Богиня танца в древней греции

Богиня танца в древней греции

Богиня танца в древней греции

Эллада подарила миру не только увлекательные мифы о богах и героях. Музы Древней Греции, эти образы дочерей Зевса, издавна ассоциировались с искусством, вдохновением, озарением, мечтой и светлыми моментами. Каждую из них наделяли особыми чертами и атрибутами, к ним обращались за благословением и открывали в честь муз храмы. Какими были эти девять муз и какой след они оставили в мировой культуре?

9 муз Древней Греции

Как считали греки, каждая из самых важных сфер жизни имеет свою покровительницу. А поскольку их матерью являлась Мнемосина, олицетворявшая память, «муза» переводится как «мыслящая». А местом обитания девяти муз непременно были горы (Геликон или Парнас) с прозрачными источниками и тенистыми лесами. Здесь они танцевали под звуки лиры бога Аполлона. Именно такой сюжет можно часто рассмотреть и на античных фресках, и на полотнах европейских художников, которых вдохновляла греческая мифология.

Почитание муз в культуре

Музы Древней Греции хоть и были плодом воображения, но внесли вполне реальный вклад в мировую культуру. Достаточно вспомнить, сколько поэм и стихотворений было посвящено им, не говоря уже о самом имени «муза», ставшем нарицательным. Среди поэтов, воспевавших их, были Байрон, Есенин, Фет, Пушкин и, конечно, Гомер. В честь них строили музейоны — храмы, которые сосредотачивали в себе художественную и культурную жизнь Греции. Самым известным стал Александрийский музейон, а позднее это слово породило название «музей».

Музы вдохновляли известных художников, которые изображали их так, как представляли. Например, Гюстав Моро перенёс образы муз на полотно «Аполлон и 9 муз», на котором девушки беззаботно парят позади сидящего Аполлона. Также к образам муз обращался Жан-Марк Натье в картине «Талия» и Эсташ Лёсюёр в картине «Музы». Андреа Аппиани изобразил муз на Парнасе, танцующих под лиру Аполлона. В скульптуре также воплощено немало образов муз. Помимо самой Греции, их статуи можно увидеть в Эрмитаже, а в Лувре выставлен ценнейший саркофаг с барельефами муз.

07.04.2015 Елена Метелева

История персонажа

Древнегреческая мифология любопытна культом богов Олимпа и почитанием их детей, которые представляют собой третье поколение возвышенных существ. Греция славилась просвещенными умами и деятелями искусств. Поэтому музы, вдохновлявшие на созидание, пользовались особым уважением. 9 женщин, дочерей верховного бога – громовержца Зевса, представляют собой гармоничную триаду. Они олицетворяли науку, ремесла и искусства. Каждая из муз была необходима для всестороннего развития государства, совершенствования образования и новых достижений во всех областях.

История появления

Первоначально музы считались вдохновляющими нимфами. Они способны одарить талантом в конкретном направлении или склонностью к проявлению себя в том или ином виде искусства. С течением времени количество муз менялось. Миф гласит, что каждая из них – дочь Зевса.

Громовержец Зевс

Громовержец Зевс

Первые упоминания об этих созданиях повествуют о Мелете, чьей привилегией были размышления, Мнеме, ведающей памятью, и Аэде, стихией которой стала песня. Древнегреческий поэт Гесиод воспевал девять девушек, детей Зевса и Мнемозины, богини памяти. По преданию, девушки родились у подножия Олимпа. Прекрасные внешне, они отличались чистосердечием и демонстрировали чудесные таланты.

Гесиод рассказывал, что если муза решала одарить простого смертного талантом, то сопровождала его с младенчества. Девушки покровительствовали тем, кто признавал их силу и верил, что дарование небеспочвенно. Склонных к дерзости музы наказывали. Древняя Греция поначалу веровала в муз, благоволящих поэтической сфере, но впоследствии появились покровительницы точных наук. Каждая сестра приняла на себя ответственность за вверенную ей область. Они имели специфические обязанности и отличительные атрибуты.

Терпсихора

Терпсихора

Терпсихора была музой танца и хорового пения и часто изображалась в облике танцовщицы с легкой улыбкой. Ее голову украшал венок, а в руках девушка держала лиру и плектр. Терпсихора властвовала над гармонией между внутренним и внешним, создавая прочные и бесконфликтные отношения души и человеческого тела. В литературных произведениях Терпсихора описывается как «наслаждающаяся хороводами».

Геродот описал появление покровительницы музыки и танца в пятой книге цикла «Музы». В произведении историк оставил описания, касающиеся отношения древних греков к различным направлениям научной деятельности, ремеслам и искусствам, охарактеризовав изображение и восприятие муз соотечественниками.

Муза танцев и пения

Танец античной эпохи строился на четком соблюдении ритма и его сочетании с движениями рук и ног. Миф гласил, что Терпсихора сопровождала Аполлона, уча смертных сочетать духовное начало с физическим. По ее завету в танце следует принимать изысканные позы и использовать эстетичные жесты, отображая мысли и настроение, создавая гармоничное действо.

Муза танца была важным персонажем для древних греков и представительницей божественного пантеона. Танец высоко ценился в государстве и отождествлялся по степени серьезности с гимнастикой. В гимназиях существовал отдельный предмет, который обучал гармоничному движению под музыку.

Бог Дионис

Бог Дионис

Биография Терпсихоры неоднозначна. По одним данным, она родила будущего певца Лина, а по другим – в союзе с богом реки Ахелоем произвела на свет сирен. Альтернативные версии сообщают, что Лин – сын Урании, а сирены – дочери Мельпомены.

Терпсихору связывают с Дионисом, обращая внимание на то, что она нередко изображается с плющом, который был символом бога виноделия.

Существуют подтверждения тому, что в Пифагорейской школе имелся храм, где Пифагор преподавал ученикам. Здесь воспевались Терпсихора, Эрато и Талия, покровительницы физического начала, элементов, флоры и фауны.

Музы

Музы

Вопреки расхожему мнению, покровительница танцев и пения придумана древними греками не во имя развлечения. Античные жители верили, что танец – действо, направленное на созерцание и осмысление природы, в которой царят собственные законы передвижения. Терпсихора напутствовала в увеселительных танцах на свадьбах и учила передавать через движение эмоции и тонкую связь с культурой родной страны и природой. Танец воспринимался как гармоничное движение души и тела в симбиозе. Греки умели слышать и слушать музыку и связывали ее с сердцебиением. Отсутствие таланта не всем позволяло реализоваться в этом направлении.

Экранизации

Музы считаются второстепенными действующими лицами древнегреческого пантеона. Образ Терпсихоры редко используется в кинематографе, но отсылки к нему и использование ее имени встречаются часто. Муза упоминается в документальных фильмах, описывающих исследования в области мифологии и теологии, а также в художественных лентах, посвященных искусству музыки и танца.

Кадр из фильма «Пленники Терпсихоры»

Кадр из фильма «Пленники Терпсихоры»

Выпущенный в 1995 году фильм «Пленники Терпсихоры» – яркий пример упоминания имени музы в кино. Это фильм-балет российского производства, описывающий взаимодействие педагога – профессора Сахаровой и солистки Балахничевой. Драматический сюжет повествует о периоде обучения танцовщицы Кремлевского балета, вдохновении и сложном пути, проделанном благодаря таланту, трудолюбию и любви к искусству танца.

Клио, Эвтерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания и Каллиопа. Каллиопа, греч. — муза эпической поэзии. Каллиопа — дочь Зевса и Мнемосины, первая из девяти муз, дающих людям искусства власть над человеческой душой. Каллиопу изображали с навощенной дощечкой и отилем — палочкой для начертания букв — в руках . «Песни времен героических в книге хранит Каллиопа» , — писал древнеримскйй поэт Авсоний. Эвтерпа — в греческой мифологии одна из Муз, покровительница лирической поэзии. Ее сыном от бога реки Стремон считался Рес. Он погиб от руки Диомеда под стенмаи Трои.

ХОРОВОД В АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ: ОБРАЗЫ, СМЫСЛЫ, СИМВОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Забубенина Ирина Константиновна

Статья посвящена рассмотрению феномена хоровода в Древней Греции. Предпринята попытка осветить сущность и структуру античного хоровода как синкретичного явления, выявить его образы, смыслы и символы. Рассматривается роль и значение хоровода в античной культуре. Показано, что хороводы в античной культуре выполняли ряд важных функций – эстетическую, религиозную, воспитательную и другие. Представлена теория трёх возрастных хороводов Платона и их классификация. Исследованы основные подходы античных мыслителей к определению понятий «хор», «хоровод», рассмотрена терминология, связанная с хороводным искусством. Особое внимание уделяется трудам Платона, Лукиана, Плутарха, Павсания, Гомера и современным философским, культурологическим, искусствоведческим работам, которые позволили выделить характерные черты и композиционные, лексические особенности античного хоровода . Рассмотрены основные виды античных хороводов .

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Забубенина Ирина Константиновна

ROUND DANCE IN ANTIQUE CULTURE: IMAGES, MEANINGS, SYMBOLS

The article is devoted to the consideration of the phenomenon of a round dance in Ancient Greece. The author made an attempt to highlight the essence and structure of antique round dance as a syncretic phenomenon, to reveal its images, meanings and symbols. The role and significance of round dances in antique culture is considered. It is shown that round dances in antique culture performed a number of important functions – aesthetic, religious, educational, etc. The theory of three round dances of Plato's and their classification are presented. The main approaches of antique thinkers to the definition of “chorus”, “round dance” concepts are investigated, the terminology associated with the art of round dance is considered. Particular attention is paid to the works of Plato, Lucian, Plutarch, Pausanias, Homer and modern philosophical, cultural, art history works, which made it possible to highlight the main traits and compositional, lexical features of antique round dances. The main types of antique round dances are considered.

Текст научной работы на тему «ХОРОВОД В АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ: ОБРАЗЫ, СМЫСЛЫ, СИМВОЛЫ»

ОРОВОД В АНТИЧНОМ КУЛЬТУРЕ: ОБРАЗЫ, СМЫСЛЫ, СИМВОЛЫ

https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-199-106-114 И. К. Забубенина

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация, e-mail: zabubenina@sfedu.ru

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению феномена хоровода в Древней Греции. Предпринята попытка осветить сущность и структуру античного хоровода как синкретичного явления, выявить его образы, смыслы и символы. Рассматривается роль и значение хоровода в античной культуре. Показано, что хороводы в античной культуре выполняли ряд важных функций — эстетическую, религиозную, воспитательную и другие. Представлена теория трёх возрастных хороводов Платона и их классификация. Исследованы основные подходы античных мыслителей к определению понятий «хор», «хоровод», рассмотрена терминология, связанная с хороводным искусством. Особое внимание уделяется трудам Платона, Лукиана, Плутарха, Павсания, Гомера и современным философским, культурологическим, искусствоведческим работам, которые позволили выделить характерные черты и композиционные, лексические особенности античного хоровода. Рассмотрены основные виды античных хороводов.

Ключевые слова: хор в Древней Греции, античный хоровод, античная пляска, танец Древней Греции.

Для цитирования: Забубенина И. К. Хоровод в античной культуре: образы, смыслы, символы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 1 (99). С. 106-114. https://doi.Org/:10.24412/1997-0803-2021-199-160-114

ROUND DANCE IN ANTIQUE CULTURE: IMAGES, MEANINGS, SYMBOLS Irina K. Zabubenina

Southern Federal University, Rostov on Don, Russian Federation, e-mail: zabubenina@sfedu.ru

Abstract: The article is devoted to the consideration of the phenomenon of a round dance in Ancient Greece. The author made an attempt to highlight the essence and structure of antique round dance as a syncretic phenomenon, to reveal its images, meanings and symbols. The role and significance of round dances in antique culture is considered. It is shown that round dances in antique culture performed a number of important functions — aesthetic, religious, educational, etc. The theory of three round dances of Plato's and their classification are presented. The main approaches of antique thinkers to the definition of «chorus», «round dance» concepts are investigated, the terminology associated with the art of round dance is considered. Particular attention is paid to the works of Plato, Lucian, Plutarch,

ЗАБУБЕНИНА ИРИНА КОНСТАНТИНОВНА — аспирант кафедры теории культуры, этики и эстетики Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета

ZABUBENINA IRINA KONSTANTINOVNA — PhD student at the Department of Theory of Culture, Ethics, and Aesthetics of the Institute of Philosophy and Social and Political Sciences, the Southern Federal University

© Забубенина И. К., 2021

Pausanias, Homer and modern philosophical, cultural, art history works, which made it possible to highlight the main traits and compositional, lexical features of antique round dances. The main types of antique round dances are considered.

Keywords: chorus in Ancient Greece, antique round dance, cult dance, dances of Ancient Greece.

For citation: Zabubenina I. K. Round dance in antique culture: images, meanings, symbols. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2021, no. 1 (99), pp. 106-114. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-199-106-114

Невозможно переоценить влияние эллинского искусства на культуру всего человечества. Античная хореография — неувядаемая по красоте область искусства. До сих пор некоторые аспекты античной танцевальной культуры остаются малоизученными и требуют междисциплинарного комплексного рассмотрения. В данной работе предпринята попытка осветить сложное, совершенно уникальное символическое явление — хоровод, который в античной культуре имел большое как эстетическое, так и практическое значение. Хоровод сопровождал поклонение богам, использовался в воспитательных целях, в хороводах эллины выражали свои эмоциональные переживания.

Перед непосредственным рассмотрением образов, смыслов и символов античных хороводов необходимо уточнить значение понятий «хоровод» и «пляска» и то, каким образом они обозначались в античных первоисточниках.

Слово «хор» (хороО в древнегреческом языке первоначально употреблялось для обозначения пространства, предназначенного для хоровода; иногда так именовались сами участники хороводного действия. Далее под этим термином стала пониматься пляска ритуального характера в честь какого-либо божества, которая исполнялась в сочетании с пением. Происходил такой ритуальный хоровод обычно около алтаря, посвящённого этому божеству, и сопровождался игрой на музыкальных инстру-

ментах — кифаре (к10ара, цауаб1^) и авлосе (шЗХоО (Рта. 01., VII, 12; №т., IX, 8; МЬт., V, 27) [8].

На основании перевода Н. И. Гнедича можно предположить, например, что Гомер в «Илиаде», при описании Щита Ахилла, повествуя о хороводном действии, использовал именно этот термин:

«Там же Гефест знаменитый извил

хоровод разновидный, Оному равный, как древле

в широкоустроенном Кноссе, Выделал хитрый Дедал

Ариадне прекрасноволосой. Юноши тут и цветущие девы,

Пляшут, в хор круговидный

любезно сплетяся руками. Девы в одежды льняные и лёгкие,

Светло одеты, и их чистотой, как елеем, сияют; Тех — венки из цветов прелестные

Сих — золотые ножи, на ремнях

чрез плечо серебристых.

Пляшут они, и ногами

искусными то закружатся, Столь же легко, как в стану колесо

под рукою испытной, Если скудельник его испытует,

легко ли кружится; То разовьются и пляшут рядами,

одни за другими. Купа селян окружает пленительный хор

Им восхищается; два среди круга

их головоходы, Пение в лад начиная, чудесно вертятся

в средине». Гомер. «Илиада», XVIII, 590-605.

Здесь следует также обратить внимание на интересное, на наш взгляд, слово «голо-воходы». По мнению Лукиана, данным термином поэт обозначает «плясунов», предводителей хоровода [12, с. 34]. Как утверждает А. И. Зайцев, головоходами считались танцоры-акробаты, которые одновременно являлись запевалами хора [6, с. 514].

А. Ф. Лосев, исследуя терминологию Гомера, связанную с музыкой, пением и танцами, обнаружил, что словосочетание «плясать в хороводе» у древнегреческого поэта обозначается термином orcheisthai, «пляска в хороводе» — orchnthmos или orchnstys; «пляска» или «место для пляски» — choros [10, с. 236].

Платон «танец» и «пляску» обозначал термином orchésis. Он также применял термин choros, который нередко у него значил «хоровод». По его мнению, хороводы (ХороиО получили такое название из-за их внутреннего сродства со словом «радость» (xapáq) (654b). Н. Н. Вашкевич разделяет позицию Платона и считает, что название первичного плясового вида — «хоровод» — произошло от корня «хора», то есть «радость». Сам хоровод исследователь также определяет как первый массовый танец [4, с. 70]. Выражая согласие с мнением Н. Н. Вашке-вича, мы рассматриваем в данной статье хоровод как ритуальную пляску, сопровождавшуюся пением и игрой на музыкальных инструментах.

Хоровод в понимании античного философа Платона представлял собой цельное и синтетическое искусство. Из работы Платона «Законы» мы узнаём, что искусство хоровода в Древней Греции в целом состояло из песен и плясок. Ритм и гармония вместе называются у Платона искусством хора (665a). Как отмечает О. В. Кулишова, выступление древнегреческого хора в V веке до н.э. ха-

рактеризовалось целостностью всех его элементов: хорового пения, танца и музыки. При этом роль танца в древнегреческом театре была достаточно велика. Подтверждает это вышеописанное первоначальное значение понятия «хор» и название места, где располагался хор во время представления -орхестра, происходящее от греческого слова «плясать» [8].

Хороводы, как считал Платон, установили боги, чтобы оказать людям благодеяния и позволить им в хороводах проявлять врождённое чувство гармонии и ритма и данное от природы умение петь и плясать. Платон представил теорию, в которой три основных хоровода носят имена богов — Муз (детский), Аполлона и Диониса. Эти хороводы должны были «петь песни, очаровывающие молодые, ещё нежные души детей» и высказывать всё прекрасное (664с) [14, с. 113]. Хоровод, посвящённый Аполлону, подразумевал участие молодых людей до тридцати лет. Так древние греки пытались призывать покровителя искусств и муз для воспитания молодёжи.

Хоровод Диониса состоял из участников от тридцати до шестидесяти лет. Для представителей возрастной группы старше шестидесяти лет, которым было тяжело принимать участие в хороводах, была отведена роль сказителей мифов о нравственных правилах.

В пляске Платон выделял два рода -«серьёзный род», который воспроизводил движения более красивых тел с возвышенной целью, и низменный, воспроизводивший движения «безобразных» тел. Серьёзный род состоял из мирного и воинственного видов пляски. Воинственная пляска включала в себя уклонения, прогибания, высокие прыжки. Эти движения помогали избежать ударов и поражения стрелами.

В мирной пляске Платон на первый план выдвигает соответствие природе, исполнение государственного закона и высокую мораль. Что касается динамики мирной пляски, то в этом отношении Платоном была сформулирована следующая закономерность: «Чем более человек благопристоен и более закалён в мужестве, тем меньшие движения он производит; если же он труслив и не упражнялся в здравомыслии, то его движения изменяются больше и сильнее» (815е — 816а) [9, с. 160].

Также в классификации хороводов Платона присутствовал «вакхический» вид, который включал пляски «нимф, панов, силенов и сатиров» (815с). Как считает А. Ф. Лосев, эта вакхическая пляска — совсем не тот хоровод Диониса, который устанавливался и контролировался государством [9, с. 161].

Некоторые исследователи полагают, что именно вакхические пляски имели импровизационный характер, то есть в них отсутствовала чёткая последовательность движений. Вакхическая пляска включала в себя прыжки, повороты, бег, а также резкие движения головой, которые могли вызывать головокружение и способствовали вхождению в транс [17, с. 289].

Платон хороводному искусству отводил очень важную роль. Он считал, что ритм и гармония способствуют духовному и физическому развитию человека, поэтому хороводное искусство рассматривалось им как способ воспитания. Искусство хора состояло из двух видов — мусического и гимнастического. Мусическое искусство воспитывало и вело душу к добродетели, телодвижения гимнастического искусства совершенствовали тело (672е — 673а). Следует отметить, что позднее Плутарх тоже говорил о пользе хороводов в физическом плане. В «Застольных беседах» он писал, что

тела участников симпосия — пира, важного общественного института античной Греции, принято упражнять пляской и хороводами [15, с. 8]. Платон также находил, что умение участвовать в хороводах является мерилом воспитанности. Как утверждал философ, «тот, кто не упражнялся в хороводах, человек невоспитанный, а кто достаточно в них упражнялся, тот воспитан» [14]. Пение и пляска хорошо воспитанного человека должны быть прекрасными, таковыми они будут, лишь если он поёт и пляшет что-то прекрасное, если движения тела и напевы выражают душевную и телесную добродетель, а не порок (654Ь — 655Ь). Весьма интересно утверждение Платона о различии движений и напевов мужественных и «трусливых» людей. Так, античный мыслитель считал, что у мужественных они будут прекрасны, а у трусливых — безобразны (655Ь) [14, с. 103]. По его мнению, в античных плясках ярко проявлялись строгая красота, благородство и нежность — те чувства, которые должны были возникать у людей при поклонении богам [4, с. 18].

Гомер из всего наиболее приятного и прекрасного — сна, любви, пения и пляски — только последнюю назвал безупречной [12, с. 36].

Описания данного явления в творчестве Гомера представляют собой существенную ценность для исследования античного хороводного искусства. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Если снова обратиться к упомянутому выше описанию Щита Ахилла (Ил. XVIII, 590-605), то в данном фрагменте у Гомера можно найти многообразные хороводы с разными сложными фигурами сплетения танцующих. Чтобы получить некоторое представление о композиции этого древнегреческого танца, следует обратить внима-

Читайте также  Форте дей марми как добраться

ние на следующие строки: «. ногами искусными то закружатся . то разовьются и пляшут рядами», «. головоходы . чудесно вертятся в средине». Здесь же мы можем обнаружить важную информацию об одеяниях и украшениях исполнителей хоровода — лёгкие льняные одежды и венки у девушек; ризы и серебристые ремни через плечо у мужчин.

В архаический период развития культуры Греции в художественной деятельности человека преобладало стремление сочетать разнообразные средства и способы — танец, пантомиму, пение, игру на музыкальных инструментах, что ярко проявилось в хороводном искусстве. Таким образом, архаический хоровод характеризовался синкретичностью. Подтверждение этому мы находим в гимне к Аполлону Пифийско-му, который приблизительно относят к VII-

1895,История танца от древности до современности: выкладываем все нюансы

Танец является одним из старейших видов искусства. Его появление относят к временам первобытных племен. Естественно, в ту эпоху вид танца и его назначение существенно отличались от современных. Развитие этого искусства прошло несколько этапов, танец менялся, как и общество в целом.

Первобытный танец

Танец нельзя назвать искусством, которое оставляет вещественные исторические памятники. Поэтому историкам трудно определить, когда именно люди начали впервые танцевать. И все же о древности этого события можно судить по найденным в Индии древним наскальным рисункам, где изображены танцующие люди.
Предполагается, что танцевальные движения использовались первобытными людьми еще до появления речи. Так они могли донести друг другу свои эмоции и переживания. Кроме этого, танец мог включать момент игры, давал возможность танцующему «перевоплощаться». Например, охотники вплетали в свой танец движения, характерные животным.
Еще одна особенность древнего танца – прочная связь с ритуалами. Ни один ритуал не обходился без специального тотемического танца, который мог длиться несколько дней.

Этапы развития танцев:

1. Древний танец

Танец начал свою жизнь вместе с человеком. История возникновения танца неразрывно связана с историей человеческой культуры. В самых различных сторонах практической жизни участвовал он. Существовали танцы ритуальные, охотничьи, трудовые, воинские. Они передавались от поколения к поколению, со временем их магический смысл (а им была пронизана природа древнего танца) утрачивался, забывался, но тысячелетиями народ хранил свой особенный пластический язык.

Как бы ни был умен человек, как бы ни был широк круг его интересов, все-таки его жизнь, если он не способен выразить свои чувства в музыке, в песне, в танце, неизбежно оказывается обедненной. Недаром в древней Греции, где так развиты были стремления к воспитанию гармонической личности, философы, как и все граждане, не чуждались танцев, а про великого драматурга и поэта Софокла доподлинно известно, что в честь победы греков над персами он публично пропел и протанцевал «цеап».

Греки понимали природу танцев, понимали, что танец способен раскрыть то, перед чем бессильны драма, музыка, живопись. Тончайшие порывы человеческого чувства подвластны танцу, когда он становится искусством. Посмотрите на древнегреческие стелы, краснофигурные или чернофигурные вазы. Кажется, дай изображениям заговорить, и они потеряют свою выразительность. Здесь сами тела радуют, кричат, ликуют. Мы говорим — это пластика.

Сохранился пример героизма, воплощенного в удивительной форме. В начале прошлого столетия греческие женщины — сулиотки, скрывавшиеся на высотах над Ахероном, видя гибель своих мужей и братьев от рук нарушивших условия мира турок, взялись за руки и под звуки воинственного гимна начали круговую пляску. Каждый раз, когда круг приближался к пропасти, одна из танцующих бросалась вниз. Остальные смыкали руки, танец продолжался, пока ни одной женщины не осталось в живых.

2. Народный танец

Танец был неотъемлемой частью любых народных празднеств. Мы не можем себе представить настоящего веселья без танцев. Энергия радости, по-видимому, особенная энергия, потому что она неизбежно выплескивается, выливается в движение. У каждого народа, у каждой национальности свой особенный свод движений, свой ритм, совершенно особенная пластика. Это закреплялось и оказалось столь же стойким, как национальный костюм, национальный характер. Разные эпохи, изменения в укладе жизни, в социальных и культурных отношениях отражались на танце. На развитие танца влияла и мода.

3. Бальные танцы

Когда танец с площадей перешел в залы дворцов, он стал выражением образа жизни правящих слоев общества. Про излюбленный в XVIII веке менуэт говорили: «Тот, кто хорошо танцует менуэт, делает хорошо все, за что берется, и может за все браться».

Изящество манер, благородство осанки, изысканная почтительность, которые необходимы были в менуэте, составляли необходимейшие качества придворного.
В те времена при дворе появился балет, который очень скоро стал излюбленным развлечением королей. Известно, что Генрих IV и его министр Сюлли танцевали в балете, сочиненном сестрой короля; любил участвовать в балете Людовик XIV.

4. Балет: история танца

В России первый балет был поставлен в царствование Алексея Михайловича на масленице в 1672 году, сюжет его был заимствован из античной жизни.

Танец выдержал долгую битву за то, чтобы стать самостоятельным искусством, отделиться от пения и драмы. И вот Терпсихора стала именоваться музой балета. Появилась такая профессия, как сочинитель танцев, он же в большинстве случаев и их постановщик (мы говорим — балетмейстер).

Удивляла внешне блестящая и всегда нелегкая судьба балерины. В танце закреплялись свои законы, правила, суммировались определенные движения, которые существуют и по сей день. Как в живописи есть цвета, в музыке ноты, так и в классическом балете — определенные позы, движения, из которых, как из букв, балетмейстеры, а потом актеры складывают слова, из слов — фразы, из фраз — поэмы, повести, романы.

Возник особый пластический язык, способный передавать сложнейшие движения души. Язык, которому учатся с невероятным упорством и самоотвержением десятки лет, всю жизнь.

Но тысячи людей могут не знать и не знают этого языка. Они танцуют вальс, фокстрот, краковяк, полечку, танго, шейк, летку-енку… Об этих танцах, о стиле, о культуре, которая должна быть видна в их исполнении, — особый разговор.

история возникновения народного танца, этапы развития танца, история возникновения танца, балет история танца

Танцы древних культур

Упоминания о плясках можно встретить в Ветхом Завете. Археологические находки свидетельствуют о наличие этого искусства в древнем Египте. Судя по старинным рисункам, там были распространены коллективные женские танцы.
Глубокими танцевальными традициями богата Индия. До сегодняшнего дня дошли 2 вида – чистый танец (Нритта) и сюжетный танец (Нритья). Нритта представляет собой движения тела, сочетающиеся с жестами рук. Нритья – танец, рассказывающий определенную историю. Для этого танцевального вида пишутся специальные поэмы. В древней Индии также большую роль играли ритуальные танцы, исполняющиеся на специальных площадках в храмах.
В Древних Китае и Японии искусство танца также успешно развивалось. Первоначально танец был преимущественно частью ритуалов, а профессия танцовщицы перекликалась с профессией жрицы. Позднее, искусству танца стали обучать всех девушек. Кроме того, на Дальнем Востоке был развит сюжетный танец, который был нераздельно связан с театром.
В Древней Греции танец играл в жизни общества важную роль, здесь наряду с другими древнегреческими богами почиталась Терпсихора – богиня танца. Именно от греческого термина «Χορός» произошло понятие «хореография». В Греции имелось несколько видов танца – ритуальный, военный, сюжетный, брачный и салонный. Мужчины и женщины танцевали раздельно.

Индия

Глубокие танцевальные традиции имеет индийская культура. Танец был характерным действием бога Шивы (Натараджа). Индийский трактат по танцу назывался Натьяшастра, где описаны не только виды танцы, но и танцевальные переходы (карана). У всех форм классического танца в Индии есть два аспекта: Нритта и Нритья. Нрита можно охарактеризовать как чистый танец, то есть абстрактные движения тела, согласованные с хастами (жестами рук). Нритья — это сочетание чистого танца с сюжетным. В Индии существует поэмы, специально написанные для исполнения в танце. Например, «Гитаговинда» Джаядевы. Поскольку танцы изначально занимали большое место в храмовых ритуалах, архитектор на территории храма предусматривал специальную площадку. Некоторую популярность индийские танцы в Европе приобрели благодаря Мата Хари.

Дальний Восток

В Китае танец сохранил архаические ритуальные черты, исполняемые коллективно во время общенародных праздников: танец льва и танец дракона. В Японии профессия танцовщицы переплеталась с профессией жрицы (мико). Танец представлял собой пантомиму, которая содержала в себе определенное повествование (Кагура). Развитый японский танец получил название Нихон-буё, суть которого раскрывалась в чередовании определенных заранее заученных поз (ката). Танец считался неотъемлемым элементом женского образования, наряду с икебаной и каллиграфией. Существенным атрибутом японских танцовщиц был веер. На Востоке танец содержательно был неотделим от театра (но, кабуки).

Средневековье

С распространением христианства танцы начинают восприниматься как пережиток язычества и подвергаются критике. Ритуальный танец практически исчезает. Пляски превращаются в низменное порицаемое занятие: пляска святого Вита и пляска смерти XIV века. Тем не менее, в Европе начинается «танцевальная революция», когда танец становится привилегией господствующего класса. Постепенно формируется и приобретает важное значение салонный танец и понятие бала, где завершенный вид получает парный танец с непременным кавалером и дамой. Первый бал исторически зафиксирован в 1385 году в Амьене. Примером староевропейского танца является бранль, павана, аллеманда, фанданго, сардана, муишеранга. Вместе с цыганами приходит танец фламенко. В Польше распространение получил краковяк.

Древняя Греция

Авлет и танцовщица с кроталами. Изображение на античном краснофигурном килике (ок. 520 г. до н.э.; ч/б фото цв. оригинала). Британский музей (Лондон)

Танец (греч. Χορός) широко был представлен в культуре Древней Греции. От греческого наименования танца происходит понятие хореография. Среди греческих богинь была особая богиня танца Терпсихора. Широко представлены религиозные танцы, которые исполняли корибанты и вакханки. Важным значением Древней Греции была определенная секуляризация танца. Существовали также брачные, военные (коллективный танец с оружием), театральные (с элементами пантомимы) и даже салонные. Мужчины и женщины танцевали порознь.

Новое Время

В 1589 году появляется танцевальный учебник Туано Арбо, который свидетельствует о появлении классического танца. В XVII (17) веке появляется балет, с такими характерными танцами как менуэт и контрданс. В 1713 году в Париже была учреждена первая балетная школа, занятия которой проводились в Королевской опере. В XVIII (18) веке появляется вальс, болеро и кадриль, а в XIX (19) веке — полька. Известной балериной XIX (19) века была исполнительница роли Жизель Карлотта Гризи.

В 1830 году в Париже (Монпарнас) появился сценический женский танец канкан, отличительным элементом которого были энергичные махи ногами, поднятие юбок и эффектный шпагат в конце. Известной исполнительницей канкана была Ла Гулю. В 1868 году во Франции появился такой танцевальный жанр как бурлеск, от которого впоследствии отпочковался стриптиз (Мулен Руж, 1893 год).

В 1892 году появляется Танец модерн (Лои Фуллер), который впоследствии развила и популяризовала Айседора Дункан

В 1911 году образуется Русский балет Дягилева, в котором активное участие принимали Вацлав Нижинский и Матильда Кшесинская. В 1934 году Ваганова публикует работу Основы классического танца

Наши дни

В начале XX века появились такие танцы, как фокстрот, чарльстон, ча-ча-ча. Немалую роль в появлении современного танца сыграла афроамериканская традиция свинга и музыка джаз. Конфликтность танца партнеров акцентирована в танцах пасодобль и танго. Мировую известность приобрела бразильская карнавальная самба. Взаимопроникновение восточных и западных традиций создали такое танцевальное направление, как японское буто. В 1970-х годах в Нью-Йорке возникает контактная импровизация — техника, оказавшая значительное влияние на развитие западного современного танца. В это же время в американской уличной хип-хоп культуре зарождается брейкинг.

В конце XX века под влиянием клубной субкультуры появились танцы с характерными эротическими движениями, такие, как гоу-гоу.

В жизни Древней Греции танец занимал важное место. Многие писатели античности посвятили ему многие страницы и целые трактаты, бесчисленны изображения. — презентация

Презентация на тему: » В жизни Древней Греции танец занимал важное место. Многие писатели античности посвятили ему многие страницы и целые трактаты, бесчисленны изображения.» — Транскрипт:

2 В жизни Древней Греции танец занимал важное место. Многие писатели античности посвятили ему многие страницы и целые трактаты, бесчисленны изображения танцующих в скульптуре и вазовой живописи.

3 Дошедшие до нас памятники искусства и литературы доказывают, что танец в Древнем Египте имел немаловажное значение. В домашнем кругу, в общественном месте, в храме – всегда и везде встречается танец. Почти ни одно празднество, ни одна торжественная религиозная церемония не обходилась без танцев.

4 В Греции танцевали все – от крестьян до Сократа. Танцы не только входили в число общеобразовательных дисциплин, но им охотно продолжали обучаться и взрослые люди (например, Сократ в уже преклонном возрасте загорелся желанием разучить понравившийся ему танец.

5 Танец господствовал в Египте как выражение экстаза, радости. Ликование и танец являлись синонимами в поэзии египтян. Танцевальными ритуалами было окружено большинство древнеегипетских священных культов.

6 Все танцы античности исполнялись для зрителей, а не для удовольствия попрыгать и не для собственного развлечения. Но некоторой танцевальной техникой обладали все граждане греческой общины. Общее количество древнегреческих танцев превышало две сотни.

7 Танцы древних греков можно разделить на священные (обрядовые, ритуальные), военные, сценические, общественно-бытовые.

8 Существовали в Египте и так называемые астрономические танцы жрецов, которые изображали движение различных небесных тел, гармонически распределенных во Вселенной.

9 Священные пляски по преданию были перенесены в Грецию из Египта Орфеем. Он увидел их во время храмовых празднеств египтян. Но движения, жесты он подчинил своему ритму, и они стали больше соответствовать характеру и духу греков. Эти пляски исполнялись под звуки лиры, отличались строгой красотой. Праздники, а значит и танцы, часто посвящались разным богам: Дионису, богине Афродите, Афине. Они отражали определенные дни трудового календарного года.

10 Военные пляски в Древней Греции играли большую роль в воспитании мужества, патриотизма, чувства долга у юношества. Обычно военные, прически, пляски исполняли двое. Существовали также массовые пиррихий, в которых танцевали одни юноши, а иногда вместе с юношами плясали и девушки. Военные пляски воспроизводили бой, различные боевые перестроения, это были сложные хореографические композиции. В руках у танцующих были луки, стрелы, щиты, зажженные факелы, мечи, копья, дротики. В сюжетах героических танцев, как правило, находили отражение мифы и предания о героях.

11 Ввиду той важной роли, которую играл танец в египетских ритуалах, очевидно существовали особые заведения, где готовили танцовщиц, музыкантш и певиц, имеется даже указание на то, что при храме Амона была своя хореографическая школа, выпускающая жриц- танцовщиц

12 Богами-покровителями веселья, музыки и танцев у египтян являлись Хатор, Нехемаут и бородатый карликообразный Хатий. Хатий изображался всегда либо приветствующим бога солнца, либо танцующим и играющим на музыкальных инструментах перед ним или перед богиней Хатор.

История танца от древности до современности

Международный день танца (англ. International Dance Day) — праздник, посвященный всем стилям танца, отмечается 29 апреля. Инициирован в 1982 год у Международным советом танца ЮНЕСКО.

Дата была предложена педагогом и хореографом Петром Гусевым в память о родившемся в этот день французском балетмейстере, теоретике и реформаторе балета Жан-Жорже Новерре (1727—1810), вошедшем в историю как «отец современного балета».

По замыслу учредителей, Международный день танца призван объединить все направления танца, стать поводом для чествования этой формы искусства, её способности преодолевать все политические, культурные и этнические границы, возможности объединять людей во имя дружбы и мира, позволяя им говорить на одном языке — языке танца.

С того момента, когда человек начинает ходить, двигаться, бегать, он выражает себя пластически. Иногда, чтобы понимать друг друга, достаточно жеста, поворота головы, взгляда. Посмотрите — вот идет по улице в сумерках пара. Вы их видите только со спины — и все же сразу определите, просто знакомые они или влюбленные. Это пластика. Когда у человека горе, он окаменевает. И страдание молчащего человека не спутаешь с задумчивостью пытливой юности. Это тоже пластика. К пластическому выражению своих эмоций способны все, поэтому танец соединяет людей.

История возникновения и развития танцев богата и многогранна.

Танец является одним из старейших видов искусства. Его появление относят к временам первобытных племен. Естественно, в ту эпоху вид танца и его назначение существенно отличались от современных. Развитие этого искусства прошло несколько этапов, танец менялся, как и общество в целом.

Первобытный танец

/>Танец начал свою жизнь вместе с человеком. История возникновения танца неразрывно связана с историей человеческой культуры. Существовали танцы ритуальные, охотничьи, трудовые, воинские. Они передавались от поколения к поколению. Как бы ни был умен человек, как бы ни был широк круг его интересов, все-таки его жизнь, если он не способен выразить свои чувства в музыке, в песне, в танце, неизбежно оказывается обедненной. Недаром в древней Греции, где так развиты были стремления к воспитанию гармонической личности, философы, как и все граждане, не чуждались танцев, а про великого драматурга и поэта Софокла доподлинно известно, что в честь победы греков над персами он публично пропел и протанцевал «цеап».

Греки понимали природу танцев, понимали, что танец способен раскрыть то, перед чем бессильны драма, музыка, живопись. Тончайшие порывы человеческого чувства подвластны танцу, когда он становится искусством. Посмотрите на древнегреческие стелы, краснофигурные или чернофигурные вазы. Здесь сами тела радуют, кричат, ликуют. Мы говорим — это пластика.

Историкам трудно определить, когда именно люди начали впервые танцевать. И все же о древности этого события можно судить по найденным в Индии древним наскальным рисункам, где изображены танцующие люди.

Предполагается, что танцевальные движения использовались первобытными людьми еще до появления речи. Так они могли донести друг другу свои эмоции и переживания. Кроме этого, танец мог включать момент игры, давал возможность танцующему «перевоплощаться». Например, охотники вплетали в свой танец движения, характерные животным.
Еще одна особенность древнего танца – прочная связь с ритуалами. Ни один ритуал не обходился без специального тотемического танца, который мог длиться несколько дней.

Танцы древних культур

Упоминания о плясках можно встретить в Ветхом Завете. Археологические находки свидетельствуют о наличие этого искусства в древнем Египте. Судя по старинным рисункам, там были распространены коллективные женские танцы.
Глубокими танцевальными традициями богата Индия. До сегодняшнего дня дошли 2 вида – чистый танец (Нритта) и сюжетный танец (Нритья). Нритта представляет собой движения тела, сочетающиеся с жестами рук. Нритья – танец, рассказывающий определенную историю. Для этого танцевального вида пишутся специальные поэмы. В древней Индии также большую роль играли ритуальные танцы, исполняющиеся на специальных площадках в храмах.
В Древних Китае и Японии искусство танца также успешно развивалось. Первоначально танец был преимущественно частью ритуалов, а профессия танцовщицы перекликалась с профессией жрицы. Позднее, искусству танца стали обучать всех девушек. Кроме того, на Дальнем Востоке был развит сюжетный танец, который был нераздельно связан с театром.
В Древней Греции танец играл в жизни общества важную роль, здесь наряду с другими древнегреческими богами почиталась Терпсихора – богиня танца. Именно от греческого термина «Χορός» произошло понятие «хореография». В Греции имелось несколько видов танца – ритуальный, военный, сюжетный, брачный и салонный. Мужчины и женщины танцевали раздельно.

Средневековье и эпоха Возрождения

В средние века в Европе с приходом Христианства танец начинают считать пережитком языческого прошлого. Ритуальный танец исчезает практически полностью, и даже народные пляски не одобряются. Однако в XIV веке среди знати получают распространение салонные танцы (бранль, сардана, павана и другие), которые танцуют дама и кавалер парно. Становятся популярными балы.
В эпоху Возрождения развиваются и салонные, и сценические танцы. В XVII веке появляется балет, открывается первая балетная школа. В XVIII веке зарождаются вальс, кадриль и болеро. Появляется профессия танцмейстера (хореографа).

Современные и народные танцы

Танец был неотъемлемой частью любых народных празднеств. Мы не можем себе представить настоящего веселья без танцев. Энергия радости, по-видимому, особенная энергия, потому что она неизбежно выплескивается, выливается в движение. У каждого народа, у каждой национальности свой особенный свод движений, свой ритм, совершенно особенная пластика. Это закреплялось и оказалось столь же стойким, как национальный костюм, национальный характер. Разные эпохи, изменения в укладе жизни, в социальных и культурных отношениях отражались на танце. На развитие танца влияла и мода. Народные танцы развивались в каждой стране и также как национальная одежда или архитектура имеют свои неповторимые у каждой национальности особенности. У каждого народа имелись танцы с разным настроением и назначением. До наших дней дошли, в основном, веселые танцы, без которых ранее не обходилось ни одно народное гуляние.

Читайте также  Где похоронен паганини

Бальные танцы

Когда танец с площадей перешел в залы дворцов, он стал выражением образа жизни правящих слоев общества. Про излюбленный в XVIII веке менуэт говорили: «Тот, кто хорошо танцует менуэт, делает хорошо все, за что берется, и может за все браться».

Изящество манер, благородство осанки, изысканная почтительность, которые необходимы были в менуэте, составляли необходимейшие качества придворного.
В те времена при дворе появился балет, который очень скоро стал излюбленным развлечением королей. Известно, что Генрих IV и его министр Сюлли танцевали в балете, сочиненном сестрой короля; любил участвовать в балете Людовик XIV.

В XX-XXI веке появилось множество новых танцевальных направлений – свинг, хастл, брейк-данс, контемпорари и т.д. Развились бальные, исторические танцы. Современные танцы принято делить на 3 обширные группы:
•сценические;
•конкурсные;
•увеселительные.

Балет.

В России первый балет был поставлен в царствование Алексея Михайловича на масленице в 1672 году, сюжет его был заимствован из античной жизни.

Танец выдержал долгую битву за то, чтобы стать самостоятельным искусством, отделиться от пения и драмы. И вот Терпсихора стала именоваться музой балета. Появилась такая профессия, как сочинитель танцев, он же в большинстве случаев и их постановщик (мы говорим — балетмейстер).

Удивляла внешне блестящая и всегда нелегкая судьба балерины. В танце закреплялись свои законы, правила, суммировались определенные движения, которые существуют и по сей день. Как в живописи есть цвета, в музыке ноты, так и в классическом балете — определенные позы, движения, из которых, как из букв, балетмейстеры, а потом актеры складывают слова, из слов — фразы, из фраз — поэмы, повести, романы.

Возник особый пластический язык, способный передавать сложнейшие движения души. Язык, которому учатся с невероятным упорством и самоотвержением десятки лет, всю жизнь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector