Древнегреческая рельефная скульптура

Древнегреческая рельефная скульптура

Древнегреческая рельефная скульптура

фото скульптуры Древней Греции

Скульптура Древней Греции занимала важное место в древнегреческом искусстве и была высочайшим достижением в культуре античного мира.

Древнегреческая скульптура во всех её проявлениях оставалась всегда глубоко антропоцентрической, выражая религиозность и духовный мир человека или священный акт, который старался запечатлеть и передать скульптор.

Большинство скульптур изготавливались для приношения в святилища или как погребальные памятники. Особенность греческого искусства заключалась в том, что мастер, создавая произведения, старался передать красоту и совершенство человеческого тела.

В формах первых статуй делается попытка балансировки божества и человека, в выражении их эмоций. Наивысший расцвет скульптура Древней Греции достигла в V веке до н. э, тогда как зарождение скульптуры Древней Греции, можно отнести к XII—VIII векам до н. э.

Первоначально, греческие мастера использовали в работе мягкие материалы — дерево и пористый известняк, позже мрамор. Литье из бронзы первыми применили мастера острова Самос.

Статуэтки гомеровского периода, изображали богов или героев, в работе мастеров только намечается интерес к пластике тела.

В архаический период скульптура Древней Греции, приобретает архаическую улыбку, превращая лица скульптур всё больше принимать образ человека, тело приобретает гармоническое равновесие форм. Мужчины изображались нагими, тогда как женщина была в одежде.

В это время, в скульптурном искусстве Древней Греции, были широко распространены куросы — молодые юноши, которых в основном изготовляли для мемориальных ритуалов. Мастера изображали куроса сдержанным, с хорошей осанкой, улыбкой, со сжатыми кулаками, прическа куроса напоминала парик. Одной из самых знаменитых скульптур куроса, является «Курос из Тенеи» (κούρος της Τενέας ). Скульптура была найдена недалеко от Коринфа, в Тенеи, в храме Аполлона. Сейчас она хранится в музее Мюнхена.

Молодых девушек или кор, греки изображали в традиционных одеждах, в хитоне или пеплосе. Коры (κόρη) — специфический тип статуи с женскими формами архаического времени, а именно со второй половины 7-го века до н.э. Богатая прическа, модные украшения и цветные орнаменты одежды — так изображали их скульпторы Древней Греции.

Классическая эпоха, так мы называем период, который начинается в 480 году до н.э. и заканчивается в 323 году до н.э., то есть от окончания греко-персидских войн до смерти Александра Македонского. В это период произошли важные социальные изменения и параллельные новации в скульптуре Древней Греции.

Древние греки фокусируют свое внимание на передаче духа и страсти. Художники изучают язык тела, чтобы открыть свои сокровенные мысли, показать телодвижение: размещение конечностей, головы и груди.

Первая статуя, которая изображает по существу конец одной эпохи и начала другой, это «мальчик Крития» (Κριτίου παίς), хранится в музее Акрополя. Это статуя обнаженного подростка высотой 1,67 м — один из самых красивых и совершенных образцов раннего классического искусства. Скульптура сочетает в себе движение, пластичность, появляется серьезность в выражении лица.

К периоду ранней классики, относится знаменитая скульптура возничего (управляющего колесницей), хранится в музее Дельф. Статуя юноши выполнена из бронзы, имеет высоту 1,8 м, одетый на нём хитон с рукавами, показывает мускулистую руку юноши, в руке он держит обрывки поводьев. Хорошо передаётся драпировка складок на одежде, которые отвечают движениям.

В 450-420 гг. до н. э. классического периода, скульптура Древней Греции видоизменяется. Теперь скульптуры имеют больше мягкости, пластичности и зрелости. Особенности классического искусства были представлены Фидием в скульптурах Парфенона.

В это время, появляются другие достойные скульпторы: Агоракритос, Алкамен, Колот, которые были специалистами в изготовлении статуй из золота и слоновой кости. Каллимах, был одним из изобретателей коринфского ордера, Поликлет, изображавший атлетов, первый написал теоретический текст о скульптуре и другие.

В период поздней классики в скульптуре Древней Греции появляются тенденции в изучении человеческой формы в трехмерном пространстве, появляется больше чувственной красоты и драматизма.

Великими скульпторами этого времени являются: Кефисодот («Эйрена с младенцем на руках»), Πρакситель, создавший Марафонского юношу и Афродиту Книдскую, Евфранор, Силанион, Леохар, Скопас и Лисипп, последние скульпторы позднего классического периода, которые открыли путь в эпоху эллинистического искусства.

Эллинистическая эпоха, в скульптуре Древней Греции, отразилась в более дифференцированной трактовке пластических форм, усложнении ракурсов и мельчайших деталей. Развивается монументальная пластика, появляются огромные рельефные композиции, многофигурные группы, рельефы, которые являются неотъемлемой частью выражения скульптурного искусства, мелкая пластика усложняется жизненной характерностью образов.

Самые известные работы этого времени: «Ника Самофракийская» Пифокрита, высотой 3.28 м, «Венера Милосская», высота 2.02 м, выполненная скульптором Александром из Антиохии (хранится в Лувре), «Лаокоон и его сыновья» родосских скульпторов Агесандра Родосского, Полидора и Афинодора, находится в Ватикане.

Декоративная скульптура Древней Греции

Декоративная скульптура Древней Греции— олицетворяет удивительное искусство, формирующее уважение кчеловеческому достоинству икрасоте нашего мира. Изваяния той эпохи проникнуты духом античности иабсолютного единства человека сосредой обитания. Они просты иправдивы, как правило, каждая композиция выделяется гармоничностью, единством всех архитектурных элементов ипропорциональностью форм.

Архитектура искульптура древней Греции

Классическая скульптура древней Греции формирует образ свободной личности, воплощённой как водиночных, так ивмногофигурных изваяниях изкамня. Она актуальна сегодня вработах мастеров «Триумф Декор», как идеал иканон для современного искусства. Удивительная способность древних скульпторов воссоздавать мельчайшие подробности иконтуры всвоих произведениях вдохновляют видеть свежесть, красоту ияркость окружающего мира, отвергая всё безобразное иуродливое.

Архитектура искульптура древней Греции отличается отсутствием излишней роскоши. Винтерьере, как ивскульптуре, основное внимание уделено сдержанности всочетании пастельных холодных тонов смрамором. Вцентре композиций той эпохи преобладало живое нагое мускулистое тело. Отсутствие одеяния неявлялось пороком, авоспринималось как совершенно естественное состояние, при этом целомудренность никак неущемлялась.

Становление

Скульптура древней Греции иРима начала своё становление вэпоху архаики в веках донашей эры. Вэтот период появились первые монументальные скульптуры. Самым известными ияркими представителями искусства той эпохи являются работы полумифического мастера Дедала. Как пример, «дедаловского стиля» можно назвать статуи Артемиды Делосской и«Дама изОксера», атакже статуи ирельефные композиции наострове Крит вПринии. Архаическая эпоха характеризуется преобладанием статуй обнажённых стройных юношей (куросов) изадрапированных девушек (кор). Внимание мастеров было нацелено для увековечивания молодой жизненной силы, находящейся вравновесии игармонии сприродой.

Классика

Период веков донашей эры является эпохой классической скульптуры древней Греции иРима. Классика того времени наиболее ярко отразилась втворчестве Поликлета иФидия. Ксожалению, работы Фидия статуи Зевса Олимпийского иАфины, которые являются вершиной древнегреческого искусства, несохранились. Наэтом этапе вскульптуре преобладали мужественные образы молодых людей ипрекрасные изображения красивых илюбвеобильных женщин. Греки отдавали предпочтения красоте имудрому устройству человеческого тела, которое олицетворялось взавершённости игармонии телодвижений.

Эллинизм

Скульптура древней Греции эллинизм— это искусство, наполненное контрастами: интимностью ипомпезностью, бытовым ипарадным, миниатюрным игигантским, натуральным иаллегорическим. Главное внимание вэтот период было уделено индивидуальности, национальности исоциальности образов, олицетворённых вскульптуре. Если сравнивать эллинизм склассическим стилем, тоему свойственна определённая неорганичность, выраженная вотсутствии гармонии ицелостности образов. Как пример, статуя Диадоха, вкоторой мужественный торс атлета несочетается сгероизированной головой.

Формы инравы жизни того времени очень тесно стали смешиваться сразличными формами религии. Впервые скульптуры богов древней Греции стали дополняться образами детей. Ребенок, как предмет пластики, проявлялся вовсех анатомических подробностях. Втовремя как вболее раннем искусстве, маленькие дети изображались как миниатюры взрослых.

Декоративная скульптура древней Греции— это мировой шедевр иидеал классического искусства, который выможете влюбое время приобрести вкомпании «Триумф Декор» насамых выгодных условиях.

В арварская галерея / Древнегреческая скульптура

«Аполлон Странгфорда». Мрамор. Высота 1,01 м. Около 500 — 490гг. до н.э. Лондон, Британский музей.

«Мальчик Крития». Мрамор. Около 480 года до н.э. Афины, Музей Акрополя.

Две статуи воинов из Риаче. Бронза. Около 460-450 гг. до н.э. Реджо ди Калабрия, Национальный музей.

«Дельфийский возничий». Бронза. 470-е гг. Дельфы, музей.

Зевс, похищающий Ганимеда. Терракота. Высота 1,10 м. Около 470 года до н.э. Олимпия, музей

Древнегреческая рельефная скульптура

«Трон Людовизи». Мрамор. Высота 1,04 м. Около 460 года до н.э. Рим, Музей Терм. Рельеф передней стороны: рождение Афродиты.

Рельефная плита. Афина у пилона, т.н. Меланхолическая Афина. Мрамор. Высота 49 см. Около 460 года до н.э. Афины, Национальный археологический музей.

Критий и Несиот. Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон.

Статуя Зевса (или Посейдона?), найденная у мыса Артемисион.

Метопа храма Зевса в Олимпии. Авгиевы конюшни. Геракл и Афина. Около 460 года до н. э.

Метопа храма Зевса в Олимпии. Яблоки Гесперид. Геракл, Атлант и Афина. Около 460 года до н. э.

«Сидящая женщина», фрагмент восточного фронтона храма Зевса в Олимпии.

Аполлон. Центральная фигура западного фронтона храма Зевса в Олимпии.

Статуэтка юноши с фиалой, т.н. атлет из Адерно. Бронза. Около 460 года до н. э. Сиракузы, Археологический музей.

Статуэтка сидящего кифареда. Бронза. Уменьшенная римская копия греческого бронзового оригинала. Около 460-450 гг. до н. э. Государственный Эрмитаж.

Пифагор Регийский (?). Мальчик, вынимающий занозу. Вторая четверть V века до н. э. Бронза. Римская копия с греческого оригинала. Рим, Палаццо консерваторов.

Пифагор Регийский (?). Гиацинт, или Эрот Соранцо. Вторая четверть V века до н. э. Мраморная римская копия с утраченного бронзового оригинала. Государственный Эрмитаж.

Портрет Фемистокла из Остии. Мраморная римская копия греческого оригинала около 460 года до н.э. Остия, Музей.

Статуя задрапированной женщины, т.н. Сосандра. Мраморная римская копия греческого бронзового оригинала 460-450 гг. до н.э. Берлин, Государственные музеи, Античное собрание.

Статуя Аполлона из театра Диониса в Афинах, т.н. Аполлон на Омфале. Мраморная римская копия греческого бронзового оригинала около 460 года до н.э. Высота 1,76 м. Афины, Национальный археологический музей.

Победительница в беге. Римское мраморное повторение (I в. н. э.) древнегреческого бронзового оригинала (около 460 г. до н. э.). Рим, Ватиканские музеи

Мирон (?). Стратег (Кимон?). Римская копия. Мюнхен, Глиптотека

Голова бога из Тамассоса на Кипре, т.н. Аполлон Четсвортский. 460-450 гг. до н.э. Бронза. Высота 31 см. Афины, Национальный археологический музей»

Ритон в виде птицы. Аттика, около 480-475 гг. до н.э., Мастер Лондон D 15.

Древнегреческая рельефная скульптура

Вашему вниманию предлагается виртуальная выставка памятников деревянной церковной скульптуры Музеев Московского Кремля. Это одно из самых значительных музейных собраний, представляющих различные виды древнерусской пластики – статуарные изображения святых, рельефные иконы, иконостасную скульптуру, резные образки, кресты и складни XV – начала XX века.

Основное ядро коллекции – главным образом выдающиеся по своему художественному качеству памятники монументального характера – связано с Кремлем. Большинство из них относится к XVII веку – времени расцвета деятельности Оружейной палаты, ставшей тогда крупнейшим художественным центром России. В собрании также представлены произведения различных видов резьбы таких культурных центров как Москва, Новгород, Ростов Великий, монастыри Русского Севера.

Создание этой коллекции, насчитывающей около восьмидесяти экспонатов, – итог целеустремленной собирательской деятельности музея с 1918 по 1931 год. Исключительная роль в этом принадлежит Николаю Николаевичу Померанцеву (1891 – 1986 гг.), вся жизнь которого была отдана делу сохранения, реставрации и исследования памятников древнерусской культуры. В 1923 году Н. Н. Померанцев становится заведующим отделом архитектурных памятников Кремля при Оружейной палате. Под его руководством в трапезной церкви Михаила Малеина Вознесенского монастыря была организована экспозиция, посвященная древнерусской скульптуре. На ней демонстрировались уже имевшиеся экспонаты, а также и те, которые поступали в Кремль в 1920-х начале 1930-х годов из упраздненных церквей и монастырей, национализированных частных собраний, Государственного музейного фонда. Кремлевскому музею также отпускались небольшие средства и на покупку древнерусской резьбы у частных лиц и через магазин старинных икон Н. М. Вострякова.

Конец 1920-х – начало 1930-х годов – один из самых драматических периодов в истории Москвы. Закрываются и уничтожаются многие московские храмы. Не избежал печальной участи и Вознесенский монастырь Московского Кремля, разрушенный осенью 1929 года. Экспозиция деревянной скульптуры в церкви Михаила Малеина, как и сама церковь, перестала существовать. Экспонаты перекочевали в запасники кремлевского музея, и только в 1965 году в галерее церкви Ризположения в Кремле под руководством Н. Н. Померанцева вновь возродилась выставка деревянной русской скульптуры. Ее экспозиция обновлялась дважды: в 1980 и 1996 годах.

В 2003 году вышел научный каталог «Русская деревянная скульптура XV–XVIII вв». Его автор, хранитель церкви Ризположения, старший научный сотрудник Ирина Михайловна Соколова, впервые опубликовала полное собрание музея.

Этот каталог и дал возможность создать виртуальную выставку, которая знакомит посетителей сайта с уникальными фондами нашего музея.

Желаем Вам приятного просмотра!

СОДЕРЖАНИЕ

© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

  • Экскурсионное бюро
    +7 495 695-41-46,
    +7 495 697-03-49
    с 9:00 до 18:00
    Без выходных
  • Сайт создан ООО «СБС-Контакт»
  • при поддержке ООО «КНАУФ ГИПС»

Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального некоммерческого использования, а также использования в образовательных целях и для распространения в СМИ. Перепечатка материалов допускается только по согласованию с музеем. При цитировании ссылка на сайт обязательна. Содержание настоящего сайта не может быть воспроизведено целиком или частично в любой форме без предварительного письменного разрешения музея.

Деревянная скульптура в собрании Музеев Московского Кремля

Музеи Московского Кремля славятся не только своими наиинтереснейшими выставками, которые организуются как в самом Кремле, так и в российских и зарубежных музеях. Музеи создали прекрасную коллекцию виртуальных выставок на своём официальном сайте.

В настоящее время всем желающим доступно более 15 таких проектов. Один из них – виртуальная выставка памятников деревянной церковной скульптуры Музеев Московского Кремля. Это одно из самых значительных музейных собраний, представляющих различные виды древнерусской пластики – статуарные изображения святых, рельефные иконы, иконостасную скульптуру, резные образки, кресты и складни XV – начала XX века.

Ядро коллекции связано с Кремлём. Большинство из экспонатов относится к XVII веку –времени расцвета Оружейной палаты, ставшей тогда крупнейшим художественным центром России. В собрании также представлены произведения различных видов резьбы таких культурных центров, как Москва, Новгород, Ростов Великий, монастыри Русского Севера. Создание этой коллекции, в которую входит около восьмидесяти экспонатов, – результат собирательской деятельности музея с 1918-го по 1931 год. Исключительная роль в этом процессе принадлежит Николаю Николаевичу Померанцеву (1891–1986 гг.), вся жизнь которого была посвящена сохранению, реставрации и исследованию памятников древнерусской культуры.

Конец 1920-х – начало 1930-х годов – один из самых драматических периодов в истории Москвы. Многие московские храмы были закрыты и уничтожены. Не избежал такой участи и Вознесенский монастырь Московского Кремля, разрушенный осенью 1929 года. Экспозиция деревянной скульптуры в церкви Михаила Малеина, как и сама церковь, перестала существовать. Экспонаты были перенесены в запасники кремлёвского музея, и только в 1965 году в галерее церкви Ризположения в Кремле под руководством Н.Н. Померанцева вновь возродилась выставка деревянной русской скульптуры. Её экспозиция обновлялась дважды: в 1980 и 1996 годах.

В 2003 году вышел научный каталог «Русская деревянная скульптура XV–XVIII вв». Его автор, хранитель церкви Ризположения, старший научный сотрудник Ирина Михайловна Соколова, впервые опубликовала полное собрание музея. Каталог – первая публикация одного из самых значительных музейных собраний русской деревянной скульптуры. Помимо памятников, связанных с Московским Кремлём, здесь представлены также произведения, относящиеся к Новгороду, Ростову Великому, монастырям Русского Севера. В каталоге содержатся и сведения о происхождении, иконографии, истории памятников, многие из которых получили новые атрибуции.

Этот каталог и дал возможность создать виртуальную выставку, которая знакомит посетителей сайта с уникальными фондами музея.

Выставка состоит из пяти разделов: «Москва и Кремль», «Русский Север», «Новгород Великий, Ростов Великий и Переславль-Залесский», «Неизвестные центры», «Греческая рельефная икона «Богоматерь Одигитрия Влахернская».

Москва и Кремль

На выставке наиболее репрезентативно представлены работы московских мастеров конца XIV – XVII веков. Именно в Москве была выполнена и сохранилась древняя деревянная статуя святого Георгия рубежа XIV–XV веков. Москва XVI века представлена уникальным произведением – Царским резным моленным местом 1551 года.

Русский Север

В этом разделе представлены произведения мастеров Русского Севера XVI–XVII веков. Север – заповедник русской деревянной скульптуры, резьба по дереву была одним из древнейших и излюбленных монастырских занятий. На выставке демонстрируются уникальные работы резчиков Соловецкого монастыря.

Новгород Великий, Ростов Великий и Переславль-Залесский

На выставке представлены произведения деревянной скульптуры таких признанных художественных центров, как Новгород Великий, Ростов Великий и Переславль-Залесский. Уникальные памятники работы новгородских мастеров XVI века – икона «Снятие с креста», икона-складень – походная церковь, икона «Чудо Георгия о змие с Деисусом и избранными святыми» – отражают сложность и многогранность художественной жизни древнего Новгорода. Резные иконы Ростова Великого XVI века – «Ростовские святые с Николой Чудотворцем и Спасом Еммануилом», «Богоматерь «Знамение» с символами евангелистов» и «Явление ангела женам-мироносицам» – вышли, вероятно, из одной ростовской мастерской, работавшей на протяжении нескольких десятилетий XVI века.

Переславль-Залесский представлен тремя иконами конца XVII – начала XVIII века: «Распятие», «Богоматерь» и «Иоанн Богослов». Иконы составляли скульптурную композицию, которая предназначалась для навершия иконостаса Петровского дворца в Переславле-Залесском.

Неизвестные центры

На выставке представлены произведения, принадлежность которых установить не удалось. Они выделены в раздел «Неизвестные центры». Например, репиды XVIII века, которые происходят из собрания С.П. Рябушинского. Репиды представляют собой двусторонние резные изображения херувимов на длинной рукояти. Херувимы шестикрылые, два крыла подняты и соединены вверху, два опущены и сходятся к рукояти. Боковые крылья раскрыты и слегка приподняты, их заостренные концы отогнуты. В центре репиды – горельефные головы херувимов с рельефно проработанными чертами округлого лика с коротким прямым носом и заостренным выступающим подбородком.

Греческая рельефная икона «Богоматерь Одигитрия Влахернская»

В Музеях Московского Кремля хранится уникальная греческая рельефная икона «Богоматерь Одигитрия Влахернская». Икона была привезена царю Алексею Михайловичу в 1653 году от протосингела Иерусалимского престола в Константинополе и хранилась в алтаре Успенского собора до начала ХХ века. В 1918 году была передана в Крестовоздвиженскую церковь на Воздвиженке в Москве. После разрушения этой церкви в 1931 году икона была возвращена в Кремль и вошла в музейное собрание.

Читайте также  Произведение древней скульптуры 5 букв
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector