Гелеспонт. Прибыв на южное побережье Крита, аргонавты решили отдохнуть и пополнить запасы провизии.

Не будем забывать, что они уже прошли Колхиду, где Ясон с помощью Медеи (дочери царя Колхиды-Эитиса) добыли золотое руно.

Помимо руна, он взял с собой и свою возлюбленную Медею. В мифологии упоминается, что Медея была племянницей Пацифеи (жены Миноса и королевы минойского Крита), вероятно именно поэтому они выбрали для остановки Крит.

Подойдя к берегу, они столкнулись с гигантом, бросающим в них камни. Корабль мог затонуть, пока за дело не принялась Медея. Она заговорила с Талосом, наложив заклинание, она заставила Талоса вынуть гвозди с лодыжек. Таким образом, вся его «кровь» вылилась, и на землю рухнуло бездыханное тело.

Существует вторая более короткая версия, по которой Медея, заглянув Талосу в глаза, и произнося заклинания, свела его с ума. Талос начал метаться из стороны в сторону, сбил гвоздь, после чего погиб.

Что символизирует легенда Талоса

Бронзовый герой Талос стал символом прогресса металлургии в доисторические минойские времена. Он достиг такого высокого уровня, что в фантазии народа появился ргерой, защищавший их.

Другим очень важным значением Талоса было то, что он был на службе у справедливости. Это подтверждает большое значение, которое придавал праву и справедливости древний Крит.

Меркурий

Быстроногий юноша Меркурий покровительствовал народу непростому — торговцам и ворам. Добрый, но хитрый бог не спал ни днем, ни ночью, за что снискал уважение в божественных кругах. Да и просто удобно держать в запасе такого необычного помощника: неутомимый и стремительный Меркурий служил у верховного бога вестником.

История происхождения

Появление этого божества неразрывно связано с историей развития торговли. Римский бог завоевал популярность только тогда, когда современная столица Италии вступила в экономические отношения с соседями. На юге государства начали образовываться греческие колонии, а торговля между народами укрепилась, принеся с собой религиозные символы.

Меркурий официально встал на пьедестал богов в 495 году до нашей эры после жестокого голода, который длился три года. Первоначально божество воспринималось как податель хлеба, но со временем превратилось в покровителя торговцев, начиная от крупных купцов и заканчивая мелкими лавочниками.

Купцы и продавцы товаров почитали Меркурия как бога хитрости, в совершенстве владеющего мастерством обмана, ведь без этих качеств в торговле удачный бизнес не сделать. Божество подкупали щедрыми жертвами, которые преподносили ему в майские иды.

Возле Капенских ворот, предваряющих вход в Рим, протекал источник, названный в честь этого божества. Сюда в конце весны стекались купцы, чтобы зачерпнуть воду, обмакнуть в нее лавровые листы и окропить свои головы. Считалось, что этот ритуал смывает вину за обман в работе.

С развитием торговли культ стремительно распространялся по Италии, укрепился в Галлии, а затем просочился даже в Германию.

Римский покровитель коммерции отождествлялся с греческим богом Гермесом, из-за чего его образ обогатился и приобрел дополнительные функции. Меркурий вдруг превратился еще и в проводника в мир мертвых, в вестника и помощника богов.

В «полномочия» юноши стало входить покровительство искусствам и ремеслам. Он был посвящен в тайны магии и астрологии и этим уподобился кельтскому богу Лугу. А за плутоватый характер снискал славу еще и бога воров.

У славян отдельного покровителя торговли нет. Однако есть ряд богов, которые выполняют схожие функции: Радогост, Велес и Ярило.

Легенды и мифы о боге Меркурии

Как и греческий бог Гермес, Меркурий родился у весенней богини — дочери Атланта Майи в пещере на ледяной вершине аркадской горы Киллены. По легендам, мать дала новорожденному ребенку грудь, но молока было столько, что младенец не мог его выпить. Жидкость пролилась, а этот интересный факт лег в основу легенды о происхождении Млечного Пути.

Сын Юпитера вырос в красавца-юношу, который отличался добротой, трудолюбием и справедливостью. К тому же бог торговли не вмешивался в разгорающиеся споры сородичей и людей. Вместе с тем Меркурий обладал многогранным характером, где положительные черты оттенялись не очень симпатичными особенностями. Ловкость и быстрота движений уживались с исключительной изворотливостью и склонностью к воровству.

Согласно древнеримской мифологии, в день своего рождения сын бога неба поборол Купидона, уже умея играть на кифаре. Учителем будущего покровителя воров был Вулкан, но в благодарность за знания ученик обокрал его, лишив инструментов.

Затем список украденного добра пополнился Венериным поясом, скипетром Юпитера, волами Адмета, которых пас Аполлон. Златокудрый бог света рассердился и решил отомстить воришке, но не сумел — Меркурий отобрал у того лук и стрелы.

Возмужавший герой прилежно исполнял поручения богов, долгое время подметал зал для собраний, разносил вести от Юпитера, руководил сборищами — словом, суетился не покладая рук. Гомер описывал бога как самого бдительного из плеяды. Меркурий никогда не спал, и за что бы он ни брался, все начинания венчались успехом.

Первые изображения божества имели яркую особенность — большой кошель. Позже этот элемент заменил маленький денежный мешочек. Меркурия изображали высоким и очень жизнерадостным молодым человеком, одетым в крылатые шлем и сандалии — для быстроты передвижений. В руках божество держит еще кадуцей — волшебный жезл с крыльями, обвитый двумя змеями.

В одном мифе рассказывается о том, что этот жезл подарил Аполлон, а змеи появились во время путешествия в Аркадию. Крылатый вестник наткнулся на дерущихся друг с другом гадов и, чтобы усмирить их, просунул между ними жезл, который приковал к себе змей. С тех пор кадуцей стал символом мира. Считается, что жезл олицетворяет еще и красноречивость.

Меркурий в культуре

Неожиданное появление крылатого помощника на экранах случилось в 2011 году. В мультсериале «Ясон и герои Олимпа», посвященном легендам Древней Греции, такое имя носит быстроногий кролик, который помогает главному герою пройти испытания и не оставляет в череде приключений.

В человеческом обличии древнеримский покровитель торговли предстал в амплуа злого языческого бога в 5 сезоне фантастического сериала «Сверхъестественное».

Как и другие герои фильма — Веритас и Веста, — происходит от римского пантеона. Миссия мужчины заключалась в том, чтобы подготовить место для совещания по вопросу грядущего Апокалипсиса. Меркурий превратил заброшенный отель «Елисейские поля» в шикарное заведение, убив при этом охрану. В конце персонаж погиб от рук Люцифера. Героя сыграл актер Джон Эммет Трэйси.

Богу посвящена россыпь статуй, в том числе и в России. Скульптура Меркурия в числе других фигур Большого каскада украшает Петродворец. Лики Меркурия красуются на Торговом доме Кузнецова на Мясницкой улице в Москве.

Ветра в Греции

Ветра в Греции

В древние времена ‘хранителем ветров’ был Эол, знаменитый из Одиссеи Гомера. Его часто ассоциировали с четырьмя богами ветра — детьми Астрея, Титаном – астрологическим божеством сумерек и Титаном – богиней зари, Эосом, также известной как Аврора.

Эти четыре бога ветра были названы Anemi и названы в честь 4 основных точек компаса. Отголоски их наследия отражаются в языке и мифологии в современности. Тысячилетия спустя слово Anemi на греческом стало обозначать ветра. Названия ветров в Греции до сих пор несут в себе сходство с этими древними божествами ветра. При планировании парусного путешествия в Греции, будь вы новичком или уже опытным мореплавателем, знание ветров является очевидным преимуществом.

Божества ветра

Из четырех главных Anemi Борей был богом северного ветра и носителем холодного зимнего ветра, Зефир был богом западного ветра и носителем легкого весеннего и раннего летнего ветерка, а Нот был богом южного ветра и носителем гроз позднего лета и осени; Евр был богом восточного ветра.

Борей – северные ветра

Из четырех главных Борей был северным ветром, приходящим из Сибири и приносящим холодный зимний воздух и турбулентность. Если только вы не путешествуете в Греции зимой, вы вряд ли встретите этот ветер.

Наибольший интерес для любителей морского плавания в Греции представляет сезонный этезианский ветер, который в Греции по большей части называют турецким словом ‘meltemi’. Мельтеми дует в Греции в Эгейском море на протяжении всего лета, берет начало в северной части моря, набирает силу по мере движения на юг. Он дует в северо-восточном и в северном направлении в летние месяцы, особенно в июле и в августе, и дает хороший, устойчивый парусный ветер, временно облегчая летнюю жару. Сильнее всего днем, мельтеми часто прекращается вечером. Иногда он может дуть много дней без остановки по силе 7-8. В этом случае некоторые яхты и многие паромы острова не могут плавать.

Если вы путешествуете в Кикладах летом, знайте, что мельтеми может быть довольно сильным в этих местах. Известные как ветреные острова, Киклады рекомендуются больше опытным морякам или для чартеров со шкиперами. Также в широком коридоре между Додеканесом и Кикладами он дует без остановки на протяжении более 100 миль в открытом море. Волны могут достигать высоты более трех метров за несколько часов, а течения в этой области делают эти волны более резкими. Это может быть весьма опасным для лодок менее 10 метров.

Ионическое море на западе Греции не подвержено влиянию этих этезианских ветров, но может испытывать влияние более надежного ветра Маэстро на протяжении парусного сезона. Он дует с северо-запада летом в Ионийском и Адриатическом морях, когда давление низкое на протяжении всего Балканского полуострова. Это свежий бриз, сопровождаемый отличной погодой, легкими облаками, и дружелюбным для моряков ветром. Путешествие вокруг Ионических островов считается идеальным для начинающих. Ионические бури небезызвестны, но их легко спрогнозировать и они не длятся долго.

Зефир – западные ветра

Зефир был богом западных ветров и носителем легких весенних и ранних весенних ветерков. Приятный ветер, благоприятный для растительности, без большого вреда для моряков. На самом деле говорят, что бог ветра Зефир похитил богиню Хлорис и дал ей власть над цветами. Любой нежный ветерок называется зефиром.

Эвр – восточные ветра

Согласно греческой мифологии, Эвр — западный ветер, который был единственным, не связанным с тремя древними греческими временами года. В мифологии, религиозных текстах и литературе, восточный ветер часто предвещал неблагоприятные происшествия или беду. В Греции он дает знать о себе в сочетании с южными и северными ветрами.

Нот – южные ветра

Настоящие южные ветра в Греции очень опасны, так как большинство портов созданы таким образом, чтобы оберегаться от летних этезианских ветров. Они обычно дуют только зимой, и вам нужно полагаться на свое знание на этот случай.

Ветер, который дует с юго-востока, известный также как Сирокко, может также возникнуть в период с апреля по октябрь, но чаще встречается в периоды апрель/май и сентябрь/октябрь. Этот ветер может быть довольно сильным несколько раз в год и может длиться до 2 дней. Ваша яхта будет подвержена ветрам в большинстве портов, если только местные не рекомендуют вам специальное место именно для южных ветров.

Anemi приходят из Сахары и подхватывают пыль по мере того, как дует на север через северную Африку. Пыль переносится по морю и может быть причиной снижения видимости на юге Греции. Ветра Сирокко несут тепло, влажный ветер на север через Италию и Балканский полуостров, создавая благоприятную для гроз среду, особенно весной. Когда он бьет по горам, этот воздух быстро поднимается над самыми высокими территориями, повышая вероятность гроз. Иногда в результате возникают сильные грозы, ливни и наводнение.

Сирокко может длиться полдня или даже несколько дней. Ветры, достигающие скорости до 54 узлов, самые распространенные осенью и весной, и могут достигать пика в марте и ноябре. Единственное, что остается делать морякам, — это задраить люки, отсидеться в порту и приготовиться почистить свою лодку, когда ветер наконец утихнет.

В какое бы время года вы бы ни отправились в морское путешествие по Греции, желаем вам попутного ветра!

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *
Имя: *

Электронная почта: *

Веб-сайт:

Мифы и Легенды * Боги Древней Греции и Рима

Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии — боги третьего поколения (после изначальных богов и титанов — богов первого и второго поколений), высшие существа, обитавшие на горе Олимп.

Традиционно в число олимпийских входило двенадцать богов. Списки олимпийцев не всегда совпадают.

В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи:

  • Зевс — верховный бог, бог молнии и грозы.
  • Гера — покровительница брака.
  • Деметра — богиня плодородия и земледелия.
  • Гестия — богиня домашнего очага
  • Посейдон — бог морской стихии.
  • Аид — бог, владыка царства мёртвых.

А также их потомки:

  • Гефест — бог огня и кузнечного ремесла.
  • Гермес — бог торговли, хитрости, скорости и воровства.
  • Арес — бог войны.
  • Афродита — богиня красоты и любви.
  • Афина — богиня справедливой войны.
  • Аполлон — охранитель стад, света, наук и искусств. Также бог — врачеватель и покровитель оракулов.
  • Артемида — богиня охоты, плодородия, покровительница всего живого на Земле.
  • Дионис — бог виноделия, производительных сил природы.

Римские варианты

В число олимпийцев входили дети Сатурна и Кибелы:

  • Юпитер,
  • Юнона,
  • Церера,
  • Веста,
  • Нептун,
  • Плутон

а также их потомки:

  • Вулкан,
  • Меркурий,
  • Марс,
  • Венера,
  • Минерва,
  • Феб,
  • Диана,
  • Бахус

Источники

Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек Эгейской культуры, записанных Линейным письмом Б. Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги (например, di-wi-o-jo — Diwijos, Зевс и женский аналог di-wi-o-ja). Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.

Мифология «тёмных веков» (между упадком крито-микенской цивилизации и возникновением античной греческой цивилизации) известна только по позднейшим источникам.

Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:

  • «Илиада» и «Одиссея» Гомера
  • «Теогония» Гесиода
  • «Библиотека» Псевдо-Аполлодора
  • «Мифы» Гая Юлия Гигина
  • «Метаморфозы» Овидия
  • «Деяния Диониса» — Нонна

Некоторые древнегреческие авторы пытались объяснить мифы с рационалистических позиций. Эвгемер писал о богах как о людях, чьи поступки были обожествлены. Палефат в сочинении «О невероятном», анализируя события, описанные в мифах, предполагал их результатами недопонимания или досочинения деталей.

Происхождение

Древнейшие боги греческого пантеона тесно связаны с общеиндоевропейской системой религиозных верований, имеются параллели и в именах — так, индийский Варуна соответствует греческому Урану, и т. д.

Дальнейшее развитие мифологии шло по нескольким направлениям:

  • присоединение к греческому пантеону некоторых божеств соседних или завоёванных народов
  • обожествление некоторых героев; героические мифы начинают тесно сливаться с мифологией

Известный румыно-американский исследователь истории религии Мирча Элиаде дает следующую периодизацию древнегреческой религии:

  • 30 — 15 вв. до н. э. — крито-минойская религия.
  • 15 — 11 вв. до н. э. — архаическая древнегреческая религия.
  • 11 — 6 вв. до н. э. — олимпийская религия.
  • 6 — 4 вв. до н. э. — философско-орфическая религия (Орфей, Пифагор, Платон).
  • 3 — 1 вв. до н. э. — религия эллинистической эпохи.

Зевс, согласно легенде, родился на Крите, а Минос, по которому названа крито-минойская цивилизация, считался его сыном. Однако, та мифология, которую мы знаем, и которую потом переняли римляне, органически связана с греческой народностью. О возникновении этой народности можно говорить с приходом первой волны ахейских племен в начале II тыс. до н. э. В 1850 году до н. э. уже были построены Афины, названные по имени богини Афины. Если принять эти соображения, то религия древних греков возникла где-то в районе 2000 года до н. э.

Религиозные представления древних греков

Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические (и мифографические) представления.

Мы знаем разные сочетания, иерархии генеалогии божественных существ — «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах — Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арес, Афродита, Гермес). Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов; в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы; обоготворение — даже при жизни). В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определённой общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои, и где какой почитался преимущественно (например, Зевс — в Додоне и Олимпии, Аполлон — в Дельфах и на Делосе, Афина — в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий — в Эпидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества).

Читайте также  Римские фамилии мужские

Можно различить культы государственные и частные. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нём понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, например, жрец был тот же государственный магистрат.

Это правило не везде, однако, могло быть проведено с безусловной последовательностью; практика вызывала частные отклонения, создавала те или иные комбинации. Если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов), и культы частноправового значения (например, домашние или семейные), а также культы частных обществ или лиц.

Поскольку преобладал государственный принцип (восторжествовавший не везде одновременно и равномерно), всякий гражданин был обязан кроме своих частноправовых божеств почитать богов своей «гражданской общины» (изменения принесла эллинистическая эпоха, вообще способствовавшая процессу нивелирования). Это почитание выражалось чисто внешним образом — посильным участием в известных обрядах и празднествах, совершаемых от имени государства (или государственного деления), — участием, к которому приглашалось в иных случаях и негражданское население общины; и гражданам, и не гражданам предоставлялось, как кто мог, хотел и умел, искать удовлетворения своим религиозным потребностям. Надо думать, что и вообще почитание богов было внешним; внутреннее религиозное сознание было наивным, и в народной массе суеверие не уменьшалось, а росло (особенно в более позднее время, когда оно нашло себе пищу, шедшую с Востока); зато в образованном обществе рано началось просветительное движение, сначала робкое, потом все более энергичное, одним концом своим (отрицательным) задевшее и массу; религиозность мало слабела в общем (а иногда даже — хотя и болезненно — возвышалась), но религия, то есть старые представления и культы, постепенно — особенно по мере распространения христианства — теряла и свой смысл, и своё содержание. Приблизительно такова, в общем, внутренняя и внешняя история греческой религии за время, доступное более глубокому изучению.

В туманной области первоначальной, исконной греческой религии научная работа наметила лишь некоторые общие моменты, хотя они и ставятся обыкновенно с излишней резкостью и крайностью. Уже древняя философия завещала троякое аллегорическое объяснение мифов: психологическое (или этическое), историко-политическое (не совсем верно называемое евгемерическим) и физикальное; возникновение же религии она объясняла из индивидуального момента. Сюда примкнула и узкотеологическая точка зрения, и в сущности на этом же основании была построена «Символика» Крейцера («Symbolik und Mythologie der alt. Volker, bes. der Griechen», нем. Kreuzer, 1836), как и многие другие системы и теории, игнорировавшие момент эволюции.

Постепенно, однако, приходили к сознанию, что древнегреческая религия имела своё сложное историческое происхождение, что смысл мифов следует искать не позади их, а в них самих. Первоначально древнегреческую религию рассматривали только в ней самой, опасаясь заходить по ту сторону Гомера и вообще за пределы чисто эллинской культуры (этого принципа доселе держится «кенигсбергская» школа): отсюда локалистическое толкование мифов — с физикальной (например, Форкхаммера, Peter Wilhelm Forchhammer) или только с исторической точки зрения (например, Карла Мюллера, нем. К. О. Muller).

Одни обратили главное внимание на идеальное содержание греческой мифологии, сводя его к явлениям местной природы, другие — на реальное, усматривая в сложности древнегреческого политеизма следы местных (племенных и т. п.) особенностей. Со временем пришлось так или иначе признать и исконное значение восточных элементов в греческой религии. Сравнительное языкознание вызвало «сравнительную индоевропейскую мифологию». Это доселе преобладающее в науке направление было плодотворно уже в том отношении, что ясно показало необходимость сравнительного изучения древнегреческой религии и сопоставило обширный материал для этого изучения; но — не говоря уже о крайней прямолинейности методических приёмов и крайней поспешности суждений — оно занималось не столько исследованием греческой религии при помощи сравнительного метода, сколько изысканием её основных моментов, восходящих к поре общеарийского единства (причём лингвистическое понятие индоевропейских народов слишком уж резко отождествлялось с этническим). Что касается до основного содержания мифов («болезни языка», по К. Мюллеру), то оно слишком исключительно сводилось к явлениям природы — преимущественно к солнцу, или луне, или к грозам.

Более молодая школа сравнительной мифологии считает небесные божества результатом дальнейшего, искусственного развития первоначальной «народной» мифологии, знавшей лишь демонов (фольклоризм, анимизм).

В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически, как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов. Под этой оболочкой кроются и общеарийские элементы, но их часто столько же трудно выделить от специально греческих, как и вообще определить начало чисто греческой культуры. Не менее трудно сколько-нибудь точно выяснить основное содержание разных эллинских мифов, несомненно крайне сложное. Природа с её свойствами и явлениями играла тут большую роль, но, может быть, преимущественно служебную; наряду с этими естественноисторическими моментами следует признавать и моменты историко-этические (так как боги вообще жили не иначе и не лучше, чем люди).

Не без влияния осталось местное и культурное расчленение эллинского мира; несомненно также присутствие восточных элементов в греческой религии. Слишком сложной и слишком трудной задачей было бы объяснить исторически, хоть в самых общих чертах, как постепенно уживались между собой все эти моменты; но кое-каких знаний и в этой области можно достигнуть, исходя особенно из переживаний, сохранившихся и во внутреннем содержании, и во внешней обстановке культов, и считаясь притом по возможности со всей древнейшей исторической жизнью эллинов (путь в этом направлении указал особенно Куртинс в своих «Studien z. Gesch. d. griech. Olymps», в «Sitzb. d. Berl. Akad.», нем. E. Curtins, 1890). Знаменательно, например, отношение в греческой религии великих богов к божествам мелким, народным, и надземного мира богов к подземному; характеристично почитание усопших, выразившееся и в культе героев; любопытно мистическое содержание греческой религии.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Списки богов, мифологических существ и героев

Списки богов и генеалогия отличаются у разных античных авторов. Представленные ниже списки компилятивны.

Первое поколение богов

Сначала существовал Хаос. Боги, появившиеся из Хаоса — Гея (Земля), Никта/Нюкта (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь); боги, появившиеся от Геи — Уран (Небо) и Понт (внутреннее Море).

Второе поколение богов

Дети Геи (отцы — Уран, Понт и Тартар) — Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны и титаниды. Дети Никты и Эреба — Гемера (День), Гипнос (Сон), Керы (Несчастья), Мойры (Судьба), Мом (Злословие и Глупость), Немезида (Возмездие), Танатос (Смерть), Эрида (Раздор), Эринии (Мщение), Эфир (Воздух); Ата (Обман).

Титаны: Океан, Гиперион, Иапет, Кей, Криос, Кронос.
Титаниды: Тефида, Мнемозина, Рея, Тейя, Феба, Фемида.

Младшее поколение титанов (Дети титанов)

  • Астерия
  • Лето
  • Астрей
  • Перс
  • Паллант
  • Гелиос (персонификация солнца)
  • Селена (персонификация луны)
  • Эос (персонификация утренней зари)
  • Атлант
  • Менетий
  • Прометей
  • Эпиметей

Состав пантеона менялся на протяжении веков, поэтому богов больше, чем 12.

Эрос – греческий бог любви и страсти

Современное слово «эротика» происходит от имени Эроса – греческого бога любви, в лице которого древние греки поклонялись культу плодородия. Божеству, которое сегодня ассоциируется с весьма недвусмысленным чувством – в древности приписывались понятия также любви духовной, направленной на исцеление, свободу, красоту, а также любви к людям и друг к другу.

Именно древние римляне – виновники того образа Эроса, который популярен сегодня. Они превратили сексуального мужчину Эроса в пухленького херувимчика Амура.

Как правило, Амур изображался с завязанными глазами, ведь любовь слепа – далеко не всегда стрелы, которыми он пронзает сердца, попадают в намеченную цель.

В преддверии Дня Святого Валентина Амура часто изображают в виде Купидона – бога чистой любви.

Внешность

В ранних изображениях Эрос предстает в виде крылатого мужчины с великолепным торсом и прекрасной внешностью. В более поздних описаниях он уже упоминается, как миленьких пухленький мальчик с крыльями.

Символы и атрибуты

Эроса (Амура, Купидона) иногда изображают верхом на дельфине или льве, но обязательно с колчаном, луком и стрелами. Он всегда на охоте и всегда готов пронзить сердце жертвы чувством безумной любви.

Сила: Сила Эроса состоит в любовном притяжении, обеспечивающем продолжение жизни на земле.

Слабость: Бог любви всегда остается ребенком, посылая свои золотые разящие стрелы своевольно, не считаясь с доводами рассудка.

Родители

Существует множество мифов и легенд о происхождении Эроса.

В римской мифологии он наиболее часто упоминается, как сын Марса и Венеры. Некоторые легенды утверждают, что его родителями были Ирис – хранительница радуги и Зефир – бог северного ветра. В финикийских преданиях он – сын Хроноса и Аштарты.

По наиболее распространенной версии в греческой мифологии матерью Эроса является прекрасная Афродита – богиня любви, а отцом Арес – бог войны.

Но существует и более древняя версия. Согласно наиболее древним легендам этот бог появился на свет задолго до рождения Ареса и Афродиты. Он – дитя Хаоса, вылупившееся из яйца ночи. Он сам и есть творец древних богов и крылатых существ.

Красавица Психея подверглась многочисленным испытаниям прежде, чем обрела бессмертие и заняла место среди богов в качестве жены Эроса.

Афродита, позавидовав ее внешности, всячески препятствовала браку. В итоге, напоровшись на собственные стрелы, Эрос влюбляется в Психею и все заканчивается хеппи ендом.

По одной из версий у Эроса и Психеи родилась дочь – богиня удовольствия и блаженства – прекрасная Волупта. Если же вспомнить о более древних легендах, то Эрос – творец куда большего количества крылатых созданий и древних богов.

Основные мифы

В мифах VI века до н.э. Эрос – смелый, крылатый стрелок, владеющий ключами от неба, моря, земли и царства мертвых.

У Платона Эрос – это не божество, а, скорее, демон – вечный спутник Афродиты, он – сын Бедности и Богатства, зачатый в день рожденья Афродиты и получивший в наследство от родителей жажду обладания, стойкость, отвагу и… бездомность.

Интересные факты

У греков и поныне Эрос является одним из самых любимых божественных персонажей. Его изображениями украшают вазы, сосуды и фляги с драгоценным оливковым маслом.

Эроса почитали не только, как бога любви, но и как божество, олицетворяющее жизнь после смерти. Раньше его изображениями украшали гробницы.

Впрочем, и сейчас на современных греческих кладбищах можно встретить склепы с традиционным изображением улетающего Эроса и цепляющейся за него, умирающей от горя Психеи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector