Богиня животных в греции

Богиня животных в греции

13. Артемида-охотница и божества природы

Рождение Аполлона и Артемиды. Среди богов-олимпийцев есть пара близнецов, Аполлон и Артемида. Отец их – громовержец Зевс, а мать – прекрасная богиня Лето. Зевс влюбился в нее, а Гера, конечно же, ее возненавидела. Она послала преследовать кроткую Лето страшного дракона Пифона, приказав ему не давать Лето покоя. Из края в край гнал Пифон несчастную богиню, и ни одна страна, ни один остров не приютили ее – все боялись чудовища. Еле-еле нашла Лето пристанище на маленьком каменистом острове, который в те времена носился по волнам, не имея постоянного места, и назывался Астерия. Лето пообещала острову, что, если он приютит ее, она прославит его великолепным храмом. На этом островке и появились на свет ее прекрасные дети. Первой родилась Артемида, а затем она помогла своей матери, приняв у нее роды. С тех пор Артемида, хотя и является богиней-девой, считается помощницей рожающих женщин.

Чудесное появление Делоса. Вся природа радовалась появлению божественных детей на свет, а остров Астерия остановился на том самом месте, где это произошло, его земля, прежде бесплодная, покрылась зеленью, а сам он получил новое имя – Делос (от греческого слова, обозначавшего «появляться»). Лето сдержала свое обещание: действительно, на Делосе был основан знаменитый на всю Грецию храм в честь Аполлона, одного из ее детей.

Артемида Версальская. Круг Лиохара. Римская копия
Артемида Версальская.
Круг Лиохара.
Римская копия

Желание Артемиды. Говорят, что когда Артемиде было три года, она сидела на коленях у Зевса и тот спросил ее, какой подарок она желала бы получить. Артемида ответила ему: «Обещай дать мне вечную девственность, столько же имен, как у моего брата, лук и стрелы, обязанность приносить свет, шестьдесят океанид, чтобы они составляли мою свиту, двадцать нимф, которые будут кормить моих охотничьих собак, когда я не на охоте, и все горы в мире; а еще дай мне город, какой пожелаешь, чтобы меня чтили в нем превыше всех богов».

Зевс все исполнил по ее желанию. Артемида стала третьей и последней богиней-девой на Олимпе. Имен она имела не меньше, чем ее брат, а может быть, и больше. Ее называли «Охотницей», «Стрелолюбивой», «Златострельной», была даже Артемида Болотная! Лук и стрелы ей изготовили циклопы в кузнице Гефеста, и две своих первых стрелы она пустила в деревья, третью в животное, четвертую – в город нечестивых, не знающих справедливости людей.

Эфес – город Артемиды.

Что касается городов, в которых ее будут почитать, то здесь Зевс даже перевыполнил просьбу дочери – чтил ее не один город, а целых тридцать, и еще во многих городах она имела свою долю в жертвоприношениях.

Но главным городом Артемиды был азиатский город Эфес, находившийся на территории современной Турции. Артемида Эфесская была одной из самых известных во всем эллинском мире богинь, и ей был посвящен великолепный, выстроенный из мрамора храм. Жители Эфеса создавали его больше ста лет, и он был настолько красив, что в древности храм считали одним из семи чудес света. Строили храм долго, а погиб он за одну ночь.

Герострат поджигает храм Артемиды.

Один эфесец по имени Герострат, человек ничем не выделяющийся, очень хотел прославиться. Для этого однажды ночью он поджег храм Артемиды. Конечно, он понес заслуженное наказание, и горожане даже издали указ о том, что память Герострата следует предать забвению. Но прежний великолепный храм уже было не восстановить, а имя Герострата мы помним до сих пор. «Геростратовой славой» называют славу человека, который стал известен благодаря скверному поступку.

Артемида Эфесская
Артемида Эфесская

Артемида – покровительница живой природы. Получив от Зевса в свое ведение горы, Артемида стала покровительницей и хозяйкой не только их, но и всех животных, которые там обитали. Она охотится на них, но она же и следит за тем, чтобы их никто понапрасну не обижал; она помогает охотникам, но она же заботится о том, чтобы количество животных не уменьшалось, об их приплоде. Но Артемида заботится не только о них, но и обо всем, что живет на земле, растет в лесу и в поле: и о стадах домашнего скота, и о людях, и о растениях. Она вызывает рост трав, цветов и деревьев, она благословляет рождение, свадьбу и брак. Прекрасная, как ясный день, с луком и колчаном за плечами, весело бродит она по лесам и полям. Есть у Артемиды и любимица среди животных – лань. О ней Артемида особенно заботилась, и лань часто изображали рядом.

Артемида любит не только луки, стрелы и охоту; ей милы и звуки лир, хороводы, далеко звучащие возгласы веселящихся нимф. Под вечер, если светит на небе ясная луна, Артемида и нимфы берутся за руки и до глубокой ночи водят хоровод на лесных полянах. А иногда заветными тропинками поднимается Артемида с подругами на вершину горы Парнас, где любит бывать Аполлон. Часто, утомившись на охоте, она, отложив в сторону свое охотничье оружие, слушает, как ее брат играет на кифаре. С Аполлоном они никогда не бывают в разладе, относятся друг к другу с родственной нежностью, и оба горячо любят свою мать, Лето, никому не прощая ее обид. Вдвоем они покарали дикого гиганта Тития, грубо обошедшегося с ней, вдвоем наказали высокомерную Ниобу.

Горделивая Ниоба. Ниоба была царицей города Фивы и имела семь сыновей и семь дочерей, прекрасных, как юные боги. Когда однажды фиванские женщины собирались принести Лето богатые жертвы, Ниоба увидела их и воскликнула: «Глупые, глупые вы, о фиванки! Вы приносите жертвы этой богине, но почему бы вам и мне не воздать божественные почести? Ведь я не уступаю ей красотой, а детей у меня гораздо больше, чем у нее!»

Услышала Лето такие дерзкие и высокомерные речи и опечалилась; никому не хотела она жаловаться на свою обиду, но заметили Аполлон и Артемида горе матери. Долго расспрашивали они о причине расстройства, и, наконец, рассказала им Лето все, как было. Горько плакала она от обиды, и ярость вспыхнула в сердцах ее детей. Громко потрясая стрелами в колчанах, понеслись грозные боги в Фивы отыскивать обидчицу.

Гибель сыновей Ниобы. Как раз в это время фиванские юноши состязались в ловкости на поле за городом. Вот несутся на горячих конях двое сыновей Ниобы, далеко опередили они соперников, развеваются у них за плечами пурпурные плащи. Но зазвенела тетива Аполлонова лука – и упали они с коней на сырую землю, сраженные золотыми стрелами. Затем нашли смерть еще двое: боролись они друг с другом, тесно сплелись их тела, и обоих пронзил Аполлон одной стрелой. Один за другим гибнут сыновья Ниобы. Взмолился о пощаде самый младший из них, пожалел его Аполлон, но не успел сдержать смертоносной стрелы: прямо в сердце поразила она последнего сына Ниобы.

Гибель дочерей Ниобы. Дошла до Ниобы весть о гибели сыновей. Устремилась она вместе с дочерьми в поле, увидела бездыханные тела и горько разрыдалась. Разрывается ее сердце от скорби, но не смиряется она, снова бросает вызов бессмертной богине: «Радуйся, жестокая Лето! Лишила ты меня половины моих детей! Но даже и теперь счастливее я, чем ты, все равно больше у меня детей, чем у тебя!» Только замолкла Ниоба, как вновь раздался звон тетивы: пустила грозную стрелу Артемида. Дочери Ниобы стояли в скорбном молчании вокруг бездыханных братьев. И вдруг, даже не вскрикнув, упала одна из них, потом вторая, третья. Шесть стрел выпустила Артемида, осталась у Ниобы только одна дочь, самая младшая. Пытается несчастная Ниоба укрыть ее в складках одежды, молит она Лето: «Победила ты меня, богиня! Оставь мне хотя бы одну дочь! Пощади ее, о великая Лето!» Но напрасны запоздалые мольбы, прямо в объятиях матери сражает стрела Артемиды бедную девочку.

Ниоба
Ниоба

Вечные слезы Ниобы. Узнав о страшных событиях, закололся мечом фиванский царь, муж Ниобы. Скорбно стояла Ниоба над телами детей: лишилась она всех, кем дорожила в жизни. Оцепенела она от горя. Не колышет, не развевает ветер ее волос, не светятся жизнью ее глаза, ничто больше не трогает ее. Лишь частые крупные слезы падают из ее глаз на землю, одна капля за другой. Долго стояла так скорбящая Ниоба, и, наконец, сжалились над ней боги: обратили ее в камень. А потом налетел порыв ветра – и унес скалу на родину несчастной царицы, в страну Лидию. Так и стоит там с тех пор скала, похожая на человека, и сочатся из нее капли воды: это падают на землю вечные слезы Ниобы.

Артемида и люди.

Уже из того, как Артемида расправилась с дочерями Ниобы, видно, что с этой богиней шутки плохи. Действительно, в случае непочтения к ней она не знала снисхождения, и мифы полны историй о жестоких наказаниях, которые, иногда заслуженно, но иногда и нет, претерпели люди. Так, например, она, будучи девой, не терпела, чтобы ее спутницы вступали в брак и имели детей.

Нимфа Каллисто. Однажды Зевсу полюбилась одна из нимф, Каллисто. Когда прошло время и Артемида заметила, что Каллисто ждет ребенка, сына Зевса, она была вне себя от ярости. За такое нарушение нимфа была изгнана в горы. Но, когда у нее родился сын, названный именем Аркад, Артемида пришла в еще больший гнев, и превратила Каллисто в медведицу. Прошло много лет. Аркад вырос и стал прославленным охотником. Однажды в лесу он встретил медведицу и уже готов был нанести ей смертельный удар, не зная, что перед ним его мать. Однако Зевс не мог допустить гибели своей любимой и матереубийства. Он немедленно вознес Аркада и Каллисто на небо и превратил их в созвездия Большой и Малой Медведицы.

Актеон. Жестоко поступила Артемида и с охотником Актеоном. Однажды, охотясь в лесу, он случайно забрел в то место, где совершала омовение Артемида. Богиня разгневалась: Актеон увидел то, чего не должен видеть никто, ни боги, ни люди – так пусть же он никому не сможет об этом рассказать! И несчастный охотник тут же был превращен в оленя. Тем временем в лесу шла охота. Товарищи Актеона с собаками гнали лесных зверей; была среди их собак и свора собак Актеона, самая лучшая, самая быстрая и злая. Вот впереди мелькнул олень – и тотчас же за ним в погоню устремились все собаки. Впереди всех, конечно, мчались псы Актеона. Вот они догнали оленя, окружили его, вцепляются в него, рвут на части. Вот поверженного зверя окружают охотники, удивляются его размерам и красоте, жалеют, что куда-то пропал Актеон и не видит, какого зверя загнали его собаки. И никто не замечает, что из глаз издыхающего зверя текут совсем человеческие слезы. Так погиб этот охотник за свой случайный грех.

Артемида может быть милостивой. Однако, если к Артемиде относится с почтением, она может сменить гнев на милость. Например, по просьбе Аполлона она помиловала царя Адмета и его жену Алкесту, которые забыли принести ей искупительные жертвы при вступлении в брак, да и от Агамемнона, предводителя греческого войска в Троянской войне, она добивалась лишь покорности, и когда он согласился принести ей в жертву свою дочь (как это было – рассказывается дальше), она не допустила гибели девушки.

Читайте также другие темы главы I «Космос, мир, боги» раздела «Боги и герои древних греков»:

Перейти к оглавлению книги Мифы народов Европы и Америки

Краткий обзор богов-врачевателей Древней Греции

Счастливая, Д. Н. Краткий обзор богов-врачевателей Древней Греции / Д. Н. Счастливая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 580-583. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11017/ (дата обращения: 22.10.2021).

Ключевые слова: Древняя Греция, история медицины, Прометей, Аполлон, Асклепий, Эпидавр, Махаон, Полидар, Эгла, Иасо, Панацея, Гигиея.

Одним из главнейших аспектов жизни древнего эллина была религия, поэтому неудивительно, что медицина берет свое начало от сакральных таинств, проводимых жрецами божественных врачевателей. В самом начале своего пути античная медицина сочетала в себе магические формы врачевания с рациональными методами лечения. К божественным провидениям, что толковались жрецами, добавлялись знания врачей в области целебных свойств растений и различных ядов. Однако, в большинстве своем, вся слава доставалась именно богам.

Прометей — был одним из первых защитников людей, единственным титаном, не участвовавшим в титаномахии. Он добровольно перешел на сторону Зевса и других богов. Согласно мифу, именно Прометей создал человека «смешав землю с водой» [1, I, 7, 1]. Он сделал это по воле Зевса, по подобию богов, смотрящих в небо [8, I, 82–86].

По другой версии Прометей со своим братом Эпиметеем, который был его полной противоположностью (сначала делал, а потом думал), создали людей и животных из огня и земли. Эпиметей настолько увлекся животным миром, что на человека почти не осталось «средств защиты» от внешних опасностей. Титан все потратил на создание идеальной фауны. Впоследствии, Эпиметей был низвержен в Тартар за участие в титаномахии. Прометей же остался на стороне олимпийцев. Однако, видя, как несправедливо Зевс обращается с людьми, что он лишил их практически всего, Прометей выкрал огонь из мастерской Гефеста и Афины, и подарил его людям [11, 320d-321e]. В ответ на такую дерзость, Зевс лишил людей огня и приковал титана к горе, обрекая того на вечные страдания. Однако позже его освободил Геракл [1, I, 7, 1].

Также титан внес немало важное «уточнение» в процедуру жертвоприношения. Считается, что именно он подсказал людям приносить богам в жертву кости и жир животных, а хорошие куски мяса оставлять себе и использовать их в пищу [4, 538–541].

Аполлон. В древнегреческой мифологии Аполлон — яркий пример амбивалентного божества. Его хтоническая сущность, в первую очередь, противопоставляется его ипостаси бога-целителя [21, c. 93]. Уже у Гомера мы находим упоминания о данной стороне культа Аполлона: «Ты ж помоги мне, о царь! Уврачуй жестокую рану; Боль утоли и могущество даруй…» [5, XVI, 523–524, а также XVI, 656–683 и XXIV, 15–21].

У Аполлона было много прозвищ, связанных с врачеванием: Алексикакос (Отвратитель зла), Иатромант (Врачегадатель), Алексий (Целитель) и др. [17, c. 331]. Также известно прозвище Делиец [13, 154]. Считается, что оно было широко распространено на о. Делос, где Аполлон в первую очередь почитался именно как врачеватель. Часто встречается Аполлон-Пеан [6, 92]. Почитался и Аполлон-Малеат, культ которого широко распространился по всему Пелопонессу [16, c. 143].

У Аристофана, известного комедиографа V — IV вв. до н. э., мы находим важное замечание, касающееся оплаты за лечение: «Пусть их лечит целитель тогда Аполлон! Пусть заплатят ему за лечение!» [3, 584]. Плата за исцеление была в то время обязательной. Хотя это скорее касалось религиозного врачевания. Нужно было не только заплатить, но и оставить в храме подарки. Часто это были фигуры частей тела, которые нуждались в исцелении, выполненные из драгоценных металлов.

Асклепий. Его культ можно по праву считать одним из самых важных для древних эллинов. Есть некоторые составляющие, которые способны показать нам, почему именно этот бог стал так уважаем людьми. Однако, прежде чем начать рассмотрение главных аспектов культа, стоит обратиться к истории самого Асклепия. Мнения о происхождении бога-врачевателя разнятся. Лишь один факт во всех версиях остается неизменным: отцом Асклепия всегда был Аполлон. На этот счет тоже существует одно финикийское предание, о котором Павсаний узнал у встретившегося ему путника. «Асклепий <…> это воздух, и поэтому он так необходим для здоровья людям <…>; а Аполлон — это солнце, которое сообщает здоровье и воздуху», именно поэтому «его очень правильно называть отцом Асклепия» [9, VII 23, 8].

Интересное упоминание мы встречаем у Пиндара, лирического поэта рубежа VI — V вв. до н. э. В одной из своих «Пифийских од», посвященной Асклепию, он пишет о проявлении чувств Аполлона к своему сыну. Несмотря на предательство Крониды (матери Асклепия), он не мог пожертвовать своим ребенком, поэтому Аполлон выхватил младенца из трупа матери [10, III, 40–44]. Этот нюанс говорит нам о крепкой связи между отцом и сыном. Увы, в будущем она не является ярко выраженной. Однако мы хотели бы отметить, что в той же оде Пиндар пишет о том, как горевал Аполлон, когда Асклепия-мальчика совратили золотом, и он стал смертным [10, 48–76]. Согласно традиционному мифу учителем Асклепия в искусстве врачевания, после того, как тот стал смертным, нужно считать Хирона, знаменитого кентавра, наставника многих греческих героев [10, III, 1–7, 45; 1, III 10, 3]. Однако Асклепий оказался настолько талантливым учеником, что не просто превзошел своего учителя в области врачевания, он стал воскрешать мертвых. В этом ему помогала кровь из вен левой руки Медузы-Горгоны, которую он получил от Афины. Это настолько не понравилось Аиду, что по его просьбе Зевс был вынужден поразить Асклепия молнией [18, c. 124]. В ответ на что, Аполлон поднял восстание циклопов, и у Зевса не осталось другого выбора, кроме как оживить Асклепия, одарив его бессмертием [1, III 10, 3].

Считается, что Асклепия стали почитать как полноправного бога лишь с тех пор, как ему предоставили день в Элевсинских мистериях (Эпидаврии). После чего его культ начал быстро распространяться. Вполне вероятно, что он почитался как божество с самого начала, поэтому Эпидаврии лишь внесли небольшие изменения в систему жертвоприношений [9, II 26, 7].

Одним из главных атрибутов и символов Асклепия являлась змея. Легенда говорит, что когда он был еще ребенком и сидел у постели больного, змея обвилась вокруг его палки. Мальчик убил ее, но вслед приползла еще одна с какими-то травами в пасти. Она «натерла» ими свою предшественницу, и та ожила. Позже Асклепий отыскал эти травы и стал успешно использовать их для лечения людей [20, c. 137]. С тех пор змеи [8, XV 661, 670], а по некоторым источникам две, стали его постоянными спутницами. Считалось даже, что он мог превращаться в змей [2, 732–734; 4, 14]. Некоторые ученые проглядывали в этом своеобразные хтонические черты и связь с целительными свойствами земли.

Святилища и жертвенники Асклепия можно найти по всей Греции. Наиболее известными и крупными были храмы в Эпидавре, в Трикке, на о. Кос и др. Также очень распространены были его изображения. Павсаний, к примеру, выделяет «лучшую» статую Асклепия на Аргосе из белого мрамора, работы Ксенофила и Стратона. Бог занимал сидячую позу, рядом стояла его дочь и верная помощница Гигиея [9, II 23, 4]. Древние скульпторы придавали Асклепию добрые и приятные черты лица. Он был не стар и не молод, имел достаточно длинные волосы, которые чаще всего, сдерживались лентой. Античный бог опирался на палку, которую оплетала змея [20, c. 137]. За его внешний вид, простоту и любовь к странствованиям многие звали его: «Знахарь и бродяга!» [7, 13].

Так как в те далекие времена медицина носила сакральный характер, то для исцеления требовалось жертвоприношение божеству. Среди того, что приносилось в жертву можно выделить петуха [20, c. 139], барана, крупитчатую муку, а также лепешки, кашу и др. [15, c. 26]. Затем нужно было рассказать специальным жрецам о своем заболевании, после чего они оставляли больного на ночь в храме (одного, оставались вместе с больным или оставались вместо него). Предполагалось, что во время сна к человеку явится сам Асклепий и подскажет, как излечить недуг.

Культ Асклепия существовал достаточно долго. В будущем греческие врачи, «асклепиады», начали распространять свои знания и в Риме. Вместе с ними пришел и культ. Наивысшего подъема он достиг в II — III вв. н. э. В то время, благодаря императорам Траяну и Адриану, были хорошо приняты культы греческих героев, древние мистерии и толкователи снов (оракулы) [19, c. 375].

Потомки Асклепия. Сыновьями Асклепия были «Подалир и Махаон» [5, II, 731–732]. Оба считались военными врачами и внесли немалый вклад в развитие культа врачевания. Под Троей они излечили многих героев. Подалирий прекрасно лечил внутренние заболевания, а Махаон прославился как военный хирург [18, c. 123]. Подалирия почитали в основном в Фессалии, Карии и Южной Италии, как героя-целителя [9, III 26, 10]. Страбон рассказывает о небольшом храме в Давнии, посвященном Подалирию. Он находится недалеко от моря, у холма, с которого «стекает маленькая речка, исцеляющая все болезни скота» [14, VI, 284]. В отличие от брата, Махаон был ранен, а затем убит во время Троянской войны. Павсаний сообщает, что в местечке Трикка, в Мессении, был могильный памятник, посвященный Махаону, а в Ферах целое святилище его сыновей [9, IV 3, 2]. Первым, кто стал поклоняться Махаону как божеству и приносить ему жертвы, был Главк, сын Эпита. То есть это примерно X в. до н. э. [9, IV 3, 9]. Также среди сыновей Асклепия упоминается некий Телесфор [18, c. 123] (магическое врачевание), но о нем нам ничего не известно.

Читайте также  Карта метро афины с достопримечательностями

Теперь мы хотели бы обратить внимание на дочерей Асклепия. В числе наименее известных, можно выделить Иасо и Эглу. Первая олицетворяла собой «лечение». Ей была посвящена часть жертвенника в святилище Амфиарая в Оропе [21, c. 280]. Эгла (Огла) упоминается крайне редко, например, у Плиния Старшего [12, XXXV, 137].

Среди дочерей великого врачевателя выделялась Панацея (Панакея). Она считалась персонификацией «исцеления» [21, c. 280]. В отличие от своей примерной сестры Гигиеи, Панацея желала найти лекарство от всех болезней, чего ей сделать так и не удалось. Возможно, именно из-за своей гордыни поклонение этой богини было распространено не так явно, как культ Гигиеи. Однако Панацея не отошла от дела отца и также помогала ему в исцелении больных. Об этом мы узнаем от Аристофана, из его комедии «Плутос»: «Панакея же ему закрыла покрывалом пурпурным и голову и все лицо» [2, 730–732].

И, наконец, Гигиея — самая почитаемая из детей Асклепия. Кроме того, что она упоминается во многих источниках как помощница отца, у нее, по мнению современных ученых, был свой отдельный, четко устоявшийся культ. Некоторые считают, что он мог возникнуть на Пелопонессе, как культ автономного божества. Возможно дело в сходстве функций с Асклепием. Иногда ее культ связывают даже с Афиной из-за найденной надписи на Акрополе, датированной примерно 475 г. до н. э. Эта надпись посвящена Афине-Гигиее [22, c.120–123]. Однако, кроме потомков, в окружении Асклепия был еще один персонаж, связанный с медициной — это его жена Эпиона («облегчающая боль»). Ее статуя находится в священной роще в Эпидавре [9, II 27, 6; II 29, 1].

Плутон и Кора. Также хотелось бы упомянуть об одном интересном факте: иногда целительные способности приписывались и хтоническим богам. Об этом мы можем читать, к примеру, у Страбона. В своей «Географии» автор рассказывает о том, что в селении Ахарики «есть святилище Плутона с пышным священным участком, храм Плутона и Коры, а также Хароний — пещера, лежащая над священным участком, удивительная по своим природным свойствам» [14, XIV, 649]. Больные обращаются к специальным жрецам, с просьбой о помощи. Те проводят в пещере всю ночь, в ожидании снов, что смогут дать ответ об исцелении. Иногда жрецы берут больных с собой, и оставляют их там, чтобы те сами могли узреть божественное провидение. Это может продлиться несколько дней. В это время просящий не должен есть. Однако это скорее исключение, чем правило, так как в большинстве случаев вход в пещеру губителен для непосвященных в сакральные тайны божества [14, XIV, 649–650].

Одним из главных компонентов подобного «исцеления», является самовнушение. Если человека на несколько дней лишить еды (то есть истощить), его сны станут беспокойными. При этом стоит учесть желание больного выздороветь, поэтому не удивительно, что его сновидения будут строиться именно в этом направлении. Страбон даже упоминает о ежегодном празднике в честь «целительной пещеры». В этот день юноши и мальчики ловят быка и отводят его в пещеру, где бык умирает сам по себе (по воле бога) [14, XIV, 650].

Подойдя к концу нашего краткого обзора, мы хотели бы отметить, что, несмотря на поклонение божествам-целителям, древние эллины, уже очень скоро выйдут за переделы «повиновения». Они начнут осознавать силу, заключенную в знаниях. Понимать, что спасенная жизнь, в большинстве своем — это не воля богов, это выбор самого человека.

1. Аполлодор. Мифологическая библиотека/ Пер. с древнегреч. А. Шапошникова. М., 2006.

2. Аристофан. Плутос/ Пер. с древнегреч. В. Ярхо// Аристофан. Комедии. В 2-х тт. Т. 2. М., 1983.

3. Аристофан. Птицы/ Пер. с древнегреч. В. Ярхо.// Аристофан. Комедии. В 2-х тт. Т. 2. М., 1983.

4. Гесиод. Теогония/ Пер. В. В. Вересаева, О. П. Цыбенко// Гесиод. Полное собрание текстов. М., 2001.

5. Гомер. Иллиада/ Пер. с древнегреч. И. Гнедича// Гомер. Иллиада. Одиссея. М., 1967.

6. Еврипид. Алкеста/ Пер. с древнегреч. И. Анненского, С. Апта// Еврипид. Трагедии. Т. I. М., 1980.

7. Лукиан Самосатский. Разговоры богов/ Пер. С. С. Сребрного// Лукиан Самосатский Сочинения/ Под ред. А. И. Зайцева. В 2-х тт. Т. 1. СПб., 2001

8. Овидий Публий Назон. Метаморфозы/ Пер. с лат. С. Шервинского. М., 1977.

9. Павсаний. Описание Эллады/ Пер. с древнегреч. С. П. Кондратьевой. В 2-х тт. Т. I-II. М., 1994.

10. Пиндар. Пифийские песни/ Пер. с древнегреч. М. А. Гаспарова// Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты/ Отв. ред. Ф. А. Петровский. М., 1980.

11. Платон. Протагор/ Пер. В. Соловьева// Платон. Собрание сочинений/ Подред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса. В 4-х тт. Т. I. М., 1990.

12. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве/ Пер. с лат., предисловие Г. А. Тароняна. М., 1994.

13. Софокл. Царь Эдип/ Пер. с древнегреч. С. Шервинского// Софокл. Трагедии. М.,1988.

14. Страбон. География/ Пер. с древнегреч. Г. А. Стратановского/ Отв. ред. С. Л. Утченко М., 1994.

15. Жебелев С. Религиозное врачевание в древней Греции. СПб., 1893.

16. Зайцев А. И. Греческая религия и мифология: курс лекций/ Под ред. Л. Я. Жмудя. СПб., 2005.

17. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян/ Сост. А. А. Тахо-Годи. М., 1996.

18. Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории. СПб., 2003.

19. Межерицкая С. И. Культ Асклепия и психология античного общества II в. н. э.// Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира/ Под ред. Э. Д. Фролова. Вып. 3. СПб., 2004. С.373–394.

20. Мифы в искусстве старом и новом/ Сост. Э. Ф. Кузнецова. 2-е изд. СПб., 1994.

21. Мифы народов мира/ Гл. ред. С. А. Токарев. В 2-х тт. Т. 1 (А-К), Т. 2 (К-Я). М., 1998.

Богиня животных в греции

«По мере возвышения Зевса, укрепляются представления о семье богов. Многие бывшие ранее самостоятельными боги становятся детьми Зевса. Это касается малоазийского солнечного бога Аполлона, «владычицы зверей» Артемиды и покровительницы ремесла Афины, причём последние потеряли черты хтонических богинь, олицетворяющих плодородие, превратившись в богинь-девствениц. В число олипийцев попал и древний малоазийскй бог войны Арес.

Известно, что даже в период расцвета греческой цивилизации существовало почитание камней и обрубков деревьев, воспринимавшихся как воплощения Зевса (каменная глыба в Пелопоннесе) и Геры (кусок дерева на острове Самос). Растения, животные и птицы считались связанными с тем или иным богом и могли восприниматься как воплощенные боги: дуб и орел — как Зевс, лавр — Аполлон, плющ и виноградная лоза — Дионис, тополь — Персефона, конь и бык — Посейдон, медведица — Артемида и сова — Афина. Греки считали, что у каждого города есть свой бог-покровитель: Посейдон покровительствует Коринфу, Гера — Аргосу, Афина — Афинам.

Они полагали, что боги отвечают за те или иные виды человеческой деятельности (Гефест — покровитель кузнецов, Гермес — торговцев и воров), а также за отдельные периоды человеческой жизни и его статус (Аполлон — бог юности, Афродита — любви, Гера — богиня брака).

В период после завоевания Греции Александром Македонским (середина IV в. до н.э.) греческий пантеон богов претерпевает изменения. Олимп «заселяется» большим количеством иноземных богов, среди которых иранский бог Митра, египетские — Осирис и Исида, финикийский — Адонис. Сам Александр Македонский объявляет себя богом, а затем и более поздние правители стали требовать почестей, какие воздавались богам.

Одной из интереснейших особенностей греческой религии было почитание героев.

Геракл, Тесей, Ахилл, Аякс, Беллерофонт, Эдип, Персей, Одиссей, Менелай, Диомед и др. — их мифологические образы чрезвычайно ярки и выразительны. Мы привыкли считать, что, по представлению греков, герои — это полубоги, рождённые от браков богов и смертных женщин, совершавшие по воле Зевса великие подвиги. Понятие героического поступка не всегда включало в себя воинскую доблесть.

Одни герои, действительно, — великие воины, другие — родоначальники народов, третьи — великие путешественники, четвёртые — всего лишь мужья богинь, пятые — врачеватели, шестые — пророки и т.д. По мнению греков, судьбы героев связаны были с эпохой формирования человеческого общества, когда боги часто вмешивались в жизнь людей.

Герои, обладающие сверхчеловеческими способностями, часто вели себя как равные богам, стремясь не уступить им не в чем, но жестоко за это наказывались: они претерпевали приключения, страдания и умирали, осуществляя божественную волю. Считалось, что, хотя героическая эпоха завершилась, героев необходимо почитать как благодетельных предков, продолжающих заботиться о людях.

Мифы о героях рассказывают о том, как они преодолевали смерть, удачно пройдя через царство смерти, через мир иной, который нередко осмыслялся в виде неведомых земель или запредельных стран. Так, Одиссей оказался на острове феаков — в «блаженной стране», Персей — на крайнем западе, Язон похитил золотое руно в далекой Колхиде. Тесей убил чудовище Минотавра, пожиравшего людей, и прошел невредимым через Лабиринт, символизирующий переход от жизни к смерти. Геракл несколько раз счастливо справился с силами потустороннего мира. Он вывел из подземного царства ужасного пса Кербера; возвратился из сада Гесперид, откуда вынес золотые яблоки, и, наконец, сразился с самим богом Аидом и ранил его. Подвиги героев — отражение ритуальных испытаний юношей, призванных своей силой, ловкостью, мужеством и терпением доказать своё право стать полноправным взрослым членом общины.

Эти испытания — инициации, существовавшие в глубокой древности, осмыслялись как смерть, за которой следует новое рождение. Герои не бессмертны, но их посмертная судьба, именно в силу того, что они сталкивались со смертью при жизни, необычна. Считалось, что некоторые герои после смерти обитают на Островах блаженных, другие — на острове Левка или даже на Олимпе.

Умирая, герои становились духами-покровителями, защищающими людей от врагов, болезней и разного рода других напастей. Предполагалось, что большинство героев, павших в сражениях или погибших в результате драматических событий, погребено в земле или сокрыто в ней. Герооны — гробницы героев — были местами их поклонения.

При этом нередко в разных местах Греции существовали могилы одного и того же героя».

Коновалов А.В., Ранние формы религии / Религии мира / Под ред. М.М. Шахнович, СПб, Изд-во СПбГУ, 2005 г., с. 43-44.

Лошади в древней Греции

Лошади в древности были неизвестны на средиземноморских землях. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что кони появились на территории Греции вместе с захватчиками в середине Бронзового века (после XVIII в. до н.э.). В это время в будущей Элладе господствовали предшественники гомеровских ахейцев.

Наиболее ранние изображения лошадей были обнаружены в «шахтовых гробницах» Микен, где обрела вечный покой династия, правившая около 1650—1550 гг. до н.э. Среди прочих сюжетов на одной из печатей имеется изображение лучника, охотящегося на оленя. Лучник изображен на колеснице, которую везут два пони с длинными гривами и хвостами. Также до нас дошли микенские рельефы с надгробных плит, изображающих героев на колесницах. Эти изображения лошадей значительно отличаются от диковатых на вид низкорослых пони. У них стройные ноги, гладкая шерсть, красиво уложенные хвосты и гривы. Также заметна особенность, характерная для коней уже классической Греции – высоко поднятая голова.

В целом колесничное дело не получило такого распространения в Греции, как в Египте или Азии. Особенности ландшафта не позволяли активно использовать колесницы в боях. А местами греческие скалистые возвышенности и вовсе непроходимы для лошадей. К тому же в Элладе не было достаточно широких пастбищ и круглогодичного доступа к хорошему подножному корму. К тому же живущая сельскохозяйственными культурами страна не могла себе позволить выделить большие площади земли для пастбищ.

В бессмертной «Илиаде» Гомера говорится о том, что ахейские герои сражались на колесницах, в которые были впряжены пары лошадей. Переходя к ближнему бою, они были вынуждены сойти с колесницы. Попыток сражаться верхом не отмечено вовсе, возможно по причине того, что ахейские лошади были низкорослы для верховой езды.

В верховой езде в целом сведений сохранилось крайне мало. В текстах эпических сказаний о всадниках говорится только дважды. Хотя достоверно сложно установить, являются ли описываемые сюжеты современными автору, или же той героической эпохе, о которой он ведет рассказ. В первом случае Одиссей и Диомед скачут на колесничных лошадях верхом, не имея возможности запрячь их во время ночного набега. Второй случай трагичен, и связан с именем троянского царевича Троила, который, находясь верхом, вывел своих коней к водопою, где и был сражен Ахиллесом.

Однозначно, верховую езду изобрели в очень давние времена. Однако точного ответа на вопрос о том, кто первым сел на лошадь – боги, герои, кентавры или амазонки – был предметом спора как для древних, так и для современных исследователей.

Лучники Крита, мастерски передвигавшиеся на колесницах, не были характерным явлением для материковой Греции. Здесь всадники стали появляться на вазах, рельефах только с второй половины VIII в. до н.э. Археологические свидетельства говорят о том, что в доисторический период Эллады конница в целом не играла большой роли или даже вовсе не существовала.

Однако утверждение о том, что предшественники эллинов не ездили верхом или что лошади их были неспособны нести седоков, в корне неверно. Вероятнее всего причиной редкого изображения конников служит обстоятельство, как нельзя лучше раскрывающее менталитет древних греков: в ранний период людям верхом крайне редко доводилось совершать деяния, достойные воспевания и прославления.

А вот в мифологию древних эллинов образ благородного животного вошел очень прочно. Создателем, покровителем и властелином лошадей считался бог морей Посейдон, что снискало ему особую славу в Фессалии, где разведение коней было одним из основных занятий. Согласно преданиям, он создал первого коня, ударив своим трезубцем в берег.

Тотемным животным богини плодородия и земледелия Деметры служила черная лошадь. Бог войны Арес изображался на колеснице с запряженными в нее четырьмя белыми конями. Вообще лошадей белой масти в Греции всегда особо используя в основном для жертвоприношений. Чтобы умилостивить грозного Посейдона, животных топили в море.

Владельцами больших конюшен были Авгий, с чьим именем связан один из подвигов Геракла, Автолик, могущий изменять масть лошадей, и царь Фессалии Адмет, чьи табуны пас сам Аполлон.

Кони прямо или косвенно связаны с именами Гелиоса, Фаэтона, Деметры, Артемиды, Деметры, Аполлона, Кибелы, Геракла, Диомеда, Менелая и многих других героев древнегреческой мифологии и эпоса.

Кроме этого, древние эллины очень широко использовали тему лошадей в личных именах. Так, некоторые из них: Антипп, Арсипп, Архип, Гиппас, Гипподам, Гиппократ, Ипполит, Гиппомах, Гиппострат, Диоксипп, Ксантипп, Лисипп, Филипп, Хрисипп. По некоторым подсчетам их не менее девяноста.

Один из выдающихся коней в греческой мифологии был Пегас – крылатый конь и любимец Муз. Одна из легенд возводит его происхождение к связи между Посейдоном и горгоной Медузой. После того, как Персей отрубил голову горгоны, Пегас выпрыгнул из ее туловища. По другой версии он появился на свет из крови Медузы, пролившейся в этот момент на землю.

Рожденный у Океана Пегас умел летать быстрее ветра и одним ударом копыта высекал из земли источники. Имея стойло в Коринфе, основное время он все же проводил в горах, на Парнасе и Геликоне. Именно в Геликоне у рощи Муз благодаря Пегасу возник источник вдохновения поэтов – Гиппокрена.

Пегас не единожды помогал в подвигах героям. Впоследствии он стал добрым помощником Гефеста, доставляя из его кузни громы и молнии прямо Зевсу на Олимп. За свои труды Пегас был помещен на небо, став созвездием Коня.

Другими прославленными конями были Ксанф и Балий – бессмертные кони героя Ахиллеса. Некогда они были титанами, принявшими в сражении сторону Зевса. По их собственной просьбе властелин богов изменил их облик, превратив в коней, сохранив однако, способность разговаривать. Ксанф и Балий были подарком Посейдона отцу Ахилесса Пелею.

Эти животные являются действующими лицами троянского эпоса наравне с людьми. Они сопровождали Патрокла в последней битве, доставшись ему от Ахиллеса вместе с доспехами. После гибели Патрокла Ксанф и Балий вернулись к хозяину. Убитый горем по другу Ахиллес стал упрекать животных в том, что они не вынесли Патрокла из боя живым. Ксанф на это ответил, что им было не по силам спасти героя, ибо гибель Патрокла была желанием самого Аполлона, чтобы прославить Гектора, прибавив, что вскоре и сам Ахиллес отправится вслед за другом. Это были последние слова Ксанфа – в ту же минуту богини мщения Эринии навсегда лишили его дара речи.

После гибели Ахиллеса Ксанфа и Балия снова забрал к себе Посейдон.

Шагая из области мифологии и легенд в область непосредственно греческой истории нельзя обойти вниманием еще одного представителя этих благородных животных.

Самым прославленным конем из всех, что когда—либо носили на себе человека, является Буцефал – любимый конь Александра Великого. Своим именем животное обязано находившимся на морде белым пятном, напоминавшим по форме бычью голову. Сам он был вороной масти и происходил, как рассказывают предания, от берберийского жеребца и фессалийской кобылы. Что касается Александра, то он был убежден и не раз утверждал, что его конь ведет родословную от бессмертных коней его предка Ахиллеса.

Буцефал был предложен отцу Александра царю Филиппу ІІ фессалийским торговцем Филоником за баснословную для коня цену – 13 талантов (приблизительно 340 кг серебра). Филиппу хотел приобрести жеребца для игр, которые он организовал в Дионе как альтернативу Олимпийским. Животное имело мрачную биографию, терпя частые побои от предыдущих хозяев за свой крутой нрав. В результате жестокого обращения конь стал бояться не только людей, но даже собственной тени. Стоит заметить, что этот конь внешне был далек от эталона – помимо пятна на голове у него был дефект, называемый «сорочьим глазом», а также по два недоразвитых пальца на передних ногах, как у далекого предка лошадей меригуппуса.

Поскольку обуздать строптивого жеребца так никто и не сумел, Филипп отказался от покупки, распорядившись отдать коня на мясо. Когда участь Буцефала была почти уже решена, за него вступился десятилетний царевич Александр, сетуя на то, что конь на самом деле отменно хорош, и будет верхом глупости упустить его только из—за того, что у кого—то не хватает ловкости, чтобы его приручить. Мальчик заявил, что займется этим лично, а если ничего не выйдет – он сам расплатится за коня, но на скотобойню его не отдаст. Александр был абсолютно уверен в успехе, поняв, что проблема Буцефала в полном невосприятии агрессивных наездников и пляшущих перед ним теней. Царевич осторожно подошел к коню, погладил, повернул мордой к солнцу и прошел рядом с ним некоторое расстояние. Он ждал, пока животное окончательно успокоится, при этом все время о чем—то с ним тихо разговаривая. Через несколько минут Буцефал проникся доверием к мальчику настолько, что позволил взобраться себе на спину. Наблюдая за первой победой Александра, изумленный и растроганный Филипп заметил: «Ищи, сын мой, царства по себе – Македония слишком мала для тебя!»

Мнение Филиппа разделял и знаменитый оракул в Дельфах. Согласно данному ним за несколько лет до этого пророчеству, человеку, которому окажется по силам оседлать необъезженного жеребца из царской конюшни с меткой в виде бычьей головы, боги назначили править миром.

После этого случая Буцефал попал в царскую конюшню, где, однако, не спешил менять своих привычек. Первые несколько месяцев он по—прежнему никого к себе не подпускал, поэтому все заботы о содержании нового любимца, его кормлении и даже чистке легли на самого Александра.

Буцефалу выпала честь присутствовать при триумфе Александра в битве при Херонее, ставшей концом греческой независимости и началом возвышения Македонии.

Десять лет спустя конь отправился вместе с хозяином в поход в Азию. Опасаясь за жизнь Буцефала, к которому он был по—настоящему сердечно привязан, Александр крайне редко использовал его в бою.

Буцефал узнавал хозяина по звуку шагов, каждый раз приветствуя его тихим ржанием. Когда его подводили к Александру, конь без всякого принуждения опускался на колени – Александр был первым и единственным, кому Буцефал позволял себя оседлать. Античный историк Арриан пишет, что «только Александр мог сесть на него, потому что всех остальных седоков он ставил ни во что».

Читайте также  Уровень экономического развития греции

Биографы Александра приводят историю, случившуюся с Буцефалом в прикаспийской Гиркании. Тамошние варвары уксии по опрометчивости похитили царского коня. В начале стихийный гнев Александра через несколько часов приобрел форму угрозы истребления всего племени в том случае, если Буцефала ему не вернут. Испугавшись такой перспективы, горе—похитители возвратили Александру его любимца, прислав с ним вместе в подарок еще и несколько десятков лучших своих лошадей. Не помнящий себя от радости Александр при виде живого и невредимого Буцефала заплатил за него уксиям щедрый выкуп в три раза превышающий стоимость их подарка.

Буцефал донес Александра на себе до самой Индии, разделив с хозяином и всю славу, и все трудности похода. По одной из версий конь, будучи ровесником царя, умер от старости (30 лет для коня – почтенный возраст). По другой – погиб на поле боя в сражении с индийским царем Пором в 326 г. до н.э., защищая жизнь хозяина. По третьей – скончался от ран, полученных в этом сражении.

В память о своем любимце Александр основал город, названный Букефалией (до этого все возводимые ним города назывались только именем самого царя). Город существует до сих пор на территории Пакистана, хотя и носит название Джалалпур.

Александр сделал Буцефала частью собственного мифа. С античности и до наших дней образ непобедимого полководца немыслим без его верного коня.

Сегодня конный туризм в Греции становится все более популярным, ведь это отличная возможность не только насладиться живописными уголками Эллады, но и пообщаться с лошадьми – древними благородными животными. Кроме этого, несомненным преимуществом конных прогулок является положительное воздействие на здоровье человека. Этот вид отдыха позволяет не только быстро восстановить утраченные силы, но и открыть для себя нечто новое. Совершить прогулки в горы, леса, или же прогуляться по берегу моря, проведя время в компании потомков легендарных коней можно на Халкидиках, в Центральной части Греции и в особенности на Крите.

Смотрите также

Самый большой из греческих островов, а также один из самых крупных в Средиземном море, остров Крит является самой настоящей жемчужиной трёх морей. Буквально пропитанный древнегреческой мифологией, остров Крит готов оказать самый тёплый приём всем желающим и погрузить путешественника в удивительный и чарующий мир родины отца всех богов и людей у древних греков – бога Зевса. Богатая история и уникальный климат не дадут заскучать даже самому искушённому туристу.

Интересные факты эстафеты Олимпийского огня

Образование в Греции

Для семей, планирующих переезд в Грецию, проблема устройства ребёнка в школу не представляет сложности: в бесплатных государственных учреждениях есть специальные классы для иностранцев с углублённым изучением греческого языка, а международные школы предлагают обучение на английском, немецком или французском

Еврипид- гениальный драматург

Еврипид родился на Саламине, а умер в Македонии, при дворе покровителя искусств царя Архелая. Если верит комедийным поэтам, насмехавшимся в своих произведениях над низким происхождением поэта, родители его были бедны и занимались ремеслами, унизительными по меркам того времени: отец Еврипида был мелким торговцем, мать торговала овощами.

Новинка зимнего сезона 2008 была гидролечебница «Лутра Аридеа » в горном Аридеа.Горная местность, известная со времени Александра Македонского, изобилует горячими источниками расположенными прямо под открытым небом. Температура воды в них держится в районе 38-39 градусов. Вокруг источников мы видим богатую растительность, чистый воздух и водопады.

10 самых известных греческих богов

Древнегреческая культура наполнена мифами, преданиями и легендами, дошедшими до наших дней благодаря произведениям античных авторов – Гомера, Софокла, Эсхила, Овидия, Еврипида, Гесиода и других. Именно в них отражается мировоззрение древнего человека об устройстве мира, о процессах, происходящих во вселенной, окружающей природе и обществе. Согласно представлениям древних греков, вся природа вокруг одушевлена. Миром и природными стихиями управляют божества, наделенные волшебными способностями. Давайте рассмотрим 10 самых известных греческих богов.

10. Гермес

Гермес — посланник богов, выполняющий важные поручения и объявляющий волю Зевса. На него также возложена миссия провожать души умерших в подземный мир. Покровительствует торговле, путешественникам, пастухам, помогает обрести успех и богатство. Молниеносно перемещается он в самые отдаленные концы мира в своих крылатых сандалиях. Гермес придумал буквы, меры и числа, а затем научил людей обращаться с ними. Он помогает молодым атлетам, которые призывают его на помощь перед спортивными состязаниями. Ему нет равных в умении красиво говорить, изворотливости и ловкости.

9. Гефест

Гефест — непревзойденный мастер кузнечного искусства, покровитель кузнечного дела и изобретений. Сброшенный с Олимпа своей матерью Герой, Гефест был воспитан в подводном гроте океана морскими нимфами. Когда он вырос, то превзошел всех своим мастерством в кузнечном деле. Затаив гнев на Геру, он отомстил матери, приковав ее к золотому креслу. Геру спас бог Дионис, который хитростью заманил Гефеста на Олимп, где он помирился с матерью. Гефест возвел для олимпийских богов прекраснейшие дворцы. У себя в кузнице он создает удивительные произведения кузнечного искусства и самое мощное оружие. Гефест изготавливает молнии для Зевса и волшебные стрелы для Аполлона.

8. Афродита

По легенде, прекраснейшая среди греческих богинь, Афродита, появилась из морской пены. Она является символом красоты и вечной юности. Чарам богини подвластны не только смертные, но и всемогущие боги, которым она дарует любовь. Богиня щедро помогает, посылая большое счастье и семейное благополучие тому, кто ее почитает. Она подарила жену скульптору Пигмалиону, оживив вылепленную им самим статую. Те же, кто отказывается от ее даров, бывают жестоко наказаны. За это поплатился холодный и надменный Нарцисс. Самой Афродите также знакомы муки любви. Ей пришлось испытать горечь от потери своего возлюбленного Адониса, погибшего на охоте.

7. Артемида

В древнегреческой мифологии Артемида покровительствует охоте и плодородию. Прекрасная, вечно юная и целомудренная греческая богиня всегда изображалась с луком и стрелами. Ее постоянные спутницы — прекраснейшие нимфы, давшие обет оставаться девственницами. Артемида заботится о людях, домашних животных, лесных зверях и растениях. Женщины почитают ее, потому что она дарует счастье в браке и помогает при родах. Те же, кто не исполняет законов богини, не знают пощады. Так, покарала она Актеона, увидевшего ее божественную красоту, превратив юношу в оленя. А также жестоко наказала царицу Фив, гордую Ниобу, оскорбившую ее мать.

6. Арес

Арес — бог войны, является одним из самых грозных и жестоких древнегреческих богов. Арес всегда спешит туда, где идут жестокие битвы. Яростный и свирепый носится он среди кипящего сражения и стонов падающих воинов, облаченный доспехами и с огромным щитом. Арес не ищет справедливости и убивает всех вокруг, сражаясь то за одну, то за другую сторону. Впрочем, несмотря на страсть к военным сражениям, он нередко уступает в битве воительнице Афине Палладе. Иногда и обычные воины побеждают бога войны, особенно с помощью Афины.

5. Аполлон

Аполлон — греческий бог света, покровитель искусства, помощник мореплавателей, помогающий созданию новых поселений, прорицатель будущего, врачеватель болезней. Родился Аполлон на пустынном острове Делос, где его мать укрылась от преследующего ее дракона. Как только появился на свет златокудрый бог, все вокруг озарилось светом и засверкало. Впоследствии Аполлон отомстил обидчику своей матери, застрелив дракона из лука. Он основал оракул в Дельфах, и через него открывал людям волю Зевса. Аполлона всегда сопровождает хор из девяти прекраснейших муз, являющихся его постоянными спутницами.

4. Аид

Аид — властитель подземного мира, куда отправляются души умерших. В царстве Аида нет ни надежды, ни желаний, никогда не проникают туда и лучи солнца. В этом безрадостном мире, окутанном невыразимым ужасом и мраком, царствует грозный брат Зевса – Аид, сидящий на золотом троне. Рядом с ним обитает целый сонм невиданных и страшных мистических существ: чудовищные Эринии, мрачные Керы, множество привидений и чудовищ, над которыми властвует богиня колдовства – Геката, у которой три тела и три головы. Из этого жуткого царства невозможно выбраться. Страшный трехглавый пес Цербер стережет выход и никого не пропустит обратно.

3. Афина

Открывает тройку самых известных богов Греции – Афина. Непобедимая воительница, богиня мудрости и справедливости, появившаяся на свет из головы громовежца Зевса. Афину почитают как защитницу городов. Сохранилось много ее скульптурных изображений, облаченной в военные доспехи, со шлемом на голове, мощным копьем и щитом. Нередко богиню сопровождают священные животные и птицы. Она оказывает помощь воинам и героям во время сражений своими мудрыми советами и военной стратегией. В отличие от коварного и жестокого Ареса, Афина – богиня справедливой войны и покровительница истинного мужества. Она не испытывает радости от участия в военных сражениях и решает споры миром. Женщины почитают Афину за помощь в рукоделии.

2. Посейдон

Посейдон — повелитель морей, изображавшийся с грозным трезубцем в руках. Он владычествует над морской стихией, повинующейся его приказам. Великолепный дворец Посейдона находится в подводном царстве. Там он живет, окруженный морскими божествами, со своей супругой Амфитритой и сыном Тритоном – повелителем морских бурь. Когда мчится по морю Посейдон на своей быстроходной колеснице, перед ним расступаются волны, оставляя проход своему властелину. Он также считается ответственным за землетрясения и коневодство. Основные черты Посейдона – царственное величие и властность в сочетании с необоримой силой.

1. Зевс

Громовежец Зевс — верховный бог в греческой мифологии. Он царствует на Олимпе, скрытом от взоров людей, где восседает на золотом троне. Согласно легенде, Зевс обрел огромное могущество, победив в тяжелой борьбе своего отца Крона и отняв у него власть. Ему повинуются все греческие боги. Он повелевает громом и молниями, ведает всеми событиями, происходящими вокруг. Зевс устанавливает на земле свои законы и порядки, может предсказывать будущее. Он милует и наказывает, защищает обиженных, устанавливает владычество царей, охраняет дом и семью, следит за соблюдением традиций. Тех же, кто нарушает законы и установленный им порядок, Зевс строго карает.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector