Богиня лесов и охоты в древней греции

Богиня лесов и охоты в древней греции

Артемида

(Άρτεμις- этимология неясна, возможные варианты: «медвежья богиня», «владычица», «убийца»), в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона (Hes. Theog. 918). Родилась на острове Астерия (Делос). А. проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф — своих спутниц и тоже охотниц. Она вооружена луком, её сопровождает свора собак (Hymn. Hom. XXVII; Callim. Hymn. Ill 81-97). Богиня обладает решительным и агрессивным характером, часто пользуется стрелами как орудием наказания и строго следит за исполнением издавна установленных обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир. А. разгневалась на царя Калидона Ойнея за то, что он не принёс ей в дар, как обычно, в начале жатвы первые плоды урожая, и наслала на Калидон страшного вепря (см. в статье Калидонская охота ); она вызвала раздор среди родичей Мелеагра, возглавлявшего охоту на зверя, что привело к мучительной гибели Мелеагра (Ovid. Met. VIII 270-300, 422-540). А. потребовала себе в жертву дочь Агамемнона, предводителя ахейцев в походе под Трою, за то, что он убил священную лань А. и похвалялся, что даже сама богиня не сумела бы так метко её убить. Тогда А. в гневе наслала безветрие, и ахейские корабли не могли выйти в море, чтобы плыть под Трою. Через прорицателя была передана воля богини, потребовавшей взамен убитой лани Ифигению, дочь Агамемнона. Однако скрыто от людей А. унесла Ифигению с жертвенника (заменив её ланью) в Тавриду, где та стала жрицей богини, требующей человеческих жертв (Eur. Iphig. А.). А. Таврической приносили человеческие жертвы, о чём свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении, жрицы А. (Eur. Iphig Т.). Перед А. и Аполлоном должен был оправдаться Геракл, убивший керинейскую лань с золотыми рогами (Pind. 01. Ill 26-30). Эти факты, подчёркивающие губительные функции богини, связаны с её архаическим прошлым — владычицы зверей на Крите. Именно там ипостасью А. была нимфа-охотница Бритомартис. Древнейшая А. — не только охотница, но и медведица. В Аттике (в Бравроне) жрицы А. Вравронии надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались медведицами (Aristoph. Lys. 645). Святилища А. часто находились вблизи источников и болот (почитание А. Лимнатис — «болотной»), символизируя плодородие растительного божества (напр., культ А. Ортии в Спарте, восходящий к крито-микенскому времени). Хтоническая необузданность А. близка образу Великой матери богов — Кибеле в Малой Азии, откуда оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие божества. В Малой Азии, в знаменитом Эфесском храме, почиталось изображение А. многогрудой (πολύμαστος). Рудименты архаической растительной богини в образе А. проявляются в том, что она через свою помощницу (в прежнем свою ипостась) Илифию помогает роженицам (Callim. Hymn. Ill 20- 25). Только появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона (Apollod. I 4, 1). Ей же принадлежит прерогатива приносить быструю и лёгкую смерть. Однако классическая А. — девственница и защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь (Eur. Hippol.). Перед свадьбой А., согласно обычаю, приносилась искупительная жертва. Царю Адмету, забывшему об этом обычае, она наполнила брачные покои змеями (Apollod. I 9, 15). Юный охотник Актеон, нечаянно подсмотревший омовение богини, был ею превращён в оленя и растерзан псами (Ovid. Met. Ill 174-255). Она же убила свою спутницу нимфу — охотницу Каллисто, превращённую в медведицу, гневаясь за нарушение ею целомудрия и любовь к ней Зевса (Apollod. Ill 8, 2). А. убила страшного Буфага («пожирателя быков»), пытавшегося посягнуть на неё (Paus. VIII 27, 17), так же как и охотника Ориона (Ps.-Eratosth. 32). А. Эфесская — покровительница амазонок (Callim. Hymn. Ill 237).
Древнее представление об А. связано с её лунной природой, отсюда её близость к колдовским чарам богини луны Селены и богини Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология знает А.-луну, тайно влюблённую в красавца Эндимиона (Apoll. Rhod. IV 57-58). В героической мифологии А. — участница битвы с гигантами, в которой ей помогал Геракл. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воюет на стороне троянцев, что объясняется малоазийским происхождением богини. А. — враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Благодаря её хитрости погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся нарушить мировой порядок. Дерзкий и необузданный Титий был убит стрелами А. и Аполлона (Callim. Hymn. Ill 110). Похвалявшаяся перед богами своим многочисленным потомством Ниоба потеряла 12 детей, также убитых Аполлоном и A. (Ovid. Met. VI 155-301).
В римской мифологии А. известна под именем Дианы, считалась олицетворением луны, так же как её брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем.
Лит.: Herbillon J., Artemis homerlque, Luttre, 1927; В Bruns G., Die Jägerin Artemis, Borna-Lpz., 1929; Picard С h., Die Ephesia von Anatolien «Eranos Jahrbuch». 1938, Bd 6, S. 59-90 Ноenn A., Gestaltwandel einer Gottin Z.,1946.
А. А. Тахо-Годи

Среди античных скульптур А. — римские копии «А. Бравронии» Прак-сителя («А. из Габий»), статуи Леохара («А. с ланью») и др. Изображения А. встречаются на рельефах (на фризе Пергамского алтаря в сцене гигантомахии, на фризе Парфенона в Афинах и др.), в греческой вазописи (сцены убийства Ниобид, наказания Актеона и др.).
В европейском средневековом изобразительном искусстве А. (в соответствии с античной традицией) часто появляется с луком и стрелами в сопровождении нимф. В живописи 16- 18 вв. популярен миф об А. и Актеоне (см. в ст. Актеон ), а также сцены «охота Дианы» (Корреджо, Тициан, Доменикино, Джулио Романо, П. Веронезе, П. П. Рубенс и др.), «отдых Дианы» (А. Ватто, К. Ванлоо и др.) и особенно «купание Дианы» (Гверчино, П. П. Рубенс, Рембрандт, Л. Джордано, А. Хоубракен, А. Ватто и др.). Среди произведений европейской пластики — «Диана-охотница» Ж. Гуд она, «Диана» Ф. Щедрина.
Среди литературных произведений — поэма Дж. Боккаччо «Охота Дианы» и др., драматургические произведения: «Диана» И. Гундулича и «Диана» Ж. Ротру, фрагмент пьесы Г. Гейне «Диана» и др.

Квадрига, управляемая Артемидой. Тетрадрахма. 467–455 гг. до н.э.

Квадрига, управляемая Артемидой. Тетрадрахма. 467–455 гг. до н.э.

Артемида Эфесская. Вторая половина 2 в. н.э.

Артемида Эфесская. Вторая половина 2 в. н.э.

Себастьяно Риччи. Диана и Эндимион. Около 1713 г.

Себастьяно Риччи. Диана и Эндимион. Около 1713 г.

Богиня Артемида. Роспись урны. Деталь 7 в. до н.э.

Богиня Артемида. Роспись урны. Деталь 7 в. до н.э.

Полезное

Смотреть что такое «Артемида» в других словарях:

Артемида — Богиня охоты, покровительница всего живого … Википедия

Артемида — Артемида Эфесская. Римская мраморная копия. Артемида Эфесская. Римская мраморная копия. Артемида в мифах древних греков богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра близнец Аполлона. Родилась на острове Астерия (). Время проводила в лесах и горах,… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Артемида — ы, жен. Заимств.Производные: Артемидка; Ида.Происхождение: (В античной мифологии: Артемида богиня охоты.) Словарь личных имён. Артемида Артемида, ы, жен., заимств. В античной мифологии: Артемида богиня охоты Производные: Артемидка, Ида … Словарь личных имен

АРТЕМИДА — (гр. Artemis). Греческое имя Дианы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРТЕМИДА греч. Artemis. Греческое имя Дианы. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с… … Словарь иностранных слов русского языка

Артемида — Эфесская. Римская копия с греческого оригинала 3 2 вв. до н.э. Мрамор. Национальный музей. Неаполь. АРТЕМИДА, в греческой мифологии дочь Зевса и Лето, богиня охоты, покровительница рожениц, защитница целомудрия. Артемида с луком и стрелами в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Артемида — Артемида, греч. богиня луны и охоты (девственница), почитавшаяся в Малой Азии прежде всего как богиня плодородия (Деян 19:24 35). Артемида Эфесская изображалась в виде женщины со множеством грудей. Ее фигура, считавшаяся упавшей с неба, была,… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Артемида — Артемида, иначе Диана (непорочность) (Деян.19:28 ) известная языческая богиня у Греков, по мифологии дочь Юпитера и Латоны, обыкновенно изображаемая с башнею на голове и с луком в одной руке, а другою держащею за рога оленя. Служение ей… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Артемида — богиня у древних греков (римск. Диана); по мифу дочь Зевса и Латоны, сестра Аполлона, богиня плодовитости и охоты, охранительница целомудрия и девственности. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии,… … Литературная энциклопедия

артемида — Диана, Геката Словарь русских синонимов. артемида сущ., кол во синонимов: 7 • астероид (579) • богиня … Словарь синонимов

АРТЕМИДА — в греческой мифологии дочь Зевса, богиня охоты, покровительница рожениц. Изображалась с луком и стрелами, иногда с полумесяцем на голове. Ей соответствует римская Диана … Большой Энциклопедический словарь

Интегрированный урок внеклассного чтения и изобразительного искусства во 2 классе Тема: Цель:

Download Интегрированный урок внеклассного чтения и изобразительного искусства во 2 классе Тема: Цель.

Description

Интегрированный урок внеклассного чтения и изобразительного искусства во 2 классе Тема: Мифы Древней Греции Цель: знакомство с понятием «миф», обзорное знакомство с мифологией древней Греции. Задачи: 1.Познакомить учащихся с понятиями миф, мифология, чем миф отличается от сказки. Познакомить с основными древнегреческими богами. Обучать составлению правильной композиции; закреплять знания о характере красок. 2.Формировать интерес к поисково-исследовательской деятельности. Формировать умение выражать своё отношение к герою, к прочитанному. Закреплять навык правильного раскрашивания, навык работы карандашом, кистью, красками. Развивать творчество, воображение, фантазию, эстетический вкус. 3.Воспитывать качества: трудолюбие, внимание, ум, доброту, храбрость, верность (на примере героя из мифов), взаимопомощь. Оборудование: карта мира; книги, энциклопедии; рисунки с изображением древнегреческих богов, контрастных пейзажей, незаконченные демонстрационные рисунки; мольберт; слайды; музыка греческого танца «Сиртаки». Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся I.Актуализация знаний. — Сегодня, мы с вами оправляемся в Грецию, к эллинам (показ на карте) — Что оставили эллины народам мира ? (слайд) — Храмы, статуи, мифы — Мы продолжим работу по теме «Мифы Древней Греции» — Урок будет необычным: будем не только читать, говорить о мифах, героях, но и попытаемся изображать красками. II. Открытие нового знания. 1.Рассматривание книг. — Обратимся к книгам. У вас на партах много разнообразной литературы. Можно сделать вывод, что мифы вы читали. — Назовите авторов. Называют авторов книг — Про мифы мы узнали из произведений древних поэтов Гомера и Гесиода. У вас – современные переводы. 2. Беседа -Что такое мифы? Мнения

— Найдите в предисловии книги определение . — Кто герои мифов? — Древние люди, создавая образы героев, стремились подражать им. — Как возникли мифы? — Найдите ответ в книгах. 3.Блиц-опрос — Главные герои- боги. На прошлом занятии мы говорили о богах, их «хозяйстве». Вспомним … — Где жили боги? — На горе , всегда закрытой от глаз людей облаками (показ рисунка или слайда с изображением трех богов: Зевса, Посейдона, Аида) -Каждый «заведовал определённым хозяйством». -Что знаете о Зевсе? -Кто такой Посейдон? -«Владения» Аида? -Кто такая Гера? -Что знаете об Артемиде? -Кто такая Афина? -Что знаете об Афродите? -«Владения» Деметры? -Кто такой Арес? -А кто Гермес? -«Владения» Апполона? (показ рисунков или слайдов с изображением древнегреческих богов) III.Беседа о настроении людей, богов и красок. — Древние греки наделяли богов своей внешностью, человеческими характерами. Также как у людей, у богов могло меняться настроение.

— Мифы – это древнее народное сказание о богах, героях, явлениях природы. -Боги, герои

-Мнения — Читают из предисловия

Зевс-громовержец Посейдон-бог морей Царство мёртвых Хранительница домашнего очага, семьи Артемида-богиня лесов и охоты Богиня мудрости Афродита –богиня красоты, любви Деметра богиня плодородия Бог войны Бог вестей Бог света, наук

— Какое бывает настроение у людей? — У человека может меняться настроение. Он грустит и радуется, веселится, на кого-то сердится, негодует. — Как можно определить какое настроение у человека? — Так и боги, по представлению древних греков, ссорились, мирились, настроение менялось. А от их настроения зависел мир, жизнь людей. — Как вы думаете, а можно определить настроение рисунка, картины? — Что помогает художнику передать настроение своего произведения? — Вспомним, на какие группы делятся краски по характеру? — Рассмотрите рисунок и определите характер пейзажа. (Демонстрация рисунка с изображением деревьев, освещенных яркими лучами солнца) — Владение какого греческого бога изображено на данном рисунке? — А вот ещё пейзаж. Какое настроение у моря? (Демонстрация рисунка с изображением бушующего моря) — Владение какого греческого бога изображено на данном рисунке? — Итак, краски помогают художнику передать настроение в картине. — Какие бы краски вы использовали при изображении владения Аида? — А чтобы вы изобразили в рисунке? (По ходу ответов детей учитель делает набросок владения Аида) — Теперь попробуйте представить владение бога Апполона. Какие бы краски использовали, изображая его владения? — Апполон, по представлению греков, научил людей наукам, искусству рисования, музыке, искусству движения в танце.

— Плохое, хорошее — По внешнему виду, по поведению,…

Предположения. — Цвета, краски. — Холодные и тёплые. — Весёлый, добрый, светлый. — Богини Деметры — Мрачное, злое,… — Владение бога Посейдона.

— Чёрные, тёмно-синие, серые Предположения (горы, тучи, пылающий огонь)

— Светлые, жёлтые, красные, голубые.

IV.Физ.пауза — Предлагаю вам разучить несколько движений греческого танца «Сиртаки» V.Происхождение имен. -Мы много называли греческих имён. -А вы знаете, что у многих из вас – имена греческого происхождения. Георгий-земледелец Дмитрий – от богини Деметры Лариса – ласточка … — А ещё есть очень известное имя – Геракл. -Что означает это имя? VI. Закрепление. Мифы о Геракле 1.Беседа — У древних греках, кроме мифов о богах, были мифы о героях. -Вы читали о Геракле. — Сколько подвигов совершил герой? — Какой запомнился больше? — Каким вы представили Геракла? Слайд: сильный, смелый, мужественный, справедливый, находчивый, крепкий, здоровый, честный, терпеливый, свободолюбивый. 2. Выборочное чтение — Вы прочитали все подвиги Геракла. — Задание: откройте главу, которая вам понравилась больше. Подтвердите словами из текста те качества Геракла, о которых говорили. -Геракл-идеал древнего мира. — Стал ли он для вас идеалом? Почему? VII.Практическая работа — Вам было дано домашнее задание. Вы выполнили наброски

Заранее подготовленные ребята проводят мастер-класс «Танец Сиртаки», показывают несколько движений.

Находят ответ и читают вслух: «совершающий подвиг» или «прославленный герой».

— Двенадцать Краткий пересказ Мнения

Находят отрывки и читают вслух. Ответы

сюжетов прочитанных мифов. (Выборочная демонстрация рисунков) — Сейчас приступаем к раскрашиванию набросков. Для того, чтобы предать настроение героев, природы, правильно подбираем краски, их оттенки. (Учитель выполняет раскрашивание демонстрационного рисунка в качестве напоминания приёмов раскрашивания) VIII.Итог урока — Какая была тема урока? — Для чего мы читаем мифы? -Многие слова, выражения сохранились и в нашем языке. — Верите ли вы в гигантов? — Но многие дела называем гигантскими. — Послушайте стихотворение

— Что узнали из стихотворения про древних греков? IX.Рефлексия — Кто считает, что работа получилась, вывешивает рисунки на доску.

— «Мифы Древней Греции» -Чтобы узнать как жили древние люди. Мнения Учащийся читает стихотворение: Древние греки, античные греки, Многим прославились греки навеки. Древние греки моря бороздили, Время для спорта они находили, И олимпийские игры они Тоже придумали в давние дни! Ну, а всего поразительней братцы, То, что мы с ними могли б изъясняться! Физика, космос, медуза, стратегПонял бы мигом слова эти грек! Скажешь: асфальт, стадион и динамоСкажешь ты это по-гречески прямо!

Глава 22
Артемида (Диана), сестра Аполлона

Тип и атрибуты богини Артемиды. — Диана-охотница. — Кара Актеона. — Нимфы Артемиды. — Богиня Артемида и нимфа Каллисто. — Тип Артемиды Эфесской. — Амазонки.

Тип и атрибуты Артемиды

Сестра бога Аполлона — богиня Артемида по-древнегречески, или Диана по-латыни, — явилась одновременно на свет с братом. Аполлона и Артемиду соединяла самая тесная дружба, и древние греки в своих мифах придают им одни и те же качества и достоинства. Даже черты лица у Аполлона и Артемиды похожи, только у Артемиды они женственнее и округленнее.

Богиня Артемида с факелом, луком и стрелами. Прорисовка изображения на дне килика.

Артемида (Диана) — богиня охоты. Отличительные признаки Артемиды — колчан, золотой лук и факел. Артемиде посвящены олень и собака.

На большей части античных статуй волосы Артемиды (Дианы) связаны в один узел на затылке, на манер дорических причесок. На архаических древнегреческих статуях богиня Артемида является одетой в длинные одежды. В эпоху высшего развития эллинского искусства Артемида изображается покрытая короткой дорической рубахой.

Чаще всего на картинах Артемида (Диана) представлена в сопровождении своих нимф, рыскающая по лесам в поисках быстроногих ланей, или же на колеснице, везомая сернами и оленями.

Сохранилось много монет с изображением головы богини Артемиды и ее атрибутов.

В одном древнегреческом гимне, воспевающем Артемиду (Диану), говорится о том, что Артемида еще ребенком просила отца своего Зевса дозволить ей остаться вечной девственницей, дать ей колчан и стрелы и легкую короткую одежду, не мешающую ей носиться по лесам и горам. Артемида также просила дать ей шестьдесят юных нимф, ее всегдашних спутниц на охоте, и двадцать других, которые заботились бы об обуви и собаках Артемиды.

Она не желает владеть городами, Артемиде совершенно достаточно и одного, потому что она редко будет оставаться в городах, предпочитая горы и леса. Но как только в городах будут призывать Артемиду (Диану) женщины, ожидающие ребенка, Артемида тотчас же поспешит им на помощь, потому что богини Мойры (Парки) обязали Артемиду помогать этим женщинам за то, что все богини старались помочь ее матери Латоне, когда на Латону обрушился гнев Геры (Юноны).

Диана-охотница

У богини Артемиды (Дианы), подобно богу Аполлону, много имен: ее зовут Диана-охотница, когда она является, по словам римского поэта Катулла, «повелительницей лесов, гор и рек».

Лучшей статуей Дианы-охотницы считается та, которая находится в Лувре; она известна под названием «Диана с ланью», это дополнение к знаменитой статуе Аполлона Бельведерского. Существует много повторений этой статуи, но лучшая из них — луврская.

Современные скульпторы также часто изображали Диану-охотницу, но иногда, вопреки греческим традициям, представляли ее обнаженной, — например, знаменитый Гудон. Жан Гужон придал своей Диане прическу XVI века и черты лица знаменитой фаворитки Дианы де Пуатье.

Диану называют Дианой Аркадской, когда она купается и резвится вместе со своими нимфами в реках и источниках, ей посвященных, и Дианой Луциной, или Илифией, когда она помогает при рождении детей.

В древнем искусстве богиню Диану никогда не изображали обнаженной, потому что, согласно античным мифам, когда богиня Диана купалась, простой смертный не мог смотреть на нее безнаказанно; миф об Актеоне подтверждает это.

Кара Актеона

В одной из тенистых и прохладных долин, посвященной богине Артемиде (Диане), протекал ручей между берегами, покрытыми роскошною растительностью; уставшая от охоты и томительного зноя богиня любила купаться в прозрачной воде этого ручья.

Однажды охотник Актеон, по воле злого рока, подошел к этому месту именно в то время, когда Артемида (Диана) и ее нимфы весело резвились и плескались в воде. Увидав, что на них смотрит смертный, нимфы, испуская крики ужаса, поспешили к богине, стараясь скрыть Артемиду от нескромных взоров, но напрасно: Артемида была целою головою выше своих спутниц.

Актеон. Пармиджанино, фреска, начало 1520-х гг.

Разгневанная богиня брызнула водою на голову несчастного охотника и сказала: «Иди теперь и, если можешь, похвались тем, что видел купающуюся Диану». Тотчас же на голове Актеона выросли ветвистые рога, уши и шея удлинились, а руки превратились в тонкие ноги, все тело покрылось волосами. Объятый ужасом, бежит Актеон и падает в изнеможении на берегу реки. Актеон видит в ней отражение оленя, в которого он превратился, хочет бежать дальше, но его собственные собаки кидаются на него и разрывают его на клочки.

В искусстве Актеон никогда не изображался под видом оленя, а только с небольшими рогами, указывавшими, что превращение в оленя началось. Много живописцев пользовалось этим мифологическим сюжетом для своих картин: так, например, восьмидесятилетний Тициан написал для Филиппа Второго свою знаменитую картину «Диана и Актеон».

Филиппо Лори, Пеленбург, Альбано написали несколько картин на ту же тему. Французский художник Лезюэр написал очень известную по репродукциям картину «Диана, застигнутая Актеоном в воде». Он взял тот момент, когда испуганные нимфы стараются укрыть Диану, Актеон стоит на берегу ручья, как бы пораженный видом такой красоты.

Читайте также  Государственное устройство древней греции кратко

Купанье Дианы и ее нимф послужило сюжетом для многих художественных произведений древнего и нового искусства. Рубенс написал несколько картин, Пеленбург как бы избрал своею специальностью эту тему, а Доменикино написал очень известную картину, которая теперь находится на вилле Боргезе в Риме.

Нимфы Артемиды

Богиня Артемида и нимфа Каллисто

Нимфы, спутницы богини Артемиды (Дианы), все обречены оставаться девственницами, и Артемида строго следит за их нравственностью. Заметив однажды, что нимфа Каллисто не сдержала своего обета, Артемида безжалостно ее изгоняет.

Прекрасная картина Тициана изображает тот момент, когда нимфы стараются скрыть подругу от разгневанных взоров богини.

Многие художники эпохи Возрождения, в том числе Рубенс, Альбано, Лезюэр трактовали тот же мифологический сюжет.

Ревнивая Гера (Юнона), подозревая, что Каллисто пользовалась благосклонностью Зевса (Юпитера), превратила Каллисто в медведицу, надеясь на то, что она не уйдет от стрел охотников, но Зевс, жалея Каллисто, обратил ее в созвездие, известное под названием Большой Медведицы.

Тип Артемиды Эфесской

Культ богини, известной под названием Артемиды Эфесской, — азиатского происхождения. Богиня Артемида Эфесская не имеет ничего общего с сестрою Аполлона.

Согласно мифологии, воинственные амазонки воздвигнули величественный храм в городе Эфесе в Малой Азии. Храм Артемиды в Эфесе считался одним из семи чудес света. Амазонки учредили там культ этой богини, олицетворяющей плодородие земли.

В храме Артемиды Эфесской находилась статуя богини, напоминающая своим видом мумию, бычьи головы, которыми Артемида Эфесская вся покрыта, являются символами земледелия. В эфесе богине Артемиде была посвящена пчела.

Амазонки

Амазонки, построившие храм Артемиды Эфесской, играли большую роль в греческих мифах.

Амазонки были племенем очень воинственных женщин, они обязывались отбывать военную службу и давали обет оставаться в продолжение известного времени девственницами. Когда же этот срок оканчивался, амазонки выходили замуж для того, чтобы иметь детей. Они же занимали все общественные должности, исполняли все общественные обязанности.

Мужья амазонок проводили свою жизнь дома, исполняя хозяйственные обязанности и нянча детей.

Древнегреческие скульпторы, желая увековечить амазонок и сохранить о них намять в потомстве, устроили род конкурса с присуждением награды за лучшую статую амазонки. Высшую награду получила статуя Поликлета, а вторую — Фидий.

На статуях амазонки изображаются большею частью с голыми руками и ногами, в короткой одежде, обнажающей одну сторону груди.

Иногда, впрочем, амазонок изображали в фригийских колпаках и в панталонах; в таком виде встречаются изображения амазонок на саркофагах героев и на некоторых расписных античных вазах.

Картина «Битва амазонок» Рубенса, находящаяся в Мюнхенской пинакотеке, считается одним из лучших произведений этого великого фламандского мастера.

Амазонки фигурируют во всех героических и национальных мифах греков. В последний раз о них упоминается в Троянской войне.

Геракл — первый герой, который победил амазонок. Сохранилась расписная ваза, где изображена битва амазонок с греками и победитель амазонок Геракл в сопровождении богини Афины, Аполлона и Артемиды, покровительницы амазонок.

Артемида

В мифологии Древней Греции Артемида — богиня охоты, плодородия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах. Матерью Артемиды была Лето, а отцом Зевс. Аполлон брат-близнец Артемиды.

Богиня Артемида проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении своих спутниц — нимф. Ее оружие — лук, одета она в короткую одежду, сопровождает Артемиду свора собак и любимая лань. Как только богиня чувствует усталость, она сразу же устремляется к своему брату Аполлону в Дельфы, где водит хороводы с нимфами и музами.

Артемида

Несмотря на то, что Артемида никогда не была замужем, она не отличалась мягкохарактерностью и девичьей скромностью. Наоборот, она была достаточно решительной и агрессивной. Она схожа с амазонками, которым, кстати, приписывается основание древнего и самого знаменитого храма Артемиды в малоазийском Эфесе. Этот храм никогда не пустовал, огромное количество людей всегда приходило в него, чтобы получить от Артемиды благословение на счастливый брак и рождение ребенка.

Главными чертами богини являлись энергичность, непреклонность и беспощадность . Она любила кровь и мучения. Лук и стрелы — это основные орудия наказания Артемиды. В древнейшие времена на алтарях Артемиды совершались человеческие жертвоприношения. Как только они были отменены, в Спарте в дни празднества Артемиды секли юных спартанцев ивовыми прутьями, кровь которых орошала ее алтарь. За состязанием наблюдала жрица, в руках которой была статуэтка Артемиды. Наклоном или подъемом статуэтки жрица указывала, что нужно усиливать или ослаблять удары.

Горе было тому, кто нарушит покой Артемиды. Люди знали о том, что она всевидяща и неумолима, поэтому в ее заповедных местах они не ломали ветвей, не разоряли птичьих гнезд и муравейников. Однако нашелся один человек, который все же нарушил этот запрет — Актеон. Однажды Актеон оставил других охотников и вместе с охотничьими собаками, которые его сопровождали, забрался в непроходимую чащу. Ему удалось приложить немало усилий, чтобы выбраться из нее. Вдруг его взору предстал ручей, а рядом с ним тенистый грот. Любопытство овладело нерадивым охотником. Он осторожно подошел к гроту и заглянул внутрь, где увидел необыкновенной красоты нимф. Они вскрикнули и сразу же окружили Артемиду, которая разделась для омовения. Гневу Артемиды не было предела, ее лицо покрылось румянцем, глаза засверкали зловещим блеском. С головы Актеона упал петас, несмотря на то, что ветра не было вовсе. Охотник взглянул на запруду для купания и с ужасом заметил, что у него выросли ветвистые рога. Вдруг из его руки выпал лук, потому что пальцы срослись и превратились в самые настоящие копыта. Актеон уже не мог стоять прямо, он стоял на четырех ногах. Его тело покрыла пятнистая шкура. Актеон хотел что-то сказать, однако и язык стал неподвластен ему, из его уст вырвалось мычание.

Артемида

Артемида сполна отомстила Актеону за то, что он нарушил запрет. Она вышла из пещеры и, вдоволь нахохотавшись, подняла с земли тугой лук и оттянула тетиву. Актеон от страха бросился бежать. За ним понеслась неудержимая свора псов. Актеон понял, что оторваться от них у него не получится, тогда он остановился и сказал каждой из собак: «Не прыгай так, Ниса! Вспомни, как я поднял тебя на ноги, когда тебя поразил кабан. Ларк! Как ты смеешь бросаться на своего хозяина? Ведь я всегда отличал тебя в своре». Однако собаки кроме мычания ничего не слышали, а нюх не позволил им учуять своего хозяина. Поэтому они безжалостно впились своими клыками в Актеона. Разорвать его собакам помешали подоспевшие охотники, которые очень обрадовались такой добыче в виде оленя. За это они пообещали Артемиде его заднюю ногу.

Однажды Артемида услышала об Орионе, который был сыном Посейдона и Эвриалы. Он был настолько силен, что ему ничего не стоило передвинуть горы. Кроме того, он был еще и необыкновенно красив, славился охотничьими успехами. Богиня решила охотиться вместе с ним. Жена Ориона долго уговаривала его держаться подальше от Артемиды, ведь она погубила множество смертных. Однако Ориону не терпелось показать Артемиде, что он не уступает ей ни в силе, ни в ловкости. Великан и богиня охоты стали охотиться вместе. А сопровождал их верный пес Ориона Сириус.

Латона и её дети — Аполлон и Артемида

Артемида сама и не заметила, как стала испытывать симпатию к Ориону и все чаще заглядываться на него. Неизвестно, к чему бы это привело, если бы они не вышли на широкий луг, словно приспособленный для метания камня или диска. Орион и Артемида взяли в ладони медные диски. Орион предложил богине первой метнуть диск, она так и поступила. Однако великан метнул свой диск дальше. Артемида разозлилась и поразила Ориона стрелой. Однако вскоре гнев ее стих, и она поняла, что совершила ошибку, ведь этот человек так нравился ей. Артемида отправилась к Зевсу на Олимп и попросила его вернуть Ориону жизнь. Зевс объяснил своей дочери, что это, к сожалению, не в его силах и что лучше бы ей научиться сдерживать свои вспышки гнева. Тогда Артемида попросила отца сделать так, чтобы она могла любоваться красотой Ориона. Вскоре на небе появилось новое созвездие Орион, а рядом с ним звезда Сириус.

Викторина с ответами «Мифы Древней Греции», 5 класс

Викторина знатоков древнегреческой мифологии в 5-6-х классах «Герои мифов Древней Греции?»

В переводе с греческого слово «миф» означает «предание», «сказание». Сказания о древних богах, титанах, героях, великанах, духах и фантастических существах отражают представления древних о мире, природе и человеческом бытии. Человек древнего мира наделял природу душой: солнце, звезды, деревья в мифах жили, как люди.

В мифах заключена история человечества более чем за 4 тыс. лет. Это огромный пласт культуры, без знания которого невозможно в полной мере постичь многие произведения искусства. Если сказка — это фантазия, вымысел, то миф — это объяснение того или иного явления жизни, основа узнавания окружающего мира.

Мифологические сюжеты занимают значительное место в устной фольклорной традиции различных народов. Наряду с другими шедеврами мировой культуры они призваны помочь процессу духовного развития, пониманию особенностей и закономерностей развития истории.

1. Назовите имя богини мудрости и справедливой войны древнегреческой мифологии, рожденной от Зевса и Метиды («мудрости»), огромная статуя которой, покрытая слоновой костью, украшала акрополь в Афинах. (Афина (Aqhina))

2. О каком боге, сыне Зевса и Лето, брате Артемиды, идет речь в данном отрывке Орфического гимна:

Бог светоносный, неистовый,

отрок преславный, прекрасный,

О Мусагет, о плясун хороводный,

грядущего чистых глаголов.

О всецветущий, ведь ты кифарой

Ладишь вселенскую ось,

то до верхней струны поднимаясь,

То опускаясь до нижней. »?

(Об Аполлоне (Apollvn))

3. Согласно древнегреческой мифологии эта богиня — сестра-близнец Аполлона — была богиней охоты, гор и лесов, дочерью Зевса и Лето. Родилась на острове Астрея (Делос). (Артемида (Artemiz))

4. В древнегреческой мифологии — бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды. Именно ему Афина подарила кровь, вытекшую из жил горгоны Медузы. Кровь, которая текла из левой части горгоны, несла смерть, а из правой части — использовалась для спасения людей. (Асклепий (Asclhpioz))

5. Супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня, младшая дочь Кроноса и Реи. Ее имя, возможно, означает «охранительница», «госпожа». (Гера (Яга))

6. Вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших; бог-гонец, вестник войны и мира, разносчик информации, без которой немыслима торговля, сын Зевса и плеяды Майи, одной из дочерей Атланта. (Гермес (Ermhz))

7. Бог и покровитель огня, кузнечного дела и обработки металлов, сын Зевса и Геры. (Гефест)

8. Дочь Крона и Реи, сестра Посейдона, Зевса и Аида, во владении которой находилась земля, а имя означало «Мать-Земля». (Деметра)

9. Согласно древнегреческой мифологии — бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. <Дионис)

10. Верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. (Зевс)

11. Малоизвестная богиня Олимпа, имя которой на устах многих жителей планеты и в наши дни, дочь океаниды Стикс и Палланта — сына титана Крия, сестра богини победы Нике, Силы и Мощи. Она, к сожалению, всегда и везде сопровождает свою сестру — крылатую и ясноокую Победу.

Древние греки представляли ее уродливой, грязной и косоглазой старухой. Она улыбается, только когда видит чужие несчастья, и никогда не спит, потому что ее всегда грызут мысли, что кому-то в этом мире хорошо. Больше всего ненавидит, когда кто-то добивается успеха. Она является сама для себя наказанием: чем больше она беспокоит и гложет людей, тем больше разъедает сама себя. (Зависть)

12. Малоизвестная богиня Олимпа, имя которой известно многим и в наши дни, воплощение неистовства и безумия, насылаемого на людей, преступивших установленные законы и обычаи. Она вселяет в человека чрезмерную уверенность в себе, презрение к богам и человеческим традициям или даже яростное желание, страсть к чему-либо; способна ослепить человека, довести его до душевной болезни. (Мания)

13. В греческой и римской мифологии бог сновидений, крылатое божество, сын бога сна Гипноса. Он являлся людям в снах, принимая образ любого человека. Он умеет абсолютно точно подражать голосу и стилю речи человека, которого изображает. (Морфей (Morfeuz))

14. Бог любви. Первоначально воспринимался как всеобъемлющая и всепоглощающая сила притяжения. Он смелый стрелок, крылатый, многоискусный; владыка ключей эфира, неба, моря, земли, царства мертвых и тартара. Ему соответствуют римские Амур и Купидон. (Эрот, Эрос (Erwz))

15. Богиня правосудия, дочь Урана и Геи, титанида, вторая законная супруга Зевса, мать богинь порядка в природе и человеческой судьбы. (Фемида, Темида, Темис (Qemiz))

16. Один из величайших героев Троянской войны, сын царя мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды. Стремясь сделать своего сына неуязвимым и таким образом дать ему бессмертие, Фетида по ночам закаляла его в огне, а днем натирала амброзией. Однажды ночью Пелей, увидев своего малолетнего сына в огне, вырвал его из рук матери. Согласно другой версии, Фетида купала Ахилла в водах подземной реки Стикс, чтобы таким образом сделать его неуязвимым, и только пятка, за которую она его держала, осталась уязвимой. О ком идет речь? (Об Ахилле, Ахиллесе (Acilleuz))

17. Мифологический герой, правнук бога ветров Эола, сын царя Иолка, участник Калидонской охоты, предводитель аргонавтов. (Ясон, Язон, Иасон (Iaswri))

18. Второстепенный отрицательный герой древнегреческой мифологии, знаменитый разбойник (известен под именами Дамаста и Полипемона), подстерегавший путников на дороге между Мегарой и Афинами. Он изготовил два ложа; на большое ложе укладывал небольших ростом путников и бил их молотом, чтобы растянуть тела, на маленькое — высоких ростом и отпиливал те части тела, которые там не помещались. (Прокруст)

19. Мифический пес, страж Аида, чудовище с тремя головами, туловищем, усеянным головами змей, и змеиным хвостом. (Цербер, Кербер (Kerberoz))

20. Назовите имя самого известного древнегреческого мифологического героя — полубога и получеловека, известного своими подвигами во благо человечества. (Геракл)

21. Участники плавания на корабле «Арго» за золотым руном в страну Эю (или Колхиду). (Аргонавты — букв, «плывущие на Арго»)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector