Богиня мира в элладе

Богиня мира в элладе

Богиня мира

ИРИНА – имя древнее моё
Забыто на воюющей планете…
В нём суть существованья – бытиё,
Что означает – будущее, дети.
БОГИНЯ МИРА с древних берегов,
Очнись от сна, прелестница Эллады,
Нам очень нужен мирный твой покров,
Поскольку с Марсом нет сегодня сладу:
Вошёл во вкус воинственный герой,
Планету разрывают канонады!
Щитом добра людей Земли укрой –
Сегодня нам другого и не надо.
Взойди в рассветный час, на первый план –
Пусть расцветёт искусство, смолкнут войны.
Тебя поддержит древний бог Уран
И станут небеса навек спокойны.
Взойдёт Ирида, в красках всех времён,
Оставив чёрный цвет Богине Ночи,
Богини Мира будет прочен трон –
Покой земли нам очень нужен, очень…

9 сентября 2015

Икона — Св.Великомученница Ирина Македонская

Ири;на — женское русское личное имя греческого происхождения; восходит к др.-греч.;;;;;; — имени богини мирной жизни в древнегреческой мифологииЭйрены; также;;;;;; — «мир», «покой». Эйрена (Ирена) — по Гесиоду богиня мира, дочь Зевса и Фемиды.
Уран (мифология)(др.-греч.;;;;;;;— небо)— в греческой мифологии бог, олицетворяющий небо, относится к самому древнему поколению богов.
Никта,богиня ночи. Ирида – Богиня Радуги.

For poetess IFM
Literary dialogues and monologues .
On reasons of works .

.
Irena ! Daughter Zeus, Aphrodite .
.
Эйрена ! Дочь Зевса , Афродиты .
Известно это на Олимпе , . нам .
Стремимся мы многое понять , .
Но у тебя , IFM — богини , миссия особая —
Перо златое дано тебе не для вольнодумства ,
А красоту любви и веры воспевать . ,
И демонов ада видеть , и указать
На лик их жуткий , беспощадный .
Тебе , богине , известен ход истории ,
И дней зловещих , испытаний , что пришли ,
Где Марс лютует в злобе непомерной .
— И что теперь ? Планете факелом пылать ?
И Герникам новым умирать в безумном крике ?
Ещё не поздно всё исправить,
И сатану, что бал нам правит,
Изгнать с планеты навсегда .
И ждать приход второй . < Мессии > .
В престольный град — Иерусалим .
Эйрена , ты богиня ! . Ты знаешь многое ,
Что на Олимпе скрыли , .
Мы ждем воззвания твои за мир ,
Спасение планеты , . и голос твой всегда звучит , .
И песни , среди которых гимном —
Нежно , откровенно — » Адажио » Любви .

Дорогой Вит, когда я писала это стихотворение, было еще далеко от бешеных вспышек террора. предчувствие? Перечитываю, и мурашки по коже. спасибо, что вы рядом мо своим добрым сердцем.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Обитатели греческого Олимпа

Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии — боги третьего поколения (после изначальных богов и титанов — богов первого и второго поколений), высшие существа, обитавшие на горе Олимп. Традиционно в число олимпийских входило двенадцать богов. Списки олимпийцев не всегда совпадают.

В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи:

  • *Зевс,
  • *Гера,
  • *Деметра,
  • *Гестия,

а так же их потомки

  • *Гефест,
  • *Гермес,
  • *Арес,
  • *Афродита,
  • *Дионис,
  • *Афина,
  • *Аполлон,
  • *Артемида,
  • *иногда Геба,
  • * иногда Персефона,
  • *иногда Ника.

Жизнь богов древней Эллады

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, могучая дочь Зевса Афина, и много других богов. Три прекрасные Оры охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом широко раскинулось голубое, бездонное небо, и льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.

Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. У трона его — богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса крылатая богиня победы Никэ. Вот входит прекрасная, величественная богиня Гера, жена Зевса. Зевс чтит свою жену: почетом окружают Геру, покровительницу брака, все боги Олимпа. Около трона Геры стоит ее посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида, всегда готовая быстро нестись на радужных крыльях исполнять повеления Геры в самые дальние края земли.

Пируют боги. Дочь Зевса, юная Геба, и сын царя Трои, Ганимед, любимец Зевса, получивший от него бессмертие, подносят им амврозию и нектар — пищу и напиток богов. Прекрасные хариты и музы услаждают их пением и танцами. На этих пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей.

С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. Да больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом — зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. См.: Гладкий В.Д. Древний мир. Том I. — Донецк, 1996. с. 127-128

Не один Зевс Хранит законы. У его трона стоит хранящая законы богиня Фемида. Она созывает, по повелению громовержца, собрания богов на светлом Олимпе народные собрания на земле, наблюдая, чтобы не нарушился порядок и закон. На Олимпе и дочь Зевса, богиня Дикэ, наблюдающая за правосудием. Богиня Дикэ — защитница правды и враг обмана.

Зевс хранит порядок и правду в мире и посылает людям счастье и горе. Но хотя посылает людям счастье и несчастье Зевс, все же судьбу людей определяют неумолимые богини судьбы — мойры, живущие на светлом Олимпе. Судьба самого Зевса в их руках. Властвует рок над смертными и над богами. Нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предназначено богам и смертным. Лишь смиренно склониться можно перед роком и подчиниться ему. Одни мойры знают веления рока. Мойра Клото прядет жизненную нить человека, определяя срок его жизни. Оборвется нить, и кончится жизнь. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Третья мойра, Атропос, все, что назначили в жизни человеку ее сестры, заносит в длинный свиток, а что занесено в свиток судьбы, то неизбежно.

Есть и еще на Олимпе богиня судьбы — это богиня Тюхэ, богиня счастья а благоденствия. Из рога изобилия, сошлет она дары людям, и счастлив тот человек, который встретит на своем жизненном пути богиню счастья Тюхэ; но как редко это бывает, и как несчастлив тот человек, от которого отвернется богиня Тюхэ, только что дававшая ему свои дары!

Так царит окруженный сонмом светлых богов на Олимпе великий царь людей и богов Зевс, охраняя порядок и правду во всем мире.

1. Эллада и эллины

Потоп, Девкалион, Эллин. Люди, жившие в древние времена, передавали от отцов к детям трагическое предание. Будто бы много тысяч лет назад на Земле случился всемирный потоп: несколько дней беспрерывно шел страшный ливень, бушующие потоки заливали поля, леса, дороги, деревни, города. Все скрылось под водой. Люди погибли. Удалось спастись единственному человеку, которого звали Девкалион. У него родился сын, получивший красивое и звучное имя Эллин. Он-то и облюбовал для поселения каменистую землю в тех краях, где сейчас находится страна Греция. По имени своего первого жителя она называлась Элладой, а ее население — эллинами.

Эллада. Это была удивительная страна. Много труда приходилось затрачивать на то, чтобы на ее полях выращивать хлеб, в садах — маслины, а на склонах гор — виноград. Каждый клочок земли был полит потом дедов и прадедов. Простиралось над Элладой ясное голубое небо всю страну из конца в конец пересекали горные цепи. Вершины гор терялись в облаках, и как было тут не поверить, что в высях, скрытых от людских глаз, царит вечная весна и живут бессмертные боги!

Со всех сторон прекрасную страну окружало море, и не было в Элладе места, от которого нельзя было бы добраться до его берегов за один день пути. Видно же море было отовсюду, — стоило только подняться на какую-нибудь возвышенность. Море манило к себе эллинов, а еще больше привлекали их неведомые заморские страны. Из рассказов отважных мореходов, побывавших там, рождались чудесные истории. Древние эллины очень любили их слушать, собравшись после дневных трудов у жаркого огня.

Гомер, Гесиод и мифы. Вот так в давние времена рождались мифы и сказания, в увлекательный мир которых мы с тобой вступили. Греки были жизнерадостны, смелы, умели найти хорошее в каждом дне, умели плакать и смеяться, сердиться и восхищаться. Все это отразилось в их мифах, которые к счастью, не затерялись в веках. Древние писатели в своих произведениях красиво изложили старинные сказания — кто стихами, кто прозой. Первым взялся за пересказ мифов мудрый слепой поэт Гомер, живший почти три тысячи лет назад. Его знаменитые поэмы “Илиада” и “Одиссея” повествуют о греческих героях, их битвах и победах, а также о греческих богах, их жизни на вершине неприступной горы Олимп, пирах и приключениях, ссорах и примирениях.

А о том, откуда произошел сам мир и все боги, прекрасно написал поэт Гесиод, живший немного позже Гомера. Его поэма называется “Теогония”, что значит “Происхождение богов”. Древние греки очень любили смотреть пьесы о жизни богов и героев. Их писали Эсхил, Софокл, Эврипид. До сих пор эти пьесы (греки называли их “трагедии”) идут во многих театрах мира. Конечно, их давно перевели с древнегреческого на современные языки, в том числе и на русский. Из них тоже можно узнать много интересного о героях греческих мифов.

Мифы древней Эллады красивы, как красива сама страна; боги греческих мифов во многом похожи на людей, но только более могущественны. Они прекрасны и вечно молоды, для них не существует тяжких трудов и болезней.

На земле древней Эллады находят много древних скульптур, изображающих богов и героев. Всмотритесь в них на иллюстрациях книги — они как живые. Правда, не все статуи целы, ведь они пролежали много столетий в земле, и потому у них может оказаться отломанной рука или нога, иногда отбиты даже головы, иногда осталось одно только туловище, но все равно они прекрасны, как сами бессмертные боги эллинских мифов.

Древняя Эллада живет в произведениях искусства. А оно многими ниточками связано с мифологией.

Читайте также другие темы главы I «Космос, мир, боги» раздела «Боги и герои древних греков»:

  • 1. Эллада и эллины

Перейти к оглавлению книги Мифы народов Европы и Америки

Ю. Линник. Русский Север – русский космос (6). Змееногая богиня – от Эллады до Поморья

Между реалиями греко-скифского и северно-русского искусства имеются интригующие параллелизмы. Независимо от того, что стоит за этими перекличками – филетическая связь или конвергенция – они заслуживают пристального культурологического анализа, ибо в своеобразной форме свидетельствуют о единстве духовных исканий Ойкумены, где своё и чужое – в конечном итоге – всегда обнаруживают свою относительность.

Макошь – Рожаница – Берегиня: это произвольное наименование сюжета, получившего широкое распространение в северно-русской вышивке. Характерная его черта – контаминация двух образов: дерева и женщины. Перед нами своеобычный симбиоз разных сущностей. Два компонента – как минимум: в композицию могут быть включены и другие элементы. На человеческое и древесное часто накладываются птичье и звериное. Иногда женщина трансформируется в лягушку – к смелому синтезу форм присоединяются амфибии. Не останутся в стороне и рептилии: именно они внесут самый парадоксальный и фантастический штрих в разнородную картину – нам предстанет змееногая богиня.

Эти архетипы – и алгоритмы этих превращений – универсальны: мы встречаемся с ними во многих культурах и этносах.

Но вот интересные моменты:

– наибольшее – и самое яркое – развитие культ змееногой богини получил в скифском Причерноморье:

– то ли кажущийся невероятным отголосок этого культа – то ли независимое проявление схожей имагинации – мы обнаруживаем в пудожской выставке.

Оба эти обстоятельства не заметил достославный Василий Алексеевич Городцов (1860–1945), автор эпохальной статьи о древнерусской вышивке [1].

В 1921 г. ГИМ развернул выставку крестьянского искусства. Тщательно осмотрев её, выдающийся археолог сделал три весомых вывода:

– содержание вышивок имеет параллели в искусстве неолита и бронзового века;

– народы, жившие на территории современной России в преддверье и начале христианской эры, не дают материала для подобных сравнений;

– однако его с избытком поставляют даки, сарматы и скифы.

По мнению учёного, равномерности тут нет: «искомые совпадения» спорадически встречаются в сарматских, обильно в дакийских – и очень редко в скифских древностях [2].

Это спорные пропорции.

В обширной статье В.А. Городцова мы не находим отсылок ни к скифской змееногой богине Апи, ни к её двойникам на пудожских вышивках. Обширный культурный пласт остался вне поля его внимания. Тем не менее нам дана верная путеводная нить для поиска первоистоков.

Даки – фракийское племя.

Дионис и Орфей – детища Фракии.

Свою мифологическую генеалогию фракийцы возводят к Гермесу. Замечательно, что укорениться в Элладе хотят и сарматы (своими прародительницами считают амазонок), и скифы (полагают, что произошли от Зевса или Геракла – сложились два варианта родословной).

У скифов и Зевс, и Геракл вступают в брачную связь со змееногой богиней.

Существенна и такая деталь: представители сабатиновской культуры – предки фракийцев – участвовали в набегах на Микены. Досягали ли до Крита? Сейчас нами движут ассоциации: критская змеиная богиня узнаётся и в каргопольской глиняной игрушке, и в адорирующих фигурах на пудожских вышивках.

Используя ресурсы мифа, три этноса желают связать себя с древнегреческой культурой – и эпоха эллинизма будет в полной мере благоприятствовать этому: на огромном пространстве – от Аттики до Бактрии – произойдёт масштабная релятивизация своего и чужого, благодаря чему множество народов с поразительной органичностью усвоят опыт Эллады.

Скифское золото является тому лучшим примером.

Часто из него отливалась Апи.

Она же – Миксопарфена: так в Керчи назвали этот персонаж скифской мифологии, известный ещё в двух определениях: прорастающая дева – и змееногая богиня.

Миксо- – смешение.

Удачный неологизм отражает гибридный характер образа: в нём отражена вся полнота жизни – взаимопронизание всех её царств.

Как Миксопарфена перенеслась на пудожские холсты?

Допустим, что имел место длинный ряд переходов и трансляций: к примеру, один из рельефов Георгиевского собора в Юрьеве Польском (1234) почти конгруэнтно совмещается с композицией северных вышивок, изображающих змееногую богиню.

Тогда перед нами генетическая преемственность.

Но есть и другое вероятие: независимое проявление единого архетипа – в другое время, в иных условиях. Полемизируя с В.А. Городцовым, Б.А. Рыбаков высказывает свою точку зрения: «Здесь вполне возможна конвергенция» [3].

Думается, что в обоих случаях пудожская вышивка помогает нам погрузиться на предельные глубины коллективного бессознательного – пронаблюдать выход и закрепление ключевых архетипов человечества.

Сквозь подзор простой крестьянки проступают и Скифия, и Эллада. Вышивальщица ничего не знает о них. Но под её иглой повторяется мифогенез – и начальным пунктом тут является Мать-Сыра-Земля: её всепорождающее и всепоглощающее лоно.

У богини Геи было много детей.

Среди них мы видим миксотропов: полулюдей-полузмей.

Это гиганты – Тифон – Кекроп.

Змея навсегда останется хтоническим символом. Она будет восприниматься и положительно, и отрицательно – амбивалентность искони присуща ей.

Офиолатрия – поклонение змеям – в культуре издревле уживается с офиомахией – непримирым змееборчеством.

Последний мотив получает перевес – но не абсолютный, не окончательный: оппозиция сохранится. Однако мы видим: гигантов уничтожили олимпийские боги – Тифон был низвергнут в Тартар – Кекроп вочеловечился.

Показательна метаморфоза Апи: богиня земли, исподволь она превращается в Аргимпасу – крылатую богиню неба. Нечто подобное можно прочитать и в наших вышивках.

Подчеркнём: хтоника не сводится на нет – она по-прежнему связует живых и мёртвых, хранит в себе начала бытия. Но земное, заглублённое всё активнее дополняется небесным, приподнятым. У змееногой богини и у нас, на Севере, вырастают крылья.

Пластание, пресмыкание – это горизонталь.

Возьмём ли мы поля онежских петроглифов – или вышивку в соседних деревнях: и там, и здесь прослеживается однотипная эволюция картины мира – в ней неотменимо утверждается вертикаль.

Этот вектор заявляет себя в Мировом Древе – Макошь как бы врастает в него, сливается с ним.

Антропоморфизм – зооморфизм – фитоморфизм: всё едино – всё родственно – всё оборачивается друг в друга.

Этому нас учат змееногие богини Скифии и Пудоги.

1. Городцов В.А. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве / Труды ГИМ. Вып. 1.М.: 1926.

3. Рыбаков Б. А. / Язычество древних славян: М., Наука, 1981. С. 482.

Постскриптум

Юрий Линник — современный Боян, во многих текстах он воспел русский Север. Былины Юрия Линника — памятник многовекового «среза» культуры Севера. Спасибо Вам, Юрий Владимирович!

В Москве открылась выставка к 100-летию российской академической археологии

В Москве открылась выставка к 100-летию российской академической археологии

Фрагмент коринфского шлема, подобного тем, в которых древнегреческие пехотинцы гоплиты сражались во времена войн Эллады с Персией, стал главным экспонатом выставки «Археология: годы, события, люди… К 100-летию российской академической археологии», которая открылась 23 августа в Доме Российского исторического общества на старинной московской улице Воронцово Поле.

Как рассказал директор Института археологии РАН академик Николай Макаров, ничего подобного в России ещё найдено не было. Об уникальности находки, обнаруженной в этом году при раскопках могильника V века до нашей эры близ Севастополя, говорит уже то, что журналистов убедительно просили не фотографировать шлем крупным планом, поскольку научная публикация редкостного артефакта ещё впереди.

Подобные шлемы каждый школьник видел на иллюстрациях учебника по истории Древнего мира. В таком доспехе античные скульпторы изображали богиню-воительницу Афину-Палладу, в коринфском же шлеме позировал ваятелю и знаменитый политик Эллады Перикл.

После реставрации, которая позволит восстановить шлем в первоначальном облике, уникум займёт почётное место в археологической экспозиции музея-заповедника Херсонеса Таврического. В том же захоронении найдено и другое, по-своему примечательное материальное свидетельство того, что и две с половиной тысячи лет назад античные эскулапы освоили азы протезирования: бронзовая трубка с деревянной вставкой заменяла хозяину могилы утраченную в боях ногу!

Среди других находок, впервые представленных публике, античные золотые украшения, эллинская керамика, в том числе и украшенная изображениями на темы древних мифов. Тайны некоторых артефактов ещё предстоит разгадать. Миниатюрный скульптурный портрет античной красавицы, найденный на дне моря, пока что не удалось связать с реальными или вымышленными персонами. Не понятно пока и назначение керамической посуды, изготовленной по принципу чернильницы-непроливайки…

В тот же день в Доме Российского исторического общества прошло расширенное совместное заседание президиума Российского исторического общества и совета фонда «История Отечества». На нём состоялась презентация интернет-проекта «Сводный указатель личных имён в дореволюционной периодике».

Руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский пояснил, что при разработке указателя пришлось изучить 175 томов журнала «Русская старина», последний номер которого вышел ровно сто лет назад. Со ста тысяч страниц собраны упоминания о пятидесяти пяти тысячах персон. Благодаря электронным технологиям исследователи прошлого и просто любители минувшего могут теперь почти мгновенно найти упоминания об интересующем их человеке и вывести на экран необходимые страницы журнала. На очереди составление аналогичных указателей и оцифровка журналов «Русский архив» и «Исторический вестник».

Читайте также  Олимпийские игры античного мира

Участники заседания затронули и тему установления истинного, а не приукрашенного возраста российских городов. В последние годы власти многих территорий то и дело обращаются к историкам с просьбой подтвердить милые их сердцу, но порой сомнительные данные о многовековом, а то и многотысячелетнем стаже своих столиц. За этим, как правило, стоит вполне понятное желание получить от центра какие-то юбилейные выгоды.

Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин в этой связи припомнил, как во время его работы на посту председателя Государственной Думы пришлось разбираться с ходатайством одного из субъектов Федерации, намеревавшегося отметить пятитысячелетний юбилей своего главного города. Юбилейные торжества состоялись, но по случаю даты, определённой как более реалистичная. Обычно такие запросы рассматривали академические структуры. Теперь к щепетильной теме подключается Российское историческое общество.

Описание Эллады

Павсаний. Описание Эллады. Т. 1. Ладомир / АСТ, Москва, 2002.
Перевод и примечания С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк.
Ответственный редактор проф. Э. Д. Фролов.

[1] 1. Тут даль­ше изо­бра­же­на Афи­на, бью­щая силе­на Мар­сия за то, что он под­нял флей­ты, хотя боги­ня хоте­ла их забро­сить 112 . 2. Про­тив этих изо­бра­же­ний, о кото­рых я гово­рил, нахо­дит­ся леген­дар­ная бит­ва Тесея про­тив Мино­тав­ра; так как пре­да­ние об этом не сохра­ни­лось, то неиз­вест­но, был ли Мино­тавр чело­век или зверь 113 , но и в наше вре­мя жен­щи­ны рож­да­ют еще более чудес­ные, чем он, суще­ства. [2] Там сто­ит и Фрикс, сын Афа­ман­та, пере­не­сен­ный в Кол­хиду бара­ном. При­не­ся это­го бара­на в жерт­ву неко­е­му боже­ству, как мож­но думать < Зев­су > , назы­вае­мо­му у орхо­ме­нян Лафи­сти­ем, он, отре­зав ему бед­ра по эллин­ско­му обы­чаю, смот­рит, как их сжи­га­ют. Там рядом нахо­дят­ся и дру­гие изо­бра­же­ния, в том чис­ле и Герак­ла: он душит, как гово­рит ска­за­ние, змей; там есть и Афи­на, выхо­дя­щая из голо­вы Зев­са. Есть тут и бык, пожерт­во­ва­ние сове­та с Аре­о­па­га, а с какою целью совет соорудил его, вся­кий при жела­нии может сде­лать себе мно­го дога­док по пово­ду это­го. [3] 3. Я уже рань­ше ска­зал, что афи­ня­нам боль­ше всех дру­гих свой­ст­вен­но почи­та­ние и выпол­не­ние все­го, что каса­ет­ся дел рели­гии: афи­няне пер­вые ста­ли почи­тать Афи­ну под име­нем Эрга­ны (Работ­ни­цы) 114 , пер­вые ста­ли соору­жать стол­бы с изо­бра­же­ни­я­ми богов без конеч­но­стей, гер­мы 115 . Тут же у них в хра­ме сто­ит изва­я­ние « Гения ста­ра­ния » 116 . Тот же, кто про­из­веде­ния, сде­лан­ные искус­но, ста­вит выше отно­ся­щих­ся к глу­бо­кой древ­но­сти, тако­му чело­ве­ку это сле­ду­ет посмот­реть. Там есть чело­век с шле­мом на голо­ве, < тво­ре­ние > Кле­эта, отде­лав­ше­го ног­ти это­го чело­ве­ка сереб­ром. Там есть ста­туя Геи (Зем­ли), умо­ля­ю­щей Зев­са послать ей дождь, < постав­лен­ная > или когда сами афи­няне нуж­да­лись в дожде, или когда по всей Элла­де сто­я­ла засу­ха 117 . Там же ста­туя Тимо­фея, сына Коно­на, и само­го Коно­на 118 . Груп­пу Прок­ны, замыс­лив­шей убить сво­его сына Ити­са, и само­го Ити­са, посвя­тил сюда Алка­мен 119 . Здесь же Афи­на созда­ет росток оли­вы, а Посей­дон вызы­ва­ет наверх вол­ну источ­ни­ка. [4] 4. Тут есть и ста­туи Зев­са, одна — тво­ре­ние Лео­ха­ра, дру­гая — так назы­вае­мый Зевс Поли­эй (Гра­до­хра­ни­тель). Я рас­ска­жу обо всем, что уста­нов­ле­но при совер­ше­нии жерт­во­при­но­ше­ния ему, о при­чине же, по кото­рой это уста­нов­ле­но, я не буду рас­ска­зы­вать 120 . Насы­пав на алтарь Зев­са Поли­эя ячмень, сме­шан­ный с пше­ни­цей, они остав­ля­ют его без охра­ны; бык же, кото­ро­го они дер­жат нагото­ве для жерт­вы, подой­дя к жерт­вен­ни­ку, поеда­ет зер­но. Одно­го из жре­цов они назы­ва­ют « убий­цей быка » < кото­рый, убив быка > и бро­сив здесь топор — таков у них обы­чай, — убе­га­ет. Они же, как буд­то не зная того чело­ве­ка, кото­рый это сде­лал, под­вер­га­ют суду топор. Все это они дела­ют так, как я рас­ска­зал.

[5] 5. При вхо­де в храм, кото­рый назы­ва­ют Пар­фе­но­ном 121 (Хра­мом девы), все, что изо­бра­же­но на фрон­то­нах, так назы­вае­мых « орлах » , — все отно­сит­ся к рож­де­нию Афи­ны (Пар­те­нос); зад­няя же сто­ро­на изо­бра­жа­ет спор Посей­до­на с Афи­ной из-за этой зем­ли. Сама же ста­туя ее сде­ла­на из сло­но­вой кости и золота. Посредине ее шле­ма сде­ла­но изо­бра­же­ние сфинк­са 122 — что каса­ет­ся само­го сфинк­са, я рас­ска­жу, когда дой­ду до опи­са­ния Бео­тии, — по обе­им же сто­ро­нам шле­ма сде­ла­ны изо­бра­же­ния гри­фов. [6] 6. Об этих гри­фах в сво­их повест­во­ва­ни­ях гово­рит Ари­стей из Про­кон­не­са, что они из-за золота сра­жа­ют­ся с ари­мас­па­ми, живу­щи­ми над исседо­на­ми; золо­то же, кото­рое бере­гут гри­фы, выхо­дит из самой зем­ли; что ари­мас­пы — все люди одно­гла­зые от само­го рож­де­ния, а что гри­фы — живот­ные, похо­жие на львов, что они име­ют кры­лья и клюв орла. Это­го доста­точ­но о гри­фах. [7] 7. Ста­туя Афи­ны изо­бра­жа­ет ее во весь рост в хитоне до самых ног; у нее на груди — голо­ва Меду­зы из сло­но­вой кости; в руке она дер­жит изо­бра­же­ние Ники (Победы), при­бли­зи­тель­но в четы­ре лок­тя, а в дру­гой руке — копье; в ногах у нее лежит щит, а око­ло копья — змея; эта змея, веро­ят­но, — Эрих­то­ний. На поста­мен­те ста­туи изо­бра­же­но рож­де­ние Пан­до­ры. У Геси­о­да и у дру­гих поэтов гово­рит­ся, что эта Пан­до­ра была пер­вой жен­щи­ной; преж­де чем появи­лась Пан­до­ра, не было вооб­ще рода жен­щин. Из изо­бра­же­ний я видел здесь толь­ко ста­тую импе­ра­то­ра Адри­а­на, а при самом вхо­де — Ифи­кра­та, совер­шив­ше­го мно­го слав­ных подви­гов 123 .

[8] 8. По ту сто­ро­ну хра­ма сто­ит мед­ная ста­туя Апол­ло­на; гово­рят, что ее сде­лал Фидий; назы­ва­ют это­го Апол­ло­на « Пар­но­пий » (Изго­ня­ю­щий саран­чу) за то, что бог изгнал из их стра­ны саран­чу, когда она напа­ла на зем­лю афи­нян. То, что он ее изгнал, это они зна­ют, а каким обра­зом, не гово­рят. Я сам три раза видел саран­чу с горы Сипил, как она поги­ба­ла, толь­ко не таким спо­со­бом; один раз ее унес вне­зап­но под­няв­ший­ся силь­ный ветер; дру­гой раз, когда шли дожди, ее погу­би­ла вне­зап­но насту­пив­шая жара; она же погиб­ла и от вне­зап­но­го холо­да, кото­рый ее захва­тил. Что это с ней слу­чи­лось, я сам видел.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector