Значение слова ЛЕТО в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии
В греческой мифологии дочь титанов Коя и Фебы (Hes. Theog. 404—408), родившая от Зевса Аполлона и Артемиду. Имя Лето сближали с корнем led. leth, указывающим на «ночь» и «забвение», тем более, что мать её Феба — луна, а сестра Астерия — звезда. Однако, вероятнее всего, — это божество догреческого происхождения, и мифы о Лето восходят к догреческим малоазийским корням, а имя её связано с ликийским lada, «жена», «мать». По сообщению Страбона, на реке Ксанф в Ликии (Малая Азия) был храм Лето (XIV 3, 6), на острове Родос ей была посвящена роща (XIV 2, 2), на Крите город с догреческим населением, названный именем Лето . Возможно, этим негреческим происхождением богини объясняется её незаконная связь с Зевсом, преследование её Герой и особенно трудности при рождении близнецов, когда ни один клочок суши не смел принять гонимую Герой Лето . В мифах создан образ Лето как страдающей матери, «вечно милой», «самой кроткой» (Hes. Theog. 406—407), которая благодаря своим детям заняла почётное место на Олимпе. Лето изображается и прославляется как мать и жена (ср. ликийск. Лада). В гомеровском гимне (Hymn. Ноm. I) описывается картина долгих странствий богини по материку и островам греческого мира, её просьба к Делосу стать ей пристанищем и обещание прославить остров великолепным храмом. Девять дней мучается Лето в тяжелых схватках, вокруг её «лучшие среди богинь» — Фемида, Рея, Амфитрита, Диона и др. Злобная Гера задержала богиню родов Илифию под облаками на Олимпе. Через Ириду богини одаривают Илифию ожерельем, и тогда с её помощью появляется на свет Аполлон (I 25 —126). Опасаясь Геры, все отвергают Лето , и только остров Астерия (первоначальное название Делоса) приютил богиню, стар священнейшим из островов; там под пальмами Лето родила своих детей (Callim. Hymn. IV 55—274). Согласно Атенею (XIV, р. 614 в.), на Делосе находилось древнейшее изображение Лето — грубый фетиш в виде неотделанного полена. Лето особенно любима своими детьми, которые оберегают её и убивают тех, кто пытается оскорбить их мать (Тития, Пифона, детей Ниобы). Лето , Аполлон и Артемида всегда единодушны. Они вместе помогают троянцам в Троянской войне, что связано с их малоазийским происхождением. Аполлон спасает Энея, а Лето и Артемида возвращают герою мощь и красоту (Ноm. II. V 445—448). Гермес даже не пытается сразиться с Лето , признавая себя заранее побеждённым. Сама же богиня, подобрав стрелы и лук Артемиды, побитой Герой, отправляется на Олимп, чтобы вместе с Зевсом утешить дочь (XXI 497 — 504). Великую гордость материнства испытывает Лето , когда на Олимпе в доме Зевса появляется Аполлон. Она помогает сыну снять оружие, усаживает его в кресло. И пока все боги трепещут от страха, встав со своих мест, а Зевс подносит сыну в золотой чаше напиток, Лето веселится, сердцем радуясь, что родила столь мощного сына (Hymn. Hom. I 1 —13). Образ Лето — это образ богини-матери, прославленной в детях. В римской мифологии Лето известна под именем Латоны.
Ниоба
Не давали себя в обиду гордые Аполлон и Артемида, не щадили они и тех, кто осмеливался обидеть их любимую мать, великую богиню Лето. Так случилось однажды с гордой Ниобой, когда она забыла об этом.
У Ниобы, жены фиванского царя Амфиона, было семь сыновей и семь дочерей. Прекрасны, как юные боги, были ее дети, и Ниоба больше всего на свете гордилась своими детьми. Как-то вещая Манто, дочь слепого прорицателя Тиресея, позвала всех фиванок принести жертву богине Лето и ее детям – златокудрому Аполлону и вечно юной Артемиде. Позвала она и Ниобу, но заносчивая царица гордо ответила:
– С какой стати я буду кланяться Лето, которой для родов даже было отказано место на земле? Кто считает ее великой богиней, тот пусть и приносит ей жертвы. Почему меня так не почитают люди? Я богаче ее и счастливей. У меня 14 прекрасных детей, а у нее всего двое. И хотя мои дети не боги, они нисколько не хуже ее детей, богов. Я так могуча, что судьба не в силах навредить мне; если и возьмет она что-то, то еще больше останется.Испугались фиванки, что великая Лето услышит нескромные речи царицы Ниобы и покарает весь город. Они принесли богине богатые жертвы и молили ее не гневаться на них. Но великая богиня не могла смириться с таким оскорблением. Она позвала к себе Аполлона и Артемиду и пожаловалась им:
– Тяжело оскорбила меня гордая Ниоба. Она не верит, что я великая богиня и что только самой Гере уступаю я в своем могуществе. Неужели вы, мои дети, не отомстите за меня? Ведь если вы этого не сделаете, люди перестанут почитать меня и разрушат все мои алтари. Она и вас оскорбила тоже. Вас, бессмертных богов, она посмела равнять со своими смертными детьми.
Богиня еще продолжала свои жалобы, но стреловержец Аполлон нетерпеливо прервал ее:
– О, кончай скорее говорить! Ведь своими словами ты отдаляешь наказание.
– Хватит, не говори больше, – воскликнула в гневе и Артемида.
Разъяренные брат и сестра быстро понеслись в Фивы. Суровы были их лица, зловеще звенели в их колчанах золотые стрелы.
Невидимый Аполлон остановился неподалеку от городских ворот, где фиванские юноши упражнялись на поле в военных играх. Здесь были и все сыновья Ниобы. Двое из них, Исмен и Сипил, одетые в пурпурные плащи, неслись впереди всех на горячих конях. Вдруг Исмен вскрикнул и схватился за сердце. Золотая стрела Аполлона пронзила ему грудь. Выпустил он поводья из ослабевших рук и мертвым упал на землю. Услышал и Сипил грозный звон тетивы лука Аполлона, он хотел спастись на своем быстроногом коне от грозящей опасности, но и его настигла смертоносная стрела. Перелетел он через крутую конскую шею, и его горячая кровь алой струей хлынула на землю. И других сыновей Ниобы, Файдима и Тантала, настигли стрелы. Они так и свалились, как боролись, обхватив друг друга руками. Увидел Альпенор, что его братья упали, и поспешил поднять их. Обхватил он руками их уже холодеющие тела, но и сам свалился, пронзенный безжалостной рукой Аполлона. В колено впилась стрела их шестому брату, Дамасихтону, он хочет выдернуть ее, но вдруг другая стрела со свистом вонзается в его горло. Остался последний из сыновей Ниобы, юный Илионей. Он поднял к небу руки и взмолился:
– О олимпийские боги! Пощадите, пощадите!
Жалко стало грозному Аполлону несчастного юношу, но было поздно. Уже слетела стрела с его лука и пронзила сердце последнего сына гордой Ниобы.
Когда дошла страшная весть до царя Амфиона, не выдержал он такого горя и заколол себя острым мечом. Совсем обезумела от горя и несчастная Ниоба. Как раненая волчица, завыла она, склонилась над дорогими телами, пытается поднять их, целует в похолодевшие уста. В отчаянии простирает Ниоба к небу руки. Но не мольба срывается с ее губ, а крик. Безумный крик гнева и гордыни:
– Радуйся, жестокая Лето, горем питайся моим и слезами моими зверское сердце насыти. Думаешь, ты победила меня, соперница? Но нет, все равно победила я. У меня, несчастной, все же больше осталось детей, чем у тебя, счастливой!
Только успела она прокричать эти безумные слова, как опять раздался грозный звон тетивы на натянутом луке, и вот первая дочь Ниобы, сраженная насмерть, падает на тела своих братьев. У всех, кто был рядом, от ужаса зашевелились волосы на голове. Еще страшнее было то, что невидимы были боги и неизвестно откуда летели их карающие стрелы. Одна только Ниоба стояла спокойно, как будто ее это и не касалось, от горя совсем потеряла она рассудок. Опять звенит тетива, и падает другая ее дочь. Потом еще и еще… Шесть золотых смертоносных стрел выпустила безжалостная Артемида, и шесть прекрасных юных дочерей Ниобы бездыханными упали на землю. Осталась лишь самая младшая дочь, она бросилась к матери и укрылась в ее коленях. Только тогда не выдержала гордая Ниоба и взмолилась наконец:
– Оставь мне хоть младшую, великая и всемогущая Лето, ну, пожалуйста, оставь мне хоть одну!
Но великая богиня не простила Ниобу и не сжалилась над ней. Еще одна стрела слетела с лука Артемиды и пронзила последнюю дочь гордой Ниобы. Окаменела от горя непокорная Ниоба. Потускнели ее глаза, перестало биться сердце. Могучие ветры подхватили ее и перенесли на родину, в Лидию, где до сих пор стоит ее окаменевшее тело, и вечные слезы скорби непрерывной струей катятся из ее безжизненных глаз.
Мифы древней Греции
a. Любвеобильный Зевс соблазнил множество нимф, ведущих свой род от титанов и богов, а после сотворения человека — и смертных женщин. Вне брака от него родилось по крайней мере четыре великих олимпийских божества. Прежде всего к ним относится Гермес, которого Зевсу родила Майя, дочь Атланта. Произошло это в пещере на горе Киллена в Аркадии. Затем дочь титанов Коя и Фебы по имени Лето родила ему Аполлона и Артемиду. Причем во время их любовной связи Зевс превратился в перепела, а Лето — в перепелку; однако ревнивая Гера послала змея Пифона, чтобы он преследовал Лето по всему миру, и заявила, что Лето не сможет родить там, где сияет солнце 1 . Перенесенная на крыльях южного ветра, Лето оказалась, наконец, в Ортигии, близ Делоса, где произвела на свет Артемиду, которая сразу же, только родившись, помогла матери перебраться через узкий пролив, и там, с. 39 на Делосе, между оливой и финиковой пальмой, росшими на северном склоне горы Кинф, после девяти дней родовых схваток Лето произвела на свет Аполлона. Делос, который до этого был плавающим островом, неподвижно закрепился в море, и никто теперь не имел права ни родиться, ни умереть на этом острове: все больные, а также беременные женщины вынуждены были отправляться в Ортигию 2 .
b. Когда говорят о матери сына Зевса Диониса, называют разные имена. Одни считают, что его матерью была Деметра или Ио 3 ; другие называют Диону, Персефону, с которой Зевс совокупился в обличье змея, и даже Лето 4 .
c. Однако основной миф звучит следующим образом. Зевс, приняв вид смертного, имел тайную любовную связь с Семелой ( « земля » ), дочерью фиванского царя Кадма. Охваченная ревностью Гера, превратившись в старушку соседку, посоветовала Семеле, которая уже была на шестом месяце беременности, поставить своему таинственному возлюбленному условие: пусть он перестанет обманывать ее и предстанет в своем истинном обличье. Иначе откуда ей знать, что он не урод? Семела послушалась этого совета и, когда Зевс отказал ей в этой просьбе, не разрешила ему больше делить с ней ложе. Тогда в ярости он предстал перед ней в грохоте грома и сверкании молний и испепелил ее. Гермесу, однако, удалось спасти ее шестимесячного недоношенного сына. Гермес зашил ребенка в бедро Зевса, и тот, по истечении трех месяцев, в положенный срок произвел его на свет. Вот почему Диониса называют « дважды рожденный » или « дитя двойных дверей » 5 .
1. Любовные похождения Зевса указывают на захват эллинами древних святилищ богини на горе Киллена, например, Гермес, сын Зевса и Майи, первоначально был не богом, а тотемной силой фаллического каменного столба или пирамиды. Такие столбы отмечали центр, вокруг которого исполнялись оргиастические танцы в честь богини.
2. Вероятно, одним из компонентов божественности Аполлона была мышь-прорицательница — Аполлон Сминфей ( « Мышиный Аполлон » ) является одним из его самых ранних эпитетов (см. 158. 2), — к которой обращались за прорицанием в святилище Великой богини. Этим, возможно, объясняется тот факт, что он родился там, где никогда не светило солнце, а именно под землей. С мышами связывали болезни и излечение от болезней, поэтому эллины поклонялись Аполлону как богу-врачевателю и прорицателю, и лишь позднее стали говорить о том, что он родился под оливой и финиковой пальмой на северном склоне горы. Его называли братом-близнецом Артемиды, богини деторождения, и сделали его матерью Лето — дочь титанов Фебы и Коя. В Египте и Палестине Лето знали под именем Лат — богини плодородия, священными деревьями которой были финиковая пальма и олива. Вот почему в Грецию ее перенес южный ветер. В Италии она получила имя Латона.
3. Артемида, первоначально бывшая оргиастической богиней, имела в качестве с. 40 священной птицы похотливую перепелку. Во время весеннего перелета перепелиные стаи могли выбрать для отдыха Ортигию.
У Гомера ( « Илиада » IV. 101) Аполлон называется Lycegenes, т. е. « ликийский » , рожденный в Ликии; эфесцы похвалялись, что он родился в соседней с Эфесом Ортигии (Тацит. Анналы III. 61). Своим земляком его также считали жители Тегиры в Беотии и Зостера в Аттике (Стефан Византийский под словом « Тегира » ).
4. Плутарх, называя Диониса « сыном Лето » ( « забвение » ) ( « Застольные вопросы » VII. 5, 705 B), имеет в виду его более позднюю ипостась — бога виноградной лозы.
5. Рассказ о дочери Кадма Семеле, вероятно, свидетельствует о действиях беотийских эллинов, направленных на искоренение традиционного принесения в жертву членов царской семьи: Зевс-Олимпиец становится верховным богом, берет обреченного царя под свою защиту и уничтожает богиню своим собственным перуном. Дионис становится бессмертным после того, как его повторно производит на свет его бессмертный отец. Семеле в Афинах поклонялись во время праздника неистовых женщин на Ленеях, когда призванный символизировать Диониса годовалый бычок разрезался на девять частей и приносился ей в жертву, причем один кусок зажаривался, а остальные поедались участниками ритуала в сыром виде.
Лето (мифология)
Ле́то (иногда Лето́, др.-греч. Λητώ , дорийская форма Лато, возможно, в микенских текстах как ra-to [1] ) — в древнегреческой мифологии [2] — «титанида» [3] дочь титана Кея и Фебы [4] , жена Зевса, с которой он расстался ради Геры, или же его возлюбленная вне брака, мать близнецов Аполлона и Артемиды [5] [6] .
Родилась на острове в Океане против страны кельтов, почему там почитают Аполлона, и царствуют там Бореады [7] .
Содержание
Рождение детей
Зевс овладел ей, превратившись в перепела [8] . Когда Лето пришло время родить, ревнивая Гера запретила земной тверди дать роженице место для родов.
По наиболее известной версии, Гера преследовала ее по всей земле, и лишь на острове Делос у озера она родила Артемиду, а с помощью Артемиды Аполлона [9] . Когда Лето настигал Пифон [10] , по приказу Зевса Борей перенес Лето на Делос, где она, держась за оливу, родила Аполлона и Артемиду [11] . Либо Борей принес ее к Посейдону, а он перенес ее на Ортигию и закрыл остров волнами. Пифон не нашел его, и тогда Посейдон вернул остров наверх [10] . Лето обратилась за помощью к плавучему острову Делос — тем самым формально обходился запрет Геры, — обещая в награду прославить его. Делос дал возможность Лето родить детей на его берегах. Однако Гера запретила Илифии-родовспомогательнице помогать своей сопернице. Лето мучилась схватками несколько дней, многие богини собрались вокруг неё, сочувствуя, но не в силах ничего сделать. Илифия согласилась помочь только после поднесения богинями дара. По одной из версий мифа, Илифия задержала рождение только Артемиды уже после успешного появления на свет Аполлона. По другой — Артемида родилась первой и сразу же начала принимать у матери роды своего брата Аполлона. После успешного рождения Аполлона и Артемиды остров Делос стал, наконец, неподвижным.
Перед этим Лето развязала пояс, собираясь родить, в Зостере (Аттика), где был её жертвенник [12] . Согласно Клеарху, она пришла из Халкиды на Евбее в Дельфы и родила там Аполлона и Артемиду у пещеры Пифона [13] .
Либо Зевс превратил ее в перепелку и отправил на остров [14] . По другому рассказу, Лето пришла за 12 дней из страны гипербореев на Делос в облике волчицы [15] . По Аристону Александрийскому, она родила детей у источника Ортигия в Эфесе [16]
Два ствола, которые она держала при родах, показывали на Делосе [17] . Купалась после родов в реке Кенхрий в парке Ортигия в Эфесе [18] .
Родив детей, она скиталась по Ликии и просила воды у местных жителей. Но они замутили воду в озере Мелита, и Лето превратила их в лягушек [19] (по ошибочной версии, это была Деметра [20] ). Она омыла детей в реке Ксанфе [21] .
Другие предания
Когда боги бежали в Египет, она превратилась в землеройку [22] . Покровительствует перепелкам [23] . В Дельфах ей посвящают репу, которой ей захотелось [24] . С вершин Тайгета Лето смотрела на охоту своей дочери [25] .
Лето считается символом материнства, материнской любви и почитания детьми. Оскорблённая в материнских чувствах фиванской царицей Ниобой, обладательницей многочисленных сыновей и дочерей, Лето обратилась к своим детям Аполлону и Артемиде с требованием отмщения, и те поразили стрелами всех детей обидчицы.
Ей посвящен XXXV орфический гимн.
Её именем назван астероид (68) Лето, открытый в 1861 году
Соответствия в других мифологиях
Римская мифология
В римской мифологии Лето соответствует Лато́на (Лато́). На печати Мецената была лягушка [26] .
В честь Латоны назван астероид (639) Латона (англ.) русск. , открытый в 1907 году.
Славянская мифология
Б. А. Рыбаков сближал Лето и Латону со славянской богиней Ладой [27] .
Ссылки
Примечания
- ↑ Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.143
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.51-52, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.259; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 2 далее
- ↑ Гомер. Одиссея VI 106
- ↑ Гесиод. Теогония 404—406; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 67, 2
- ↑Лето, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- ↑ Гесиод. Теогония 918—920
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека II 47, 2, ссылка на Гекатея Абдерского
- ↑ Схолии к Пиндару. Пифийские песни Введ. // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.412
- ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 4, 1
- ↑ 12 Гигин. Мифы 140
- ↑ Гигин. Мифы 53
- ↑ Павсаний. Описание Эллады I 31, 1; Гиперид, фр.71 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.528
- ↑ Афиней. Пир мудрецов XV 701с-d // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.409
- ↑ Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия III 73 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.663
- ↑ Аристотель. История животных VI 35 (183); Элиан. О природе животных X 26 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.571
- ↑ Тацит. Анналы III 61; Схолии к Пиндару. Немейские песни I 10 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.75
- ↑ Овидий. Метаморфозы XIII 635
- ↑ Страбон. География XIV 1, 20 (стр.639)
- ↑ Овидий. Метаморфозы VI 339—381; Антонин Либерал. Метаморфозы 35, 4; Первый Ватиканский мифограф II 85, 1
- ↑ Первый Ватиканский мифограф I 10, 2
- ↑ Антонин Либерал. Метаморфозы 35, 2
- ↑ Антонин Либерал. Метаморфозы 28, 3
- ↑ Солин 11, 20
- ↑ Полемон, фр.36 Преллер
- ↑ Павсаний. Описание Эллады III 20, 5
- ↑ Плиний Старший. Естественная история XXXVII 10
- ↑Б. А. Рыбаков Язычество древних славян. — М .: Наука, 1994. — 610 с. — ISBN 5020095850
Литература
- Лето, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Титаны
- Древнегреческие богини
- Боги по алфавиту
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Лето (мифология)» в других словарях:
Лето — (Ληθώ, Latona). Мать Аполлона и Артемиды от Зевса. Ревнивая Гера преследовала ее, пока та не пришла на остров Делос, где и родила своих детей близнецов. Римляне называли ее Латоной. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш.… … Энциклопедия мифологии
МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ. БОГИ — Обычно боги олицетворяют просто некую безличную сверхъестественную силу. В мифологических сказаниях сверхъестественное получает имя и образ, так что анонимное чудесное вмешательство становится богом, обладающим именем и играющим определенную роль … Энциклопедия Кольера
ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ — Сущность Г. м. становится понятной только при учёте особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших всё многообразие человеческих отношений и природных явлений. Г. м.… … Энциклопедия мифологии
Русская мифология — Традиционные религии Типология Анимизм · Культ предков · Магия · Полидоксия · Спиритизм · Тенгрианство · … Википедия
Зевс (мифология) — Зевс Зевс Бог грома и молнии, верховный бог Мифология: Древнегреческая В иных культурах: Юпитер Отец: Кронос Мать: Рея … Википедия
ХРИСТИАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ — комплекс представлений, образов, наглядных символов, связанных с религиозной доктриной христианства и развивающихся во взаимодействии этой доктрины с фольклорными традициями народов. Соотношение между христианской доктриной и X. м. противоречиво … Энциклопедия мифологии
Древнегреческая мифология — Традиционные религии Ключевые понятия Бог · Богиня мать … Википедия
Феба (мифология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Феба (значения). Древнегреческая мифология Титаны (доолимпийские боги и богини) титаны: Гиперион, Иапет, Кей, Криос, Кронос, Океан титаниды: Мнемозина, Рея, Тейя, Тефида, Феба, Фемида … Википедия
Христианская мифология — комплекс представлений, образов, наглядных символов, связанных с религиозной доктриной христианства и развивающихся во взаимодействии этой доктрины с фольклорными традициями народов. Соотношение между христианской доктриной и X. М. противоречиво … Энциклопедия культурологии
Миф об Икаре
Дедал, талантливый изобретатель, прославился тем, что построил для критского царя Миноса великолепный дворец, в котором был даже водопровод. Дедал также построил лабиринт для того, чтобы спрятать в нем Минотавра, чудовище, которое родилось в результате противоестественного союза жены Миноса и белого быка — бога океана Посейдона. Когда царь Минос узнал, что Дедал способствовал этой затее царицы, он посадил его в тюрьму. Дедал сумел тайно изготовить из птичьих перьев, скрепленных воском, две пары крыльев для себя и своего сына Икара, чтобы вырваться на волю и улететь на Сицилию. Когда время для побега пришло, Дедал предостерег своего сына: Икар, выбери средний путь. Если ты полетишь слишком низко, море намочит крылья, Если ты полетишь слишком высоко, солнце растопит воск. Лети ниже солнца и выше моря! Следуй за мной, я поведу тебя.
Но Икар не сумел побороть искушения и взлетел высоко. Его крылья развалились, когда солнце растопило воск. Он упал в море и утонул.
Высокомерие и гордыня — это грех, к которому наиболее склонны великие и талантливые люди, предоставившие греческим драматургам и историкам массу подобных примеров. Рассказы о наказании героев, вообразивших себя равными богам, по мнению ученых, позволяли слушателям пережить катарсис очистить себя от страха и жалости, чтобы эти деструктивные эмоции не мешали жить и действовать. Некоторые писатели представляли своих героев абсолютно безупречными. Эсхил, например, полагал, что боги завидуют величию людей и специально насылают на них неоправданную и непомерную гордыню, когда те находятся на самой вершине успеха.
Через двадцать пять веков высокомерие все еще играет большую роль в нашей жизни: мы еще в младенчестве бросаем вызов богам и ощущаем себя непобедимыми, протягивая руку и обжигаясь о раскаленную печку. Каждый из нас может привести свой собственный пример высокомерия. У Вика, например, любимая история этого рода — рассказ о «старине Хемингуэе». Он услышал ее от владельца завода, выпускавшего трубы, которого встретил в Хьюстоне, когда работал в бизнесе, связанном со слияниями и покупками компаний. Старина Хемингуэй, топ-менеджер, имел привычку заканчивать свои беседы с менеджерами более низкого уровня, взяв со стола газету и демонстративно начиная читать ее, отгородившись ею от собеседника. Однажды его нашли в офисе мертвым, и в его газете было пятнадцать дырок от пуль. Очевидно, кто-то из тех самых менеджеров, возмущенный высокомерием своего босса, слишком хорошо запомнил эту его привычку и использовал ее, чтобы раз и навсегда свести с ним счеты.
Наша любимая газета The National Enquirer — отличный источник историй о жертвах высокомерия. Поведение популярной киноактрисы Дженифер Лопес, очевидно, один из самых ярких примеров подобного рода. Как рассказывает Enquirer, людей, обслуживающих Джей-Ло, предупреждают, что ей никогда нельзя смотреть прямо в глаза и называть ее просто по имени’. У подобных требований есть исторические корни: так следовало себя вести при дворе французского короля Людовика XIV. Придворные должны были отводить глаза, если на них смотрел Король-Солнце. Кроме того, от них требовалось предоставлять для утех короля своих жен, если они ему приглянулись.
В трагедиях, разыгрывающихся на Уолл-стрит, высокомерие часто играет главную роль. Покойный историк Роберт Собел, в книге When Giants Stumble: Classic Business Blunders and Ног to Avoid Them (Когда гиганты спотыкаются: Классические ошибки в бизнесе и как их избежать), изданной в 1999 году, поставил высокомерие на видное место в своем списке 15 смертных грехов, которые привели к гибели такие компании, как Osborne Computer, LTV, Schwinn, и Packard Motor Car». (В списке Собела также фигурируют непотизм, стратегически необоснованное расширение компании, готовность обойти закон, изоляция и зависимость.)
Ощущение, что «ты над миром», — главная черта высокомерного поведения. Прославленный британский дипломат и мастер переговоров сэр Гарольд Николсон указал на это в своей классической, опубликованной в 1938 году книге Diplomacy (Дипломатия): «Нельзя преувеличить опасность тщеславия для участника переговоров. Оно приносит с собой неточность, чрезмерную возбудимость, нетерпение, избыток эмоций и даже ложь».
Именно такое представление о себе — «я над миром»,— очевидно, проявилось у президента корпорации Cisco Джона Чемберса, когда он обвинил руководителей компаний из Силиконовой долины в том, что они снижают капитализацию своих фирм, реализуя опционы на акции, полученные в качестве бонусов. Как правило, топ-менеджеры имеют право реализовать такие опционы уже через три года работы в компании. Ирония в том, что, как сообщил новостной веб-сайт InfoWorld, Чемберс отчитывал коллег всего через. 17 дней после того, как продал за 142,9 млн долл. свои акции корпорации Cisco, полученные как опцион всего за 1,15 млн долл., когда цена на них достигла пика 29 февраля 2000 года».
Кроме того, корпорации Cisco и Enron использовали хитрые схемы, чтобы не показывать долги в своей корпоративной отчетности. В 2002 году Wall Street Journal вызвал сенсацию, сообщив, что торговые представители корпорации Enron сумели тайно спровоцировать рост цен на электроэнергию в Калифорнии, проведя секретные операции, закодированные под названиями Fat Воу (Толстый мальчик), Ricochet (Рикошет), Load Shift (Перенос нагрузки), Get Shorty (Достань коротышку) и Death Star (Звезда смерти).
Миф о Дедале и Икаре
Дедал и Икар В те далёкие времена, когда у людей ещё не было ни инструментов, ни машин, жил в Афинах великий художник Дедал. Он первый научил греков строить прекрасные здания. До него художники не умели изображать людей в движении и делали статуи, похожие на запелёнатых кукол с закрытыми глазами. Дедал же стал высекать из мрамора великолепные статуи, изображающие людей в движении. Для своей работы Дедал сам придумал и сделал инструменты и научил людей пользоваться ими. Он научил строителей зданий, как проверять — камнем на нитке, — правильно ли кладут они стены. У Дедала был племянник. Он помогал художнику в мастерской и учился у него искусствам. Рассматривая однажды плавники рыбы, он догадался сделать пилу; придумал циркуль, чтобы чертить правильный круг; вырезал из дерева круг, заставил его вращаться и стал лепить на нём глиняную посуду — горшки, кувшины и круглые чаши. Однажды Дедал с юношей взошли на вершину Акрополя, чтобы с высоты посмотреть на красоту города. Задумавшись, юноша ступил на самый край обрыва, не удержался, упал с горы и разбился. Афиняне обвинили Дедала в гибели мальчика. Дедалу пришлось бежать из Афин. На корабле он добрался до острова Крита и явился к критскому царю Миносу. Минос был рад, что судьба привела к нему знаменитого афинского строителя и художника. Царь дал пристанище Дедалу и заставил его работать на себя. Дедал выстроил ему Лабиринт, где было столько комнат и так запутаны ходы, что всякий, кто входил туда, уже не мог сам найти выход. До сих пор на острове Крите показывают остатки этого великолепного сооружения. Долго жил Дедал у царя Миноса пленником на чужом острове среди моря. Часто сидел он на морском берегу, глядя в сторону родного края, вспоминал свой прекрасный город и тосковал. Уже много лет прошло, и, наверное, уже никто не помнил, в чём его обвиняли. Но Дедал знал, что Минос никогда не отпустит его и ни один корабль, отплывающий от Крита, не посмеет взять его с собой, опасаясь преследования. И всё-таки Дедал постоянно думал о возвращении. Однажды, сидя у моря, он поднял глаза в широкое небо и подумал: «Нет для меня пути по морю, но вот небо открыто для меня. Кто может мне помешать на воздушной дороге? Птицы рассекают крыльями воздух и летят куда хотят. Разве человек хуже птицы?» И ему захотелось сделать себе крылья, чтобы улететь из плена. Он стал собирать перья больших птиц, искусно связывал их льняными крепкими нитками и скреплял воском. Скоро он сделал четыре крыла — два для себя и два для своего сына Икара, который жил вместе с ним на Крите. Перевязью крест-накрест прикреплялись крылья к груди и к рукам. И вот наступил день, когда Дедал попробовал свои крылья, надел и, плавно махая руками, поднялся над землёй. Крылья держали его в воздухе, и он направлял свой полёт в ту сторону, куда хотел. Спустившись вниз, он надел крылья сыну и учил его летать. — Спокойно и ровно взмахивай руками, не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не смочить крылья, и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя. Лети за мной следом. — Так говорил он Икару. И вот рано утром они улетели с острова Крита. Только рыбаки в море да пастухи на лугу видели, как они улетали, но и те подумали, что это крылатые боги пролетают над землёй. И вот уже далеко остался позади скалистый остров, и широко раскинулось под ними море. День разгорался, солнце поднялось высоко, и лучи его жгли всё сильнее. Осторожно летел Дедал, держась ближе к поверхности моря и боязливо оглядывался на сына. А Икару по душе был вольный полёт. Всё быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше ласточек, выше самого жаворонка, который поёт, глядя прямо в лицо солнцу. И в ту минуту, когда отец не глядел на него, Икар поднялся высоко вверх, к самому солнцу. Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, перья распались и разлетелись вокруг. Напрасно взмахивал Икар руками, — уже ничто больше не удерживало его в высоте. Он стремительно падал, упал и исчез в глубине моря. Оглянулся Дедал — и не увидел в синеве неба летящего сына. Он глянул на море — лишь белые перья плыли на волнах. В отчаянии опустился Дедал на первый встретившийся ему остров, сломал свои крылья и проклял своё искусство, погубившее его сына. Но люди запомнили этот первый полёт, и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах.
Богиня лето у греков
Лето (Λητω), в греческой мифологии дочь титанов Коя и Фебы (Гесиод, Теогония, 404-408), родившая от Зевса Аполлона и Артемиду. В римской мифологии Лето известна под именем Латона. Имя Лето сближали с корнем λαθ, указывающим на ночь и тьму, и считали, что она была богиней скрытого, тайного, богиней мрака и неизвестности, тем более, что мать ее Феба – луна, а сестра Астерия – звезда.
Лето с младенцами Аполлоном и Дианой,
художник Маркантонио Франческини, 1699
Богиня Лето и ликийские крестьяне,
Ян Брейгель, 1610, Рейксмузеум, Амстердам
Однако, вероятнее всего, Лето – это божество догреческого происхождения, и мифы о богине Лето восходят к догреческим малоазийским корням, а имя ее связано с ликийским lada, что означает жена или мать. По сообщению Страбона, на реке Ксанф в Ликии в Малой Азии был храм Лето (XIV 3, 6), на острове Родос ей была посвящена роща (XIV 2, 2), на Крите город с догреческим населением, названный Лето. Возможно, этим негреческим происхождением богини объясняется ее незаконная связь с Зевсом, преследование ее Герой и особенно трудности при рождении близнецов, когда ни один клочок суши не смел принять гонимую Герой Лето.
В мифах создан образ Лето как страдающей матери, «вечно милой», «самой кроткой» (Гесиод, Теогония, 406-407), которая благодаря своим детям заняла почетное место на Олимпе. В гомеровском гимне описывается картина долгих странствий богини по материку и островам греческого мира, ее просьба к Делосу стать ей пристанищем и обещание прославить остров великолепным храмом. Девять дней мучается Лето в тяжелых схватках, рядом с ней «лучшие среди богинь» – Фемида, Рея, Амфитрита, Диона и другие. Злобная Гера задержала богиню родов Илифию под облаками на Олимпе. Через Ириду богини одаривают Илифию ожерельем, и тогда с ее помощью появляется на свет Аполлон (I 25-126).
Богиня Лето предупреждает крестьян,
художник Джулио Карпиони
Богиня Лето превращает ликийских
крестьян в лягушек, Иоганн Георг Платцер
Опасаясь Геры, все отвергают Лето, и только остров Астерия (первоначальное название Делоса) приютил богиню, став священнейшим из островов; там под пальмами Лето родила своих детей (Каллимах, Гимны, IV 55-274). Согласно Атенею (XIV, 614), на Делосе находилось древнейшее изображение богини Лето – грубый фетиш в виде неотделанного полена. Лето особенно любима своими детьми, которые оберегают ее и убивают тех, кто пытается оскорбить их мать (Тития, Пифона, детей Ниобы).
Лето, Аполлон и Артемида всегда единодушны. Они вместе помогают троянцам в Троянской войне, что связано с их малоазийским происхождением. Аполлон спасает Энея, а Лето и Артемида возвращают герою мощь и красоту (Гомер, Илиада, V 445-448). Гермес даже не пытается сразиться с Лето, признавая себя заранее побежденным. Сама же богиня, подобрав стрелы и лук Артемиды, побитой Герой, отправляется на Олимп, чтобы вместе с Зевсом утешить дочь (XXI 497-504).
Великую гордость материнства испытывает Лето, когда на Олимпе в доме Зевса появляется Аполлон. Она помогает сыну снять оружие, усаживает его в кресло. И пока все боги трепещут от страха, встав со своих мест, а Зевс подносит сыну в золотой чаше напиток, Лето веселится, сердцем радуясь, что родила столь мощного сына (Гомеровские гимны I 1-13). Образ Лето – это образ богини-матери, прославленной в детях.
В старину в хронологии словом «лето» называли то, что мы называем «годом». В рукописи 1263 года замечено: «ино бо лето (χpονoς), ино же год (καιρος)»; следовательно, слово «Лето» иногда означало вообще время, а слово год – точку времени. По рукописям XVI-XVII веков Лето начиналось от Рождения Предтечи (24 июня) и продолжалось до 24 сентября, т. е. до Зачатия Предтечи. В летописях Лето часто смешивалось и с весной, и с осенью. В Библии, Лето представляется как бы временем праздничным: Ревекка для встречи Исаака оделась «в ризу летнюю», то есть праздничную, торжественную; Фамарь, свергнув ризы вдовства своего, также облеклась в ризы летние и украсилась; таким образом, слово «летняя» означает не просто легкую, а праздничную, щегольскую, парадную одежду.