Богиня театрального искусства

Богиня театрального искусства

Богиня, мечтающая стать цербером

Богиня, мечтающая стать цербером

Молодая, подающая большие надежды актриса Приморского академического драматического театра им. М. Горького Евгения Богинская решила поменять профессию. А для этого ей пришлось распрощаться с академическими подмостками и родным Приморьем.
Всему причиной — поступление в аспирантуру Санкт-Петербургской академии театрального искусства на курс режиссуры.

Что и говорить, хороша была Евгения в роли Кати в спектакле «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина: искренняя, порывистая, не терпящая компромиссов. Чего только стоила ее яростная игра на ударных инструментах, которая добавляла образу сочных красок! С особым чувством относилась актриса к роли Маши в чеховских «Трех сестрах», любила роль Зои в «Пяти вечерах» Александра Володина, ей была близка Нина — героиня в «Старшем сыне» по пьесе Александра Вампилова. Критики отмечали как актерскую удачу ее роль Эбби в сложной психологической драме «Любовь под вязами» Юджина О. Нила. Впрочем, Евгения могла быть смешной и нелепой в роли Фрекен Бок в постановке «Малыш и Карлсон». Или могла вместе с подругой — актрисой академического театра Ксенией Кравец «замутить» региональный фестиваль театрального капустника «Золотой голубец», да так, что город вздрогнул, а театральная молодежь всех шести приморских театров однажды объединилась в едином порыве! В тот период студенческое прозвище Жени — Богиня — обрело новый статус.

Теперь это — область воспоминаний.

— Я просто меняю профессию, — говорит Евгения. — Было время, когда я и не мечтала стать актрисой. Все получилось как-то вдруг: выбор вуза, четыре года учебы, работа в театре. О том, чтобы ставить спектакли, я тоже не помышляла.

И опять сработало это «вдруг». Декан театрального факультета Дальневосточной академии искусств заслуженный артист России Александр Запорожец предложил Жене попробовать свои силы в качестве преподавателя на кафедре актерского мастерства. Ее дебютом в качестве режиссера стала постановка пьесы современного драматурга Алексея Слоповского «Пьеса № 27». История любви мужчины и женщины.

— Тогда я еще не понимала, что такое «живой театр». Это как раз то, к чему я сейчас стремлюсь. Получилось в итоге что-то больше похожее на «жизнь — буффонада». Нечто не очень реалистичное. Но знаки, символы, образы в спектакле получились настоящие.

Именно с этим спектаклем и отправились на Ярославский театральный фестиваль студенты-дипломники академии искусств во главе с Евгенией.

— В театральном институте в Ярославле я попала на мастер-классы режиссера Александра Кузина, — рассказывает Женя.

— Здесь впервые столкнулась с питерской театральной школой, с такими звучными именами, как Кацман, Корогодский, Додин, Фельштинский. Я поняла, что соприкоснулась с чем-то неизведанным, волнующим до дрожи в коленках.

Во Владивосток Богинская летела уже охваченная идеей — поступать в аспирантуру. И ведь поступила! В мастерскую Вениамина Фельштинского. Спустя довольно короткое время поняла, что заочное обучение режиссуре — это миф. Учиться этой профессии можно только очно.

Евгения не вдается в подробности: как готовила себя к разговору с художественным руководителем театра Ефимом Звеняцким. Его бурная реакция на уход из театра перспективных актеров, занятых в репертуаре, понятна. Но Ефим Семенович отнесся с пониманием, пожалуй, даже с уважением к выбору Евгении, к ее успешному поступлению.

— Мне кажется, я буду жестким режиссером, — говорит Женя. — Я убеждена, что режиссеру в театре отведена роль цербера. У меня, конечно, слишком незначительный опыт работы со студентами, в качестве режиссера… Но точно знаю, что если я очень требовательна к себе, то и от актеров, от исполнителей намерена требовать многого. Мне самой всегда было интересно наблюдать, как режиссер работает с другими актерами, а не судачить в это время в курилке о всякой ерунде, если репетируют не твою мизансцену. Чтобы потом за две недели до премьеры возбужденно обсуждать, что «премьера на носу, а у режиссера ни черта не сделано». Да это у тебя, у актера, ни черта не сделано! Поверьте: нет такого режиссера, который хотел бы провалить свою постановку и чтобы его актеры дурно выглядели, мягко говоря. Очень важен момент дисциплины в театре. Нас со студенческой скамьи учат, что театр — дело коллективное. А мы приходим после академии в труппу… и порой расходимся по углам. Знаете, вот как стране нужна национальная идея, так и конкретному театру она нужна, просто необходима для того, чтобы оставаться живым, настоящим театром. Ведь те, кто сознательно приходит в театр, безусловно, понимают, что пришли сюда не за деньгами. Но все эти попытки подзаработать на стороне — они уводят актера от чего-то очень важного, подлинного. Хотя, чего там говорить, все хотят есть и носить новые зимние сапоги. Сколько ж можно старые латать.

* * *
Труды Станиславского, Немировича-Данченко, Эфроса Богинская не просто знает, она их читает с пристрастием. Во-первых, это интересно и очень важно для перспективы творческого роста. А во-вторых, просто необходимо для написания диссертации на тему «Методы работы с артистами», над которой Евгения сейчас трудится.

Совет, который Станиславский частенько давал актерам: «Отхаркайтесь перед входом в театр», — Женя оценила по достоинству.

— Мне нравятся такие емкие словечки, сказанные со смыслом и в точку. Я не преминула этот совет взять на вооружение в работе со студентами, предлагая им перед входом в аудиторию виртуально проделать эту процедуру. Другими словами: освободиться от ненужного трепа, обсуждения бытовых и прочих тем! Ведь на занятиях предстоит заниматься душой и телом. Тренировать их, стремясь довести до совершенства. Да и какой с тебя толк на репетиции с включенным мобильником?

— А как ты сама проходила этот путь, будучи студенткой?

— На курсе народного артиста России Александра Славского этому быстро учили! Никакой расслабухи! Помимо профессиональных навыков нам и законы театра вколачивали в мозги.

С тех пор Женя очень трепетно относится к театральным традициям. Некоторые несоответствия мифов и реальности, когда переступила порог театра, ее просто страшно разочаровывали и огорчали. Ну как можно в уличной обуви, в которой прошествовал по всей Светланской, являться на репетицию и ходить себе преспокойненько по сцене, застеленной театральными половиками? И если это позволяют себе актеры со званиями, то чего ж тогда требовать от студентов и начинающих актеров? Всякая небрежность по отношению к роли, к партнеру всегда ранила ее или попросту бесила.

— Как актриса ты позволяла себе спорить с режиссером по поводу своей роли?

— Нет! Ведь я понимаю, где я и где режиссер. Тут не надо много говорить, вступать с режиссером в дебаты. А если у меня есть свои картинки, свое видение роли, то я могу лишь показать свои соображения на репетиции. А уж режиссеру решать, насколько это интересно.

— Ты легко покидаешь театр, город, друзей?

— Есть много крепких нитей, связывающих меня с Приморьем. И родня, и друзья. Я успела сказать слова благодарности еще раз своим потрясающим педагогам — Александру Славскому и Владимиру Сергиякову. Своему глубокоуважаемому режиссеру — художественному руководителю театра Ефиму Семеновичу Звеняцкому. Конечно, буду грустить по нашей гримерке. У нас была славная атмосфера. Свой такой мирок. Конечно, по Ксюше Кравец, ведь она для меня и подруга, и идейный товарищ! А еще непросто покидать свою квартиру, где мы с мужем Михаилом сумели создать особое пространство. Даже вид из окна смотрится так, словно это пейзаж в раме. Здесь все придумано и сотворено нами…

А я — как гость этого дома — добавлю: наполнено фантазией и любовью, нежностью друг к другу и мечтами о будущем… которое с отъездом Евгении приобретает иные черты.

Во время общения с Женей и ее мужем Михаилом разговор сам собой зашел об «утечке молодых кадров» из Приморья в принципе. Насколько интересно Жене потом, после учебы в Питере, вернуться во Владивосток уже в качестве театрального режиссера? На подобный вопрос у Богинской, пожалуй, уже готов ответ:

— А кто тут меня ждет, обновленную? Владивосток легко отпускает, поскольку не может многого дать, пообещать, обнадежить, что не подведет и не подставит… Мы покидаем Владивосток не без грусти, — говорит Женя, — но ведь там, в Питере, уже столько наших, что мы буквально вливаемся в приморскую диаспору. Это тоже о чем-то говорит.

Впереди у Жени Богинской пять лет учебы… За это время она сможет посмотреть множество разных спектаклей разных режиссеров. Постарается постичь питерскую театральную школу и секреты ее режиссуры. Но главное в самой Жене уже есть — убежденность в том, что именно театр создает своего зрителя, а не наоборот. И если на сцене появляется что-то умное, глубокое, добросовестно сделанное, то обязательно умнеет и зритель.

Свет рампы, сцена и богиня золотая

Свет рампы, сцена и богиня золотая

В апреле в Свердловской области прошла Всероссийская акция в поддержку чтения «Библионочь-2019». В Среднеуральске Библионочь прошла на двух площадках – в библиотеке ДК и филиале №1 на Куйбышева, 6.

Акция проходит в Свердловской области уже в восьмой раз. В этом году тематика «Библионочи» определена проходящим в России Годом театра и прошла под девизом «Давайте поменяемся ролями».

— Театр – это настолько интересная тема, и к акции присоединились не только традиционные ее участники – библиотеки, музеи и книжные магазины, но и еще и культурно-досуговые учреждения. Это и детские школы искусств, и самодеятельные театральные коллективы, а их в регионе 648, все они продемонстрируют свои возможности, – сказала министр культуры Свердловской области Светлана УЧАЙКИНА.

Помимо основной темы, в программах Библионочи отразилась и тематика Года П.П. Бажова, объявленного в Свердловской области в 2019 году указом губернатора Евгения Куйвашева. Так, в Свердловской областной библиотеке для слепых представили отдельную программу «Малахитовый театр Бажова», включившую экскурсию по сказам уральского литератора «География. Люди. Мастера и акцию благотворительного фонда «БАЖОВ»: «Урал читает Бажова». В этот раз она — уникальна – произведения литератора вместе прочли и зрячие, и незрячие люди. Мероприятия акции «Библионочь-2019» прошли во всех муниципалитетах региона.

Всего в празднике чтения приняли участие более 600 учреждений, в которых было проведено более 2,5 тысячи мероприятий. События акции посетили более 40 тысяч свердловчан, более четырех тысяч в ходе «Библионочи» записались в библиотеки.

Библионочь в Среднеуральске

В филиале на Куйбышева открыло представление «Литература и театр» (отв. Е.П. Ахметшина). Юные артисты Дома детского творчества — студия «Большая премьера» (рук. Я.А. Пенькова) и студия хореографии «Свой стиль», группа «Вдохновение» (рук. Е.А. Шибанова) показали уже полюбившийся зрителям отрывок из романа «Мастер и Маргарита».

Виртуальное путешествие в историю сценического мастерства – от древнегреческих мистерий до концептуальных идей современного театра — под девизом: «Театра мир откроет нам свои кулисы…» провела Т.Ю. Коняева.

Игровую познавательную программу «Театральный микс», в которой приняли участие юные гости Библионочи, провела Е.И. Белоногова. Конкурсная программа состояла из нескольких этапов: «Театр пантомим» и конкурсов: актерского мастерства, «Говорят животные», «Изобрази». Зрители также с удовольствием наблюдали за юными участниками музыкальной сказки — экспромта «Вася-Василек», задача которых была обыграть в пантомиме содержание текста и музыкальных отрывков.

Литературно-краеведческую экскурсию «Радуга сказов П.П. Бажова», посвящённую 140-летию со дня рождения писателя, провела Е.Н. Князева. Участники мероприятия познакомились с творчеством великого сказочника Урала, чьи произведения учат добру, щедрости, трудолюбию, воспитывают уважение к людям труда; узнали интересные факты из его биографии, совершили виртуальное путешествие по залам Домов-музеев писателя, расположенных в Екатеринбурге и Сысерти.

Для полного погружения в атмосферу в зале были представлены изобразительные работы учащихся Детской школы искусств (Среднеуральск) — иллюстрации к любимым с детства сказам «Голубой полоз», «Синюшкин колодец», а также сама Хозяйка Медной горы. Экспозицию дополнили уральские минералы из коллекции горных пород одной из выставок библиотеки и тематическая книжная выставка.

Кстати, с прообразом Хозяйки Медной горы можно было встретиться в таинственной «Комнате предсказательницы Златы бабы». История Златы бабы — золотого идола северных народов Сибири и Урала, богини, олицетворяющей женское начало (материнство, плодородие), — поистине удивителен. По легенде, манси спрятали свое прекрасное и ужасное сокровище от завоевателя Сибири Ермака Тимофеевича. С тех пор никто не смог найти Золотую бабу. В числе таких исследователей был уральский писатель Павел Бажов, неспроста в образе повелительницы уральских недр в его сказах выступает Хозяйка Медной горы. Гипотеза об идентичности Хозяйки с легендарной Золотой бабой имеет под собой полное основание. На Библионочи в библиотеке роль предсказательницы исполнила Н.Н. Слесарева.

Добавим, что в соответствии с тематикой Библионочи-2019 в библиотеке была представлена выставка-вернисаж «Волшебный мир сцены» (отв. Е.Н. Князева) с харизматичными работами учащихся ДШИ, посвященные мастерству актеров, танцоров и музыкантов. Выставку дополнили афиши и программки Свердловских театров 60-80-х годов из архива краеведа В.И. Гриневича. Книжная выставка «Театр начинается с книги» (отв. Л.Н. Ахманаева) представила литературные произведения великих драматургов, биографии, фото театральных деятелей и известных актеров.

Библионочь в Центральной библиотеки Дворца культуры прошла под девизом «От книги к театру». При входе была оформлена книжная выставка «Прекрасен мир театра», которую представляла Л.А. Бикинеева. Для желающих Ю.Ф. Брюшкова провела мастер-класс по изготовлению театральных масок.

Маленькие посетители Библионочи в течение всего вечера с удовольствием мастерили эти красивые театральные аксессуары и ушли с подарками, изготовленными своими руками.

Библионочь торжественно открыла директор МБУК «Централизованная библиотечная система» М.В. ГРАЧЕВА:

— Наша цель — повысить имидж библиотеки в читательской среде, сформировать представление о современной библиотеке как открытой среде для интересного чтения, неформального общения и познавательного досуга. Главная идея – показать библиотеку и нас, библиотекарей, с необычной стороны.

Ведущая вечера Л.Г. Астапова представила программу театральной студии «Голос» из Верхней Пышмы (рук. М.И. Котенко). Зрителям продемонстрировали такие жанры театрального искусства, как оперетта в исполнении Т. Курбановой, драматический спектакль в исполнении К. Волковой, эстрадный театр в исполнении Т. Курбановой и Г. Шилова, вокальный жанр — песню «Я — итальянец» исполнил солист Т. Слободчиков.

Продолжили программу участники театральной студии «Браво» МАОУ ДО «Дом детского творчества» Верхней Пышмы (рук. Н.В. Резникова). В программе прозвучали: отрывок из «Сказки про Федота Стрельца», монолог Клеопатры, монолог Наташи Ростовой из романа «Война и мир», отрывок из поэмы М. Лермонтова «Маскарад». Ребята показали свое танцевальное мастерство и были удостоены бурных зрительских аплодисментов и многократных «Браво»!

В заключение младшие участники театральной студии «Голос» показали спектакль «Сказ про волшебника Ого-го-ха и мышей, ведущих себя очень плохо».

Все участники Библионочи получили огромное удовольствие и массу незабываемых впечатлений. Такие сделанные с душой мероприятия пользуются неизменной популярностью.

В региональном Минкультуры отмечают, что ежегодно интерес к акции «Библионочь» растет. Если в первых акциях в 2012 и 2013 годах принимали участие всего шесть-семь библиотек в Екатеринбурге, то в 2018 году к акции присоединились 592 площадки из 98 муниципалитетов.

новосибирский государственный
драматический театр

Наизнанку

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

23 Октября, суббота

Объявлена программа фестиваля ХАОС

18 июня в Новосибирске прошла пресс-конференция, посвященная проведению II Международного фестиваля актуального театра ХАОС. О концепции форума, афише основной театральной программы, шоукейсе новых негосударственных театров Новосибирска и процессах арт-резиденции рассказали министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева, директор театра «Старый дом» и фестиваля ХАОС Антонида Гореявчева, главный режиссер театра «Старый дом» Андрей Прикотенко, арт-директор фестиваля ХАОС Оксана Ефременко. По видеосвязи к коллегам присоединилась программный директор Фестиваля «Золотая Маска» Мария Бейлина.

Основная программа и Шоукейс II Международного фестиваля актуального театра ХАОС позволяет говорить о наличии разных режиссерских поколений. При этом авторы спектаклей переписывают классику, ставят свежие пьесы, изобретают новые способы текстопорождения или вовсе обходятся без текста, значительно расширяя возможности присутствия «реального» на сцене и способов обращения с ним. Важнейшим отражением времени становится значительное число независимых театральных коллективов в программе, которые появились совсем недавно, однако активно заявили о себе. Благодаря сотрудничеству «Золотой Маски» и ХАОСА новосибирцы увидят спектакли из множества городов России. Многие театры приедут в Новосибирск впервые, в том числе Театр на Бронной, Театр на Таганке, Санкт-Петербургский ТЮЗ им. Брянцева, Никитинский театр и Архангельский молодежный театр.

Второй фестиваль пройдет в Новосибирске с 17 по 31 октября 2021 года. 14 спектаклей основной программы, 7 спектаклей шоукейса, проекты арт-резиденции и исследовательская конференция — такую программу готовит к октябрю международный фестиваль актуального театра ХАОС. Билеты на основную программу, представленную лучшими спектаклями со всей страны уже доступны на сайте фестиваля.

17 октября фестиваль откроют проекты, созданные в арт-резиденции совместными усилиями кураторов и резидентов. В 2021 году организаторы предложили обсудить темы экологии, телесности, информации, этики через искусство театра и перформанса в локальном контексте Новосибирска.

18–21 октября состоится шоукейс новых негосударственных театров Новосибирска:
• «Прах Богини», театр «Синестетика», режиссер Андрей Короленко
• «Сыра земля», театр «Мастерская Крикливого и Панькова», режиссер Полина Кардымон
• «Маруська», театр «Мастерская Крикливого и Панькова», режиссер Варвара Попова
• «Несильный», «Инклюзион. Театр. Школа. Новосибирск», режиссер Анна Зиновьева
• «Быть зиме», Сибирский камерный «13 трамвай», режиссер Ирина Дремова
• «Зга», театр «Понедельник выходной», режиссер Сергей Дроздов
• «Рот, полный птиц», театр «1961», режиссер Дарья Шелковникова

22 октября организаторы фестиваля запланировали исследовательскую конференцию «Практика кураторства в театре», на которой теоретики и практики театрального процесса обсудят принципы кураторства и рефлексии современных театральных тенденций.

22–31 октября пройдет основная театральная программа, в которой поучаствуют театры Воронежа, Казани, Омска, Архангельска, Томска, Санкт-Петербурга и Москвы:
• «Занос», театр «Практика» (Москва), режиссер Юрий Квятковский
• «Бесы», Театр на Бронной (Москва), режиссер Константин Богомолов
• «Мещане», ТЮЗ им. А.А. Брянцева (Санкт-Петербург), режиссер Елизавета Бондарь
• «Дальше», Томский ТЮЗ (Томск), режиссер Дмитрий Гомзяков
• «Чернобыльская молитва», Никитинский театр (Воронеж), режиссер Дмитрий Егоров
• «Артем Томилов», «Пятый театр» (Омск), режиссер Артем Томилов
• «Lё Тартюф. Комедия», Театр на Таганке (Москва), режиссер Юрий Муравицкий
• «Папа встретит меня в L.A.», Архангельский молодежный театр (Архангельск), режиссер Маским Соколов
• «Тайм-аут», театр «Красный факел» (Новосибирск), режиссер Петр Шерешевский
• «Комитет Грустящего Божества», театр POST (Санкт-Петербург), режиссер Дмитрий Волкострелов
• «Дорогой мистер Смит», театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург), режиссер Алексей Франдетти
• «Горемычные танцы», театр «ТРУ» (Санкт-Петербург), режиссер Александр Артемов
• «Умаление мира», театральная площадка MOÑ (Казань), режиссер Марина Давыдова
• «Анна Каренина», театр «Старый дом» (Новосибирск), режиссер Андрей Прикотенко

Реализация проекта осуществляется при поддержке Министерства культуры Новосибирской области в рамках нацпроекта «Культура». Партнером фестиваля ХАОС – 2021 выступает Российская национальная театральная Премия и Фестиваль «Золотая маска». Цель партнерства — показать в Новосибирске спектакли разных форматов, стилей и географии. «Золотая Маска» как самый крупный отечественный театральный форум, ориентированный на то, чтобы каждый год собирать в своей афише наиболее яркие театральные события страны, уже не в первый раз выступает в качестве театрального проводника в столице Сибири. Однако диалог с ХАОСом предлагает новый вариант сотрудничества. Известно, что «Маска» идет вслед за текущими тенденциями и сама становится двигателем процесса, поэтому общий вектор двух фестивалей – в представлении нового, но уже очевидно проявленного в жизни театра. Это сотрудничество стало частью программы «Золотой Маски» в городах России, которая проходит при поддержке Фонда президентских грантов, Благотворительного Фонда Михаила Прохорова и Сбера.

ПТКПУПТ, ЛМНРУРЬ, ВЗДГЛУКТ и другие задачки от владимирской богини речи

Ирина Свирина родилась в местечке, которое раньше именовалось совхоз «Спартак» Вязниковского района. С детства, вспоминает героиня, она всегда была «на табуретке», и этим опытом обусловлен выбор будущей профессии: Ирина проявляла себя на конкурсах чтецов, проводила концерты. Словом, выступала перед публикой еще до того, как освоила ораторское искусство, стала его преподавать и завела блог в Instagram.

Учимся говорить странные слова под руководством владимирского преподавателя сценической речи Ирины Свириной.

Окончив актерские курсы, Ирина продолжила погружаться в специальность — получила второе образование, стала магистром педагогики театрального искусства. Сценическая речь, уверяет преподаватель, очень интересный предмет, а ораторское искусство является всего лишь крохотной веточкой обширного направления, маленьким подразделом. Оттого не менее важным. Умение грамотно формулировать и доносить мысль пригождается не только представителям «говорящих» профессий, но и помогает самовыражаться на бытовом уровне.

Учимся говорить странные слова под руководством владимирского преподавателя сценической речи Ирины Свириной.

Помимо этого, «зажимы» заставляют голос звучать иначе, лишают звонкости. По перечисленным признакам переживающего спикера распознать легко, а тревожные речи не всегда приятны уху, и даже самая полезная информация может затеряться. Поэтому на первом этапе ученики справляются со страхами, учатся преподносить себя публике. Затем начинается проработка диафрагмального дыхания, которое также благотворно влияет на звукоизвлечение и насыщает голос.

Читайте также  Как называли главное состязание олимпийских игр древности

«Дальше работаем с дикцией. Она требует ежедневной разминки, потому что в процессе речи задействованы губы, язык. Как и любые другие мышцы, они требуют разогрева. Очень немногие публичные люди или блогеры знают об этих особенностях, поэтому мы наблюдаем такие явления, как недоговаривание окончаний или „проглатывание“ частей слов, слышим слабые и невыразительные голоса, замечаем нарушения ритмики речи».

Основа для тех, кто хочет быть услышанным: снятые «зажимы», правильное дыхание, поставленная дикция. Когда базовые элементы публичного выступления освоены, ученики приступают к смыслам и тому, как эти смыслы правильно до аудитории доносить.

Как дирижер, выступающий должен управлять вниманием зрителей и слушателей, а такой навык лучше всего отрабатывать на сложном, как характеризует его Ирина, качественном материале. Русская классика отлично подходит для освоения ораторского искусства:

Учимся говорить странные слова под руководством владимирского преподавателя сценической речи Ирины Свириной.

Ирина поясняет, что не обязательно иметь идеальную, выхолощенную речь. В первую очередь, важно говорить внятно. Обладающий несколькими дефектами речи Владимир Ильич Ленин, несмотря ни на что, был весьма убедителен. Сейчас же ораторское искусство помогает в преподавательской деятельности и не дает студентам спать на парах, приманивает подписчиков в социальных сетях, приводит в бизнес клиентов. Речь — потрясающий инструмент влияния, резюмирует Ирина.

«Не знаю, как отреагируют владимирцы, но очень редко я веду учеников из нашего города. Почему? Во-первых, работаю с людьми по России и миру, но, если говорить о загранице, жители других стран более ответственно подходят к вопросам речи. Соответственно, результат лучше. Во-вторых, владимирцы могут узнать стоимость занятия и сказать: „Ой, мы же не в Москве! Что за суммы? Я не готов вкладываться“. На самом деле, постановка речи — непростое дело. Сначала я провожу диагностику, чтобы не навредить человеку. Например, если неграмотно поставить звукоизвлечение, то можно оставить ученика без голоса — это большая преподавательская ответственность».

Почему спектакль «Три сестры» стал самой популярной постановкой сезона

Чехов актуален всегда и везде, и его пьесы так или иначе оказываются в репертуаре любого уважающего себя театра, неважно, идет речь о Москве или Нью-Йорке. В этом сезоне «Три сестры» появились в репертуаре сразу трёх театров столицы (совпадение?), а на Международном чеховском фестивале «Мелиховская весна» режиссер Юрий Грымов представил свой новый фильм по знаменитой пьесе. Почему именно сейчас в нас так остро отозвались мечтательный шепот провинциальных интеллигенток: «В Москву, в Москву!»?

«Три сестры» Константина Богомолова в МХТ

Уходящий сезон оказался крайне насыщенным. Печально-тягучее дело «Седьмой студии», премьера в Большом балета «Нуреев» режиссера Кирилла Серебренникова и его домашний арест, увольнение из Театра имени Ленсовета одного из самых титулованных отечественных постановщиков Юрия Бутусова и, наконец, уход Олега Табакова и Леонида Броневого. Казалось, что театральный год запомнится исключительно драмами за кулисами и в СИЗО, если бы не заключительный аккорд — двойная премьера чеховских «Трех Сестёр» в МХТ им. Чехова и Студии Театрального Искусства, за которую ответственны Константин Богомолов и Сергей Женовач.

Представивший «Сестёр» в родном СТИ Сергей Женовач весной возглавил МХТ. Там в свою очередь постановку более года готовил абсолютный фаворит мхатовской публики Константин Богомолов, доверивший главные роли преимущественно телевизионным актрисам (Светлане Устиновой, Александре Ребенок, Марусе Фоминой и Софии Эрнст). Премьеры были сыграны с разрывом в три дня — 27 и 30 мая. В то время как режиссеры с интеллигентными полуулыбками комментировали щекотливое совпадение, зрители пытались разобраться, кого среда заела больше — обласканных светской хроникой мхатовских див или вчерашних студентов одной из самых традиционных мастерских ГИТИСА. Удивительно, но за всем этим ажиотажем театралы не вспомнили, что в Центре имени Мейерхольда театральная компания «Июльансамбль» (образованная выпускниками школы-студии МХАТ под руководством Виктора Рыжакова) задумалась о страдающих провинциалках еще в январе — в спектакле «По-Чехову. Три сестры». Таким образом, сестёр родилось не шесть, а целых девять. Пьеса о душевных терзаниях интеллигенции в этом сезоне оказалась на пике мейнстрима.

Константин Богомолов, чьи эксцентричные спектакли всегда требуют тщательной моральной подготовки, на этот раз сохранил пьесу в первозданном виде. Текст не переписывал, задиристых намеков на сегодняшние реалии избежал. Его задача максимум — преподнести чеховские монологи в виде чистой информации, избавив от интонаций, успевших за прошедший век порядком надоесть. Итог: стильно одетые женщины лениво ползают по сцене и «скороговорят» текст так, будто хотят скорее с ним разделаться. Они не расплескиваются на чувства, а их красивые гладкие лица не выражают ничего кроме тупой и холодной скуки. Герои высокопарно рассуждают о любви, смысле человеческого существования, жгучем желании бежать из маленького городка в Москву и взахлеб работать над спасением мира. Но все, на что их хватает — осторожно (чтобы не помялось платье) присесть на хайтековский диван, встать, сделать круг по дому из неоновых ламп, который больше напоминает дизайнерскую клетку и сесть отдохнуть снова. Они похожи на андроидов, в которых функцию душевных метаний встроили, но включить забыли.

Удивительно, но за безэмоциональными артистками совсем не скучно наблюдать. Наоборот, чеховский текст звучит с такой неумолимой силой, становится до такой степени безжалостным и близким, что невольно задумываешься — а удалось ли российской женщине вообще измениться за эти сто с лишним лет? Удалось ли ей избавиться от «убогого мещанства жизни» и осознать, в чем же все-таки состоит её «высокая миссия»? Или все по-прежнему: муж, сестра, работа, любовник. Сбежала бы от этого всего подальше в Москву (Париж, Берлин, Нью-Йорк, Токио), но переезды так утомляют.

«Три сестры» Сергея Женовача в СТИ

В фойе СТИ накрыт стол. Белоснежная скатерть, сирень, вазочки с вареньем и пироги. Уголок чеховского Мелихова в центре Москвы. Попадая в зрительский зал, публика переносится в начало ХХ века. Героини (в исполнении выпускниц последнего курса Женовача в ГИТИСе) пьют чай среди берез, певуче декламируют знаменитые монологи, носят старомодные платья со строгими воротничками и закалывают волосы наподобие греческих богинь. Артисты классического русского театра, неопороченного постмодерном и политикой, всё делают очень правильно — дедушка Станиславский довольно поглаживал бы усы. Зрителя подкупают молодость актёров и их искренняя вера в некое абстрактное счастье — человеческое и профессиональное. В этом смысле сходство с чеховскими мечтателями налицо. Вот только неизвестно, не затоскуется ли «сёстрам» среди этих правдоподобных берёзок, не захочется ли укатить от них в дали смелых решений и провокации. Впрочем, на театр переживаний и строгих воротничков спрос будет всегда, а судьба экспериментов в нашей стране обычно туманна.

«По-Чехову. Три сестры» Виктора Рыжакова в ЦИМе

Начало спектакля. Бывшие студенты Рыжакова гонятся за поездом — безрезультатно, но очень старательно. Атмосфера спектакля «По-Чехову. Три сестры» в ЦИМе прямо противоположна богомоловской. Два часа по сцене носятся энергичные молодые артисты — за это время они сменяют полдюжины костюмов, от балетных пачек до латексных комбинезонов, трижды перетаскивают пианино из одного конца сцены в другой и снова ждут поезда, который увезет их туда, где на их горячность, наконец, найдется спрос. В какой-то момент действие превращается в подобие вакханалии, и зритель перестает понимать, кто из героев кто. Ведь мы-то знаем, в школе учили, что женатый Вершинин любит замужнюю Машу. Но здесь он почему-то любит еще и Ольгу с Ириной. И они, в свою очередь, совсем не против.

Впрочем, героям так и не удастся испытать настоящей любви. Ни к жизни, ни к себе, ни к кому-либо еще. Разочаруются быстрым сексом и бегом по кругу, проводят Тузенбаха в последний путь, натянув на головы разноцветные парики героинь аниме, упустят последний поезд и от нечего делать присядут на диван с бутылкой пива. За их головами загорится надпись «Game over», а у зрителя ком встанет в горле. Окончена битва неуёмной молодости с жизнью, которая так или иначе заставляет играть по своим правилам: ипотека, дети, телевизор. «Июльансамблю» удалось создать заразительное и горькое размышление о том, откуда мы пришли и куда идём.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector