Богиня нечисти у греков

Богиня нечисти у греков

Значение слова геката

дочь титана Перса; ее культ перешел к грекам от карийцев. Гесиод в «Теогонии» называет Г. богиней всеобъемлющей власти, она же богиня привидений и колдунов; ее сопровождали собаки и призраки. Г. отождествляли с богиней подземного царства Персефоной.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. — 3-е изд. — Мн: Беларусь, 2001)

Одна из древнейших и могущественных богинь; властвует в преисподней над всеми привидениями и чудовищами; богиня мрака, чародейства, миражей. У нее три тела и три головы. Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Геката считается помощницей в колдовстве, имя ее связывают с черной магией. Геката упоминается Медеей в пьесе Еврипида (она помогла добиться любви Ясона и приготовить зелья) и в идиллии Феокрита. В более поздней литературе Геката выступает символом потусторонних сил. Пример тому — появление Гекаты в трагедии Шекспира «Макбет». Картина с ее изображением принадлежит перу английского поэта и художника Блейка.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Словарь по мифологии М. Ладыгина.

Гека́та — в древнегреческой мифологии сначала владычица земли, воды и неба, повелительница зверей; с V в. до н. э., становится богиней мрака, покровительницей колдовства, владычицей теней и ночи.

Источники:

● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь — М.: Издательство НОУ «Полярная звезда», 2003.

Словарь греческой мифологии

Богиня мрака, ночных видений и чародейства. Дочь титанидов Перса и Астерии. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. Г. — древнее хтоническое божество, которое после победы олимпийцев над титанами сохранило свои архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях в спорах, в войне), охраняет детей и юношество. Ночная, страшная богиня, с пылающим факелом в руках и змеями в волосах, Г. — богиня колдовства, к которой обращаются за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Она помогала Медее добиться любви Ясона и в приготовлении зелий. Она помогает покинутым возлюбленным. Г. — ночная «хтония» и небесная «урания», «неодолимая» — бродит среди могил и выводит призраки умерших.

Энциклопедический словарь

в греческой мифологии покровительница ночной нечисти, колдовства. Отождествлялась с богиней луны Селеной, богиней подземного царства Персефоной, богиней Артемидой. Изображалась с факелом в руках, часто со змеями в волосах (иногда трехликой).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(Έκάτη) — у греков божество лунного света. Культ Г. существовал сначала у фракийцев и от них уже перешел к грекам. У Гомера мы не встречаем имени Г.; в «Теогонии» же Гесиода, где о ней впервые упоминается, она называется дочерью титана Персея; другие называют ее дочерью Зевса и Деметры или Зевса и Геры. Г. дарует мудрость в народных собраниях, счастье на войне, богатую добычу на охоте и т. д. Как богиня преисподней, она считалась также богиней всего таинственного; греки представляли ее себе порхающей с душами умерших на перекрестках, где и совершался иногда поэтому культ ее. Она помогает волшебницам, которые, как, например Цирцея и Медея, научаются у нее своему искусству. Г. изображалась иногда в виде одной женской фигуры с 2-мя факелами в руках, иногда же в виде 3-х связанных спинами фигур. Геката есть также название 100-го астероида (см. Планеты).

ГЕКАТА

Геката (греч.) — дочь титана Перса и титаниды Астерии. По другим мифам, дочь Зевса (вариант: Аида) и Геры или Зевса и Де—-метры. Сначала Г. — добрая и могущественная богиня, повелительница земли и моря, дающая урожай и богатство, помогающая деторождению и воспитанию детей, покровительница охоты, рыбной ловли, пастушества, коневодства. Позже Г. начинают считать богиней призраков, ночных кошмаров, колдовства, заклинаний, повелительницей теней в подземном царстве. Священным животным Г. была собака, в жертву ей приносили еду и собак. Г. представляли страшной ночной богиней-охотницей, полуночной Артемидой с пылающим факелом в руке и змеями в волосах, -носящейся по перекресткам дорог и кладбищам в сопровождении адских псов и ведьм. Ее атрибуты — бич, собаки, змеи, ключи и кинжалы. В Средние века Г. считали покровительницей нечистой силы и изображали женщиной высокого роста с факелом в руке. Ее изображение обычно помещали на перекрестках, где ей приносили жертвы.

Смотреть что такое ГЕКАТА в других словарях:

ГЕКАТА

(Έκάτη) — у греков божество лунного света. Культ Г. существовал сначала у фракийцев и от них уже перешел к грекам. У Гомера мы не встречаем имени Г.; в. смотреть

ГЕКАТА

в древнегреческой мифологии хтоническое божество (малоазийского происхождения), покровительница всякой ночной нечисти, колдовства и ворожбы. В . смотреть

ГЕКАТА

Геката мрак; Персефона, Селена, Артемида Словарь русских синонимов. геката сущ., кол-во синонимов: 7 • артемида (7) • астероид (579) • богиня (346) • мрак (33) • персефона (7) • селена (7) • тергемина (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: артемида, астероид, богиня, мрак, персефона, селена, тергемина. смотреть

ГЕКАТА

Геката (Έκάτη) — у греков божество лунного света. Культ Г. существовал сначала у фракийцев и от них уже перешел к грекам. У Гомера мы не встречаем имени Г.; в «Теогонии» же Гесиода, где о ней впервые упоминается, она называется дочерью титана Персея; другие называют ее дочерью Зевса и Деметры или Зевса и Геры. Г. дарует мудрость в народных собраниях, счастье на войне, богатую добычу на охоте и т. д. Как богиня преисподней, она считалась также богиней всего таинственного; греки представляли ее себе порхающей с душами умерших на перекрестках, где и совершался иногда поэтому культ ее. Она помогает волшебницам, которые, как, например Цирцея и Медея, научаются у нее своему искусству. Г. изображалась иногда в виде одной женской фигуры с 2-мя факелами в руках, иногда же в виде 3-х связанных спинами фигур. Геката есть также название 100-го астероида (см. Планеты).

. смотреть

ГЕКАТА

Геката(Hecate, Εχάτη). Дочь Перса и Астерии, богиня луны и ночи, волшебница, повелевающая злыми демонами и пугающая людей призраками. Она смешивалась н. смотреть

ГЕКАТА

• Hecăte, Έκάτη, дочь Перса или Персея и Астерии, титанка, или дочь Зевса и Деметры или Геры, дочь Тартара и т. д. Гомер о ней не упоминает;. смотреть

ГЕКАТА

ГЕКАТА(греч. Hekate). Дочь Тартара, подземный дух, богиня чародейства.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.ГЕ. смотреть

ГЕКАТА

(греч. Hekate) дочь титана Перса; ее культ перешел к грекам от карийцев. Гесиод в «Теогонии» называет Г. богиней всеобъемлющей власти, она же богиня . смотреть

ГЕКАТА

(в др.-греч. мифологии – богиня Луны) – Над ними лик склоняется Гекаты, Им лунной Греции цветут сады. (рфм. к закаты) Цв910 (I,97.1); Тень Эвридики и. смотреть

ГЕКАТА

в греч. миф. богиня мрака, ночных видений и чародейства. Дочь титанидов Перса и Астерии. Она получ. от Зевса в удел власть над судьбой земли и. смотреть

ГЕКАТА

в греч. миф. богиня мрака, ночных видений и чародейства. Дочь титанидов Перса и Астерии. Она получ. от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. Она покровит. охоте, пастушеству, разведению коней, обществ. занятиям человека (в суде, нар. собрании, состязаниях в спорах, в войне), охраняет детей и юношество. Ночная, страшная богиня с пылающим факелом в руках и змеями в волосах, Г. — богиня колдовства, к к-рой обращаются за помощью, прибегая к спец. таинств. манипуляциям. Г. можно счит. ночным коррелятом Артемиды; она тоже охотница, к-рую сопровожд. свора собак, но ее охота — это мрачная, ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней. Г. близка Деметре — жизненной силе земли, Персефоне — олицетв. подземн. мира. Римляне отожд. Г. со своей богиней Три-вией — «богиней трех дорог». Изображ. Г. помещалось на распутье или перекрестке дорог, где ей обычно приносили жертвы. смотреть

ГЕКАТА

древнегреческая богиня, культ которой распространился из Карии, страны на юго-западе Малой Азии. Эта богиня наделялась функциями, сходными с функциями . смотреть

ГЕКАТА

(греч. Hekate, лат. Hecate), дочь титана Перса, божество карийского происхождения, чей культ распространился в Греции, особенно среди простого . смотреть

ГЕКАТА

Одна из древнейших и могущественных богинь; властвует в преисподней над всеми привидениями и чудовищами; богиня мрака, чародейства, миражей. У нее три тела и три головы. Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Геката считается помощницей в колдовстве, имя ее связывают с черной магией. Геката упоминается Медеей в пьесе Еврипида (она помогла добиться любви Ясона и приготовить зелья) и в идиллии Феокрита. В более поздней литературе Геката выступает символом потусторонних сил. Пример тому – появление Гекаты в трагедии Шекспира «Макбет». Картина с ее изображением принадлежит перу английского поэта и художника Блейка. смотреть

ГЕКАТА

1) Орфографическая запись слова: геката2) Ударение в слове: Гек`ата3) Деление слова на слоги (перенос слова): геката4) Фонетическая транскрипция слова . смотреть

ГЕКАТА

Геката — в мифах древних греков богиня мрака, ночных видений и чародейства. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. Она покровительствовала охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, в войне и т.д.), охраняла детей и юношей. Ночная, страшная богиня, с пылающим факелом в руках и змеями в волосах, Геката была богиней колдовства.
Синонимы:

. смотреть

ГЕКАТА

в греч. мифологии богиня колдунов и привидений, к-рые наводили ужас. Отождествлялась с богиней луны Селеной, богиней подземного царства Персефоной, бог. смотреть

ГЕКАТА

— покровительница ночной нечисти, колдовства. Дочь титана Перса и Астерии? Отождествлялась с богиней луны Селеной, богиней подземного царства Персефоной, богиней Артемидой. Изображалась с факелом в руках, часто со змеями в волосах (иногда трехликой). От брака с морским божеством Форкисом родилась Скилла (Сцилла). // Алексей ФАНТАЛОВ: Афина Паллада и Геката. смотреть

ГЕКАТА

ГЕКАТА (в др.-греч. мифологии — богиня Луны) — Над ними лик склоняется Гекаты, Им лунной Греции цветут сады. (рфм. к закаты) Цв910 (I,97.1); Тень Эвридики и факел Гекаты, — Всё промелькнет, исчезая в одном. (рфм.: богаты) Цв910 (I,122.2); Тебя зовут Геката, Тебя зовут Пастух, Коты тебе оплата Да вороной петух. Куз927 (307). смотреть

ГЕКАТА

, в греческой мифологии богиня мрака и колдовства. Богиня луны, покровительница охоты и ночных видений. С факелом в руках и змеями в волосах (иногда трехликая) Геката охотится среди мертвецов и могил. Часто отождествляется с Артемидой, в римской мифологии — с «богиней трех дорог» Тривией. смотреть

ГЕКАТА

героиня мифологии, дочь Перса и Астерии, богиня Луны и ночи, волшебница, повелевающая злыми демонами и пугающая людей призраками. Она смешивалась нередко с Артемидой, Прозерпиной и Селеной и изображалась с тремя головами. Ей приносились в жертву собаки, мед и черные овцы. смотреть

ГЕКАТА

ГЕКАТА, в греческой мифологии покровительница ночной нечисти, колдовства. Отождествлялась с богиней луны Селеной, богиней подземного царства Персефоной, богиней Артемидой. Изображалась с факелом в руках, часто со змеями в волосах (иногда трехликой).

. смотреть

ГЕКАТА

ГЕКАТА — в греческой мифологии покровительница ночной нечисти, колдовства. Отождествлялась с богиней луны Селеной, богиней подземного царства Персефоной, богиней Артемидой. Изображалась с факелом в руках, часто со змеями в волосах (иногда трехликой).
. смотреть

ГЕКАТА

ГЕКАТА , в греческой мифологии покровительница ночной нечисти, колдовства. Отождествлялась с богиней луны Селеной, богиней подземного царства Персефоной, богиней Артемидой. Изображалась с факелом в руках, часто со змеями в волосах (иногда трехликой). смотреть

ГЕКАТА

ГЕКАТА, в греческой мифологии покровительница ночной нечисти, колдовства. Отождествлялась с богиней луны Селеной, богиней подземного царства Персефоной, богиней Артемидой. Изображалась с факелом в руках, часто со змеями в волосах (иногда трехликой). смотреть

ГЕКАТА

— в греческой мифологии покровительница ночной нечисти, колдовства.Отождествлялась с богиней луны Селеной, богиней подземного царстваПерсефоной, богиней Артемидой. Изображалась с факелом в руках, часто созмеями в волосах (иногда трехликой). смотреть

ГЕКАТА

покровительница ночной нечисти, колдовства. В греческой мифологии отождествлялась с богиней луны Селеной, богиней подземного царства Персефоной, богиней Артемидой. Изображалась с факелом в руках, часто со змеями в волосах, иногда трехликой. смотреть

ГЕКАТА

-и, ж. У давньогрецькій міфології – богиня місяця й ночі, чарівниця, що панує над демонами й лякає людей привидами.

ГЕКАТА

Ударение в слове: Гек`атаУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: Гек`ата

ГЕКАТА

– в греческой мифологии богиня мрака, ночных видений и колдовства. Изображалась с факелом в руке и со змеями в волосах. Почиталась также как лунная богиня, близкая Селене и Артемиде. смотреть

ГЕКАТА

Гек'ата, -ыСинонимы: артемида, астероид, богиня, мрак, персефона, селена, тергемина

ГЕКАТА

гека́та (грец. Εκάτη) у давньогрецькій міфології богиня місяця й ночі, чарівниця, що панує над демонами й лякає людей привидами.

ГЕКАТА

-и, ж. У давньогрецькій міфології – богиня місяця й ночі, чарівниця, що панує над демонами й лякає людей привидами.

ГЕКАТА

Геката; ж. (гр.) у давньогрецькій міфології богиня місяця й ночі, чарівниця, що панує над демонами й лякає людей привидами.

ГЕКАТА

Греческая богиня плодородия, странствий и смерти. Ассоциируется с луной, ночью, духами умерших и магией.

ГЕКАТА

в греческой мифологии богиня чародейства, дочь титанидов Кея и Фебы (Перса и Астерии)

ГЕКАТА

Гека́та іменник жіночого роду, істота богиня Місяця — у давньогрецькій міфології

Зло побеждает зло. Почему наша нечисть проигрывает импортной?

Фото: Елена Андреева, "«Мир 24»":http://mir24.tv/, фильм ужасов, зомби

Будешь себя плохо вести – придет Баба-Яга и тебя заберет. До поры до времени мы все боялись этой злобной старушки, которой пугали взрослые. Но даже сейчас многие из нас не перестают верить в подобную нечисть. Воюем с домовыми, в лесу опасаемся встретить лешего. Фольклорные и мифические существа есть у каждого народа. В Японии, например, боятся каппы – это смесь лягушки и черепахи, которая хитростью затягивает людей под воду. Какого чудовища стоит бояться и от чьего появления можно поседеть за минуту?

Химеры, гарпии, циклопы – согласно греческой мифологии этих ужасных существ породила богиня Земли – Гея. Эти чудовища часто сочетали в себе человеческие черты и образ животного. Те же гарпии – это полуженщины-полуптицы, ехидна женщина-змея. А у химеры было три головы: змеи, козы и льва. Некоторые существа настолько поражают воображение, что о них пишут книги и снимают кино. Одна из таких страшных героинь Медуза Горгона – прекрасная девушка, превращенная Афиной в чудовище со змеями на голове.

«Она обладала способностью превращать людей в камень. И стала это делать со всеми, кто пытается ее победить. И даже создала целый сад каменных изваяний. Ей нельзя смотреть именно в глаза, она пытается глазами нас обратить», – сказала экскурсовод Елизавета Гайдук.

Экскурсовод Елизавета о легендах знает все. Говорит, что посетителям выставки о древнегреческих мифах интересней послушать о чудовищах. Например, о Цербере, который охраняет подземное царство мертвых.

«Трехглавый пес, которого вы как раз скоро увидите. И зовут его Цербер. Раньше его называли Кербер. И здесь он представлен маленьким, но в будущем он, конечно же, покушает, поиграет, вырастет и станет грозным, могучим и довольно неприятным», – добавила Гайдук.

Не меньше способен напугать и миф о Минотавре – людоеде с головой быка. Однажды критский царь Минос принес в жертву Посейдону не дорогого быка, а самого обыкновенного. Посейдон обиделся и наслал на жену Миноса проклятье, она родила царю сына с головой быка. Его назвали Минотавром. Чтобы скрыть позор семьи, Минос заключил человека-быка в лабиринт, куда каждые девять лет ему на съедение приводили семь девушек и семь юношей.

Верили люди и в огромных змей. Пожалуй, самой известной страшной рептилией стал Василиск.

«В Греции появился такой персонаж Василиск – страшный змей, который убивает своим дыханием. Но вот на Руси тоже в него верили. Вообще он очень долгую жизнь прожил. Его себе представляли в виде такого существа с гребнем на голове, и считали, что его можно отпугнуть, показав ему зеркало, или криком петуха», – говорит доцент Института образования НИУ ВШЭ Евгения Абелюк.

Кстати, в славянской мифологии много своей нечисти. Чего стоят кикиморы, лешие и русалки. А вот в Японии боятся другой девушки – снежной. Легенда гласит: прекрасная Юки-онна обитает в снегах и может выпить кровь или убить человека одним взглядом.

Но есть народы, которые с нечистью стараются дружить. В Мексике, к примеру, вообще устраивают карнавал смерти. На ежегодный праздник в честь умерших мексиканцы одеваются в костюмы скелетов и загробных духов.

И хоть многие мифы не имеют научного подтверждения, люди в разных уголках планеты до сих пор утверждают, что видели странных существ. В Южной Америке и сегодня верят в сигуанабу – женщину с головой лошади. При встрече с ней можно сойти с ума. Наш Баба Яга по сравнению с ней покажется безобидной старушкой.

Лещина. Легенды и мифы.

Лещину или как в народе её называют Орешник, славяне относили к чистым и священным растениям. Люди издавна заметили, что в него не бьёт молния. Поэтому во время грозы прятались под орешник. Когда начиналась гроза, пастухи прикрепляли кусочки его к одежде или затыкали его ветки за пояс. Его ветви прикрепляли ко всему или обмахивали всё, что хотели защитить от молнии. Ветки втыкали в землю в поле и в огороде, под крышу дома и хлева, чтобы гроза обошла их стороной.

Использовали его и для того, чтобы отогнать нечистую силу, ибо верили в то, что молния бьёт лишь в деревья, под которыми спрятался чёрт, чтобы чёрт не укрылся под ней. Прут орешника может чёрта не только отпугнуть, но и отогнать и даже убить змею, создание нечистой силы. Ветки орешника клали и в амбары, чтобы изгнать мышей. Вместе с тем орешник считался змеиным местом. Болгары даже называли его крёстным змеи. Ведь его ветви и корни сообщаются с потусторонним миром, где обитают души умерших и куда уходят на зиму змеи и насекомые. По поверьям южных славян, в орешнике селятся души предков, которые решили посетить землю. По его ветвям души приходят с того света и по ним же возвращаются обратно. Тем же путём пользуются змеи и насекомые. Появляющиеся весной клещи тоже считалось выходят из орешника. А осенью на него влезают змеи, уходящие на зимовье. Перед уходом их собирает царь змей – змея с драгоценным камнем на голове. Он обитает под корнями лещины, рядом с сокровищами, которые стережёт. Если такую змею выкопать из-под корней, сварить и съесть, можно вернуть себе молодость и силы, а ещё научиться понимать язык животных и слышать, о чём шепчется трава.

Орешник, как и всякое дерево, дающее обильный урожай является символом плодородия и изобилия. Древние римляне почитали богиню урожая и плодородия Цереру (в греческой мифологии ей соответствует Деметра). Она была ответственна за произрастание зерновых культур и других растений, а также была связана с подземным миром. Во время празднования посвящённых ей цереалий (19 апреля), желая обеспечить богатые всходы, они разбрасывали по полям орехи.

В кельтской мифологии есть преданье, согласно которому у источника, вытекающего из потустороннего мира и дававшего начало реке Бойн (одной из главных рек Ирландии) росло дерево орешника, заключавшее в себе божественную мудрость. Считалось, что орехи, упавшие в источник, а затем попавшие в Бойн, наделяют отведавших их полнотой знания.

Славяне осыпали орехами новобрачных, чтобы брак оказался плодовитым, а незамужние девушки складывали орехи в свои сундучки – дабы приданное накопилось богатое.

Да и в мифах южных славян (сербов, болгар, македонцев) прослеживается связь орешника, уходящего корнями в самое сердце Земли, с царством Мёртвых.

Орешник считается одним из самых сильных природных оберегов от нечисти: его боятся не только представители Тёмных сил, но и существа, издревле с ними ассоциирующиеся – земноводные гады и мыши. По легенде святой Патрик, размахивая ореховым прутом, очистил земли Ирландии от змей, согнав их в море. С тех пор змеи там не водятся. Болгары полагали, что змеи не только боятся лещины, но и умирают от неё. А чехи и словаки подкладывали ветки лесного ореха в амбары, били ими по стенам домов и кладовых, дабы изгнать оттуда мышей.

Читайте также  Красивые европейские женские имена

Вспомните сказку Э. Т. А. Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”. Там под действием проклятия мышиной королевы Мышильды прекрасная принцесса Перлипат превратилась в уродину, и вернуть её красоту можно было только с помощью ореха Кракатук: принцесса должна была съесть волшебное ядрышко. Но разгрызть супертвёрдую скорлупу Кракатука, как и победить впоследствии сына Мышильды – семиглавого мышиного короля, было под силу только Щелкунчику, непревзойдённому мастеру щелкать орешки. Таким образом, великий немецкий писатель обыгрывает народные поверья и мифологические представления о чудесных свойствах ореха.

Ветви лещины (орешника) с глубокой древности расценивались как магический инструмент для ворожбы. Согласно поверьям, используя плод ореха в различных магических ритуалах, можно беседовать с усопшими, вызывать дождь, исцелять от бесплодия, набираться мудрости или напротив – лишить человека рассудка. В магии древних кельтов ореховый прут выполнял функцию волшебного жезла, которым пользовались не только эльфы и чародеи, но и простые смертные – дабы с его помощью найти припрятанные клады. Именно это положило начало лозоходству – методу поиска воды, металлов и кладов, основанному на наблюдении за чувствительной волшебной лозой.

Раньше на орехах гадали, а может, и сейчас гадают на удачу. Такое гадание чрезвычайно просто – надо достать наугад из мешка один орех и расколоть его. Если орех хороший – будет гадающему всяческое благополучие, если пустой – жди неприятностей и потерь. В Англии существовало ореховое гадание на любовь. Если девушка хотела узнать, будет ли она счастлива в любви, то брала два ореха и называла один своим именем, а другой – именем любимого, а затем бросала их в огонь. Если оба ореха загорались одновременно, это сулило счастье в личной жизни. Ну, а уж коли влюблённые молодые люди, щелкая орешки, находят орех с двумя ядрышками – вот доброе предзнаменование! Только его надобно магически закрепить. Если объект любви рядом, следует разделить с ним ядрышки и съесть. Если нет, одно ядрышко надо съесть, второе же молча бросить через левое плечо и не произносить ни слова, пока не зададут вопрос, на который можно ответить “да”. Словом, немало чудес таит в себе ореховое царство!

Вместе с тем, по славянским поверьям, гроза и гром, не властные над самим орешником, губительно влияют на его плоды: орехи чернеют, как бы сгорая изнутри, и опадают с веток. Основой этой приметы послужил стародавний миф, что во время грозы Перун обрывает небесные орехи и грызёт их острыми зубами.

В одной польской сказке говорится о чудесной белке, которая, сидя на дереве, грызёт орехи – только не простые: скорлупа у орехов золотая, а зерна – жемчуг. Народная фантазия часто олицетворяла белку с молнией; по-видимому, как обыкновенная белка питается лесными орехами, так и белка-молния грызёт те же самые плоды, растущие на Мировом дереве-туче. Эти небесные орехи, подобно яблокам Древа жизни, блестят как чистое золото и обладают той же силой даровать плодородие.

Лещина широко использовалась в виде оберега от нечистой силы. Палкой из орешника очерчивали вокруг себя магический круг, который нечистая сила не могла переступить. Против порчи колыбель ребёнка обходили с зажжённой ореховой веткой.

Во Франции орехи разбрасывали на свадьбах, в Англии говорили: “Ореховый год – мальчишек приплод”, у кельтов в священных прудах водились мудрые лососи, которые, наевшись орехов с девяти священных деревьев, получили пятнышки на спины (по числу съеденных орехов) и дарили мудрость тем, кто их сварит, но не съест, а обожжётся горячим соком. Скандинавы погоняли коров ореховыми прутами, чтобы лучше доились.
Поляки и хорваты, заприметив, что у их коров убывает молоко, разводили огонь при помощи лесного ореха, полагая, что он притягивает к себе ведьму, отбирающую у коров молоко.

Славяне верили, что орех-двоешка приносит счастье и богатство, и потому берегли его и носили в кошельках, чтобы водились деньги, и на шее, чтобы избежать болезней и всяких бед.

Некоторые сказки указывают на связь ореха с вечными стихиями огня и воды. Сербская сказка упоминает о двух орехах, данных доброму молодцу вещими бабами: когда был разбит один орех – из него потекла река, когда разбили другой – из него вырвалось пламя.

На вере в заветную силу лесного ореха основывались и некоторые славянские обряды. При рождении жеребёнка или ягнёнка домашние старались как можно быстрее поднять его с земли и произносили при этом такие слова: “Пусти Лескову, узмидренову», что значит: “Оставь ореховое, возьми кизиловое”. Этими словами они желали новорождённому поскорее покинуть круг небытия, откуда он появился на свет, и начать расти, быть здоровым, поскольку кизил олицетворял здоровье и крепость. Такие же слова произносила мать ребёнка, который долго не мог научиться ходить, а это означало, что он не завершил свой окончательный переход в этот мир. Эти же слова адресовались иногда тяжело больному человеку.

Широко использовалась лещина и в трудовой, хозяйственной магии. Лещиной подкармливали овец перед первой дойкой. Для того чтобы получить хороший урожай, клали ветки ореха в семена. Ветки орешника подкладывали в девичьи сундуки, чтобы в них “прибывало приданого”. Для девочек изготавливали из дерева лесного ореха веретено, на котором она училась прясть, чтобы её работа “множилась”.

Существует ещё множество легенд и преданий про лещину, но кажется из того, что мы уже узнали, становится понятным: Орешник – очень сильное, но спокойное и миролюбивое дерево. Если суметь с ним договориться, он защитит дом или землю от лихих сил и плохих людей, не допустит несправедливого суда, убережёт от чужого злого умысла, воспрепятствует влиянию злой воли на исход дел. Да, действительно, трудно найти другого такого справедливого, неподкупного, неподвластного никаким эмоциям и влияниям оракула. Но не надейтесь, он не убережёт вас от того зла которое вы сами несёте!

Богиня нечисти у греков

Заставка к окончанию первой части

Вторая часть «Фауста» уже не связана внешней единой сюжетной линией. Её связующая линия выражена внутренней идеей, состоит в разнообразии художественных приёмов. Вот тут-то современному читателю, не владеющему в совершенстве знанием античной культуры, становится довольно сложно ориентироваться в событиях. К счастью, к «Фаусту» составлены многочисленные и солидные комментарии.

Начало второй части «Фауста» переносит читателя (или зрителя) во дворец некоего средневекового германского императора (полагают, что Гёте подразумевал либо императора Максимилиана I, либо короля Людовика XVI). Тут же оказываются Фауст и Мефистофель. С помощью Мефистофеля, Фауст устраивает во дворце фантастическое представление. Из небытия вызывается образ Прекрасной Елены. Фауст очаровывается Прекрасной Еленой. В этом эпизоде обнаруживается интересный нюанс (оттенок). Прекрасную Елену вызывает из потустороннего мира не Мефистофель, а Фауст. Дело в том, что Прекрасная Елена принадлежит к античной мифологической вере, а Мефистофель относится к сатане из христианской веры. Античная вера Мефистофелю не подвластна. Как видим, и в мистических обрядах существует разделение сфер влияния. (Напомню, что громовержец Зевс влюбился в очаровательную Леду, жену царя Спарты Тиндарея. Зевс проник к Леде в обличий Лебедя. Леда снесла яйцо, из которого вылупилась Елена Прекрасная. Елена действительно была столь прелестна, что уже в девятилетнем возрасте была похищена Тезеем. Потом из-за неё вспыхнула Троянская война и так далее. ).

Тем временем Вагнер — ученик Фауста — не терял времени даром. Не без помощи Мефистофеля он создал в колбе искусственного человека — Гомункула. Этот Гомункул, хотя и не вылезал из колбы, но оказался наделённым поразительными умственными способностями. Теперь вся компания -Фауст, Мефистофель и Гомункул в колбе — отправились в мир античных видений. Здесь Гомункул разбивает свою колбу о трон прекрасной Галатеи, стремясь окончательно превратиться в Человека, «доделаться» до человека. (Галатея — как и богиня красоты, Венера, тоже родилась из морских вод в раковине. Имела второе имя — Киприда).

А Фауст скитается в «классической Вальпургиевой ночи», в этакой своеобразной параллели предыдущей «романтической» Вальпургиевой ночи. Если старая Вальпургиева ночь создавалась Гёте на основе народных преданий, то в классической Вальпургиевой ночи действующими лицами становятся мифические образы. Здесь, среди античных видений, Фауст стремиться встретить воплощение красоты — Прекрасную Елену.

Фауст бродит среди грифов, сфинксов, сирен. Он скачет на кентавре — человеко-коне. Он видит нимф. Он встречается с древнегреческими философами. Можно сказать, что похождения Фауста увенчались успехом. Он встретил в этом «классическом» мире Елену Прекрасную. От сожительства Фауста с Прекрасной Еленой появился на свет сын Эвфорион. (Имя Эвфорион является заимствованием. Так звали сына Елены Прекрасной и древнегреческого героя Ахилла -ну, помните такого с выражением «ахиллесова пята», который был весь совершенно неуязвим, кроме пятки, за которую его держала мать, морская богиня Фетида, окуная сыночка в священные воды Стикса. Кроме того, критики считают, что Эвфорион — аллегория личности поэта Байрона). Фаустовский Эвфорион заканчивает жизнь наподобие легендарного Икара: он взмывает в небо и падает вниз. Всё античное внезапно исчезает, в том числе и Прекрасная Елена.

Далее Фауст и Мефистофель опять оказываются у средневекового императора. Император ведёт сражение с группой повстанцев. Положение императора чрезвычайно шаткое. Ещё в прошлую встречу с нашими друзьями, император попал под воздействие колдовских чар Мефистофеля. Особенно непопулярна стала экономическая политика императора, который выпустил массу обесцененных бумажных денег, что привело к инфляции. А инфляция привела к восстанию.

Здесь Фауст выступил в роли командующего императорскими войсками. При помощи Мефистофеля Фауст легко побеждает бунтовщиков. Иного финала быть и не могло. При всей своей прогрессивности взглядов, Гёте не был республиканцем и не мог допустить падения, пусть даже дьявольской, но императорской власти. За услуги трону, император награждает Фауста наделом земли, чисто символическим, узкой полоской полузатопленного морского берега. Но этот шаг императора вызвал неудовольствие архиепископа. Архиепископ прозорливо разгадал, что дело с победой — нечисто, что тут не обошлось без вмешательства нечистой силы. На это император с досадой ответил: «Земель ведь нет ещё. Они в пучине моря». Да, воистину «царский» подарок!

Проходит много-много лет, Фауст снова состарился. Что-то с вечной молодостью не получилось. Наверное, эликсир имел какой-то срок годности. В общем, Фаусту стукнуло сто лет. Он живёт на том самом морском берегу, что ему подарил император, на «морском пустыре», но во дворце «в зелени». Фауста раздражает маяк со звоном колокола и домик супругов-стариков по соседству. Он не находит иного способа справиться с раздражением (скажем, продать землю и уехать в другое место), как при помощи Мефистофеля спалить домик и умертвить стариков. После такого зловещего акта желчь у Фауста успокоилась, и он замыслил построить новый огромный дворец. Стройку, естественно, возглавил Мефистофель с бригадой бесов-лемуров. Работа идёт не шатко, не валко, больше разговоров, чем дела. Да и Фаусту не суждено насладиться спокойной жизнью в прекрасном дворце. Четыре седые женщины — Нехватка, Вина, Забота и Нужда -предвещают скорую кончину Фауста. Забота ослепляет Фауста. Фауст умирает на большом дворе перед недостроенным дворцом. Лемуры-бесы кладут тело во гроб.

Тут с небес появляется Хор ангелов. Мефистофель и Хор ангелов ведут меж собой спор за душу Фауста. Ведь Фауст, будучи живым, добровольно подписал договор о продаже души в обмен на исполнение желаний. Мне кажется, что Мефистофель добросовестно исполнил все пункты договора. Юридически он имеет полное право на фаустову душу. Аргументы Хора ангелов сводятся к общим рассуждениям о благодати и о предназначении добра. В ходе дискуссии Мефистофель малость замешкался и Хор ангелов вмиг вознёсся в небо, прихватив с собой душу Фауста. Мефистофелю остаётся только клясть самого себя за допущенный промах.

Трагедия завершается небесной мистерией кающихся грешниц с блаженными младенцами (намёк на матерей-детоубийц). В этом умиротворении пребывают души Фауста и Маргариты. Вопрос о природе Человека решён в ключе борьбы между силами добра и зла. Человеку свойственно ошибаться и заблуждаться. (Ведь ошибся даже прачеловек Адам, но ведь Бог не уничтожил человеческий род, давши шансы на спасение). Маргарита простила Фаусту убийство брата Валентина. Не покаяние, а прощение Гёте ставит во главу угла своей трагедии. Мы же можем соглашаться или не соглашаться с философскими концепциями Гёте.

Разумеется, столь примитивный пересказ трагедии не может полностью изложить всю глубину философских позиций Гёте. Способом выражения своих взглядов Гёте избрал форму трагедии, в которой реальность перемешивается с вымыслом. В фантастической карусели крутятся религиозные концепции (Божий дух, дьявол — Мефистофель, ангелы), образы античной греческой мифологии (Прекрасная Елена и многие другие) и языческие верования (в сюжетах Вальпургиевой ночи).

В трагедии «Фауст» Гёте применил самые разнообразные формы стихотворного строя. В текст трагедии вкраплены мотивы немецких народных песен, эпиграммы, двусмысленные прибаутки на грани эротики. В античных сюжетах Гёте использовал стихотворные заимствования из древнегреческих драм. Любой перевод трагедии с немецкого языка, конечно, не отражает в полной мере великолепие поэтического слога Гёте. Если сказать коротко, то в фантастических сценах, в монологах и диалогах действующих лиц заключены основные концепции трагедии. Бытовая драма любви Фауста к Маргарите — лишь фон для выражения глубины мыслей великого Иоганна Вольфганга Гёте. Чтобы постичь сии мысли, надо бы всё же внимательно прочитать «Фауста»!

1. Допускается, что реальный чернокнижник Фауст (Фаустус) родился в местечке Зонневедель графства Ангальт. Его родители были бедны, и юный Фауст воспитывался у более состоятельного дядюшки. Он занимался богословием, но его влекли тайные науки. Фауст занялся медициной и астрономией, изучал магические книги. Получил учёную степень доктора медицины. Смерть дяди сделала Фауста наследником значительного имения. Это позволило Фаусту вести весёлый образ жизни, прожигая наследство в кутежах и разгуле. Далее история реального Фауста начинает перемешиваться с легендами. На основе этих легенд поэт Гёте изобразил похождения Фауста в своей трагедии.

Свои магические познания доктор Фауст передал ученику Вагнеру. По преданию, Вагнер сын священники из городка Вассербурга. Полагают, что Вагнер в 1511 году издал одно из сочинений Иоанна Фауста под заглавием: Dr . Johannis Fausti . Magia celeberrima und tabula nigra oder Hollenzwang etc . («Адская магия и чернокнижие, или вызов тёмных сил»). Упоминают ещё одно сочинение Фауста: Dr . Johannis Fausti . Sogenannter schwarzer Mohrenstern («Некая чёрная мавританская звезда»).

Легендарная личность Фауста привлекала к себе внимание во многих европейских странах. В Голландии и в Англии Фауст выступает в легендах под своим именем. В Испании он преобразился в мага Калдерона, в Италии — в дона Джиованни, в Польше — в пана Твардовского.

2. Первый перевод «Фауста» на русский язык сделал в 1838 году Э.И. Губер (в основном, первую часть). Всего же имеется около 40 переводов «Фауста» на русский язык. В двухтомном собрании сочинений И.В. Гёте 1981 году «Фауст» представлен в переводе Б.Л. Пастернака. Не знаю, как переводил Пастернак: с немецкого текста или с подстрочника.

3. По-немецки фамилия «Фауст» ( Faust ) звучит как «кулак». «Легенда о Фаусте» по-немецки звучит как «Ди Фаустзаге» (« Die Faustsage »). Латинизированная форма фамилии «Фаустус» / Faustus / — переводится с латинского языка как «благоприятный».

4. «Гомункул» ( Homunculus ) в переводе с латыни означает «человечек». Так немецкий врач Феофраст Парацельс (1493-1541) назвал искусственного человека, который может быть создан лабораторным путём.

5. Иллюстрации из «Фауста», издание А.А. Каспари, С-Петербург, ок. 1880-1900 годов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector