Богиня музыки и пения в греции

Богиня музыки и пения в греции

Какая ты древнегреческая богиня?

Ну что ж, не буду тебя томить! В древней Греции ты была бы. Каллиопой!
Калиоппа богиня музыки и пения. Ты тонкая и романтическая натура, любящая искусство.Свою нежную и ранимую душу ты скрываешь от окружающих, под маской спокойствия и равнодушия.

Ну что ж, не буду тебя томить! В древней Греции ты была бы. Афродитой!
Афродита — богиня любви и красоты. Так и твоя красота никого не оставит равнодушным.Для тебя любовь стоит на первом месте, и пренебрежительное отношение к ней вызывает у тебя гнев.

Ну что ж, не буду тебя томить! В древней Греции ты была бы. Афиной!
В древней Греции Афина была богиней войны.Как и ей тебе присущи воинственные качества, ты умна, хитра и расчетлива.Ты храбрая, мужественная, всегда прийдешь на помощь своим друзьям в трудную минуту.По своей натуре, ты спокойный человек, но только до тех пор пока тебя не обидят.Ты умеешь за себя постоять.

Ну что ж, не буду тебя томить! В древней Греции ты была бы. Герой !
На Олимпе Гера была богиней всех богов! По жизне ты лидер. Ты хитра, немножко жестковата в своих деяниях. Для достижения своей цели ты можешь использовать любые средства. У тебя не легкий характер, но ты верный и преданный друг.
_________________________________________

Конечно, кто бы сомневался?))

Ну что ж, не буду тебя томить! В древней Греции ты была бы. Эйреной!
Эйрена была богиней мира.Как и ей тебе нравится что бы вокруг царил мир и благополучие. Достаток для тебя значит очень многое. Ты добрый и преданый человек, который любит своих родных и друзей. Ты стараешься все конфликты решать мирным путем.
p.s: достаток для меня в первую очередь, чтобы помогать и делиться.
И девушка на картинке оооочень на меня похожа .
Какая ты древнегреческая богиня?

Это сообщение отредактировал Zvonkay — 06-11-2008 — 21:05

Ну что ж, не буду тебя томить! В древней Греции ты была бы. Фемидой!

Всем известно что Фемида, богиня правосудия!В тебе силен дух добра и справедливости.Ты не можешь смириться с тем, что кто то безнаказанно может обижать других.Ты верный и преданный друг.

Ну что ж, не буду тебя томить! В древней Греции ты была бы. Гестией!
В древней мифологии Гестия богиня огня,покровительница домашнего очага. Для тебя самое главное твоя семья. Ты никогда не дашь их в обиду, и с готовностью можешь пожертвовать собой ради своих родных и близких.

Ну что ж, не буду тебя томить!
В древней Греции ты была бы. Герой!
На Олимпе Гера была богиней всех богов!По жизне ты лидер.Ты хитра, немножко жестковата в своих деяниях.Для достижения своей цели ты можешь использовать любые средства. У тебя не легкий характер, но ты верный и преданный друг

Ну что ж, не буду тебя томить!
В древней Греции ты была бы. Афродитой!
Афродита — богиня любви и красоты. Так и твоя красота никого не оставит равнодушным. Для тебя любовь стоит на первом месте, и пренебрежительное отношение к ней вызывает у тебя гнев.

Ну что ж, не буду тебя томить! В древней Греции ты была бы. Фемидой!
Всем известно что Фемида, богиня правосудия!В тебе силен дух добра и справедливости.Ты не можешь смириться с тем, что кто то безнаказанно может обижать других.Ты верный и преданный друг.
Загрузить свои фото

В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ТЫ БЫЛА БЫ. ЭЙРЕНОЙ

Эйрена была богиней мира.Как и ей тебе нравится что бы вокруг царил мир и благополучие. Достаток для тебя значит очень многое. Ты добрый и преданый человек, который любит своих родных и друзей. Ты стараешься все конфликты решать мирным путем.

Ну что ж, не буду тебя томить! В древней Греции ты была бы. Селеной!

Ну что ж, Селена Богиня луны.Селена-океан спокойствия, так и ты, спокойная и уравновешеная.Ты смотришь на окружающий мир как бы со стороны. Тебя не очень интересует суета и мелочность которая происходит вокруг. Ты живешь в своем, спокойном мире.

Ну что ж, Селена Богиня луны.Селена-океан спокойствия, так и ты, спокойная и уравновешеная.Ты смотришь на окружающий мир как бы со стороны. Тебя не очень интересует суета и мелочность которая происходит вокруг. Ты живешь в своем, спокойном мире.

Богиня музыки и пения в греции

1. Музы и музыка

Музы, молю — из толпы многогрешного рода людского
Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу.

Из античного гимна Музам.

Аполлон играет на лире

Музы, 9 дочерей Зевса и Мнемосины (богини памяти, покровительницы поэзии, искусств и наук), символизировали собой скрытые достоинства человеческой натуры и способствовали их проявлению, при этом не терпели тщеславия, гордыни и обмана. И если творческая личность нарушала правила, то музы из сурово наказывали.
Именно музы (другое значение — «мыслящие») имели уникальный дар приобщать души людей к великим тайнам Вселенной, воспоминания о которых люди отображали в музыке, стихах и различных научных открытиях.

2. История музыки от античности до современности

История традиционной греческой музыки восходит к античным временам — 3-е тыс. до н. э. — V в. н. э. Особенность развития тесно связана с театром, поскольку являлась частью представлений, где голос, жесты актёров и их движения формировались с помощью музыки. А как еще выражать эмоции и чувства когда лица скрыты за масками?

Позже, влияние со стороны Римской империи, Восточной Европы и Византийской империи постепенно меняло форму и стиль греческой музыки.

Сейчас, во всех направлениях, до самых отдаленных греческих деревень (истоках народной музыки Греции), распространяется коммерческая «народная» песня, и подменяются стилизованными песнями и танцами под народные. Современные музыканты, являющиеся авторами этих песен, используют подлинные народные мелодии — изменяя их в достаточной степени, чтобы обеспечить защиту авторских прав.

3. Характерные черты

«Наше современное искусство представляет лишь звено в художественном развитии всей Западной Европы, а последнее имеет своей исходной точкой мир эллинов. Греческий дух, каковым он проявился в эпоху расцвета эллинского государства и искусства, преодолев примитивные основы естественной поставил во главу религиозного созерцания прекрасного, сильного человека. Этот идеал нашел свое символическое выражение в Аполлоне, подлинно национальном божестве эллинских племен». Р. Вагнер, «Искусство и революция».

Искусство сопровождения жизни звуками у греков было создано на недостижимой для других европейских стран, высоте. В отличие от активного развития на Западе полифонической музыки, греческая, с примесью византийской, мусикия (др.слав.) оставалась монофонической и обходилась без какого-либо инструментального сопровождения, используя лад — систему звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием). Что являлось и является до сих пор важнейшей эстетической категорией музыки. Чего лишилась современная эстрада.

4. Народные инструменты

Самые узнаваемые музыкальные инструменты Эллады — флейта Пана и лира (которая изображалась даже на древних монетах) в вариациях. Так же инструментальный ряд дополняют:

  • Щипковые: форминг, кифара, псалтерий, самбика;
  • Духовые: различные виды авлоса (бомбикс, борим, калам, гингр, ниглар, элим), флейты и свирели (одно-, двух и многотрубчатые) и трубы (сальпинга, керас и другие);
  • Ударные: литавры, кротаны и кимвалы.

В 3-2 в.в. до н.э. александрийский механик Ктесибий сконструировал гидравлий – предшественник современного органа, имевший от 18-ти труб и функционировал за счет подачи воздуха в трубы, давление которого поддерживал столб воды.

5. Занимательные исторические факты

Главный вклад Пифагора в развитие музыки заключался в учении о пропорциях звуков. За основу были взяты струнные инструменты, представлявшие собой доску с натянутыми струнами.
В результате многочисленных опытов были найдены определенные числовые выражения (интервальные коэффициенты) — октава (2/1), квинта (3/2) и кварта (4/3). Отсчитывая последовательно квинты от исходного звука и перенося их в одну октаву, можно было получить числовое значение любого звука диатонической или хроматической гаммы. Дальнейшее развитие музыкальная теория нашла в трудах Никомаха, К. Птолемея (I-II вв. н. э.).

Известный многим танец Сиртаки и музыка, написанная для него, появились в 1964 г. Композитор греческого происхождения Микис Теодоракис придумал его для фильма «Грек Зорба», взяв за основу сочетание медленных и быстрых версий хасапико — старинного танца воинов.

6. Что же такое греческая музыка?

Этическую концепцию музыки развивали Платон, Аристотель и др. философы. изучая и углубляясь в эстетику и психологию музыки. Благодаря чему сформировали моральную теорию музыки, в которой обсуждалось влияние музыки на эмоциональное и психическое состояние человека. Они считали музыку необходимой в жизни человека по трем причинам:

  • Отдых и оздоровление тела, души и ума;
  • Формирование человека;
  • Интеллектуальное и эстетическое воспитание начиная с малых лет.

Согласно моральной теории музыки, в каждом ритмическом и мелодическом движении есть соответствующая эмоциональная реакция в том смысле, что музыка может воздействовать на человека либо положительно, либо отрицательно, успокаивать или раздражать.

В музыке Древней Греции ритм был значим. Древние греки называли мелодию без ритма «беспорядочной, инертной и темной».
А тех кто занимался музыкой и музицированием — культурными людьми.

КЦ «Ватутинки» приглашает познакомиться с этнической музыкой Древней и современной Греции, с её красотой переливов и завораживающими мелодиями.
«Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение.» (с) Аристотель.

Хоровое искусство в древнегреческом театре

Хор – это коллективное пение. Прибегать к нему люди начали с незапамятных времён. Когда ритуальные пляски у костра сопровождались горловыми выкриками. Тональность совместного песнопения имела широкий спектр и служила для задабривания высших сил, чтобы они даровали добычу, погоду и спокойствие. С развитием цивилизации менялось и отношение к пению, которое вылилось в отдельное направление. Постепенно оно вбирало в себя разные тенденции, становилось труднее для исполнения. Усложнение вокальных партий привело к тому, что без специальных навыков и подготовки исполнить вокальную композицию не представлялось возможным. В Древнем Египте, Вавилоне и Китае начали появляться профессиональные исполнители. Музыка в Греции начала зарождаться примерно в это период.

2500 тысяч лет до н.э. в Египте появились люди, которые с помощью рук управляли песнопениями. Их называли хейрономами, и именно они стояли у истоков возникновения дирижёрства. Египтяне для управления хором использовали не только движения рук, но и жесты пальцами, повороты головы и даже мимику. Коллективные песнопения звучали в храмах во время обрядовых таинств и религиозных церемоний. С помощью песен египтяне славили бога Осириса, в Вавилоне слагали вирши в честь всемогущего Мардука. Хейрономы, руководившие храмовым ансамблем, пользовались у народа почётом наряду со жрецами, как лица, приближённые к богам. В отличие от Египта и Вавилона, древнегреческий хор нашёл распространение во времена расцвета театрального искусства.

Музыка в Греции. На театральной заре

Поклонение богам, отличительные черты культовых обрядов и религиозных таинств требовали от участника обряда умения владеть голосом, знать танец и поэзию. При довольно демократичном подходе к талантам прихожан, участниками ритуалов становилось почти всё городское население. Одним из значений слова “хор” является термин “Отгороженное место”, то есть место для проведения хороводов. Каждый уважающий себя город считал необходимым его иметь. Среди почитателей хорового искусства были представители знати и купцов. Но самыми известными покровителями считались боги Аполлон и Дионис. В благодарность люди посвящали первому – пеаны, Дионису – дифирамбы.

Во времена дельфийского периода греческой истории поклонение двум культам считалось естественным, и хоровое пение вылилось в сложную лирическую форму. В ней присутствовали элементы пеан и дифирамб. Одновременно с пением прогрессировала и музыка. Она осложнялась, добавлялись различные течения и направления. С усложнившимся аккомпанементом менялась и манера хорового пения. Наряду с простыми хорами возникли хоры виртуозов, которые ездили по стране и своим умением пропагандировали дельфийскую культуру, религиозные предпочтения и политические убеждения. При помощи профессиональных хоров сложилась идейная дельфийская гегемония, характерная для периода 6 и 7 веков.

Среди разнообразия видов хорового творчества в Древней Греции особенное значение имеют дифирамбы, то есть оды и вирши, посвящённые богу виноградарей и виноделов Дионису. Впервые в дифирамбах в сочетании с коллективным пением использовался индивидуальный голос. Солиста называли запевалом, который исполняя сольную партию, противопоставлял себя хору. Такая форма искусства давала возможность привнести в постановку элемент диалога, что дало начало новому направлению – драме.

Трагедийный жанр

Где именно произошло рождение драмы из дифирамба, сказать наверняка невозможно. При мобильности хоров в те времена новые веяния в искусстве предписывались не конкретному городу, а богу, в частности Дионису. Привлечение к хору отдельного лица сделало возможным привнести в спектакль элемент диалога, а значит и драматизма. С течением времени дельфийское влияние в Древней Греции стало ослабевать, Афины начали проявлять осторожную смелость в принятии решений и добиваться большей независимости. Такая тенденция проявилась и в искусстве. В Афинах было отдано распоряжение привлекать в качестве участников хора горожан. Дельфийская гегемония подошла к концу, ей на смену пришли этнические течения, повернувшие хоровое пение в новое русло.

Закат дельфийской культуры спровоцировал всплеск поэзии, которая в сочетании с новыми направлениями в хоровом пении дала новый импульс развитию театрального искусства и, как его части, коллективного песнопения. Вместе с развитием хорового и драматического направлений, начал видоизменяться и театр, где ставились спектакли. Афинский театр того времени состоял из трёх частей:

Театрон предназначался для зрителей и представлял собой подобие амфитеатра, скена служила гримёркой, костюмерной и складом для реквизита. Скена располагалась на противоположной стороне орхестры, где происходили главные события. Драматический жанр получил новый толчок к развитию, когда одному актёру, выступавшему вместе с хором, был добавлен новое действующее лицо – корифей. В его задачу входило произносить вступительную часть, комментировать неожиданные повороты событий, объяснять спорные моменты. Корифей стал связующим звеном между актёром и хором, что вылилось в новые формы хорового и театрального жанров.

Трудные времена

Музыка в Греции перетерпевала и трудные времена. Действие древнегреческих спектаклей в пору зарождения драматургии придерживалось одной схемы. В начале постановки шло длительное хоровое вступление. Затем начиналась основная часть, которая разбивалась на хоровые композиции различной длительности и сольных реплик актёра. В определённые моменты между солистом и ансамблем возникал диалог, но настоящего драматизма такая форма спектакля не предполагала. Весь спектакль, несмотря на то, что лирические моменты чередовались с драматическими, выливался в череду хоровых композиций, прерываемых монологами актёра и словесными вставками корифея.

Дело сдвинулось с мёртвой точки, когда Эсхил к одному актёру добавил второго. Софокл пошёл ещё дальше и вставил в спектакль третьего. Вскоре к третьему добавился четвёртый, и процесс стал необратимым. Такой реформизм дал новый импульс развитию драматургии, но отбросил назад хоровое пение. С увеличением действующих лиц, спектакль сделался более живым, энергичным, мобильным. Драматические моменты были поставлены во главу угла, и хоровые вставки стали попросту мешать происходящему на сцене действию.

Во время постановки хор стали на время удалять из спектакля, потом возвращать. Так делали режиссёры, когда действие переносилось из одного города в другой или с поля боя в другое место. Но давние традиции греческого искусства, приверженность хору, как традиционной форме спектакля, не давали хоровому пению исчезнуть с подмостков. Некоторые постановщики желали вдохнуть в хоровое пение новую жизнь, пытаясь наиболее рационально использовать в постановке. Но возникновение в спектаклях интриги, то есть некой тайны, снова отбросило хор на задворки театрального представления. Постепенно участие хора в спектаклях свелось к заполнению антрактов и пауз. Исполняемые композиции не имели отношения к происходящему на сцене действию.

Хор на службе комедии

Комедия в древнегреческом театре развивалась по иному сценарию, нежели драма. В её основе лежал не дифирамб, а сомнительные и бранные куплеты ряженых. Согласно старым традициям ряженые делились на две группы и противопоставлялись друг другу. Подобную форму противостояния переняла комедия, где использовался не один хор, состоящий из традиционных 24 певцов, а два полусостава из 12 человек. Спектакли, поставленные по такому принципу, проходили более оживлённо, приближенность к действительности привлекала зрителей.

Два полухория стали разбавляться корифеями, что придавало представлению новизну и оригинальность. Однако, внедрение в спектакль вербального элемента, как и в случае с драмой, принизило значение хора и вытеснило его на второй план.

Невостребованность хора в театре не погубила жанр окончательно. Если комедия окончательно рассталась с хоровым пением, то восстановить его в драме с течением времени предпринимались неоднократно. Видоизменяя коллективные песнопения, придавая новые формы постановщики от раза к разу вставляли хоровые композиции в действие. Некоторые направления, такие как декламация, не имели успеха. А замена сложных психологических моментов хоровым пением стала находкой для режиссёров.

Хоровое пение в Древней Греции положило начало не только этому жанру, но и дало импульс к развитию всего театрального искусства.

Смотрите также

Комбоскини. Что такое комбоскини? Купить комбоскини

Слово Комбоскини переводится с греческого ,как верёвка из узлов, комбос — узел и скини — веревка. В нём хранятся виртуальные молитвы, защищающие человека, поэтому, одевая их один раз в жизни, грек носит его все время.

Азул Макаубас – синий гранит из Греции

Внешняя красота здания при оформлении фасада, оригинальность внутренней отделки комнат напрямую зависят от отделочных строительных материалов и их качества. Идеальный вариант – природный строительный камень. Красоту природного материала трудно передать словами, особенно, если речь идет о редкой разновидности гранитов, которую можно купить с прямой поставкой из Греции. Синий гранит Азул Макаубас имеет уникальные свойства. Его часто сравнивают с водами Эгейского и Ионического морей, на берегах которых расположены виллы, элегантно оформленные снаружи и внутри этим строительным камнем. Благодаря особой строгости и голубому оттенку камня с его помощью можно создать иллюзию небесной сини или лазури воды, что особенно оригинально смотрится в отделке бассейнов.

Остров Крит – место, где точно есть, что посмотреть! Местные чтут свои обычаи и традиции, а потому помогут вам проникнуться духом этого народа. Местные масла и вина, традиционные блюда, пляски в пабах до утра, поля усеянные кустарниками оливы и винограда, ну и, конечно же, захватывающий дух серпантин, выстланный по горам – всё это Крит!

Афины — советы для туристов

Если вы собираетесь в отпуск в Грецию, то обязательно хотя бы на несколько дней посетите ее столицу – Афины. Это поистине волшебный город, в котором удивительным образом сочетаются древность и современность. А чтобы ваша поездка принесла вам только удовольствие и радость и оставила хорошие воспоминания, мы хотим поделиться с вами некоторыми полезными советами, связанными со столицей Греции.

Музыка Древнего мира: Египет, Греция, Вавилон

Земная история богослужебного пения и история музыки берут свое начало от двух родственных групп людей: от потомков Сифа — сифитов и от потомков Каина — каинитов. Путь сифитов и путь каинитов — это разные реакции человеческого сознания на грехопадение и изгнание из рая. Желание вновь обрести утраченное блаженное райское состояние стало основным и всепоглощающим желанием всего человеческого существа, однако практическое осуществление этого желания было разным. Сифиты пошли по пути призвания имени Господа, то есть по пути попытки личного примирения с Богом и покаяния перед Ним в надежде получить когда-нибудь прощение и возвращение утраченного состояния. Каиниты пошли окольным путем и попытались «воссоздать» само райское блаженное состояние земными средствами, «устроиться на земле без Бога», следуя примеру своего прародителя Каина, который после убийства Авеля «пошел от лица Господня», построил первый город и заложил основание материальной цивилизации. Призывание имени Господа, начатое согласно Священному Писанию при Еносе, некоторыми отцами понимается как начало торжественного общественного служения, другими же толкуется как начало внутреннего сосредоточенного памятования о Боге или как стяжание умного вопля сердца. Как в том, так и в другом случае необходимо отвлечение внимания от всего земного и мирского и сосредоточение его на Небесном и Божественном. Подобная отрешенность и сосредоточенность немыслимы без особой душевной тишины, рождающейся из тишины физической, когда смолкает все мирское и материальное и все внутренние силы устремлены к Богу. Вот почему тишина души, или особое душевное молчание, есть начало богослужебного пения. И именно этот факт подчеркивает Священное Писание, не сообщая ничего о каких-либо песнопениях или молитвах, сопровождающих жертвоприношения патриархов, вплоть до времени Авраама, Исаака и Иакова, и вместе с тем приводя текст воинственного и жестокого песнопения Ламеха, являвшегося, очевидно, первым музыкально-поэтическим произведением в истории человечества.

Читайте также  Микенские львиные ворота

Таким образом, если музыка начинается с шума или физического звукоизвлечения, то богослужебное пение начинается с духовной тишины, и путь к достижению богослужебного пения лежит через «молчание мира», которое преобразуется в историческом периоде «немоты», простирающемся от изгнания из рая до песнопения, воспетого Моисеем при переходе через Чермное море, и которое окончательно воплощается в безмолвствующем сердце православного подвижника. И если, следуя Блаженному Августину, рассматривать историю человечества как созидание двух градов — небесного и земного, можно утверждать: если в основе града земного лежит звук, в основе небесного града лежит тишина, молчание, или «иссихия».

Телесность музыки подчеркивают уже сами слова и термины, ее обозначающие. Так, древнеегипетское слово «петь» буквально обозначало «производить рукой музыку» и записывалось иероглифом в виде схематического изображения предплечья и кисти руки. Древнегреческие определения стихотворных ударении «арсис» и «тезис» происходили от движения ноги и обусловливались изначальным синкретизмом музыки, слова и телесного движения. Этим же обусловливается и русский термин «стопа», обозначающий повторяющуюся единицу стиха. Все это указывает на то, что музыкальный звук добывается только в результате физических мускульных усилий.

Для облегчения этого добывания и были придуманы специальные орудия — музыкальные инструменты. Если для добычи физической, телесной пищи употреблялись орудия земледелия и охоты, то для добывания пищи душевной были изобретены орудия музыкальные. И подобно тому как телесная пища утоляла телесный голод, так и музыкальные звуки утоляли голод души, мучимой утратой райского блаженства.

Добытые в результате физических усилий с помощью специальных инструментов, музыкальные звуки особым образом воздействовали на душу человека, приводя ее в состояние транса или экстаза, как бы восхищающего всего человека из действительности, пораженной его грехом. Это возбуждение бестелесного, душевного начала с помощью начала материального и с помощью физических усилий роднит музыкальную стихию со стихией наркотических и опьяняющих веществ, ибо и там и здесь душа возбуждается различными физическими действиями и образованиями.

С особой силой это единство проявляется в древнеиндийском культе Сомы и в древнегреческом культе Вакха — Диониса, в которых пение, танец и опьянение являются необходимыми составляющими состояния экстаза. Душа как бы опьяняется музыкальными звуками и в этом опьянении получает некие «сверхсилы». Человек начинает ощущать себя бессмертным, чувствовать в себе способности к общению с высшими силами, а также способности к магической власти над стихиями вселенной. Эта магическо-экстатическая сила в соединении с силой физической и стала являться одной из отличительных черт допотопных людей, которых Священное Писание называет «сильными, издревле славными людьми», прибавляя, что «все мысли и помышления их были зло во всякое время». Таким образом можно предполагать, что магическая природа музыки послужила одной из причин развращения допотопного человека.

Истребив развращенное человечество потопом . Господь заключил завет с Ноем, а через него «и со всякою душею живою», видимым знаком чего стала радуга. В радуге помимо всего прочего заключено скрытое указание на путь познания Бога через познание мирового порядка, ибо радуга являет собою некое изображение этого порядка.

Спектр цветов радуги стал прототипом музыкального звукоряда, в котором семь видимых цветов радуги соответствуют семи ступеням звукоряда. Осознание, или завоевание сознанием, принципа звукоряда означало упорядочивание музыкальной стихии, переход от магического и экстатического понимания музыки к пониманию мистическому и математическому.

В радуге заложено также и этическое понимание музыки, ибо по знание мирового порядка порождает в человеке желание подражать этому порядку, что воплощается в упорядочивании жизни человека и координации этой жизни с общим порядком. В радуге же заложено, наконец, и эстетическое понимание музыки, ибо когда человек забывает о мистическом и этическом смыслах радуги, он начинает воспринимать ее просто как красивое явление.

Таким образом, различные понимания смысла радуги являются прототипами различных этапов истории музыки древнего языческого мира. Знание характера этой музыки необходимо для лучшего понимания ветхозаветного богослужебного пения, имеющего множество общих черт с ней. А какой именно была эта музыка, можно узнать, изучая памятники Вавилона, Древнего Египта, а также опираясь на данные археологии, изучающей другие древние цивилизации. Первое, что следует отметить, обобщая эти сведения, это то выдающееся место, которое занимала музыка в жизни человечества того времени. Храмовые певцы и музыканты пользовались огромным почетом, занимая в государственной иерархической лестнице места, следующие непосредственно за богами и царями, и превосходили по рангу всех прочих государственных чиновников. Имена выдающихся музыкантов, выбитые в камне, оставались на века. В правление ассирийского царя Тиглатпалассара I (ок. 1100 г. до н.э.) один год был даже назван именем начальника музыкантов Ина-икииалан.

На барельефах египетского Древнего царства можно найти изображения целых хоров и оркестров, состоящих из групп флейтистов, арфистов и певцов. В обязанности этих музыкантов входило исполнение плачевных песен с инструментальным сопровождением при траурных церемониях, участие в особых храмовых торжествах, и, кроме того, каждое утр о и каждый вечер они должны были радовать сердца богов, воспевая их могущество. Музыка была призвана «будить» богов, а также возбуждать экстаз верующих и экзальтацию жрецов при помощи своей волшебной и чудодейственной силы. В сказании о богине Иштар, спустившейся в ад, говорится о том, что звуки гобоя освобождали умерших на некоторое время от власти под земных богов: они воскресали и вдыхали жертвенный дым. Пением и инструментальным звучанием призывались к жизни богини весны: у греков — Персефона, у фригийцев — Аттис, у индусов — Сита, у вавилонян — Иштар. Таким образом, музыка являлась магическим мостом, соединяющим человека с богами и с бессмертием.

Особое место в музыкальных культурах Древнего Востока приобретает символика чисел. Так, китайская цитра чин имела в длину 3,66 фута по аналогии с 366 днями года, ее пять струн находились в соответствии с числом стихий; выпуклая дека символизировала небесный свод, плоское основание — землю и т.д.

Подобные же символы можно встретить и в Греции: четыре стерженька систра соответствовали четырем стихиям, семь октавных тонов — семи дням недели и семи планетам. Вавилоняне уподобляли соотношение весны и осени — кварте, весны и зимы — квинте, весны и лета — октаве. Особое значение имели числа пять и семь. Пять — число чувств человека и основных сил, образующих мировую душу; это число символизировало силу и здоровье, оно исцеляло от болезней. Семь — число священное, символизирующее совершенство и чистоту; это число планет; в честь него установлена семидневная неделя, заканчивающаяся шабашем (т.е. субботой). Число музыкантов при храмах в Вавилоне первоначально было равно семи, позже это число увеличилось, но всегда оставалось кратным семи.

Таким образом, как более архаическая пятиступенная система, так и употребляемая в настоящее время семиступенная коренятся в мистических и астрологических представлениях Древнего Востока. Представления же эти опираются на музыкальную практику, рассматривающую музыку как средство мистического постижения законов вселенной и тайн творения.

Сама музыка стран Древнего Востока, очевидно, изобиловала элементами виртуозного орнаментирования, расцвечивания переходящих из поколения в поколение мелодико-ритмических формул, систематически применяемых в связи с определенной ситуацией и закрепленных за определенным текстом. Этот принцип музицирования, распространенный по всему Востоку и называемый то «номом», то «макомом», то «рагой», лег позже в основу и православного распева. По некоторым изображениям можно судить даже об исполнительской манере. Так, древнеегипетские изображения певцов позволяют судить о манере вокального исполнения. Закрытые глаза, наморщенный нос, напряженные мышцы рта и вытянутая шея — все это указывает на резкую гнусавость — манеру, считающуюся в современной европейской практике антихудожественной, но широко распространенной на Востоке и по сей день.

Еще одной особенностью музыки Древнего Востока является уже упоминаемая ее связь с жестом и вообще с телесным движением. На египетских барельефах третьего тысячелетия до н.э. можно встретить изображения особых движений рук — хейрономии, служащей неким «языком жестов» и способствующей построению, членению и движению мелодии в процессе исполнения, а также помогающей памяти при воспроизведении уже знакомых мелодий. Хейрономия выполняла роль некоего «воздушного» нотного письма, объединяя и направляя исполнителей. Эта взаимообусловленность жеста и звукоизвлечения коренится в самой глубинной и изначальной сущности музыкальной стихии, обнаруживая ее телесную природу и выражаясь в неразрывном единстве ритуальной музыки с ритуальным танцем и ритуальным шествием, ибо служение богам — это не только пение, но и танец, примером чего может служить священный танец египетского фараона перед богиней Гатор, быть может послуживший примером для царя Давида, танцующего перед ковчегом Завета.

Примерно такая музыка и такая музыкальная практика имели место во времена патриархов Авраама, Исаака и Иакова, которые, несмотря на свое стремление к обособленности, были вынуждены беспрестанно сталкиваться с этой музыкой, контактируя с другими народами. В силу своей изначальной консервативности и традиционности практика эта сохранила свой характер и до гораздо более поздних времен, а в некоторых стра нах, например, в Индии, Китае или Бирме, музыку примерно такого типа можно услышать и в наши дни. Неразрывно связанная со служением богам и услаждением собственной чувственности, музыка того исторического периода представляет собой путь, противоположный «пути молчания», служения патриархов. Она «прообразует» собою те силы и те соблазны, которые встают на пути православного аскетического подвига, ведущего к стяжанию небесного богослужебного пения в тишине сердечной. Музыка Древнего Востока соединена теснейшими генетическими связями с ветхозаветным богослужебным пением, являющимся прообразом православного богослужебного пения, и поэтому знание ее особенностей крайне важно для понимания истории богослужебного пения на Земле.

Музыка Древней Греции

Музыка Древней Греции Музыка Древней Греции сохранилась в немногочисленных фрагментах, которые представляют собой надписи, высеченные на каменных колоннах и гробницах. Для музыкального письма использовали буквы греческого и финикийского алфавита. Однако судить о древнегреческой музыкальной культуре можно не только по этим фрагментам, но и по произведениям изобразительного искусства (например, на античных вазах встречаются изображения музыкальных инструментов) и литературы (в частности, трудам Аристотеля, Платона и других философов). Сохранились трактаты, посвящённые музыке. В Древней Греции музыка или иное творчество были неотделимыми от греческой мифологии. Слово музыка происходит от «муз» — богинь, покровительниц творческих и созидательных стремлений, дочерей греческого короля богов — Зевса. Музыка рассматривалась в качестве важной составляющей престижного образования и в поддержании стабильности общества. Она была признана как форма искусства, оказывающая огромное влияние на человека, на совершенствование его нравственных и моральных ценностей. Музыка играла важную роль в жизни древних греков. Она звучала во время бракосочетаний, застолий, войн, похорон, была неотъемлемой частью религиозных праздников и театральных представлений. В древнейшие времена певцы и музыканты не имели профессионального образования; их искусство основывалось на импровизации. Создание первой музыкальной школы относится примерно к 650 г. до н. э.

Немало интересных сведений можно почерпнуть и из мифологии. Так, сказания о певце и музыканте Орфее повествуют о волшебной силе музыки: Орфей своим искусством покорял не только людей, но и богов, и даже природу. Юноша не мог похвастаться знатностью своего рода. Не совершал он подвигов, подобных тем, которые прославили Персея или Геракла. Но деяния его беспримерны, так же как беспримерна его слава. Мать одарила Орфея даром песнопения и поэзии. Аполлон подарил Орфею лиру, а музы научили его играть на ней, да так, что под звуки его лиры двигались даже деревья и скалы. Орфей полюбил юную Эвридику, и сила этой любви не имела себе равных. Они поженились и поселились среди диких лесов. Однажды Эвридика, гуляя в лугах, наступила на змею и умерла от ее укуса. Чтобы развеять горе, Орфей отправился в странствия. Он побывал в Египте и увидел его чудеса, присоединился к аргонавтам и добрался с ними до Колхиды, своей музыкой помогая им преодолевать множество препятствий. Звуки его лиры усмиряли волны на пути «Арго» и облегчали работу гребцам; они не раз предотвращали ссоры между путешественниками на протяжении долгого пути. Но образ Эвридики всюду неотступно следовал за ним, исторгая слезы. Надеясь вернуть возлюбленную, Орфей смело спустился в царство мертвых. Ничего он не взял с собой кроме кифары и нераспустившейся веточки вербы. Оказавшись у трона Аида и Персефоны, Орфей пал на колени, моля вернуть ему молодую жену.

Но владыка мертвых был непреклонен. Тогда Орфей спросил позволения спеть Аиду и его прекрасной жене и сыграть на лире. И запел Орфей лучшую из своих песен — песню о любви. И пока пел, веточка вербы, которую он принес, распустилась. Дрогнуло твердое сердце владыки подземного царства. Аид позволил Эвридике вернуться в мир живых, но поставил одно условие: по пути из подземного царства Орфей не должен оборачиваться до тех пор, пока идущая за ним Эвридика не выйдет на солнечный свет. Эвридика шла по темному проходу, ведомая звуками лиры, и, уже завидев солнечный свет, Орфей обернулся, чтобы убедиться, что любимая идет за ним, и в тот же миг потерял жену навеки. Мир людей опротивел Орфею. Он ушел в дикие Родопские горы и пел там лишь для птиц и зверей. Песни его наполняла такая сила, что даже деревья и камни снимались с места, чтобы быть ближе к певцу. Не раз цари предлагали юноше в жены своих дочерей, но, безутешный, он отвергал всех. Изредка спускался с гор Орфей, чтобы воздать почести Аполлону.

АНТИЧНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. Кифа?ра — древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент Кифара — один из самых распространённых музыкальных инструментов в Древней Греции. На кифаре играли только мужчины, извлекая звуки костяным плектром . Кифара имела плоский тяжелый деревянный корпус с прямыми или фигурными очертаниями; к корпусу крепились струны. В классической кифаре VI-V вв. до н.э было семь струн, позднее в «экспериментальных» инструментах их количество увеличилось до 11-12. Применялась как сольный или аккомпанирующий инструмент. Певца, аккомпанирующего себе на кифаре, называли кифаредом. Кифара считалась инструментом Аполлона в отличие от авлоса — инструмента Диониса.

Лира (греч.; лат. lyra) была наиболее значительным струнным инструментом Древней Греции и Рима наряду с кифарой. Согласно мифу, лира была изобретена Гермесом. Для ее изготовления Гермес использовал панцирь черепахи; для рамы-рога антилопы. Лира на картинке представляет собой копию, изготовленную по изображению на древнегреческой вазе: корпус лиры выполнен в форме черепа быка.

Однажды, блуждая по полям, сатир Марсий нашел тростниковую флейту. Ее бросила богиня Афина, заметив, что игра на изобретенной ею самой флейте обезображивает ее прекрасное лицо. Афина прокляла свое изобретение и сказала: — Пусть же жестоко будет наказан тот, кто поднимет эту флейту! Ничего не зная о словах Афины, Марсий поднял флейту и вскоре научился так хорошо играть на ней, что все заслушивались этой незатейливой музыкой. Марсий возгордился и вызвал самого покровителя музыки Аполлона на состязание. Аполлон принял вызов и явился с кифарой в прекрасных руках. Как ни была хороша игра Марсия, но разве мог он, житель лесов и полей, извлечь из флейты такие дивные звуки, какие слетали с золотых струн кифары предводителя муз Аполлона! Победил Аполлон. Разгневанный дерзостью Марсия, он велел подвесить за руки несчастного и содрать с него живого кожу. Так жестоко поплатился Марсий за свою гордость. А кожу Марсия повесили в гроте у Келен во Фригии и рассказывали потом, что она всегда начинала двигаться, словно танцевала, когда долетали в грот звуки фригийской флейты, и оставалась неподвижной, когда раздавались величавые звуки кифары.

Звучал в Древней Греции и авлос — духовой инструмент, звук из которого извлекался через специальную пластинку-язычок, вставленную в отверстие. Исполнитель, надавливая на язычок губами, регулировал громкость и даже менял тембр звука. Греческий авлос можно считать прототипом европейских язычковых духовых — гобоя, кларнета и др. Как правило, музыкант играл сразу на двух авлосах и получал тем самым возможность исполнять двухголосную музыку. В росписях на древнегреческих сосудах музыканты с авлосами обычно изображались в сценах пиров и различных увеселений: вероятно, считалось, что яркое, даже резковатое звучание инструмента разжигает темперамент и чувственность.

Давным-давно в Древней-древней Греции жил-был козлоногий бог по имени Пан. Любил он вино, музыку, и, конечно, женщин. И тут идет он по своему лесу — вдруг нимфа. По имени Сиринга. Пан к ней. А красавица-нимфа невзлюбила козлоногого-то и бежать. Бежит-бежит, а Пан ее уже настигает. Взмолилась Сиринга своему отцу — речному богу, спаси меня, мол, батюшка, от посягательств козлища, даром что он тоже бог. Ну отец ее и превратил в тростник. Срезал Пан тот тростник и сделал себе из него дудку. И давай на нем играть. Никто не знает, что не флейта это поет, а сладкоголосая нимфа Сиринга

Пифийские Игры (амфитеатр в Дельфах)

История Пифийских Игр начинается в 582 г. до н.э., Игры проходили каждые четыре года, соответственно за год до Олимпийских Игр, по всей видимости, в конце августа. Пифийские игры проводились в честь Аполлона, бога солнечного света, бога красоты и покровителя искусств. Место состязания — равнина в Дельфах. Виды соревнований: музыка, гимнастика, соревнования колесниц. В качестве наград победителю присуждались яблоко и лавровый венок. В самом начале в Пифийских Играх проводились только музыкальные состязания. Поначалу это было пение под аккомпанемент кифары, позднее к ним добавились пение под аккомпанемент флейты и отдельно игра на флейте. В отличие от других крупных фестивалей эти дисциплины сохранили на Играх свое большое значение, хотя при обновлении Пифийских Игр в них появились атлетические соревнования, состязания на колесницах и верховая езда. На время Игр действовал священный Мир, продолжавшийся три месяца. Перемирие гарантировало людям — как участникам так и зрителям — безопасную поездку на Игры и обратно домой. До нас дошли также упоминания о воодушевлении и восторге, с которым публика принимала участников соревнований. Большое количество людей стекалось в Грецию, это приносило Дельфам огромные доходы. Агора (рыночная площадь), становилась во время Игр значительным торговым местом для художественных товаров.Записи, сделанные Аристотелем, дают нам представление о торжествах: Игры длились от шести до восьми дней и начинались со священного театрального действа, которое представляло победу Аполлона над Пифоном. После праздничного пиршества на четвертый день начинались Игры.

В театре города Дельфы проводились музыкальные и театральные соревнования, а на стадионе города Дельфы — атлетические состязания. Художественные дисциплины охватывали: Гимн богу Аполлону Игра на флейте и кифаре (древнем греческом струнном инструменте) с пением и без него Соревнования в театральном и танцевальном искусстве Соревнования по живописи Пифийские Игры были играми чести. Победители получали в качестве награды не денежные призы, а лавровый венок. Так же как оливковая ветвь была наградой на Олимпийских Играх. Яблоки, должно быть, иногда тоже были в качестве призов, а символическую пальмовую ветвь победитель в Пифийских Играх получал так же, как и в Олимпийских Играх. При оказании особых почестей участнику соревнований ставили памятник в виде статуи. Однако самыми бесценными были почет и уважение, которые доставались победителям и их родным городам. Поэтому города поддерживали своих представителей всеми средствами, чтобы во время Игр те добились как можно большего успеха. Пифийские игры представляли собой общегреческие празднества и состязания при храме Аполлона в Дельфах, являлись вторыми по значению после Олимпийских игр.

Стадион в Дельфах

Главный вклад Пифагора в развитие музыки заключался в учении о пропорциях звуков. За основу были взяты струнные инструменты, представлявшие собой доску с натянутыми струнами. В результате многочисленных опытов были найдены определенные числовые выражения (интервальные коэффициенты) — октава (2/1), квинта (3/2) и кварта (4/3). На основе трудов Пифагора возникла вся европейская мелодика. Одновременно с развитием культуры происходило и формирование мировоззрения человека. Философия и музыка были тесно связаны между собой и даже часто дополняли и обогащали друг друга.«Небесная гармония сфер» В Древней Греции была впервые замечена некая закономерная связь между звуками и математическими величинами. Открытие этих закономерностей связано с именем Пифагора. Согласно его теории, музыка представляла собой некую физическую материю.Он создал космическую теорию, которая представила мир как пространство гармонии, в которой планеты излучали непрерывные звуки, аналогично нотам в гамме. Согласно этой теории, низкие звуки соответствовали Луне, высокие • планете Земля и т.д. Пифагор отмечал также, что количество нот в гамме соответствует количеству планет на небе — и равняется магической цифре 7.

Читайте также  Греция крит аэропорты

Древний Рим Как и все искусство Древнеримского государства, музыкальная культура развивалась под влиянием эллинистической. Музыкальная жизнь Рима отличалась пестротой и разнообразием. В столицу империи стекались музыканты из Греции, Сирии, Египта и других стран. Для Римской империи периода классицизма было характерным всеобщее увлечение музыкой (вплоть до консулов и императоров). В знатных семьях пению и игре на кифаре обучали детей. Профессия учителя музыки и танца была почетна и популярна. Большим успехом пользовались публичные концерты греческой классической музыки и выступления виртуозов, многие из которых были любимцами императоров.

Некоторым музыкантам даже ставили памятники, как кифареду Анаксенору, служившему при дворе Цезаря. Кстати, император Нерон ввел так называемое греческое состязание, где сам выступал как поэт, певец и кифаред. Другой император — Домициан — основал Капитолийские состязания, в которых музыканты соревновались в пении, игре на кифаре и авлосе, победителей увенчивали лавровыми венками. Но чем воинственнее становилось государство, тем низменнее делались вкусы его граждан, и для позднего Рима периода упадка характерна совсем иная музыкальная культура. На первое место выходят эффектные, часто грубые зрелища, вплоть до кровавых игр гладиаторов. Начинается увлечение громкозвучными ансамблями, состоящими по преимуществу из духовых и шумовых инструментов. Музыки было много, слишком много, и в то же время ее не было.Римская культура периода упадка знала, говоря современным языком, только легкую музыку. Развлечение стало единственным богом огромного большинства коренного населения Рима. Исполнение песен, танцы или игра на флейте оплачивались невысоко и стояли для римлянина в одном ряду с фокусами и дурачеством. Так, в музыке утверждается стремление к неестественному, а вместе с ним растет равнодушие и даже высокомерие к музыке природы. Мужчины, готовые петь не только женскими, но и детскими голосами, флейтисты и кифаристы, удивляющие виртуозностью игры, гигантские хоры и грандиозные оркестры, бесчисленные танцевальные группы подхлестывали разгул толпы, рвущейся к развлечениям.

Для этой эпохи характерен такой эпизод. На празднике в Риме перед огромной толпой народа выступали два лучших флейтиста, прибывшие «из самой Греции». Публике очень скоро надоела их музыка, и тогда она стала требовать, чтобы музыканты. подрались друг с другом. Жители Рима были уверены, что для того и существуют артисты, чтобы доставлять удовольствие. Музыка стала просто забавным ремеслом, не успев развиться до уровня серьезного искусства. Поэтому и рассматривалась как ремесло презренное и недостойное свободного человека. Удивительно ли, что многие мыслители той эпохи стали свысока смотреть на музыкальные убеждения греческих классиков? Они утверждали, что музыка если и возбуждает чувства, то не больше, чем поварское искусство. По мнению многих, музыка не способна выражать ни мысли, ни настроения. Поэтому она не может не только воспитать человека, но и чему-либо его научить. Она способна отвлечь на время от скорби и забот, но и в этом отношении не более эффективна, чем вино и сон. «Немногочисленность струн, простота и возвышенность музыки оказались совершенно устаревшими»,— с горечью писал великий историк и поклонник классики Плутарх.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector