Богиня природы в греческой мифологии

Богиня природы в греческой мифологии

Мифологические воззрения древних славян

Власов, А. Е. Мифологические воззрения древних славян / А. Е. Власов, Д. Э. Лейтес, Н. Б. Цивенко. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 2 (2). — С. 2-6. — URL: https://moluch.ru/young/archive/2/87/ (дата обращения: 23.10.2021).

Мифологические представления древних славян — настоящий кладезь мудрости наших предков. Это не только дохристианские божества, но также представления о космосе и земле, о природе и ее законах, о жизни зверей и птиц, о человеческой судьбе, о домашнем очаге и его устройстве. Славянская мифология — отражение знаний, выработанных столетиями, а может быть, и тысячелетиями человеческой практики.

О мифологии Древних Европейских цивилизаций написано многое. До нас дошли находки в виде мировых литературных памятников. Это «Илиада» и «Одиссея» Гомера, руны «Калевала», мифы «О сотворении мира», «Книга познания явлений Ра» и другие. О славянской мифологии написано, к сожалению, гораздо меньше. Но это не значит, что мифология славян уступает европейской. Наоборот, она намного старше, богаче и разнообразнее западно-европейской мифологии. В данной работе раскрываются мифологические представления и воззрения древних славян.

Славянскую мифологию чаще всего подразделяют на три области, соответствующие племенам южных, западных и восточных славян. Этим трем главным областям, соответствуют и три главные ступени их языческой религии: 1) непосредственное поклонение природе и стихиям; 2) поклонение божествам, олицетворяющим эти явления; 3) поклонение кумирам, вознесшимся над людьми.

В статье мы раскроем основной пантеон языческих богов. Пантеон славянских божеств представлен в таблице 1.

Внутри славянской мифологии выделились несколько уровней божеств.

Уровни славянских божеств

Боги небесной сферы

Божества славян, тяготеющих к земле

На высшем уровне располагались боги, наиболее важные для славян, которые участвовали в самых распространённых мифах и сказаниях, такие как: Перун — бог громовержец, покровитель военных дружин; Сварог — бог небесного огня; Хорс — бог солнца и миропорядка;

Даждьбог — бог, дарующий свет, тепло, двигающий небесные тела, он знаменует смену дня и ночи, времена года, лет, столетия, он покровитель славян, которым даровал правду; Свантовит — бог богов, даёт победу в войнах, несёт меч, копья, Знамя; Стрибог — бог воздушных стихий, владыка ветров; Семаргл — символизирует единство пантеона из семи богов (Перуна, Хорса, Стрибога, Даждббога, Семаргла и Макоши).

К среднему уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами. К этому уровню относились и женские божества. Например, Макошь — богиня урожая и удачливой судьбы, покровительница дома. Она прядет нить судьбы; Лада — богиня любви красоты и гармонии; Ярило — бог весеннего плодородия; Мать — Сыра — Земля — богиня земли, порождающая всё сущее в мироздании. Её образ преломляется в образ женщины — матери; Род — бог, олицетворяющий единство людей. Род — единственный Вселенский Бог славян, которого до христианзации Земли чтили все народы, населяющие нашу планету; Мара (Морена) — весной молода, дав прорости семени, умирает, чтобы родиться вновь. Богиня смерти; Жива — богиня жизни и плодородия.

На нижнем уровне находились различные узкоспециализированные существа, менее уподобленные человеку, чем божества высших ступеней. Это Кощей — царь подземного царства, божество окостенения и оцепенения; Вий — божество преисподней, судья мёртвых; Хворств — бог хворей, болезней, старости. Недобрый, т. к. обойден вниманием молодости; Злебог — бог, терзающий грешников. К божествам нижнего мира относятся ещё и домовые, лешие, русалки, водяные, упыри, лесовики и т. д.

Таким образом, у древних славян было множество богов, которые делились на несколько уровней и выполняли функции как покровителей и защитников, так и жестоких карателей человека за грехи и неповиновение.

Славяне представляли мир живых и умерших в виде древа. Священное Мировое Древо славян — Ирий, Вирий или Вырий — разное произношение у разных народов. Это Древо-Рай, где живут Райские Птицы. Мировое Древо соединяет мир Нави — наш мир живых людей и мир Прави — мир, где обитают боги. По стволу Мирового Древа боги спускаются в наш мир, чтобы править людьми. Традиционное изображение мирового древа — это переплетенные ветви и райские птицы — оберег, который гравировали на женских украшениях, вышивали на одежде, скатертях, покрывалах, полотенцах. Это сильный защитный символ. Особенно благоприятен для Женщины — хозяйке дома и матери. Это символ Лада и благополучия дома.

Изучив источники, в которых рассказывается о верованиях древних славян, мы систематизировали знания о многочисленных славянских богах, и представили их в таблице 2.

Пантеон славянских богов

Мужские

Женские

Род — единственный прародитель богов и творец мира

Мати-Сыра-Земля (высшее женское божество)

Следует заметить, что единого славянского пантеона богов, скорее всего, не существовало по причине многочисленности и разбросанности славянских племён.

В результате исследования разных источников о пантеоне богов мы обнаружили следующие варианты. В таблице приведены некоторые из них. (См. таблицу 3).

Варианты возможных пантеонов славянских богов.

(деление по вре­менному принципу)

(деление по ступеням)

(по функциональ­ному принципу)

(по функциональ­ному принципу)

Пантеон старого поколения: Род, Триглав, Свантовит (Белбог), Велес (Чернобог), Макошь

Высшая ступень: Живица, Земля, Небо (Сварог), Жаждьбог, Перун.

Средняя ступень: Чур, Род. Ярило.

Низшая ступень:

Лешие, Русалки, Домовые

Старшие боги:

Род, Триглав, Стрибог, Свантовит, Велес, Макошь, Сварог

Младшие боги:

Лада, Ящер, Леля, Ярило, Даждьбог, Перун, Симаргл,

Низшие боги:

Лешие, Русалки, Домовые, Духи

Начальствующие боги:

Перун, Велес, Сварог, Макошь, Стрибог, Род, Хорс, Ярило

Низший уровень:

Лешие, Русалки, Домовые, Водяные

Пантеон представлен только высшими божествами, некоторые боги выполняют двойственную функцию

Пантеон представлен тремя ступенями. Наблюдается преобладание мужских богов

Пантеон представлен тремя ступенями, от высших божеств до низшего уровня

Пантеон представлен всего лишь двумя ступенями

Таким образом, единства среди пантеона славянских богов не наблюдается, принадлежность к той или иной ступени (уровню) может варьироваться.

Пантеон греческих богов. Древние греки, любившие порядок, сгруппировали большинство из перечисленных богов в то, что они называли пантеон («все боги»), или «двенадцать олимпийских богов». Число 12 у различных народов считалось священным. Возможно, это связано с тем, что данное число можно получить, умножая 3 на 4. При этом 3 символизирует деление мира по вертикали (небо, земля и подземный мир), а 4 означает стороны света. Но, тем не менее, состав пантеона был не очень устойчив. Обычно, это Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Афродита, Деметра, Гестия, Арес, Гермес, Гефест, Дионис. Итак, Зевс — самый могущественный из олимпийцев, повелитель всех богов; Гера — сестра и законная супруга Зевса, царица богов и Олимпа; Аполлон — сын Зевса и Латоны (Лето), бог света, стреловержец, покровитель предсказаний, искусств, музыки и поэзии, предводитель муз; Афина — первая дочь Зевса и Метиды, богиня-воительница, защитница городов, покровительница наук, земледелия, ремесел; Артемида — дочь Зевса и Латоны (Лето), сестра-близнец Аполлона. Артемида — девственная богиня-охотница, покровительница животных, богиня плодородия, помощница при родах Гермес — сын Зевса и нимфы гор Майи, дочери Атланта. Покровитель стад, торговли, ловкости, обмана и даже воровства; Дионис — сын Зевса и смертной женщины Семелы, бог растительности, вина и виноделия. Празднества в честь Диониса послужили началом театральных представлений; Гефест — сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, муж богини любви Афродиты; Арес — бог жестокой и безжалостной войны, сын Геры и Зевса. Атрибуты бога — копье, горящий факел, собака, коршун; Деметра — дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны, богиня плодородия и земледелия; Гестия — богиня священного огня; Афродита — первоначально богиня плодородия, затем богиня любви. Богиня родилась из морской пены. Ее символы — мирт, роза, мак и яблоко. Посейдон и Аид не включаются в это число, ибо пребывают в собственных владениях.

Древнетюркский пантеон богов. Анализ литературных и мифологических источников позволил сделать вывод о том, что сведения о тюркских божествах немногочисленные. В орхонских рунических памятниках упоминаются чётко лишь три божества — Тенгри, Умай и Ыдук Йер-Суб. Историк И. В. Стеблева предложила расположить древнетюркские божества по «уровням» — высший — Тенгри, затем Умай, третий уровень — Йер-Суб, и, наконец, культ предков. Сегодня много исследователей склоняются к тому, что воззрения ранних тюрков были трихотомическими, то есть делили макрокосм на Нижний, Верхний и Средний миры. В енисейских текстах упомянут Эрклиг-хан: «Нас было четверо, нас разлучил Эрклиг (повелитель подземного мира), о горе!».

Познакомившись с материалом, в котором раскрывался смысл мифов других народов, мы составили таблицу сравнений пантеонов славянских, греческих и тюркских богов. (См. таблицу 4).

Ключевые богини природы со всего мира

Во многих древних религиях божества связаны с силами природы. Многие культуры ассоциируют богинь с такими природными явлениями, как плодородие, урожай, реки, горы, животные и сама земля.

Ниже приведены некоторые из ключевых богинь природы культур во всем мире. Список не предназначен для включения всех этих божеств, но представляет ряд богинь природы, в том числе некоторые менее известные.

В Риме земной богиней была Терра Матер или Мать Земля. Теллус был либо другим именем для Терра Матер, либо богиней, настолько ассимилированной ею, что они во всех отношениях одинаковы. Теллус был одним из двенадцати римских сельскохозяйственных божеств, и его изобилие представлено рогом изобилия.

Римляне также поклонялись Кибеле, богине земли и плодородия, которую они отождествляли с Великой Матерью Великой Матерью.

Для греков Гайя была олицетворением Земли. Это было не олимпийское божество, а одно из исконных божеств. Это была супруга Урана, небеса. Среди его детей был Хронус, который сверг своего отца с помощью Гайи. Другие его сыновья, его сына, были богами моря.

Мария Лионца — венесуэльская богиня природы, любви и мира. Его происхождение происходит от христианской, африканской и местной культуры.

Юнона — римская богиня, больше всего связанная с браком и плодородием. Фактически, у римлян было множество мелких божеств, связанных с аспектами изобилия и родов, таких как Мена, которая управляла менструальным потоком. Юнона Лучина, что означает «свет», управляла родами, выводя детей «на свет». В Риме Бона Деа (буквально Хорошая Богиня) была также богиней плодородия, которая также представляла целомудрие.

Асасе Я. — земная богиня народа ашанти, которая управляет плодородием. Она — жена божества создателя неба Ньяме и мать нескольких божеств, включая мошенника Ананси.

Афродита — греческая богиня, которая правит любовью, рождением детей и удовольствием. Это связано с римской богиней Венерой. Растительность и некоторые птицы связаны с ее поклонением.

Парвати — мать-богиня индусов. Она является супругой Шивы и считается богиней плодородия, сторонником земли или богиней материнства. Иногда она была представлена ​​как охотница. Культ Шакти поклоняется Шиве как женской силе.

Церера была римской богиней земледелия и плодородия. Это было связано с греческой богиней Деметрой, богиней земледелия.

Венера была римской богиней, матерью всего римского народа, которая олицетворяла не только плодородие и любовь, но и процветание и победу. Он родился от пены моря.

Инанна была шумерской богиней войны и плодородия. Она была самой признанной женской божественностью в ее культуре. Энхедуэанна, дочь месопотамского царя Саргона, была жрицей по имени ее отца и писала гимны Инанне.

Иштар была богиней любви, плодородия и секса в Месопотамии. Она также была богиней войны, политики и борьбы. Он был представлен львом и восьмиконечной звездой. Возможно, это было связано с предыдущей шумерской богиней Инанной, но их истории и характеристики не были идентичны.

Анджея — австралийская аборигенная богиня плодородия и защитница человеческих душ среди воплощений.

Фрейя была скандинавской богиней плодородия, любви, секса и красоты; она была также богиней войны, смерти и золота. Он получает половину тех, кто погибает в бою, тех, кто не идет в Вальхаллу, комнату Одина.

Гефджон была скандинавской богиней пахоты и, следовательно, аспекта плодородия.

Нинхурсаг, богиня шумерской горы, была одним из семи главных божеств и богиней плодородия.

Ладжа Гаури — богиня Шакти, родом из долины Инда, которая связана с плодородием и изобилием. Это иногда рассматривается как форма богини индуистской матери Деви.

Фекундиас, что буквально означает «плодородие», была еще одной римской богиней плодородия.

Ферония была римской богиней плодородия, связанной с дикими животными и изобилием.

Саракка была саамской богиней плодородия, также связанной с беременностью и родами.

Ала — божество плодородия, морали и земли, почитаемое нигерийским игбо.

Онуава, о которой мало что известно, кроме надписей, была божеством кельтского плодородия.

Росмерта была богиней плодородия, также связанной с изобилием. Это найдено в галльско-римской культуре. Ей нравятся другие богини плодородия, часто изображаемые с рогом изобилия.

Нертус описывается римским историком Тацитом как немецкая языческая богиня, связанная с плодородием.

Анахита была персидской или иранской богиней плодородия, связанной с «водами», исцелением и мудростью.

Хатор, египетская богиня коров, часто связана с плодородием.

Taweret была египетская богиня плодородия, представленная как сочетание бегемота и кошачьих, которые ходили на двух ногах. Она также была богиней воды и богиней родов.

Гуань Инь как даосское божество было связано с плодородием. Его помощник Сунцзи Няньнян был еще одним божеством плодородия.

Капо — гавайская богиня плодородия, сестра вулканической богини Пеле.

Роса Шри — индонезийская индуистская богиня, которая представляет рис и плодородие.

Горы, леса, охота

Кибела — это богиня-мать Анатолии, единственная богиня, которая, как известно, представляет Фигию. Во Фригии она была известна как Мать богов или Горная Мать. Это было связано с камнями, метеорическим железом и горами. Он может быть получен из типа, найденного в Анатолии в шестом тысячелетии до н.э. Он был ассимилирован с греческой культурой как таинственная богиня с некоторыми совпадениями с характеристиками Гайи (богини земли), Реи (богини-матери) и Деметры (богини земледелия и собраны). В Риме она была матерью-богиней и позже была превращена в предка римлян в качестве троянской принцессы. В римские времена его культ иногда ассоциировался с Изидой.

Диана была римской богиней природы, охоты и луны, связанной с греческой богиней Артемидой. Она также была богиней родов и дубового леса. Ее имя в конечном счете происходит от слова «дневной свет» или «дневное небо», поэтому она также имеет историю как богиня небес.

Артемида была греческой богиней, позже связанной с римской Дианой, хотя они имели независимое происхождение. Она была богиней охоты, диких земель, диких животных и родов.

Артуме была богиней-охотницей и богиней животных. Это была часть этрусской культуры.

Адгилис Деда была грузинской богиней, связанной с горами, а позже, с приходом христианства, связанной с Девой Марией.

Мария Какао — филиппинская богиня гор.

Миликки — богиня лесов и охотников и создатель медведей в финской культуре.

Аджа, дух или ориша в культуре йоруба, был связан с лесом, животными и целебными травами.

Ардуинна из кельтских / галльских областей римского мира была богиней Арденнского леса. Иногда ей показывали верхом на кабане. Она была ассимилирована с богиней Дианой.

Медейна — литовская богиня, управляющая лесами, животными и деревьями.

Абноба была кельтской богиней леса и рек, отождествляемой в Германии с Дианой.

Лилури была древней сирийской богиней гор, супругом бога того времени.

Небо, звезды, космос

Адити, ведическая богиня, была связана с изначальной универсальной субстанцией и считалась как богиней мудрости, так и богиней пространства, речи и небес, включая зодиак.

Уно Цицимитль — один из ацтекских богов-женщин, связанных со звездами, который играет особую роль в защите женщин.

Орех был древнеегипетской богиней неба (а Геб был ее братом, землей).

Море, реки, океаны, дождь, бури

Ашера, угаритская богиня, упомянутая в еврейских писаниях, — это богиня, которая ходит по морю. Принимает участие морской бог Ям против Баала. В внебиблейских текстах это связано с Яхве, хотя в еврейских текстах Яхве осуждает его поклонение. Это также связано с деревьями в еврейских писаниях. Также связано с богиней Астартой.

Дану была древней индуистской богиней реки, которая делит свое имя с ирландской кельтской богиней-матерью.

Мут — древняя египетская мать-богиня, связанная с исконными водами.

Йемоджа — это богиня воды йоруба, особенно связанная с женщинами. Это также связано с лечением бесплодия, с Луной, с мудростью и с заботой о женщинах и детях.

Ойя, ставшая Иянсой в Латинской Америке, является богиней смерти, возрождения, молнии и штормов на йоруба.

Тефнут была египетской богиней, сестрой и женой бога воздуха Шу. Она была богиней влажности, дождя и росы.

Амфитрита — греческая богиня моря, также богиня веретена.

Растительность, животные и сезоны

Деметра была главной греческой богиней урожая и земледелия. История траура ее дочери Персефоны в течение шести месяцев года использовалась как мифическое объяснение существования нерастущего сезона. Она также была богиней-матерью.

Оре («часы») были греческими богинями времен года. Они начинали как богини других сил природы, включая плодородие и ночное небо. Танец Хораэ был связан с весной и цветами.

Антея была греческим божеством, одной из граций, связанных с цветами и растительностью, а также весной и любовью.

Флора была маленькой римской богиней, одной из многих, связанных с плодородием, особенно цветами и весной. Его происхождение было Сабина.

Эпоны галльско-римской культуры, охраняемые лошади и их близкие родственники, ослы и мулы. Это также может быть связано с загробной жизнью.

Нинсар была шумерской богиней растений и была также известна как Леди Земля.

Малия, хеттская богиня, была связана с садами, реками и горами.

Купала была русской и славянской богиней урожая и летнего солнцестояния, связанной с сексуальностью и плодородием. Имя сродни Купидону.

Богиня Гигиея

Богиня Гигиея – в греческой мифологии богиня здоровья, одна из дочерей Асклепия, который также покровительствовал медицине. Хотя она почти не появляется в мифах, Гигиею почитали по всей Греции и возводили ей статуи. Образ самой богини и её символы – змея и чаша – по-прежнему играют большую роль и в современном мире. Именно от её имени дисциплина гигиена получила своё название.

Цитаты

Гиппократ (греческий врач 5–4 вв. до н. э.) Клятва Гиппократа (Источник: Гиппократ. Избранные книги./ Перевод В. И. Руднева. – М. 1994):

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство…»

Посвящение из Эрифры, фрагмент 934. (Источник: Эллинские поэты VIII—III вв. до н.э. Перевод В. Ярхо. – М.: Ладомир, 1999):

«Воспоем Асклепия,

Бога преславного, иэ, Пеан!

Ведь от него родились Подалирий,

Дочь Иасо, врачеватель Махаон, —

иэ, Пеан! —

Эгла, Панакия, ликом прекрасная, —

Всё Эпионовы чада, и с ними

Чистая, славная Гигиея».

Происхождение богини

В древнегреческих источниках называются разные родители Гигиеи, но в любом случае она входит в семью Асклепия, главного бога медицины. Чаще всего его называют отцом Гигиеи. Мать богини – жена Асклепия, Эпиона, отвечающая за заботу о больных. Но есть и другие версии:

  1. В трудах писателя и географа Павсания Гигиея считалась дочерью Асклепия и богини Афины. Культ последней сначала затмевал почитание Гигиеи.
  2. Орфизм приписывает Гигиее роль жены Асклепия.

Культ Гигиеи зародился около полиса Сикион. В разных местах богине приписывались свои качества. Есть версия, что за образом богини стоит реальная девушка, дочь греческого врача Асклепия.

Значение в мифологии

В Древней Греции было много богов медицины, детей Асклепия. Но из всех именно культ Гигиеи достиг одного уровня с самим Асклепием. У Гигиеи были собственные храмы и жертвенные алтари, на которые ей приносили волосы из серебра и золота. Причём её культ возник не из культа Асклепия, а отдельно. Со временем они оказались объединены одним культом, а позже стали почитаться в Риме. Гигиея помогала своему отцу. Это видно по статуям бога и его дочери, изображённых вместе.

Также иногда Гигею объединяли с матерью Афиной. Так, в трудах Плутарха упоминается имя Афина Гигия.

Имя Гигиеи произошло от греческого hygieia, что и означает «здоровье». Называли богиню и по-другому:

  • Гигея;
  • Гигия;
  • «безупречная».

В культе богини главными принципами здоровья считалась именно чистота физическая и духовная. Лишь соблюдение гигиены позволяло жить в ладу с Природой. Гигиея – богиня медицины, которая воплощала само здоровье, она одаривала исцелением. Но в первую очередь это даже не лечение, а профилактика болезней, гигиена. В Афинах богиня также покровительствовала чистому воздуху и источникам с целебной водой.

Читайте также  Какое море находится в греции

Богиня Гигия изображалась по-разному в зависимости от эпохи:

  1. Первоначально это была взрослая, сильная женщина.
  2. С III в. до н. э. – в виде молодой девушки.

Почти все изображения и статуи объединяло наличие чаши в руках богини, из которой та поила священную змею. Иногда змею заменяли жертвенные животные.

Символы Гигиеи

Главным символом богини выступало сочетание чаши и змеи. Каждый из элементов имел своё значение:

  • чаша – напиток здоровья, целительная сила самой природы, заключенная в сосуд;
  • змея – мудрость и бессмертие, также целительные свойства яда.

Оба использовались как символ медицины с древних времён. Самого Асклепия тоже изображали со змеёй, только обвившейся вокруг его посоха.

Медальон Парижского фармацевтического общества. Медальер – Jean Jacques Barre.1830 год.

Медальон Парижского фармацевтического общества. Медальер – Jean Jacques Barre.1830 год.

Роль богини в медицине и искусстве

Образ Гигиеи и её символа – одни из ключевых в медицине. С XVIII века сосуд Гигиеи был перенят фармацевтами в разных странах. В честь богини даже был назван астероид Гигея.

Богиню редко можно встретить в мифах, зато есть множество предметов искусства с ней. Часто композиция включала также её отца бога Асклепия как главного бога медицины. Иногда они дополнялись изображением Телесфора, навевающего целебный сон.

Даже после того, как Гигиея перестала почитаться, её статуи продолжали вырезать и устанавливать в разных странах. Чаще всего – у медицинских учреждений. Одна из самых известных – статуя в Карловых Варах.

Гигиея. 1878 г. Автор - Винценц Пильц. Гейзерная колоннада, Карловы Вары.

Гигиея. 1878 г. Автор — Винценц Пильц. Гейзерная колоннада, Карловы Вары.

Одни из самых известных статуй Гигиеи были вырезаны древнегреческими скульпторами Скопасом и Тимофеем. Сейчас скульптуры и их копии хранятся в разных музеях мира.

Гигиея. II в до н. э. Копия с греческого оригинала авторства Скопаса. Хранится в Музее искусств округа Лос-Анджелес.

Гигиея. II в до н. э. Копия с греческого оригинала авторства Скопаса. Хранится в Музее искусств округа Лос-Анджелес.

Орфический гимн Гигиее

(‘Υγείας, θυμίαμα μάνναν)

О вожделенная и многосильная, матерь-царица,

Внемли мольбе, Гигиея благая, дарящая счастьем!

Ты истребляешь болезни, что пагубны смертному роду,

Многую радость несешь, процветание всякому дому,

И умножаешь искусства; весь мир тебя жаждет, богиня,

Только Аид ненавидит тебя, забирающий души.

Вечноцветущая, благознаменная, смертным отрада –

А без тебя ничего уже людям на свете не нужно.

Ведь без тебя и богатство ни счастья не даст нам, ни плода,

Ведь без тебя и до старости горестной нам не добраться.

Всем ты одна управляешь, над всеми ты судишь и рядишь.

Ныне, богиня, приди к посвященным и будь нам подмогой,

От приносящих несчастье недугов навек избавляя.

Ἱμερόεσσ’, ἐρατή, πολυθάλμιε, παμβασίλεια,

κλῦθι, μάκαιρ’ Ὑγίεια, φερόλβιε, μῆτερ ἁπάντων·

ἐκ σέο γὰρ νοῦσοι μὲν ἀποφθινύθουσι βροτοῖσι,

πᾶς δὲ δόμος θάλλει πολυγηθὴς εἵνεκα σεῖο,

καὶ τέχναι βρίθουσι· ποθεῖ δέ σε κόσμος, ἄνασσα,

μοῦνος δὲ στυγέει σ’ Ἀίδης ψυχοφθόρος αἰεί,

ἀιθαλής, εὐκταιοτάτη, θνητῶν ἀνάπαυμα·

σοῦ γὰρ ἄτερ πάντ’ ἐστὶν ἀνωφελῆ ἀνθρώποισιν·

οὔτε γὰρ ὀλβοδότης πλοῦτος γλυκερὸς θαλίηισιν,

οὔτε γέρων πολύμοχθος ἄτερ σέο γίγνεται ἀνήρ·

πάντων γὰρ κρατέεις μούνη καὶ πᾶσιν ἀνάσσεις.

ἀλλά, θεά, μόλε μυστιπόλοις ἐπιτάρροθος αἰεὶ

ῥυομένη νούσων χαλεπῶν κακόποτμον ἀνίην.

Пер. с др.-греч. Гарсиа

Видео орфического гимна Гигиее

Тёмная Богиня.

Lewis Spence, Tezcatlipoca as a were-jaguar, The Magic and Mysteries of Mexico, 1943

В орфических гимнах, которые как считается, воспроизводят самые древние пласты греческой мифологии, Никта «Ночь» прямо называется прародительницей Вселенной. Вначале Никта Эвринома, Богиня всего сущего, восстала обнажённой из Хаоса и обнаружила, что Ей не на что ступить и опереться. Поэтому Она расчленила Хаос и отделила три части: Широкогрудую Гею, всеобщее безопасное пристанище, равного Ей ширью звёздного Урана, чтобы он точно покрыл Её всюду, и шумного Понта, омывающего со всех сторон Гею. Свет и день родились от Мрака и Ночи. Ночь также порождает Мойр (божеств судьбы) — силы, скрывающие в себе тайну жизни и смерти. Иными словами Рок или Судьба, перед велениями которой бессильны и сами боги, оказывается порождением изначальной Тьмы. Своеобразное предупреждение белосветным богам – чтобы не забывали, что на самом деле лежит в основе мироздания.

Несмотря на то, что Тёмная Богиня рождает космос, она, в конце концов, оказывается враждебной ему. Её порождения несут в себе явный отпечаток изначального Хаоса; то, как она их творит, несёт в себе всё тот же след неустроенности, случайности, «творческого поиска», вынуждающий Богиню порождать всё новых и новых чудовищ. Это идёт вразрез с требованиями нового поколения богов, которым нужен полностью обустроенный, предсказуемый мир.

Тёмная Богиня оказывается врагом демиурга – практически всегда мужского бога. Свой порядок он утверждает именно за счёт победы над Богиней Хаоса или на худой конец, над её хтоническим потомством. Чтобы уничтожить молодых богов, Тиамат порождает своих чудовищ: демонических львов, кентавров, гигантских змей и драконов. Но бог Мардук убивает богиню и из её тела создаёт мир, знаменуя тем самым временное торжество космоса над Хаосом. Эта же победа даёт ему право на титул царя богов. Бог Уран заточает во мраке своих детей-великанов, греческий громовержец Зевс побеждает Тифона, тогда как все остальные боги в страхе бегут от детища Геи и Тартара. Тем самым происходит окончательное возвеличивание Зевса как бога над богами, а также заканчиваются все попытки Геи оспорить власть олимпийцев.

Разумеется, образ Всеобщей Матери не исчезает из сотворённого космоса. Однако тут женское начало играет уже принципиально иную роль – оно порождает заведомо заданных тем или иным демиургом стандартных существ. Речь идёт уже не о творении, а о простом воспроизводстве. Распространяются культы богинь плодородия,- толстых женщин с массивными бёдрами и огромными грудями.

Венера Дзёмон, Национальное сокровище Японии, Археологический музей эпохи Дзёмон в Тогарииси.

Силы Тьмы в этом мире загнаны в глубокое «подполье». Чудовища Хаоса после поражения их главного лидера, расползаются по самым дальним уголкам сотворённого мира, в пассивном ожидании какого-нибудь Зигфрида или Геракла, жаждущего совершить очередной подвиг. Единственное место, где Тёмные боги , демоны и всевозможные монстры чувствуют себя относительно комфортно – Подземный мир, царство Смерти. Там мы видим и новое воплощение Тёмной Богини, выступающей в роли Владычицы Преисподней.

Своеобразный переход от богини — прародительницы всего живого к владычице царства мёртвых мы наблюдаем в японской мифологии. Там богиня Идзнами порождает на свет Японские острова и самых разнообразных божеств: земли и воды, ветра и туманов, гор и ущелий. Но, когда рождался бог огня, Идзанами оказалась так обожжена, что вскоре скончалась в страданиях. Тем не менее до самой смерти она продолжает рожать новых божеств – всё тот же принцип безудержного воспроизводства, рождения форм из Хаоса. Безутешный вдовец, бог Идзанаки мечом отсёк голову огненному сыну, из крови которого, так же как из слёз его отца, появились новые боги.

Отправившись за супругой в подземное царство, Идзанаки достиг замка, где она скрывалась. На его просьбу вернуться в верхний мир, она ответила, что уже вкусила пищи мёртвых. Однако Идзанаки врывается в её замок и при свете факела видит, что его супруга превратилась в полусгнивший труп, в котором копошатся черви. Она позвала его к себе, но Идзанаки в ужасе бросился вон.

Разгневанная Идзанами послала ему вдогонку толпу злобных духов-ведьм, а потом и сама погналась, возглавив порождённых ею демонов. В конце концов Идзанаки выбрался в верхний мир (после дополнительных испытаний), загородив вход в него огромным камнем. Идзанами поклялась убивать ежедневно тысячу живых существ. В ответ Идзанаки пообещал, что ежедневно на свет будет появляться полторы тысячи существ, на этом отношения между супругами были окончательно разорваны.

Подобные сюжеты при желании можно найти и в других мифах, но здесь эта задача на ставится. Главное прослежена преемственность — богиня, породившая остальных богов и демонов, изгнана в подземный мир, который огораживается от мира живых прочной стеной.

Вавилонская богиня Эрешкигаль угрожает небесным богам, что если они не пошлют ей гостя из своего круга, она выпустит на землю орды мертвецов, которые будут пожирать живых. От мифа к мифу мы видим, как Тёмная Богиня исподволь готовит своё возвращение, постепенно накапливая силы. Логическим этапом становятся представления о богине — единовластной владычице Царства Мёртвых.

В скандинавской мифологии мы уже находим такую богиню — это Хель , ужасная великанша, половина тела которой была живой, а вторая половина – сгнившим трупом. Хель – дочь бога Локи, которая как двое других его порождений — волк Фенрир и змей Йормунганд, враждебны богам. Хель таится в Преисподней, где собирает мертвецов, которые в Последней Битве выйдут наружу, чтобы сразится с войском богов. То есть она хоть и не сразу, но выполнит угрозу, которой только пугала вавилонская Эрешкигаль. И это — ещё одно свидетельство всё возрастающей роли Тёмной Богини , которую уже не сдерживает никакой супруг.

Хель делает ещё один шаг на пути Тёмной Богини к своему окончательному реваншу — начинает выходить из преисподней. Ведь именно она изначально считалась богиней, возглавляющей легендарную Дикую Охоту — свору призраков, адских псов и прочей нечисти, мчащейся по небу в ненастные ночи. Встреча с этой охотой сулит несчастья и смерть каждому, кто к ней встретится. Есть мифы и о том, что Один подчиняет себе Богиню Смерти, которую символизирует Ночная или Белая Кобыла. Белый цвет не несёт никакого положительного оттенка – это цвет полной луны, савана, голого черепа. «Ночная кобыла» — в английском языке синоним слова « Ночной кошмар ».

кошмар

Один, мужское божество, догоняет ночную кобылу и пленяет её. На первый взгляд, этот миф идентичен тем, в которых демиург укрощает Богиню Хаоса . Однако другие предания показывают, что здесь всё немного хитрее. Во-первых, Один сам уподобляется Хель, возглавив призрачную охоту. Недаром одно из его хейти ( божественных псевдонимов) Слепо-Хель, Смерть-без-Разбора. В некоторых областях Германии представления о двух охотящихся божествах настолько переплетаются, что возникает Дикая Охотница под именем Фрау Воде — как известно у континентальных германцев Один прозывался Воданом. А во-вторых сама полудемоническая, колдовская природа Водана, предопределяет, что его торжество не будет вечным – Хель заберёт его любимого сына Бальдра. Это станет уже прелюдией перед Рагнарёком, когда Хель всё-таки выведет из своего царства легионы мертвецов.

Тёмной Богине становится тесно в Преисподней и она вырывается в мир, созданный демиургом, чтобы нести в него хаос и разрушение.

Одна из таких богинь – кельтская Морриган . В ирландском оригинале её имя звучит как “mor rigain”, что означает “великая королева”. Кельты почитали эту Богиню под разными именами, подчёркивающими Её грозное значение: Бадб (ворон), Немайн (безумие), Маха (значение имени не известно). Чаще всего она принимала облик вороны — птицы, издавно связанной с тёмными, хтоническими силами. Именно в таком виде она уселась на плечо героя Кухулина, когда тот погиб в бою против армии королевы Медб (королевы Коннахта, яростной женщины-воительницы — ещё одной возможной персонификации Тёмной Богини).

Имя Морриган восходит к общему индоевропейскому корню “мармор”, связанному со смертью (мором). Отсюда происходит и имя славянской богини Морены, — ещё одной Тёмной Госпожи, которой тесно в преисподней. Мара предстаёт в разных обличьях: это и Яга – безобразная старуха-людоедка, схожая с Хель. Тем не менее, Мара в русских поверьях не столько ночной кошмар, сколько воплощённая судьба, ведающая перемены в судьбах обитателей дома. Иными словами, Марена — божество сочетающее в себе черты сразу нескольких мифологических образов, по сути являющимися проекцией одной и той же сущности – богини судьбы, владычицы подземного мира и богини войны ( павшие на поле боя нередко назывались «сужеными Мары», а баба-Яга представлялась в роли воинственной всадницы-богатырки).

Однако самым ярким примером Тёмной Богини, вырвавшейся из «подполья», является Геката . Несмотря на то, что её дом в Аиде, она может оттуда выходить когда захочет и никто из богов ей в этом не указ. Её родителями почитались титаны Перс и Астерия – воплощения изначальных, доолимпийских хтонических сил. Чаще её изображали с факелом в руке. Считалось, что Геката бродит ночью по дорогам со свитой собак, душами умерших и прочей нечистью. Здесь мы видим проекцию всё той же Дикой Охоты, возглавляет которую в греческой мифологии Тёмная Богиня.

В образе Гекаты мы видим почти полную «реабилитацию» Тёмной Богини. Однако она всё ещё действует в рамках мира, созданного демиургом. Завершающим аккордом реванша Владычицы Тьмы может стать только разрушение Вселенной. Единственным образом, наиболее адекватно отражающим этот аспект Тёмной Богини, является Кали.

Как известно, Кали – индийская богиня смерти, супруга разрушителя Шивы. Внешний вид её почти всегда устрашающий: смуглая или чёрная, с длинными всклокоченными волосами. На ней ожерелье из черепов и серьги из трупов. Язык высунут, у неё длинные острые клыки. Она забрызгана кровью и напивается допьяна кровью своих жертв. В её облике в концентрированном виде отражаются все характерные черты Тёмных Богинь различных мифологий: чудовищность облика и могильная эстетика, воинственность и неудержимая сексуальность.

Кали

Кали и по символике и по «роду занятий» мало чем отличается от своего супруга Шивы: также свирепого разрушителя с ожерельем из черепов. Кали является Шакти, «творческой энергией» бога Шивы. «Шива без Шакти есть труп» — классическое изречение в тантризме, Пути Левой Руки в индуизме. Недаром на многих своих изображениях Кали изображается обнажённой или лишь в одном поясе, стоящей на теле Шивы и опирающейся одной ногой на его ногу, а другой – на его грудь.

Вообще кладбищенски-эротическая символика встречается в иконографии Кали и Шивы на каждом шагу. Одно из самых драматических изображений показывает её сидящей на корточках у тела мёртвого Шивы, поглощающей его пенис своим влагалищем, в то время как ртом поедает его кишечник. Эту сцену надо воспринимать не буквально, а духовно. Считается, что Кали принимает во влагалище семя Шивы, чтобы вновь зачать его в своей вечной утробе. Точно так же она пожирает и уничтожает всё живое вокруг себя, чтобы всё создать заново.

Кали вместе с Шивой играет одну из центральных ролей в наступлении так называемой « Ночи Брахмы », происходящей в конце каждой смены «Суток Брахмы» или кальпы — своеобразного эона индуисткой мифологии, длящегося 4.320 миллиардов лет. В конце кальпы Шива-Разрушитель свершает космический танец – тандаву, в ходе которого уничтожается старый мир. Затем Кали окутывает мир Тьмой, содействуя его окончательному уничтожению, и в этой своей функции зовётся Каларатри. Каларатри – Ночь Вечности , когда нет богов, нет людей, и самого мира нет, когда: “в непроглядной тьме слышен только вой шакала“. Это космическая Полночь.

Подобное, но несравненно более масштабное уничтожение мира (махапралайя) происходит в конце Жизни Брахмы, которая длится 311 триллионов 40 миллиардов лет. После этого на такой же срок воцаряется Хаос, который заканчивается рождением нового Брахмы и новой Вселенной.

Индийский мистик Шри Рамакришна, почитатель Кали, так говорит о Тёмной Богине : «Когда не было ни солнца, ни планет, ни луны, ни земли, и когда Тьма окутывала Тьму, тогда Маха-Кали, мать всего существовала вместе с Абсолютом… После разрушения Вселенной Божественная Мать, воплощение Закона, собирает семена для нового творения».

Итак, круг замкнулся! Великая Тёмная Богиня уничтожает мир, возвращая его в себя к состоянию первоначального Хаоса. И она же готовит мир к его очередному возрождению, вновь и вновь напоминая всем, что свет — явление временное и эфемерное, а истинной вечностью была и пребудет лишь Изначальная Тьма!

Авторство принадлежит — Iss (с некоторыми сокращениями и исправлениями). Источник.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector