Богиня цветов в греческой мифологии

Богиня цветов в греческой мифологии

Флора

Старинная итальянская богиня цветов. Ее праздник — Флоралия — отмечался с множеством вольностей в поведении, доходивших до распутства. (Греческой богиней цветов была Хлорида, вышедшая замуж за Зефира, западного весеннего ветра, который породил цветы. Римляне называли ее Флорой.) Лукреций («De Remm Natura») [«О природе вещей»], 5:736 — 739), повествует о том, как Флора весной последовала за Зефиром, усыпая свой путь цветами. Овидий («Фасты», 5:193- 214), у которого Боттичелли почерпнул идеи для одного из элементов в своей «Primavera» [«Весна»] (Уффици, Флоренция), повествует о Хлориде, спасавшейся бегством от Зефира. Когда же он завладел ею, с ее губ посыпались цветы и она превратилась во Флору. Именно этот момент изобразил Боттичелли, показав двух богинь вместе. Флора рассыпает цветы, цветы сыплются из уст Хлориды. В аллегориях ЧЕТЫРЕХ ВРЕМЕН ГОДА Весна олицетворяется обнаженной девушкой, в частности, ВЕНЕРОЙ, которую сопровождают соответствующие знаки Зодиака: Овен, Телец и Близнецы.

1. Зефир и Флора. Супружеская пара изображена вместе на цветочной прогалине — она на кушетке, он, молодой бог с крыльями бабочки, разбрасывает цветы из рога изобилия, ему помогают маленькие амуры.

2. Царство Флоры. Овидий рассказывает о царстве Флоры — даре Зефира, который она наполнила цветами. Пуссен изображает ее в танце, грациозно парящей и разбрасывающей цветы. Вокруг нее те фигуры из мифа, которые, когда умерли, превратились в цветы. Аякс (который превратился в дельфиниум [белый цветок с красноватым оттенком, похожий на гиацинт. — А. М.] ‘- гвоздика на картине Пуссена «Сад Флоры», Дрезден) изображен бросающимся на свой меч — он обезумел и покончил с собой после того, как лишился доспехов убитого .АХИЛЛЕСА («Мет.», 13:382-398). НАРЦИСС склоняется над своим отражением в источнике. Клития (которая стала подсолнухом, то есть, вероятно, ноготками (см. ПОДСОЛНУХ), у которых такое же, как у подсолнуха, свойство) пристально смотрит в безнадежной любви на бога-солнце, поворачивая свою голову, чтобы следить за его каждодневным шествием по небу («Мет.», 4:256-270). Гиакинт поднимает руку к своей раненой голове (см. АПОЛЛОН, II). Адонис (анемона) со своим копьем и охотничьими собаками отодвигает в сторону плащ, чтобы открыть свое раненое бедро (ВЕНЕРА, 5). Крокус и Плющ — красивый юноша и нимфа — склоняются в одну сторону: за свое нетерпение он превратился в цветок, который носит его имя, или в тисовое дерево.

3. Триумф Флоры. Триумфальная процессия во главе с Венерой, в которой принимают участие вышеупомянутые персонажи. Флора едет в колеснице, которую везут путти.

4. Портреты Флоры. Богиня была популярным средством для изображения женщины. Модель держит букет цветов, и ее волосы иногда увиты гирляндами. Широко известны портреты Рембрандта его жены Саскии в этой роли. В венецианской живописи такие изображения очень часто являются портретами миловидных куртизанок.

Сегодня собирательное название, символизирующее весь растительный мир. В Древнем Риме — богиня-защитница цветения и цветов, изображалась с рогом изобилия, из которого она рассыпает цветы по всей земле.

Первоначально богиня италийских осков и сабинян, она была удостоена празднеств в свою честь под названием флоралий, отмечаемых в период с 28 апреля по начало мая (здесь можно отметить совпадение по времени с «Вальпургиевой ночью» и множеством обрядовых празднеств, выпадающих на май). В этом весеннем торжестве огромную роль играли гетеры, да и сама Флора именовалась Meretrix (продажной девчонкой, распутницей). Заметное смягчение нравов в период празднеств должно было произвести аналогичное воздействие на самое природу, чтобы призвать ее к плодовитости; впоследствии эти аграрные ритуалы переродились в чисто народные гулянья.

«Фауна», собирательное понятие для мира животных, восходит к женскому подобию бога природы Фавна (греч. Пан). Согласно поэме Овидия (43 до н. э. −17 н. э.) Флора в период Золотого века была нимфой по имени Хлорида (Chloris — зеленящая), но западный ветер Зефир похитил ее и сделал своей супругой. Его свадебным подарком была вечная весна, вследствие чего она стала богиней молодости (юности) природы, начинающей год. Сама она также сделала подарок богине Юноне в виде волшебного цветка, с помощью которого Юнона стала матерью бога Марса без вмешательства Юпитера.

В римской мифологии богиня цветения колосьев, цветов, садов. Учреждение культа Ф. приписывали Титу Тацию, который воздвиг ей алтарь и дал фламина. В праздник в честь Ф. флоралии на её алтарь приносили цветущие колосья (см. рис.). По какой-то причине праздник пришёл в забвение и был восстановлен по указанию сивиллиных книг в связи с неурожаями в 173 до н. э. Игры в честь Ф. сопровождались весёлой разнузданностью, при участии простого народа и проституток (Ovid. Fast. V 278 след.).

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Флора, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 7948 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 570 Словарь)]

Искусство

Луи Каравак «Портрет царевны Елизаветы Петровны ребенком». Вторая половина 1710-х гг. (Государственный Русский музей)

Будущая императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I и Екатерины I, изображена обнаженной в образе Флоры, лежащей на синей, подбитой горностаем мантии — знак принадлежности к императорской семье. В правой руке она держит миниатюру с портретом Петра I, к рамке которой прикреплена Андреевская синяя лента.

Портрет пользовался успехом, судя по тому, что с него было исполнено несколько копий: в 1740-х гг. Г.X. Гроотом (Дворцы-музеи и парки г. Пушкина) и в 1760—1770-х гг. Г. Бухгольцем (Дворцы-музеи и парки г. Петродворца).

О цветах в легендах

Древняя легенда рассказывает – жила когда-то на свете красавица Анюта. Она всей душой полюбила своего хладнокровного соблазнителя. Юноша разбил доверчивой девушке сердце, и иона умерла от горя и тоски. На могиле бедной Анюты выросли фиалки, окрашенные в тир цвета. Каждый из них олицетворял три чувства, которые она испытывала: надежду на взаимность, удивление от несправедливой обиды и печаль от неразделённой любви. Для древних греков тир цвета анютиных глазок были символами любовного треугольника. Согласно легенде Зевсу приглянулась дочь аргосского царя Ио. Однако супруга Зевса Гера превратила девушку в корову. Лишь после долгих скитаний Ио снова обрела человеческий облик. Чтобы порадовать свою возлюбленную, громовержец вырастил для неё трёхцветные фиалки. В римской мифологии эти цветы связаны с образом Венеры. Римляне верили, что в анютины глазки боги превратили мужчин, которые тайно подсматривали за купающейся богиней любви. С древних времён анютины глазки символизировали верность в любви. У многих народов ест обычаи, связанные с этими цветами. Например, польские девушки дарили возлюбленному анютины глазки, если тот надолго уезжал. Это символизировало сохранение верности и любви дарившей. Не случайно и во Франции трёхцветные фиалки называли «цветами на память». В Англии они были «сердечной усладой», их преподносили друг другу возлюбленные 14 февраля – в День святого Валентина.

Астра

Тонкие лепестки астры немного напоминают лучи далёких звёзд, поэтому красивый цветок и получил название «астра» (лат. aster – «звезда»). Древнее поверье гласит – если в полночь выйти в сад и встать среди астр, то можно услышать тихое перешептывание. Это цветы общаются со звёздами. Уже в Древней Греции люди были знакомы с созвездием Девы, которое ассоциировалось с богиней любви Афродитой. Согласно древнегреческому мифу астра возникла из космической пыли, когда Дева смотрела с неба и плакала. Для древних греков астра символизировала любовь. В Китае астры символизируют красоту, точность, элегантность, очарование и скромность.
Для венгров этот цветок ассоциируется с осенью, поэтому в Венгрии астру называют «осенней розой». В древние времена люди верили, что если в костер бросить несколько листьев астры, то дым от этого костра способен изгнать змей. Цветок астры является символом женщин, рождённых под астрологическим знаком Девы.

Бархатцы

Латинское название растение получило в честь сына Гения и внука Юпитера – Тагеса (Тагета). Этот персонаж древнегреческой мифологии прославился тем, что умел предсказывать будущее. Тагес был мальчиком, однако его интеллект был необычайно высок, и он обладал даром предвидения. Похожие мифы существовали и у этрусков. Тагес предстал людям в виде младенца, которого пахарь нашёл в борозде. Ребёнок рассказал людям о будущем мира, обучил гадать по внутренностям животных, а затем исчез также неожиданно, как и появился. Предсказания бога-младенца были записаны в пророческие книги этрусков и преданы потомкам. В Китае бархатцы являются символом долголетия, поэтому их называют «цветами десяти тысяч лет».
В индуизме этот цветок олицетворялся с богом Кришной. На языке цветов бархатцы означают верность.

Василёк

Латинское название этого растения связано с кентавром Хироном – древнегреческим мифологическим героем – полулошадью и получеловеком. Он обладал знаниями о целебных свойствах многих растений и с помощью василька смог вылечиться от раны, нанесённой ему отравленной стрелой Геркулеса. Это и послужило поводом назвать растение centaurea, что в дословном переводе означает «кентаврово».
Происхождение русского названия этого растения объясняет старинное народное поверье. Давным-давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюблённые не могли договориться, где им жить – на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды. С тех пор, согласно легенде, каждое лето, когда зацветают синие васильки, русалки плетут из них венки и украшают ими свои головы.

Дельфиниум

Древнегреческие легенды рассказывают, как под стенами Трои сражался Ахиллес – сын Пелея и морской богини Фетиды. Мать подарила ему великолепные доспехи, выкованные самим богом-кузнецом Гефестом. Единственным уязвимым местом Ахиллеса была пятка, за которую его в детстве держала Фетида, когда решила окунуть младенца в священные воды реки Стикс. Именно в пятку и был поражён Ахиллес стрелой, пущенной из лука Парисом. После смерти Ахиллеса его легендарные доспехи были присуждены Одиссею, а не Аяксу Теламониду, который считал себя вторым героем после Ахиллеса. В отчаянье Аякс бросился на меч. Капли крови героя упали на землю и превратились в цветы, которые мы теперь называем дельфиниумами. Считается также, что название растения связано с формой его цветков, напоминающий спину дельфина. Согласно другому древнегреческому мифу жестокие боги превратили в дельфина юношу, который изваял свою погибшую возлюбленную и оживил её. Каждый день подплывал он к берегу, чтобы встретиться со своей любимой, но никак не мог её найти. Однажды, стоя на скалистом берегу, девушка увидела дельфина. Она помахала ему рукой, и он подплыл к ней. В память о своей любви печальный дельфин выбросил к её ногам синий цветок дельфиниума. У древних греков дельфиниум символизировал печаль. По русскому поверью, дельфиниумы обладают лечебными свойствами, в том числе помогают сращению костей при переломах, поэтому до недавних пор в России эти растения называю живокостью. В наше время растение чаще именуют шпорником. В Германии народное название дельфиниума – рыцарские шпоры.

Ирис

Родовое название растений происходит от греческого слова iris – «радуга». Согласно древнегреческой мифологии богиня радуги ирис (Ирида), порхала на лёгких, прозрачных, радужных крыльях по небу и выполняла поручения богов. Люди могли её увидеть в каплях дождя или на радуге. В честь златокудрой ирис был назван цветок, оттенки которого были также великолепны и разнообразны, как и цвета радуги.
Мечевидные листья ириса символизируют у японцев смелость и мужество. Вероятно поэтому в японском языке «ирис» и «воинский дух» обозначены одним и тем же иероглифом. В Японии существует праздник, который называется «День мальчиков». Его отмечают 5 мая. В этот день в каждой японской семье, где есть сын, выставляют множество предметов с изображением ирисов. Из цветков ириса и померанца японцы готовят напиток, называемый «майским жемчугом». В Японии верят, что употребление этого напитка сможет вселить в души будущих мужчин отвагу. Кроме того, по японским поверьям «майский жемчуг» обладает лечебными свойствами, он способен излечить многие недуги.
В Древнем Египте ирисы считались символом красноречия, а на Востоке они символизировали печаль, поэтому белые ирисы высаживали на могилах.

Календула

Научное название календулы происходит от латинского слова calendae, обозначающего первый день каждого месяца. Можно предположить, что поводом для отождествления растения с началом нового цикла послужили его соцветия, которые во время цветения постоянно сменяют друг друга. Видовое название календулы – officinalis – связано с её лечебными свойствами (от лат. officina – «аптека»). Благодаря своеобразной форме плодов в народе календулу называют ноготками. В русском фольклоре сохранилось древнее сказание о происхождении этого названия. В нем повествуется о том, что водной бедной семье родился мальчик. Рос он больным и слабым, поэтому звали его не по имени, а просто Заморышем. Когда мальчик подрос, он познал секреты целебных растений и научился с помощью них лечить людей. Со всех окрестных деревень стали приходить к Заморышу больные. Однако нашёлся злой человек, который позавидовал славе лекаря и решил извести его. Как-то в праздничный день поднёс он Заморышу кубок вина с ядом. Тот выпил, а как почувствовал, что умирает, позвал людей и завещал закопать после смерти ноготок с его левой руки под окном отравителя. Выполнили его просьбу. Выросло на том месте лекарственное растение с золотыми цветками. В память о добром лекаре люди назвали этот цветок ноготками. Первые Христиане называли календулу «Золото Марии» и украшали ею статуи матери Спасителя. В древней Индии из календулы плели гирлянды и украшали ими статуи святых. Календулу называют иногда «невеста лета» из-за тенденции цветка поворачиваться за солнцем.

Ландыш

Родовое название ландыша переводится как «лилия долин» (от лат. ocnvallis – «долина» и греч. lierion – «лилия») и намекает на его место обитания. Видовое наименование указывает на то, что растение цветёт в мае. В Богемии (Чехословакия) ландыш зовут цавкой – «булкой», вероятно, потому что цветки растения напоминают круглые аппетитные булочки.
Согласно древнегреческому мифу богиню охоты Диану во время одной из её охотничьих прогулок захотели поймать фавны. Они её подстерегли, но богиня бросилась бежать. С её разгоряченного лица разлетались капельки пота. Они были необычайно ароматны. И там, куда они падали, вырастали ландыши.
В русских преданиях белые цветки ландыша называются слезами морской царевны Волхвы, которая полюбила прекрасного гусляра Садко. Однако сердце юноши принадлежало его невесте Любаве. Узнав об этом, гордая царевна решила не открывать своей любви. Только иногда по ночам при свете луны можно было видеть, как на берегу озера сидит красавица Волхва и плачет. Вместо слез, девушка роняла на землю крупные белые жемчужины, которые, коснувшись земли, прорастали очаровательными цветами – ландышами. С тех пор на Руси ландыш символизирует скрытую любовь. Если белоснежные и ароматные цветки ландыша олицетворялись с чем-то радостным и прекрасным, то его красные ягоды во многих культурах символизировали печаль по утраченному. Одно христианское сказание повествует о том, что красные плоды ландыша произошли из горючих слёз Пресвятой Богородицы, которые она проливала, стоя у тела распятого Христа.

Лилия

Древнегреческие мифы приписывали лилии божественное происхождение. Согласно одному из них, однажды богиня Гера кормила младенца Ареса. Капли брызнувшего молока упали на землю и превратились в белоснежные лилии. С тех пор эти цветы стали эмблемой богини Геры.
У древних египтян лилия наряду с лотосом была символом плодородия. Любовь к ней переняли и христиане, сделав символом Девы Марии. Прямой стебель лилии олицетворяет её ум; поникшие листья – скромность, нежный аромат – божественность, белый цвет – целомудрие. Согласно Святому Писанию, лилию держал архангел Гавриил, когда оповестил Марию о скором рождении Христа. О лилии сибирской красной, или саране в Древней Руси существовала легенда. Говорили, будто бы она выросла из сердца погибшего казака, принимавшего участие в завоевании Сибири под предводительством Ермака. В народе её также называли «царские кудри».

Лотос

С незапамятных времён в Древнем Египте, Индии и Китае лотос является особо почитаемым и священным растением. У древних египтян цветок лотоса символизировал воскрешение из мёртвых, а один из иероглифов изображался в виде лотоса и означал радость. В древнегреческой мифологии лотос был эмблемой богини красоты Афродиты. В Древней Греции были распространены рассказы о людях, питающихся лотосом, — «лотофагах», или «поедателях лотоса». По преданию, тот, кто отведает цветов лотоса, никогда не захочет с родиной этого растения. У многих народов лотос символизировал плодородие, здоровье, процветание, долголетие, чистоту, духовность, твёрдость и солнце. На Востоке это растение до сих пор считается символом совершенной красоты. В ассирийской и финикийской культурах лотос олицетворял смерть, но одновременное возрождение и будущую жизнь.
У китайцев лотос олицетворял прошлое, настоящее и будущее, поскольку каждое растение одновременно имеет бутоны, цветы и семена.

Пион

Согласно историческим источникам пион получил своё название в честь Пеонии – местности, откуда произошёл один из его видов. Однако существуют и другие версии. Согласно одной из них, название этого растения связано с именем персонажа древнегреческой мифологии – Пионом, который был талантливым учеником врача Эскулапа. Однажды Пион вылечил владыку загробного мира Плутона, раненного Геркулесом. Чудесное исцеление повелителя подземного царства возбудило в Эскулапе зависть, и он решил убить своего ученика. Однако Плутон, узнавший о злых намерениях Эскулапа, в благодарность за оказанную ему помощь, не дал Пиону умереть. Он превратил искусного врача в красивый лекарственный цветок, названный в честь него пионом. В Древней Греции этот цветок считался символом долголетия и целительства. Одарённых греческих врачей называли «пиониями», а лекарственные растения «травами пионий».
Другая античная легенда рассказывает, как однажды богиня Флора собралась в путешествие на Сатурн. На время своего длительного отсутствия она решила найти помощника. Богиня объявила о своём намерении растениям. Через несколько дней подданные Флоры собрались на лесной опушке, чтобы выбрать своего временного покровителя. Все деревья, кустарники, травы и мхи отдали свой голос в пользу очаровательной розы. Лишь один пион кричал, что он лучше всех. Тогда Флора подошла к дерзкому и глупому цветку и сказала: «В наказание за твою гордыню ни одна пчела не сядет на твой цветок, ни одна девушка не приколет его себе на грудь». Поэтому у древних римлян пион олицетворял напыщенность и чванство.

Роза

Царицу цветов – розу – люди воспевали с древнейших времён. Об этом великолепном цветке они сложили много легенд и мифов. В античной культуре роза была символом богини любви и красоты Афродиты. Согласно древнегреческой легенде Афродита появилась на свет, выйдя из моря у южного побережья Кипра. В этот момент совершенное тело богини покрывала белоснежная пена. Именно из неё и возникла первая роза с ослепительно-белыми лепестками. Боги, увидев красивый цветок, обрызгали его нектаром, который придал розе восхитительный аромат. Цветок розы оставался белым до тех пор, пока Афродита не узнала о том, что её возлюбленный Адонис смертельно ранен. Богиня стремглав побежала к любимому, не замечая ничего вокруг. Афродита не обратила внимания, как наступила на острые шипы роз. Капли её крови окропили белоснежные лепестки этих цветов, сделав их красными.
Существует древняя индусская легенда о том, как бог Вишну и бог Брама затеяли спор о том, какой цветок самый красивый. Вишну отдал предпочтение розе, а Брама, который никогда раньше не видел этого цветка, похвалил лотос. Когда же Брама увидел розу, он согласился с тем, что этот цветок прекрасней всех растений на земле.
Благодаря совершенной форме и чудному аромату для христиан роза с древних времён символизировала рай.

Богиня цветов в греческой мифологии

Греческие мифы это повествование о богах и героях, о жизни и смерти, о животных и цветах, пришедшие к нам из глубины веков. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства.

Мифы древней Греции представляют собой куда более широкую область применения, чем мы привыкли считать. Они являются не только уникальным феноменом древней литературы, имеют близкую связь с историей и искусством, а так же показывают процесс развития человека. Внимательно исследовав мифологию, не сложно отследить эволюцию сознания человека, совершенствование его культуры, философии и даже прикладной ежедневной деятельности.

Сущность греческой мифологии становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразие человеческих отношений и природных явлений. Греческую мифологию следует рассматривать не как привычную и неподвижную картину, но в постоянно изменяющемся социальном и историческом контексте античного мира.

Читайте также  Лутраки на карте греции

При исследовании греческой мифологии необходимо также учитывать ее географическое распространение (так называемая географическая мифология) и исторические особенности тех или иных местностей, к которым приурочиваются события, излагаемые в разных античных мифах. Например, Эдипа нельзя оторвать от Фив, мифы о Тесее относят к Афинам, о Менелае и Елене к Спарте и др. Соответственно политическим взглядам и стилю того или иного автора греческой мифологии получает то или иное оформление и использование.

Философы древности, понимая под богами те или иные философские категории, строили на них целую систему философии. Платон и Аристотель рассматривали греческую мифологию в качестве художественной формы или одной из форм наивного народного мышления. Для стоиков греческая мифология имела также аллегорический смысл. Для эпикурейцев боги особого рода существа, возникшие из атомов, не имеющие ни силы, ни желания воздействовать на мир и являющиеся идеалами спокойной, безоблачной жизни. Скептики, отрицая познаваемость всего существующего, доказывали непознаваемость и немыслимость мифологических существ.

В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически, как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов.

Будучи в течение тысячелетий формой осознания бытия и природы, мифология Древней Греции рассматривается современной наукой как летопись вечной борьбы старого и нового, как повесть о человеческой жизни, ее страданиях и радостях.

Персефона, в греческой мифологии дочь Зевса и богини Деметры. Богиня плодородия и земледелия Деметра очень любила свою единственную дочь, красавицу Персефону. Для нее она вырастила прекрасные душистые цветы на лугах Эллады, позволила стрекозам и бабочкам порхать среди них, а певчим птицам наполнять луга и рощи мелодичным пением.

д не посмел ослушаться Зевса. Увидев дочь, Деметра возликовала, в глазах ее заблестели слезы радости. Этой влагой наполнилась земля, нежной травой покрылись луга, и цветы распустились на недавно поникших стеблях. Вскоре заколосились и хлебородные нивы. Природа проснулась к новой жизни. С тех по повелению Зевса Персефона две трети года обязана проводить с матерью и одну треть — с мужем. Так возникло чередование времен года. Когда Персефона находится в царстве мужа, уныние нападает на Деметру, а на Земле наступает зима. Но зато каждое возвращение дочери к матери в мир дяди Гелиоса все живое новыми соками и приводит с собой весну во всей ее торжествующей красоте. Вот почему Персефону всегда изображают в виде прекрасной девушки с букетом цветов и снопом колосьев и считают ее богиней наступающей весны, сестрой богини царства цветов и растений Флоры. И живет она на небе как замечательное созвездие Дева. Самая яркая звезда в созвездии Девы называется Спика, что означает колос. В римской мифологии богине соответствует Прозерпина.
Хлорис — богиня цветов Богиня цветов в греческой мифологии

Богатая греческая мифология, безусловно, не могла обойти стороной мир цветов и растений. Некоторые мифы, рассказывающие об истории их сотворения, известны по всему миру, пользуясь особой популярностью.

В частности, миф о розе (греч. ро́до/трианда́филло).

Согласно мифологии древних греков, роза была создана богиней цветов и растительности Флорой.

Как-то Флора нашла в лесу безжизненное тело одной из них нимф, отличавшихся необыкновенной красотой. Печаль её была так велика, что она превратила бездыханное уже тело в цветок. Но на этом всё не закончилось. Богиня флоры позвала на помощь богиню любви Афродиту и бога вина Диониса. Афродита одарила цветок красотой, а Дионис дополнил её дар нектаром, для сладкого благоухания. Бог ветра Зефир (западный ветер, господствовавший в Восточном Средиземноморье) разогнал своим дуновением облака, дав возможность богу солнца Аполлону засиять со всей силой и помочь цветку зацвести.

Именно так была сотворена роза и именно поэтому греки нарекли её «Царицей цветов».

Пион — лечебный цветок

Считается, что пион (греч. пео́ния) получил свое наименование от божества врачевания Пео́наса, Пео́на или Пени́онаса, известного, согласно Гомеру, исцелением Аида и Ареса от травм.

Пеон лечил с помощью целебных трав. Миф же, связанный с цветком пиона, гласит о том, что Пеон был учеником самого Асклепия, бога медицины и врачевания. Однажды Лето (греч. Лито́) — мать Аполлона и богини плодородия Артемиды — научила его, как заполучить волшебный корень, растущий на Олимпе, который мог утолять боль женщин во время родов. Асклепий, захлестнутый завистью, попытался убить своего ученика, и тогда Зевс спас Пеона от ярости Асклепия, превратив его в пион.

Примечательно, что семена этого цветка в древности действительно использовались для лечения беременных женщин.

Анемона — цветок ветра

Название цветка связано с историей любви Адониса и Афродиты. Согласно мифу, однажды Адонис пошел в лес на охоту, где, однако, его поджидал бывший возлюбленный Афродиты — бог войны Арес (Арис), неимоверно ревновавший Афродиту к Адонису, из-за прекрасных глаз которого она покинула его.

Арис превратился в дикого вепря и напал на Адониса, смертельно ранив последнего. Афродита, услышав стоны Адониса, бросилась его искать. Но было уже слишком поздно…

Безутешная Афродита обняла бездыханное тело своего любимого, сбрызнув нектаром рану. Из крови, смешанной с нектаром, появился удивительно красивый цветок. Только вот жизнь этого цветка оказалась совсем непродолжительной: с дуновением ветра (греч. а́немос) бутончики цветка раскрываются, тогда как с последующими порывами лепесточки его разлетаются в разные стороны, далеко-далеко… Вот почему цветок и называется «анемона» (греч. анемо́ни) или «анемолу́лудо», то есть «цветок ветра».

Адонис или дикий мак

Надо заметить, что капельки крови Адониса послужили появлению и другого цветка, наделенного целебными свойствами. Он так и называется «Адонис»… Собственно, речь идет о диком маке (агриопапару́на) с ярко-красными, буквально, пылающими лепестками на фоне зеленых лугов, словно напоминая всем о капельках крови Адониса. Не случайно красный мак считался у древних греков символом силы любовного огня, а также душевного покоя, сна и забвения вечности.

Богиня цветов Флора

Флора — италийская богиня цветения колосьев, распускающихся цветов и садов. С приходом весны она царствует над всеми живыми существами. Римляне отождествляли ее с греческой богиней цветов Хлоридой.

В ее честь в Италии отмечался весенний праздник Флоралии (с 28 апреля по 3 мая), во время которого люди украшали себя, животных и свои жилища цветочными гирляндами, венками. Праздник сопровождался шумными играми и состязаниями, веселыми шутками и плясками.

Тициан. Флора. Ок. 1515 г. Галерея Уффици, Флоренция

Флора действительно была хороша собой, ее красоту и вечную юность запечатлели многие художники. Среди лучших произведений на эту тему — картины Тициана «Флора», Рембрандта «Флора» и Н. Пуссена «Царство Флоры». Каждая из этих картин по праву считается подлинным шедевром мировой живописи.

Тициан запечатлел в облике прекрасной богини женский идеал. Как нежен теплый розовый тон открытого плеча богини! Не менее выразительно и ее белоснежное одеяние в сочетании с ярким бархатом тяжелой накидки. В ее руке — цветы, которые она щедро разбрасывает по земле. Лицо богини полно нежности и поэтической одухотворенности.

Богиню цветов и весны писали многие и до Рембрандта, но только его «Флоре» суждено было стать величайшим творением живописного искусства. Свое нежное, чистое чувство и трепетное отношение к своей жене Саскии художник передал через мифологический сюжет.

Саския и явилась прообразом Флоры, именно к ней были обращены высшие чувства художника. Она держит в руке букет цветов, ее волосы увиты цветочными гирляндами. Фигура, выхваченная лучами яркого света, производит впечатление светящегося источника. Где Флора — там цветы, безмятежный покой и радость бытия. Где нет ее — там зловещий сумрак и таинственная тишина.

Рембрандт. Флора. 1634 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Почти одновременно с картиной Рембрандта было создано полотно французского художника Пуссена, который не раз обращался к изображению богини цветов. Его «Царство Флоры» — это поэтическая аллегория происхождения цветов. Все здесь глубоко символично. В поле зрения художника попадают только те герои античных сказаний, которые либо стали жертвой несчастной любви, либо по роковой случайности, по воле богов превратились в цветы после смерти. Силой своей фантазии Пуссен собрал их всех вместе в прекрасном благоуханном саду. Вот мы видим и саму Флору, которая танцует в хороводе веселых амуров, осыпая героев белыми цветами.

Н. Пуссен. Царство Флоры. 1631 г. Картинная галерея, Дрезден

В группе слева можно узнать безумного Аякса, который бросается на собственный меч. У его ног из пролившейся на землю крови вырастает пунцовая гвоздика. Правее — нимфа Эхо. В ее руках — урна с водой, над которой, любуясь своим отражением, склонился Нарцисс. Позади — Клйтия с корзиной гелиотропов на руке. Безнадежно влюбленная в Аполлона, смотрит она на пленившего ее светозарного бога, а он, равнодушный, мчится в солнечной колеснице, рассекая небесную синеву.

В правой части картины — Крокон и Смилах, «что малыми стали цветами» — крокусом и вьюнком. Здесь же Адонис, глядящий на свое разорванное вепрем бедро. А вот Гиацинт, зажимающий рукой смертельную рану, а со светлых кудрей его, вместо капель крови, падают лепестки алых цветов.

Как видите, в картине объединены различные сюжетные мотивы, отсутствует общее действие. Несмотря на такие сложные задачи, художнику удалось в полной мере объединить и сгруппировать фигуры действующих лиц и реализовать свой замысел.

(Перевод Ф. Петровского)

Именно у Овидия почерпнул этот сюжет для картины «Весна» итальянский художник Сандро Боттичелли. Не анализируя картину в целом, обратимся лишь к той ее части, которая связана с мифом о Зефире и Флоре. В верхнем правом углу мы видим фигуру в развевающемся плаще. По ее раздутым щекам и крыльям мы без труда узнаем в ней Зефира. Его полет так стремителен, что согнулись стволы деревьев. Цепко хватает он нимфу, бегущую от него влево. Та повернула к нему свое испуганное лицо, а руками, едва касаясь другой нимфы, просит у нее защиты. Но та, словно не замечая, спокойно шествует, разбрасывая левой рукой пригоршню семян. Правую руку она опускает в складки платья, переполненные розами. Эта девушка с венком на золотых волосах, в длинном платье, сплошь расшитом цветами, и есть богиня цветов Флора.

С. Боттичелли. Весна. Фрагмент. 1477—1478 гг. Галерея Уффици, Флоренция

Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о превращении силой любви нимфы по имени Хлорис (« зеленая », « зелень ») в богиню цветения Флору. Всюду, где Флора, — цветы. Они слетают с открытых губ нимфы, сыплются из-под ее руки, покрывают мелким узором подол ее платья. Третья фигура справа — это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Она-то и стала богиней весеннего цветения Флорой. Удивительная картина! Созданная более пятисот лет назад, она до сих пор волнует своей поэтической красотой.

В. Баранов. Портрет Шарля Дидло. Музей театрального искусства, Санкт-Петербург

А. И. Истомина в балете «Зефир и Флора». Миниатюра неизвестного художника. XIX в.

Роза — царица цветов

Роза - царица цветов

Царица цветов роза имеет длинную и красочную историю. К тому же, согласно свидетельствам об ископаемых, ей 35 миллионов лет. На сегодняшний день существует более 30 000 сортов роз, и у них самое сложное родословное дерево из всех известных видов цветов.

Выращивание роз, скорее всего, началось в Азии около 5000 лет назад. С тех пор они стали частью человеческого опыта, и упоминания о цветке вплетены во множество историй из древнего мира.

Существует множество прекрасных историй с этими цветами. Эти истории живут на протяжении веков, и многие из них мы знаем.

Роза в мифологии.

Из греческой мифологии.

Греческая мифология говорит нам, что Афродита, богиня любви, дала розе свое имя. Однако, создала прекрасную розу богиня цветов Хлорис. Однажды, когда Хлорис убиралась в лесу, она нашла безжизненное тело прекрасной нимфы. Чтобы оживить её, Хлорис заручилась помощью Афродиты. Оживить нимфу не получилось, но это надоумило Хлорис создать великолепный цветок. Она получила от богов дары. Афродита подарила ей красоту. Дионис, бога вина, добавил нектар, чтобы придать пьянящий сладкий аромат. Затем три грации подарили Хлорис очарование, яркость и радость. Удивительно, но так появился самый прекрасный цветок, который правит среди всех остальных – роза. Зефир, Западный Ветер, сдул облака, чтобы Аполлон, бог Солнца, мог осветить и заставить цветок цвести.

Хлорис

Индуистская легенда.

В другой древней индуистской легенде Брахма (создатель мира) и Вишну (защитник мира) поспорили о том, что красивее, лотос или роза. Вишну был за розу, а Брахма – за лотос. Но Брахма никогда не видел такую красавицу раньше, а когда увидел, он немедленно отрёкся от своих слов и признал, что роза – самый прекрасный цветок в мире. В награду Брахма создал невесту для Вишну и назвал ее Лакшми. Она ​​была создана из 108 больших и 1008 маленьких лепестков роз.

Брахма и Вишну

Древний Рим.

Позже розы стали синонимами худших излишков Римской империи, когда крестьяне были вынуждены выращивать их вместо продовольственных культур, чтобы удовлетворить требования своих правителей. Невероятно, но императоры наполняли свои плавательные ванны и фонтаны розовой водой и сидели на коврах из лепестков на своих праздниках и оргиях. Розы использовались в качестве конфетти на торжествах, в лечебных целях и в качестве источника духов. Римскому императору Гелиогабалу нравилось поливать своих гостей лепестками роз, которые падали с потолка во время праздника.

Римский император Гелиогабал

В семнадцатом веке розы пользовались таким высоким спросом, что розы и вода из них считались законным платёжным средством. В этом качестве они использовались как бартер на рынках, а также для любых платежей. Как мотив, роза была и до сих пор изображена во многих национальных гербах. Это было принято бесчисленными политическими фракциями, и даже бизнесом и несколькими международными событиями.

Значение цвета роз.

Роза — царица цветов. Её используют как символ, чтобы выразить тайные чувства. Это таинственный «язык».

Красные розы.

Красная роза — безошибочное выражение любви. Они передают глубокие эмоции — будь то любовь, тоска или желание. Также могут быть использованы для выражения уважения, восхищения или преданности. Глубокая красная роза может быть использована для выражения искреннего сожаления и печали. Количество красных роз имеет особое романтическое значение, связанное с ними. 12 красных роз — самая популярная из всех, что передает «Будь моей» и «Я люблю тебя».

Белые розы.

Белый цвет — это цвет чистоты, целомудрия и невинности. Белые розы обычно ассоциируются с новыми начинаниями и являются идеальным сопровождением для невесты, идущей по проходу. Белые цветы могут быть использованы для выражения сочувствия или смирения. Они также свидетельствуют о духовности.

Жёлтые розы.

Жёлтый цвет — выражение изобилия. Жёлтые розы вызывают солнечное чувство радости, тепла и гостеприимства. Они являются символами дружбы и заботы. Как и другие розы, они не несут в себе оттенка романтики. Это указывает на чисто платонические эмоции.

Розовые розы.

Существует множество разновидностей розовых роз. В целом, они используются для передачи нежных эмоций, таких как восхищение, радость и благодарность. Цветение светло-розовых роз свидетельствует о сладости и невинности. Глубоко розовые передают глубокую благодарность и оценку. Ещё эти розы означают элегантность и грацию.

Оранжевые розы.

В то время как жёлтая роза напоминает нам о солнце, оранжевая напоминает нам об огненном пламени. Эти огненные цветы символизируют страсть и энергию. Оранжевые розы могут быть использованы, чтобы выразить сильное желание, гордость и пыл. Они также передают чувство очарования. Эти цветы конкурируют только с красными розами как посланники страсти в романтике.

Лавандовые розы.

Лавандовая роза, словно её цвет, передает очарование. Это также выражает «любовь с первого взгляда». Более тёмные оттенки роз лаванды (близкие к фиолетовым) передают ощущение царственного величия и великолепия. Также они используются для выражения очарования и обожания.

Голубые розы.

Идеально голубая роза очень редкая, как совершенно чёрная. Голубые розы не могут быть получены естественным путем, поэтому они представляют собой что-то недостижимое или таинственное. Поэтому они воплощают стремление к недостижимому. Они говорят: «Я не могу быть с тобой, но я не могу перестать думать о тебе».

Зелёные розы.

Зелёный цвет гармонии, богатства, плодородия. Это также цвет, указывающий на мир и спокойствие. Зелёные розы (это не совсем белые с зелеными оттенками) могут символизировать наилучшие пожелания благополучной новой жизни или пожелания восстановления здоровья.

Чёрные розы.

Чёрный цвет смерти и прощания. Чёрная роза, как голубая, такая же редкая. Но на самом деле это тёмно-красная роза. Чёрные розы передают смерть чувства или идеи. Посылка чёрных роз кому-то указывает на смерть отношений.

Смешанные розы.

Смешивая розы разных цветов целенаправленно, вы можете создать букет эмоций. Например, букет из красных и белых роз означал бы, что я сильно тебя люблю и мои намерения достойны уважения. Случайное сочетание могло бы передать смешанные чувства или послать сообщение: «Я еще не знаю, каковы мои чувства, но я уверен, что вы достаточно любите меня, чтобы послать вам розы». Поэтому не зря считается, что роза — настоящая царица цветов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector