Боги древней греции афродита

Боги древней греции афродита

Боги древней греции афродита

Древнегреческая богиня Афродита, дочь Урана, родившаяся из морской пены около острова Кипра,– древнее божество производительных сил природы. Более поздняя Афродита, дочь Зевса и Дионы, олицетворяла земную любовь. Но древние греки не делали разницы между этими двумя божествами, для них это одна и та же богиня, только в древнегреческой литературе ее называют то пенорожденной, то дочерью Зевса.

Родившись в море, Афродита вышла на сушу на острове Кипр (туда вынес ее легкий, ласкающий ветерок), отсюда одно из ее распространённых в Древней Греции имен – Киприда. Зовут ее и Кифереей (Цитерой), так как культ ее очень развит был на острове Кифера.

Как богиня любви и красоты Афродита изображается обнаженной или лишь слегка прикрытой. Нагота – главный атрибут этой богини, воплощавшей в Древней Греции идеал красоты.

Вот как автор гомеровского гимна Афродите характеризует роль этой богини в жизни природы:

«Муза! Поведай певцу о делах многозлатной Киприды!
Сладкое в душах людей вожделенье она пробудила,
Власти своей племена подчинила людей земнородных,
В небе высоком летающих птиц и зверей всевозможных,
Скольким из них ни дает пропитанье земля или море,
Всем одинаково близко сердцам, что творит Киферея»
(ст. 1–6; пер. В. В. Вересаева).

Спутники богини Афродиты – Хариты, Горы, Гимерос (любовное томление), Потос (желание), Пейто (убеждение).

Брак богини Афродиты с Гефестом был бесплоден. Отцом ее детей – Гармонии и Эрота – считают Ареса (иногда других богов), который был известен как возлюбленный Афродиты. В «Одиссее» рассказывается, как однажды бог Гефест поймал жену в расставленную им тончайшую золотую сеть, когда она была в объятиях Ареса, и как смеялись боги, которых Гефест пригласил удостовериться в измене его жены.

В прибрежных областях Древней Греции Афродиту, богиню, родившуюся из морской пены, чтили как повелительницу морских волн и молили ее о благополучном плавании.

«Улыбколюбивая», «золотая» Афродита так же мстительна, как другие олимпийцы, так же жестоко карает она смертных, не желающих ей подчиниться. Афродита безжалостно расправилась с целомудренным юношей Ипполитом, разлучила влюбленных Гиппомена и Аталанту, забывших воздать ей должные почести; она заставила холодного юношу Нарцисса влюбиться в самого себя. Зато большая любовь поощряется и награждается богиней Афродитой, если влюбленные не забывают обратиться к ней с мольбой и принести ей должную жертву. Так, в награду за любовь скульптора Пигмалиона к изваянной им Галатее Афродита, благосклонно приняв от него жертву, оживила статую.

Был у Афродиты и смертный возлюбленный, Анхис; она родила ему Энея, троянского героя, потомки которого основали Рим.

Боги древней греции афродита

Афродита (‘Αφροδίτη, лат. Venus, Венера, в честь которой названа одноименная планета) – древнегреческая богиня любви и красоты. Первоначально, вероятно, Афродита являлась олицетворением производительных сил природы, но впоследствии черты божества изменились под восточным (финикийским) влиянием, так что Афродита стала во многом родственна финикийской Астарте или сирийской Ашере. Как и Астарту, ее представляли иногда и воинственной богиней и изображали вооруженной, например, на острове Кипре, центре её культа, где во многих местах (Пафе, Идалии, Саламине и др.), она имела древние святилища. От Кипра Афродита получила прозвание Киприды. Она высоко чтилась также на острове Кифере, откуда прозвание её Киферея, в Спарте, Акрокоринфе и др. Афродита – возлюбленная бога Арея (Ареса) и сама называется Арея. С Ареем, как богом ветров, оплодотворяющих землю, она, богиня зиждительных сил, должна была с самого начала находиться в тесной связи. По Гесиоду, она родила от Арея Деймоса и Фобоса («Страх» и «Ужас») и олицетворенное согласие – Гармонию. Поводом к возникновению мифа о происхождении Афродиты из морской пены или крови Урана, низвергнутой в море, послужило, вероятно, родство начальных букв её имени с греческим словом Aphros (пена).

Афродита Милосская

Афродита Милосская. Статуя ок. 130-100 до Р. Х.

Трем царствам, в которых проявляется творческая сила природы, соответствовали и три названия богини: Афродита Urania (Venus coelestis) – небесная Афродита, Афродита Thalassa (Pontia) – морская Афродита, и Афродита Pandemos – богиня, властвующая на земле.

Как Urania, Афродита – дочь Зевса и Артемиды, которые в двойной форме – мужской и женской – воплощают небесное царство. Как Афродита Pontia, она – богиня моря и в особенности моря спокойного и безмятежного благоприятствующего счастливому плаванию (Euploia). В этом значении она чествовалась вместе с Посейдоном, а дельфин считался её священным животным. Наконец, как богиня земли, Афродита имеет своим возлюбленным Адониса, рожденного из дерева и олицетворяющего собою пышный расцвет и умирание природы. Как в мире животном и растительном Афродита Pandemos способствует росту и размножению, так и среди людей она сохраняет подобное значение, являясь покровительницей гетер. Введение культа Афродиты Pandemos в Афинах приписывали герою Тесею.

Постоянными спутниками Афродиты, как богини очарования и любви по преимуществу, считались Пифо, Пофос, Гимерос, Хариты, Гименей, но прежде всех Эрот, в котором легенда видела её сына. Римляне отождествили с Афродитой древнеиталийскую богиню Венеру.

Античное искусство с особенной любовью останавливалось на изображении богини красоты. В период первого расцвета художественного гения греков (Фидий) Афродита представлялась в полном одеянии, восседающей на троне или стоящей, но в позднейшую эпоху (Пракситель) стали изображать ее обнаженной, как бы выходящей из морской пены, и, наконец, еще позже перестали связывать наготу богини с её происхождением, а воплощали в ней идеал красоты женского тела. Черты и выражение лица богини приобрели в позднейших творениях характер изнеженности, соблазна и кокетства. Прелестный овал лица, улыбка на устах, узкие, томные, дышащие негой глаза – такими чертами рисовалась Афродита пред взорами художников после-фидиевского периода. На знаменитой статуе Праксителя, так называемой Афродита Книдской, полные формы богини ещё дышат здоровьем, но уже на её мюнхенской копии резко выступает черта изнеженности. Большой славой пользовалась в древности статуя Апеллеса – Афродита Anadyomene.

Из сохранившихся статуй Афродиты первое место по красоте замысла занимает Афродита Милосская (найдена 1820 г. на острове Милосе, в развалинах театра), чей творец и эпоха создания, не установлены. Афродита изображалась также сидящей в раковине, окруженной толпой нереид, или же в воинственной позе вместе с Ареем (степная живопись Помпей), заигрывающей с Эротом, в сонме наряжающих ее харит, или, наконец, посредницей в любви между Парисом и Еленой. Последнему мифу так же, как и суду Париса, особенно посчастливилось в античном искусстве. В Помпеях художники отдавали предпочтение циклу сказаний об Адонисе. На античных вазах встречается изображение Афродиты среди свадебного обряда наряжания невест.

  • Назад
  • Вперёд
  • Вы здесь:  
  • Мифология
  • Афродита, древнегреческая богиня – кратко

АФРОДИТА ОБРАЗ РЕАЛЬНЫЙ ИЛИ ВЫМЫШЛЕННЫЙ ученица 5 «А» класса МАОУ лицея 17 Шаброва Варвара. — презентация

Презентация 5 класса на тему: «АФРОДИТА ОБРАЗ РЕАЛЬНЫЙ ИЛИ ВЫМЫШЛЕННЫЙ ученица 5 «А» класса МАОУ лицея 17 Шаброва Варвара.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 АФРОДИТА ОБРАЗ РЕАЛЬНЫЙ ИЛИ ВЫМЫШЛЕННЫЙ ученица 5 «А» класса МАОУ лицея 17 Шаброва Варвара

2 Афродита Афродита («пеннорожденная»), в греческой мифологии богиня красоты и любви, пронизывающей весь мир. Согласно более позднему мифу, Афродита — дочь Зевса и океаниды Дионы. По другой версии, богиня родилась из крови Урана, оскопленного титаном Кроносом: кровь попала в море, образовав пену (по-гречески афрос). Афродита являлась не только покровительницей любви, о чем сообщал автор поэмы «О природе вещей» Тит Лукреций Кар, но и богиней плодородия, вечной весны и жизни. Согласно легенде, она обычно появлялась в окружении своих обычных спутниц — нимф, ор и харит. Символы богини – розы, голуби и дельфины. В мифах Афродита выступала богиней браков и родов.

3 Афродита — богиня красоты и любви (Венера Таврическая) II в. Древний Рим. Увидев прекрасную богиню на Олимпе, все боги влюбились в нее, но Афродита стала женой Гефеста — самого искусного и самого некрасивого из всех богов, хотя в дальнейшем у нее были дети и от других богов, включая Диониса и Ареса. В античной литературе также можно встретить упоминания о том, что Афродита состояла в браке и с Аресом, иногда даже называются дети, которые были рождены от этого брака: Эрот (или Эрос), Антерос (ненависть), Гармония, Фобос (страх), Деймос (ужас).

4 Вильям Бугро «Рождение Венеры». Афродита (в римской мифологии Венера) – богиня красоты и любви – родилась из крови оскопленного Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену; отсюда ее прозвище «пеннорожденная» и Анадиомена — «появившаяся на поверхности моря».

5 Роза Любимый цветок Афродиты. Он родился из морской пены вместе с Афродитой и поначалу был он белым, как пена.

6 «Венера и Адонис», фрагмент. Автор — Peter Paul Rubens. Возможно, самой большой любовью Афродиты был прекрасный Адонис, сын красавицы Мирры, превращенной богами в мирровое дерево, дающее благотворную смолу мирру.

7 Ревнивый бог войны Арес наслал на Адониса страшного вепря, который убил юношу

8 Когда Афродита бежала к погибшему возлюбленному Адонису, она колола ноги о шипы, и белые розы окрашивались ее кровью

9 «Суд Париса». Автор — Hendrick von Balen, 1599 Слева направо: Гермес, Парис, Афина, Гера и Афродита с Эротом Афродита была одной из трех богинь, заспоривших о своей красоте. Посулив Парису, сыну троянского царя, прекраснейшую женщину на земле, Елену, жену спартанского царя Менелая, она выиграла спор, и похищение Парисом Елены послужило поводом к началу Троянской войны.

10 Суд Париса (Парис — Сын царя Трои. Зевс поручил Парису рассудить споривших между собой о красоте Геру, Афину и Афродиту). c Масло на холсте. Музей Дель Прадо, Мадрид

11 В Древнем Риме Афродита отождествлялась с Венерой и считалась прародительницей римлян благодаря своему сыну Энею, предку рода Юлиев, к которому, по преданию, принадлежал и Юлий Цезарь.

Афродита

(Άφροδίτη), в греческой мифологии богиня любви и красоты. Богиня малоазийского происхождения. Этимология этого негреческого имени богини не ясна. Существуют две версии происхождения А.: согласно одной — поздней, она — дочь Зевса и Дионы (Hom. Н. V 370); согласно другой (Hes. Theog. 189- 206), она родилась из крови оскоплённого Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену; отсюда т. н. народная этимология её имени «пенорождённая» (от греч. ‘αφρός, «пена») и одного из её прозвищ — Анадиомена — «появившаяся на поверхности моря». Миф отражает древнее хтоническое происхождение богини, которое подтверждается также сообщением Гесиода, что вместе с А. из крови Урана появились на свет эринии и гиганты (следовательно, А. старше Зевса и является одной из первичных хтонических сил). А. обладала космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви. Это её воодушевляющее, вечно юное начало описано у Лукреция в поэме «О природе вещей» (I I-13). А. представлялась как богиня плодородия, вечнвй весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: «А. в садах», «священносадовая», «А. в стеблях», «А. на лугах». Она всегда в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении харит, ор (см. Горы ) и нимф (Hom. Н. V 338; Od. XVTTT 194: Hymn. Hom. VI 5 след.). А. прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная («богиня гор»), спутница и добрая помощница в плавании («богиня моря»), т. е. земля, море и горы объяты силой А. Она — богиня браков и даже родов (Paus. I 1, 5), а также «детопитательница». Любовной власти А. подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия (Hymn. Hom. IV 7-33).
По своему восточному происхождению А. близка и даже отождествляется с финикийской Астартой, вавилоно-ассирийской Иштар, египетской Исидой. Подобно этим восточным богиням плодородия А. появляется (IV 69 след.) в сопровождении свиты диких зверей — львов, волков, медведей, усмирённых вселённым в них богиней любовным желанием. В сохранившемся фрагменте трагедии Эсхила «Данаиды» (frg. 44) А. тоже выступает как богиня плодородия. Однако в Греции эти малоазийские черты богини, сближающие ее также с богиней-матерью и Кибелой, становятся мягче. Хотя служение А. часто носило чувственный характер (А. считалась даже богиней гетер, сама именовалась гетерой и блудницей), постепенно архаическая богиня с её стихийной сексуальностью и плодовитостью превратилась в кокетливую и игривую А., занявшую своё место среди олимпийских богов. Эта классическая А. — дочь Зевса и Дионы, её рождение из крови Урана почти забыто. В Гомеровском гимне (VI) богиня появляется из воздушной морской пены вблизи Кипра (отсюда А. — Киприда, «кипро рождённая»). Горы в золотых диадемах увенчивают её золотым венцом, украшают золотым ожерельем и серьгами, а боги при виде «фиалковенчанной» А. дивятся прелести Кифереи (культ А. был распространён и на острове Кифера) и возгораются желанием взять её в жёны. Мужем А. является Гефест — самый искусный мастер и самый некрасивый среди богов. Хромоногий Гефест трудится у наковален в своей кузнице, а Киприда, нежась в опочивальне, расчёсывает золотым гребнем кудри и принимает гостей — Геру и Афину (Apoll. Rhod. Ill 36-51). Любви А. домогались Посейдон и Арес. О любви Ареса и А. повествует ряд источников и называются дети от этого незаконного брака: Эрот и Антэрот (явно позднеэллинистическая символика), а также Деймос, Фобос («страх» и «ужас» — спутники Ареса) и Гармония (Нее. Theog. 934-937). Первоначально Эрот — космическое божество, порождение Хаоса (116 след.), в олимпийской мифологии стал сыном А. Парменид пишет о рождении Эрота: «Первым из всех богов Афродита сотворила Эрота», подчёркивая именно самостоятельную созидающую силу богини любви. В поздней литературе (Apoll. Rhod. III 111-159) Эрот оказывается гораздо более сильным, чем его мать, и, несмотря на свой детский возраст, помыкает А., став её постоянным спутником, крылатым мальчиком, вооружённым луком и стрелами, вселяющими любовь. Сыном А. от Гермеса считается Гермафродит (называемый также Афродитом).
Как и другие олимпийские боги, А. покровительствует героям, но это покровительство распространяется только на сферу любви. Она обещает Парису любовь Елены (Apollod. epit. Ill 2) и следит за прочностью их союза, терпя брань из уст Елены (Hom. П. III 399-412). А. пытается вмешиваться в военные события под Троей, будучи принципиальной защитницей троянцев, вместе с такими богами малоазийского происхождения, как Аполлон, Арес, Артемида. Она спасает Париса во время его поединка с Менелаем (III 380 след.). Она вмешивается в сражение, в котором совершает свои подвиги Диомед, и пытается вынести из битвы троянского героя Энея — своего сына от возлюбленного Анхиса (V 311-318). Однако Диомед преследует богиню и ранит её в руку (V 334-343), так что Энея подхватывает Аполлон, закрыв его чёрным облаком. Арес на своей золотой колеснице доставляет А. на Олимп, где её заключает в объятия мать Диона (V 370 след.). А. поднимают на смех Гера и Афина — её постоянные противницы (V 418-425), и Зевс, улыбаясь, советует дочери не заниматься войной, а устраивать браки (V 429 след.). А. с наслаждением внушает любовные чувства людям и сама влюбляется, изменяя хромоногому супругу. Даже Гесиод, давший столь древнюю генеалогию А., приписывает ей обычные любовные функции — сладкую негу любви, смех, улыбки, обманы, «пьянящую радость объятий» (Нее. Theog. 205 след.). В Гомеровском гимне (IV) А. изображается влюблённой в троянского героя Анхиса, и эта любовь представлена в духе роскошной и утончённой картины позднего времени, хотя сама А. наделена чертами матриархальной владычицы, перед которой ощущается всё ничтожество мужского начала, как и в истории любви А. к Адонису, подобной истории Кибелы и Аттиса.
В гомеровском эпосе А. принимает всё более кокетливые черты и отношение к ней ласково-ироническое. В «Одиссее» рассказывается любовная история А. и Ареса: во время свидания их хитроумно приковал не видимыми глазу сетями к ложу Гефест — законный супруг А., и в таком виде они предстали перед смеющимися богами, которые сами не прочь были бы занять место Ареса. Освобождённые Гефестом по просьбе Посейдона любовники немедленно расстались. Арес умчался во Фракию, а А. на Крит в Пафос, где её искупали и натёрли нетленным маслом хариты (VIII 266-366). Хотя появление классической А. всё ещё внушает ужас (Hom. П. III 398), она постоянно именуется «золотая», « прекрасновенчанная », « сладкоумильная», «многозлатая», «прекрасноокая». Рудиментом архаического демонизма богини является её пояс, который она передала Гере, чтобы соблазнить Зевса. В этом поясе заключены любовь, желание, слова обольщения, «в нём заключается всё» (XIV 215-221). Это древний фетиш, наделённый магической силой, покоряющей даже великих богов. А. посвящён гимн поэтессы Сапфо (1), в котором богиня именуется «пестро-тронной» и «плетущей козни»; на золотой колеснице, запряжённой воробушками, она мчится из зевсова дома к чёрной земле и готова стать для поэтессы союзницей в любовном свидании. Помогая любящим, А. преследует тех, кто отвергает любовь (она покарала смертью Ипполита и Нарцисса, внушила противоестественную любовь Пасифае и Мирре, а Гипсипилу и лемносских женщин наделила отвратительным запахом).
Платону в «Пире» принадлежит противопоставление А. Урании («небесной») и А. Пандемос («всенародной»). Хотя древняя А. из крови Урана вряд ли несла в себе одухотворённость, она переосмыслена Платоном как небесная в связи с происхождением от неба — Урана. А. Пандемос для Платона пошлая, доступная и понятная всем, не столь древняя и не связанная с небом, а дочь Зевса и малозначительной Дионы.
Геродот сообщает о почитании А. Урании в Сирии (I 105), в Персии (I 131), у арабов (III 8) и даже скифов (IV 59). Ксенофонт (Conv. VIII 9) и Павсаний (I 14, 6) упоминают храм А. Урании в Афинах. Храм А. Урании на острове Кифера считался у эллинов самым древним и самым священным; статуя самой богини была деревянной и изображала богиню вооружённой (Paus. III 23, 1). А. Пандемос тоже имела свой храм на афинском акрополе. Павсаний сообщает, что поклонение ей было введено Тесеем, «когда он свёл всех афинян из сельских домов в один город» (I 22, 3). Здесь вполне ясно подчёркивается общегосударственный смысл культа А.
Многочисленные святилища А. имелись в других областях Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта), на островах — Крит (в городе Пафос, где находился храм, имевший общегреческое значение, и отсюда прозвище А. — Пафосская богиня), Кифера, Кипр, Сииилия (от горы Эрике — прозвище Эрикиния). Особенно почиталась А. в Малой Азии (в Эфесе, Абидосе), в Сирии (в Библе, этому посвящён трактат Лукиана «О Сирийской богине»). В Риме А. почиталась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян через своего сына — троянца Энея, отца Юла — легендарного предка рода Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь. Поэтому Венера — «рода Энеева мать» (Lucr. II) — постоянная покровительница Энея не только под Троей, но главным образом после его прибытия в Италию (Verg. Aen.), особенно прославляется в эпоху принципата Августа.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина», 1963, т. 72, в. 3, с. 141-45; Otto W. Г., Die Gutter Griechenlands, 3 Aufl., Fr./M., 1947; Pestalozza U., Religione Mediterranea, Mil., 1951; Langlotz E., Aphrodite in den Garten, Heidelberg, 1954; Lullies R„ Die kauernde Aphrodite, Munch.- Pasing, 1954; Schilling H„ La religion romaine de Venus. P., 1954; Simon E., Die Geburt der Aphrodite, В., 1959.
А. Ф. Лосев.

Античные скульптурные изображения А. многочисленны; в искусстве архаики и классики богиня представала в одеянии, начиная же с 4 в. до н. э. — полунагой или совершенно обнажённой. Т. н. «Venus Genetrix» (Париж, Лувр) является римской копией греческой статуи 2-й половины 5 в. до н. э., вероятно, «А. в садах» Алкамена. «А. из Палаццо Лаццерони» является, предположительно, копией произведения Агоракрита или его мастерской (2-я половина 5 в. до н. э.). К греческим оригиналам 5 в. до н. э. восходят «А. из Лиона» и «А. из Фрежюса» (обе в Лувре). «А. Книдская» Праксителя известна по более чем 50 копиям; статуя послужила прототипом для многих известных произведений последующего периода («А. Медицейская», «А. Капитолийская» и др.). К другой статуе Праксителя — «А. Косская» восходит, по-видимому, «А. из Арля». В «А. из Капуи» усматривают копию произведения Лисиппа. До нас дошло несколько подлинных статуй работы греческих скульпторов эллинистической эпохи, в т. ч. «А. Киренская» (4-3 вв. до н. э.), «А. Мелосская» (ок. 120 до н. э.). Следует упомянуть также «Купающуюся А.» Дойдалсаса (3 в. до н. э.), известную по нескольким копиям, «А. Каллипигу», голову А. из Пергама и др. Среди греческих рельефов — рельеф т. н. трона Лудовизи со сценой, изображающей рождение богини. А. часто изображали в греческой вазописи, особенно в сценах «суд Париса», а также с Гефестом, с Еленой и Менелаем (в сценах встречи супругов после Троянской войны) и другими персонажами. В помпейских фресках встречается другой сюжет: «Арес и А.». См. также Адонис .
Сцены из мифов об А. встречаются уже в 14-15 вв. в книжной миниатюре (особенно во Франции и Фландрии). В живописи 15-18 вв. популярностью пользовались сюжеты, связанные с Адонисом, Аресом, Гефестом, Деметрой и Парисом, а также сцена «рождение Венеры» (С. Боттичелли, Тициан, П. П. Рубенс и др.). Не менее были распространены сюжеты «спящая Венера» (Пьетро ди Козимо, Джорджоне, Тициан, Аннибале Кар-раччи, Г. Реии, Доменикино, Д. Веласкес и др.), «туалет Венеры» (Дж. Беллини, Тициан, Ф. Пармиджанино, Дж. Вазари, Я. Тинторетто, Рубенс, Веласкес, Ф. Буше и др.) и «купание Венеры» (Рубенс, А. ван Дейк, Буше и др.). Популярны были сюжеты: «Венера и Амур» (Л. Кранах Старший, Я. Госсарт, П. Веронезе, Г. Рени, Веласкес, Рембрандт, А. Куапель, А. Ватто, Дж. Рейнолдс и др.), «поклонение Венере» (Дж. Вазари, X. Голциус, Рубенс, А. ван Дейк, Ф. Лемуан и др.), «триумф Венеры» (Тициан, А. Куапель, Ф. Буше и др.), «праздник Венеры» (Тициан, Рубенс и др.), «Венера и сатир» (Веронезе, Аннибале Карраччи, Н. Пуссен и др.). В европейской пластике образ А. нашёл воплощение главным образом в 18 в. (Г. Р. Доннер, Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе). Среди произведений нового времени — картины « Венера Анадиомена» Ж. Энгра и А. Бёклина, «Венера» А. Фейербаха, статуи «Венера» Б. Торвальдсена и «Венера с ожерельем» А. Майоля.
В европейской поэзии и драматургии разрабатывался главным образом миф о любви А. и Адониса. Большинство опер и балетов 17-19 вв. также посвящено этой теме. В числе произведений 17-18 вв. на другие сюжеты мифа — оперы Ф. П. Сакрати «Ревнивая Венера»; П. Коласа «Рождение Венеры»; А. Кампра «Любовь Марса и Венеры» и др., балетные постановки Дж. Уивера («Любовные похождения Марса и Венеры») и Ж. Ж. Новера («Туалет Венеры»), Среди произведений 2-й половины 20 в.- кантата К. Орфа «Триумф А.».

Читайте также  Афины на карте мира

Презентация по МХК (ИЗО) «Боги Древней Греции» (5 класс)

Афродита Джорджоне. Спящая Венера, 1510. Галерея старых мастеров, Дрезден Всп.

Афродита Джорджоне. Спящая Венера, 1510. Галерея старых мастеров, Дрезден Всп

1 слайд

Афродита Джорджоне. Спящая Венера, 1510. Галерея старых мастеров, Дрезден Вспомните, что вы уже знаете о богине Афродите? Богиня красоты прекрасна будет ввек… А.С.Пушкин Агесандр. Венера Милосская. Около I в. до н. э. Мрамор, Лувр, Париж И целомудренно и смело, До чресл сияя наготой, Цветет божественное тело Неувядающей красой. Под этой сенью прихотливой Слегка приподнятых волос Как много неги горделивой В небесном лике разлилось! Так, вся дыша пафосской страстью, Вся млея пеною морской И всепобедной вея властью, Ты смотришь в вечность пред собой. А.А.Фет И девушка в пене в той зародилась… На берег вышла богиня прекрасная. Ступит ногою — Травы под стройной ногой вырастают. Её Афродитой Боги и люди зовут, потому что родилась из пены. А Кифереей зовут потому, что к Киферам пристала, «Кипророжденной», — что в Кипре, омытом волнами, родилась. Гесиод «Теогония» Г.И.Успенский. Выпрямила

Афродита родилась на острове Кипр, поэтому рядом с её именем употребляют эпит

2 слайд

Афродита родилась на острове Кипр, поэтому рядом с её именем употребляют эпитет Киприда, т.е. рожденная на Кипре. На Олимпе Афродита появилась как дочь Зевса и океаниды Дионы, т.к. Афродита родилась из морской пены (греч. афрос), образовавшейся из капель крови Урана. Отсюда ее иное имя — Урания, т.е. «небесная» Афродита являет собой идеал не только небесной, но и вполне земной красоты. Ею восторгаются и простые смертные люди, и даже звери, поэтому ее другое имя — Афродита Пандемос (Всенародная). Атрибуты: волшебный пояс чаша из чистого золота, наполненная вином роза, мак, анемоны, фиалка, нарцисс, лилия, мирт горящий факел яблоко голубь, воробей, ласточка, зайцы, черепаха морская раковина, дельфин и лебедь Рождение Афродиты

Фрагмент скульптурного рельефа «Трон Людовизи» (Сцена рождения Афродиты). 460

3 слайд

Фрагмент скульптурного рельефа «Трон Людовизи» (Сцена рождения Афродиты). 460 г. до н.э. Национальный музей, Рим Неизвестный скульптор изваял сцену рождения Афродиты в рельефе, украшающем массивный мраморный блок, найденный на территории виллы Людовизи в Риме и изначально принятый за обломок трона, но, возможно, это постамент алтаря, стоявшего в святилище Афродиты. Плавным движением «пенорожденная», поддерживаемая девушками – корами, поднимается из воды. Художник не обозначает места действия: только крупная галька под ногами девушек да легкие складки мокрого хитона (будто струйки воды сбегают по телу) дают нам почувствовать, где это всё происходит. По легенде, на бесплодной почве, где ступит нога богини, произрастут прекрасные цветы. Рождение Афродиты

 С. Боттичелли. Рождение Венеры. 1485 г. Галерея Уффици, Флоренция

4 слайд

С. Боттичелли. Рождение Венеры. 1485 г. Галерея Уффици, Флоренция

Франсуа Буше. Триумф Венеры, 1740

5 слайд

Франсуа Буше. Триумф Венеры, 1740

Тициан. Любовь небесная и земная. 1515-1516 гг. Галерея Боргезе, Рим В картин

6 слайд

Тициан. Любовь небесная и земная. 1515-1516 гг. Галерея Боргезе, Рим В картине итальянского художника Тициана нашли отражение две сущности одинаково прекрасной богини любви — Урании и Пандемос. Они сидят по сторонам мраморного источника, украшенного великолепными рельефами. Амур бросает в него лепестки роз (явный намек на сладость любви). Сам колодец не только символизирует воду (источник жизни), в которой родилась Афродита, но и одновременно напоминает о смерти (римский саркофаг), говоря о том, что любовь Афродиты способна как погубить, так и возродить человека к жизни. Афродита – богиня любви и красоты

Пракситель создал 2 статуи Афродиты: одетую и обнаженную. Жители острова Коса

7 слайд

Пракситель создал 2 статуи Афродиты: одетую и обнаженную. Жители острова Коса приобрели богиню в одеждах и прогадали… Афродита Косская канула в безвестность. Нагую богиню «с руками оторвали» жители острова Книд и установили на одной из площадей города. Афродита Книдская привлекала паломников со всей Греции (а значит, и деньги, и славу). Видя Киприду на Книде, Киприда стыдливо сказала: «Горе мне, где же нагой видел Пракситель меня?» Пракситель. Афродита Косская Пракситель. Афродита Книдская

Храм Афродиты Афродита с триумфом шествует по земле в изящной колеснице, запр

8 слайд

Храм Афродиты Афродита с триумфом шествует по земле в изящной колеснице, запряженной парой голубей или лебедей. В честь богини отмечались красочные весенние праздники, как покровительницы весны, цветения и плодородия, во время которых к её ногам бросали травы и цветы, пели песни и водили хороводы. В одном и том же храме, построенном в её честь, одновременно могли стоять изображения Афродиты Урании и Афродиты Пандемос

Известно, что Афродите не было равных в искусстве покорять сердца. Даже могущ

9 слайд

Известно, что Афродите не было равных в искусстве покорять сердца. Даже могущественная жена Зевса – Гера просит у неё узорчатый пояс, в котором заключена таинственная и магическая сила обольщения. Многие горят желанием взять её в жёны. Веласкес. Венера перед зеркалом. 1649-51 гг. Национальная галерея, Лондон. Тициан. Венера Урбинская. Ок.1538. Флоренция, галерея Уффици. Буше. Туалет Венеры. 1751. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Жак Луи Давид. Венера, Марс и грации Любовные увлечения Любви Афродиты добива

10 слайд

Жак Луи Давид. Венера, Марс и грации Любовные увлечения Любви Афродиты добивались многие: и боги и простые смертные.

О любви Афродиты и Ареса повествуют многие источники. - А кто же был мужем бо

11 слайд

О любви Афродиты и Ареса повествуют многие источники. — А кто же был мужем богини? В «Одиссее» Гомер рассказал о хитроумном плане Гефеста, о каком? «Олимпийцы смеялись, и долго был этот случай потом любимым на небе рассказом» (Oвuдuй). Мартин ван Хемскерк. Венера и Марс застигнутые врасплох Только достигла обидная весть до Гефестова слуха, Мщение в сердце замыслив, он в кузнице плаху поставил, Крепко свою наковальню уладил на ней и проворно Сети сковал из железных, крепчайших, ничем не разрывных Проволок. Хитрый окончивши труд и готовя Арею Стыд, он пошел в тот покой, где богатое ложе стояло. Там он, сетями своими опутав подножье кровати, Их на нее опустил с потолка паутиною тонкой; Были не только невидимы оку людей, но и взорам Вечных богов неприметны они: так искусно сковал их, Мщенье готовя, Гефест. Гомер. Одиссея Любовные увлечения

П. Веронезе. Венера и Адонис. Прадо, Мадрид

12 слайд

П. Веронезе. Венера и Адонис. Прадо, Мадрид

Возможно, самой большой любовью Афродиты был прекрасный Адонис. Он был ей мил

13 слайд

Возможно, самой большой любовью Афродиты был прекрасный Адонис. Он был ей милее светлого Олимпа и прекрасней богов-олимпийцев. Вместе с юным Адонисом Афродита охотилась в горах и лесах, подобно богине Артемиде, забыв о своих украшениях и о своей красоте. Афродита просила только Адониса избегать охоты на львов, медведей и кабанов, чтобы не случилось с ним несчастья. Питер Пауль Рубенс. Венера и Адонис Миф о «прекрасном баловне Киприды» (А.С.Пушкин)

Однажды во время охоты собаки Адониса напали на след громадного кабана (вепря

14 слайд

Однажды во время охоты собаки Адониса напали на след громадного кабана (вепря). Радовался Адонис такой богатой добыче, не предчувствовал он, что это его последняя охота. Адонис уже готовится пронзить разъярённого кабана своим копьём, как вдруг кинулся на него кабан и своими громадными клыками смертельно ранил любимца Афродиты. Умер Адонис от страшной раны. А причиной смерти Адониса был гнев Ареса, приревновавшего Афродиту. Узнав об измене возлюбленной, он превратился в дикого вепря. Джузеппе Маццуола. Гибель Адониса. 1709 г. Миф о «прекрасном баловне Киприды» (А.С.Пушкин) Когда Афродита узнала о смерти Адониса, полная невыразимого горя, сама пошла она искать тело любимого юноши. По крутым горным стремнинам шла Афродита. Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини. Капли ее божественной крови падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня. И там, где падали из израненных ног богини капли крови, всюду выросли пышные розы, алые, как кровь Афродиты, а из слез Афродиты — анемоны. Тут из бер­ло­ги как раз, обна­ру­жив добы­чу по следу, Веп­ря выгна­ли псы, и гото­во­го из лесу вый­ти Зве­ря уда­ром косым уяз­вил сын юный Кини­ра. Вепрь охот­ни­чий дрот с клы­ка стря­ха­ет кри­во­го, Крас­ный от кро­ви его. Бегу­ще­го в стра­хе — спа­стись бы! Гонит сви­ре­пый кабан. И вса­дил цели­ком ему бив­ни В пах и на жел­тый песок про­стер обре­чен­но­го смер­ти! Овидий. Метамарфозы

Хосе де Рибера. Адонис и Афродита. 1637 г. Наконец нашла Афродита тело Адонис

15 слайд

Хосе де Рибера. Адонис и Афродита. 1637 г. Наконец нашла Афродита тело Адониса. Горько плакала она над так рано погибшим прекрасным юношей.

А.П.Лосенко. Смерть Адониса, 1764 …Растерзан был лесным ты вепрем грубым. Рев

16 слайд

А.П.Лосенко. Смерть Адониса, 1764 …Растерзан был лесным ты вепрем грубым. Ревнивец Марс не дал земного рая. Тебе спасаться бегством было поздно, И смерть твоя, увы, была нелепой. Богов Венера умоляла слёзно, Тебя увидеть не желала в склепе. О, юноша, навеки не исчез ты В подземном мраке — ты весной зелёной Становишься таким цветком прелестным – Цветком любви: он назван анемоном. 2015 г.

Джон Уильям Уотерхаус. Пробуждение Адониса. 1899 г. И вот Адонис каждые полго

17 слайд

Джон Уильям Уотерхаус. Пробуждение Адониса. 1899 г. И вот Адонис каждые полгода идет к любимой, радуясь лучам. Он забывает о пустых невзгодах лишь прикоснувшись трепетно к плечам. Сжалился Зевс-громовержец над горем богини любви. Велел он брату своему Аиду и жене его Персефоне отпускать каждый год Адониса на землю из печального царства теней умерших. С тех пор полгода остается Адонис в царстве Аида, а полгода живет на земле с богиней Афродитой. Ликует вся природа, когда возвращается на землю к ярким лучам солнца юный, прекрасный любимец Афродиты – Адонис.

Питер Пауль Рубенс. Суд Париса 1638-1639, музей Прадо, Мадрид Зевс поручил П

18 слайд

Питер Пауль Рубенс. Суд Париса 1638-1639, музей Прадо, Мадрид Зевс поручил Парису – сыну троянского царя – рассудить споривших между собой о красоте Геру, Афину и Афродиту. Афродита посулила Парису прекраснейшую женщину на земле Елену – жену спартанского царя Менелая, и т.о. выиграла спор. А похищение Парисом Елены послужило поводом к началу Троянской войны. Яблоко раздора Своим любимцам Афродита даёт красоту и блаженство любви!

Лоран Пешё. Пигмалион и Галатея

19 слайд

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector