Богиня правды в греции

Богиня правды в греции

Богиня справедливости в древнем Египте : имя, описание, характер

Прежде, чем люди обрели законы, которые стоят на страже существующих общественных отношений, они руководствовались обычаями, принятыми сообществами неписаными нормами и установлениями.
Из каждодневной жизненной практики рождались этические категории: добра и зла, правды, справедливости – и неправды, несправедливости. Им придавалась сила неписаного закона, ими руководствовались, одобряя человека и его действия или же их осуждая.В конечном итоге, вместе с осмыслением окружающего мира и себя в этом мире, люди воображением своим создают мир богов и божеств, среди которых находится место и обожествленным этическим категориям.Появляются и божества, ответственные за поддержания правды и справедливости среди людей. В Греции гомеровских времен хранительницей справедливости и правды станет Дике (или же Дика).

В древнем Египте, ею станет Маат.

Богиня справедливости в Древнем Египте. Наименования

Фото с сайта www.symbolarium.ru

Фото с сайта www.symbolarium.ru

В памятниках древнеегипетской цивилизации Маат имеет и другие наименования. Она упоминается еще и как:

  • Ма’ат
  • Маа
  • Маэт
  • Мат
  • Мау

Такое разночтение обусловлено не столько действительными различиями локальных вариантов божества, сколько условностями современного «озвучивания» иероглифов.

Атрибутика Маат

Атрибутика Маат теснейшим образом сочетается с ее символикой. Маат обычно изображали:

  • со страусиным пером в прическе. Которое на суде Осириса она возлагала на чашу весов;
  • со скипетром в одной руке и символом «жизни» – в другой;
  • восседающей на плоском, со скошенной одной стороной песчаном предвечном холме;
  • в виде статуэтки, воплощавшей в себе принцип порядка, гармонии, правды, справедливости, закона, правосудия.

Священными насекомыми богини считались пчелы, родившиеся из слез бога Ра, культовое значение имели также мед и, особенно, воск, из которого часто изготовлялись статуэтки богини.

Происхождение богини правды в Египте

Фото с сайта samlib.ru

Фото с сайта samlib.ru

Дочь бога Ра, Маат рождается вместе с творимым из предвечного хаоса миром, вносит в него гармонию и порядок. Отсюда – часто встречающееся название богини: «Глаз Ра» или же «Дочь Ра». Она стоит в Небесной Ладье солнечного бога вместе с Тотом, когда Ра впервые появляется над водами предвечного хаоса Нуна.

Впоследствии Маат является супругой (или же двойником, женской копией) Тота, иногда – Птаха. Разночтения тут, впрочем, лишь кажущиеся: супруг Маат, бог Египта Тот в теологических и мифологических представлениях древних обитателей долины Нила является лишь воплощением ума Птаха, его разума.

Иногда встречаются отождествления ее и с другими древнейшими богинями Египта: Исидой и Тефнут.
Но обычно она понимается как богиня правды и справедливости, гармонии и порядка среди людей, и миропорядка – во вселенной. В этом она противостоит богини лжи и неправды, беспорядка и первозданного хаоса Исефет.

Маат – древнеегипетская богиня гармонии и порядка

Устанавливая равновесие и гармонию в созданном Ра мире богов и людей, богиня Маат в Древнем Египте превращается в основу представлений о космосе. Она вносит в него божественный, предначертанный высшей силой закон и порядок. В соответствии с этими законами движутся по небесному своду светила, в соответствии с ними сменяют друг друга времена года, разливается Нил.На основании принципов Маат поддерживается не только порядок и гармония во Вселенной, но и взаимоотношения между людьми и богами, сплоченность людских сообществ.Пока среди людей существовала правда и справедливость, Маат, вместе с другими богами, пребывала среди них. Когда же в мире земном восторжествовало неправда, богиня вознеслась вместе с Ра на небо, и следит за делами земными уже оттуда.

После передачи власти над людьми фараонам, – живым воплощениям Гора, – Маат утверждает гармонию и порядок среди людей через посредство царской власти. И царь, и простые смертные в одинаковой мере ответственны перед Маат за справедливость своих деяний. Они вообще живут для Маат, в Маат и благодаря Маат.Особенно высока ответственность перед богиней истины, справедливости и правосудия у царя.

Маат и царская власть

KC9cp_croper_ru

Унаследовав от богов власть на земле, фараон искореняет Исефет – неправду и несправедливость, хаос и беспорядок. Принципы Маат, при этом, он утверждает всеми доступными ему способами:

  • победоносными войнами он распространяет их по долине Нила и за ее пределами;
  • поддержанием личного благочестия;
  • посредством действий ритуального характера.

Ритуалы, как это и вообще характерно было для египетской религии, сложны и многочисленны. Некоторые из них засвидетельствованы на росписях гробниц и на других, дошедших до наших дней, изображениях.

На них, утверждая принципы Маат, фараон:

  • избивает своей булавой жителей окрестных земель, утверждая тем самым принципы Маат в качестве основы всего мироздания;
  • сетью ловит гнездящихся в топях дельты Нила птиц, символизирующих Исефет – покровительницу всемирного хаоса, зла и лжи.

Один из ритуалов исполняется с использованием статуэтки богини, наделенной частичкой ее силы, заменяющей в культе само божество. Царь совершает церемониал, во время которого устанавливается непосредственная связь между ним и богиней, между царствованием его, его предшественников и будущих преемников. Он сам становится воплощением принципов Маат, каждодневно утверждая порядок и гармонию в мире богов и людей.

Эту связь царя с Маат, которая возлюбили его, возникает еще во времена первых династий Древнего царства, и неизменно будет сопутствовать власти фараонов в течение всех последующих столетий и даже тысячелетий египетской истории. Даже будущий фараон-реформатор Аменхотеп IV, известный более как Эхнатон, в одной из надписей назван таким, что живет за принципами Маат.

Во времена же Тутанхамона, когда начинается религиозная реакция после реформ его предшественника и предполагаемого отца, восстановительная деятельность осуществляется при неизменных апелляциях к Маат: «Я, – провозглашает в своих надписях юный фараон, – вновь возвел разрушенные памятники в вечности и бесконечности, уничтожил ложь по всей стране. Я утвердил Истину, и ложь для земли сделал мерзостию, как и было это в начале всех времен».

Но не только царь связан властью своею с Маат. Первый сановник государства, чати, также осуществляет свои полномочия от имени Маат и утверждая ее принципы как богини справедливости в Древнем Египте. Он – «жрец Маат» м, в то же время, верховный судья.

Золотая статуэтка богини или ее образ, который носили на груди, – непременный атрибут и самого чати, и всех судей в Древнем Египте: богиня и незримо, и зримо (в этом образе) присутствует при отправлении правосудия, следя за его чистотой и справедливостью.

Наивысшим же проявлением судебных функций Маат является ее участие в суде Осириса.

Маат и суд Осириса

Фото с сайта piramidavorever.ru

Фото с сайта piramidavorever.ru

Богиня правды в Древнем Египте, Маат играла заметную роль в загробном суде Осириса. Более того, она – одно из важнейших его действующих лиц. После кончины и царь, и простой египтянин представали перед 42 судьями. Эти судьи выстраивались вдоль стен Зала, госпожой которого была Маат в двух своих ипостасях – Маат Юга и Маат Севера, мира земного и мира загробного. Стены зала украшались символами богини – страусиными перьями.

Сердце умершего взвешивается на весах, и противовесом ему служит страусиное перо или же статуэтка богини. Она не судит. Она – критерий истины, сама эта истина. Может быть, она и является этими, установленными перед престолом Осириса, весами (см. изображение на папирусе загробного суда Осириса из Метрополитен-музея, США).

Весы держат шакалоголовый бог Анубис, а окончательный вердикт провозглашает Тот. В случае вердикта обвинительного, если сердце отягчено ложью и неправдами, крокодилоголовый лев, Амту, пожирал его. Если же в сердце умершего пребывала Маат, если был он чист и безгрешен, – возрождаться ему к новой, духовной жизни на полях иару, египетского рая.

Культ Маат и ее храмы

Некоторую загадку для египтологов представляет отсутствие сколько-нибудь значимых храмов, посвященных богине. Сегодня известны только небольшие святилища возле Карнака и Фив, в которых, очевидно, на регулярной основе отправлялся культ Маат.Очевидно, в создании храмов более масштабных египтяне просто не видели специальной надобности: богиня правды в Древнем Египте пребывает не столько в храмах, сколько в сердцах людей.

Сегодня часто сравнивают Маат, – богиню, утверждающую этические нормы справедливости и правопорядка, космической гармонии и общего закона для мира богов и людей, – с великим законом дао в Китае, или же логосом в философских системах Древней Греции.Справедливости ради, однако, следует отметить, что египетская богиня справедливости утверждает свое верховенство в цивилизации, которая отстоит от цивилизации китайской на тысячи километров, а от античной греческой – на целые сотни и тысячи лет.

Дочь солнечного бога Ра, супруга Тота или Птаха, покровительница пчел, хранительница и охранительница правды и справедливости, Маат сквозь толщу веков устремляет свои взгляды вперед, в будущее. Иногда даже находит в нем своих поклонников и апологетов, в мистериях которых новые поколения пытаются отыскать для себя решения вечных вопросов устроения общества на основе принципов правды и справедливости.

Мифы Древней Греции. Олимп

Мифы Древней Греции. Олимп

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов. Три прекрасные Оры охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом широко раскинулось голубое, бездонное небо, и льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далекую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.
Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, божественно прекрасное лицо Зевса. У трона его — богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса крылатая богиня победы Никэ. Вот входит прекрасная, величественная богиня Гера, жена Зевса. Зевс чтит свою жену: почетом окружают Геру, покровительницу брака, все боги Олимпа. Когда, блистая своей красотой, в пышном наряде, великая Гера входит в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса. А она, гордая своим могуществом, идет к золотому трону и садится рядом с царем богов и людей — Зевсом. Около трона Геры стоит ее посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида, всегда готовая быстро нестись на радужных крыльях исполнять повеления Геры в самые дальние края земли.
Пируют боги. Дочь Зевса, юная Геба, и сын царя Трои, Ганимед, любимец Зевса, получивший от него бессмертие, подносят им амврозию и нектар — пищу и напиток богов. Прекрасные хариты и музы услаждают их пением и танцами. Взявшись за руки, водят они хороводы, а боги любуются их легкими движениями и дивной, вечно юной красотой. Веселее становится пир олимпийцев. На этих пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей.
С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть — все в его руках. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом — зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей — удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп.
Не один Зевс хранит законы. У его трона стоит хранящая законы богиня Фемида. Она созывает, по повелению громовержца, собрания богов на светлом Олимпе народные собрания на земле, наблюдая, чтобы не нарушился порядок и закон. На Олимпе и дочь Зевса, богиня Дикэ, наблюдающая за правосудием. Строго карает Зевс неправедных судей, когда Дикэ доносит ему, что не соблюдают они законов, данных Зевсом. Богиня Дикэ — защитница правды и враг обмана.
Зевс хранит порядок и правду в мире и посылает людям счастье и горе. Но хотя посылает людям счастье и несчастье Зевс, все же судьбу людей определяют неумолимые богини судьбы — мойры, живущие на светлом Олимпе. Судьба самого Зевса в их руках. Властвует рок над смертными и над богами. Никому не уйти от велений неумолимого рока. Нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предназначено богам и смертным. Лишь смиренно склониться можно перед роком и подчиниться ему. Одни мойры знают веления рока. Мойра Клото прядет жизненную нить человека, определяя срок его жизни. Оборвется нить, и кончится жизнь. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Никто не в силах изменить определенной мойрами судьбы, так как третья мойра, Атропос, все, что назначили в жизни человеку ее сестры, заносит в длинный свиток, а что занесено в свиток судьбы, то неизбежно. Неумолимы великие, суровые мойры.
Есть и еще на Олимпе богиня судьбы — это богиня Тюхэ, богиня счастья а благоденствия. Из рога изобилия, рога божественной козы Амалфеи, молоком которой был вскормлен сам Зевс, сошлет она дары людям, и счастлив тот человек, который встретит на своем жизненном пути богиню счастья Тюхэ; но как редко это бывает, и как несчастлив тот человек, от которого отвернется богиня Тюхэ, только что дававшая ему свои дары! Так царит окруженный сонмом светлых богов на Олимпе великий царь людей и богов Зевс, охраняя порядок и правду во всем мире.

Богиня правды в греции

фото Фемиды

Фемида (Θέμιδα) в греческой мифологии является богиней естественного порядка, нравственного порядка и богиней пророчества.

Дар пророчества Фимида унаследовала от своей матери, Геи, которая была титанидой и участвовала в создании мира. Отцом Фемиды был титан, бог неба Уранос, согласно древней мифологии, являлся богом первого поколения на Земле.

Древние греки почитали богиню порядка и справедливости. От неё зависел баланс мира и порядок вещей на земле. Они дали ей имя Фемида, что означало, что всё что она говорит было правдой, так как ее слова уважали боги и люди. Фемида представляла закон и наказывала всех, кто совершил правонарушение и нарушал верховенство закона.

Фемида присутствовала при рождении Зевса и вместе с Амалтией (козой, вскормившая Зевса-младенца) поднимали его. Когда Зевс вырос, Фемида вышла за него замуж и жила с ним на Олимпе.

Зевс доверял решению Фемиды и всегда следовал ее совету. Вместе они издавали приказы и принимали праведные решения. Роль Фемиды на Олимпе была очень важна, она оказывала большое влияние на олимпийских богов, имела право выступать от имени Зевса. Легенда гласит, что Зевс победил гигантов под руководством Фемиды и что он спровоцировал вспышку Троянской войны, чтобы сократить население известного тогда мира. Справедливость и судебное разбирательство преследуют преступление. Царство в это время являлось гарантией стабильных правил для смертных и богов.

Древние греки изображали богиню с повязкой на глазах, что подчеркивало её беспристрастность и объективность, подразумевая, что справедливость «слепа».

В левой руке Фемида держит весы, обозначающие равновесие добра и зла, вины и невиновности, в правой руке богиня держит меч — символ справедливого наказания.

У Зевса и Фемиды было много дочерей, они тоже внесли свой вклад в поддержание порядка: оры, которые контролировали сезонность на земле с типичным для их точным вращением, мойры — они вели нить людской жизни.

Популярные статьи

Персей. Греческая мифология

Однажды царю Аргоса оракул предсказал, что он будет убит своим внуком. У Акрисия (так звали царя) была дочь Даная и чтобы помешать пророчеству стать реальностью, он построил подземную комнату со стенами из бронзы и там закрыл Данаю.

Скиатос. Греческие острова (видео)

Скиатос (Σκιάθος) — греческий остров в Эгейском море, принадлежащий к архипелагу Северные Спорады. Он является космополитическим островом, при этом сохраняет свою самобытность. Здесь хорошо развита туристическая инфраструктура, бурлит ночная жизнь. В тоже время, Скиатос идеально подходит для спокойного отдыха.

В Греции находится одна из крупнейших речных пещер в мире

Одна из самых важных туристических достопримечательностей северной Греции — это пещера реки Ангитис, которая является самой большой речной пещерой в мире.

Пещера Ангитис расположена на расстоянии 25 км от города Драма, в общей сложности она простирается на более чем на 21 километр.

Остров Тасос, Греция. Отдых, пляжи, что посмотреть на острове

Остров, утопающий в зелени, сочетающий горы и море, окруженный мечтательными пляжами, называется Тасос. Он покорит вас своим очарованием, не зря его называют изумрудом Эгейского моря.

История макияжа и косметики в Древней Греции

Макияж — это использование косметики для придания лицу выразительности и красоты или скрытие имеющихся недостатков. Для этого применяют помаду для губ, румяна для щек, тени для век, карандаш для бровей, подводка для глаз и т. д.

С помощью декоративной косметики происходит зрительная коррекция форм лица, подчёркивается его привлекательность и красота.

Семнадцатый Арбитражный апелляционный суд

Согласно академической историографии, юриспруденция появилась еще во времена античности. Уже в пантеоне богов древней Эллады присутствовала богиня правосудия Темис (Фемида), богиня правды и справедливости Дике, богиня благозакония Эвномия, богиня мщения Немезис (Немезида).

Предшественниками юристов были софисты Древней Греции. Однако их нельзя назвать юристами в полном смысле слова: софисты, владевшие искусством красноречия, лишь помогали гражданам подготовиться к выступлению в суде при защите своих интересов. Право Древней Греции не знало института представительства, поэтому в суде каждый должен был отстаивать свои интересы лично. Исходя из этого, софисты давали «юридическую консультацию» — что и как следует говорить в суде, каким образом можно отстоять свою правоту, выстроив логическую цепочку из доказательств.

Первых профессиональных юристов (специалистов, обеспечивающих функционирование правовой системы) дал Древний Рим и его Коллегия понтификов — высший жреческий институт царского и республиканского периода. В Коллегии понтификов сосредоточивалось знание и хранение сакрального права, вырабатывались правила его толкования и велись записи юридических прецедентов. Кроме того, там давались компетентные юридические советы, как по отправлению религиозных культов, так и по «земным» делам различного рода.

Источниками права являлись сложившиеся обычаи, а посвященными в право были исключительно патриции — высшее сословие из коренных жителей Рима.

В III в. до н.э. к праву были допущены люди простого происхождения (плебеи), а главный понтифик стал давать консультации всем желающим. Таким образом, юриспруденция ступила на новый виток развития и стала существовать как светское — отделенное от религии — знание.

Деятельность юристов имела колоссальное значение для римского государства и права, и оказала решающее влияние на развитие права в последующие эпохи. К юристам обращались за помощью при заключении сделок, при наличии каких-либо правовых сомнений, для составления исков и получения советов о том, как вести дело в суде. Тогда юристы в качестве представителей в судах практически не выступали.

Следующий этап в развитии юриспруденции в Риме произошел вследствие того, что императоры стали возводить наиболее опытных юристов в особый ранг. Их мнение становится обязательным для судьи по конкретному рассматриваемому им делу. Мнение таких юристов стало оказывать огромное влияние на практику правоприменения при рассмотрении схожих дел.

Именно в это время начинается оформление юриспруденции как науки. Было написано значительное количество комментариев на случаи из практики, кратких систематических учебников, монографических исследований. Первым в мире учебником правоведения принято считать «Институции» Гая.

Юристы, занявшие в эпоху республики видное положение в общественной жизни, в период империи приобретают еще большее значение. Карьера государственного служащего потеряла свою прежнюю привлекательность, на почетное место выдвинулись точные науки, юриспруденция и философия.

Юриспруденции стала средством достижения высших ступеней на императорской службе — юристы были необходимы императорам в качестве членов Консилиума. Так в развитии юриспруденции наступает период, который сегодня принято называть классическим.

Читайте также  Правила олимпийских игр в древней греции

Престиж адвоката был столь велик, что даже после падения Римской империи в V в. профессия юриста продолжала оставаться одной из самых уважаемых. На юридических факультетах средневековых университетов искусство составления судебных речей изучалось именно на примере выступлений знаменитых античных юристов.

В плане популярности профессии юриста наследницей Рима в полной мере стала Англия. Поскольку в этой стране была чрезвычайно запутанной система землевладения, то при желании можно было оспаривать в суде права владения любого человека за исключением короля. Историки полагают, что так называемые «Войны Роз», длившиеся более 30 лет (1455-1492) и стоившие жизни не одному королю, были вызваны именно бесконечными земельными спорами в среде провинциального дворянства. В XV в. каждый уважающий себя состоятельный человек пользовался услугами собственного юриста, которому платил немалые деньги.

В России юриспруденция как наука возникла в XVIII в. Быть юристом в то время означало быть практиком в полном смысле этого слова. Юристы петровского времени занимались не столько теоретической обработкой права, сколько его систематизацией, упорядочиванием разрозненных, противоречивых актов. Преподавание юридических наук в России начали приглашенные Петром I немецкие юристы, но уже в середине XVIII в. право преподавалось русскими профессиональными юристами.

На новый уровень отечественную юриспруденцию вывели два события: издание Полного собрания законов и Свода законов Российской Империи и судебная реформа 1864 г. Этот период дал России целое поколение юристов, которые заложили основания дальнейшего развития науки. За основу для русской юриспруденции они приняли германскую юриспруденцию, в первую очередь лидировавшее в тот момент направление — историческую школу права.

В первые годы существования СССР юрист считался носителем важнейших знаний и подлежал непременной мобилизации для государственного строительства.

11 мая 1920 г. Советом народных комиссаров РСФСР было издано постановление «О регистрации лиц с высшим юридическим образованием», согласно которому указанные лица были обязаны в трехдневный срок зарегистрироваться в отделах учета и распределения рабочей силы. Промедление с регистрацией приравнивалось к дезертирству и каралось судом. Деятельность адвокатов перешла в форму трудовой повинности. Однако русская юриспруденция и в советское время продолжала свое последовательное развитие.

В постперестроечной России роль и значение юридической профессии коренным образом изменились, повысился ее авторитет и популярность, возникли новые юридические специальности (мировые судьи, судебные приставы, частные нотариусы и пр.). Изменились структура, методы и формы высшего юридического образования; возникли новые корпоративные и общественные объединения юристов (нотариальные палаты, профессиональные объединения различных категорий юристов, ассоциации юридических вузов и т.д.).

В настоящее время в России действуют несколько федеральных и десятки региональных общественных и некоммерческих корпоративных организаций юристов и их ассоциаций.

Правовая реформа является одним из основных направлений государственного строительства.

С инициативой учреждения в России нового профессионального праздника — Дня юриста — впервые выступила Московская областная Дума, депутаты которой обратились с этим предложением в Ассоциацию юристов России. До этого в России отмечались День работника прокуратуры и День специалиста юридической службы. Однако эти категории юристов не включают работников юридической профессии в сфере правотворчества и правореализации, и специалистов, работающих в иных сферах создания и применения норм права.

29 января 2008 г. на съезде Ассоциации юристов России идея учреждения нового профессионального праздника была поддержана первым заместителем председателя Правительства России, будущим Президентом РФ Дмитрием Медведевым.

На стадии выдвижения инициативы звучало несколько вариантов установления самой даты. Согласно одному из них, День юриста предлагалось отмечать 28 февраля — в день памяти великого князя киевского Ярослава Мудрого, положившего начало старейшему своду законов «Русская правда». В других предложениях фигурировало и 22 января — день, в который в 1724 г. Сенатом был рассмотрен проект положения об учреждении Академии наук и художеств, в составе которой был учрежден юридический факультет.

4 февраля 2008 г. Президент России Владимир Путин подписал Указ «Об установлении дня юриста», согласно которому Днем юриста устанавливалось 3 декабря. В этот день — 20 ноября по старому стилю — в 1864 г. в России была принята серия судебных уставов и других законодательных актов, ставших основой судебной реформы, и именно этот день вплоть до 1917 г. считали своим профессиональным праздником российские правоведы.

Андрей Хохряков,
пресс-секретарь суда

Богини справедливости младшие титаниды, богини

Я поместил на этой странице сразу четырех богинь — богинь справедливости. Дело в том, что они настолько похожи друг на друга по функциям и атрибутике, что даже и неизвестно, сколько их на самом деле — может быть, четыре, может быть, три, или это разные имена двух или даже одной богини.

Кто-то их них — а может быть и они все — потомство олимпийца Зевса и титаниды Фемиды, поэтому их можно считать младшими титанидами. Сама Фемида также очень близка к этой группе божеств.

Римские богини справедливости — Юстиция и Эквитас. Юстиция — это аналог Фемиды, но поскольку римские и греческие богини не точно совпадают, иногда Юстиция сопоставляется с Дике или Астреей. Точного аналога Эквитас-справедливости тоже нет; она близка к Дике и Адрастее, поскольку в ее атрибутике присутствует рог изобилия, доставшийся от критской нимфы. Была у римлян и богиня Фидес, персонификация верности, но не верности в браке, а гражданской верности и верности клятве. Ей предшествовал бог Диус Фидиус, а имя Фидес или Фидис римляне применяли к созвездию Южная Корона.

Немезида

Немезида — богиня неотвратимого наказания, крылатая дочь богини ночи Никты; справедливость по Немезиде — это неотвратимость наказания за преступления закона, она больше богиня мести, чем справедливости, что-то вроде Федеральной службы исполнения наказаний. Атрибутом ее были весы (а также меч, уздечка, плеть… ошейник, наручники, черный латекс …), ассоциируемые с небесными Весами. Немезиду также изображали с согнутой в локте рукой: Я, Немезида, держу локоть. Зачем, спросишь ты? Потому что напоминаю всем, что не надо превышать меру .

По альтернативной версии происхождения Диоскуров их матерью была именно Немезида. Это ею овладел Зевс в виде лебедя, она снесла яйцо, которое потом или нашла Леда, или оно ей было принесено пастухом, или, наконец, было подброшено Гермесом. Версия ненадежная, а подробности на странице Любовные утехи Зевса.

И уж совсем глупо верить, что Немезида — обожествленная Леда!

Есть мифологическая традиция, считающая Немезиду дочерью Фемиды и Зевса, и в этом случае она отождествляется с Адрастеей.

Адрастея

…Но ты пред Адрастеей
Склонил чело суровое с таким
Величием, с такою мощью духа,
Какая подобает лишь богам…

Иван Бунин. «Эсхил»

Дочь Фемиды и Зевса. Богиня законов космических, надкосмических и внутрикосмических . В поздней мифологии — просто эпитет Немезиды.

Вспоминают также некую нимфу Адрастею

Эта нимфа — дочь Амалтеи, воспитательница Зевса на Крите, которая подарила ему быстро вертящийся мяч (про мяч докладывает Апполоний Родосский в «Аргонавтике»). Очевидно, это разные богини, но греки как-то умудрялись их отождествлять.

По функциональности Адрастея смыкается с Дике. Впрочем, Гермий, пытаясь разобраться в зонах их ответственности, пишет: От … Дике она [Адрастея — α] отличается как законодательная власть от судебной : то есть Адрастея назначает законы, а Дике карает за их невыполнение. Схожа она и с Ананке по выполняемым ими задачам.

Самостоятельной роли в становлении вида звездного неба Адрастея не несет. Я ее добавил, чтобы поразить читателя широтой эрудиции.

Есть еще дева великая Дике, рожденная Зевсом,
Славная, чтимая всеми богами, жильцами Олимпа.
Если неправым деяньем ее оскорбят и обидят,
Подле родителя Зевса немедля садится богиня
И о неправде людской сообщает ему.

Гесиод, Труды и дни

Опять дочь Зевса и Фемиды, Справедливость. Богиня правды и справедливого возмездия, одна из трех Ор, которые сами — богини времен года и хранительницы небесных врат. В отличие от Немезиды — богини неотвратимого возмездия судьбы, она воплощает идею личной моральной ответственности. Однако, в Дике настолько мало живых черт, что она больше похожа на литературно-философскую иллюстрацию, довольно формальную персонификацию идеи справедливости, чем на натуральную греческую богиню во плоти и страсти.

На заглавной краснофигурной картинке

…Дике отважно стукает топором по голове своей поверженной и испуганной оппонентке. Казалось бы, вовсе не «отвлеченная идея из книги» стукает, а вполне яростная богиня! На самом деле, противник Дике — еще более абстрактная и надуманная Адике, «Несправедливость».

Дике так же предлагалась на место нимфы-воскормительницы Зевса. Очевидно, это должна быть другая Дике, и тут какая-то путаница.

Дике отождествлялась с Астреей и в английской Википедии описывается как «Дике-Астрея»; часто иллюстрируется образом Астреи (выше я подобрал единственную бесспорную иллюстрацию). Астрея — популярный прототип созвездия Дева, и из-за описанного смешения двух однотипных богинь, Дике саму по себе тоже иногда принимают за Деву.

Атрибут Дике весы — тоже в виде созвездия: Весы.

Астрея

Астрея с небеси спустилась
И в прежней красоте своей
На землю паки возвратилась.

А. П. Сумароков. «Ода государыне императрице Екатерине Второй на день ея тезоименитства 1762 года ноября 24 дня»

Астрея — дочь Фемиды и Зевса, богиня справедливости. С ней ассоциировались или отождествлялись и другие богини справедливости.

Обитала на земле в период золотого века, а потом, разочарованная падением нравов в начале железного века, вознеслась на небо. Может быть, точнее говорят: «последняя из богов вознеслась на небо», оставив землю без всякого божественного попечения.

Также говорят, что последней покинула землю и вознеслась на небо Эйдос (Αἰδώς), богиня стыда и скромности. Или говорят, Астрея и Эйдос сделали это на пару. У Ричарда Аллена я встретил утверждение, что эти две богини Астрея и Эйдос (точнее, ее римский аналог Пудицития, Pudicitia) были сестрами, но тут он, очевидно, ошибся.

Быть может, на небе воплотилась в образе созвездия Дева. Из богинь справедливости, скорее всего, именно Астрея — прообраз созвездия. Остальные богини справедливости, похоже, связаны с Девой или через ассоциацию с Астреей, или через полное отождествление (как Дике).

Нужно заметить, что и сама Фемида, матушка четырех? трех? двух? сестер настолько на них похожа, что их всех можно без труда спутать друг с другом.

Давайте определимся: не смотря на схожесть матери Фемиды и четырех ее дочерей, на роль небесной Девы претендуют:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector