Древнегреческие скульптуры мужчин

Древнегреческие скульптуры мужчин

Древнегреческие статуи. Идеал красоты.

Директор Государственного Эрмитажа рассказал, что в музей поступил официальный запрос, касающийся обнаженной скульптуры. Если в борьбе за мнимую нравственность кто-то забыл про уроки мировой художественной культуры, рассказываем какой смысл вкладывали древние греки, изображая своих богов обнаженными.

  • Дата публикации: 8 апреля 2021
  • Текст: Катя Карцева
  • Время на прочтение: 4 — 6 мин.

Древнегреческие статуи – это классическая и основная форма искусства Древней Греции. Главным способом художественного обобщения в древнегреческой скульптуре стала идеализация. Гармонично развитое тело подразумевало для древних греков и развитое мышление, активную гражданскую позицию. Человеческий облик, возведенный к прекрасной форме, был почти единственной темой греческого искусства. Греки, преклоняясь перед его красотой, создали огромное количество статуй, в которых постигали гармонию телодвижений, пропорций, равновесия человеческого тела. Основные скульпторы древнегреческих статуй: Поликлет, Дорифор, Мирон, Пракситель, Скопас.

Идеализация давала возможность воплотить грекам-ваятелям совершенные формы, в которых они представляли своих богов. Боги всегда изображались обнаженными, их совершенная телесность была образом для подражания гражданам античных полисов.

Гегель говорил: «… в классической форме искусства человеческое тело в его формах уже больше не признается только чувственным существованием, а признается лишь существованием и природным обликом духа».

«Дискобол» Мирона – пластический гимн красоте атлетического усилия

Искусство Древней Греции отличается радостным, светлым, любопытным отношением к жизни. Мир искусства был радостным светлым миром, как бы бельэтажем человеческого мира, подобным ему, но более совершенным. Как в греческой мифологии рядом со смертными людьми живут похожие на них, но более совершенные олимпийские божества, так и в действительности граждане Эллады постоянно соприкасались с обществом богов и героев, изваянных из мрамора и отлитых из бронзы.

Древнегреческие статуи

Древнегреческие статуи, вопреки распространенному мнению были цветными

В ходе 25-летнего исследования проведенного командой международных ученых были применены различные технологии и ультрафиолетовый свет к статуям, чтобы проанализировать мельчайшие следы краски на них, а затем воссоздать полихромные версии. Мрамор считался холстом, а не готовым продуктом для скульптуры. Он тщательно отбирался, а затем часто окрашивался в золотой, красный, зеленый, черный, белый и коричневый, и другие цвета. В глаза древнегреческих статуй вставлялись зрачки. Сами статуи раскрашивали в светлые и радостные тона. На фоне голубого неба Эллады все это выглядело очень празднично.

Путаницу ввел Иоганн Иоахим Винкельманн– основоположник современной истории искусства, который в 1764 г. издает два тома, рассказывающих историю древнего искусства, где воспевает белизну классической скульптуры как квинтэссенцию красоты. Цвет в скульптуре по Винкелманну стал означать варварство, поскольку полагалось, что высокие древние греки были слишком утонченными чтобы раскрашивать свое искусство». Винкельманн был европоцентристом, который обесценил искусство других национальных культур.

Плутарх говорит, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей. Хотя у греков и были специальные здания для хранения картин (пинакотеки), в подавляющей массе произведения искусства вели не музейный образ жизни. Изваяния богов первоначально находились внутри храмов им посвященным, позднее их место нахождение не было столь канонизировано.

«Этот юношеский торс без головы радостнее улыбается свету и весне, чем могли бы это сделать глаза и губы» — Роден об одной из греческих статуй.

Рельеф балюстрады храма Афины Ники Аптерос. Ника, развязывающая сандалию. Ок.410/400 гг. до н.э.

Несмотря на огромное количество статуй в Греции, они лишь частично уцелели до нашего времени. Древнегреческие статуи известны нам по римским копиям, которые исполнялись в множестве вариаций, но не передавали красоты оригиналов. Римские копиисты их огрубляли, переводили из бронзы в мрамор уродовали неуклюжими подпорками. Мрамор, который использовали римляне был белый, а греки использовали желтоватый, дающий тающие переходы светотени, создающие эффект, что скульптуры действительно живые.

«Много в природе дивных сил, но сильнее человека нет» — Софокл

В многочисленных статуях, сохранившихся до наших дней, неважно изображается ли там герой мифа, воин, атлет, художник изображает человека. Через человеческое тело постигали меру, открывали ритм и закономерность пропорций. Человек был прообразом мерилом всего сущего, созданного и создаваемого.

Пракситель. Гермес и Дионис середина IV в. до н.э.

Человеческий облик возведенный к прекрасной форме – был единственной темой искусства. Мало интересовала среда или обстановка, сюжетность могла отсутствовать вовсе, запечатленное движение могло быть самоценно.

Хотя основы перспективы были известны греческим художникам, они никогда не растворят человека в толпе или пейзаже, не покажут его в случайном аспекте и не погрузят в тень. Преклонение греков перед красотой и устройством телесного облика человека было настолько велико, что скульпторы мыслили его не иначе как в статуарной законченности, завершенности, позволяющих оценить величавость осанки, гармонию телодвижений.

Искусство портрета было развито в древнегреческих статуи сравнительно слабо. Не было индивидуализации, психологизации образа, характеров. Лицо не выражает никакого определенного переживания или индивидуальных черт характера, но и в нем словно затаены возможности разнообразных переживаний. Условная «улыбка», чуть приподнятые углы рта — только возможность улыбки, намек на радость бытия.

древнегреческие статуи

В основе греческих статуй классический облик:

  • Правильный нежный овал;
  • Волнистые волосы отведены от лица, обнажая округлую форму черепа.
  • Прямой лицевой угол — прямая линия носа продолжает линию лба и образует перпендикуляр линии, проведенной от начала носа до отверстия уха;
  • Продолговатый разрез довольно глубоко посаженных глаз;
  • Небольшой рот, полные выпуклые губы, верхняя губа тоньше нижней и имеет красивый плавный вырез;
  • Подбородок крупный и круглый

Но для современного человека в древнегреческих статуях отсутствует нечто очень привычное – красота неправильного, ассиметричного, придающего индивидуальность, нет преобладания духовного над телесным. Этого не могло быть в древнегреческом искусстве из-за единства тела и духа. Эстетическое сознание должно было пройти стадию их разъединения, дуализма, что случится гораздо позже.

Статуи греческих Богов – мировое скульптурное наследие

Статуи греческих Богов – мировое скульптурное наследие

Древнегреческие мифы прошли сквозь века, и дошли до наших дней как величайший кладезь мудрости и глубокого философского смысла. Именно культы и божественные фигуры древнегреческой культуры вдохновили первых античных скульпторов на создание своих великолепных шедевров, покоривших ценителей искусства по всему миру.

До сих пор в разных уголках планеты представлены уникальные скульптурные изваяния различных греческих Богов, многие из которых в свое время были предметом поклонения и признаны настоящими шедеврами мировой скульптуры. Рассмотрим особенности скульптурного изображения Богов Древней Греции и вспомним самые знаменитые работы великих мастеров.

Статуи Зевса

Зевс — Бог неба и грома. Древние греки считали Зевса царем всех Богов и поклонялись ему как самому могущественному божественному существу. Его имя часто сопоставляют с именем его римского эквивалента Юпитера.

Зевс – младший из детей Кроноса и Реи. В классической мифологии считается, что Зевс был женат на богине Гере, и в результате этого союза на свет появились Арес, Геба и Гефест. Другие источники его супругой называли Диону, а Илиада утверждает, их союз увенчался рождением Афродиты.

Зевс печально известен своими эротическими выходками. Это привело к появлению многочисленных божественных и героических потомков, включая Афину, Аполлона, Артемиду, Гермеса, Персефону, Диониса, Персея, Геракла и многих других.

Традиционно даже Боги, не имеющие прямого отношения к Зевсу, уважительно обращались к нему как отцу.

Статуи Зевса
Фото: источник

Скульптурные изображения Зевса всегда сочетаются с его классическими символами. Символы Зевса — это молния, орел, бык и дуб. Скульпторы всегда изображали Зевса могучим мужчиной средних лет с густой бородой, который в одной руке удерживает молнию, оправдывая свое звание громовержца.

Фигура Зевса изображается обычно довольно воинственной, так как известно, что именно он считается организатором кровопролитной Троянской войны. Одновременно с этим лицо Зевса всегда излучает благородство и добродетель.

Самая знаменитая статуя Зевса была воздвигнута в V веке до нашей эры в Олимпии и считается одним из Семи чудес света. Гигантская скульптура была изготовлена из золота, дерева и слоновой кости и поражала современников своими невероятными масштабами.

Статуя изображала Зевса, величественно восседающим на огромном троне. В левой руке он удерживал большой скипетр с орлом, в то время как во второй руке у него была миниатюрная скульптура богини победы Ники. Трон был украшен многочисленными барельефами и фресками, изображающими львов, кентавров, подвиги Тесея и Геракла. Могучий Зевс был облачен в золотые одежды и воспет многочисленными современниками во многих литературных и исторических свидетельствах.

К сожалению, последнее упоминание об этой статуе датируется V веком н. э. Третье чудо света согласно историческим данным было уничтожено пожаром в 425 году.

Статуи Посейдона

Посейдон в древнегреческой мифологии считается одним из верховных морских богов. Наряду с Зевсом и Аидом, Посейдон входит в тройку могущественных богов-олимпийцев. Согласно мифам, Посейдон со своей женой богиней Амфитритой и сыном Тритоном обитают в роскошном дворце на дне океана, окруженные различными морскими мифическими существами и божествами.

Могущественный и великий Бог моря Посейдон вдохновил многих скульпторов на создание великих статуй и барельефов. Одно из самых знаменитых и признанных изваяний Посейдона «Посейдон с мыса Артемисион» — бронзовая античная эллинистическая статуя.

Статуи Посейдона
Фото: источник

Обнаружена была статуя в Эгейском море у мыса Артемисион и поднята на поверхность как одно из величайших сохранившихся до наших дней наследий античности. Скульптура изображает Посейдона в полный рост, замахивающегося чтобы метнуть оружие, которое так и не было найдено. Ученые предполагают, что это трезубец.

Также многочисленные статуи и скульптуры Посейдона можно встретить на улицах старинных европейских городов – Копенгагена, Флоренции, Афин и т.д. Однако наибольший художественный отклик этот Бог получил при создании фонтанов. В мире насчитывается сотни великолепных скульптурных фонтанов, в центре художественной композиции которых присутствует Посейдон, окруженный рыбами, дельфинами, змеями и морскими чудовищами.

Статуи Деметры

Великая Олимпийская Богиня Деметра считается богиней плодородия, сельского хозяйства, зерна, и хлеба. Это одно из наиболее почитаемых божеств олимпийского пантеона, покровительствующее земледельцам. Богиня Деметра, как и многие другие греческие божества, имеет две стороны – темную и светлую.

Согласно легендам и мифам, ее дочь Персефону похитил бог подземного царства и родной брат самой Деметры, Аид, сделав ее своей женой и царицей царства мертвых. Разгневавшись, Деметра послала на Землю голод, который стал забирать жизни людей. Однако одумавшись и смилостивившись, она же послала людям героя Триптолемоса чтобы научить их тому, как правильно обрабатывать землю.

Статуи Деметры
Фото: источник

В скульптурном и художественном воплощении Деметра изображается как женщина средних лет, обычно коронованная и удерживающая в одной руке пшеничные колосья, а в другой горящий факел. Самая знаменитая Статуя богини Деметры сегодня хранится и выставляется в музеях Ватикана. Это мраморное изваяние лишь копия греческой статуи римского периода 430-420 гг. до н.э.

Богиня изображена величественной и спокойной и облачена в традиционный древнегреческий наряд. Фигура приобретает особую монументальность благодаря симметрично распределенным концам напуска хитона.

Статуи Аполлона

Аполлон — один из самых важных и почитаемых Олимпийских божеств в классической греческой и римской религии и мифологии. Аполлон был сыном Зевса и титаниды Лето и братом близнецом Артемиды. Согласно легенде, Аполлон стал олицетворением Солнца и света, в то время как его сестра Артемида ассоциировалась у древних греков с луной.

В первую очередь Аполлон считается богом света, а также покровителем музыкантов, деятелей искусства и врачей. Как покровитель Дельфы, Аполлон был оракулом — пророческим божеством. Несмотря на многочисленные добродетели бога Аполлона, он также описывался как бог, который мог принести плохое здоровье и смертельную чуму.

Статуи Аполлона
Фото: источник

Одна из самых известный скульптур Аполлона — Аполлон Бельведерский. Эта мраморная скульптура – точная копия бронзового прототипа, который был создан древнегреческим скульптором Леохаром в 330—320 гг. до н. э. Скульптура изображает бога в образе молодого стройного юноши, который предстает перед зрителями полностью обнаженным.

Опорой для правой руки бога служит ствол дерева. Лицо юноши изображает решительность и благородство, взгляд устремлен вдаль, а рука простирается вперед. Сегодня скульптура «Аполлон Бельведерский» выставляется в музеях Ватикана.

Статуи Артемиды

Артемида была одной из самых почитаемых древнегреческих богинь. Ее римский эквивалент – носит имя Диана. Гомер упоминает ее под именем Артемида Агротера как «покровительницу дикой природы и хозяйку животных». Аркадийцы считали, что она дочь Деметры и Зевса.

Однако в классической древнегреческой мифологии Артемиду обычно описывали как дочь Зевса и Лето, а также сестру-близнеца Аполлона. Она была эллинской богиней охоты и диких животных. При этом именно Артемиду древние греки считали покровительницей молодых девушек, хранительницей девственности и помощницей в родах.

Статуи Артемиды
Фото: источник

В скульптурных воплощениях Артемида часто изображалась как охотница, несущая лук и стрелы. Главными символами Артемиды считались кипарис и олень. Самая знаменитая в мире скульптура, посвященная богине Артемиде — Диана Версальская или Диана-охотница. Эта мраморная статуя была выполнена в I или II вв. до н. э. неустановленным точно раннеэллинистическим скульптором. Скульптура изображает молодую стройную девушку с убранными наверх волосами и облаченную в классическое короткое греческое одеяние.

Статуи Афродиты

Афродита — древнегреческая богиня любви, красоты, удовольствия и продолжения рода. Она отождествляется с планетой Венера, которая названа в честь римской богини Венеры, считающейся прообразом Афродиты в римской мифологии.

Основные символы Афродиты — мирты, розы, голуби, воробьи и лебеди. Культ Афродиты был в значительной степени основан на культе финикийской богини Астарте (шумерская культура). Основными культовыми центрами Афродиты были Кипр, Коринф и Афины. Она также была богиней-покровительницей проституток, что заставило ученых на протяжении некоторого времени предлагать концепцию «священной проституции». В настоящее время эта концепция считается ошибочной.

Самое знаменитое скульптурное изваяние Афродиты – прославленная на весь мир статуя Венеры Милосской. Предположительно фигура была создана около 300 г. до н. э. неизвестным ныне скульптором.

Статуи Афродиты
Фото: источник

Весной 1820 г. греческий крестьянин с острова Милос выкопал эту великолепную скульптуру молодой и красивой девушки в своем огороде. Чтобы подчеркнуть, что Афродита – это богиня любви, ее фигура изображена мастером невероятно женственной и привлекательной. Особенностью этого великолепного творения стало отсутствие рук.

После длительных споров, реставраторы приняли решение, что не будут восстанавливать руки красавицы и оставят Венеру в неизменном виде. Сегодня эта великолепная скульптура, выполненная из белоснежного мрамора, выставляется в Лувре и ежегодно привлекает сотни тысяч туристов со всего мира.

Статуи Гермеса

Гермес – один самых молодых среди олимпийских богов. Он считается сыном Зевса и Плеяды Майи. Гермес достаточно противоречивій бог. С одной стороны он считается богом торговли, прибыли, ловкости и красноречия, однако по легенде ему не было равных в воровстве и обмане. Согласно знаменитому мифу, свое первое воровство Гермес совершил еще в младенческом возрасте.

Миф рассказывает, что он убежал из колыбели и угнал целое стадо коров, которое на тот момент пас Аполлон. Чтобы коров и его не вычислили по шагам на песке, он привязал к копытам животных ветки деревьев, которые и убрали все следы. Также Гермес покровительствует ораторам и глашатаям, и считается богом магии и алхимии.

Статуи Гермеса
Фото: источник

Пожалуй, самой знаменитой и талантливой работой скульпторов по отображению образа Гермеса стала статуя из паросского мрамора «Гермес с младенцем Дионисом». Фигура была обнаружена Эрнстом Курцием в 1877 году при раскопках храма Геры в Олимпии. Первое, что удивляет зрителя при взгляде на статую – ее огромные размеры. Вместе с подиумом высота статуи составляет 370 см.

Еще одна великолепная скульптура, посвященная этому богу — Гермес Бельведерский. Долгое время эту скульптуру путали со статуей Антиноя. Статуя изображает белоснежную фигуру обнаженного молодого мужчины, который склонил голову. С плеча его небрежно спадает традиционная для греков накидка. До сих пор многие ученые считают, что скульптура Гермеса Бельведерского в мраморе – это всего лишь копия утраченного бронзового оригинала.

Статуи Диониса

Дионис – в древнегреческой мифологии это младший из богов-олимпийцев, бог вина и покровитель виноделия. Второе имя этого божества Бахус. Интересно, что кроме виноградарства, Дионис также покровительствовал театру и считался богом вдохновения и религиозного экстаза. Обряды, связанные с почитанием Диониса, всегда сопровождались реками выпитого вина, неистовыми танцами и захватывающей музыкой.

Считается, что Дионис родился от порочной связи Зевса и Семелы (дочери Кадма и Гармонии). Узнав о беременности Семелы, супруга Зевса Гера разгневалась и переселила девушку подальше от Олимпа. Однако Зевс все-таки нашел тайную возлюбленную и вырвал у нее из живота ребенка. Далее этот малыш был подшит в бедро Зевса, где он его успешно и выносил. Таким необычным способом, согласно греческим мифам появился на свет Дионис.

Статуи Диониса
Фото: источник

Самую известную статую Диониса создал величайший скульптор с мировым именем – Микеланджело. Стремясь подчеркнуть особенности личности, мастер изобразил Диониса обнаженным с чашей в руке. Его волосы украшены виноградом и лозой. Рядом же с главным героем Микеланджело расположил Сатира, который неизбежно преследует людей, страдающих различными зависимостями, в том числе и алкоголизмом.

Мифы и легенды Древней Греции оказали решающее значение в создании уникальных скульптурных композиций по всему миру. Все перечисленные выше шедевры мировой скульптуры следует обязательно посетить и увидеть своими глазами.

Вот почему у греческих статуй такие маленькие пенисы

Подобную греческую статую можно встретить очень редко, главное отличие которой заключается в массивной паховой области

почему маленькие пенисы у греческий статуй, маленькие пенисы у статуй, греческие статуи маленькие

Как правило, мужчин очень легко обидеть, если назвать их «мужественность» маленькой.

Но древние греки сказали бы вам спасибо

почему маленькие пенисы у греческий статуй, маленькие пенисы у статуй, греческие статуи маленькие

Молниеносный факт: длина эрегированного пениса среднего мужчины составляет 13-15 см.

Учёными было доказано, что ни возраст мужчины, ни размер его «мужественности» в спокойном состоянии не позволяют предугадать размер в боевой позиции.

Поэтому глядя в следующий раз на древнегреческие статуи можно снизить мощность вашего «хи-хи-хи», до просто «хи-хи».

Так всё-таки почему такие маленькие?

почему маленькие пенисы у греческий статуй, маленькие пенисы у статуй, греческие статуи маленькие

«Греки ассоциировали небольшие и не эрегированные пенисы со сдержанностью, что было одним из ключевых достоинств, которые формировали взгляд на идеальную маскулинность [мужественность]», — объяснил профессор Эндрю Лир, который преподавал в Гарварде и Колумбийском университете в Нью-Йорке, и проводит туры, ориентированные на гей-историю.

Поэтому если у вас или у вашего бойфренда небольшой пенис, то стоит помнить

почему маленькие пенисы у греческий статуй, маленькие пенисы у статуй, греческие статуи маленькие

Что маленькие пенисы являются историческим достоянием.

Для пущей убедительности можете скинуть на телефон несколько фотографий греческих статуй

почему маленькие пенисы у греческий статуй, маленькие пенисы у статуй, греческие статуи маленькие

В древней Греции на всё смотрели иначе

почему маленькие пенисы у греческий статуй, маленькие пенисы у статуй, греческие статуи маленькие

В древней Греции большие пенисы считались нелепыми.

«Идеальный греческий мужчина был рациональным, интеллектуальным и авторитетным», — говорит знаток исторических странностей и музейный блогер Эллен Ордессон

почему маленькие пенисы у греческий статуй, маленькие пенисы у статуй, греческие статуи маленькие

В древней Греции настоящих мужчин растили гармоничными, т.е. изо всех сил стараясь, чтобы их ментальные и физические качества были сбалансированы. Именно поэтому в самых древних школах Греции юноши занимались борьбой, боксом и панкратионом, совмещая это с изучением наук.

Исходя из этого логично полагать, что иметь какое-то одно выдающееся качество в древней Греции являлось моветоном и фу таким вообще быть.

И если вы не знали, то все атлеты древней Греции занимались спортом и боролись голышом

почему маленькие пенисы у греческий статуй, маленькие пенисы у статуй, греческие статуи маленькие

Согласитесь, тяжело быть выдающимся атлетом с огромной колбасой между ног, которая ничем не поддерживается, да и к тому же атлеты приобретали бы совсем другой вид, после нанесения на тело оливкого масла.

Ну кто захочет с таким бороться? Ну только разве что женщины, но это уже совсем другая история.

Почему греческие статуи – голые?

Античные скульптуры – что рассказать о них ребенку?

Штойернагель УллаУлла Штойернагель журналист, популяризатор науки, основатель «Детского университета» в Тюбингене

Янссен УльрихУльрих Янссен журналист, популяризатор науки, основатель «Детского университета» в Тюбингене

Наверное, в Древней Греции люди всегда ходили голыми. Что еще придет в голову, когда смотришь на античные статуи в музее? Может, тогда еще не было одежды? Да вроде была. Но почему же древнегреческие скульпторы пытаются нас убедить, что тогда все разгуливали нагишом? Новая книга «Детский университет» поможет ответить на эти и другие вопросы.

Кого изображают античные статуи

Да и могут ли вообще голые статуи рассказать что‑либо о жизни тех времен? Оказывается, могут, и гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Потому что, к счастью, у них есть переводчики — археологи.

Лучший источник информации для этих ученых — грунт. Они проводят раскопки и исследуют его на наличие следов и остатков прежних обществ. И таким образом уже многое открыли. Поэтому сегодня мы кое‑что знаем о Древней Греции.

Всякая современность когда‑нибудь становится прошлым. Давайте пофантазируем и представим, что через две тысячи лет от нашего времени останутся только компьютерные игры. Конечно, первым делом люди будущего предположат, что все мы выглядели как Лара Крофт или Тони Хоук.

Читайте также  Древнегреческие скульптуры женщин

С греческими статуями произошло примерно так же. Они тоже формируют образ и лицо эпохи. Заходит это настолько далеко, что многие сейчас представляют себе греков, в общем, стройными и мускулистыми, с правильными чертами лица, неподвижным взглядом, прямыми носами и искусно завитыми локонами.

Но как сегодня большинство мужчин и женщин вовсе не похожи на Тони Хоука или Лару Крофт, так и тогда далеко не все люди походили на изваяния Афродиты или Аполлона.

Еще сложнее составить представление о прошлом по отдельным фрагментам, ведь далеко не все и без того редкие находки сохранились целиком. Это как если бы в компьютерных играх все оказалось только в черно-белом виде.

Музейные залы выглядели бы совсем по‑другому, сохранись античные статуи до наших дней в неизменном виде: многие фигуры когда‑то были ярко раскрашены, имели вставные глаза, а некоторые даже были одеты.

Что бы осталось от твоей комнаты, если бы ее полностью завалили грунтом и откопали бы снова только через 2000 лет? Кровать с постельным бельем разложилась бы, от книг и письменного стола с тетрадями тоже не осталось бы и следа. Скорее всего, распались бы и куклы, и машинки, и корпус компьютера, и даже вредные для природы батарейки в карманных фонариках. О том, что они когда‑то были, можно будет судить разве только по оставшимся от них следам ядовитых веществ.

Но как ученые узнают, что некоторые статуи когда‑то были одеты или расписаны, если сегодня все они стоят нагишом? Напасть на след уничтоженных временем и войнами предметов ученым иногда помогают другие скульптуры или расписанные историческими и повседневными сценами вазы, а еще литературные произведения, дошедшие до нас в хорошей сохранности.

Где археологи ведут раскопки?

По понятным причинам от греческой Античности до нас не дошли ни фильмы, ни фотографии. Представить себе тогдашнюю жизнь довольно сложно. Свидетели того времени немы. Только огромное терпение, находчивость, аккуратность и воображение могут заставить заговорить сохранившиеся здания, произведения античных писателей и философов, сосуды и инструменты, статуи и украшения. А какое множество еще неизвестного до сих пор таится под землей!

А кстати, почему под землей? Древние что, зарывали свое добро, чтобы спрятать его от потомков? Или наоборот, чтобы сохранить его для них? Вовсе нет. Когда дом рушился или приходил в ветхость, новый нередко строили прямо на его руинах, использовали еще пригодные конструкции и материалы.

Битая керамика тоже снова шла в дело. На глиняных черепках рисовали и даже писали — хотя обычно для письма использовали вощеные таблички, потому что тогдашняя «бумага» — папирус — была материалом слишком редким и дорогим.

Развалины домов могли и просто оставить как есть, и тогда они разрушались силами природы, постепенно уходя в грунт. Поэтому под землей время исчисляется иначе, чем на ее поверхности: века и тысячелетия выражаются в метрах, чем глубже — тем старше.

Где археологи ведут раскопки?

Археологи начинают раскопки не где попало, а там, где есть какие‑то признаки древних поселений. Другое излюбленное место археологов для исследований — места захоронений. В Древней Греции они располагались за городскими стенами вдоль больших дорог.

Могилы тогда были куда пышнее, чем сегодня, и — вопреки известному выражению — вовсе не немы. Они многое могут рассказать о жизни в те времена, ведь чем богаче и могущественнее были усопшие, тем больше вещей им давали с собой для будущей жизни на другом берегу реки Ахерона, где, как верили греки, располагалось царство мертвых Аид.

Как юноша попал в ров?

Случай — постоянный спутник археологов. Бывает, он путает детально продуманные планы, а иногда может щедро вознаградить ученых. Например, известный немецкий археолог Беттина фон Фрайтаг (Лёрингхофф) вместе с коллегами завершали работы под древними городскими стенами Афин, где раскопки ведутся уже столетие, и тут случилось нечто, что можно назвать археологическим выигрышем в лотерею. Находка века.

Итак, раскопки завершались. Экспедицию в первую очередь интересовали древние городские укрепления. Ученые уже открыли много метров оборонительного рва, как вдруг на дне показались легкие волны! Но это была не вода, а камень — ровно уложенные волнистые кудри. Как выяснилось потом, принадлежали они статуе юноши.

Слово «статуя» происходит из латыни и означает «стоящее изображение», а «статуэтка», соответственно, — маленькое «стоящее изображение». Ведь изображение не обязательно должно быть нарисовано на плоской стене или листе бумаги. Изображение может изваять скульптор, и тогда оно будет трехмерным. А если вокруг изображения можно обойти, и у него есть перед и зад, лево, право и центр, и с каждой стороны оно выглядит по‑разному, с большой вероятностью речь идет о статуе.

Такой тип статуй по‑гречески назывался ку́росом. Эта статуя относится к ранней Античности, архаическому периоду, ее возраст примерно 2600 лет, и, если не считать отбитых ниже колен ног, она в прекрасной сохранности.

Мраморный юноша, конечно, не всегда лежал там, где его нашли археологи. Шанс копнуть поглубже и найти куроса ученые получили благодаря строительству афинского метро, из‑за которого понизился уровень грунтовых вод.

Предположительно, эта фигура украшала надгробие. Сегодня трудно себе представить, что когда‑то множество статуй с целыми носами, руками и ногами стояли на могилах, а вовсе не в просторных музейных залах. Так, вероятно, и этот юноша более сотни лет простоял на надгробии с полным комплектом частей тела.

Откуда это известно? Во-первых, статуи такого типа уже находили, причем на надгробиях. Во-вторых, тип фигуры юноши довольно точно указывает на время его создания (около 600 г. до н. э.), а история Афин позволяет предположить, когда он перестал украшать могилу. Около 480 г. до н. э. персы разрушили город. При этом они разоряли и могилы. Судя по всему, и эта статуя стала жертвой такого нападения и именно поэтому оказалась в оборонительном рве.

Как юноша попал в ров?

Греческие статуи — идеал мужчины

Курос был высоким, выше человеческого роста, и обнаженным. В нашем сознании нагота никак не вяжется с надгробной скульптурой. Ведь если статуя стояла на могиле, наверное, это было изображение покойного! Но не слишком ли бесцеремонно представлять его взглядам потомков в совершенно голом виде?

На самом деле художники архаического периода еще не дошли до идеи изображать реального человека. Это начали делать много позже. В архаике люди имели в виду другое. Статуя юноши на могиле, скорее всего, означала, что похороненный был человеком молодым, но никакой связи с его внешностью не имела. Она представляла идеальное изображение, то есть такое, каким человек должен был быть: стройным, мускулистым и гибким.

Идеал мужчины того времени выглядел так: почти треугольное туловище, плечи примерно в два раза шире бедер, кубики на животе. Половые органы совсем небольшие, потому что они не считались красивой частью тела. Зато подчеркнута область таза, а вместе с ней и длинные ноги с выпуклыми икрами и мощными бедрами — все это подчеркивает силу и гибкость. Попа круглая, но при этом мышцы сильно не выдаются.

При столь проработанном теле о лице почти забываешь. Да оно ничем особо не примечательно. Легче узнать кого‑нибудь по полицейскому фотороботу, чем по лицу такой статуи. Невозможно не отметить, насколько одинаковые у всех улыбка и волосы. Длинные локоны, как нити жемчуга, лежат ровными одинаковыми прядями, спереди волосы гладкие, как шапочка, а сзади напоминают тяжелую штору. Тут невольно вспоминается древнеегипетский сфинкс.

Хотя юноши-куросы очень стройны, они не представляются ни худыми, ни костлявыми, а наоборот, кажутся сильными и округлыми. Поза у них у всех примерно одинакова: кулаки сжаты, левая нога чуть впереди правой, но при этом обе твердо стоят на земле.

Греческие статуи — идеал мужчины

Итак, идеал мужества той эпохи — это прежде всего отличная спортивная форма. Конечно, в те времена думали вовсе не о профилактике инфаркта. Скорее, наоборот, тренировались, думая об угрозе жизни и здоровью: спорт помогал быть готовым к войне.

Итак, тело должно было быть мускулистым и подвижным. А как, кстати, показать подвижность в каменной или бронзовой скульптуре? Скульпторы архаического периода подчеркивали те части тела, которые отвечают за гибкость и подвижность, — суставы. Рельефно очерченные суставы как бы намекают, что двигательный аппарат у изображенного человека в полном порядке. Положение ног тоже указывает на определенную проворность, хотя прежде всего оно нужно для устойчивого положения фигуры.

Сто лет спустя, уже в классическую эпоху, приоритет стал отдаваться мускулатуре. Кажется, будто для статуй обнаженных мужчин того времени позировал Арнольд Шварценеггер. У них просматривается каждый мускул, каждое сухожилие. Они словно застыли в момент какого‑то упражнения или движения. Метатель диска замахивается для броска, лучник натягивает тетиву. Как и у других статуй подобного рода, у этих двоих вся тяжесть тела перенесена на одну ногу, опорную. Другая, свободная нога передает движение.

По сравнению с ними курос с вытянутыми вдоль тела руками кажется слегка неуклюжим, но он излучает больше спокойствия и сосредоточенности. И наоборот: более поздние статуи обнаженных юношей выглядят словно изображения из анатомического атласа. Как будто скульптор раскрыл страницу с мышцами и сухожилиями и вдохновлялся ею.

Антично и эротично

Каким бы либеральным ни было современное общество, в «Инстаграме» и «Фейсбуке» все равно с ужасом блокируют фотографии не только с обнаженной грудью, но и со слегка выдающимися сосками. Обнаженное тело, будь оно мужским или женским, до сих пор остается чем-то запретным для большинства людей. Мы, конечно, не будем краснеть и падать в обморок от вида оголенной ножки, как это могло случиться с жителями викторианской Англии, но и до древних греков, которые не видели в обнаженном теле ничего постыдного, нам тоже далеко.

Достоинства идеального тела

Выставка в Британском музее, посвященная древнегреческой скульптуре, начинается сразу с двух обнаженных фигур, и одна из них принадлежит самой богине любви Афродите. Как отмечают организаторы экспозиции, Афродита была единственной богиней, которую древние греки изображали полностью обнаженной. Впрочем, остальные боги тоже одеты очень легко и чаще всего от Афродиты они отличаются только прикрытым причинным местом. Зато Афродита предстает перед зрителем во всей своей красе. Древние греки высоко ценили красивые обнаженные тела и считали, что забота о своем теле является социальной и политической обязанностью каждого человека. Они никогда не поверили бы в оправдание «хорошего человека должно быть много», потому что в Древней Греции считали, что добродетель может жить только в идеальном теле.

Любовь к скульптуре

Создавая статуи своих богов, греки верили, что частица божественного существа селится и в самой скульптуре. Иногда это поверье приводило к странным результатам. Один молодой грек проникся такой сильной симпатией к статуе Афродиты, что тайно остался в ее храме и провел со скульптурой страстную ночь. Впрочем, наутро служители храма обнаружили там не только обессилевшего от плотских утек парнишку, но и мокрые пятна на самой скульптуре. В храме посчитали, что молодой человек таким образом богиню оскорбил и, согласно легенде, парню стало так стыдно, что он в тот же день покончил с собой.

Но, конечно, главными героями греческих скульптур становились не только боги, но и смертные, пусть и не самые простые. Чаще всего греки создавали статуи атлетичных красавцев, у которых хорошо были видны и бицепсы, и дельты, и мышцы брюшного пресса. Организаторы выставки специально представили на экспозиции фигуры древних египтян, а также народов, живших в древней Месопотамии. В отличие от греков, эти народы старались избегать полностью обнаженного тела, а скульптуры их были гораздо менее реалистичными. Греки же не видели смысла скрывать идеальные тела и ценили их красоту гораздо больше, чем, например, даже лицо.

Еще интересно, что к обнаженному телу в Древней Греции не относились как к чему-то слишком сексуальному и даже специально делали половые органы мужчин поменьше, чтобы они не отвлекали людей от идеальных пропорций тела атлета.

На выставку в Британский музей стоит сходить не только любителям античной скульптуры, но и тем, кто ищет мотивацию для построения красивого тела. Глядя на идеальные тела древних греков, у которых не было ни профессиональных спортзалов, ни диетических продуктов, понимаешь свое собственное несовершенство и сразу загораешься желанием пробежать марафон. Или хотя бы пять километров.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector