Доменико гирландайо тайная вечеря

Доменико гирландайо тайная вечеря

ГИРЛАНДАЙО ДОМЕНИКО

Ра­бо­тал в тех­ни­ках мо­заи­ки, ин­тар­сии, соз­да­вал книж­ные ми­ниа­тю­ры, юве­лир­ные про­из­ве­де­ния, но основными ви­да­ми его дея­тель­но­сти бы­ли фре­ска и ал­тар­ная жи­во­пись. Учил­ся, ве­ро­ят­но, в юве­лир­ной мас­тер­ской, в конце 1460-1470-х годах был свя­зан с мас­тер­ской А. дель Вер­рок­кьо. Ис­пы­тал так­же влия­ние А. дель Пол­лай­о­ло и А. Баль­до­ви­нет­ти. Пер­вая до­ку­мен­ти­рованная ра­бо­та Гирландайо — фре­ска с изо­бра­же­ни­ем от­цов Церк­ви и ан­тич­ных фи­ло­со­фов в Ла­тин­ской библиотеке Ва­ти­кан­ско­го двор­ца в Ри­ме (1475-1476 годы). По воз­вра­ще­нии из Ри­ма Гирландайо ис­пол­нил фре­ски «Тай­ная ве­че­ря» в ре­фек­то­рии Ба­дии в Пас­синь­я­но (1476), в мо­на­стыр­ской церкви Онь­и­сан­ти во Фло­рен­ции (1480; так­же об­раз святого Ие­ро­ни­ма), ка­пел­лы Сан­та-Фи­на в со­бо­ре Кол­лед­жа­та в Сан-Джи­ми­нья­но (около 1475 года). Около 1480 года соз­дал фре­ски для над­гро­бия Фран­че­ски Тор­на­буо­ни в церкви Сан­та-Ма­рия-со­пра-Ми­нер­ва в Ри­ме.

Цен­траль­ны­ми в твор­че­ст­ве Гирландайо яв­ля­ют­ся фре­ско­вые цик­лы 1480-1490-х годов, став­шие клю­че­вы­ми для фло­рен­тий­ской шко­лы жи­во­пи­си кон­ца кват­ро­чен­то. В 1481-1482 годах вме­сте с П. Пе­руд­жи­но, К. Рос­сел­ли и С. Бот­ти­чел­ли уча­ст­во­вал в рос­пи­сях Сик­стин­ской ка­пел­лы в Ва­ти­ка­не, на­пи­сав сце­ны «При­зва­ние свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Ан­д­рея», «Вос­кре­се­ние», изо­бра­же­ния 12 пап в пол­ный рост. По воз­вра­ще­нии во Фло­рен­цию со­здал рос­пи­си Са­ла-дель-Оро­лод­жо (Са­ла-деи-Джи­льи) в Па­лац­цо Век­кьо (1482-1484 годы), в ка­пел­ле Сас­сет­ти в церкви Сан­та-Три­ни­та (1478-1485 годы; по­свя­ще­ны жи­тию святого Фран­ци­ска), ка­пел­лы Тор­на­буо­ни в церкви Сан­та-Ма­рия-Но­вел­ла (1486-1490 годы; так­же ри­сун­ки для ал­тар­но­го об­раза и вит­ра­жей). В двух по­след­них цик­лах име­ют­ся раз­вёр­ну­тые сце­ны с порт­рет­ны­ми изо­бра­же­ния­ми за­каз­чи­ков, ко­то­рые со­при­сут­ст­ву­ют свя­щен­ным со­бы­ти­ям.

Мно­го­численные ал­тар­ные об­ра­зы Гирландайо («Ма­дон­на с Мла­ден­цем и свя­ты­ми», около 1483 года, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция; «По­кло­не­ние волх­вов», 1487, там же) сти­ли­сти­че­ски близ­ки его мо­ну­мен­таль­ным ра­бо­там; в них в боль­шей ме­ре ска­за­лось влия­ние современной Гирландайо ни­дерландской жи­во­пи­си (в ча­ст­но­сти, ал­та­ря Пор­ти­на­ри Х. ван дер Гу­са). В позд­них ра­бо­тах за­мет­но зна­ком­ст­во с приё­ма­ми жи­во­пи­си Ле­о­нар­до да Вин­чи. Гирландайо при­над­ле­жит ряд стан­ко­вых порт­ре­тов: Лук­ре­ции Тор­на­буо­ни (1488, со­б­ра­ние Тис­сен-Бор­не­ми­са, Мад­рид), «Ста­рик с вну­ком» (около 1490 года, Лувр, Па­риж). Для жи­во­пи­си Гирландайо ха­рак­тер­ны об­стоя­тель­ная по­ве­ст­во­ва­тель­ность, объ­еди­не­ние тра­диционной ико­но­гра­фии с современными де­та­ля­ми и ци­та­та­ми из ан­тич­ных па­мят­ни­ков; его стиль от­ли­ча­ют гео­мет­ри­че­ски яс­ные ком­по­зиционного по­строе­ния, скульп­тур­ная пла­стич­ность объ­ё­мов, опе­ри­ро­ва­ние боль­ши­ми мас­са­ми цве­та. Гирландайо — один из пер­вых ре­нес­санс­ных мас­те­ров, по­сто­ян­но ис­поль­зо­вав­ший под­го­то­вительный ри­су­нок в сво­ём жи­во­пис­ном твор­че­ст­ве: у не­го мож­но про­сле­дить сис­те­му под­го­то­вительной гра­фической ра­бо­ты от пер­во­на­чаль­ных ком­по­зиционных на­бро­сков, шту­дий отдельных фи­гур и групп до за­вер­шаю­ще­го ри­сун­ка, в ко­то­ром отдельные эле­мен­ты объ­еди­ня­ют­ся в рам­ках ар­хи­тек­тур­но-пер­спек­тив­ных по­строе­ний. Гирландайо воз­глав­лял боль­шую мас­тер­скую, в со­став ко­то­рой в раз­ное вре­мя вхо­ди­ли, в ча­ст­но­сти, его бра­тья Да­ви­де Гир­лан­дайо (1452-1525 годы) и Бе­не­дет­то Гир­лан­дайо (1458-1497 или 1459-1499 годы), Б. Май­нар­ди, Ф. Гра­нач­чи. В 1488 году в мас­тер­ской Гирландайо ра­бо­тал Ми­ке­ланд­же­ло.

Иллюстрации:

Д. Гир­лан­дайо. Порт­рет Лук­ре­ции Тор­на­буо­ни. 1488. Со­б­ра­ние Тис­сен-Бор­не­ми­са (Мад­рид). Архив БРЭ.

Доменико Гирландайо, 1449-1494.

Росписи в ц Оньисанти: Тайная вечеря, трапезная, 1480; Св. Иероним, капелла Веспуччи, 1480. Росписи капеллы Сассетти ц Санта Тринита, 1482-1485. Росписи капеллы Торнабуони ц Санта Мария Новелла, 1485-1490. Старик с внуком, ок 1490, Лувр. Портрет Джованны Торнабуони, Мадрид, 1488.

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ, 1500-1520/1540

АРХИТЕКТУРА

Рафаэль Санти, 1483-1520.

Антонио да Сангалло младший, 1484-1546.

Джулио Романо, 1492-1546.

… см лизины конспекты

Андреа Палладио, 1508-1580.

ЖИВОПИСЬ

Леонардо да Винчи, 1452-1519.

Флорентийский период, 1473/1476-1481/1482.

С Верроккьо. Неверие Фомы, ц Ор Сан Микеле, 1476-1483. Крещение Христа, 1473-1465, Уф. Самостоятельно. Благовещение, 1475, Уф. Портрет Джиневры де Бенчи, 1474-1476, Вашингтон. Мадонна Бенуа, 1488-1490, ГЭ. Мадонна Литта, ?, ГЭ. Св. Иероним, 1480, Ватикан. Поклонение волхвов, 1479-1482, Уф.

Миланский период, 1481/1482-1499.

Конь Леонардо. Мадонна в скалах, 1483-1490, Лувр. Мадонна в скалах, 1508, ЛНГ. Портрет музыканта, Милан, ок 1485/1490. Дама с горностаем, ок 1483-1490. Тайная вечеря, ц Санта Мария делле Грацие в Милане, 1495-1498. Роспись зала делле Ассе в Кастелло Сфорцеско в Милане, 1496-1498. Вакх, 1513-1516, Лувр. Иоанн Креститель, 1508/1514-1516, Лувр.

Рафаэль Санти, 1483-1520.

Автопортрет, Уф, 1506. Мадонна Конестабиле, 15021504, ГЭ. Три грации, ок 1502, Шантийи. Сон рыцаря, ЛНГ. Св. Георгий, 1502, Лувр. Св. Георгий, ок 1504-1505, Вашингтон. Обручение Марии, Брера, 1504. Мадонна Грандука, 1505, Палаццо Питти. Мадонна со щегленком, ок 1506, Уф. Мадонна в зелени, 1505-1507, Вена. Мадонна Прекрасная садовница, 1507, Лувр. Мадонна Темпи, 1507, Мюнхен. Мадонна с безбородым Иосифом, ГЭ. Дама с единорогом, ок 1506, Галерея Боргезе. Портреты Анджело и Маддалены Дони, 1506, Палаццо Питти. Положение во гроб, 1507-1508, Галерея Боргезе.

Ватиканские Станцы, 1508-1517. Станца делла Сеньятура, 1508-1511. Станца дЭлиодоро, 1511-1514. Станца дель ИНчендио, 1514-1517.

Мадонна Альба, 1509, Вашингтон. Мадонна в кресле, 1514-1515, Палаццо Питти. Сикстинская Мадонна, 1513-1514, Дрезден. Мадонна ди Фолиньо, 1512-1513, Ватикан.

Портрет неизвестного кардинала, 1512, Прадо. Портрет Томмазо Ингирами, 1513, Бостон. Портрет Бальдассаре Кастильоне, ок 1515, Лувр. Донна Велата, 1514, Палаццо Питти. Портрет папы Льва Х с кардиналами, ок 1518, Уф.

Триумф Галатеи, вилла Фарнезина в Риме, 1512. Ковры для Сикстинской капеллы, 1515-1516. Стуффета кардинала Бибиены в Ватикане, 1516. Лодия Рафаэля. Лоджия Психеи, вилла Фарнезина, 1517.

Преображение, ок 1519-1520, Ватикан.

Микеланждело Буонаротти, 1475-1564.

Ранний период, 1490-1505. Мадонна у лестницы, 1491, Каза Буонарроти. Битва кентавров, 1492, Каза Буонарроти. Рака Св. Доменика, ц Сан Петронио в Болонье. Вакх, 1496-1497, Барджелло. Пьета, 1499, Сан Петро. Мадонна Брюгге, 1501-1504, Нотр Дам в Брюгге. Давид, 1501-1504, Академия Флоренции. Мадонна Таддеи, 1502-1504, Лондон. Мадонна Питти, 1504-1505, Баржделло.

Первый зрелый период, 1505-1516. Мадонна Дони, ок 1507, Уф. Битва при Кашине, 1504-1505. Матфей, 1505-1506, Академия Флоренции. Потолок Сикстинской капеллы, 1508-1512. Гробница Юлия Второго, с 1505, 1513: Раб умирающий, 1513-1516, Лувр; Раб восставший, 1513-1516, Лувр; Моисей, 1515, Сан Пьетро ин Винколи..

Второй зрелый период, 1516-1534. Палаццо Медичи, ок 1517. Фасад Сан Лоренцо, 1516-1517. Библиотека Лауренциана, с 1524. Новая Сакристия (Капелла Медичи) церкви Сан Лоренцо, 1520-1535: Скорчившийся мальчик, ок 1530-1534, ГЭ; Аполлон-Давид, 1530, Барджелло. Гробница Юлия Второго: Четыре раба, Академия Флоренции.

Поздний период, 1534-1564. Страшный Суд Сикстинской капеллы, 1535-1541. Брут, 1539, Барджелло. Фрески капеллы Паолина, 1542-1550: Распятие Петра; Обращение Савла. Палаццо Фарнезе, 1546-1547. Сан Петро, 1546-1564. Санта Джованни де Фьорентины, 1556-1560. Капитолийский холм, 1538, 1546-1554. Порта Пиа, 1561. Церковь Санта Мария дельи Анджели, 1563. Пьета, 1547-1555, Флорентийский собор. Распятия. Пьета Ронданини, 1555-1564, Милан.

МАНЬЕРИЗМ

РИМ

Джулио Романо, 1492-1546.

Зал Константина в Ватикане, ок 1520-ых. Зал гигантов в палаццо дель Те в Мантуе, ок 1532-1535.

Перино дель Вага, 1501-1547.

Роспись в замке Св. Ангела, 1545-1547.

ТОСКАНСКИЙ, 1520-1560

ЖИВОПИСЬ

Предпосылки

Фра Бартоломео, 1472-1517.

Благовещение, 1497, Вольтерра. Обручение Св. Екатерины, 1511, Лувр. Обручение Св. Екатерины, 1512, Палаццо Питти. Снятие с креста, 1517, Палаццо Питти. Портрет Савонаролы, ок 1498, Флоренция.

Андреа дель Сарто, 1486-1531.

Рождество Богоматери, фреска во дворе ц Сантиссима Аннунциата. Мадонна с гарпиями, 1517, Уф. Мадонна с Младенцем, Св. Екатериной, Св. Елизаветой и Иоанном Крестителем, 1519, ГЭ. История Иоанна Крестителя во дворе м-ря Скальцо, 1509-1526. Тайная вечеря для м-ря Сан Сальви, 1526-1527. Жертвоприношение Авраама, ок 1527, Дрезден. Ассунта Панчиатики, 1523-1525, Палаццо Питти. Ассунта Пассерини, 1522-1523, Палаццо Питти.

Портрет жены, ок 1514, Прадо. Портрет скульптора, 1517-1518, ЛНГ. Портрет дамы с томиком сонетов Петрарки, 1528, Уф.

Ранний

Понтормо (Якопо Каруччи), 1494-1557.

Встреча Марии и Елизаветы, фреска во дворе ц Сантиссима Аннунциата. Декорация видды Медичи в Поджо-а-Кайано, с Андреа дель Сарто и Франчабиджо.Фреска м-ря Чертоза Галлуццо, ок 1520. Христос в Эммаусе, 1525, Уф. Роспись капеллы Каппони ц Санта Феличита, 1526-1528. Мадонна с Христом, Иосифом и Иоанном Крестителем, между 1521-1527, ГЭ. Встреча Марии и Елизаветы, 1529, Карминьяно. Мученичество Св. Маврикия и фиванского легиона, 1530-ые, Палаццо Питти.

Юноша с алебардой, 1530-ые, Гетти. Портрет дамы с болонкой, 1530-ые, Штедель. Портрет Алессандро Медичи, Филадельфия, 1535. Рисунки.

Россо Фьорентино, 1494-1540.

Снятие с креста, 1521, Вольтерра. Моисей и дочери Иофора, 1524, Уф. Декорация Фонтенбло, 1532-1539.

Аньоло Бронзино, 1503-1572.

Портрет Гвидобальдо делла Ровере, 1530-1531, Уф. Портрет Уголино Мартелли, 1536, Берлин. Портрет юноши, 1535-1540, Метрополитен. Портрет Бартоломео Панчинатики, ок 1540, Уф. Портрет Лукреции Панчинатики, ок 1540, Уф. Портрет Козимо I Медичи, ок 1550, Палаццо Питти. Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни Медичи, 1545, Уф. Портрет Андреа Дориа в образе Нептуна, 1548, Брера. Портрет Людовико Каппони, 1550-1555, Фрик.

Роспись капеллы Элеоноры Толедской в палаццо Веккио, 1540-1545. Мученичество Св. Лаврентия, фреска в к Сан Лоренцо, 1569. Венера, Купидон, Безумие и Время, ок 1545, ЛНГ.

СКУЛЬПТУРА зрелая и поздняя

Баччо Бандинелли, 1493-1560.

Автопортрет, ок 1530, Бостон. Геракл и Какус, 1534, площадь Синьории. Портрет Козимо Медичи, 1544, Барджелло.

Бенвенуто Челлини, 1500-1571.

Монета с профилем папы Климента VII. Нимфа Фонтенбло, до 1545, Лувр. Сальера (Солонка для Франциска I), 1540-1543, Вена. Портрет Козимо I Медичи, 1545-1548, Барджелло. Персей, 1545-1554, Лоджия деи Ланци. Распятие, 1562, Эскориал.

Бартоломео Амманати, 1511-1592.

Фонтан Нептун, 1563-1565, Площадь Синьории. Венера.

Джамболонья (Джованни да Болонья), 1529-1608.

Конная статуя Козимо I Медичи, 1583, Площадь Синьории. Похищение сабинянок, 1583, Лоджия деи Ланци. Аллегория Аппенин, 1580, вилла Медичи в Пратолино. Меркурий, 1564, Болонья. Меркурий, 1580, Барджелло.

Декорация Студиоло Франческо I в палаццо Веккио, ок 1580, под рук. Вазари.

СЕВЕРНЫЙ МАНЬЕРИЗМ

ФЕРРАРА

Доссо Досси, 1490-1542.

Вакханалия, 1515, ЛНГ. Фея Мелисса, 1523/1525, Боргезе. Три возраста, 1515, Метрополитен. Отплытие аргонавтов, ок 1510, Вашингтон. Пейзаж со сценами из жизни святых, 1530-ые, ГМИИ.

ПАРМА

Корреджо, 1489-1534.

Мадонна со Св. Франциском, 1514-1515, Дрезден. День (Мадонна со Св. Иеронимом), ок 1522, Парма. Ночь (Поклонение пастухов), ок 1530, Дрезден. Мадонна делла Скоделла (Отдых на пути в Египет), 1530. Мадонна со Св. Георгием, 1532, Дрезден.

Камера монастыря Сан Паоло в Парме, 1519-1520. Роспись ц Сан Джованни Эванджелиста, 1520-1522. Роспись Пармского собора, 1524-1530.

Венера, Амур и Сатир, ок 1528, Лувр. Венера, Меркурий и Купидон (Обучение любви), ок 1525, ЛНГ.

Для зала Овидия палаццо дель Те в Мантуе: Даная, 1531, Боргезе; Леда и лебедь, Берлин; Юпитер и Ио, Вена; Похищение Ганимеда, Вена. Для Замка в Мантуе, 1530, Лувр: Аллегория Порока, Аллегория добродетели.

Пармиджано, 1503-1540.

История Дианы и Актеона, роспись Рокка Санвитале в Фонтанеллато, ок 1523. Мадонна со Св. Иеронимом, 1526-1527, ЛНГ. Мадонна со Св. Маргаритой, 1527-1529, Болонья. Мадонна со Св. Захарией, 1527, Уф. Мадонна с длинной шеей, 1534-1540, Уф. Обращение Савла, ок 1528, Вена. Фрески ц Санта Мария делла Стекката, 1531-1540.

Автопортрет в зеркале, 1524, Вена. Портрет графа Джан Галеаццо Санвитале, 1524, Неаполь. Антея, 1530-ые, Неаполь.

ВЕНЕЦИЯ

Джорджоне, 1470-1510.

Читающая Мадонна, 1500-ые, Оксфорд. Закат, 1506-1510, ЛНГ. Поклонение пастухов, Вашингтон. Мадонна Кастельфранко, 1504-1505, Кастельфранко. Юдифь, 1505, ГЭ. Гроза, ок 1507-1508, Венеция. Три возраста, Палаццо Питти. Три философа, 1507-1508, Вена. Спящая Венера, ок 1508, Дрезден. Декорация Фондако деи Тедески, н/с.

Портрет молодого человека, ок 1505, Берлин. Портрет Антонио Броккардо, ок 1508-1510, Будапешт. Лаура, ок 1506, Вена. Портрет старой женщины, 1508-1510, Венеция..

Тициан, 1485-1576.

Ранний период, 1500-1516. Мадонна с младенцем, 1511-1512, Вена. Noli me tangere, ок 1511-1515, ЛНГ. Портрет мужчины с ватным рукавом, ок 1508-1510, ЛНГ. Роспись Скуола дель Санто в Падуе, 1511: Чудо с ревнивым мужем, Чудо с вспыльчивым сыном, Чудо с новорожденным. Св. Марк, ц Санта Мария делла Салюте в Венеции. Сельский концерт, ок 1510, Лувр. Флора, 1515, Уф. Любовь земная и любовь небесная, ок 1515-1517, Боргезе. Динарий кесаря,

Зрелый период, 1516-1540. Ассунта, ок 1516-1518, ц Санта Мария Глориоза деи Фрари. Полиптих Аверольди, ок 1520-1522, ц Санти Назаро в Брешиа. Мадонна Пезаро, ок 1519-1526, ц Санта Мария Глориоза деи Фрари, ок 1519-1526. Положение во гроб, 1525, Лувр. Декорация Студиоло Антонио I дЭсте, ок 1518-1520, Прадо: Поклонение Венере; Вакханалия. Вакх и Ариадна, ок 1522-1523, ЛНГ. Венера Андиомена, ок 1520, Эдинбург. Венера Урбинская, 1538, Уф. Венера с органистом и купидоном, ок 1550, Берлин. Венера с органистом и собачкой. Мужчина с перчаткой, 1520-1523, Лувр. Портрет Винченцо Мости, ок 1520, Флоренция. Портрет Ипполито Медичи. Портрет Франческо делла Ровере, ок 1536-1538, Уф. Портрет Элеоноры Гонзага, 1538, Уф. Красавица, 1536, Палаццо Питти. Девушка в меху, ок 1535, Вена.

Введение во храм, ок 1534-1538, Академия Венеции.

Первый поздний период, 1540-1550. Се человек, 1543, Вена. Возложение тернового венца, 1542-1543, Лувр. Портрет молодого англичанина, ок 1540-1545, Палаццо Питти. Портрет Пьетро Аретино, ок 1545, Палаццо Питти. Портрет Павла III, 1543, Неаполь.Портрет Павла III с внуками, 1546, Неаполь. Конный портрет Карла V, 1548, Прадо. Портрет Карла V в кресле, 1548, Мюнхен.

Второй поздний период, 1550-1576. Портрет Якопо Страда, ок 1567-1568, Вена. Автопортрет, ок 1560-1562, Берлин. Верена перед зеркалом, ок 1555, Вашингтон.

Поэзи: Даная, 1553-54, Прадо; Венера и Адонис, ок 1553, Прадо; Диана и Актеон, 1556-1559, ЛНГ и Эдинбург; Диана и Каллисто, 1556-1559, Эдинбург; Смерть Актеона, 1559-1575, ЛНГ; Похищение Европы, 1559-1562, Бостон; Персей и Андромеда.

Венера, завязывающая глаза Амуру, ок 1560, Боргезе. Пастух и нимфа, ок 1570-1576, Вена. Тарквиний и Лукреция, 1568-71, Кембридж; 1570-1576, Вена. Кающаяся Мария Магдалина, ок 1565, ГЭ. Мученичество Св. Лаврентия, 1559, ц Джезуити в Венеции. Положение во гроб, 1559, Прадо. Благовещение, 1565, ц Сан Сальвадор в Венеции. Коронование терновым венцом, 1572-1576, Мюнхен. Св. Себастьян, ок 1570, ГЭ. Пьета, ок 1570-1576, Академия Венеции. Автопортрет, ок 1567, Прадо.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи

В одном из тихих уголков Милана, затерявшихся в кружеве узеньких улиц, стоит церковь Санта Мария делла Грацие. Рядом с ней, в неприметном здании трапезной, вот уже более 500 лет живет и поражает людей шедевр шедевров — фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1498 Милан, церковь Санта Мария делла Грацие

Композицию «Тайной вечери» Леонардо да Винчи писал по заказу герцога Лодовико Моро, который правил Миланом. С юности, вращаясь в кругу веселых вакханок, герцог настолько развратился, что даже юное невинное создание в образе тихой и светлой супруги не в силах было разрушить его пагубные наклонности. Но, хотя герцог иногда и проводил, как прежде, целые дни в компании друзей, он чувствовал к своей жене искреннюю привязанность и просто-таки благоговел перед Беатриче, видя в ней своего ангела-хранителя. Когда она внезапно умерла, Лодовико Моро почувствовал себя одиноким и покинутым. В отчаянии, сломав свой меч, он даже не пожелал взглянуть на детей и, удалившись от друзей, пятнадцать дней томился в одиночестве. Потом, призвав не менее его опечаленного этой смертью Леонардо да Винчи, герцог бросился ему в объятия. Под впечатлением горестного события Леонардо и задумал знаменитейшее свое произведение — «Тайную вечерю». Впоследствии миланский правитель стал человеком набожным, положил конец всем праздникам и развлечениям, которые беспрестанно отрывали великого Леонардо от его занятий.

Сюжет «Тайной вечери» изображался флорентийскими живописцами и до Леонардо, однако среди них можно отметить только работу Джотто (или его учеников) и две фрески Доменико Гирландайо.

Джотто Ди Бондоне 1304-05, Капелла дель Арена, Падуя

Доменико Гирландайо. фреска Тайная вечеря 1480, Флоренция, монастырь Оньисанти

Для своей фрески на стене трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие да Винчи выбрал тот момент, когда Христос говорит своим ученикам: «Воистину говорю вам — один из вас предаст меня». Эти слова предваряют кульминацию чувств, высшую точку накала человеческих отношений, трагедию. Но трагедия не только Спасителя, это еще и трагедия самого Высокого Возрождения, когда начала рушиться вера в безоблачную гармонию и жизнь представлялась не такой уже безмятежной. Фреска Леонардо заполнена не только библейскими персонажами, это еще и гиганты Возрождения — свободные и красивые. Но сейчас они в смятении. «Один из вас предаст меня. » — и ледяное дыхание неотвратимого рока коснулось каждого из апостолов. После этих слов на их лицах выразились самые различные чувства: одни были поражены, другие возмущены, третьи опечалены. Готовый к самопожертвованию склонился в сторону Христа юный Филипп, в трагическом недоумении развел руками Иаков, вот-вот готов броситься на предателя схватившийся за нож Петр, правая рука Иуды сжимает кошель с роковыми серебрениками.

Впервые в живописи сложнейшая гамма чувств нашла такое глубокое и тонкое отражение. Все в этой фреске выполнено с удивительной правдой и тщательностью, даже складки на скатерти, покрывающей стол, выглядят настоящими. У Леонардо так же, как и у Джотто, все фигуры композиции расположены на одной линии — лицом к зрителю. Христос изображен без ореола, апостолы без своих атрибутов, которые были характерны для них на старинных картинах. Игрой лиц и движением выражают они свое душевное беспокойство.

«Тайная вечеря» — одно из великих творений Леонардо, судьба которого оказалась очень трагичной. Любой, кто видел эту фреску уже в наши дни, испытывает чувство непередаваемой скорби от вида тех страшных утрат, которые нанесли шедевру неумолимое время и людское варварство. А между тем сколько времени, сколько вдохновенного труда и самой пламенной любви вложил Леонардо да Винчи в создание своего произведения!

Рассказывают, что часто можно было видеть, как он, внезапно бросив все дела, бежал среди дня в самую сильную жару в церковь Святой Марии, чтобы провести одну-единственную черту или поправить незначительный контур в своём творении. Он был так увлечен своей работой, что писал беспрестанно, сидел над ней с утра до вечера, забыв о пище и питье. Бывало, однако, что несколько дней он совсем не брался за кисть, но и в такие дни он по два-три часа оставался в трапезной, предаваясь размышлениям и рассматривая уже написанные фигуры. Все это весьма раздражало приора монастыря доминиканцев, которому (как пишет Вазари) «казалось странным, что Леонардо добрую половину дня стоит погруженный в раздумье и созерцание. Он хотел, чтобы художник не выпускал из рук кисти, подобно тому, как не прекращают работу на огороде. Настоятель пожаловался самому герцогу, но тот, выслушав Леонардо, сказал, что художник тысячу раз прав. Как объяснил ему Леонардо, художник сначала творит в своем уме и воображении, а затем уже запечатлевает кистью свое внутреннее творчество».

Леонардо тщательно выбирал модели для образов апостолов. Он ежедневно отправлялся в те кварталы Милана, где обитали низшие слои общества и даже преступные люди. Там он искал модель для лица Иуды, которого считал величайшим негодяем на свете. Действительно, в то время Леонардо да Винчи можно было встретить в самых различных частях города. В трактирах он усаживался за стол вместе с бедняками и рассказывал им разные истории — то веселые, то грустные и печальные, а иногда и страшные. И внимательно присматривался к лицам слушателей, когда те смеялись или плакали. Заметив какое-нибудь интересное выражение на их лицах, он тут же быстро зарисовывал его. Художник не обращал внимания на докучливого монаха, который кричал, бесновался и жаловался герцогу. Однако, когда настоятель монастыря стал опять надоедать Леонардо, тот заявил, что если его будут торопить и он не найдет ничего лучшего для головы Иуды, то он воспользуется как моделью головой этого столь навязчивого и нескромного настоятеля.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1498 Милан

Копия 16 века с картины Леонардо да Винчи Тайная вечеря

Вся композиция «Тайной вечери» пронизана движением, которое породили слова Христа. На стене, как бы преодолевая ее, развертывается перед зрителем древняя евангельская трагедия. Предатель Иуда сидит вместе с другими апостолами, хотя старые мастера изображали его сидящим отдельно. Леонардо да Винчи выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, окутав Иудины черты тенью.

Иисус Христос — центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг него. Христос у Леонардо — идеал человеческой красоты, ничто не выдает в нем божества. Его невыразимо нежное лицо дышит глубокой скорбью, он велик и трогателен, но он остается человеком. Точно так же страх, удивление, ужас, живо изображенные жестами, движениями, выражением лиц апостолов, не превосходят обыкновенных человеческих чувств. Это дало французскому исследователю Шарлю Клеману основание задаться вопросом: «Превосходно выразив истинные чувства, дал ли Леонардо своему творению всю силу, какую требует такой сюжет?» Да Винчи был отнюдь не христианином и не религиозным художником, религиозная мысль не проявляется ни в одном из его произведений. Не найдено тому подтверждения и в его записях, где он последовательно записывал все свои мысли, даже самые тайные.

То, что увидели пораженные зрители, когда зимой 1497 года они вслед за герцогом и его пышной свитой заполнили простую и строгую трапезную, действительно, было совершенно непохоже на предшествовавшие росписи подобного рода. «Картины» на узкой стене, противоположной входу, как будто бы совсем и не было. Видно было небольшое возвышение, а над ним потолок с поперечными балками и стены, образующие (по замыслу Леонардо) живописное продолжение реального пространства трапезной. На этом возвышении, замыкавшемся тремя окнами с видом на горный пейзаж, был изображен стол — точно такой же, как и другие столы в монашеской трапезной. Стол этот покрыт такой же скатертью с простым тканым узором, какими покрыты столы и других монахов. На нем стоит такая же посуда, как и на других столах. Христос и двенадцать апостолов сидят на этом возвышении, замыкая четырехугольником столы монахов, и как бы вместе с ними справляют свою вечерю. Таким образом, когда сидящие за явственным столом монахи могли быть легче увлечены мирскими прельщениями, им надлежало на вечное поучение показать, что в сердце каждого невидимо может вкрасться предатель, и что Спаситель болеет о каждой заблудшей овце. Этот урок монахи должны были ежедневно видеть на стене, чтобы великое поучение проникало в их души глубже, чем молитвы.

Читайте также  Афины центр города

От центра — Иисуса Христа — движение растекается по фигурам апостолов вширь, пока в предельном своем напряжении не упирается в края трапезной. И тогда взгляд наш снова устремляется к одинокой фигуре Спасителя. Его голова освещена как бы естественным светом трапезной. Свет и тень, растворяя друг друга в неуловимом движении, придавали лицу Христа особую одухотворенность. Но, создавая свою «Тайную вечерю», Леонардо никак не мог нарисовать лицо Иисуса Христа. Он тщательно написал лица всех апостолов, пейзаж за окном трапезной, посуду на столе. После долгих поисков написал Иуду. Но лицо Спасителя осталось на этой фреске единственным не завершенным.

Казалось бы, что «Тайная вечеря» должна была тщательно сохраняться, между тем на деле все обернулось иначе. Виной тому отчасти оказался сам великий да Винчи. Создавая фреску, Леонардо применил новый (им самим изобретенный) способ грунтовки стены и новый состав красок. Это позволяло ему работать медленно, с остановками, внося частые изменения в уже написанные части произведения. Результат сначала оказался прекрасным, но уже через несколько лет на росписи появились следы начинающегося разрушения: проступили пятна сырости, небольшими листиками стал отставать красочный слой.

В 1500 году, через три года после написания «Тайной вечери», вода залила трапезную, коснувшись и фрески. Через 10 лет ужасная чума постигла Милан, и монашествующая братия забыла о том, какое сокровище хранится в их обители. Спасаясь от смертельной опасности, они (может быть, и против собственной воли) не могли надлежащим образом позаботиться о фреске. К 1566 году она была уже в весьма жалком состоянии. Монахи прорубили посреди картины дверь, которая нужна была для сообщения трапезной с кухней. Эта дверь уничтожила ноги у Христа и у некоторых апостолов, а потом картину обезобразили огромным государственным гербом, который прикрепили над самой головой Иисуса Христа. В дальнейшем австрийские и французские солдаты как будто соперничали между собой в вандализме по уничтожению этого сокровища. В конце XVIII века трапезная монастыря была превращена в конюшню, испарения конского навоза покрыли фрески густой плесенью, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичи в головы апостолов.

Но даже и в полуразрушенном состоянии «Тайная вечеря» производит неизгладимое впечатление. Французский король Франциск I, захвативший Милан в XVI веке, был в восторге от «Тайной вечери» и пожелал перевезти ее в Париж. Он предлагал большие деньги тому, кто найдет способ переправить эти фрески во Францию. И только потому оставил этот проект, что инженеры отступились перед трудностью данного предприятия.

Доменико гирландайо тайная вечеря

Самая великая история любви в истории человечества — это история любви Бога к людям. Самое чудовищное предательство в истории мира — это предательство Бога человеком.

Этому страшному событию предшествовала Тайная вечеря.
Рассмотрим это сюжет в шедеврах мировой живописи:

«Та́йная ве́черя» — картина русского художника Николая Ге (1831—1894), оконченная в 1863 году. Она является частью собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге .ИЛЛ.1.
«Та́йная ве́черя» (итал. Il Cenacolo или L’Ultima Cena) — монументальная роспись работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последней трапезы Христа со своими учениками. Создана в 1495—1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. ИЛЛ.2
«Тайная вечеря» Доменико Гирландайо располагается в трапезной меж двух внутренних дворов монастыря Оньисанти в одноименном квартале Флоренции. Большая фреска датируется 1480 годом. ИЛЛ.3
В «Тайной вечере» Доменико Гирландайо «связал» кошку с фигурой Иуды Искариота, предавшего Христа,тем самым продолжив средневековую традицию неприязненного отношения к животному, символизировавшему в этом сюжете измену. ИЛЛ.4
«Тайная вечеря» Из праздничного чина Ок. 1497 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Из праздничного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. ИЛЛ.5 На иконе мы можем узнать Иуду по Евангельскому тексту: «Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня» (Мф. 26:23); «Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо» (Мк. 14:20).

«Тайная вечеря» (итал. Ultima Cena) — фреска работы Козимо Росселли и Бьяджо д’Антонио, написанная в период 1480—1482 гг. Расположена в Сикстинской капелле, Ватикан. ИЛЛ.6

Поцелуй Иуды (Лобзание Иуды) — эпизод Евангелия. Согласно авторам Евангелия, Иуда Искариот, один из учеников Иисуса Христа, предал его. Чтобы указать на Христа, он, подойдя со стражей, поцеловал Иисуса ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше. Поцелуй Иуды относится в христианстве к числу Страстей Христовых и следует сразу за гефсиманским молением Иисуса. Поцелуй Иуды — символ предательства. ИЛЛ.7

Сцена поцелуя Иуды описана у всех евангелистов за исключением Иоанна, который только описывает сцену ареста.

Евангелие Текст
От Матфея
(Мф. 26:47-49)
…вот Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.
От Марка
(Мк. 14:44-45)
Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошёл к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его.
От Луки
(Лк. 22:47-48)
…впереди его шёл один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошёл к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаёшь Сына Человеческого?

В апокрифе «Слово о сошествии Иоанна Крестителя во ад», восходящем к византийским сочинениям Евсевия Эмесского и Евсевия Александрийского, подробно рассказывается о том, как дьявол подтолкнул Иуду к предательству и проводится следующее рассуждение о его поцелуе в Гефсиманском саду:

О поцелуй, полный беззакония! О поцелуй, гибельный для души! О уступка геенне огненной! Блудница, целовавшая ноги Владыки, душу свою очистила от скверны. Этот же, поцеловав, душу свою погубил. Она, целуя, список грехов своих разорвала, этот же, целуя, вычеркнул себя из книг жизни. О премудрость женщины! О неразумье ученика! Когда она целовала ноги Владыки, ангелы радовались и венец ей готовили, когда этот целовал — бесы радовались и сплетали веревку для повешения.[1]

Я бы хотела обратить ваше внимание на фреску Джотто ди Бондоне « Поцелуй Иуды» , которая находится в капелле Скровеньи в Падуе. Она была написана в1304-1306гг. Хотелось бы понять ее, так как она необыкновенно эмоциональна. В канонической иконографии Восточной церкви это сюжет не распространен, так как иконография подчеркивает только момент славы ( Воскресение, Преображение и т.д.).
Именно с Джотто Бондоне начинается современная европейская живопись. До него в европейском мире принята была икона, или византийская живопись .
И та фреска, о которой пойдет речь, «Поцелуй Иуды», – это фреска, которую он, конечно, писал сам. Это не только одна из немногих его абсолютно авторских работ, как «Троица» у Рублева, но еще и работа, которая очень полно раскрывает и личность этого художника, и то, как он писал, какой это был отважный, смелый человек.
И когда мы смотрим на фреску «Поцелуй Иуды», мы сразу выделяем глазами центр композиции. ИЛЛ.9
В этом центре происходит главное драматическое событие. Мы видим, как Иуда, обняв Христа, сомкнув за его спиной руки, поглощает его. Эти две фигуры и есть центр композиции. И композиция, если в нее всмотреться, становится центростремительной: от кулис она все нарастает и нарастает по энергии действия, приближаясь к центру. А потом от центра становится центробежной и разбегается вновь не только к кулисам, но стремительно движется вверх колосника. Мы видим справа и слева двух героев второго плана на репликах. Мы видим справа, как вошел первосвященник Иерусалимского храма и показывает пальцем на Христа. То есть если мы проследим за движением его пальца, мы как раз упремся в лицо Христа. А слева мы видим апостола Петра, который, хоть и отрекся трижды, пока трижды пропел петух, но все-таки вытащил хлебный нож и этим ножом отрезал ухо рабу первосвященника. И мы видим, как он с этим ножом кидается вперед, но путь ему преграждает толпа. И если мы проследим за направлением руки и за направлением ножа, то увидим, что эти линии сходятся над плащом Иуды – на лицах. Поэтому можем сказать, что центром композиции являются даже не две фигуры, соединенные вместе, а два лица. И вот с этой точки и интересно прочитывать эту композицию – как драматическое действие, взятое в момент наивысшего напряжения. Интересно прочитывать ее и как центр драматургической композиции, и как центр театральной композиции, где есть и герои, и массовка. Если вы внимательно посмотрите на эти два лица, которые (именно лица, а не целые фигуры) являются центром композиции, то вы увидите разницу в их трактовке. Благородное, прекрасное лицо Христа, золотые густые волосы, светлое чело, спокойный взор, и эта чистая шея, такая колонна шеи… серьезное, сосредоточенное, прекрасное лицо. Так изображать Христа – как героя, как изумительно красивого человека – будет в дальнейшем, сто лет спустя, итальянское Возрождение. Это не изможденное, измученное страданием, истекающее на кресте от копья Лонгина тело, это не умученная плоть, а это прекрасный мужчина, юный, полный сил, с красивыми завитыми золотыми волосами. И к нему приближает свое лицо некто, похожий на черного кабана, черного поросенка. Если лоб у Христа выпуклый, то у Иуды вогнутый, как у неандертальца, и маленькие глазки под нависшими лобными костями, всматриваются в его глаза. Это и есть самое интересное – то, чего в европейском искусстве вообще практически никто не делал: когда центром композиции являются даже не эти два лица, а когда центр композиции перенесен на внутреннее психологическое состояние. В центре находится то, что происходит только между этими двумя людьми, – безмолвное объяснение, объяснение глазами. Снизу – толстый, нескладный, уродливый, отвратительный тип Иуда Искариот, он всматривается в лицо Христа, он ищет для себя какого-то ответа. Не оправдания даже своему поступку, а чего-то другого, чего он не знает, но хочет узнать, что является причиной его страшного падения. А Христос не отвечает ему взглядом, Иуда ничего не может прочитать в его глазах. У Христа спокойное лицо, он не презирает Иуду, но спокойно смотрит на него, не отвечая ничего, отражая его взгляд. Это называется пауза. Вот эта зависшая пауза лучше всего удается в кино и в театре, особенно в современном театре, в театре Чехова. Нам кажется, что происходят очень бурные действия, а на самом деле действие останавливается в кульминационной точке, оно все подвешено к паузе, к молчанию, к секунде до того, как Иуда поцелует Христа. В трактовке Джотто он его не целует. Он только приблизился для того, чтобы его поцеловать. Здесь что-то такое есть, что понятно только двум людям и больше никому. Здесь есть такое объяснение, которое только между двумя людьми, и оно главное, потому что поцелуй – это уже следствие, это уже точка, это финал. А вот драматургия, настоящая драматургия, она в этом психологическом выявлении, выяснении отношений в паузе. ИЛЛ.8
Композиционный и психологический центры картины идеально совпадают, они связаны между собой единым узлом. Если вы посмотрите картины европейской живописи, вы увидите в дальнейшем, что не всегда композиционные центры и центры психологического действия между собой совмещены, они иногда специально разведены. Но в данном случае это монолит, где все вместе. А дальше начинают расходиться круги по воде: Петр, который готов отрезать ухо, фарисеи, стражники, которые пришли с колами и копьями. Надо сказать, что поцелуй Иуды из четырехчастного Евангелия описан в трех частях. Он описан в Евангелии от Матфея, в Евангелии от Марка и в Евангелии от Луки, а в Евангелии от Иоанна этого сюжета нет. Но тот сюжет, который мы видим на картине «Поцелуй Иуды», описан в Евангелии от Матфея: именно у Матфея описана эта толпа, которую привел за собой Иуда Искариот. И они не просто пришли, они были с копьями и дубинками, то есть они были вооружены. Джотто это показывает – этот перст, указывающий на Иисуса: «Его брать!» Иуда дал знак, он сказал: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его».

Что интересно в массовке: она отнюдь не индифферентна, если вы посмотрите внимательно, то заметите, что в ней очень разработан почти каждый участник. Там есть просто невероятно переданные состояния! Справа от Иуды, в правой части картины, есть одна очень любопытная пара. Фигура, одетая в малиновую пелерину, – военный человек в железных поножах, и у него от напряжения просто шея вытянута, рот открыт и глаза выпучены: он напрягся и смотрит. И если посмотреть в нижнюю часть фрески, то видно, что он своей металлической поножей наступает на голую босую ногу молодого человека, который стоит с факелом и смотрит сосредоточенно, он весь просто вышел во внимание. Воин очень сильно придавил его железной пяткой, но этот молодой человек даже не дрогнул: он не чувствует боли, он даже внимания не обращает, что на нем стоит мужчина в железном доспехе – так он напряжен, так сосредоточен. Как найти такие детали? Не в эпоху, когда искусство уже привыкло работать с такой драматургией, а в те времена, когда оно еще ничего этого не знало? Джотто был первый. Посмотрите внимательно на картину – на ней действие происходит здесь и сейчас, в данный момент, в данную минуту, в данную секунду. Время подвешено к минуте, еще секунда – и можно расходиться, все кончено: Но пока этого еще не произошло, это напряжение мгновения, на которое все намагничено. Второе время – это время историческое, потому что Джотто нам показывает историческое действие. Это один из центральных эпизодов истории Христа, который входит в страсти Господа. Но художник нам показывает и время вечности, безграничное. Как он это делает? Края фрески режутся просто по лицам и по фигурам. Можно предположить, что там еще много-много людей: очень много, полный город, полная страна, полный земной шар… их столько, что они просто не вмещаются туда. Вы можете представить себе, какое огромное количество людей видит это действие из другого пространства и другого времени. Интересно также и то, что действие происходит на авансцене, но вы видите, что герои окружены людьми. То есть если бы вы посмотрели на фреску сверху, то вы увидели бы, что это как бы круг, разделенный на две части, и что там тоже очень большое количество людей. Это выходит за пределы сюжета, это больше, ваше воображение должно вам подсказать, насколько это больше. Но здесь есть одна тонкость, просто невероятная: на самом заднем плане есть одна фигура, которая как бы сдвинута чуть от оси центральной фигуры вправо, чтобы ее было хорошо видно. В профиль к нам парень с надутыми, как шары, щеками. Он смотрит в небо и трубит в олифант, то есть в рог из слоновой кости, инкрустированный золотом. Он трубит вверх, единственный на этой фреске. Что это означает? Воскрешение из мертвых. Когда ангелы трубят вниз – это набат, Страшный суд, а когда они трубят вверх – это воскрешение из мертвых. Именно это подразумевает художник. Джотто показывает – Иуда еще не поцеловал Иисуса, а там уже трубят воскрешение из мертвых, славу бессмертия.
Он предатель, он совершает предательство. А для Джотто предательство учителя – это самый страшный грех, которому нет прощения. И он дает посмотреть на этого человека близко, посмотреть на его физическое уродство. Он первый раз физическое уродство отождествляет с уродством нравственным, а физическую красоту и совершенство с красотой нравственной совершенной. Джотто намечает тот путь, по которому пойдет эпоха Возрождения, когда всегда Иуду будут изображать уродом, как на картине Леонардо да Винчи, как на картине Гирландайо. Это вообще всегда уродливое существо. Для этих людей другого варианта поступка не существовало: он был единственный и такой страшный, что предателю остается только повеситься на осине.

ИЛЛ.2 Леонардо Да Винчи

ИЛЛ.4 Тайная вечеря. Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год. Государственный Русский музей

Экскурсионные групповые и индивидуальные туры во Флоренцию

Италия, Флоренция

Флоренция – один из самых красивых городов Италии, расположена на берегах реки Арно, у подножия Северных Апеннин, в регионе Тоскана. Название города дословно переводится как «цветущая», что полностью соответствует роли Флоренции в истории Италии.

Этот город – один из самых значимых культурных центров Европы, который стал родиной итальянского Возрождения и, таким образом, повлиял на развитие мировой культуры.

Итак, желаете посетить Флоренцию? Просто позвоните нам:

или забронируйте тур онлайн:

Мосинтур — туроператор по Италии с 1984 года. Можем смело утверждать, что за годы работы мы накопили очень большой опыт и знаем об Италии практически все (в рамках разумного).

Обратитесь к нам и все заботы и хлопоты по организации мы возьмем на себя.

Все еще сомневаетесь? Почитайте отзывы наших клиентов.

Мы работаем с 09:00 до 20:30 в будние дни и с 11:30 до 17:00 по субботам.
К нам всегда удобно заехать — до или после работы или в выходные.

Туры во Флоренцию — цены, даты заездов и детали программ

Групповый туры по Италии с посещением Флоренции проходят круглогодично, их выбор достаточно широк — от наиболее демократичных «Новая Классическая Италия» или «Итальянские Сюжеты», со стоимостью от 23900 рублей до «Italia a’la cart. Рим — Венеция» или «Искусство и культура. Венеция — Рим», стоимостью чуть более 49000 рублей. Следует отметить, что Флоренция — один из самых дорогих городов Италии, поэтому остановка по групповым турам Италии во Флоренции не предусматривается, сюда приезжают группы с экскурсией по городу и останавливаются уже дальше по маршруту.

Флоренция — индивидуальные поездки

Флоренция привлекает ценителей искусства и культуры со всего мира. В центре города сосредоточено около 500 отелей, от шикарных, элегантных 5* до отелей попроще, категории 3-4*. Но, в любом случае, проживание во Флоренции достаточно дорого, здесь часто проходят различные выставки, экспозиции, семинары и другие мероприятия, и во время их проведения город буквально наполнен гостями со всего света.

Флоренция — отзывы клиентов компании «Мосинтур»

1. Светлана и Евгений, апрель 2011 года:

Посетили Флоренцию, самостоятельно путешествуя по Италии весной 2011 года. Город понравился, здесь много различных музеев, красивых площадей и церквей, для вечерних прогулок как нельзя кстати подошла набережная со старинными мостами и ресторанциками вдоль неё. Интересно было взглянуть на город со смотровой площадки, конечно же, не оставили мы без внимания ни Домский собор, ни Уффици. В-общем, культурное наслаждение, на которое мы рассчитывали, получили.

Иные отзывы клиентов нашей компании о всех городах и странах приведены здесь,

История Флоренции

Поселения этрусков на территории современной Флоренции существовали еще с VIII в. до н.э., а сам город основал Гай Юлий Цезарь в 59 г. до н.э., когда выделил на берегах Арно земельные участки для своих отставных легионеров-ветеранов. По легенде, свое название город получил от Каста Флоренция — «Процветающий военный лагерь».

Но активный рост города начался намного позже, во времена средневековья. Начиная с IX в. во Флоренции начало развиваться ткачество, а вслед за ним – торговля и банковское дело. При этом правил городом не сеньор, а коммуна горожан, которая обеспечила дальнейшее экономическое процветание города и всей Тосканы. Уже к XIII в. Флоренция стала настолько богатым городом, что начала чеканить собственную золотую монету – первую в Европе.

Настоящий расцвет культуры Флоренции произошел в эпоху ренессанса – в XV-XVI веках, когда в ней жили и работали Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, а также Петрарка и Данте. В период борьбы за объединение Италии Флоренция в течение нескольких лет (в 1865 – 1870 гг.) была столицей государства, а затем уступила это право Риму.

Достопримечательности Флоренции

Площадь Синьории — центральная площадь и «сердце» Флоренции. Именно здесь происходили многие важные события истории города. Именно на эту площадь выходит фасад Палаццо Веккио, строительство которого началось в 1294 году по проекту Арнольфо ди Камбио.

Читайте также  История архитектуры древней греции

Это мощная средневековая крепость, со сторожевой башней, высота которой достигает 94 м, изначально задумывалась как здание для правителя города. И до сегодняшнего дня в ней работает муниципалитет Флоренции.

Галерея Уффици – здание, построенное между Палаццо Веккио и рекой Арно по проекту архитектора Джорджи Вазари в 1560-1570 гг. Первоначально этот комплекс предназначался для городской канцелярии, но уже в 1581 г. в его стенах разместили богатейшее собрание картин, которые собрало семейство Медичи. До сих пор коллекция Уффици считается одно из самых крупных в мире.

Здесь можно увидеть работы великих итальянцев, работавших в разные годы во Флоренции – Боттичелли, Рафаэля, Тициана, Рубенса, Перуджино и многих других художников.

Галерея Академии — еще один знаменитый музей Флоренции, гордость которого – огромная коллекция скульптур работы Микеланджело, в том числе и подлинная статуя Давида, которую перенесли с постамента на площади Синьории (сейчас на самой площади установлена ее точная копия).

Церковь Санта Кроче – явление очень многообразное, многоликое. Первая деревянная церковь Санта Кроче была построена в 1228 году. Строительство каменной церкви началось в 1294 году. Начал это строительство великий флорентийский зодчий Арнольдо ди Камбио, по проектам которого во Флоренции построено очень многое, например, собор Санта-Мария-дель-Фьоре и Палаццо Веккьо.

Строили базилику Санта Кроче долго. Вообще итальянские храмы строились в течение столетий. Строительство базилики длилось 154 года, а закончили его в 1448 году.

Во внутреннем дворе Санта Кроче находится Капелла Пацци – усыпальница семейства Пацци – богатого банкирского рода, который соперничал с родом Медичи. Капелла Пацци знаменита тем, что ее спроектировал Филиппо Брунеллески – выдающийся флорентийский зодчий.

Здесь же скульптура работы Баччо Бандинелли — Бог Саваоф. Баччо Бандинелли, живший в XVI веке был современником Микеланджело Буонарроти и оказался в тени своего гениального коллеги.

Микеланджело смеялся над Баччо Бандинелли, говоря, что его скульптуры напоминают мешки с дынями. Этим он хотел сказать, что создать могучую человеческую фигуру Бандинелли никак не удается.

Скульптура Бог Саваоф стоит во внутреннем дворе только с XIX столетия, до этого она помещалась в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре, после реконструкции которого скульптура Саваофа и была перевезена в Санта Кроче.

Базилика Санта Кроче интересна, прежде всего, тем, что это усыпальница, в которой в атмосфере невероятной красоты и торжественности покоятся многие величайшие государственные и культурные деятели Италии.

Прах Джоаккино Россини был перенесен сюда из Франции, через много лет после смерти композитора, который был знаменит не только как музыкант, но и как человек необычайного остроумия. Узнав, что итальянские власти собрались воздвигнут ему прижизненный памятник за 20 000 лир, он заметил: «Зачем тратить столько денег, — дайте мне половину и я сам постою на постаменте!»

А вот памятник Николо Макиавелли, который не был так безнравственен и циничен, но утверждал, что успешного политика отличают уверенность, смелость и гибкость в решениях, — не правда ли актуально и сегодня!

Одно из самых красивых надгробий – памятник Данте Алигьери, — но праха поэта здесь нет! Дело в том, что Данте был изгнан из Флоренции и закончил свой земной путь в Равенне, где его и похоронили. А в пантеоне Санта Кроче — лишь памятник изумительной красоты и печали.

Здесь же гробница великого Галилео Галилея. И хотя он и не восклицал, будучи под судом: «И все-таки она вертится!», мы теперь точно знаем – она вертится!

Другие возможности для отдыха во Флоренции

Со времен средневековья во Флоренции сохранилось много различных традиций и праздников. Например, каждый год, начиная с 1530 г., в городе проходят соревнования по игре в мяч в исторических костюмах.

В июне (24 числа) в городе широко празднуется день Иоанна Крестителя – покровителя города, а в день Благовещения проходит «Праздник сверчка». Кроме того, каждый май в городе проходит фестиваль «Флорентийский музыкальный май».

Транспорт Флоренции

Доехать до Флоренции удобнее всего из столицы Италии – Рима на поездах, которые регулярно отходят от вокзала Термине. Флоренция – один из немногих городов в мире, где запрещено передвижение на личном автотранспорте. Поэтому на машине можно подъехать только к черте города, а затем придется ее оставить.

Зато здесь отлично развит общественный транспорт: в городе работают 35 автобусных маршрута и 4 маршрута, по которым ходят трамваи, речные трамвайчики, а также уникальные экологические автобусы. С их помощью можно без труда добраться в любую часть города и осмотреть все достопримечательности.

Полезные данные

Один из самых известных ресторанов Флоренции — Alle Murate, в котором можно попробовать лучшие блюда местной кухни: пюре из белой фасоли с креветками, вареного осьминога с картошкой и т.п. Блюда тосканской кухни можно заказать в ресторанчике Buca Lapi, который построен на месте винного погреба старинного флорентийского семейства Антинори.

Излюбленное место для прогулок туристов – мост Понте Веккио, который сохранился до нас в том виде, каким он был задуман в 1345 г. По обеим сторонам моста до сих пор работают маленькие тесные магазинчики, в которых продаются знаменитые флорентийские золотые изделия.

Будем рады ответить на Ваши вопросы — воспользуйтесь формой запроса или звоните:
(495) 730-13-30 .

Мы работаем с 09:00 до 20:30 в будние дни и с 11:30 до 17:00 по субботам .

Доменико гирландайо тайная вечеря

Тайная вечеря , также называемая в Новом Завете Вечеря Господня , последняя трапеза, которую разделяют Иисус и его ученики в горнице в Иерусалиме , по случаю установления церковного праздника. Евхаристия . История Тайной вечери в ночь перед распятием Христа описана в четырех книгах Нового Завета ( Матфея 26: 17–29; Марка 14: 12–25; Луки 22: 7–38; а также 1 Коринфянам 11: 23–25). Письма апостола Павла и Деяния апостолов демонстрируют, что ранние христиане верили, что это учреждение включало в себя мандат на продолжение празднования как ожидание в этой жизни радостей пира, который должен был наступить в Царстве Божьем .

«Тайная вечеря», фреска Доменико Гирландайо, 1480 г .; в церкви Оньиссанти, Флоренция.

В синоптических Евангелиях ( от Матфея, Марка и Луки) и ранние традиции церкви утверждают , что Тайная Вечеря произошла на Песах . Согласно библейскому повествованию, Иисус послал двух своих учеников приготовить еду и встретился со всеми учениками в горнице. Он сказал им, что один из них предаст его. После благословения хлеба и вина и давая им есть и пить, Иисус сказал им, что это Его тело и Его кровь Завета . Хотя рассказ о Распятии в Евангелии от Иоанна указывает на то, что Тайная вечеря не могла быть пасхальной трапезой, многие толкователи принимают повествование, данное в синоптических Евангелиях.

В христианском искусстве традиционно изображались два аспекта Тайной вечери: откровение Христа своим Апостолам о том, что один из них предаст Его, и их реакция на это объявление, и установление таинства Евхаристии с причастием апостолов. Ранний христианское искусство ( с. 2nd- с. 6 — го века) подчеркивает , ни аспект Тайной Вечери к исключению других, но после этого восточноевропейской обычно благоприятствования композиции , подчеркивающая символических аспекты события, и Запад выступают за тех , подчеркивая описательные .

«Тайная вечеря», фреска Андреа дель Кастаньо, 1447 г .; в Сенаколо-ди-Сант-Аполлония, Флоренция.

Леонардо да Винчи: Тайная вечеря

Тинторетто: Тайная вечеря

В раннехристианском искусстве присутствие рыбы на столе символизирует установление Евхаристии. Этот символ появлялся в западных изображениях общения апостолов до 15 века, когда его заменили чашей и облаткой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector