Чем олимпийские боги отличались от людей

Чем олимпийские боги отличались от людей

Историческая игра «Мифология Древней Греции», для обучающихся 5 классов

Историческая игра: «Мифология Древней Греции», для обучающихся 5 – х классов.

Вступительное слово учителя:

Приветствую Вас, знатоки мифов и легенд Древней Эллады! Сегодня мы собрались, для того чтобы каждый из Вас мог проявить свои познания, и помочь своей команде стать лидером в состязании. А следить за ходом соревнования будут наши суровые и неподкупные члены жюри и счётной палаты

Новикова Нина Михайловна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель истории и обществознанияУткина Галина Васильевна, председатель методического объединения учителей истории и обществознанияНам Лариса Моисеевна, учитель истории и обществознанияКислова Мария, обучающуюся 8 «А» классаЗобов Данил, обучающейся 8 «А» классаВеликий Платон сказал: «Нужно проводить жизнь в игре, играя в определенные игры, устраивая жертвоприношения, распевая и танцуя, дабы расположить к себе богов и отбить врагов, победив их бою…»

Давайте последуем мудрому совету древних и примем участие в состязании.

1 конкурс — “Представление команд”

Конкурс включает в себя объявление названия команды, девиза, представление эмблемы. (Оценивается наличие названия, девиза, эмблемы; соответствие внешнего вида команды теме конкурса, артистизм – 5 баллов)

2 конкурс – “Блиц”

Учитель: Великий Гомер сказал: «Крылатые слова – слова, которые быстро срываются с уст говорящего и летят к уху слышащего».

За ограниченное время каждая команда должна ответить на большее количество вопросов ведущего. Вопросы требуют коротких и точных ответов.

(Оценивается количество правильных ответов, 1балл за правильный ответ)

У кого из героев единственным уязвимым местом была пята? (Ахиллес)Чем олимпийские боги отличались от людей? (Бессмертие)Кто из богов занимался физическим трудом? (Гефест)Кто из древнегреческих героев спускался в Аид и вновь возвращался на землю? (Одиссей)Сколько подвигов совершил Геракл? (12)Богиня раздора? (Эрида)Богиня любви и красоты? (Афродита)Дочь Миноса и Пасифаи, вручившая Тесею клубок ниток? (Ариадна)Богиня мудрости и покровительница наук? (Афина)Богиня произрастания злаков и земного плодородия? (Персефона)Владыка подземного царства мёртвых? (Аид)Бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия? (Дионис)Полуптица — полуженщина, завлекавшая моряков своим пением и губившая их? (Сирена)Трёхглавый пёс со змеиным хвостом, охранявший вход в подземное царство? (Цербер)Последний царь Трои, один из героев “Илиады”? (Приам)Царица богов, покровительница брака? (Гера)В древнегреческих мифах великан с одним глазом посередине лба? (Циклоп)Полубык — получеловек, обитавший в лабиринте? (Минотавр)Верховное божество в греческой мифологии? (Зевс)Сооружение со сложным и запутанным планом? (лабиринт)Родина и царство Одиссея? (Итака)Персонаж “Илиады”, воплощение идеала преданной и любящей жены? (Пенелопа)Священная гора, место пребывания богов во главе с Зевсом? (Олимп)Бог огня, покровитель кузнечного ремесла? (Гефест)Богиня плодородия, покровительница земледелия? (Деметра)Кто был вестником богов? (Гермес)Титан, похитивший огонь с Олимпа, жесток наказанный Зевсом? (Прометей)Кто из древнегреческих героев получил от богов бессмертие? (Геракл)

3 конкурс – “Конкурс крылатых выражений”

Каждая команда получает 2 выражения, команда должна объяснить смысл высказывания. За каждое высказывание 2 балла.

Что означают следующие выражения?

2. Работа Пенелопы;

3. Яблоко раздора;

4. Ахиллесова пята;

5. Троянский конь;

6. Танталовы муки

4 конкурс. «Кто это сказал?»

(Оценивается количество правильных ответов, 1балл за правильный ответ)

«Ударю я трезубцем — и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные волны, которые бросают на скалы корабли, как легкие скорлупки. Отложу я трезубец — и утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, а я на колеснице, запряженной златогривыми конями, спускаюсь на дно моря в великолепный дворец». Посейдон.»Я сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром — все это происходит по моей воле. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный мною на земле. Взмахну рукой — и поражу клятвопреступника пламенной молнией». Зевс»Когда я, блистая красотой, в пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса». Гера»Не осуждайте бедного отца. Да, мне некого винить в гибели сына!Знаю, знаю, человек не птица: Но удивительно прекрасен созданный богами мир, когда глядишь на него с высоты! Верьте, людям станет подвластно небо!» Дедал«Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб: Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!» Эгей «Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть завянут все цветы, засохнут все деревья и выгорит трава! Верните мне дочь!» Деметра»Меня называют самым прекрасным из богов, покровителем искусства. Без промаха разят врагов стрелы из моего лука. Ими я поразил страшное чудовище — дракона Пифона». Аполлон»По решению Зевса две трети года — весну и лето – я провожу на Земле. В это время цветут деревья, цветы, поля дают хлеб, а на треть года я спускаюсь под Землю к мрачному Аиду, и Земля замирает». ПерсефонаМеня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей мое царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. Там текут реки Стикс и Лета. Перевозчик Харон перевозит через них души мертвых». Аид6 конкурс – «Угадай Миф».

Каждая команда показывает миф, готовит вопросы к мифу.

5 баллов за инсценировку

5 баллов за угаданный миф

Учитель: «Видите, какое богатое наследие оставили нам древние греки! Нам предстоит всю жизнь открывать для себя и окружающих культуру Древней Греции… До новых встреч с героями Древней Эллады!»

Скачать

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 38 Скачиваний: 4

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Авторская разработка обобщающего урока-игры по МХК в 6-м классе по теме «Мифология Древней Греции». Тема урока «В мире мифов Древней Эллады»

Приветствую Вас, знатоки мифов и легенд Древней Эллады! Сегодня мы собрались, для того чтобы каждый из Вас мог проявить свои познания, и помочь своей команде стать лидером в состязании. А следить за ходом соревнования будут наши суровые и неподкупные члены жюри и счётной палаты (Приложение 2).

1 конкурс — “Представление команд”

Конкурс включает в себя объявление названия команды, девиза, представление эмблемы.

(Оценивается наличие названия, девиза, эмблемы; соответствие внешнего вида команды теме конкурса, артистизм – 5 баллов)

2 конкурс – “Блиц”

За ограниченное время каждая команда должна ответить на большее количество вопросов ведущего. Вопросы требуют коротких и точных ответов..

  1. Чем олимпийские боги отличались от людей? (Бессмертие)
  2. Кто из богов занимался физическим трудом? (Гефест)
  3. Легендарный фракийский певец, отвлёкший пением от сирен своих спутников-аргонавтов? (Орфей)
  4. Кто из древнегреческих героев спускался в Аид и вновь возвращался на землю? (Одиссей)
  5. Какие боги были близнецами? (Аполлон и Артемида)
  6. Богиня победы? (Ника)
  7. Сколько подвигов совершил Геракл? (12)
  8. Богиня раздора? (Эрида)
  9. Богиня любви и красоты? (Афродита)
  10. Владычица морей, супруга Посейдона? (Амфитрита)
  11. Богиня растительности, покровительница зверей? (Деметра)
  12. Дочь Миноса и Пасифаи, вручившая Тесею клубок ниток? (Ариадна)
  13. Богиня мудрости и покровительница наук? (Афина)
  14. Одна из горгон? (Медуза)
  15. Владычица преисподней, богиня произрастания злаков и земного плодородия? (Персефона)
  16. Греческая богиня кары и возмездия? (Немезида)
  17. Дочери Даная? (данаиды)
  18. Владыка подземного царства мёртвых? (Аид)
  19. Бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия? (Дионис)
  20. Мифический народ женщин-воительниц? (амазонки)
  21. Богини человеческой судьбы? (Мойры)
  22. Река забвения в подземном царстве? (Лета)
  23. Поуптица — полуженщина, завлекавшая моряков своим пением и губившая их? (Сирена)
  24. Трёхглавый пёс со змеиным хвостом, охранявший вход в подземное царство? (Цербер)
  25. Зияющее пустое пространство, существовавшее до создания мира? (Хаос)
  26. Последний царь Трои, один из героев “Илиады”? (Приам)
  27. Царица богов, покровительница брака? (Гера)
  28. Божество сна? (Гипнос)
  29. В древнегреческих мифах великан с одним глазом посередине лба? (Циклоп)
  30. Полубык — получеловек, обитавший в лабиринте? (Минотавр)
  31. Одна из нереид, богиня моря, супруга Посейдона? (Амфитрита)
  32. Повелитель ветров? (Эол)
  33. Верховное божество в греческой мифологии? (Зевс)
  34. Сооружение со сложным и запутанным планом? (лабиринт)
  35. Родина и царство Одиссея? (Итака)
  36. Персонаж “Илиады”, воплощение идеала преданной и любящей жены? (Пенелопа)
  37. Священная гора, место пребывания богов во главе с Зевсом? (Олимп)
  38. Бог подземного мира и царства мёртвых? (Аид)
  39. Бог огня, покровитель кузнечного ремесла? (Гефест)
  40. Богиня плодородия, покровительница земледелия? (Деметра)
  41. Кто был вестником богов? (Гермес)
  42. Титан, похитивший огонь с Олимпа, жесток наказанный Зевсом? (Прометей)
  43. Как называлась гора, на которой обитали музы? (Парнас)
  44. Покровитель искусств, брат Артемиды? (Аполлон)
  45. Кто из титанов отнял власть у своего отца? (Кронос)
  46. Владыка морей? (Посейдон)
  47. Какое особое свойство имели яблоки Гесперид? (молодость)
  48. Кто из мифологических персонажей был осуждён в Аиде на бессмысленный труд? (Сизиф)
  49. Кто из древнегреческих героев получил от богов бессмертие? (Геракл)
  50. У кого из героев единственным уязвимым местом была пята? (Ахиллес)

3 конкурс – “Детективы”

Команды получают “ориентировку” на одного из мифологических персонажей. Участники команды должны узнать героя и, пользуясь маркерами, составить на листе его “фоторобот”. При этом необходимо дополнить изображение деталями и атрибутами, определяющими образ персонажа, по упущенными в “ориентировке” (Приложение 1)

(Оцениваются правильность, скорость, качество изображения, 1 балла за каждую деталь или атрибут героя)

С хитро искусным умом, светлоокую, с сердцем немягким,

Деву достойную, градов защитницу, полную мощи

Тритогенею, родил её сам многомудрый Кронион.

Из головы он священной родил её, в полных доспехах,

Деве достойной, оленей гоняющей, стрелолюбивой,

Одноутробной сестре златолирного Феба-владыки.

Тешась охотой, она на вершинах, открытых для ветра,

И на тенистых отрогах свой лук всезлатой напрягает,

4 конкурс – “Атрибуты богов”

Команды получают рисунок с изображением атрибутов. Участникам предлагается ответить на вопрос: “Какие боги имели атрибуты, изображённые на предложенном рисунке?” (Приложение 2)

(Оценивается количество найденных соответствий бог-атрибут, 1 балл за правильный ответ)

5 конкурс – “Конкурс крылатых выражений” (для зрителей)

Участвуют все зрители одновременно. Задача объяснить происхождение и значение крылатого выражения, вошедшего в современную речь.

(Оценивается полнота и точность ответа – 2 балла)

Панацея от всех бед

6 конкурс – “Боги покровители”

Каждая команда получает одинаковый набор карточек, где обозначены боги и профессии. Нужно сложить правильные пары. Например: врач – Асклепий; домохозяйка – Гестия (Приложение 2).

(Оценивается точность найденных соответствий, 1 балл за правильный ответ)

ПочтальонГермес
ЛётчикЗевс
ВодолазПосейдон
УчительАфина
ХудожникАполлон
ВоенныйАрес
ФермерДеметра
ФотомодельАфродита
ВиноделДионисий
БалеринаТерпсихора
АрхеологКлио

7 конкурс – “Решение кроссворда”

Определите, каким богам и героям посвящены фрагменты представленных гимнов. (Приложение 1) (Оценивается количество правильных ответов, 1 балл за правильный ответ)

1) Тешась охотой, она на вершинах; открытых для ветра,
И на тенистых отрогах свой лук всезлатой напрягает,
Стрелы в зверей посылая стенящие. (Артемида.)

2) Двойную честь, о земли колебателъ, тебе предоставили боги:
Диких коней укрощать и спасать корабли от крушенья. (Посейдон.)

3) Некогда тяжко трудясь на службе царю Еврисфею,
По бесконечной земле он и по морю много скитался;
Страшного много и сам совершил, да и вынес немало. (Геракл.)

4) Вместе с Афиной он светлоокою славным ремеслам
Смертных людей на земле обучил, (Гефест.)

5) Златотронную славлю я . рожденную Реей,
Вечно живущих царицу, с лицом красоты необычной,
Громко гремящего Зевса родную сестру и супругу. (Гера.)

6) . Ловкач, изворотливый малый,
Вор, быкокрад, сновидений вожатый и ушлый пролаза,
В двери подглядчик, ночной соглядатай, которому вскоре
Много преславных деяний явить меж богов предстояло.
Утром, чуть свет родился он, к полудню играл на кифаре,
К вечеру выкрал коров у метателя стрел Аполлона. (Гермес.)

7) Пусть подадут мне изогнутый лук и любезную лиру.
Людям начну прорицать я решенья неложные Зевса! (Аполлон.)

8) Дарами нежными смертных она одаряет. Не сходит улыбка
С милого лика ее. И прелестен цветок на богине. (Афродита.)

9) Из головы он священной родил ее, в полных доспехах,
Золотом ярко сверкающих. При виде ее изумленье
Всех охватило бессмертных
Перед Зевсом эгидодержавным
Прыгнула быстро на землю она из главы его вечной,
Острым копьем сотрясая. (Афина.)

10) Радуйся, матерь богов, о жена многозвенного Неба!
Сердцу приятную жизнь ниспошли благосклонно за песню! (Гея.)

8 конкурс – “Соревнуемся в лаконичности” (для зрителей)

Одним словом из греческой мифологии выразить переносные значения различных понятий:

(Оценивается краткость и точность ответов – 2 балла)

Самовлюблённый человекНарцисс
Человек, предостерегающий об опасности, которому никто не веритКасандра
Плод воображенияХимера
Люди, сохраняющие невозмутимое спокойствиеОлимпийцы
Долгие странствия, приключения или рассказ о нихОдиссея
Человек, который связан с землёйАнтей
Грозный начальникЗевс
Замечательный музыкантОрфей
Коварная обольстительницаЦирцея
Злая женщина, нечто чудовищноеФурия
Злое, насмешливое существоЕхидна
Свирепый, неумолимый стражЦербер

9 конкурс – “Театральный”

Команда вытягивает цитату, принадлежащую одному из мифологических персонажей. Участники должны узнать своего героя. Затем в импровизированной “костюмерной” они находят детали костюма и атрибуты, принадлежащие данному мифологическому герою. Один из участников команды перевоплощается в героя мифа и от его лица произносит цитату. Команда противников должна узнать героя. (Приложение 1)

(Оценивается правильность выполнения задания, артистизм – 5 баллов)

Ах! Ужалила меня

С крылышками небольшая

Та, которую пчелою

Тут богиня отвечала:

“Если маленькой пчелы

Больно так терзает жало,

То суди ты сам теперь,

Сколько те должны терзаться,

где поют Геспериды,

Там в зелени древа, склонившего тяжёлые ветви,

Сверкали и прятались в листья;

И, ствол обвивая, багровый

10 конкурс – “Ребусы” (для зрителей)

Принимают участие все зрители. Задача прочитать имена мифологических персонажей, героев, зашифрованные в ребусах. (Приложение 1)

(Оценивается правильность ответов – 2 балла)

Вот и пришло время подвести итоги нашего состязания и определить победителей. Итак, слово нашему жюри. (Подведение итогов игры, награждение победителей и самых активных зрителей)

Технологическая карта урока Религия древних греков. 5 класс.
план-конспект урока по истории (5 класс)

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Религия древних греков

Познакомиться с древнегреческой религией и её ролью в жизни древних греков.

1.Рассмотреть вопрос о зарождении религии у древних греков.

2.Познакомить учащихся с богами Греции.

3.Подвести учащихся к пониманию причин возникновения религиозных верований у греков.

4.Развивать умения самостоятельно работать с учебником, с дополнительными источниками информации.

5.Формировать уважение, бережное отношение к религии и истории других стран.

  1. Познавательные — устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде плана урока.
  2. Коммуникативные — излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.

3 Регулятивные — определять цель, проблему в деятельности

Предметные УУД – ознакомление с пантеоном древнегреческих богов и основами возникновения политеистических религий, понимание значения роли религии в жизни древнегреческого общества.

Личностные УУД – обрести мотивацию к изучению нового материала; оценивать роль мифологии в истории человечества; осознавать важность изучения истории

Учащиеся знают, как возникла религия у древних греков; владеют новыми словами: гора Олимп, Зевс, Аид, Деметра, Дионис, Гефест, Цербер ; умеют определять по иллюстрации имена богов и их предназначение.

Урок «открытия» нового знания.

Формы и методы обучения

Методы: наглядный, поисковый, практический.

Методы контроля: устный, фронтальный

Приемы: технология ИКТ, технологии критического мышления, проблемные вопросы.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основные понятия и термины

гора Олимп, боги Зевс, Аид, Деметра, Дионис, Гефест; Цербер .

Мультимедийный проектор, экран, презентация, иллюстрации «Боги и богини Греции», , таблицы для детей, учебник «История Древнего мира» А.А. Вигасин, изображения богов на листах.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания и внутренней готовности.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы проводим открытый урок. Прошу вас работать активно и дружно.

Готовятся к уроку. Приветствие. Концентрация внимания.

Р. Умение организовать рабочее место.

Оценка эмоционального состояния:

карточки со смайликами.

У: На ваших партах карточки со смайликами. Поднимите смайлик, который лучше всего отражает ваше настроение. Отложите их в сторону.

Оценивают свое настроение.

2. Актуализация знаний, повторение ранее изученного материала.

У:. На протяжении нескольких последних уроков мы с вами говорили о Древней Греции. Давайте вспомним, что мы узнали об этой стране. Предлагаю вам поиграть в игру «Крестики-нолики». Если вы согласны с утверждением, ставьте «0», если нет – «Х»

  1. Греция располагается на Балканском полуострове
  2. Эгейское море по легенде названо в честь царя Эгея, который сбросился с обрыва и разбился насмерть.
  3. Крит – самый маленький остров Греции среди множества других островов.
  4. Автор поэм «Илиада» и «Одиссея» древнегреческий поэт Гомер
  5. В поэме «Одиссея» Циклопы-это злые полуптицы, полуженщины.
  6. Единственным уязвимым , «слабым» местом на теле Ахиллеса была пятка

Сделайте самопроверку и оцените свою работу.

Дети заполняют игровые поля, осуществляют самопроверку

Р. Умение организовать свою самостоятельную деятельность

П. Умение строить высказывание

3. Планирование деятельности учащихся

Посмотрите на доску и расшифруйте анаграмму(на слайде зашифровано слово «религия»)

Систематизируют ранее полученную информацию

Смотрят на слайд, пытаются разгадать анаграмму.

Р. Умение анализировать, делать выводы, ставить цели.

Итак, назовите тему нашего сегодняшнего урока.Молодцы! Давайте, запишем тему на рабочих листах.

А что же такое религия?

С религией каких государств мы с вами уже познакомились?

Какие религии вы изучали в начальной школе?

Называют тему :«Религия древних греков». Записывают тему урока.

Систематизируют ранее полученные знания, высказывают свои предположения

П. Умение делать выводы, искать пути решения проблемы

? Что нам нужно узнать, чтобы изучить религию древних греков? На какие вопросы нужно ответить?

Нам нужно обязательно узнать где жили боги, как появились боги, как выглядели боги и каким стихиям и занятиям боги покровительствовали.

Высказывают предположения, формулируют цель, план урока:

— познакомиться с богами Древней Греции;

— выяснить, почему в Греции появились именно эти боги;

— ответить на вопрос: как связаны силы природы и религиозные верования.

П. Умение делать выводы, искать пути решения проблемы

В конце урока постараемся ответить на вопрос: Как связаны религия, природные условия и занятия древних греков? (проблемный вопрос)

4. Изучение нового материала.

Ребята, нам пришло послание. Давайте узнаем от кого оно.Прочитайте.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Благодарим Вас за трепетное отношение к изучению далёкого прошлого. Мы боги древней Греции. Мы живём на вершине Олимпа. Сегодня мы приглашаем вас насладиться величием этого священного места и убедиться в нашей силе и могуществе».

От кого это послание?

Что мы узнали из этого послания?

Найдите на карте г.Олимп. В какой части Греции она расположена?.

Т.о., боги жили на вершине г.Олимп. Гора Олимп -самая высокая из всех гор Эллады. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны её обрывисты, на вершине лежит вечный снег. Там в вышине- золотые дворцы бессмертных богов.. Место, посвященное всем богам, называют пантеоном. Давайте запишем в рабочий лист это понятие .
Древние греки верили во всемогущество богов. Они строили им храмы, создавали скульптуры, изображали на вазах, воспевали в поэзии .

А как же боги появились?

Об этом нам расскажет

(легенда о появлении богов) Саая Доржу

Итак, какие боги подели между собой власть над миром? Молодцы!

На рабочих листах вы должны заполнить таблицу (Используя иллюстрации, слушая объяснения учителя и выступления ребят)

Три брата – Зевс, Посейдон и Аид – поделили между собой власть над миром. Олимпийские боги проводят время в пирах и развлечениях, вмешиваются в дела людей.

Действиями богов греки объясняли дождь и засуху, морские бури, смену времен года, болезни, неурожаи…

А как же выглядели боги древней Греции?

Откройте учебник на стр. 135 (130) и внимательно рассмотрите картинки.О чем рассказывают рисунки

На кого были похожи олимпийские боги? Почему? Чем они отличались от людей?

Встали дружно, потянулись,
Богу солнца улыбнулись!
Богу ГЕБУ наш поклон
Многократным будет он.
Руки вверх к богине НУТ,
Пусть немножко отдохнут.
Тело наше сделай круг,
Повтори АМОНА путь,
Готовы из знаний,
Плести сотни сот,
Поможет нам в этом
Бог мудрости ТОТ.

? Богов из какой страны мы вспомнили в нашей разминке?

? Какие занятия древних греков вы знаете?

Основные занятия греков имели своих покровителей . Давайте выясним, какие боги существовали в Древней Греции и чему они покровительствовали.

Сейчас мы с вами разделимся на группы. Каждая группа будет самостоятельно изучать мифы о греческих богах, затем сообщит эту информацию одноклассникам. А в ходе ваших сообщений мы будем заполнять таблицу.

Читайте также  Simeon hotel 3 халкидики ситония метаморфоси

Урок истории в 5 классе по теме «Олимпийские боги»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Линии1-2.Картина мира в фактах и понятиях. Анализируя основные идеи о божестве, человеке, его судьбе, научить объяснять отличительные особенности религии, объединяя различные исторические факты и понятия в целостную картину мира.

Линия 3. Историческое мышление. На примере древнегреческой мифологии научить выявлять варианты причин и следствий формирования религиозных представлений древних греков. Анализируя поступки греческих богов, научить объяснять причины возникновения сомнений в справедливости их законов.

Обязательный минимум содержания: отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе)

План урока:

  1. Постановка проблемы: почему греки часто спорили с богами?
  2. Поиск решения проблемы:
  1. Мифы о происхождении мира и богов.

Примерный вывод по проблеме: в мифах боги сами часто ссорились и спорили друг с другом, поэтому греки усомнились в справедливости олимпийских богов.

  1. Мифы об отношениях богов и людей.

Примерный вывод по проблеме: боги почти не отличались от людей, хотя обладали даром бессмертия и умением творить чудеса. Им были свойственны такие же положительные и отрицательные качества, как и людям.

  1. Мораль греческого полиса.

Примерный вывод по проблеме: в полисах изменяется мораль, которая порождает сомнения о том, что законы богов справедливы и что вообще эти боги существуют.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 5 классе по теме «Олимпийские боги» »

Разработка урока по теме «Олимпийские боги» в системе развивающего обучения «Школа 2100».

Учитель Сулейманов Хамзя Гаитгалеевич, учитель истории и обществознания МОБУ Явгильдинская СОШ Караидельского р-на РБ

Тема: Олимпийские боги.

Линии1-2.Картина мира в фактах и понятиях. Анализируя основные идеи о божестве, человеке, его судьбе, научить объяснять отличительные особенности религии, объединяя различные исторические факты и понятия в целостную картину мира.

Линия 3. Историческое мышление. На примере древнегреческой мифологии научить выявлять варианты причин и следствий формирования религиозных представлений древних греков. Анализируя поступки греческих богов, научить объяснять причины возникновения сомнений в справедливости их законов.

Обязательный минимум содержания: отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе)

Постановка проблемы: почему греки часто спорили с богами?

Поиск решения проблемы:

Мифы о происхождении мира и богов.

Примерный вывод по проблеме: в мифах боги сами часто ссорились и спорили друг с другом, поэтому греки усомнились в справедливости олимпийских богов.

Мифы об отношениях богов и людей.

Примерный вывод по проблеме: боги почти не отличались от людей, хотя обладали даром бессмертия и умением творить чудеса. Им были свойственны такие же положительные и отрицательные качества, как и людям.

Мораль греческого полиса.

Примерный вывод по проблеме: в полисах изменяется мораль, которая порождает сомнения о том, что законы богов справедливы и что вообще эти боги существуют.

Актуализация знаний:

Что такое древнегреческий полис?

Каковы были особенности общественного устройства полиса? (аристократы и демос- граждане, неграждане- пришлое население, рабы)

Каковы были права и обязанности граждан полиса?

Создание проблемной ситуации.

Что такое религии?

Почему люди обращаются к богам?

Сегодня мы поговорим о религии древних греков. Давайте узнает, какой вывод сделал Антошка о том, почему многие народы почитали своих богов. Стр 145

Какое мнение высказал Антошка?

1 факт: люди почитали богов и не смели им перечить.

Какой пример привел Источниковед?

Судя по этому отрывку, что можно сказать об отношениях богов к друг другу и об отношении богов к людям? /Читают миф о Прометее: Боги спорят друг с другом, стоит ли помогать людям/

Как люди воспринимали богов? /они осмеливались спорить с богами и даже обвинять их/

Факт 2: спорили с богами.

Сравните эти два положения. Какой следует вопрос?

Проблема: Почему греки часто спорили с богами?

Мы знаем, что такое религия, какие религии существовали в Древнем мире у народов Востока, какими были ценности и правила жизни греческого полиса.

Надо узнать:

Мифы о происхождении мира и богов.

Мифы об отношениях богов и людей.

Мораль греческого полиса.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

1.Мифы о происхождении мира и богов.

Прочитать п.1 (1 абзац, стр 140)

Какие события из истории Древней Греции могли отразиться в мифах о происхождении богов? (эволюция человечества от первобытности к цивилизации. «Темные века» и новое восхождение Древней Греции на ступень цивилизации.)

Рассмотрите иллюстрацию на стр141. На какие части (царства) делили мир древние греки?

Уран-Небо: гора Олимп, где обитают все боги

Гея-Земля: Эллада, где обитают все греки

Царство теней, где властвует Аид. Души умерших либо попадают в бездну Тартара, либо оставались в забвении на острове блаженства

Сравните с картиной мира древних египтян. В чем сходство и различие? /греческие боги также олицетворяют Солнце, Небо, Землю. Непохожи тем, что по-разному называются и олицетворяют те силы природы или человеческие качества, которые необходимы для жизни и деятельности/

Давайте узнаем, какими представляли люди олимпийских богов.

Чтение текста стр 140 (2 абзац)-143.

Приведите примеры из текста, какие поступки богов, на ваш взгляд, противоречат моральным ценностям древних греков?

Почему греки часто спорили с богами?

Примерный вывод по проблеме: в мифах боги сами часто ссорились и спорили друг с другом, поэтому греки усомнились в справедливости олимпийских богов.

2.Мифы об отношениях богов и людей.

Используя текст (пункт2), распределите названия богов в группы в зависимости от того, чему они покровительствовали:

Сфера покровительства бога

Боги Древней Греции

Зевс- бог грома, Аид- бог подземного царства, Гелиос-бог Солнца

Артемида- богиня лучница, Гефест- бог –кузнец, Гермес- вестник богов (покровитель торговли)

Афина -покровительница городов и государств, наук и ремёсел

Аполлон- покровитель искусств

Арес- бог войны, Афина- богиня-воительница- богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости

Гера- богиня семьи и брака, Афродита- богиня любви и красоты, Афина- богиня мудрости, сноровки, изобретательности

Вывод: все, чем занимались сами греки, все, что происходило в их жизни, они отразили в действиях богов

Кого в Греции называли героями и чему нас учат их подвиги?

Можно ли сказать, что боги Греции были похожи на самих греков?

Примерный вывод по проблеме: боги почти не отличались от людей, хотя обладали даром бессмертия и умением творить чудеса. Им были свойственны такие же положительные и отрицательные качества, как и людям.

Мораль греческого полиса.

Мы выяснили, что греческие боги во многом были похожи на людей, хотя обладали сверхъестественными силами, но некоторые люди стали сомневаться в существовании олимпийских богов. Как вы думаете, почему? /высказывают свои предположения./

Прочитайте п.3 проверьте свои предположения.

Со временем у греков изменились представления о мире, которые порождают сомнение о том, что законы богов справедливы и вообще эти боги существуют. Поступками людей и богов правит Логос (по-гречески «слово», «закон», «правило») Это позволяет сделать вывод о том, что изменяется сама мораль общества.

Выражение решения проблемы.

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? /греки часто спорили с богами, потому что боги древнегреческих мифов отличались от людей только бессмертием и магической силой, а в остальном они вели себя как люди, творя и добро и зло./

Как вы понимаете смысл названия темы: «космос олимпийских богов»?

Домашнее задание: Продолжить заполнение таблицы «Религии Древнего мира» стр 63 строка «Религия Древней Греции» ,ответить на вопросы перед §23

Конспект «Религия древних греков»

Анализируя основные идеи о божестве, человеке, его судьбе, научить объяснять отличительные особенности древнегреческой религии, объединяя различные исторические факты и понятия в целостную картину мира.

Линия 3. Историческое мышление.

На примере древнегреческой мифологии научить выявлять варианты

причин и следствий формирования религиозных представлений древних греков.

Анализируя поступки греческих богов, научить объяснять причины возникновения сомнений в справедливости их законов.

Обязательный минимум содержания: отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе).

I. Постановка проблемы: почему греки часто спорили с богами?

II. Поиск решения проблемы:

1. Мифы о происхождении мира и богов.

Примерный вывод по проблеме: в мифах боги сами часто ссорились и спорили друг с другом, поэтому греки усомнились в справедливости олимпийских богов.

2. Мифы об отношениях богов и людей.

Примерный вывод по проблеме: боги почти не отличались от людей, хотя и обладали даром бессмертия и умением творить чудеса. Им были свойственны такие же положительные и отрицательные качества, как и людям.

3. Мораль греческого полиса.

Примерный вывод по проблеме: в полисах изменяется мораль, которая порождает сомнения в том, что законы богов справедливы и что вообще эти боги существуют.

I . Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

– Что такое религия?

– Почему люди обращаются к богам?

– Сегодня мы с вами поговорим о религии древних греков.

– Давайте узнаем, какой вывод сделал Антошка о том, почему многие народы почитали своих богов.

– Открываем с. 140, начинаем читать

разговор Антошки с Источниковедом.

– Какое мнение высказал Антошка?

Фиксируем на доске:

1-й факт: люди почитали богов и не

смели им перечить.

– Прочитаем, какой пример привёл

– Судя по этому отрывку, что можно

сказать об отношениях богов друг к другу и об отношении богов к людям?

– Как люди воспринимали богов?

Фиксируем на доске:

2-й факт: спорили с богами.

– Сравните эти два положения. Какой следует вопрос? 1

Фиксируем на доске проблему:

Почему греки часто спорили с богами?

Объясняют, используя словарь.

Высказывают своё мнение.

Один из учеников читает слова Антошки.

– Антошка считает, что люди поклоняют-ся различным богам за то, что они их научили труду.

Читают миф о Прометее.

– Боги спорят друг с другом, стоит

ли помогать людям.

– Они осмеливались спорить с богами и даже обвинять их.

По-разному формулируют проблему урока.

Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2 . Планировать деятельность в учебной ситуации.

3 . Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Универсальные УУД

1. Определять понятия.

2. Анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.

3. Владеть смысловым чтением – вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

4. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.

5. Уметь сравнивать.

6. Классифицировать по заданным основаниям.

II . Актуализация знаний.

– Перечислите основные правила жизни греческого полиса. 2

Работают в Рабочих тетрадях.

III . Планирование деятельности.

– Что надо узнать, чтобы найти решение проблемы? 2

Опорой в планировании деятельности может стать иллюстрация на

Фиксирует на доске план действий:

Надо узнать:

1. Мифы о происхождении мира и богов.

2. Мифы об отношениях богов и людей.

3. Мораль греческого полиса.

– Как древние греки представляли

– В каких богов верили?

– Как эти боги представлены в мифах?

– Как они относились к людям?

– Совпадала ли мораль греков с поступками богов, описанными в мифах? 2

IV . Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Мифы о происхождении мира и богов.

(1-й абзац, с. 140– 142). Какие события из истории Древней Греции могли отразиться в мифах

о происхождении богов?

– Рассмотрите иллюстрацию на

– На какие части (царства) делили

мир древние греки?

– Сравните с картиной мира древних египтян. В чём сходство и различие?

Чем греческие боги похожи и чем

не похожи на древневосточных богов?

1 2 3 4 5 1

– Теперь давайте узнаем, какими

представляли люди олимпийских

– Какие поступки богов, на ваш взгляд, противоречат моральным ценнос-тям древних греков? 1 1

– Приведите примеры из текста (с. 142–143).

– Следовательно, как вы можете ответить на вопрос: «Почему греки часто спорили с богами?» 3 1

Читают вслух текст.

– Эволюция человечества от первобытности к цивилизации. «Тёмные века» и новое восхождение Древней Греции на ступень цивилизации.

– Уран – Небо: гора Олимп, где обитают все боги. Гея – Земля: Эллада, где обитают греки. Царство теней, где властвует Аид.

Души умерших либо попадали в бездну Тартара, либо оставались в забвении на острове блаженства.

– Греческие боги похожи на древневосточных тем, что они также олицетворяют Солнце, Небо, Землю. Не

по-разному называются и олицетворяют те силы природы или человеческие качества, которые необходимы для жизни и деятельности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector