Древнегреческие скульпторы и их произведения

Древнегреческие скульпторы и их произведения

Выдающиеся скульпторы Древней Греции 10 класс МХК

Конец V— IV в. до н. э. — период бурной духовной жизни Греции.

Формирования идеалистических идей Сократа и Платона в философии, развивавшихся в борьбе с материалистической философией Демократа, время сложения и новых форм греческого изобразительного искусства.

В скульптуре на смену мужественности и суровости образов строгой классики приходит интерес к душевному миру человека, и в пластике находит отражение более сложная и менее прямолинейная его характеристика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Выдающиеся скульпторы Древней Греции МХК 10 класс1.38 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Выдающиеся скульпторы Древней Греции Бондаренко Артём Александрович 10 класс МОБУ СОШ №5 с. Нагорное Пожарский район Приморский край

Особенности древнегреческой скульптуры Основной темой становится образ человека, восхищение красотой человеческого тела.

Скульптура архаики: Куросы – обнаженные атлеты. Устанавливались вблизи храмов; Воплощали идеал мужской красоты; Похожи друг на друга: юные, стройные, высокие. Курос. VI век до н.э.

Скульптура архаики: Коры – девушки в хитонах. Воплощали идеал женской красоты; Похожи одна на другую: вьющиеся волосы, загадочная улыбка, воплощение изысканности. Кора. VI век до н.э.

Конец V— IV в. до н. э. — период бурной духовной жизни Греции, формирования идеалистических идей Сократа и Платона в философии, развивавшихся в борьбе с материалистической философией Демократа, время сложения и новых форм греческого изобразительного искусства. В скульптуре на смену мужественности и суровости образов строгой классики приходит интерес к душевному миру человека, и в пластике находит отражение более сложная и менее прямолинейная его характеристика. ГРЕЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА КЛАССИКИ

Поликлет Дорифор (копьеносец). 450-440 лет до н.э. Римская копия. Национальный музей. Неаполь Работы Поликлета стали настоящим гимном величию и духовной мощи Человека. Излюбленный образ – стройный юноша атлетического телосложения. В нём нет ничего лишнего, «ничего сверх меры», Духовный и физический облик гармоничен. У Дорифора сложная поза, отличная от статичной позы античных куросов. Поликлет первый додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Кроме того, фигура кажется подвижной и оживленной, благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны (т.н. хиазм).

Дорифора часто называли « канон Поликлета » . Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип перекрестной неравномерности движения тела (правая сторона, то есть опорная нога и опущенная вдоль тела рука, статичны и напряжены, левая, то есть оставшаяся сзади нога и рука с копьем, расслаблены, но в движении). Формы этой статуи повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы. Расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета — равняется одной седьмой от высоты тела, расстояние от глаз до подбородка — одной шестнадцатой, высота лица — одной десятой. В своем «Каноне» Поликлет уделял большое внимание пифагорейской теории золотого деления (вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей). Например, весь рост «Дорифора» относится к расстоянию от пола до пупка, как это последнее расстояние — к расстоянию от пупка до темени. При этом Поликлет отказывался от золотого деления, если оно противоречило естественным параметрам человеческого тела. В трактате воплощаются также теоретические идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах. «Дорифор» — ранний пример классического контраста, приема изображения, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части. Иногда эту статую также называли «Канон Поликлета», даже предполагали, что Поликлет исполнил статую для того, чтобы другие пользовались ею как образцом.

Если пересчитать пропорции этого Идеального Мужчины для роста 178 см, параметры статуи, будут таковы: 1.объем шеи — 44 см, 2.груди — 119, 3.бицепса — 38, 4.талии — 93, 5.предплечья — 33, 6.запястья — 19, 7.ягодиц — 108, 8.бедра — 60, 9.колена — 40, 10.голени — 42, 11.лодыжки — 25, 12.ступни — 30 см. «Дорифор» ( реконструкция)

«Раненая Амазонка» Поликлет

Мирон Мирон — греческий скульптор середины V в. до н. э. Скульптор эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого искусства (к. VI — нач. V в.) Воплотил идеалы силы и красоты Человека. Был первым мастером сложных бронзовых отливок. Мирон. Дискобол. 450 лет до н.э. Римская копия. Национальный музей, Рим

Древние характеризуют его как величайшего реалиста и знатока анатомии, не умевшего, однако, придавать лицам жизнь и выражение. Он изображал богов, героев и животных, причём с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы В одном из оксиринхских папирусов сообщается, что Мирон создал статуи атлетов Тиманта, победителя Олимпиады в 456 г. до н. э., Лициния, победителя в 448 и 444 гг. до н. э. Это помогло установить время жизни скульптора. Мирон был современником Фидия и Поликлета, учителем его считается Агелад. В честь Мирона назван кратер на Меркурии.

«Дискобол» Мирона в Ботаническом саду Копенгагена

Скопас (420 – ок. 355 г.г. до н.э.), уроженец острова Парос, богатого мрамором. В отличие от Праксителя Скопас продолжил традиции высокой классики, создавая образы монументально-героические. Но от образов V в. их отличает драматическое напряжение всех духовных сил. Страсть, пафос, сильное движение – главные черты искусства Скопаса. Также известен как зодчий, участвовал в создании рельефного фриза для Галикарнасского мавзолея. Скульптурные творения Скопаса

В состоянии экстаза, в бурном порыве страсти изображена Скопасом Менада . Спутница бога Диониса показана в стремительном танце, ее голова запрокинута, волосы упали на плечи, тело изогнуто, представлено в сложном ракурсе, складки короткого хитона подчеркивают бурное движение. В отличие от скульптуры V в. Менада Скопаса рассчитана уже на обозрение со всех сторон. Скопас. Менада Скульптурные творения Скопаса

Скопас. Битва с амазонками Также известен как зодчий, участвовал в создании рельефного фриза для Галикарнасского мавзолея.

Пракситель ( Праксите́лес ) древнегреческий скульптор IV века до н. э. Предполагаемый автор знаменитых композиций «Гермес с младенцем Дионисом» и «Аполлон, убивающий ящерицу». Большинство работ Праксителя известно по римским копиям или по описаниям античных авторов. Скульптуры Праксителя раскрашивал афинский художник Никий.

Статуя Афродиты Книдской – первое в греческом искусстве изображение обнаженной женской фигуры. Ни одному скульптору не удавалось достичь большего совершенства в передаче как грации тела, так и тонкой гармонии духа, чем Праксителю. Созданная им статуя Афродиты Книдскойсчиталась в древности не только его лучшим творением, но и лучшей статуей всех времён Статуя стояла на берегу полуострова Книд, и современники писали о настоящих паломничествах сюда, чтобы полюбоваться красотой богини, готовящейся войти в воду и сбросившей одежды на стоящую рядом вазу. Оригинал статуи не сохранился . Скульптурные творения Праксителя Пракситель. Афродита Книдская

В единственной дошедшей до нас в подлиннике скульптора Праксителя мраморной статуе Гермеса (покровителя торговли и путешественников, а также вестника, «курьера» богов) мастер изобразил прекрасного юношу, в состоянии покоя и безмятежности. Задумчиво он глядит на младенца Диониса, которого держит на руках. На смену мужественной красоте атлета приходит красота несколько женственная, изящная, но и более одухотворенная. На статуе Гермеса сохранились следы древней раскраски: красно-коричневые волосы, серебряного цвета повязка. Скульптурные творения Праксителя Гермес. Около 330 г. до н. э.

Лисипп Великий скульптор IV в. до н.э. (370—300 гг. до н. э.). Работал в бронзе, т.к. стремился запечатлеть образы в мимолётном порыве. Оставил после себя 1500 бронзовых статуй, среди которых колоссальные фигуры богов, героев, атлетов. Им присущи пафос, вдохновенье, эмоциональность В подлиннике до нас не дошли. Придворный скульптор А.Македонского Мраморная копия головы А.Македонского

Геракл, борющийся со львом. 4 век до н.э. Римская копия Эрмитаж, Санкт-Петербург В этой скульптуре с удивительным мастерством передан страстный накал поединка Геракла со львом. Скульптурные творения Лисиппа

Лисипп стремился максимально приблизить свои образы к действительности. Так, атлетов он показывал не в момент наивысшего напряжения сил, а, как правило, в момент их спада, после состязания. Именно так представлен его Апоксиомен, счищающий с себя песок после спортивного боя. У него усталое лицо, слипшиеся от пота волосы. Скульптурные творения Лисиппа Лисипп. Апоксиомен. Римская копия, 330 г. до н.э.

Пленительный Гермес, всегда быстрый и живой, тоже представлен Лисиппом как бы в состоянии крайнего утомления, ненадолго присевшим на камень и готовым в следующую секунду бежать дальше в своих крылатых сандалиях. Скульптурные творения Лисиппа Лисипп. «Отдыхающий Гермес»

Лисипп создал свой канон пропорций человеческого тела, по которому его фигуры выше и стройнее, чем у Поликлета (размер головы составляет 1/9 фигуры). Скульптурные творения Лисиппа «Геракл Фарнезский»

Леохар Аполлон Бельведерский. 4 в до н.э. Римская копия. Музеи Ватикана Его творчество являет собой прекрасную попытку запечатлеть классический идеал красоты человека. В его произведениях не только совершенство образов, а мастерство и техника исполнения. Аполлон считается одним из лучших произведений Античности.

Ганимед и орёл (Ватикан) Диана Версальская

Фидий Статуя Афины (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.) Древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Друг Перикла. Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее слава его была колоссальной.

Его образы возвышены и прекрасны. Фидий

Скульптурные шедевры эпохи эллинизма

Ника Самофракийская Ника Самофракийская 2 век до н.э. Лувр, Париж Мрамор Статуя поставлена по случаю победы македонского флота над египетским в 306 году до н. э. Богиня была изображена как бы на носу корабля, возвещающей победу звуком трубы. Пафос победы выражен в стремительном движении богини, в широком взмахе ее крыльев.

Ника, развязывающая сандалию Богиня изображена развязывающей сандалию перед тем, как войти в храм Мрамор. Афины

Венера Милосская 8 апреля 1820 года греческий крестьянин с острова Мелос по имени Иоргос, копая землю, почувствовал, что его лопата, глухо звякнув, натолкнулась на что-то твердое. Иоргос копнул рядом — тот же результат. Он отступил на шаг, но и здесь заступ не желал входить в землю. Сначала Иоргос увидел каменную нишу. Она была примерно в четыре-пять метров шириной. В каменном склепе он, к своему удивлению, нашел статую из мрамора. Это и была Венера. Агесандр. Венера Милосская. Лувр. 120 г до н.э.

Были ли руки? Существует предположение, что рук Венера Милосская лишилась не в глубокой древности, а срезу же после ее приобретения лейтенантом Вуатье. Будто бы из-за прекрасного произведения искусства заспорили французские и турецкие моряки, и при выяснении отношений повредили статую. Большинство ученых сегодня считают, однако, что в момент обнаружения рук уже не хватало. Служа объектом поклонения, в первоначальном виде статуя была раскрашена и драпирована, а кроме этого на ее запястья жрецы надевали металлические браслеты. Возможно, что в ладони Афродита держала яблоко

Лаокоон и его сыновья Лаокоон, ты никого не спас! Ни городу, ни миру — не спаситель. Бессилен разум. Гордой Трое пасть предрешено; круг роковых событий замкнулся в удушающем венце колец змеиных. Ужас на лице, мольба и стоны твоего ребёнка; другого сына обеззвучил яд. Твой обморок. Твой хрип: «Пусть буду я. » (. Как блеяние жертвенных ягнят Сквозь морок и пронзительно, и тонко. ) И снова – явь. И яд. Они сильней! В змеиной пасти мощно злоба пышет. Лаокоон, и кто ж тебя услышал?! Вот мальчики твои. Они. не дышат. Но в каждой Трое ждут своих коней. Скульптура работы греческих ваятелей с Родоса — Агесандра, Полидора и Афинодора

Конспект урока по МХК «Скульпторы Древней Греции»

Скульптура Древней Греции – образец классического совершенства. Для её стиля были характерны уравновешенность, строгая симметрия, идеализация, статичность. Лица греческих статуй всегда бесстрастны и статичны, внутренний мир героев лишён борьбы чувств и мыслей. Величайшие греческие скульпторы изображали людей такими, какими они должны быть.

Величайшие греческие скульпторы – Фидий, Мирон и Поликлет.

Мирон – первый греческий скульптор, сумевший передать фигуру человека в момент быстрого движения. В скульптуре «Дискобол» ( стр.79) воплощён идеальный образ человека.

ВЫДАЮЩИЕСЯ СКУЛЬПТОРЫ ЭПОХИ АРХАИКИ

Период архаики – это период становления древнегреческой скульптуры. Уже понятно стремление скульптора передать красоту идеального человеческого тела, которое в полной мере проявилось в произведениях более поздней эпохи, но слишком трудно еще было отойти художнику от формы каменного блока, и фигуры этого периода всегда статичны.

Первые памятники древнегреческой скульптуры эпохи архаики определяются геометрическим стилем (VIII в.). Это схематичные фигурки, найденные в Афинах, Олимпии, в Беотии. Архаическая эпоха древнегреческой скульптуры приходится на VII — VI вв. (ранняя архаика — около 650 — 580 гг. до н. э.; высокая — 580 — 530 гг.; поздняя — 530 — 500/480 гг.). Начало монументальной скульптуры в Греции относится к середине VII в. до н. э. Серединой VII в. до н. э. датируются и первые куросы. К этому же времени относится первая скульптурная храмовая декорация — рельефы и статуи из Принии на острове Крит. В дальнейшем скульптурная декорация заполняет поля, выделенные в храме самой его конструкцией — фронтоны и метопы в дорическом храме, непрерывный фриз (зофор) — в ионическом. Наиболее ранние фронтонные композиции в древнегреческой скульптуре происходят с афинского Акрополя и из храма Артемиды на острове Керкира (Корфу). Надгробная, посвятительная и культовая статуи представлены в архаике типом куроса и коры. В архаической скульптуре принят еще целый ряд условностей — например, так называемая «архаическая улыбка» на лицах архаических скульптур.

В скульптуре архаической эпохи преобладают статуи стройных обнаженных юношей и задрапированных молодых девушек — куросы и коры. Ни детство, ни старость тогда не привлекали внимания художников, ведь только в зрелой молодости жизненные силы находятся в расцвете и равновесии. Ранние греческие скульпторы создавали образы Мужчины и Женщины в их идеальном варианте.

В ту эпоху духовные горизонты необычайно раздвинулись, человек как бы почувствовал себя стоящим лицом к лицу с мирозданием и захотел постичь его гармонию, тайну его целостности. Подробности ускользали, представления о конкретном «механизме» вселенной были самые фантастические, но пафос целого, сознание всеобщей взаимосвязи — вот что составляло силу философии и искусства архаической Греции.

Подобно тому как философия, тогда еще близкая к поэзии, проницательно угадывала общие принципы развития, а поэзия — сущность человеческих страстей, изобразительное искусство создало обобщенный человеческий облик. Посмотрим на куросов, или, как их иногда называют, «архаических Аполлонов».(стр.78) Не так важно, имел ли намерение художник изобразить действительно Аполлона, или героя, или атлета. Он изображал Человека. Человек молод, обнажен, и его целомудренная нагота не нуждается в стыдливых прикрытиях. Он всегда стоит прямо, его тело пронизано готовностью к движению. Конструкция тела показана и подчеркнута с предельной ясностью; сразу видно, что длинные мускулистые ноги могут сгибаться в коленях и бегать, мышцы живота — напрягаться, грудная клетка — раздуваться в глубоком дыхании. Лицо не выражает никакого определенного переживания или индивидуальных черт характера, но и в нем затаены возможности разнообразных переживаний. И условная «улыбка» — чуть приподнятые углы рта — только возможность улыбки, намек на радость бытия, заложенную в этом, словно только что созданном человеке.

Статуи куросов создавались преимущественно в местностях, где господствовал дорийский стиль, то есть на территории материковой Греции; женские статуи — коры — главным образом в малоазийских и островных городах, очагах ионийского стиля. Прекрасные женские фигуры были найдены при раскопках архаического афинского Акрополя, возведенного в VI веке до н. э., когда там правил Писистрат, и разрушенного во время войны с персами. Двадцать пять столетий были погребены в «персидском мусоре» мраморные коры; наконец их извлекли оттуда, полуразбитыми, но не утратившими своего необыкновенного очарования. Возможно, некоторые из них исполнялись ионийскими мастерами, приглашенными в Афины; их искусство повлияло на аттическую пластику, которая отныне соединяет в себе черты дорийской строгости с ионийской грацией. В корах афинского Акрополя идеал женственности выражен в его первозданной чистоте. Улыбка светла, взор доверчив и как бы радостно изумлен зрелищем мира, фигура целомудренно задрапирована пеплосом — покрывалом, или легким одеянием — хитоном (в эпоху архаики женские фигуры, в отличие от мужских, еще не изображались нагими), волосы струятся по плечам вьющимися прядями. Эти коры стояли на постаментах перед храмом Афины, держа в руке яблоко или цветок.

Архаические скульптуры (как, впрочем, и классические) не были такими однообразно белыми, как мы представляем их сейчас. На многих сохранились следы раскраски. Волосы мраморных девушек были золотистыми, щеки розовыми, глаза голубыми. На фоне безоблачного неба Эллады все это должно было выглядеть очень празднично, но вместе с тем и строго, благодаря ясности, собранности и конструктивности форм, и силуэтов. Чрезмерной цветистости и пестроты не было.

Поиски рациональных основ красоты, гармония, основанная на мере и числе,— очень важный момент в эстетике греков. Философы-пифагорейцы стремились уловить закономерные числовые отношения в музыкальных созвучиях и в расположении небесных светил, считая, что гармония музыкальная соответствует природе вещей, космическому порядку, «гармонии сфер». Художники искали математически выверенные пропорции человеческого тела и «тела» архитектуры В этом уже раннее греческое искусство принципиально отличается от крито-микенского, чуждого всякой математике.

Таким образом, в эпоху архаики были заложены основы древнегреческой скульптуры, направления и варианты ее развития. Уже тогда были понятны основные цели скульптуры, эстетические идеалы и стремления древних греков. В более поздние периоды происходит развитие и совершенствование этих идеалов и мастерства древних скульпторов.

ВЫДАЮЩИЕСЯ СКУЛЬПТОРЫ ЭПОХИ КЛАССИКИ (запись в тетради)

Классический период древнегреческой скульптуры приходится на V — IV вв.до н.э. (ранняя классика или «строгий стиль» — 500/490 — 460/450 гг. до н.э.; высокая — 450 — 430/420 гг до н. э.; «богатый стиль» — 420 — 400/390 гг. до н. э.; поздняя классика — 400/390 — ок. 320 гг. до н. э.).

Крупнейшие скульпторы ранней классики — Пифагор Регийский, Каламид и Мирон. О творчестве прославленных греческих скульпторов мы судим, главным образом, по литературным свидетельствам и поздним копиям их произведений. Высокая классика представлена именами Фидия и Поликлета. Ее кратковременный расцвет связан с работами на афинском Акрополе, то есть со скульптурной декорацией Парфенона (дошли фронтоны, метопы и зофор, 447 — 432 гг. до н. э.). Вершиной древнегреческой скульптуры были, no-видимому, статуи Афины Парфенос и Зевса Олимпийского работы Фидия (обе не сохранились). Крупнейшие скульпторы поздней классики — Праксителъ, Скопас и Лисипп , во многом предвосхитившие последующую эпоху эллинизма.

Мирон из Элевтер

МИРОН, греческий скульптор 5 в. до н.э., представитель переходного периода в скульптуре от ранней классики к искусству перикловского времени. Родился в Беотии. Мирон был старшим современником Фидия и Поликлета и считался одним из величайших скульпторов своего времени. Работал в бронзе, однако ни одно из его произведений не сохранилось; они известны главным образом по копиям. Самое известное произведение Мирона — Дискобол (Метатель диска).(стр.79) Дискобол изображен в сложной позе в момент наивысшего напряжения перед броском. Скульптора интересовали форма и соразмерность находящихся в движении фигур. Мирон был мастером передачи движения в кульминационный, переходный момент.

ПОЛИКЛЕТ (5 в. до н.э.), древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работал ок. 460–420 до н.э. Родился в Сикионе ок. 480 до н.э. Считалось, что никто не может сравниться с Поликлетом в изображении атлетов, Фидия же признавали первым в изображении богов. Около 460–450 до н.э. Поликлет создал несколько статуй победителей Олимпийских игр. Самое знаменитое произведение Поликлета – созданный ок. 450–440 до н.э. Дорифор (Копьеносец). (стр.79) Лучшие копии этой статуи находятся в Неаполе, Ватикане и во Флоренции; лучшая сохранившихся копия головы Дорифора выполнена в бронзе скульптором Аполлонием, сыном Архия (найденная в Геркулануме, она находится теперь в Неаполе). Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип асимметрии (правая сторона, т.е. опорная нога и повисшая вдоль тела рука, статичны, но заряжены силой, левая, т.е. оставшаяся сзади нога и рука с копьем, нарушают покой, но несколько расслаблены), что оживляет ее и делает подвижной. Формы этой статуи предельно прояснены, они повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы.

Творениям Поликлета не хватало величественности статуй Фидия, но многие критики считают, что они превосходят Фидия своим академическим совершенством и идеальной уравновешенностью позы. У Поликлета имелись многочисленные ученики и последователи вплоть до эпохи Лисиппа (конец 4 в. до н.э.), который говорил, что его учителем в искусстве был Дорифор, хотя впоследствии он отошел от канона Поликлета и заменил его своим собственным.

Представители поздней классики (Праксителъ, Скопас и Лисипп)

ПРАКСИТЕЛЬ (4 в. до н.э.), древнегреческий скульптор, родился в Афинах ок. 390 до н.э. Возможно, Пракситель – сын и ученик Кефисодота Старшего. Пракситель работал в родном городе в 370–330 до н.э., а в 350–330 до н.э. ваял также в Мантинее и в Малой Азии. Его произведения, в основном в мраморе, известны главным образом по римским копиям и свидетельствам античных авторов.

Статуя Афродиты Книдской (стр.81) считалась в древности не только лучшим творением Праксителя, но и вообще лучшей статуей всех времен. Как пишет Плиний Старший, многие прибывали в Книд только ради того, чтобы ее увидеть. То было первое в греческом искусстве монументальное изображение полностью обнаженной женской фигуры, и поэтому она была отвергнута жителями Коса, для которых предназначалась, после чего ее купили горожане соседнего Книда. В римское время изображение этой статуи Афродиты чеканилось на книдских монетах, с нее делались многочисленные копии (лучшая из них находится сейчас в Ватикане, а лучшая копия головы Афродиты – в коллекции Кауфмана в Берлине). В древности утверждали, что моделью Праксителя была его возлюбленная, гетера Фрина.

СКОПАС (расцвет деятельности 375–335 до н.э.), греческий скульптор и архитектор, родился на острове Парос ок. 420 до н.э., возможно, сын и ученик Аристандра.

Присущая произведениям Скопаса (стр.80) страстность достигается прежде всего с помощью новой трактовки глаз: они глубоко посажены и окружены тяжелыми складками век. Живость движений и смелые положения тел выражают напряженную энергию и демонстрируют изобретательность мастера.

ЛИСИПП (ок. 390 – ок. 300 до н.э.), древнегреческий скульптор, родился в Сикионе (Пелопоннес). В античности утверждали (Плиний Старший), что Лисиппом создано 1500 статуй. Даже если это преувеличение, очевидно, что Лисипп был чрезвычайно плодовитым и разносторонним художником. Основную массу его произведений составляли преимущественно бронзовые статуи, изображающие богов, Геракла, атлетов и других современников, а также лошадей и собак. Лисипп был придворным скульптором Александра Македонского.

Геракл – излюбленный Лисиппом персонаж. (стр.82)

Мощь Геракла представлена с исключительным мастерством в его напряженной шее и мускулистых руках. Беспомощность льва, голова которого зажата подмышкой у Геракла, передана на грани гротеска. Но все же бой идет с достойным противником.

Созданные Лисиппом портреты Александра (стр.82) превозносили за соединение двух качеств. Во-первых, они реалистически воспроизводили внешность модели, включая необычный поворот шеи, а во-вторых, здесь явственно выражался мужественный и величественный характер императора. Лисипп – в одно и то же время последний из великих классических мастеров и первый эллинистический скульптор. Многие его ученики, среди которых были и три его собственных сына, оказали глубокое воздействие на искусство 2 в. до н.э.

СКУЛЬПТОРЫ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

Государства диадохов существовали в Египте, в Сирии, в Малой Азии; наиболее мощным и влиятельным было египетское государство Птолемеев. Несмотря на то что страны Востока обладали своими, очень древними и очень отличными от греческих художественными традициями, экспансия греческой культуры их пересиливала. В самом понятии «эллинизм» содержится косвенное указание на победу эллинского начала, на эллинизацию этих стран. Даже в отдаленных областях эллинистического мира, в Бактрии и Парфии (нынешняя Средняя Азия), появляются своеобразно претворенные античные формы искусства.

Эпоха эллинизма создала произведения, которые, в нашем представлении, синтезируют высшие достижения античной пластики, являются ее недосягаемыми образцами — Афродита Мелосская, Ника Самофракийская,(стр.83). Эти прославленные скульптуры были созданы в эллинистическую эпоху. Их авторы, о которых ничего или почти ничего не известно, работали в русле классической традиции, развивая ее поистине творчески.

Среди скульпторов данной эпохи можно отметить имена следующих: Аполлоний, Тавриск («Фарнезский бык»), Атенодор, Полидор, Агесандр («Афродита Мелосская», «Лаокоон»).

Новоаттические мастера в сущности были только копировальщиками. Так, например, Антиох Афинский в своей статуе Афины воспроизвел Афину парфинос Фидия. Новоаттическая школа очень охотно украшала рельефами большие мраморные вазы. Из мастеров этой отрасли известны: Сальпион, Сосибий, Понтий.

Мы рассмотрели творения величайших скульпторов Древней Греции на протяжении всего периода античности. Мы увидели весь процесс становления, расцвета и упадка стилей скульптур – весь переход от строгих, статичных и идеализированных форм архаики через уравновешенную гармонию классической скульптуры к драматичному психологизму эллинистических статуй. Творения скульпторов Древней Греции по праву считалась образцом, идеалом, каноном на протяжении многих веков и сейчас она не перестает быть признанным шедевром мировой классики. Ни до, ни после не было достигнуто ничего подобного. Всю современную скульптуру можно считать в той или иной степени продолжением традиций Древней Греции. Скульптура Древней Греции в своем развитии прошла сложный путь, подготовив почву для развития пластики последующих эпох в различных странах.

Известно, что большинство античных мастеров пластического искусства не ваяли в камне, они отливали в бронзе. В веках, последовавших за эпохой греческой цивилизации, сохранению бронзовых шедевров предпочли их переплавку на купола или монеты, а позднее на пушки.

В более позднее время традиции заложенные древнегреческими скульптурами были обогащены новыми наработками и достижениями, античные же каноны послужили необходимой основой, базой для развития пластического искусства всех последующих эпох.

Выдающиеся скульпторы Древней Эллады

Зарождение древнегреческой цивилизации и ее культуры. История монументальной скульптуры Гомеровского периода. Господство двух типов статуарного жанра: обнаженной мужской фигуры и задрапированной женской. Изображения совершенства богов, героев, атлетов.

Подобные документы

Образ человека и восхищение красотой человеческого тела как основная тема древнегреческой скульптуры. Куросы, коры и их изображение, позы тел. Творчество скульпторов Поликлета, Мирона, Скопаса, Праксителя, Лисиппа и Леохара. Дорифоры и канон Поликлета.

презентация, добавлен 02.10.2016

Общая характеристика древнегреческой культуры и античной цивилизации, ее отличительные признаки. Особенности древнегреческой скульптуры, идеалы телесного сложения и духовно-нравственного содержания. Театральное искусство и мифология Древней Греции.

контрольная работа, добавлен 21.12.2012

Главная сущность и предмет культурологии. Характеристика гомеровского и архаического периодов, как важнейших этапов древнегреческой культуры. Анализ достижений древнеримской архитектуры и скульптуры. Суть формирования культурных ценностей человека.

реферат, добавлен 27.01.2015

Понятие и особенности, значение и структура древнегреческой скульптуры как одного из высочайших достижений культуры античности, оставившего неизгладимый след в мировой истории. Выдающиеся представители данного направления и анализ их произведений.

презентация, добавлен 16.10.2014

Общая характеристика древнегреческой античной культуры и цивилизации. Описание основных направлений культурного наследия Древней Греции: произведения изобразительного искусства и литературы, памятники архитектуры и скульптуры, история их создания.

реферат, добавлен 25.06.2013

Место и роль древней Эллады в мировой истории. Научные гипотезы о происхождения греческой цивилизации. Философские учения Сократа, Платона, Аристотеля, Пифагора, Гераклита и Гиппократа. Искусство древнего Рима как продолжение древнегреческой культуры.

реферат, добавлен 23.09.2009

Культура Древней Греции. Характерные черты древнегреческой культуры и цивилизации в целом. Особенности античной греческой скульптуры. Театр как фактор общественного развития в Древней Греции. Важнейшие черты греческой мифологии: героизм и красота.

контрольная работа, добавлен 12.05.2015

Общая характеристика древнегреческой культуры и цивилизации. Особенности и роль крито-микенской культуры, монументальные дворцовые комплексы критских правителей. Эпические поэмы Гомера как кодекс аристократической морали, доблестного бойца Эллады.

курсовая работа, добавлен 02.05.2019

Роль монументальной скульптуры в Третьем рейхе. Выражение в пластике имперского стиля и образа, отвечающего идеологии и духу диктаторского режима. Олицетворение идеального представителя нордической расы в мужской фигуре в классическом контрапосте.

статья, добавлен 16.09.2020

Литература, искусство, философия Древней Греции. Выдающиеся представители античной культуры. Дворцы-цитадели как отличительная черта микенской цивилизации. Античная скульптура и архитектура. Демократизм — форма государственного устройства Древней Греции.

Древнегреческие скульпторы и их произведения

в ерсия для сайта

Скульптура как вид искусства.
Особенности восприятия скульптуры

Скульптура – это искусство конкретное и телесное, имеющее осязательную силу убеждения и по своим задачам являющееся самым ясным и простым из искусств. Один из учёныхэпохи Возрождения так охарактеризовал скульптуру в начале XVI столетия: «Писатель воздействует словом, скульптор – делом, вещью, тот только рассказывает, а этот – делает и показывает». Спустя век выдающийся итальянский скульптор Л. Бернини охарактеризовал искусство скульптуры следующим образом: «Ведь и сам бог скульптор; он создавал человека не колдовством, а кусок за куском, словно ваятель».

История скульптуры

Скульптура является одним из древнейших видов изобразительного искусства. Именно в скульптуре выражал человек свои первые попытки творчества. Однако, эти первые произведения нельзя в полной мере назвать произведениями изобразительного искусства, так как они имели сугубо сакральную задачу. Таковой являласьминиатюрная пластика Первобытного мира и, несмотря на свою большую развитость и реализм, скульптура Древнего Египта.
В искусстве Древней Греции наблюдается иная эстетика, в ней присутствует уже первое понимание скульптуры, как результата творчества, именно как произведения искусства. Древнегреческие ваятели прославляли идеального человека, прекрасного и телом и душою, которые в понимании греков были неотделимы друг от друга. В греческой пластике на поздних её порах впервые начинает проявляться психологизм. Так, древнегреческий скульптор Лисипп выражает его в своих произведениях «Геракл, борющийся со львом» и «Александр Македонский».
В скульптуре Древнего Рима психологическое начало усиливается, портрет становится более индивидуальным, конкретным, реалистичным так как понимание человека у римлян было более жизненным, а не идеалистичным, как в Греции. Для римлян портрет имел, прежде всего, мемориальную функцию, что объясняет его высокую реалистичность, порою, переходящую в натуралистичность. Но с другой стороны искусству Рима была не чужда и внешняя сторона, отразившаяся в полной мере в официальных образах императоров, где они изображались чересчур героизированными или идеалистичными.
Процесс христианизации не мог не сказаться на развитии скульптурных образов и искусства скульптуры в целом. Приоритетом для мастеров этого периода становится поиск выражения духовности личности. Таким образом лица и герои предстают лишёнными конкретики, главной характеристикой становится душа. Черты лица сглаживаются, увеличивается роль в изображении глаз. Со временем византийская пластика всё больше отходит от реального изображения человека, превращая его в символ. Распространёнными героями скульптурных образов становятся святые. Искусство вновь перестаёт восприниматься, как чистое творчество, достижение человека (так как и сам человек воспринимает себя иначе – как результат Божьих трудов, сам по себе не представляющий ничего особенного).
Быть скульптором в Средневековье означало один из способов служения Господу. Так, в эпоху Готики скульптура служит дидактическим целям, она призвана «рассказывать и просвещать», но, прежде всего, проповедовать. И, тем не менее, художник всё равно старается ощущать человека, пусть даже в образе святого. Готическая скульптура с её композиционной устремлённостью ввысь (спиритуализм, который воплощён также и в архитектуре этого времени), стремится возвысить прихожанина в его молитве. Скульптура этого времени оказывается неразрывно связанной с церковной архитектурой.
В эпоху Возрождения происходит полная перемена взглядов и вновь на сцену возвращаются античные идеалы. Человек в восприятии гуманистов Ренессанса – это борец, идеал, величественное и совершенное из созданий Бога. Это ярко выражено в образах скульптур таких мастеров, как Донателло, Микеланджело, А. дельВероккьо.
Эпоха Барокко привносит в искусство скульптуры чувственно-эмоциональное начало. Особый стиль Барокко явился результатом разочарования в возвышенных идеях Возрождения, воплотившийся в обращении к теме страдания души человека. Для произведений скульптуры периода барокко характерно эмоциональное напряжение,
Пришедший на смену эмоциональному Барокко Классицизм знаменует новую фазу почитания наследия Античности, которое проявляется даже в тематике произведений. Однако следование за греко-римскими идеалами лишь формальное – произведения мастеров-классицистов наполнены восприятием столь понятного им современника — человека XIX века, века просвещения и романтики.
Искусство рубежа XIX–XX вв., определяемое понятием стиля Модерн, проникнуто своеобразным романтизмом, переходящим в символизм, нацеленный на отражение «пограничных», приходящих, мимолётных состояний человека. Отсюда следует и новый способ работы с материалом. Так, поверхности мрамора или любых других материалов, не обрабатывается полностью, часто в произведениях создаётся иллюзия «недосказанности», особой динамики, даже воспроизводится световоздушная среда.

Виды скульптуры

Различают два вида скульптуры – круглую и рельеф.
Рельеф является наиболее древней разновидностью скульптуры. Рельеф – это не живописная плоскость, а перевоплощённый, деформированный, как бы, «сплющенный» объём, одновременно и реальность и мнимость, зажатая между двумя плоскостями. Круглой называют скульптуру, обработанную мастером со всех сторон. Такое произведение предназначено для кругового осмотра.

Предназначение скульптуры

По своим задачам произведения скульптуры подразделяются на:
— Монументальные (скульптура крупных размеров, например, памятники);
— Монументально-декоративные (парковая скульптура, фонтаны, скульптурный декор зданий);
— Станковые (приближены к натуральным размерам человека или животного и не зависят от окружающей среды, могут находиться в любом пространстве).

Жанры скульптуры

Если сравнить скульптуру с живописью, то их роднит изображение реальной действительности, однако, тематический репертуар скульптуры гораздо ограниченнее: ей недоступны, к примеру, бестелесные явления – дождь, туман и др., а также жанры пейзажа и натюрморта. Скульптура, почти всегда, изображает лишь человека и животных. Произведения скульптуры имеют три основных композиционных мотива – это стоящая, сидящая и лежащая фигура и бюст. И, всё же, бедность мира скульптуры мнима. Прежде всего, скульптура не просто имитирует действительность, она взывает к нашей пластической энергии, глядя на скульптуру, мы невольно повторяем, чувствуем её «мышцами». Быть может и бедная сюжетно, скульптура неизмеримо богата пластическими мотивами. Основными жанрами скульптуры являются следующие:
— Портретный;
— Мифологический;
— Аллегорический;
— Исторический;
— Бытовой;
— Анималистический.

Движение и его передача в произведении скульптуре

Скульптура – искусство, кажущееся априори статичным (сразу приходит на ум ироничная фраза: «что стоишь, как статуя?»). Но так ли это? И здесь вспоминаются восторги зрителей в музее перед произведением скульптуры: «ну как живая!». Чем же добивается скульптор этой живости? Живописцу, к примеру, в передаче движения доступно изображение самого действия – катящегося колеса, летящей птицы, движение же в скульптуре – это определённое положение тела, из которого ясны предыдущая и последующая фазы движения. Истинным мастером в этом был итальянский скульптор 17 в. Лоренцо Бернини. Его открытием является изображение движения мгновенного, преходящего, изменчивого. Также в реализации ощущения движения важна творческая манера автора.
В XIX в. динамика скульптуры определяется случайным неоконченным движением. Художники стремятся выразить пластически даже звуки, мысли, мечты. Но особенно богато и сложно это развёртывается в тонких и одухотворённых и символических произведениях мастеров стиля Модерн.
Совершенно иное понимание движения отличает индийскую скульптуру. В её движениях нет функциональной логики, нет цели, словно, выросшее в субтропиках тело индийской статуи лишено костей и мускулов, оно – сплетение ветвей. Здесь нельзя применять критерий европейской анатомической структуры тела человека. Р. Тагор так сказал об индийской скульптуре: «Рука человека как слоновый хобот; ноги, как банановые деревья; глаза блестят, как рыбы в быстром потоке».

Материалы и техники скульптуры

К мягким скульптурным материалам относятся глина, воск и пластилин. В них мастер, как правило, выполняет эскизы своих произведений. Техника работы с мягкими материалами – это лепка, процесс прибавления материала, а, стало быть, непосредственная пластика (часто это понятие применяется к любому произведению скульптуры, однако технически оно не может относится, скажем, к произведению из дерева или камня).
Дерево – один из самых древних, народных материалов. В силу своей природной гибкости, оно допускает определённую свободу в обработке форм, богатство деталей. В дереве мастер может себе позволить создавать произведения с резкими выступами, глубокими вырезами, ответвлениями в форме.
Мрамор – самый богатый материал скульптуры. В мраморе возможны и точная и острая моделировка, и мягкое «сфуматто» (расплывчатость силуэта, контуров). Мрамор прозрачен, он хорошо пропускает свет. Но этот материал, однако, не годится для статуи с широкими движениями: сильно выступающие части становятся хрупкими. Процесс работы с мрамором, который называют ваянием, выстроен на отсекании мастером лишнего от природной каменной глыбы.
Бронза является полной противоположностью мрамору по художественным свойствам. Она также относится к древнейшим материалам скульптуры,техника работы с бронзой подразумевает литьё.Бронза отражает свет яркими бликами и хороша для передачи широких движений (так как полая внутри, а, следовательно, лёгкая), бронза помогает в передаче эмоции, придавая им большую выразительность. Непременная дополнительная художественно-выразительная особенность бронзы – это тёмный, ярко очерченный силуэт произведения.

Итак, мы совершили краткий экскурс в историю становления и развития искусства скульптуры, убедившись в том, что этот вид изобразительного искусства чрезвычайно интересен и многообразен. Также узнали об основных видах скульптуры, а, совершив путешествие в мир её художественно-выразительных особенностей, материалов и жанров, ощутили особую притягательность профессии ваятеля. Надеемся, наша лекция помогла Вам обрести нечто новое в понимании этого замечательного вида изобразительного искусства.

Древнегреческие скульпторы и их произведения

образовательный проект 17/IX 16:00. МАММ ул. Остоженка, 16

30 шедевров мирового искусства

Курс познакомит юных любителей искусства со знаменитыми художниками и их произведениями — шедеврами живописи, архитектуры, скульптуры, рисунка, с инсталляциями и граффити. Каждое занятие — это рассказ о жизни и творчестве одного, ключевого для своего времени, художника, о его главных работах и их значении для искусства, и об эпохе, в которую он жил.

Каждое занятие состоит из двух частей: рассказа и практикума, на котором дети рисуют, лепят, макетируют и создают свои произведения искусства, связанные с темой занятия.

Занятие 1. Пещерная живопись. Рождение искусства или почему первобытный человек начал творить. Бизоны пещеры Альтамира. История обнаружения первобытных росписей, как они повлияли на современное искусство.

Занятие 2. Золотая маска Тутанхамона. Кто такие фараоны Древнего Египта, зачем они строили пирамиды? Одежда фараона. Как нашли гробницу Тутанхамона.

Занятие 3. Венера Милосская — знаменитая скульптура Древней Греции. Как ее нашли и были ли у нее руки? Законы древнегреческой скульптуры.

Занятие 4. Бронзовая Химера древних этрусков. Загадочные этруски, мастера бронзы. Древнегреческий миф о страшном чудовище — Химере.

Занятие 5. История Колизея в Древнем Риме. Открытие римлян в архитектуре — арка. Страшные гладиаторские бои. Как выглядели гладиаторы?

Занятие 6. Питер Брейгель Старший. «Падение Икара». Послушаем древнегреческий миф о Дедале и Икаре, о царе Миносе. Посмотрим, как другие художники изображали Икара. А как вы относитесь к полету Икара?

Занятие 7. С. Боттичелли. «Весна». Самый нежный, самый красивый художник в истории искусства. Для кого создана картина? Боттичелли и Медичи. Рассмотрим всех героев на картине, найдем Венеру.

Занятие 8. Лоренцо Бернини «Давид». История библейского Давида, великан Голиаф и великий мастер движения в скульптуре — Бернини. В какой момент изображен Давид?

Занятие 9. Великий Рафаэль и его шедевр «Сикстинская мадонна». Композиция картины и кто изображен на ней. Рассмотрим всех героев. Поговорим о Рафаэле.

Занятие 10. Леонардо да Винчи и его «Джоконда». Попробуем раскрыть секреты художника и ученого, волшебство взгляда и улыбки Мона Лизы.

Занятие 11. А. Дюрер. Гравюра «Носорог». Познакомимся с великим немецким художником 16 века, узнаем, как делают гравюру, и разглядим носорога, которого Дюрер никогда не видел.

Занятие 12. Диего Веласкес «Менины». Изучая эту картину, мы как будто побываем в Испании 17 века, при дворе короля. Увидим людей во дворце, самого художника, очаровательную дочь короля и фрейлин, слуг, карликов-шутов и даже собаку, охраняющую покой королевской семьи.

Занятие 13. Калф Виллем «Натюрморт с кубком Наутилус». Знакомство с классическим голландским натюрмортом 17 века. Как он построен. Какие предметы расставлены на столе, значение и тайный смысл каждого предмета.

Занятие 14. Карл Брюллов русский живописец, акварелист. «Последний день Помпеи». История трагедии города и создания великого полотна. Сколько героев на нем, рассмотрим их характеры. Композиция картины, ритм жестов, движений тел. Поговорим об акварелях Брюллова.

Занятие 15. Э. Фальконе «Медный всадник»- один из самых лучших памятников в искусстве. Поговорим о Петре 1,о Санкт-Петербурге, о долгом создании памятника.

Занятие 16. Василий Суриков «Взятие снежного городка». Веселый радостный русский праздник, рассмотрим героев картины. Познакомимся с другими картинами великого русского живописца.

Занятие 17. В. Серов «Девочка с персиками». Великий русский живописец и русский импрессионизм. История создания картины.

Занятие 18. Знаменитые «Стога» Клода Моне. Техника импрессионизма и что такое «пленэр».

Занятие 19. Жорж Сера «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Техника пуантилизма, особенности. Попробуем сами.

Занятие 20. Михаил Врубель. «Пан». Поговорим о греческих сатирах, фавнах, панах и русских леших. Неповторимая сказочная живопись художника.

Занятие 21. Густав Климт «Древо жизни». Золотой период австрийского художника и японские мотивы в картине. Найдем древние узоры и черного ворона на ветке.

Занятие 22. Винсент Ван-Гог — гениальный голландский художник и его «Звездная ночь». Рассмотрим уникальный стиль и неповторимую технику художника, почувствуем силу и мощь его воображения, и невероятную энергию этой картины.

Занятие 23. Антонио Гауди — сказочник, гений из Барселоны. Парк Гуэль-жемчужина Барселоны. Рассмотрим знаменитую саламандру Гауди.

Занятие 24. Василий Кандинский или, что такое абстрактное искусство. Его необыкновенный мир, связь цвета и музыки в его картинах. Какими различными бывают линии и точки в искусстве? Подумаем и над «Черным квадратом» Малевича.

Занятие 25. «Кубистические причуды» Пабло Пикассо. Рождение «кубизма» и что это такое. Коллажи Пикассо.

Занятие 26. Анри Матисс «Танец». Яркий праздничный мир танцев, чувств, пестрых ковров и сочных фруктов на картинах великого живописца 20 века. Что такое фовизм? Коллажи Матисса.

Занятие 27. Марсель Дюшан — скандальный и знаменитый создатель первых инсталляций. Что такое ДАДА и можно ли нарисовать усы Моне Лизе Джоконде.

Занятие 28. «Волшебные миры» Рене Магритта. Сюрреализм в живописи. Попробуем понять, как рисовать мысль.

Занятие 29. Джексон Поллок — разбрызгиватель, The Dripper, и его необычная техника льющийся краски, Искусство движения, шаманские танцы и бесконечные картины.

Занятие 30. Энди Уорхол — король поп-арта, американский художник, писатель, музыкант. Как изображение обыкновенной банки томатного супа и бутылки кока-колы принесли художнику мировую славу?

Курс рассчитан на учебный год и состоит из 30 занятий.
Занятия проходят по понедельникам в 16:00.
Продолжительность каждого занятия — 2 часа.
Возраст: 5+
Старт: 17 сентября 2018 г.

Стоимость курса
Год обучения — 39 000 руб.
Полгода обучения — 19 500 руб.
При единовременной оплате года обучения — скидка 10%.
На второго ребенка предоставляется скидка 50%.

Запись на курс и дополнительная информация:
+7 (495)-6371122, доб. 216/228; +7 (917) 505-35-01; mk@mdf.ru

Профильный медиапартнер

kidsreview&nbsp&nbsp

«Маркиз де Сад» и «Химера». Любимые скульптуры главного хранителя Дома Бурганова

«Маркиз де Сад» и «Химера». Любимые скульптуры главного хранителя Дома Бурганова

Работы скульптора-сюрреалиста Александра Бурганова знакомы, пожалуй, всем. Среди них памятник Александру Пушкину и Наталье Гончаровой на Арбате, фонтан «Принцесса Турандот» у Театра Вахтангова, памятники Михаилу Лермонтову на Малой Молчановке и Ивану Бунину на Поварской. Тот, кто хотя бы раз ждал поезд на станции метро «Третьяковская», видел бронзовые барельефы с портретами русских художников, скульпторов и иконописцев. Их тоже создал Александр Бурганов.

Самые интересные работы мастера можно увидеть в его музее — Доме Бурганова. Главный хранитель Марина Байкова выбрала девять самых интересных экспонатов и рассказала о том, как их можно интерпретировать.

«Пьета» (1978)

Александр Николаевич посетил Италию, еще будучи молодым скульптором, и остался под большим впечатлением от этой поездки. Вернувшись домой, он создал серию работ, включающих графику и скульптуру. «Пьета» — одно из произведений этого итальянского цикла.

Известная иконография сцены оплакивания Христа девой Марией называется пьета, или pietà, что переводится с итальянского как «жалость». Многие художники воплотили этот сюжет в своих произведениях, одна из самых известных интерпретаций — скульптура Микеланджело.

Композиция Александра Бурганова интересна тем, что в ней нет человеческих тел. Его скульптура — символ события, о котором напоминают драпировки. Этот прием художник использует практически в каждой работе для выражения разных эмоций. В данном случае это скорбь.

Пьета. 1978 год

«Юность» (1985)

Девушка и птица — давняя тема в скульптуре Александра Бурганова. Это символ юности, молодости и мечты. Первый вариант «Юности» был сделан еще в 1968 году для седьмой московской художественной выставки, но работу сочли не отвечающей канонам социалистического реализма. Молодого скульптора обвинили в формализме, а его статую хотели снять с выставки. Пришлось побороться, чтобы «Юность» осталась в экспозиции. Позднее она побывала в Мюнхене и после была уничтожена.

В 1975 году Бурганов воссоздал свое любимое, как он говорит, произведение, но и оно было уничтожено после выставки Московского союза художников в Перове. Сейчас двор музея украшает уже третий, бронзовый, вариант скульптуры. Кстати, именно она стала прообразом одноименного фонтана, который установлен на Украинском бульваре.

Юность. 1985 год

«Девушка и конь» (1980)

«Девушка и конь» — еще одна работа из итальянского цикла. Скульптура символизирует связь человека с природой, передает романтическое и поэтическое настроение, посвящена юности, любви, верности. Она отсылает к средиземноморским легендам и мифам, в которых конь является метафорическим образом юноши. Рама в этой работе создает дополнительный объем, а развевающиеся драпировки, выходя за ее границы, будто отменяют законы земного притяжения.

Девушка и конь. 1980 год

Графика «Золотая клетка» (2004) и «Мадонна» (1991)

Обе графические работы выполнены, как и скульптуры художника, в духе сюрреализма. Необычная штриховка — где-то очень тонкая и еле заметная, где-то, наоборот, жирная — особенность графики Бурганова. К сюжетам «Золотой клетки» и «Мадонны» Александр Бурганов возвращается неоднократно, есть несколько вариантов каждой из этих работ.

«Букет» (1987)

Для передачи эмоций Александр Бурганов часто сочетает несочетаемое, яркий пример — скульптура «Букет», гимн молодости и красоте, жизни и искусству. В 1990-х, работая над проектом фонтана «Принцесса Турандот», скульптор задумывал взять за основу образ этого произведения — вместо головы у Турандот должны были быть цветы. Но в то время к сюрреализму в городской скульптуре были готовы не все, от этой идеи пришлось отказаться и изобразить принцессу более реалистично.

Букет. 1987 год

«Маркиз де Сад» (2010)

С модельером Пьером Карденом Александр Бурганов познакомился в конце 1970-х, когда открывал небольшую выставку своих работ в Русском доме в Париже. Позже Карден пригласил его сделать масштабную экспозицию в своем недавно приобретенном замке в Лакосте. Выставка скульптора стала первой в этом замке, до этого модельер устраивал только театрализованные фестивали.

В XVIII веке замок принадлежал маркизу де Саду — тому самому. Мятежный Донасьен Альфонс Франсуа де Сад скрывался здесь во время крупных скандалов, связанных с его возмутительно свободными взглядами. Во время Великой французской революции 1789 года замок был разграблен, позже — частично разрушен. В ХХ веке он оказался в руинированном состоянии. Почти полвека, начиная с 1950-х, его восстанавливал Андре Буэ, любитель истории. В 2001 году, после смерти Буэ, Пьер Карден приобрел замок с условием продолжить реставрацию.

Новый владелец решил установить у замка памятник маркизу де Саду, а создать его предложил Александру Бурганову. Вместе они долго думали, как увековечить эту неоднозначную личность. В результате получилась скульптура, которая сегодня является одной из главных достопримечательностей Лакоста. Помимо этого памятника замок украшают еще несколько скульптур Бурганова.

В собрании музея есть часть скульптурной композиции «Маркиз де Сад», которая называется «Жест», — это сложенные руки, являющиеся символом несвободы, ограниченности.

Александр Бурганов и Пьер Карден у памятника Маркизу де Саду в Лакосте. 2010 год

«Химера» (1990)

Химера — чудовище из древнегреческой мифологии. Она дышит огнем, у нее голова льва, туловище козы и хвост змея. Химера в интерпретации Александра Бурганова — это превращение одного фантастического существа в другое. Скульптура предлагает подумать о противоречивости и изменчивости мира. Если обойти «Химеру» вокруг, можно увидеть совершенно разные образы — ноги человека, раскрытую пасть чудовища, драпировки.

Химера. 1990 год

«Экология» (1987)

В сквере рядом с музеем «Дом Бурганова» располагается парковый скульптурный ансамбль «Экология», посвященный теме взаимоотношений человека и природы. Титульная скульптура ансамбля представляет собой огромную вытянутую вверх ладонь с присевшей на кончики пальцев ажурной бабочкой. Отходя от всех правил канонической символики, скульптор изобразил левую руку. Правая символизирует творчество и созидание, левая — вольный союз человека и природы.

Читайте также  Природа и архитектура древней греции
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector