Дом леонардо да винчи во флоренции

Дом леонардо да винчи во флоренции

ВО ФЛОРЕНЦИИ

В 1466 году или немного раньше молодой нотариус[2] сер Пьеро да Винчи переехал из своего имения в окрестностях местечка Винчи в тосканских Альбанских горах во Флоренцию. Незадолго перед этим он потерял свою первую жену Альбьеру Мадори и женился на Франческе Ланфредини, которую и привез с собой во Флоренцию вместе со старушкой матерью, служанкой и побочным сыном Леонардо.

Сер Пьеро был нотариусом согласно издавна установившейся семенной традиции. Его отец Антонио, дед и прадед были нотариусами, и сам он обучился своему прибыльному делу во Флоренции, где протекло несколько лет его юности (он родился и 1427 году). Когда учение было закончено, Пьеро вернулся в родные горы, чтобы начать работу по деревням и в небольшом городке Анкиано. Дела было попервоначалу, разумеется, не так много, и Пьеро, привыкший к рассеянной флорентийской жизни, искал развлечений. Но если дела в деревенской глуши были не обременительные, то и развлечения — не изысканные. Одним из них была мимолетная связь. Возлюбленную Пьеро нашел у себя в горах. Звали ее Катериною, и была она простая, здоровая, красивая крестьянская девушка. Плодом этой связи был Леонардо, родившийся в 1452 году.

Мадонна с цветком

Этюд мужского лица

Рисунок мелом, Оксфорд

В этом же самом году Пьеро женился на Альбьере Амадори, девушке своего круга, а Катерину выдал замуж за горца Аккатабригу ди Пьеро дель Вакка. Сына Пьеро взял к себе. В те времена на внебрачных детей общество смотрело чрезвычайно снисходительно. Не только в буржуазных семьях, но и в дворянских и даже княжеских, где их появление поднимало очень острые вопросы о наследовании имений и синьорий, бастарды (внебрачные дети) воспитывались наравне с законными детьми и нередко получали те же права.

Леонардо прижился в отцовском доме очень легко. Пьеро сдал его на руки жене, которая и выходила его с помощью свекра и свекрови. Альбьера была бездетна, а дед с бабкою только и ждали внука. Леонардо был очаровательным ребенком: красивым, покойным и необыкновенно милым. Рос и развивался он хорошо, физически был крепок, как редкий из его сверстников, учился шутя, не докучал никому. В доме его обожали все без исключения. С матерью он виделся редко. Мы не знаем, как ей жилось с ее Аккатабригой.

Детство Леонардо протекало среди чудесной тосканской природы. Городок Винчи ютился в горном ущелье. Вверх и вниз тянулись лесистые склоны. Все было покрыто буйной зеленью, только самые высокие гребни были голы. Оттуда, где царил дикий каменный хаос, можно было любоваться широкой панорамой, с одной стороны увенчанной лиловыми вершинами далеких Апеннин, а с другой — мягко спускавшейся к зеленым холмам славного своими башнями Сан Джиминьяно. Мальчик любил бродить по горам. В полном одиночестве карабкался он по крутым уступам, часами просиживал над обрывами, смотрел кругом и думал. Под ним паслись стада, над головой его кружились крылатые хищники. Он наблюдал все — природы и животных — и все запоминал. С детства воспитывались и изощрялись в нем чувство и ум. Дед заботливо следил, чтобы предоставленная Леонардо свобода не была им дурно использована. Альбьера ласкою скрашивала ему домашнюю жизнь. Она протекала в довольстве, без нужды, в буржуазной обстановке.

Леонардо было около четырнадцати лет, когда он потерял деда и мачеху. Но ему некогда было предаваться горю. Сер Пьеро не любил терять времени. Он женился еще раз и перебрался во Флоренцию. Провинция перестала удовлетворять его аппетиты. Расчетливый нотариус много раз бывал в резиденции Медичи и знал, что там делаются хорошие дела, а благоприятная хозяйственная конъюнктура всегда обостряет жажду наживы. Пьеро хотел жить широко, и все виденное поддерживало в нем надежду на богатство. Он не обманулся.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Живопись XV века во Флоренции

Живопись XV века во Флоренции Реализм был общим направлением живописи и скульптуры во Флоренции, ибо он превосходно отвечал интересам и вкусам флорентийской буржуазии. Именно такое искусство, всем понятное, именно такая демократическая эстетика были нужны в то время

Жемчужина Флоренции

Жемчужина Флоренции Эта дама единственная, кто может поспорить с легендарной Лизой дель Джокондо, ибо ее лик столь же известен. Именно ее, Симонетту Веспуччи, изображал на легендарных картинах «Весна» и «Рождение Венеры» величайший художник Раннего Возрождения Сандро

Дальнейшие работы во Флоренции

Дальнейшие работы во Флоренции Мраморный «Давид» — не единственное, чем, был занят в эти годы Микельанджело. Еще 12 августа 1502 года он получил первые десять флоринов за другого, бронзового, «Давида», исполняемого по заказу, французского маршала Пьера Рогана. Уже в это

Работы во Флоренции

Работы во Флоренции Пока тянулась нудная эпопея с фасадом Сан Лоренцо, Микельанджело появлялся в Риме очень редко. Он жил либо в Карраре, либо в Пьетрасанте, либо во Флоренции. Сведения о римских делах сообщали ему тамошние его друзья, среди которых в последние годы

Работы во Флоренции. Переезд в Рим

Работы во Флоренции. Переезд в Рим Еще гремели пушки вокруг флорентийских стен, и Микельанджело целыми днями не докидал своего поста на бастионах у подножия церкви Сан Миниато, любуясь панорамой, превратившейся в боевой лагерь Флоренции и ее чудесных окрестностей,

Коммунальный строй во Флоренции

Коммунальный строй во Флоренции В 1250 году, остстаивая независимость Флоренции от императора, пополаны и рыцари Флоренции бок о бок сражались под гвельфским стягом против феодальной знати. Вскоре пополаны сумели сбросить гиббелинское иго. Тогда была создана “малая

Несколько слов об истории Флоренции

Несколько слов об истории Флоренции Прежде чем начать рассказ о родителях Бенвенуто, его рождении и жизни, я должна привести за руку читателя в его эпоху. Русский читатель вполне легко поймет, о чем идет речь, когда называют имена Ивана III Великого, супруги его Софьи

Глава 4 Тяжелые времена для Флоренции

Глава 4 Тяжелые времена для Флоренции Нашествие армии короля Карла VIII После окончания эпохи Лоренцо Великолепного над Флоренцией нависла угроза. В августе 1494 года король Франции Карл VIII из династии Валуа, имевший претензии на неаполитанский трон, с двадцатью тысячами

Внутренние и внешние проблемы Флоренции

Внутренние и внешние проблемы Флоренции Из-за этого и Леонардо да Винчи, и Сансовино отказались от борьбы за этот заказ. При этом известность Микеланджело после создания «Пьеты» уже была такова, что Совет в конечном итоге оформил передачу «глыбы Дуччо» именно ему.

Подготовка к обороне Флоренции

Подготовка к обороне Флоренции Конечно, во Флоренции боялись, что ярость Климента VII падет на недружелюбный ему город, но все готовы были биться за свободу до последней капли крови. К сожалению, страшная эпидемия чумы окончательно отобрала у флорентийцев всякую надежду

Капитуляция Флоренции

Капитуляция Флоренции И все же, несмотря на странный поступок, Микеланджело показал пример чудесной отваги во время осады. Он получил командование группой крестьян, которая должна была укреплять колокольню Сан-Миниато. По его приказу были изготовлены огромные тюки,

ПЕРВЫЕ ШЕДЕВРЫ В РИМЕ И ФЛОРЕНЦИИ

ПЕРВЫЕ ШЕДЕВРЫ В РИМЕ И ФЛОРЕНЦИИ Микельанджело в БолоньеБолонья в течение всего VII века была под властью Семьи Бентивольо, которая правила городом на тех же началах, на каких Медичи правили Флоренцией. Когда Микельанджело попал в Болонью, во главе города стоял Джованни II

Глава V. Рафаэль во Флоренции

Глава V. Рафаэль во Флоренции Музеи и библиотеки. – Беседы художников. – Клуб Котла. – Артель Лопатки. – Мадонны. – Идеал Рафаэля. – Портрет в период Возрождения. – «Положение во гроб». – Заказ в Монте-Луче. – Рафаэль – «маэстро». – Он оставляет Флоренцию.Вряд ли

Снова во Флоренции

Снова во Флоренции Наступил период относительного затишья. Галилей старался не вмешиваться в различные научные дискуссии. Семь последующих лет он не публиковал научные труды. За это время в его личной жизни произошло несколько важных событий. В 1619 году сын Галилея от

Глава XVI Съезд во Флоренции

Глава XVI Съезд во Флоренции Капоретто.Дороги, загроможденные солдатами, бросившими свои полки, и беженцами на повозках, заваленных всяким скарбом, с маленькими детьми. Дороги, по краям которых стонут и умирают раненые, брошенные без всякой помощи. Мосты, взорванные

Биография Леонардо да Винчи

Биография Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи – человек энциклопедического ума, учёный-универсалист и великолепный художник – мог бы оставить миру богатейшее наследие, однако, судьба распорядилась так, что плоды трудов этого великого человека остались преимущественно в его записях, мало известных широкому кругу читателей. Искусствоведы и историки обнаружили не слишком много картин Леонардо; из всех созданных им скульптур до наших дней сохранились только две и то в виде всего лишь восковых моделей; несмотря на наличие множества чертежей, так точно и не было установлено, есть ли в Италии здания, спроектированные мастером; точно также ни одно из технических изобретений Леонардо не стало использоваться его современниками в производстве. В некоторых случаях это объясняется политическими событиями или недостатком финансирования, но большинстве, увы, непостоянным характером самого художника.

Сегодня анализ многочисленных дневников и записей Леонардо да Винчи позволяют сказать, что это был один из самых масштабных и гениальных людей своей эпохи.

Детство и юность

Будущий мастер появился на свет 15 апреля 1452 года в предместье небольшого итальянского городка Винчи. Его отцом был молодой нотариус – Пьеро да Винчи, а матерью – крестьянка Катерина. Молодые люди не состояли в браке, поэтому Леонардо был незаконнорожденным. Впрочем, в те времена итальянцы очень спокойно относились к детям, рождённым вне брака, и наделяли их такими же правами, как и законных наследников. «да Винчи» (в переводе с итальянского «из Винчи») нельзя назвать фамилией в полном смысле этого слова. Это прозвище указывало на происхождение семьи Леонардо, поскольку в Винчи находилось их родовое имение.

Пьеро да Винчи очень скоро женился на девушке из знатной и богатой семьи, а Катерину выдал замуж за одного из местных горцев. Через три года он забрал сына в свой дом и передал на воспитание жене и своим родителям. В доме отца Леонардо все полюбили, поэтому его детство было спокойным и умиротворённым. Однако когда Леонардо был подростком его мачеха, заменившая мальчику родную мать, и дед скончались.

Активный и честолюбивый Пьеро, которому наскучила провинция, решил перебраться вместе с сыном во Флоренцию. На тот момент Флоренция была богатым и роскошным городом, где правила могущественная семья Медичи. Оплотом их власти были деньги и авторитет. Как раз незадолго до прибытия Пьеро и Леонардо главой Флоренции стал Лоренцо Медичи – покровитель наук и искусств.

Во Флоренции Пьеро нашёл себе новую жену, а Леонардо стал обучаться наукам и искусствам, как и подобало юноше из достойной семьи. С первых лет жизни мальчик много рисовал, и однажды Пьеро решил показать несколько работ сына своему приятелю – Андреа Верроккьо – известному флорентийскому художнику и скульптору. Верроккьо был поражён талантом юного Леонардо и пригласил его в свою мастерскую.

Нужно заметить, что итальянская художественная мастерская (боттега) эпохи Возрождения была местом, где юноши не только обучались художественным приёмам, но и постигали основы точных и естественных наук. Художники того времени уже были знакомы с понятиями сечения и перспективы. Для успешной работы живописец (а уж тем более, скульптор или архитектор) должен был изучить основы геометрии, оптики, механики, физики и химии. К тому же, именно во Флоренции возникло движение гуманистов, после охватившее почти всю Европу. Гуманисты интересовались естественными науками, античной и национальной культурой и отвергали сухую средневековую схоластическую традицию, установившуюся в науке. Флорентийские художники – Альберти, Брунеллески, Мазаччо, Бруни и многие другие – были одними из флагманов этого прогрессивного движения. Поэтому Леонардо оказался в творческой среде наиболее образованных и широко мыслящих людей своего времени.

Уже в годы своего ученичества Леонардо продемонстрировал превосходство над учителем. Верроккьо получил заказ на полотно, изображающее крещение Христа. В углу картины он решил поместить фигуры двух ангелов: одного он нарисовал сам, а второго – поручил Леонардо. В итоге, ангел ученика вышел намного живее и красивее, чем ангел самого Верроккьо.

Начало самостоятельной карьеры

По всей видимости, Леонардо покинул Верроккьо и основал собственную мастерскую в 1476 году. В это время он развивается как художник реалист. В записях Леонардо осталось множество набросков с предельной точностью, изображающих растения и животных. Известно, что вскоре после переезда от Верроккьо мастер создал два крупных полотна:

  • «Мадонна с графином»;
  • «Голова Медузы» (не закончена).

К сожалению, ни одна из этих картин не дошла до наших дней. Но, по свидетельствам современников, обе работы производили неизгладимое впечатление на зрителей. В эти годы Леонардо приобрёл дурную привычку: начинать сразу несколько работ и ни одну не доводить до конца. Из-за этого множество его полотен, которые могли бы сегодня быть жемчужинами музейных коллекций, были незакончены и утеряны.

Скоро на молодого художника обратил внимание Лоренцо Медичи, весьма интересовавшийся флорентийским искусством. От Медичи Леонардо получил крупный заказ на изображение Мадонны для капеллы св. Бернарда. Впрочем, и этот проект через несколько месяцев оказался заброшенным, доводить работу Леонардо до конца пришлось Филиппо Липпи.

В 1470-е годы из-за расточительной политики Медичи Флоренция начала беднеть. Чтобы позволить себе прежний уровень жизни, Леонардо приходилось всё больше работать. Известно, что в этот период он трудился над:

  • «Мадонной с кошкой» (дошла до нас только в виде набросков);
  • «Мадонной Бенуа» (не закончена, сегодня находится в Эрмитаже);
  • «Святой Иероним» (не закончен).
  • «Поклонение волхвов» — алтарный образ для монастыря Сан Донато (не закончен).

Жизнь Леонардо в Милане

В 1481 году миланский герцог Лодовико Сфорца (по прозвищу Моро) решил поставить конный памятник своему отцу. В те времена знатные люди, ищущие поэтов, скульпторов или художников, как правило, обращались к флорентийским правителям. Так поступил и Моро. Лоренцо Медичи решил отправить в Милан Леонардо.

Герцог Моро, впрочем, больше интересовался не искусством, а военной техникой. Поэтому он заранее поинтересовался, знаком ли Леонардо с инженерным делом. В ответ герцог получил письмо, где художник сообщал, что умеет проектировать мосты, суда и подземные ходы, отливать пушки, создавать колесницы и многое другое. Это можно считать правдой: у Леонардо было множество технических замыслов и чертежей, которые сохранились в его архивах.

Однако при дворе Моро он реализовал не так уж и много. Леонардо было поручено укрепить родовой замок Сфорца и достроить Миланский собор. По своему обыкновению, Леонардо разработал грандиозные планы, много работал над чертежами, но быстро забросил оба проекта. Вместо изготовления военных машин и промышленных станков Леонардо всё больше занимался мелкими поручениями: росписью мебели, строительством свадебных беседок и тому подобным. Что же касается пресловутой статуи герцога миланского, ради которой Моро и вызвал Леонардо из Флоренции, то она была заброшена на много лет. Лишь в 1491 году Леонардо представил публике глиняную модель памятника. Впрочем, в бронзе она так и не была отлита, а сама заготовка погибла в 1499 году, когда в Милан вошли французские солдаты.

Впрочем, пребывание Леонардо в Милане всё же было ознаменовано появлением нескольких крупных и, безусловно, заслуживающих внимания работ:

  • «Мадонна в гроте»;
  • «Дама с горностаем»;
  • «Прекрасная Ферроньера» (возможно, принадлежит кисти кого-то из учеников Леонардо);
  • «Мадонна Литта»;
  • фреска «Тайная вечеря».

Кроме того, в Милане появилось множество набросков и чертежей. В том числе, знаменитый «Витрувианский человек» и проект летательного аппарата. Параллельно Леонардо занялся филологическими изысканиями: попытался составить толковый словарь итальянского языка и латино-итальянский словарь, но, как обычно, забросил эту работу.

Возвращение во Флоренцию

В 1498 году на французский престол взошёл Людовик XII герцог Орлеанский – давний враг Моро, претендовавший на владение Миланом. Все прежние друзья отвернулись от миланского герцога, и ему предстояло в одиночку противостоять французской армии. В городе начались погромы, и Леонардо решил бежать вместе со своим другом – математиком Лукой пачоли – и лучшим учеником – Салаи. В 1500 году все трое прибыли во Флоренцию.

Привыкший к роскоши миланского двора Леонардо по возвращению в город своей юности оказался в нищенском положении. Однако его громкое имя привлекало множество заказчиков. Он взялся за работу для монахов-сервитов, которые желали получить алтарное изображение святой Анны, и переехал в их монастырь, где получил всё необходимое для достойной жизни. Леонардо сильно затягивал работу, но после того как монахи на него надавили быстро закончил набросок, где изобразил рядом Анну, Деву Марию и Христа. Рисунок всем очень понравился, но, как обычно, чистовой вариант так и не был закончен, продолжать работу Леонардо пришлось другим художникам.

Кроме картона со святой Анной, во время второго флорентийского периода Леонардо не создал больше ни одной живописной работы и погрузился в изучение математики. Художник скучал по жизни пышного придворного двора, поэтому в 1502 году он, не задумываясь, принял предложение поступить на службу к Чезаре Борджиа – незаконному сыну Папы Римского, — задумавшему объединить Италию под властью римского престола. Несмотря на то, что Борджиа предлагал Леонардо наиболее интересную для него работу: строительство каналов, крепостей и военных укреплений, уже в 1503 году художник предпочёл покинуть службу. Чезаре Борджиа находился в самом центре политических потрясений и жил военными походами и интригами, такой беспокойный образ жизни оказался не по душе Леонардо. Художник снова вернулся во Флоренцию и был вынужден зарабатывать на жизнь при помощи кисти. В этот период были созданы:

  • «Битва при Ангиари» (набросок для фрески, не был перенесён на стену из-за особенностей красок и покрытия);
  • «Джоконда».

Хотя Леонардо почти перестал интересоваться живописью, над «Джокондой» он работал очень долго и тщательно. По-видимому, он хотел добиться особой выразительности и правдоподобности портрета. К сожалению, из-за экспериментов Леонардо с красками полотно быстро потускнело, но выражение лица девушки осталось таким же живым и многозначительным.

Второй миланский период

Поскольку финансовые дела Леонардо во Флоренции были плачевны, в 1506 году он решил снова отправиться в Милан. Здесь на него обратил внимание французский король, фактически установивший в городе своё влияние. Леонардо занимается обучением молодых художников, его мастерская принимает заказы, но выполняют их ученики мастера, сам он лишь исправляет их работы. Зато у Леонардо появился новый интерес – анатомия. Он стал самостоятельно вскрывать тела в местном госпитале под руководством крупнейшего анатома того времени – Маркантонио делла Торре. Однако вскоре политические потрясения снова заставили Леонардо переехать.

Французы были изгнаны из Милана, главой города стал законный наследник местных герцогов – сын Моро – Массимилиано Сфорца, который презирал итальянцев, сотрудничавших с французами. Леонардо предпочёл уехать из города, чтобы не навлечь на себя гнев юного герцога.

Между тем, новым Римским Папой под именем Льва Х становится сын Лоренцо Медичи – Джованни. Итальянские художники и гуманисты, помня о деяниях отца Джованни, потянулись в Рим, надеясь предложить новому Папе свои услуги. Вместе с ними уехал и Леонардо.

Последние годы жизни

Папский двор тепло принял Леонардо. Основным его заказчиком в это время стал младший брат Папы – Джулиано Медичи. В Риме Леонардо написал:

  • «Леду» (утеряна);
  • Портрет возлюбленной Джулиано (утерян);
  • «Иоанна Крестителя».

Впрочем, после выполнения первых заказов Джулиано Леонардо снова потерял интерес к живописи. Он продолжил изучение анатомии, акустики и экспериментировал с летательными аппаратами. Римское общество относилось к его увлечениям с долей насмешки.

Скоро Леонардо стал испытывать трудности из-за поползших по Риму слухов о том, что на самом деле он еретик и чернокнижник, а препарирование трупов ему нужно не ради науки, а для проведения дьявольских обрядов. Связь его с Папой к тому времени ослабла, а Джулиано умер от болезни, поэтому художник предпочёл снова вернуться во Флоренцию. Здесь он был представлен французскому королю Франциску I, который предложил Леонардо службу при своём дворе.

Франциск I наделил Леонардо титулом придворного инженера. Во Франции мастер почти не рисовал, он создавал беседки, строил декорации, украшал залы дворца, проектировал каналы и здания (увы, планы остались только на бумаге) и занимался науками. В последние годы жизни Леонардо отошёл от дел из-за парализованной руки. В 1519 году Леонардо да Винчи скончался в окружении благодарных учеников и французских придворных.

Читайте также  Греция погода в январе и температура воды

«Архитектура будущего придёт из Флоренции!» – интервью с Дэвидом Фишером

1

Дэвид Фишер, архитектор, автор проекта Динамической Башни (Dynamic Tower), основатель и президент Dynamic Architecture Group.

Наш первый вопрос — о вашем выборе обосноваться в Италии. Вы поехали учиться во Флоренцию, колыбель Ренессанса и по сей день центр классической традиции в итальянском искусстве. Почему вы выбрали именно Италию и Флоренцию?

На свете не существует города красивее Флоренции. А если учитывать мою область — архитектуру, — то и после многих веков технологической эволюции и художественного творчества не появилось другого похожего на неё города.

Вы могли бы описать ваш опыт учёбы в Италии? Что особенного она дала вам, что уникального было в ней?

Я выбрал Флоренцию, потому что был и остаюсь, по сути дела, художником. Когда я размышлял, где изучать архитектуру, Флоренция показалсь мне неизбежным выбором, поскольку это и в самом деле колыбель Возрождения и образцовый город искусства. Со временем я обнаружил, что Флоренция — не только дом красоты, но также и логики, науки. В самом деле, сегодня архитектура — это не только красота и стиль, но также — и прежде всего — логика и технология, а также концепция устойчивого развития.

Главный памятник Флоренции — это, безусловно, купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, спроектированный Брунеллески, — высочайшее выражение инженерного мастерства и логики. Этот купол — не только образец прекрасного, это прежде всего непревзойдённое инженерное произведение. Используя познания и технологии своей эпохи, Брунеллески, воплотив в жизнь этот смелый проект, достиг результатов, несопоставимых даже с теми, которых позволяют добиться сложнейшие из сегодняшних компьютеров.

Один из самых известных ваших проектов — это «умная ванна Леонардо». Башня, которую вы спроектировали в Дубае, также названа в честь да Винчи. Что для вас означает Леонардо?

Вообще-то я полагаю, что в жизни нет ничего невозможного. Единственная по-настоящему невозможная вещь — это рождение ещё одного Леонардо да Винчи!

Что означает Леонардо? Я бы сказал, это абсолютный гений, «человек с другой планеты», способный предугадать и создать произведения, о которых невозможно было помыслить и которые по сей день поражают нас, в самых разнообразных сферах, будь то изобразительное искусство («Джоконда»), будь то биология (описание человеческого тела), аэродинамика (прототип вертолёта) или физика (модель танка). Леонардо, вероятно, — один из немногих, если не единственный, кто понял, что красота всегда должна также быть выражением совершенной техники.

Есть ли какое-то одно произведение, знакомство с которым необходимо, чтобы понять значение Леонардо? Лучше начинать с его текстов, с живописи или, может быть, с его изобретений?

Леонардо чего только не делал, очень сложно ограничить его гений одним-единственным произведением. Возможно, чтобы понять Леонардо, следует задаться вопросом, почему Флоренция стала столицей Возрождения и почему так много художников и учёных выросли именно в Тоскане.

Родная деревня Леонардо — Винчи — расположена всего в 15 минутах езды от Флоренции. Откуда такая концентрация искусства? Первый ответ, который приходит мне в голову, — и это же первый совет тем, кто собирается поехать в Италию, — это что Тоскана — один из самых прекрасных регионов на свете, а Флоренция — его столица. Красота этих мест нашла своё выражение в работе многочисленных художников и учёных, благодаря которым Ренессанс стал, возможно, самым возвышенным периодом в истории человечества. Именно к нему художники и учёные обращаются по сей день в поисках новых идей.

Многие обращают внимание на глубокую связь, которая существует между итальянским пейзажем и архитектурой. Архитектура по сути является почти что продолжением окружающего ландшафта. С вашей точки зрения, существуют ли другие примеры такого взаимодействия между человеком и природой, помимо Тосканы?

Я бы сказал, что вся Италия тому примерм. Все регионы прекрасны — Альто-Адидже и Лацио, Апулия и Сицилия, последняя вообще чудесна. Одна из отличительных черт Италии в том, что каждый регион, каждый город отличается от других. И если мы хотим увидеть другую культуру, иную историю, архитектуру, — достаточно проехать сотню километров. Ни в одной другой стране нет ничего подобного.

Одна только кухня чего стоит: она так великолепна и в то же время так разнообразна! От Флоренции до Болоньи на поезде всего 33 минуты, а кухня совершенно разная, так же как разнятся архитектура и искусство этих городов.

Расскажите, что из увиденного в Италии повлияло на вашу работу. Возможно, сохранилось какое-то воспоминание, впечатление, действующее на вас и по сей день?

Это было в Апулии, когда я впервые увидел установки для добычи нефти на морском шельфе. Их производили в Апулии, на континенте, потом размещали на плавающей платформе; по морю они могли доходить аж до Автралии. Меня потрясла мысль о том, что стальную конструкцию размером с девятиэтажный дом можно спустить на воду и отправить на другой конец света. Я не мог понять, как вообще возможно перемещать такой огромный объект, мне это казалось невероятным…

Апулия — это всё это вместе: там есть и древняя история, и традиционная культура, а я нашёл там ещё и самые продвинутые технологии! Повсюду в Италии вы можете найти очаровательные уголки, естественную красоту, пейзажи, архитектуру, кухню… но и технологии тоже.

А что вы как архитектор думаете о состоянии итальянского исторического наследия? Как, по-вашему, стоило бы подходить к его сохранению, реставрации и использованию?

Безусловно, необходимо внимательнее относиться к сохранению нашего наследия. Мы часто недооцениваем то, что есть у нас в Италии. Но это, впрочем, свойственно людям, — ведь всё на свете относительно, не правда ли? Когда обладаешь таким богатством, не отдаёшь себе отчёт в том, чем владеешь. И мы, итальянцы, безусловно, должны обращать больше внимания на сохранение тех сокровищ, которыми мы располагаем. Помпеи, например, — великолепный памятник, но его можно и нужно было содержать лучше.

Кроме того, необходимо продвигать итальянское историко-культурное наследие, применяя куда более агрессивные маркетинговые стратегии, с тем чтобы все могли познакомиться с необъятным наследием, которым обладает Италия, и активнее разививать туристическую отрасль.

Кстати, о наследии. Вы ведь работаете и в области реставрации памятников?

Конечно! Сначала, сразу после окончания обучения, я преподавал на факультете архитектуры во Флоренции, как раз на курсе по реставрации. Кроме того, в 1966 г. я принимал участие в комитете Брунеллески. По случаю 600 лет со дня рождения мастера была поставлена задача проанализировать, как Филиппо Брунеллески сумел спроектировать и построить купол, который на тот момент был самым большим в мире (сегодня он третий по размерам), — шедевр, который по сей день находится в превосходном состоянии.

Позднее я принимал участие и в реставрации нескольких ренессансных церквей во Флоренции…

Каких именно?

Например, церкви Сан-Панкрацио… Затем от реставрации я перешёл к проектированию современных построек, и перебрался в Нью-Йорк, где увидел — и это было настоящим уроком!, — что технология, используемая для строительства небоскрёбов, вообще-то уступает тем, которые в предыдущие века применялись при строительстве башен во Флоренции или в Сан-Джиминьяно!

Я полагал, что найду там передовые технологии, а всё оказалось совсем иначе. Недаром современные небоскрёбы живут около 100 лет, в то время как нашим зданиям время не страшно!

Так что я начал размышлять о новых строительных технологиях. Я перешёл от художественного понимания архитектуры к представлению о зданиях как продукте технологий. Именно это привело меня к проекту вращающихся небоскрёбов, которые производятся на заводе в Италии, как компьютеры, телефоны или самолёты. Это — мир будущего, и он снова идёт из Флоренции!

Индустрия архитектуры?

Я бы скорее сказал, индустриализация строительной сферы, которая позволит всё сильнее диверсифицировать техники архитектуры, обогащая её передовыми решениями.

А что вы вообще думаете о современной архитектуре? Какое место, на ваш взгляд, занимает итальянская архитектура наших дней на мировой арене?

Я решил пойти по другой дороге. Архитектура сегодня должна стремиться к поиску новых, современных форм! Кроме того, необходимо делать ставку на устойчивое развитие. Эти потребности приведут к появлению новых форм и стилей.

Это полная смена логики. Мы, итальянцы, — мастера эстетики! И если речь идёт об архитектуре интерьеров, о мебели и дизайне, красота остаётся самым важным аспектом. Но если речь о постройках, нам необходимо искать новые решения с помощью науки и технологий!

То, о чём вы говорите, — не вполне новая концепция: вот и русская архитектура эпохи авангарда, конструктивизм и рационализм, исходила из схожих предпосылок. Однако бессмысленно отрицать, что обычные люди по-прежнему оценивают не столько технологии, благодаря которым построено то или иное здание, а их эстетическую сторону. Возможно, нам следует как-то поменять свой подход к оценке тех или иных сооружений?

Нам следует тщательнее работать над продвижением. Архитектор должен быть в состоянии объянить публике свой эстетический подход и особенности своих работ. Поясню на простом примере: смартфоны сегодня воплощают в себе максимум технологий самого передового уровня. И нравятся всем.

Так же должно быть и в архитектуре: если здание спроектировано правильно, применение технологий может сделать его ещё лучше! Я понимаю, что с этим не очень-то легко смириться, поскольку мы привыкли считать красоту чем-то отличным от техники, но мне кажется, что это ошибочный подход!

Если как следует подумать, идея технологий в архитектуре принадлежит не только рационализму: Пантеон ведь по сути — тоже инженерное произведение…

Каковы же, в таком случае, ваши отношения с традицией?

Традиция должна быть отправной точкой, а не итоговым результатом и не технической отсылкой. Знание истории чрезвычайно важно, но только в том случае, если она указывает нам дорогу в будущее.

Как вы думаете, каково будущее итальянских городов искусств? Можно ли ещё строить в них что-либо современное? Например, можно ли себе представить одну из ваших «Динамических Башен» в таких городах, как Флоренция, Рим или Венеция?

Это непростой вопрос. Безусловно, необходимо уважать древние города. Старинные здания должны оставаться, как свидетельство культуры прошлого, и никогда не должны сноситься. Так что я активный сторонник сохранения памятников.

На мой взгляд, современные здания можно строить в других местах: существуют обширные участки, на которых можно это делать. Так что, если подумать, мой ответ — нет, я бы не стал строить динамическую башню во Флоренции! Мир велик, и её прекрасно можно построить в более современном городе.

В то же самое время, я не могу не думать о динамической архитектуре, как о чрезвычайно красивой идее. Здание становится меняющимся объектом, который подстраивается под человеческое окружение. Но это моя башня, так что я не могу претендовать на объективность!(смеётся)

Как мы поняли, в Италии вы цените не только архитектуру. Есть ли регионы, чья кухня и природа вам по душе? Где, кроме Тосканы, вам хорошо?

Я бы сказал, это почти все регионы, ведь они так разнятся между собой. Безусловно, Марке, Сардиния, Эмилия-Романья… Сицилия — это просто сказка со всех точек зрения. На Сицилии расположено 30% европейского археологического наследия! Это невероятно, не находите?

Моя супруга недавно ездила на Сицилию со школьниками из флорентийского классического лицея, на театральный спектакль в Сиракузы. Это был второй по размерам город Древней Греции после Афин: уровень культуры, который сложно себе представить на земле, которая ныне ошибочно считается несколько отсталой. Вот что такое Сицилия, что такое Италия! Невообразимое богатство…

Вы предпочитаете жить в городе или любите горы, море, сельскую местность?

Мне нравится всё! Я знаю, это немного поверхностный ответ, но это так! (смеётся)

Всё зависит от конкретного момента; вообще я очень люблю города. Начиная с тех из них, которые далеки от Италии: Нью-Йорк, Лондон, Майами, Рио-де-Жанейро… Москва — сказочный город, на мой взгляд…

Однако Флоренция — это настоящий спектакль: я никогда не устаю гулять по этому городу, в том числе и потому, что после 45 лет, прожитых там, я постоянно нахожу новые и разнообразные уголки.

Меня часто спрашивают: «Какая страна самая красивая на свете?». Я не родился в Италии и часто путешествую по миру, поэтому я могу быть относительно объективным. Так вот, со всем моим уважением к россиянам и их невероятной стране, Италия — это самая прекрасная страна вообще! Без всяких сомнений. Россия — сразу за ней, конечно… (смеётся)

Да Винчи, Леонардо

Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci , 15 апреля 1452, село Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Кло-Люсэ, близ Амбуаза, Турень, Франция) — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), яркий представитель типа «универсального человека» (лат. homo universale ) — идеала итальянского Ренессанса. Живописец, инженер, механик, плотник, музыкант, математик, патологоанатом, изобретатель — вот далеко не полный перечень граней универсального гения. Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он опередил свое время на несколько веков вперед. Окруженный легендами еще при жизни, великий Леонардо — символ безграничных устремлений человеческого разума. Явив собою идеал ренессансного «универсального человека», Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. Являлся основателем искусства Высокого Возрождения.

Содержание

Биография

Детство

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи: недалеко от Флоренции.в «Три часа ночи» т.е в девять вечера(по современному отсчету времени) Отмечено в дневнике деда Леонардо(дословный перевод) «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео». Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провел вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трехлетнего сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать ее образ в своих шедеврах. В Италии того времени к незаконнорожденным детям относились почти как к законным наследникам. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно — и снова вскоре остался вдовцом. Он прожил 78 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества.

Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто (родом) из городка Винчи». Полное его имя — итал. Leonardo di ser Piero da Vinci , то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».

Щит дракона (легенда)

Существует легенда о начале пути великого художника. К отцу Леонардо будто бы обратился крестьянин. Он передал нотариусу круглый щит из фигового дерева и попросил найти художника, способного расписать этот щит. Пьеро не стал искать специалиста и поручил работу сыну. Леонардо решил изобразить нечто «страшное». Он принёс в свою комнату множество «моделей», змей и насекомых причудливого вида, и написал на щите фантастического дракона. Ошеломлённый отец после этого отправил Леонардо учиться к лучшему живописцу Тосканы, Андреа дель Верроккьо. Так четырнадцатилетний юноша очутился в знаменитой художественной мастерской того времени.

Мастерская Верроккьо

Мастерская Верроккьо находилась в интеллектуальном центре Флоренции, что позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам, а также приобрести некоторые технические навыки. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием. В мастерской часто бывали такие известные мастера, как Гирландайо, Перуджино, Боттичелли и Лоренцо ди Креди. В последствии, даже когда отец Леонардо принимает его на работу в свою мастерскую, он продолжает сотрудничать с Верроккьо.

В 1473 году, в возрасте 20 лет, Леонардо Да Винчи получает квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки.

Побежденный учитель

В XV веке в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов. Во Флорентийской Академии лучшие умы Италии создавали теорию нового искусства. Творческая молодежь проводила время в оживленных дискуссиях. Леонардо оставался в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую. Ему было не до теоретических споров: он совершенствовал свое мастерство. Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, пораженный Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.

Профессиональная деятельность, 1476—1513

В возрасте 24 лет Леонардо и ещё трое молодых людей были привлечены к судебному разбирательству по ложному анонимному обвинению в содомии. Их оправдали [1] . О его жизни после этого события известно очень мало, но, вероятно, у него была собственная мастерская во Флоренции в 1476—1481 годах.

В 1482 Леонардо, будучи, по словам Вазари, очень талантливым музыкантом [2] , создал серебряную лиру в форме конской головы. Лоренцо Медичи послал его в качестве миротворца к Лодовико Моро, а лиру отправил с ним как подарок.

Личная жизнь

У Леонардо было много друзей и учеников. Что же касается любовных отношений, достоверных сведений на этот счёт нет, поскольку Леонардо тщательно скрывал эту сторону своей жизни. По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилией Галлерани, фавориткой Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитую картину «Дама с горностаем».

Конец жизни

Во Франции Леонардо почти не рисовал. У мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо из Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».

Основные даты

    — Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника (Флоренция) — член Флорентийской Гильдии художников —1477 — работа над: «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с Вазой»
  • Вторая половина 70-х годов. Создана «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа») — Скандал с Сальтарелли — Леонардо открывает собственную мастерскую — по документам, в этом году у Леонардо уже была собственная мастерская — монастырь Сан Донато а Систо заказывает Леонардо большой алтарный образ «Поклонение Волхвов» (не завершён); начата работа над картиной «Святой Иероним» — приглашён ко двору Лодовико Сфорца в Милане. Начата работа над конным памятником Франческо Сфорца. — начата работа над «Мадонной в гроте»
  • Середина 80-х — создана «Мадонна Литта» — создан «Портрет музыканта» — разработка летательной машины — орнитоптера, основанной на птичьем полёте — картина «Дама с горностаем» — анатомические рисунки черепов — картина «Портрет музыканта». Выполнена глиняная модель памятника Франческо Сфорца. — Витрувианский человек — знаменитый рисунок который иногда называют каноническими пропорциями. —1494 — закончена «Мадонна в гроте» —1498 — работа над фреской «Тайная вечеря» в монастыре Санта Мария делла Грацие в Милане — Милан захвачен французскими войсками Людовика XII, Леонардо покидает Милан, модель памятника Сфорца сильно повреждена — поступает на службу к Чезаре Борджиа в качестве архитектора и военного инженера — возвращение во Флоренцию — картон к фреске «Битва в Анджарии (при Ангиари)» и картина «Мона Лиза» — наброски полётаптиц

    — возвращение в Милан и служба у короля ФранцииЛюдовика XII (в то время контролировавшего север Италии, см. Итальянские войны) — изучение строения человеческого глаза —1512 — работа в Милане над конным памятником маршалу Тривульцио — роспись в соборе Святой Анны — «Автопортрет» — переезд в Рим под покровительство папыЛьва X —1516 — работа над картиной «Иоанн Креститель» — переезд во Францию в качестве придворного художника, инженера, архитектора и механика

Достижения

Искусство

Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Кроме того, не исключено, что Да Винчи мог быть и скульптором: исследователи из университета Перуджи — Джанкарло Джентилини и Карло Сиси — утверждают, что найденная ими в 1990 году терракотовая голова является единственной дошедшей до нас скульптурной работой Леонардо да Винчи [3] . Однако сам Да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или ученым. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён. Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса, решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движения в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии, большей свободы в композиционных решениях. Но в плане живописности, работы с краской, художники были еще достаточно условны и скованы. Линия на картине четко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато — дымки между зрителем и изображенным предметом, которое смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешел на качественно новую ступень.

Читайте также  Как переводятся имена с греческого
Список живописных произведений

Наука и инженерное дело

Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни — колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). В начале колесцовый пистолет был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян, особенно у кавалерии, что даже отразилось на конструкции лат, а именно: максимилиановские доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке.

Леонардо да Винчи интересовали проблемы полёта. В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений он проводил и опыты, но они все были неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный аппарат. Он говорил: «Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать — и крылья будут!» Сначала Леонардо разрабатывал проблему полёта при помощи крыльев, приводимые в движение мышечной силой человека: идея простейшего аппарата Дедала и Икара. Но затем он дошёл до мысли о постройке такого аппарата, к которому человек не должен быть прикреплён, а должен сохранять полную свободу, чтобы управлять им; приводить же себя в движение аппарат должен своей собственной силой. Это в сущности идея аэроплана. Для того чтобы успешно практически построить и использовать аппарат, Леонардо не хватило только одного: идеи мотора, обладающего достаточной силой. До всего остального он дошёл. Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки. На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног; а когда он в полёте, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху… так надо взлетать с плоскости; эти лестницы служат ногами…». Что касается приземления, он писал: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и всё его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках».

Леонардо да Винчи: Флоренция – родина гения эпохи Возрождения

Вы решили побывать в столице Тосканы – родине великого Леонардо да Винчи? Гид по Флоренции Славомир Лазаров расскажет вам о Леонардо да Винчи. Флоренция гордится тем, что именно здесь родился человек, создавший целые направления науки и техники, художник, скульптор, изобретатель. Сегодня он принадлежит всему миру, а не только Флоренции и Италии. 500-летие со дня его смерти будут отмечать во многих столицах и городах по обе стороны Атлантики. Но именно здесь, в деревне Винчи, что в нескольких километрах от Флоренции он появился на свет. Я приглашаю вас в этот замечательный город в год Леонардо да Винчи.

дом леонардо да винчи

Выбирайте, когда мы отправимся. Мероприятия, посвященные великому Леонардо, будут проводиться весь 2019 год. Часть из них стартует уже сейчас. Но основные события будут все-таки в мае, когда великий гений эпохи Возрождения покинул этот мир.

Встретиться можем уже в аэропорту, где я буду вас ждать или у вашей гостиницы. Мой семиместный комфортабельный Mercedes всегда готов к путешествиям и поездкам по Флоренции и Тоскане.

Флоренция: музей, галерея, научный центр и многое другое

По Флоренции можно бродить часами, но, когда времени немного, хочется увидеть самое интересное и услышать истории о людях, которые давно вас интересуют. Поэтому стоит заказать специальный экскурсионный тур «Леонардо да Винчи. Флоренция». Здесь в столице Тосканы, родине итальянского Возрождения, жили и творили многие великие художники, скульпторы, архитекторы и поэты. Среди них Леонардо да Винчи, которого его современники и потомки считают идеалом универсального человека. Он был талантлив во многих областях: живописи, скульптуре, механике и медицине.

Хотите увидеть дом, в котором родился этот великий человек? Приезжайте во Флоренцию, и мы отправимся на его родину. Во время экскурсионного тура «Леонардо да Винчи. Флоренция» мы:

  • посетим дом-музей в местечке Винчи. Здесь в семье нотариуса Пьеро да Винчи родился Леонардо;
  • отправимся в мастерскую художника Андрэа Вероккьо, в которой Леонардо постигал азы своего искусства и затем превзошел своего учителя;
  • побываем в знаменитой галерее Уффици, где представлены произведения великого мастера, в том числе и его первый рисунок «Пейзаж с рекой»;
  • увидим масштабную экспозицию изобретений и работ да Винчи в Институте и Музее истории науки

экскурсионный леонардо да винчи

Картины, скульптуры и другие творения Леонардо да Винчи хранятся в 19 крупнейших музеях мира. И тем не менее, его родина Италия. Музей в Лувре (Франция) просил эту страну предоставить все его произведения для проведения своей масштабной выставки, приуроченной к юбилею, но итальянцы в конце концов ответили отказом. Не менее трепетно относится к творчеству и наследию Леонардо да Винчи и Флоренция.

Ваш гид в Италии

Конечно же, кроме галереи Уффици, знаменитых площадей, парков и церквей во Флоренции можно найти множество интересных мест. Выбирайте меня вашим персональным гидом, заказывайте экскурсионный тур. Флоренция, вся Тоскана — и другие итальянские города откроют перед вами свои гостеприимные объятья.

Ваш помощник и опытный гид по Флоренции и Италии,
Славомир Лазаров

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector