Древнегреческая архитектура кратко

Древнегреческая архитектура кратко

§ 34. Древнегреческое искусство

Своего наивысшего расцвета древнегреческое искусство достигло в V–IV веках до н. э. Именно в этот, сравнительно короткий промежуток времени были созданы многие из тех величайших произведений, которые и поныне украшают музеи мира. В этот период создавали свои творения прославленные греческие мастера: архитекторы, скульпторы, художники. В Афинах и других городах Греции были возведены шедевры архитектуры, которые стали эталоном красоты и образцом для подражания на многие столетия.

Архитектура Древней Греции

Греки придавали большое значение внешнему облику своих городов и заботились об их украшении. Они строили величественные храмы и пышные общественные здания, украшали площади беломраморными портиками и множеством прекрасных скульптур.

Самыми важными сооружениями любого древнегреческого города являлись храмы, особенно те из них, что были посвящены богу – покровителю города. В храмах эллины не только приносили жертвы богам, но и хранили городскую казну, приносимые в жертву дорогие дары, военные трофеи. На площади перед храмами в праздники проходили пышные церемонии и устраивались торжественные шествия. Храмы горожане старались делать как можно более нарядными. Для их постройки привлекались лучшие строители и архитекторы, скульпторы и художники, использовался самый дорогой белоснежный мрамор. Храмы были самыми красивыми зданиями любого греческого города.

Почему храм являлся наиболее важным сооружением древнегреческого города?

Храм являлся венцом древнегреческой архитектуры. В нем воплотились все лучшие достижения строителей и архитекторов Эллады. Возводился он обычно на ступенчатом каменном возвышении и имел прямоугольную форму. Сверху его венчала широкая двускатная крыша, поддерживаемая рядами высоких колонн. Первоначально их делали очень мощными и завершали сверху квадратной плитой. Такие колонны назывались дорическими. Позднее греки научились высекать более тонкие и стройные ионические колонны. Их можно отличить по венчающим их сверху двум изящным каменным завиткам.

Дорическая и ионическая колонны

Греческий храм имел два фронтона. Обычно их украшали статуями и рельефами. Внутри каждого греческого храма помещалась статуя того божества, которому он посвящался. Самым совершенным образцом греческого храма является Парфенон, возведенный на афинском Акрополе в V веке до н. э. Фидием.

Скульпторы изображали не только богов и героев, но и великих людей, знаменитых полководцев, прославленных актеров, драматургов, атлетов. Статуями греки украшали площади и центральные улицы городов, храмы, общественные здания, театры. Например, в Афинах во времена Перикла их было так много, что эллины даже шутили: «статуй в Афинах больше, чем жителей». Материал, из которого скульпторы изготавливали свои произведения, был самым разнообразным. Их вырезали из дерева, высекали из мрамора, отливали из меди и бронзы. Мраморные статуи обычно раскрашивали в телесный цвет, а деревянные нередко оклеивали тонкими пластинами из слоновой кости, отчего они тоже приобретали оттенок человеческого тела. В глаза скульптур часто вставляли блестящие драгоценные камни.

Древнегреческие скульпторы научились не только точно показывать людей, но и изображать их в движении. На лицах своих персонажей они старались запечатлеть напряжение борьбы, радость победы, горечь поражения. Современники говорили, что статуи величайших греческих мастеров настолько совершенны, что кажется, будто они живые.

Богиня Афина. Древнегреческая скульптура

Одним из самых выдающихся древнегреческих скульпторов был Фидий, создатель величественного Парфенона и прекрасной статуи богини Афины, украсившей афинский Акрополь. Лучшим произведением знаменитого мастера греки считали 12-метровую статую Зевса, изготовленную для храма этого бога в городе Олимпии. Ее каркас Фидий сделал из дерева, лицо, руки и грудь скульптуры покрыл пластинами из слоновой кости, а одежду, волосы и бороду Зевса отлил из чистого золота. Греки считали статую Зевса Олимпийского одним из чудес света.

Какие еще чудеса света вам известны?

В отличие от произведений скульпторов, творения древнегреческих художников до нашего времени почти не дошли. Знаем же мы о них главным образом со слов древних авторов. В Элладе было развито искусство живописи на глиняных и деревянных досках. Дома многих богатых людей в Греции украшали яркие фрески и искусно выполненные мозаики.

Греческие философы. Древняя мозаика

Судить о развитии древнегреческой живописи мы можем и по сохранившимся до нашего времени произведениям художников-вазописцев. Обычно они рисовали сцены из мифов и легенд, изображения богов и героев Эллады, эпизоды сражений эллинов с варварами. Нередко художники брали сюжеты из «Одиссеи» и «Илиады», а также изображали то, что видели в повседневной жизни. В VI веке до н. э. вазописцы наносили рисунки на вазы специально приготовленным черным лаком. Фоном для этих изображений служил естественный красноватый цвет глиняных сосудов. Такие вазы принято называть чернофигурными.

Позднее, в конце VI века до н. э., фон рисунка стали закрашивать черным лаком, для фигур же оставляли цвет глины. Такие рисунки получались очень подробными, а тела людей приобрели более естественный красноватый цвет. Эти вазы называют краснофигурными.

Лак, применявшийся вазописцами, был очень прочным, не выгорал под лучами солнца и не облетал от времени. Расписанные им сосуды и сейчас выглядят так, как будто только что вышли из рук древнего мастера.

Всемирное значение искусства Древней Греции

Искусство Эллады наложило отпечаток на искусство многих народов мира. Величайшие шедевры древнегреческой архитектуры стали образцом для подражания многим поколениям как древних, так и современных архитекторов. По примеру их простых, но в то же время очень величественных и строгих сооружений они возводили собственные постройки. И до сих пор во многих современных зданиях, которые нас окружают, мы можем видеть элементы древнегреческого архитектурного стиля: фронтоны, фризы, портики и колонны.

Не меньшее влияние на развитие мирового искусства оказали греческая живопись и скульптура. Художники и скульпторы многих стран мира создавали свои произведения на сюжеты греческих мастеров, часто подражая, а то и копируя их.

V–IV века до н. э. были периодом наивысшего расцвета древнегреческого искусства. В эту эпоху архитекторами, скульпторами, художниками были созданы выдающиеся произведения. Работы древнегреческих мастеров оказали большое влияние на развитие искусства многих стран и народов.

Фронтон – треугольное пространство между двускатной крышей и карнизом здания.

V–IV века до н. э. Период расцвета древнегреческого искусства.

Первая половина VI века до н. э. Появление чернофигурной керамики.

Вторая половина VI века до н. э. Появление краснофигурной керамики.

Вопросы и задания

1. На какие века пришелся период наивысшего расцвета древнегреческого искусства? Пользуясь подписями к иллюстрациям и текстом учебника, перечислите знаменитых древнегреческих мастеров и принадлежащие им произведения искусства.

2. Опишите устройство древнегреческого храма.

3. Какие черты мужчины и женщины старались воплотить в своих произведениях греческие скульпторы? Какими особенностями жизни древнегреческого общества это было вызвано?

4. Когда возникли и чем отличались чернофигурная и краснофигурная керамика?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Древнегреческое у Шекспира

Древнегреческое у Шекспира Вопрос 3.140В комедии «Бесплодные усилия любви» мы встречаем следующий диалог:«Судья. В кого был влюблен Самсон, мой дорогой мальчик?Мальчик. В женщину, хозяин.Судья: Какого темперамента?Мальчик. Всех четырех, или трех, или двух, или одного из

Древнегреческое у Шекспира

Древнегреческое у Шекспира Ответ 3.140Холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик.Ответ 3.141Печень — страсти, сердце — волю.Ответ 3.142В Пелле.Ответ 3.143Жители древнего Коринфа были известны распущенностью нравов. Отсюда коринфянин — шуточное обозначение пьяницы и

А где же искусство?

А где же искусство? В самом деле, почему ничего не осталось от хазар, тогда как хуннские курганы полны шедевров, [52] тюркские и половецкие «каменные бабы» обнаружены в огромном числе, уйгурские фрески украшают галереи Эрмитажа и Берлинского музея, и даже от древних угров

4. Искусство

4. Искусство Большую распространенность приобретали «левые» направления в искусстве. Их видные представители — театральный деятель В. Мейерхольд и художник М. Шагал — занимали даже государственные должности в системе Наркомата просвещения. В числе наиболее значимых

4. Искусство

4. Искусство Отечественные киномастера 1920-х гг. внесли выдающийся вклад в развитие не только советского, но и мирового кинематографа. Наибольшую известность приобрели фильмы «Октябрь», «Броненосец „Потемкин“», «Стачка» С. Эйзенштейна, «Мать» В. Пудовкина, «Арсенал» и

4. Искусство

4. Искусство Едкая сатира на «советские» нравы (правда, относящая отрицательные явления на счет «пережитков прошлого»), реалистический взгляд на проблемы истории и современной жизни, тонкий лиризм, — все это с большой силой отразилось в киноискусстве 1950–1960-х

4. Искусство

4. Искусство Несмотря на жесткие цензурные условия, говорить о силовой и художественной унификации сфер искусства в 1960–1980-х гг. уже невозможно.Политика прямых и жестких запретов начала уходить в прошлое. Однако полностью от нее и не отказались: оказались на пресловутой

4. Искусство

4. Искусство Кинематографисты оказались первыми среди тех, кто внес свой вклад в дело духовной «перестройки» общества. Фильм «Покаяние» Т. Абуладзе разоблачал произвол 1930-х гг. Многие картины были посвящены сатирическому описанию нравов бюрократии. Общественный отклик

4. Искусство

4. Искусство В числе наиболее заметных кинопроизведений 1990-х — «Урга» и «Утомленные солнцем» Н. Михалкова, «Ревизор» А. Газарова, «Брат» А. Балабанова, «Небо в алмазах» В. Пичула, «Ширли-мырли» В. Меньшова, «Страна глухих» В. Тодоровского. Получили признание новые актерские

3.1.7. Древнегреческое серварное общество: социальная структура, организация власти, духовная культура

3.1.7. Древнегреческое серварное общество: социальная структура, организация власти, духовная культура В составе античного общества прежде всего выделяются два общественных класса: класс серваристов (рабовладельцев) и класс сервариев (рабов). Это парно-антагонистические

Тема 21 Изобразительное искусство республиканского Рима (скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство)

Тема 21 Изобразительное искусство республиканского Рима (скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство) Эпоха республики в Риме (конец VI в. до н. э. – последняя треть I в. до н. э.) и особенности развития культуры и искусства в эту эпоху (медленное развитие в

Тема 15 Архитектура и изобразительное искусство старо– и средневавилонского периодов. Архитектура и изобразительное искусство Сирии, Финикии, Палестины во II тысячелетии до н. э

Тема 15 Архитектура и изобразительное искусство старо– и средневавилонского периодов. Архитектура и изобразительное искусство Сирии, Финикии, Палестины во II тысячелетии до н. э Хронологические рамки старо– и средневавилонского периодов, возвышение Вавилона при

Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э

Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э Особенности хеттской архитектуры, типы сооружений, строительная техника. Архитектура Хатуссы и проблемы

Тема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс. до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.)

Тема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс. до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.) Общая характеристика политической и экономической ситуации в Иране в I тысячелетии до н. э., приход к власти Кира из династии Ахеменидов в

Искусство Древней Греции. Архаика

В искусствознании термин «архаика» применяется к раннему периоду развития искусства Древней Греции (7—6 вв. до н. э.).

Эпоха архаики — это время становления греческих полисов и интенсивного сложения древнегреческой культуры, формирования основных градостроительных принципов, видов храмов, жилых и общественных зданий. В это время получает развитие ордерная система (дорический и ионический ордера). Появляются новые типы монументальной скульптуры — статуи юношей-атлетов (курос) и девушек (кора).

Архитектура

Элементы ордерной системы

В отличие от египетской архитектуры, которая ориентировалась на заупокойный культ, и от критской, бывшей преимущественно дворцовой, греческая архитектура была в первую очередь храмовой. Но греческие храмы имели с самого начала совершенно особое назначение. В них не собирались молящиеся, т. к. культовые церемонии совершались перед жертвенником под открытым небом. Греческий храм служил исключительно помещением для храма божества. Но это было не священное жилище самого божества, подобно верхней части вавилонского зиккурата, а «жилище» его величественного изваяния в образе прекрасного мужа или жены. Так что храм являлся как бы вместилищем, архитектурным обрамлением вящей красоты, той, что не сумела создать природа, предоставив это дело человеку.

С формированием греческих полисов совпадает развитие культовой архитектуры. К VII веку до н.э. появилась необходимость в храмах, которые строились на самых видных местах, на высоких холмах, порой на берегу моря, так как храм был не только святилищем, центром религиозной жизни полиса, но и центром его политической и экономической деятельности.

Греческий храм возник из микенского мегарона. Статуя божества помещалась в святилище — целле (cella), архитектурно соответствующей залу царского мегарона, где стоял очаг. Свет проникал в целлу только через дверь, так что в ней царил полумрак, создававший особо торжественное настроение. Целлу обрамляла колоннада.

Древнейшим типом каменного архаического храма был так называемый «храм в антах». Он состоял из небольшой целлы с двускатной крышей. Её фасад был оформлен выступами боковых стен — антами и украшен двумя колоннами. по этому типу были построены сокровищницы в Дельфах и Олимпии.

Дальнейшим шагом в развитии архитектуры храма был простиль. На переднем фасаде простильного храма были размешены четыре колонны. В храме амфипростильного типа колоннада украшала уже как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу. Причём колонны теперь располагались не между, а перед антами. Однако самым распространённым стал другой тип храма — периптер, который был окружён колоннами со всех четырёх сторон. Чаще всего на главном фасаде было шесть колонн, такие храмы назывались гексастильными периптерами. Наиболее сложный тип храмового здания — диптер, который включает два ряда колонн, окружающих целлу.

Уже в архаическую эпоху в греческой архитектуре ясно выявились два стиля, или, как принято говорить, ордера: дорический и ионический. Ордер (что значит строй, порядок) определяет структуру колонн и покоящейся на ней верхней части здания (антаблемента).

Дорический ордер, который можно считать основным в развитии греческой архитектуры, частично восходит к Микенам, а также отражает начало, внесённое дорийским завоевательным потоком. Он характерен для Пелопонесса и греческих поселений в Сицилии и Южной Италии. Происхождение ионического ордера связано с богатыми городами Ионии, где в разных формах ощущается наследие минойского искусства, и влиянием архитектуры стран Передней Азии (Финикии, Ирана).

Одни и те же ордерные части применялись в обоих стилях, но различие в деталях приводило к совершенно разному впечатлению. Дорический ордер своей простотой и геометричностью воплощал идею мужественности, гармонию силы и строгости. Ионический же ордер выражал стремление к декоративности, лёгкости форм, лиричности.

Важнейшей частью ордера была колонна, как основная несущая конструкция. В дорическом ордере колонна не имеет базы и стоит прямо на стилобате. Её массивный ствол сужается кверху, прорезан желобками-каннелюрами и завершается капителью состоящей лишь из круглой подушки-эхины, которая в свою очередь упирается в квадратную плиту-абаку. Соотношение частей в ней основано на точном математическом расчёте.

Фриз дорического ордера разделён триглифами на участки-метопы. Триглифы — участки фриза с тремя вертикальными каннелюрами. Прямоугольные метопы дорического фриза требовали рельефов, изображающих не более двух-трёх фигур, а их чередование позволяло рассказать в эпизодах о каком-нибудь сражении или подвиге мифологического героя.

Дорический карниз имеет простое ступенчатое строение, без дополнительных украшений. Вернее, украшением ему служат его пропорции. Архитрав представляет собой простую гладкую балку. В соотношении ширины карниза, фриза и архитрава, как и в колонне основанном на математическом расчёте, часто используются пропорции «золотого сечения».

Колонна ионического ордера выше и тоньше по своим пропорциям, чем дорическая. Она имеет базу, а эхина капители образует два изящных завитка-волюты. Рёбра каннелюр по бокам стёсаны и имеют дорожки. Ионическая колонна как бы вырастает над базой и распускается вверху, подобно цветку. Соотношение частей в ней тоже основано на математическом расчёте, но этот расчёт не стесняет фантазии, он менее очевиден, чем дорический.

Ионический фриз идёт сплошной полосой и не разделён на отдельные участки, подобно дорическому. По непрерывной горизонтали ионического фриза располагаются вереницы фигур — перед нами опять таки либо сражения, либо охоты, либо культовые процессии.

Карниз и архитрав ионического ордера более декоративны, чем в дорическом, имеют более сложную ступенчатую структуру. Некоторые их части дополнительно украшены простым линейным орнаментом.

По своему строению греческая колонна идеально соответствовала своему назначению, полностью отвечала принципу функциональности, и потому греческие ордеры выдержали испытание временем.

Зодчество и ваяние составляли в Греции единое органическое целое. В замечательном памятнике VI века, сокровищнице в Дельфах, человеческая фигура заменяет ионическую колонну, так что опорой кровли служат статуи девушек-кор.

Скульптура

Cкульптура эпохи архаики украшает храмы. Суровые изваяния изображают богов и мифологических героев (Тесея, Геракла, Персея), борющихся со страшными чудовищами — олицетворениями зла и пороков. Архаическая скульптура представлена первоначально небольшими деревянными, позже бронзовыми статуэтками («Аполлон из Фив», 1-я пол. 7 в. до н. э.), затем изваяниями обнажённых куросов и стройных кор в длинных одеждах. Назначение кор, как и назначение куросов неизвестно, но главное — в них сосредоточено женское, подвижно-эмоциональное начало, как в куросах — мужское, разумно-волевое.

Массивность и слабая расчленённость фигур созвучна архитектурным формам архаических храмов. В них воплотились эстетические представления о физическом совершенстве человека, доблести защитника полиса, могуществе божества. Неподвижность и обобщённость форм дополняются условным обозначением движения. Первые из дошедших до нас греческих скульптур ещё явно отражают влияние Египта. Оно проявляется во фронтальности скульптуры и вначале ещё робком преодолении скованности движения — выставленной вперёд левой ногой или прижатой к груди рукой.

Знаменательная черта: уже на заре греческого искусства скульптурные изображения богов отличаются от изображений человека только эмблемами. Так что в той же статуи юноши мы подчас склонны признать то просто атлета, то самого Апполона, бога света и искусств.

Скульпторы, использовали как средство психологической выразительности лишь крайне ограниченную мимику человеческого лица, так называемую «архаическую улыбку». Трудно подыскать ей точный эпитет. В «архаической улыбке» проскальзывает игривая насмешка, но откровенно насмешливой её не назовёшь. Улыбка застывшая, не совсем естественная. Так что черты куроса или коры не создают впечатления подлинно живого человеческого лица. Это ещё не лица, а лики, как в Древнем Шумере. Однако «архаическая улыбка» свидетельствует о стремлении художника одухотворить образ, чтобы предстал перед нами не только обнажённый атлет с прекрасно тренированным телом, но и юный муж, озарённый разумом. Условная улыбка, в котой какая-то особая острота, особое очарование, передающиеся всему образу.

Несмотря на скудость средств психологической выразительности, художники умели вместе с тем достигать богатства эмоционального строя образов с помощью тонкой моделировки цельных объёмов, виртуозной пластической трактовки драпировок, отличающихся то сдержанным и строгим, то прихотливым линейным ритмом складок.

Архитектурные детали и скульптурные украшения храмов были ярко раскрашены, что придавало зданиям нарядно-праздничный вид. Богатая раскраска усиливала реализм и выразительность изображений, манила и веселила взор, делала образ ещё более понятным и близким. Однако эту окраску утратила почти вся дошедшая до нас античная мраморная скульптура.

Но и бронзовые изваяния не дошли до нас в первоначальном виде. Бронзовые статуи богов и героев ярко сверкали на солнце золотистым светом металла. И подобно мраморным статуям, они были многоцветны: с глазами из стекла или самоцветов, с красной медной пластиной на губах, часто приоткрытых над серебряной чеканной пластиной, изображающей зубы, и со многими другими инкрустациями иного цвета, чем бронза. Почти всё это утрачено, кроме бронзы, но и она сама потеряла свой первоначальный солнечный блеск.

Живопись

Цвет в греческой пластике ясно указывает на связь её с живописью. Живопись почиталась в Элладе наравне со скульптурой. По литературным источникам известно, что монументальная живопись процветала в Древней Греции уже в VII веке до н. э.

Отблеском её являются разве что три большие метопы, украшенные росписями, а не рельефами, с изображением мифологических сцен. Это ещё весьма наивные композиции, исполненные, однако, подлинного динамизма и хорошо вписывавшиеся в архитектурную композицию храма.

Но самым ярким отблеском греческой живописи той поры служит ныне греческая керамика. Вазописцы, несомненно, вдохновлялись станковой и монументальной живописью, и потому их собственные достижения для нас особенно показательны.

Керамика

Ваза с росписью в ориентальном стиле

В эпоху архаики получили развитие основные разновидности древнегреческих ваз: овальные амфоры с узкой шейкой и двумя ручками — для хранения вина, зерна, растительного масла и мёда; объёмистые кратеры с широким горлом — для вина смешанного с водой, обычного напитка греков; изящные гидрии — кувшины для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, чтобы поднимать на голову, и третьей, вертикальной, чтобы снимать с головы; плоские с ножкой и двумя ручками килики — чаши для питья; высокие удлинённые лекифы — для душистого масла и ещё многие другие кувшины и чаши. Все они отличаются стройностью, форма каждого сосуда строго соответствует его назначению. В их росписях, порой сплошь покрывающих поверхность сосудов, жёсткость линий и условность геометрических узоров постепенно уступают место гибкости линий и силуэтов, богатым растительным мотивам, распространяются сюжетные, главным образом мифологические, сцены.

Читайте также  Богиня еды в древней греции

Развитие вазовой росписи шло от геометрики — схематичных, отвлечённо-декоративных изображений — к композиции сюжетного характера. Уже в VII веке до н. э. в рисунки на вазах художники стали вводить растительные мотивы и сюжетные сцены. Близость малоазийского Востока выразилась в декоративности и красочности композиций, заставившим называть стиль вазописи VII в. до н. э. ориентализирующим, или ковровым. Орнаментальность, составляющая отличительную черту рисунков этого периода, пронизывает фигурные изображения и поглощает их, растворяет в певучих ритмах своих мотивов. В характере таких росписей много общего с любимой тогда роскошью одежд, обилием украшений.

На рубеже VII — VI веков до н. э. в вазописи художественный образ начинает освобождаться от орнаментальных «одежд», приобретать конкретность реальных контуров. В VI веке до н. э. орнаменту отводится подчинённая роль, он уже не заглушает действие сюжета.

Чернофигурный стиль вазописи

Искусство вазописи быстро совершенствуется в позднюю архаическую эпоху. В конце VII—VI вв. до н. э. в вазописи Коринфа, а затем Афин утверждается чернофигурный стиль, бессюжетный орнамент теряет своё былое значение, и человеку начинают уделять основное внимание, а его образ начинает приобретать всё более реальные черты.

Чернофигурная роспись сугубо декоративна. Рисунок наводится чёрным лаком на глиняный жёлтый, розовый или оранжевый фон сосуда. В основе рисунка — силуэт, так что фигура даётся не объёмно, часто с головой в профиль, грудью в фас и ногами в профиль. Детали прорабатывались резцом, подобно гравировке по металлу. Тело женских фигур окрашивалось в белый цвет. Вся неразрисованная часть вазы покрывалась обычно лаком, который придавал ей металлический блеск.

В конце VI века до н. э. чернофигурная роспись сменяется краснофигурной, более совершенной, когда фигуры оставляются в цвете глины, а фон покрывается чёрным лаком. Светлые фигуры воспринимаются более реальными, они начинают «прорывать» поверхность вазы, будучи более объёмными, и роспись теряет свою декоративную роль украшений.

При всей простоте рисунка в ранних краснофигурных росписях он совершеннее, так как возможность изображения деталей тонкими линиями лака, едва заметными штрихами облегчает мастеру передаче трудных ракурсов и положений фигур. И пусть контуры фигур в ранних краснофигурных росписях ещё угловаты, но они уже в движении.

Сохраняя монументальность и целостность, свойственные памятникам древнейших цивилизаций, греческое искусство эпохи архаики постепенно обретает самобытность и яркие гуманистические черты.

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

Архитектурные ордера Древней Греции

Когда мы говорим об архитектуре Древней Греции, первое, что вспоминаем — это храмы. Величественные, визуально легкие, гармоничные, со стройными колоннадами. Именно к храмам в большей степени принято относить понятие «ордер». Термин впервые ввел в обиход Витрувий, о котором мы упоминали в статье » Секреты древнегреческих архитекторов «.

Ордер (от лат. ordo — ряд, порядок) — система несущих и несомых элементов стоечно-балочной конструкции, имеющих определенный состав, форму и взаимное расположение. В древнегреческой архитектуре различают три ордера — ионический, дорический и коринфский. Поскольку колонны стали одним из наиболее показательных элементов ордера, о них мы и скажем несколько слов.

Древнегреческие колонны: дорическая, ионическая, коринфская

Дорический ордер сформировался примерно в VII в. до н.э. Колонны, выполненные по канонам этого ордера, не имеют базы, они более мощные и приземистые, чем в других ордерах. Дорическая колонна лаконична. Каннелюры, обычно не более 20-ти, проходят вдоль всего ствола, что визуально утончает колонну, делает ее выше. Капитель состоит из круглой в сечении плиты эхина и невысокой квадратной плиты абаки. Узкое гладкое кольцо, прорезающее колонну под капителью, придает ей эстетическую завершенность, служит логичным переходом от вертикального рисунка каннелюр к горизонтальным элементам капители.

Ионический ордер оформился ненамного позже в конце VII — начале VI вв. до н.э. Ионическая колонна тоньше и выше. Здесь уже есть база сложная, состоящая из нескольких частей различных геометрических форм. Ствол прорезают 24 каннелюры, разделенные срезами. Увеличение количества желобков зрительно делает колонну еще более стройной и высокой. Эхин орнаментирован и с двух сторон оформлен волютами. Причем, если у центральных колонн волюты располагались диаметрально, то у угловых — на смежных «сторонах» колонны.

Схема с указателями

Коринфский ордер

Коринфский ордер возник в эпоху классики — V-IV вв. до н.э. Коринфская колонна выше и стройнее всех остальных. Хотя пропорции немного изменены, ствол и база имеют аналогичные с ионической колонной составляющие. Заметным отличием от предшественниц стала капитель. Она пышно изукрашена резьбой. Основу композиции составляют два ряда листьев аканта. А волюты ионической колонны здесь оригинально «превращены» в разворачивающиеся побеги папоротника или усики виноградной лозы.

Схема с указателями

Интересно, что «наследники» древнегреческих архитекторов — римляне — считали дорическую колонну слишком грубой, ионическую — слишком женственной, а потому использовали их довольно редко, отдавая предпочтение коринфскому ордеру. Однако в более поздние эпохи архитекторы Европы нашли применение всем типам. В период ренессанса художники черпали вдохновение из образцов коринфского и ионического стиля. А самый старый, дорический, нашел признание позже, в эпоху ампира. Еще позднее лаконичность, строгость этих колонн пришлась к месту при постройке зданий государственных и финансовых учреждений. И теперь дорическую колонну можно увидеть в любом уголке планеты.

Древнегреческая цивилизация

Между этими локальными цивилизациями выделяется особенно яркая эпоха эллинизма, которая охватывает период с 23 г. до н.э. до 30 г. до н.э.

Вся история Древней Греции условно делится на несколько периодов: крито-микенский (XXX-XX вв. до н.э.), гомеровский (XI – IX вв. до н.э.), архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н.э.) и эллинистический (IV – I вв. до н.э.) Древнегреческая цивилизация возникла на балканском полуострове и также она включала западное побережье малой Азии (западная часть нынешней Турции). Балканский полуостров с трёх сторон омывается тремя морями: с запада Ионическое, с юга Средиземное, с востока Эгейское море. Балканский полуостров в основном представлен гористой местностью очень мало плодородных долин и основным видом хозяйства в основном являлось скотоводство (выращивание овец и коз). Так же занимались земледелием (выращивали виноград (вино) и оливки (оливковое масло)), но только в двух долинах. В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Греции — на острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя ее, прежде всего на Эвбее. Также в Древней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов. Горнодобывающий промысел находился в Афинах на высоком уровне развития. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но, прежде всего керамику. Наконец, весьма ценился и камень: благодаря нему возникли со временем греческие храмы, другие памятники архитектуры и скульптуры.

Так какой же народ создал древнегреческую цивилизацию? некоторые наверно скажут греки. Но понятия греки и эллины это собирательные названия огромного конгломерата племен. В то время как среди этого конгломерата племен особенно ярко выделялись такие как:

Племена архейцев (динамичный, агрессивный народ), дорийцев, фелакки.

Древнегреческая цивилизация делится на три периода:

1. Архаический (8-6 вв.)

2. Классический (5-4 вв.)

3. Эллинистический (4-1 вв.)

В исторической науке существует мнение, что древнегреческая цивилизация сложилась не сразу. Что было как бы две попытки формирования цивилизации. Первый опыт цивилизации был связан с крито-минойской культурой или просто минойская культура. Любая цивилизация не формируется на пустом месте, ей что-то предшествует. В данном случае древнегреческой цивилизации предшествовало несколько цивилизаций, таких как:

киклатская (возникла на упоминаемых в древнегреческих мифах одноимённых островам), которая в свою очередь способствовала возникновению новой, яркой цивилизации, так называемой минойской цивилизации (на острове Крит, она получила своё название от имени царя Миноса).

Минойская цивилизация возникла на рубеже 3-2 тыс. лет до н.э. и она просуществовала около 500 лет. Эта цивилизация (минойская) была открыта английским археологом Артуром Лева в районе города Кнос. Он обнаружил неповторимые дворцовые сооружения, которые принадлежали царю Миносу. Исходя из находок А. Лева, можно представить жизнь населения того времени на острове Крит. Минойская цивилизация во- первых характеризуется рассветом земледельческой культуры. Здесь была освоена вся пригодная для обработки земли территория. Также важнейшую роль играло скотоводство. Наблюдался прогресс в ремесленничестве. Это было сильное централизованное государство, которое возглавил царь Минос. Кроме того, надо отметить тот факт, что жители занимались не только сельскохозяйственными работами, но также и активным морским пиратством. Царь Минос считался владыкой моря. Также минойскую цивилизацию можно встретить под названием дворцовая цивилизация из-за монументальных дворцов, строительство которых, по мнению ученых, было заимствовано у египтян. Но в 15 веке до н.э. остров Крит пережил страшную катастрофу. Существуют две версии относительно гибели цивилизации. Согласно одной из них на одном из небольших островов, который расположен где-то в 120 км к северу от Крита, произошло извержение вулкана с большим выбросом пепла и образовавшимся цунами. Существует и другая версия, что цивилизация погибла в результате нашествия агрессивных адериков, которые пришли с материковой части на остров. До настоящего времени единой точки зрения на гибель минойской культуры не существует.

На смену минойской цивилизации в этом регионе как бы в преддверие древнегреческой цивилизации появляется микенская цивилизация.

Севернее города Афины находится город Микены, на месте которого и возникла микенская цивилизация.

Отрыл микенскую цивилизацию Генрих Шлиман. Ища Трою в этом регионе, он наткнулся на великолепные дворцовые сооружения, чем и открыл микенскую цивилизацию или как её еще называют архейская культура от названия племени архейцы. Эта цивилизация очень хорошо описана в поэмах Гомера «Эллада» и «Одиссея».

Микенскую цивилизацию можно охарактеризовать следующими чертами. Такими как развитость дворцового строительства, но также строились грандиозные усыпальницы, которые получили название Толосы. В районе Микен и острова Крит было найдено около 600 глиняных табличек. Эти таблички представляли собой определенный вид письменности.

С конца 13 века, в течение 100 лет армейская культура была уничтожена. Ученые также ведут споры по поводу причины исчезновения этой цивилизации. По доминирующей гипотезе высказывается мнение, что эту цивилизацию уничтожили племена греков дорийцев. Города были уничтожены, часть населения переселилась на острова, а часть на западное побережье малой Азии.

11 — 9 века до н.э. в истории Греции обозначены как «тёмные» века. Они получили своё название из-за того, что в современной истории нет полного, четкого представления о том, что же происходило в эти века на территории Греции. Все что мы знаем, составлено на анализе поэм Гомера «Эллада» и «Одиссея», Этот период характеризуется примитивным развитием земледелия, орудий труда, ремеслом.

Весь этот период Минойская, Микенская цивилизации, все это предшествовало появлению древнегреческой цивилизации. Это можно сравнить как бы с первым опытом образования греческой цивилизации.

Второй опыт начался в архаическую эпоху (8 -6 века до н.э.). Это и было непосредственное строительство древнегреческой цивилизации. Этому способствовало, во-первых, возросшая технологическая база и экономический уровень развития общества в условиях победы железного производства. Во-вторых, углубление общественного разделения труда. В-третьих, формирование подлинных городских центров. В-четвертых, формирование развитого типа рабовладения.

В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязательного) начала. Формирование полиса как особого типа общины, шедшего на смену рыхлым объединениям “героической” эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль – коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полиса было невозможно. Выработке этой морали способствовала также военная организация полиса. Характер политических реформ в полисах обусловил сохранение этой морали, поскольку не аристократия лишалась своих прав, а рядовое гражданство поднималось с точки зрения объема политических прав до уровня аристократии. В силу этого традиционная этика аристократии распространялась и среди народных масс. Определенную трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона.

Общественное устройство Греции – рабовладельческая демократия, и для неё характерно такое явление, как народный суверенитет – признание народа в качестве единственного источника власти. Также существовала система выборных должностей. Прослеживалась тенденция к нивелировке – усреднению доходов между богатыми и бедными. Демократия ставила закон выше власти, а сами законы не считались чем-то данным свыше, они были созданы не богами, а человеком.

Древнегреческая культура

Древнегреческая культура — совокупность достижений в области материальной и духовной культуры древнегреческого общества. Древнегреческая культура в своём развитии прошла следующие периоды:

  1. крито-микенский (3-2-е тыс. до н. э.);
  2. гомеровский (XI—IX вв. до н. э.);
  3. архаический (VIII-VI вв.до н. э.);
  4. классический (V-IV вв. до н. э.);
  5. эллинистический (IV-I вв.до н. э).

Древнегреческая культура на протяжении всего своего существования носила мифологический характер. Более того, она впитала и преобразовала разрозненные племенные мифы, объединив их в единую религиозно-мифологическую систему.

Древнегреческая культура. Парфенон

Древнегреческая культура. Парфенон

Уже в VIII-VII вв. до н. э. в поэмах Гомера— «Илиада» и «Одиссея», а также Гесиода — «Теогония» и «Труды и дни», эта система приобретает тот законченный вид, в котором становится основой всего античного мировоззрения.

Сюжеты мифов стали основой греческого классического искусства. Мифы и легенды Эллады, на основе которых развивалось греческое искусство, совсем по-другому, нежели мифы, возникшие в других странах, изображали человека в борьбе за господство над природой.

Греческая мифология знаменует конец сил и стихий природы, имевших власть над человеком.

Природа воспринимается такой, какая она есть, с её тайнами и опасностями.

Человек борется с ними, как умеет, но не старается победить эти силы колдовством, магией и рабским обожествлением идолов. Жизнь для эллина — борьба, а за жизнью наступает смерть. Но жизнь не только борьба, главное в жизни — радость. А радость порождает улыбку. И греческое искусство озарено улыбкой, величественно спокойной улыбкой радости.

Поэтому греческая мифология и создала богов, воплотивших в прекрасных человеческих образах страсти и мечты, которыми живёт мир.

Главными областями греческой культуры становятся философия и искусство.

Первый древнегреческий философ Фалес Милетский, затронув вопрос о первооснове всех вещей, стал искать ответ не в деяниях богов, а в логическом обобщении фактов (Фалес приходит к выводу о том, что первоосновой всех вещей является вода). В дальнейшем этот вопрос получает другое решение у Анаксимена и Анаксимандра, у пифагорейцев и эллиатов, у Гераклита, Анаксагора и Демокрита, у Платона и Аристотеля.

Для обоснования своих идей греческие философы используют не мифологию, а факты и умозаключения (что не мешает им, тем не менее, оформлять свои мысли в образы языка мифологии).

Наряду с философией, которая становится независимой от мифологии, в Древней Греции развиваются и начальные формы научных знаний в области астрономии, математики, медицины.

Вершиной греческой философии стали учения Платона и Аристотеля, для которых характерны первые попытки объединения в единую систему всех представлений о мире, обществе, человеке, истине, добре и красоте.

Греческое искусство развивалось под влиянием трёх очень разных культурных направлений: Эгейского, ещё сохранявшего свою жизненную силу в Малой Азии (его влияние соответствовало духовным потребностям древнего эллина); дорийского, завоевательного (рожденного волной северо-дорийского нашествия), внёсшего существенные коррективы в традиции критского стиля; восточного, принесшего в молодую Элладу образцы художественного творчества Египта и Месопотамии.

Главная тема греческого искусства — человек.

Полностью отразить все возможности человека — такова была цель искусства, поэзии, философии и науки.

Никогда ещё в истории человечества так остро не возникало осознание того, что человек — высочайшее творение природы. И потому, вслед за мифотворчеством, искусство должно изображать человека, наделённого тем достоинством и той красотой, которые ему ещё надлежит проявить в самом себе.

Цель греческого искусства — создание красоты, отражающей физическое и духовное совершенство человека. Создаваемая искусством идеальная красота порождает в человеке благородное устремление к самосовершенствованию.

Основными видами греческого искусства были: архитектура, скульптура, керамика и искусство вазописи, живопись, театр и др.

Архитектура и скульптура составляли в Древней Греции единое органическое целое.

Скульптурные произведения не только определяли знаково-смысловую форму самого храма, который был «обрамлением» статуи божества, но и заполняли перекрытия и конструктивные части здания.

Архитектура Греции была, прежде всего, храмовой. При этом греческие храмы с самого начала имели особое назначение. Греческий храм использовался исключительно как помещение для статуи божества в виде идеального образа человека (мужчины или женщины).

Таким образом, храм был своего рода вместилищем, архитектурным обрамлением рукотворной красоты, которую не смогла создать сама природа, предоставив эту возможность человеку.

Кредо античной архитектуры — мера. В её основу положена гармония пропорций, возникшая в результате изучения законов окружающего мира, в том числе — строения человеческого тела (поэтому греческая архитектура была антропоморфной, подобной человеку, соотнесенной с его пропорциями).

В греческой архитектуре чётко выделяются два стиля (или ордера) — дорийский и ионийский, определявших структуру колонн и размещённой на них верхней части здания. Роль колонны в греческой архитектуре многообразна. Колонны окружали целлу (главное помещение храма, в котором располагалась статуя божества), определяли внешний вид храма.

Наивысший расцвет античной Греции приходится на 40-30-е годы V в. До н. э. — период возвышения Афин.

Слава Афин, их величественность и красота в истории мировой культуры неразрывно связаны с именем вождя афинской демократии — Перикла. Именно Перикл отстраивает Афинский акрополь (акрополем называли укреплённую часть древнегреческого города, которая строилась на самом высоком месте).

В ансамбль архитектурных сооружений Афинского акрополя классического периода входили следующие архитектурные памятники: Парфенон, посвященный заместительнице города Афин — Афине Парфенос (Афине Деве); храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы); храм Эрехтейон (421-406 гг. до н. э.).

Древнегреческая культура сыграла огромную роль в культурном развитии всего человечества, что и определяет её непреходящую ценность и значение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector