Муза Полигимния: описание и фото
Мифология в Древней Греции играла важную роль, пронизывая все сферы жизнедеятельности человека. Практически каждый бог и богиня были покровителями того или иного искусства, науки, вида деятельности (торговля, война, суды).
Полигимния (Муза священных гимнов) — дочь олимпийца Зевса и титаниды (дочери Геи и Урана) Мнемозины. Ее почитали поэты и ораторы, поскольку искусство «правдиво и правильно излагать мысли» занимало ведущие позиции в общественной жизни. В мире того времени царили мифы о Богах Олимпа и героях, а мировоззрение людей все еще оставалось мифологическим. Благодаря этим обстоятельствам, культ Муз просуществовал несколько веков, прежде чем частично уйти в небытие, уступив место новой религии — христианству.
Описания Муз в исторических источниках
Слово «музы» в дословном переводе с греческого языка звучит как «мыслящие». От него происходило слово «музыка», которое в Древней Греции обозначало любую науку или искусство, которым покровительствовали Музы.
Численность Муз и их имена исторические источники подают по-разному. Девять общеизвестных имен (Каллиопа, Эвтерпа, Мельпомена, Талия, Эрато, Полигимния, Терпсихора, Клио, Урания) упоминают в своих трудах Гомер («Илиада», «Одиссея»), Гесиод («Теогония»), Павсаний («Описание Эллады») и Диодор Сицилийский. Существуют и иные версии происхождения Муз, числа их имен. Однако Муза Полигимния упоминается только в версиях Гомера, Гесиода, Павсания и Диодора Сицилийского.
Места обитания Муз
Любимыми местами пребывания Дочерей Зевса считались территории близ гор Парнас и Геликон. Рожденные в Пиерии, они обожали ландшафты с прохладными пещерами, мягкими мхами, тенистыми рощами, чистой и струящейся водой. Именно в таких местах строились храмы, посвященные Музам, которые назывались мусейонами (аналог современного слова «музей»).
В обществе Аполлона Музы услаждали слух обитателей Олимпа. Дочери Зевса славят Богов, вещают о походах и битвах, а также воспевают законы и непрестанность их исполнения. В литературных источниках Древней Греции Музы обеспечивали гармоничную жизнь Олимпийцев. Именно этот сюжет чаще всего изображался на полотнах художников эпохи Возрождения, воспевая красоту человеческого тела.
История появления дочерей Мнемозины
Среди девяти сестер Муза Полигимния отличается одеждой (плотно облегающей фигуру) и позой (обычно облокачивается на скалу). Иногда изображается со свитком в руке, но всегда с задумчивостью на лице. На индивидуальных и групповых изображениях именно так изображается Муза Полигимния (фото см. ниже).
В зависимости от местности Греции ее покровительству приписывали разные искусства и науки: пантомимы, гимны, танцы, а также историю, геометрию, сельское хозяйство.
Дошедшие до современного времени источники свидетельствуют о том, что Муза Полигимния помнит все ритуальные танцы, песни, гимны, сложенные и исполненные во славу богов. Такой дар достался ей в наследство от матери Мнемозины (богини, которой подвластно Всеведение).
В классификации нового времени Полигимния — Муза риторики и ораторского искусства.
Значение имени и произношение
Как и у многих сестер, имя покровительницы риторики составное (из двух частей), оно дословно переводится — «знающая много гимнов». Стоит заметить, что в греческих именах ударение варьируется, но это не означает, что какой-либо из вариантов будет ошибочным.
К примеру, бог Дионис. Можно услышать его имя с ударением и на втором, и на третьем слоге. Что же касается вопроса: «Муза Полигимния — где ставить ударение в имени?», то ударным слогом считается третий в русском языке. На латинском языке имя Музы звучит как Полигимния, а на греческом – Полимния, с ударением на втором слоге.
Кто взывал о покровительстве к дочерям Зевса?
Поскольку Музы – дети богов, то и сами они являются богами. Отсюда такое рвение обывателей в стремлении заручиться их поддержкой. Бытовало мнение среди древних греков, что Музы выбирают своих подопечных во время рождения. С самого раннего детства они общались с избранными, наделяли их человеческую сущность стремлением достичь совершенства в той или иной области человеческой деятельности, особенно — творчестве.
Однако это не означало, что все остальное человечество было обделено вниманием. Поскольку обращение к Богу должно быть пристойным, уважительным и содержательным, дочери Зевса являлись своеобразными проводниками в областях подвластным им. Муза Полигимния обладала влиянием в области ритуальных гимнов (которые часто называли «серьезной поэзией»). Это означает, что люди с ее помощью прославляли богов и возносили «в наилучшей форме» свои просьбы, которые могли «быть услышанными». В обществе с мифологическим образом мышления данное умение было наиважнейшим. В те далекие времена такой работой занимались жрецы, поэты, ораторы.
Обитель Муз
Повсеместно распространенный культ способствовал возведению соответствующих храмов. Ярким примером может служить Александрийский мусейон. В его состав входила также Александрийская библиотека. Сооружение являлось центром культуры и обучения.
Служители мусейона были представителями научного сообщества и занимались географией, математикой, астрономией, медициной, философией, поэзией и другими искусствами и науками. Этот храм являлся центром культурной и религиозной жизни на протяжении более восьми веков. Александрийский мусейон — единственный храм Муз, непрерывно работавший продолжительное время.
Художественные образы
Изображения Музы Полигимнии сохранились в основном на ритуальных предметах: вазы, саркофаги и другие. В Лувре можно увидеть саркофаг, на барельефе которого изображены все Музы с атрибутами. Примечательно, что на некоторых изображениях Полигимнию отмечали среди других как Гимно, Мнема (по Павсанию) или Хоро (на некоторых вазах). Вдохновлялись образом Полигимнии (Музы гимнов) на праведные труды известные художники: Джулио Романо («Танец Аполлона с музами»), Андреа Мантеньи («Парнас»), Джозеф Фагнани и Вуэ Симон («Муза Полигимния»), Рафаэль (фреска в Ватикане), Джованни Бальоне («Полигимния»), Иоганн Генрих Тишбейн («Девятая муза – Полигимния (риторика)»).
Благодаря распространенному культу Муз, до художников и скульпторов дошла достаточно скудная информация о Музе Полигимнии. Однако каждый творец, заручившись благословением, воплощает свое видение (и во многом эталоны красоты своего времени) совершенных дочерей Зевса. Полигимния отличалась внешней красотой, придавая вдохновение поэтам, усиливая, оживляя их речь.
Угасание культа Муз
Мифологическое мировоззрение процветало до тех пор, пока не наступил следующий исторический этап – христианизация Эллинов. В это время обитель Муз (Александрийский мусейон) начал терять свой вес в общественной жизни. Функции образовательного центра были переведены в другие структуры, а храм играл роль культового учреждения. Впоследствии мусейон был закрыт.
Такое положение дел не помешало поэтам и риторам проводить свои состязания многими годами позднее, на месте бывшего дома Муз. До тех пор, пока человечество не сможет объяснить доподлинно природу таланта, ему будут покровительствовать и вести по дороге вдохновения Музы.
Вместо заключения
По сохранившимся в исторических источниках сведениям, Музы были божественными не только в проявлении своих симпатий и покровительства, но и в гневе.
Плачевно закончился конфликт дочерей Пиера с дочерьми Зевса. Девушки были превращены в сорок. Поскольку красавиц было примерно столько же, сколько и Муз, можно услышать версию о богинях, с именами превращенных сорок. В этой истории еще раз подчеркиваются разные возможности человека и богов. Также бытует мнение, что миф красочно описывает соперничество художественных школ (уже в те времена все средства были хороши для достижения цели).
Однако свой гнев Музы обрушивали не только на людей. Им пришлось принять вызов от Сирен (Муз смерти). Миф повествует о том, как сладкоголосые Сирены, славившиеся нежным и мягким голосом, заманивавшие мореплавателей к скалам на верную погибель, бросили вызов дочерям Зевса. В итоге победа осталась на стороне Муз, а Сирены были безжалостно ощипаны. Можно предположить, что этот миф вкратце описывал атмосферу, царившую в кругу творческой элиты Греции. Стоит отметить, что в этом вопросе на протяжении многих лет мало, что изменилось.
Несмотря на всю серьезность и некоторую холодность, отстраненность Музы Полигимнии, по сравнению с ее сестрами, художественные образы, созданные ваятелями разных эпох, наполнены теплотой и нежностью по отношению к образу. Возвышенный лик не теряет своей божественности на протяжении многих веков.
Чему покровительствовала муза полигимния
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .
Полезное
Смотреть что такое «Музы» в других словарях:
Музы — (Musae, Μου̃σαι). Дочери Зевса и Мнемозины. Их считалось девять, и каждая из них имела влияние на определенную отрасль искусств и наук. Они были следующие: Каллиопа муза эпоса, Клио истории, Эрато любовной поэзии и мимики, Эвтерпа лирической… … Энциклопедия мифологии
МУЗЫ — греч. musa. У древних греков, девять сестер, покровительствовавших наукам и искусствам: Клие (со свертком) муза история, Каллиопа муза героической поэзии, Мельпомена (с трагическою маской) муза трагедия, Талия (с пастушеским посохом и комическою… … Словарь иностранных слов русского языка
Музы — Музы. Фрагмент росписи белофонного лекифа художника Ахилла : Муза с лирой на горе Геликон . Ок. 440 до н.э. Частное собрание. МУЗЫ (Мусы), в греческой мифологии дочери Зевса и Мнемосины, девять сестер, богини наук, поэзии и искусств: Евтерпа… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Музы — (мусы) в мифах древних греков дочери Зевса и Мнемосины, девять сестёр, богини наук, поэзии и искусств: Евтерпа лирической поэзии, Клио истории, Талия комедии, Мельпомена трагедии, Терпсихора танцев, Эрато любовной поэзии, Полигимния гимнов,… … Исторический словарь
Музы — божества греческой религии, олицетворявшие поэтическое и музыкальное вдохновение. В основе представлений о М. лежат верования хтонической религии, видевшей источник всякого вдохновения и таинственного знания в подземных и водных силах. М.… … Литературная энциклопедия
МУЗЫ — в греческой мифологии дочери Зевса и Мнемосины, богини покровительницы наук, поэзии и искусств: Евтерпа лирической поэзии, Клио истории, Талия комедии, Мельпомена трагедии, Терпсихора танцев, Эрато любовной поэзии, Полигимния гимнов, Урания… … Большой Энциклопедический словарь
Музы — Камены Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
Музы — (Mousai) мифические женские существа у древних греков. Гомер(в Илиаде) и древнейшая поэзия чаще называют лишь одну М., знающую все,что человек жаждет знать о богах, тайнах мироздания и судьбах героев;она обо всем этом подает весть воспевающим… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Музы — У этого термина существуют и другие значения, см. Муза (значения). Саркофаг муз (II в. н. э … Википедия
Музы — (греч. Musai) в греческой мифологии богини покровительницы песен, поэзии, искусства и наук, дочери Зевса и богини памяти Мнемосины (или Урана и Геи). Гесиод называет их также богинями танцев и указывает их число 9: Клио м. истории, Эвтерпа м.… … Античный мир. Словарь-справочник.
МУЗЫ — Согласно «Теогонии» Гесиода, девять муз были дочерьми Зевса и Мнемозины. Музы дали Гесиоду мудрость и дар песнопения. Иногда за такой дар музы брали определенную плату: так, в «Одиссее» они сперва ослепили Демодока, а уже потом дали ему нечто… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии
Чему покровительствовала муза полигимния
Сегодня я увидела Полигимнию, Музу серьезную и значительную, слагающую гимны на древних языках, которые наши уши уже давно разучились понимать.
Среди пустыни повседневности на меня снизошло животворное озарение, и я проникла в смысл этих странных размеренных звуков, навевающих впечатление порядка и покоя.
Греки называли ее Полигимнией… Она хранит в памяти все гимны, она причастна священной песне, ритуальным танцам, призванным славить богов… Греки изображали ее прекрасной и скромной, они скрыли одеждами ее прекрасные формы, но обнажили свои сердца, чтобы слушать неиссякаемую мелодию веры, обращенной в музыку. Древние греки знали о волшебной силе гимна, о духовном спокойствии религиозного чувства. И Полигимния услаждала уши смертных, но в один прекрасный день была унесена в обитель Бессмертных, чтобы ублажать богов, ибо предполагалось, что на земле ее уроки были уже усвоены…
Но ни от чего люди так не далеки, как от Музы религиозного гимна.
Описания Муз в исторических источниках
Слово «музы» в дословном переводе с греческого языка звучит как «мыслящие». От него происходило слово «музыка», которое в Древней Греции обозначало любую науку или искусство, которым покровительствовали Музы.
Численность Муз и их имена исторические источники подают по-разному. Девять общеизвестных имен (Каллиопа, Эвтерпа, Мельпомена, Талия, Эрато, Полигимния, Терпсихора, Клио, Урания) упоминают в своих трудах Гомер («Илиада», «Одиссея»), Гесиод («Теогония»), Павсаний («Описание Эллады») и Диодор Сицилийский. Существуют и иные версии происхождения Муз, числа их имен. Однако Муза Полигимния упоминается только в версиях Гомера, Гесиода, Павсания и Диодора Сицилийского.
Места обитания Муз
Любимыми местами пребывания Дочерей Зевса считались территории близ гор Парнас и Геликон. Рожденные в Пиерии, они обожали ландшафты с прохладными пещерами, мягкими мхами, тенистыми рощами, чистой и струящейся водой. Именно в таких местах строились храмы, посвященные Музам, которые назывались мусейонами (аналог современного слова «музей»).
В обществе Аполлона Музы услаждали слух обитателей Олимпа. Дочери Зевса славят Богов, вещают о походах и битвах, а также воспевают законы и непрестанность их исполнения. В литературных источниках Древней Греции Музы обеспечивали гармоничную жизнь Олимпийцев. Именно этот сюжет чаще всего изображался на полотнах художников эпохи Возрождения, воспевая красоту человеческого тела.
История появления дочерей Мнемозины
Среди девяти сестер Муза Полигимния отличается одеждой (плотно облегающей фигуру) и позой (обычно облокачивается на скалу). Иногда изображается со свитком в руке, но всегда с задумчивостью на лице. На индивидуальных и групповых изображениях именно так изображается Муза Полигимния (фото см. ниже).
В зависимости от местности Греции ее покровительству приписывали разные искусства и науки: пантомимы, гимны, танцы, а также историю, геометрию, сельское хозяйство.
Дошедшие до современного времени источники свидетельствуют о том, что Муза Полигимния помнит все ритуальные танцы, песни, гимны, сложенные и исполненные во славу богов. Такой дар достался ей в наследство от матери Мнемозины (богини, которой подвластно Всеведение).
В классификации нового времени Полигимния — Муза риторики и ораторского искусства.
Значение имени и произношение
Как и у многих сестер, имя покровительницы риторики составное (из двух частей), оно дословно переводится — «знающая много гимнов». Стоит заметить, что в греческих именах ударение варьируется, но это не означает, что какой-либо из вариантов будет ошибочным.
К примеру, бог Дионис. Можно услышать его имя с ударением и на втором, и на третьем слоге. Что же касается вопроса: «Муза Полигимния — где ставить ударение в имени?», то ударным слогом считается третий в русском языке. На латинском языке имя Музы звучит как Полигимния, а на греческом – Полимния, с ударением на втором слоге.
Кто взывал о покровительстве к дочерям Зевса?
Поскольку Музы – дети богов, то и сами они являются богами. Отсюда такое рвение обывателей в стремлении заручиться их поддержкой. Бытовало мнение среди древних греков, что Музы выбирают своих подопечных во время рождения. С самого раннего детства они общались с избранными, наделяли их человеческую сущность стремлением достичь совершенства в той или иной области человеческой деятельности, особенно — творчестве.
Однако это не означало, что все остальное человечество было обделено вниманием. Поскольку обращение к Богу должно быть пристойным, уважительным и содержательным, дочери Зевса являлись своеобразными проводниками в областях подвластным им. Муза Полигимния обладала влиянием в области ритуальных гимнов (которые часто называли «серьезной поэзией»). Это означает, что люди с ее помощью прославляли богов и возносили «в наилучшей форме» свои просьбы, которые могли «быть услышанными». В обществе с мифологическим образом мышления данное умение было наиважнейшим. В те далекие времена такой работой занимались жрецы, поэты, ораторы.
Обитель Муз
Повсеместно распространенный культ способствовал возведению соответствующих храмов. Ярким примером может служить Александрийский мусейон. В его состав входила также Александрийская библиотека. Сооружение являлось центром культуры и обучения.
Служители мусейона были представителями научного сообщества и занимались географией, математикой, астрономией, медициной, философией, поэзией и другими искусствами и науками. Этот храм являлся центром культурной и религиозной жизни на протяжении более восьми веков. Александрийский мусейон — единственный храм Муз, непрерывно работавший продолжительное время.
Художественные образы
Изображения Музы Полигимнии сохранились в основном на ритуальных предметах: вазы, саркофаги и другие.
Благодаря распространенному культу Муз, до художников и скульпторов дошла достаточно скудная информация о Музе Полигимнии. Однако каждый творец, заручившись благословением, воплощает свое видение (и во многом эталоны красоты своего времени) совершенных дочерей Зевса. Полигимния отличалась внешней красотой, придавая вдохновение поэтам, усиливая, оживляя их речь.
Угасание культа Муз
Мифологическое мировоззрение процветало до тех пор, пока не наступил следующий исторический этап – христианизация Эллинов. В это время обитель Муз (Александрийский мусейон) начал терять свой вес в общественной жизни. Функции образовательного центра были переведены в другие структуры, а храм играл роль культового учреждения. Впоследствии мусейон был закрыт.
Такое положение дел не помешало поэтам и риторам проводить свои состязания многими годами позднее, на месте бывшего дома Муз. До тех пор, пока человечество не сможет объяснить доподлинно природу таланта, ему будут покровительствовать и вести по дороге вдохновения Музы.
Вместо заключения
По сохранившимся в исторических источниках сведениям, Музы были божественными не только в проявлении своих симпатий и покровительства, но и в гневе.
Плачевно закончился конфликт дочерей Пиера с дочерьми Зевса. Девушки были превращены в сорок. Поскольку красавиц было примерно столько же, сколько и Муз, можно услышать версию о богинях, с именами превращенных сорок. В этой истории еще раз подчеркиваются разные возможности человека и богов. Также бытует мнение, что миф красочно описывает соперничество художественных школ (уже в те времена все средства были хороши для достижения цели).
Однако свой гнев Музы обрушивали не только на людей. Им пришлось принять вызов от Сирен (Муз смерти). Миф повествует о том, как сладкоголосые Сирены, славившиеся нежным и мягким голосом, заманивавшие мореплавателей к скалам на верную погибель, бросили вызов дочерям Зевса. В итоге победа осталась на стороне Муз, а Сирены были безжалостно ощипаны. Можно предположить, что этот миф вкратце описывал атмосферу, царившую в кругу творческой элиты Греции. Стоит отметить, что в этом вопросе на протяжении многих лет мало, что изменилось.
Несмотря на всю серьезность и некоторую холодность, отстраненность Музы Полигимнии, по сравнению с ее сестрами, художественные образы, созданные ваятелями разных эпох, наполнены теплотой и нежностью по отношению к образу. Возвышенный лик не теряет своей божественности на протяжении многих веков.
|