Богиня закона в древней греции

Богиня закона в древней греции

Криминальная история античности

Cегодня мы познакомим вас с книгой «Криминальная история античности», написанной немецким историком, профессором Мюнхенского университета Йенсом-Уве Краузе и вышедшей в издательстве «Ц. Х. Бек». Пусть вас не пугает научное звание и должность автора: он написал очень увлекательную книгу со множеством интересных примеров и деталей. Хотя ему было весьма нелегко: многие вещи, о которых он рассказывает, представляются с точки зрения современного правового государства совершенно невероятными, даже дикими, если позволите такое слово. В древних Афинах, например, вообще не существовало полиции, следственных органов и судебных исполнителей. Граждане, в общем-то, вершили самосуд. При этом, однако, они не были предоставлены сами себе, но обращались за помощью к родственникам, друзьям, соседям и просто прохожим. Они же одновременно следили за тем, чтобы потерпевший обращался с преступником (например, вором) так, как это было принято в Афинах, и адекватно совершенному преступлению.

Суд, правда, существовал: судили либо присяжные, либо Ареопаг – совет старейшин. Кодифицированного уголовного и гражданского кодексов не было, но какие-то определённые меры наказания за конкретные преступления существовали. Наиболее частые – денежный штраф, смертная казнь и изгнание из Афин, что часто заменяло смертную казнь. Ну, а первый свод законов разработал легендарный Солон, поэт и мудрец, заложивший в первой половине 6 века до нашей эры правовые основы афинской демократии. О нём автор книги «Криминальная история античности» рассказывает особо.

Свод законов, составленный Солоном, регламентировал практически все стороны жизни. Одним из самых любопытных его законов был, например, тот, что разрешал любому свободному жителю Аттики привлечь к суду не только своего обидчика, но и того, кто нанёс урон другому, даже совершенно постороннему человеку. Таким образом, Солон призывал граждан к взаимопомощи – и, разумеется, воспитывал уважение к закону.

В своей замечательной книге «О, Солон!» российский историк Лев Остерман, подробно анализируя правовое наследие своего античного героя, особое внимание обращает и на закон, запрещавший требовать приданое за невестой и разрешавший ей брать с собой в дом мужа только три платья и несколько недорогих вещей. Всё это для того, чтобы брак не совершался из-за меркантильных соображений, а только по любви. Между прочим, законодательство Солона запрещало, среди прочего, брань и словесные оскорбления в общественных местах. Виновного ждал штраф в пятьсот драхм: три сотни шли в пользу оскорблённого, две государству. Пятьсот драхм – это огромная сумма. Крестьянин-подёнщик, например, зарабатывал тогда не больше трёх драхм в день.

Впрочем, в ту эпоху, как снова и снова подчёркивает автор книги «Криминальная история античности», существовали совершенно другие, чем сегодня, представления о суровости наказания и милосердии. Так, согласно законам Драконта, которые отменил Солон, даже за мелкую кражу полагалась смертная казнь. Понятно, почему имя этого поборника честности вошло и в современный язык (правда, в искаженном виде): слишком жестокие законы или меры мы называем «драконовыми».

Ну, а что считалось оскорблением во времена древних греков? Чувствительное наказание ожидало каждого, кто назовёт другого убийцей или станет утверждать, что тот бросил щит на поле боя. Закон преследовал каждого, кто осмелится бездоказательно обвинить другого в том, что тот ударил свою мать или своего отца, и тех, кто на рыночной площади (то есть публично) пренебрежительно отзовётся о любой профессии любого жителя Афин.

А за что давали смертную казнь? Ну, во-первых, конечно, за умышленное убийство. Дела об умышленных убийствах принимал к рассмотрению один из девяти архонтов – высших должностных лиц в Афинах. Каждая из сторон – обвиняемый и обвинитель (согласно правилам – член семьи убитой жертвы или хозяин, если речь шла об убийстве раба) – имели право выступить перед судом дважды, только потом выносился приговор. Самое интересное здесь: перед вторым выступлением обвинителя обвиняемый мог объявить о том, что добровольно отправляется в ссылку и, таким образом, спасти свою жизнь.

Однако, как рассказывает в своей книге Йенс-Уве Краузе, по делам об убийствам в древних Афинах нередко выносились и оправдательные приговоры. Не наказывали, среди прочего, тех, кто убивал любовника своей жены, застигнутого в её постели.

Так как семья считалась фундаментальной основой античных Афин, то супружеская измена считалась тяжким преступлением, а к отомстившему за неё относились весьма снисходительно. Причём, виновным считался любовник. Его можно было даже убить безнаказанно. А неверную жену «всего лишь» изгоняли из дома и впредь ей не разрешено было принимать участие в религиозных церемониях.

Хотя закон здесь был по отношению к мужчинам куда более суровым, но им и разрешено было намного больше: в отличие от женщин, он совершенно свободно могли содержать любовниц (обычно рабынь), посещать многочисленные публичные дома и приятно проводить время в обществе гетер. Только вот домой их не рекомендовалось приводить: это считалось дурным тоном.

Да, вот такие нравы были в древней Греции. Чистый патриархат! Таким же был поначалу – во времена республики – и Древний Рим. Глава патрицианской семьи мог осудить и даже казнить сына, продать его в рабство. Такое случалось, конечно, не часто, но вот то, что ни один из членов семьи не мог без согласия её главы распорядиться её имуществом, не мог ни продать его, ни даже приобрести, — с этой проблемой сталкивались очень многие римляне на протяжении столетий. Любопытно, однако, что плебеи – одно из сословий свободного населения Древнего Рима, стоявшее ВНЕ родовой общины, — в течение нескольких веков упорно боролись за то, чтобы стать её частью. Впрочем, патриархат был тут не при чём.

Несмотря на то, что плебеи в Древнем Риме относились к свободным сословиям, таких гражданских и политических прав, как патриции, они поначалу не имели. И не имели прав на общинную землю. То есть им приходилось одалживаться у патрициев землёй, а также тягловым скотом, что привело к массовому долговому рабству. Соответствующий закон гласил: несостоятельный должник становится рабом или продаёт в рабство своих детей. Суровый закон этот существовал на протяжении столетий. Лишь в начале третьего века до нашей эры долговое рабство было отменено, и плебеев стали допускать к власти. Плебеи оказались очень полезными республике, а позже – и империи. Они исполняли полицейские функции в Риме: контролировали рынки, бани, акведуки, таверны, следили за проститутками, дебоширами и ворами (в случае необходимости – и судили их). Очень точно и очень лаконично описал судебную систему Древнего Рима российский историк Лев Остерман. Я не берусь конкурировать с ним и просто процитирую его. «Гражданские процессы, — рассказывает историк, — имущественные или наследственные споры вёл один судья. Более серьёзные дела – об убийствах, поджогах, прелюбодеянии (оно, как и в Древней Греции, каралось очень сурово), а также о взяточничестве, казнокрадстве, подкупах и подлогах – подлежали рассмотрению в специальных трибуналах. Рассматривали их коллегии судей. Половине этих коллегий могли дать отвод обвинение или защита. Обвинителем имел право выступить любой гражданин. Адвокатам, участвовавшим в делах, запрещено было получать гонорары от своих подопечных. Своей первой славе знаменитый Цицерон обязан именно выступлениям в качестве адвоката – или судебного оратора, как тогда говорили. Цицерон защищал некоего Росция, которого ложно обвинил в отцеубийстве один из клевретов тогдашнего диктатора Суллы и выиграл процесс.

Судебные заседания обязательно заканчивались до захода солнца. Что касается наказаний, то среди них фигурировали опять-таки денежные штрафы, конфискация имущества, лишение гражданских прав, изгнание, а также многочисленные (в соответствии с характером преступления и гражданским статусом преступника) варианты смертной казни.

Как замечает немецкий историк Йенс-Уве Краузе, с книгой которого мы вас сегодня знакомим, в Древнем Риме, как и в античной Греции, у людей, совершивших убийство, очень часто была возможность отправиться в добровольное изгнание и тем самым на совершенно законном основании избежать смертной казни. Но это во времена республики. Позже подобных вещей уже не допускали. В императорские времена появились и новые виды наказаний – например, исправительно-трудовые работы. Осуждённых посылали либо на шахты, либо на строительство дорог. Первых держали в кандалах, вторым было полегче. Появилась также в качестве наказания ссылка – не добровольная, а принудительная, зато не пожизненная, а на конкретный срок, который определял суд. Впрочем, к ней приговаривали исключительно представителей привилегированных сословий, которые, однако, теряли при этом свои гражданские права. Поэтому ссылка (как правило, на далёкие острова) считалась в древнем Риме очень суровым серьёзным наказанием.

Так наказывали, например, святотатство. Самый, пожалуй, известный судебный процесс Древнего Рима по обвинению в святотатстве имела прямое отношение к Цезарю. Будущий император был тогда ещё «всего лишь» (ставлю это «всего лишь» в кавычки) претором – то есть занимал одну из высших должностей, но не высшую. Так вот. Каждый год женщины высшего общества собирались в доме претора, чтобы отметить праздник «доброй богини» (так его официально называли). Что это за богиня, каково её имя, чем она помогала женщинам и в чём состоял ритуал празднества, — это, как подчёркивает и российский историк Лев ОстермАн, осталось тайной. Но суть не в том. Во время празднества в доме не мог находиться ни один мужчина. А у жены Цезаря Помпеи был обожатель – юный аристократ Клодий Пульхр, к которому она, возможно, тоже относилась вполне благосклонно (и это точно не известно). Так или иначе, но Клодий с помощью служанки проник во время празднества в дом Помпея, переодевшись женщиной. Его, однако, поймали. И вот светский скандал принял политическую окраску: Клодия обвинили в святотатстве. В мае 61-го года до нашей эры состоялся суд. Цезарь был вызван свидетелем. С супругой он к тому времени развёлся, но на суде заявил, что к Клодию никаких претензий не имеет. «Жена Цезаря должна быть выше подозрений», — сказал на суде будущий диктатор, и эта фраза стала крылатой.

Замечу, что в Древнем Риме, как и в Древних Афинах прелюбодеяние и супружеская измена карались очень сурово. Более того: муж обязан был подать в суд на жену, если узнавал о её измене. Если он этого не делал, то его самого могли осудить – за сводничество (существовал соответствующий закон). Любовника, застигнутого на месте преступления, муж, как мы уже рассказывали, мог во многих случаях совершенно безнаказанно убить. Тут ничего не изменилось даже тогда, когда самосуд отошёл в прошлое и функции отправления правосудия и исполнения наказания взяло на себя римское государство. Философа Сенеку спасло в своё время от смерти только то, что его тайная любовница Юлия Ливилла не была замужем. Император Клавдий всего лишь сослал знаменитого гуманиста. Пикантность этой истории состоит в том, что сам поборник нравственности славился своим женолюбием. В юности Клавдий (ещё не император) был помолвлен дважды. Только третья невеста стала его официальной супругой. Но с ней Клавдий развёлся – так же, как и со второй. Третьей же была Мессалина, имя которой стало нарицательным для бесстыдной и развратной женщины. Впрочем, другие римские принцепсы (что значит – первые) действительно чтили институт брака.

Об Октавиане Августе, который правил Римской империей почти полвека, чуть-чуть не дотянув до нашей эры, известно, что он был человеком строгих правил и воспитывал в своих подданных – причём, прежде всего, среди своих приближённых и в аристократии – уважение к закону. По его рекомендации сенат принял целый пакет законов, направленных на нравственное оздоровление элиты. Было, в частности, усилено уголовное наказание за взяточничество. Виновных в подкупе избирателей, кроме всего прочего, лишали права занимать государственные должности в течение пяти лет. Закон о роскоши ограничивал расходы на пиршества ста денариями в обычные дни и вдвое бОльшей суммой в праздники. Закон о браке предписывал его обязательность для всех представителей высших сословий – сенаторов и всадников. Развестись стало сложнее. Холостяков стали облагать высоким налогом, их ограничили в правах наследования. Ужесточили и наказания за прелюбодеяние. Не только муж, но уже и отец получил право безнаказанно убивать свою беспутную дочь и её любовника, если это был вольноотпущенник, гладиатор или актёр. Разумеется, убивать было не обязательно. Сам император Август, например, ограничился лишь изгнанием сначала дочери, а позже и внучки за их безнравственное поведение. Следует, однако, заметить, что он не пожелал делать исключение для членов своих семьи и сам обратился в сенат с требованием, согласно закону, наказать Юлию-старшую и Юлию-младшую (их звали одинаково) за разврат.

Убийством любовника своей жены прославился ещё в молодом возрасте будущий император Домициан. Став во главе империи в 51-м году нашей эры, он также начал с борьбы за общественную нравственность и против коррупции. Древнеримский историк Светоний пишет: «Столичных магистратов и провинциальных наместников Домициан держал в узде так крепко, что никогда они не были честнее и справедливее… Судей, уличенных в подкупе, он увольнял вместе со всеми их советниками…» «Строгий, но справедливый», — такой эпитет император Домициан вполне заслуживал в первый период своего правления. Но потом, как часто случается с правителями, уверовавшими в свою непогрешимость и правоту, он превратился в жестокого самодура, самодовольного диктатора, одержимого манией преследования и подавлявшего любое инакомыслие или то, что ему могло показаться инакомыслием. Именно Домициан изгнал из Рима евреев и христиан. Единственное, на кого он опирался – армия и личная гвардия, что-то вроде Комитета государственной безопасности. Древнеримский историк Тацит считал, что Домициан был даже страшнее и отвратительнее Нерона, о жестокости и коварстве которого ходили легенды. Нет ничего удивительного в том, что, в конце концов, составился заговор против тирана, и его убили. Народ, ещё несколько лет назад воспевавший императора, торжествовал. Плиний-младший оставил такое свидетельство: «Раззолоченные статуи императора… были низвергнуты и разбиты. Никто не мог сдержать порыв своей долго сдерживавшейся радости…»

Боги Древней Греции

Эта книга стихов о богах Древней Греции, зарифмованных в качестве литературной игры. Эти стихи помогут вам познакомиться с именами богов и узнать больше о мире древних греков.

Оглавление

  • ***

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Боги Древней Греции предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Виктория Мингалеева, 2018

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Афина. Богиня справедливой войны.

Зачем воюете, цари?

Ну, что вы делите так страшно?

За территории, дворцы, теряют жизни,

Вы многим оборвали жизнь,

За справедливую войну.

Богиня даст совет один.

Решайте миром, по утру.

Ищите компромисс в делах.

И начинайте отдавать,

Тогда начнёте получать.

Вы Боги, только на словах.

Гефест. Бог огня.

Он первым стал на свете гончаром.

Великим мастером на руки все.

И обращаться мог с любым огнём.

И делал сам изделья по душе.

Ведь это он построил тот дворец,

Где, по поверьям людей живут все Боги.

О том его просил сам Зевс.

Чтобы оставить мир людей в покое.

Жить на горе с названием Олимп.

Править людьми и быть главным для них.

Взимать дары от каждого из них.

Фемида. Богиня законов.

Законы в Греции были для всех.

И даже Боги, это знали.

Не жди, к тебе не явиться успех.

Твою судьбу на небесах решали.

Есть божество, чтоб за тобой следить.

Чтоб, не нарушил ты ни одного закона.

За то она тебя может убить.

Ведь для неё одно и то же снова, снова, снова.

Геба. Богиня юности.

Станешь женой великого царя.

Решили так родители её.

За то, что сделал для людей он много.

Отдашь любовь свою ты для него.

13 подвигов он в наказанье совершил.

Женился, но жена лишила жизни ни за что.

И сам Бог Зевс его благодарил.

И дочь свою на брак благословил.

Флора. Богиня цветов и юности.

Цветы юны, живут они не долго.

И каждый год растут из года в год.

Ведь Боги требуют от вас немного.

Ты гостя накорми, чтоб отдохнуть он смог.

Богиня есть цветов и юности на свете.

Что дарит нам красу цветов и гор.

Ты чти её не часто, и не долго.

И помни, что цветы ей не в укор.

Растут, цветут, и молодость дают.

Их дарим мы, чтобы нашли приют.

Кронос. Бог времени.

Часы, минуты, дни, года.

Ему подвластны времена.

Он может ими управлять.

И, если нужно, поменять.

Всё переставить по местам.

Или вернуться где-то там.

Где оборвались лучших дни.

Ему не скажешь, подожди.

Он не привык чего-то ждать.

Он может всё вернуть назад.

Он знает, всё вокруг не так,

И он, конечно не дурак.

Гера. Богиня Земли.

Ну, кто же Землю сотворил?

Откуда людям это знать?

Горами, реками покрыл.

Кого же грекам прохвалять?

Ну, как скажи, её зовут.

Богиню — мать святой Земли.

За что её все предки чтут?

И замки строят, и дворцы?

О ней ты слышал много раз.

Из слов поэтов и царей.

Пришёл её священный час.

Не верят мифам люди столько лет.

Самое священное чувство людей.

Так, в переводе, звучит его имя.

И ощущаешь его ты сильней.

Если ты — грек, и слышишь это слово.

Без неё на свете тебе не прожить.

Если, влюблён ты с первого взгляда.

И в душе не оставишь спасения нить.

Чтобы зашита была твоя рана.

Она придёт, или захочет уйти.

Если не сможешь её удержать.

Она заберёт сердце твоё, в руки свои.

И тебе снова придётся ждать.

Никта. Богиня чёрной ночи.

Ты любишь звёзды, свет луны?

Она давно у них царица.

Когда придёт, все тают дни.

Приходит мрак, и ты не можешь усомниться.

В том, что прекрасней нет её.

В каком-то смысле, несомненно.

И стоит лишь открыть окно.

Всё уплывает без предельно.

Куда-то вдаль, за горизонт.

Где нет ни света, ни тепла.

Вдруг в жизни новый поворот.

И нет уже сейчас тебя.

Дикс. Бог справедливости.

Слабого не обижай,

Руку другу подавай.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Боги Древней Греции предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также

Алиса в Стране чудес. Алиса в Зазеркалье. Охота на Крысь. Перевод Юрия Лифшица

Переводы с жирафьего

Михаил Анатольевич Гришкеев (Ярош-Барский)

Весело-превесело я покуролесила. Стихи

Познакомимся с цветами. Читаем стихи детям

Земная жизнь и слово Господа нашего Иисуса Христа. Евангелие в стихах и поэмах

Николай Александрович Тимофеев

Великолепные карапузики. Стихи и загадки для детей младшего возраста

Вячеслав Вячеславович Денисов

Новая сказка про курочку Рябу

Гордимся нашей Родиной! Стихи о России для малышей и не только…

Английский детям. Future Perfect, Future Continuous, Future Perfect Continuous. Серия © Лингвистический Реаниматор

Татьяна Олива Моралес

О растениях по алфавиту. Книга тринадцатая. Растения на К (кошачья лапка – куфея)

Вся власть в руках фараона: как наказывали за преступления в Древнем Египте

К вопросу о том, что считать преступлением и как наказывать за содеянное, древнеегипетское общество подходило с точки зрения морали и религиозных принципов. Причем иногда египтяне судили — и осуждали — людей уже скончавшихся. Это называлось «судом другого мира».

Главную роль играл культ Маат — богини истины, справедливости, закона и миропорядка. Нарушая правила поведения, человек как бы раскалывал космическую гармонию и наносил вред как людям, так и всему государству.

Французский египтолог Клер Лалуэт в своем исследовании «Фараоны во времена царей-богов» пишет, что в те времена считалось, что Маат — это символ вселенского порядка, необходимого для благоденствия общества и всего мира. Мира, созданного египетскими богами.

Автор фото, Heritage Images/Getty Images

В Древнем Египте иногда судили и мертвых

Преступления в Древнем Египте делились на две категории: преступления против общества (убийство, прелюбодеяние, кража частной собственности) и преступления против государства и порядка в стране (взяточничество, госизмена, хищение госсобственности и неподобающее поведение в отношении религиозных объектов).

Вся полнота власти была сосредоточена в руках фараона, он же был гарантом порядка. В древнейшие времена он сам принимал участие в процессах, но потом сформировались суды, и фараон участвовал только в наиболее громких процессах.

Убийство

В Древнем Египте жизнь человека считалась благословением свыше, и тот, кто отнимал у другого жизнь, приговаривался к смертной казни, хотя уже в те времена суды различали умышленное и непредумышленное убийство.

Читайте также  Гора в фессалии

Манал Махмуд Мохамед, исследователь истории Древнего Египта при египетском министерстве древностей и автор труда «Преступление и наказание в Древнем Египте», говорит, что умышленное убийство каралось смертной казнью не всегда. Иногда наказание было психологическим, и часто оно считалось более суровым, чем просто смертная казнь.

Сын, убивший одного из своих родителей, сначала подвергался пыткам, а уже затем его казнили. С родителями, убившими своего ребенка, поступали изощреннее. К ним привязывали тело ребенка и не менее трех суток держали под охраной на жаре — до тех пор, пока тело не начинало разлагаться.

Автор фото, Heritage Images/Getty images

Фараоны требовали, чтобы все жители исправно платили налоги

Французский специалист по истории Египта фараоновской эпохи Франсуа Дюма говорит, что часто приговоренных к смерти просто бросали крокодилам. Но некоторым осужденным «везло» — им давалась возможность совершить самоубийство.

Но если убийство было непредумышленным, и этот факт удалось доказать, наказания были совсем другими.

В таком случае убийца не мог войти в собственный дом до того, как он был ритуально очищен от совершенного им греха, и не принес жертвоприношений на могилу погибшего от его рук.

Кроме того, предусматривалось примирение между семьями правонарушителя и его жертвы, а также выплата определенной компенсации.

Во времена фараонов также предусматривалось наказание за сокрытие информации об убийстве или информации, которая могла помочь предотвратить подобное преступление. Недоносители считались соучастниками преступления и наказывались так же, как и сам убийца.

В Древнем Египте также запрещалось убийство животных, имевших важное религиозное значение — ибисов, кошек и т.д. Преднамеренное убийство этих животных каралось смертной казнью, непреднамеренное — штрафом.

Автор фото, Getty Images

Недоносительство строго наказывалось в древнем Египте

Прелюбодеяние

Прелюбодеяние считалось преступлением против основных религиозных принципов, но этот грех касался лишь сексуальных отношений мужчины с замужней женщиной. Это преступление также наказывалось смертной казнью.

В древнейших законах говорилось: «Если вы хотите сохранить дружбу с кем-то, то заходя в их дом, не приближайтесь к женщинам и не заходите в их часть дома».

Во времена фараонов считалось, что если мужчина согрешил с замужней женщиной, то будет впоследствии совершать и другие грехи, соответственно, его следует казнить.

В древнеегипетских текстах также говорится, что наказание жены, изменившей своему мужу, находилось в руках самого мужа. Он мог либо сам решить, как именно наказать жену, либо простить и супругу, и ее партнера. Муж также мог обратиться в суд.

Автор фото, Universal History Archive/Getty Images

В одном из папирусов времен правления фараона Рамзеса V описывается случай, когда перед судом предстала семья, которая слишком жестоко обошлась с женщиной, которая, по их мнению, опозорила семью своим поведением. Женщину бросили в реку на съедение крокодилам.

Следует также отметить, что наказания для мужчин были более легкими, чем для женщин, совершивших точно такое же преступление. При этом женщины в Древнем Египте обладали равными правами с мужчинами в том, что касалось участия в судебных процессах.

Грабеж и воровство

Наказанием за кражу имущества был штраф, в два или три раза превышающий стоимость похищенного. Штраф за кражу государственной собственности превышал ее стоимость в 180 раз.

Пойманный вор должен был взять на себя обязательство вернуть украденное и признаться в содеянном, после чего он получал 100 ударов кулаками. Затем он должен был торжественного поклясться никогда больше ничего подобного не делать.

Если он отказывался приносить подобную клятву, его бросали в реку к крокодилам.

Все эти наказания были публичными.

Взяточничество

Случаи взяточничества обычно не рассматривались судами. Пойманных за этим чиновников просто увольняли и понижали в социальном статусе до уровня простого крестьянина. Но были и судебные процессы.

Не все были этим довольны. В одной из найденных рукописей обнаружилась молитва осужденного к богу Амону: «Услышь меня, о Амон. Я бедный человек, а суд требует серебра и золота. Сделай что-нибудь, о Амон».

Когда дела о взяточничестве доходили до суда, некоторые обвиняемые проявляли находчивость. В одном из папирусов описывается, как обвиняемый дал взятку писарю суда, и тот вынес на улицу и передал ему все материалы дела.

Автор фото, Universal History Archive/Getty Images

Один из обвиняемых, который был задержан в связи с разграблением гробниц во время правления Рамзеса IX, утверждал, что также был освобожден из-под ареста после того, как заплатил взятку.

«Меня арестовали и держали в кабинете городничего Тибы. Я отдал им мою долю из 20 слитков золота», — приводятся его слова в книге «Преступление и наказание в Древнем Египте».

Государственная измена

В Древнем Египте преступления против государства и фараона считались наиболее одиозными. Единственной мерой наказания в подобных случаях была смертная казнь, вне зависимости от социального статуса осужденного. Казнили даже приближенных самого фараона.

Как говорится в Туринском судебном папирусе, на фараона Рамзеса III было совершено покушение, в результате которого он скончался и отошел в мир иной. Уже оттуда, судя по записям в папирусе, он обратился с наставлением к судьям, которые рассматривали дело о покушении.

Заговор против Рамзеса III организовала одна из его младших жен Тия, якобы надеясь возвести на престол своего собственного сына. К заговору присоединились многие другие обитательницы гарема, а также некоторые военачальники и люди из царского двора.

Заговорщики были приговорены к смертной казни, причем некоторые из них должны были совершить самоубийство. Кроме того, перед смертью их лишили имен и заменили их на обидные клички — это лишало их надежды на достойную загробную жизнь.

Следующим фараоном стал Рамзес IV, чье восхождение на престол и хотела предотвратить Тия.

Богиня закона в древней греции

образовательный проект 30/IX 10:00. МАММ ул. Остоженка, 16

Искусство Древнего Рима и Византии

«Искусства древнего Рима»

Занятие 1. Эллинизм. Вспомним великие храмы и скульптуру древних греков и узнаем, каким стало их искусство во время походов Александра Македонского и рождающейся Римской империи.

Занятие 2. Загадочные древние этруски. История, мифы и боги удивительных этрусков (страшный Тухулка). Откуда пришли эти мудрые и веселые этруски, как они жили, как одевались, на каком языке говорили? Этрусские города. Могущественный союз 12 городов.

Занятие 3. Этрусские города мертвых. Росписи этрусских гробниц. «Жизнь под звуки флейты» (Геродот).

Занятие 4. Скульптура, оружие этрусских воинов и украшения, прекрасных этруских женщин (скульптор Вулка, вазы буккеро, ювелирные украшения и др.).

Занятие 5. Легенда об основании Древнего Рима. Братья-близнецы Ромул и Рем. Капитолийская волчица, семь холмов и похищение сабинянок.

Занятие 6. Архитектурные открытия древних римлян. Почему все дороги ведут в Рим? Арка в архитектуре. Что такое акведук и как он устроен? Термы и мосты древних римлян.

Занятие 7. Триумфальные арки древних Римлян. Арка Тита. Кессоны, пролеты, рельефы, богиня Виктория. Какие ордера придумали римляне в архитектуре.

Занятие 8. Как устроен древнеримский город? Форумы, термы, акведуки и дома — инсулы. Как устроен римский домус и римская вилла, где обедали и что ели римляне. А также фонтаны и статуи атриума, мозаики вилл.

Занятие 9. Величие и красота Колизея, рев животных и звон оружия. Жизнь и доспехи гладиаторов. Цирки и театры Древнего Рима.
Практическая работа. С кем сражались гладиаторы?

Занятие 10. Пантеон — храм всех богов. Купол и око Пантеона. Кто похоронен в Пантеоне?

Занятие 11. Печальный замок-гробница императора Адриана в Риме (замок Ангела). История, архитектура. Любимый город Адриана — Афины. Арка Адриана и стена в Афинах. Знаменитые портреты Антиноя.

Занятие 12. Скульптура Древнего Рима. Памятники и конные статуи великим императорам. Искусство рельефа Древнего Рима (Колонна Трояна, Алтарь мира императора Августа и резные камеи).

Занятие 13. Уникальный в истории искусства скульптурный портрет Древнего Рима. Истории императоров и простых людей, чьи юные и старые, морщинистые лица, мы увидим.

Занятие 14. Фрески Древнего Рима. Как погиб город Помпеи и Геркуланум под пеплом вулкана Везувия. История археологических раскопок. Какие здания и скульптура сохранились? Картина Карла Брюллова «Гибель Помпеи».

Занятие 15. Росписи помпеянских вилл. 3 стиля живописи. Мозаики вилл. Великий Рафаэль и помпеянская живопись.

Занятие 16. Живые лица и пронзительные глаза фаюмских портретов. Удивительная техника энкаустики.

Занятие 17. Падение Великой Римской Империи. Константин Великий. Строительство Константинополя, история, планы.

Занятие 18. Рождение Христианской религии. Первые христианские символы и живопись катакомб Древнего Рима.

Занятие 19. Что такое икона? Первые синайские иконы и монастырь св. Екатерины.

Занятие 20. Константинополь — центр христианства. Император Юстиниан и Феодора. Первые христианские храмы. Сложение типа крестово-купольного храма.

Занятие 21. Собор святой Софии в Константинополе. Судьба собора.3 Софии.

Занятие 22. Виды византийской религиозной живописи. Канон в византийской живописи. Византийские фрески.

Занятие 23. Византийские иконы. Икона Владимирской Богоматери.

Занятие 24. Византийское искусство мозаики. Что такое смальта? Мозаики Константинополя.

Занятие 25. Удивительный свет мозаик Равенны.

Занятие 26. Художественные ремесла в Византии. Быт византийцев. Костюм.

Занятие 27. Византия и Древняя Русь. Киевская Русь «Путь из варяг в греки», принятие христианства и продолжение традиции Византии в искусстве. Первые христианские храмы в древнем Киеве.

Занятие 28. Андрей Боголюбский и икона Владимиримской Богоматери.

Занятие 29. Великие русские живописцы средних веков. Византиец Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий.

Занятие 30. Что такое Средние века в европейском искусстве?

Возраст 7+
Старт 30.09.2017
Занятия проходят по субботам в 10:00
Продолжительность каждого занятия— 2 часа.
Стоимость курса «Искусство древнего Рима и Византии»

Год обучения: 35.100 (при единовременной оплате всего года обучения предоставляется скидки 10%)
Полгода обучения: 19 500 р.
На второго ребёнка предоставляется скидка 50%
Получить дополнительную информацию можно, позвонив по телефону: +7 (903) 763-00-00 или написав на mk@mdf. ru.
*Продажа абонементов осуществляется в кассе музея. С 05.09.17
Количество абонементов ограниченно.

Священные оковы договора: клятвы и нерушимость договорных обязательств

Клятвы и нерушимость договорных обязательств

Когда мы заключаем договор, нас обычно больше всего заботит, исполнит ли его наш контрагент так, как мы на это рассчитываем. Особенно это важно, когда на кону ─ высокие ставки и договор заключается на годы… Так было во все эпохи. Но взгляд на договор стал иным. Мы смотрим на него совсем иначе, чем наши далекие предки. Прочности договорных обязательств в древности и в Средние века очень помогало то обстоятельство, что исторически право покоилось на мифологическом и религиозном сознании. Когда с приходом эпохи рационализма и технократии право оказалось оторвано от религиозной нравственности, для обеспечения его требований всем тем, кто был заинтересован в его соблюдении, пришлось рассчитывать исключительно на рациональные светские механизмы принуждения.

Сознание современного человека, хотя бы частично принадлежащего европейской цивилизации, обычно таково, что даже самая торжественная клятва и скрепленное на каждой странице целым набором печатей и подписей соглашение утратили священный характер как в глазах того, кто дает обязательства, так и в глазах того, в чью пользу обязательство дано. Именно в этом коренится причина одной из самых острых проблем, связанных с медленным внедрением и распространением в России внесудебных методов дружественного урегулирования споров ─ проблемы обеспечения прочности обязательств, достигнутых ходе примирительной процедуры и закрепленных в мировой сделке (мировом соглашении).

Что же предпринимали для закрепления мира прошлые поколения? Ниже речь пойдет, главным образом, о самом распространенном древнем способе обеспечения обязательств ─ священной клятве. 1

Во все исторические периоды люди, заключая важные для них договоры, стремились придать им форму, которая обеспечивала бы нерушимость закрепленных в них обязательств и их сакральный характер.

В Древнем мире договор рассматривался как магический объект. Поэтому при его заключении стороны обычно обращались к богам, чтобы те были свидетелями заключения договора и гарантами его исполнения. Кроме того, стороны произносили клятвы и проклятия против нарушителя договора.

Например, все эти меры были предусмотрены в договоре между египетским фараоном Рамзесом II и царем хеттов Хаттушилем III (1278 г. до н. э.) (первом в истории известном мирном договоре). Этот договор был заключен в следующей форме. Проект договора, представленный царем хеттов, и сам договор были начертаны на серебряной доске. Его подлинность была удостоверена печатями и подписями. На проекте изображен царь рядом с богом ветра и молнии Тешубом; на оборотной стороне ─ царица с богиней Солнца Аринной.

Как отмечают исследователи, такая форма и реквизиты договора стали образцом для всех последующих договоров не только царств Древнего Востока, но и Греции и Рима. 2

В Древней Греции текст договора, включая клятвы, вырезался на каменном столбе-стеле и хранился в одном из главных храмов (в Афинах ─ в храме Афины-Паллады в Акрополе). Один экземпляр сдавался в государственный архив. Копии наиболее важных договоров хранились в национальных святилищах ─ в Дельфах, Олимпии, Делосе. Международные договоры составлялись на языке каждой из сторон. 3 В договоре, известном как «Никиев мир» 421 г. до н. э., который был заключен после пелопонесской войны между Афинами и союзом государств во главе со Спартой, присяга была сформулирована следующим образом: «Буду соблюдать условия и договор без обмана и по справедливости». Присяга имела своего рода «срок службы»: было условлено возобновлять ее ежегодно и в каждом городе-участнике отдельно.

Даже в отсутствие клятвы религиозно-правовое сознание людей содержало высокий сакральный «барьер» для нарушения обязательств. Например, этрусский миф учил людей избегать посягательств на землю друг друга. Когда владыкой Этрурии стал один из богов-творцов Тиния, он увидел, что «люди алчны и жадны, что они готовы захватить поля соседей, ибо границы полей никак не были обозначены. Землевладельцы говорили, что эта часть поля принадлежит им, а не соседям, и разгорались многочисленные распри. Тогда Тиния повелел, чтобы каждое поле было отмечено межевыми знаками, которые нельзя перемещать, и с тех пор границы полей стали неизменными. Тиния же установил, что захвативший чужие межевые камни или передвинувший существующие границы будет осужден богами. Охватят его различные болезни, нанесены ему будут раны, члены его будут разорваны, сам он будет уничтожен, а род его погибнет». 4

Клятвы соблюдать договор обычно приносили обе стороны. При этом каждая сторона клялась по обычаю своих предков. Например, так в 433 г. (во времена Аттилы) принесли клятвы послы императора Византийского императора Феодосия II и гунны.

Скандинавские дружинники первых русских князей ─ Олега и Игоря, заключая мирные договоры с греками, также клялись по своим скандинавским обычаям ─ на оружии и кольцах, но именами славянских богов Перуна и Волоса. Считалось, что, раз дружинники пришли из славянских земель, теперь славянские боги стали и их богами, причем и в чужой земле эти боги властны над ними. 5

Распространенной уловкой было сделать так, что запрещенные договором действия совершит не тот, кто давал клятву, а кто-то другой. Именно поэтому, например, посольское право Арабского халифата предписывало, что посол халифата при заключении договора должен требовать его клятвенного скрепления, причем не только иностранным государем, но и его сыновьями и приближенными. 6 Это делалось затем, чтобы иностранный государь не мог сослаться на то, что его близкие совершили действия в нарушение договора без его ведома и вопреки его воле.

На Руси международные и междукняжеские договоры утверждались целованием креста и обычно заключались в виде «крестных грамот».
Договоры Руси с Византией 911 и 945 гг. скреплялись клятвой. «Руссы-язычники клялись оружием своим, приговаривая: «Да не имут помощи от Бога, ни от Перуна, да не ущитятся щитами своими, и да посечены будут мечами своими, от стрел и от иного оружия и да будут рабами в этой жизни и в той». Эта клятва сопровождалась всевозможными магическими обрядами: „некрещеная Русь“ клала на землю щиты свои и мечи нагие, обручи и прочее оружие и произ¬носила магическую формулу: „Если мы не сохраним сказанного… да будем прокляты Богом, в которого верим, — Перуном и Велесом, скотьим богом, да будем золоты, как золото, и своим оружием да будем посечены“. Пред¬ставители Византии по христианскому обычаю „целовали крест“. Это был также своего рода магический обряд, так как предполагалось, что нарушение крестного целования должно повлечь самые ужасные кары, по крайней мере, на том свете. Среди послов Игоря было несколько христиан; они тоже присягали на кресте». 7

Если договор ─ магический объект, то соблюдение формальных правил при его заключении возводилось в абсолют. Для того, чтобы обязательства и обещания приобрели силу, необходимо было проследить за тем, чтобы они были сделаны в надлежащей форме.
Клятвы были верным спутником договоров вплоть до начала Нового времени. В особенности это касалось наиболее важных договоров. «Договоры в XVI─XVIII вв. утверждались по-прежнему присягой ─ „крестным целованием“. Царь присягал в присутствии иностранных послов. Придворный протопоп после молебна читал „заклинательное письмо о содержании вечного покоя“, за ним повторял слова царь, а „грамота докончальная 8 в то время лежит под Евангелием“. По окончании чтения текста клятвы царь прикладывался к кресту, потом, взяв докончальную грамоту, отдавал ее послам. Исполняя со всей пунктуальностью требуемые обряды, цари так же внимательно наблюдали за исполнением их и противной стороной. Иван IV требовал, чтобы польский король при присяге при¬кладывался „в самый крест“, а не „мимо креста, да и не носом“, отчего ма¬гическая сила обряда терялась бы.

Утвержденный крестным целованием договор считался ненарушимым „во всех статьях, запятках и точках, безо всякого умаления… в целости“. Форма договоров была заимствована из западноевропейских образцов.

До конца XVII в. московские государи договоров не подписывали, а подписывали вместо них царское имя дьяки, потому что «цари и бояре ни к каким делам руки не прикладывают, для того устроены думные дьяки»». 9

Надо признать, клятва была мощной, но вовсе не универсальной гарантией соблюдения сторонами своих обязательств. Даже при религиозном сознании средневекового общества священные клятвы не могли полностью обеспечить нерушимость данного слова, особенно, когда ставки были высоки. Вот один из примеров. Через 4 месяца после битвы на реке Немиге возле Минска, описанной в «Слове о полку Игоревом», киевский князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого, предложил полоцкому князю Всеславу полюбовно разрешить спор. Изяслав дал присягу, что не причинит полоцкому князю никакого зла, и закрепил ее принародным целованием креста. Однако когда Всеслав с сыновьями пришли к нему в шатер, по приказу Изяслава все они были связаны и брошены в темницу. Вера не помешала князю Киева нарушить данную им клятву. 10

Известны случаи, когда даже духовные лица считали допустимым нарушение клятвы, данной перед Богом. Один из таких случаев произошел в 1127 г. Как свидетельствуют историки, «Игумен одного из киевских монастырей, Григорий, при поддержке созванного им церковного собора, понудил киевского князя Мстислава Владимировича нарушить договор с черниговским князем, заявив: „На мне пусть будет грех, если преступишь крестное целование“. Мстислав „сотворил волю“ духовенства и, по словам летописца, раскаивался в этом всю жизнь». 11

Однако эти исключения не отменяют всеобщего правила: хотя священная клятва ограждала от нарушения договора не всегда, она была гарантией соблюдения договорных обязательств, пожалуй, не менее надежной, чем светские механизмы принуждения в современном мире. 12

В наши дни вера в мистический характер правовых обязательств слаба, но жива и тоже иногда помогает обеспечению их исполнения. Так, один преподаватель гражданского права МГИМО на своей лекции делился своим способом обеспечения обязательств: он невзначай рассказывал своим должникам о том, что со всеми его бывшими неисправными должниками вскоре после невозврата долга случались большие несчастья. Подразумевалось, что это происходило именно по причине нарушения ими обязательств перед ним. По его словам, такое «ненавязчивое» предупреждение обычно помогало.

Послесловие

Не нарушайте договор: дурная примета!

Внутренний мир среднего современного человека, по крайней мере, живущего в России, содержит много иррационального. Кто только не следит за тем, чтобы ни в коем случае не прощаться через порог, строго одергивая тех, кто поступает подобным образом; или кто не следит за тем, чтобы не идти по дороге, которую перешел невезучий черный кот. По данным исследования Левада-Центра, только за два последних года количество верящих в приметы увеличилось на 9 %, а признающих вещие сны ─ на 17%. При этом большую часть верящих в приметы, как ни странно, составляют молодежь и лица с высоким социальным статусом. Наверное, жаль, что среди распространенных среди россиян верований пока не нашлось места вере в губительные последствия нарушения обещаний, клятв, договоров, несоблюдение третейских и судебных решений. Причиной тому, по-видимому, стал разрыв между правом и моралью, как духовной, так и светской. Испытывая на своем личном опыте действие (и недействие) законов, многие приходят к убеждению, что правовые установления никак не связаны с нравственными заповедями и порой даже противоречат им. Поэтому нарушение законов и договоров не считается чем-то аморальным. Клятвы и присяги принимают военнослужащие, врачи, президенты… Вопрос состоит в том, какое значение клятва и присяга имеют в их глазах.

Читайте также  Как долететь до корфу из москвы

Можно возразить, что страх перед божественной или потусторонней карой как мотив для соблюдения обязательств вряд ли совместим с принципом свободы воли каждого индивидуума в современном мире. Действительно, наилучший мотив для того, чтобы держать данное слово ─ личное достоинство, понимание, что «потерять деньги ─ ничего не потерять, потерять честь ─ все потерять». Но, думается, мир много выиграет, если договорные обязательства, да и право в целом, будут иметь в глазах общества в высокой степени сакральный характер. Разве не это подразумевается, когда мы говорим о построении «правового государства», даже если допустить, что оно является не чем иным как идеалом?

Автор: Д. Л. Давыденко, к. ю. н., Директор Института международного частного и сравнительного права.

Статья опубликована в журнале «Третейский суд», 2008 г., № 4.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector