Богиня плодородия в греческой мифологии

Богиня плодородия в греческой мифологии

Богиня плодородия в греческой мифологии

ДЕМЕ ́ ТРА ( Δη­μῆτηρ ), в гре­че­ской мифо­ло­гии боги­ня пло­до­ро­дия и зем­леде­лия, дочь Кро­но­са и Реи (Hes. Theog. 453), сест­ра и супру­га Зев­са, от кото­ро­го она роди­ла Пер­се­фо­ну (912— 914). Одно из самых почи­тае­мых олим­пий­ских божеств. Древ­нее хто­ни­че­ское про­ис­хож­де­ние Демет­ры засвиде­тель­ст­во­ва­но её име­нем (букв. « зем­ля-мать » ; греч. δα , δη-γῆ , « зем­ля » ). Куль­то­вые обра­ще­ния к Демет­ре: Хлоя ( « зелень » , « посев » ), Кар­по­фо­ра ( « дари­тель­ни­ца пло­дов » ), Фесмо­фо­ра с. 365 ( « зако­но­да­тель­ни­ца » , « устро­и­тель­ни­ца » ), Сито ( « хлеб » , « мука » ) ука­зы­ва­ют на функ­ции Демет­ры как боги­ни пло­до­ро­дия. Она бла­гост­ная к людям боги­ня, пре­крас­но­го обли­ка с воло­са­ми цве­та спе­лой пше­ни­цы, помощ­ни­ца в кре­стьян­ских трудах (Hom. Il. V 499— 501). Она напол­ня­ет амба­ры зем­ледель­ца запа­са­ми (Hes. Opp. 300 след.). К Демет­ре взы­ва­ют, чтобы зёр­на вышли пол­но­вес­ны­ми и чтобы уда­лась пахота (465— 468). Демет­ра научи­ла людей пахо­те и посе­ву, соче­тав­шись в свя­щен­ном бра­ке на три­жды вспа­хан­ном поле ост­ро­ва Крит с крит­ским богом зем­леде­лия Иаси­о­ном, и пло­дом это­го бра­ка был Плу­тос — бог богат­ства и изоби­лия (Hes. Theog. 969— 974). Демет­ра научи­ла Трип­то­ле­ма, сына элев­син­ско­го царя, засе­вать поля пше­ни­цей и обра­ба­ты­вать их. Она пода­ри­ла Трип­то­ле­му колес­ни­цу с кры­ла­ты­ми дра­ко­на­ми и дала зёр­на пше­ни­цы, кото­ры­ми он засе­ял всю зем­лю (Apol­lod. I 5, 2). В мифе о Демет­ре отра­же­на так­же извеч­ная борь­ба жиз­ни и смер­ти. Она рису­ет­ся скор­бя­щей мате­рью, уте­ряв­шей дочь Пер­се­фо­ну, похи­щен­ную Аидом. В Гоме­ров­ском гимне « К Демет­ре » (Hymn. Hom. V) рас­ска­зы­ва­ет­ся о стран­ст­ви­ях и горе боги­ни в поис­ках доче­ри; при­няв образ доб­рой ста­руш­ки, Демет­ра при­хо­дит в сосед­ний с Афи­на­ми Элев­син в дом царя Келея и Мета­ни­ры. Её при­вет­ли­во встре­ча­ют в цар­ской семье и впер­вые после поте­ри доче­ри Демет­ра раз­ве­се­ли­лась от забав­ных шуток слу­жан­ки Ямбы. Она вос­пи­ты­ва­ет цар­ско­го сына Демо­фон­та и, желая сде­лать его бес­смерт­ным, нати­ра­ет маль­чи­ка амбро­си­ей и зака­ля­ет в огне. Но после того как Мета­ни­ра слу­чай­но увиде­ла эти маги­че­ские мани­пу­ля­ции Демет­ры, боги­ня уда­ля­ет­ся, открыв своё имя и при­ка­зав постро­ить в свою честь храм. Имен­но в нём вос­седа­ет печаль­ная боги­ня, горюя по доче­ри. На зем­ле насту­па­ет голод, гиб­нут люди, и Зевс при­ка­зы­ва­ет вер­нуть Пер­се­фо­ну мате­ри. Одна­ко Аид даёт сво­ей супру­ге Пер­се­фоне вку­сить гра­на­то­вое зёр­ныш­ко, чтобы она не забы­ла цар­ство смер­ти. Две тре­ти года дочь про­во­дит с Демет­рой и вся при­ро­да рас­цве­та­ет, пло­до­но­сит и лику­ет; одну треть года Пер­се­фо­на посвя­ща­ет Аиду. Пло­до­ро­дие зем­ли не мыс­лит­ся вне пред­став­ле­ния о неиз­беж­ной смер­ти рас­ти­тель­но­го мира, без кото­рой немыс­ли­мо его воз­рож­де­ние во всей пол­но­те жиз­нен­ных сил. (Гра­на­то­вое зёр­ныш­ко — сим­вол пло­до­ви­то­сти, но вла­дель­цем его явля­ет­ся бог смер­ти.)

Демет­ра — преж­де все­го боги­ня, почи­тав­ша­я­ся зем­ледель­ца­ми, но отнюдь не изне­жен­ной ионий­ской зна­тью. Её повсе­мест­но про­слав­ля­ют на празд­не­стве Фесмофо­рий как устро­и­тель­ни­цу разум­ных зем­ледель­че­ских поряд­ков. Демет­ра отно­сит­ся к чис­лу древ­них жен­ских вели­ких богинь (Гея, Кибе­ла, Вели­кая мать богов, Вла­ды­чи­ца зве­рей), дару­ю­щих пло­до­нос­ную силу зем­ле, живот­ным и людям. Демет­ра почи­та­ет­ся на этом празд­не­стве вме­сте с доче­рью Пер­се­фо­ной, их име­ну­ют « дву­мя боги­ня­ми » и кля­нут­ся име­нем « обе­их богинь » (ср. « Жен­щи­ны на празд­ни­ке Фесмофо­рий » Ари­сто­фа­на). Глав­ное свя­щен­ное место Демет­ры — Элев­син в Атти­ке, где в тече­ние 9 дней меся­ца боэд­ро­ми­о­на (сен­тяб­ря) про­хо­ди­ли Элев­син­ские мисте­рии, сим­во­ли­че­ски пред­став­ляв­шие горе Демет­ры, её стран­ст­вия в поис­ках доче­ри, тай­ную связь меж­ду живым и мёрт­вым миром, физи­че­ское и духов­ное очи­ще­ние; мать и дочь — « обе боги­ни » почи­та­лись сов­мест­но. Ста­рин­ные афин­ские семьи име­ли наслед­ст­вен­ное пра­во уча­стия в элев­син­ских свя­щен­но­дей­ст­ви­ях и пови­но­ва­лись обе­ту мол­ча­ния. Эсхил по тра­ди­ции поль­зо­вал­ся этим пра­вом и даже был изгнан из Афин яко­бы за раз­гла­ше­ние риту­аль­ных фак­тов, извест­ных толь­ко посвя­щён­ным. Элев­син­ские таин­ства, вос­при­ни­мав­ши­е­ся как « стра­сти » Демет­ры, счи­та­ют­ся одним из источ­ни­ков древ­не­гре­че­ской тра­гедии и тем самым сбли­жа­ют­ся с вак­ха­на­ли­я­ми Дио­ни­са. Пав­са­ний опи­сы­ва­ет храм Демет­ры Элев­син­ской в Тель­пу­се (Арка­дия), где рядом сосед­ст­ву­ют мра­мор­ные ста­туи Демет­ры, Пер­се­фо­ны и Дио­ни­са (VIII 25, 3). Руди­мен­ты хто­ни­че­ско­го пло­до­ро­дия ска­зы­ва­ют­ся в куль­те Демет­ры Эри­нии; с ней, пре­вра­тив­шей­ся в кобы­ли­цу, соче­тал­ся Посей­дон в обра­зе жереб­ца. « Гне­ваю­ща­я­ся и мстя­щая » Демет­ра (Эри­ния) омы­ва­ет­ся в реке и, очи­стив­шись, сно­ва ста­но­вит­ся бла­гост­ной боги­ней (VIII 25, 5— 7). В Гер­ми­оне (Коринф) Демет­ра почи­та­лась как Хто­ния ( « зем­ля­ная » ) (II 35, 5) и Тер­ма­сия ( « жар­кая » ), с. 366 покро­ви­тель­ни­ца горя­чих источ­ни­ков (II 34, 6). В Фига­лее (Арка­дия) почи­та­лось древ­нее дере­вян­ное изо­бра­же­ние Демет­ры Мелай­ны ( « Чёр­ной » ) (VIII 5, 8). У Геси­о­да (Opp. 465 след.) Демет­ра « чистая » сосед­ст­ву­ет с Зев­сом « под­зем­ным » , и им обо­им воз­но­сит зем­леде­лец свои моль­бы.

В рим­ской мифо­ло­гии Демет­ре соот­вет­ст­ву­ет Цере­ра.

Лит.: Die­te­rich A., Mut­ter Er­de, 2 Aufl., Lpz.— B., 1913; Al­theim F., Ter­ra ma­ter, Gießen, 1931; Méautis G., Les mys­tè­res d’Eleu­sis, P., 1938; Jung , Ke­ré­nyi K., Ein­füh­rung in das Wesen der Mytho­lo­gie. Gottkindmy­thos. Eleu­si­ni­sche Mys­te­rien, Amst.— Lpz., 1941; Deichgrä­ber K., Eleu­si­ni­sche Fröm­mig­keit und ho­me­ri­sche Vorstel­lungswelt im ho­me­ri­schen De­me­ter­hym­nus, Mainz, [1950]; Ux­kull W. von, Die Eleu­si­ni­schen Mys­te­rien. Ver­such einer Re­konstruk­tion, Bü­din­gen— Get­ten­bach, 1957.

Сре­ди памят­ни­ков антич­но­го изо­бра­зи­тель­но­го искус­ства: « Демет­ра Книд­ская » (ста­туя кру­га Бри­а­к­си­са). Сохра­ни­лись посвя­ти­тель­ные релье­фы, свя­зан­ные с элев­син­ски­ми таин­ства­ми, мно­го­чис­лен­ные терра­ко­то­вые ста­ту­эт­ки Демет­ры, а так­же её изо­бра­же­ния на пом­пей­ских фрес­ках и в рос­пи­сях, обна­ру­жен­ных в Север­ном При­чер­но­мо­рье (т. н. скле­пы Демет­ры в Боль­шой Близ­ни­це и в Кер­чи).

В сред­не­ве­ко­вых книж­ных иллю­ст­ра­ци­ях Демет­ра высту­па­ет в каче­стве покро­ви­тель­ни­цы сель­ских работ и как оли­це­тво­ре­ние лета. В живо­пи­си эпо­хи Воз­рож­де­ния Демет­ра часто изо­бра­жа­ет­ся обна­жён­ной; её атри­бу­ты — коло­сья, пло­ды, серп, ино­гда рог изоби­лия. Вопло­ще­ние обра­за Демет­ры в евро­пей­ском искус­стве 16— 17 вв. было свя­за­но с про­слав­ле­ни­ем даров при­ро­ды (рисун­ки Дж. Ваза­ри и Х. Гол­ци­у­са, кар­ти­ны Я. Йор­дан­са « Жерт­во­при­но­ше­ние Цере­ре » , Рубен­са « Ста­туя Цере­ры » и др.) или с вос­пе­ва­ни­ем радо­стей жиз­ни (кар­ти­ны « Вакх, Вене­ра и Цере­ра » Б. Шпран­ге­ра, Гол­ци­у­са, Рубен­са, Йор­дан­са, Н. Пус­се­на и др.). Осо­бен­но широ­кое рас­про­стра­не­ние полу­ча­ют ста­туи Демет­ры в садо­вой пла­сти­ке барок­ко.

Наи­бо­лее зна­чи­тель­ные про­из­веде­ния евро­пей­ской лите­ра­ту­ры, свя­зан­ные с мифом о Демет­ре, созда­ны в поэ­зии (Ф. Шил­лер, « Элев­син­ский празд­ник » , А. Тен­ни­сон, « Демет­ра и Пер­се­фо­на » ). Сре­ди опер — « Уми­ротво­рён­ная Демет­ра » Н. Йом­мел­ли. См. так­же Пер­се­фо­на.

Богиня плодородия в греческой мифологии

Открытие огня величайшее из открытий людей. Это было по сути первое крупное завоевание людей в борьбе за независимость человека от природы. Освободительную роль огня К. Маркс и Ф. Энгельс расценивали выше, чем освободительную роль паровой машины, которая была изобретена много тысяч лет спустя. Ф. Энгельс писал по этому поводу: «. И несмотря на гигантский освободительный переворот, который совершает в социальном мире паровая машина. не подлежит сомнению, что добывание огня трением превосходит паровую машину по своему всемирно-историческому освободительному действию. Ведь добывание огня трением впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства» * .

* ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 116-117. )

У многих народов — китайцев, индусов, египтян, греков и др. огонь считался одним из основных элементов природы. В VI в. до н. э. греческий философ — диалектик Гераклит Эфесский считал огонь первичным элементом природы. Зарождение и становление жизни рассматривалось им как возгорание яркого пламени, угасание жизни соответствовало угасанию огня и охлаждению пепла после горения. Только огонь обладает способностью превращаться во все другие элементы. Во время смерти Огонь гаснет. «Огонь существует как смерть земли, воздух существует как смерть огня, вода существует как смерть воздуха, земля существует как смерть огня». Гераклит усматривал в огне, несмотря на всю изменчивость его природы, нечто неизменное. Он отмечал способность огня превратить холодное — в теплое, сырое в сухое, твердое — в жидкое, жидкое — в газообразное. Огонь рассматривался в античной медицине как крайнее, всеисцеляющее средство, к которому обращались в случае безрезультатности медикаментозного и хирургического лечения: «что не лечится огнем, то неизлечимо», — гласит один из афоризмов Гиппократа.

Пламя огня стало для человечества символом духовного горения и желания творить, символом готовности к самопожертвованию. Именно такой смысл вкладывался в изображение горящего факела в искусстве. В науке изображение пламени использовалось в качестве символа стремления к свету, к знаниям.

Истоки символов, связанных с изображением горящего пламени, восходят к Древней Греции и культурному наследию античного мира. По мифологии, дочь верховного бога Зевса и богини плодородия и всего живого на земле Деметры богиня Персефона олицетворяла новую жизнь. Когда осенью все живое увядало, это означало, что Аид уводил Персефону в подземное царство, с тем чтобы вернуть ее весной на землю к своей матери богине Деметре и тем самым пробудить новую жизнь в природе. Богиня темноты Лепо родила у подножия горы Кинтос близнецов: Аполлона — бога солнца и Артемиду — богиню луны. Аполлон, ежедневно побеждая темноту ночи, приносил людям желанный свет. Теплые солнечные лучи оживляли природу и давали людям здоровье и силу. Следовательно, пламя горящего факела могло олицетворять исцеляющие лучи Аполлона.

Культ богов дал толчок развитию искусства. Бессмертные творения скульпторов Фидия, Мирона, Поликлета влили новую жизнь в образы богов и людей древности. Мастера древности изображали горящий факел в качестве символа стремления к жизни, свету. Поэтому в античном мире этот символ в основном связывался с изображением богов, владеющих тайнами живой природы и особенно тайной человеческой жизни.

На священном барельефе асклепийона в Афинах, заказанном шестью врачами, имена которых высечены на венках в основании барельефа, центральное место отведено стоящему с посохом Асклепию. Сбоку и сзади от него на ларце сидит Деметра. Левой рукой она делает жест в сторону врачей, которые даны в уменьшенном виде с выражением благодарного трепета на лицах (просители). Сразу же за Деметрой стоит юная стройная Персефона. Грациозным движением она наклоняет большой двойной факел над головой матери в сторону Асклепия. Эти две богини имели прямое отношение к медицине, поэтому-то они и изображены рядом с Асклепием. Деметра — покровительница плодородия — считалась и способствующей деторождению. Поэтому греки почитали ее как богиню зачатия. Женщины взывали к ее помощи при беременности и родах. Естественно, что как покровительнице зачатия и родов ей приписывалась способность исцелять, например излечивать глазные болезни и слепоту, т. е. дарить людям свет. Персефона, согласно мифологии, влияла на смену времен года, на процессы отмирания и оживления в природе, на ее пробуждение вместе с солнечным светом.

Деметра и Персефона

С этим мифологическим толкованием способностей обеих богинь связан их символ — факел, как символ посева и зачатия, произрастания и родов (появления на свет). На различных скульптурных изображениях Деметры и Персефоны факел, как правило, является их атрибутом, и поэтому они часто трудно различимы. Правда, Деметра изображалась чаще всего более зрелой женщиной, а Персефона — юной и грациозной.

В мифологии имена обеих богинь связываются с именем юноши Триптолема, который являлся как бы служителем-посредником между богиней плодородия и людьми. Он изображался с крыльями, то сидящим на троне, украшенном с двух сторон змеями, то — в карете, также украшенной змеями.

Юнона Люцифера. Рельеф с римского форума

Большой интерес представляет барельеф алтаря в Аттике. В цент����е его находятся фигуры Деметры, Персефоны и Триптолема. Но рядом с ним изображена еще одна фигура — Артемиды, богини луны и смерти. О том, что она выступает здесь именно в этой роли, свидетельствуют ее символы: в обеих руках богиня держит опущенные к земле, еще горящие сильным пламенем факелы. В противовес ей Персефона держит в качестве символа жизни горящий факел, направленный вверх. Факел Персефоны приобретает здесь особый смысл, потому что вокруг ручки факела обвивается змея, точно такая же, как на изображениях Асклепия. Скорее всего на барельефе сочетание изображения факела и змеи символизирует исцеляющую способность богини.

Изображение горящего факела, обвитого змеей на почтовом конверте. Венгрия

Артемида — богиня луны и смерти — одновременно считалась образцом женской красоты и изящества и, подобно Деметре, наделялась способностью оказывать помощь женщинам во время родов, а также исцелять. Полагали, что под ее покровительством находятся теплые исцеляющие источники. Примером этого является, правда, единственное известное изображение Артемиды на древнем барельефе, хранящемся в Национальном музее в Афинах. Богиня держит факел, который символизирует то же, что и факел в руках Персефоны и Деметры.

Изображение на греческой монете Асклепия и двух кентавров с факелами

Во многом с культом Артемиды схож культ Гекаты, тоже богини луны, рождения и исцеления, но главным образом ей отводилась роль покровительницы новорожденных детей. Кроме того, ей приписывалась способность излечивать от умопомешательства. На одном из греческих изображений Геката представлена прекрасной богиней с большими яркими факелами.

Медаль в память 200-летия со дня рождения Ф. П. Гааза, СССР

В римской мифологии свет, прорывающийся сквозь тьму, также стал символом рождения и разрешения от бремени. Та же роль, которая в греческой мифологии приписывалась Артемиде, Персефоне и Деметре, в римской мифологии отводилась богине Юноне Луцифер. Ее образ был собирательным. Гораций, например, называл ее Дианой по аналогии с греческой богиней Артемидой, которая являлась покровительницей семейных уз. Диану считали богиней всякого начала, в том числе покровительницей свершения оплодотворения. К ней как к богине любви обращались в своих молитвах беременные и роженицы. Храм этой богини находился в римском Форуме. На барельефе в храме Юнона Луцифера изображена почти в полный рост, являя собой образ совершенной женской красоты. Двумя руками она держит большой, горящий средним пламенем факел — символ света, блеска и благополучия.

Медаль IV Международной конференции по санитарному просвещению

Этот символ имеется и на изображениях Цереры — римской Деметры, считавшейся богиней — покровительницей урожая и зачатия женщин. Поэтому ее называли «матерь божья».

В национальном музее Неаполя на одной из картин Церера изображена как богиня, управляющая природными явлениями, олицетворяя собой саму жизнь.

О том, что и в римском искусстве символом смерти являлся склоненный к земле и еще горящий факел, свидетельствует барельеф из слоновой кости, датируемый приблизительно 400 г. н. э., хранящийся в Париже.

Таким образом, на протяжении античного периода, особенно на его поздней стадии, происходило постепенное отождествление символов — атрибутов богов, наделявшихся исцеляющими способностями: обвитый змеей посох Асклепия и обвитое змеей древко факела Персефоны (Юноны), Деметры (Цереры); горящий факел все четче ассоциировался с символом жизни и здоровья. По представлениям римлян, свет олицетворял собой правду и верность.

До нас дошли скульптурные изображения кентавра Хирона с факелом в руках. Можно предположить, что здесь факел символизировал стремление к знаниям, желание служить этими знаниями людям. Изображение Хирона с факелом имеется на гербах Британской медицинской ассоциации и медицинского факультета университета Западного Берлина.

В канун 200-летия со дня рождения Ф. П. Гааза в СССР была выпущена бронзовая медаль (работы Г. Ф. Федоровой), на оборотной стороне которой изображены рядом горящий факел и посох со змеей, а также написано известное изречение Гааза: «Спешите делать добро!», являющееся основным жизненным принципом «святого доктора» Москвы, как называли его в народе.

В настоящее время горящий факел стал эмблемой санитарного просвещения. Его изображение выбито, например, на медали IV Международной конференции по санитарному просвещению, проходившей в 1959 г. в Дюссельдорфе, т. е. факел стал символом стремления к знаниям.

Памятная медаль IV Международной конференции по санитарному просвещению с изображением горящего факела на фоне земного шара, 1959 г.

Изображение горящего факела, обвитого змеей. Памятная современная медаль. Болгария.

Значение слова деметра

(греч. Demeter ) древнегреческая богиня плодородия и земледелия, сестра Зевса, мать Персефоны, покровительница брака и семьи, жена Посейдона (римск. Нептун), олицетворявшего влагу, без которой невозможно земледелие. В искусстве Деметра изображалась в венке из колосьев и с корзиной плодов. Римляне почитали ее под именем Цереры.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Античный мир. Словарь-справочник

(греч. Demeter )

в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия, дочь Крона и Реи, сестра Зевса и мать Персефоны. Поскольку земледелие было основой оседлой жизни и благосостояния, Д. почитали как одну из главных богинь Олимпа, в ее честь проводились праздники Фесмофории. Наиболее популярным был миф, связанный с похищением дочери Д. Персефоны (Коры) богом подземного мира. В римской мифологии Д. соответствует Церера.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. — 3-е изд. — Мн: Беларусь, 2001)

«земля-мать» — богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, от которого она родила Персефону. Считается, что Д. научила людей пахоте и посеву, сочетавшись на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Исионом. Плодом этого ритуального брака был Плутос — бог богатства и избилия. Широко известен миф о похищении Персефоны богом подземного мира Аидом. Девять дней Д. безуспешно разыскивала дочь, а на десятый узнала от Гелиоса, что Персефону с согласия Зевса похитил Аид. Разгневанная Д. покинула Олимп и в образе старухи стала странствовать по миру. Земля перестала давать урожай, наступил голод, и Зевс приказал Аиду вернуть Персефону матери, но перед расставанием Аид дал Персефоне съесть несколько гранатовых зерен, чтобы она не забывала царство мертвых. С тех пор Персефона две трети года проводила на земле с Д., а треть — с Аидом в подземном царстве. По другому варианту мифа, Д., уйдя с Олимпа, в образе старухи пришла в Элевсин. Жена элевсинского царя Келея Метанира приветливо встретила Д. и взяла ее в няньки к своему сыну Триптолему (вариант: Демофонту). Чтобы отблагодарить царскую семью, Д. решила сделать ребенка бессмертным. Она натирала его амброзией и держала ночью над огнем, но однажды мать увидела сына в пламени, и Д. вынуждена была отказаться от своего намерения. Перед уходом из Элевсина богиня подарила Триптолему колос пшеницы, научила его возделывать землю и велела обучить людей земледелию. Известен миф о том, как Д. превратилась в кобылицу, чтобы избегнуть домогательств Посейдона, но тот превратился в жеребца и породил с ней чудесного говорящего коня Арейона. Д. изображали женщиной, полной сил, сходной с Герой, но с более мягкими чертами лица, в венке из колосьев, с факелом и корзиной плодов. Часто ее изображали вместе с Персефоной, иногда с Триптолемом.

(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)

Греческая богиня плодородия, идентифицируемая с римской Церерой. Она также покровительница материнства. Поиски Деметрой дочери Персефоны (или Коры, т. е. «девы»), похищенной Аидом, описаны Гомером в «Гимне Деметре». Поиски привели ее в Элевсин, где она вновь обрела свою дочь Персефону (Аид согласился отпускать ее на поверхность земли на полгода). В благодарность богиня дала юному сыну царя Триптолему семена пшеницы и повелела ему обучить земледелию людей по всему свету. Эта легенда изображена на известном барельефе 5 в. в Элевсине. Деметру связывали с доэллинскими «Великими таинствами» и ритуалами, представлявшими борьбу и смену жизни и смерти, а также мистическое возрождение через очищение от смерти. Культ Деметры был широко распространен, но особенно ей поклонялись в Аркадии, на Сицилии и Книде.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий

широко почитаемая древнегреческая богиня земледелия и плодородия, согласно легенде, научившая людей земледелию. Мать Персефоны и Плутоса (Плутона) — владыки богатств подземного царства (отождествлялся с Аидом). После похищения своей дочери Аидом, Деметра впала в глубокую скорбь и избегала общества богов. В поисках дочери она блуждала из страны в страну, а в это время на земле прекратился рост растений, который возобновился только тогда, когда Персефона, по просьбе Зевса, была отпущена Аидом. Некоторое время она должна была проводить на Земле, в обществе матери, а потом возвращаться к мужу в мир мертвых. В этом греки видели причину чередования зимы и лета. Когда наступал сев, они устраивали в честь Деметры празднества — Фесмофории, в которых, прежде всего, участвовали женщины. При этом совершались ритуалы, с помощью которых стремились увеличить плодовитость людей, животных и плодородие природы.

Читайте также  Кносский дворец фрески

Словарь по мифологии М. Ладыгина.

Деме́тра — в древнегреческой мифологии богиня плодородия и земледелия, сестра Зевса, «умирающая и воскресающая», а также «культурная» богиня (обучавшая людей земледелию).

Источники:

● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь — М.: Издательство НОУ «Полярная звезда», 2003.

Словарь греческой мифологии

Богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону. Одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Ее имя буквально значит «земля-мать». Культовые обращения к Д.: Хлоя («зелень», «посев»), Карпофора («дарительница плодов»), Фесмофора («законодательница», «устроительница»), Сито («хлеб», «мука»). Она благостная к людям богиня, прекрасного облика, с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах. Она наполняет амбары земледельца запасами. К Д.взывают, чтобы зерна вышли полновесными и чтобы удалась пахота. Д.научила людей пахоте и посеву, сочетавшись в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Иасионом, и плодом этого брака был Плутос — бог богатства и изобилия. Д.научила Триптолема, сына элевсинского царя, засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зерна пшеницы, которыми он засеял всю землю.

Также Д.рисуется скорбящей матерью, утерявшей дочь Персефону, похищенную Аидом. На земле наступает голод, гибнут люди, и Зевс приказывает вернуть Персефону матери. Однако Аид дает своей супруге Персефоне вкусить гранатовое зернышко, чтобы она не забыла царство смерти. Две трети года дочь проводит с Д., и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну треть года Персефона посвящает Аиду.

Главное священное место Д. — Элевсин в Аттике, где в течение 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Д., ее странствия в поисках дочери, тайную связь между живым и мертвым миром, физическое и духовное очищение; мать и дочь — «обе богини» почитались совместно. Старинные афинские семьи имели наследственное право участия в элевсинских священнодействиях и повиновались обету молчания. В других городах также были храмы Д.

Античность от А до Я. Словарь-справочник

в греческой мифологии богиня земледелия и плодородия (от греч. Demeter — корень «мать»). После похищения своей дочери Персефоны богом подземного царства Аидом избегала общества богов. Она блуждала из страны в страну в поисках дочери. До возвращения дочери она прекратила на земле развитие растений. К образу Деметры неоднократно обращались художники и писатели («Гомеровский гимн», гимн Каллимаха. «Элевсинские празднества» Шиллера и др.). Соответствует римской богине Церере.

Словарь духов и богов

в греческой мифологии дочь Крона и Реи, богиня плодородия земли, и охоты и урожая, защитница общественного порядка

Энциклопедический словарь

в греческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия. Дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны. Ей соответствует римская Церера.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(Δημήτηρ) — дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, занимала, как богиня земледелия, гражданского устройства и брака, видное место в греческой мифологии. Миф о ней и о дочери ее Персефоне подробно изложен в одном из так назыв. гомеровских гимнов. Аид с согласия Зевса похищает Персефону; Д. после тщетных поисков узнает об этом от Аполлона. Разгневанная, она покидает Олимп; земля становится неплодородной, и Зевс, чтобы успокоить Д., посылает Гермеса в преисподнюю за Персефоной, которая отныне могла лето проводить у матери, зимой же должна была оставаться в подземном царстве у Аида. Тогда Д. делает землю снова плодородной и возвращается на Олимп, предварительно научив елевзинских правителей Триптолема, Диокла, Евмолпа и Келея приношению жертв и елевзинским таинствам. В особенности Триптолем, ее любимец, был назначен ею для распространения земледелия и ее культа. Елевзин был главным местом культа Д. Миф о Д. и Персефоне, представляющий собой произрастание и умирание полевых растений, посев и жатву, был предметом распространившихся затем во всей Греции елевзинских таинств (см.). В культе Д. было и другое символическое значение: женское плодородие, рожание и воспитание детей, и Д. как богиня брака и семейной жизни особенно почиталась замужними женщинами, праздновавшими в честь ее тесмофории (см). Культ Д. очень древний; по Геродоту, он был еще во времена пелазгов распространен в Фессалии, Беотии, Аттике, Мегаре, Коринфе, оттуда перенесен в Сицилию, Мал. Азию и др. Перевес дорян после переселения их в Пелопоннес был неблагоприятен для мирного культа Д.; его оживило усилившееся влияние ионийского племени. Д. стала предметом почитания во всей Греции, на островах, в Мал. Азии, в Италии (где она была отождествлена с Церерой). В жертву ей приносились быки, коровы, особенно свиньи (вследствие их плодородия), плоды, пчелиные соты; ей были посвящены колосья, мак, фруктовые деревья и т. п. В древнейшее время Д. слыла подземной богиней и во многих местах представлялась в брачном сожительстве с Посейдоном, от которого она родила коня Ариона. Это отношение ее к Посейдону выразилось в древнейшем искусстве; так, Опат изобразил ее для Фигалии с лошадиной головой, с дельфином и голубем в руках. Лишь позднее, особенно со времен Праксителя, искусство изображает ее с мягкими и кроткими чертами лица, иногда с печатью грусти о пропавшей дочери. Она представлялась или стоя, или сидя на троне, с венком из колосьев на голове; в руках ее факел и корзина плодов или колосья и мак. Любимым сюжетом для скульпторов было снаряжение Д. Триптолема в путь для распространения ее культа (колоссальный рельеф в Афинском музее). Ср. Preller, «D. u. Persephone, ein Cyclus mythologischer Untersuchungen» (1837); Förster, «Der Raub u. die Rückkehr der Persephone» (1874).

67,Богиня плодородия Дементра — описываем со всех сторон

В Википедии есть статьи о других людях с именем Деметра.

Деме́тра (др.-греч. Δημήτηρ, также Δηώ, «Мать-земля») — в древнегреческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия. Одна из наиболее почитаемых божеств олимпийского пантеона.

История Деметры

Богиня Деметра была дочерью Реи и Кроноса. Рея и Кронос — боги второго поколения, из так называемых «титанов», рожденных от Урана (Неба) и Геи (Земли). Титаны вступали друг с другом в брак и рождали детей. Рождала детей и Рея от Кроноса. Но Кронос, боявшийся, чтобы царская власть не досталась кому-то другому, пожирал новорожденных, как только младенец попадал к нему на колени. Проглотил Кронос и свою дочь Деметру. Но Рея с помощью родителей — Урана и Геи — смогла обмануть нечестивого отца своих детей и не отдать ему младшего сына Зевса. Рея спрятала новорожденного на Крите, а Кроносу дала завернутый в одеяло камень, который тот проглотил, не заметив обмана.

Когда Зевс вырос, он освободил всех своих братьев и сестер из чрева отца. В благодарность эти боги, среди которых была и Деметра, отдали спасшему их брату «гром вместе с палящей молнией», как сообщает Гесиод. Победив своего отца Кроноса, Зевс оказался правителем над людьми и богами, а Деметра стала одной из его жен и родила ему дочь. Дочь Деметры и Зевса звали Персефона, она была настолько прекрасной, что в нее влюбился дядя, брат Деметры и Зевса, Аид, бог подземного царства мертвых. Похищение Аидом прекрасной Персефоны стало одним из самых трагических событий в судьбе Деметры.

Кроме дочери Персефоны, Деметра имела сына Плутоса, олицетворявшего для древних греков богатство. Как пишет Гесиод, богиня родила его от смертного человека Иасиона-героя, предавшись с ним страстной любви на трижды вспаханном поле. Гомер в «Одиссее» уточняет, что после этого Зевс из ревности умертвил Иасиона, ниспослав на него огненный гром. А про Плутоса пишет Гесиод: «Бродит он, благостный бог, по земле и широкому морю всюду. И кто его встретит, кому попадется он в руки, тот богатеет и много добра наживать начинает». Другой сын Деметры и Иасиона по имени Филомел, наоборот, был беден. По преданию, он купил у своего брата Плутоса двух быков, запряг их в плуг, и стал первым хлебопашцем.

Легенда гласит, что Деметра дала возлюбленному Иасиону, первому из людей, зерна пшеницы. Именно он, с легкой руки богини, научил человечество земледелию. Вероятно, за это более поздние литературные источники причисляют его к божествам плодородия.

В Орфических гимнах Деметра воспевается, как «растящая юность, дарящая счастье, радующаяся многохлопотным трудам, сохраняющая семена, зеленые всходы и жатву». «Смертного люда кормилица, всем ты мила и желанна», — говорит о Деметре древний поэт.

Но Апулей наделяет Деметру, она же Церера, другими чертами. Встретив Психею, которую ищет разгневанная Венера-Афродита, Церера-Деметра отказывается помочь беглянке. Напрасно Психея умоляет ее, заклиная «десницей плодоносной, радостными жатвы обрядами, сокровенными тайнами корзин», Церера непреклонна. Признавшись, что жалеет Психею, она в то же время говорит, что не намерена ради нее портить отношения с Венерой, и предлагает радоваться тому, что не взяла ее под стражу, а оставила на свободе.

Главным же сюжетом, который лег в основу всех мифов о богине плодородия Деметре, стало похищение Аидом, богом царства мертвых, ее любимой дочери — Персефоны.

Кто такая Деметра?

Деметра — это Мать-Земля. В разных культах можно встретить другое имя Деметры – Великая Мать. Образ богини охватывает все живое. Ее тело – это дом человека, ни больше, ни меньше она сама планета Земля. Богиня-мать была рождена могучими титанами Кроносом и Реей. Ее брат — громовержец Зевс, возжелавший и соблазнивший ее в обличье быка. Любимое дитя – дочь Персефона, из-за которой пролито немало слез скорбящей богини.

Деметра известна и под другими именами, дополняющими ее прекрасный образ:

  • Хтония – подземная;
  • Церера (латинское имя);
  • Дева (в виде созвездия);
  • Ахея – скорбящая;
  • Сито – хлебодарная;
  • Фурия;
  • Фесмофора – законодательница и покровительница законных браков;
  • Эриния – мстительная.

Культ Деметры был распространен среди земледельцев. Она научила людей пахотному и посевному труду. В произведении древнегреческого поэта Гесиода «Работы земледельца», есть стихотворение-наставление, о том, как важно почитать богиню. Поэт повествует, что прежде чем кинуть зерна в землю надо помолиться пречистой Деметре и весь круг работ земледельных: начиная от прикосновения к ручке плуга и запрягания волов до сбора пышных, налитых зрелостью колосьев чтить Великую Мать во всем ее великолепии.

Эпитеты Деметры

  • Анфея — имя богинь — эпитет Деметры как матери Евбулея.
  • Ахея (Ахена) — «Скорбящая» — эпитет Деметры.
  • Геркинна — эпитет Деметры.
  • Гермиона — имя Деметры и Персефоны в Сиракузах.
  • Део («Део конеродная») — имя Деметры в пророчестве Пифии аркадянам.
  • Деоида — Деметра либо её дочь, соблазнённая Зевсом в облике змеи.
  • Европа («Широкоглядящая») — эпитет Деметры, святилище в Лебадии. Была кормилицей Трофония.
  • Иул — демон снопа, почитавшийся в гимнах. Была Деметра Иуло.
  • Каллигения — эпитет Деметры.
  • Карпофора (дарительница плодов).
  • Мелена (Мелайна) — см. Деспина.
  • Просимна — эпитет Деметры.
  • Сито — «Хлебодарная» — эпитет Деметры, её статуя в Сицилии. В микенских текстах упомянута si-to-po-ti-ni-ja (Сито Потния, «Владычица Хлеба»). См. также.
  • Фесмофора («Законодательница/Закононосительница», «устроительница») — эпитет Деметры, как научившая людей земледелию, что послужило их переходу к оседлому образу жизни и появлению с этим новых порядков. Храм Деметры Фесмофоры и Коры в деме Галимунт. Храм Деметры Фесмофоры в Мегарах. Также есть божество Фесмодотейра.
  • Фурия (Турия) — эпитет Деметры.
  • Хлоя («Зеленеющая») — эпитет Деметры.
  • Хтония — эпитет Деметры в Гермионе, ежегодные празднества, приносят в жертву четырёх коров. В Спарте её культ основан Орфеем.
  • Эннея — эпитет Деметры. От места похищения Персефоны.
  • Эриния («Мстящая») — эпитет Деметры в Фельпусе (Аркадия). Есть рассказ, что Посейдон преследовал Деметру, она превратилась в кобылу и паслась вместе с кобылами Онкия, но Посейдон уподобился жеребцу и овладел ею. Деметра омылась в Ладоне, и её называют Лусия (Омывшаяся). Деметра родила дочь, чьё имя нельзя разглашать непосвящённым, и коня Ариона.

Символ Деметры

Древнегреческая богиня Деметра изображалась прекрасной женщиной с мягкими чертами лица, с волосами цвета пшеницы и в свободно спадающей тунике. Голова богини окружена сияющим нимбом. Известен и другой облик Деметры скорбящей: зрелая изнеможденная женщина в черном одеянии с накинутым на голову капюшоном. Атрибуты и символы Матери-Земли:

  • корзина со спелыми колосьями, венок из них на голове – символ плодородия;
  • горящий факел, зажженный от вулкана Этна – символ поиска дочери;
  • свинья – животное, благодаря своей плодовитости посвященное богине;
  • мак — цветок Деметры, с помощью которого она вылечила сына Келея от затяжной бессонницы.

Богиня Деметра в греческой мифологии

Взаимоотношения богини с другими не менее важными обитателями Олимпа строятся в основном вокруг центрального мифа, где богиня плодородия Деметра не смиряется с потерей дочери и бросает вызов всем богам. Она – та, которая может превратить цветущую и прекрасную землю в безжизненную пустыню. И боги, видя ее жесткую позицию, идут на компромисс, ведь она никто иная, как Великая Мать.

Миф о Деметре и Персефоне

Деметра и Персефона (Кора) — любящие и очень привязанные друг к другу мать и дочь проводят много времени вместе, они родственные души. Случилось так, что Аид (Гадес) увидел повзрослевшую Персефону и влюбился. Отправившись к Зевсу Аид стал просить руки его дочери, на что дипломатичный Зевс не ответил ни «да» ни «нет». Коварный бог подземного царства воспринял это как сигнал к действию и решил похитить Кору.

Кора вместе с Артемидой и Афиной резвилась на лугу и склонялась над каждым благоухающим цветком изучая их аромат, почувствовав нежный запах незнакомого растения Персефона отдалилась от других богинь, чтобы сорвать чудо-цветок нарцисс, который был выращен Геей (богиней земли), специально для цели похищения Персефоны Аидом. Земля разверзлась и из нее ужасный Гадес на черной колеснице похитил кричащую о помощи богиню. Никто не видел похищения, кроме бога солнца Гелиоса. Мать поспешившая на крики дочери не нашла ее.

Девять дней обезумевшая от горя Деметра искала свою дочь. Вся природа поникла, виноградники и все всходы засохли. Гелиос сжалился над скорбящей матерью и рассказал о договоре Аида и Зевса. Деметра в ярости отправилась к брату и потребовала вернуть дочь или больше не будет земля цветущей, а люди умрут с голода. Боги посовещались и заключили новый договор, зиму Кора проводит с Аидом, а все оставшееся время с матерью. Так произошло счастливое воссоединение. Но наступает зима, и Деметра снова скорбит в разлуке с дочерью до самой весны.

Деметра и Гера

Греческая богиня Деметра является сестрой Геры, супруги Зевса и Гестии – богини-девственницы. Про взаимоотношения сестер не осталось каких-либо сведений и источников, но зная жгучую ревность Геры, можно предположить, что отношения не были простыми. Сестер объединяет то, что на долю каждой из них выпало немало испытаний и потерь. Деметра разлучилась с дочерью, Гера несчастлива в браке. Во всех их перипетиях судьбы виноват Зевс – муж, брат, отец детей в одном лице.

Деметра и Дионис

Дионис, бог виноградарства, виноделия и плодородия (более древняя его форма Дионис-Загрей), в эллинистический период стал отождествляться с Иакхом или Вакхом, сыном Деметры (в некоторых источниках ее супругом). Богиня плодородия Деметра на радостях, что ее дочь вернулась из подземного царства, научила жителей города Элевсин, где она предавалась скорби земледелию. Так, в честь богини возникли Элевсинские мистерии, к которым затем присоединился и культ Диониса. Изображение божественного ребенка Диониса, как посредника между богиней и людьми несли во главе процессии.

Деметра и Аид

Аид – бог страны мертвых приходится братом Деметре. Печальная участь постигает не только земных женщин, но и богинь. Оба брата Деметры – Аид и Зевс оказались жестокосердны и несправедливы к сестре. И в отместку за это Эриния – «мстящая» Деметра превращает наземный мир в подобие подземного царства. Земля становится такой же серой и засохшей, как обитель Аида. Про Деметру в горе никто не подумал и плачевный результат не заставил себя ждать. Брат и уже по совместительству зять богини вынужден был отпустить Персефону к матери до снежного покрова. Баланс в природе был восстановлен.

Почитание

В античных Афинах: 6 таргелиона приносилось жертвоприношение Деметре Хлое.

Когда наступало время сева (в аттическом месяце Пианопсионе), древние греки устраивали в честь Деметры празднества Фесмофории, в которых участвовали главным образом женщины.

В литературе и искусстве

В искусстве древних Деметра изображалась в двух ипостасях: как благостная людям богиня в виде юной девушки в венке из колосьев, и как несчастная, скорбящая мать, разыскивающая свою похищенную Аидом дочь, — в облике зрелой женщины в покрывале.

Ей посвящены V и XIII гимны Гомера, VI гимн Каллимаха, XL орфический гимн. Упомянута в гомеровской «Одиссее» (V 125). Была пьеса Аристия «Деметра».

Богиня плодородия в мифологии разных народов

В древности наши предки верили в существование высших сил, которые управляют стихиями, природой, урожайностью и прочими жизненными явлениями. Придав этим силам человеческий облик и дав им имена, люди старались умилостивить богов, чтобы те были к ним благосклонны.

Богиня плодородия

Поскольку тогда все жили за счет земледелия, а результат их работы полностью зависел от погодных условий и «милости богов», древние люди часто обращались к небесным и подземным божествам с молитвами и дарами, чтобы те, в свою очередь, сжалились над смертными и дали им богатый урожай. Именно на это направляла свои силы богиня плодородия.

У каждого народа поначалу были свои богини, но в дальнейшем большое влияние на многих оказала греческая религия. Переплетая различные религии и легенды, люди стали отождествлять своих идолов с греческими, создавая новые мифы, подставляя свои имена под аналоги греческих, этрусских и других божеств. Так, у славян богиня плодородия, весны, жизни и рождения звалась Живой. Она управляла животворящими силами природы, весенними водами, молодыми побегами, а также покровительствовала юным девам и молодым женам.

Богиня плодородия и земледелия

У греков богиня плодородия и земледелия называлась Деметрой, что в переводе означает «мать-земля». В ритуалах её называли разными именами, такими как Хлоя (посев, листва), Карпофора (плодоносная) и пр. Деметра являлась великой женской богиней, которая дарила плодоносную силу людям, животным и земле. Считалось, что она любила людей, помогала им в работе, учила посеву и пахоте, заполняла запасами их амбары.

Церера – это римская богиня плодородия, которая соответствует Деметре. Она отвечает за произрастание злаков, производительные силы земли и Подземный мир. Церера руководит сменой времён года и последовательностью земледельческих работ, является хранительницей деревень, их жителей и урожая. Кроме того, она ещё и богиня брака и материнства. В целом, образ Цереры можно назвать собирательным, так как из-за изобретательности и покровительства законам она может сравниться с богинями Уни и Минервой, защитницами царской власти и ремёсел.

Римская богиня плодородия

Аккадская мифология выделяет в качестве главного женского божества Иштар. Это богиня плодородия, войны, плотской любви олицетворяет собой планету Венера. Без неё на земле исчезает любовь, растительная и животная жизнь. Иштар в западносемитской мифологии отображает Астарту, а в шумерской её называют Инанна.

Древний Египет почитал Исиду, которая была воплощением верности, материнства, плодородия, владычицей стихий ветра и воды. Её изображали в виде женщины с коровьими рогами на голове.

Как видно, все упомянутые богини обладают чертами Великой Матери, и поэтому найти первоисточник верования и понять причину культовых различий непросто. Однако можно с уверенностью сказать, что богиня плодородия почиталась у всех народностей, в её честь проводились праздники и ритуалы с жертвоприношениями, зодчими для неё воздвигались храмы, а скульпторами создавались прекрасные статуи — шедевры искусства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector