Богиня, мечтающая стать цербером
Молодая, подающая большие надежды актриса Приморского академического драматического театра им. М. Горького Евгения Богинская решила поменять профессию. А для этого ей пришлось распрощаться с академическими подмостками и родным Приморьем.
Всему причиной — поступление в аспирантуру Санкт-Петербургской академии театрального искусства на курс режиссуры.
Что и говорить, хороша была Евгения в роли Кати в спектакле «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина: искренняя, порывистая, не терпящая компромиссов. Чего только стоила ее яростная игра на ударных инструментах, которая добавляла образу сочных красок! С особым чувством относилась актриса к роли Маши в чеховских «Трех сестрах», любила роль Зои в «Пяти вечерах» Александра Володина, ей была близка Нина — героиня в «Старшем сыне» по пьесе Александра Вампилова. Критики отмечали как актерскую удачу ее роль Эбби в сложной психологической драме «Любовь под вязами» Юджина О. Нила. Впрочем, Евгения могла быть смешной и нелепой в роли Фрекен Бок в постановке «Малыш и Карлсон». Или могла вместе с подругой — актрисой академического театра Ксенией Кравец «замутить» региональный фестиваль театрального капустника «Золотой голубец», да так, что город вздрогнул, а театральная молодежь всех шести приморских театров однажды объединилась в едином порыве! В тот период студенческое прозвище Жени — Богиня — обрело новый статус.
Теперь это — область воспоминаний.
— Я просто меняю профессию, — говорит Евгения. — Было время, когда я и не мечтала стать актрисой. Все получилось как-то вдруг: выбор вуза, четыре года учебы, работа в театре. О том, чтобы ставить спектакли, я тоже не помышляла.
И опять сработало это «вдруг». Декан театрального факультета Дальневосточной академии искусств заслуженный артист России Александр Запорожец предложил Жене попробовать свои силы в качестве преподавателя на кафедре актерского мастерства. Ее дебютом в качестве режиссера стала постановка пьесы современного драматурга Алексея Слоповского «Пьеса № 27». История любви мужчины и женщины.
— Тогда я еще не понимала, что такое «живой театр». Это как раз то, к чему я сейчас стремлюсь. Получилось в итоге что-то больше похожее на «жизнь — буффонада». Нечто не очень реалистичное. Но знаки, символы, образы в спектакле получились настоящие.
Именно с этим спектаклем и отправились на Ярославский театральный фестиваль студенты-дипломники академии искусств во главе с Евгенией.
— В театральном институте в Ярославле я попала на мастер-классы режиссера Александра Кузина, — рассказывает Женя.
— Здесь впервые столкнулась с питерской театральной школой, с такими звучными именами, как Кацман, Корогодский, Додин, Фельштинский. Я поняла, что соприкоснулась с чем-то неизведанным, волнующим до дрожи в коленках.
Во Владивосток Богинская летела уже охваченная идеей — поступать в аспирантуру. И ведь поступила! В мастерскую Вениамина Фельштинского. Спустя довольно короткое время поняла, что заочное обучение режиссуре — это миф. Учиться этой профессии можно только очно.
Евгения не вдается в подробности: как готовила себя к разговору с художественным руководителем театра Ефимом Звеняцким. Его бурная реакция на уход из театра перспективных актеров, занятых в репертуаре, понятна. Но Ефим Семенович отнесся с пониманием, пожалуй, даже с уважением к выбору Евгении, к ее успешному поступлению.
— Мне кажется, я буду жестким режиссером, — говорит Женя. — Я убеждена, что режиссеру в театре отведена роль цербера. У меня, конечно, слишком незначительный опыт работы со студентами, в качестве режиссера… Но точно знаю, что если я очень требовательна к себе, то и от актеров, от исполнителей намерена требовать многого. Мне самой всегда было интересно наблюдать, как режиссер работает с другими актерами, а не судачить в это время в курилке о всякой ерунде, если репетируют не твою мизансцену. Чтобы потом за две недели до премьеры возбужденно обсуждать, что «премьера на носу, а у режиссера ни черта не сделано». Да это у тебя, у актера, ни черта не сделано! Поверьте: нет такого режиссера, который хотел бы провалить свою постановку и чтобы его актеры дурно выглядели, мягко говоря. Очень важен момент дисциплины в театре. Нас со студенческой скамьи учат, что театр — дело коллективное. А мы приходим после академии в труппу… и порой расходимся по углам. Знаете, вот как стране нужна национальная идея, так и конкретному театру она нужна, просто необходима для того, чтобы оставаться живым, настоящим театром. Ведь те, кто сознательно приходит в театр, безусловно, понимают, что пришли сюда не за деньгами. Но все эти попытки подзаработать на стороне — они уводят актера от чего-то очень важного, подлинного. Хотя, чего там говорить, все хотят есть и носить новые зимние сапоги. Сколько ж можно старые латать.
* * *
Труды Станиславского, Немировича-Данченко, Эфроса Богинская не просто знает, она их читает с пристрастием. Во-первых, это интересно и очень важно для перспективы творческого роста. А во-вторых, просто необходимо для написания диссертации на тему «Методы работы с артистами», над которой Евгения сейчас трудится.
Совет, который Станиславский частенько давал актерам: «Отхаркайтесь перед входом в театр», — Женя оценила по достоинству.
— Мне нравятся такие емкие словечки, сказанные со смыслом и в точку. Я не преминула этот совет взять на вооружение в работе со студентами, предлагая им перед входом в аудиторию виртуально проделать эту процедуру. Другими словами: освободиться от ненужного трепа, обсуждения бытовых и прочих тем! Ведь на занятиях предстоит заниматься душой и телом. Тренировать их, стремясь довести до совершенства. Да и какой с тебя толк на репетиции с включенным мобильником?
— А как ты сама проходила этот путь, будучи студенткой?
— На курсе народного артиста России Александра Славского этому быстро учили! Никакой расслабухи! Помимо профессиональных навыков нам и законы театра вколачивали в мозги.
С тех пор Женя очень трепетно относится к театральным традициям. Некоторые несоответствия мифов и реальности, когда переступила порог театра, ее просто страшно разочаровывали и огорчали. Ну как можно в уличной обуви, в которой прошествовал по всей Светланской, являться на репетицию и ходить себе преспокойненько по сцене, застеленной театральными половиками? И если это позволяют себе актеры со званиями, то чего ж тогда требовать от студентов и начинающих актеров? Всякая небрежность по отношению к роли, к партнеру всегда ранила ее или попросту бесила.
— Как актриса ты позволяла себе спорить с режиссером по поводу своей роли?
— Нет! Ведь я понимаю, где я и где режиссер. Тут не надо много говорить, вступать с режиссером в дебаты. А если у меня есть свои картинки, свое видение роли, то я могу лишь показать свои соображения на репетиции. А уж режиссеру решать, насколько это интересно.
— Ты легко покидаешь театр, город, друзей?
— Есть много крепких нитей, связывающих меня с Приморьем. И родня, и друзья. Я успела сказать слова благодарности еще раз своим потрясающим педагогам — Александру Славскому и Владимиру Сергиякову. Своему глубокоуважаемому режиссеру — художественному руководителю театра Ефиму Семеновичу Звеняцкому. Конечно, буду грустить по нашей гримерке. У нас была славная атмосфера. Свой такой мирок. Конечно, по Ксюше Кравец, ведь она для меня и подруга, и идейный товарищ! А еще непросто покидать свою квартиру, где мы с мужем Михаилом сумели создать особое пространство. Даже вид из окна смотрится так, словно это пейзаж в раме. Здесь все придумано и сотворено нами…
А я — как гость этого дома — добавлю: наполнено фантазией и любовью, нежностью друг к другу и мечтами о будущем… которое с отъездом Евгении приобретает иные черты.
Во время общения с Женей и ее мужем Михаилом разговор сам собой зашел об «утечке молодых кадров» из Приморья в принципе. Насколько интересно Жене потом, после учебы в Питере, вернуться во Владивосток уже в качестве театрального режиссера? На подобный вопрос у Богинской, пожалуй, уже готов ответ:
— А кто тут меня ждет, обновленную? Владивосток легко отпускает, поскольку не может многого дать, пообещать, обнадежить, что не подведет и не подставит… Мы покидаем Владивосток не без грусти, — говорит Женя, — но ведь там, в Питере, уже столько наших, что мы буквально вливаемся в приморскую диаспору. Это тоже о чем-то говорит.
Впереди у Жени Богинской пять лет учебы… За это время она сможет посмотреть множество разных спектаклей разных режиссеров. Постарается постичь питерскую театральную школу и секреты ее режиссуры. Но главное в самой Жене уже есть — убежденность в том, что именно театр создает своего зрителя, а не наоборот. И если на сцене появляется что-то умное, глубокое, добросовестно сделанное, то обязательно умнеет и зритель.
Свет рампы, сцена и богиня золотая
В апреле в Свердловской области прошла Всероссийская акция в поддержку чтения «Библионочь-2019». В Среднеуральске Библионочь прошла на двух площадках – в библиотеке ДК и филиале №1 на Куйбышева, 6.
Акция проходит в Свердловской области уже в восьмой раз. В этом году тематика «Библионочи» определена проходящим в России Годом театра и прошла под девизом «Давайте поменяемся ролями».
— Театр – это настолько интересная тема, и к акции присоединились не только традиционные ее участники – библиотеки, музеи и книжные магазины, но и еще и культурно-досуговые учреждения. Это и детские школы искусств, и самодеятельные театральные коллективы, а их в регионе 648, все они продемонстрируют свои возможности, – сказала министр культуры Свердловской области Светлана УЧАЙКИНА.
Помимо основной темы, в программах Библионочи отразилась и тематика Года П.П. Бажова, объявленного в Свердловской области в 2019 году указом губернатора Евгения Куйвашева. Так, в Свердловской областной библиотеке для слепых представили отдельную программу «Малахитовый театр Бажова», включившую экскурсию по сказам уральского литератора «География. Люди. Мастера и акцию благотворительного фонда «БАЖОВ»: «Урал читает Бажова». В этот раз она — уникальна – произведения литератора вместе прочли и зрячие, и незрячие люди. Мероприятия акции «Библионочь-2019» прошли во всех муниципалитетах региона.
Всего в празднике чтения приняли участие более 600 учреждений, в которых было проведено более 2,5 тысячи мероприятий. События акции посетили более 40 тысяч свердловчан, более четырех тысяч в ходе «Библионочи» записались в библиотеки.
Библионочь в Среднеуральске
В филиале на Куйбышева открыло представление «Литература и театр» (отв. Е.П. Ахметшина). Юные артисты Дома детского творчества — студия «Большая премьера» (рук. Я.А. Пенькова) и студия хореографии «Свой стиль», группа «Вдохновение» (рук. Е.А. Шибанова) показали уже полюбившийся зрителям отрывок из романа «Мастер и Маргарита».
Виртуальное путешествие в историю сценического мастерства – от древнегреческих мистерий до концептуальных идей современного театра — под девизом: «Театра мир откроет нам свои кулисы…» провела Т.Ю. Коняева.
Игровую познавательную программу «Театральный микс», в которой приняли участие юные гости Библионочи, провела Е.И. Белоногова. Конкурсная программа состояла из нескольких этапов: «Театр пантомим» и конкурсов: актерского мастерства, «Говорят животные», «Изобрази». Зрители также с удовольствием наблюдали за юными участниками музыкальной сказки — экспромта «Вася-Василек», задача которых была обыграть в пантомиме содержание текста и музыкальных отрывков.
Литературно-краеведческую экскурсию «Радуга сказов П.П. Бажова», посвящённую 140-летию со дня рождения писателя, провела Е.Н. Князева. Участники мероприятия познакомились с творчеством великого сказочника Урала, чьи произведения учат добру, щедрости, трудолюбию, воспитывают уважение к людям труда; узнали интересные факты из его биографии, совершили виртуальное путешествие по залам Домов-музеев писателя, расположенных в Екатеринбурге и Сысерти.
Для полного погружения в атмосферу в зале были представлены изобразительные работы учащихся Детской школы искусств (Среднеуральск) — иллюстрации к любимым с детства сказам «Голубой полоз», «Синюшкин колодец», а также сама Хозяйка Медной горы. Экспозицию дополнили уральские минералы из коллекции горных пород одной из выставок библиотеки и тематическая книжная выставка.
Кстати, с прообразом Хозяйки Медной горы можно было встретиться в таинственной «Комнате предсказательницы Златы бабы». История Златы бабы — золотого идола северных народов Сибири и Урала, богини, олицетворяющей женское начало (материнство, плодородие), — поистине удивителен. По легенде, манси спрятали свое прекрасное и ужасное сокровище от завоевателя Сибири Ермака Тимофеевича. С тех пор никто не смог найти Золотую бабу. В числе таких исследователей был уральский писатель Павел Бажов, неспроста в образе повелительницы уральских недр в его сказах выступает Хозяйка Медной горы. Гипотеза об идентичности Хозяйки с легендарной Золотой бабой имеет под собой полное основание. На Библионочи в библиотеке роль предсказательницы исполнила Н.Н. Слесарева.
Добавим, что в соответствии с тематикой Библионочи-2019 в библиотеке была представлена выставка-вернисаж «Волшебный мир сцены» (отв. Е.Н. Князева) с харизматичными работами учащихся ДШИ, посвященные мастерству актеров, танцоров и музыкантов. Выставку дополнили афиши и программки Свердловских театров 60-80-х годов из архива краеведа В.И. Гриневича. Книжная выставка «Театр начинается с книги» (отв. Л.Н. Ахманаева) представила литературные произведения великих драматургов, биографии, фото театральных деятелей и известных актеров.
Библионочь в Центральной библиотеки Дворца культуры прошла под девизом «От книги к театру». При входе была оформлена книжная выставка «Прекрасен мир театра», которую представляла Л.А. Бикинеева. Для желающих Ю.Ф. Брюшкова провела мастер-класс по изготовлению театральных масок.
Маленькие посетители Библионочи в течение всего вечера с удовольствием мастерили эти красивые театральные аксессуары и ушли с подарками, изготовленными своими руками.
Библионочь торжественно открыла директор МБУК «Централизованная библиотечная система» М.В. ГРАЧЕВА:
— Наша цель — повысить имидж библиотеки в читательской среде, сформировать представление о современной библиотеке как открытой среде для интересного чтения, неформального общения и познавательного досуга. Главная идея – показать библиотеку и нас, библиотекарей, с необычной стороны.
Ведущая вечера Л.Г. Астапова представила программу театральной студии «Голос» из Верхней Пышмы (рук. М.И. Котенко). Зрителям продемонстрировали такие жанры театрального искусства, как оперетта в исполнении Т. Курбановой, драматический спектакль в исполнении К. Волковой, эстрадный театр в исполнении Т. Курбановой и Г. Шилова, вокальный жанр — песню «Я — итальянец» исполнил солист Т. Слободчиков.
Продолжили программу участники театральной студии «Браво» МАОУ ДО «Дом детского творчества» Верхней Пышмы (рук. Н.В. Резникова). В программе прозвучали: отрывок из «Сказки про Федота Стрельца», монолог Клеопатры, монолог Наташи Ростовой из романа «Война и мир», отрывок из поэмы М. Лермонтова «Маскарад». Ребята показали свое танцевальное мастерство и были удостоены бурных зрительских аплодисментов и многократных «Браво»!
В заключение младшие участники театральной студии «Голос» показали спектакль «Сказ про волшебника Ого-го-ха и мышей, ведущих себя очень плохо».
Все участники Библионочи получили огромное удовольствие и массу незабываемых впечатлений. Такие сделанные с душой мероприятия пользуются неизменной популярностью.
В региональном Минкультуры отмечают, что ежегодно интерес к акции «Библионочь» растет. Если в первых акциях в 2012 и 2013 годах принимали участие всего шесть-семь библиотек в Екатеринбурге, то в 2018 году к акции присоединились 592 площадки из 98 муниципалитетов.
новосибирский государственный
драматический театр
Наизнанку
СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ
23 Октября, суббота
Объявлена программа фестиваля ХАОС
18 июня в Новосибирске прошла пресс-конференция, посвященная проведению II Международного фестиваля актуального театра ХАОС. О концепции форума, афише основной театральной программы, шоукейсе новых негосударственных театров Новосибирска и процессах арт-резиденции рассказали министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева, директор театра «Старый дом» и фестиваля ХАОС Антонида Гореявчева, главный режиссер театра «Старый дом» Андрей Прикотенко, арт-директор фестиваля ХАОС Оксана Ефременко. По видеосвязи к коллегам присоединилась программный директор Фестиваля «Золотая Маска» Мария Бейлина.
Основная программа и Шоукейс II Международного фестиваля актуального театра ХАОС позволяет говорить о наличии разных режиссерских поколений. При этом авторы спектаклей переписывают классику, ставят свежие пьесы, изобретают новые способы текстопорождения или вовсе обходятся без текста, значительно расширяя возможности присутствия «реального» на сцене и способов обращения с ним. Важнейшим отражением времени становится значительное число независимых театральных коллективов в программе, которые появились совсем недавно, однако активно заявили о себе. Благодаря сотрудничеству «Золотой Маски» и ХАОСА новосибирцы увидят спектакли из множества городов России. Многие театры приедут в Новосибирск впервые, в том числе Театр на Бронной, Театр на Таганке, Санкт-Петербургский ТЮЗ им. Брянцева, Никитинский театр и Архангельский молодежный театр.
Второй фестиваль пройдет в Новосибирске с 17 по 31 октября 2021 года. 14 спектаклей основной программы, 7 спектаклей шоукейса, проекты арт-резиденции и исследовательская конференция — такую программу готовит к октябрю международный фестиваль актуального театра ХАОС. Билеты на основную программу, представленную лучшими спектаклями со всей страны уже доступны на сайте фестиваля.
17 октября фестиваль откроют проекты, созданные в арт-резиденции совместными усилиями кураторов и резидентов. В 2021 году организаторы предложили обсудить темы экологии, телесности, информации, этики через искусство театра и перформанса в локальном контексте Новосибирска.
18–21 октября состоится шоукейс новых негосударственных театров Новосибирска:
• «Прах Богини», театр «Синестетика», режиссер Андрей Короленко
• «Сыра земля», театр «Мастерская Крикливого и Панькова», режиссер Полина Кардымон
• «Маруська», театр «Мастерская Крикливого и Панькова», режиссер Варвара Попова
• «Несильный», «Инклюзион. Театр. Школа. Новосибирск», режиссер Анна Зиновьева
• «Быть зиме», Сибирский камерный «13 трамвай», режиссер Ирина Дремова
• «Зга», театр «Понедельник выходной», режиссер Сергей Дроздов
• «Рот, полный птиц», театр «1961», режиссер Дарья Шелковникова
22 октября организаторы фестиваля запланировали исследовательскую конференцию «Практика кураторства в театре», на которой теоретики и практики театрального процесса обсудят принципы кураторства и рефлексии современных театральных тенденций.
22–31 октября пройдет основная театральная программа, в которой поучаствуют театры Воронежа, Казани, Омска, Архангельска, Томска, Санкт-Петербурга и Москвы:
• «Занос», театр «Практика» (Москва), режиссер Юрий Квятковский
• «Бесы», Театр на Бронной (Москва), режиссер Константин Богомолов
• «Мещане», ТЮЗ им. А.А. Брянцева (Санкт-Петербург), режиссер Елизавета Бондарь
• «Дальше», Томский ТЮЗ (Томск), режиссер Дмитрий Гомзяков
• «Чернобыльская молитва», Никитинский театр (Воронеж), режиссер Дмитрий Егоров
• «Артем Томилов», «Пятый театр» (Омск), режиссер Артем Томилов
• «Lё Тартюф. Комедия», Театр на Таганке (Москва), режиссер Юрий Муравицкий
• «Папа встретит меня в L.A.», Архангельский молодежный театр (Архангельск), режиссер Маским Соколов
• «Тайм-аут», театр «Красный факел» (Новосибирск), режиссер Петр Шерешевский
• «Комитет Грустящего Божества», театр POST (Санкт-Петербург), режиссер Дмитрий Волкострелов
• «Дорогой мистер Смит», театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург), режиссер Алексей Франдетти
• «Горемычные танцы», театр «ТРУ» (Санкт-Петербург), режиссер Александр Артемов
• «Умаление мира», театральная площадка MOÑ (Казань), режиссер Марина Давыдова
• «Анна Каренина», театр «Старый дом» (Новосибирск), режиссер Андрей Прикотенко
Реализация проекта осуществляется при поддержке Министерства культуры Новосибирской области в рамках нацпроекта «Культура». Партнером фестиваля ХАОС – 2021 выступает Российская национальная театральная Премия и Фестиваль «Золотая маска». Цель партнерства — показать в Новосибирске спектакли разных форматов, стилей и географии. «Золотая Маска» как самый крупный отечественный театральный форум, ориентированный на то, чтобы каждый год собирать в своей афише наиболее яркие театральные события страны, уже не в первый раз выступает в качестве театрального проводника в столице Сибири. Однако диалог с ХАОСом предлагает новый вариант сотрудничества. Известно, что «Маска» идет вслед за текущими тенденциями и сама становится двигателем процесса, поэтому общий вектор двух фестивалей – в представлении нового, но уже очевидно проявленного в жизни театра. Это сотрудничество стало частью программы «Золотой Маски» в городах России, которая проходит при поддержке Фонда президентских грантов, Благотворительного Фонда Михаила Прохорова и Сбера.
ПТКПУПТ, ЛМНРУРЬ, ВЗДГЛУКТ и другие задачки от владимирской богини речи
Ирина Свирина родилась в местечке, которое раньше именовалось совхоз «Спартак» Вязниковского района. С детства, вспоминает героиня, она всегда была «на табуретке», и этим опытом обусловлен выбор будущей профессии: Ирина проявляла себя на конкурсах чтецов, проводила концерты. Словом, выступала перед публикой еще до того, как освоила ораторское искусство, стала его преподавать и завела блог в Instagram.
Окончив актерские курсы, Ирина продолжила погружаться в специальность — получила второе образование, стала магистром педагогики театрального искусства. Сценическая речь, уверяет преподаватель, очень интересный предмет, а ораторское искусство является всего лишь крохотной веточкой обширного направления, маленьким подразделом. Оттого не менее важным. Умение грамотно формулировать и доносить мысль пригождается не только представителям «говорящих» профессий, но и помогает самовыражаться на бытовом уровне.
Помимо этого, «зажимы» заставляют голос звучать иначе, лишают звонкости. По перечисленным признакам переживающего спикера распознать легко, а тревожные речи не всегда приятны уху, и даже самая полезная информация может затеряться. Поэтому на первом этапе ученики справляются со страхами, учатся преподносить себя публике. Затем начинается проработка диафрагмального дыхания, которое также благотворно влияет на звукоизвлечение и насыщает голос.
«Дальше работаем с дикцией. Она требует ежедневной разминки, потому что в процессе речи задействованы губы, язык. Как и любые другие мышцы, они требуют разогрева. Очень немногие публичные люди или блогеры знают об этих особенностях, поэтому мы наблюдаем такие явления, как недоговаривание окончаний или „проглатывание“ частей слов, слышим слабые и невыразительные голоса, замечаем нарушения ритмики речи».
Основа для тех, кто хочет быть услышанным: снятые «зажимы», правильное дыхание, поставленная дикция. Когда базовые элементы публичного выступления освоены, ученики приступают к смыслам и тому, как эти смыслы правильно до аудитории доносить.
Как дирижер, выступающий должен управлять вниманием зрителей и слушателей, а такой навык лучше всего отрабатывать на сложном, как характеризует его Ирина, качественном материале. Русская классика отлично подходит для освоения ораторского искусства:
Ирина поясняет, что не обязательно иметь идеальную, выхолощенную речь. В первую очередь, важно говорить внятно. Обладающий несколькими дефектами речи Владимир Ильич Ленин, несмотря ни на что, был весьма убедителен. Сейчас же ораторское искусство помогает в преподавательской деятельности и не дает студентам спать на парах, приманивает подписчиков в социальных сетях, приводит в бизнес клиентов. Речь — потрясающий инструмент влияния, резюмирует Ирина.
«Не знаю, как отреагируют владимирцы, но очень редко я веду учеников из нашего города. Почему? Во-первых, работаю с людьми по России и миру, но, если говорить о загранице, жители других стран более ответственно подходят к вопросам речи. Соответственно, результат лучше. Во-вторых, владимирцы могут узнать стоимость занятия и сказать: „Ой, мы же не в Москве! Что за суммы? Я не готов вкладываться“. На самом деле, постановка речи — непростое дело. Сначала я провожу диагностику, чтобы не навредить человеку. Например, если неграмотно поставить звукоизвлечение, то можно оставить ученика без голоса — это большая преподавательская ответственность».
Почему спектакль «Три сестры» стал самой популярной постановкой сезона
Чехов актуален всегда и везде, и его пьесы так или иначе оказываются в репертуаре любого уважающего себя театра, неважно, идет речь о Москве или Нью-Йорке. В этом сезоне «Три сестры» появились в репертуаре сразу трёх театров столицы (совпадение?), а на Международном чеховском фестивале «Мелиховская весна» режиссер Юрий Грымов представил свой новый фильм по знаменитой пьесе. Почему именно сейчас в нас так остро отозвались мечтательный шепот провинциальных интеллигенток: «В Москву, в Москву!»?
«Три сестры» Константина Богомолова в МХТ
Уходящий сезон оказался крайне насыщенным. Печально-тягучее дело «Седьмой студии», премьера в Большом балета «Нуреев» режиссера Кирилла Серебренникова и его домашний арест, увольнение из Театра имени Ленсовета одного из самых титулованных отечественных постановщиков Юрия Бутусова и, наконец, уход Олега Табакова и Леонида Броневого. Казалось, что театральный год запомнится исключительно драмами за кулисами и в СИЗО, если бы не заключительный аккорд — двойная премьера чеховских «Трех Сестёр» в МХТ им. Чехова и Студии Театрального Искусства, за которую ответственны Константин Богомолов и Сергей Женовач.
Представивший «Сестёр» в родном СТИ Сергей Женовач весной возглавил МХТ. Там в свою очередь постановку более года готовил абсолютный фаворит мхатовской публики Константин Богомолов, доверивший главные роли преимущественно телевизионным актрисам (Светлане Устиновой, Александре Ребенок, Марусе Фоминой и Софии Эрнст). Премьеры были сыграны с разрывом в три дня — 27 и 30 мая. В то время как режиссеры с интеллигентными полуулыбками комментировали щекотливое совпадение, зрители пытались разобраться, кого среда заела больше — обласканных светской хроникой мхатовских див или вчерашних студентов одной из самых традиционных мастерских ГИТИСА. Удивительно, но за всем этим ажиотажем театралы не вспомнили, что в Центре имени Мейерхольда театральная компания «Июльансамбль» (образованная выпускниками школы-студии МХАТ под руководством Виктора Рыжакова) задумалась о страдающих провинциалках еще в январе — в спектакле «По-Чехову. Три сестры». Таким образом, сестёр родилось не шесть, а целых девять. Пьеса о душевных терзаниях интеллигенции в этом сезоне оказалась на пике мейнстрима.
Константин Богомолов, чьи эксцентричные спектакли всегда требуют тщательной моральной подготовки, на этот раз сохранил пьесу в первозданном виде. Текст не переписывал, задиристых намеков на сегодняшние реалии избежал. Его задача максимум — преподнести чеховские монологи в виде чистой информации, избавив от интонаций, успевших за прошедший век порядком надоесть. Итог: стильно одетые женщины лениво ползают по сцене и «скороговорят» текст так, будто хотят скорее с ним разделаться. Они не расплескиваются на чувства, а их красивые гладкие лица не выражают ничего кроме тупой и холодной скуки. Герои высокопарно рассуждают о любви, смысле человеческого существования, жгучем желании бежать из маленького городка в Москву и взахлеб работать над спасением мира. Но все, на что их хватает — осторожно (чтобы не помялось платье) присесть на хайтековский диван, встать, сделать круг по дому из неоновых ламп, который больше напоминает дизайнерскую клетку и сесть отдохнуть снова. Они похожи на андроидов, в которых функцию душевных метаний встроили, но включить забыли.
Удивительно, но за безэмоциональными артистками совсем не скучно наблюдать. Наоборот, чеховский текст звучит с такой неумолимой силой, становится до такой степени безжалостным и близким, что невольно задумываешься — а удалось ли российской женщине вообще измениться за эти сто с лишним лет? Удалось ли ей избавиться от «убогого мещанства жизни» и осознать, в чем же все-таки состоит её «высокая миссия»? Или все по-прежнему: муж, сестра, работа, любовник. Сбежала бы от этого всего подальше в Москву (Париж, Берлин, Нью-Йорк, Токио), но переезды так утомляют.
«Три сестры» Сергея Женовача в СТИ
В фойе СТИ накрыт стол. Белоснежная скатерть, сирень, вазочки с вареньем и пироги. Уголок чеховского Мелихова в центре Москвы. Попадая в зрительский зал, публика переносится в начало ХХ века. Героини (в исполнении выпускниц последнего курса Женовача в ГИТИСе) пьют чай среди берез, певуче декламируют знаменитые монологи, носят старомодные платья со строгими воротничками и закалывают волосы наподобие греческих богинь. Артисты классического русского театра, неопороченного постмодерном и политикой, всё делают очень правильно — дедушка Станиславский довольно поглаживал бы усы. Зрителя подкупают молодость актёров и их искренняя вера в некое абстрактное счастье — человеческое и профессиональное. В этом смысле сходство с чеховскими мечтателями налицо. Вот только неизвестно, не затоскуется ли «сёстрам» среди этих правдоподобных берёзок, не захочется ли укатить от них в дали смелых решений и провокации. Впрочем, на театр переживаний и строгих воротничков спрос будет всегда, а судьба экспериментов в нашей стране обычно туманна.
«По-Чехову. Три сестры» Виктора Рыжакова в ЦИМе
Начало спектакля. Бывшие студенты Рыжакова гонятся за поездом — безрезультатно, но очень старательно. Атмосфера спектакля «По-Чехову. Три сестры» в ЦИМе прямо противоположна богомоловской. Два часа по сцене носятся энергичные молодые артисты — за это время они сменяют полдюжины костюмов, от балетных пачек до латексных комбинезонов, трижды перетаскивают пианино из одного конца сцены в другой и снова ждут поезда, который увезет их туда, где на их горячность, наконец, найдется спрос. В какой-то момент действие превращается в подобие вакханалии, и зритель перестает понимать, кто из героев кто. Ведь мы-то знаем, в школе учили, что женатый Вершинин любит замужнюю Машу. Но здесь он почему-то любит еще и Ольгу с Ириной. И они, в свою очередь, совсем не против.
Впрочем, героям так и не удастся испытать настоящей любви. Ни к жизни, ни к себе, ни к кому-либо еще. Разочаруются быстрым сексом и бегом по кругу, проводят Тузенбаха в последний путь, натянув на головы разноцветные парики героинь аниме, упустят последний поезд и от нечего делать присядут на диван с бутылкой пива. За их головами загорится надпись «Game over», а у зрителя ком встанет в горле. Окончена битва неуёмной молодости с жизнью, которая так или иначе заставляет играть по своим правилам: ипотека, дети, телевизор. «Июльансамблю» удалось создать заразительное и горькое размышление о том, откуда мы пришли и куда идём.