Древнегреческие скульптуры женщин

Древнегреческие скульптуры женщин

Красивая женщина – к беде: кого считали привлекательным в Древней Греции

В Древней Греции то, как вы выглядели, напрямую влияло на вашу жизнь. Если вы мускулистый, лощеный мужчина – ваша жизнь сложится просто отлично. Среди женщин в почете были пышнотелые и рыжеволосые, однако им было сложнее.

О стандартах красоты и их влиянии изданию BBC рассказала специалист по античной истории Беттани Хьюз, а Бюро переводов «Профпереклад» подготовило для MC.today перевод материала.

Мужская красота считалась благословением богов

Любой древнегреческий аполлон с пухлыми губами и точеными скулами был уверен в двух вещах: его красота – благословение богов, а его идеальная внешность скрывает не менее идеальный внутренний мир.

Для греков красивое тело считалось прямым доказательством столь же прекрасного ума. У них было даже специальное слово – kaloskagathos, что означало «услада для глаз, а значит, хороший человек».

Знаем, не очень-то политкорректно. Но правда еще страшнее: смазливые греческие мальчики расхаживали павлинами, убежденные в своей тройной благословенности – красавцы, умники и любимцы богов. Как же им удавалось поддерживать всю эту красоту в таком идеальном состоянии?

Долгие годы классическая греческая скульптура считалась фантазией перфекциониста и недостижимым идеалом. Но теперь мы думаем, что немало статуй, датированных V-III веками до н. э., делались с реальных людей. Живого человека обмазывали гипсом, а затем эту форму использовали, чтобы сделать скульптуру.

Те, у кого было много свободного времени, могли по восемь часов проводить в гимнастическом зале. Среднестатистический житель Афин или Спарты обладал превосходной мускулатурой, тонкой талией, маленькими гениталиями и весь блестел от масел – от увенчанной локонами головы до идеально изящных пальцев ног.

Быть красивой женщиной – по определению беда

Однако когда речь заходит о женщинах, мы видим совсем другую историю. Гесиод, древнегреческий автор VIII–VII веков до н. э., чьи работы считались едва ли не греческой библией, описывал первую сотворенную женщину как kalon kakon – «прекрасный ужас».

Она была ужасной, потому что красивая, и красивая, потому что ужасная. Быть симпатичным мужчиной считалось хорошей новостью в целом. А вот быть красивой женщиной – по определению беда.

Словно этого было мало, красота часто считалась соревновательным видом спорта. Конкурсы красоты – kallisteia – регулярно проводились на олимпийских спортивных площадках в Эллисе и на островах Тенедос и Лесбос. На таких конкурсах женщины дефилировали туда-сюда, пока их оценивали судьи. Мужчинам-победителям повязывали ленты вокруг наиболее прекрасных частей тела – икр или бицепсов.

Мой любимый конкурс проводился в честь Афродиты Каллипиги – т. е. Прекраснозадой. История гласит, что однажды на Сицилии решили возвести храм, посвященный этой богине, но возник спор, где именно его строить. Решили, что выбрать должен образчик человеческой красоты. За это право пришлось побороться двум фермерским дочкам с необъятными задницами, и победительница выбрала место.

Очевидно, крупнозадые девицы получали полное покровительство богини любви и прямую связь с ней.

Греки ценили широкие бедра и белые руки, которые иногда осветляли гримом на основе свинцовых белил. У рыжих тоже все было замечательно, если верить некоторым образцам тогдашнего высокого искусства. Правда, позднее, в Средневековье, их часто считали ведьмами.

На греческом острове Тера (современный Санторини) сохранился настенный рисунок бронзового века, переживший извержение местного вулкана примерно в 1600 г. до н. э. На нем изображена группа красоток, но лишь одной молодой женщине позволено приблизиться к богине. После реставрации стало видно, что уникальность этой счастливицы крылась в пышной гриве ярко-рыжих волос.

В эпической литературе героев стандартно описывают словом «ксанфос» («золотистый» или «коричнево-желтый»). Разумеется, бытует мнение, что это всего лишь литературный прием. Но всякий, кто стоял рядом с золотоволосой или рыжей подругой, освещенной лучами средиземноморского солнца, знает наверняка – тут замешана магия. Перед вами золотая нить.

Интересный факт: одна из известнейших блондинок в истории, Елена Прекрасная, считалась обольстительницей вовсе не из-за внешности. Все дело было в том, какие чувства она вызывала у мужчин и на что они были готовы ради нее. Когда мы впервые «видим» ее в третьей песне «Илиады» Гомера, старцы поют: «Истинно, вечным богиням она красотою подобна!» Имеется в виду, что такая женщина своим присутствием чрезвычайно отвлекает мужчин – и это ужасно.

Фото: Лили Коул в роли Елены, постановка «Последний день Трои» на BBC Radio 4

Если Елена представляет реальных аристократов Древней Греции, то спартанская королева 3500 лет назад выглядела бы совсем иначе: подведенные черным глаза, красные татуировки в виде солнц на подбородке и щеках, бритая в подростковом возрасте голова. Позднее волосы укладывают так, чтоб они походили на змей. Грудь спартанки не прятали, максимум – прикрывали прозрачной тканью.

Философ Сократ развенчал все греческие стандарты красоты своей чванливой походкой, выпученными глазами, лукообразным носом, волосатой спиной и объемным животом. Диалоги Сократа посвящены радикальному исследованию того, что под внешностью сатира может скрываться яркая, светлая душа.

Но Сократ и его ученик Платон явно вели неравный бой. Огромное количество зеркал, найденных в древнегреческих могилах, подтверждает, что красота многого стоила. Внешность была важна. Боюсь, древние греки судили людей исключительно по лицу.

Каким был идеал женской красоты в античности?

Когда мы говорим о красоте человеческого тела, перед нашим взором тотчас возникают образы древнегреческих Венер. И неудивительно: в изображениях гармонически развитого человеческого тела греческие скульпторы до сих пор являются образцом совершенства.

«Голова Афродиты» — копия скульптуры Праксителя. Национальный археологический музей (Афины)

Отношение греков к телесной красоте особенно ярко иллюстрирует история Фрины — известной гетеры, послужившей моделью для многих статуй. Когда ее осудили за богохульство и «развращение лучших афинских мужей» и уже готовы были вынести смертный приговор, ее адвокат предъявил последний аргумент — просто сдернул с Фрины одежду. Увидев, сколь прекрасна нагота подсудимой, судьи усомнились, что в таком теле может быть порочный дух, и… оправдали. Жан-Леон Жером, «Фрина перед ареопагом», 1861 г. Жан-Леон Жером, «Фрина перед ареопагом», 1861 г.
Фото: artchive.ru

В той же Древней Греции, чуть ли не впервые в истории, попытались математически вычислить и определить каноны красоты человеческого тела.

Изучая законы гармонии и пропорциональных соотношений, знаменитый математик Пифагор в VI в. до н.э. открыл принцип «золотого сечения» (сам термин был введен Леонардо да Винчи), по которому целое относится к своей большей части, как большая к меньшей. Если С — целое, А — большая часть, В — меньшая, то «золотое сечение» выражается формулой — С: А=А:В. Это послужило основой для расчета пропорциональных соотношений.

Доскональный расчет канонов красоты произвел древнегреческий скульптор Поликлет в V в. до н.э. (его сочинение на эту тему так и называется — «Канон»). По его мнению, идеальное тело должно быть таким: голова — 1/7 всего роста, кисть руки — 1/10, ступня — 1/6, а центр тела должен приходиться на уровень пупка.
Поликлет первым додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ногой Поликлет первым додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ногой
Фото: Ricardo André Frantz, ru.wikipedia.org

Антропологи установили, что деление человеческого тела точкой пупа — важнейший показатель «золотого сечения». Мужские пропорции колеблются в пределах среднего отношения 13 к 8 (1,625). Они ближе к «золотому сечению», равному 1,618, чем женские, составляющие 8 к 5 (1,6). У женщин ноги… короче!

Однако если отвлечься от бесспорного авторитета греческих скульпторов и приглядеться к «Венерам» непредвзятым оком, то можно заметить, что их красота по нынешним меркам является не такой уж идеальной.
Известные изображения Венеры Известные изображения Венеры
Фото: Источник

Во-первых, древнегреческая женская фигура толстокостна, массивна, с мягкими округлыми формами. Во-вторых, у нее небольшая, абсолютно симметричная грудь, довольно широкая талия, почти плоские ягодицы и коротковатые ноги. Для примера приведем «модельные» параметры Афродиты Книдской, исполненной знаменитым Праксителем: рост — 164 см, грудь — 86, талия — 69, бедра — 93.

По статуям мы также можем составить представление и об идеальных чертах лица древней гречанки: большие глаза с широким межвековым разрезом, маленький рот и классический «греческий» нос, прямой и фактически продолжающий линию лба.

Несмотря на благородную белизну греческих статуй, гречанки, как и египтянки, вовсю пользовались косметикой: подкрашивали глаза и брови, румянили щеки.
Кстати, на самом деле греки всегда ярко раскрашивали статуи, а «классическая» белизна (которая так восхищала гуманистов Возрождения) появилась лишь под влиянием безжалостного времени. Но вернемся к женщинам…

Самая популярная прическа античности нам тоже прекрасно знакома: это завязанный на затылке греческий узел «коримбос». Волосы чернявые гречанки предпочитали обесцвечивать при помощи щелочного мыла и солнечных лучей. Как видите, мода на блондинок имеет давнюю историю.

Из древнегреческих богинь одна богиня охоты Артемида по роду своих занятий обладала подтянутой мальчишеской фигурой Из древнегреческих богинь одна богиня охоты Артемида по роду своих занятий обладала подтянутой мальчишеской фигурой
Фото: Depositphotos

Греческие идеалы красоты перешли к римлянам с некоторыми поправками. Идеальной римлянке предписывалось быть статной, дородной, уж ни в коем случае не худой. Однако полнота требовалась отнюдь не рыхлая, фигура должна была сохранять грациозность и стройность. Для римлянок, скелет которых был генетически тоньше, чем у гречанок, выполнить это условие было нелегко. Они активно занимались физическими упражнениями, а также туго бинтовали грудь и бедра.

Желание стать блондинками перешло от греков к римлянам вместе с остальными канонами красоты. Именно светлые, русые, рыжие волосы особенно ценились в Древнем Риме. Проститутки же были просто обязаны иметь желтый или белый цвет волос (согласно римским законам, благородным матронам менять свой цвет волос возбранялось). Так как постоянная процедура обесцвечивания была рискованна не только «солнечными ударами», но и полным облысением, в моде были парики из светлых волос, поставляемые обычно из завоеванной Галлии.
Бюст римской матроны Випсании Бюст римской матроны Випсании
Фото: ru.wikipedia.org

Кожу римлянки тоже отбеливали, и тоже довольно опасным способом — свинцовыми белилами, что нередко приводило к отравлению. Были и другие, менее опасные «рецепты»: например, крем из хлебного мякиша и молока, мыло из козьего жира и пепла букового дерева. А римскую императрицу Поппею во всех поездках сопровождал караван из пятисот ослиц, в молоке которых она ежедневно купалась.

10 самых известных монументов

Шутят, что в современном искусстве разбираться легко: что висит на стене – живопись, что можно увидеть сзади – скульптура. А вот выбрать из сонма скульптур и памятников самые-самые – задачка непростая. Но мы попробовали.

1. Памятник Минину и Пожарскому

Самый первый скульптурный памятник Москвы поставили на Красной площади – таким образом благодарная Россия руками скульптора Ивана Мартоса отплатила Минину и Пожарскому за спасение Москвы в 1612 году. Место выбирал сам скульптор, он настоял, чтобы двухфигурная композиция располагалась по центру тогдашних классических по архитектурному стилю Верхних торговых рядов, то есть прямо посредине площади. На открытии монумента в 1818 году присутствовала вся императорская фамилия. Видимо, именно с высочайшего разрешения пьедестал украсила надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия». Памятник и сейчас стоит на площади, только место поменял – «переехал» в 1931 году к Собору Василия Блаженного, освобождая место под стенами ГУМа транспорту, который тогда ходил по Красной площади. Кстати сказать, на памятнике изображён и его автор: скульптурный портрет Ивана Мартоса мы можем рассмотреть среди фигур на одном из украшающих постамент барельефов. Он там единственный из известных лиц и единственный без бороды.

2. «Медный всадник»

«Узда простая, звериная кожа вместо седла, подпругою поддерживаемая, суть вся конская сбруя. Всадник без стремян, в полукафтане, облечённый багряницею, имеющий главу, лаврами венчанную и десницу простёртую. » Так описал «Медного всадника» знаменитый писатель Александр Николаевич Радищев. Эти строчки известны мало, зато все помнят Пушкина:

О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

«Кумира на бронзовом коне» изваял француз Этьен Морис Фальконе – поручить ему скульптуру Екатерине II посоветовал философ Дени Дидро. В мастерской Фальконе выстроили высокий помост, из дворцовых конюшен выделили жеребцов – Бриллианта и Каприза. Полковник Петр Мелиссино, к тому же похожий на царя Петра внешне, бессчетно вскакивал на помост, удерживая вздыбленного коня. Всадник однако рисковал остаться без головы, поскольку она у мастера не выходила. Шерше ля фам, то есть ищите женщину – дело спасла ученица Фальконе Мари-Анн Колло, она создала голову. Но и без русского скульптора не обошлись: Федор Гордеев по замыслу Фальконе вылепил змею – символ вражеских сил, попираемых русским самодержцем и, одновременно, третью точку опоры памятника.

Позже на Сенатской площади возвели Исаакиевский собор, а перед ним, лицом к собору поставили памятник Николаю I. Остроумные петербуржцы немедленно сложили поговорку: «Дурак умного догоняет, а Исакий не пускает».

3. Статуя Свободы

США, как известно, – страна приезжих. В ней есть специальный музей, посвященный иммиграции. Находится он в самом подходящем для этого месте – внутри маяка для судов, входящих в бухту Нью-Йорка. Маяк на острове Либерти – это Статуя Свободы.

История о том, как французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди создал и подарил Америке ее будущий символ, довольно длинная. Вот лишь несколько фактов.

Сначала Бартольди хотел ваять монумент, исполняющий роль маяка, для Суэцкого канала, но не нашел понимания. И идею начали воплощать в Новом Свете. Если вы думаете, что обошлись без России, то вы не правы. Наша страна тоже внесла свой вклад, и был он для России типичен. Россия дала сырье – нижнетагильскую медь. Каркас 46-метровой дамы с факелом свободы конструировал сам Александр Густав Эйфель. К берегам постоянной прописки будущую статую доставили на французском военном фрегате «Изэр» в 214 ящиках.

Верхняя точка факела находится в 93 метрах от земли, что делает статую одной из самых высоких в мире. В основание монумента замуровали экземпляр Декларации независимости, так что можно сказать что Статуя Свободы поставлена на законном основании.

4. Монумент на горе Рашмор

История монумента на горе Рашмор началась в 1924 году. Историк и публицист Доун Робинсон придумал создать в горах Южной Дакоты что-нибудь, способное привлечь туристов. Энтузиаст пригласил скульптора Джона Гутзона де ла Мот Борглума, а тот решил создать бюсты четырех американских президентов. Считается, что выбор места предопределила правильная ориентация горы Рашмор: она повернута к юго-западу, то есть, президенты весь день освещены солнцем. Динамит, зубило и молоток, а еще редкостная энергия и дерзость скульптора, а еще почти миллион долларов, большую часть которого выделила американская казна, а еще каторжный и опасный труд помощников скульптора и рабочих – вот составляющие этого памятника. Сложностей хватало, погода не баловала, а деньги выделяли с боем, но все же в 1930 году была закончена голова Джорджа Вашингтона. В 1936 году завершили Томаса Джефферсона, в 1937-м – Авраама Линкольна, а в 1939 году закончили трудиться над головой Теодора Рузвельта. А что же иные части тела, объединенные термином «бюст»? К ним и не приступали, разумно решив начать с главного. Оказалось, поступили правильно: в 1941 году Борглум скончался. Сын скульптора хотел было продолжить дело отца, но помешала Мировая война. Недоделанным монумент не кажется, напротив, при взгляде на него возникает ощущение полной гармонии – ни убавить, ни прибавить – столь характерное для шедевров.

5. «Тысячелетие России»

«Свершившемуся тысячелетию царства Российского в благополучное царствование императора Александра Второго лета 1862». Эта надпись славянской вязью опоясывает гигантскую державу на памятнике, что высится напротив Софийского собора в Новгородском детинце. Исполинский шар-держава воздвигнут на постамент, который издали смотрится колоколом. Так и задумано: памятник «Тысячелетие России» был «призван благовестить потомкам о героическом прошлом России». На конкурс подали 52 проекта, победил художник Михаил Микешин. Памятник венчают две фигуры: ангел с крестом символизирует церковь, коленопреклонённая женщина олицетворяет Россию. Ниже, вокруг шара-державы, высятся семнадцать колоссальных фигур, тематически собранные в шесть групп, знаменующих этапы становления Государства Российского. В нижнем ярусе памятника располагается фриз с изображением 109 исторических деятелей. Их тоже расклассифицировали: 31 просветитель, 26 государственных людей (Ивана Грозного не включили – из-за кровавой расправы, учинённой опричниками в Новгороде в 1570 году), 36 военных людей и героев, 16 писателей и художников. Список великих правили долго и тщательно: в итоговый вариант не вошел, например, флотоводец Фёдор Ушаков, нынче канонизированный православной церковью. Справочники уверяют, что на памятнике изображено 128 фигур. Это распространённая ошибка – при учете обычно забывают младенца. Мать протягивает его Владимиру Святославовичу – Крестителю Руси.

6 . «Рабочий и колхозница»

В соответствии с выделенной площадкой советский павильон на Всемирной выставке 1937 года в Париже получался длинным и узким. Тогда архитектор Борис Иофан решил сделать его «похожим на несущийся корабль, по классическому образцу увенчанный носовой фигурой». Кого должна изображать эта фигура? Никто не сомневался: только-только в Кремле прошло Первое Всесоюзное совещание стахановцев, и у всех на слуху были рабочие и колхозницы. Что до композиции и образа, то архитектор вдохновлялся Никой Самофракийской и скульптурой Антенора «Тираноборцы Гармодий и Аристогитон», изваянной в 477 веке до нашей эры. Среднеарифметическое из двух древнегреческих скульптур создала выбранная по конкурсу Вера Игнатьевна Мухина. Можно бы сказать «изваяла», но тут нужны другие глаголы, поскольку для композиции выбрали довольно необычный материал – хромоникелевую сталь. Скульптура вышла такой удачной, что Большая советская энциклопедия назвала ее «Эталоном социалистического реализма». В 2009 году отреставрированный эталон вернулся на место, которое занимал с 1939 года – перед северным входом бывшей ВДНХ, ныне ВВЦ. Скульптура осталась прежней, а постамент изменили: нынче это укороченная копия павильона Иофана 1937 года.

7. «Родина-мать»

Двести дней Сталинградской битвы похоронили гитлеровские планы завоевания нашей страны, и переломили ход войны в пользу Красной Армии. А Высота 102, то есть Мамаев курган, стала символом героизма и стойкости защитников города. В память
всех, кто защищал Сталинград, в самом конце 50-х годов на Мамаевом кургане начали возводить мемориальный ансамбль. Его сооружение поручили самому знаменитому советскому скульптору-монументалисту тех лет Евгению Вучетичу. Много позже он рассказывал: «Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит – «За Родину!» . – заткнулись». Евгению Викторовичу вторит волгоградская пенсионерка Валентина Изотова: «Ребята настаивали: «Валя, ты должна звать за собой людей!». И я звала, за что мне платили три рубля в час». Спустя пять лет после открытия статую пришлось перевооружить. В первом мече от ветра возникали незатухающие колебания, поэтому новое оружие выполнили по рекомендациям академика Келдыша и испытали в аэродинамической трубе.

Свое самое крупное произведение Евгений Викторович Вучетич закончил в 1967 году. Получилась самая высокая статуя в мире: скульптура «Родина-мать» внесена в «Книгу рекордов Гиннесса» именно по разделу «Самая высокая статуя в мире». Монумент, изваянный из напряженного железобетона, имеет высоту 82,3 метра от основания до кончика меча.

8. Статуя Иисуса Христа

Вошедшая ныне в список новых семи чудес света (по версии Интернета) статуя Иисуса Христа, что высится на скале Корковаду в Рио-де-Жанейро, – родная сестра Статуи Свободы. У них общая родина – и ту, и другую создали в Париже и перевезли по частям за океан. И масса сходства в биографиях: и та, и другая – символы города и страны, где установлены, обе поражают величественностью и привлекают туристов. О туристах в Рио-де-Жанейро как будто позаботились заранее: к вершине холма Корковаду еще в 1884 году проложили железную дорогу, которую позже электрифицировали. В середине 20-х годов следующего века она пригодилась: созданную во Франции по эскизу художника Карлоса Освальда и окончательному проекту бразильского архитектора Эйтора да Силва Кошта скульптуру (в разобранном, естественно, виде) и разные строительные материалы, необходимые для постройки монумента, доставляли как раз по этой дороге. От конечной остановки к смотровой площадке ведет извилистая лестница в 220 ступеней, метко прозванная «улиткой». И вот она перед вами 30-метровая скульптура на 8 метровом пьедестале. Фигура Иисуса по силуэту похожа на крест – Христос широко (на 28 метров) раскинул руки, будто хочет обнять город и мир. По правую руку Христа пляжи Копакабана и Ипанема, по левую – знаменитый стадион «Маракана» и международный аэропорт.

9. «Граждане Кале»

Ключами от Кале на севере Франции называют дорогую вещь, которую жалко отдать кому-нибудь. Здесь твердо помнят историю времен Столетней войны: победив в битве при Креси в 1346, английский король Эдуард III осадил французскую крепость Кале. Осада длилась почти год, и голод вынудил город начать переговоры о сдаче. Мстительный король потребовал жертв: шесть самых именитых горожан – нагие и с повязанными вокруг шеи веревками – должны были вынести ему ключи от Кале. И погибнуть: король обещал их казнить в назидание строптивым. Пять с половиной веков спустя граждане Кале увидели своих предков – нагими и с веревками вокруг исхудалых шей. Эсташ де Сен-Пьер – старейший и богатейший, Жан д’Эр, братья Жан и Пьер де Виссан, Андрьед Андр и Жан ди Фиенн, исполненные гениальной рукой Огюста Родена, встали на городской площади. По недостатку средств, Родену заказали одну фигуру – де Сен-Пьера, но скульптор за те же деньги изваял всех шестерых. Драматизм сюжета и мастерство скульптора потрясали – и в ХХ веке копии «Граждан Кале» встали в музеях Парижа, Лондона, Филадельфии, Сеула – всего 12 городов мира Далеко не всем потрясенным известно, что граждан Кале не казнили: милосердная королева Филиппа на коленях вымолила у супруга жизни мужественных изможденных людей.

Читайте также  Статуя и скульптура отличие

10. «Мыситель»

И снова великий Огюст Роден! В 1880 году он первый раз получил государственный заказ: в Париже решили выстроить новый Музей декоративного искусства, и Родену поручили создать для него скульптурный портал. Ваятелю представились «Врата ада» – многофигурная и многосюжетная композиция, навеянная образами из «Божественной комедии» Данте, из сборника «Цветов зла» Шарля Бодлера, с фрески «Страшный суд» Микеланджело. Роден не уложился в срок, а музей так и не был создан. Но работу над «Вратами ада» Роден продолжал до конца жизни и не успел завершить: отливали «Врата» уже после кончины ваятеля. А многие фигуры с «Врат ада» обрели отдельную жизнь, и в их числе самые знаменитые скульптуры Родена «Поцелуй» и «Мыслитель». Знаменитейшее изваяние в истории, «Мыслитель» задумывался, как портрет Поэта, то есть Данте. Потом Роден раздвинул рамки, и вылепил творца во всей его интеллектуальном могуществе. Мощь мыслителя он передает через мощь физическую: Роден писал, что его «Мыслитель» «думает каждой мышцей спины, всеми мускулами ног и рук, сцепленными пальцами и сжатым кулаком». Нынче скульптурное изображение боксера Жана Бо украшает сад музея Родена в Париже. Копий «Мыслителя» много: самые известные на могиле Родена в Мёдоне и на территории Колумбийского университета в Нью-Йорке.

Идеальное тело в представлении древних греков

В Греции обнаженное тело мужчины воспринималось в положительном ключе, говорит куратор Британского музея Иян Дженкинс

Выставка «Определение красоты» в Британском музее демонстрирует посетителям, насколько греки проникались идеей физического совершенства. По словам куратора выставки, они руководствовались примерно теми же мотивами, что и наши современники, которые качают мышцы в спортзале.

Доктор Иян Дженкинс — сотрудник Британского музея, специалист по классической греческой скульптуре. Однако даже он не может точно сказать, почему именно в Древней Греции обнаженное тело ценилось больше, чем в других культурах того времени.

«Если вспомнить культуру Ассирии или Египта, или Кипра, у них были определенные комплексы в отношении наготы, в частности мужской, — в отличие от греков», — говорит он.

«То же касалось и римской культуры, пока она не подверглась греческому влиянию. Не думаю, что этому есть простое объяснение».

«Возможно, отчасти это вытекает из того, что культура как таковая играла чрезвычайно важную роль в Греции. Общие культурные ценности, общий язык и признание олимпийских богов — вот то, что объединяло греков», — считает ученый.

«Итак, понимание телесной красоты, возможно, было одним из связующих звеньев между разрозненными городами-государствами, которые иначе было бы трудно воспринимать как одну нацию или империю. Конечно, не все произведения древнегреческого искусства изображают обнаженную натуру, но таковых много. Для греков тело имело только положительный смысл: они его не стыдились».

Некоторые экспонаты выставки балансируют на грани пристойного. Но, по мнению Дженкинса, «нагота» может быть разной.

«Одно дело, если посреди главной улицы Афин у вас порвалась резинка в белье — это конфуз. Но была и другая нагота — так сказать, признак клуба, по крайней мере мужского. Она четко оговаривалась правилам».

«Скажем, обнажиться в древнегреческой школе боевых искусств — это, практически, войти в изысканное общество. Изображения обнаженной натуры попадались повсюду и вряд ли кого-то шокировали».

Выставка «Определение красоты» включает порядка 150 экспонатов, преимущественно скульптуры. Здесь есть прекрасные оригиналы древних времен (датированные 2500 г. до н.э.), а также мраморные или бронзовые копии эпохи Древнего Рима и современности.

По мнению куратора Ияна Дженкинса, современная мода на фитнес сближает нас и древних греков

Руководство музея включило в выставку часть мрамора Элгина, побуждая рассмотреть их в новом контексте. Сюда же временно переехали и некоторые другие окрасы Британского музея, в частности мраморная статуя «Дискобол».

Среди экспонатов — и много заимствованных, таких как «Бельведерский торс» из Ватикана — сильно поврежденная, но все равно поразительная скульптура, датируемая I в. до н.э.

Бронзовый Апоксиомен (атлет, вытирающий пот со своего обнаженного тела) приехал из Хорватии, у берегов которой его случайно обнаружили в 1996.

«Определение красоты» не просто рассказывает об «альфа-самцах» Древней Греции — именно эта часть экспозиции находит наибольший отклик в настоящем.

Пол Стенделл — актер и частный тренер; его сайт предлагает клиентам достичь определенного типа фигуры, к которому еще двадцать лет назад мало кто стремился.

Сегодня клиенты часто высказывают желание «иметь тело, как у греческих статуй».

«Это желание является типичным для мужчин. Возможно, на самом деле они хотят иметь внешность Брэда Питта из «Трои» или Дуэйна Джонсона из «Геракла» — подозреваю, что именно из фильмов они черпают свое представление о том, какое тело было у греческих героев или богов. Они хотят подкачать бицепсы и грудь, иметь «кубики» на животе».

Что же думает Пол о 3000-летнем бронзовом атлете? Попал бы тот на обложку журнала в 2015-м?

«Во многом идеал мужского тела остается неизменным. И Апоксиомен, и Дискобол обладают большинством физических качеств, которые и сегодня требуют от моделей-атлетов», — говорит он.

«Самое важное — это пропорции. Соотношение талии и плечей должно быть 1:1,4 — именно таковое оно у персонажей выставки. У них также красивый пресс с косыми мышцами, очерчивающими середину тела».

«У них прекрасные рельефные икры, а плечи и грудь визуально отделены, как это и должно быть. Именно к этому стремятся многие наши современники», — считает тренер.

«Но интересно, что нынешние вкусы идут еще дальше. Как ни прискорбно, агент, нанимающий на работу моделей-атлетов в Лондоне или Лос-Анджелесе, возможно, отправил бы древнегреческих ребят на дополнительные занятия — чтобы было еще больше рельефа, еще больше выразительности. А может, им просто не хватает загара».

Осмотрев выставку, Стенделл пришел к выводу, что у древних греков было более реалистичное представление об анатомии, чем у нас сегодня.

«Конечно, у них же не было фотошопа!» — шутит он.

Дженкинс отмечает, что женские экспонаты демонстрируют больше скромности — их тела открыты лишь частично.

Скульптура головы древнегреческой женщины Бесплатные Фотографии

Классическая концепция фона статуи фон в стиле vaporwave классическая скульптура с искажением

Афродита — древняя богиня любви и красоты мраморная скульптура афродиты в музее .

user11628272

Коллаж из гипса античная скульптура человеческого лица плакат современного искусства фанки панк минимализм

Коллаж из гипса античная скульптура человеческого лица плакат современного искусства фанки панк минимализм

Современный постер с головой древней статуи и деталями живого кошачьего лица коллаж современного искусства

Современный постер с головой древней статуи и деталями живого кошачьего лица коллаж современного искусства

Классическая концепция фона статуи фон в стиле vaporwave классическая скульптура с искажением

Классическая концепция фона статуи фон в стиле vaporwave классическая скульптура с искажением

David Costa Fernandez

Классическая концепция фона статуи фон в стиле vaporwave классическая скульптура с искажением

Классическая концепция фона статуи фон в стиле vaporwave классическая скульптура с искажением

David Costa Fernandez

Классическая концепция фона статуи фон в стиле vaporwave классическая скульптура с искажением

Классическая концепция фона статуи фон в стиле vaporwave классическая скульптура с искажением

David Costa Fernandez

Классическая концепция фона статуи фон в стиле vaporwave классическая скульптура с искажением

Классическая концепция фона статуи фон в стиле vaporwave классическая скульптура с искажением

David Costa Fernandez

Плакат современного концептуального искусства с синей розовой красочной древней статуей коллаж современного искусства

Плакат современного концептуального искусства с синей розовой красочной древней статуей коллаж современного искусства

David Costa Fernandez

Плакат современного концептуального искусства с синей розовой красочной древней статуей коллаж современного искусства

Плакат современного концептуального искусства с синей розовой красочной древней статуей коллаж современного искусства

David Costa Fernandez

Плакат современного концептуального искусства с синей розовой красочной древней статуей коллаж современного искусства

Плакат современного концептуального искусства с синей розовой красочной древней статуей коллаж современного искусства

David Costa Fernandez

Плакат современного концептуального искусства с синей розовой красочной древней статуей коллаж современного искусства

Плакат современного концептуального искусства с синей розовой красочной древней статуей коллаж современного искусства

David Costa Fernandez

Венеция, италия - 27 июня 2016: деталь статуи венеры в музее палаццо дукале

Венеция, италия — 27 июня 2016: деталь статуи венеры в музее палаццо дукале

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector