Богиня музыки в древней греции

Богиня музыки в древней греции

Богиня музыки в древней греции

Под термином «музыка Древней Греции» мы понимаем всю музыкальную культуру, которая сопровождает древнегреческую историю.

Древние греки с их очевидным созерцанием давали божественное происхождение всему и, конечно же, музыке. Таким образом, они создали муз ( μοῦσαι ), которые были вначале богинями песни, а затем богинями поэзии, танца, театра, искусств и наук. Эти девять богинь были дочерьми Зевса и Мнемосины. От древнегреческих муз произошло слово «музыка».

Музы родились в Пиерии, но жили на Олимпе, чтобы развлекать своих богов.

Среди мифических личностей, связанных с музыкой, можно выделить следующих: Аполлон, Марсий, Орфей.

Аполлон и Марсий

Согласно легенде, пастух Марсий однажды нашёл флейту (как потом оказалось, что её выбросила Афина), он играл на ней днём и ночью и вскоре достиг совершенства. Марсий очень гордился своим музыкальным искусством и бросил вызов богу Аполлону, чтобы сразится с ним в музыкальном состязании, будучи уверен в своей победе. Судьями назначали муз.

Марсий и вправду всех удивил своей игрой на флейте, казалась он превосходит Аполлона, который играл на кифаре, но в конце концов потерпел поражение.

Разгневанный Аполлон был зол, он не мог простить Марсию, что пастух вызвал на состязание самого бога и велел подвесить сатира на сосне и содрать с него кожу.

Орфей (Ὀρφεύς) — мифический поэт и музыкант из Пиерии. В состязании с музами он потерпел поражение. После этого они ослепили и лишили его мастерства игры на кифаре.

Помимо мифов и легенд, к музыке Древней Греции всегда проявляли большой интерес, так как она является ключевым компонентом культуры, которая напрямую повлияла не только на эстетику и философию поздних европейских музыкальных разработок, но и на ее техническую инфраструктуру.

Музыка Древней Греции сохранилась до наших дней, но это лишь несколько письменных музыкальных отрывков и наши теоретические знания о том, как она звучит.

Из древней литературы мы узнаем, что музыка Древней Греции возвышается до уровня свободного искусства, независимого от поэзии, хотя в большинстве случаев она сосуществует со своими основными элементами (например, ритмом), продиктованными поэзией и, наконец, музыкой. Это необходимый опыт в обучении молодежи.

Платон, Аристотель и другие философы углублялись в эстетику и психологию музыки и сформировали моральную теорию музыки, в которой обсуждается влияние музыки на эмоциональное и психическое состояние человека.

Согласно моральной теории музыки, в каждом ритмическом и мелодическом движении есть соответствующая эмоциональная реакция в том смысле, что музыка может воздействовать на человека либо положительно, либо отрицательно, успокаивать или раздражать. Конечно, теория морали не только является исчерпывающей в своих общих выводах, но она углубляет эстетическое исследование структурных параметров музыки путем изучения этики мелодии, тропики, жанров и ритмов.

В музыке Древней Греции ритм был особенно важен. Древние греки называли мелодию без ритма «беспорядочной, инертной и темной».

Греческая музыка по сути фонетическая и развивается параллельно с поэзией, поскольку ее культивирование и развитие находятся в руках поэтов или трагиков, которые сами по себе музыканты, формирующие музыкальное (мелодичное) изображение своих произведений.

Древнегреческие философы считали музыку необходимой по трем причинам:

· отдых и оздоровление

· формирование человека

· интеллектуальное и эстетическое воспитание

В Древней Греции культурного человека также называли музыкальным человеком.

Презентация, доклад Музыка Древней Греции

500500500500500500500500500500500500500500500500500500

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Бог музыки в Египте

Религия древних египтян – очень любопытная «штука». Она совершенно не «вписывается» в те понятия, к которым мы привыкли и которые считаем классическими или традиционными. Например, древние славяне почитали Ярило, как верховное божество, символизирующее приближение весны, плодородие, как природное, так и сексуальное. Египтяне же обожествляли все что видели, чувствовали, боялись, могли или не могли объяснить. Это были конкретные понятия (растительность, небо, солнце) и абстрактные (вечность, сила воли, законы природы).

Один бог мог «выполнять» функции взаимоисключающие друг друга. Например, богиня Хатхор «отвечала» за судьбу, материнство, радость, судьбу. Но по одной из легенд она превратилась в жестокую воительницу, которая должна была истребить людской род. Она же, кстати, встречала у порога загробного мира души новых усопших. Впрочем, несколько богов одновременно могли исполнять примерно одинаковые функции. Например, бог музыки в Египте не единственный. Существовало два божества, связанных именно с музыкой, музицированием, пением.

Так называлась богиня музыки и песнопения у египтян. «Мерт» означает «возлюбленная». Ее святилище называли не иначе, как «золотым домом». Изображалась Мерт миниатюрной женщиной, над головой которой «висел» символический знак золота. Ладонями она отбивала музыкальный такт.

Мерт была не простой богиней музыки, а покровительствовала исполнению божественных гимнов. Ее приветствовали и прославляли во время Хеб-седа или «праздника хвоста». Древнеегипетское торжество отмечали с пышностью и небывалым размахом. Ведь праздник ознаменовал 30-летнее правления фараона, а затем его справляли через каждые 3 года его царствования.

Обычно в честь такого грандиозного события возводились новые потрясающие постройки. Яркий пример – храм в честь богини Бастет в Бубастисе. При правлении Осоркона II в святилище появился новый гранитный портал, на рельефах которого отображены сценки празднования Хеб-седа.

Сам праздник означал восстановление мужской силы фараона, а значит, символизировал новый виток в развитии страны. Только могущественный и сильный правитель мог обеспечить процветание государства. А так как хвост животного присутствовал в одеянии фараона, как обязательный атрибут его царской власти, то торжество и получило свое странное название – «Праздник хвоста».

Иногда Мерт считали женой Хапи, тогда ее «корону» меняли на голубой лотос или папирус. Это два символичных для Египта растения: лотос обозначал Верхний Египет, папирус ассоциировался с Нижним Египтом.

Когда Мерт изображали вместе с супругом – Хапи (бог Нила и покровитель урожая), то она подносила ему чашу для получения щедрот (урожая, прибыли, добра) из рук Бога. Это было важной сутью богини для бедняков и людей низшей касты, ведь для них взрастить и получить урожай являлось первоосновой жизни. А вот для людей более высокого общественного положения принимающую дары от Хапи Мерт отождествляли с получением удовольствий и наслаждений, в том числе музыку и пение.

Музыка в Древнем Египте

Музыка у египтян была не просто в почете, она являлась неотъемлемой частью их жизни, особенно религиозной. Музыкальные произведения исполнялись везде: в храмах, во дворцах, на поле битвы, во время торжественных процессий и посевных работ. Многих богов отождествляли с музыкой, хотя они и «занимались» другой деятельностью. Одной из функций великой Баст была музыка и танцы, хотя она в первую очередь ассоциировалась с радостью, плодородием, женской красотой и сексуальностью.

Примечательно, что «профессиональные» певцы в Древнем Египте имели высокий статус и прекрасные доходы, правда существовали и нищие музыканты-бродяги. Чуть ниже приближенных к фараону певцов оценивались труды музыкантов, выступающих на фестивалях и музыкальных вечерах вместе с танцорами.

На заре своей истории египтяне никак не отображали «письменно» свою музыку. До нас дошли только музыкальные рукописи времен греко-римского периода. Поэтому о том, какие мелодии и песни были у древних египтян, наши современники могут только догадываться, если они имеют представление о древнейших музыкальных инструментах и их примерном звучании.

Пение практически всегда сопровождал танец – это был своего рода способ выразить особое уважение Богам. Танцы также исполнялись в храмах и дворцах. Причем, египтяне уделяли внимание не только музыкальному сопровождению, но и костюмам, в которых выступали танцоры. Это были одежды из полупрозрачных тканей, которые облегали фигуру танцующих. Можно встретить изображения и практически голых танцоров с татуировками, исполняющих ритуальные танцы.

«Живой» оркестр состоял из музыкантов, играющих на арфах, флейтах и лютнях. Причем в Древнем Египте практиковалось музицирование в ансамбле, а не соло исполнение. В обычном ансамбле было задействовано нескольких арфистов, флейтистов и музыканты, играющие на щипковых кифарах. Это было музыкальное сопровождение для танцев и пения.

Другого бога музыки в Египте называли Айхи (Ихи, Харсомтус). Его матерью была богиня неба, любви и красоты – Хатхор (Хатор). Отец Айхи не известен наверняка. Им считают либо Хора Бехдетского, либо великого Ра, либо божество с головой сокола Гора.

Одна из версий указывает на Хора, как на брата Айхи, а не отца. Рождение Ихи означало для египтян еще и объединение Верхнего и Нижнего Египта. Его власть была достаточно серьезной, если в Дендере Айхи почитали на уровне всемогущего Гора и одной из главных богинь — великолепной Хатхор.

Айхи изображали по-разному. То в образе взрослого человека, который играл систром – церемониальным музыкальным инструментом, похожим на большую погремушку. То Ихи – это маленький ребенок. Его возраст на изображении выдавала полная нагота, поднесенный ко рту палец (характерный для малышей жест) и «локон юности». Так египтяне изображали детей.

В том и другом случаях Айхи держал в руке систр. Инструмент при встряхивании издавал звук, похожий на шуршание. Его использовали в религиозных обрядах. Считалось, что систр – это знак Хатхор, который также символизирует «жизнь».

Музыка древних: что слушали в Древней Греции и в Шумере

В мировой культуре есть три письменных источника , наиболее важных для истории музыки: это первая запись музыки как таковая ( Шумер), первый фрагмент мелодии ( Угарит) и первое полностью дошедшее до нас музыкальное произведение ( Греция).

Когда появилась музыка, сказать невозможно. Недавно археологи обошли пещеры, разрисованные еще палеолитическими граффити, и поняли, что предкам европейцев очень нравились места с хорошей акустикой — пещеры, где не постыдился бы выступить и симфонический оркестр, чаще украшали рисунками, чем «глухие» стены. Стало быть, вкус к хорошему звуку у человека появился раньше, чем цивилизация, раньше, чем гончарный круг, и даже раньше, чем идея построить дом.

Более того, идея слушать звуки, которые издают другие люди, видимо, принадлежит к одним из самых древних изобретений человечества. Музыка в той или иной форме развилась независимо в человеческих популяциях всех континентов; есть своя и у австралийских аборигенов, и у североамериканских индейцев; до сих пор не опровергнуто предположение о том, что музыка существовала уже тогда, когда первые люди современного типа вышли из Африки и начали завоёвывать европейские и азиатские территории.

Первая запись музыки: гимн Липит-Иштар

Первый письменный источник с музыкальной нотацией, то есть с музыкой, записанной знаками — это клинописная табличка с записью гимна Липит-Иштару, правителю Шумера и Аккада. Табличку датировали 1950 годом до н.э., ей почти четыре тысячи лет. Историки решили, что на табличке — схема настройки музыкального инструмента (лиры) и ритм.

В 2000 году коллектив Ensemble De Organographia записал возможное звучание гимна Липит-Иштар:

Первый обрывок мелодии: хурритские гимны

Первый письменный источник с записью мелодии датируется пятьюстами годами позднее шумерского гимна: это знаменитый клинописный текст с 29 глиняных табличек, найденных на территории современной Сирии при раскопках древнего города Угарита. На табличках были выведены тексты хурритских гимнов — обрядовых песен с обращениями к богам — и запись мелодии, их сопровождавшей. Возраст угаритских табличек оценивается почти в 3,5 тысячи лет.

О том, как мелодия звучала, учёные спорят до сих пор, сходясь только на том, что жители Угарита пользовались системой из семи нот (диатоникой).

Вот одна из версий:

Текст гимна можно перевести так:

С тех пор, как я возлюбил богиню, она возлюбила меня в своём сердце,
Моя жертва полностью искупит мои грехи
Кунжутное масло, что я подношу с трепетом…
Бесплодные принесут потомство
Семя прорастёт
Жена принесёт детей для мужа
Пусть та, у которой не было детей, понесёт.

Вот одна из версий в исполнении реконструктора древних инструментов и музыки Майкла Леви(Michael Levi).

Первая полная мелодия: эпитафия Сейкилоса

Третий важный письменный памятник, который рассказывает о древней музыке — уже античная запись, известная как «Эпитафия Сейкилоса» (Epitaph of Seikilos). В отличие от хурритского гимна, от которого остался только фрагмент (28 из 29 табличек сохранились слишком плохо, чтобы их можно было полностью расшифровать). К тому же, в отличие от хурритской клинописи на малоисследованном угаритском языке, греческая эпитафия и её мелодия записана с помощью хорошо знакомого учёным греческого алфавита и не допускает нескольких интерпретаций.

Буквы, означающие ноты, были выбиты 2000 лет назад на мраморе стелы, украшавшей место захоронения. Сопроводительный текст отличался краткостью: «Я есмь портрет в камне. Я помещён сюда Сейкилосом, и останусь здесь навсегда, как символ неувядаемой памяти».

Слова самой эпитафии можно перевести так:

Пока живёшь, ликуй,
Не чувствуй никаких страданий.
Жизнь коротка,
И время берёт своё.

Считается, что и текст, и мелодия не были написаны как эпитафия; на самом деле призыв веселиться — это фрагмент древнегреческой застольной песни, или сколикона. Современник может усмотреть иронию в том, чтобы помещать на надгробие песню, которую поют на пиру.

Поскольку прочесть и сыграть эпитафию Сейкилоса оказалось легко, её играют уже больше сотни лет; стелу нашли в 1883 году, и почти сразу попробовали дать голос музыке, которая не звучала уже две тысячи двести лет.

Музыка в мифах Древней Греции

Музыка в мифах Древней Греции

Невозможно поспорить или опровергнуть тот факт, что Древняя Греция является колыбелью европейской культуры. Искусство этой уникальной цивилизации оказало большое влияние на развитие литературы, театра и музыки. Основы музыкальной теории зарождались в народных празднествах, театральных постановках, получали развитие в трудах Пифагора.

Важным источником по изучению развития музыкальной культуры Древней Греции являются мифы. Среди всех мифов, в которых упоминается о музыке (будь-то об инструменте, характере звучания и т.д.), я отобрала мифы самого раннего периода. В них отражаются особенности ритмической стороны, появление некоторых инструментов (лира, авлос), и в связи с ними два начала музыки – «Аполлоновское» (уравновешенное, «классическое») и «Дионисийское» (стихийное, динамичное). Так же любопытные сведения приводятся по поводу возникновения Муз и определения их рода деятельности. Но, что более интересно, в некоторых мифах можно проследить попытку объяснения звуков окружающей среды (миф об Эхо, Тритонах и т.д.). А за ними следует и своеобразная гармония – звуки воды, земли, неба (воздуха).

Итак, миф первый.

Миф, в котором мы встречаем первых звуконосителей (мифических) связан с появлением на свет самого главного бога – Зевса.

После вычленения из Хаоса Неба, Земли и Тартара миром правил Уран-небо. Ему были во всем послушны его дети-гиганты. Один из гигантов – Кронос восстал против Урана, и ему удалось одолеть его. Однако гигант, который сверг своего отца с престола, понимал, что его может ожидать аналогичная судьба. Поэтому он всячески пытался оградить себя от подобной ситуации. Своих детей он проглатывал. Но однажды, его жена Рея, которой надоело такое обращение со своим потомством, решила спасти хоть одного своего ребенка. Им оказался Зевс. Вместо ребенка Рея поднесла Кроносу камень, а новорожденного Зевса поручила спрятать своим жрецам-куретам. Они же его перенесли на остров Крит.

Но младенец, как и все новорожденные, кричал и плакал. Чтобы эти звуки не достигли слуха Кроноса, куреты постоянно исполняли воинскую пляску, гремя щитами и оружием. Все это сопровождалось экстатическими криками и плясками.

Пляска куретов является отражением реальной жизни Древней Греции, где танец, особенно воинский, занимал важное место в воспитании граждан. И Зевс, естественно, получает воспитание, типичное для многих эллинов. Следовательно, звуковое оформление танца куретов – не что иное, как передающаяся в мифе особенность древнегреческого танца .

Конечно, это еще не танцевальная музыка, а скорее воплощение ритмического сопровождения, характеризующегося серией звуков, лишенных интонационно точной высоты, но организованных в определенную ритмическую систему.

В греческой мифологии куреты часто отождествляются с загадочными идейскими дактилями. Дактилос – означает «палец». Пальцы руки являются первыми символами исчисления, и посредством тех же пальцев рук создаются все вещи. Поэтому идейские дактили рассматривались как изобретатели счета и музыкального ритма.

Миф второй. О звуковом пространстве.

Феномен эхо (от греческого – отзвук) возникал достаточно часто. Ему придумали объяснение в красивом мифе о нимфе Эхо.

Существовали горные нимфы – ореады, лесные – дриады, океанические – океаниды, нимфы рек и озер – наяды. Нимфа Эхо – божество звукового мира.

Зевс был знаменит своей необузданной страстью к прекрасному полу. Нередко он в горах любезничал и с нимфами. Чтобы отвлечь внимание Геры (супруги Зевса) нимфа Эхо занимала богиню длительными беседами. Когда же Гера спохватилась, и поняла причину болтливости нимфы она решила наказать Эхо. Гера сделала так, что нимфа лишилась дара речи и лишь могла повторять окончания слов, сказанных другими. А от неразделенной любви к Нарциссу, Эхо стала худеть, ее покидали жизненные силы. Сохранился лишь голос, он пережил нимфу и остался в реальном мире без нее.

Как пишет Овидий, «звук, который жил в ней, слышится теперь всем». А римский поэт Авсоний (310-395гг.) говорит о ней как о «дочери воздуха и речи». Всякое эхо – это отраженный звук, доносящийся до слуха через воздух.

Читайте также  Фамилии греков мужские
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector