Богиня души у греков

Богиня души у греков

Психея

Психе (ψυχη «душа, дыхание»), в греческой мифологии олицетворение души, дыхания. П. отождествлялась с тем или иным живым существом, с отдельными функциями живого организма и его частями. Дыхание человека сближалось с дуновением, ветром, вихрем, крылатостыо. Души умерших представляются вихрем призраков вокруг Гекаты, призрак Ахилла под Троей появляется в сопровождении вихря (Philostr. Heroic. Ill 26). П. представлялась на памятниках изобразительного искусства в виде бабочки, то вылетающей из погребального костра, то отправляющейся в вид. Иногда бабочка прямо отождествлялась с умершим (Ovid. Met. XV 374). Греческое слово «П.» означает «душа» и «бабочка» (Аристотель, История животных, IV 7). П. представлялась и как летящая птица. Души умерших в виде рисуются летающими (Hom. Od. XI 37, 605), они слетаются на кровь (XI 36-43), порхают в виде теней и сновидений (XI 217-222). Душа Патрокла удаляется с «писком» (Ною. II. XXIII 100), причём употребляется глагол tridzein, «щебетать», «пищать». Души убитых Одиссеем женихов также уходят в вид с писком нетопырей (Horn. Od. XXIV 5-9). П. представлялась в виде орла, устремляющего ввысь свой полёт. В ряде текстов Гомера диафрагма воспринимается как П. — душа (Ноm. Н. XVI 530; Od. I 322). Кровь — тоже носитель души; у раненого душа выходит через рану вместе с кровью (Нот. II. XIV 518 след.) или её вырывают вместе с остриём копья (XVI 505). По Пифагору, П. питается кровью; кровь — «седалище души» (Serv. Verg. Aen. V 79).
Объединив различные мифы о П., Апулей создал поэтическую сказку о странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью (Apul. Met. IV 28 — VI 24). С помощью Зефира Амур получил в жёны царскую дочь П. Однако П. нарушила запрет никогда не видеть лица своего загадочного супруга. Ночью, сгорая от любопытства, она зажигает светильник и восхищённо смотрит на юного бога, не замечая горячей капли масла, упавшей на нежную кожу Амура. Амур исчезает, и П. должна вернуть его себе, пройдя множество испытаний. Преодолев их и даже спустившись в вид за живой водой, П. после мучительных страданий вновь обретает Амура, который просит у Зевса разрешения на брак с возлюбленной и примиряется с Афродитой, злобно преследовавшей П. Рассказ Апулея имеет явно фольклорные и мифологические истоки, до него, однако, литературно не зафиксированные. Русская народная сказка в обработке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» разрабатывает тот же древний сюжет.
Лит.: Андерсон В., Роман Апулея и народная сказка, т. 1, Казань, 1914; Лосев А. Ф., Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957, с. 41-45; Reitzenstein R., Das Marchen von Amor und Psyche bei Apuleius, Lpz., 1912; Mosca В., La favola e il problema di Psiche, Adria, 1935; Dyrott A., Das Märchen von Amor und Psyche, Köln, 1941; Swahn J. 0., The Tale of Cupid and Psyche, Lund, 1955.
A. Ф. Лосев.

В античном искусстве П. изображается в виде бабочки или крылатой девочки (этрусские скарабеи, рельефы, терракота). На геммах 3-1 вв. до н. э. встречаются бесчисленные трактовки темы П. и Амур; особенно популярен сюжет ловли П. — бабочки Амуром с горящим факелом в руке. Бабочка П. изображалась на многих надгробиях над черепом и др. символами смерти. На помпейских фресках П. изображалась с атрибутами муз — грифелем и флейтой. Многочисленные эроты и П., занятые собиранием цветов, работами на маслобойне, встречаются на фресках дома Веттиев в Помпеях. К теме Амур и П. обращались Джулио Романо, Рафаэль, П. П. Рубенс, А. Канова, Б. Торвальдсен и др. Аллегорическое толкование мифа об Амуре и П. у Кальдерона в двух ауто. К теме П. обращались Ж. Лафонтен («Любовь П. и Купидона»), Мольер (драма «П.») и др.

Бабочка

Бабочка — символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, способности к превращениям, к трансформации, так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из мирской гусеницы.

Бабочка считается символом Великой Богини (Великой Матери, Magna Mater). Образ Великой Богини восходит к древнейшим временам истории человечества, к палеолиту. Это верховное божество олицетворяло одновременно небо и землю, жизнь и смерть. С Великой Богиней ассоциировались птицы и летающие насекомые. Одним из насекомых, представлявших богиню, и была бабочка. Отсюда поверья о том, что ведьмы могут превращаться в бабочек, что бабочки способствуют зачатию и предвещают войну (например, римляне называли бабочку feralis- «свирепая»), что бабочки — это души умерших.

Бабочка на цветке

Кроме того, во многих культурах бабочка символизирует преходящий характер радости.

В Китае это крылатое существо обозначает бессмертие, досуг в изобилии, радость и лето. Изображенная со сливой бабочка символизирует долгожительство и красоту, с хризантемой — красоту в старости, с пером — долголетие.

Образ бабочки встречается в даосских притчах . Так философ Чжуан-цзы однажды во сне увидел себя бабочкой. Проснувшись, он не мог понять: Чжуан-цзы видел во сне, что он — бабочка, или бабочке теперь снится, что она -Чжуан-цзы?

Другая история, рассказанная Чжуан-цзы, повествует о том как молодой ученый, гоняясь за красивой бабочкой, нечаянно вторгся в частные владения отставного судьи и, увидев его дочь, был настолько заворожен ее чарами, что решил упорно трудиться и попытаться получить ее в жены. В этом он преуспел и поднялся до высокого чина. Здесь бабочка — это знак супружеского счастья, можно сказать, китайский Купидон.

У японцев бабочка символизирует молодую женщину, а порхающие одна вокруг другой бабочки означают семейное счастье. Белая бабочка — дух умершего.

В Древней Мексике бабочка относилась к атрибутам бога растительности, весны и любви, «Принца цветов» Шочипильи. Кроме того, она была связана с Солнцем и являлась символом колышащегося огня. Обрубленная каменными ножами (итцли) бабочка — это богиня Ицпапалотль, «Обсидиановая бабочка», ночной дух пламенеющих звезд и вместе с тем — символ душ женщин, умерших при родах.

Богиня Психея

Древние греки считали бабочку символом бессмертия души. Психея, имя которой значит «душа», представлялась в виде девушки с крыльями бабочки.

В христианстве стадии развития бабочки олицетворяют жизнь, смерть и воскресение, поэтому бабочка иногда изображается в руке младенца Христа, что символизирует возрождение и воскресение души. На картинах, изображающих жизнь в раю, такие крылья имеет душа, которую Творец помещает в тело Адама.

В германо-скандинавской мифологии эльфы, духи воздуха, изображались в виде красивых маленьких человечков с крыльями бабочки.

У славян с бабочкой связываются прежде всего представления о душе. В народе зачастую говорят о бабочке как о душе умершего или предвестнице смерти, а иногда и образе смерти.

* * *
В зарослях сорной травы,
Смотрите, какие прекрасные
Бабочки родились!

* * *
Грузный колокол.
А на самом его краю
Дремлет бабочка.

Музыка души. Всемирный день поэзии – время вспомнить о великих именах

Всемирный день поэзии – событие для тех, кто любит стихи, декламирует любимые строки по случаю и без повода, с придыханием произносит имена людей, сотворивших величайшее чудо, и передает свое увлечение окружающим. 21 марта земляне чествуют поэтов всех времен и народов. Они – герои праздника.


Известна притча о мудреце, давшем оценку поэзии. Однажды юноша, вступающий во взрослую жизнь, спросил старца: что объединяет людей сильнее всего на свете? «Поэзия», – не задумываясь, ответил тот. Века подтвердили правоту слов. Стихи приходят в человеческую жизнь в младенчестве, со строчек колыбельной, которую напевает мама, и остаются навсегда.

Любопытные факты. Первой поэтессой считают аккадскую принцессу Энхедуанну, жившую в 23 веке до нашей эры. Дочь царя Саргона, завоевавшего Ур, посвящала гимны лунному богу Нанну и богине Инанне – его дочери. Вирши Энхедуанны считались священными.

Корни праздника уходят в 30-е годы прошлого столетия, когда американская поэтесса и педагог Тесса Суизи Уэбб, впервые заговорила о нем. Датой Национального дня поэзии, который на протяжении шести с лишним десятилетий отмечали 15 октября, стал день рождения древнеримского стихотворца Вергилия.

К началу 50-х событие отмечали почти в сорока штатах Америки и во многих европейских странах. Праздник, объединяющий творческих людей и их поклонников, пришелся по душе. Но торжество, не узаконенное соответствующими распоряжениями, носило будничный характер.

Любопытные факты. Россия занимает первое место среди слушателей стихотворных произведений. Чаще всего соотечественники наслаждаются произведениями Александра Сергеевича Пушкина, о котором русский писатель Аполлон Григорьев в 1859 году сказал: «Пушкин – наше все».

1999 год стал знаменательным в судьбе события, отмеченного печатью поэзии. Кардинальные перемены внесла резолюция 30-й сессии конференции ЮНЕСКО от 15 ноября. Мировое поэтическое движение получило официальный статус.

21 марта следующего года в Париже, где находится штаб-квартира ООН по вопросам образования, науки и культуры, прошли торжества, посвященные Всемирному дню поэзии.
Дата не случайна. По времени она приближена к Дню весеннего равноденствия, символизирующему обновление природы.

Международный праздник поэзии олицетворяет силу творческого характера, которой обладают талантливые люди. В решении ЮНЕСКО подчеркивались социальные аспекты события, ведь именно поэты во все времена были глашатаями правды.

Обнажая острые проблемы, они заставляют задуматься об этом, искать пути решения назревших вопросов. К тому же поэзия (в переводе с греческого «poieo» – строить, созидать), пробуждая творческое начало, служит разностороннему развитию личности.

Любопытные факты. Легендарный шотландский стихотворец Томас Лермонт, живший в XIII веке, является предком двух известнейших поэтов – Джорджа Байрона и Михаила Лермонтова.

В России Всемирный день поэзии впервые отметили 21 марта 2000 года. Праздничные мероприятия прошли в Москве, в Театре на Таганке. Афиши в красно-черном цвете, появившиеся в столице накануне, оповещали о представлении «Ты все пела ЭТО дело!» В назначенное время под гром аплодисментов на сцену вышли Юрий Любимов (Вергилий и Данте), Андрей Вознесенский (Стрекозавр), Константин Кедров (Стихозавр), Валерий Золотухин (Серебряный век – заключенный Иосиф Бродский), Елена Кацюба (Libellula) и другие.

Очевидцы вспоминают, что Большой зал Таганки был заполнен до предела. Пятьсот зрителей с восторгом слушали и смотрели на то, что происходило на сцене. Толпы желающих попасть в театр, стояли на улице. Выход актеров сопровождал марш «Прощание славянки», который лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский предлагал сделать гимном России.

Любопытные факты. Единственный в мире Дом поэзии находится в Твери, на родине известного российского поэта Андрея Дементьева. Автор, подаривший стране сотни чудесных произведений, не только создал Дом поэзии, которому присвоено его имя. Он учредил Всероссийский конкурс «Зеленый листок», призванный помочь талантливой молодежи, привлек внимание к творчеству и проблемам начинающих стихотворцев. В 2016 году в поэтическом сквере, разбитом возле Дома поэзии, установлен памятник поэтам-шестидесятникам скульптора Зураба Церетели.

Традиция отмечать День поэзии прижилась и полюбилась. Да и где, как не в России, подарившей родному Отечеству и миру величайшего гения Александра Сергеевича Пушкина, праздновать его с подобающим размахом и величием?

Любопытные факты. Китайский император Цяньлун, правивший в XVIII веке, казнил тех авторов, которые писали грустные стихи.

В русской культуре, обласканной поэзией Александра Сумарокова, Гавриила Державина, Василия Жуковского, Константина Батюшкова, Александра Грибоедова, Федора Тютчева, Афанасия Фета, Николая Некрасова, талантливейшими поэтами Серебряного века – Александром Блоком, Сергеем Есениным, Игорем Северяниным, Мариной Цветаевой, Анной Ахматовой, Николаем Гумилевым и другими, не менее любимыми именами, иначе и не могло быть.

В День поэзии нельзя не вспомнить о поэтах-фронтовиках, чье творчество спасало русских людей в годы Великой Отечественной войны. Всеволод Багрицкий, Семен Гудзенко, Павел Коган, Арсений Тарковский, Николай Рыленков, Юлия Друнина, Сергей Орлов, Николай Старшинов, Михаил Луконин…

Любопытные факты. В ходе экспериментов, проведенных учеными Ливерпульского университета в Великобритании, доказано, что чтение стихов активизирует работу обоих полушарий мозга человека.

Невозможно не сказать о поэтах-шестидесятниках. В их числе Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Роберт Рождественский, Иосиф Бродский, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий и многие другие, чьи голоса наполнили жизнь особым смыслом.

…Также, как и два с лишним десятилетия назад, сегодня, в День поэзии, стихи звучат с самого утра. Их читают дети и взрослые, их декламируют на больших и малых сценах, в театрах столицы и в сельских клубах, в библиотеках и Дворцах культуры, в литературных музеях и поэтических объединениях. Ведь как сказал Вольтер: «Поэзия – музыка души».

Богиня души у греков

В греческой мифологии Психея была олицетворением дыхания и души. Её часто представляли в виде девушки с крыльями бабочки, а образ прекрасной Психеи веками вдохновлял творцов и нашёл отражение в культуре и искусстве.

Эрос и Психея

Когда пытаются описать образ и историю Психеи, обычно обращаются к Апулею. Он в своих «Метаморфозах» впервые изложил миф о Психее как об одной из трёх дочерей царя. Чтобы полюбоваться её красотой, в город съезжались люди со всего мира. Забыв Афродиту (а именно она всегда считалась воплощением красоты), они стали почитать Психею. Девушка чувствовала себя несчастной, ведь ею просто любовались, но никто не предлагал ей свою руку. Грусть Психеи не знала границ: никто по-настоящему не любил её.

Конечно, Афродите не понравилось, что кто-то потеснил её на пьедестале. И она задумала погубить душу девушки. Для этого Афродита обратилась к своему сыну Эросу, чтобы тот пустил в Психею свою золотую стрелу, и она влюбилась бы в самого презренного и ничтожного мужчину на Земле.

Тем временем, послушав совета оракула, отец Психеи отвёл дочь к чудовищу, которое должно было стать её супругом. С одним условием: она никогда не попытается выяснить его личность. Незримое существо навещало Психею только по ночам. А её сёстры позавидовали благополучию красавицы и начали советовать Психее убить чудовище.

В одну из ночей Психея, вооружившись светильником, пришла к чудовищу. Осветив его лицо, девушка увидела. прекрасного Эроса. Тот оскорбился и улетел. А Психея ещё долго бродила по Земле в поисках супруга. Ей даже пришлось пойти на поклон к Афродите: та согласилась дать девушке кров. Но Психея всё ещё была разлучена с Эросом, пока Афродита давала ей невыполнимые поручения.

Богиня красоты думала извести Психею, заставляя её бесконечно сортировать по зёрнышку огромную кучу зерна, добывать воду из ужасной реки Стикс и отправиться в подземное царство Персефоны (богини царства мёртвых).

Психея справилась со всеми поручениями, а Эрос смог обратиться к Зевсу. Благодаря верховному богу Психея получила бессмертие как богиня и разрешение на брак с Эросом. В браке у них родилась богиня наслаждения Волупия. А завистливые сёстры Психеи получили своё наказание: они прыгнули со скалы в надежде попасть во дворец Эроса, но разбились.

Влияние Психеи на культуру

Древнегреческие мифы оказали большое влияние на развитие мировой культуры. В том числе и миф о Психее. Её имя Ψυχή легло в основу слова «психология» и всего, что связано с изучением души. Считается, что основа любых психологических процессов — поиск любви (внутри себя и вовне). А мы помним, что до встречи с Эросом Психея была глубоко несчастной и одинокой.

В литературе миф о Психее был основой для многих произведений. Например, повесть «Любовь Психеи и Купидона» (Жан де Лафонтен), стихотворение Цветаевой «Психея», одноимённый балет. А в «Парфюмере» Зюскинда упоминались духи «Амур и Психея».

Конечно, изобразительное искусство не обошло историю Психеи стороной. Воплощений на полотнах и в скульптуре было много. Но самые известные — картина голландца Антониса ван Дейка «Амур и Психея» и одноимённая скульптурная композиция венецианца Антонио Кановы.

А в 1852 году итальянский астроном Аннибале де Гаспарис открыл новый астероид, получивший название «Психея».

Психея

Согласно легенде, у одного царя было три дочери, младшая из которых — Психея. Богиня (пока еще простая девушка) была настолько красива, что мужчины со всего света съезжались, чтобы полюбоваться ее прелестью. Со временем ей начали поклоняться как божеству, забыв об Афродите, что не могло не рассердить ее. Именно поэтому, используя различные методы, Афродита убедила отца Психеи облачить дочь в свадебные одежды и выдать замуж за самое страшное чудовище. Девушка вдруг оказалась в неизвестном замке рядом со своим мужем, который поставил ей условие — она никогда не должна увидеть его лицо. Когда счастливая и беременная Психея отправилась в гости к родителям, сестры напугали ее, сказав, что жуткое чудовище, являющееся ее мужем, вскоре съест и ее, и нерожденного ребенка. Доверчивая Психея той же ночью, вооружившись светильником и кинжалом, отправилась в спальню к мужу, где впервые увидела прекрасный лик своего мужа Эроса. От удивления и неожиданности она сильно наклонила лампу — несколько капель масла упало на кожу супруга. Когда Эрос проснулся и понял, что именно собиралась сделать Психея, он ее бросил. Беременная и покинутая женщина обречена скитаться по земле, пока не найдет любимого мужа. На этом пути ее ждало множество преград. Но, в конце концов, ей удалось узнать, что Эрос находится в доме своей матери Афродиты — здесь измученную девушку и встретила сама великая богиня. Психея же согласилась исполнять все прихоти свекрови в надежде увидеть Эроса.

Афродита сообщила девушке, что разрешит ей встретиться с сыном только в том случае, если она сможет выполнить четыре задания. Все задачи были практически невыполнимы, но каждый раз Психее чудом удавалось их решить. У психологов же свое мнение на этот счет. После каждого выполненного задания женщина приобретала новые знания и умения. Она не просто делала все возможное для встречи с любимым — она развивалась, чтобы стать достойной бога. Например, сначала Афродита отвела девушку в комнату с огромной кучей разных семян и приказала рассортировать их. Психологи считают это важной символикой. Прежде чем принять окончательное серьезное решение, женщина должна суметь разобраться в своих чувствах, откинуть страхи, отделить нечто важное от совершенно несущественного. Затем Психея должна была добыть немного золотого руна от солнечных овнов. Эти огромные агрессивные чудовища растоптали бы девушку, отважься она пройти между ними. Но тростник подсказал ей дождаться ночи, когда животные покидают поле. С точки зрения психологов, подобное задание является метафорой — женщина должна уметь обрести силу, не теряя при этом особенностей своей личности, способности к сочувствию. В третьем задании Психея должна была набрать воды из запретного источника, который низвергался из трещин самой высокой скалы. Естественно, девушка могла разбиться насмерть, если бы в этом деле на помощь ей не пришел орел. Некоторые специалисты считают, что подобная метафора обозначает способность увидеть общую картину происходящего, что крайне важно для решения некоторых проблем. Последнее задание — принести из Подземного царства шкатулку с лечебными мазями. Да, спуститься в Преисподнюю было равно смерти. Но суть задания — сфокусироваться на своей цели и при необходимости сказать «нет». Ведь по дороге Психея встретила множество людей, молящих ее поделиться лекарством. Когда Психея возвращалась из Подземного царства, она решила использовать немного целебной мази из ларца, чтобы стереть следы страданий с лица перед встречей с мужем. Она не знала, что на самом деле в сундуке был дух Гипноса — бога сна. И после всех скитаний Психея уснула глубоким сном. Здесь ее и нашел Эрос, разбудив своей стрелой любви. После этого бог любви забрал свою суженую на Олимп, где получил разрешение Зевса на брак. Громовержец даровал девушке бессмертие и приобщил ее к пантеону богов. Богиня Психея и Эрос родили ребенка — Волупию, богиню наслаждения. Только союз души и любви может породить настоящее наслаждение, настоящее счастье.

Герои Олимпа [ ]

Дом Аида [ ]

Купидон рассказывает историю Психеи Джейсону Грейсу и Нико ди Анджело, когда они находятся у него во дворце.

Читайте также  Флаг греции фото картинки
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector