Бог строительства в мифологии

Бог строительства в мифологии

Боги древнего Египта

Амон – бог солнца. бог солнца. Бога изображали в виде человека, со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском.

Анубис – бог – покровитель мертвых, создатель погребальных обрядов, сын бога растительности Осирис и Нефтиды, сестры Исиды. Анубиса изображали в виде человека с головой шакала или дикой собаки Саб черного цвета.

Апис – бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Апис считается Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами.

Атон – бог – олицетворение солнечного диска. Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, которые заканчивались кистями рук, держащими знак жизни анх, символ того, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном.

Атум, в египетской мифологии божество угасавшего солнца, демиург, возглавляющий гелиопольскую эннеаду, один из древнейших богов.

Баал – в западносемитской мифологии бог бури, грома, молний, дождя, связанного с плодородием. В египетской мифологии Баалу соответствует Сет.

Геб – бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме.

Гор – бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ – солнечный диск с распростертыми крыльями.

Имхотеп, в египетской истории и мифологии мудрец, зодчий, врач, визирь фараона Джосера. Уже в истории периода Древнего Царства стал почитаться в Египте как бог врачевания и исцеления.

Мин – бог плодородия, «производитель урожаев», которого изображали со стоящим фаллосом и с плетью в правой руке, а также в короне с двумя длинными перьями.

Нун – воплощение водной стихии, которая существовала на заре времен и заключала в себе жизненную силу. Нун и его жена Наунет, олицетворяющая небо, являлись первой парой богов, от них произошли все другие египетские боги.

Осирис – бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Он научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке руды, врачеванию, строительству городов, учредил культ богов.

Птах – бог-творец, покровитель искусств и ремесел. Птах создал первых восемь богов, мир и все в нем существующее – животных, растения, людей, храмы и т.д.

Ра – бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца.

Себек – бог воды и разлива Нила, чьим священным животным являлся крокодил. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила.

Сет – бог пустыни, то есть «чужеземных стран», олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба.

Тот – бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. Священным животным Тота был ибис, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса. Женой Тота была богиня истины Маат.

Хепри (или Хепер), в египетской мифологии бог восходящего Солнца, демиург и творец мира. Древнее божество солнца Хепри изображалось в виде огромного скарабея, катящего солнце по небесам.

Хнум – бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге. Он часто изображается в виде человека с головой барана, сидящего перед гончарным кругом, на котором стоит фигурка только что сотворенного им существа.

Хонсу – бог луны, бог времени и его измерения, сын Амона и богини неба Мут. Хонсу также почитался как бог путешествий.

Шу – бог воздуха, разделяющий небо и землю, сын солнечного бога Ра-Атума, супруг и брат богини влаги Тефнут. Его чаще всего изображали человеком, стоящим на одном колене с поднятыми руками, которыми он поддерживает небо над землей.

Эа (бог)

Эа (аккад. Хайя , или по принятому в науке, но неправильному чтению — Эйа; шум. Энки ) — в шумеро-аккадской мифологии, один из трёх великих богов (наряду с Ану и Энлилем). Божество мудрости, подземных (пресных) вод (создатель реки Тигр) и подземного мира, культурных изобретений; благосклонный к людям [1] .

Почитался как бог-покровитель города Эриду, где его главный храм назывался Э-Абзу («Дом Бездна»). Почитался также хеттами и хурритами [источник не указан 1914 дней] .

Содержание

Генеалогия [ править ]

Образ [ править ]

Изображался окружённым источниками вод, с рыбьим хвостом (подобно Олокуну и Дагону) и светильником. При раскопках возле его жертвенника найдено особенно много рыбьих костей.

Имел эпитеты «хитроумный, многомудрый, совершенный разумом, Разум Обширный». Само имя Энки значит «Господин Земли», «Владыка Низа».

Самюэль Крамер, один из ведущих шумерологов мира, отмечает свидетельства жгучей ревности Энки к своему брату Энлилю. Исследователь назвал одних из древних текстов «Энки и его комплекс неполноценности». Космогонические представления, лежащие в основе шумеро-аккадской мифологии, различают небесный мир бога Ану, надземный мир Эллиля (Бела) и подземный, принадлежащий Эйя. Под землей находится царство мертвых. (Главные представления шумеро-аккадских мифов, определяющие положение трёх миров, изложены у Диодора Сицилийского). Учитывая то, что имя Энки означает «Господин Земли», можно предположить, что Эа вынужден был уступить власть над надземным миром своему брату.

Энки сотворил людей из глины [2] , чтобы избавить богов от работы по прокапыванию русел рек и гор при сотворении мира [3] . Первого мужчину в шумеро-аккадском мифе звали Адапа.

Энки предупредил Зиусудру (шумерского аналога библейского Ноя) о насланном Энлилем Всемирном потопе и убедил построить Ковчег. Чтобы оправдать свои необычные действия, Зиусудра должен был сказать следующее: страшась гнева Энлиля, он больше не может оставаться в Месопотамии и строит корабль, чтобы перебраться во владения Эа. Поскольку в этот период население страдало от засухи и голода, горожане были убеждены, что как только Зиусудра уедет, Энлиль обрадуется и пошлёт им богатую жатву. Люди не только не возражали против строительства, но и помогали, что позволило закончить ковчег за семь дней. Когда Энки обвинили в разглашении тайны, он сказал, что ничего не выдавал, а только позволил человеку догадаться о планах богов.

Параллель с «Книгой Бытия» Библии [4] очевидна. В шумеро-аккадской версии решение уничтожить человечество и попытка его спасти представляют действия разных божеств, что выглядит более логичным. Трудно сказать, почему Энки пошёл на риск и выступил против воли богов — либо его так заботила судьба собственного творения, либо основой его поступка послужила вражда со старшим братом Энлилем.

«Энума элиш» описывает, как Эа убил Апсу, супруга Тиамат. Из-за этого случилась война богов с Тиамат (аналог мифа о титаномахии в греческой мифологии). Сын Эа Мардук разделил Тиамат на 3 части, породив мир, и стал верховным богом Вавилона.

В мифах Эа действует как главное божество-демиург (творец мира, богов и людей), носитель культуры, божество плодородия, создатель человечества. Обычно в сказаниях подчёркивается его доброта, но также и хитрость, капризность. Он часто изображается пьяным. Несмотря на то, что он является олицетворением мудрости, богине Инанне удаётся его обхитрить (миф об Инанне и похищении так называемых «мэ» — кодекса социальных, этических, культурных, правовых и ритуальных законов, созданных богами).

Именем Эа (Энки) названа цепочка кратеров на спутнике Юпитера Ганимеде.

Палеоэпиграфы [ править ]

Первые клинописные упоминания об Энки восходят к XXVII—XXVI вв. до н. э., к самому началу изобретения письменности.

Подробно описан в сказаниях «Энки и Мировой порядок» (или «Энки и мироздание»).

Бог строительства в мифологии

ГРЕХ СТРОИТЕЛЕЙ ВАВИЛОНСКОЙ БАШНИ

Ицхак Стрешинский

Падение Вавилонской башни. Корнелис Антонис Теуниссен. 1547 год. Частное собрание

В Торе рассказывается о попытке людей построить город с башней до небес и о том, как Всевышний смешал их речь и рассеял их по земле. В этой статье мы попробуем разобраться, в чем именно заключался грех строителей Вавилонской башни.

Писание сообщает о строительстве: «На всей земле был один язык, одно наречие. Когда [люди] двигались с востока, они нашли в земле Шинар долину и поселились там. “Давайте сделаем кирпичи и обожжем их в огне”, — сказали они друг другу. Кирпичи у них были вместо камня, а асфальт — вместо глины. “Давайте выстроим себе город с башней до небес, — сказали они. — Так мы прославим себя, чтобы не рассеяться нам по всей земле”. Г-сподь сошел посмотреть на город с башней, который построили люди. И сказал Г-сподь: “Один народ, и один язык у всех, а это только начало их деяний! Теперь не будет им преград ни в чем, что бы они ни задумали совершить! Давайте же сойдем и смешаем их речь, чтобы они перестали понимать речь друг друга”. Г-сподь рассеял их оттуда по всей земле, и они перестали строить город. Поэтому назвали его Вавилон, ибо там Г-сподь смешал речь всех [жителей] земли — и оттуда рассеял их Г-сподь по всей земле» (Берешит, 11:1-9).

Мудрецы Талмуда обвиняли строителей города и башни в гордыне и идолопоклонстве. В мидраше «Берешит раба» (38:6) они приводят такие слова от имени строителей: «Давайте построим нам башню, сделаем на ее вершине идола, дадим ему в руки меч, и это будет выглядеть [символом], как будто он воюет со Всевышним». Таким образом, основным грехом послепотопного поколения была попытка противопоставить себя Творцу мира. Еврейская традиция сохранила много преданий, иллюстрирующих целеустремленность и одержимость этой идеей, которую и сделало невозможной смешение языков.

Однако значительно менее известно, что некоторые средневековые комментаторы Писания видели в действиях этих людей в первую очередь нарушение повеления Всевышнего «Плодитесь, размножайтесь и заполняйте землю!» (см. Берешит, 1:28; 9:1). Впрочем, из комментария рабби Авраама Ибн-Эзры (1089–1164) можно понять, что он считал, что речь идет не столько о грехе и наказании, хотя он и не спорил с мнением мудрецов, сколько об ошибке строителей. По его мнению, люди решили, что им будет полезней и целесообразней жить в одном месте, не считаясь с тем, что это не соответствует планам Творца. И когда Он рассеял их по всей земле, это было в первую очередь для их же блага. Рабби Давид Кимхи (Радак; ок. 1160 – ок. 1235) принимал идею Ибн-Эзры о том, что действия людей противоречили указанию Всевышнего о заселении всей земли, но подчеркивал, что речь идет не об ошибке, а о преднамеренном нарушении указания Свыше: «…Ведь Он хотел заселения земли от востока до запада, а они думали заселить только одно место на земле и упразднить желание Б-га».

Но вернемся к мнению мудрецов Талмуда, считавших, что главный грех строителей Вавилонской башни заключался не в том, что они хотели жить все вместе и не рассеиваться по миру, а в гордыне и идолопоклонстве. Следует обратить внимание на исторический и географический фон рассказа о Вавилонской башне. Как мы помним, в тексте Торы сообщается о конкретной местности — долине в земле Шинар и о том, что город был назван Вавилоном. Исследователь Танаха рав Эльханан Самет отмечает, что мудрецы Талмуда жили в то время, когда в самом Вавилоне еще можно было увидеть развалины башен храмовых комплексов и самого города. Подтверждение этому можно найти, например, в таких высказываниях мудрецов: «Сказал рабби Хия бар Аба: “Та башня, которую построили: треть ее сгорела, треть — погрузилась под землю, а треть — существует. И если ты скажешь, что [эта оставшаяся треть] небольшая, сказал рав Гуна от имени рава Иди: „Каждый, кто поднимается на ее вершину, видит перед собой пальмы, как будто они саранча“”» (Берешит раба, 38:8). Наглядность руин грандиозных строений язычников лишь добавляла остроты в отношении мудрецов к библейскому рассказу. Мидраши свидетельствуют о том, что развалины воспринимались как наглядная его иллюстрация.

Таким образом, слова мудрецов о том, что грехом строителей Вавилонской башни была попытка противопоставить себя Творцу мира, основаны, среди прочего, на понимании исторического и географического фона событий, описанных в Торе. Идеи мудрецов получили развитие в следующих поколениях благодаря результатам археологических раскопок. Ниже мы приведем мнения некоторых близких нам по времени исследователей, которые также считали, что грехом строителей Вавилонской башни были гордыня и идолопоклонство, и Тора высмеивает этих строителей-идолопоклонников, противопоставляя им праотцев еврейского народа.

Обнаруженные месопотамские рассказы о сотворении мира и потопе дают нам возможность узнать, что рассказывали об этих событиях древние народы. Некоторые еврейские комментаторы — в первую очередь профессор р. Моше-Давид Кассуто (1883–1951) — обратили внимание на глубокие различия между преданиями тех народов и словами Торы. Те, кто читает о Сотворении мира и начале человечества в Торе, не только получают достоверную информацию об этих событиях, отличную от мифологии окружающих народов, но и учатся вере в Единого Б-га и моральным принципам. Кассуто приводил примеры того, как в истории о Вавилонской башне высмеиваются идолопоклонники. Сказано: «Г-сподь сошел посмотреть на город с башней, который построили люди» (Берешит, 11:5). Строители башни думали, что башня достигнет небес, но, с точки зрения Всевышнего, это строение было очень низким во всех смыслах, и поэтому используются слова «сошел посмотреть». А слова «который построили люди» подчеркивают, что отнюдь не «боги», как в вавилонской мифологии, а обычные люди строили и город, и башню.

Происхождение самого названия «Вавилон» (на иврите Бавель) в истории о Вавилонской башне объясняется так: «Поэтому назвали его Вавилон, ибо там Г-сподь смешал [балал] речь всех [жителей] земли». Здесь вновь можно увидеть скрытую насмешку над месопотамскими идолопоклонниками, которые считали, что название города происходит от аккадского Bâb-ili («Врата бога»).

Профессор Йеуда Элицур (1911–1997) проводил параллель меду идеями, которые можно выучить из истории о Вавилонской башне, и идеями, выраженными в историях о праотцах еврейского народа. Строители города и башни хотели прославить себя, но в следующей главе книги Берешит Всевышний сообщает о том, кто на самом деле прославится, обращаясь к праотцу Аврааму: «Я сделаю тебя великим народом, благословлю тебя, возвеличу твое имя, и ты станешь благословением» (Берешит, 12:2). Строители города и башни волевым решением выбрали местом своего жительства долину в земле Шинар, тогда как только Всевышний решает, какая страна является избранной, и говорит Аврааму, находящемуся в Месопотамии: «Уходи из своей земли, от твоей родни, из дома твоего отца — в страну, которую Я укажу тебе» (там же, 12:1).

О праотце Яакове рассказывается, что по пути из Беэр-Шевы в Харан он остановился в некоем месте и заночевал там: «И увидел он во сне: лестница стоит на земле, а ее вершина достигает небес, и ангелы Б-га поднимаются и спускаются по ней. И вот, Г-сподь стоит над ним и говорит: “Я Г-сподь, Б-г Авраама, твоего праотца, и Б-г Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, Я отдам тебе и твоим потомкам. Твои потомки будут [многочисленны], как прах земной, и ты раздвинешь [свои пределы] на запад и на восток, на север и на юг. Ты и твое потомство станете благословением всем племенам земли. Я — с тобою. Я буду хранить тебя везде, куда бы ты ни пошел, и возвращу тебя на эту землю. Ибо Я не оставлю тебя, пока не исполню [все], что обещал тебе”. Яаков пробудился от сна и сказал: “Воистину, Г-сподь пребывает на этом месте, а я и не знал!” Ужаснулся он и добавил: “Как страшно это место! Это и есть Дом Б-га, это — врата небес!”» (там же, 28:12-17).

Строители Вавилонской башни хотели построить город с башней до небес, но в результате остались на земле и были рассеяны по ней. Праотец Яаков был тем, кому было дано увидеть лестницу, чья вершина достигает небес, В отличие от Вавилонской башни, уходящей в пустоту, по этой лестнице поднимались и спускались ангелы Б-га, и над ним стоял Всевышний. Настоящие врата небес — это не Вавилон, а место в Стране Израиля, где Всевышний открылся Яакову, а увиденная им лестница символизирует постоянную связь между Всевышним и страной, избранной Им.

Какие Боги покровительствуют строителям на Руси?

Какие Боги покровительствуют строителям на Руси?

Во времена древних славян, до того, как произошло крещение Руси, было большое количество языческих богов.

Кто-то из них был светлыми и добродетельными, а кто-то — враждебными, которых боялись и остерегались тревожить.

Изначально русичи не поклонялись ни солнцу, ни огню, как это делали другие племена – солнцепоклонники. Славяне наделяли силами и обожествляли природные стихии – грозу, ветер, дождь и так далее. Вся жизнь древних славян, так или иначе была связана с силами природы.

Общие сведения

Боги строительства на Руси

Строительство и архитектура всегда были теми областями знаний, которые считались под особым покровительством небес. Все строители верили в том, что они не просто творцы сооружений и здания, но и обладатели силы, которая определяет, перенимает и передает в зримые земные формы невидимые непосвященным людям внеземные проекты.

В древности человечество верило не только в богов неба, луны, солнца, природных явлений, но и каждый предмет или явление имело связь с особенными божествами. Конечно, покровители были и у строительного и архитектурного искусства, как синтеза проявления человеческой материальной и духовной культур.

В миропонимании славян все наше мироздание строилось по принципу подобия, то есть малое (Яр) отражает великое (Ярг). В их понимании дом был подобием Вселенной, своеобразным миром, который создавался хозяевами и связывал его с внешним миром. Но, чтобы дом действительно стал подобием большой Вселенной, его требовалось наполнить Жизненной Силой – Жилом.

Боги строительства в мировой мифологии

Какие Боги покровительствуют строителям на Руси?

Первым богом строительства можно назвать шумерского бока Энки, его имя дословно переводилось, как «Господин Земли». В эпоху шумер он считался организатором всей цивилизованной жизни в Месопотамии, между реками Евфрат и Тигр. Из шумерских преданий можно узнать, что Энки поднял со дна океана шумерский город Эреду (название дословно означает «добрый город»), затем стал покровителем этого города. 8 000 лет назад археологи официально подтвердили существование этого города.

Энки также приписывается создание первого строительного материала. Так как в месте проживания шумеров деревьев было не много, то Энки создал кирпичную форму.

В древнем Египте равным богу почитали величайшего архитектора Имхотепа, которые создал проект знаменитой египетской пирамиды.

Имхотеп считался основателем каменного строительства как такового. Кроме того, ему приписывают создание древнего «поучения», как следствие он стал считаться еще и покровителем образования и письменности. Еще позже Имхотепа стали считать целителем и пророком, а так же богом медицинского искусства, часто сравнивали с греческим Эскулапом. Имя Имхотепа увековечено в одной из записей на постаменте статуи фараона Джосера. Именно Имхотеп создал проект пирамиды фараона Сехемхета, которая была открыта в середине прошлого века.

В Китае покровителем строительства считается Лу Бань, имя которого часто можно встретить в древнекитайских текстах. Отмечалось, что мастерство Лу Баня было таким великим, что ему боги поручали ремонтировать столбы, которые подпирают небесный свод. Он считается изобретателем строительных инструментов, именно он научил навешивать двери, организовал постройку значимых сооружений, среди которых угловые башни императорского «Запретного города» в Пекине.

В одной из легенд Лу Бань «одалживает» у морского дракона дворец и укрепляет его на земле. Видимо отсюда и пошла китайская традиция — строить дворцы с изображением драконов.

По сегодняшний день при строительстве зданий в Китае читают молитвы и проводят обряды в честь этого бога строительства и строительного мастерства.

В Древней Греции богом строительства считался Аполлон. А покровительницей самих строителей и мастеров считалась богиня Афина, по преданиям она сама основала город, который был назван ее именем. Вернее, она совершила обряд для основания города Афины. Город Коринф по преданиям построил знаменитый Сизиф.

Стоит отметить еще одного легендарного строителя с острова Крит. Популярность и загадочность Делала можно сравнить только с Минотавром. По легендам Делал это тот мастер, которые совмещает в себе как гениальность, так и злодейство. Он был внуком афинского царя. Но после того, как убил собственного племянника за то, что считал его более талантливым, чем он сам, вынужден был бежать на остров Крит.

Читайте также  Герцогский дворец в урбино

На острове мастера принял царь Минос, и заказа ему дворец с множеством лабиринтов и ходов. Там же Делал создал большое количество деревянных статуй, в том числе и движущихся. Но «отблагодари» царя Делал тем, что помог Тесею убить главное священное животное острова – Минотавра. Дедалу пришлось снова бежать, в этот раз он отправился в Сицилию, при этом по дороге потерял своего сына Икара. В погоне за беглецами погиб и сам царь Минос.

Дедала считают не только строителем, но и проводником душ людей в потусторонне царство, символом которого и являются лабиринты.

Боги строительства в славянской мифологии

Вообще все божества на Руси делились на три класса:

  • Высшие – боги, которые отвечают за глобальные проблемы – войны, голод, урожайность, погоду и так далее,
  • Средние – боги, которые отвечали за вопросы бытового плана – ремесла, рыбалку, охоту, сельское хозяйство, женские заботы,
  • Низшие – различные сущности и существа, типа русалок, леших, домовых.
  • Род – верховный бог, творец всего живого. У него не было физической оболочки, он представлялся как бестелесный дух, немеющий конца и начала, при этом существовавший повсюду. Род устраивал непогоды, проливные дожди, гром и молнию. Он же управлял жизнью и смертью людей, бедностью, неурожайностью, голодом. Его никто никогда не видел, но он всегда видел всех. У Рода был сын Сварог.
  • Сварог имеет возможность перевоплощаться по сезонам: зимой – Коляда, весной – Дажльбог, летом – Ярило и осенью – Сварог. С наступление нового сезона он перевоплощался, а каждому такому перевоплощению соответствовали определенные ритуалы проводов и встречи. Это и были народные гуляния и праздники. Такие обряды частично сохранились и до наших дней. Например, Масленица, когда люди пекут блины и сжигают чучело из тряпок и соломы.
  • Лада – хранительница любви, красоты, домашнего очага и семейного счастья. Это была супруга Сварога. Она относилась к пантеону добрых языческих божеств. Считалась заступницей женщин, детей, плодородия и урожая.
  • Девана – жена Святобора, хранителя леса. Девана считалась покровительницей охоты. Обычно показывалась в облике красивой девушки в шубе с накинутой шкурой медведя. При себе всегда имела лук со стрелами. Девана заботилась о животных и помогала им перенести тяжелые условия непогоды и избежать опасностей.
  • Святобор – хранитель леса, отвечал за гармонию в лесу, определял судьбу каждого жителя леса.
  • Велес – еще один сын Рода и брат Сварога. Его основная стихия – движение. Именно он заставил двигаться мир, сотворенный Родом. Это покровитель торговцев и путешественников, считается, что он приносит удачу людям.
  • Макошь – хранительница человеческой судьбы и покровительница рукоделия. Является покровительницей рожениц и новорожденных, отвечает за достаток в семье и урожай.
  • Берегиня – божество, которое породило все живое. Считается, что именно она является покровительницей всех славян.

Велес – еще один сын Рода и брат Сварога

У древних славян было свое искусство для обустройства дома, которое создавалось на протяжении тысячелетий. В славянском древнем волховском искусстве «ВойЯрг» под обустройство и устройство дома был выделен целый раздел, который назывался «Дом-оберег» или «Ладный дом».

На основе этого раздела и складывались традиции строительства домов славян. Так, на южной стороне дома должна была располагаться кухня с гостиной, так как именно южная сторона считалась самой богатой на плодородие, здоровье и другие блага. При этом гостиная должна была смыкаться с восточной стороной, так как восточная сторона ассоциировалась с бродягами и кочевниками, то есть привлекала гостей. Покровителями гостиной считались устроитель явной жизни Белобог и хозяин пространства Стривер Именно по этому в гостиных решались все основные важные вопросы, велись советы семьи, здесь же размещали пришедших гостей.

Кухня должна смыкаться с западной стороной, так как с запада идут потоки стабильности и материального достатка. Покровительствует кухне Числобог – это хранитель времени, божество числе. Счета и расчетов, а также богиня Макоша – небесная пряха, которая является покровительницей женщин.

Территории от кухни до южной стены называлась женским кутом, где женщина была полноправной хозяйкой. В кухне же располагалось и одно из самых значимых мест силы дома – печь. По славянским преданиям именно печь – это первое, что создал небесный коваль Сварог. И сказал «да будет огонь в этом очаге!». А от огня уже появился свет. Печь считалась воротами в Навь – древний мир человечества. Считалось, что за каждой печью живет Бог начала, он проявляется в пламени в виде Огневика. Очаг – это главный признак дома, без очага дома не может быть. Во всех современных квартирах есть печи – газовые, электрические, но печи. Все это дети той Божественной Первой Печи.

Считалось, что если за печью хорошо ухаживать, содержать ее в чистоте и хорошо ее попросить, то она сохранит дом от нечистей и напастей, прогонит печать и хворь. Печь приравнивалась к всемогущему Богу.

Небесные покровители строителей

Как правило, покровителей той или иной специальности выбирают по их деяниям. Эта традиция существует с древности. В православной традиции покровителями строительства и всех строителей принято считать преподобных Зодчих Печерских. Современный день их памяти по церковному календарю приходится на 2/15 сентября.

Московские строители особо почитают святителя Алексия, который был митрополитом Московским и Всея Руси.

Еще одним покровителем строителей и зодчих можно назвать Преподобного Сергея Радонежского. С его именем связывается восстановление православных русских церквей после нашествия монголо-татар.

В католических традициях покровителями строителей, каменщиков, архитекторов, плотников и других строительных специальностей являются Апостол Фона и Апостол Петр.

День электромонтажника

День электромонтажника

В МПО Электромонтаж 12 августа — праздник. Праздник этот всенародный, отмечается ежегодно, называется — День строителя. Это, конечно, свидетельство уважения к профессии.

Вы спросите, при чём тут электромонтажник в заголовке? Уточняем.

Люди строили что-нибудь всегда, с того момента, как обезьяна взяла в руку палку, чтобы стукнуть другую обезьяну, которая не хотела стать человеком — будь то жильё на дереве или в пещере, ловушка для мамонта, или (позже) гигант индустрии. В древнейшие времена не выделяли строителей в отдельную профессию — не было квалифицированных специалистов, строить было принято коллективом — племенем, общиной, а экономисты ещё не открыли принцип общественного разделения труда. По мере развития технических знаний и теологических воззрений повсеместно за строительство стали отвечать специально назначенные боги, а потом и люди.

Так, в египетской мифологии это трудное дело курировал бог города Мемфиса — Птаха, покровитель ремёсел и искусств, защитник истины и справедливости. Почитали всемерно его сына Имхотепа, который был совершенно реальным мужчиной, но «знавшим вещи» и изложившим эти знания в книге Доктрины жизни — он был мудрецом и врачевателем, астрономом и верховным жрецом бога Ра, и первым после царя — сановником фараона Джосера, архитектором и строителем его могилы — первой египетской пирамиды.

В Древней Греции строителей опекал Прометей, который не только передал людям прерогативу богов — огонь, но и научил их строить жилища и добывать металлы, обрабатывать землю, считать, писать и наблюдать за звёздами.

Кстати, по мере оформления профессиональной принадлежности, строителей стали называть в Греции — экономои, устроители дома, в Византии — технитаи, ремесленники. В западноевропейском Средневековье различались работники по дереву — лигнарии, монтажники фундаментов — цементарии, каменщики — муратории, каменотесы — латомусы. Плотников именовали карпентариями. А все строители вообще — это тектоны, от слова тектоника — строение.

Русское слово строить не только означает — улаживать, но и восходит к слову страивать — соединять три части чего-либо, например, голова-торс–ноги или фундамент-стены-крыша.

У славян бог огня и неба Сварог, он один из главных, был и богом ремёсел и домашнего очага. От его имени идут осовремененные слова варить, сварганить, верх. Он научил людей владеть огнём, обрабатывать металл, создавать по «образу и подобию» небесных — плуг, клещи и колесницу.

Второстепенные божества жили бок о бок со славянами, часто показывались на глаза. В наше время из них существует, например, Домовой — душа и покровитель жилища и живущих в нём людей (иногда хулиганит и ворует ножи и вилки).

В строительстве славяне уподобляли себя Богам, создавшим мир. А Домовой помогал выбрать время начала работ, место и — деревья: не годились для стройки скрипучие, ибо в них плачет душа замученного человека, засохшие на корню — в них нет жизненных сил, и люди в доме станут болеть…

После крещения Руси покровителем строительства и строителей у нас стал Архангел Михаил, защитник от видимых и невидимых врагов и злых духов. А также святитель Алексий Московский. Он был воспитателем в отрочестве князя Московского Дмитрия — будущего Донского. Алексий основал три монастыря на Москве, был инициатором строительства первых каменных стен Кремля.

Видите, какое внимание и уважение проявляли во все времена к строителям и люди, и боги?

Вы опять спросите, при чём тут электромонтажники? Пока ни при чём. Хотя, уже в эпоху волюнтаристических научно-технических реформ Петра I, толковый русский мастеровой мог бы обучиться и ремеслу электромонтажника — у иноземных специалистов, или в загранкомандировке, где и сам государь стажировался по корабельному и навигацкому делу. Но вопрос тогда был отложен до изобретения электричества.

А вот в СССР он стал ребром. Молодое государство после гражданской войны нуждалось в средствах противостояния враждебному окружению — в мощной промышленности, выпускающей народнохозяйственные машины и вооружения. Курировать индустриализацию, строительство и электрификацию взялись новые высшие силы — коммунистическая партия и советское правительство, и немало в том преуспели.

Но давайте посмотрим на Россию в течение всего ХХ века.

Основные фонды, введенные в действие 1900–2000 гг. в России, в 69 раз превысили существовавшие в начале ХХ в, капвложения в строительство возросли в 100 раз — до 1165,2 млрд. руб. (в сопоставимых ценах 2000 г).

Среди крупнейших объектов, построенных до революции — железные дороги Забайкальская, Китайско-Восточная и Петрозаводск-Мурманск, Транссибирская магистраль и самый крупный в мире мост Амурское чудо, Царицынский металлургический завод и завод электромоторов в Кронштадте, нефтяной завод в Ухте, Воронежский экскаваторный, Московский автомобильный. Этот всплеск роста сменился сокрушительным падением в годы революции и гражданской войны 1917–1922 гг., затем сильным подъёмом в 1929–1941 гг. и в 1946–1985 гг. и мощным спадом в 1991–2000 гг. (более, чем в три раза).

В первое десятилетие советской власти реализована крупнейшая в мире программа электрификации страны (план ГОЭЛРО), построены более 2,8 тыс. крупных государственных объектов, в том числе 2,2 тыс. промышленных.

В годы двенадцати пятилеток (1929–1990 гг.) в России введены в строй 40 тыс. (в СССР — 60 тыс.) промышленных предприятий, из них крупных 27,7 тыс. (в СССР — 43,7 тыс.). Среди них — собственно, всё, чем мы гордимся — крупнейшие в мире электростанции, машиностроительные и автомобильные гиганты, металлургические и химические комбинаты, и о чём сожалеем, когда видим, что всё это устаревает, порой находится на грани выживания.

За сто лет в России построено и восстановлено более 60 тыс. крупных промышленных предприятий, 3,5 млрд. м2 — жилья. Построено 250 новых городов (Дзержинск, Комсомольск, Ангарск, Зеленоград, Магадан, Норильск…) В 14 раз (до 18,5 тыс) возросло число первичных строительных организаций, в 16 раз — численность строителей — до 5 млн. чел в 2000 г. Удельный вес строительства в начале века не превышал в экономике России 1,5%, в конце — 10%, в том числе в ВВП 8,2%.

Всё это время строители пользовались особым уважением — и энтузиасты предвоенных гигантских строек социализма, и труженики, восстанавливающие после войны заводы и фабрики, строящие людям жильё, школы, больницы — их почитали наравне с фронтовиками…

Кстати, о жилье. Россия за эти 100 лет далеко продвинулась в жилищном секторе — построила 3,5 млрд. м2 жилья, в 125 раз больше, чем было в 1901 г.— на одного жителя стало приходиться 19,2 м2 жилой площади (в 1917 г. 8,2 м2, в 1940 г. 6,2 м2; в 1950 г. 6,9 м2, в 1985 г. 14,4 м2; в 1990 г. – 15,7 м2).

Так вот, в ХХ веке любое строительство уже не обходилось без прокладки подводящих линий электропередач и внутренних кабелей электрического питания осветительных и силовых сетей, установки электротехнического оборудования — ну, вы понимаете, о чём речь. Сформировалась особая профессиональная группа специалистов — тех, которые оснащают электричеством все объекты, возводимые каменщиками, бетонщиками, штукатурами, плотниками, работающих рядом с ними — и называющих себя электромонтажниками. Но в Указе Президиума Верховного Совета СССР О праздничных и памятных днях подразумеваются в общей категории строителей.

Ах да. Мы же ещё не говорили об этом Указе!

Как писали тогда газеты, «У нас, у строителей, большой день! Принятое 23 августа 1955 г. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров Союза ССР «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства» является новым проявлением заботы партии и правительства о строителях. Одновременно Верховный Совет постановил ежегодно отмечать государственный праздник — День строителя. Чувство гордости за свою страну, за свою профессию и горячая благодарность партии наполнили наши сердца…».

Отмечали День строителя торжественно по-деловому: проводили награждения, устраивали конкурсы по профессии, посвящения в строители — реальная гордость и уважение были, несмотря на помпезность — страна тогда действительно была большой стройкой.

За последние 10 лет века ввод основных фондов сократился на 80%, объём строительно-монтажных работ — на 78%, 30 тыс крупных строек было законсервировано, 750 тыс незавершённых объектов уже никогда не возобновятся.

Между тем, в это самое время, и организовалась небольшая (несколько человек) электромонтажная фирма, выполнявшая отдельные небольшие договоры. Она приняла имя МПО Электромонтаж, постепенно расширила сферу деятельности, занявшись ещё и производством необходимых строителям электрощитов и торговлей электромонтажными материалами, оборудованием и инструментом.

А электромонтажное подразделение, в котором ныне трудятся работники с уникальным опытом, за 20 прошедших лет провело ремонтные и пусконаладочные работы на более 3000 объектах — МГУ им. Ломоносова, 100 зданиях жилсектора в Измайлово, монтаже уличного освещения на МКАД, в Александровском саду Кремля, в Лужниках, в учреждениях здравоохранения, сельскохозяйственных предприятиях, торговых и выставочных центрах, в квартирах и коттеджах.

Так что день строителя — и День электромонтажника — это праздник не только в МПО Электромонтаж, с чего мы с вами начали — но и для наших партнёров и клиентов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector